Колодец на Руси. Главное. Как сделать колодец — деревенский секрет чистой воды

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Какую роль играл колодец в жизни славян? Почему он считался связующим мостом с миром предков? Для чего в лесу копали «дубль» деревенского колодца? И почему ему часто оставляли различные подношения?

Однажды, около 7 тысяч лет назад люди догадались выкопать в земле яму и обложить её деревом (камнем). Вскоре в яме скопилась чистая грунтовая вода, и люди достали её с помощью верёвки и кожаного ведра. Так появился колодец. Теперь люди могли селиться вдали от рек или озёр, поить скот и поливать посевы. Ещё неизвестно, как развивались (да и развивалась бы?) человеческая цивилизация, если бы не это изобретение. Вполне вероятно, что мы так и остались бы примитивными кочевниками-собирателями.

Виды колодцев

Да, именно колодец позволил зародиться и развиваться всем земледельческим культурам. Орошение земли и разведение скота напрямую зависит от наличия чистой и пресной воды. А у рек и озёр места хватало далеко не всем. И люди по всей планете придумали разные виды колодцев для добычи грунтовых вод.

Нам здорово повезло, что мы живём в 21-ом веке: большинство из нас может просто открыть на кухне кран и напиться, приготовить обед, постирать или помыться. А раньше всё было далеко не так просто – за водой нужно было бежать к колодцу в центр поселения. И к тому же несколько раз. Да и добыча воды была связана с некоторыми трудностями – но это зависело от типа колодца. Вот, например, в Древнем Египте, арабских странах и в Месопотамии был распространён тип «шадуф». Воду из такого колодца можно добыть вручную с помощью длинного рычага, на одном конце которого был закреплён груз, а на другом ведро. У нас подобная система называется «журавлём».

В Греции и в жарких странах ближнего Востока применялся так называемый архимедов винт – особый механизм, обеспечивающий постоянную подачу воды в бассейн, канал для полива или другую ёмкость. Правда, назвать гуманным этот способ добычи воды очень трудно – крутить винт приходилось либо рабам, либо осликам, чью работу, как правило, оплачивали лишь ударами кнута и скудной пищей.

Для славянских народов, несмотря на преимущества континентального климата, колодец был не менее важен, чем для египтян и арабов. Русский колодец отличался особой, компактной и функциональной конструкцией.

Он представлял собой шахту, обложенную деревянным (дубовым или реже осиновым) срубом, на вершине которого был закреплён ворот – вращающийся барабан с ручкой. Вершина сруба обычно закрывалась крышей. Славяне всегда славились своей изобретательностью. Вот и устройство колодца могло похвастаться несколькими хитростями. Например, для замедления скорости падающего в шахту ведра на ворот устанавливали ленточный тормоз. А на один край ведра прикрепляли грузик. Как вы думаете, для чего? Чтобы оно не плавало, а быстро погружалось и зачёрпывало воду. Эта конструкция оказалась настолько функциональной, что дошла до наших дней почти неизменной.

Рытьё колодца

Вода нужна в быту ежедневно и в больших количествах. Без неё ни еды не приготовить, ни скотину не покормить, и самому не помыться. Поэтому строительство любой славянской деревни начиналось именно с рытья колодца. А для этого нужно было сперва найти под землёй воду.

На Руси водоносный грунт искали способом лозоходства (лозоискательства). Это сложный метод нахождения грунтовых вод с помощью лозы. Там, где развилка из лозы начинала дрожать в руках лозоходца, и начинали рыть. Естественно, что такой способ казался людям таинственным и загадочным. И поэтому те, кто умели найти воду, считались едва ли не колдунами, но одновременно пользовались и большим уважением. Но сейчас всё чаще звучит мнение, что в поисках помогала не лоза, а внешние признаки наличия на местности воды. Их лозоходец распознавал вокруг себя подсознательно и сам двигал развилку.

Чтобы не копать шахту зря, к поиску воды подходили очень ответственно. Чаще всего поиски начинали 21 июня – считалось, что в этот день помогал святой Фёдор Колодезник. Прежде, чем приступить к делу, работники молились этому святому в церкви. Они хотели заручиться его помощью и очистить свои помыслы от всякого зла. Ведь вода – очень восприимчивая материя, способная впитывать в себя негатив или позитив работающих с ней людей.

Когда колодец полностью был достроен, его обязательно освящал священник. На это событие сходилась вся деревня. Потом колодец украшали иконами, крестами или вырезали слова молитвы.

Вода и колодец в жизни славян

Чистая вода для славян – это символ жизни, обновления, очищения. И к колодезной воде тоже было особое, трепетное отношение. В одни церковные праздники (особенно в Рождество, Крещение и на Пасху) она считалась целебной, а в другие её вообще запрещалось брать из колодца.

Также считалось, что вода из старого колодца обладает памятью. Это поверье дало основу для всяких обрядов по общению с водой: у неё спрашивали советов, своё будущее или прошлое. Считалось, что ответы даёт Чур – дух предков. И чтобы его не обидеть, нельзя было отливать воду из только что поднятого ведра.

Вообще, с колодезной водой связано множество гаданий и ритуалов. Девушки спрашивали у воды имя суженого, больные имя «дурного» человека, наславшего сглаз или несчастия; ею же избавлялись от сглаза. Крикливых и хворых детей окунали в воду из колодца, и в ней же крестили новорожденных.

Колодец давал из земли чистую живительную влагу, и поэтому к нему было благоговейное отношение. Он был окутан аурой поверий и мистическими представлениями. До прихода христианства славяне верили, что колодец – это портал в другой, подземный мир (вспомните сказку «Варвара-краса»). Духи этого мира могли слышать, видеть и даже выходить в наш мир. Чтобы избежать этого, славяне вырывали в лесу второй колодец, внешне напоминающий деревенский. Он должен был запутывать нечисть, если та собиралась выбраться из подземного мира.

Колодцы связывали не только со злыми силами. С приходом христианства их стали освящать, и от этого колодцы становились в сознании людей благодатным, чистым местом. Рядом с ним нельзя было браниться, приходить со злыми мыслями и бросать в шахту мусор. Также колодец символизировал дом и Родину. Отправляясь на войну, воины опускали в колодец меч, чтобы обязательно вернуться. Путники, набирая воды, в благодарность оставляли какую-нибудь вещь. Да и сами жители по особым праздникам делали колодцу «подарки». На свадьбу в него кидали кусок каравая, на Пасху блины и так далее.

Подобно церковному колоколу колодец на Руси собирал поутру сельчан. Где же еще узнать главные новости?

Форма имеет значение

По своей форме многие древнерусские колодцы походили на бутыль. Воду такие сооружения накапливали превосходно, правда, туго приходилось тем, кто умудрялся в такой колодец свалиться. Чтобы не калечить людей, стали делать надземную часть более высокой. Несмотря на это, когда находили утопленника в колодце, подачу воды не останавливали.

Водопровод Ивана

Вода в кремлевский тайный колодец во время правления Ивана Калиты поступала по трубам, сверленным из дуба. Именно при помощи так называемого ступального колодца с огромным колесом вода поднималась на поверхность. Если бы не русские мужики, померли бы в Кремле от жажды: ведь именно они крутили колесо, переступая по широким перекладинам.

Водица-живая и мертвая

Особенными свойствами наделялась и колодезная вода. Ее «ценность» возрастала в канун праздников – Рождество, Крещение, Пасха. Отличным средством от сглаза было умывание крещенской водой.

Если хотелось узнать того, кто наслал сглаз, знахарке приносили воду, почерпнутую из трех колодцев, и в ней врачевательница видела лицо «дурного» человека.

В воде из нового колодца купали малышей, особенно тех, которые любили поголосить. Считалось, что подобная процедура отбивает охоту к излишнему крику.

Считалось, что после поднятия из колодца ведра нельзя отливать из него воду, ведь из нее «предки смотрят».

«Не плюй в колодец!»

Удивительно, но в колодец бросали разные вещи: рукодельницы бросали пряжу, овечью шерсть, льняную кудель; молодожены – кусок свадебного каравая и деньги; войны после окончания «службы» - оружие.

В летописях упоминаются находчивые жители осажденного города, которые собрали последние «крохи» - бочки с медовым напитком и киселем, и опустили в колодец.

Во время переговоров с неприятелем как бы между прочим извлекли содержимое, вот, мол, земля-Матушка сама кормит. Осаждайте-не осаждайте, а мы-то с голоду не помрем. Враг подумал-подумал, да и отступил.

Переглядки с домовым

Наши предки-язычники трепетно подходили к вопросу общения с духами, поэтому «дублировали» колодец еще и в лесу.

Источники обязательно накрывали крышкой. Во-первых, чтобы мусор всякий не летел, во-вторых, чтоб какой непутевый человек не провалился, но главное – чтобы домового не увидеть.

А еще обязательно украшали: ажурной плоскорельефной резьбой с языческими орнаментами или иконами с христианскими святыми и крестом.

В Троицу не забывали о березовых веточках с разноцветными лентами. Колодец-то – место особенное, и отношения требует к себе внимательного и бережного.

Покровитель Федор

Решили копать колодец? Планируйте это непростое дело на 21 июня. Именно в этот день православная церковь вспоминает великомученика Феодора Стратилата, известного в народе под именем “колодезника”.

На молнию надейся, да сам не плошай

Выбор места для колодца – для русского человека процесс особенный.

Одни мастера использовали прутики лозы. Как только прутик клонился к земле – где-то в этом районе и будет находиться живительный источник. Другие - в ночь на Федора Колодезника раскладывали по всей округе сковородки. Утром по количеству росы на посуде принимали решение: на месте этой сковороды будем колодец копать, а на месте этой, допустим, репу сеять.

Иногда принять окончательное решение помогала молния. Место по приметам считалось лучшим для сооружения колодца.

А в Москве археологи откопали колодец.

Кроме шуток — и такое случается. В данном случае случилось на территории Высокопетровского монастыря, где по случаю общей реставрации пустили поработать и археологов. :)

Археологи на радостях пустили прессу посмотреть. А посмотреть, как оказалось, есть на что.

О колодце, давно засыпанном, в принципе было известно по старым монастырским бумагам (вообще множество документов, касающихся недвижимости, где-то в недрах московских архивов существует). Датирован данный колодец XVII веком, а примерно в конце XVIII был засыпан. Так что в более поздних слоях уже находились коммуникации конца XIX столетия — например, вот эти керамические канализационные трубы.

Итак, приблизительно местонахождение колодца известно было. И на глубине примерно 4 метров действительно стали обнаруживаться фрагменты сруба. И когда их частично освободили от грунта, стала вырисовываться крайне любопытная метода постройки колодца.

Сначала появился большой сруб, две стороны которого стояли вертикально, а две других были скошены, формируя подобие усеченной пирамиды.

Так что они вовсе не случайно накренились — так и было задумано.

На слегах с другой, вертикальной стороны, видим проделанные отверстия — в них, вероятно, укреплялась толстая жердь, на которой мог в свою очередь крепиться ворот для подъема грунта.

То есть это, собственно говоря, был такой своеобразный навес над рабочей площадкой.

Чуть глубже, однако, пошло еще интереснее.

Если приглядеться, мы видим в общей сложности уже три сруба.

Так вот, из двух нижних средний — это не сруб колодца, это просто укрепление шахты. А вот когда добрались до водоносного слоя, то уже внутри нее стали делать собственно колодезный. И он, как говорят, и сейчас в прекрасном состоянии.

Насчет воды — тут отдельная история. Это не дожди внутрь налились (хотя и без них, надо думать не обошлось). Это — когда уже внутри колодезного сруба археологи углубились где-то на семь метров — со дна забили роднички.

Естественный вопрос: что будет с колодцем дальше? Пока идея такая: музеефицировать. То есть: соорудить вокруг нечто, что позволило бы демонстрировать колодец зрителям. При этом за сохранность собственно сруба археологи не боятся: бревна столько веков пробыли в воде, что им особо ничто не грозит. Правда, если такой план и осуществится, то не раньше будущего года.

А что же тем, кто хочет увидеть здесь и сейчас?

Вы будете смеяться, но и сейчас это возможно. Потому что реставрация реставрацией, но богомольцев (а заодно и любопытствующих) в монастырь все равно пускают. И никто не мешает пройти по территории и найти желаемый объект.

А я даже подскажу как. Есть два варианта. Один — это если входить через главный вход с Петровки, под реставрируемой колокольней.

Там направо, потом вот под эту длинную арку.

И вот за этими деревьями — искомое.

Но есть на самом деле вариант еще более простой. Это вход с Крапивенского переулка — а там рядом.

Правда, полазить по самому раскопу, как нам, никто не даст. Но и сверху неплохо видно.

Согласно историческим данным, колодцы на Руси появились не сразу. Первоначально в качестве источника воды люди употребляли речную или родниковую воду. Деревни закладывались неподалеку от естественных водоемов. Часто за питьевой водой приходилось далеко ходить, и, для облегчения доставки воды было изобретено коромысло, которое позволяло переносить сразу два ведра, не нагружая руки. Сейчас кажется фантастическим, что тогда вода из рек потреблялась в сыром виде.

Древнерусские мастера и их колодцы

Мастерство рытья колодцев считалось сложным, ответственным и почитаемым. Труд «колодезника» оплачивался очень дорого. Строительство колодцев было отхожим неземельным промыслом. Ремесленники одного рода жили отдельными слободами. Ткачей, каменщиков и прочих было много, а артель мастеров-копателей насчитывала максимум 4 человека. Они тщательно охраняли профессиональные секреты от чужих глаз, разведку воды проводили без наблюдателей, а копать начинали в темноте.

Колодцы считались своеобразными порталами между мирами, поэтому наши предки относились к ним с уважением и трепетом. Существовало большое количество примет и ритуалов, связанных с ними. Например, после завершения работ, на срубе вырезали защитную обережную символику. Первую воду из колодца расплескивали на все четыре стороны, благодарствуя при этом Федору Стратилату, вторую – выпивали, а третьей – умывались.

Первые колодцы были неглубокими, стенки шахты укреплялись деревянными срубами. Во время раскопок на Старой Ладоге были обнаружены остатки срубов возрастом более 1000 лет. В местах, где испытывался дефицит древесины, а грунтовые воды залегали близко к поверхности, вместо сборного сруба, в шахту забивалась пустотелая колода. Именно от нее произошло слово колодец.

Покровителем колодцев на Руси считается великомученик Федор Стратилат. Именной праздник Федора Колодезника наступает 8 июня. В этот день часто случаются обильные грозы. Народная пословица гласит, что туман, который залег на заре, показывает удачное место для строительства хорошего колодца

Чтобы облегчить поднятие воды, возле колодца устанавливали журавль – устройство, работающее по принципу рычага. В основе его прочное вертикальное основание с перпендикулярно закрепленной длинной жердью. На одном конце – крючок для посудины или наглухо прикрепленное ведро или бадья, на другом – утолщение, которое способствует легкому вытаскиванию наполненной водой емкости. Комлевая часть может усиливаться дополнительным грузом.

Колодец с журавлем пришел к нам с Древнего Египта и Востока, где таким способом доставляли воду на горные поля и в ирригационные системы. Миниатюры 17-18 столетия детально описывают обустройство традиционного колодца с журавлем. Усложненная конструкция с перекладинами на опорном столбе позволяла регулировать высоту рычага и длину его плеч. Для мелких колодцев способ подходит отлично, поэтому в населенных пунктах можно встретить старинный журавль, который работает в век нанотехнологий.

Более технологичным механизмом для поднятия воды с глубоких колодцев стал коловорот – прочное деревянное бревно равномерного диаметра с закрепленной веревкой или цепью. Его приводят в движение с помощью изогнутой ручки, основа которой проходит сквозь центр бревна. Простым вращением ведро опускается вниз и поднимается уже с водой. Вместо тонкой рукояти, бревно может вращаться с помощью махового колеса большого диаметра – до 2,5 метров. Размер давал большой прирост силы и облегчал качание воды.

Письменные источники начала 19 века сообщают, что от властей поступали указания обустраивать в деревнях колодцы коловоротом с колесом и крышей или навесом. С разными модификациями они встречались на всей территории России и соседних стран. Например, в киевском Вознесенском монастыре коловорот большого колодца приводился в действие двумя цепями с закрепленными ведрами.

Разновидностью автоматизации подачи воды были ступальные колеса. С их помощью пополнялся запас воды в тайном дворцовом колодце во времена Ивана Калиты. Трубопровод был смонтирован из высверленных дубовых бревен – для полноценной инженерной системы не хватало только насоса, его роль выполняли рабочие, которые крутили колесо

Технология строительства колодцев на Руси

Современные инженеры-строители отмечают высокий уровень возведение колодцев древнерусскими мастерами, хотя они возводились простыми инструментами из подручных материалов. Документально зафиксирована рекордная глубина колодца – почти 72 метра. На фоне того, что сейчас выкопать ровный колодец в 40 колец затруднительно, это факт на грани фантастики.

Деревянные срубы наращивались не сверху, а снизу. Шахта плавно расширялась снизу, в разрезе такой колодец напоминал бутылку. Объемная нижняя часть накапливала много воды. По сравнению с современными колодцами, старинные были просто огромными, со срубом 4*4 метра. Размер объясняется коллективным использованием, к колодцу приходили со всей улицы. Обустройство в своем дворе для единоличного пользования упоминается, как редкий факт.

Из шахты специфической формы было трудно выбраться. Для безопасности оголовок делали высоким, верх полностью закрывали настилом, оставляя небольшой люк с крышкой для забора воды. Колодцы украшались крышей на резных столбиках и были важной частью уличного или дворового ансамбля.

Кроме открытых общественных источников в населенных пунктах было принято устраивать тайные колодцы внутри башен и оборонительных сооружений, чтобы в случае нападения население не осталось без питьевой воды. Питались такие колодцы за счет грунтовых вод или инфильтрации из аллювиальных речных отложений. В этом деле русские мастера шли впереди колодезников из других стран.

Деревянный сруб для колодцев старались сделать из дуба, который долго лежит в воде и становится только крепче. На ступеньку ниже древесина вяза и ольхи. В отсутствии твердых пород, срубы рубили из ели, сосны, ивы или осины. Если дуба или аналога было немного, из этого дерева делали только нижние венцы.

Прототипы насосов описываются в источниках 18-19 века. Воду из колодца добывали по узким трубам из сверленых стволов, внутри которых свободно двигался длинный деревянный поршень с кожаным мешком на нижнем конце

Опытные мастера знали, что колодец может питаться не только из дна, а и через стенки. Чтобы обеспечить хороший приток, бревна нижней части подгоняли, оставляя небольшие щели.

Подобная технология используется и сейчас, только с помощью перфорированных железобетонных колец или полипропиленовых труб. Верхние секции сруба крепились в лапу, с усилением потайными шипами, чтобы предотвратить расхождение бревен и осыпание земли в колодец.

Открытие многих целебных источников связано с деяниями святых и подвижников. Прежде, чем создать обитель или храм в удаленном от мирских благ месте, они обязательно находили природный родник или закладывали колодец. Яркий пример – основатель нескольких монастырей Сергей Радонежский. Он выкопал обычную яму, из которой после забил источник.

Единственной женщиной с даром находить хорошие места для питьевых колодцев стала девочка Агафья из подмосковной глубинки. Впервые с ней заговорил колодец, в который отступающие поляки сбросили нескольких убитых. Ей приснилось, что оскверненный колодец зовет ее к себе. Она набрала из него воды и подлила к спящим полякам в брагу, которые отравились и умерли к вечеру следующего дня. Слух о способности Агафьи распространился, к ней приезжали колодезники из соседних деревень, и даже артель из Москвы.

Чтобы убедить врагов в своей силе, жители осаженной крепости опустили в колодец бадьи, наполненные последними запасами сладкого меда и киселя, и когда воины-посланцы пришли на переговоры, демонстративно подняли их со словами «Нас сама земля кормит». Враги поверили, что такой город измором не возьмешь и отступили.

Тезисы

ИСТОРИЯ КОЛОДЦЕВ СТРЕЛЕЦКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Красникова Алена Витальевна, Тарасова Анастасия Евгеньевна

Научный руководитель Банникова Алла Викторовна, Кузьмичева Ирина Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области», Белгородская область, Яковлевский район, с.Стрелецкое

Вода – источник жизни. В старину люди относились к воде не только бережно, но и почтительно. В давние времена, прежде чем построить жилище, человек должен был найти воду. В нашем поселении практически в каждом доме есть водопровод, но не все довольны качеством этой воды. Вот поэтому жители многих улиц сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района используют для питья и приготовления пищи воду, которую берут из колодцев. Оказывается, чтобы выкопать колодец или пробить скважину, нужно обладать не только определенными знаниями, но и использовать житейский опыт людей старшего поколения.

Актуальность

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель исследования:

задачи:

1. Познакомиться с историей возникновения колодцев на территории Стрелецкого поселения.

2. Выяснить, используется ли вода этих колодцев жителями поселения.

3. Познакомить моих сверстников с традициями и обычаями, связанными со строительством колодцев.

Методы исследования:

- изучение летописных и литературных источников;

Социологическое исследование;

Опрос и беседы.

Выводы

Также мы думаем, что любые сведения об истории родного края ценны и важны и передавать их нужно из поколения в поколение.

Оглавление

1.Введение с. 3

2.Глава I . История возникновения сел

Яковлевского района Белгородской области с. 4

3.Глава II . Колодцы на Руси. Обычаи и поверья с. 5

4.Глава III . История Пятницкого колодца с. 8

5.Глава IV . Родник в селе Стрелецкое с.10

6.Заключение с. 11

7.Список литературы с. 12

Введение

Вода – источник жизни. В старину, когда не было в каждом доме водопровода, люди относились к воде не только бережно, но и почтительно. В давние времена, прежде чем построить жилище, человек должен был найти воду. Сейчас это не составляет труда. Специалистов по бурению скважин можно легко найти по объявлению. Вот к таким специалистам обратились мои родители, когда решили пробить скважину на нашем строительном участке. Вода из нее оказалась не пригодна для питья, она обладала не очень приятным запахом и была белого цвета. Поэтому эту воду мы используем для хозяйственных нужд, а для питья и приготовления пищи берем воду из источника, который находится неподалеку. В нашем поселении практически в каждом доме есть водопровод, но не все довольны качеством этой воды. Вот поэтому жители многих улиц сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района используют для питья и приготовления пищи воду, которую берут из колодцев. Моя семья решила выкопать собственный колодец на территории нашего подворья. Принявшись копать, мы не советовались ни с кем, думали, что вода находиться близко, так как на нашей улице есть колодец, глубина которого не очень велика. Но мой прадедушка, в его доме мы живем, нашу затею не поддержал. Он объяснил нам, что воды на его подворье нет. Он это проверял еще в 1965 году и рассказал, каким способом это было сделано. Оказывается, что воду на дедушкином участке и на территории всей улицы искали «при помощи лозы». Близко расположенные грунтовые воды были найдены только на том месте, где сейчас находится колодец. Оказывается, чтобы выкопать колодец или пробить скважину, нужно обладать не только определенными знаниями, но и использовать житейский опыт людей старшего поколения.

Тогда-то мы и решили, провести исследование с целью узнать, как возникли колодцы на территории нашего поселения.

Тема нашего исследования такова: «История колодцев Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области»

Актуальность

Мы считаем, что тема нашей работы будет актуальна и интересна как для ребят, так и для их родителей, ведь не все знают, что строительство колодцев – это умение, которому нужно учиться у наших предков.

Объект исследования: колодцы, которые находятся на территории нашего поселения.

Предмет исследования: традиции строительства колодцев, сохранившиеся в поселении.

Цель исследования: изучить традиции и обычаи, связанные с возникновением колодцев на территории Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области»

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1.Познакомиться с историей возникновения колодцев на территории Стрелецкого поселения.

2.Выяснить, используется ли вода этих колодцев жителями поселения.

3.Познакомить моих сверстников с традициями и обычаями, связанными со строительством колодцев.

Методы исследования:

1.Изучение летописных и литературных источников;

2.Социологический опрос;

3.Беседа со старожилами нашего поселения.

Вначале мы провели небольшое социологическое исследование, для выяснения следующего:

1.Используете ли Вы воду из колодцев и источников или пользуетесь водопроводом и скважиной?

2.Для каких целей Вы используете воду из колодцев и источников?

С такими вопросами мы обратились к жителям сел нашего поселения: Стрелецкое, Пушкарное, Драгунское, Красный Отрожок. В опросе участвовало 50 человек. Ответы мы получили на одном из земских собраний нашего поселения.

Земское собрание в с.Стрелецкое

Результаты опроса были следующими:

60% опрошенных пользуются водой из колодцев и источников.

100% опрошенных сообщили, что воду из колодцев и источников используют для питья и приготовления пищи.

Следующим этапом нашей работы стало изучение традиций, обычаев, народных преданий, связанных со строительством колодцев на территории нашего поселения.

Для этого мы обратились к летописи нашего поселения и к людям, которые помнят, чтут и берегут традиции, обряды, обычаи наших сел.

Глава I

История возникновения сел Стрелецкого сельского поселения

Яковлевского района Белгородской области

История возникновения сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области уходит глубокими корнями в далекое прошлое, ко второй половине 16 века – время правления царя Ивана Грозного. Местность, на которой мы живем, когда-то была пограничной чертой для защиты Московского государства от татарских набегов. Старожилы наших сел хорошо помнят Турецкий вал, место расположения города Карпова или Карпово сторожевье . Этот город – крепость располагался на высоком правом берегу реки Ворсклы. В наше время это Никитская гора, которая находится выше улицы Красной Подгородней села Пушкарного.



Здесь находился город Карпов в 1646 г. Вид с Никитской горы

Карпово сторожевье называлось так, потому что сторожевая служба велась под руководством полковника Карпова. Существование города-крепости невозможно без пригородных слобод, так как служивые люди в свободное время занимались земледелием, ремеслами и другими хозяйственными делами. Так возникли названия сел нашего поселения: Пушкарное (здесь жили пушкари), Стрелецкое (здесь жили стрельцы), Казацкое (здесь жили казаки) и Драгунское (здесь жили драгуны). Села Красный Отрожок тогда еще не существовало, а местечко это представляло собой островок среди широкой глади реки Ворскла. Этот островок назвали Отрожок. Люди на нем не жили, туда временно ссылали провинившихся. Некоторые ссыльные оставались жить там постоянно, таким образом, и возникло это село. Людям этих слобод жилось нелегко. Они страдали не только от нашествия врага, но и от климатических и почвенных условий. Люди часто болели и умирали, тогда богомольцы в 1648 году «били челом Государю», что за грех их наказывает господь, что вода в Карпове нездоровая, что нет целебного животворящего креста господнего с мощами святых. Такие жалобы послужили поводом к основанию вблизи города Карпова на берегу реки Ворсклы в 1652 году Троицкого - Соловецкого монастыря под управлением строителя Афанасия. Его еще называли монастырем Зосима и Саватия, святых, мощи которых содержались в стенах монастыря. Упразднен монастырь был в 1764 году при Екатерине Второй. Ценности и мощи были отправлены в Соловецкий монастырь на Белом море.

Глава II

Колодцы на Руси. Обычаи и поверья

На Руси к колодцам всегда относились с особым благоговением. Таким особым вниманием и почтением у наших предков могли пользоваться только колокола. Люди понимали важность воды. А умельцы, обладающие секретом обнаруживать подземные водные бассейны, были всегда в заслуженном почете и уважении.

Существовало множество поверий и традиций, связанных с колодцами. Вот самые интересные из них.

1.В старину было принято бросать в колодец оружие в конце ратного пути. Если мужчина после окончания битвы выбросит свое оружие в воду, то его путь воина окончен.

2.У странников была примета оставлять у колодца свою вещь. В народе считалось, что это поможет им благополучно добраться до следующего.

3.Во время нападения на деревни люди бросали самое ценное в колодец, надеясь, что после им удастся достать его назад. Вещи, находящиеся там, оказывались в хорошем состоянии, чтобы это ни было (оружие, деревянные вещи, иконы). Каким-то чудодейственным образом, благодаря

низкой температуре, предметы на дне колодца не разрушаются, а лишь немного стареют.
4.В Третий Спас на Руси было принято святить новые колодцы, чистить к осени старые, обходить колодцы кругами, прощаясь с летом.

5.С колодезной водой вели долгие беседы старцы.

6. В некоторых деревнях строили два колодца. Один в центре деревни использовали для питья и бытовых нужд. Другой - строили в лесу. Люди полагали, что существ, населяющих лес, можно умилостивить, дав им возможность пользоваться чистой, питьевой водой. Ко второму колодцу ходили редко, только в тех случаях, когда кто-нибудь заболевал, и была необходима помощь «хозяев леса».

В современное время, для того чтобы вырыть колодец или пробить скважину можно воспользоваться известными народными методами поиска воды, которые мы нашли в научном издании.
1.Многолетними наблюдениями доказано, что там, где залегает водоносной шар, хорошо растут осока, конский щавель, мать-и-мачеха, хвощ, крапива, наперстянка и другие влаголюбивые растения. Наличие их на участке свидетельствует о том, что водоносный шар находится на небольшой глубине.
2.Растениями-индикаторами могут быть и деревья. Над водоносными шарами хорошо растут верба, ольха. И наоборот, яблони, сливы и вишни тут болеют и высыхают.
3.Следующий способ - наблюдения за поведением животных, птиц, грызунов, насекомых. Скажем, конь, когда хочет воды, нюхает землю и бьёт копытами там, где чувствует наличие влаги. Собака никогда не ляжет, даже на подстилку, в том месте, где близко грунтовые воды. Курица не снесёт яйца в осоке, а гусыня и утка наоборот. Мыши на влажных местах устраивают гнезда даже на ветках деревьев или в бурьяне, только не в земле.
4.Хорошими индикаторами наличия грунтовых вод являются также комары и муравьи. Там, где есть водные жилы, хоть поверхность и сухая, после захода солнца, как правило, можно увидеть полчища комаров. Муравьи никогда не построят муравейник, чувствуя поблизости воду.
5.Есть и другие народные методы. Над водоносным шаром перевернутая банка воды или горшок обязательно покроются росой, пучок соли намокнет в сухую погоду. Вечером и утром над такими местами низко стелется туман. Зимой здесь будут проталины снега. Эти и другие признаки, и способы издавна использовались людьми, дополнялись и усовершенствовались из поколения в поколение. Они всегда были нужны, когда возникал вопрос: где копать колодец.

С вопросом, о том, как строились колодцы у нас в поселении, мы обратились к председателю совета ветеранов Стрелецкого сельского поселения Можевитину Ивану Михайловичу.

Можевитин Иван Михайлович

председатель совета ветеранов

Стрелецкого сельского поселения

Вот что он рассказал.

«Колодцев на территории нашего поселения было немного. Срубы колодцев были дубовыми или осиновыми. Для подъема воды строились различные устройства: журавли, вороты, которые и сейчас еще остались. Умельцев, которые находили грунтовые воды, в нашем поселении уже нет». Иван Михайлович описал способ нахождения воды при помощи лозы. «Брали веточку ивы, сгибали ее дугой, если дуга склонялась к земле, в этом месте грунтовые воды находились очень близко. Искали воду в определенный день – день Федора Колодезника. Колодцы в нашем поселении перестали копать давно. После войны не было вырыто ни одного. Современные колодцы ставились на месте или старых срубов или не обустроенных родников».

С информацией о количестве колодцев, об их современном состоянии с нами поделилась глава администрации Стрелецкого сельского поселения Скобликова Александра Всеволодовна.


Глава администрации Стрелецкого

Сельского поселения

Скобликова Александра Всеволодовна

Список колодцев, расположенных на территории

Стрелецкого сельского поселения

с.Стрелецкое

ул.Школьная № 2

ул.Народная № 4

ул.Колхозная № 11, № 53, № 71, № 83

пер.Колхозный № 5

ул.Первомайская № 8, № 33, № 57, № 74, № 87, № 97

Родники

с.Стрелецкое ул. Степная

Всего - 13 штук

с.Пушкарное

ул.Красная Подгородняя № 9, № 18, № 33
ул.Березовская № 14, № 25(внизу)

ул.Молодежная № 26, № 32, № 47

ул.Садовая № 14, № 28

Всего - 10 штук

с.Драгунское

ул.Центральная 65 - 2

ул.Луговая - 2

ул.Гвардейская - 3,

Всего - 7штук

с.Красный Отрожок

ул.Кооперативная - 1

ул.Набережная - 1

пер.Набережный - 2

пер.Кооперативный - 2

ул.Заречная - 1,

Всего - 7 шт.

Всего на территории Стрелецкого сельского поселения 37 колодцев. За последние три года отремонтированы 12. Наше поселение активно участвует в реализации программы «Колодцы». Данная программа предполагает обустройство и сохранение колодцев в селах.



Мы в своей работе хотели бы рассказать о колодце и роднике, история которых связана с православными традициями сел нашего поселения.

Глава III

История Пятницкого колодца

Об истории этого колодца мы узнали со слов Бураковой Веры Сергеевны, 1938 года рождения, уроженки села Красный Отрожок, Яковлевского района, Белгородской области, проживающей по адресу: село Стрелецкое, улица Школьная, дом 19.


Буракова Вера Сергеевна

уроженка с.Красный Отрожок

«Пятницкий колодец получил свое название от слова «пятница». На месте, где был когда-то монастырь, бил родник. В один день после Пасхи в пятницу перед праздником Красная Горка родник вымыл икону. Люди решили это место освятить, сделать колодец. Вода этого источника считается целебной. О чудодейственной силе этой воды вскоре узнали не только люди близлежащих сел, но и отдаленных селений. Когда я была девчонкой, мы часто прибегали за водой к этому источнику. Все деревья, которые росли возле воды, были увешаны тряпками, чулками, носками. Существовала примета, что если омыть куском ткани больное место и привязать её рядом в лесу, то болезнь отступит. Во время Великой Отечественной войны водой из этого родника лечили раненых. Ухаживали за ним супруги Усачевы Дмитрий Яковлевич и Марья Романовна. В 80-е годы родник был засыпан».

Этот рассказ подтверждает и летопись. В ней есть следующие сведения. «Однажды в 17-ом или начале 18-ого века в Пятницу на Светлой Седмице монахи Карповского монастыря совершали крестный ход. И вдруг на пути они увидели бьющий родник, из которого вымыло икону Казанской Божьей Матери. Известие о явлении чуда распространилось на много верст в округе. К месту явления чуда стекался народ издалека. Вскоре выяснилось, что вода родника обладает чудодейственными свойствами. Так как чудо было явлено в пятницу, родник получил название Пятницкого, и на протяжении трех веков почитался местными жителями, которые каждый год устраивали у родника Пятницкие гуляния. Родник был засыпан советскими властями в 60-е годы 20 века, в период «хрущевской оттепели» и борьбы с религией».

На этом история колодца не закончилась. Изучая летопись, мы нашли следующую запись о Пятницком колодце.

«Весной 2001 года Зинаида Ильинична Самарченко - Герой Социалистического Труда обратилась к председателю СПК «Дружба» с просьбой дать экскаватор для раскопки родника. С большим трудом он был раскопан, и в пятницу на Светлой Седмице при большом стечении жителей села Красный Отрожок, Стрелецкого, Пушкарного, Казацкого и поселка Томаровки настоятелем Пушкарского храма Отцом Сергием было осуществлено освящение Пятницкого родника. Но на следующий год весной пошли дожди и повлекли за собой сход песчаных, меловых пород с горы, источник был завален».

Но про этот источник жители не забыли. Они обращались с просьбой отрыть родник и поставить колодец. На это благое дело средства были выделены местными спонсорами. 10 ноября 2014 года в День Святой Праскевы Пятницкой настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы отцом Александром после капитального ремонта был освящен Пятницкий колодец.


Освящение Пятницкого колодца

Глава IV

Родник в селе Стрелецкое

На территории нашего поселения есть родник с необычной историей. Он находиться в селе Стрелецкое на улице 5 Августа.




По словам старожилов Бураковой Веры Сергеевны этот колодец носит название «грозовой». Источник на этом месте начал бить после сильной грозы. Летопись подтверждает, что в этом источнике явилась Икона Божьей Матери. Случилось это в девятую пятницу после Пасхи. Увидели ее два мальчика, пасшие коров недалеко от колодца. Они пытались достать икону, но она не давалась в руки, то появлялась, то вновь исчезала. Взрослые тоже не смогли вытащить икону. При попытке поймать икону были повреждены глаза. И лишь после того как священник отслужил молебен, икону вытащили и поместили в Успенский храм села Пушкарное. По всей вероятности событие это произошло не ранее середины или второй половины 19-го века, так как до этого периода Успенского храма не существовало. С тех пор ежегодно в храм шли паломники со всех сторон, чтобы прикоснуться к иконе. Воду из источника стали считать целебной.

О судьбе иконы мы решили узнать у настоятеля Успенского храма села Пушкарное отца Александра.



Настоятель Успенского храма

С.Пушкарное

Отец Александр

Но об иконе он ничего нам не рассказал, дальнейшая ее судьба неизвестна.

Отец Александр поделился с нами другими известными ему сведениями. «До революции от церкви, находящейся в центре села Стрелецкое, проходил крестный ход до источника. Совершался молебен. Но после революции на священников были организованы гонения, тем более запрещалось идти крестным ходом, поэтому эта традиция со временем забылась. День почитания этого источника считается Курская Коренная, которая празднуется в девятую пятницу после святой Пасхи». Почему этот источник почитается именно в Курскую Коренную, отец Александр не знает. В настоящее время на колодце находится икона «Живоносный источник». Как нам рассказал отец Александр, в Греции, в пещере забил святой источник. Люди, узнав о его чудодейственной силе, приходили к источнику для того, чтобы излечиться. Чудотворная мозаичная икона Божей Матери «Живоносный источник» находилась в Константинопольском монастыре и была выполнена в XIV . На Руси иконы «Живоносный источник» появились в XVII веке. Икона «Живоносный источник» не имеет отношения к колодцу в селе Стрелецкое, но кто ее там повесил и почему, этого сказать уже никто не может. Этот источник имеет непосредственное отношение к моей семье. Сруб для него был сделан моей семьей. Наше подворье находится рядом с источником. Мы вырыли пруд на территории своего участка. Вода туда поступает из родника. И каждый год в праздник Крещения в нашем пруду по благословлению батюшки отца Александра проходит крещение.

Заключение

Работа по изучению истории колодцев Стрелецкого сельского поселения была для нас интересной и познавательной, мы много узнали об истории своих сел.

Мы думаем, что любые сведения об истории родного края ценны и важны и передавать их нужно из поколения в поколение.

В этом году мы отмечаем 50-летие создания Яковлевского района. Поэтому историки, краеведы, общественность, молодежь должны быть заинтересованы в восстановлении обычаев, традиций, которые существовали в истории нашего края.

Надеемся, что наша работа послужит делу дальнейшего изучения истории Белгородской области.

Спасибо за внимание!

Список литературы



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования