Деревья для сада в японском стиле. Японские растения. Работайте с ограниченной палитрой цвета

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В японском саду мало внимания уделяется растительному разнообразию и, тем более, заморским, редким или ценным видам. Японский садовник - скорее художник, нежели садовод или ботаник.

Растения для японского сада подбираются и смешиваются им как мазки краски на большом холсте, а не как отдельные тюбики с краской, пусть и очень выразительного цвета, уложенные в коробку. Предпочтение всегда отдается местным, японским видам деревьев, кустарников и трав.

Хвойные породы - а именно в большинстве случаев сосны - чаще всего составляют растительную основу японского сада. Из дюжины видов сосен, дико встречающихся в Японии, чаще других используются два - сосна Тунберга (Pinus thunbergii, в Японии называемая куромацу - черная сосна) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora, известная в Японии как акамацу - красная сосна).

Первая в природе растет по берегам моря на скалистых утесах. Ее часто искривленные под силой ветра стволы принимают самые причудливые формы, она неприхотлива и долговечна.

Вторая встречается в лесах, покрывающих холмы во внутренних районах страны, она более требовательна и тонка, олицетворяет женское начало и выглядит рядом с черной сосной как изнеженная девушка рядом в бывалым, обветренным моряком. Обе сосны редко оставляют в садах в их естественном состоянии и часто «приручают» с помощью стрижки, обрезки, выщипывания «лишних» хвоинок и прочих, иногда серьезных насильственных операций. В результате формируется дерево заданной формы, «правильного» облика, а из молодого дерева может до срока получиться «старое» со всеми присущими ему признаками: многоэтажной кроной, плоско расположенными или опущенными боковыми ветвями и причудливо искривленным стволом.

Из лиственных пород деревьев безусловное первенство в японском саду принадлежит кленам, а среди них наибольшим почитанием пользуется изящный и мелколистный клен дланевидный (Acer palmatum, ямамомидзи), его разновидности и сорта. Клены если и стригут, то так, что бы этого ни в коем случае нельзя было заподозрить (как в искусстве бонсай): они хороши именно в своем естественном состоянии, равно как и в любое время года.

Надо ли говорить, что сакура (собирательное название для множества видов и гибридов рода Prunus), культовое дерево японцев, выращивается повсеместно ради краткого - не дольше недели - но чрезвычайно выразительного весеннего цветения. Сакуру тоже никогда не стригут, позволяя принимать естественную форму.

В почти субтропическом климате Киото, где сконцентрировано больше всего японских садов всех стилей, отлично себя чувствуют многочисленные вечнозеленые лиственные деревья и кустарники, благодаря которым облик садов принципиально не меняется в течение года. Среди них самые многочисленные - мелколистные азалии. Они часто являются структурными растениями сада - это именно их стригут шарами и волнами, причем часто в ущерб обильности цветения. В то время как свободно растущая азалия цветет так безудержно, что бывает не видно листьев, стриженая подушка, когда наступает время, бывает лишь «окраплена» отдельными цветками.

Вслед за азалиями по популярности идут цветущие ранней весной камелии (из них самая любимая японцами - камелия сасанква (Camellia sasanqua, садзанка). Из осеннецветущих вечнозеленых кустарников особняком стоит душистый османтус (Osmanthus fragrans var. auranticus, кин-мокусей), который чаще всего можно увидеть в храмовых японских садах - иногда в свободном виде, иногда в стриженом. Впрочем, о том, что зацвел османтус, никому не приходится напоминать - его божественный запах сам напоминает о себе, наполняя сады и прилегающие улицы в безветренную погоду.

Разные виды бамбука часто используются в японских садах не только как строительный материал для построек, всевозможных оград и заборов, зонтиков, музыкальных инструментов и трубочек, по которым струится чистая вода в каменную чащу в чайном саду, но и но и как декоративное растение (особенно в южных районах страны).

Ценятся не только грациозные формы и силуэт бамбука, но и звуки - мягкий шум листьев и глухой стук стволов, качающихся на ветру. Бамбуки, абсолютное большинство из которых у нас, к сожалению, не зимует, в Японии представлены и гигантами по 10 м высотой с толщиной стебля до 15 см и карликами не выше щиколотки, которые используют в японских садах в качестве почвопокровных растений и даже стригут как газон.

В японском саду, где царит строгость и контроль, где каждый опавший лист, каждая хвоинка тут же сметается специальным веничком, лишь немногим растениям позволяется сорить вокруг себя: опавшие на мох лепестки сакур, цветки камелий и кленовые листья считаются украшением сада; долго не убирают и покрывающие землю оранжевым ковром опадающие цветки османтуса, ведь тогда к и без того ошеломительному персиковому запаху прибавляется густая и томная пудреная нота.

Япония - страна загадок, удивительная культура, долгое время закрытая Западу. Развитие Японии шло совершенно независимо и параллельно развитию европейской цивилизации. И только в XIX веке наступила эпоха Мэйдзи, которая ознаменовала собой отказ от самоизоляции и открытость страны Восходящего солнца окружающему миру. Именно тогда возник массовый интерес, даже мода среди европейцев на все японское. Японская живопись дала толчок и определила особое направление в развитии западного искусства. Картины многих импрессионистов и постимпрессионистов создавались под влиянием знаменитых японских гравюр. Распространившийся в Европе стиль модерн также позаимствовал очень много деталей из неповторимой японской культуры.

Для людей, желающих привнести красоту в свое существование, японский взгляд на мир должен быть близок и интересен. У японцев, в принципе, огромную роль в жизни играет эстетический подход к окружающей действительности. Они умеют любоваться восходящим солнцем, выпавшим снегом, цветущей сакурой. Неспешное созерцание мимолетной красоты преходящего мира – одно из любимых занятий жителей японских островов, нашедшее отражение в их удивительной поэзии - хокку. Однако стиль японских интерьеров очень долго оставался непонятен европейцам, его элементы не очень широко использовались в дизайне. Лишь с тех пор, как получил распространение и признание минималистический дизайн, многие декораторы взяли на вооружение приемы, используемые в японском интерьере.

Дело в том, что главное в обустройстве дома для японца – удивительная лаконичность. Т.е. мебель в комнате практически отсутствует, шкафы, ковры, диваны – все это неприемлемо для интерьера в японском стиле. Одиночно стоящая кровать - татами, как и вся мебель обязательно должна быть низкой. Материалы, используемые при декорировании, исключительно натуральные: дерево, камень, хлопок и конопля. Яркие расцветки также неприемлемы, чистые линии, естественные цвета – вот, на чем базируется интерьер в этом стиле. Широко применяются ширмы, иллюстрированные гравюрами в японском стиле. Для японского интерьера характерна симметричность, использование каллиграфии, простые, элегантные формы и успокаивающие тона цветовой палитры.

Рассуждая трезво, очевидно, далеко не каждому европейцу придутся по душе пустые комнаты и голые стены. Разумеется, найдутся любители минимализма, с готовностью воспроизводящие у себя в квартире особенности японского жилища. Но для большинства из нас странности японского интерьера останутся непонятными, ведь мы ждем от своего дома, прежде всего, уюта. А чтобы найти его в огромном, ничем не оформленном пространстве, надо быть японцем. Ведь даже различные аксессуары, мелочи и безделушки, привносящие индивидуальность и теплоту в жилье европейца, неприемлемы для японского интерьера. Однако огромное множество любителей японской культуры с большой радостью применяют дизайне отдельные элементы японского дома. Ведь можно создать интерьер, стилизованный под японский, который будет по-европейски уютным, но всеми своими деталями напомнит культуру страны Восходящего солнца.

Такими элементами интерьера будут японские гравюры – либо репродукции произведений великих мастеров (например, Кацусика Хокусая и др.), либо просто картинки, нарисованные в японском стиле. Ветка цветущей сакуры, как ничто иное, напомнит о далекой Японии среди суровой московской зимы. Можно поместить изображение сакуры на стену либо использовать цветущие растения, напоминающие цветущую вишню в вазонах. Для придания своему интерьеру японского духа можно использовать цвета, характерные для японского дизайна: темную, но не массивную мебель, двери, напоминающие двери японского жилища. Однако, одной из наиболее важных деталей, с помощью которых можно привнести дух Японии в Вашу квартиру, разумеется, будут комнатные растения.

Вообще-то, в японском стиле комнатные растения, не нашли широкого применения. Но если мы создаем стилизацию под японский интерьер, именно домашние цветы, в наибольшей степени напомнят о природе страны Восходящего солнца.

Естественно, самым логичным для декорирования японского интерьера будет применение растений, выращенных в технике великолепного японского искусства - бонсай. Их можно разместить на отдельных подставках, сделанных в японском стиле, на столике в центре комнаты. Самым легким вариантом будет приобретение готовых растений, выращенных в цветочных хозяйствах. Но если у Вас есть время, и, главное, энтузиазм, вполне возможно вырастить свое деревце.

Для оформления интерьера в японском стиле лучше всего использовать те растения, которые растут в Японии

Конечно, очень уместны в японском интерьере те, растение, которые произрастают в Юго-Восточной Азии. И самым красивым и модным среди них, несомненно, можно назвать всеми любимый фаленопсис . Уход за этим растением несложен, его можно поместить даже в глубине светлой комнаты. Не менее подходящими, но более сложными в уходе, будут другие орхидеи, например, ванда , камбрия и др.

Очень подойдет для интерьера в японском стиле комнатный тростник – растение погонатериум , который позволит воспроизвести в реальности часто встречающиеся на японских гравюрах бамбуковые ветки. Еще больше напоминает бамбук очень распространенная сейчас драцена Сандера , которую иногда так и называют – бамбук удачи. Возможно, Вы приобретете ее в виде спирально изогнутых стеблей с листьями на верхушке либо в виде замысловатых пирамидок. Так или иначе, это растение чрезвычайно выносливо и максимально привнесет японскую атмосферу в Ваш дом.

Замечательно впишется в японский дизайн фатсия , ее видовое название недвусмысленно говорит о японском происхождении. К тому же, резные листья фатсии очень напоминают листочки японского клена, часто встречающегося на гравюрах японских мастеров. В этом смысле, вполне подходящим будет и комнатный фикусе микрокарпа . Его можно выращивать в стиле растения бонсай. Но даже, если Вы купили его в магазине с забавными утолщенными у основания корнями, он, тем не менее, прекрасно впишется в Ваш вдохновленный Японией интерьер.

В заключение хотелось бы добавить, что обилие растений, так же как и избыточное количество мебели и аксессуаров, все же неуместно для комнаты, в которой мы хотим видеть веяние японского стиля. Простота и лаконизм – неизменный атрибут помещения, дизайн которого вдохновлен культурой Японии.

Кирилл Сысоев

Мозолистые руки не знают скуки!

Во всем мире ландшафтные дизайнеры активно используют в своей работе идеи, пришедшие из Японии. Ландшафт, оформленный в таком стиле, обладает очарованием, композиция лаконичная и изысканная вызывает чувство покоя и умиротворения. Для создания настоящего произведения паркового искусства мало закупить растения и камни, необходимо учитывать символику и особенность каждого предмета, ведь здесь главное – гармония.

Японские сады

Что же представляют собой японские сады? Это природная композиция, в основе которой заложены пять компонентов: идея (духовная часть) и материальная. Материальная составная включает четыре элемента: вода, растения, камни и элементы архитектуры. Все они символизируют единство человека и природы. Японский сад может быть трех типов: равнинный, холмистый и пересеченный.

Каждый из этих видов имеет свои характерные особенности:

  • Равнинный тип – идеально ровная площадка. Мир земной природы представлен камнями, деревьями, водными источниками или водоемами. Декор – каменные фонари, садовые скульптуры.
  • Холмистый вид – сочетание возвышенности и воды. Это может быть сбегающие с холмов ручьи, пруд с водопадом.
  • Пересеченные сады – воссоздание в миниатюре гористой части Японии. В основе располагается водоем с островком посредине, искусственные горы, фонари, дорожки, мостики. Уместно расположить чайные домики с традиционной цукубаи (чашей для омовения рук), ограждения из бамбука.

Сады камней в Японии

Необычным и оригинальным видом культурно-эстетических сооружений являются сады камней. Они представляют собой идеально ровную площадку, засыпанную песком (можно галькой). Главные элементы – природные камни (необработанные), расставленные по правилам мировоззрения дзен. Расположение их следующее: это группы по три камня (триада), подобранные по формам и цветам. Их 15, но точка созерцания открывает 14, последний камень с любой точки спрятан (использование фантомов – символ неизведанного).

Асимметричность расположения каменных элементов подчеркивается концентричными линиями на участках песка, символизирующего океан. Сады камней в Японии – место медитации, созерцания, самопознания. Этот вид ландшафтного дизайна действительно уникальный, даже фото каменных садов настраивает на философский лад. Главное их предназначение – заставить осознать красоту обычных вещей и изящность природной простоты.

Японский стиль в ландшафтном дизайне

Характерные особенности этого стиля – миниатюрный размер, спокойствие и наличие множества символов. Место, используемое под композицию, может быть небольшое, но на нем нужно создать совершенный пейзаж, изобразив природные элементы во всех форматах. В классическом понимании – это природная миниатюра из воды, мха, гальки, растений и камней.

Японский ландшафтный дизайн популярен во всем мире неслучайно. При современном бешеном ритме жизни очень важно уметь сосредоточиться, успокоиться, обрести умиротворение. Планировка с необычными очертаниями, асимметричностью композиции, гармоничностью элементов, с каждого ракурса открывают новый пейзаж, миниатюрный мир природы во всей его красе.

Растения японского сада

Назначение такой композиции – воссоздание ландшафта. Растения для японского сада служат скорее украшением рельефа, подчеркивают контраст. Подбирать их нужно очень аккуратно. Любимые японцами виды могут не прижиться из-за отличий климата и почвы. У нас используют:

  • деревья: вишня (некоторые регионы могут использовать сакуру, для Подмосковья отлично подойдет сорт Ракса), клен (подходят почти все виды, отличные медоносы, сочетаются с хвойными растениями), сосна (хвойники - центр композиции, как олицетворение долголетия, силы, мужества, желательно ослабить рост дерева, придав выразительность кроне);
  • кустарники: барбарис (разнообразие сортов, отличный материал для живых изгородей), боярышник (красивоцветущие кусты станут украшением весной, а летом порадуют разнообразием окраски плодов, особенно эффектно выглядят в штамбе);
  • цветы-многолетники: пион (выбирают древовидный сорт, диаметр цветка до 25 см, махровые или полумахровые), рододендрон (цветок не крупный, но в пышных соцветиях, глянцевые листья подчеркивают нежность цветов), хризантема (национальный цветок Японии, разнообразие видов не ограничивает фантазию);
  • злаки, папоротники, бамбук: мискантус (декоративные травянистые злаки, множество сортов, декоративный период с первых месяцев весны до морозов), адиантум стоповидный (отлично приживается в Подмосковье, ажурные листья выглядят экзотично и привлекательно даже на фото, садиться на видном месте), саза (в наших широтах единственный сорт бамбука, что растет в диком виде, садится на фоне ручья или как украшение беседки).

Японский сад своими руками

Планирование обустройства японского сада своими руками нужно начинать с композиции, которая зависит от ландшафта выбранного участка и климатических особенностей региона. Наличие свободного пространства – тоже обязательное условие, хотя его размеры могут быть и миниатюрными. Композиция может быть следующих видов:

  • сад для философских размышлений;
  • место для прогулок;
  • сад холмов;
  • место, где основным элементом будет домик для чайных церемоний.

Сад в японском стиле своими руками

Не забывайте об основных составляющих: камень и вода (может быть сухой ручей), без которых такой дизайн не формируется. Вот некоторые рекомендации по самостоятельному созданию этого уникального паркового дизайна. Если вы не знаете с чего начать создавать свой сад, давайте рассмотрим поэтапно, как создать сад в японском стиле своими руками:

  • Планировка. Лучше не заниматься перепланировкой парка, а взять его часть. Выбирается участок во внутреннем дворе или углу. Он должен сразу быть виден весь и быть с трех сторон защищен стенами или живой изгородью.
  • Эскиз-проект. На него наносят основные элементы с учетом розы ветров и сторон света.
  • Камни выкладываются группами вертикально и горизонтально на подготовленный песок. Чтобы размещение было правильным используйте фото готовых ландшафтов.
  • Тропинки не делают ровными.
  • Водоем устанавливают в зависимости от рельефа участка: пруд, водопад, сухие потоки или ручьи из светлого гравия.
  • Растения высаживают по минимуму, используя символы, не зимостойкие нужно убирать или сразу выставлять в кадках.

Японский сад камней своими руками

Чтобы правильно устроить на участке японский сад камней своими руками, нужно придерживаться пяти основных правил:

  • основа композиции – группа из трех камней гармоничных по фактуре и цвету;
  • общее количество кратно трем или пяти;
  • с любой точки созерцания открываются все камни, кроме одного;
  • основная триада должна смотреться гармонично, остальные уравновешивают ее;
  • камни расположены ассиметрично. Камни подбирают в соответствии с символикой: крупные – острова, вертикальные – небо, песок и белый гравий – воду, также имитируют круги на песке.

Японский садик своими руками

Можно сделать совсем маленький японский садик своими руками, используя комнатные растения. Ландшафтная композиция в миниатюре имеет свои правила:

  • Она должна быть создана в соответствии традициям Японии.
  • В качестве контейнера подойдет невысокая (до 15 см) емкость с просторной поверхностью.
  • Для такого мини-садика подойдут мох, кактусы, алмазник, седум, камнеломка, плющ, каменная роза и пр. Нужно выбирать сорта медленнорастущих растений.

Видео: ландшафтный дизайн в японском стиле

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Трудно представить без ажурных японских кленов. Чаще в продаже встречаются сорта клена пальчатого - древовидного кустарника с характерными рассеченными яркозелеными листьями, достигающего на родине 5-7 м в ширину и высоту. Осенью его листья окрашиваются в великолепные оранжево-красные оттенки. В нашей зоне обычно они имеют более компактные размеры и требуют тщательного выбора места, подготовки грунта и тщательного ухода.

Клен веерный ‘Atropurpureum’

К наиболее популярным сортам относятся Acer palmatum ‘Atropurpureum’ с ярко-красными характерной формы листьями, особенно полыхающего алого цвета сенью, а также ‘Dissectum Atropurpureum’, который наряду с пурпурной окраской имеет сильнорассеченные ажурные листья и более компактную крону, достигающую всего 2-3 м. Пурпурную окраску разной интенсивности вплоть до практически черно-красных имеют также сорта кленов ‘Fireglow’, ‘Bloodgood’, ‘Deshojo’, ‘Dissectum Garnet’, ‘Dissectum Nigrum’ и другие. Однако не стоит увлекаться пурпурнолистными растениями. Их должно быть несколько на фоне растений с листвой разных оттенков зеленого цвета.

Очень привлекательно также выглядят сорта кленов с зелеными, изящно рассеченными листьями, например ‘Dissectum Viridis’ или ‘Osakazuki’ , окрашивающиеся осенью в великолепные оттенки желтого и оранжево-красного.

Известно также множество сортов японского клена (Acer japonicum). Наиболее популярны сорта ‘Aconitifolium’, листья которого весной в роспуске ярко-красные, летом - зеленые, а осенью оранжево-красные, рассечены на 9-11 лопастей и по форме похожи на аконит, и ‘Vitifolium’ с глубокорассеченными листьями, осенью окрашивающимися в карминно-красные тона. Великолепный солнечный сорт ‘Aureum’ украшен золотисто- желтой листвой, имеет почти округлую медленнорастущую крону.

Чтобы ваши клены хорошо росли, выберите для его посадки укрытое от холодных и летних иссушающих ветров место в ажурной тени более высоких растений, а также нейтральная или слабокислая, плодородная, влажная почва. На жарком солнце, в отсутствии постоянной влажности почвы и воздуха листья японских клёнов тускнеют, сохнут и осыпаются. Эти изящные растения относят к 6 зоне зимостойкости, т.е. чувствительны к морозам и требуют утепления лапником или неткаными материалами, особенно в молодом возрасте. Повреждённые зимой молодые приросты, как правило, восстанавливаются, но в особо суровые и бесснежные зимы, часто случающиеся в юго-восточных областях, растение может погибнуть полностью.

Поскольку японские клены растут достаточно медленно, особой формировки практически не требуется, кроме санитарной обрезки поврежденных ветвей, либо для поддержания компактного размера контейнерного растения или садового бонсая. Растение отзывчиво на подкормки раствором комплексных удобрений с подкисляющим эффектом, которые однако необходимо прекратить до начала осени, чтобы не вызвать рост молодых неодревесневших побегов, особо подверженных повреждению морозом. Для удержания постоянной влаги и подкисления почвы, рекомендуется мульчирование приствольного круга корой или компостом из опавшей листвы и торфа.

Вместо довольно проблематичных, требующих постоянного ухода японских кленов можно рекомендовать похожие по декоративным качествам, но более неприхотливые виды: клен манчжурский (Acer mandschuricum) и ложнозибольдов (Acer pseudosieboldianum) - небольшие деревца или крупные кустарники с резными, мелкими, пальчатыми листьями, осенью окрашивающимися в ярко-малиновые или пурпурные тона. Очень интересны также следующие виды: клен острозубчатый (Acer rgutum), клен трехцветковый (Acer triflorum), клен пенсильванский (Acer рensylvanicum), клен змеекорый (Acer capillipes), клен завитой или виноградолистный (Acer circinatum), клен зеленокорый (Acer tegmentosum). Эти виды реже встречаются в садовых центрах и питомниках, но можно попробовать заказать их в зарубежных питомниках, либо связаться с любителями-коллекционерами или ботаническими садами.

Завораживающее цветение

Трудно найти садовода, не знающего о великолепном цветении сакур. В Японии даже есть специальный праздник Ханами, когда тысячи людей бросают свои будничные заботы и посвящают время любованию распустившимися цветам японской вишни - сакуры. Ботаники относят к этой группе сорта с декоративным цветением вишни мелкопильчатой (Prunus serrulata) и вишни короткощетинистой (Prunus subhirtella). Наиболее популярны декоративные вишни сортов Prunus serrulata "Kanzan" и "Accolade" - с розовыми махровыми цветами, "Amanogawa"- с колонновидной формой кроны и махровыми крупными цветами.


Сакура

Обратите внимание на чудесный сорт "Kiku-shidare" с плакучей кроной, который особенно выигрышно будет смотреться на берегу ручья, декоративного водоема или в качестве отдельно стоящего, вызывающего всеобщее восхищение дерева даже после короткого периода цветения. В каталогах питомников им присваивают 6а зону, т.е. на территории от центра Украины и севернее их выращивание может быть не всегда гарантированным и сопряжено с дополнительным уходом. Так что стоит подумать над ассортиментом. Можно рекомендовать более стойкие вишню птичью махровоцветковую (Prunus avium "Plena"), цветущую бело-розовыми цветами вишню Prunus schmittii , декоративную сливу Prunus cerasifera "Woodii" (практически то же, что и слива Писсарди) или ставший уже традиционным й красивоцветущий миндаль трехлопастной, который предлагают в виде привитого штамбового деревца (P. triloba Plena)

В центральных и северных регионах (зоны 3-5) в качестве цветущего дерева лучше выбирать сорта декоративных яблонь с разной окраской цветков: белыми у "Evereste", "John Downie", "Golden Hornet", "Professor Sprenger" различных оттенков розового- "Hopa" и до пурпурных - сорта "Royalty", "Liset" , "Eleyi", "Almei", "Rudolf ") и даже махровых, как у яблони ""Van Eseltine"".


Яблоня Недзвецкого

Подойдут также прекрасные деревья боярышники - с белыми цветами наш эндемик- боярышник однопестичный (Crataegus monogyna), махровый сорт боярышника Crataegus laev. "Plena" , а также сорта с ярко розовыми махровыми цветами - Crataegus laevigata "Paul"s Scarlet" и "Сrimson Сloud"- с красными цветами. Великолепна также их осенняя окраска от желтого к красному, которая может соперничать с нарядом японских кленов, что также немаловажно в сезонной динамике японских садов.

Для небольших садов можно также рекомендовать крупные красивоцветущие и декоративнолиственные кустарники, которые в зависимости от формировки могут расти как небольшие деревца: ирга канадская (Amelanchier canadensis), экзохорда (Exochorda macrantha "The Bride), с замечательной осенней окраской бересклет крылатый (Euonymus alatus "Compactus"), калина-гордовина (Viburnum lantana). Для продления декоративности вашего садика не забудьте о вечнозеленых кустарниках: калина морщинистолистная(Viburnum rhytidophyllum), магония падуболистная (Mahonia aquifolium), пироканту (Pyracantha coccinea), бересклет Форчуна (Euonymus fortunei), конечно, о хвойных растениях: сосна горная (Pinus mugo), тис ягодный (Taxus baccata), туевик поникающий (Thujopsis dolabrata).

Интересным акцентом зимнего сада могут стать кустарники с необычной формой стеблей, причудливо изогнутых, как у ивы Salix udensis "Sekka" или лещины Corylus avellana "Contorta".


Хеномелес

В нижнем ярусе под деревьями можно высадить неброские, изящные кустарники красивыми цветами и листьями, которые обеспечат сезонную смену красок и настроений: многочисленные замечательные сорта спиреи японской (Spiraea japonica) и с. Бумальда (Spiraea bumalda), спирею ниппонскую (Spiraea nipp. "Snowmoun "), стефанандру (Stephanandra incisa "Crispa") и снежноягодник (Symphoricarpos chenaultii), айву японскую (хеномелес - Chaenomeles japonica), кизильники горизонтальный, блестящий и Даммера (Cotoneaster dammeri), пион древовидный (Paeonia suffruticosa), гортензию древовидную (Hydrangea arborescens), кольквицию(Kolkwitzia amabilis), пузыреплодник калинолистный (Physocarpus opulifolius).


Пион древовидный

Традиционными для японских садов считаются разнообразные виды и сорта рододендронов, но они в основном хорошо растут только на кислых грунтах и на большей территории Украины страдают от сухости воздуха и морозных малоснежных зим. Выращивание их возможно, но потребует дополнительных мер по подготовке почвы и тщательного ухода.

Непременным элементом японского садика считаются специально сформированные с помощью обрезки хвойные или лиственные растения-бонсай, если точнее ниваки . Сейчас в садовых центрах можно приобрести готовые бонсаи на любой вкус, однако, это очень дорогое удовольствие. Кроме того, обязательно поинтересуйтесь, из какого растения сформирован бонсай. В питомниках западной Европы, откуда чаще всего к нам привозят посадочный материал, очень часто для формировки используют быстрорастущие культуры, плохо зимующие в наших условиях, либо страдающие от летней жары, которые потребуют много внимания, ухода или частой стрижки для поддержания формы: кипарисовик Лавсона и горохоплодный, падубы японский, остролистный и т.д. (Ilex aquifolium), лавровишню, бирючину японскую (Ligustrum japonicum), бересклет японский, бук, граб и т.п.

Между тем, вполне можно попробовать сформировать довольно качественный акцент для своего японского садика из взрослых, уже растущих в вашем саду кустарников или хвойных. Уроки для начинающих можно найти даже в инете. Вооружитесь секатором, материалами для фиксации веток в нужном положении, внимательно присмотритесь к вашим растениям и приступайте к стрижке. Не зря говорят « не боги горшки обжигают». В самом простом случае, с помощью секатора освобождают скелетные ветви первого порядка от боковых ответвлений на определенную высоту, формируя заранее намеченные ярусы, а затем на верхушке каждой ветви оставляют несколько коротких побегов для образования « облака». Скелетные ветви растягивают горизонтально и фиксируют с помощью бечевок, деревянных реек или стеблей бамбука . Затем в течение сезона форму поддерживают с помощью регулярной обрезки. Для стрижки подходит большое количество кустарников, желательно изначально с мелкой листвой или хвоей и компактным габитусом, например сорта ели колючей и европейской, сосны горная и обыкновенная, тис ягодный, можжевельники виргинский и китайский, из лиственных-, барбарисы, иргу, бересклет европейский, эндемики наших лесов клен полевой (A. campestre) и клен татарский (Ácer tatáricum), боярышник однопестичный (Crataégus monógyna), бирючина (Ligustrum vulgare) и т.п.


Астильба


Анемона лесная

Довершат картину многолетники и почвопокровные: пахисандра верхушечная (Pachysandra terminalis), тиареллы Вьери (Tiarella wherry) и сердцелистная (Tiarella cordifolia), хосты, желательно не очень крупные и не пестрые, например хоста ланцетолистная (Hosta lancifolia), вербейник монетчатый (Lysimachia nummularia), водосбор веерный (Aquilegia flabellate), гейхера (Heuchera .sanguinea), купена (Polygonatum hybr.), астильба китайская (Astilbe chinensis). Зеленым бархатным ковром землю и промежутки между камнями укроет мшанка шиловидная (Sagina subulata). На берегу водоема или ручья обязательно посадите любимые японцами ирисы.

Традиционные японские ирисы- хана-шобу (Iris ensata , Iris kaempferii) не просто вырастить в нашем климате (хоть появились новые довольно неприхотливые сорта), однако в декоративности им не уступают изящные сорта ириса сибирского (Íris sibírica) или ириса карликового (Iris pumila) в сочетании с примулой весенней (Primula veris) и баданом сердцелистным (Bergenia cordifolia).


Бадан

Надеюсь, каждый согласится, что в создании своего «японского» садика самое главное не воспроизвести безупречно чужие творения, а получить удовольствие от самого процесса создания сада, а после от созерцания, любования и даже гордости творением своих рук. В первую очередь, сад в целом и каждый его элемент должен нравиться вам и вашим близким. Тогда наверняка ваш садик достигнет той цели, к которой стремятся признанные во всем мире мастера: обрести чувство единения с природой, стать местом гармонии и вдохновения, способом самовыражения, а значит, обеспечит хорошее настроение, благополучие в доме и успех в работе.

Виктория Рой
ландшафтный дизайнер
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш Сад»

Японские сады выглядят привлекательными в течение всего года – в отличие от английских миксбордеров, ярко расцветающих в летние месяцы, но исчезающих из сада поздно осенью.

В японских садах используют много вечнозеленых растений; такие сады создаются для того, чтобы успокаивать и умиротворять, а не будоражить наше восприятие. Они хороши на небольших пространствах и могут быть очень просты в уходе. В основе философии японского садоводства лежит воссоздание естественного ландшафта Японии в миниатюре (обычно в виде горного пейзажа с водопадами и ручьями). «Взгляд на природу со стороны» как раз и делает этот стиль садового искусства таким, каким он предстает перед нами сегодня. Обычно говоря о японском саде, мы сразу представляем себе камни и воду . Похоже людям действительно нравится использовать эти элементы в садовом дизайне.

Существует великое множество растений , присущих не только природе Азии, но и умеренной зоне климата, которые могут быть использованы в японских садах. Вы можете попробовать создать на своем участке такой сад, руководствуясь основными внутренними принципами, которые должен понять каждый, кто хочет ощутить дух японского сада.

Например, Вы никогда не найдете в дикой природе квадратный пруд, так что не создавайте его в своем саду. Вы можете создать водопад, но не фонтан. Другим важным условием являемся баланс, или « суми ». Нам всегда хочется иметь большего на маленьком пространстве. Но если скала смотрится гармонично на берегу бескрайнего моря, представьте, как она будет выглядеть на 6-ти сотках земли? Так что с особой тщательностью подбирайте элементы дизайна.

Камень может олицетворять собой целую гору, прудик предстанет горным озером. Крошечное пространство, засыпанное песком, станет безграничным океаном. Без всякого сомнения, фраза « Меньше – значит лучше » впервые прозвучала из уст мастера садового искусства. Откажитесь от разнообразия. Повторение отдельных элементов в различных частях сада создает чувство целостности, что особенно важно для малых пространств.

Работайте с ограниченной палитрой цвета

Позвольте оттенкам зеленого доминировать в течение всего года. Этот стиль большее значение придает форме, нежели изобилию и роскоши. Вспышки ярких цветов и ягод в саду могут применяться лишь для того, чтобы подчеркнуть течение времени, смену времен года.

Используйте контраст

Это опять же игра форм и текстур: широкие резные листья клена соседствуют с острыми иголками сосны.

Спланируйте свой сад так, чтобы он выглядел привлекательным во все времена года. Вечнозеленые кусты составляют основу японских садов; многие из них, кроме того, дарят нам бесподобное сезонное цветение. Некоторые виды многолетних цветов, таких как ирисы или морозник , привлекательны в течение всего сезона формой своей листвой. Если Вы решите использовать такие травянистые растения, как хосту или папоротник , размещайте их в расщелины камней, чтобы скрыть пустые неопрятные места, остающиеся на месте отмирающей осенью листвы.

Изучите базовые технологии выращивания бонсай . Их можно применять при выращивании сосны или других деревьев не только для того, чтобы ограничить их размер для маленького сада, но и достичь состаренных, искривленных форм, характерных для данного стиля.

Время и пространство

Первое, что бросается в глаза европейцу при взгляде на японский сад – это некоторая «пустота». Это вызывает чувство беспокойства у садовников, привыкших заполнять все свободное пространство в саду для придания ему пышности и помпезности, но эта « пустота » – ключевой элемент японского садового искусства.

Пустое пространство , или « ма », определяет и подчеркивает элементы вокруг него, и, наоборот, окружающие его предметы определяют само пространство. Это как раз те полярные и переходящие друг в друга силы, которые известны нам как два начала, определяемые китайскими словами « инь » и « ян ». Без ничего невозможно получить что-то. Это сложный для осознания, но главный принцип философии японского сада.

Еще одним ключевым моментом, требующим серьезного обдумывания и понимания, являются понятия « ваби » и « саби ». Как и многие слова японского языка, эти слова не имеют точного перевода на русский язык. «Ваби» может быть определено как что-то « единственное в своем роде », или дух чего-либо. «Саби» определяет время или идеальный образ чего-либо; наиболее близко по-русски это звучит как « налет времени ». Бетонный фонарик может быть своего рода единственным, но он не соответствует идеальному образу этого элемента японского сада. Камень может быть старым и покрытым мхом, но если это всего лишь круглый булыжник, у него нет «ваби». Вы должны постараться ощутить этот баланс.

Все эти понятия – «ма», «ваби» и «саби» – взаимосвязаны со временем и пространством. В то время как пространство сада принадлежит нам, время предстает перед нами сменой времен года. В отличие от западных ландшафтных дизайнеров (которые покидают сад осенью с тем, чтобы вернуться в него весной) японские мастера преданы своему саду и восхищаются им во все времена года.

Весной они получают удовольствие от яркой зелени распускающихся почек и цветения рододендронов. Летом их привлекает контраст разноцветного орнамента листвы и холодных теней на земле. Осень ошеломляет яркими красками опадающей листвы, которые сменяются зимней тишиной и степенностью укутанного снегом сада. Зима для японцев такой же «садовый» период, как и весна. Японцы говорят о шапках снега на ветвях как о деревьях в весеннем цвету.

Так что даже этот «мертвый» для европейских садовников период в саду для японцев полон жизни. Возможно это восточное понимание смерти как неизбежного этапа жизни (или западный страх перед смертью?), которые разделяют западную и восточную философию.

Камерность японских садов

Еще одной особенностью, присущей всем японским садам, является их камерность, закрытость от внешнего мира. Как мы уже говорили, сад является моделью мира в миниатюре. Для того, чтобы сад стал поистине уединенным местом, мы должны оградить его от внешнего мира. А раз он отделен от внешнего мира, мы должны создать метод (в том числе и в наших мыслях), чтобы входить и покидать наш микромир. Японский сад невозможно представить без изгородей и калиток так же, как и без кленов и фонариков.

Как и большинство элементов, ассоциируемых с японским садом, изгороди и калитки имеют глубокую символику. Мы пытаемся смотреть на сад как на отдельный мир, в котором нет места печалям и переживаниям. Изгороди отделяют нас от внешнего мира, а ворота становятся той границей, за которой мы оставляем свои ежедневные проблемы, а при выходе готовим себя встретиться лицом к лицу с миром внешним.

Ограды – это также и инструмент для усиления еще одного принципа « миегакуре », или «скрывать и воспроизводить». Существующие виды оград служат не более, чем визуальными экранами, часто увиваемые лианами, сквозь которые можно лишь частично увидеть сад. Иногда дизайнеры вырезают небольшое оконце в сплошной стене забора, чтобы мельком приоткрыть прохожим привлекательную красоту сада, расположенного по ту сторону изгороди. Вы можете быть уверены, что увидите лишь узенькую полоску того, что находится за оградой.

И даже если Вы зайдете в ворота дома, то скорее всего перед Вами откроется не весь сад, а лишь еще одни ворота-арка , иногда пристроенные непосредственно к дому, которые скрывают сад. Чтобы увидеть сад целиком, Вам нужно войти в эту арку и только тогда Вы останетесь один на один с садом. Последний шаг в истинном восприятии сада, это когда человек «растворяется» в нем, когда время и сам по себе человек больше не имеют значения.

Компоненты японского сада

Камни в японском саду

Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, – наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств.

Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями.

Камни составляют «скелет» японского сада. Если Вы правильно разместите камни в Вашем саду, все остальное выстроится само собой. Ниже мы приведем Вам описание нескольких видов основных камней в японском саду, а также базовые принципы их размещения.

Основными камнями в японском саду являются высокий вертикальный камень, низкий вертикальный, изогнутый, наклонный и горизонтальный камни . Обычно эти камни размещаются триадами, но это не является обязательным условием. Два схожих камня (например, два вертикальных), один из которых чуть меньше другого, могут размещаться по соседству, как мужчина и женщина, но обычно в композиции используют три, пять или семь камней.

Следует избегать использовать следующие три вида камней: «больные» камни (деформированный верх), «мертвые» камни (камни, вертикально сориентированные в природе, положенные горизонтально, и наоборот, подобно телу умершего человека), а также камни, диссонирующие со всеми остальными камнями сада. В композиции используйте только один камень из каждой группы основных камней (композиция может дополняться некрупными камнями, которые не несут большой смысловой нагрузки). Из камней может быть выложена скульптура, они могут быть использованы в качестве дорожки или мостика.

Применение камней в японском саду весьма обширно :

построение из них интересных композиций;

оформление водоёмов; создание дорожек, мостов и мостиков, подпорных стенок;

создание из гравия символических водных ландшафтов;

использование каменных фонарей и пагод.

Чтобы композиция из камней была сбалансирована, в Японии применяется приём её построения в форме соразмерного треугольника. Причём, это касается не только каменных композиций.

В каждой композиции сада (будь то кустарниковая, древесная или композиция с архитектурными формами) баланс достигается, в том числе, и за счёт вписывания элементов сада в сомасштабный треугольник, где обязательно будет главный элемент и один или несколько подчинённых.

Этот канонический приём несёт красоту и гармонию одновременно.
Но в каждом конкретном случае, конечно же, могут быть отступления от канонических норм.

Соблюдение других основополагающих приёмов и принципов создания садов в японском стиле сделает эти отступления незаметными.

Некоторые основные правила работы с камнями :

Если вы создаёте композиции из групп камней , то они составляются в основном из нечётного количества камней (три, пять, семь).

Устанавливая камень на постоянное место, его надо углубить, так что он должен врасти в землю и соединиться с ней, но не лежать на поверхности.

Глубина, на которую вкапывают камень в землю, зависит от характера рельефа: на плоском месте углублять камень нужно значительно меньше, нежели на склоне.

При установке камней главный принцип достижения баланса – расстановка их в форме соразмерного треугольника, где главный камень («сюсеки») должен быть грамотно соотнесён с первым второстепенным («фукусеки») и вторым второстепенным («киакусеки»). Другими словами, в группе не должно быть камней одинакового размера. Иначе композиция из камней будет неинтересной и скучной.

Для баланса энергии Инь-Ян , расположенных горизонтально камней должно быть больше, чем вертикальных. Потому что окружающих вертикальных линий в каждом саду довольно много (вертикали заборов, деревьев, строений). Их перевес будет нарушать гармонию, вызывая ощущение тревоги. Но в каждом конкретном случае могут быть и исключения. Главное – соотнести вертикали и горизонтали сада в разумном балансе.

Камнем можно изменить очертания водоёма, если по какой-то причине он перестал вас устраивать. Для этого вы можете красиво «вживить» камень нужного размера в береговую линию. От величины и формы камня будет зависеть новая линия берега.

Создавая дорожки из камня, учитывайте, что на них в саду возложено несколько функций одновременно.

Дорожки из камня

Дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины Сада и его точки в единое целое. Дорожки указывают путь, по которому мы можем пройти к каждой Картине Сада. Но, в то же время, зачастую главная функция дорожек – это основа пути. А основа должна быть прочной, удобной, красивой.

Поэтому к обустройству дорожек нужно подходить серьёзно, начиная с тщательно продуманного эскиза линий дорожек до расположения камней в дорожке. Ведь, изменив только разворот камня, мы можем изменить ощущение движения энергии по дорожке.

Дорожки в саду японского стиля не должны быть прямыми или чёткой геометрической формы .

Плавными, мягко-извилистыми линиями дорожки будут подводить нас к той или иной точке обзора сада.

Дорожки не должны «кричать» о своей красоте или оригинальности материала, из которого они сделаны, а должны стать неотъемлемой, гармоничной частью общей композиции.

От того, насколько правильно вы устроите дорожку в саду, будет зависеть и степень удобства передвижения по ней.

Из камня в саду могут быть сделаны и мосты, которые, как и дорожки, играют несколько ролей одновременно. Мосты являются продолжением дорожки, соединяют два берега, могут быть основой какой-то композиции сада.

Мост в японском саду – это символичный элемент. В зависимости от общей концепции сада, он может означать переход от одного периода жизни к другому, из одной среды в другую, из настоящего в неизвестность.

В Японии очень ценятся мосты из цельной природной глыбы. Особое очарование саду в японском стиле придадут мосты выгнутые , с красивыми природными вертикальными камнями на разных берегах у начала моста.

Но опять-таки, должна быть мера во всём – представьте себе большой мост на площади маленького сада…

А вот небольшой оригинальный мостик из природных камней можно вписать практически в любую площадь сада, оформив его соответствующими растениями, камнем, гравием, фонарём.

В японских садах распространено применение камня и в виде фонарей, пагод .

Очень важным моментом создания сада в японском стиле является правильная компоновка камней и растений . Мы должны соединить их так, чтобы ни у кого не вызывало сомнений – камень этот лежит здесь всю его каменную жизнь, символизируя постоянство Вселенной.

А вот растения периодически сменяются, так как они символизируют природное непостоянство, изменчивость жизни.

Прекрасно получится это совмещение, если «подсмотреть» подобные образцы у живой природы: в лесу, на берегу озера, в горах.

В Японии ценят камни не только за природную красоту, но и за их чистое звучание.

Правильно созданный японский сад вызывает ощущение старины и вечности. Ничто не сможет так «состарить» камень, как выросший на нем мох . Во влажном климате мох сам поселится на камнях со временем. Но если Вы нетерпеливы, можно ускорить этот процесс, бережно перенеся мох из леса. Необходимо постоянно увлажнять вновь пересаженный мох, пока он полностью не приживется на Ваших камнях.

Вода в японском саду

Япония – островное государство, поэтому совершенно не удивительно, что вода является обязательным элементом любого сада. Вода в японских садах используется лишь в форме естественных водоемов. Это может пруд, бегущий ручей или водопад , но никак не фонтан. Вода привнесет новое измерение в Ваш сад, мягко поглощая нежелательные звуки и привлекая живую природу.

Если создание водоемов нецелесообразно по каким-либо причинам, сухой ручей может символизировать воду. Сухие ручьи создают из гравия и гладких камней. С точки зрения дизайна, такой ручей несет в себе ту же смысловую нагрузку, что и вода – не только создать контраст по соседству с растущими по берегам растениями, но подчинить ландшафт единому лейтмотиву, позволяя использовать растения, которые в природных условиях растут возле воды. Умело созданный, сухой ручей может создавать ощущение, что вода в нем только что высохла, и случайный дождь вновь вернет его к жизни.

Больше забот чем сухой ручей Вам доставит созданное из гравия море. Выполненный на гравии рисунок как бы имитирует маленькие водовороты и завихрения воды вокруг камней.

Использование воды имеет очень глубокий смысл в японских садах. Созерцание и звук ее непрерывного потока напоминают нам о скоротечности времени. Часто водоемы пересекаются мостами . Как и тропинки, мосты обозначают путешествие. В японском языке слово, означающее «мост», значит еще и «край». Мосты символизируют переход от одного мира к другому – неотъемлемая тема всего японского искусства.

Растения японского сада

Хотя растения играют второстепенную после камней роль в японском саду, они все же является его неотъемлемой частью. Если камни символизируют собой неизменность и постоянство, то деревья, кустарники и цветы помогают увидеть сезонные перемены.

В классическом японском саду, как мы уже отмечали, основное значение придается воссозданию природного ландшафта , обычно с использованием воды и камня. Растениям же отведена роль как бы изящной «обертки», украшающей рельеф сада. Вот почему растения следует подбирать очень бережно и экономно и ни в коем случае не стремиться создать коллекционный сад, густо заполненный экзотическими японскими видами. Используемых растений может быть совсем немного - в Японии можно встретить сады из одних только рододендронов!

Нет и необходимости сажать только любимые японцами виды. Очень часто они оказываются чувствительными к нашим морозам. Обычно им легко подобрать замену из растений, более приспособленных к нашим условиям. Например, основными хвойными породами в японском саду являются сосна Тунберга (Pinus thunbergii) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora). Их лучше заменить более привычными для нашего региона породами, тем более что сосна густоцветковая является близкой родственницей нашей хорошей знакомой - сосны обыкновенной (Р. silvestris). Главное - найти удачный баланс из нескольких декоративных деревьев и кустарников с вкраплениями красивоцветущих многолетников, злаков, бамбуков и папоротников.

Из деревьев японцами ценятся плакучие формы , имеющие сферические контуры, а из декоративных и красивоцветущих кустарников предпочтение отдается растениям, легко поддающимся стрижке, чтобы, опять же, придать им вид полусфер. В качестве акцентов, нарушающих монотонность сферических форм, в композицию включают высокие злаки, папоротники и бамбук .

Растений, которые можно применять для создания японского сада в условиях умеренного климата, большое множество, вот некоторые, как считается, наиболее популярные из них:

Декоративные деревья :

Вишня обыкновенная

Многие всенепременно желают иметь в саду сакуру, дабы совершать весенний обряд любования японскими вишнями. Конечно, сакуры растут не только в субтропиках, но в наших краях и все же бывает не комфортно. Так что, жителям нашего региона лучше вспомнить о своих родных вишнях. Особенно близка к южным сакурам Вишня обыкновенная ф. Ракса .

Клен дланевидный

Почти все виды клена представляют интерес как очень декоративные растения. Красивый рисунок различных по форме листьев, яркая осенняя окраска, оригинальные соцветия и плоды, рисунок коры и окраска побегов - издавна привлекают к ним внимание людей. Почти все виды хорошие медоносы. В целях озеленения начали применяться с первых шагов развития садоводства. Используются в одиночных и групповых посадках, невысокие формы высаживают в кадках. Хорошо сочетается с темными хвойными породами.

Сосна обыкновенная

Приоритет в японском саду, без сомнения, принадлежит сосне. Она - символ долговечности, мужества, силы воли. Выбор сосен для посадки в японском саду зависит от его величины. Площади садов в Японии очень малы, поэтому издавна принято формировать деревья, ослабляя их рост и придавая кроне выразительную форму. В современных японских садах иногда используют сосну горную без формировки, сохраняя природный полегающий облик. Сосны составляют структурную основу сада, служат его скелетными растениями.

Декоративные формуемые кустарники

Барбарис Тунберга

Красивейший из листопадных барбарисов, с желтоватыми, ярко-красными или пурпурово-красными, позже пурпурово-коричневыми побегами. Барбарисы используют в солитерных и групповых посадках, в альпинариях, в качестве почвопокровного растения. Разнообразие сортов дает просто неограниченный простор фантазии садовника.

Боярышник

Боярышник незаменим в декоративном садоводстве. Весной он красив во время цветения своими щитковидными соцветиями, состоящими из многочисленных цветков, летом при созревании плодов, имеющих разнообразную окраску - оранжевую, желтую, красную, бордовую, черную, и осенью, когда его листва становится желтой, ярко-красной, оранжевой или сохраняет зеленый цвет. Обычно боярышник высаживают отдельно стоящими деревьями или группами. Многие виды эффектны в штамбовой форме.

Кизильник

Главная привлекательность кизильников - в сочетании сильного ветвления, оригинальной листвы и разнообразных форм роста. Мелкие цветки белого или розового цвета мало декоративны, зато ценится густая крона из темно-зеленых блестящих листьев, краснеющих осенью. Эти кустарники легко формируются, долго сохраняют приданную им форму. К тому же в конце лета их декоративность усиливается благодаря обилию ярко-красных или черных плодов, долго висящих на ветках.

Красивоцветущие многолетники

Пион древовидный

Выдающийся по красоте кустарник, достигающий высоты 1,5-2 м, с крупными ярко-зелеными листьями. На одном кусте может быть от 30 до 70 цветков. Диаметр каждого от 20 до 25 см. Окраска лепестков белая, розовая, малиновая, сиреневая с темно-малиновым пятном в основании. Хорошо заметны крупные многочисленные тычинки с ярко-желтыми пыльниками. Есть формы с махровыми и полумахровыми цветками. Растение декоративно и после цветения из-за необычной формы листьев и плодов.

Рододендрон

Рододендрон - декоративное древесное растение, яркий и рано цветущих кустарник, который по изяществу, богатству окрасок цветов и пышности цветения может соперничать с розами. Рододендроны смотрятся очень эффектно во время цветения. В одном пышном соцветии может быть до 15-25 цветков. Во время цветения ветка растения выглядит как букет. Красоту цветков оттеняют глянцевых кожистые листья.

Хризантема

У культуры декоративных садовых хризантем - тысячелетняя история. В Японии они считаются национальным цветком. Хризантему традиционно изображают на монетах и государственной эмблеме Японии, а одна из высших наград страны - орден Хризантемы. Праздник хризантем в стране Солнца - это особый ритуал: исполняя его, надо любоваться каждым оттенком соцветий, при этом необходимо глубоко раздумывать о пройденном пути и смысле жизни.

Злаки, бамбуки, папоротники

Адиантум стоповидный

Один из самых красивых папоротников, хорошо растущих в условиях Средней России. Это необыкновенно изящное ажурное растение из широколиственных лесов Северной Америки и Восточной Азии, до 60 см высотой с плоскими, веерообразными листьями на тонких, блестящих, черных черешках. По красоте не уступает тропическим представителям рода. Хорошо смотрится как одиночно, так и в групповой посадке. Адиантум настолько красив, что сажать его нужно на виду.

Мискантус

Один из самых популярных в садоводстве декоративных злаков. Ни один вид не может конкурировать с ним по красоте растений, разнообразию сортов и форм и способам применения в садовом дизайне. Практически все мискантусы имеют длительный период декоративности - с весны до поздней зимы. Осенью их листва окрашивается в различные оттенки желтого, коричневого, бордового цветов. Необыкновенно красивые соцветия мискантуса используют при создании сухих флористических композиций.

Саза

Один из самых холодостойких бамбуков, единственный род бамбуков, произрастающий в диком виде в России. Естественно бамбуки предпочтительнее высаживать в садах, созданных в восточном стиле, на фоне декоративных бассейнов и ручьев. Высокие бамбуки можно использовать как характерную деталь японских садов. Негниющие, прочные и красивые бамбуковые палки - замечательный поделочный материал для оформления японского сада. Обязательное растение для композиций, имитирующих в российских условиях японские сады.

Главный сад

Главный сад – это сад для приятного времяпровождения всех членов семьи. Его желательно располагать поближе к жилым комнатам, но он может устраиваться и в связи с чайной комнатой , гостиной или образовывать главную часть большого сада в качестве зоны отдыха. Это сад, являющийся центром домашней жизни , поэтому он требует наиболее широкого пространства и хорошей солнечной освещённости. В главный сад часто выходит терраса или веранда, но надо иметь в виду, что если сам главный сад не слишком велик, то за счёт террасы он будет казаться ещё меньше. При стеснённой площади на участке разбивается только главный сад. Порой он становится универсальным, включая в себя и элементы других садов.

Участок сада перед гостиной, используемый для приёма гостей, может быть выделен в отдельную функциональную единицу, но чаще он входит в состав главного сада, придавая ему более деловой характер. Туда можно вынести стол и стулья и принимать гостей вне дома.

Тип главного сада является важным моментом формирования жилой территории в целом. Сад оказывает влияние и на дом как таковой. В зависимости от его типа сад может выглядеть лучше или хуже.
Этапы планировки японского сада мало отличаются от европейского.

Передний сад

Передним садом называется зона от ворот до входа в дом , включающая в себя дорожку и растения по обе её стороны. Это самое оживлённое место, так как по нему проходят все приходящие в дом и уходящие из него, и на его оформление следует обращать особое внимание. Именно по стилю, характеру, настроению переднего сада, новый гость составляет себе представление об участке, доме и о хозяевах. В некотором смысле он подобен родзи на пути к чайному павильону , поэтому лучше, если проход от ворот до прихожей будет не слишком коротким. Иногда с этой целью его делают несколько изогнутым, декорируя растениями, что способствует также созданию иллюзии большего пространства.

Основным требованием к дорожке является удобство ходьбы по ней. Особенно внимательно за этим надо следить при использовании естественных камней, поверхность которых редко бывает совершенно ровной. Если дорожка укладывается из тобииси , желательно, промежутки между камнями не должны быть слишком большими. Важно согласование с шириной шага не только этих промежутков, но и расстояний между центрами камней . В случае применения обтёсанных камней или бетонных плит предпочтительнее делать их длиной в два шага. Если перед входом в дом есть мощёная площадка, то обычно её делают из того же материала, что и дорожку, но при этом, пожалуй, лучше избегать тёмных камней и материала, на котором легко заметна грязь.

Сад за дверьми – это примерно то, что в европейских странах называется зимним садом или озеленением интерьера. Он располагается внутри помещения, обычно помещения общего пользования типа гостиной, столовой, прихожей, и всё активнее входит в быт японцев, поскольку по причине растущей урбанизации другой возможности внести природу в городской дом просто нет. Часто при создании сада за дверьми ограничиваются красивой расстановкой растений в контейнерах.

Уход за японским садом

При выборе типа сада не надо забывать о последующем его обслуживании . Любителям больших деревьев следует помнить, что со временем они могут стать слишком большими, создавая загущения и нарушая первоначальную композицию. Если эти деревья вечнозелёные, они будут давать слишком много тени, и сад может стать мрачным и угрюмым. Если же деревья листопадные, то осенью под ними скапливается очень много листвы, создающей трудности при уборке, особенно, если рядом имеются поверхности, покрытые гравием или водоёмы.

Сначала правильно разместите камни, потом деревья, затем кусты.

Следуйте основным принципам создания японского сада. Это поможет Вам воссоздать его атмосферу и передать настроение.

Если сад создан в Японии – это японский сад. Все, что мы может сделать у нас, – это создать сад в японском стиле .



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином