Постановление 170 правила содержания общего имущества

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

К юристам, которые консультируют пользователей в режиме онлайн и по телефону, часто обращаются с таким вопросом: «где можно найти 170 Постановление Правительства РФ с последними изменениями 2018 года?». Подразумевается при этом чаще всего другой документ – Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170. Изменения в 2018 году в него не вносились. Этот важнейший для сферы ЖКХ документ существует в первоначальной редакции уже 15 лет и продолжает активно применяться, что подтверждает в том числе и судебная практика Верховного суда РФ.

Расскажем подробнее, что из себя представляет Постановление Госстроя РФ №170, в каких случаях оно применяется на практике в 2018 году.

Нормативная база

Полное наименование рассматриваемого документа: Постановление от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Оно было принято Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, зарегистрировано Минюстом 15.10. 2003 г. под № 5176 и вступило в силу 03.11.2003.

Нормам присвоен внутренний номер МДК 2-03.2003 в соответствии с Общероссийским строительным каталогом. Сокращение МДК обозначает методические документы.

Несмотря на то, что в Интернете часто появляются информация, что Постановление №170 Госстроя РФ от 27.09.2003 г. (с изменениями или без таковых) было отменено, оно действует и сегодня.

Постановление Госстроя №170 неоднократно пытались оспаривать. Однако Верховный суд в отмене постановления отказал. В решении от 25.10.2013 указано, что нормы документа «действующему федеральному законодательству не противоречат».

Существует мнение, что нормативно-правовой акт, основанный и ссылающийся на недействительный закон, применять нельзя. В тексте постановления фигурирует Закон РФ № 4218-1 от 24.12.1992 «Об основах федеральной жилищной политики», утративший силу.

К тому же, принятие в декабре 2004 года нового Жилищного кодекса, повлекло утверждение:

  1. Правил содержания общего имущества (Постановление Правительства № 491 от 13.08.2006);
  2. Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД (утверждены постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013).

Если посмотреть актуальную судебную практику, к примеру, акты Верховного суда:

  • от 14 декабря 2015 г. по делу № А50-24120/2014,
  • от 7 июня 2018 г. по делу № А57-8937/2017,
  • от 2 апреля 2018 г. по делу № А64-7957/2017 и т. д.,

то станет ясно, что акт Госстроя и сейчас активно применяется даже высшей судебной инстанцией, не говоря о нижестоящих.

Постановление состоит из 6 основных разделов и 11 приложений.

В них устанавливаются:

  • требования к порядку обслуживания и проведению ремонта жилья.
  • правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов ЖКХ, обеспечению сохранности и содержанию жилого фонда, техинвентаризации.
  • обязанность владельцев оплачивать жилье, коммунальные услуги без нарушения сроков.
  • рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилфонда и примерный перечень работ по текущему ремонту.
  • правила подготовки МКД к сезонному использованию.
  • порядок содержания помещений, благоустройства зданий и придомовых территорий (в том числе квартир, лестничных площадок, чердачных и подвальных помещений, технических подсобок и пр.).
  • сроки устранения неисправностей при срочном ремонте.

Правилами №170 регулируется не только статус уполномоченных субъектов по содержанию конструктивных элементов здания и инженерного оборудования. Установлен комплексный порядок эксплуатации МКД, включая профилактические осмотры.

Документ очень подробный, в нем содержится даже норма о том, что «поливка тротуаров в жаркое время дня должна производиться по мере необходимости, но не реже двух раз в сутки» (п.3.6.11).

Подробно Постановление Госстроя описывает, что можно, а что нельзя делать при переустройстве и перепланировке жилого помещения (см. картинку ниже).


Вопросы применения и судебная практика

С постановлением 170 связаны многочисленные проблемы и споры. В соответствии с указаниями ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании», акты органов исполнительной власти имеют рекомендательное значение. Аналогичная норма содержится в п. 2.3 ст. 161 ЖК. Постановление 170 не утверждалось Правительством, оно принято госкомитетом. Получается, что акт Госстроя не носит обязательного характера, хотя в преамбуле к тексту указано, что нормы «являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления».

Однако контролирующие инстанции продолжают ссылаться на постановление 170. Дело в том, что ни Правила 491, ни Минимальный перечень не содержат таких подробностей, как акт Госстроя.

Обратите внимание! Минстрой считает, что правила 2003 года стоит применять только тогда, когда они не противоречат актуальным законам (письмо № 19304-ОГ/04 от 24.05.2016).

В августе 2017 года Минстрой готовил другой проект, который должен был отменить акт № 170. Но этого не произошло.

[Комментарий ниже] Прошу модератора разместить полный текст письма Минрегиона России и подобный комментарий в первых новостях, поскольку неверное толкование норм материального права нарушает интересы иных собственников помещений (когда управляющая организация обязана выполнять работы, не предусмотренные решением общего собрания собственников помещений, но за их счёт таких владельцев помещений).

Прошу прощения, но в преамбуле раздела I этих Правил и норм технической экслпуатации жилищного фонда четко указано, что они обязательны для органов власти и управления, но не для граждан и их объединений (в том числе товариществ и хозяйственных обществ - управляющих организаций или обслуживающих...). полезная ссылка http://www.urbaneconomics.ru/publications/?mat_id=461#_edn5. эти доводы впоследствии были заявлены и заместителем Министра регионального развития Российской Федерации в письме от 14 октября 2008 г. N 26084-СК/14 (Сергей Круглик): цитаты: б) в соответствии со статьями 162 - 164 Кодекса и частью 2 статьи 18 Федерального закона N 189-ФЗ объем ответственности управляющих и подрядных организаций не может быть больше, чем объем обязательств по соответствующему договору, заключенному собственниками помещений с такими организациями;
в) законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности одностороннего установления управляющей или подрядной организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования. Эти положения должны быть согласно части 3 статьи 162 и статьи 164 Кодекса указаны в заключенных договорах. В соответствии с пунктом 17 Правил содержания собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Услуги и работы, предусмотренные утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, являются обязательными для управляющей или подрядной организации ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ УКАЗАНИЯ НА НИХ В ДОГОВОРЕ. В других случаях указанные правила в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" имеют РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
г) жилищное законодательство НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОБЯЗАННОСТИ выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ (пункты 29 и 35 Правил содержания);
е) невыполнение управляющей или подрядной организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, является нарушением правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и (или) жилых помещений, если из договора следует обязанность выполнить такую услугу или работу за соответствующую ей плату. Данное нарушение свидетельствует о противоправности действий или бездействия и о наличии объективной стороны правонарушения. Отсутствие в содержащемся в договоре перечне услуг и работ невыполненных услуг и работ свидетельствует об отсутствии обязанности выполнять не заказанные и не оплаченные услуги и работы, что свидетельствует об отсутствии в действиях управляющей или подрядной организации состава административного правонарушения независимо от наличия в договоре обязанности выполнять другие услуги и работы;
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом необходимо учитывать, что управляющая или подрядная организация не имеет возможности для соблюдения правил, за нарушение которых статьей 7.22 КоАП предусмотрена административная ответственность, если собственники помещений не заказали на возмездной основе услуги и работы, необходимые для поддержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Если управляющая организация предложила собственникам помещений внести в договоры управления изменения о выполнении работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества, а собственники помещений не провели общее собрание или отказались от предложенных изменений, то управляющая организация НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАБОТ. напоминаю, что Минрегион России уполномочен Правительством Российской Федерации на дачу разъяснений по вопросам жилищного законодательства (как исходя из Положения о Минрегионе России, так и непосредственно - пункт 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 и пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и др.).

Одним из самых обсуждаемых и спорных документов в жилищно-коммунальной сфере является Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» или просто: Постановление Госстроя 170 с последними изменениями (Скачать документ можно в конце статьи )

Действие данного документа оказывает серьезное затруднение в работе управляющих компаний. Так, к примеру, провайдеры постоянно ссылаются на пункт 5.6.24. Постановления 170 Госстроя (Организация по обслуживанию жилищного фонда обязана: … обеспечивать беспрепятственный допуск работников предприятий связи на крыши и чердачные помещения ).

Применимо ли Постановление 170 к работе управляющей организации при содержании общего имущества?

Ведь в контексте Жилищного кодекса РФ существуют утвержденные Правительством РФ Правила содержания общего имущества. Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1, упоминаемый в данном Постановлении Госстроя 170 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, которым с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ. То есть спорные Правила были разработаны на основании закона, который затем был отменен законом, который ввел в действие ЖК РФ!

Вводная часть Постановления Госстроя 170 говорит о рекомендательным характере данного документа. В соответствии с Общероссийским строительным каталогом (СК-1) Правилам присвоен номер МДК 2-03.2003 (то есть методические документы). Правила Госстроя РФ № 170 не являются нормативно правовым актом.

Как его применять без учёта норм действующего жилищного законодательства? Например, как соблюдать требование, чтобы рамы окон в квартире были одного цвета, если по ПП 491 они уже не относятся к общему имуществу дома.

Есть и ещё аргументы у сторонников мнения, что Госстрой Постановление 170 не должно применяться. Однако ни один суд, начиная от мировых судей и заканчивая высшими инстанциями, не принимают эти доводы и отказывают истцам в удовлетворении требований об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.

Новая судебная практика

В пункте 29 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) «, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017 судам сделана установка нижестоящим судам, что «Управляющая компания в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а не по ст. 7.22 КоАП РФ». А органы местного самоуправления, осуществляющие контрольные мероприятия, при наличии соответствующего закона субъекта РФ могут составлять протоколы только о тех административных правонарушениях, которые прямо предусмотрены ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ (в том числе по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ).

«Обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Следовательно, общество, допустившее нарушение Правил N 170 в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, могло быть привлечено к административной ответственности только по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, как являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к ст. 7.22 КоАП РФ. При этом по ст. 7.22 КоАП РФ могут быть привлечены к административной ответственности иные субъекты, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.»

Следовательно, «постановление госстроя 170 с последними изменениями» живет и процветает. За нарушение Правил, указанных в данном ненормативном акте, предусмотрено ответственность как для управляющих компаний (по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ), так и для ТСЖ/ЖСК (по ст.7.22 КоАП РФ).

Скачать документы:
  • Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) по состоянию на 01 марта 2019 года .
  • По вопросу организации и проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий скачайте также Приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»

    (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»)
    Положения данного документа применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ (письмо Минстроя России от 10.12.2018 N 49277-ОД/08).

ГЖИ регулярно выписывает управляющим организациям штрафы и предписания из-за нарушенных правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, которые утверждены постановлением Госстроя № 170 от 27 сентября 2003 года. С июля 2017 года эти действия Госжилинспекции рекомендуется оспаривать. Причиной стало появление в статье 15 ФЗ-294 от 26 декабря 2008 года пункта 1.1.

С обозначенной даты представители ГЖИ не имеют права проверять, как выполняются положения нормативных документов, для которых российское законодательство не предусматривает обязательного применения.

В материале мы рассмотрим значение введенных поправок и опишем новые правила общения с сотрудниками Госжилинспекции, а в статье журнала расскажем, .


Детальному изучению будут подвергнуты следующие вопросы:

  • каков статус постановления Госстроя РФ 170;
  • почему Госжилинспекция требуется исполнения ПП РФ 170;
  • что говорить представителю ГЖИ при проведении проверки;
  • мнение Минстроя о применении правил;
  • возможна ли отмена правил.

О юридическом статусе правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда на 2018 год

Прокуратура и ГЖИ долгое время считали, что УК и жилищные объединения обязательно должны исполнять требования постановления Госстроя номер 170. Аналогичного мнения в 2010 году придерживался и ВС РФ.

ФЗ-184 от 27 декабря 2002 года говорит о том, что акты в части технического регулирования, издаваемые органами исполнительной власти, имеют рекомендательный характер. Исключение делается только для «оборонки».

Обязательные для исполнения всеми правила утверждаются Правительством. Об этом говорит часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ. Постановление 170 на правительственном уровне в РФ не утверждалось, поэтому обязательным к применению всеми оно не является.

ГЖИ может появиться у вас без предварительного уведомления, чтобы провести внеплановую выездную проверку. Достаточно жалобы потребителя. Чтобы иметь право заключить договор управления, УО должна получить лицензию и соблюдать лицензионные требования.

Контролируют деятельность лицензиата органы государственного жилищного надзора - проводят плановые и внеплановые проверки. Когда и на каких основаниях инспекторы проверяют УО, разъяснил Минстрой в письме от 16.02.2018 № 6437-ОГ/06.

Та же позиция озвучивается Минрегионом. Министерство еще в 2008 году указывало, что УК обязаны применять правила только в том случае, если такая обязанность прописана в договоре. В прочих ситуациях нормативный документ имеет все тот же рекомендательный характер.

Почему Госжилинспекция требует исполнения постановления Госстроя № 170

Представители ГЖИ используют данные правила при проверках потому, что в Правилах № 491 не хватает конкретики. ПП № 491 от 13 августа 2006 года определяет список работ, требуемых для содержания и ремонта общедомового имущества. Однако многих деталей, например, порядка проведения работ, их особенностей и периодичности в документе нет. В то же время в правилах из ПП 170 все эти нюансы относительно содержания общего имущества хорошо расписаны.

В таком подходе есть своя логика. Управляющие организации часто сами не понимают, как должны выполняться определенные работы, а Госстрой предлагает единообразие. В то же время правила содержания общего имущества из постановления 170 не приняты на уровне Правительства. Из этого следует два вывода:

  • правила являются лишь рекомендацией, и ГЖИ штрафовать за их несоблюдение не может;
  • УК нужно пользоваться этим нормативным актом как наглядным пособием.

Как общаться с представителем ГЖИ при проверке

Минимальный перечень Правил и норм ТЭ жилфонда говорит о том, что сроки оказания услуг и проведения работ по содержанию общедомового имущества устанавливаются:

  • для УК – в договоре управления;
  • для непосредственного управления многоэтажкой – на общедомовом собрании владельцев помещений.

Для товариществ и кооперативных объединений руководящим документом в этом вопросе является устав. К примеру, периодичность может прописываться в годовой смете.

Если возникает спор с сотрудником ГЖИ относительно использования постановления Госстроя РФ номер 170 с последними изменениями на 2018 год, то нужно предъявить какой-то из упомянутых выше документов. Это будет достаточным обоснованием вашим доводам, и их должны принять.

Впрочем, иногда и этого бывает недостаточно. Если Госжилинспекция продолжает отстаивать свою позицию, то разбирательство спора следует перенести в суд.

Мнение Минстроя об использовании постановления 170

Минстрой РФ также внес собственный вклад в то, как в нашей стране применяются рассматриваемые правила. Министерство считает, что данные правила нужно использовать до того момента, пока они не начинают противоречить действующим законам. Эта позиция обозначена в письме Минстроя № 19304-ОГ/04 от 24 мая 2016 года.

Министерство заняло такую позицию из-за определенных разночтений, существующих между постановлением Госстроя 170 и Минимальным перечнем. При этом ГЖИ не может проверять исполнение требований, не соответствующих законодательным нормам.

Может ли произойти отмена постановления Госстроя 170

Минстрой подготовил проект правительственного постановления, предполагающего отмену с августа 2017 года рассматриваемых правил. Из них предполагалось оставить только те условия, которые касаются:

  • подготовки жилфонда к эксплуатации при очередной смене сезонов;
  • планирования и организации капремонта многоэтажек.

Пока не ясно, как исполнительные и судебные органы будут истолковывать обновленные законодательные нормы. В запутанной ситуации сложно ожидать появления четких правил такой работы. Остается только отслеживать практику применения новых норм.

По ситуации на 2018 год постановление Госстроя 170 продолжает действовать. Оно остается в числе основных нормативных документов, определяющих содержание многоэтажек и качество выполнения их ремонта, в том числе, капитального. Соблюдать правила должны и подрядчики, выполняющие в здании ремонтные работы. Соответствие заложенным нормам обеспечивает не только сохранность многоквартирного дома, но и безопасность проживающих в нем людей.

Ознакомиться с правилами из постановления 170 Госстроя РФ можно в приложении к статье.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином