Структура федеральной власти рф схема. Система органов государственной власти в рф

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Государство представляет собой сложную политико-правовую структуру, которая объединяет большое количество людей. Изначально на планете не существовало держав вообще. Их предшественниками были родоплеменные общины, которые строились на патриархальной основе. По мере своего разрастания, подобного рода формации перестали должным образом справляться с процессом общественного регулирования. То есть необходимо было изобретение новой, более функциональной по своей сути организации. Таковыми стали государства.

На сегодняшний день подобных структур в мире большое количество. Все они функционируют по-разному, однако, имеют общие черты. Например, каждое государство управляется посредством власти. Данный феномен также имеет свои характерные черты и структуру. В Российской Федерации на сегодняшний день структура власти состоит из нескольких взаимосвязанных элементов, каждый из которых, несет свою информацию о государстве. Таким образом, данная проблематика имеет большое значение для деятельности Российской Федерации как государства, что обуславливает необходимость детального изучения феномена и его системы.

Власть: понятие

Структура власти РФ является исходным понятием и явлением классической формы управления. Поэтому необходимо, прежде всего, проанализировать её особенности. Согласно современным научным тенденциям, власть - это совокупность способов и реальных возможностей навязывать волю с целью управления деятельностью индивидов, социальных групп, общностей и т. п. При этом данный феномен может быть основан на совершенно разных теоретических и практических началах, а также использовать методы определенного характера, например, авторитарные, демократические, насильственные, нечестные, провокационные и т. д. Специфической формой классического вида власти является государственная власть.

Власть государственного характера

Государственное управление подразумевает под собой реальную возможность влиятельной верхушки или политической элиты управлять населением отдельной страны, посредством использования рычагов юридического характера. Власть в державе всегда основывается, прежде всего, на праве, то есть действующем законодательстве, и не может выходить за его рамки или же противоречить ему. Помимо того, в настоящее время государственная власть имеет четкую структуру, существование которой обусловлено переосмыслением этой категории в период Нового времени и создания определенных принципов, на каких в большинстве государств строится вся система управления. Российская Федерация в данном случае не является исключением. Структура власти и весь этой страны функционируют на основе определенных положений.

Принципы российской государственной власти

На сегодняшний день существует несколько основных принципов функционирования системы управления в государстве. К ним относятся следующие:

  • Народовластие. Подразумевает под собой существование единого источника суверенитета государства, которым является население. Оно, в свою очередь, влияет на страну через специальные органы.
  • Федерализм, подразумевает федеративное устройство территории.
  • Политическое многообразие - это допустимость существования большого количества партий и движений.

Россия является светским государством, что исключает наличие официальной религии.

Принцип разделения власти

Структура власти РФ функционирует на основе принципа разделения государственного управления. Далеко не все понимают, что собой представляет указанная идея. Она была разработана Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком.

Согласно её положениям, структура власти в любом государстве должна содержать законодательный, исполнительный и судебный сегменты. При этом управление страной не может быть сосредоточено в руках правящей верхушки или же одного человека (монарха, вождя, тирана и т. п.). Этот принцип нашел свое применение практически во всех странах. Конечно, некоторые государства видоизменили принцип трехуровневого устройства, однако, задумка в целом осталась неизменной. На сегодняшний день немного осталось примеров единоличной власти.

Структура федеральной власти России

Сегодня в РФ разработана достаточно функциональная, а, что самое главное, эффективная Её деятельность строится, во-первых, на тех принципах, которые были упомянуты ранее, а, во-вторых, на демократической направленности российской политики. Помимо этого, структура федеральной власти РФ также вобрала в себя положения принципа разделения государственного управления. В соответствии с ним существует три основных ветви, а именно: законодательная, исполнительная, судебная. На основе этого положения в России функционирует целая структура федеральных органов власти, состоящая из следующих элементов, а именно:

  • Федеральное собрание.
  • Правительство Российской Федерации.
  • Суды России.
  • Президент Российской Федерации.

Из представленных элементов, по сути, состоит система и структура органов власти в РФ. Они, в свою очередь, являются абсолютно самостоятельными и выполняют специфические функции.

Система и структура исполнительной власти

Все три представленных сегмента управления государством важны. При этом каждый из них, выполняет собственные функции. В данном случае большое значение имеет деятельность исполнительной власти. С помощью этой ветви, по сути, происходит реализация политики государства. Основой всей исполнительной является президент и правительство Российской Федерации. Далее федеральные структуры исполнительной власти объединяются в министерства и отдельные ведомства разной целевой направленности.

В число функциональных задач главы государства входит охрана суверенитета РФ, неприкасаемости её границ, независимости и т. п. Помимо этого, соответствующие нормативные акты и Конституция возлагают на президента обязанность определять направленность внешней и внутренней политической программы. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, является координирующим органом, который возглавляет председатель. Помимо этого, правительство фактически руководит целой структурой министерств, служб федерального характера и агентств.

Законодательный сегмент

Структура федеральных органов власти содержит в себе три взаимосвязанных элемента, о чем уже было указано ранее в статье. Одним из них является законодательная власть. Данный сегмент существует для систематизации нормативной отрасли страны и разработке официальных актов. Иными словами, законодательная власть выдает законы. Её существование необходимо для того, чтобы обеспечить законность и действенность конституционных принципов государства. Таким образом, деятельность законодательной власти направлена на достижение определенных целей, исполнение которых возложено на отдельный государственный орган.

Федеральное собрание - назначение и структура

Согласно Конституции Российской Федерации, структура власти содержит в своем составе парламент. Это выборный коллегиальный орган, функционирующий с целью обеспечения Федеральное собрание содержит в своей структуре два элемента, называемых палаты, а именно: верхнюю (Совет Федерации) и нижнюю (Государственная Дума). Свою деятельность палаты производят раздельно, однако в некоторых случаях могут проводить общие заседания, например, для заслушивания посланий Конституционного Суда или президента РФ.

Следует отметить, что Федеральное собрание - это сугубо избирательный орган.

То есть его наполнение происходит за счет граждан России, которые выдвигают своих кандидатов. Однако каждая парламентская палата пополняется членами совершенно по-разному. Например, Совет Федерации формируется за счет представителей от каждого субъекта государства. Дума, в свою очередь, состоит из депутатов, которым может стать любое лицо, чей возраст составляет более 21 года.

В своей деятельности Федеральное собрание издает федеральные и конституционные законы. Нормативные акты должны быть приняты обеими парламентскими палатами, после чего разрешается их фактическая выдача.

Судебная сфера России

Структура РФ не существовала бы без наличия судебной ветви. Это достаточно важный сегмент, основой которого является целая система соответствующих органов. На сегодняшний день высшими судебными органами можно назвать Верховный и Конституционный суды.

Данные учреждения занимаются решением определенных дел или же споров, которые возникают в правовом поле державы. Как правило, судопроизводство проходит в уголовной, административной, гражданской, хозяйственной сферах жизнедеятельности человека. При этом Конституция закрепляет следующий принцип: лишь представленная система органов может осуществлять правосудие. Существование иных ведомств с подобной деятельностью не допускается.

Государственное управление на территории субъектов федерации

Следует отметить, что структура власти имеет специфический вид, если мы говорим о субъектах федерации. Территориальные образования государства управляются посредством собственных органов. При этом разграничение власти общефедеральной и локальной происходит на уровне Конституции. Помимо этого, достаточно интересным является вопрос местного самоуправления. Согласно положениям Конституции, данная сфера регулирования не относится ни к одной ветви власти и является совершенно самостоятельным образованием. Её главной целью есть не что иное как обеспечение нормальной жизнедеятельности территориальной группы населения.

Заключение

Итак, в статье была представлена структура органов государственной власти в Российской Федерации, существующая на сегодняшний день. Стоит отметить, что её деятельность является эффективной, если учитывать особенности современного мира. Но теоретические и практические инновации в этой области необходимы, если мы хотим построить действительно демократическое государство.
















КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 1. Принцип разделения властей (ст.10) 2. ст. 11 ч. 3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ (ст.11 ч.3) 3. Принцип сдержек и противовесов


Органы государственной власти РФ (по КРФ от г.) Законодательная Исполнительная Судебная П Р Е З И Д Е Н Т Федеральное собрание (В) Совет Федерации (Н) Гос. Дума Правительство Министерства Гос. комитеты Ведомства Конституционный суд Верховный суд Высший арбитражный суд


Х АРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ Президент РФ (гл.4 КРФ) 1) Кто может стать Президентом РФ? (ст. 81) Гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет 2) Сколько раз и на какой срок избирается Президент РФ? (ст. 81) На 6 лет (с г.) не более двух сроков подряд 3) Как называются нормативно-правовые акты, издаваемые Президентом? (ст. 90) Указы и распоряжения 4) Кто может временно исполнять обязанности Президента, если он сам не в состоянии их выполнять? (ст.92 ч.3) Председатель Правительства РФ


5) Как Президент может быть отрешён от власти? Президент РФ может прекратить исполнение своих полномочий: 1) Импичмент – процедура отрешения Президента РФ от власти (ст. 93) 2) Отставка – добровольное сложение Президентом своих полномочий. 6) Полномочия Президента (ст. 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89) Гос. Дума выдвигает обвинение 2/3 депутатов Совет Федерации принимает решение об отрешении Президента от власти (2/3 депутатов 3 месяца) инициатива 1/3 депутатов решение специальной комиссии


Федеральное собрание РФ (гл.5 КРФ) 1) Как формируется Совет Федерации? (ст. 95) В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. 2) Сколько депутатов в Государственной Думе? (ст. 95) 450 депутатов. 3) На какой срок избирается Государственная Дума? (ст. 96) На 5 лет (с г.) 4) Кто может стать депутатом Государственной Думы? (ст. 97) Гражданин РФ не моложе 21 года и имеющий право участвовать в выборах. 5) Какой деятельностью, кроме основной работы, могут заниматься депутаты Государственной Думы? (ст. 97) Преподавательской. 6) Полномочия Совета Федерации (ст. 102)


Законодательный процесс в Российской Федерации Законодательная инициатива Обсуждение законопроекта в Государственной Думе Принятие закона Государственной Думой РФ Федеральные законы 50% +1 голос Федеральные конституционные законы 2/3 голосов Рассмотрение и одобрение принятого закона Советом Федерации Федеральные законы 50% +1 голос Федеральные конституционные законы 3/4 голосов Подписание и обнародование закона Президентом РФ Наложение законом veto на законопроект Вступление принятого закона в силу Возвращение законопроекта на повторное рассмотрение в Гос. Думу




Правительство РФ (гл. 6 КРФ) 1) Как назначается Председатель Правительства? (ст. 111) Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. 2) Как называются нормативно-правовые акты, издаваемые Правительством? (ст. 115) Постановления и распоряжения. 3) Перед кем Правительство слагает свои полномочия? (ст. 116) Перед вновь избранным Президентом 4) Назвать случаи прекращения Правительством своих полномочий. (ст.117) 1) Правительство РФ может подать в отставку. 2) Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. 3) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (большинством голосов; 3 месяца) 4) Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. (если Дума в доверии отказывает, то 7 дней) 5) Полномочия Правительства (ст. 114)


1. Какой орган власти формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ? 2. Какой орган власти назначает и освобождает от должности Генерального Прокурора РФ? 3. При определённых условиях, какой орган власти может вводить на территории РФ чрезвычайное положение? 4. Какому органу власти принадлежит право выдвигать против Президента РФ обвинения для отрешения его от власти? 5. Какой орган власти разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение? 6. Какому органу власти принадлежит право утверждать изменение границ между субъектами РФ?


ВИДЫ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН: 1) Предложения Обращения граждан, направленные на улучшение деятельности государственных органов, совершенствование социально-экономических отношений и государственного строительства в России. 2) Заявление Обращения граждан по поводу реализации принадлежащих им прав и законных интересов граждан; 3) Ходатайство Обращение граждан с просьбой о признании за ними определённого статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих; 4) Жалобы Обращения с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями государственных органов, должностных лиц, владельцами различных форм собственности и общественными организациями.




1) Процедура отрешения Президента РФ от власти а) референдум; б) самоуправление; в) выборы; г) импичмент. 2. Какую власть осуществляет Правительство РФ: а) судебную; б) исполнительную; в) законодательную; г) контролирующую. 3. Как в России называется парламент: а) Государственная Дума РФ; б) Федеральное собрание РФ; в) Совет Федерации РФ; г) Верховный Совет РФ. 4. Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления: а) активное избирательное право; б) альтернативное избирательное право; в) пассивное избирательное право. 5. Согласно Конституции РФ законодательную власть в РФ осуществляет: а) Президент РФ; б) Федеральное собрание РФ; в) Правительство РФ; г) Верховный суд РФ.


6. Перед кем Правительство слагает свои полномочия: а) перед Государственной Думой; б) перед Советом Федерации; в) перед вновь избранным Президентом; г) перед Федеральным собранием. 7. Какое из требований, предъявляемых кандидату на пост Президента РФ, не содержится в Конституции РФ: а) семейное положение; б) наличие гражданства РФ; в) возраст не менее 35 лет; г) постоянное проживание на территории РФ. 8. Какой оплачиваемой деятельностью не могут заниматься депутаты Государственной Думы? а) преподавательской б) научной в) предпринимательской 9. На какой срок и сколько раз подряд может избираться Президент РФ а) на 4 года не более 2 раз; б) на 6 лет не более 2 раз; в) на 6 лет, сколько угодно раз; г) на 2 года не менее 3 раз


4. Как называются специальные акты, которые может издавать Президент: а) законы; б) указы и распоряжения; в) постановления. 3. Парламент состоит из: а) Государственной Думы и министерств; б) Правительства и министерств; в) Президента и Совета Федерации; г) Совета Федерации и Государственной Думы. 2. Возрастной ценз для кандидата на должность Президента РФ: а) 30 лет; б) 35 лет; в) 40 лет; г) 45 лет. 1. Какие ветви власти соответствуют принципу разделения властей: а) законодательная, судебная, контрольная; б) законодательная, исполнительная, судебная; в) законодательная, избирательная, судебная; г) законодательная, политическая, судебная. 5. Правительство РФ, федеральные министерства и т.д. составляют: а) систему органов исполнительной власти; б) систему органов законодательной власти; в) систему органов судебной власти; г) систему органов местной власти.


9. Назовите лишний тип избирательной системы. а) смешанная; б) пропорциональная; в) демократическая; г) мажоритарная 8. На какой срок избираются депутаты Государственной Думы а) 3 года; б) 5 лет; в) 8 лет; г) 4 года 7. Возрастной ценз для избирателей в РФ: а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 год; г) 14 лет. 6. По Конституции РФ Правительство: а) разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение; б) объявляет амнистию; в) принимает решение о назначении выборов Президента; г) назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ.



  • Как устроена государственная власть в России?
  • Кто работает в Государственной Думе?
  • Кто в России является главой государства?

Государство представляет собой политическое объединение людей и их организаций для того, чтобы в обществе был порядок и организованность. Каждое государство создаёт свои органы для решения поставленных задач. Например, необходимо развивать образование и учить детей - исполнение этой задачи поручается Министерству образования и науки.

А кем поручается? По каким правилам должно работать Министерство образования и науки? Кто устанавливает эти правила? Кто следит за тем, чтобы Министерство соблюдало эти правила? Чтобы ответить на все эти и другие вопросы, мы с вами познакомимся с тем, как устроена государственная власть в России.

Государственная власть в России

Чтобы узнать, как устроена государственная власть в России, заглянем в Основной закон - Конституцию РФ. Там сказано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Таким образом, в основе осуществления государственной власти в России лежит уже известный вам принцип разделения властей, по которому государственная власть реализуется через законодательные (парламент), исполнительные (правительство), судебные государственные органы.

Президент РФ - глава государства

При всех формах правления существует пост главы государства. Главой государства в монархиях является монарх, в республиках - это может быть президент, которого выбирают. В большинстве стран глава государства стоит во главе исполнительной ветви власти. Однако в некоторых случаях, как, например, в России, президент не включён ни в одну из трёх ветвей власти, но активно влияет на них и обеспечивает их взаимодействие.

Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Он выступает Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами России, может издавать указы и распоряжения.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В. В. Путин - Президент России. Как вы думаете, почему Президент России, вступая в должность, даёт присягу на Конституции РФ?

Президент Российской Федерации избирается гражданами на шесть лет. Такой пост может занять только гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Один и тот же человек не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Главе государства помогает осуществлять полномочия специально созданный Государственный Совет. Его Председателем является Президент РФ. Существует также и Администрация Президента. Она готовит различные документы, указы, распоряжения и обращения, помогая главе государства исполнять его функции.

Президент возглавляет Совет Безопасности. Он проводит работу по выявлению угроз национальной безопасности, оперативно готовит проекты решений по их предотвращению. При Президенте создано несколько комиссий и советов (по вопросам помилования, по правам человека, гражданства и т.д.).

Законодательная власть России

Высшим представительным и законодательным органом многих государств является парламент. Слово «парламент» происходит от французского parle - говорить.

В парламенте работают люди, избранные народом и представляющие интересы народа, поэтому он и получил такое название - представительный орган.

Основная функция парламента - законотворчество. Там разрабатывают и принимают законы. Поэтому парламент является законодательным органом власти.

    Интересные факты
    Первые представительные учреждения появляются в Древней Греции - ареопаг в Афинах и сенат в Древнем Риме. В XIII веке появился парламент в Англии. В России первым представительным учреждением был Земский собор, созданный в 1549 Г°ДУ царём Иваном IV Грозным.
    В разных странах парламенты имеют разные названия: Сейм в Польше, Конгресс в США, Бундестаг в ФРГ, Кнёссет в Израиле, Альтинг в Исландии, Федеральное Собрание в Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ принимает законы. Все принятые и подписанные Президентом РФ законы обязательно публикуются в «Российской газете». Неопубликованный закон не имеет юридической силы. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума.

В Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят представители от каждого субъекта Федерации.

В Государственной Думе Федерального Собрания РФ работают 450 депутатов, которые избираются гражданами государства на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин Российской Федерации, который достиг 21 года и имеет право участвовать в выборах.

Заседания обеих палат Федерального Собрания РФ проходят раздельно и являются открытыми, т.е. на них могут присутствовать представители прессы. В каждой из палат имеются комитеты и комиссии, осуществляющие работу по подготовке и экспертизе законопроектов (например, комитеты по законодательству, обороне и национальной безопасности, культуре и т.д.). Таким образом, проект закона направляется в Государственную Думу, рассматривается сначала в соответствующем комитете, затем на заседаниях он обсуждается, дорабатывается. Закон, принятый Государственной Думой, поступает на одобрение в Совет Федерации. Если закон одобрен, дальше он передаётся Президенту РФ, который должен его подписать (хотя и вправе отклонить - право вето), а затем закон подлежит официальному опубликованию и обнародованию.

Исполнительная власть России

Принятые законы надо исполнять, поэтому возникла потребность создать систему исполнительной власти. Её возглавляет Правительство Российской Федерации.

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Председателя Правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы.

Деятельность Правительства РФ охватывает все сферы общественной жизни. Для этого оно вправе издавать нормативные правовые акты (постановления), обязательные для исполнения.

На заседаниях Правительства решаются важные вопросы управления, хозяйственной и культурной жизни страны. В случае, если Правительство не справляется с поставленными задачами, оно может быть отправлено в отставку. Решение об отставке Правительства принимает Президент РФ.

Судебная власть России

Права человека - высшая ценность. В нашей стране нельзя издавать законы, которые бы унижали человека, отменяли его права, ущемляли интересы. А если всё же государство обидело кого-то? В этом случае гражданин обращается в суд, который защитит его и восстановит справедливость.

Таким образом, отдельную ветвь власти составляют судебные органы государства. Они разрешают правовые споры, которые возникают между людьми, их объединениями (например, фирмами). В своей деятельности суд независим и руководствуется только законом. В Российской Федерации судебная система состоит из следующих звеньев.

Конституционный суд РФ разрешает споры о соответствии Конституции РФ других нормативных актов (законов) и действий должностных лиц, осуществляет защиту конституционных прав и свобод граждан. Даёт толкование (разъяснение) Конституции.

Верховный суд РФ возглавляет систему судов, которые разрешают гражданские, уголовные и административные дела. Об этом вам ещё предстоит узнать в 7 классе.

Высший Арбитражный суд РФ разрешает экономические споры и возглавляет систему арбитражных судов.

Важное место в системе органов государственной власти занимают правоохранительные органы (полиция, прокуратура и др.), призванные поддерживать и защищать законность и правопорядок.

    Подведём итоги
    Государственная власть в нашей стране реализуется на принципах её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Россию возглавляет избранный всем народом Президент. Законодательная власть представлена парламентом (Федеральное Собрание РФ), исполнительную возглавляет Правительство РФ, а судебную - Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ.

    Основные термины и понятия
    Парламент, Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

Проверьте свои знания

  1. Объясните смысл понятий: «парламент», «правительство», «президент».
  2. Представителями каких ветвей власти являются депутаты и министры? Где они работают?
  3. Дайте характеристику законодательной, исполнительной и судебной власти в России. При ответе используйте схему.
  4. Как называется парламент России? Какова его роль в государстве?
  5. Для чего необходимо Правительство в государстве?
  6. Какие качества личности необходимы, по вашему мнению, депутатам Государственной Думы? А Президенту государства?

Практикум

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.

Схема 2. Система управления Новгородской феодальной республикой («господином Великим Новгородом»)

1 Высший орган власти в Новгороде, собрание свободных горожан – владельцев дворов и усадеб.

Решало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече собирались посадник, тысяцкий и архиепископ.

2 Приглашался вечем.

3 Осуществлял управление и вершил суд, контролировал деятельность князя.

4 Возглавлял народное ополчение, вершил суд по торговым делам.

5 С 1156 г. – выборная должность. Возглавлял церковь в Новгороде, ведал казной республики и ее внешними сношениями.

6 Самоуправляющиеся территориально‑административные и политические единицы.

Схема 3. Высший, центральный и местный государственный аппарат России в XVII в.

Схема 4. Социально‑сословное представительство на Земских соборах XVII в.

Схема 5. Органы власти и управления в Российской империи в 20–70 гг. XVIII в.

Схема 6. Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII в.

Схема 7. Органы власти и управления губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 8. Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 9. Управление городом в конце XVIII в.

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

1 Абсолютный монарх.

2 Сохранил свои функции высшего законосовещательного, административного и судебного правительственного учреждения по делам Русской православной церкви со времени Петра Великого.

3 «Хранитель законов» империи – высший орган надзора за соблюдением законодательства.

4 Учрежден в 1810 г. по инициативе М. М. Сперанского как высший законосовещательный орган. Председатель и члены назначались императором из влиятельных чиновников. По должности в состав Государственного совета входили министры.

5 Высшее административное учреждение, совещание императора с высшими чиновниками по вопросам управления государством. Создан одновременно с министерствами. Состоял из министров и главноуправляющих на правах министров. После учреждения Государственного совета его председатель и председатели департаментов Совета вошли в Комитет министров.

6 Общегосударственное высшее учреждение, орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики. В ее составе было создано (в разные годы) 6 отделений. Особое место среди них занимало III отделение – орган политического сыска и следствия.

7 Центральные органы управления, созданные на основе единоначалия в 1802 г. взамен коллегиальных органов. Подверглись преобразованиям в 1810–1811 гг.

Схема 11. Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи после 1905 г.

Схема 12. Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в годы Первой мировой войны (1914–1917)

1 Верховным Главнокомандующим с июня 1914 г. был великий князь Николай Николаевич, в августе 1915 г. Николай II возложил эти обязанности на себя.

4 Совету министров 24 июня 1914 г. были предоставлены чрезвычайные полномочия: самостоятельно разрешать большинство дел от имени императора, утверждать всеподданнейшие доклады.

5 Особое совещание министров для объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла при председателе Совета министров. Осуществляло высший надзор за деятельностью всех правительственных и частных предприятий, изготовлявших предметы боевого и материального снабжения фронта, содействовало созданию новых и перепрофилированию имеющихся предприятий, распределяло правительственные военные заказы и контролировало их исполнение. Обладало широкими полномочиями, вплоть до секвестра и реквизиции имущества.

Высшие правительственные учреждения под председательством министров, подотчетные только императору. Созданы в противовес общественным военно‑хозяйственным организациям.

Схема 13. Общероссийские общественные военно‑хозяйственные организации в 1914–1918 гг.

Схема 14. Высшие органы государственной власти и управления в России в феврале – октябре 1917 г.

1 Высший орган государственной власти, сформированный после Февральской революции. За время существования временного правительства сменилось четыре его состава. «Совет пяти» – орган государственного управления, коллегия пяти министров Временного правительства. Объявила Россию республикой. Перестала существовать с образованием 3‑го коалиционного Временного правительства.

3 Должность обер‑прокурора была упразднена (5 августа 1917 г.), а на основе его канцелярии и Департамента духовных дел иностранных исповеданий создано Министерство исповеданий.

4 В составе Сената были упразднены Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.

5 Фактически бездействовал.

6 Создан на Демократическом совещании как постоянно действующий представительный орган всех российских партий до созыва Учредительного собрания. Был ограничен совещательными функциями. Распущен Петроградским ВРК.

7 Образован депутатами Государственной думы в ходе Февральской революции. Первого марта взял на себя функции органа высшей государственной власти, создал (по согласованию с Петросоветом) Временное правительство, затем действовал как представительный орган Думы (до 6 октября).

8 Создано в марте 1917 г. для предварительного рассмотрения законопроектов.

9 После Февральской революции сохранили свои задачи и функции.

10 Создан 21 июня для выработки общего плана организации народного хозяйства и мер по регулированию хозяйственной жизни.

11 Регулирующий орган для проведения отдельными ведомствами и учреждениями мероприятий по упорядочению хозяйственной жизни страны. Создан одновременно с Экономическим советом.

12 Учрежден 25 июля из пяти министров 2‑го коалиционного Временного правительства. Определенных функций не имел.

Схема 15. Высшие органы власти и управления РСФСР в 1918–1922 гг.

1 Высший орган государственной власти в РСФСР.

2 Высший орган законодательной, исполнительной и распорядительной власти в период между Всероссийскими съездами.

3 Постоянно действовавший оперативный орган ВЦИК, высший орган власти в период между сессиями ВЦИК.

4 Правительство Российской Республики. Осуществлял общее управление делами, издавал декреты, имеющие силу закона, координировал деятельность местных органов.

5 Постоянная комиссия СНК, чрезвычайный орган, осуществлявший мобилизацию всех сил в интересах обороны государства. В апреле 1920 г. преобразован в Совет труда и обороны, руководивший по окончании Гражданской войны экономической работой в стране.

6 Постоянная комиссия СНК. Рассматривал финансовые и экономические вопросы.

7 Единый орган руководства всеми военными учреждениями и вооруженными силами страны.

8 Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. Первоначально на ВЧК возлагалось лишь расследование и предупреждение преступлений. После объявления «красного террора» осенью 1918 г.

ВЧК было предоставлено право расстрела на месте, без суда и следствия, любого подозреваемого.

9 Создана в составе народного комиссариата юстиции как орган надзора за соблюдением революционной законности. Прокурором Республики, как правило, являлся нарком юстиции либо его заместитель.

10 Образован в декабре 1917 г. как единый общеэкономический центр. После создания Совета рабочей и крестьянской обороны стал органом руководства промышленностью, капитальным строительством и автотранспортом. С 1920 г. окончательно складывается как промышленный наркомат.

Схема 16. Высшие и центральные органы власти и управления СССР в 1922–1936 гг.

1 Высший орган государственной власти в СССР.

2 Высший орган государственной власти между Всесоюзными съездами Советов.

3 Высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти в период между сессиями ЦИК СССР.

4 Назначался Президиумом ЦИК СССР. Прокуроры союзных республик ему не подчинялись.

5 Исполнительно‑распорядительный орган ЦИК СССР, частично выполнявший и законодательные функции (подготовка и предварительное рассмотрение декретов и постановлений, которые выносились на обсуждение ЦИК СССР и его Президиума).

6 Создан при наркомате по военным и морским делам на правах коллегии. Председатель РВС СССР одновременно являлся наркомом.

7 Общесоюзный орган по охране государственной безопасности при СНК СССР. Упразднен после создания НКВД СССР, функции перешли к главному управлению государственной безопасности (ГУГБ) НКВД.

8 Объединенный (союзно‑республиканский) наркомат. Руководил промышленностью на всей территории СССР

9 Орган государственного контроля. Действовала совместно с Центральной комиссией ВКП(б) как единый партийно‑советский орган.

10 Руководил наркоматами, ведающими хозяйственными и оборонными вопросами, корректировал хозяйственные и финансовые планы.

11 Создано при СНК СССР. Возглавляло всю систему государственной статистики. В 1926 г. наделено правами наркомата. В 1930 г. ликвидировано как самостоятельное учреждение, вошло в Госплан СССР как Центральное управление народохозяйственного учета (ЦУНХУ).

12 Главное управление по делам литературы и издательств. Создан в 1922 г. Орган цензуры.

Схема 17. Высшие органы власти и управления CCCР по Конституции 1936 г.

1 Единственный общесоюзный законодательный орган, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух палат. Сессия должна была созываться два раза в год. Верховный Совет избирал Президиум, образовывал правительство (СНК), назначал Верховный суд и Генерального прокурора СССР.

2 Высший законодательный и исполнительно‑распорядительный орган в период между сессиями Верховного Совета СССР. Избирался палатами и был им подотчетен. Постепенно полномочия Президиума расширялись. С 1938 г. он получил право объявлять военное положение в стране, контролировал работу подотчетных органов – правительства, Верховного суда, Генерального прокурора.

3 Высший орган государственного управления – правительство. Утратил законодательные функции и стал исполнительно‑распорядительным органом. Слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР, который на 1‑й сессии образовывал новое правительство. В 1944 г. было создано Бюро СНК для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в 1953 г. преобразовано в Президиум). В 1946 г. СНК переименован в Совет Министров.

4 В 1946 г. переименованы в министерства.

5 Создан в ноябре 1937 г. вместо Совета труда и обороны как постоянная комиссия при СНК СССР. Орган оперативного хозяйственного руководства. Существовал до 1944 г.

Схема 18. Органы государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

1 В годы войны секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Cталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он одновременно являлся Председателем СНК, председателем ГКО (30 июня 1941 – 4 сентября 1945), возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования (10 июля 1941 – сентябрь1945), был наркомом обороны (16 июля 1941 – сентябрь 1947), Верховным Главнокомандующим (8 августа 1941 – сентябрь 1945).

2 Чрезвычайный орган, возглавлявший все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране.

3 25 июня 1941 г. Президиум принял решение отложить выборы в Верховный Совет СССР, полномочия депутатов которого истекали осенью 1941 г. Первые послевоенные выборы состоялись в марте 1946 г. Фактически система Советов была подчинена партийным комитетам разных уровней.

5 Рабочий орган Ставки Верховного Главнокомандования.

6 Создан в мае 1942 г.

7 Осуществляло общее руководство партийно‑политической работой в армии. Действовало на правах военного отдела ЦК партии.

Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.

8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.

10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином