Тест по биологии на тему "Происхождение человека (антропогенез). Доказательства эволюционного происхождения человека" (9 класс). Какому из представителей рода человек принадлежат представленные

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Государственная (итоговая) аттестация 2012 года (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные

программы

Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации

(в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения

в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2012 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2012 г., приведён в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по биологии, размещённом на сайте: www.fipi.ru.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого

ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по биологии.

Демонстрационный вариант 2012 года Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 2 часа 20 минут (140 минут). Работа состоит из 3-х частей, включающих 31 задание.

Часть 1 содержит 24 задания (А1–А24). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только 1 верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 3 задания (С1–С3), на которые следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А24)

обведите кружком

номер правильного ответа в экзаменационной работе.

Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения

амёбы обыкновенной?

измерение

моделирование

сравнение

наблюдение

Сущность клеточной теории отражена в положении:

из клеток состоят только животные и растения

клетки всех организмов близки по своим функциям

все организмы состоят из клеток

клетки всех организмов имеют ядро

Характерный признак царства Грибов –

наличие хитина в клеточной оболочке

ограниченный рост

отсутствие в клетках ядра

автотрофный тип питания

рисунках (А, Б, В, Г) изображён один из способов вегетативного

размножения. Как он называется?

A5 Что происходит в листьях при дыхании?

1) поглощается углекислый газ

2) образуются органические вещества

3) выделяется кислород

4) освобождается энергия

A6 Тип беспозвоночных, у представителей которого впервые в животном мире появилась сквозная пищеварительная система, –

1) Плоские черви

2) Членистоногие

3) Круглые черви

4) Кольчатые черви

A7 Какую функцию выполняют воздушные мешки у птиц?

1) уменьшают плотность тела птицы

2) помогают ориентации птицы в полёте

3) способствуют накоплению кислорода в организме

4) обеспечивают движение крови по сосудам

A8 Кому из представителей рода Человек принадлежат представленные изображения наскальных рисунков?

1) кроманьонцу

2) питекантропу

3) австралопитеку

4) неандертальцу

A9 Что из перечисленного является органом тела человека?

1) сердечная мышца

2) двенадцатиперстная кишка

3) реснитчатый эпителий

4) нейрон

A10 Нервные узлы в нервной системе человека относят к её

1) коре больших полушарий

2) центральному отделу

3) периферическому отделу

4) подкорковым ядрам

A11 Какой сустав изображён на рентгеновском снимке?

1) тазовый

2) коленный

3) плечевой

A12 Часто на спецодежде военнослужащих, спасателей, пожарных, охранников можно встретить специальные нашивки. Что обозначает нашивка, приведённая в задании?

1) резус-отрицательная

2) у её обладателя вторая группа крови, резус-положительная

3) резус-отрицательная

4) у её обладателя третья группа крови, резус-положительная

A13 Обратному движению крови из желудочков в предсердия сердца препятствует(-ют)

1) околосердечная сумка

2) створчатые клапаны

3) перегородка сердечной мышцы

4) полулунные клапаны

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

A14 Какой процесс происходит в анатомическом образовании, изображённом на рисунке?

1) освобождение от ядовитых веществ пищи

2) всасывание питательных веществ

3) фильтрация крови

4) обмен газами

A16 Обонятельные рецепторы в организме человека расположены в

1) полости рта

2) области мягкого нёба

3) гайморовых пазухах

4) носовой полости

A17 На рисунках (1–3) датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темперамента.

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

A18 В какой части глазного яблока происходит фокусировка изображения у людей, страдающих дальнозоркостью?

1) в области жёлтого пятна

2) за сетчаткой

3) в области слепого пятна

4) перед сетчаткой

A19 Что необходимо сделать, чтобы освободить дыхательные пути пострадавшего от воды?

1) придать пострадавшему сидячее положение, а под голову положить валик

2) положить пострадавшего на колено спасающего лицом вниз и надавить на спину

3) наложить на грудную клетку давящую повязку и приподнять ноги пострадавшего

4) положить на грудь пострадавшего тёплую грелку и завернуть его в одеяло

A20 Для зайца-беляка абиотическим фактором является

1) лисица

2) ель

3) снег

4) человек

A21 Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1) листовой опад → дождевой червь → крот → лисица

2) дождевой червь → листовой опад → крот → лисица

3) листовой опад → крот → лисица → дождевой червь

4) лисица → крот → дождевой червь → листовой опад

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, на которую бежит легкоатлет. (По оси х отложена длина дистанции, а по осиу – интенсивность обмена веществ.) Какое из приведённых ниже описаний интенсивности обмена наиболее точно описывает данную зависимость?

еств, кВт

Интенсивность

Интенсивность обмена

Беговая дистанция, м

1) снижается, достигая своего минимального значения, после чего также резко растёт

2) резко растёт, достигая своего максимального показателя, после чего также резко снижаётся

3) резко снижается, после чего выходит на постоянные показатели

4) на всём своём протяжении плавно снижается, достигая минимальных показателей

Между позициями первого

и второго столбцов приведённой ниже таблицы

имеется определённая связь.

чашелистик

Какое понятие следует вписать на место

пропуска в этой таблице?

2) черешок

4) пыльник

Направляющим фактором эволюции является

1) мутационная изменчивость

2) модификационная изменчивость

3) географическая изоляция

4) естественный отбор

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

При выполнении заданий с кратким ответом (В1–В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

B1 Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пользование общественным туалетом

2) поцелуй в щёку больного СПИДом

3) нахождение за одной партой с больным СПИДом

4) пользование чужой зубной щеткой

5) переливание крови

6) прокалывание ушей

Установите соответствие

признаком

и классом

позвоночных

животных, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу

первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу

цифры выбранных ответов.

четырёхкамерное сердце

Пресмыкающиеся

кожа сухая, тонкая, покрыта роговыми 2) Птицы

чешуями и костными пластинами

хорошо развита забота о потомстве

кровь в сердце смешанная

температура тела высокая и постоянная

трёхкамерное

неполной

перегородкой в желудочке

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию

семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч)

семян огурцов

закройте тарелку полиэтиленовой пленкой

смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была

постоянно влажной

через сутки обследуйте семена, данные заносите в дневник наблюдений

возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу

поставьте тарелку в тёплое место

Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного

перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст

цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр

(по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ТИПЫ КЛЕТОК

Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие

мелкие клетки с простой организацией, – _________(А). Эти

доядерные

клетки не имеют оформленного _________(Б). В них выделяется лишь

ядерная зона, содержащая _________(В) ДНК. Такие клетки есть у

_________(Г) и синезелёных.

Перечень терминов:

хромосома

прокариотные

цитоплазма

кольцевая молекула

одноклеточное животное

бактерия

эукариотные

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Для ответов на задания С1–С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

C1 При повышении температуры окружающей среды во избежание перегрева у организма человека возрастает теплоотдача. Какими способами она осуществляется?

Прочитайте текст и выполните задание C2.

УДОБРЕНИЯ

Минеральные удобрения, в отличие от органических, обладают кратковременным действием, поэтому их вносят перед посевом семян или одновременно с ними, а также в период роста растений в виде подкормки. Калийные (зола) и азотные (селитра) удобрения быстро растворяются в воде, проникают в почву и поглощаются корнями растений. Их вносят в почву весной. Фосфорные удобрения, например суперфосфат, обладают плохой растворимостью, поэтому их вносят в почву осенью. Минеральные удобрения оказывают разное влияние на рост и развитие растений. Калийные удобрения усиливают отток органических веществ от листьев к корнеплодам и корням. Азотные удобрения стимулируют рост побегов с листьями и почками. Внесение фосфорных удобрений влияет на цветение, повышает вероятность оплодотворения, ускоряет созревание плодов и семян.

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», ответьте на следующие вопросы.

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)

Составные

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

вещества

Отсутствует

Отсутствует

гликоген

Отсутствует

Натрий (в составе

Мочевина

Мочевая кислота

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Система оценивания экзаменационной работы по биологии Часть 1

За верное выполнение каждого из заданий А1–А24 выставляется 1 балл.

№ задания

№ задания

№ задания

За верный ответ на каждое из заданий В1–В4 выставляется 2 балла.

За ответ на задание В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две

любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других

случаях. Если экзаменуемый указывает в

ответе больше символов, чем

в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до

0 баллов включительно).

За ответ на задание В2 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и

0 баллов, если допущено 2 и более ошибок.

За ответы на задания В3 и В4 выставляется 1 балл, если на любой

одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне

ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

№ задания

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

При повышении температуры окружающей среды во избежание перегрева у

организма человека возрастает теплоотдача. Какими способами она

осуществляется?

1. Испарение пота с поверхности кожи способствует охлаждению

организма.

2. Расширение капилляров кожи приводит к увеличению

поступления в них тепла от внутренних органов и, следовательно,

увеличивает теплоотдачу

Ответ включает два названных выше элемента и не содержит

биологических ошибок

биологических ошибок.

негрубые биологические ошибки

Ответ включает один–два элемента при наличии грубых

биологических ошибок.

Ответ включает один из названных выше элементов при наличии

негрубых биологических ошибок.

Ответ неправильный

Максимальный балл

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

УДОБРЕНИЯ

Почва – верхний слой земли, обладающий плодородием. От него зависит урожайность возделываемых культур. Однако каждый год вместе с урожаем человек выносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Органические удобрения не только обогащают почву необходимыми веществами, но и улучшают её структуру, удерживают в почве влагу. По своему составу органические удобрения комплексные, так как содержат все необходимые растению химические элементы, но в виде органических соединений. Эти соединения переходят в доступные для растений растворённые в воде минеральные вещества благодаря деятельности почвенных бактерий. Например, достаточно один раз внести в почву перегной, чтобы на несколько лет обеспечить её плодородие.

Минеральные удобрения, в отличие от органических, обладают кратковременным действием, поэтому их вносят перед посевом семян или одновременно с ними, а также в период роста растений в виде подкормки. Калийные (зола) и азотные (селитра) удобрения быстро растворяются в воде, проникают в почву и поглощаются корнями растений. Их вносят в почву весной. Фосфорные удобрения, например суперфосфат, обладают плохой растворимостью, поэтому их вносят в почву осенью. Минеральные удобрения оказывают разное влияние на рост и развитие растений. Калийные удобрения усиливают отток органических веществ от листьев к корнеплодам и корням. Азотные удобрения стимулируют рост побегов с листьями и почками. Внесение фосфорных удобрений влияет на цветение, повышает вероятность оплодотворения, ускоряет созревание плодов и семян.

При внесении удобрений необходимы осторожность и точные знания о потребностях растений и запасе питательных веществ в почве. «Перекорм» растений так же вреден, как и недостаток каких-либо питательных веществ.

C2 Используя содержание текста «Удобрение» ответьте на следующие вопросы.

1. Что понимается в тексте под плодородием?

2. Органические и минеральные удобрения оказывают влияние на почву. В чём их влияние сходно, а в чём различается?

3. Фермер хочет получить максимальный урожай моркови и поэтому решил внести в почву удобрения. Он приобрёл золу и перегной. Какое из этих удобрений необходимо внести в почву осенью, а какое – весной, перед посадкой семян моркови? Ответ обоснуйте.

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Ответ на первый вопрос.

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения

питательными (минеральными) веществами.

Ответ на второй вопрос.

Сходство: обогащение почвы питательными веществами.

Различие: органические удобрения улучшают структуру почвы и

удерживают в ней влагу.

Ответ на третий вопрос.

Перегной вносят осенью, так как это удобрение длительного

действия (необходимо время для того, чтобы почвенные бактерии

перевели эти удобрения в доступные для растения растворы

минеральных веществ).

Зола вносится весной, перед посевом семян, так как это удобрение

кратковременного действия. Соли, входящие в состав золы, легко

растворяются в воде и поступают в корни растений

Ответ включает три названных выше элемента, не содержит

биологических ошибок

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

Составные

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

вещества

Отсутствует

Отсутствует

гликоген

Отсутствует

Натрий (в составе

Мочевина

Мочевая кислота

Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу? Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Натрий (в составе солей).

2. Глюкоза.

3. В извитых каналах нефрона глюкоза активно всасывается в кровь

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не

содержит биологических ошибок

Ответ включает два из названных выше элементов.

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит

негрубые биологические ошибки

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит

негрубые биологические ошибки

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Эволюционная история человека окончилась формированием вида, качественно отличного от остальных животных, населяющих Землю, однако механизмы и факторы, действовавшие в ходе эволюции предков Homo sapiens, ничем не отличались от механизмов и факторов эволюции любого вида живых существ. Лишь с определенного этапа развития в эволюции человечества социальные факторы стали играть большую роль, чем биологические. Поэтому основные принципы общей теории эволюции вполне приложимы к проблеме антропогенеза. Однако решить все проблемы происхождения человека пока не удалось. Мы не можем детально представить себе процесс становления человечества, хотя основные этапы его становления прослежены достаточно четко. В изучении периодов антропогенеза используются современные археологические методы датировки найденных останков человека. Самое широкое распространение получили радиоизотопные методы (радиоуглеродный калийаргоновый). В последние десятилетия в антропологии широко используются методы геохимии, биохимии, генетики. Основные этапы антропогенеза представлены в таблице 3.

В эволюции человека выделяют 4 основных этапа:

1. проантроп – предшественник человека (Australopithecus – Австралопитек);

2. архантроп – древнейший человек (Homo habilis; Homo erectus);

3. палеоантроп – древний человек (Homo neanderthalensis);

4. неоантроп – современный человек (Homo sapiens).

По современным представлениям приматы произошли от древнейших насекомоядных млекопитающих. Эволюция отряда приматов происходила в третичном периоде кайнозоя. Область их распространения была достаточно обширной, она охватывала Европу, Африку, Индию, Закавказье. Около 30 млн. лет назад в лесах обитали парапитеки. Они вели древесный образ жизни, могли передвигаться и по земле. Возможно, они явились исходным звеном дальнейшей эволюции приматов. Дивергентное развитие шло в направлениях к проплиопитеку и дриопитеку. Первые дали ветвь к современным гиббонам, а дриопитеки дали начало современным гориллам и явились предками шимпанзе. Один из видов дриопитеков явился исходной предковой формой современных гоминид.

Промежуточной формой считают крупных ископаемых обезьян – рамапитеков , живших 10-14 млн. лет назад в Индии. Это были всеядные животные со слабым развитием клыков и длительным периодом детства, предшествующим половому созреванию. Рамапитеки передвигались в

Таблица 3. Основные этапы эволюции человека:

основном на двух ногах. Освободившиеся верхние конечности стали использовать для употребления природных предметов (палок, камней, костей) как орудия труда для добывания пищи и защиты. Параллельно происходило прогрессивное развитие высшей нервной деятельности.

Непосредственным предшественником человека считаются древние приматы- австралопитеки – южные обезьяны. Впервые их описал Р. Дарт в 1924 г. Строение скелета австралопитеков имеет большее сходство с человеком, чем с современными человекообразными обезьянами. Передвигались они на двух ногах и, в основном, были правшами. Руки использовались как орган труда, но пользовались готовыми природными орудиями. Австралопитеки представляли довольно разнообразную группу. Выделяют австралопитека африканского (Australopithecus africanus), австралопитека афарского (Ausntralopithecus afarensis), австралопитека могучего (Australopithecus robustus).Обзор новейших находок свидетельствует, что в процессе перехода от австралоптековых к человеку можно видеть как бы вспышку формообразования. Многие из предков сосуществуют с потомками – с человеком. Колыбелью его оказалась Восточная и Южная Африка. Ископаемые останки предчеловека отсутствуют в Западной и Экваториальной Африке. Здесь обитали и до сих пор обитают его близкие сородичи – шимпанзе и гориллы.

В 1959-1960 г.г. антропологи супруги Лики в Танзании обнаружили череп высшего примата более прогрессивного, чем австралопитеки. Здесь же были найдены примитивные каменные орудия из галек, обработанных сколом под одним углом (олдувайская культура). Возраст этого примата около 1,75-2,0 млн. лет. Ему было дано видовое название Homo habilis – Человек умелый, поскольку способность производить искусственные орудия не присуща ни одному виду животных.

В течение длительного периода эпохи антропогена на обширной территории Восточного полушария существовали древнейшие люди – архантропы. Первая находка костных остатков была сделана на о. Ява голландским врачом и анатомом Э. Дюбуа в 1891-1893 гг. К ним относят питекантропа, синантропа, гейдельбергского человека. Наиболее ранние формы появились около 700 тыс. лет назад, накануне великих материковых оледенений. В настоящее время всех их объединяют в один вид Homo erectus – человек прямоходящий. Они пользовались огнем и каменными орудиями, вели коллективную охоту, обладали примитивной речью (ашельская культура). Древнейшие люди широко расселились по Земле, занимая территории Европы, Африки, Азии. Несмотря на значительный прогресс Homo erectus, эволюция архантропов направлялась исключительно биологическими факторами, включающими жесткий естественный отбор и жестокую внутривидовую борьбу за существование.

Предшественником современного человека в Западной Европе был неандерталец (палеоантроп) Homo neandertalensis, который один населял эту область во время первого вюрмского оледенения (70-40 тыс. лет назад). Ископаемые остатки его были найдены в долине реки Неандерталь близ Дюссельдорфа в Германии в 1848 г., и относятся к периоду среднего палеолита около 200 тыс. лет назад. Классический неандерталец имел крупный мозг. На Homo erectus неандерталец был еще несколько похож своими мощными надглазничными валиками и покатым лбом. У него был четко выраженный затылочный бугор, к которому крепились шейные мышцы. Широкая лицевая часть сильно выдвинута вперед. Они были невысокого роста мускулисты и коренасты. Физические данные и передовые технические приемы позволяли им существовать в условиях холодного климата. Несмотря на это около 30 тыс. лет назад эта группа, очевидно, вымерла. Некоторые ученые считают, что они были уничтожены новым современным типом человека, или могли скреститься с ним.

Неандертальцы обитали также в Юго-Западной Азии и, возможно, в Африке, но у некоторых из них отсутствовали те грубоватые черты, которые были характерны для классической европейской формы. Орудия неандертальцев называются мустьерскими по находкам в пещере Ле-Мустье во Франции. Они явились шагом вперед по сравнению с более ранними культурами рубил и чопперов. К основным нововведениям относятся разнообразные специализированные, тонко отделанные каменные орудия. Их изделия могли служить различным целям: для забоя дичи, свежевания и разделки туш, изготовления деревянных орудий и одежды.

Европейские неандертальцы смогли пережить суровые зимы ледникового периода благодаря тому, что создавали для себя теплый микроклимат с помощью одежды и обогреваемых жилищ. Захоронения, ритуалы и зачатки искусства говорят о том, что неандертальцы в большей степени обладали самосознанием, общественными интересами и в целом были более способны к абстрактному мышлению, чем их предок Homo erectus.

По-видимому, классические неандертальцы были тупиковой ветвью в родословной человека, однако, не будучи отделенными от прогрессивных форм палеоантропов видовым репродуктивным барьером, они могли частично сливаться с последними. Полагают, что предками современного человека были прогрессивные формы неандертальцев, костные остатки были найдены на Ближнем Востоке в Палестине. Более благоприятной для обитания была и область Средиземноморья. Здесь интенсивно шла прогрессивная эволюция, о чем свидетельствуют находки в пещерах горы Кармел. В строении их черепа сочетаются некоторые типичные особенности неандертальцев (выступающий надглазничный валик, значительная ширина затылка) с чертами нового, современного человека (более прямой лоб, выступающий подбородок, более высокий свод черепа). Некоторые представители азиатских и африканских неандертальцев имели более прямые и тонкие конечности, менее выраженные надглазничные валики и укороченные, менее массивные черепа. Примерно 40 тыс. лет назад последние неандертальцы Юго-Западной Азии, очевидно, существовали одновременно с людьми современного типа.

Люди современного типа – неоантропы появились в верхнем палеолите (100-50 тыс. лет назад). Согласно компромиссной теории, современный человек появился в одном месте, но его скрещивание с более древними местными формами привело к возникновению современных рас. Наиболее ранними представителями их являются кроманьонцы (найдены на территории Франции в гроте Кро-Маньон в 1868 г.). Эта ранняя форма Homo sapiens (Человек разумный) характеризовалась крупными размерами черепа (около 1400 см 3), развитием лобной части, отсутствием надглазничных валиков, выступающим вперед подбородком. Средний рост около 180 см., кости скелета более массивные, чем у современного человека. По сравнению с неандертальцами у кроманьонцев более удлиненный период детства, что требовало более совершенных форм его организации и давало возможность обучения и других социальных форм наследования. Между палеоантропами и неоантропами ясно виден качественный скачок в развитии не только физического типа, но и материальной культуры и общественных отношений.

В этот период появляются сложные составные орудия – наконечники дротиков, кремневые вкладыши, копьеметалки. Появляются инструменты для производства орудий. Это указывает на высокий интеллект и сознание. Возникает искусство:на стенах пещер найдены рисунки животных, групповые композиции, сцены охоты. Пещерная живопись отличается реализмом, динамичностью. Появляются и скульптурные изображения животных и птиц, женские статуетки. На стоянках верхнего палеолита найдены погребения с положенными в могилу предметами с богатыми украшениями. Следовательно, у людей этой эпохи существовали сложные идеологические представления, отразившиеся в обрядах.

Для первобытнообщинного строя характерна родовая организация. Совершенствуя материальную культуру, человек все лучше приспосабливался к окружающей среде, ограждая себя от неблагоприятных условий. Все большее влияние стали оказывать не биологические, а социальные факторы.

По ископаемым остаткам нельзя установить, почему наш подвид оказался столь удачливым. И действительно, свыше 10 тыс. лет назад, в эпоху палеолита, наши предки еще бродили стадами, занимаясь охотой и собирательством. И все же они смогли освоить все континенты, за исключением Антарктиды, и создали такие орудия, технические приемы и новые формы поведения, которым предстояло в корне преобразовать образ жизни людей и вызвать резкое повышение численности населения.

Антропогенез, расы.

ОГЭ биология


Факторы эволюции человека

  • Факторы эволюции человека
  • На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.
  • На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.
  • Но биологические факторы не утратили свое значение и поныне

Этапы эволюции человека

  • Дриопитек 25-15 млн.
  • Австралопитек (южная обезьяна (5,5 млн) человек умелый (2 млн лет назад) 5,5 млн. – 2 млн. Находки: в Южной и Восточной Африке Рост около 130 см. Мозг около 600 мл. Примерно 3 млн. лет назад начали изготавливать примитивные орудия труда из гальки (человек умелый).
  • Древнейший человек (питекантроп, человек прямоходящий) 2 млн. – 300 тыс. Находки: питекантроп (о. Ява), синантроп (Китай), Гейдельбергский человек (Германия).
  • Рост около 165 см. Мозг 900-1100 мл. Могли использовать огонь, изготавливали примитивные каменные орудия труда.
  • Древний человек (неандерталец, человек разумный неандертальский) 250 тыс. – 35 тыс. Первая находка – в Германии, в долине реки Неандер. Затем были найдены в Африки, Азии, Европе. Рост 165 см. Мозг 1400-1600 мл. Могли добывать огонь, изготавливали разнообразные каменные орудия труда.
  • Современный человек (кроманьонец, человек разумный разумный) 40 тыс. – настоящее время Впервые найден в Франции в гроте Кромань. Затем были обнаружены в Европе, Азии, Африке, Австралии Рост 180 см. Мозг 1200-1500 мл.
  • Орудия труда из камня, кости, дерева. Могли шить одежду и строить жилища. Было развито гончарное дело. Развивались искусство, религия.

1. О биологическом единстве человеческих рас свидетельствует их способность

1) давать плодовитое потомство

2) преобразовывать окружающую среду

3) расселяться по поверхности Земли

4) использовать орудия труда

2. К предшественникам людей большинство антропологов относят

1) австралопитеков

2) шимпанзе

3) орангутанов

3. К группе древнейших людей учёные относят

1) кроманьонца

2) австралопитека

3) неандертальца

4) Питекантропа

4. К группе древних людей учёные относят

1) австралопитека

2) кроманьонца

3) неандертальца

4) питекантропа


5. Что обеспечило социальную эволюцию человека?

1) трудовая деятельность

2) высокий уровень обмена веществ

3) прямохождение

4) исчезновение волосяного покрова

6. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она

1) обеспечивается центральной нервной системой

2) является врождённой

3) возникает осознанно

4) содержит информацию только о текущих событиях

7. Для какой расы характерно следующее описание: чёрные жёсткие прямые, реже волнистые волосы; тёмные глаза; смуглый, часто желтоватый цвет кожи; слабое развитие волосяного покрова; уплощённое лицо?

1) европеоидной

2) монголоидной

3) негроидной

4) Австралоидной

8. Установите хронологическую последовательность антропогенеза 1) человек умелый 2) человек прямоходящий 3) дриопитек 4) человек разумный


9. Какой признак рас является отличительным?

1) объём головного мозга

2) масса головного мозга

3) общественный образ жизни

4) особенности внешнего строения

10. Чему способствовало появление прямохождения у человека?

1) заселению новых территорий

2) более быстрому передвижению по земле

3) более тесному общению людей

4) освобождению руки и развитию трудовой деятельности

11. Какой признак у человека в процессе эволюции возник раньше других?

2) сознание

4) Прямохождение

12. У человека формирование речи идёт параллельно с развитием

1) инстинктов

2) эмоциональной памяти

3) абстрактного мышления

4) безусловных рефлексов


13. В какой части света, из обозначенных

на рисунке, были найдены останки

древнейших людей?

14. Какой признак характерен

для монголоидной расы человека?

1) плоское широкое лицо

2) чёрный цвет кожи

3) чёрные курчавые волосы

4) узкий выступающий нос

15. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1) развитие речи

3) борьба за существование

4) естественный отбор

16. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза 1) Человек современного типа 2) Австралопитек 3) Кроманьонец 4) Питекантроп 5) Неандерталец


17. Внешние различия рас человека появились в результате

1) обитания в различных экологических нишах

2) действия социальных факторов

3) влияния наступления ледников на ареал обитания

4) приспособленности к различным климатическим зонам

18. Сплочению членов коллектива первобытных людей, общению при помощи звуков, а затем и слов способствовало(-а)

1) прямохождение

2) постоянная миграция

3) трудовая деятельность

4) употребление мясной пищи

19. Под каким номером изображена

часть света, в которой были

найдены останки

австралопитеков?


20. На каком этапе эволюции человека возникла наскальная живопись?

1) питекантропов

2) австралопитеков

3) кроманьонцев

4) Неандертальцев

21. Становление второй сигнальной системы у человека связано с

1) возникновением объёмного зрения

2) хождением на двух ногах

3) регулярной трудовой деятельностью

4) изменением климата на Земле

22. Что из перечисленного оказало наибольшее влияние на развитие мышления предков человека?

1) прямохождение

2) жизнь в группах

3) регулярная трудовая деятельность

4) переход от древесного к наземному образу жизни

23. Современный человек это прямой потомок

1) неандертальцев

2) синантропов

3) кроманьонцев

4) питекантропов


24. Первыми научились пользоваться огнём

1) австралопитеки

2) питекантропы

3) неандертальцы

4) Кроманьонцы

25. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1) развитие второй сигнальной системы

2) наследственная изменчивость

3) борьба за существование

4) естественный отбор

26. Какой признак отличает представителей негроидной расы человека от всех остальных?

1) узкий выступающий нос

2) округлое лицо

3) желтовато-смуглый цвет кожи

4) чёрные курчавые волосы

27. В результате каких процессов у человека сформировались расовые признаки?

1) упражнения или неупражнения отдельных органов

2) общественного образа жизни человека

3) действия естественного отбора

4) развития цивилизации


28. Рассмотрите рисунок, на котором

изображены ископаемые предки

рода Человек в хронологической

изображён кроманьонец, если под

цифрой 1 изображён австралопитек?

неандерталец?

29. Что является доказательством единства представителей разных рас?

1) приспособленность представителей разных рас к определённым условиям жизни

2) способность представителей разных рас вступать в брак и давать потомство

3) высокая численность представителей разных рас

4) наличие расовых признаков

30. Под какой цифрой на рисунке изображён представитель европеоидной расы? Монголоидной? Негроидной?


31. Какому из представителей рода Человек

принадлежат представленные изображения

наскальных рисунков?

1) питекантропу

2) неандертальцу

3) кроманьонцу

4) Австралопитеку

32. Наиболее ранним предком современного человека считают

1) кроманьонца

2) гориллу

3) неандертальца

4) Питекантропа

33. Современные люди, принадлежащие к разным расам, являются представителями

1) одного вида

2) разных видов

3) одной популяции

4) разных родов одного семейства


34. Рассмотрите рисунок, на котором

изображены ископаемые предки рода

Человек в хронологической

последовательности их появления

на Земле. Под какой цифрой на нём

изображён австралопитек?

35. Ископаемый предок человека с объёмом головного мозга 500 600 см3, не владевший речью и не изготовлявший орудий труда, останки которого впервые обнаружены в Африке, это

1) человек разумный

2) неандерталец

3) человек умелый

4) Австралопитек

36. К социальным факторам эволюции человека относят

1) изготовление орудий труда

2) изменения в скелете

3) развитие бинокулярного зрения

4) добывание пищи


37. К каким факторам эволюции человека относят коллективный труд, речь, абстрактное мышление?

1) социальным

2) биотическим

3) биологическим

4) Абиотическим

38. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?

1) строением кисти руки

2) дифференциацией зубов

3) общим планом строения

4) уровнем обмена веществ

39. Определите правильную последовательность основных этапов эволюции человека.

1) древнейшие люди → предшественники людей → неандертальцы → кроманьонцы

2) предшественники людей → древнейшие люди → неандертальцы → кроманьонцы

3) кроманьонцы → неандертальцы → предшественники людей → древние люди

4) неандертальцы → древнейшие люди → предшественники людей → кроманьонцы

40. Социальная природа человека проявляется в

1) речевой деятельности

2) приспособленности к прямохождению

4) образовании условных рефлексов


41. Развитие речи у первобытного человека шло параллельно с развитием

2) гортани

3) Позвоночника

42. Какой процесс обеспечил социальную эволюцию человека?

1) изменение форм конечностей

2) появление заботы о потомстве

3) развитие искусства и науки

4) увеличение объёма головного мозга

43. Переход от обезьяноподобного предка к человеку сопровождался развитием

1) охотничьих навыков

2) способности к труду

3) мышц нижней челюсти

4) грудной клетки

44. Что свидетельствует о том, что представители рода Человек появились примерно 2 - 3 млн. лет назад?

  • найденные исторические летописи

2) данные сравнительной анатомии

3) палеонтологические находки

4) мифы древних народов


45. Чему, из перечисленного ниже, способствовала совместная трудовая деятельность предков современного человека?

1) хождению на двух конечностях

2) изменению свода стопы

3) появлению речи

4) изменению скелета лицевого отдела черепа

46. Преобладание у человека мозгового отдела черепа над лицевым привело к

1) возникновению мимических мышц

2) развитию мышления

4) увеличению ушных раковин

47. У человека в связи с прямохождением

1) развился большой палец стопы

2) сформировались ногтевые пластинки

3) срослись две первые фаланги пальцев ног

4) сформировались своды стопы


48. Одновременно с кроманьонцами жили

1) австралопитеки

2) питекантропы

3) синантропы

4) Неандертальцы

49. Какая современная раса до эпохи Великих географических открытий была распространена в Европе, Передней Азии, Средней Азии, Северной Африке, центральной Индии?

1) негроидная

2) монголоидная

3) европеоидная

4) Австралоидная

50. Важнейшим социальным приобретением в эволюции человека было

1) хождение на двух ногах

2) увеличение объёма мозга

3) использование огня

4) стереоскопическое зрение

51. Прародиной современного человечества большинство учёных считают

1) Австралию 2) Африку 3) Европу 4) Азию


52. К творческому труду были способны

1) дриопитеки

2) питекантропы

3) австралопитеки

4) Кроманьонцы

53. Какие особенности в строении тела приобрёл предок современного человека, перейдя к регулярной трудовой деятельности?

1) тазовые кости срослись, по форме напоминают чашу

2) большой палец руки стал противостоять остальным

3) в позвоночном столбе сформировалось несколько изгибов

4) стопа из плоской превратилась в сводчатую

54. Социальная природа человека в первую очередь проявляется в

1) сложном пищевом поведении

2) передаче жизненного опыта

3) приспособленности к двуногому хождению

4) чередовании сна и отдыха

55. Какие кости скелета человека претерпели резкие изменения в процессе эволюции?

1) кости кисти

2) рёбра и грудина

3) лопатки и ключицы

4) шейные позвонки


56. Что обеспечило социальную эволюцию человека?

1) забота о потомстве

2) прямохождение

3) исчезновение шёрстного покрова

4) систематическая трудовая деятельность

57. Искусство возникло у

1) дриопитеков

2) неандертальцев

3) австралопитеков

4) Питекантропов

58. Какую ископаемую форму относят к стадии современного человека?

1) кроманьонцы

2) неандертальцы

3) питекантропы

4) Австралопитеки

59. Развитие речи у первобытного человека шло параллельно с развитием

1) заботы о потомстве

2) гортани

3) охотничьих инстинктов


60. Переход предков человека к прямохождению способствовал

1) высвобождению рук

2) появлению условных рефлексов

3) развитию четырёхкамерного сердца

4) усилению обмена веществ

61. Из предложенных признаков выберите наиболее убедительное доказательство единства человеческих рас.

1) телосложение

2) способность к скрещиванию

3) способность выживать в любом регионе

4) строение органов дыхания

62. Важнейшая функция речи это

1) подача звукового сигнала

2) выражение эмоций

3) обозначение собственных потребностей

4) обобщение и абстрактное мышление

63. Способность анализировать ситуацию с помощью внутренней речи это

1) мышление

2) рассудочное поведение

4) фантазия

ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ

Ближайшими родственниками человека считают человекообразных обезьян. Как и все млекопитающие животные, они вынашивают детёнышей в матке и вскармливают их молоком. У них интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела, то есть они теплокровны. Среди зубов человекообразных обезьян различают резцы, клыки и коренные. У них, как и у человека, есть ушные раковины, а также рудиментарные органы копчиковая кость, складка в уголке глаза (третье веко), ушные мышцы и так далее. Обезьяны способны к обмену информацией, они обучаемы и могут преодолевать некоторые трудности, например, в добывании пищи.

Однако между человеком и человекообразными обезьянами немало различий. Мозговой отдел черепа человека преобладает над лицевым. У обезьян наоборот, лицевой отдел больше. У человека хорошо развит подбородочный выступ, что связано с развитием мышц языка и речи. Объём мозга человека примерно в 3 раза больше, чем у шимпанзе. У него также более развита складчатость коры мозга, что обеспечило развитие мыслительной деятельности. Изменился и скелет человека. Он приспособлен к прямохождению и труду. В связи с трудовой деятельностью развивается кисть, а в связи с прямохождением позвоночник приобретает изгибы, руки становятся короче ног, стопа вместе с позвоночником

выполняет амортизационные функции.

Эволюционная близость человека и человекообразных обезьян не ограничивается

сходством в строении и физиологии, она связана также и с общностью хромосомных

наборов. Например, число хромосом у человека составляет 46, у человекообразных обезьян 48.

следующие вопросы.

1) Каковы особенности скелета человека?

2) Почему человекообразные обезьяны не способны к целенаправленному созданию и

применению орудий труда (дайте два объяснения)?

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ О ТОМ, КАК МЫСЛИТ ЧЕЛОВЕК

Самые первые идеи о том, где гнездятся наши мысли, творческие идеи и мечты, впервые возникли в Древнем Египте и Древней Греции. В то время люди полагали, что источником мысли является сердце. Вспомните собственные ощущения: как от злости колотит в груди. Рассматривая вскрытые тела умерших, древние обратили внимание на центральное положение сердца и его связь с главной жидкостью организма кровью, а оттуда пришли к выводу, что именно этот орган и отвечает за творчество, интеллект, речь и эмоции.

Оспорил этот взгляд древнегреческий врач Гиппократ. Из того, что травмы головы приводят к нарушениям речи и эмоций, он сделал вывод, что вместилищем интеллекта является головной мозг. Ещё одним аргументом в поддержку этой теории послужили для него результаты трепанации черепа просверливание в черепе отверстия, снижающего внутричерепное давление,

операции, которая и по сей день используется хирургами для устранения некоторых повреждений мозга.

Гиппократ также пришёл к выводу, что мы страдаем, когда мозг становится горяч, холоден, влажен или сух. Он полагал, что безумие случается, когда мозг влажен, и лишь когда мозг спокоен, человек способен мыслить разумно и рационально. Все эти рассуждения вовсе не обязательно верны, но именно они вдохновили древнегреческого философа Аристотеля. Он попытался объединить идеи Гиппократа с прежними о роли сердца. Сам он продолжал верить, что обиталищем разума является сердце, но предположил, что мозг охлаждает сердце, когда оно перегрето эмоциями. Рациональные люди, по Аристотелю, это те, у кого больше возможности охлаждать мозгом сердце.

1) Что Гиппократ считал вместилищем разума у человека?

2) Какова роль мозга в мышлении согласно взглядам Аристотеля?

3) Чья точка зрения о механизме мышления с позиции современной науки оказалась более правдоподобной? Почему?

1) Что Аристотель считал вместилищем разума у человека?

2) Какие аргументы использовал Гиппократ для доказательства правоты своей позиции?

3) Почему точка зрения Аристотеля, что сердце занимает центральное положение в мышлении, оказалось заблуждением?

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ

Около 6 - 7 млн лет назад в эволюции приматов произошло очень важное событие. Предок современного человека постепенно перешёл к хождению на двух конечностях. Это случилось вследствие изменения климата в Африке. Сухой климат привёл к тому, что на месте лесов возникли саванны, где вместо лазания по деревьям требовалось быстрое передвижение по ровной поверхности.

Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад.

Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз для

сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.

2) Каковы причины перехода ископаемого предка современного человека к прямохождению согласно трудовой гипотезе?

3) Что является аргументом в пользу гипотезы «водной обезьяны»?

2) Что может служить доказательством «трудовой гипотезы» происхождения человека?

3) Какие преимущества, не указанные в тексте, в связи с прямохождением получил предок

современного человека? Назовите его.

Таксон - классификационная единица в систематике растительных и животных организмов.

Основными доказательствами происхождения человека от животных является наличие в его теле рудиментов и атавизмов.

Рудименты - это органы, утратившие в процессе исторического развития (эволюции) своё значение и функцию и оставшиеся в виде недоразвитых образований в организме. Они закладываются ещё во время развития зародыша, но не развиваются. Примерами рудиментов у человека могут быть: копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста), аппендикс (отросток слепой кишки), волосяной покров тела; ушные мышцы (некоторые люди могут шевелить ушами); третье веко.

Атавизмы - это проявление, у отдельных организмов, признаков, которые существовали у отдельных предков, но были утрачены в ходе эволюции. У человека это - развитие хвоста и волосяного покрова на всём теле.

Историческое прошлое людей

Первые люди на Земле . Имя обезьяночеловека - питекантропа получила одна из самых ранних находок, сделанная в 19 веке на Яве. Долгое время эта находка считалась переходным звеном от обезьяны к человеку, первыми представителями семейства гоминидов. Этим взглядам способствовали морфологические особенности: сочетание современных по виду костей нижней конечности с примитивным черепом и промежуточной массой мозга. Однако питекантропы Явы - довольно поздняя группа гоминидов. Начиная с 20-х годов двадцатого столетия и по настоящее время в южной и Восточной Африке было сделано важное открытие: найдены остатки двуногих плио-плейстоценовых приматов (от 6 до 1 млн. лет). Они положили начало новому этапу в развитии палеонтологии - реконструкции данных стадий эволюции гоминидов на основе прямых палеонтологических данных, а не исходя из различных косвенных сравнительно-анатомических и эмбриологических данных.

Эпоха двуногих человекообезьян австралопитеков . Первый австралопитек Восточной Африки - зинджантроп обнаружен супругами Л. и М. Лики. Самая яркая отличительная черта австралопитеков - прямохождение. Об этом свидетельствует строение таза. Прямохождение относится к древнейшим приобретениям человека.

Первые представители человеческого рода в Восточной Африке . Вместе с массивными австралопитеками в Восточной Африке 2 млн. лет назад обитали и иные существа. Впервые об этом стало известно, когда на следующий год после открытия зинджантропа обнаружили остатки миниатюрного гоминида, объём мозга которого был, не меньше (а даже больше), чем у австралопитека. Позже выяснилось, что он был современником зинджантропа. Важнейшие открытия сделаны в самом нижнем слое, датирующемся 2–1,7 млн. лет. Его максимальная толщина составляет 40 метров. Климат, когда закладывался этот слой, был более влажным и его обитателями были зинджантроп и презинджантроп. Последний просуществовал недолго. Кроме того в этом слое были найдены и камни со следами искусственной обработки. Чаще всего это была галька размером от грецкого ореха до 7–10 см, с немногочисленными сколами рабочего края. Первоначально предполагалось, что это умели делать зинджантропы, однако после новых открытий стало очевидно: или орудия изготовлял более продвинувшийся презинджантроп, или оба обитателя были способны к такой начальной обработке камня. Возникновение зажима с полным противопоставлением большого пальца руки должен был предшествовать период преобладания силового захвата, когда предмет сгребался в горстью и зажимался в руке. Причём особенно сильное давление испытывала именно ногтевая фаланга большого пальца.

Предпосылки антропогенеза .Общими предками человекообразных обезьян и человека были стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход этой группы к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привёл к прямохождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали замену дугообразного позвоночного столба S-образным, что придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче, и главное - передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились. Переход от использования предметов к изготовлению орудий - рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла по пути естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Наряду с прямохождением, важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, и развивалась членораздельная речь.

Этапы становления человека . В эволюции человека различают три этапа: древнейшие люди, древние люди и современные (новые) люди. Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

Предки человека Прогрессивные черты во внешнем облике Образ жизни Орудия труда
Парапитек (обнаружен в Египте в 1911 году) Ходили на двух ногах. Низкий лоб надбровные дуги, волосяной покров Рассматривается как древнейшая человекообразная обезьяна Орудия труда в виде дубинки; обтёсанные камни
Дриопитек (найдены костные остатки в Западной Европе, Южной Азии и Восточной Африке. Древность от 12 до 40 млн. лет) По мнению большинства учёных, дриопитеки рассматриваются как общая предковая группа для современных человекообразных обезьян и человека
Австралопитек (костные остатки древностью 2,6-3,5 млн. лет обнаружены в Южной и Восточной Африке) Имели небольшое тело (дл. 120–130 см), массу 30–40 кг, объём мозга - 500–600 см 2 , передвигались на двух ногах. Потребляли растительную и мясную пищу, обитали в открытой местности (типа саванн). Австралопитеков рассматривают и как стадию эволюции человека, непосредственно предшествовавшую возникновению древнейших людей (архантропов). В качестве орудий использовали палки, камни, кости животных
Питекантроп (древнейший человек, останки обнаружены - Африка, Средиземноморье, о. Ява; 1 млн. лет назад) Рост 150 см; объём мозга 900–1 000 см 2 , лоб низкий, с надбровным валиком; челюсти без подбородочного выступа Общественный образ жизни; жили в пещерах, пользовались огнём. Примитивные каменные орудия труда, палки
Синантроп (Китай и др., 400 тыс. лет назад) Рост 150–160 см; объём мозга 850–1 220 см 3 , лоб низкий, с надбровным валиком, нет подбородочного выступа Жили стадами, строили примитивные жилища, пользовались огнём, одевались в шкуры Орудия из камня и костей
Неандерталец (древний человек); Европа, Африка, Азия; около 150 тыс. лет назад Рост 155–165 см; объём мозга 1 400 см 3 ; извилин мало; лоб низкий, с надбровным валиком; подбородочный выступ развит слабо Общественный образ жизни, строительство очагов и жилищ, использование огня для приготовления пищи, одевались в шкуры. Использовали жесты и примитивную речь для общения. Появилось разделение труда. Первые захоронения. Орудия труда из дерева и камня (нож, скребок, многогранные острия и др.)
Кроманьонец - первый современный человек (повсеместно; 50–60 тыс. лет назад) Рост до 180 см; объём мозга - 1 600 см 2 ; лоб высокий; извилины развиты; нижняя челюсть с подбородочным выступом Родовая община. Относились к виду человек разумный. Строительство поселений. Появление обрядов. Возникновение искусства, гончарного дела, земледелия. Развитая. Развитая речь. Приручение животных, окультуривание растений. Имели наскальную живопись. Разнообразные орудия труда из кости, камня, дерева

Современные люди . Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно (около 50 тыс. лет назад), которых назвали кроманьонцами. Увеличившийся объём мозга (1 600 см 3), хорошо развитая членораздельная речь; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальная живопись), одежда, украшения, костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные - всё свидетельствует о том, что настоящий человек окончательно обособился от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид - Человек разумный. Прошло много лет, прежде чем люди от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) перешли к производящему хозяйству. Они научились выращивать растения и приручать некоторых животных. В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передача опыта.

Расы человека

Всё современное человечество принадлежит к одному виду - Homo sapiens . Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения, неограниченного скрещивания представителей различных рас и плодовитости потомства от смешанных браков. Внутри вида - Homo sapiens - выделяют пять больших рас: негроидную, европеоидную, монголоидную, австралоидную, американскую. Каждая из них делится на малые расы. Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, форма носа губ и т.п. возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям. Предполагают, что чёрная кожа поглощала ультрафиолетовые лучи. Узкие глаза защищали от резкого солнечного воздействия в условиях открытых пространств; широкий нос быстрее охлаждал вдыхаемый воздух путём испарения со слизистых оболочек, наоборот узкий нос лучше согревал холодный вдыхаемый воздух и т.д.

Но человек благодаря труду быстро вышел из-под влияния естественного отбора, и эти отличия быстро потеряли приспособительное значение.

Расы человека начали формироваться начали формироваться, как полагают, около 30–40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком Земли, причём тогда многие расовые признаки имели приспособительное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определённой географической среды. Всем расам человека свойственны общевидовые особенности человека разумного, и все расы абсолютно равноценны в биологических и психических отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития.

Между основными расами нет резкой границы, и существует ряд плавных переходов - малых рас, у представителей которых сглажены или смешаны черты основных масс. Предполагают, что в будущем различия между расами совсем исчезнут и человечество в расовом отношении будет однородным, но со многими морфологическими вариантами.

Расы человека не следует смешивать с понятиями нация, народ, языковая группа . Разные группы могут входить в состав одной нации, а одни и те же расы - в состав разных наций.

На сегодняшний день не имеется точной гипотезы о том, как и где, появились древние предки человека . Большинство ученых придерживается мнения об общем пращуре у человека и обезьяны. Считается, что где-то 5-8 млн. лет назад, эволюция человекоподобных обезьян пошла в двух самостоятельных направлениях. Какая-то их доля осталась жить в животном мире, а остальная, спустя миллионы лет, превратилась в людей.

Рис. 1 - Эволюция человека

Дриопитек

Одним из древних предков человека является дриопитек «древесная обезьяна» (рис. 2), который проживал в Африке и Европе 25 млн. лет назад. Вёл стадный образ жизни, был поразительно похож на современного шимпанзе. Из-за того, что постоянно жил на деревьях, его передние конечности могли поворачиваться в любую сторону, что сыграло немаловажную роль в дальнейшем формировании человека.

Особенности дриопитеков:

  • развитые верхние конечности способствовали появлению умения манипулировать предметами;
  • улучшилась координация, сформировалось цветное зрение. Произошел переход из стадного в общественный образ жизни, в итоге этого начали развиваться речевые звуки;
  • увеличился размер мозга;
  • тонкий слой эмали на зубах дриопитека указывает на преобладание в его питании пищи растительного происхождения.

Рис. 2 - Дриопитек - ранний предок человека

Останки австралопитека (рис. 3) были обнаружены в Африке. Обитал примерно 3-5,5 млн. лет назад. Ходил на ногах, но руки были намного длиннее, чем у современного человека. Климат Африки постепенно изменялся, становился суше, что повлекло за собой уменьшение лесов. Большая половина человекообразных приспособилась к новым жизненным условиям на открытом пространстве. Из-за жаркого климата, древние предки человека , в основном стали передвигаться на ногах, что спасало их от перегрева солнца (площадь спины намного больше макушки головы). В результате это привело к уменьшению потоотделения, тем самым снизилось употребление воды.

Особенности австралопитеков:

  • умел использовать примитивные предметы труда: палки, камни и так далее;
  • головной мозг был в 3 раза меньше мозга современного человека, но намного больше мозга крупных обезьян нашего времени;
  • отличался невысоким ростом: 110-150 см, а масса тела могла быть от 20 до 50 кг;
  • употреблял растительную и мясную пищу;
  • добывал себе пропитание, используя для этого самолично сделанные орудия труда;
  • срок жизни - 18-20 лет.

Рис. 3 - Австралопитек

(рис. 4) обитал приблизительно 2-2,5 миллиона лет назад. Осанка его фигуры была очень близка к человеческой. Передвигался в прямом положении, от этого и получил второе свое название - «человек прямоходящий». Место обитания Африка, а также некоторые места Азии и Европы. В Олдувайском ущелье (Восточная Африка) рядом с останками человека «умелого» были обнаружены вещи из частично обработанной гальки. Это говорит о том, что древние предки человека того времени уже умели создавать несложные предметы труда и охоты, и выбирать сырье для их изготовления. Предположительно является прямым потомком австралопитека.

Особенности человека «умелого»:

  • размер головного мозга - 600 см²;
  • лицевая часть черепа стала меньше, уступая свое место мозговой части;
  • зубы не сильно крупные, как у австралопитека;
  • был всеядным;
  • стопа приобрела свод, что способствовало лучшей ходьбе на двух конечностях;
  • кисть руки стала более развитой, тем самым расширились ее хватательные способности, а сила захвата возросла;
  • хотя гортань еще и не умела воспроизводить речь, отдел мозга, отвечающий за это, окончательно сформировался.

Рис. 4 - Человек «умелый»

Человек прямоходящий

Другое название - Эректус (рис. 5). Без сомнения считается представителем человеческого рода. Существовал 1 млн. - 300 лет назад. Свое название получил от окончательного перехода к прямой ходьбе.

Особенности человека прямоходящего:

  • обладал умением речи и абстрактно мыслить;
  • умел создавать достаточно сложные предметы труда, обращаться с огнем. Существует предположение, что прямоходящий человек мог добывать огонь самостоятельно;
  • внешним видом напоминает черты современных людей. Однако имеются значительные отличия: стенки черепа достаточно толстые, лобная кость располагается ниже и имеет массивные надглазные выступы. Тяжелая нижняя челюсть более крупная, а подбородочный выступ почти незаметен;
  • самцы были намного крупнее самок;
  • рост около 150-180 см, размер мозга увеличился до 1100 см³.

Образ жизни прямоходящего предка человека заключался в охоте и собирании съедобных растений, ягод, грибов. Обитал социальными группами, что способствовало формированию речи. Возможно, был вытеснен неандертальцем 300 тыс. лет назад, но данная версия не имеет твердых аргументов.

Рис. 5 - Эректус

Питекантроп

Питекантроп - по праву считается одним из древних предков человека. Это одна из разновидностей прямоходящего человека. Ореол обитания: Юго-восточная Азия, жил около 500-700 тыс. лет назад. Останки «обезьяночеловека» впервые были найдены на острове Ява. Предполагается, что он не является прямым предком современного человечества, скорее всего его можно считать нашим «кузином».

Синантроп

Еще один вид человека «прямоходящего». Существовал 600-400 тыс. лет назад на нынешней территории Китая. Синантропы - сравнительно развитые древние предки человека.

Представитель человеческого рода, ранее его считали подвидом человека «разумного». Область его обитания - Европа и Северная Африка более 100 тыс. лет назад. Период жизни неандертальцев припало как раз на ледниковый период, соответственно, в суровых климатических условиях им нужно было заботиться об изготовлении одежды и постройке жилья. Основная пища - мясо. Не относится к прямому родству человека разумного, но вполне мог жить рядом с кроманьонцами, что способствовало их обоюдному скрещиванию. Некоторые ученые считают, что между неандертальцами и кроманьонцами велась постоянная борьба, что привело к вымиранию неандертальцев. Предполагается, что оба вида охотились друг на друга. Неандертальцы (рис. 6) обладали массивным, крупным телосложением, по сравнению с кроманьонцами.

Особенности неандертальцев:

  • размер мозга - 1200-1600 см³;
  • рост - примерно 150 см;
  • из-за большого мозга, череп имел вытянутую назад форму. Правда, лобная кость располагалась низко, скулы имели широкую форму, а сама челюсть была крупной. Подбородок имел слабо выраженный характер, а надбровный валик отличался внушительным выступом.

Рис. 6 - Неандерталец

Неандертальцы вели культурную жизнь: при раскопках были обнаружены музыкальные инструменты. Также присутствовала и религия, на что указывают особые обряды на похоронах своих единоплеменников. Существуют доказательства того, что эти древние предки человека обладали медицинскими знаниями. Например, умели излечивать переломы.

Прямой потомок человека «разумного». Существовал примерно 40 тыс. лет назад.

Особенности кроманьонцев (рис. 7):

  • имел более развитую человеческую внешность. Отличительные черты: достаточно высокий прямой лоб, отсутствие надбровного валика, подбородочный выступ более яркой формы;
  • рост - 180 см, но масса тела намного меньше, чем у неандертальцев;
  • размер головного мозга составлял 1400—1900 см³;
  • владел четкой речью;
  • считается основателем первой настоящей людской ячейки;
  • жил группами по 100 человек, так сказать, родовыми общинами, строя первые селения;
  • занимался постройкой шалашей, землянок, используя для этого шкуры убитых животных. Создавал одежду, предметы быта и орудия охоты;
  • знал земледелие;
  • на охоту отправлялся группой одноплеменников, преследуя и загоняя животное в подготовленную ловушку. Со временем научился одомашнивать животных;
  • имел свою высокоразвитую культуру, которая сохранилась до наших дней в виде наскальных рисунков и скульптур из глины;
  • проводил ритуалы во время захоронения сородичей. Из этого вытекает, что кроманьонцы, как и неандертальцы, верили в другую жизнь после смерти;

Наука официально считает, что именно кроманьонец является прямым потомком современных людей.

Более подробно древние предки человека будут рассмотрены в следующих лекциях.

Рис. 7 - Кроманьонец



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования