Как должен выглядеть современный сельский клуб. Приоритетные направления и формы работы учреждений культуры клубного типа с семьёй Конкурс методической работы в клубном учреждении

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена. Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-досуговой деятельности. В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески. Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения .

В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте. Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.

Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения .

Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи . Пик потребностей общения со сверстниками наблюдается у молодежи 15-25 лет. " При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста "индустрии свободного времени" -- туризма, спорта, библиотечного и клубного дела -- при всем этом молодежь упрямо "сбивается" в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании -- это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически" .

Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры она - в подавляющем большинстве.

Поэтому работа с молодежью, детьми и подростками очень ответственная задача, требующая для своего выполнения дифференцированной, глубоко продуманной, высоко профессиональной и интересной работы.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью .

Недооценка содержательного и активного досуга у тех, кому за 50-60, сегодня пересматривается. Представители "третьего возраста" (по определению социальных работников и демографов) далеко не всегда желают проводить свободное время, сидя у телевизора или отдыхая на дачном участке. Пассивный досуг особенно несвойствен людям, которые до этого активно занимались профессиональной деятельностью. После ухода на пенсию они не могут резко изменить жизнь и перейти к пассивному существованию, которое ограничивается стенами дома. Такие люди нуждаются в сильных эмоциях, новых впечатлениях, сохранении широкого круга знакомств.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой стране. При этом учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях .

Особо следует сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семейный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и другие .

В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Многие досуговые занятия, как правило, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и другое) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и другое) .

Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организуется корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида бизнеса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и тому подобное .

Предприниматели, организаторы досуга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

У представителей разных социально-демографических групп сформированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведении .

Сеть клубных учреждений развивается в тесной связи с богатым наследием прошлого, традициями и социально-культурной спецификой каждого региона. Культурно-досуговые учреждения клубного типа являются субъектами культурной политики на определённой территории (город, район, посёлок, село) по созданию условий для организации досуга, развития традиционного народного творчества, а также по обеспечению жителей культурно-досуговыми услугами .

Формирование культурных потребностей происходит через: культурно-досуговые учреждения (количество культурно-досуговых учреждений), показатели динамики, распределение их по формам собственности, так как от этого зависит содержание мероприятия и формирования культурных потребностей, территориальному расположению (географический, человеческий фактор); численность посещаемости культурно-досуговых учреждений по видам, жанрам; динамика этих показателей; материально-техническая база культурно-досуговых учреждений разного типа принадлежности; объемы и структура доходов и расходов культурно-досуговых учреждений, влияющие на качественное содержание и эстетическое оснащение. Набор таких показателей является критерием развития и формирования культурных потребностей через культурно-досуговые учреждения .

К формам клубных услуг относятся мероприятия культурно-просветительного, информационного, образовательно-познавательного, зрелищного характера, мероприятия отдыха и развлечения:

циклы лекций, клубные лектории, народные чтения, лекции-концерты, трибуны общественного мнения, обзоры (творческие, научные, политические, экономические), дни искусств (науки, техники, профессий и другие), клубные встречи, циклы клубных тематических вечеров, клубные кирмаши, аукционы идей, клубные викторины, вечера-портреты;

устные журналы (альманахи, бюллетени), вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические, дискуссионные встречи, "за круглым столом", клубные беседы;

праздники народного календаря, праздники исторического календаря, праздники семейно-бытового календаря, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, праздники деревень(городков, улиц, микрорайонов, дворов), современные гражданские обряды, новогодние театрализованные представления для детей и взрослых, клубные вечера отдыха, клубные вечера занимательного досуга, клубные "огоньки", клубные посиделки, танцевальные вечера, тематические программы дискотек и дискоклубов, дни коллективного отдыха, дни и программы семейного отдыха, комплексные культурно-досуговые программы, развлекательные программы, балы, детские утренники, клубные игровые программы, конкурсы, соревнования, концерты, спектакли, фестивали, выставки, кинофестивали, киновечера, кинопоказы, киновикторины и другие .

Одной из тенденций развития социокультурной ситуации стала коммерциализация учреждений культуры, которая приводит к тому, что всё больше наращиваются темпы развития платных услуг населению.

Основные виды платных услуг в клубных учреждениях следующие:

Проведение дискотек, презентаций, концертов, свадеб, выпускных балов, экскурсий, развлекательных программ, игровых программ, семейных торжеств;

Платные кружки, студии, курсы, "школы";

Услуги ведущего вечеров и программ, написание сценариев;

Услуги студий звукозаписи;

Спортивно-развлекательные услуги: бильярд, настольный теннис, тренажёрные залы .

Статистика показывает, что общий объём платных услуг культуры населению неуклонно возрастает. С одной стороны, это создаёт определённые трудности в деятельности клубных учреждений и сложности в выполнении планов платных услуг. Сегодня зачастую, хоть и освобождённые от "диктата", а заодно - и от типовых планов, программ, сценариев, которые оставалось лишь воспроизводить, некоторые клубные работники продолжают работать по старинке: кружки любительского творчества и дискотеки - вот и весь традиционный набор клубных услуг. С другой стороны, эта тенденция приводит к тому, что многие руководители и работники клубных учреждений всё активнее изучают своего посетителя и его социально-культурные потребности в свободное время, применяют новые маркетинговые технологии распространения своих платных услуг, пытаются выступить действительно современными менеджерами. Качество предоставляемых услуг начинает неуклонно повышаться, так как именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Наибольшей популярностью у населения пользуются следующие платные клубные услуги: концерты и спектакли, дискотеки и шоу-программы, игровые программы, вечера отдыха, проведение семейных торжеств, услуги компьютерных центров, услуги платных курсов, кружков, студий (в том числе спортивных) и другие .

Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Безусловно, в этой связи следует решать ряд задач по укреплению материально-технической базы клубных учреждений: необходимо приобретать аппаратуру, костюмы, компьютерную технику и обеспечить подключение к сети Интернет .

Недопустимо, чтобы набор клубных предложений представлял собой усреднённый вариант, одинаковый для всех категорий и всех уровней города или села . Поскольку более 90% клубных учреждений функционируют в сельской местности, клубы играют важнейшую роль в сохранении региональной культуры, народных традиций. Клубные учреждения создают условия для эстетического, патриотического, духовно-нравственного воспитания населения. Именно они являются зачастую единственным очагом и центром культуры в населённом пункте .

Таким образом, мы видим, что культурно-досуговая сфера в Республике Беларусь имеет весьма развитую инфраструктуру и представлена деятельностью большого количества учреждений культуры, которые являются субъектами культурно-досуговой деятельности. Учреждение культуры не может функционировать без нормативно-правового регулирования и поддержки государственной политики в области культуры.

В сельской местности, в отличие от города, Дом культуры или сельский клуб зачастую являются единственными "поставщиками" культурных и досуговых услуг населению. Рассмотрев формы культурных услуг, мы приходим к выводу, что - наибольшей популярностью у населения пользуются массовые мероприятия, концерты, дискотеки и шоу-программы, конкурсно-игровые программы, вечера отдыха, театрализованные представления, праздничные мероприятия и народные гулянья народно-обрядовые праздники, праздники деревень и другое. Сегодня клубная аудитория расслоилась, каждая категория (дети, подростки, молодёжь, семьи, люди среднего и пожилого возраста) имеет свои запросы и потребности. Одним из действенных путей оптимизации деятельности клубного учреждения выступает чёткая ориентация направлений и форм его деятельности на удовлетворение социально-культурных потребностей тех возрастных, социальных, профессиональных аудиторий, которые входят в зону обслуживания клуба. Мы видим, что - именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Мы выяснили, что культурно-досуговая деятельность представляет собой деятельность по удовлетворению людских потребностей в досуге. В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определенного напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические и образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.

Культурно-досуговая деятельность

в условиях модернизации клубных учреждений

Анализ показывает, что процесс модернизации КДУ вызвал к жизни востребованные населением позитивные изменения в социокультурной сфере. И примеров тому – уже немало.

Так, в Атнарском центральном сельском Доме культуры Красночетай­ского района, руководимом Геннадием Шуськиным, в рамках модернизации выполнен большой объем работы: произведен капитальный ремонт здания и помещений, обнов­лено оборудование, облагорожена прилегающая территория.

Несомненно, большая роль в культурно-досуговой работе принадлежит действующим в этом сельском Доме культуры 12 клубным формированиям. В них участвуют 165 человек. Творческих коллективов из общего числа – 9, в них участвуют 123 человека.

В 2010 году этим сельским Домом культуры проведено 370 культурно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – 60. Из общего числа на платной основе проведено 88 культурно-досуговых мероприятий, их посетили 2600 человек.

То же можно сказать и о работе Чуманкасинского сель­ского Дома куль­туры Моргаушского района. Еще в начале года состоялось орга­низационно-методическое посещение этого сельского Дома культуры специа­листами Мин­культуры республики и Дома народного творчества. Ими был сделан вывод о том, что работники Дома культуры во главе с директором Светланой Беловой в тесном сотрудничестве с руководством поселения и рай­она выполнили большой объем работ по капитальному ремонту здания и внут­ренней отделке помещений.

Культурно-досуговую деятельность Дома культуры обеспечивают 2 твор­ческих работника. Один из них имеет высшее, другой – среднее профессио­нальное образование. В 2010 году в Чуманкасинском сельском Доме культуры проведено 75 культурно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – 28. На платной основе проведено 21 культурно-досуговое мероприятие, их по­сетили 257 человек. Для детей проведено три платных мероприятия, которые посетили 74 чел.


В работе КДУ, конечно же, большая роль принадлежит дейст­вующим в Чуманкасинском сельском Доме культуры 15 клубным формирова­ниям. В них участвуют 126 человек. В учреждении действуют 4 клубных фор­мирования для детей до 14 лет. Творческих коллективов из общего числа – 7, в них участвуют 67 человек.

Заметные позитивные перемены произошли и в работе Большешигаев­ского центрального сельского Дома культуры Большешигаев­ского сельского поселения Мариинско-Посадского района. Здесь также выполнена объемная работа по ка­питальному ремонту здания Дома культуры и отделке его помеще­ний.

В настоящее время в сельском Доме культуры – 12 клубных формиро­ваний. В их деятельности участвуют 165 человек. В учреждении действуют 7 клубных формирований для детей до 14 лет. Творческих коллективов из об­щего числа – 9, в них участвуют 85 человек.

Культурно-досуговую деятельность Дома культуры обеспечивают 5 твор­ческих работников. Один из них имеет высшее образование , остальные про­фессионального образования не имеют. В 2010 году здесь проведено 213 куль­турно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – проведен­ное специалистами КДУ платное мероприятие посетили 5 тыс. человек.

Примером позитивного развития служит и Чувашско-Сорминский куль­турно-досуговый центр Аликовского района. В истекшем году здесь подготов­лено и проведено 175 культурно-досуговых мероприятий. Однако в данном клубном учреждении предстоит целенаправленно внедрять в практику прове­дение мероприятий на платной основе.

Лишь положительно характеризуется населением также работа Куль­турно-спортивного комплекса Опытного сельского поселения Цивильского района, Большешемердянского сельского Дома культуры Большешемердян­ского сельского поселения Ядринского района и двух культурно-досуговых уч­реждений Янтиковского района: Новобуяновского сельского Дома куль­туры Новобуяновского сельского поселения и Муниципального учреждения куль­туры «Янтиковский районный культурно-досуговый центр ».

Особую актуальность в ходе модернизации и создания в сельских посе­лениях базовых клубных учреждений приобретает работа по отслеживанию и анализу состояния дел в культурно-досуговой деятельности на местах. При этом важным ее фактором является опора на результаты мониторинговых ис­следований и данные объективного учета. Исходя из этого, в январе 2010 г. Чувашским республиканским Домом народного творчества осуществлен прием документов годовой отчетности культурно-досуговых учреждений за 2009 год. В соответствии с установленным графиком получены и систематизированы от­четы из всех районов и городов республики.

Фиксация итогов деятельности данных учета и отчетности культурно-до­суговых учреждений республики за 2009 год сделала возможным создание ин­формационной базы данных , как для контроля, так и для принятия после­дующих организационных и методических решений. Результаты работы спе­циалистов Чувашского республиканского Дома народного творчества в отчет­ный период изложены в итоговом аналитическом материале об объективной ситуации в культурно-досуговой сфере республики «Клуб и народное творче­ство Чувашии в 2009 году».

Итоги деятельности клубных учреждений республики в 2009 г. рассмот­рены на Республиканском семинаре-практикуме директоров муниципальных и межпоселенческих культурно-досуговых учреждений, проведенном в марте 2010 г. в рамках реализации Чувашским республиканским Домом народного творчества совместно с факультетом дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Чувашского государственного инсти­тута культуры и искусств долгосрочной Программы повышения управленче­ской компетентности руководителей и специалистов муниципальных куль­турно-досуговых учреждений на годы.

С участниками семинара встретились специалисты Минкультуры Чува­шии и ЧРДНТ. Были обсуждены актуальные вопросы обеспечения пропаганды и популяризации Послания первого Президента Чувашии Гос­совету республики «Чувашия - из будущего и для будущего», итоги развития отрасли, в том числе – культурно-досуговой деятельности, в 2009 году и за­дачи на 2010 год, а также проблемы формирования перечня культурно-досуго­вых услуг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, и сохра­нения традиционных культур народов, населяющих Чувашию.

В завершение творческой учебы директора муниципальных и межпосе­ленческих КДУ посетили г. Алатырь. Здесь они ознакомились с историко-культурным наследием города и приняли участие в показательном мероприя­тии Республиканского (в рамках Всероссийского) фестиваля народного твор­чества «Салют Победы», посвященного 65-летитю Победы в Великой Отечест­венной войне г. г.

В целях пропаганды культурно-досуговыми средствами исторического значения Победы в Великой Отечественной войне, создания и обогащения ре­пертуара клубных учреждений произведениями гражданской и героико-пат­риотической тематики, а также совершенствования работы, направленной на укрепление нравственных устоев общества, внедрение новых форм и методов патриотического воспитания, развитие массовости и повышение исполнитель­ского мастерства клубных формирований, в рамках фестиваля народного твор­чества «Салют Победы» с января по май 2010 г. Чувашским республиканским Домом народного творчества организован и проведен Республиканский смотр-конкурс агиткультбригад и передвижных клубных учреждений «Подвиг Сол­дата – в наших сердцах!». Смотр-конкурс проходил в III этапа:

На I этапе (январь-февраль 2010 г.) состоялись районные и городские смотры-конкурсы агиткультбригад и передвижных клубных учреждений «Под­виг Солдата – в наших сердцах!». Организация и подведение итогов I этапа смотра-конкурса производились конкурсными комиссиями, созданными при администрациях муниципальных территорий.

В результате обсуждения темы, членами совета – специалистами Рес­публиканского Дома народного творчества сделан вывод: культурно-досуговая работа с детьми, подростками и молодежью в Цивильском районе ведется сис­темно, целенаправленно активизируются востребованные формы досуговой работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поко­ления, формированию и развитию у молодежи культуры здорового образа жизни. В молодежной среде получает развитие волонтерское движение. Ак­тивно проходят в районе молодежные экологические акции. С октября 2009 года реализуется молодежный социальный проект «Школа молодых лидеров Цивильского района», развивается инфраструктура летнего отдыха детей. В рамках выполнения Республиканской целевой программы «Молодежь Чуваш­ской Республики: гг.» осуществляется социальный проект «Моло­дежное правительство Цивильского района», в составе которого - 17 предста­вителей молодежи.

В районе функционируют 3 пришкольных профильных лагеря военно-спортивной и военно-патриотической направленности, в работе которых уча­ствуют 70 детей и подростков. Их показательное выступление стало для участ­ников заседания наглядным свидетельством востребованности и эффективно­сти совместной работы учреждений культуры и образования с детьми, подро­стками и молодежью.

Следующее выездное заседание Координационно-методического совета Чувашского республиканского Дома народного творчества на тему: «Матери­ально-технический ресурс базовых клубных учреждений и инновации в куль­турно-досуговой деятельности» состоялось во II квартале в Муниципаль­ном культурно-досуговом центре Комсомольского района. На нем рассмотрен со­временный опыт работы базовых клубных учреждений на примере Вурнар­ского, Ибресинского и Комсомольского районов.

Программу учебно-методического мероприятия, в котором приняли уча­стие 75 руководителей и специалистов базовых клубных учреждений респуб­лики, предварила их поездка в Чичканское сельское поселение района. Здесь участники заседания посетили и ознакомились с деятельностью Чурачикского социально-культурного центра, прошедшего этап модернизации одним из пер­вых в республике. Об опыте решения базовым клубным учреждением социо­культурных задач в современных социально-экономических условиях гостям рассказали глава Чичканского сельского поселения Юрий Лукиянов и дирек­тор КДУ Елена Шуряшкина. Важные аспекты современного развития куль­турно-досуговых учреждений на селе на примере Чурачикского социально-культурного центра затронул в своем выступлении заведующий сектором куль­туры администрации Комсомольского района Василий Васильев. Впечатления от увиденного и услышанного в Чурачиках стали импульсом для последующего делового разговора клубных специалистов на пленарном заседании. С подроб­ной информацией об опыте работы базовых клубных учреждений своих терри­торий в ходе него выступили директора муниципальных культурно-досуговых центров Ибресинского, Вурнарского и Комсомольского районов Людмила Константинова, Инна Шашкова и Галина Бормотина. В ходе обсуждения вы­ступлений коллег, участники заседания обменялись опытом модернизации клубных учреждений. Состоялся заинтересованный разговор по вопросам ор­ганизации ремонтных работ , материально-технического обеспечения, привле­чения финансовых ресурсов, организации платных мероприятий в базовых клубных учреждениях.

В мае 2010 года коллегией Минкультуры Чувашии был рассмотрен во­прос: «О работе муниципальных культурно-досуговых учреждений республики по формированию перечня услуг, оказываемых населению на платной и бес­плат­ной основе и ведение билетного хозяйства». В соответствии с ее рекомен­да­циями Республиканским Домом народного творчества обобщен опыт работы клубных учреждений по нормативному регулированию оказания платных услуг населению. Примером для обобщения послужила реализация культурно-досу­говых запросов и предпочтений жителей Аликовского и Порецкого районов.

В материале содержится анализ состояния дел по нормативному сопро­вождению клубной работы в названных районах. Здесь же приведены решения и постановления органов местного самоуправления по вопросам регулирова­ния платных услуг КДУ, положения о платных услугах и социально-творче­ском заказе , перечни бесплатных и платных культурно-досуговых услуг, пре­доставляемых населению учреждениями культуры, а также прейскуранты на платные услуги.

Анализ современного опыта культурно-досуговой деятельности в респуб­лике показывает, что еще не во всех муниципальных территориях республики создана система нормативного регулирования культурно-досуговых услуг, ока­зываемых населению на бесплатной и платной основе, а также ведению би­летного хозяйства. Поэтому обобщенный ЧРДНТ опыт работы клубных учре­ждений Аликовского и Порецкого районов в этом направлении стал примером для совершенствования нормативной базы культурно-досуговой деятельности в республике.

Вопросы формирования спектра современных культурно-досуговых ус­луг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, а также исполь­зование в клубной работе туристических методик на примере Мариинско-По­садского района в сентябре 2010 г. рассмотрены на очередном выездном засе­дании Координационно-методического совета Чувашского республиканского Дома народного творчества, проведенного на базе Мариинско-Посадского районного Дома культуры.

В заседании приняли участие руководители и ведущие специалисты клубных учреждений Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Комсомольского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Порецкого, Ци­вильского, Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского, Яльчикского рай­онов и города Чебоксары.

Итогом заседания стало решение о наращивании процесса обучения и переподготовки специалистов культурно-досуговых учреждений по вопросам внедрения платных услуг. Важным признано также изучение и распростране­ние опыта работы по формированию перечня современных услуг, оказываемых КДУ населению на платной и бесплатной основе, работе по организации тури­стической деятельности и в других сельских территориях.

Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия в сфере культуры пе­реданы органам местного самоуправления, и им, как показывает практика, требуется организационная поддержка и методическая помощь в исполнении названных полномочий, в том числе и в ходе совместной реализации Указа Президента Чувашии № 97 от 9 ноября 2007 г. «О мерах по развитию сельских учреждений культуры в Чувашской Республике».

Исходя из этого, Домом народного творчества в 2010 г. разработаны и распространены методический материал «Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры клубного типа», и рекомендации по проведению мо­ниторинга «Культурно-досуговые потребности сельских жителей».

На основе результатов мониторинга «Культурно-досуговые потребности сельских жителей», проведенного с использованием рекомендаций ЧРДНТ в Вурнарском районе, специалистами Дома народного творчества разработана и распространена информационно-аналитическая справка. Материал содержит основные цифровые показатели и выводы, полученные в ходе мониторинга, осуществленного во исполнение Постановления коллегии Минкультуры Чу­вашии от 01.01.01 года № 8 «О работе муниципальных культурно-досуго­вых учреждений по формированию перечня услуг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, и ведению билетного хозяйства».

В целях совершенствования работы клубных учреждений сельских посе­лений, а также для получения объективной информации о культурно-досуго­вых потребностях и запросах населения Вурнарского района, в рамках мони­торинга осуществлен опрос.

Анкетирование проведено в течение месяца – с 22 сентября по 22 ок­тября 2010 года - в 10 сельских поселениях Вурнарского района: Большетор­ханском, Большеяушском, Ершипосинском, Вурманкасинском, Малояушском, Янгорчинском, Кольцовском, Хирпосинском, Шинерском и Апнерском. В нем приняли участие 100 респондентов в возрасте от 15 до 65 лет. Из них 41 – мужчины, 59 - женщины. Большая часть респондентов имеет среднее специальное образование - 48 %, среднее образование имеют 31 %, высшее образование – 21 %.

На вопрос «Чем Вы чаще всего занимаетесь на досуге?» большинство респондентов (58%) отметили, что в свободное время посещают культурно-до­суговое учреждение, смотрят телевизор - 24 %. 12 % опрошенных жителей в свободное от работы и учёбы время предпочитает заниматься спортом, чте­нием художественной литературы , газет и журналов, а 6 % предпочитают про­гулки на свежем воздухе.

Анализ ответов, полученных на вопрос «Как часто Вы посещаете Дом культуры (сельский клуб)?» показал следующее: 52 % респондентов ответили, что они занимаются в любительских объединениях клубных учреждениях, по­этому 2-3 раза в неделю бывают в местном ДК, клубе, 22 % посещают КДУ периодически, а четверть опрошенных (25 %) посещают его только тогда, ко­гда проводятся «масштабные», по их мнению, мероприятия. И лишь 1 % рес­пондентов совершенно не интересуется культурно-досуговой деятельностью и не посещает клубное учреждение.

Ответы на следующий вопрос анкеты позволяют оценить роль Дома культуры (сельского клуба) в жизни населения Вурнарского района. Ответы таковы: 88 % респондентов считают, что Дом культуры (сельский клуб) делает жизнь разнообразнее, интереснее, и без них она была бы скучной и серой. 9 % считают, что в необходимых случаях можно отдохнуть и посетить инте­ресное культурно-досуговое мероприятие, проводимое работниками клубного учреждения, а 3 % респондентов могут обойтись и без Дома культуры, так как ничего в жизни не изменится и без него.

Для большинства опрошенных жителей Вурнарского района, наиболее востребо­ванными культурно-досуговыми мероприятиями являются дискотеки (79 %), вечера, посвящённые календарным датам и праздникам (69 %), кон­церты кол­лективов народного творчества (64 %) и развлекательные шоу-про­граммы (62 %). Менее популярны среди сельских жителей района выставки (22 %), лите­ратурно-музыкальные вечера (22%), тематические вечера (18 %), фестивали (10 %). Менее всего востребовано сегодня в районе посещение и просмотр кино­фильмов в КДУ. Как показывают результаты опроса, 2 % жите­лей района во­все не интересуется тем, что происходит в клубном учреждении.

В то же время в подготовке культурно-досуговых мероприятий активно участвуют 42 % респондентов, 38% участвуют в них по просьбе работников культуры, а 17 % по тем или иным причинам не участвуют, но хотели бы. Лишь 3% опрошенных совершенно не изъявляют желания участвовать в клуб­ных мероприятиях.

Ответы респондентов на вопрос, «Какие, на Ваш взгляд, платные куль­турно-досуговые мероприятия востребованы населением Вашего поселка (села, деревни?)» представлены ниже в виде таблицы (в сравнении данных взрослого населения и детей до 14 лет):

взрослое население

дети до 14 лет

□- дискотеки – 8 %

□ - демонстрация кинофильмов - 0

□ - смотры-конкурсы – 25 %

□ - развлекательные шоу-программы – 8 %

□ – спектакли – 28 %

□ - театрализованные представления – 11 %

□ – концерты - 20 %

□- дискотеки -30 %

□ - демонстрация кинофильмов - 2 %

□ - смотры-конкурсы – 5 %

□ - развлекательные шоу-программы - 18 %

□ – спектакли – 10 %

□ - театрализованные представления – 19 %

□ – концерты – 16 %

Ответы на следующий вопрос анкеты позволили оценить удовлетворен­ность респондентов качеством предоставляемых клубными учреждениями ус­луг. 86 % - качеством услуг удовлетворены полностью, 14 % – не в полной мере, что связано с невысоким уровнем качества того или иного культурно-до­сугового мероприятия КДУ, отсутствием современной аппаратуры, компью­терной техники и опытных специалистов.

На вопрос «Хочется ли Вам чаще посещать клубные учреждения?»

75 % респондентов - жителей района ответили положительно, указав причиной посещения КДУ реже желаемого:

Финансовые затруднения – 19 %

Отсутствие свободного времени – 31 %

Опасаюсь криминальной обстановки – 3 %

Не позволяет здоровье – 3 %

Нет компании – 13 %

Другие причины, в том числе учёба – 6 %.

У 25 % респондентов нет особого желания чаще посещать клубные уч­реждения.

Результаты изучения показывают, что на сегодняшний день около 1/6 части жителей Вурнарского района не в полной мере удовлетворены качеством предоставляемых клубными учреждениями услуг. В целом же сельские жители удовлетворены работой КДУ (86 %). Они считают, что Дом культуры (сельский клуб) делает жизнь села, деревни разнообразнее и интереснее, и именно там можно с пользой провести свободное время, отдохнуть от житейских забот, посетив досуговое мероприятие. Следовательно, работники культурно-досуговых учреждений, используя разнообразные формы и методы работы с населе­нием, способствуют возрождению национальных художественно-творческих традиций и обрядов, выявлению и поддержке молодых дарований, развитию культуры республики.

Итоги мониторинга позволяют сделать вывод о том, что руководителям КДУ района необходимо системно решать следующие проблемы: переоснаще­ние учреждений современной техникой и аппаратурой, новыми музыкальными инструментами. В этой связи необходимо продолжить начатую модернизацию клубных учреждений, целенаправленно работать над приобретением музы­кального инструментария и сценических костюмов для творческих коллекти­вов; активизацией участия населения в культурной жизни, систематически приглашать с выступлениями творческие коллективы из соседних муници­пальных территорий и регионов. Важно также вести целенаправленную работу по привлечению в клубные формирования молодежь, молодые семьи и пожи­лых людей, расширяя спектр кружков любительских объединений и клубов по интересам.

Необходим также активный диалог работников культуры с представите­лями органов местного самоуправления, так как разъяснение своей профес­сиональной позиции позволит клубным специалистам более эффективно ре­шать вопросы развития культурно-досуговой деятельности на местах.

С целью получения объективной информации о работе КДУ, культурно-досуговых потребностях и предпочтениях граждан в муниципальных террито­риях, необходимо провести аналогичные мо­ниторинговые исследования и в других районах, городах, сельских поселениях республики.

В соответствии с Планом реализации Федеральной целевой программы «Культура России» на 2010 г. Государственным Российским Домом народного творчества в рамках VIII Всероссийского смотра информационной деятельно­сти домов (центров) народного творчества с 29 сентября по 3 октября 2010 г. в Москве проведен Всероссийский семинар-совещание, в котором принял уча­стие специалист ЧРДНТ. Согласно программе, в течение трех дней специалистами культуры страны рассмотрены следующие вопросы: «Издательское редактирование в современных условиях»; «PR-деятельность в социокультур­ной сфере: новые коммуникативные реалии и инновации»; «Мето­дика описания объектов нематериального культурного наследия»; «Искусство редактирова­ния изданий (печатных, электронных и т. д.) в сфере народного творчества и культурно-досуговой деятельности»; «О совершенствовании пра­вового положения и реформе финансирования государственных и муници­пальных учреждений». Проведены практические занятия по формированию реестра нематериального культурного наследия.

В завершение семинара оглашены итоги Всероссийского смотра инфор­мационной деятельности региональных домов и центров народного творчества, в ходе которого выступили рецензенты и члены жюри. Они ознакомили коллег с работой корпоративных информационных средств в сфере культуры. Состоя­лось также обсуждение проблем и перспектив развития информационной дея­тельности сети домов и центров народного творчества.

Чувашский республиканский Дом народного творчества по итогам пре­стижного смотра отмечен двумя наградами: дипломом лауреата - за сохранение традиционного песенного фольклора и издание сборника «Родные мои – кры­лья мои!» (составитель – Светлана Лаврентьева) и дипломом – за издание бук­лета «Родники, ах, родники!» к XVII Всероссийскому фестивалю народного творчества «Родники России» и VII Всероссийскому конкурсу мастеров деко­ративно-прикладного искусства «Русь мастеровая» (руководитель проекта Та­мара Шамсеева, ответственный за выпуск Лия Чернова).

Во втором полугодии 2010 г. Чувашский республиканский Дом народ­ного творчества продолжил работу по проведению выездных учебно-методиче­ских мероприятий.

Так, на базе Культурно-досугового центра Батыревского района в ок­тябре проведен выездной Республиканский семинар-практикум директоров муниципальных и межпоселенческих культурно-досуговых учреждений «Об опыте работы органов местного самоуправления Батыревского района по при­данию клубным учреждениям статуса юридического лица».

Участники семинара-совещания побывали и ознакомились с деятельно­стью муниципального учреждения культуры «Центр развития культуры и на­родного творчества Тойсинского сельского поселения», созданного на базе Староахпердинского сельского Дома культуры. В ходе методического посеще­ния КДУ района коллег интересовали вопросы, касающиеся работы по оказа­нию платных услуг, в том числе - в малонаселенных пунктах.

В ноябре проведено заседание Координационно-методического совета «О деятельности муниципальных (межпоселенческих) КДУ и информационно-методических служб культурно-досуговой деятельности Янтиковского, Канаш­ского и Цивильского районов по реализации Программы повышения управ­ленческой компетентности руководителей и специалистов культурно-досуго­вых учреждений». В нем приняли участие клубные специалисты Алатырского, Аликовского, Канашского, Цивильского, Чебоксарского, Урмарского и Ше­муршинского районов.

О деятельности муниципальных и межпоселенческих культурно-досуго­вых учреждений и их информационно-методических служб по реализации Программы повышения управленческой компетентности руководителей и спе­циалистов культурно-досуговых учреждений выступили специалисты Канаш­ского, Цивильского и Янтиковского районов.

В ходе обмена опытом обсуждены вопросы формирования годового плана районных семинарских занятий клубных специалистов, тематики учебно-методических мероприятий, методики их проведения.

Подводя итоги заседания, члены совета - специалисты Дома народного творчества заострили внимание коллег на том, что работа с кадрами - одна из наиболее сложных и трудных и многогранной деятельности руководителя. Для успешной деятельности он, прежде всего, должен учитывать индивидуальные характеристики, способности, мотивы поведения и трудовые стимулы каждого сотрудника.

Все ли делается на местах для того, чтобы помочь начинающим и моло­дым работникам культуры освоиться на рабочем месте? Увы, не всегда. Это приводит к тому, что, приходя работать в сельские дома культуры, молодые специалисты на протяжении долгого времени не могут правильно сориентиро­ваться и строить свою работу. Им недостает практических навыков решения вопросов организации труда, этики трудовых взаимоотношений и многого другого. Поэтому молодые специалисты, которым не хватает знаний и навыков работы с людьми, покидают сферу культуры и устраиваются на работу, порой, далекую от полученной ими специальности. В этом - одна из причин текуче­сти кадров КДУ. Потому главной целью руководителей и специалистов ин­формационно-методических служб культурно-досуговых учрежде­ний в работе с кадрами, по мнению участников Координационно-методического совета, должно стать опера­тивное определение роли и места работника в современном учреждении культуры. Координационно-методический совет рекомендовал коллегам системно проводить семинарские занятия с работниками культурно-досуговых учреждений, так как эта форма учебы является основной в работе по повышению профессиональной квалификации на муниципальном уровне. При этом подчеркивается необходимость включения в план учебно-методиче­ских мероприятий для клубных специалистов вопросов, связанных с организа­цией работы учреждений, являющихся прокатными площадками и филиалами базовых домов культуры, внедрения в практику выездных дней профессио­нальной учебы по обмену опытом работы базовых КДУ.

Бытует мнение, что за последние годы престиж педагогических профессий стал ниже, в основном штате образовательных организаций преобладают возрастные педагоги с большим стажем работы в системе образования. Молодые кадры приходят в детские сады и школы неохотно, многие через год-два уходят из профессии, найдя более привлекательные варианты. Так что же делать? Профессия педагога, тем более работающего с особым ребенком и его семьей, бесспорно сложная, требующая самоотдачи, поиска решений и самообразования без поправки на праздники и выходные.
А если это работа с «особым» ребенком и его семьей, то круг решения задач, требующих вмешательства специалиста, становится еще шире. Но кроме трудностей, есть другая сторона этой деятельности - ясные глаза малыша, летящего к тебе со всех ног по коридору на занятия, тихие мамины слезы, когда она видит первые результаты и верит, что именно ты сможешь помочь, робкие выступления на методических советах и конференциях, когда маститые педагоги принимают позицию молодой девочки в решении профессиональных вопросов. Но для того чтобы почувствовать вкус этой второй стороны деятельности педагога, рядом должны быть профессионалы, которые поддержат при первых неудачах, помогут компенсировать недостаток практического опыта и пробелы в знаниях, не усвоенных на студенческой скамье. Наставничество - это необходимая часть адаптации и повышения уровня профессионального образования молодых специалистов.
Именно потому что неразрывная связь, профессиональная преемственность поколений являются обязательным условием прогресса в любой области развития современного общества, на базе Городского психолого-педагогического центра в первый же год его функционирования был создан Клуб молодых специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Основной задачей клуба являлась активизация деятельности молодых педагогов в решении актуальных профессиональных задач и создание условий для их личностно-профессионального роста. Во все округа нашего столичного мегаполиса были разосланы приглашения для тех, кто стремится к знаниям, хочет совершенствовать имеющиеся умения и быть максимально эффективным, делая первые шаги в начале своего профессионального пути.
Сегодня мы можем рассказать о том, как строилась работа с молодыми специалистами, откликнувшимися на наше предложение. В восьми заседаниях клуба приняли участие 324 педагога из 194 образовательных организаций Москвы.
В ходе заседаний рассматривались значимые для молодых специалистов вопросы, позволяющие ориентироваться в направлениях развития современной системы образования столичного мегаполиса: изменение нормативно-правовой базы, взаимодействие образовательных организаций столичного региона, качество предоставляемых услуг по вопросам организации помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.
Ведущими клуба и педагогами-наставниками использовались различные формы работы: практикумы, семинары, мастер-классы, деловые игры, тренинги.
Участники заседаний в ходе занятий смогли ознакомиться с современными педагогическими технологиями выстраивания отношений в семье (практикум «Гармонизация детско-родительских отношений»), работы с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (мастер-класс «Технологии работы с обучающимися младшего школьного возраста, имеющими особенности в поведении»), а также нейропсихологическим направлением работы в деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (семинар «Нейропсихологические технологии в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога»).
Особый интерес у участников вызвал формат деловой игры. Молодые специалисты разыгрывали сценарий часто встречающихся проблемных ситуаций. Было важно определить, как взаимодействовать с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью, как настроить коллективы образовательных школ (педагогический, родительский, детский) на принятие особых детей в свою среду.
Помимо активных методов работы (семинаров, практических занятий) огромное внимание было уделено индивидуальному и групповому консультированию. Молодые специалисты на практике ознакомились с супервизией «Анализ сложного случая из психолого-педагогической практики». Супервизия - одна из форм обучения начинающих специальных педагогов и психологов в процессе обмена мнениями опытных специалистов по поводу выхода из проблемных и нестандартных ситуаций.
Также особого внимания заслуживают тренинги по профилактике профессионального выгорания и разрешению конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Они позволяют молодым педагогам выстроить конструктивное взаимодействие в процессе общения с коллегами, детьми, родителями и находить компромиссные решения острых вопросов. Модератором клуба была И.И.Фокина. Занятия вели учителя-логопеды Е.А.Екжанова, О.В.Егупова, педагоги-психологи М.В.Малхасян, И.В.Воронкова, О.В.Кардашина, С.К.Сенатская и другие ведущие специалисты центра.
При подведении итогов работы клуба участникам встречи был предоставлен «Открытый микрофон», позволивший услышать пожелания, предложения и оценку деятельности сотрудников Городского психолого-педагогического центра по результатам проведенной работы.
И, конечно, ГППЦ планирует продолжить деятельность клуба в следующем учебном году. Как известно, «Кадры решают все!». И нам очень хочется, чтобы сегодняшние молодые специалисты и через десять-двадцать-тридцать лет с радостью каждое утро шли на любимую работу, снова и снова открывали для себя удивительный мир педагогической профессии и никогда не утрачивали желания приносить пользу маленьким и большим гражданам нашего столичного мегаполиса.

Уважаемые руководители!
Сообщаем вам, что на базе ГППЦ работает Клуб молодых специалистов психолого-педагогической службы (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и социальных педагогов).
Работа клуба длится весь учебный год и составляет 8 встреч различной тематики.
Наш клуб призван собрать молодых специалистов города, для того чтобы:
- содействовать их профессиональному развитию;
- создать профессиональное сообщество;
- способствовать эффективному построению работы психолого-педагогической службы образовательной организации.
Приглашаем молодых специалистов психолого-педагогических служб принять участие в работе клуба (участие бесплатное).
По окончании работы клуба выдается сертификат участия.
Встречи участников клуба будут проходить ежемесячно каждую третью среду месяца.

Основы методического руководства

деятельностью учреждений культуры клубного типа

Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоянными преобразованиями, существенно меняется и структура социально – культурной деятельности. В современных условиях учреждения культуры осуществляют государственную культурную политику, направленную на достижение наивысшего уровня их деятельности и создания эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуговой деятельности. Знание теоретико-методологических, методических и организационно- управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолевать возникшие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации социально-культурной деятельности позволит осмыслить роль и место учреждений культуры в социо-культурных процессах, уточнение их цели, задач и функций с одной стороны, и методического обеспечения практиков новой передовой методикой, эффективными средствами и формами работы, - с другой.

Модернизация социально-культурной деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического руководства. Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры в настоящее время особо остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между назначением социокультурной деятельности и ее практическим воплощением. Поэтому основная цель методического руководства заключается в сокращении разрыва между проектирующей социально-культурной деятельностью и ее практическим воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи в ее различных областях и формах.

Методическая деятельность - понятие, с которым связана любая организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

Сформировавшаяся в течение последнего десятилетия система методического руководства клубными учреждениями области на сегодняшний день утратила свою значимость: в годы социальной нестабильности вопросы методического руководства, базирующиеся на изучении, анализе и распространении передового опыта в клубной работе отошли на второй план. Методика изучения и внедрения передового опыта перестала быть предметом специального изучения. В условиях возрастающих требований, предъявляемых в настоящее время к содержательной стороне деятельности клубных учреждений и реализации различных программ, повышается роль методических служб. Сегодняшнее время можно назвать периодом поиска новых решений, которые бы определили дальнейшие пути.

Но как показывает жизнь, формы работы, хорошо зарекомендовавшие себя, являются актуальными и сегодня. Необходимо только научиться трансформировать и использовать их с учетом досуговых предпочтений населения.

Модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена:

На модернизацию содержания социокультурной деятельности;

На повышение профессионального мастерства работников культуры;

На своевременное оказание им методической помощи.

Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досугового учреждения на уровне муниципального образования осуществляют методические службы различных видов:

Районные (городские) организационно-методические центры;

Районные (городские) информационно-методические центры;

Районные (городские) координационно-методические центры;

Методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях (РДК, ЦДК и пр.)

Методические (организационно-методические, информационно-методические, научно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой).

Предметом деятельности районной (городской) методической службы является организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно- правовых форм, расположенных на территории муниципального образования (с 2006 года – городского округа или муниципального района) и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социо-культурной деятельности.

Примерный перечень функций методической службы:

Методическое обеспечение и координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развитие народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов;

Организационное обеспечение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Информационное обеспечение субъектов региональной культурной политики по предмету деятельности;

Творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания;

Осуществление связей по вопросам организации и участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах и смотрах областного, всероссийского и международного уровней;

Разработка методик сохранения и интеграции традиционной культуры в современные общественные процессы;

Организация районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

Сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества;

Сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений муниципального образования;

Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

Создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

Разработка и издание методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности;

Повышение квалификации руководителей и специалистов по народному творчеству и культурно-досуговой деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов,семинаров;

Обеспечение условий для работы комиссии по присвоению звания «народный коллектив», ведение базы данных о народных коллективах муниципального образования.

Примерный перечень услуг, оказываемых методической службой:

Разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций;

Проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов;

Разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений;

Обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, мастерских, классов;

Производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции;

Разработка методических материалов и учебных программ и т.д.

Продуктивность методического руководства зависит от решения следующих задач:

Создание системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

Создание, апробирование и внедрение инновационных социокультурных программ с учетом изменяющихся общественных потребностей;

Создание банка данных о видах, формах и методах социокультурной деятельности; изучение новых технологий и разработка рекомендаций по возможности их использования с учетом специфики и реальных возможностей;

Оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов, передовых методик организации и осуществления социально-культурных программ;

Издание справочно-информационного, сценарного методического, репертуарного материала;

Создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры;

Ожидаемые результаты:

Создание оптимальных условий для развития системы методического обеспечения;

Разработка методического инструментария для организации эффективной информационно- методической деятельности клубных учреждений;

Создание банка данных опыта деятельности социально-культурной сферы Брянской области;

Повышение качества организации досуга местного населения, особенно сельского.

Эффективность методического руководства заключается в поиске, анализе передовых методик, их апробации, моделировании, внедрении в конкретных условиях социально-культурной деятельности; в регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реструктуризации всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

Методическая служба может существовать:

Как специализированное учреждение (являться самостоятельным юридическим лицом или быть в составе централизованной структуры)

Как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) в ведущем культурно-досуговом учреждении муниципального образования.

В целях укрепления межведомственных связей по организации культурно-досуговой работы с населением возможно создание межведомственных (межотраслевых) методических объединений.

В организации работы методической службы органы управления культуры руководствуются действующим законодательством, а также «Примерным положением о методической службе в сфере культурно- досуговой деятельности» (см.Приложение).

1.Волощенко Г.Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СП, 1999.

2.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.,1994.

3.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.,1998.

4.Зазерский Е.Я.. Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. М.Просвещение. 1975.

5.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГУКИ, 1999.

6.Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1998.


Приложение

Проект

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о районной (городской) методической службе

в сфере культурно-досуговой деятельности

1.Общие положения

1.1.Районная (городская) методическая служба (центр, кабинет и пр.), именуемая далее РМС, создается в целях повышения качественного уровня организации деятельности по сохранению, поддержке и развитию народного творчества, культурно-досуговой деятельности, национальных традиций, любительского движения.

1.2.РМС находится в ведении муниципального органа управления культурой.

1.3. РМС осуществляет организационно-методическое руководство культурно-досуговыми учреждениями и коллективами народного творчества (независимо от их ведомственной принадлежности), изучение и обобщение передового опыта культурно-досуговой деятельности и любительского художественного творчества, его распространение и внедрение.

1.4.В составе РМС объединяются под единым руководством специалисты культурно-досуговой сферы, призванные осуществлять методическое обеспечение учреждениями культуры муниципального образования (городского округа, муниципального района).

2.Основные задачи и функции РМС

2.1. Основными задачами РМС являются:

Проведение анализа состояния и процессов развития художественного народного творчества и культурно-досуговой деятельности в муниципальном образовании;

Изучение культурных запросов и досуговых предподчениц жителей муниципального образования;

Изучение, обобщение и распространение передового опыта работы культурно-досуговых учреждений, клубных объединений и коллективов народного творчества;

Организационное обеспечение и творческое воплпщение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Обеспечение культурно-досуговых учреждений репертуарно-методическими материалами;

Содействие развитию любительского художественного творчества;

Повышению художественного уровня репертуара и исполнительского мастерства участников художественной самодеятельности;

Осуществление мероприятий по подбору, воспитанию и повышению квалификации работников культурно-досуговых учреждений, руководителей коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и пр.

Изучение народных промыслов, ремесел, традиционной народной культуры муниципального образования, содействие их сохранению, развитию и популяризации.

2.2.Основным принципом деятельности РМС по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений является объединение усилий всех учреждений и организаций, призванных вести работу среди населения по формированию социально- активной личности.

2.3.Для выполнения основных задач РМС:

Анализирует статистические и отчетные данные о деятельности культурно-досуговых учреждений, развитии народного творчества;

Осуществляет постоянные связи с областными методическими структурами, организует проведение научных и социологических исследований, экспериментов по актуальным проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

Участвует в разработке и реализации муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Организует и проводит зональные (окружные) и районные семинары работников культурно-досуговой сферы, стажировки вновь назначенных работников, контролирует выполнение плана повышения квалификации кадров на областных курсах и семинарах;

Оказывает помощь учреждениям культуры в формировании репертуара для коллективов художественной самодеятельности;

Разрабатывает методические материалы в помощь культурно-досуговым учреждениям с учетом специфики местного сообщества;

Распространяет и внедряет методические материалы, пособия, сценарии, рекомендации по развитию любительского художественного творчества, совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Издаваемые центральными издательствами, областными методическими структурами, а также собственные материалы;

Формирует фонд репертуарно-методической литературы, аудио и видеотеку, базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

Принимает участие в организации, подготовке и проведении районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов любительского художественного творчества, смотров –конкурсов работы культурно-досуговых учреждений, других общественно-культурных акций, а также конференций, совещаний по проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

Организует культурное обслуживание отдаленных малонаселенных пунктов и производственных участков силами культурно-досуговых учреждений, а при наличии творческих коллективов при РМС, своими собственными;

Выявляет потребность культурно-досуговых учреждений муниципального образования в специалистах с высшим и средним специальным образованием, вносит предложения по распределению молодых специалистов, организует сбор абитуриентов для поступления в учебные заведения культуры;

Организует экспедиции по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

3.Права РМС

3.1. Районная методическая служба имеет право:

Проверять состояние работы культурно-досуговых учреждений и коллективов художественной самодеятельности на территории муниципального образования и вносить предложения по дальнейшему улучшению их деятельности;

Вносить на обсуждение муниципального органа управления культурой, общественного совета по культуре отчеты и сообщения руководителей культурно-досуговых учреждений, коллективов художественной самодеятельности и клубных объединений;

Принимать участие в разработке нормативных документов по вопросам развития культуры в муниципальном образовании;

Привлекать специалистов для разработки репертуарно методических материалов, создания сценариев, их редактирования и рецензирования, выступлений на семинарах, а также для подготовки эскизов, костюмов, оформления культурно-досуговых учреждений, изготовления наглядных и других пособий;

Устанавливать контакты с другими методическими службами области, организовывать обмен репертуарными и методическими материалами по культурно-досуговой деятельности и народному творчеству;

Проводить в установленном порядке показательные выступления (как на платной, так и на бесплатной основе) лучших любительских коллективов, другие массовые мероприятия;

Создавать на самоокупаемой основе платные кружки, школы, студии, творческие объединения и лаборатории.

4.Структура и штаты РМС

4.1.Структура и штаты РМС разрабатываются с учетом ее задач и функций и утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

4.2.РМС имеет внештатных консультантов по основным направлениям культурно-досуговой деятельности и жанрам народного творчества из числа сотрудников РДК, народных коллективов, детских школ искусств и т.д., а также привлекает специалистов из организаций и учреждений других ведомств.

4.3.РМС имеет базовые культурно-досуговые учреждения и коллективы любительского творчества, осуществляет на их основе экспериментальную проверку перспективных методик. Ведущим базовым учреждением РМС является РДК.

5. Руководство РМС

5.1.Возглавляет РМС заведующий, который назначается и освобождается приказом руководителя органа кправления культурой муниципального образования.

5.2.При РМС на правах совещательного органа создается художественно-методический совет (или – районный (городской) межведомственный совет по культуре), в состав которого входят работники органов и учреждений культуры, представители творческих союзов и обществ, заинтересованных ведомств и организаций.

Положение о Совете и его состав утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

5.3.РМС работает на основе перспективных и текущих планов, целевых комплексных программ, отчитывается о своей деятельности перед муниципальным органом управления культурой и областными методическими структурами в установленном порядке.

5.4.Реорганизация и ликвидация РМС производится в установлен

Контроль культурно-досуговой деятельности механизмами федерального уровня, новые задачи перед руководителями клубных учреждений

На сегодняшний день в законодательстве практически не существует нормативно-правовых документов, которые бы регламентировали культурно-досуговую деятельность учреждений культуры клубного типа. В связи с этим возникают некоторые трудности при определении миссии данных организаций, действующих во многих населенных пунктах РФ.

Проблемы регулирования культурно-досуговой деятельности

Как известно, культурно-досуговая деятельность не входит в список полномочий федерального уровня. На текущее время это является преимущественным правом региональных и муниципальных органов. Поэтому все федеральные законодательные акты имеют только рекомендательный характер.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Поэтому собрать и проанализировать информацию, касающуюся культурно-досуговой деятельности клубов, достаточно проблематично. В результате централизованные данные статистики практически полностью отсутствуют.

Если говорить о регулировании деятельности клубов на региональном уровне, то в этом случае также существует масса недоработок.

  • Ведь до сих пор региональными органами не утверждено Положение о культурно-досуговой деятельности, благодаря которому, можно было бы урегулировать любые вопросы, связанные с деятельностью подобных организаций.
  • Среди множества проблем клубных организаций стоит выделить проблему, которая касается работы кружков и студий. Сегодня и те, и другие действуют вне системы , то есть существуют как бы в отдельном вакууме. У многих из них со временем значительно снижается уровень мастерства.

Но вместе с тем стоит отметить активность некоторых руководителей творческих коллективов, которые являются настоящими энтузиастами и мастерами своего дела. На протяжении многих лет они работают над развитием потенциала и привлечением новых участников творческого коллектива.

  • В результате получается, что как для энтузиастов, так и отстающих созданы одинаковые условия, в которых для одних не существует возможностей для развития, а для других возможностей закрытия практически недействующего коллектива. Объяснить это можно отсутствием законодательных актов, которые бы регулировали не только программы, но и использование площадей.

Участие общественности, а также осуществление контроля за являются теми механизмам, которые вводятся на федеральном уровне и выдвигают перед руководителями клубных учреждений новые задачи. Для этого, конечно же, необходимо будет проделать большую работу.

  • Однако решение данных вопросов будет проблематичным. И главная проблема состоит в отсутствии стандартов качества в отношении культурно-досуговой деятельности.
  • Также большим препятствием является отсутствие конкретных целей деятельности и задач для их достижения при организации досуга .

Выводы по проблематике культурно-досуговой деятельности

Разновидности учреждений клубного типа

К учреждениям культурно-досугового типа относятся:

  • дворцы культуры;
  • дворцы молодежи;
  • культурно-спортивные комплексы;
  • центры ремесел;
  • дома народного творчества;
  • социально культурные центры;
  • информационно-методические центры и другие.

Преимущества культурно-досуговых учреждений

Но, несмотря на это, данные учреждения имеют некоторые преимущества по сравнению с музеями, библиотеками и театрами:

  1. Они не отягощены обязательствами, связанными с сохранением музейных ценностей;
  2. Для них не существует обязательных рамок постановки спектаклей;
  3. Их деятельность не ограничена определенными форматами.
  4. Они действуют не только в крупных и средний городах, но и в небольших поселениях городского и сельского типа.

Многофункциональный культурный центр

Благодаря выполнению огромного количества функций, клубное учреждение сможет приобрести новый статус – статус многофункционального культурного центра. Ведь именно эта форма институционной деятельности сегодня занимает передовые позиции в глобальном масштабе.

Сегодня клубные учреждения остаются единственными организациями культурно-досуговой деятельности многих населенных пунктов. Поэтому они имеют реальную перспективу выступать в качестве многофункциональных культурных центров, способствующих привлечению населения к культурной жизни.

Сегодня стоит уделить огромное внимание тщательной проработке стандартов деятельности домов культуры. Это позволит каждому пользователю понять их значение, ознакомиться с их деятельностью, статьее активным участником.

Современные дома культуры значительно отличаются друг от друга. Некоторые из них представляют собой внушительных размеров комплексы с огромными концертными залами. Другие же располагаются всего на нескольких десятках квадратных метров и имеют ограниченные возможности для развития.

Несмотря на разный масштаб и разные условия деятельности, у всех клубных организаций наблюдаются общие подходы к предоставлению наиболее актуальных услуг.

Организация гостевой зоны клубного учреждения

Главной задачей любой досуговой организации является привлечение и удержание посетителя. Дома культуры, выступающие в качестве междисциплинарных площадок, проводят разные мероприятия и занятия для пользователей различных возрастных категорий. Поэтому необходимо организовывать свою деятельность таким образом, чтобы посетителю хотелось не просто прийти, но и стать активным участником мероприятий.

Пользователю, впервые посетившему учреждение социально-культурной досуговой деятельности, иногда очень сложно сориентироваться в многообразии услуг, которые предоставляет центр. Представленные объявления часто отличаются хаотичностью и разнонаправленностью, а проконсультироваться иногда просто не у кого.

Поэтому взрослые посетители часто остаются в стороне от полезных и не менее интересных «взрослых» событий, а молодежь стесняется или лениться искать дополнительную информацию о работе учреждения. При этом для большинства потребителей остается в тайне и ценовая политика. Выходом из такой ситуации является организация «гостевой» зоны.

Гостевая зона учреждения клубного типа

Следуя советам специалистов, в зону приема гостей стоит включить следующие компоненты:

Место дежурного администратора

Необходимо установить стол, за которым дежурный сотрудник учреждения сможет проконсультировать посетителя по поводу интересующих вопросов.

В обязанности администратора входит:

  • выдача буклета;
  • решение проблемы «первого посещения»;
  • обеспечение связи с руководителями кружков и организаторами мероприятий;
  • предоставление новой информации и так далее.

Также администратор должен хорошо знать стоимость всех предоставляемых учреждением услуг и обладать информацией по поводу количества бесплатных мест в кружках и секциях.

Касса

Оптимальным вариантом является расположение в гостевой зоне кассы, которая работает в то же время, что и сам дом культуры. Ведь большинство пользователей не желают идти в банк, чтобы внести плату за ту или иную услугу. Положительный момент в данном случае – возможность оплаты с помощью банковской карты.

Особенно, если это учреждение расположено в населенном пункте городского типа. Отсутствие таких возможностей, как правило, вызывает негодование посетителей, особенно тех, которые являются платежеспособными.

Навигация

В зоне приема гостей нужно установить навигацию:

  • схему здания;
  • указатели;
  • таблички на кабинетах и так далее.

Все навигационные элементы должны быть выполнены в одинаковом стиле. Это способствует формированию единого эстетического пространства учреждения культурно-досуговой деятельности.

Место для отдыха и ожидания

К примеру, в клубе действует хореографический кружок и родителям часто приходится ждать своих детей. При отсутствии места ожидания они толпятся на улице, что достаточно неудобно, особенно в холодное время.

Поэтому оборудование такого уголка просто необходимо. Некоторые учреждения клубного типа устанавливают в зоне отдыха:

  • стулья;
  • столы;
  • диваны и банкетки;
  • обеспечивают wi-fi.

Дополнительные услуги

К примеру, в зонах отдыха можно разместить:

  • настольные игры;
  • установить компьютерные устройства;
  • обеспечить возможность выпить кофе.

В комнате гигиены можно установить:

  • пеленальный столик;
  • специальную подставку для того, чтобы ребенок смог достать до умывальника.

Поскольку современные потребители уже привыкли к тому, что практически во всех заведениях, будь то аэропорт, торговый центр или школа, предоставляются такие бытовые услуги, как:

  • наличие мыла;
  • туалетной бумаги;
  • хорошо работающей сушки в комнатах гигиены.

Поэтому отсутствие подобных услуг в клубных учреждениях часто вызывает негодование и составляет о нем не совсем положительное мнение.

Многие учреждения культурно-досуговой деятельности имели возможность на практике убедиться в том, что наличие комфортной зоны повышает интерес со стороны посетителей. Именно родители, а не бабушки и дедушки, стали чаще приводить детей на занятия. Свое время ожидания они проводят за приятной беседой, чашечкой кофе, просмотром выставки или чтением книги.

Реализация новых программ в домах культуры

Сегодня крупные дома культуры выступают в качестве центров творческих инициатив населения. Поэтому с целью активизации своей деятельности они могут предоставлять свои площадки для реализации различных проектов.

  • Стоит отметить, что в настоящее время в учреждениях клубного типа начала возобновляться незаслуженно забытая работа кружков научно-технического творчества. Это имеет большой плюс, поскольку привлекает к участию подростковую и мальчиковую аудиторию, которая не всегда изъявляет желание заниматься пением, музыкой или хореографией.

Пользователи старшего поколения с большим интересом относятся к деятельности подобных учреждений. Поэтому являются наиболее многочисленной и постоянной целевой аудиторией. Чаще всего они являются участниками фольклорных и хоровых студий. С большим удовольствием принимают участие в бесплатных мероприятиях.

Нынешние перемены требуют воплощения в деятельность домов культуры новых инициатив. А поскольку старшее поколение – это основная аудитория, то необходимо включать его в эти инициативы.

  • Достаточно востребованным направлением сегодняшнего дня является организация работы курсов компьютерной грамотности. Хотя данное направление активно ведется библиотеками, клубным учреждениям не стоит оставаться в стороне.

Отличным решением, которое вызывает особый интерес со стороны посетителей старшей возрастной категории является:

  • постановка документальных спектаклей, в основе которых лежат воспоминания людей преклонного возраста;
  • организация выставок архивных материалов;
  • проведение встреч поколений и так далее.

Очень важным моментов в данном случае выступает разработка программ для старшего поколения, которые должны быть тщательно продуманы и не менее тщательно подготовлены к реализации.

Перспективы развития клубных учреждений

Тем учреждениям клубного типа, которые претендуют на статус современного культурного центра, придется решать огромное количество различных проблем. Ведь, как известно, на сегодняшний день требует доработки нормативная база, практически отсутствуют стандарты, нет ориентиров для будущего развития данных учреждений.

В настоящее время одним из основных ресурсов городов и других территорий является творческий капитал. И именно деятельность культурно-досуговых учреждений позволит населению, независимо от возраста и рода занятий, реализовать свой потенциал.

Междисциплинарные возможности культурных центров позволяют комплексно и системно решать задачи, связанные с развитием городов и других территорий.

Материал проверен экспертами Актион Культура



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином