Система управления финансами на предприятии. Организационная структура управления финансами

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В условиях рыночной экономики эти ограничения в значитель­ной степени снимаются (отменяются лимиты, снижается роль централизованного снабжения и др.), а эффективное управление предполагает оптимизацию ресурсного потенциала предприятия. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управ­ления финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников. Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенное значение, поскольку это - единственный вид ресур­сов предприятия, трансформируемый непосредственно и с мини­мальным временным лагом в любой другой вид ресурсов. В той или иной степени роль финансовых ресурсов важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия. Таким образом, финансовый менеджмент как одна из основных функций аппарата управления приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики.

Финансы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:

формирование, поддержание оптимальной структуры и нара­щивание производственного потенциала предприятия;

обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности;

обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальной политики.

1.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.2.1. СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:

каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед пред­приятием цели и задачи?

где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

как организовать текущее и перспективное управление финан­совой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и фи­нансовую устойчивость предприятия?

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы упра­вления предприятием. Логика ее функционирования представ­лена на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Структура и процесс функционирования системы финансового управления на предприятии

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от раз­меров предприятия и вида его деятельности Для крупной компа­нии наиболее характерно обособление специальной службы, ру­ководимой вице-президентом по финансам (финансовым дирек­тором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (рис. 1.3).

Рис.1.3. Организационная структура управления предприятием

На небольших предприятиях роль финансового директора обы­чно выполняет главный бухгалтер. Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового ха­рактера. Вне зависимости организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвеча­ет за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.

Приведенная на рис. 1.3 схема нетиповая, а состав ее элемен­тов может варьировать в зависимости от национальных особен­ностей организации бизнеса в той или иной стране, вида компа­нии, ее размера и прочих факторов. Так, в ФРГ высшим органом управления крупной компанией является наблюдательный совет, включающий владельцев компании, а также представителей ее работников и независимых экспертов. Наблюдательный совет назначает совет директоров, осуществляющих коллективное ру­ководство оперативной деятельностью компании; один из дирек­торов при этом выполняет функции спикера.

Существуют различные подходы к трактовке понятия «финан­совый инструмент». В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому проис­ходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Финансовые активы включают:

денежные средства;

контрактное право получить от другого предприятия денеж­ные средства или любой другой вид финансовых активов;

контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;

акции другого предприятия.

К финансовым обязательствам относятся контрактные обяза­тельства:

выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;

обменяться финансовыми инструментами с другим предпри­ятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторс­кой задолженности).

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (де­нежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или произ--водные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контрак­ты, процентные свопы, валютные свопы).

Существует и более упрощенное понимание сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инст­рументы (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложе­ние, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых сан­кций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залого­вые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, ли­зинг. Составным элементом приведенных методов являются спе­циальные приемы финансового управления: кредиты, займы, про­центные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финан­сового характера:

бухгалтерская отчетность;

сообщения финансовых органов;

информация учреждений банковской системы;

информация товарных, фондовых и валютных бирж;

прочая информация.

Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Мно­гие современные системы, основанные на безбумажной техноло­гии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

Организационная структура финансовой системы - это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. Необходимость распределения и перераспределения ВВП является объективным явлением, а формы и методы финансовых отношений, отражают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не сам по себе, а руководствуется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая, имея определенные закономерности, отражает условия конкретной страны.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.

До организационного состав финансовой системы входят:

а) органы управления:

o Министерство финансов;

o Государственная налоговая администрация;

o Контрольно-ревизионная служба;

o Казначейство;

o Счетная палата;

o Аудиторская палата;

o Комитет по надзору за страховой деятельностью;

o Государственная комиссия из ценных бумаг и фондового рынка;

o Пенсионный фонд;

o Фонд социального страхования;

o Государственный инновационный фонд;

б) финансовые институты:

o Национальный банк;

o Коммерческие банки;

o Страховые компании;

o Небанковские кредитные учреждения (ломбард и т.д.);

o Межбанковская валютная биржа;

o Фондовые биржи;

o Финансовые посредники на рынке ценных бумаг.

Финансовые органы и институты могут быть сгруппированы в четыре блока.

Первый блок составляют органы, которые функционируют в сфере бюджета государства. Это прежде всего Министерство финансов Украины и его обособлені подразделения - государственное казначейство и контрольно-ревизионная служба. К этой же группе относится государственная налоговая администрация, которая в 1996 г. выделилась из состава Министерства финансов.

Второй блок составляют контрольно-регулирующие органы - Счетная палата Верховной Рады Украины, Государственная комиссия по ценных бумаг и фондовому рынку, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Аудиторская палата и аудиторские фирмы.

Третий блок составляют финансовые институты, которые работают на финансовом рынке: Национальный банк Украины и коммерческие банки, межбанковская валютная биржа, фондовые биржи и финансовые посредники, страховые компании.

До четвертого блока входят органы управления целевыми фондами: Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования, Государственный инновационный фонд.

Существует довольно сложная схема взаимосвязи органов управления финансовой системой с ее отдельными сферами и звеньями (табл. 10.1).

Как видно из приведенного распределения полномочий финансовых органов и институтов, основное внимание в системе управления сосредоточена на бюджете государства. Это вполне естественно, поскольку именно в нем концентрируются финансовые потоки и связи.

Отдельные сферы и звенья не имеют соответствующих финансовых органов или институтов управления. Финансы субъектов хозяйствования руководствуются финансовыми службами в составе структур управления предприятий и организаций, хозяйственных обществ и холдинговых компаний, министерств и ведомств.

Основной задачей органов управления финансовой системой является обеспечение слаженности в функционировании отдельных сфер и звеньев финансовых отношений. Это достигается четким разграничением функций и полномочий между финансовыми органами и институтами.

Центральное место в управлении финансами занимает Министерство финансов. Именно на него возложены задачи общего руководства всей финансовой системой страны. Основными его функциями являются:

Таблица 10.1. в

o проработки основ и направлений финансовой политики государства и разработка мероприятий по их реализации;

o организация бюджетного процесса, составление проекта Государственного бюджета и его исполнение после утверждения Верховной Радой Украины;

o осуществление мероприятий по мобилизации средств через систему государственного кредита и управления государственным долгом;

o организационное регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования через установление правил осуществления финансовых операций, форм финансовых документов, порядка и стандартов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

o организация функционирования рынка ценных бумаг;

o обеспечение финансовых отношений государства с другими странами, международными организациями и финансовыми институтами;

o организация и осуществление финансового контроля в стране. Министерство финансов имеет разветвленную региональную структуру:

министерство финансов Республики Крым; областные и городские (Киева и Севастополя) финансовые управления; районные и городские (городов республиканского и областного подчинения) финансовые отделы.

В состав Министерства финансов входят два обособленных подразделения: контрольно-ревизионная служба и государственное казначейство.

Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля.

Во-первых, она является органом ведомственного контроля в системе Министерства финансов, осуществляя ревизии финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета.

Во-вторых, она является органом государственного контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных ассигнований непосредственно у распорядителей бюджетных средств.

в-третьих, контрольно-ревизионная служба проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций государственного сектора. Контрольно-ревизионная служба имеет региональную структуру, идентичную системе Министерства финансов. Однако ее региональные органы не должны системы двойного подчинения, поскольку, осуществляя финансовый контроль в регионе, они не могут быть зависимыми от местных органов власти и управления, деятельность которых контролируют.

Государственное казначейство создано с целью обеспечения полного и своевременного выполнения Государственного бюджета. Поскольку объекты финансирования из централизованного бюджета государства расположены на всей территории страны, то осуществлять их обслуживание из единого центра - Министерства финансов, крайне сложно. Казначейство имеет такую же региональную структуру, как и Министерство финансов. Разграничение полномочий между региональными органами в части финансирования расходов осуществляется по признакам значения того или иного объекта финансирования и места его расположения.

Государственная налоговая администрация была создана в составе Министерства финансов, однако, с конца 1996 г. она была преобразована в самостоятельный финансовый орган. Основная ее задача заключается в реализации налоговой политики государства. На налоговую администрацию возложены следующие основные функции:

o разработка проектов налогового законодательства;

o проведение массово-разъяснительной работы среди плательщиков налогов;

o учет плательщиков налогов и поступлений их в бюджет;

o контроль за правильностью исчисления налогов и других обязательных платежей и своевременностью их уплаты;

o наложения штрафных санкций и административных взысканий на нарушителей налогового законодательства;

o международное сотрудничество в сфере налогообложения.

Счетная палата Верховной Рады Украины создана с целью осуществления вневедомственного контроля за составлением и исполнением Государственного бюджета, выработки и анализа бюджетной политики государства, контроля в сфере государственного кредита и денежно-кредитной политики. Она выступает в роли экспертного органа Верховной Рады, давая соответствующие заключения и рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления, показателей ликвидности и платежеспособности и др.) и размеров обязательных резервов. Важной его функцией в банковской системе является обеспечение проведения межбанковских расчетов и кредитования коммерческих банков, то есть он выступает банком банков. НБУ проводит значительные работы по обслуживанию правительства. Он выполняет агентские услуги по размещению государственных ценных бумаг и обслуживание государственного долга, организовывает кассовое выполнение бюджета, проводит международные расчеты государства. НБУ осуществляет валютное регулирование и устанавливает официальные курсы валют или валютные коридоры.

Коммерческие банки формируют банковскую систему и выполняют следующие основные функции:

o аккумуляция временных свободных средств юридических и физических лиц;

o проведение безналичных расчетов;

o кассовое обслуживание наличного обращения;

o кредитования;

o агентские и иные услуги клиентам банка

В условиях рыночной экономики коммерческие банки выступают сердцевиной финансовой системы, выполняя роль кровеносной сети в экономике. Концентрируя значительную массу финансовых ресурсов и направляя кредитные потоки, они играют управляющую роль в развитии каждой страны. Поэтому экономическая и финансовая мощь страны определяется, прежде всего, потенциалом ее банковской системы.

Межбанковская валютная биржа проводит торги по покупке-продаже иностранных валют. Цены, которые формируются на этой бирже, характеризующих рыночный курс валют, то есть тот, который складывается под влиянием спроса и предложения, как на национальную, так и на иностранные валюты. Влияние НБУ на рыночный курс национальной валюты осуществляется через участие в торгах путем скупки той или иной валюты или валютных интервенций.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку организует функционирование рынка ценных бумаг. Она проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их круговорот. Обеспечивает формирование инфраструктуры рынка, выдает лицензии финансовым посредникам, которые осуществляют операции с ценными бумагами. Комиссия осуществляет контроль за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг - эмитентов, инвесторов, финансовых посредников, фондовых бирж - согласно действующего в этой сфере законодательства.

Фондовая биржа проводит операции с ценными бумагами. Основное ее назначение - организация функционирования вторичного рынка. Однако, с одной стороны, через нее может осуществляться и первичное размещение ценных бумаг, а с другой стороны, и вторичный рынок может функционировать вне

Счетная палата может проводить также ревизионную работу в различных звеньях финансовой системы. Однако, в отличие от контрольно-ревизионной службы, которая осуществляет детальный контроль за соблюдением финансового законодательства, Счетная палата осуществляет контроль с позиций макроэкономического финансового регулирования и действенности финансовой политики.

Комитет по надзору за страховой деятельностью организует функционирование страхового рынка. Он проводит лицензирование страховых компаний и выдает им лицензии на осуществление отдельных видов страхования. Комитет осуществляет контроль за деятельностью страховых компаний согласно страхового законодательства, а также разрабатывает методические рекомендации по страхованию.

Страховые компании заключают договора на страхование, принимают страховые платежи и выплачивают страховые возмещения, инвестируют временно свободные средства. Они разрабатывают формы, виды и условия страхования, устанавливают размеры страховых тарифов, начисляют положенные выплаты клиентам.

Аудиторская палата организует независимый финансовый контроль. Она выдает лицензии юридическим и физическим лицам на право осуществления аудиторской деятельности и контролирует соблюдение требований законодательства по аудиторского контроля.

Аудиторские фирмы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и дают свои заключения относительно законности и правильности осуществления финансовых операций, соответствия ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности. Аудиторский контроль имеет целью оказание консультативной помощи, по его результатам принимаются решения о наложении штрафных санкций и административных взысканий. Вместе с тем аудиторские фирмы несут ответственность за правильность аудиторского заключения, поскольку после их проверок налоговая, бухгалтерская и финансовая отчетность проверяется соответствующими органами финансового контроля.

Национальный банк Украины (НБУ) является основным финансовым институтом в сфере денежного рынка. Именно он осуществляет эмиссию денег, которые выступают инструментом финансовых отношений, и регулирует денежное обращения в стране. Важная задача НБУ - организация эффективного функционирования кредитной системы. Он проводит регистрацию коммерческих банков и выдает лицензии на отдельные виды банковских операций (например, валютные операции). НБУ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков установлением экономических нормативов (минимального размера уставного фон-биржей. В связи с этим различают биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг.

Финансовые посредники на рынке ценных бумаг выполняют роль связующего звена между эмитентами ценных бумаг и инвесторами.

С одной стороны, по поручению эмитентов они проводят выпуск и размещение ценных бумаг на финансовом рынке.

С другой стороны, они проводят операции по покупке ценных бумаг на основании соглашений с инвесторами. Деятельность финансовых посредников основывается на их информированности и глубоких знаниях рынка ценных бумаг.

Пенсионный фонд создан с целью аккумуляции и рационального размещения средств, предназначенных для пенсионного обеспечения. Он выполняет начисления пенсий и проведения выплат. Пенсионный фонд, как орган управления, имеет соответствующие полномочия по контролю за полнотой и своевременностью уплаты взносов предприятий в фонд.

Фонд социального страхования и Государственный инновационный фонд выполняют аналогичные функции в отношении соответствующих целевых фондов.

Любой хозяйствующий субъект можно рассматривать как некую социально-экономическую систему, инициирующую потоки ресурсов и преобразующую их в продукцию или услуги, предложение на рынок и реализация которых обеспечивают достижение основных целей, определяющих и оправдывающих сам факт создания данного субъекта. Финансовые ресурсы играют при этом огромную, если не решающую, роль. На момент основания предприятия, а также в первые годы его функционирования приоритетное значение имеет инвестиционный аспект управления финансами; в дальнейшем относительно большее значение приобретают вопросы оптимизации финансирования текущей деятельности, в частности анализ и прогнозирование денежных потоков, эффективное управление финансовой структурой компании и др. Иными словами, после того как предприятие стабилизировало свою деятельность и вышло на так называемый нормальный режим работы, приоритет отдается обеспечению, в том числе финансовому, ритмичности и бесперебойности в достижении основных целей (чаще всего основная цель заключается в генерировании прибыли).

С позиции практического управления финансами субъекта хозяйствования ключевым является умение более или менее обоснованно отвечать на ряд ключевых вопросов:
Удовлетворены ли стратегические инвесторы деятельностью предприятия, направлением и динамикой его развития, положением в конкурентной среде?
Каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее: (а) платежеспособность фирмы, (б) ее финансовую устойчивость с позиции перспективы, (в) экономически эффективную, рентабельную работу в среднем и (г) ритмичность платежно-расчетных операций?

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовой деятельностью предприятия. Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая предмет этого научного и практического направления -с финансовых ресурсов до всей совокупности отношений, ресурсов, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что любые действия по реализации финансовых отношений (в частности, в приложении к коммерческой организации) немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, напрашивается следующий очевидный вывод: финансовый менеджмент можно трактовать как систему действий по оптимизации финансовой модели фирмы. (Заметим, что наилучшей моделью является бухгалтерский баланс фирмы.) Можно продолжить конкретизацию приведенного определения. Очевидно, что наилучшей финансовой моделью фирмы является ее отчетность и ее сущностное ядро - бухгалтерский баланс. А потому возможно и такое определение: финансовый менеджмент - это система действий по оптимизации баланса хозяйствующего субъекта.

Логика функционирования системы управления финансами предприятия представлена на рис. 1.6. Приведем краткую характеристику основных элементов данной системы (некоторые из них в последующих разделах книги будут описаны более подробно).

Как известно из теории систем, любая система управления состоит из двух ключевых элементов - субъекта управления и объекта управления; субъект воздействует на объект с помощью так называемых общих функций управления (например, анализа, планирования, организации, учета, контроля, регулирования), руководствуясь при этом системой целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом.

В приложении к управлению финансами предприятия субъект управления, или управляющая подсистема, может быть представлена как совокупность пяти базовых элементов: (1) оргструктуры управления финансами, (2) кадров финансовой службы, (3) финансового инструментария, (4) информации финансового характера и (5) технических средств управления финансами.

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены разными способами, в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.

Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управлении финансами. Их общая характеристика будет приведена в гл. 5.

Финансовые инструменты - это относительно новое понятие в теории финансов, однако значимость его стремительно возрастает, поскольку они являются основой любых операций компании на финансовых рынках: идет ли речь о привлечении капитала (в этом случае осуществляется эмиссия акций или облигаций), операциях спекулятивного характера (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансовых инвестициях (вложения в акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формировании страхового запаса эквивалентов денежных средств (приобретение высоколиквидных ценных бумаг). Сущность и виды финансовых инструментов обсуждаются в гл. 3.

Информация финансового характера, или информационная база, является основой информационного обеспечения системы управления финансами на любом уровне, поскольку всякое обоснованное, неспонтанное решение базируется на некоторых данных. Информационная база весьма обширна и включает обычно любые сведения финансового характера; в частности, сюда относятся бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения. Информационный аспект управления финансами будет рассмотрен в гл. 9.

Технические средства управления финансами являются самостоятельным и весьма важным элементом финансового менеджмента. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Все крупные предприятия ведут свою бухгалтерию с использованием специализированных пакетов (например, 1С-бухгалтерия). Для выполнения текущих аналитических расчетов финансовый менеджер может воспользоваться также стандартным программным обеспечением, в частности различными электронными таблицами.

Как показано на рис. 1.6, объект системы управления финансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов*, отношения, ресурсы, источники (обязательства) - именно этими элементами и пытаются управлять менеджеры.

Под финансовыми отношениями мы будем понимать отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые влекут изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов. В основе финансовых отношений лежит система договоров. Эти отношения должны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Слова «как правило» означают, что в принципе возможны финансовые отношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом положении в силу принятой системы их реализации (например, заключение договора купли-продажи). Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и институтами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.

Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы (точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финансов). Эти ресурсы представлены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-вещественном их представлении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансового менеджмента - обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.

Управление источниками финансовых ресурсов - одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в пассивной стороне баланса предприятия. Основная проблема в управлении источниками средств заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников; поставщику финансовых ресурсов надо платить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования в долгосрочном и в краткосрочном аспектах.

Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся законы, указы Президента РФ, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Финансовая система строится в зависимости от роли, которую выполняют различные субъекты финансовых отношений в воспроизводственном процессе и включает (рис. 6.1):

Финансы предприятий, учреждений и организаций;

Страхование;

Государственные финансы.

Управление финансами охватывает деятельность, связанную с проведением общей финансовой политики государства, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и финансовой политики, разработкой финансового законодательства. Как правило, управление финансовой системой разделено между несколькими органами. В таблице 6.1 приведены примеры структур, осуществляющих управление финансовой системой в некоторых зарубежных странах.

Таблица 6.1

Структуры управления финансовыми системами в зарубежных странах

Государство

Орган управления финансовой системой

Функции

Велико-британия

1. Казначейство

Разработка, составление, государственного бюджета;

Проведение налоговой политики;

Финансово-экономическое прогнозирование;

Контроль за использованием финансовых средств государственными предприятиями;

2. Управление таможенных пошлин

Ведение вопросами относящимися к сбору таможенных пошлин и акцизов;

Соблюдение финансового законодательства в этой области;

3. Управление внутренних доходов

Контроль за взиманием прямых налогов;

4. Банк Англии

Управление внутренним госудаственным долгом

1. Министерство финансов (казначейство)

Контроль за соблюдением финансового законодательства;

Чеканка монет и эмиссия денежных знаков;

Сбор прямых и косвенных налогов (эта функция расширяется службой внутренних доходов, имеющей сеть территориальных органов);

Управление государственным внутренним долгом;

Контроль за денежным обращением;

Разработка внешней финансовой политики

2.Административно-бюджетное управление

Прогнозирование, управление, контроль и координирование правительственных программ;

Финансирование данных программ;

Составление федерального бюджета;

Оперативный контроль по управлению федеральным бюджетом;

Подготовка исходных данных для составления смет федеральных министерств и ведомств.

Германия

1.Федеральное министерство финансов

Разработка финансовой и налоговой политики;

Разработка валютной и кредитной политики;

Составление федерального бюджета и среднесрочного финансового плана;

Контроль за исполнением бюджета.

2. Федеральные ведомства по финансам

Налоговый контроль;

Налогообложение иностранных капиталовложений

3.Федеральное управление государственным долгом

финансирование бюджетного дефицита;

Осуществление операций по выдаче и погашению займов;

Италия

1. Казначейство

Управление государственными расходами и финансовый контроль

2. Министерство финансов

Управление государственными доходами

3.Министерство бюджета и планирования

Разработка государственного бюджета и координация финансовых ресурсов

4. Министерство внутренних дел

Управление местными финансами

В отечественной практике функции управления финансовой системой и контроля возложены на следующие органы:

Министерство финансов РФ;

Федеральное казначейство РФ;

Счетную палату РФ;

Государственную налоговую службу РФ;

Центральный банк.

Министерство финансов является основным органом управления финансовой системой. Положение о Министерстве финансов утверждено постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. Основные функции Министерства финансов в области управления финансовой системой представлены следующими:

Организация работы по составлению проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета; разработка проекта нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, размеров дотаций и субвенций региональным бюджетам; руководство в области финансово-бюджетного планирования;

Разработка положений налоговой политики, предложений по совершенствованию налоговой системы; проведение переговоров и заключение межправительственных соглашений об устранении двойного налогообложения;

Осуществление регулирования рынка ценных бумаг; разработка схем выпуска государственных займов и их реализация; разработка программ внешних заимствований, проведение переговоров по привлечению кредитных ресурсов; разработка порядка использования привлеченных кредитов;

Анализ валютно-финансовых проблем, разработка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами; заключение международных финансовых договоров и соглашений; разработка направлений использования централизованных валютных ресурсов и средств, поступающих от централизованного экспорта товаров, драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных фондов;

Методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий и организаций; утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности; руководство вопросами бюджетного учета и отчетности;

Обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет по заявкам Центрального банка РФ, ценных бумаг, знаков почтовой оплаты, бланков строгой отчетности;

Заключение от имени Правительства РФ соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие кассового дефицита федерального бюджета и другие цели;

Участие в разработке инвестиционных программ, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств централизованных инвестиционных фондов.

Централизованная система органов федерального казначейства начала формироваться с 1994 года. Положение о федеральном казначействе утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года.

По традиционному определению, казначейство - это специальный финансовый орган, в функции которого входит составление проекта федерального бюджета и его исполнение, управление государственным долгом и эмиссия ценных бумаг. Как было показано выше, в ряде стран казначейство выполняет функции министерства финансов. Развитие института казначейства в России имеет своеобразную историю. До начала 60-х г.г. XIX в. каждое государственное ведомство имело свое казначейство, которое ведало внутриведомственным сбором доходов и расходованием средств.

В ходе финансовой реформы 1863 г. в основу кассового устройства России был положен принцип единства кассы, ведомственные кассы были ликвидированы. В министерстве финансов был создан департамент государственного казначейства, а в качестве местных органов - казенные палаты с губернскими и уездными казначействами. После 1917 г. департамент государственного казначейства и его местные структуры вошли в состав Народного банка РСФСР. Позднее функции казначейства стал выполнять Госбанк РСФСР. До 1991 г. Госбанк с его сетью отделений на местах обеспечивал достаточно полный учет доходов и расходов республиканского (федерального) бюджета. Создание сети коммерческих банков, изменение функций центрального банка снизили возможность контроля за исполнением федерального бюджета. Это обусловило необходимость воссоздания аппарата казначейства как органа, ответственного за исполнение федерального бюджета.

Казначейство подчинено Министерству финансов РФ, его органы являются самостоятельными юридическими лицами. Структура органов федерального казначейства представлена на схеме рис.6.2.

Функции казначейства:

Организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

Ведение реестра распорядителей средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;

Организация распределения доходов между бюджетами разных уровней, организация взаимных расчетов;

Сбор и обработка информации о состоянии федерального и региональных бюджетов;

Осуществление единого стандартизированного учета средств федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства;

Обеспечение целевого финансирования предприятий и организаций за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;

Взаимодействие с Центральным банком обеспечение управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга;

Ряд других функций.

Рис. 6.2. Структура органов федерального казначейства

Счетная плата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Федеральный закон о Счетной палате принят Государственной Думой 18 ноября 1994 г. Счетная палата является юридическим лицом, осуществляющим следующие виды деятельности: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

В этой связи решаются определенные задачи:

Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению;

Определение эффективности использования государственных средств и федеральной собственности, финансовая экспертиза проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов, нормативных правовых актов федеральных органов власти, предусматривающих финансирование за счет федеральных источников;

Контроль за законностью и своевременностью движения федеральных финансовых ресурсов в уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

Контроль за деятельностью Центрального банка и его структурных подразделений в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга.

Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию РФ и регулярно представляет сведения о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Контрольные полномочия Счетной палаты распространены на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, а также предприятия и организации, связанные с использованием федеральных финансовых ресурсов.

Государственная налоговая служба РФ является органом управления системой налогообложения. В ее состав входят подразделения, осуществляющие методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Структура подразделений Государственной налоговой службы представлена на рисунке 6.3.

Рис. 6.3. Структура подразделений государственной нвлоговой службы РФ

Основными функциями государственных налоговых инспекций регионального и местного уровня:

Контроль за соблюдением налогового законодательства;

Обеспечение полного и своевременного учета налогоплательщиков;

Обеспечение правильности исчисления налоговых платежей;

Контроль за своевременным представлением плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов;

Осуществление возврата излишне внесенных сумм налогов и обязательных платежей;

Обеспечение правильности применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством за нарушение обязательств перед бюджетом;

Составление, анализ и предоставление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности по налогам.

Основные задачи Государственной налоговой службы РФ:

Учет налогоплательщиков;

Учет поступления налогов;

Анализ динамики налоговых поступлений;

Совершенствование функционирования системы налогообложения;

Информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства, разъяснение им системы налогообложения.

Отдельные функции управления финансовой системой возложены на Центральный банк:

Общее регулирование денежного обращения;

Обслуживание государственного долга (размещение государственных займов, их погашение, выплаты процентов по госзаймам);

Управление золото-валютными резервами;

Определение форм безналичных расчетов.

Предыдущая

Структура системы управления финансами на предприятии

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании характерно обособление: руководимая вице-президентом по финансам (Финансовым директором) специальная служба, как правило включающая в себя бухгалтерию и финансовый отдел. Вообще типовой структуры организации и управления финансами для всех компании быть не может.

Структура финансовых служб предприятия строится, как правило, по функциональному принципу , который предполагает четкое определение функций каждого структурного подразделения и работника. В зависимости от масштаба предприятия, во главе службы могут быть финансовый директор, финансовый менеджер, главный бухгалтер.

Малое предприятие : Функции финансового директора (менеджера) возлагаются на главного бухгалтера (рис.1).

Рис. 1 Структура финансовой службы малых предприятий

Средние предприятия : На средних предприятиях выделяются отдельно функции учета, исполняемые бухгалтерией и функции финансового директора (менеджера) в данном случае включают в себя планирование, прогнозирование, анализ, контроль, поиск источников финансирования и т.д. (рис.2)


Рис. 2. Структура финансовой службы средних предприятий

Крупные предприятия : Отличительной особенностью финансовой службы на крупных предприятиях является большая степень функциональной детализации, в соответствии с которой и формируются структурные подразделения предприятия. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (рис. 3).

Вне зависимости от организационной структуры управления фирмой финансовый менеджер отвечает принятие решений в области управления финансов или выработку рекомендаций высшему руководству, за анализ финансовых проблем.


Рис. 3. Организационная структура управления крупным предприятием

2.2. Финансовый менеджер: функциональные обязанности, квалификационная характеристика

Эффективное функционирование предприятия в значительной степени определяется способностью финансового менеджера

· рационально распорядиться существующими финансовыми ресурсами;

· своевременно отреагировать на условия динамично изменяющегося рынка;

· предотвратить ситуацию возможного банкротства предприятия.

Среди основных функциональных обязанностей финансового менеджера выделяют:

· организация финансовой работы на предприятии;

· разработка прогнозов, проектов и планов вложения капитала (прямые вклады, венчурные вклады, вклады в ценные бумаги);

· оценка разных вариантов вложения капитала с учетом степени риска и размера получаемой прибыли, выбор оптимального варианта;

· разработка перспективных, текущих, оперативных финансовых планов, планов поступления и использования иностранной валюты;

· участие в разработке бизнес-плана предприятия в части финансовых показателей, а также финансовых нормативов;

· проведение валютной и кредитной политики;

· анализ финансового состояния предприятия;

· контроль над исполнением плановых показателей.

Квалификационная характеристика финансового менеджера .

Квалификационная характеристика финансового менеджера предъявляет к нему требования в области его теоретической подготовки и практических умений работы.

Финансовый менеджер должен знать:

· Теорию менеджмента.

· Теорию финансов, кредита и денежного обращения.

· Теорию финансового менеджмента.

· Бухгалтерский учет.

· Экономическую статистику, действующий статистический учет.

· Действующее законодательство в области финансовой, кредитной, валютной банковской и биржевой деятельности.

· Основные нормативно-законодательные акты по международным расчетам и внешнеэкономической деятельности.

· Виды ценных бумаг и порядок их обращения. Особенности обращения ценных бумаг за границей.

· Правила и порядок проведения операций на внутреннем финансовом рынке.

· Основы совершения операций на международном финансовом рынке.

· Основы экономики хозяйствующего субъекта.

· Методологию и методику экономического анализа.

· Делопроизводство и корреспонденцию.

Финансовый менеджер должен уметь:

· Разбираться в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности хозяйствующего субъекта.

· Разбираться в финансовой информации, в том числе зарубежной, публикуемой в печати.

· Анализировать результаты производственно-торговой и особенно финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

· Анализировать и оценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала.

· Прогнозировать результаты вложения капитала. Оценивать и принимать окончательные решения.

· Разрабатывать программы использования финансовых ресурсов.

· Составлять финансовый план.

· Составлять отчет по использованию финансовых ресурсов и выполнению показателей финансового плана.

· Подготавливать документы по финансовым вопросам для предоставления их в банк, налоговую службу и другие органы управления.

· Вести переписку по финансовым вопросам с органами управления и с хозяйствующими субъектами.

· Осуществлять контроль за выполнением показателей финансового плана, финансовых программ, за эффективным использованием финансовых ресурсов, основных фондом, нематериальных активов, оборотных средств.

Вопросы для контроля :

1.В чем состоит сущность финансового менеджмента?

2.Каковы функции финансового менеджмента?

3.Назовите субъекты финансового управления на предприятии.

4.Охарактеризуйте объекты финансового менеджмента.

5.Что включает в себя понятие «финансовый механизм» и каково его значение в организации финансового менеджмента на предприятии?

6.Охарактеризуйте методические основы финансового управления на предприятии.

7.Каковы внутренние регуляторы финансов на предприятии?

8.Каковы внешние и внутренние факторы воздействующие на результативность финансовых решений

9.Перечислите принципы финансового менеджмента и поясните, что они означают.

10. Расскажите основные положения теории финансового менеджмента.

11. Какие подсистемы образуют систему управления финансового менеджмента?

12. Основные требования, предъявляемые к финансовому менеджеру?

13. Объясните почему оценка эффективности любого финансового решения требует наличия определенной цели?



14. Что такое «корпоративное управление»?

15. Какую роль играет совет директоров корпорации в корпоративном управлении?

16. Сопоставьте роли, которые играют казначей и главный бухгалтер в деятельности фирмы.

Литература

1.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.. - М.: Финансы и статистика, 2004.- 768с.

2.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 1024с.

3.Ковалева А.М. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Инфра – М, 2004.-284с.

4.Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-527с.

5.Сапарова Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие.- Алматы, Экономика.2008.-848с.

6.Мендалиева С.И. Финансовый менеджмент. Астана. КазЭУФ и МТ. 2010. – 298с.

7.Ванхорн, Джеймс, С., Вахович, мл., Джон М.Основы финансового менеджмента, 12-е изд. Пер.с англ.- М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 1232с.: ил. –Парал. тит.англ.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования