Войтенков И. Влияние физических упражнений на здоровье подростка. Влияние физических упражнений на здоровье школьников

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Через занятия физической культурой и спортом формируются и воспитывается у ребят уважение к самим себе и ответственное отношение к своему здоровью, приобщение к разумной физической активности, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Неблагоприятное влияние на организм оказывает недостаточная работа отдельных мышечных групп. Последствием этого бывают расстройства в отдельных частях тела, отражающиеся на всём организме. Так, при продолжительном неподвижном сидячем положении без перерывов для активного отдыха в виде движений всего организма нарушается кровообращение брюшных органов (желудка, кишечника и печени), в результате чего могут появиться нежелательные последствия, связанные с основной функцией кишечного тракта.

Наиболее важным в мышечной системы детей и подростков является упражнение её, тренировка, которая постепенно вовлекает отдельные мышечные группы (в их взаимной связи) в движения и тем самым обеспечивает развитие мускулатуры и совершенствует моторику.

Цель исследования: «Рассмотреть и выявить влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков».

Актуальность данного исследования состоит в том, что систематически, постепенно нарастающая, но в то же самое время строго дозированная тренировка отдельных мышечных движений в процессе тренировок делает движения привычными, лёгкими и приятными. Если эти занятия не чрезмерны во времени и по нагрузке, то они у тренированного ребёнка и подростка обычно не вызывают утомления. В связи со сказанным становится очевидным огромное гигиеническое и физиологическое значение тренировки мышечной системы. Таким образом, ученик способен создать мышечной системе благоприятный воспитательный фон и избежать различных спортивных травм.

Методы исследования: В данной работе проводился теоретический анализ анатомической характеристики мышечной системы подростков. Использовались методы групповой деятельности, тесты в начале работы и по окончании работы над проектом. Можно сделать вывод , что мышцы выполняя свою работу, одновременно совершенствуют функции практически всех внутренних органов, в первую очередь это касается сердечно - сосудистой и дыхательной систем Мышца является активным элементом аппарата движения.

«План исследования»

Деятельность мышц органически связана с работой головного мозга и нервов, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Как уже было отмечено упражнение мышц содействует развитию коры больших полушарий мозга. Воспитание психических качеств, таких, как восприятие, память, воля, связано с рациональным физическим воспитанием. Работа головного мозга протекает продуктивнее тогда, когда усиливается его питание доставляемой к нему кровью. Таким образом умеренные физические нагрузки активизируют психическую деятельность.

Так, например, тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Мышцы у детей отличаются по своему строению, составу и функциям от мышц взрослого. Мышцы у детей по внешнему виду бледнее и нежнее, богаче водой, но беднее белковыми веществами и жиром, а также экстраактивными и неорганическими веществами.

Вышесказанное определило тему исследования: «Влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков».

  • 1. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы подростков.
  • 2. Проанализировать значение занятий физических упражнений на организм подростков.
  • 3. Обосновать значение занятий физических упражнений как основной вспомогательный фактор.

Объект исследования: учащиеся спортивной школы основной группы п.Приобье, воспитанники лыжной секции МКОУ « Сергинская средняя общеобразовательная школа», учащиеся общеобразовательной школы контрольной группы МКОУ «Сергинская средняя образовательная школа» .

Предмет исследования: состояние мышечной системы при физической нагрузке и в покое. В качестве гипотезы исследования второстепенной задачей стало предположение, что организм подростка, на который оказывается регулярная физическая нагрузка, менее подвержен спортивным травмам. физический мышечный нагрузка здоровье

Особенности развития мускулатуры и моторики детей и подростков выдвигают ряд гигиенических требований, направленных, с одной стороны, на охрану их мышечной системы, а с другой - на её развитие и укрепление. Учитывая сравнительно быструю утомляемость мускулатуры у детей и подростков и недостаточную её тренированность, необходимо избегать длительных физических напряжений, имея в виду возможные печальные последствия, могущие привести к калечению растущего организма. Это относится не только к детям младшего школьного возраста, но и к подросткам, обучающимся в старших классах средней школы. Чтобы обеспечить нормальное развитие мускулатуры у детей и подростков, необходимы умеренные физические упражнения, будь то занятия спортом, сельскохозяйственным или иным физическим трудом. При работе мышцы получают более обильный приток крови, содержащей питательные вещества и кислород. Притекающая при работе мышцы кровь питает не только её, но и кости, к которым она прикреплена, а также и связки. Работа мышц оказывает положительное влияние и на процесс образования в костном мозгу красных кровяных телец, улучшая тем самым состав крови.

Мышечная работа оказывает своё благотворное влияние на весь организм, в частности на такие органы, как сердце и лёгкие, и активизирует процессы обмена. При односторонней нагрузке на какую-либо одну группу мышц происходит чрезмерное развитие ее за счет некоторого недоразвития остальных мышечных групп, а это обстоятельство отрицательно отражается на деятельности всего организма. Лишь всестороннее упражнение мускулатуры обеспечивает нормальное физическое развитие растущего организма в целом и содействует совершенствованию морфологических и функциональных свойств отдельных органов и систем. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.

Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон.

Методика исследования

В процессе исследования данной темы проекта проводилась работа с воспитанниками спортивной школы, отделения бокса (основная группа) п.Приобье, воспитанниками лыжной секции и учащимися образовательной школы (контрольная группа) п.Сергино, в виде двигательной нагрузки гимнастических упражнений пассивной и активной гибкости. Только в среднем школьном возрасте гимнастика становится основным видом физической культуры среди подростков, поскольку в этом возрасте мышечная система достаточно развилась для подобного рода упражнений. В качестве основного показателя был определён тест на прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции занимающихся. Проводилась обработка полученных результатов и сравнительная характеристика полученных результатов. Тест проводился в начале исследования и в конце. Тест на гибкость и силовые способности измерялся основными тестовыми упражнениями по программе «Губернаторских состязаний». Тест на быстроту реакции измерялся ловлей падающей линейки. Разница в гибкости сравнивалась сантиметрами, в силовых способностях количество раз делилось на вес тела и получали процентную разницу, в тесте на реакцию также сравнивались сантиметры.

Исследуемые основной группы отделения бокса п.Приобье (спортивная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые основной группы лыжная секция п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые контрольной группы п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования показывают, что положительный прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции выражен у воспитанников спортивной школы (основной группы), у воспитанников лыжной секции (основной группы), менее выражен у учащихся образовательной школы (контрольной группы). Мышечная система функционирует не изолированно. Мышца является активным элементом аппарата движения. Все мышечные группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок.

Не исключено, что ритмические сокращения мышц (при равномерной ходьбе и беге) передают свою информацию по моторно-висцеральным путям сердечной мышце и как бы диктуют ей физиологически правильный ритм.

Так, прирост гибкости по тесту наблюдается у 60 % занимающихся основной группы п.Приобье, 50% у занимающихся основной группы п.Сергино и у учащихся контрольной группы 20%.

Вывод

Таким образом, мышечная система подростков имеет свои характерные особенности. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими нагрузками и подростка, и взрослого человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного. Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твёрдыми. Твёрдость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны - состоянием тонуса мышц. Во избежание получения спортивных травм необходима полноценная разминка и регулярные физические нагрузки.

Литература

  • 1. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  • 2. Физиология человека. Учебник для вузов /Под ред. Н.В. Зимкина. Л.,1975.
  • 3. Детская спортивная медицина /под ред.проф. С.Б. Тихвинского, проф. С.Б.Хрущёва. М.: Медицина, 1980.

Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, постоянное присутствие в окружающей среде агрессивных микроорганизмов ослабляют здоровье людей. Вот почему так важно укреплять защитные силы организма всеми доступными способами - сбалансированным питанием, своевременным лечением различных недугов, профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности.

Актуальность физической активности

В условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров, смартфонов и прочих «девайсов», облегчающих труд и повседневную жизнь человека, физическая активность людей резко сократилась по сравнению даже с ближайшим прошлым десятилетием.

Это ведёт к постепенному снижению функциональных способностей человека, ослаблению его скелетно-мышечного аппарата, изменениям в работе внутренних органов - изменениях, к сожалению, в худшую сторону. Недостаток движения и энергозатрат приводит к сбоям в работе всех систем (мышечной, сосудистой, сердечной, дыхательной) и организма в целом, способствуя возникновению различных заболеваний.

Вот почему столь важным оказывается влияние спорта на здоровье человека. Физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность к движению и нагрузкам.

Влияние движения на системы и органы

О том, как спорт влияет на здоровье человека, сказано и написано множество статей, научных исследований, даже диссертаций. Попробуем оформить все эти сведения в краткой и доступной форме. Итак, спорт полезен для здоровья по следующим причинам:

  • Укрепляется опорно-двигательный аппарат : увеличивается объём и силовые показатели мускулов, кости скелета становятся более устойчивыми к нагрузкам. В процессе тренировок в тренажёрном зале или при занятиях бегом, плаванием, велоспортом улучшается кислородное питание мышц, включаются в работу кровеносные капилляры, которые в покое не задействованы - больше того, образуются новые кровеносные сосуды. Под влиянием регулярных тренировок изменяется химический состав мышечных тканей: в них увеличивается содержание энергетических веществ, что приводит к интенсивным обменным процессам, синтезу протеинов и образованию новых клеток. Систематические занятия физкультурой препятствует развитию таких заболеваний органов опоры и движения, как остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков, артроз, атеросклероз, остеопороз.
  • Укрепляется и развивается нервная система. Это происходит за счёт увеличения ловкости, быстроты и улучшения координации движений. Занятия спортом способствуют постоянному формированию новых условных рефлексов, которые закрепляются и складываются в последовательные ряды. Организм обретает способность приспосабливаться к более сложным нагрузкам и совершать упражнения более эффективным и экономным образом для достижения нужных результатов. Скорость нервных процессов увеличивается: мозг учится быстрее реагировать на раздражители и принимать верные решения.
  • Улучшается работа сердечно-сосудистой системы. Влияние спорта на организм человека выражается в увеличении выносливости сердца и сосудов. Тренировки заставляют все органы работать в интенсивном режиме. Мышцы при нагрузках нуждаются в повышенном кровоснабжении, что заставляет сердце перекачивать больший объём насыщенной кислородом крови за единицу времени. В покое сердце выталкивает в аорту примерно 5 л крови за одну минуту: при тренингах это количество увеличивается до 10 и 20 л. Сердце и сосуды у занимающегося спортом человека быстро привыкают к нагрузкам и так же быстро восстанавливаются после них.

  • Улучшается работа органов дыхания. При физических нагрузках ввиду увеличения потребности тканей и органов в кислороде, дыхание становится более глубоким и интенсивным. Количество воздуха, проходящего через органы дыхания за минуту, увеличивается с 8 л в состоянии покоя до 100 л при беге, плавании, занятиях в тренажёрном зале. Увеличивается и жизненная ёмкость лёгких.
  • Повышается иммунитет и улучшается состав крови. У регулярно тренирующихся людей количество эритроцитов увеличивает с 5 млн в одном кубическом мм до 6 млн. Повышается также уровень лимфоцитов (белых телец крови), задача которых - нейтрализация вредоносных факторов, поступающих в организм. Это прямое доказательство того, что спорт укрепляет защитные силы - способность противостоять неблагоприятным условиям среды. Физически активные люди болеют реже, и если подвергаются агрессии бактерий или вирусов, то справляются с нею гораздо быстрее.
  • Улучшается метаболизм. Тренированный организм лучше регулирует содержание сахара и прочих веществ в крови.

Меняется отношение к жизни. Физически активные люди более жизнерадостны, менее подвержены резким сменам настроения, раздражительности, депрессиям и неврозам.

Воздействие спорта на растущий организм

О том, как связаныспорт и здоровье детей, свидетельствует медицинская статистика. По сведениям врачей, 70% часто болеющих детей и подростков не занимаются спортом и часто пропускают уроки физкультуры. Умственные нагрузки в школе, постоянное сидение за компьютером или перед телевизором дома ведут к тому, что организм не получает физической разрядки.

Это способствует функциональным нарушениям и превращает школьников или студентов в «молодых старичков», подверженных самым различным заболеваниям, которые ранее чаще диагностировались у людей более старшего возраста (патологии костной системы, сосудистые и сердечные недуги).

Влияние занятий физкультурой и спортом на организм школьников и студентов неоценимо - именно молодым и растущим людям необходимы постоянные нагрузки и движение. Малоподвижный образ жизни современных детей вызывает крайнюю озабоченность у врачей и педагогов.

Популяризация спорта

О благотворном влиянии физической активности на человека свидетельствуют медицинские исследования, практические наблюдения, факты и даже устное народное творчество: многочисленные пословицы о здоровье и спорте («Кто спортом занимается, тот силы набирается», «Крепок телом - богат и делом» и т.д.).

Современные медицина и педагогика стараются популяризировать спорт и привить в массовом сознании положительное отношение к физкультуре. В школах и высших учебных заведениях проводятся дни здоровья и спорта, школьникам выдаются бесплатные абонементы на посещение бассейнов и тренировочных залов. Однако процент тех, кто игнорирует значение физической активности для здоровья по-прежнему велик.

Заниматься спортом следует, соблюдая разумный подход и умеренность: перегрузки во время тренировок недопустимы. Существует также опасность травматических повреждений, так что не стоит забывать о мерах безопасности.

Научные исследования показали, что под влиянием физических упражнений и игр дети быстрее и лучше растут. Это легко объяснимо. Благодаря усилению обмена веществ, кровью доставляется больше «строительного материала» и кости быстрее увеличиваются как в длину, так и в ширину. Еще заметнее увеличивается объем мышц. Соразмерно увеличиваются и развиваются в результате занятий физическими упражнениями и играми также все внутренние органы.
Сердце ребенка нуждается в постоянной нагрузке, иначе его мышечная система прорастает жиром, становится вялой, рыхлой, неспособной к сильным сокращениям, плохо обеспечивает ткани, особенно периферических органов, кислородом. Регулярные занятия физическими упражнениями и играми укрепляют мышцы человека, в том числе и сердечную мышцу. Сердечная мышца тренированного человека с каждым ударом посылает в кровеносные сосуды значительно больше крови, чем у лиц, не занимающихся физическими упражнениями и играми.
Кровь омывает ткани всего тела и хорошо снабжает их кислородом. В промежутке между двумя сильными сокращениями тренированное сердце дольше отдыхает. Таким образом, оно работает более экономно, меньше устает, становится выносливым. Чем лучше тренировано сердце, тем относительно реже пульс. Тренированное сердце хорошо справляется с длительной тяжелой работой, и, наоборот, сердце человека, ведущего малоподвижный образ жизни, плохо обеспечивает периферические органы, особенно ткани конечностей, кровью. Мышцы не получают необходимого количества кислорода и быстро утомляются. Человек, с детских лет, ведущий малоподвижный образ жизни, ослабляет свою сердечно-сосудистую систему, поэтому он тяжело переносит физические нагрузки. Влияние физических упражнений и игр на легкие также чрезвычайно благотворно, особенно если занятия проводятся на свежем воздухе. Организм при этом требует повышенного количества кислорода, ребенок полной грудью вдыхает воздух и так же глубоко выдыхает, чувствуя потребность освободится от углекислоты, обильно вырабатываемой клетками, и пополнить легкие свежим воздухом.
Это особенно важно. Когда человек находится без движения, он не дышит полной грудью, воздух успевает наполнить только среднюю часть легких и сразу же выдыхается. Верхушки легких работают недостаточно. Вот почему полезны физические упражнения и игры. Усиливая дыхание, они хорошо вентилируют легкие и предохраняют ребенка от легочных болезней, в частности от туберкулеза.
Кроме того, у ребенка под влиянием физических упражнений и игр изменяется объем грудной клетки. Грудь становится шире, ребра приобретают большую подвижность, укрепляются дыхательные мышцы. Это ведет к увеличению жизненной емкости легких. Улучшается также состав крови. Благодаря обильному притоку живительного кислорода и питательных веществ увеличивается количество красных кровяных телец, что предупреждает развитие малокровия.
Физические упражнения и игры очень сильно воздействуют и на пищеварительный аппарат. Из желудка и кишечника всасывается только то количество питательных веществ, которое необходимо организму.
Благодаря физическим упражнениям развиваются мышцы живота. Эти мышцы имеют большое значение для здоровья. Они участвуют в дыхании, способствуя более глубокому вдоху и выдоху. Кроме того, напряжение мышц живота способствует опорожнению кишечника.
Физические упражнения и игры хорошо действуют и на нервную систему. Нервные клетки получают больше питательных веществ, кислорода, лучше развиваются и энергичнее работают.
Присмотритесь к движениям ребенка, только что начинающего ходить: как они беспомощны и неуклюжи, сколько он делает лишних взмахов руками, его шаги не одинаковы по величине и тп. Взгляните на подростка, в первые вставшего на лыжи: опять та же неуклюжесть, падения, судорожные повороты и наклоны туловища в попытках сохранить равновесие. Нервные двигательные центры еще не научились справляться со своей задачей и посылают команды не тем мышцам, которые целесообразно в данный момент включить в работу, заставляют их сокращаться с избыточной силой, тогда как нужные мышцы в работу не вовлекаются. В результате движения получаются неточными и неуклюжими, все тело напрягается, ребенок бесполезно тратит много сил и энергии.
Постепенно, путем упражнения, нервная система приобретает навык точного упражнения движениями. Команды поступают именно тем мышцам, которые наиболее ловко производят данное движение, а все остальные мышцы остаются расслабленными. Благодаря этому движение ребенка становятся свободными, грациозными и экономичными.
Путем физических упражнений развивается также быстрота реакции. Это способность нервной системы в кратчайший срок передать импульсы мышце и тем самым заставить ее молниеносно сократиться. Это качество имеет в современном труде немаловажное значение. Если быстрота реакции достаточна, то работа идет без напряжения; если реакция недостаточно быстрая, то нервная система, торопливо отсылая приказания мышцам, перенапрягается. В результате наступает нервное утомление.
Занятия физическими упражнениями и играми вырабатывают чувство ритма, то есть умение производить ряд движений в одинаковые промежутки времени.
Наконец, систематические занятия подвижными играми, ходьба на лыжах, регулярные прогулки развивают выносливость, столь необходимую в процессе трудовой деятельности.
Повышение уровня физического развития, укрепление здоровья и рост физической работоспособности детей и подростков способствуют улучшению умственной работоспособности.
Большое влияние оказывает активный двигательный режим на устойчивость умственной работоспособности школьников в течение учебного года. Объем двигательной деятельности должен соответствовать потребностям детского организма; это помогает сохранить работоспособность к концу уроков в школе, к концу всего дня, недели, четверти, учебного года.
Кратковременные физические упражнения и игры в процессе уроков и приготовления домашнего задания, а также в процессе труда способствуют поддержанию активного внимания и повышают производительность труда. На уроках, которые следуют после занятий физической культурой, успеваемость выше, чем на уроках, предшествующих занятиям физической культурой.
Прогулки, физические упражнения и игры после окончания уроков являются хорошим средством восстановления умственной работоспособности.
Правильно поставленное физическое воспитание детей и подростков – основа здоровой жизни, успехов в любой области общественной деятельности.
Занятия физической культурой, спортом должны проходить через всю жизнь как средство укрепления здоровья. Краткосрочные тренировки мало эффективны.
Для подрастающего поколения посильная работа, занятия физическими упражнениями и играми должны стать насущной необходимостью. В настоящее время резко возросла общественная ценность физической культуры и спорта. И по отношению к ним в значительной степени определяется общий уровень культуры современного человека, стремящегося к активной, творческой жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

XII Районная научная конференция молодых исследователей научно -социальной программы «Шаг в будущее»

Влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростка

ученица 10 класса

Руководитель: Иванова Нина Юрьевна,

учитель физической культуры

п. Сергино 2014

Через занятия физической культурой и спортом формируются и воспитывается у ребят уважение к самим себе и ответственное отношение к своему здоровью, приобщение к разумной физической активности, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Неблагоприятное влияние на организм оказывает недостаточная работа отдельных мышечных групп. Последствием этого бывают расстройства в отдельных частях тела, отражающиеся на всём организме. Так, при продолжительном неподвижном сидячем положении без перерывов для активного отдыха в виде движений всего организма нарушается кровообращение брюшных органов (желудка, кишечника и печени), в результате чего могут появиться нежелательные последствия, связанные с основной функцией кишечного тракта.

Наиболее важным в мышечной системы детей и подростков является упражнение её, тренировка, которая постепенно вовлекает отдельные мышечные группы (в их взаимной связи) в движения и тем самым обеспечивает развитие мускулатуры и совершенствует моторику.

Цель исследования: « Рассмотреть и выявить влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков » .

Актуальность данного исследования состоит в том, что систематически, постепенно нарастающая, но в то же самое время строго дозированная тренировка отдельных мышечных движений в процессе тренировок делает движения привычными, лёгкими и приятными. Если эти занятия не чрезмерны во времени и по нагрузке, то они у тренированного ребёнка и подростка обычно не вызывают утомления. В связи со сказанным становится очевидным огромное гигиеническое и физиологическое значение тренировки мышечной системы. Таким образом, ученик способен создать мышечной системе благоприятный воспитательный фон и избежать различных спортивных травм.

Методы исследования: В данной работе проводился теоретический анализ анатомической характеристики мышечной системы подростков. Использовались методы групповой деятельности, тесты в начале работы и по окончании работы над проектом. Можно сделатьвывод , что мышцы выполняя свою работу, одновременно совершенствуют функции практически всех внутренних органов, в первую очередь это касается сердечно - сосудистой и дыхательной систем Мышца является активным элементом аппарата движения.

«План исследования»

Деятельность мышц органически связана с работой головного мозга и нервов, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Как уже было отмечено упражнение мышц содействует развитию коры больших полушарий мозга. Воспитание психических качеств, таких, как восприятие, память, воля, связано с рациональным физическим воспитанием. Работа головного мозга протекает продуктивнее тогда, когда усиливается его питание доставляемой к нему кровью. Таким образом умеренные физические нагрузки активизируют психическую деятельность.

Так, например, тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Мышцы у детей отличаются по своему строению, составу и функциям от мышц взрослого. Мышцы у детей по внешнему виду бледнее и нежнее, богаче водой, но беднее белковыми веществами и жиром, а также экстраактивными и неорганическими веществами.

Вышесказанное определило тему исследования: «Влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков».

Задачи:

1. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы подростков .

2. Проанализировать значение занятий физических упра жнений на организм подростков.

3. Обосновать значение занятий физических упражнений как основной вспомогательный фактор.

Объект исследования: учащиеся спортивной школы основной группы п.Приобье, воспитанники лыжной секции МКОУ « Сергинская средняя общеобразовательная школа», учащиеся общеобразовательной школы контрольной группы МКОУ «Сергинская средняя образовательная школа» .

Предмет исследования: состояние мышечной системы при физической нагрузке и в покое. В качестве гипотезы исследования второстепенной задачей стало предположение, что организм подростка, на который оказывается регулярная физическая нагрузка, менее подвержен спортивным травмам. физический мышечный нагрузка здоровье

Особенности развития мускулатуры и моторики детей и подростков выдвигают ряд гигиенических требований, направленных, с одной стороны, на охрану их мышечной системы, а с другой - на её развитие и укрепление. Учитывая сравнительно быструю утомляемость мускулатуры у детей и подростков и недостаточную её тренированность, необходимо избегать длительных физических напряжений, имея в виду возможные печальные последствия, могущие привести к калечению растущего организма. Это относится не только к детям младшего школьного возраста, но и к подросткам, обучающимся в старших классах средней школы.
Чтобы обеспечить нормальное развитие мускулатуры у детей и подростков, необходимы умеренные физические упражнения, будь то занятия спортом, сельскохозяйственным или иным физическим трудом. При работе мышцы получают более обильный приток крови, содержащей питательные вещества и кислород. Притекающая при работе мышцы кровь питает не только её, но и кости, к которым она прикреплена, а также и связки. Работа мышц оказывает положительное влияние и на процесс образования в костном мозгу красных кровяных телец, улучшая тем самым состав крови.

Мышечная работа оказывает своё благотворное влияние на весь организм, в частности на такие органы, как сердце и лёгкие, и активизирует процессы обмена. При односторонней нагрузке на какую-либо одну группу мышц происходит чрезмерное развитие ее за счет некоторого недоразвития остальных мышечных групп, а это обстоятельство отрицательно отражается на деятельности всего организма. Лишь всестороннее упражнение мускулатуры обеспечивает нормальное физическое развитие растущего организма в целом и содействует совершенствованию морфологических и функциональных свойств отдельных органов и систем.
Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.

Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон.

Методика исследования

В процессе исследования данной темы проекта проводилась работа с воспитанниками спортивной школы, отделения бокса (основная группа) п.Приобье, воспитанниками лыжной секции и учащимися образовательной школы (контрольная группа) п.Сергино, в виде двигательной нагрузки гимнастических упражнений пассивной и активной гибкости. Только в среднем школьном возрасте гимнастика становится основным видом физической культуры среди подростков, поскольку в этом возрасте мышечная система достаточно развилась для подобного рода упражнений. В качестве основного показателя был определён тест на прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции занимающихся. Проводилась обработка полученных результатов и сравнительная характеристика полученных результатов. Тест проводился в начале исследования и в конце. Тест на гибкость и силовые способности измерялся основными тестовыми упражнениями по программе «Губернаторских состязаний». Тест на быстроту реакции измерялся ловлей падающей линейки. Разница в гибкости сравнивалась сантиметрами, в силовых способностях количество раз делилось на вес тела и получали процентную разницу, в тесте на реакцию также сравнивались сантиметры.

Исследуемые основной группы отделения бокса п.Приобье (спортивная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые основной группы лыжная секция п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые контрольной группы п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Результаты исследования и их обсужд ение

Результаты исследования показывают, что положительный прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции выражен у воспитанников спортивной школы (основной группы), у воспитанников лыжной секции (основной группы), менее выражен у учащихся образовательной школы (контрольной группы). Мышечная система функционирует не изолированно.Мышца является активным элементом аппарата движения. Все мышечные группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок.

Не исключено, что ритмические сокращения мышц (при равномерной ходьбе и беге) передают свою информацию по моторно-висцеральным путям сердечной мышце и как бы диктуют ей физиологически правильный ритм.

Так, прирост гибкости по тесту наблюдается у 60 % занимающихся основной группы п.Приобье, 50% у занимающихся основной группы п.Сергино и у учащихся контрольной группы 20%.

Таким образом, мышечная система подростков имеет свои характерные особенности. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими нагрузками и подростка, и взрослого человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твёрдыми. Твёрдость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны - состоянием тонуса мышц.Во избежание получения спортивных травм необходима полноценная разминка и регулярные физические нагрузки.

Литература

1. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Физиология человека. Учебник для вузов /Под ред. Н.В. Зимкина. Л.,1975.

3. Детская спортивная медицина /под ред.проф. С.Б. Тихвинского, проф. С.Б.Хрущёва. М.: Медицина, 1980.

Приложение №1

Требования к выполнению тестового упражнения на гибкость.

Наклон туловища вперёд.

Гибкость определяется в исходном положении сидя при наклоне туловища вперёд (ноги прямые). На полу возле пятки наносится метка мелом. Линейкой с точностью до 1 см замеряется положение относительно метки кончиков пальцев рук, вытянутых вперёд к ступням. Если пальцы далее метки, гибкость положительная, если ближе метки - отрицательная. Выполняются три наклона вперёд с постепенно увеличивающейся амплитудой, на четвёртом регистрируется результат в течение 5 сек.

Требования к выполнению тестового упражнения на силовые способности.

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.

Исходное положение: упор лёжа, голова, туловище, бёдра составляют прямую линию, ноги в коленях прямые. Сгибание рук выполняется до уровня примерно 10 см от груди до пола, не нарушая линии тела, а разгибание - до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии «голова-туловище - бёдра». Даётся одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола, при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

Тест на быстроту реакции.

Ловля падающей линейки, направленной отметкой «0» вниз.

Испытуемый держит раскрытой правую (левую) ладонь вертикально, большой палец отведён в сторону, на уровне пояса. Линейка устанавливается отметкой «0» вверху руки. При падении линейки вниз, испытуемый старается поймать её как можно быстрее.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные функции крови и её форменные элементы (эритроциты, лейкоциты и тромбоциты). Система крови под влиянием физической нагрузки. Порядок проведения и результаты исследования изменения показателей крови у спортсменов-лыжников при мышечной нагрузке.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2014

    Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата. Функции мышц, особенности силовых упражнений, направленных на развитие мышц тела. Работа мышц в покое и при физической нагрузке. Влияние занятий спортом на состояние скелетной мускулатуры.

    реферат , добавлен 28.04.2015

    Изучение путей транспортировки газов в организме человека во время тренировки на выносливость. Характеристика внешнего дыхания, физиологии сердца, особенностей адаптации дыхательной, сердечно-сосудистой системы и системы крови при физической нагрузке.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2010

    Адаптация к физической нагрузке. Участие липидов в энергетическом обеспечении мышечной деятельности. Изучение динамики изменения триглицеридов, холестерина, общих липидов в плазме крови в покое и после выполнения одночасовой тренировки в тренажерном зале.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Изучение механизмов адаптации организма к мышечной деятельности. Влияние физических упражнений на процессы роста и развития детей. Спортивная гиперкинезия и ее влияние на растущий организм. Оценка мышечной силы кисти и мышечной выносливости у детей.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2010

    Современное состояние вопроса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем. Описание основных современных форм оздоровительной физической культуры. Методика занятий по физической культуре со студентами специального медицинского отделения.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2016

    Порядок распределения сердечного выброса в покое и при мышечной работе. Объем крови, его перераспределение и изменение при мышечной работе. Артериальное давление и его регуляция при мышечной работе. Кровообращение в зонах относительной мощности.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Изучение морфофункциональных особенностей сердечно-сосудистой системы. Характеристика влияния гиподинамии и физической нагрузки на нее. Определение индивидуального тренировочного пульса и оценка деятельности сердечно-сосудистой системы учеников 9 класса.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Значение биохимических исследований в подготовке спортсменов. Уровень гормонов и клинико-биохимических показателей в крови спортсменов до и после максимальной и стандартной физической нагрузки. Биоэнергетика мышечной деятельности: результаты исследований.

    отчет по практике , добавлен 10.09.2009

    Исследование вопроса по литературным источникам. Проблема воспитания личной физической культуры у школьников. Формирование культуры личности в процессе занятий физической культурой. Гимнастика как средства формирования культуры личности школьника.

Физические упражнения , подвижные игры , а затем и занятия спортом при соблюдении принципа последовательности и постепенности содействуют физическому развитию детей и подростков. Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях.

Под влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода. Повышенная потребность тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем; частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза, пульса – в 2-3 раза. Резко возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой.

Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений . Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей и подростков. У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц. Средние показатели физического развития юных спортсменов выше, чем аналогичные показатели у их сверстников, не занимающихся спортом. У юных спортсменов рост больше на 5-6 см, масса тела на 7-9,5 кг, окружность грудной клетки на 5,7-6,1 см и жизненная емкость легких на 1100 мл.

Одновременно с улучшением показателей физического развития улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы. У подростков, систематически выполняющих физические упражнения и занимающихся спортом, как в покое, так особенно при физической нагрузке, увеличивается ударный объем сердца и в меньшей степени частота сердечных сокращений, повышается тонус сосудов. Более экономичной становится работа органов дыхания. Потребность организма в кислороде, возрастающая в процессе мышечной работы, у тренированных обеспечивается в большей степени за счет увеличения глубины дыхания, в то время как у нетренированных – за счет увеличения частоты дыхания.

Существенные изменения происходят в обмене веществ. У тренированных лучше усваиваются тканями питательные вещества, более глубоко протекают окислительные процессы, вследствие чего вредные продукты распада поступают в кровь в меньшем количестве.

Благоприятно отражается движение детей и на высшей нервной деятельности. Под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом повышается сила, улучшается подвижность и уравновешенность нервных процессов в коре головного мозга. Нервная система становится более пластичной, т.е. приобретает способность быстрее приспосабливаться к новым видам работы и обстановке.

Литература

  1. Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
  2. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  3. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
  4. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
  5. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
  6. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
  7. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.
  8. Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином