Маслова Н.В. Инновационная модель управления трудовыми ресурсами организации. Управление инновационными процессами холдинга

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

На протяжении всей своей более чем двадцатилетней истории таможенные органы Российской Федерации практически непрерывно осуществляют свою инновационную деятельность, связанную с подготовкой, применением и распространением таможенных инноваций. Таковыми следует считать применения технологий таможенного контроля, связанных с предварительным информированием, с электронным и Интернет-декларированием, технологий удаленного выпуска и систем управления рисками. Значимой инновацией последнего времени явилось, внедрение в 2010 году корпоративной системы менеджмента качества в региональной системе таможенных органов Приволжского федерального округа.

Необходимость системного подхода к инновационной деятельности таможенных органов диктуется в настоящее время «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», в которой одним из приоритетных направлений является формирование инновационного государства. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. С. 84-86. Это обуславливает актуальность научно обоснованной подготовки к внедрениям систем управления инновационной деятельностью таможенных органов.

В отечественных научных разработках, посвященных системам инновационного менеджмента, рассматриваются лишь отдельные аспекты подготовки указанных систем. Например, Чудаев А. В. при формировании методологии управления инновационной деятельностью крупного производственного комплекса из всех элементов подготовки рассматривает только планирование. Чудаев А.В. Методология управления инновационной деятельностью крупного производственного комплекса с использованием системы сбалансированных показателей. М., 2010. С. 12. Международные эксперты, работающие в области инноваций органов исполнительной власти, также указывают на необходимость подготовительной работы перед внедрением и широкомасштабным применением инноваций. Подобные разработки, связанные с инновационной деятельностью таможенных органов России, в настоящее время отсутствуют.

Сформулированные выше соображения определяют в своей совокупности актуальность данной статьи, исходя из которой, автор ставит перед собой задачу определить понятие, масштабы и содержание подготовки к внедрению системы управления инновационной деятельностью таможенных органов. Статья может казаться полезной для практиков в понимании масштабов и этапов вышеуказанной подготовки, а также путей их практического применения. Авторский материал может представлять теоретический интерес для тех, кто занимается изучением систем управления инновационной деятельностью органов власти в целом и таможенных органов в частности.

1. Методологическая основа подготовки к внедрению. В качестве методологической основы подготовки к внедрению систем управления инновационной деятельностью таможенных органов можно рассматривать, соответствующие подходы, которые содержатся в стандартах, изданных Международной организацией по стандартизации и посвященных системам менеджмента качества и экологического менеджмента. Эта возможность обуславливается, во-первых, совместимостью указанных систем менеджмента, и, во-вторых, их применимостью к любым организациям. Вышеупомянутые международные стандарты явились основой для принятия аутентичных национальных стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000 и серии 14000. Соответственно, подходы к подготовке внедрения систем менеджмента, приведённые в них, следует рассматривать как воплощение коллективного международного опыта. Так, в национальном стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008 определен подход к разработке системы менеджмента качества, реализация которого может рассматриваться, как подготовка к внедрению этой системы. Согласно этому подходу подготовительные мероприятия должны включать: определение потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон; разработку политики и целей организации в области качества; определение процессов и ответственности, необходимых для достижения поставленных целей; определение необходимых ресурсов; разработку методов измерения результативности и эффективности каждого процесса. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». М.: Стандартинформ, 2009. С. 2.

В национальном стандарте ГОСТ Р ИСО 14001-2007 также определен подход к подготовке системы экологического менеджмента, включающий, например, такие элементы, как: обеспечение доступности ресурсов, необходимых для внедрения систем экологического менеджмента; определение, документирование и доведение до сведения персонала его функциональных обязанностей, ответственности и полномочий; обеспечение компетентности, профессиональной подготовки и осведомленности персонала. ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». М.: Стандартинформ, 2007.

Выявленное содержание подходов к подготовке систем менеджмента качества и экологического менеджмента может быть применено, и к системе управления инновационной деятельностью таможенных органов при её подготовке к внедрению. Поэтому предлагается соответствующий подход, включающий:

  • * идентификацию процессов системы управления инновационной деятельностью таможенных органов;
  • * определение ресурсов, необходимых для внедрения указанной системы;
  • * наделение назначенных должностных лиц таможенного органа соответствующими функциями, полномочиями и ответственностью;
  • * обеспечение компетентности, профессиональной подготовки и осведомленности персонала таможенного органа относительно инновационной деятельности и соответствующей системы управления;
  • * разработку процедур внешнего и внутреннего обмена информацией;
  • * подготовку необходимой документации и процедур управления ею.
  • 2. Понятие и масштабы подготовки к внедрению. Подготовка к внедрению системы управления инновационной деятельностью таможенных органов понимается как деятельность по формированию элементов указанной системы и условий её функционирования. Масштаб такой подготовки зависит от типа систем, в рамках которых функционируют в настоящее время таможенные органы Российской Федерации: национальной, региональных и локальных.6 Национальная система таможенных органов представляет собой совокупность Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) и таможенных органов непосредственного и прямого подчинения. В настоящее время ФТС непосредственно подчинены восемь региональных таможенных управлений, а также семь специализированных таможен. Другими словами, ФТС является главным таможенным органом национальной системы, которому подчинены региональные системы. Региональная система включает региональное таможенное управление (далее - РТУ) и таможенные органы непосредственного и прямого подчинения, расположенные в регионе деятельности данного РТУ. Соответственно региональное таможенное управление является главным таможенным органом региональной системы, которому подчинены локальные системы. Локальная система состоит из таможни и непосредственно подчиненных ей таможенных постов, расположенных в регионе деятельности данной таможни. Следовательно, таможня является основным элементом локальной таможенной системы.

Иерархичность систем таможенных органов обуславливает, возможность определения масштабов их инновационной деятельности:

  • * национальный масштаб: инновационная деятельность Федеральной таможенной службы и подчинённых региональных систем;
  • * региональный масштаб: инновационная деятельность регионального таможенного управления и подчинённых локальных систем;
  • * локальный масштаб: инновационная деятельность таможни и подчинённых ей таможенных постов.

Определение масштабов инновационной деятельности позволяет установить соответствующие типы систем управления:

  • * система управления инновационной деятельностью таможенных органов в национальном масштабе;
  • * система управления инновационной деятельностью таможенных органов в региональном масштабе;
  • * система управления инновационной деятельностью таможенных органов в локальном масштабе.

Таким образом, каждому типу систем таможенных органов соответствует определенный тип систем управления их инновационной деятельностью. А это в свою очередь обуславливает возможность определения масштабов подготовки к внедрению рассматриваемых систем управления: национального, регионального и локального. Национальный масштаб подразумевает подготовку к внедрению системы управления инновационной деятельностью Федеральной таможенной службы и подчинённых региональных систем. Региональный масштаб предполагает подготовку системы управления инновационной деятельностью регионального таможенного управления и подчинённых локальных систем. Локальный масштаб предусматривает подготовку к внедрению системы управления инновационной деятельностью таможни и подчинённых ей таможенных постов.

3. Содержание и этапы подготовки к внедрению системы управления инновационной деятельностью таможенных органов должны определяться, с одной стороны, методологическим подходом, сформулированным выше на основе положений национальных стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000 и серии 14000, а с другой - содержанием указанной системы. Оно включает: управляемую подсистему, состоящую из инновационной деятельности таможенного органа и ресурсного обеспечения этой деятельности; процессов управления, состоящих из управления инновационной деятельностью и управления её ресурсным обеспечением; управляющую подсистему, объединяющую субъектов и средства управления.7 Кроме того, подготовка к внедрению системы управления инновационной деятельностью может рассматриваться как процесс, т.е. как совокупность последовательных и взаимосвязанных этапов (рис. 1).

На первом этапе должны быть определены и возложены функции, полномочия и ответственность на представителя высшего руководства и специализированное подразделение главного таможенного органа за подготовку системы управления инновационной деятельностью определенного масштаба. На втором этапе должны быть разработаны стратегические основы управления инновационной деятельностью таможенных органов. К ним относятся: миссия, видение и ценности таможенных органов; принципы управления инновационной деятельностью; инновационная политика; инновационные стратегии. Миретин А.В. Стратегический подход к управлению инновационной деятельностью таможенных органов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. № 3. С. 19. На третьем этапе следует осуществить проектирование системы управления инновационной деятельностью таможенных органов, включающее следующие шаги. Во-первых, необходимо установить область применения данной системы управления, содержащую требования к ней и условия её применения различными таможенными органами. Должны быть разработаны качественные и/или количественные показатели, характеризующие достижение сформулированных целей и задач. Во-вторых, следует идентифицировать содержание и последовательность процессов инновационной деятельности таможенных органов, каковыми являются, с одной стороны, процессы подготовки и применения внутренней таможенной инновации, а с другой - процессы таможенного трансфера внешней инновации. Необходимо также определить участников этих процессов - уполномоченные подразделения таможенных органов, необходимые ресурсы и процессы обеспечения ими. В-третьих, целесообразно установить содержание и последовательность процессов управления инновационной деятельностью двух видов: управления собственно инновационной деятельностью и управления её ресурсным обеспечением. В-четвёртых, должны быть определены субъекты и средства управления. В рамках данного шага представители высшего руководства и специализированные подразделения таможенных органов определенной системы наделяются функциями, полномочиями и ответственностью за подготовку к внедрению системы управления, составляется перечень и содержание необходимых методик и документов. На четвёртом этапе должна быть осуществлена разработка необходимых методик, например, методик подготовки и применения или трансфера таможенной инновации; методики планирования, измерения, мониторинга, оценки и анализа результативности и эффективности системы управления инновационной деятельностью таможенных органов. Миретин А.В. Модель системы управления … С. 144. Данные методики могут разрабатываться как собственными силами, так и с привлечением сторонних специалистов. Далее следует разработать необходимую документацию, включающую, во-первых, руководство по системе управления инновационной деятельностью и, во-вторых, документированные процедуры. Указанное руководство по аналогии с другими системами менеджмента должно явиться базовым документом в инновационной сфере и содержать, с одной стороны, выше рассмотренные элементы стратегического подхода, а с другой - описание основных элементов системы управления инновационной деятельностью и их взаимодействия. В отношении всех ранее определенных процессов разрабатываются и утверждаются документированные процедуры. Шестой этап должен быть посвящен, по мнению автора, обеспечению политической поддержки со стороны руководства вышестоящего органа власти, которому подчинена данная система таможенных органов. Например, для национальной системы таможенных органов вышестоящим органом является Правительство РФ, для региональной системы - ФТС, для локальной системы - РТУ. На важность политической поддержки указывают международные эксперты, понимая од этим готовность вышестоящего органа власти предоставить ресурсы для инновационной деятельности и участвующего персонала. 10 На седьмом этапе должна быть обеспечена компетентность, профессиональная подготовка и осведомленность персонала таможенных органов в отношении предстоящей инновационной деятельности и соответствующей системы управления. В рамках данного этапа должностные лица таможенных органов должны получить необходимые знания о системе управления инновационной деятельностью. Осведомленность предполагает информирование всех должностных лиц таможенных органов о предстоящей деятельности, создаваемой системе управления, её целях и задачах. На восьмом этапе должны быть осуществлены сбор и оценка, с одной стороны, внутренней информации из подчиненных таможенных органов, а с другой - внешней информации от заинтересованных сторон, например, вышестоящего таможенного органа; участников внешнеэкономической деятельности, туристов, таможенных посредников.

На современном этапе инновационная деятельность таможенных органов Российской Федерации носит слабоуправляемый и бессистемный характер из-за отсутствия соответствующих теоретических и практических разработок. В этих условиях методологической основой подготовки к внедрению систем управления инновационной деятельностью таможенных органов могут служить подходы, содержащиеся в национальных стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000 и серии 14000. Подготовка к внедрению указанной системы определена как деятельность по созданию её элементов и условий её функционирования. В соответствии с типологией систем управления инновационной деятельностью таможенных органов установлены три масштаба подготовки: локальный, региональный и национальный. В данной статье предлагаются восемь этапов подготовки к внедрению, к которым относятся: назначение ответственных, разработка стратегических основ, проектирование системы управления, составление необходимых методик и документов, обеспечение политической поддержки, обучение персонала и сбор информации.

Теоретическое значение этой статьи заключается, по мнению автора, в определении понятия и содержания подготовки к внедрению системы управления инновационной деятельностью таможенных органов, а также в установлении её масштабов и этапов. Возможность использования положений данной статьи для реализации подготовки представляет собой практическую ценность изложенного материала.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Критерии классификации новшеств и инноваций. Структура и содержание системы инновационного менеджмента. Оценка влияния размера предприятий на их инновационную деятельность. Необходимость внедрения системы инновационного менеджмента на ООО "SNEHA".

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Понятие инновации и инновационного процесса. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента. Создание и распространение новшеств в материальном производстве. Основы выработки и основные типы инновационных стратегий предприятия.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    реферат , добавлен 11.06.2010

    Функции и приемы инновационного менеджмента, его использование в деятельности предприятия. Организация инновационного менеджмента на малых и средних предприятиях. Опыт применения механизмов инновационного менеджмента в деятельности ООО "Пиццерия Престо".

    дипломная работа , добавлен 29.12.2010

    Организационные формы и структуры инновационного менеджмента. Отличия инновационной сферы от научной и производственной. Классификация инновационных предприятий. Основные стратегии и способы диверсификации. Свойства инновационных организаций будущего.

    реферат , добавлен 27.02.2009

    Понятие и виды рисков инновационного проекта. Риск как экономическая категория. Роль государства в управлении рисками, основные процедуры. Инструментарий управления рисками для менеджеров предприятий, ориентированных на инновационную деятельность.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Понятие инновационного менеджмента, его сущность и особенности, место и значение в управлении современной организацией. Уровни инновационного менеджмента, их характеристика и отличительные черты. Причины сложности развития инновационной сферы в России.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Изучение тенденций развития теоретического аппарата инновационного менеджмента и предпосылок его возникновения. Выявление основных этапов развития инновационного менеджмента как научной дисциплины. Определение современного состояния данной дисциплины.

    Основная задача кадрового менеджмента в организации – сохранение и наращивание трудового потенциала. Условия постоянной борьбы за сохранение и повышение уровня конкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности вынуждают организацию обращаться к вопросам раскрытия потенциала трудовых ресурсов через инновационные подходы к управлению персоналом. Способность решать свои задачи и достигать организационные цели путем внедрения инновационных подходов к управлению в современных условиях является значительным конкурентным преимуществом. Инновационные технологии являются фактором, способствующим удовлетворению новых социальных потребностей и интересов современных работников. Они создают объективные возможности для реализации не только индивидуальных, но и общеорганизационных целей .

    Применение инновационных технологий в управлении персоналом позволяет говорить о переходе к инновационной модели управления трудовыми ресурсами. Инновационной модели управления трудовыми ресурсами организации присущи следующие характерные особенности :

    Изменение роли кадровой службы. Причиной неэффективного управления персоналом в современных организациях является использование организациями традиционных систем управления персоналом, которые не нацелены на решение стратегических вопросов. Традиционные системы управления персоналом не способны быстро адаптироваться к новым требованиям: иерархия, бюрократизм, четкое разграничение рабочих мест зачастую только тормозят процесс развития организации. Во многих организациях к персоналу привыкли относиться как к практически безграничному ресурсу, при этом руководство не пытается использовать более эффективно работников и их потенциал, ему зачастую проще набрать новых людей, чем мотивировать и стимулировать уже имеющихся. В условиях растущей конкуренции изолированность кадровой политики от общей бизнес-стратегии, фрагментарность кадровой структуры пагубно отражаются на успехе компании. Инновационная деятельность подразумевает активную кадровую политику, направленную на проектирование и интеграцию стратегии управления персоналом в общую организационную стратегию. Изменение роли кадровых служб – переход от традиционных отделов кадров к службам управления персоналом, расширение функций, постановка широкого круга задач, ориентированных на достижение стратегических целей организации, интеграция кадровой службы как активного участника в общее управление организацией наравне с финансовыми и производственными отделами – важное условие успеха современных и будущих компаний.

    Изменение приоритетов кадровых программ и проектов . Кадровые программы и проекты в инновационной модели нацелены на решение следующих задач:

    • формирование интеллектуального капитала компании;
    • формирование социального капитала организации;
    • формирование системы управления знаниями;
    • повышение индивидуальной стоимости каждого сотрудника и человеческого капитала организации в целом.

    Изменение сути кадровых технологий. Кадровые технологии, применяемые в инновационном управлении персоналом, становятся:

    • ситуационными, то есть учитывающими деятельность организации, ее стратегию развития, ситуацию на рынке;
    • стратегически направленными, то есть направленными на достижение стратегических целей, стоящих перед организацией;
    • проактивными, то есть прогнозирующими и предупреждающими проблемные ситуации до их появления.

    Акцентирование внимания на формировании команды. Перспективной моделью корпоративного менеджмента, обеспечивающей эффективное организационное развитие выступает team building или технология формирования команды. Профессиональная технология формирования команды нацелена на решение таких важных задач, как : повышение мотивации работников; формирование организационной культуры; сплочение и направление сотрудников на достижение командных целей; адаптация новых сотрудников; диагностика коллектива: выявление в коллективе лидеров, определение сильных и слабых сторон группы.

    Формирование сильной и адаптивной организационной культуры. Значению организационной культуры в инновационном управлении персоналом уделяется большое внимание, так как культура организации – активный фактор конкурентной борьбы, в том числе и за квалифицированных сотрудников. Сильная организационная культура обеспечивает эффективную деятельность организации, создает условия для приобретения дополнительных конкурентных преимуществ, выступает инструментом стратегического развития организации и нацелена на внедрение инноваций и инновационных методов развития . Эффективная организационная культура уменьшает степень неопределенности в коллективе, вносит ясность в ожидания членов коллектива, создает чувство причастности к организации, выполняя функции внутренней интеграции сотрудников. Главной целью формирования и управления организационной культурой является повышение конкурентоспособности предприятия, которая достигается путем решения ряда задач: повышение мотивации персонала, формирование лояльности и приверженности сотрудников, формирование настроя персонала на высокую производительность, повышение конкурентоспособности персонала, создание комфортного социально-психологического климата в коллективе, который создает условия эффективного использования трудовых ресурсов, адаптация новых сотрудников, формирование нетоварных конкурентных преимуществ организации (в частности, имиджа организации), привлечение на предприятие квалифицированных кадров, стимулирование инновационной активности.

    Децентрализация и поддержание интенсивных горизонтальных связей. Способность к ведению инновационной деятельности организации находится в непосредственной связи с ее организационной структурой. Организационная структура современной организации должна быть сформирована таким образом, чтобы организация имела возможность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Отрицательные эффекты, получаемые организацией при ведении хозяйственной деятельности, зачастую связаны с потерей гибкости и снижением эффективности управления громоздкими организационно-производственными структурами . Для успешной деятельности в современных условиях, чтобы достичь гибкости в нововведениях и эффективности производства, наиболее важно найти оптимальное соотношение в структуре между централизацией и децентрализацией власти, уйти от ненужного бюрократизма, который только тормозит развитие. У ориентированных на инновации организаций вся организационная структура должна способствовать нововведениям. Организациям, ориентированным на внедрение инновационных методов работы и получение долгосрочных результатов, необходимо стремится к отходу от традиционных принципов построения (принцип иерархии) и жестких структур к более гибким и адаптивным структурам, которым характерно наличие множества независимых центров принятия решений (принцип гетерархии, где каждый руководствуется правилами игры и сложившейся ситуацией.) . Формализованные отношения и строгая структурированность могут стать причиной потери управляемости, гибкости и способности к инновациям и, как следствие, снижению эффективности не только системы управления, но и всей организационной системы в целом.

    Создание инновационной модели управления персоналом требует полной вовлеченности сотрудников всех уровней. В данной модели не должно быть наблюдателей, в ней должны быть только участники, тогда модель будет успешной. Необходимость перехода к инновационному управлению должна быть объяснена всем вовлеченным в процесс сотрудникам – чем больше и проще объяснений, тем меньше будет непонимания, сопротивления и тем эффективнее будет процесс перехода.


    Библиографический список

    1. Аксенова Елена Анатольевна Стратегический ассесмент: как сформировать человеческий ресурс организационных изменений: Учебное пособие для студентов вузов/ Е.А. Аксенова. – М.: Аспект Пресс, 2008. -352 с., стр.17-21.
    2. Аренков И.А., Салихова Я.Ю., Гаврилова М.А. Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегии развития// Проблемы современной экономики – 2011. – №4 (40) – С.123.
    3. Асаул А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления/Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. – СПб.:»Гуманистика», 2006.
    4. Аширов Д.А. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: Проспект, 2009.
    5. Болотов С.П. Организационная культура и эффективность менеджмента: Учебное пособие. Сыктыкар: Изд-во Сыктыкварского ун-та, 2000. - С.58-59.
    6. Большаков А. С., Шлафман А. И., Михайлов В. И. Современный менеджмент организаций: теория и практикка/ А. С. Большаков , А. И. Шлафман , В. И. Михайлов . Санкт-Петербург, Изд-во Политехнического ун-та 2011 -370 с.
    7. Быков В., Пичко Н. Корпоративная культура в системе социально-трудовых отношений //Общество и экономика. – 2009. – №3. – С.136-144
    8. Ветошкина Т. Организационная культура как инструмент управления персоналом в условиях перемен//Кадровик. Кадровый менеджмент.-2009.- №11.-С.14.
    9. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. –М..: ИНФРА-М, 2005. – С.695-696.
    10. Мотышина М.С. Социально-экономические организации: концепции, особенности, механизмы развития. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009.-352 с.
    11. Одегов Ю.Г., Котова Л.Р. Организация службы управления персоналом: Современный подход. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009.- С.31-32.
    12. Потемкин В.К., Прозоровская К.А. Инновационный менеджмент в кадровой работе: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2003. –С.41.
    13. Савченко Л. С. Организационная культура как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.экон.наук. – СПб., 2003.
    14. Старцева В. Н. Модели внедрения инновационных технологий мотивации персонала в организациях: (на примере отечественных высокотехнологичных компаний): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук – Нижний Новгород, 2009.
    15. Управление человеческим потенциалом современной организации/ Под общ.ред.д-ра экон.наук, проф.С.Д.Резника. –Пенза: ПГУАС, 2004.
    16. Шадрина Л.Ю. Организационная культура и ее воздействие на социальные технологии управления. – Новосибирск: НГУЭ, 2008. -С.135.
    17. Шлафман А.И. Факторы, определяющие темпы развития предпринимательских структур // Журнал правовых и экономических исследований № 1 2012 г. С 165-167.
    18. Яирова Л.П. Менеджмент: организационно-управленческая культура. Функции, координация, коммуникации. Стратегическое корпоративное управление. М., 2000. – С. 32.
    Количество просмотров публикации: Please wait

    Методы и модели управления инновациями. Артеминко Евгений Сергеевич

    Экзамен тест 40 вопросов. Описать компанию с инновациями. Выход на рынок какого либо продукта. Курсовой проект. Минимум 15 страниц текста. 12 шрифт полуторный или 14 одинарный.

    Инновации - это научнотехнический результат в товарной форме, полный процесс от идеи до готового продукта реализуемого на рынке, процесс в котором изобретение приобретает экономическое содержание.

    Инновации это и результат творческого процесса и процесс внедрения новшевств. Руководство фраскате представляет собой рекомендации по сбору обработке и анализу информации о науке и инновациях. 1963 году итальянский город Фраскате. Второй базовый документ. Документ Осло. Методика сбора данных технологических инноваций. Редакция 1992 год.

    Инновация или нововведение - это конечный результат творческой деятельности получившей воплощение в ввиде новой или усовершенствованной продукции либо технологии приминимый практически и способный удовлетворить определенные потребности. Следовательно основными критериями инновации являются новизна, практическая применимость и реализуемость. В общем ввиде инновационный процесс состоит из трех этапов:

    1 Этап - это новация - это новые идеи, которые могут быть получены в результате научных исследований, опытных конструкторских разработок и иных видов интеллектуальной и творческих деятельности.

    2 Инновация - внедрение новшества, т.е. Практическое применение нового знания.

    3 этап диффузия инновации - это распространение уже освоенных инноваций, т.е. Применение инновационных продуктов в новых местах и условиях. Характер диффузии инновации зависит от структуры и мощности коммуникационных каналов и способности хозяйственных субъектов реагировать на нововведения. Очень часто диффузии инноваций путают с маркетингом инновации, который является лиш частью процесса диффузии, подразумевает все процессы на которые компания может оказывать влияние. Таким образом инновационный процесс это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в новом продукте или технологии и их дальнейшее распространение.

    Основной проблемой является сокращение временного интервала между появлением новых знаний и его использованием.

    Эффективное управление инновациями предполагает преодоление барьеров препятствующих появлению новых идей. Основным двигателем инновационных процессов является возможность получения конкурентных преимуществ. Второй стимул базовые человеческие качества лень и любопытство. Третий стимул государственное регулирование, для целей социального, экологического и экономического развития. Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью и включает следующие моменты: НИОКР, технологические работы, подготовка к производству и проведение промышленных испытаний, приобретение патентов, лицензий и ноу хау. Инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов. Маркетинг и реализация рынков сбыта для инновационной продукции. Подготовка кадров для инновационной деятельности. Сертификация инновационной продукции. Субъектами инновационной деятельности являются организации и физические лица, которые создают, поддерживают и развивают. Инновационную деятельность при этом они могут выполнять как функции заказчиков, так и инвесторов или исполнителей. Инновационный потенциал - это совокупность ресурсов, используемых для осуществления инновационной деятельности.

    Основные виды инновации.

    В качестве основных критериев, по которым разделяются типы инновации, можно выделить

    Степень новизны или радикальности, базисный и улучшающий.

    Характер практической деятельности, производственный и управленческий.

    Технологические параметры, продуктовые и процессные.

    В базисной или радикальной инновации - это нововведения, базирующиеся на научном открытий или изобретении, направлены на освоение принципиально новых продуктов или услуг, а та же технологий.

    Улучшающая или приростная инновация - это нововведение, направленное на улучшение, производимых продуктов или используемых технологий. При реализации базисных инноваций ключевое значение играет союзы организации, для распространения улучшающих инноваций, большое значение имеет организационная специфика. Динамика инноваций обоего типа зависит от места, которое занимает организация структуры в отрасли и этапа отраслевого жизненного цикла.

    Производственные инновации воплощаются в новых продуктах услугах или технологиях. Управленческие инновации. - это новые знания, воплощенные в новых административных процессах, организационных структурах и управленческих технологий. Темпы осуществления производственных инноваций, обычно выше управленческих, возникающий временной разрыв, получил названия организационного ЛАГА, отражат, что производственные инновации осуществляются в условиях старых управьенческих структур и ме едов. Что негативно сказывпется, как на реализации иннофации, так и на эффективности деятельности всей организации.

    Стратегические или проорывные инновации. - это радикальные управьенческие инновации, новый подход к введению бизнесса или конкурентной борьбы. Стратегические инновации часто являются фактором, приводящему к значительному изменению ситуации на отраслевом рынке.

    Прорывные стра егические инновациям присуще определенные харрактеристики:

    Они направлены на инные свойства продуктов или услуг по сраврению с традиционным подходом.

    Обычно они инициируются молодыми низкоприбыльными компаниями.

    Возможные стратегии и действия старых участников рынка в ответ на прорывные инновации. Концентрация на традиционным бизнесе и инвистрование в него. Вторая стратегия, игнорирование инновации. Хотя управленческая инновация может повлиять на отрасль в целом, она не обязательно затронет часть рынка на который работает та или иная компания. Третья, контр атака, те разрушение инновации. Четвертая, восприятие инновации, две третии идут именно этим путем, для чего часто требуется созданием новых бизнесс едениц. Пятая, переключение на новый способ ведения бизнесса. Стратегические инновации помимо генерирования нового прорывного способа ведения бизнесса подразумевает широкое распростронение этого подхода именно в этот момент старые крупные компании имеют значительное преимущество, тк обладают финансовыми и прочими ресурсами, они способны к серьезным инвистициям, а их бренды придают новинке законную силу.

    Выбор той или иной альтернативы зависит от мотивации реагировать и способности реагировать. Способность компании реагировать на стратегические инновации определяется портфелем ее компитенции природой и степенью конфликта между новым и традиционным способом введения бизнесса. Мотивацию компании реагировать определяют скорость диффузии инновации, степень угрозы основному бизнессу и степень взаимосвязи нового биззнесса с существующим. Если зрелая компания имеет низкую мотивацию, она должна игнорироват. Инновации и концентрироват ся на традиционном бизнессе. Если компания имеет высокую мотивацию, но низкую способность реагировать, то она должна либо разрушать инновацию, либо полностью на нее переключаться. Если и мотивация и способность реагировать высоки, то компании необходимо включить инновацию в парралельно со своей основной деятельностью.

    Продуктовые инновации подрузу евают получение нового продукта или услуги с целью удовлетворерия определенной потребности на рынке. Процессные инновации означает введение новых элементов в производственные маркетинговые, управленческие и организационные процессы организации. Производственные инновации могут быть как продуктовыми, так и процессными в то время как управьенческие инновации в основном процессные. При исследовании продуктовых и процессных инноваций используются две модели: модель лага - подход при котором продуктовый и процессные инновации рассматриваются как циклически сменяющие друг друга. Синхронная модель, подход пологающий одновременное сущесвление инновации обоего типа. В рамках моделей лага выделяют модели продуктового цикла и обратного продуктового цикла.

    Модель продуктового цикла, согласно этой модели выделяют три фазы развития нового продукта.

    Идет поиск продукта который бы наилучшим образом удовлетворял потребности пользователей. На второй фазе темпы продуктовых инноваций замедляется, а процессных увеличивается, в результате чего появляется доминирующий дизайн как сочетание технологическиго технического и технического дизайна. Как следствие разнообразие уменьшается, а инновационная деятельность концентрируется на повышении производтсва стандартного продукта. В обоих замедляются и становятся более сбалансированными, таким образом первые две фазы являются периодами радикальных изменений, а третья фаза является периодом, незначительных приростных изменений, данные направления наиболее применимы к производству инновационных товаров в продуктовых отраслях. Последовательность развития продуктовых и процессных инноваций носТ противоположный харрактер. Модели обратного продуктового цикла. Согласно данной модели на первой фазе преобладают приростные процессные инновации. Их реализация означает использование новых технологий уже освоенных в других областях, для увеличения эффективности предостовляемых услуг, харрактер услуги при этом не меняется, на второй фазе приростные инновации сменяются радикально, те доминируют базисные процессные инновации, цель которых радикальное улучшение качественно харрактеристик услуг. На третьей фазе происходит генерация новой услуги в ходе осуществления радикальной продуктовой инновации. Модель обратного и продуктового цикла - это модели лага построенные для отрасли. Динамика инновации на уровне отдельной организации так же может быть описана при помощи циклического подхода, но предпочтительно является синхронный подход. Котрые позволяют организации одновременно ориентироваться и на уменьшение затрат в сочитании с повышением эффективности деятельности (процессные инновации) и на повышение качества продукции и удовлетворения потребителя. Продуктовые инновации. На практике используется два показателя харрактеризующие динамику осуществления инновации.

    1 интенсивность осуществления инновации, число инновации за опредеьеннный период времени

    2 скорость осуществления инновации - это время в течении которого организация принимает инновации осуществленные где-нибудь в другом месте.

    Линейная модель инновационных процессов.

    Если инновационный процесс иницируется внутренней логикой развития технологий, то эта модель технологического толчка. Фундоментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, опытное призводство. Изучение рыночного спроса. Серийное производство, диффузия инновации.

    Если источником инновационного процесса является запрос со стороны рынка, то эта модель рыночного вызова. Изучение рыночного спроса. - НИОКР. Диффузия инновации. Инновационные компании существенно отличаются друг от друга по степени охвата инновационных процессов. Компании чья деятельность лиш ннесколько деятельностей, частично интегрировано инновационной инновации, в противном случае - это полнустью интегрированная организационная иновации. В традиционной модели закрытых инноваций считалось, что компании должны генерировать свои собственные идеи, развивая их до конечного продукта. Компнии активно и нвестировали в активное исследования, что помогало удерживать рыночные позиции. К концу 20-го века увел. рос труда. А так же возрошсяя доступность венчурного капитала, помогающего финансировать молодые компании, разрушили модель закрытых инноваций. В настоящее время, если компан я не хочет развивать инновационный процесс, то это могут сделать самостоятельно увлечнные в него люди. Таким иобразом компании вкладывающие следовате, перестали получать выгоду от инвистиции, а действительные выгодо-преобретатели, не инвестировали свои доходы. Решением данной проблемы, стало движение в стооону комерциализации, не только внутренних, но и внешних идей. Существенные различия между открытой и закрытой инновационной. Оедями является тот факт, что хотя обе модели способны отсеевать не ложные позитиврвные идеи. Но только открытая модель может спсать ложнонегативные идеи.

    Основные типы инновационных систем.

    Микросистемы - это управление инновационной деятельностью на уровне организации.

    Мезосистема - это управление инновационной деятельности на уровне организационных сетей.

    Макросистема - это управление на уровне территорияльный едениц или в масшта страны.

    Гиперсистемы - это управьение инновационной деятельностью в рамках объединенных национальных систем.

    Глобальная система. - это инновационное развитие глобальных сетей.

    Системный подход к инновационной деятельности означает, что иинновационные процесс, рассматривается не в виде цепочки последовательных звеньев. Систем связей это системах, определяющих инновационный процесс. Основное отличае, системеой модели от линейных состоит в следующем источником иницирующим инновации является, не только рынок или ученые, но и любая стадия инновационного процесса валючая серийное производтсво. Все стадии инновационного процесса связаны между собой. Что подразумевает их нелинейный харрактер и множество путей от появления новых идей и её комерциализации. Традиционно упор белался, но настоящее время акцент переносится на макро уровень. При помощи консекции инновационных систем. Под которыми подразумевается совокупность, как частных так и гос институтах, которые обуславливают разработку и распространение инноваций в пределах конкретных.

    Институты инновационной инфраструктуктуры - это субъекты инновационной деятельности обслуживающие и содействующие инновационным процессам, с их помощью решаются такие задачи как: информационное обеспечение, производственное технологическая и финанствая поддержка инновационной деятельности. Задача сертификации иновационных продуктов, проведение тематических выставок, инновационных услук. Инновационная инфрастуктура должна укреплять между четеремя типами рынков:

    1 рынок инновации, как объект интелектуал ной собственности

    2 рынок инновационного капитала.

    3 рынок инновационной продукции

    4 рынок услуг по поддрежки и соправождению инновационной деятельности.

    Инкубаторы - это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги инновационным комманиям, находящимся на стадии возникновения. Инкубатор обычно включает одно или несколько зданий, инкубационный период длитца от 2-5 лет, а после чего они обязаны покинуть инкубатор. Помещения предоставляются в аренду на льготных условиях. Предшественниками инкубатора являлись зоны новых возможностей, создание которых было связано с закрытием крупных металлургических производств и угольных шахт. Наибольшое распространение получили в США сейчас там тколо 600. Во всем мире около 2000. Инкубаторы не обязательносвязаны с инновационной деятельностью. Три четверти инкубаторов, тесно связаны с университетами. Последнее время с развитием электронного бизнесса, распространение стали получать виртуальные инкубаторы, которые не предоставляют помещения в аренду, но помогают оценить коммерческий потенциал инновационного проекта, провести необходимые маркетинговые исследования, регулировать взаимоотношения с материнской организации по вопросам интелектуальной собственности. Составив бизнес план. Нахождение партнерских организаций. Технопарки - это научнопроизводственный территориальный комплекс, основной задачей которого является формирование благоприятной сиеды, для развития инновационных компаний. Технопарки предназначены для поддержки исключительно инновационных компаний, спектр фирм клиент технопарков, не ограничивается возрастом компании. Если инкубатор распологается в одном или нескольких зданий, то технопраки имеют в собственности участки земки, которые можно сдавать в аренду своим клиентам. В качестве отличительнях особенностей технопарка друг от друга, можно выделить степени связи их с университетом, различным охватом инновационных процессов и практическую направьенность деятельность деятельности. В роли учередителей обычно выступаю высшие учебные заведения и НИИ, что должно способствовать развитию спин-офф компаний, те компаний которые создают сотрудники вузов с целью комерцеализации собственных разработак, подобные компании доводят до рынка результаты, а которые являются продуктом крупных исследовательских программ.

    Наукоград - крупный научный комплекс включающий в себя научно иссл институты, социальную и жилую инфраструктуру. ФЦелью строительства технополисов является сосредоточение научных исследований в передовых отраслях в одном месте и создания благоприятных условий для их развития. Наиболее успешными развивающимися технополисами являются селиконовая долина США, кембридж великобритании, энцхеле в голландии. Необходимые требования по технополису:

    Расположение недалеко от крупного города с населением 200 тыс человек.

    Развитая информационная инфраструктура.

    Развитая транспортная инфраструктура и близость к международному аэропорту.

    Благоприятные условия для жизни, в идеале расположение в живописном природном рай-оне. 1999 год закон о статусе наукограда российской федерации. Принятие данного закона привело к двойственной трактовке термина наукоград в широком понимании термин наукоград фактически эквивалентен понятию технополиса. И в этом смысле можно говорить о существовании в нашей стране порядка 70 наукоградов. В узком смысле под наукоградом пониматся муниципальное образование с градобразующем научно-производственным комплексом. При этом от научно производственным комплесам понимается овокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и эксперементальсную деятельность, а так же подготовку кадров, в соотвествии с государственными приоритетами развития науки.

    Для того чтобы муниципальному образования, мог быть присвоен статус наукограда, оно должно иметь научно- производственный комплекс, носящий градообразующий харрактер, те удовлетворяющий слежующим критериям:

    1) числинность работающих в организации научно-техн комплекса должна составлять не менее 50% от общей численности рабочих на территори муниц-комплекса.

    2) объем продукции в выражении, должен составлять не менее 50% от общего объема производства всех субьъектов расположенных на территории муницобразовани или стоимость основных фондов в комнате используемых в науч- технической. Должно составлять не менее 50 от общей стоимостью.

    3 за исключением ЖКХ и социальной сферы. При этом к научно- производственному комплексу могут быть оценены:

    Научная организация осузествляющаа научную, научно- техническую или иновационную деятельность. Организация деятельности от организационных правовых форм, при условии, сто доля производства наукоемкой продукции в их общем объеме производства составляет не менеи в течении трех последних лет.

    Статус присваивается на 5 лет, после этого государство выделяет средста в выиде суббвенции.

    При этом предусмотрена возможность досрочного прикращения действия данного статуса.

    4) информационно технологические системы

    Кордис - система баз данных в которой собирается информация о научных данных страны ес.

    Арист - это научно-технологияеския иннформационная, позволяет устанавить контакты ч потенциал ними клиентами, аиест - предоставляет научную и техническую информацию, на какой стадии исследование в этой области. Технико-юридическая информация, те развернутая инфлрмация о потертастях и рецептах и экном ческая информации. Епидос - это информационно техннолгическая системса европеского бюро, содержащее иформацию о патентов, более 50 стран, в том числе.

    Финансовые институты инновационной инфраструктуры. Инновационная деятельность может финансировать я, как за зет бюджетных месть, так и за счет инвесторов. Помимо прямого выделения денег подразумевает инвистиционные кредиты на льготных условиях, закрепление в гос собственности, части акции компании осущество сопутсвии.

    Государственные гарнтии по информ кредитам. Частое финансирование инновацции проразуемевает кредиты, инв в ценные кредиты и венчурное фирансирование.

    Венчурный капитал.

    Венчурное финансирование является, одной из разновидностей организзций. Венчурные фондыобычно вкладывают деньги в инновационные компании чьи не обращаются, теосуществлеюь прямые инвистиции, так часто подобное вложением крна биржу. Основное отличае между венчурным и вне внерчвыми и мнен живыми инвистиции, заключается в спе вечурного. Обычный венчурн требует в состав совета дирректоров в иннвоационной организации. Без предоставления какого либо залога. Венчурный инвестор не стремится приобретать контрольный акций компании в отличае от стратег инвестора. Венчурный инвестор не заинтересован, а распределение прибыли компании в виде диведендов. Прибыль венчурный инвестор получает после продажи принадлежащему ему пакету акции при этом он ожидает, что полученные деньги менеджмент компании, будет использовать в качестве финансового рычага. Очень что менеджмент инновационной компании сохраняет за собой контрольный пакет акций и не теряет стимула для развития коммания. Этапа продажи акции выходом. В качестве венчурных инвесторов выступают физические лица, крупные корпорации, государственные структуры, пенсионные фонды. Наиболее распространеный причиной в венчурный капитал, является его высокая доходность, во вторых ликвидность венчурного капитала, как правило ликвидность крайне низкая, что привлекает инвестора с долгосрочными обзательствами. Третий привлекательной чертой венчурного инвистирования является сравнительно дешовый доступ к новым технологиям. Ключевым фактором успеха функционирования венчурного фонда является отбор отбор объектов инвистирования. Дью диленжерс - включает полное обследование и подробный анализ возможных объектов вложений средств. Обычно соотношение рассмотреных проектов к принятым 100 к 1-му. Традиционная стректура венчурного фонда рассчитана на ограниченный срок жизни с обязательством полного возврата капитала инвесторов, стандартный срок составляет 10 лет из которых первые 4-ре года - это инвистиционный период, соотсветсвенно оставшееся время - это совместное проживание и выход.

    Кооперационные связи между субъектами инновационной системы. Компания развивает сотрудничество с вузами, для того, чтобы получить доступ к новым технологиям использовать знария высоко квалифицированных консультантов и проводить совместные исследования, кроме того вузы часто предоставляют научно-исследовательские мощности по цене ниже рыночных. К недостатком ВУЗов в их сотрудничестве с инновационными компаниями относятся:

    Иная скорость осуществеления работ.

    Иные исследовательские приоритеты.

    Многие исследования в ВУЗах не преднозначены для практического или коммерческого использования.

    Значительную сложность получает получение сведений об исследовании в ВУЗах.

    Основные формы сотрудничества между вузами и инновационными компаниями.

    1 специальные гранты правительства для предприятий направленные на субсидирование зарплаты выпускников ВУЗов. Это творчие отпуска предподователей - это годичные отпуска преподовательскому составу для работы в инновационных компаниях. Специальная схема преподавания, когда оспиранты и студенты старших курсов проходят практику в инновационных компаниях. Специальные структуры при вузах предназначенные для комерциализации разрабатываемых в ВУЗе технологий.

    Оценка стоимости инновации.

    В силу того что инновации являются не материальным интелектуальным ресурсом организации определение их стоимости представляет собой нетривиальную задачу. Темнемение для определения стоимости инновации используются те же подходы, что и для оценки любых объектов в экономике. Доходный, сравнительный и затратный подходы.

    В основе оценки стоимости инновации методом доходного подхода лежит прогноз величины дохода, который может быть получен в результате использования данной инновации. Возможными формами выгоды от использования инноваций являются экономия затрат на производство и реализацию продукции. Улучшение структуры денежного потока. Сокращение затрат на получение права использования других объектов интелектуальной собственности. Окончательная величина выгоды оценивается путем сопоставления двух прогнозных величин. Денежный поток с учетом рисков и временной структуры при использовании инноваций с использованием инноваций и без. Использоване сравнительного подхода возможно при наличии доступной и достоверной информации о ценах аналогов объекта оценки и реальных условий сделок с ними. При этом цены аналогов корректируются с учетом отличая от реального учета объекта. Процедуру оценки можно представить в ввиде трех последовательных шагов, выделение элементов по которому осуществляется сравнение инноваций. В качестве элемента сравнения рассматриваются специфика инноваций:

    1- объем имущественных прав на объект интелектуальной собственности.

    2- условия финанирования сделок с интелектуальной собственностью.

    3- изменение цен на интелектуальную собственность со временем заключения сделки по аналогу.

    4- территория на которую распростроняется интелектуальную собственность.

    5- спрос на продукцию, которая может производиться при помощи интелектуальной собственности.

    6- все возможные харрактеристики объектов аналогов

    7- объем реализации продукции уже произведенной с интелектуальной собственностью

    8- срок полезного использования интелектуальной собственности.

    Величины корректировок цен определяются следующими способами:

    Прямое попарное сравнение цен и дохода двух аналогов, отличающихся только одной харрактеристикой.

    Определение затрат на изменение харрактеристик объектов сравнения по тем элементам, по которым они отличаются друг от друга.

    Экспертный метод

    Затратный подход основан на опиеделении затрат, необходимый для восстановления или замещения. Объекта оценки, под замещением подразумевается объединение эквивалентой полезности.

    Метод оценки рыночной стоимости инновации в рамках затратного подхода предпологает определене суммы затрат на создание нового объекта эквивплентного объекту оценки. Что подразумевает прямые и косвенные затраты связанные с созданием интелектуальной собственности и доведением ее до практического приминения. И прибыль инвестора. Сумма затрат может быть определена путем курирования в действующих ценах на дате оценки, а прибыль инвестора исходя из требуемой нормы отдачи на капитал.

    Защита интелектуальной собственности.

    Инновации как конечный результат творческого труда получившее реализацию новой продукции или технологии, являются объекты интелектуальной собственности. Поскольку объект интелектуальной собственности по своей природе не материально, они не подвергаются физическому износу, не исчерпаемы и могут тиражироваться в любом масштабе. Обладание подобными правами позволяет получать технологическую ренту. Интелектуальные права не зависят от права собственности на материальные носители, в которой выражены результаты интелектуальной деятельности. Автором результата интелектуальной деятельности признается человек творческим трудом которого данный результат создан. Права авторства, право на имя, и иные личные неимущественные права неотчуждаемые и не передоваемые, авторство и имя автора сохраняется бессрочно.

    Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.

    Инновационный менеджмент базируется на следующих основополагающих моментах:

    1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.

    2. Организация инновационного процесса для данной инновации. Это предполагает проведение целого организационного и технического комплекса работ по превращению идеи в вещь (новый продукт, материализованная форма операции), готовую для продвижения на финансовом рынке и для продажи.

    3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

    Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

    Стратегия означает общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.

    Виды инновационной стратегии:

    § адаптационный, оборонительный, пассивный

    § творческий, наступательный, активный. В случае адаптационной стратегии инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций. В рамках адаптационной стратегии выделяются: защитная стратегия – комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукций.

    § стратегия инновационной имитации предполагает, что товаропроизводитель делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием. Стратегия достаточно эффективна для тех, кто имеет необходимую производственную и ресурсную базу, что позволяет обеспечить массовый выпуск имитируемых продуктов и их реализацию на рынках, еще не освоенных основным разработчиком. Стратегия инновационной имитации предусматривает использование приемов агрессивной маркетинговой политики, позволяющей производителю закрепиться на свободном сегменте рынка;

    § стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Стратегия выжидания близка к стратегии инновационной имитации, поскольку в обоих случаях производитель, прежде всего, стремиться убедиться в наличии устойчивого спроса на новый продукт организации-разработчика, на долю которой приходится основной объем издержек по созданию и коммерциализации новшества. Но, в отличие от имитационной стратегии, при которой производитель довольствуется рыночными сегментами, не охваченными основной организацией, производитель, выбирающий стратегию выжидания, стремится превзойти организацию-разработчика по объемам производства и реализации новшества, и здесь особое значение приобретает момент начала активного действия против организации-разработчика. Поэтому стратегия выжидания может быть и краткосрочной и достаточно продолжительной;

    § стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей применяется обычно в области производства промышленного оборудования. Ее реализуют небольшие по размерам организации, выполняющие индивидуальные заказы крупных компаний. Организации, реализующие данную стратегию, не подтверждены особому риску, и основной объем затрат приходится на указанные выше этапы инновационного цикла.

    В активных инновационных стратегиях значительно труднее выделить внутренние отличия, чем в адаптационных. Они имеют много общего и наиболее эффективны, когда организация реализует целый комплекс различных направлений активной инновационной деятельности.

    Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

    Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы:

    1. Приемы, воздействующие только на производство инновации. Имеют своей единственной целью создать новый продукт или новую операцию (технологию) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенчмаркинг и способы маркетинговых воздействий на инновации, а именно способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций.

    2. Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации (инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, бранд-стратегию инновации).

    3. Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации (ценовой прием управления, фронтирование рынка, мерджер). Главная цель всех приемов этой группы - это ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период.

    Ценовой прием управления в инновационном менеджменте представляет собой способ воздействия механизма цен на реализацию инновации. Он включает в себя два основных элемента:

    1.ценообразующие факторы, действующие на стадии производства инновации – внешние факторы (спрос покупателя, платежеспособность покупателя, экономический потенциал страны) и внутренние (Себестоимость отдельных видов продукта, затраты на реализацию, продвижение и диффузию инноваций, необходимый объем выручки, полученной от реализации инновации и др.);

    2.ценовую политику, применяемую при реализации, продвижении и диффузии инновации - внешние факторы (изменение первоначального спроса, поведение конкурентов, экономическая политика государства, политика местных органов власти др.) и внутренние (желание поднять свои имидж, стремление избежать банкротства, стремление выйти на чужой рынок, необходимое увеличение притока денег и др.).

    Фронтирование рынка, или фронтинг- это операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка. Мэрджер означает поглощение фирмы более сильной компанией. Причиной мэрджера на рынке, как правило, является ситуация, когда продукт довольно высокого качества, предлагаемый компанией к реализации, продается медленно из-за противодействии конкурентной фирмы.

    Возможны три формы мэрджера:

    1. Компания покупает имущество фирмы.

    2. Компания выпускает свои акции для обмена их на акции фирмы.

    3. Компания покупает крупный пакет акций фирмы, дающий ей право на управление фирмой.

    В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора анализа, хранения и передачи информации (компьютеры, сети Интернета, терминалы, электронные устройства, телефаксы и др.). Предметом труда является информационный продукт (прежде всего командная информация).

    Технология инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций. Инновационный менеджмент состоит из следующих этапов:

    1) инновационный процесс;

    2) определение цели управления инновацией;

    3) выбор стратегии менеджмента инновации;

    4) определение приемов управления инновацией;

    5) разработка программы управления инновацией;

    6) организация работ по выполнению программы;

    7) контроль за выполнением намеченной программы;

    8) анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией;

    9) корректировка приемов менеджмента инновации.

    Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов: формирование портфеля новшеств; формирование портфеля инноваций.

    Портфель новшеств должен наполняться преимущественно своими наукоемкими разработками, изобретениями, патентами, эффективными ноу-хау и другими радикальными новшествами.

    Портфель инноваций представляет собой стратегический план внедрения новшеств покупных и собственной разработки. После анализа окружения фирмы и формирования целевой подсистемы определяются параметры обеспечивающей подсистемы, т. е. количество, качество, сроки поставок, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и т. п., необходимые для решения задач целевой подсистемы. Управляемая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из конкретных компонентов по созданию новшеств и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций; производство новшеств; сервис инноваций.

    Последняя, управляющая подсистема, является важнейшей, так как она несет ответственность за все происходящее в системе менеджмента. Компонентами подсистемы являются управление персоналом, разработка управленческого решения, координация выполнения инновационных проектов. Эти компоненты определяют качество всех остальных подсистем системы инновационного менеджмента.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования