Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения. Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе

Вид занятия: итоговый

Цель : развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, закрепить навык измерения с помощью условной меры; Коммуникация - формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас; способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний; Здоровье - формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения. Музыка (музыкальное сопровождение); Чтение художественной литературы (художественное слово);

Развивающая среда: плакаты «Растения», «Сорные растения» и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и трав, встречающихся на территории нашей Родины; иллюстрации с изображением лекарственных растений нашей местности и редких растений, занесённых в красную книгу, ядовитых растений; гербарий лекарственных трав Сибири; оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, упаковки с аптечными лекарственными сборами; компьютерная презентация «Первоцветы Сибири»;

Ход занятия. Вместе с детьми проходим в зал (или из приёмной в группу)

Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.

е ее утешествие будет ь

Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.

Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих

травах, и попробуйте отгадать их названия.

1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»

1. Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (Крапива).

2. Рос шар бел,

дунул ветер –

Шар улетел. (Одуванчик).

3.

(Ромашка)

4. Каждый лист мой любит

Тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник).

Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.

2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»

И крапиву, и одуванчик, ромашку и подорожник можно объединить в одну группу, какую?

(Это лекарственные растения)

Давайте поговорим о лекарственных растениях.

Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)

Как человек стал искать помощи у разных растений? ( Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)

Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.

Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».

Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.

Посмотрите на это растение (показ на плакате).

Как оно называется? (Подорожник)

- Почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)

Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения? (Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)

Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)

Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей - одуванчик)

Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, …..)

Пройдите к следующему плакату.

О каком растении говорят, что оно жжёт? (Так говорят о крапиве)

Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)

Но почему же всё - таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей) правильно, из - за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков - едкая жидкость, она то и жжёт.

Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).

А какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? (Это тысячелистник) .

Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)

Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют - малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т.д.)

Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)

Что готовят из ягод? (Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)

Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа)

А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)

Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян? (Делают отвары, настои)

Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.

А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей».

Дождик, лей веселей

сверху вниз;

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей И.П. руки на поясе – выполнять

повороты влево, вправо, разводя

руки в стороны;

И для маленьких детей, присесть и показать руками рост

маленьких детей;

И для мам, и для пап. встать - поднять руки вверх

(2 раза);

Кап – кап – кап! И.П. руки на поясе - имитирующие

движения капель двумя руками

сверху вниз;

Кап – кап – кап!

3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.

Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре), отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.

Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки - в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни - осенью.

Дети рассказывают и объясняют -

Правила сбора лекарственных растений:

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему?)

Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему?)

Потому, что обсохшие от россы растения, не испортятся во время сушки и хранения. (А что может произойти с мокрыми от россы растениями во время сушки и хранения?) Такие растения не высушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете?)
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему?)

Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.

А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?

Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для

дальнейшего размножения.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу . Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.

Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу (Сон – трава или прострел раскрытый, пион, марьин корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций), а это - растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

на планете мы останемся одни!

Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. Показ нескольких образцов гербария.

Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).

И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.

3. Исследовательская игра « Мы - фармацевты»

Ребята, кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и проходите на свои рабочие места – вот за этот стол. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование - посуда для заваривания, прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики и т.д.

Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор. А это прописи сборов, по которым составляют рецепты. Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите, и будете готовить различные сборы: Аня – грудной (от кашля), Соня – витаминный и т.д. Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки и стаканчики – с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать - каждый из своей колбы, и наливать в кувшины. Приступайте. Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам, отмеряют необходимое количество воды. Теперь, что надо сделать с подготовленными ингредиентами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 - 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.

Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовый напиток. А пока напиток запаривается, предлагаю посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.

Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Сибири» (на компьютере)

Итог занятия : Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у наших фармацевтов. Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!

Ирина Гридчина
Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения». Подготовительная группа

Цель : уточнение и систематизация знаний детей о лекарственных растениях .

Задачи :

1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений .

2. Обобщать знания детей о лекарственных растениях .

4. Воспитывать доброе, бережное отношение к лекарственным растениям .

Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о целебном мире природы. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают те , которые помогут им излечиться и начал изучать эти растения и их свойства . Со временем люди получали все больше и больше знаний о лекарственных растениях и передавали свои знания друг другу из поколения в поколение. Теперь мы уже не так часто пользуемся средствами народной медицины, но узнать о них больше будет очень интересно

Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения ) . Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение . Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение . Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди»

Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Демонстрация картинки подорожника. Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет . Это растение – доктор . Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

«Подорожник у дороги –

Листики да лопушки.

Применяй меня от боли,

Зажили раны чтоб твои!»

Рассказ о подорожнике : Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся , сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

Показ картинки – ромашка.

«Я – ромашка – красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я :

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке

(Я через час уже готова) .

И обе будете здоровы»

Ромашка растет на полянах в лесу , по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Физминутка «Распускается одуванчик» .

Прямо к солнцу, на восток.

Так прекрасны, так тонки («Растут » , тянутся к солнышку).

Золотые лепестки,

И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки) .

Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны) .

Листик ярок и зелен, (Качают руки) .

С ветерком играет он.

Стебель крепок и упрям, (Руки вперед-назад) .

Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны) .

Даже буря не сломает, (Круговые вращения) .

Лишь не много помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону) .

Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок) .

Улыбается, звенит, («Фонарики» , повертели ладошками).

Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты) .

Береги его, малыш!

А теперь попробуйте отгадать загадки о лекарственных растениях

Длинноногие сестрички

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички,

И, как солнышко, глазок.

(ромашка)

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …

(одуванчик)

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

(подорожник)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня.

(крапива)

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем

Полезных плодов для аптеки нарвем.

(шиповник)

Если кашель вас замучил,

Воспаленные началось,

подружись со мной скорее,

Обещаю все пройдет.

(мать-и-мачеха)

Если случиться тебе простудиться,

Появится кашель поднимется жар,

Придвинь к себе кружку в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

(Шиповник)

Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей,

У заветного местечка есть волшебная аптечка,

Там красные таблетки развешаны на ветке.

(Шиповник)

Ребята, шиповник повышает иммунитет, помогает при простудных заболеваниях.

Листик с глянцем, ягодки с румянцем,

А, сами кусточки - не выше кочки.

(брусника)

Она помогает при жаре, головных болях, плохом аппетите,

Не пустили в огород, от того она и жжет

(крапива) .

Про крапиву говорят, что одна крапива заменяет семерых, врачей. Крапива сон посылает больным, прекращает рвоту, семя крапивное с медом колики лечит надежно, помогает при кашле.

Белый щит, на тысяче листьев,

Расту на бугре , помогу в беде

(тысячелистник)

Он, как и подорожник, людям помогает, раны заживляет, аппетит улучшает, разные болезни снимает.

Выпускает он листы, широченной широты,

Держатся на стеблях крепких, сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь, на себе их всех найдешь.

(лопух)

Ребята, на лесной опушке растет еще много разных растений , которые вам не известные. Послушайте стихотворение и вы узнаете какие еще растения можно здесь встретить.

На лугу растут ромашка , лютик едкий, клевер, кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка.

Колокольчик, хвощ как елка.

А еще? Подорожник, васильки,

Граммофончики - вьюнки,

Еще много разных травок.

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового о лекарственных растениях . Теперь, я уверена, вы сможете применить на практике свои знания. Я надеюсь, вы станете бережнее относиться к природе, ведь теперь вы знаете о пользе, которую нам приносят растения . Теперь придя в лес, вы по-другому сможете взглянуть на него. Я хочу, чтобы вы послушали следующее стихотворение и внимательно отнеслись к его словам.

Ты пришел за помощью к природе

Добрым будь и береги ее.

Ветки не ломай, не трогай.

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса,

Простор полей-

Все, что зовется Родиной твоей!

На этом наша беседа заканчивается , спасибо за то что вы так внимательно слушали и активно работали.

Программное содержание: уточнять представления дошкольников о разнообразии растений луга, поля, формировать умение узнавать и собирать лекарственные растения в определенных местах и в определенные сроки, хранить и применять их; ; развивать познавательную активность дошкольников, их в процессе ; воспитывать , умение и желание активно .

Материал для занятия: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Ход занятия

В. Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо! Кто нам его прислал? Вместо обратного адреса на конверте - загадка:

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил! (Доктор Айболит.)

В. Как вы думаете, чем лечил зверей доктор Айболит? (По сказке - микстурами, таблетками, плитками шоколада, гладил им животики.)

А чем на самом деле лечатся дикие животные? (Растениями.) Как они их находят? (По запаху.)

Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.

В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо известны.

Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?

Игра «Назови и расскажи!».

В. Я буду вам показывать растение, а вы его назовете и расскажете, где оно растет.

А теперь я буду рассказывать о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:

Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)

Растет при дороге, на лугу, любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)

Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.

А это растение попробуйте узнать по запаху: оно растет на болотах. Люди собирают его корень и делают настойки, таблетки, чтобы успокоить нервную систему. (Валериана.)

Это растение луговое, бывает и на лесных опушках. Каждый его лист состоит из множества (тысячи) маленьких листиков. Отсюда и произошло его название. Оно помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. (Тысячелистник.)

Из этого растения тоже умеют делать салат, иногда варенье - желтенькое, солнечное! Но сок этого растения похож на молочко, очень горький. Собирают люди только его желтые цветки.

Знаете ли вы, как надо правильно заготавливать лекарственные травы? Все ли одинаково собираются, в одно ли время?

Запомним сейчас некоторые основные правила сбора лекарственных растений:

  • Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.
  • Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. Почему?
  • Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?
  • Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?
  • Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)
  • Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?
  • Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.
  • Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)

Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.

Вороний глаз - его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.

Очень известное лекарственное растение - чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.

Знаете ли вы, как хранятся лекарственные растения? Для домашнего хранения высушенное сырье засыпают в мешочки из ткани, коробки, бумажные пакеты. Их ставят в темном, проветриваемом месте. Сроки хранения их тоже разные: до 2 лет - цветки и листья; кора и корни - до 3 лет. Все пакетики и мешочки необходимо подписывать, т. к. пользоваться неизвестным сырьем опасно.

Попробуем узнать по аптечной упаковке о содержании сырья!

Поиграем в аптеку!

Воспитатель выставляет все коробочки от лекарственных растений на полочку; детям предлагает полечить свои игрушки.

В. У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)

А сейчас мы вместе с нашей медсестрой поучимся правильно заваривать лекарственные чаи (по подгруппам): липовый, малиновый, шиповниковый.

Дети упражняются в распознавании чая по цвету, запаху, пробуют на вкус.

В. Для доктора Айболита мы изготовим специальные пакетики с изображением лекарственных растений, чтобы никто их не перепутал. Обязательно укажем на них название и время сбора.

Дети выполняют практическое задание на занятии по изобразительному искусству или совместно с родителями - дома.

Занятие с детьми о лекарственных растениях подготовили Л. Ладутько, С.Шкляр

Интеграция образовательных областей: Безопасность (безопасный отдых на природе), познание, чтение художественной литературы, музыка.

  • Учить детей укреплять своё здоровье в процессе общения с природой.
  • Расширять и уточнять представления детей о деревьях и растениях луга.
  • Закреплять умения правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и т.д.).
  • Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать.

(Занятие начинается в группе, а затем дети переходят в зал.)

Воспитатель:

Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите – письмецо.
Может – это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может – это воробьишко,
Пролетел и обронил?
Может кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?

От кого пришло это письмо, вам хочется узнать?

Тогда вам нужно отгадать загадку?

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон, и гомон птичий,
Охраняет – кто?

(Лесничий.)

Правильно отгадали, письмо пришло от Лесничего-деда Луки. Вот, что он пишет.

Дорогие ребята, сегодня в осеннем лесу праздник: “День рождения леса”. Приглашаю Вас к себе на праздник в лес.

Ну, что ребята, пойдём?

(Дети идут и находят конверт с заданием, на нём написано “Собери лес”. Дети собирают картину.)

Дети, в какой лес мы свами пойдём? (Смешанный.)

Почему он так называется?

Какие знакомые деревья вы видите в смешанном лесу?

Ну, а теперь мы свами пойдём в смешанный лес. (Дети входят в зал.)

Куда мы свами попали? А что это за домик – давайте посмотрим.

Маленький Гномик сидит у окошка,
Гномику, видно, скучно немножко.
Скучно сидеть ему одному
К Гномику, дети, сейчас я пойду.

(Стучит в окно, из домика выходит Гном и улыбается.)

Долго Вас я, дети ждал,
И чуть-чуть, не задремал.
Проводить вас на полянку,
Дед – Лука мне наказал.
По тропиночке пойдём,
Звонко песню запоём.

Песня: “Здравствуй лес”.

Говорят, что за рекой
Есть дремучий лес.
Говорят, что он стоит
На краю небес.
Мы пойдём в него пойдём,
И орехов наберём,
И грибы найдём.

Скажем хором,
Здравствуй, лес!
Покажи нам хоть одно
Из своих чудес.
Покажи где зайцы спят,
Белок покажи,
А потом, потом, потом –
Сказку расскажи.

Хорошую песню вы подарили лесу, звонкую, весёлую, лес любит песни, потому, что он очень музыкальный. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна.

Воспитатель: Лес – дети любят и уважают, пословицы про него знают.

  • Лес – богатства и краса,
    Береги свои леса.
  • Лес видит, а поле слышит.
  • Лес да вода – поле красят.
  • Враг природы тот,
    Кто леса не бережёт.
  • Лесная сторона не одного волка кормит,
    А и мужика досыта кормит.

Гном. Интересные и хорошие пословицы вы знаете о лесе.

Много стихов, песен сложено о главном и самом красивом дереве России – берёза. Шумит она своей листвой, украшает лес, нашу землю, но иногда и грустит – как будто жалуется на кого-то.

– А что, вы знаете о берёзе?

(Дети рассказывают, что берёза – это лекарственное дерево, люди пьют берёзовый сок, собирают почки листья, чагу и заваривают чай, заготавливают берёзовые веники для бани, гонят дёготь – изготавливают мыло, шампунь.) Чтение стихов о берёзе, хоровод “Ай да берёза”.

(Дети идут и поют первый куплет песни, и находят грибы.)

– Какие грибы вы знаете?

А вот я сейчас проверю, как вы их знаете.

Игра – а с грибами “ Кто быстрее и больше наберёт грибов”.

Вот теперь то, я убедился, что вы хорошо знаете грибы.

– А что ещё растёт в лесу? (Цветы, ягоды) .

Хотите, я вам загадаю загадки, и вы узнаете, о чём мы дальше будем беседовать. Садитесь поудобнее на полянке и слушайте.

Низок – да колюч,
Сладок – да пахуч.
Ягоду сорвёшь –
Всю руку обдерёшь. (Шиповник.)

Ходит Маринка в зелёной косынке,
Осенью ей зябко, покраснели лапки.
Мы нарвём лапок – сразу восемь шапок.
Попробовал Борька, сморщился: горько. (Рябина.)

Как на стёжки, на дорожки,
Висят алые серёжки.
За одною наклонился,
А десяток я набрал.
Я клонился – не ленился,
Кружку целую набрал! (Земляника.)

Сколько бус рассыпано на лесной опушке,
Девочки подружки соберут их в кружки.
Трудятся, стараются девочки проворные,
Потому-что вкусные эти бусы чёрные. (Смородина.)

Молодцы, правильно отгадали загадки. За это я вас угощу смородиной.

(Гном угощает детей смородиной.)

Подкрепились? Путь наш продолжается, идём дальше.

Ах, как здесь вкусно пахнет. (Брызгают освежителем воздуха, цветочным.)

– Куда же мы попали? (На цветочную поляну.)

Как здесь много цветов, а какие здесь цветы? Что-то я забыл.

Вы не подскажете? (Выходит ромашка.)

Много трав растёт полезных,
На земле страны родной.
Могут, справится с болезнью –
Мята, пижма, зверобой.

(Появляется Лесная ведьма, с пучком дурмана в руках.)

Лесная ведьма.

Я хочу тебе дружок –
Дать в букет ещё цветок.

(Протягивает пучок дурмана.)

Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман.
Ядовитая трава –
Разболится голова,
От подарка твоего,
Забирай назад его.

(Ведьма убегает.)

Ох уж эта Лесная ведьма! Так и норовит сделать гадости. То порошок ядовитый подбросит, то траву ядовитую.

(Крадучи возвращается Лесная ведьма.)

Лесная ведьма.

Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём.
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём,
Дома их поставим в воду…

Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел её. (Ромашка заговаривает ребят от ведьмы, а ведьма грозит кулаком и убегает.)
Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем.
Мы их рвём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства –
Люди делают лекарство.

Гном. А из каких лекарственных трав люди делают лекарство, вы знаете?

Вот я насушил травы, а не знаю, лекарственная она или нет, и от чего можно её принимать. (Дети находят знакомые травы и рассказывают.)

Тысячелистник – останавливает кровь при порезах. Соком из листьев или засыпают ранки сухими листочками. Настоем травы уничтожают в садах тлю, паутинных клещей.

Зверобой – применяют настой для заживления ран ожогов на теле. Также пьют от кашля.

Одуванчик – из цветков одуванчика варят варенье, также употребляют корни этого растения, которые заготавливают осенью или ранней весной пока не распустились цветы. Их просушивают, заваривают и пьют как кофе, также употребляют при заболевании печени, слабительное средство, при болезни желудка. И для улучшения аппетита. Из листьев одуванчик делают салаты.

Пижма – собирают цветы и употребляют при заболевании печени и желчного пузыря. В домашнем обиходе применяют от моли и мух.

Ромашка – цветки ромашки завариваю от кашля и ангины. Отваром ромашки моют голову.

А ещё дети, я слыхал, что есть растения барометры. Скажите, среди этих лекарственных растений есть барометры. (Одуванчик.) А как можно узнать погоду по одуванчику?

Воспитатель. Вот видите, всё мы знаем о лесе, – какие деревья, травы, грибы, ягоды растут в лесу, и какую они приносят пользу.

Так давайте же поздравим лес, С Днём рождения. И крикнем – “Лес

С Днём рождения”. (Дети поднимают руки вверх и хлопают в ладоши, а в ответ слышится шелест листьев.)

Слышите, лес благодарит нас. (Фонограмма – шум леса.)

Ребята, что-то наш лесничий Дед Лука задерживается, дома его где-то нет. Где же он?

В лесу с утра до вечера
Дежурил, Дед Лука.
Дремучий лес доверчиво,
Встречает лесника.
Лесными коридорами
По тропкам, по траве,
Идёт с глазами добрыми –
На праздник к детворе.

(Заходит Дед Лука.)

Дед лука. Здравствуйте ребята!

Поздравляю вас с лесным праздником!

Лес – большой друг не только человека, но и птиц, животных.

Кто из вас хочет быть моим помощником. Сейчас я проверю, какие из вас получатся лесники. Поиграю с вами в игру “Угадай правило”.

(Показывается знак, а дети рассказывают, что он обозначает.)

  • “Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса”.
  • “Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков”.
  • “Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, грибы очень нужны природе”.
  • “Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников”.
  • “Не разжигай костёр. От огня задыхаются и гибнут многие растения, насекомые и животные”.
  • “Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые цветы остаются в природе”.
  • “Не разоряй птичьих гнёзд! Не прикасайся к ним, иначе птицы – родители навсегда покинут своё гнездо”.

И правила вы все знаете, а выполняете ли вы их, когда приходите в лес?

Ребята, я ещё хочу поиграть свами в игру “Кто скорее соберётся около своего дерева”.

Воспитатель: Ну, вот и заканчивается праздник в лесу, пора прощаться нам с Гномом, с Дедом Лукой и всеми жителями леса. Давайте поблагодарим их за это, скажем большое спасибо.

Дед Лука. Прощаясь свами, я угощу вас дарами леса.

Елена Тишина
Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения»

Конспект НОД в подготовительной группе

«Лекарственные растения »

Интеграция образовательных областей :Познавательное развитие. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Физическое развитие. Здоровье.

Цель : Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений

Задачи :

Расширение представлений о лекарственных растениях нашего края , их значение в жизни человека : оздоровительном, эстетическом;

Об их взаимосвязи с окружающей средой;

Знакомство со стихами, загадками о лекарственных растениях ;

уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав ;

Развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, связную речь.

Воспитывать бережное отношение к растениям , окружающей среде.

Предварительная работа : беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях , находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений , о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями , игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Оборудование : картинки и карточка с изображением лекарственных трав (лопух, одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, тысячелистник.) Иллюстрации с изображением ядовитых растений , музыка «Вальс цветов» .

Ход НОД.

Изображение растений

Посмотрите, что вы видите?

Ребята, для чего нам нужны растения на нашей планете - Земля?

(Растения помогают дышать , радуют нас красотой, лечат от болезней. Без них бы не было жизни на Земле.)

Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений . Сейчас можно купить книгу или справочник о лечебных травах, где подробно написано как можно использовать лекарственное растение . Но важно знать : нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение .

А сейчас время поиграть в дидактическую игру «Собери ромашку» .

Воспитатель предлагает детям пройти на полянку. Рядом стоит вспомогательное панно с табличками, картинками, схемой цветка.

Ромашка разделена на части : корень, стебель, лист, лепестки. Дети должны собрать цветок - ромашку. На помощь ребятам прилетает пчела. Пчела вместе с детьми еще раз повторяет части цветка. Затем она предлагает взять ребенку :

Что идет сначала? Корень. Верно.

Дети составляют ромашку.

Пчела : «Мы вместе сложили цветок. Это ромашка.

Что вы знаете про это растение ? (можно гадать на ромашке, есть песни про это удивительное растение )

Ромашка это очень полезное лекарственное растение .

Ее добавляют в шампунь, чтобы волосы легко расчесывались. Ромашку добавляют в чай от простуды.

Чтение стихотворения ребенком (выученное заранее) М. Киселевой «Если вдруг ты заболел…»

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками, пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они и красивей, и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.

О каких друзьях говорится в стихотворении? лекарственных растениях )

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться , то можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас окружают растения : каждая поляна или уголок леса – целая зеленая аптека.

Говорят, что лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения , которыми они питаются, могут еще быть и целебными. У нас на территории детского сада много таких растений . Предлагаю убедиться в этом и приглашаю пройти к «Зеленой аптеке» на экологической тропе детского сада.

(занятие продолжается на территории детского сада)

Первое лекарственное растение , о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.

(Ребенок загадывает загадку. Когда дети отгадывают загадку, ребенок который загадывает показывает каточку с растением )

Ребенок : Тонкий стебель у дорожки,

на конце его – сережки,

на земле лежат листки-

маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник- карточка)

Почему оно так называется?

Рассказывает ребенок : Подорожник растет вдоль дорог . Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения . Подорожник называют «зеленым бинтом» . Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

Послушайте следующую загадку :

Ребенок :Не пустили в огород-

Оттого она и жжет. (крапива -карточка)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

Почему же все-таки крапива обжигает?

Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость.

Рассказывает ребенок : Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

А сейчас ребята загадают загадки о таких лекарственных растениях , которые помогают нам, если мы заболели. Будьте внимательны и постарайтесь их отгадать.

Ребенок : Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас. (малина - карточка)

Рассказывает ребенок : Малина - прекрасное ягодное растение , да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» - так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами. Душистые, сладкие, нежные вызревшие плоды, как будто вобравшие в себя все тепло и солнечный свет июльских дней и яркими огоньками горящие в зелени листьев, так и манят к себе. Окраска плодов малины может быть либо красной, либо желтой. Считают, что красноплодная малина богаче биологически активными веществами и, значит, полезнее. Желтоплодная малина нежнее и слаще.

Ребенок : Весной растет ,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (липа- карточка)

Стихотворение «Липа» читает ребенок

Посмотрите дети -

Это липы цвет,

Ароматы лета,

Нам принес в привет,

Чай его душистый,

Любит стар и мал,

Очень многим людям

Он здоровье дал :

Сбил температуру,

Горло подлечил,

Горькую микстуру

Детям заменил,

И от кашля средства

Просто лучше нет -

Вот какой кудесник

Этот липов цвет!

Вот из этого прекрасного стихотворения мы узнали о пользе цветов липы.

Ребенок : Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (ромашка-карточка)

Ребенок : Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (Одуванчик - карточка)

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик,

Стебель тоненький, как пальчик (пружинка)

Если ветер быстро, быстро (руки вверх)

На поляну полетит

Все вокруг зашелестит (руки вверх и машут)

Одуванчика тычинки (бег на месте)

Разлетятся хороводом (потянуться вверх, вздохнуть и опустить руки)

И сольются с небосводом.

Используют одуванчик в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения . Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней свойствами.

Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его -свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками

Ребенок :Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь,

На себе их все найдешь (лопух-карточка)

Лопух (репейник)

У этого растения несколько названий - лопух, репей или репейник. Летом лопух цветет. Его лилово-красные хохлатые цветки довольно красивы. Когда отцветут, на их месте появляются круглые корзиночки с острыми колючками-крючками. С помощью этих колючек они цепляются ко всему, что окажется рядом. Есть даже такая поговорка : «Прицепился, как репей. Из листьев лопуха готовят настойку, которой потом опрыскивают садовые растения . Такие растения дадут хороший урожай, потому что им не страшны будут гусеницы и другие вредители. Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. С помощью этого растения лечат болезни , заживляют раны, укрепляют волосы. (Можно показать детям пузырек с репейным маслом) .

Даже такое простое, сорное растение как лопух , он же репей, репейник, может одарить, научить, накормить, вылечить. Берегите это зеленое богатство, растущее у нас под ногами !

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Физкультминутка «Аленький цветочек»

(дети выполняют движения под аудиозапись)

Есть на свете цветок алый-алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовётся не зря.

Может там за седьмым перевалом

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Как вы думаете ребята, где и когда собирают лекарственные растения ? Как правильно их сушить?

ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ ,

Цветки собирают, когда растение цветет .

Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

Собирают в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса, сушат под навесом.

Нельзя собирать вблизи дорог. Они опасны, так как содержат много вредных веществ – поглощают выхлопные газы машин.

Не рвать растения , которые занесены в красную книгу. Это редкие растения , их охраняют от исчезновения.

Растения , которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно!

Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным.

Запомните крепко накрепко – ядовитые и незнакомые растения рвать нельзя !

Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили? (о лекарственных растениях ,

Лечиться можно не только с помощью таблеток, но и лечебными травами. Но для этого надо хорошо в них разбираться и правильно заготавливать.)

На прощание пчела Майя повторяет с детьми лекарственные растения и проводит с детьми хоровод «Краски лета» , с использованием карточек лекарственных растений .

Ребенок : Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства ,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и воспитатели нас могут научить.

Все целебные растения .

Знают они без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения ,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства .

Все ребята, молодцы, потрудились от души!

Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях , своими умениями.

Ребенок : Растения мы знаем , бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

В заключение нашей деятельности я хочу прочитать вам стихотворение о бережном отношении к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы!

Я подарю вам открытки с изображением лекарственных растений . Спасибо всем вам за подготовку и проведение сегодняшнего мероприятия. Все большие молодцы!



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Какие разделы входят в состав возрастной психологии Какие разделы входят в состав возрастной психологии Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5