Система финансовой безопасности предприятия. Информационная безопасность финансового менеджмента

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ТЕМА 8.Система финансовой безопасности предприятия

Проблемы обеспечения финансовой безопасности и финансовой устойчивости получили в последнее время чрезвычайную актуальность, что связано не только с финансовым кризисом, ростом нестабильности, но и глобализацией экономического пространства, приводящего к увеличению числа угроз в виде нестабильности финансовых рынков, аномальных вариаций цен на энергоносители, прежде всего, на нефть и т.д. В этих условиях и государство, и регионы, и фирмы столкнулись с необходимостью принципиально новых подходов к обеспечению безопасности и устойчивости своего развития.

Финансовая устойчивость – одна из важных характеристик, определяющих эффективность финансового управления предприятием. Понятие финансовой устойчивости широко используется при анализе финансового состояния предприятия и оценке его инвестиционной привлекательности. Финансовая устойчивость предприятия - это комплексное понятие, отражающее такое состояние финансов, при котором предприятие способно стабильно развиваться, сохраняя свою финансовую безопасность в условиях дополнительного уровня риска. Финансовая устойчивость предприятия (в узком смысле)это определенное оптимальное соотношение различных видов финансовых ресурсов, привлекаемых предприятием, а также соотношение между различными видами финансовых ресурсов, с одной стороны, и направлениями использования этих ресурсов – с другой.

Финансовая устойчивость предприятия тесно взаимосвязана с другими финансовыми категориями такими как, финансовая безопасность, гибкость, стабильность, равновесие. Теоретическая схема взаимосвязи данных понятий представлена на рис.1.

Особую значимость в современной экономике приобретают проблемы обеспечения не только финансовой устойчивости, но и финансовой безопасности предприятий.

Как самостоятельный объект исследования финансовая безопасность предприятия стала рассматриваться сравнительно недавно. Теоретическими основами финансовой безопасности, как составляющей экономической безопасности, занимаются многие ученые-экономисты. Г. А. Андрощук, П. П. Крайнев, И. А. Бланк, О. О. Бородина, М. И. Бендиков, Е. А. Олейникова рассматривают как теоретические основы, так и практические подходы реализации финансовой безопасности на предприятии. К. С. Горячева, Т. Ю. Загорельская, Т. Б. Кузенко, О. И. Барановский, О. В. Арефьева, Р. С. Папехин анализируют способы и показатели оценки уровня финансовой безопасности хозяйствующего субъекта. Изучением проблем стратегического планирования финансовой безопасности на предприятии занимаются Е. М. Бойко, В. А. Василенко, С. С. Герасименко, Н. А. Головач, К. С. Горячева, А. В. Грачев.

Рис. 1. Теоретическая схема взаимосвязи финансовой устойчивости
и финансовой безопасности предприятия.

Несмотря на многочисленность работ, отсутствуют те, которые бы рассматривали проблемы финансовой устойчивости и безопасности предприятий во взаимосвязи.

Сущность финансовой безопасности предприятия, по мнению И.А. Бланка, состоит в способности предприятия самостоятельно разрабатывать и проводить финансовую стратегию в соответствии с целями общей корпоративной стратегии, в условиях неопределенной и конкурентной среды. Главное условие финансовой безопасности предприятия - способность противостоять существующим и возникающим опасностям и угрозам, стремящимся причинить финансовый ущерб предприятию или нежелательно изменить структуру капитала, или принудительно ликвидировать предприятие. Для обеспечения этого условия предприятие должно поддерживать финансовую устойчивость, равновесие, обеспечивать достаточную финансовую независимость предприятия и гибкость при принятии финансовых решений.

Финансовая устойчивость и финансовая безопасность фирмы неразрывно связаны между собой, взаимовлияют и взаимодополняют друг друга. Выражаясь образно, можно сказать, что они представляет собой две стороны одной медали. Финансовая устойчивость - необходимое, но недостаточное условие финансовой безопасности фирмы. Если условие, что фирма, обладающая финансовой безопасностью, обладает и финансовой устойчивостью, верно, то обратное утверждение не будет справедливым.

Следовательно, обеспечение финансовой безопасности может быть только на основе финансово устойчивого развития фирмы, в которой созданы условия для реализации такого финансового механизма, который способен адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. При таком подходе к финансовой устойчивости предприятия особое значение приобретают уровни финансовой устойчивости, так как для финансовой безопасности предприятия важен не абсолютный, а рациональный уровень финансовой устойчивости.

Ключевыми "точками" взаимосвязи и взаимовлияния финансовой устойчивости и безопасности фирмы являются:

· финансовая гибкость фирмы – это способность фирмы изменять объем и структуру финансирования, а также направления вложения финансовых ресурсов, согласно изменившимся внешним и внутренним обстоятельствам. Является качественной характеристикой, предлагается использовать для ее оценки наличие управленческих опционов у предприятия;

· финансовая стабильность фирмы определяется постоянством оптимальных или приближенных к ним значений показателей.

· финансовое равновесие фирмы характеризует сбалансированность развития фирмы и предприятия, что достигается оптимальным сочетанием доходности и риска.

Наличие вышеуказанных "точек пересечения" приводит к наличию общих угроз, влияющих и на финансовую безопасность, и на финансовую устойчивость фирмы. К основным внутренним угрозам относятся преднамеренные или случайные ошибки менеджмента в области управления ее финансами, связанные с выбором стратегии предприятия, с управлением и оптимизацией активов и пассивов предприятия (разработка, внедрение и контроль управления дебиторской и кредиторской задолженностями, выбор инвестиционных проектов и источников их финансирования, оптимизация амортизационной и налоговой политики).

К числу основных внешних угроз целесообразно отнести следующие:

· скупку акций, долгов предприятия нежелательными партнерами;

· наличие значительных финансовых обязательств у предприятия (как большой величины заемных средств, так и больших задолженностей предприятию);

· неразвитость рынков капитала и их инфраструктуры;

· недостаточно развитую правовую систему защиты прав инвесторов и исполнения законодательства;



· кризис денежной и финансово-кредитной систем;

· нестабильность экономики;

· несовершенство механизмов формирования экономической политики государства.

Существование взаимосвязи финансовой устойчивости и безопасности фирмы доказывает целесообразность их комплексного мониторинга. Для достижения финансовой устойчивости фирмы достаточно и необходимо обеспечение ее финансовой безопасности, поэтому в целях снижения влияния угроз необходима, прежде всего, структура контроля за обеспечением финансовой устойчивости и безопасности фирмы, которая может иметь следующий вид (рис. 2).

Рис. 2. Основные направления контроля за обеспечением финансовой устойчивости и безопасности фирмы

Орган, который должен в оперативном режиме проводить мониторинг финансовой устойчивости и безопасности, оперативно реагировать на изменение ситуации, регулярно готовить документы директору и совету директоров для принятия решений по тем или иным проблемам и контролировать их исполнение, - это аналитическая служба фирмы.

Для организации эффективной системы финансовой устойчивости фирмы необходима разработка соответствующей документации, где должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а также критерии, на основании которых финансовая устойчивость и безопасность могут быть признаны нарушенными. Иными словами, следует определить критерии, позволяющие судить о соблюдении требований финансовой устойчивости и безопасности фирмы. Аналитическая служба будет давать оценку соблюдению этих критериев и доводить информацию до топ - менеджмента фирмы. В то же время должны быть разработаны принципы требований к должникам, которым они должны удовлетворять для соблюдения требований финансовой устойчивости и безопасности фирмы. При этом аналитическая служба должна выражать свое мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой устойчивости и безопасности фирмы (а также для контроля за соблюдением финансовых интересов предприятия).

Кроме этого должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой устойчивости и безопасности фирмы. На основе получаемой информации должен разрабатываться комплекс оперативных и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз.

Таким образом, с позиций теории и практики с уверенностью можно утверждать, что необходимым и достаточным условием финансовой устойчивости фирмы является обеспечение ее финансовой безопасности, а достижение ее финансовой безопасности возможно только при обеспечении финансовой устойчивости фирмы.

В условиях финансово-экономического кризиса настоящее отечественные предприятия функционируют при неопределенности изменения конъюнктуры рынка, несовершенства финансово-экономического и организационно-правового механизма обеспечения экономической безопасности предприятия, а в том числе и ее информационной составляющей. Уровень угроз и рисков информаций безопасности предприятия постоянно растут. Особенно, это связано с развитием современных технологий, многочисленными информационными преступлениями, шпионажем, промышленным шпионажем. Хозяйствующие субъекты взаимодействуют с большим количеством контрагентов, стремятся реализовать свои интересы, и являются крупными угрозами внешней среды, пытающихся законным и незаконным путем получить информацию о финансовом состоянии предприятия, планы на перспективу развития, информацию о процессе производства и сбыта товара, поставщиков, партнеров. Часто, переманивая персонал или устраивая своего работника, конкуренты пытаются незаконным путем получить информацию о субъекте хозяйствования. Поэтому, для обеспечения информационной безопасности предприятия необходимо применять превентивные меры как юридического так и финансового характера. Механизм обеспечения информационной безопасности субъектов хозяйствования должна формироваться и реализовываться на практике путем комплексного решения проблем, связанных с многофакторностью трудно контролируемого и прогнозируемого современной среды функционирования системы информационной безопасности предприятий. Современные условия предпринимательской деятельности требуют создания информационно-обеспеченной системы управления. Именно поэтому, обеспечение информационной безопасности предприятия является весьма актуальным вопросом современности.

Развитые страны мира тратят около 9-12% от своей прибыли на обеспечение безопасности бизнеса. В Украине на предприятиях, нередко, обеспечения безопасности предприятия сводится к наличию охранника.

В английском языке слово "information" впервые появилось в 1387 Современного написания это слово приобрело в XVI в. В восточнославянские языки слово «информация» пришло из Польши в XVII в. В середине XX в. информация стала общенаучным понятием, но до сих пор в научной сфере оно заважничает достаточно дискуссионным. Общепринятого определения информация не существует, и оно используется преимущественно на интуитивном уровне.

Правовой основой определения термина "информация" является Закон Украины "Об информации" и Гражданский кодекс Украины.

Так, согласно Закону Украины "Об информации" под понятием "информация" понимается любые сведения и / или данные, которые могут быть сохранены на материальных носителях или отражены в электронном виде.

В соответствии с Законом Украины "О защите экономической конкуренции" информация - сведения в любой форме и виде и сохраненные на любых носителях (в том числе переписка, книги, заметки, иллюстрации (карты, диаграммы, органиграммы, рисунки, схемы и т.п.) , фотографии, голограммы, кино-, видео-, микрофильмы, звуковые записи, базы данных компьютерных систем или полное или частичное воспроизведение элементов), объяснения лиц и любые другие публично объявленные или документированные сведения.

Учитывая толкование термина информация Гражданским кодексом, под этим термином понимается документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, которые имели или имеют место в обществе, государстве и окружающей среде.

Существует множество толкований термина "информация" учеными, но исследуем некоторые из них.

В частности, Цюрюпа С.В. считает, что информация - это один из важнейших ресурсов вместе с материальными, энергетическими и человеческими ресурсами. .

Кортич Б.А. пользуется мнением, что информация - некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний. Для более полного понимания понятия "информация" приведем ее виды. (Табл. 4.1.)

Таблица 4.1.

Основные виды информации

вид информации

трактовки информации

статистическая

официальная документированная государственная информация, которая дает количественную характеристику массовых явлений и процессов, которые отражаются в экономической, социальной, культурной и других сферах жизни. Государственная статистическая информация подлежит систематическому открытому опубликованию.

массовая информация

публично распространена печатная и аудиовизуальная информация. 1 средствах массовой информации являются периодические печатные издания (пресса) - газеты, журналы, бюллетени и разовые издания с определенным тиражом. Аудиовизуальными средствами массовой информации 1 являются: радиовещание, телевидение, кино, видео.

Информация государственных органов и органов местного и регионального самоуправления

официальная документированная информация, которая создается в процессе текущей деятельности, законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного и регионального самоуправления. Основными источниками этой информации с: законодательные акты Украины, другие акты, принимаемые Верховной Радой и ее органами, акты Президента Украины, подзаконные нормативные акты государственных органов, акты органов местного и регионального самоуправления.

Правовая информация

совокупность документированных или публично оглашенных сведений о праве, его системе, источниках, реализации, юридические факты, правоотношения, правопорядок, правонарушение и борьбу с ними и их профилактику. Источниками являются: Конституция Украины, другие законодательные и подзаконные нормативные акты, международные договоры и соглашения, нормы и принципы международного права.

Информация справочно-энциклопедического характера

систематизированы, документированные или публично объявленные сведения об общественной, государственной жизни и окружающую природную среду. Основными источниками этой информации являются: энциклопедии, словари, справочники, путеводители, объявления, рекламные сообщения.

социологическая информация

документированные или публично объявленные сведения об отношении отдельных граждан и социальных групп к общественным событиям и явлений, процессов, фактов.

Информация с ограниченным доступом

сведения конфиденциального или тайного характера, правовой статус которых предусмотрен законодательством Украины, признанных таковыми в соответствии с установленными юридических процедур и доступ к которым ограничен владельцем таких сведений или уполномоченным им лицом.

конфиденциальная информация

сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями.

Секретная информация, содержащая сведения, составляющие государственную и иную информация предусмотренную законодательством тайну (банковскую, коммерческую, служебную, профессиональную, адвокатской), разглашение которой наносит ущерб личности, обществу и государству.

В условиях постоянного развития информационной среды предприятия, необходимо обеспечение его информационной безопасности на всех стадиях деятельности. Существуют различные подходы ученых-экономистов по сроку "информационная безопасность".

Информационная безопасность - состояние защищенности информационного пространства, обеспечивающего формирование и развитие этого пространства в интересах личности, общества и государства.

Таблица 4.2.

Подходы к дефениции "информационная безопасность"

В.С. Ифтемчук, В.А. Григорьев, М.И.Манилич, Д. Шутак

обеспечение защиты информации от случайного или преднамеренного доступа лиц, не имеющих на это права; интегральное свойство информации, характеризующееся конфиденциальностью, целостностью и доступностью; защищенность устройств, процессов, программ, среды и данных, обеспечивает целостность информации, обрабатывается, хранится и передается этими средствами; свойство среды обеспечить защиту информации.

А.Н. Азрилиян

обеспечение защиты информации от случайного или преднамеренного доступа лиц, не имеющих на это право; интегральное свойство информации, которая характеризуется конфиденциальностью, целостностью и доступностью; защиту приборов, процессов, программ, данных, среды, обеспечивающей целостность информации, обрабатывается, хранится и передается этими средствами; свойство среды обеспечивать защиту информации.

С.И. Мельник, М.Ю. Цуп

это состояние защищенности информационной среды организации от внутренних и внешних угроз. Содержание информационной безопасности заключается в осуществлении эффективного информационно-аналитического обеспечения хозяйственной деятельности предприятия. Соответствующие службы выполняют при этом определенные функции, которые в совокупности характеризуют процесс создания и защиты информационной составляющей экономической безопасности.

А.Н. Степанова, Л. Дсгтярьова

защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от 1 случайных или преднамеренных действий естественного или случайного характера, которые могут нанести ущерб владельцам информационного ресурса или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Сороковский А. А., Гевко В.Л.

общественные отношения по созданию и поддержанию на должном уровне жизнедеятельности информационной системы субъекта хозяйственной деятельности.

Кис лов Д.В.

состояние защищенности от воздействия и использования информации, которая может тормозить или препятствовать их использованию и реализации.

Анализируя приведенные взгляды на дефиниции "информационная безопасность", следует отметить, что они ни в коем случае не противоречат друг другу, а только рассматривают различные аспекты обеспечения информационной безопасности, и фактически дополняют друг друга.

Такое количество подходов толкование информационной безопасности свидетельствует о роли, которую она выполняет в процессе эффективного развития предприятия, так как обеспечивает защиту информации во всех сферах деятельности предприятия.

Таблица 4.3.

Направления информационной безопасности

Название направления информационной безопасности предприятия

характеристика

Первое направление информационной безопасности предприятия

организации необходимо разработать и ввести простую систему классификации степени конфиденциальности обрабатывающих материалов ("Секретно". "Только для использования в рамках компании", "Для общего пользования", "Для личного пользования")

Второе направление информационной безопасности предприятия

необходимо постоянно проводить с персоналом компании работу о правилах использования конфиденциальной информации.

Четвертое направление информационной безопасности предприятия

возложить обязанность определять гриф секретности документа на того человека, который его разрабатывала, этот человек в дальнейшем может менять степень секретности этой информации.

Чтобы защитить предприятие от утечки конфиденциальной информации, необходимо:

Контролировать доступ сотрудников фирмы к закрытой информации и к базам данных;

Не злоупотреблять наймом временных сотрудников, если они автоматически получают доступ к конфиденциальной информации;

Установить камеры видеонаблюдения и контролировать лиц, перемещающихся внутри фирмы;

Установить аппарат для уничтожения секретных документов;

Секретные документы должны уничтожаться лично работниками, которые отвечают за безопасность фирмы;

Завести специальные конверты, в которых секретная информация будет циркулировать внутри фирмы;

Следить за использованием копировальной техники и выносом документов с предприятия;

Установить места приема посетителей, не оставлять их в одиночестве;

Оборудовать звуконепроницаемые помещения и проверять их для обсуждения важных вопросов предприятия;

Использовать для ведения служебных записей только пронумерованы тетради;

В конце рабочего дня все важные документы прятать в сейф;

Установить персональную ответственность сотрудников за сохранение конфиденциальной информации с четким определением меры наказания за утечку этой информации.

Повышенные требования к информационной безопасности предполагают соответствующие меры на всех этапах жизненного цикла информационных технологий. Планируется эти меры после окончания этапа анализа рисков и выбора контрмер. Обязательной составной частью этих планов является периодическая проверка соответствия существующего режима информационной безопасности политике безопасности, сертификации информационной системы (технологии) на соответствие требованиям определенного стандарта безопасности.

Цель процесса оценки рисков в процессе обеспечения информационной безопасности предприятия заключается в определении их характеристик в информационной системе и ее ресурсах. На основе таких данных выбирают необходимые средства управления информационной безопасностью.

Ключевым фактором в обеспечении информационной безопасности предприятия является его персонал. Основными мероприятиями при работе с которым являются: проведение аналитических процедур при приеме и увольнении; обучение и инструктаж практическим действиям по защите информации; контроль за выполнением требований по защите информации, стимулирование ответственного отношения к сохранению информации и др.

Наиболее распространенными и опасными угрозами доступности неумышленные ошибки постоянных пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц, обслуживающих информационные системы.

Именно такие ошибки обычно и становятся угрозами (неправильно введенные данные или ошибки в программе, которая привела к краху системы), иногда они создают слабые места, которыми могут воспользоваться злоумышленники. Статистика свидетельствует, что около 65% потерь - следствие непреднамеренных ошибок. Исходя из этого, наиболее радикальный способ борьбы с непреднамеренными ошибками - максимальная автоматизация и строгий контроль.

На втором месте по размерам убытков - кражи и подделки. По данным, вращающиеся среди специалистов, в 2006 году в результате подобных противоправных деяний с использованием персональных компьютеров американским организациям был нанесен общей вреда в размере 1 млрд. 882 млн. Долл. США. Можно предположить, что настоящий размер ущерба намного больше, поскольку многие фирмы по понятным причинам скрывают такие инциденты. В большинстве расследованных случаев виновниками оказывались штатные сотрудники фирм, хорошо знакомые с режимом работы и мерами безопасности.

Главной задачей предприятия является своевременное выявление угроз и предотвращения. Одними из таких задач руководства есть ряд мероприятий по предупреждению компьютерных преступлений. их разграничивают на технические, организационные и правовые, (табл. 4.4.)

Таблица 4.4.

Меры предупреждения компьютерных преступлений

Технические

организационные

правовые

1. защита от несанкционированного доступа к системе:

2. бронирования особых компьютерных подсистем;

3. Организация

вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев;

4. установка оборудования для обнаружения и тушения пожара:

5. употребления конструктивных мер защиты от краж, саботажа, диверсий, взрывов:

6. установка сигнализации.

1 .охорона вычислительных центров;

2. тщательный отбор персонала;

3. наличие плана восстановления работоспособности вычислительного центра после выхода его из строя;

4. универсальность средств защиты от всех пользователей (в том числе высших должностных лиц):

5. исключения случаев проведения особо важных работ только одним человеком.

2. контроль за разработчиками компьютерных систем;

3 .удосконалення административного, гражданского, законодательства в области компьютерного права.

В современных условиях управление системой обеспечения финансовой безопасности предприятий осуществляется через механизм управления финансовой безопасностью предприятия. Стабильность работы предприятий зависит от эффективности механизмов обеспечения и управления финансовой безопасностью субъектов хозяйствования. Механизм обеспечения финансовой безопасности предприятий является частью механизма управления, а механизм управления финансовой безопасностью предприятий - это часть системы обеспечения финансовой безопасности предприятий. Ряд подходов к освещению финансовой безопасности субъектов хозяйствования под разным углом зрения ученых-экономистов не в полной мере определяют механизм обеспечения финансовой безопасности предприятий, так и до сих пор отсутствует системное понимание механизма обеспечения финансовой безопасности с учетом временной пространственной конфигурации могут привести к снижению результативности механизма обеспечения финансовой безопасности предприятия с потерями аспекта возможностей по изменению внешней среды и не вовремя адаптацией к его модификации. Определение механизма обеспечения финансовой безопасности предприятий невозможно без применения различных методов, подходов к управлению финансовой безопасностью предприятий. Управление финансово-экономической безопасностью на уровне государства исследовали И. Иванова. А. Кириченко, В. Вернут, А. Сухоруков.

Так, управление безопасностью на макроуровне занимался А.И. Сухоруков и считал, что проблемы экономической безопасности обостряются в условиях открытой экономики. Основными задачами государства является выявление угроз, измерения уровня их опасности, реализация адекватных мер по предупреждению и устранению угроз, а также негативных последствий Их влияния. Чтобы предотвратить финансовый опасности необходимо "осуществлять тщательный мониторинг традиционных проблем, а также изучать проблемы, возникающие из-за усиления процессов реформирования национальной экономики, регионализации и глобализации мировой экономики, интернационализации финансовых потоков".

Национальная безопасность государства регулируется системой права, законов политической экономии и политологии, тесно связана с категориями территориального единства и неприкосновенности, агрессии и принуждения, экономической независимости и экономического суверенитета и тому подобное. В то же время, национальная безопасность государства может рассматриваться как подсистема международной экономической безопасности.

Объектами национальной безопасности государства являются: человек и гражданин - их конституционные права и свободы; общество - его духовные, морально-этические, культурные, исторические, интеллектуальные и материальные ценности, информационное и окружающую природную среду и природные ресурсы; государство - его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность.

Эффективность правового воздействия на обеспечение управления системой финансовой безопасности зависит от действующей системы правовых норм: международной экономической системы; национальной безопасности общества; государственной экономической и финансовой безопасности; финансовая безопасность предприятия, (рис. 6.7)

Рис. 6.7. Нормативно-законодательное регулирование по обеспечению финансовой безопасности в Украине.

Существует много подходов к механизму обеспечения финансовой безопасности предприятия.

Так, Н.Н. Пойда-Носик считает, что механизм обеспечения финансовой безопасности предприятия должна охватывать вопросы диагностики, выбора оптимальных финансовых рычагов и методов, а также обязательный контроль за финансовой деятельностью предприятия.

1.1. Биломистна, В.Е. Хоречко считают, что главной составляющей финансового механизма является контроль.

Т.В. Клименко предлагает для построения механизма обеспечения финансовой безопасности предприятия относить элементы: объекты, субъекты, угрозы, финансовые интересы, принципы, инструментарий (методы, критерии и индикаторы, финансовые рычаги, инструменты), нормативно-правовое и информационное обеспечение.

По мнению Ю.Б. Лавровой, в основе механизма обеспечения финансовой безопасности предприятия находится системное сочетание определенных инструментов, методов, рычагов и информационно-аналитическое обеспечение, создаваемых на базе принципов обеспечения финансовой безопасности, объективно существуют как экономические закономерности, а также производятся субъектами управления экономической безопасности предприятия для достижения и защиты финансовых интересов последнего.

На сегодняшний день, в условиях неопределенности, кроме оценки финансовой безопасности предприятия необходимо осуществлять еще и управления ею, которое должно осуществляться комплексно и систематизированы на основе сбора информации, обработки, обобщения, мониторинга, контроллинга, осуществление ряда превентивных мер.

Поэтому, ряд отечественных ученых рассматривают не только механизм обеспечения финансовой безопасности предприятий, но и механизм управления этим сложным процессом. Составляющей механизма обеспечения механизм управления финансовой безопасностью предприятий.

А.В. Раевнева рассматривает не только обеспечение, но и механизм управления развитием предприятия и считает, что он является "более активной частью системы управления, обеспечивает возможность целенаправленного развития предприятия и представляет собой совокупность средств управления, которые включают инструменты и рычаги, отвечающие ориентирам, предполагаемым последствиям, критериям выбора и оценки, ограничением и требованиям процесса развития предприятия с учетом определенной стадии цикла его развития; организационных и экономических методов управления, представляющие собой способы, приемы и технологии приведения в действие и использования средств управления ".

И. Иванова выдвигает следующие стратегии финансового контроля: система целей, направлений, задач, инструментов и мер, которые в сочетании должны обеспечивать практическое выполнение поставленной цели. Необходимо создать механизм противодействия угрозам извне. Система государственного финансового контроля должна основываться на внутреннем контроле и управлении предприятием.

По мнению Ю.Г. Кима, место управления финансовой безопасностью в общей иерархической системе управления безопасностью предприятий следующее: управление безопасностью предприятия, управления экономической безопасностью предприятия, управление финансовой безопасностью предприятия.

Управление финансовой безопасностью как составной части экономической безопасности предприятия, зависит от обоснованного использования методов оценки ее уровня как базы и инструмента контроля и задачи ориентиров для планирования и осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Л.В. Шостак, А.А. Идите считают, что механизмы управления финансово экономической безопасностью предприятия необходимо рассматривать как защиту от существующих различных угроз. Объектом системы обеспечения финансовой безопасности выступает стабильное финансовое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периодах. Конкретными же объектами защиты выступают ресурсы: финансовые, материальные, информационные, кадровые. А.П. Мищенко считает, что управление финансами предприятий должно осуществляться на основе абсолютных и относительных величин. Он подчеркивает, что показатели входной информации, на которой должно основываться процесс

стратегического управления и планирования системы финансовой безопасности предприятий.

Под механизмом управления финансово-экономической безопасностью можно рассматривать совокупность состояний и процессов, составляющих управления по противодействию опасностям, угрозам и рискам. Как компоненты этого механизма следует рассматривать принципы, методы, функции управления, систему управления и принятия управленческих решений.

В состав механизма управления финансовой безопасностью предприятия относят такие элементы (составляющие): совокупность финансовых интересов предприятия, функции, принципы и методы управления, организационную структуру, управленческий персонал, технику и технологии управления, финансовые инструменты, критерии оценки уровня финансовой безопасности.

В.И. Грушко, Л.А. Кошембар, С.М. Лаптев подходят к механизму управления финансовой безопасностью предприятия с точки зрения оптимизации налогообложения, поскольку "механизм совершенствования системы финансовой безопасности субъектов хозяйствования, стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности, возможен только в контексте определения основных изменений состава и структуры налоговой системы страны" .

Ο.Λ. Кириченко считает, что механизм управления финансовой безопасностью предприятия - это совокупность органов управления всех уровней предприятия, действующего на базе нормативно-правовых документов, технических средств обеспечения процесса управления, организация формальных и неформальных взаимоотношений между внутренними субъектами управления в процессе планирования и проведения мероприятий по противодействию внутренним и внешним угрозам.

Е.П. Картузов считает, что элементами механизма управления финансовой безопасностью предприятий является анализ, система индикаторов (показателей финансовой деятельности предприятия), организационной структуры, которая занимается финансовой деятельностью, финансовых инструментов и технологий, организационных, экономических, социально-психологических и правовых методов управления.

Б. Андрушкив, Ю.Я. Волк, П.Д. Дудкин, Н.Б. Кирич, Л.Я. Малюта, Т.Л. Мостенська, А.А. Сороковский, И.П. Сивчук, 1.1. Стойко не выделяют финансовую безопасность как отдельную категорию, поэтому подходят комплексно к управлению безопасностью предприятия с точки зрения экономической безопасности предприятия. Они считают, что "механизм управления безопасностью предприятия является объективной последовательностью действий по обеспечению экономической безопасности предприятия. [С, с. 78-79]

Управление обеспечением финансовой безопасности органично входит в общую систему управления безопасностью предприятия, представляя собой важнейшую его функциональную подсистему, которая обеспечивает реализацию управленческих решений преимущественно в финансовой сфере его деятельности.

На рис. 6.8. определено место управления системой финансовой безопасности в системе управления безопасностью предприятия.

Рис. 6.8. Место управления системой финансовой безопасности в системе управления безопасностью предприятия

Совокупность объекта и субъекта управления в деятельности служб экономической безопасности предприятия формирует систему управления, которая включает: механизм управления (цели, функции, задачи, принципы и методы); совокупность организационных структур управления (типы субъектов обеспечения безопасности, виды организационных структур управления, уровни управления, персонал и т.д.); процессы обеспечения финансовой безопасности как действия и взаимодействия элементов механизма и структур управления с помощью планов поддержки финансовой безопасности, специальных решений по ситуационным, нестандартным проблемам и т. д.). Эффективность управления финансовой безопасностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, отраженных на рис. 6.9.

Рис. 6.9. Основные принципы управления финансовой безопасностью предприятия

1. Системность построения - принцип, в котором определяется, что управление финансовой безопасностью предприятия должно осуществляться системно. Должна быть четкая идентификация и взаимосвязь целей, задач управления, объектов и субъектов, выбор эффективных механизмов реализации принятых управленческих решений.

2. Интегрированность с общей системой финансового менеджмента - отражает интегрированность управления финансовой безопасностью предприятия с другими системами управления его финансовой деятельностью.

3. Ориентированность на стратегические цели финансового развития предприятия - тактические цели предприятия не должны противоречить стратегическим целям. Реализация этого принципа должна реализовываться с учетом финансовой философии предприятия, которая определяет главные стратегические параметры финансового развития предприятия и формирования системы защиты его приоритетных финансовых интересов.

4. Комплексный характер управленческих решений, которые формируются - управление финансовой безопасностью предприятия должно рассматриваться как комплексная управленческая система, которая обеспечивает взаимозависимость сбалансированных управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в защиту финансовых интересов предприятия от внутренних и внешних угроз.

5. Высокий динамизм управления - при управлении финансовой безопасностью предприятия необходимо быстро реагировать на изменение внешней и внутренней среды на каждой стадии жизненного цикла развития предприятия. В процессе развития субъекта производственно-хозяйственной деятельности может меняться система его приоритетных финансовых интересов.

6. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений - подготовка каждого управленческого решения в сфере обеспечения финансовой безопасности предприятия должна иметь альтернативные варианты решений. Подбор того или иного альтернативного решения в конкретной ситуации масс базироваться на системе критериев, определяемых финансовой философией, финансовой стратегией или конкретной финансовой политикой обеспечения защиты финансовых интересов предприятия. Система таких критериев устанавливается предприятием самостоятельно.

7. Адекватность реагирования на отдельные угрозы финансовым интересам - система финансовых механизмов, которая используется предприятием по нейтрализации угроз финансовым интересам связана с затратами финансовых ресурсов. Уровень этих расходов находится в прямой зависимости от количества и масштабов использования таких механизмов. Нейтрализация угроз предприятию должна происходить в зависимости от реально существующих угроз и необходимости в их нейтрализации.

8. Адаптивность системе финансовой безопасности, которая формируется - система финансовых механизмов по нейтрализации угроз финансовым интересам предприятия должна обеспечивать необходимый уровень гибкости управления его финансовой безопасности.

9. Эффективность принимаемых решений - оценка эффективности принятых решений связанных с обеспечением финансовой безопасности достигается путем сопоставления уровня достижения финансовых интересов и объема затрат финансовых ресурсов по альтернативным вариантам управленческих решений.

10. Законность управленческих решений, которые принимаются - вся система получения необходимых информационных данных, а также механизмов обеспечения защиты финансовых интересов от различных угроз должна носить легитимный характер. Рассмотрены принципы являются основой организации системы управления финансовой безопасностью предприятия.

Таблица 6.4.

Задачи управления финансовой безопасностью предприятия, которые характеризуют его приоритетные финансовые интересы

1. Рост уровня доходности собственного капитала (уровня финансовой рентабельности)

1. Финансовое обеспечение роста суммы чистой прибыли предприятия

2. Формирование необходимого объема финансовых ресурсов предприятия из внутренних и внешних источников

3. Обеспечение достаточной финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия

4. Высокий уровень инвестиционной активности и эффективности инвестиций

4. Обеспечение необходимого объема и уровня эффективности инвестиций

5. Обеспечение снижения финансовых рисков

6. Обеспечение своевременного введения в практику финансовой деятельности предприятия современных технологий и организационных систем управления

7. Быстрое и эффективное преодоление препятствий, которые возникают в кризисных финансовых ситуациях

7. Обеспечение быстрого и эффективного выхода предприятия из финансового кризиса

Для более эффективного управления финансовой безопасностью отдельного хозяйствующего субъекта необходимо учитывать его отдельные особенности, принадлежность к конкретной отрасли, административно-территориальной единицы.

Схему взаимосвязи финансовой безопасности предприятия и его финансового состояния приведены на рис. 6.10.

Рис. 6.10. Схема взаимосвязи финансовой безопасности предприятия и финансового состояния

В рамках системы финансовой безопасности предприятия объекты управления конкретизируются в разрезе отдельных задач этого управления, обеспечивающих защиту конкретных финансовых интересов.

Систематизация основных объектов управления финансовой безопасностью предприятия представлена в таблице 6.5.

Таблица 6.5.

Систематизация объектов управления финансовой безопасностью предприятия в разрезе основных его задач

Задачи управления финансовой безопасностью предприятия

Объекты управления финансовой безопасностью предприятия

Обеспечение роста суммы чистой прибыли предприятия

прибыль предприятия

Формирование необходимого объема финансовых ресурсов предприятия из внутренних и внешних источников

Источники формирования финансовых ресурсов предприятия; структура капитала предприятия

Обеспечение достаточной финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия

Денежные потоки предприятия

Обеспечение необходимого уровня эффективности инвестиций

Реальные инвестиции предприятия; финансовые инвестиции предприятия

Обеспечение снижения финансовых рисков предприятия

Финансовые риски предприятия

Обеспечение своевременного внедрения инновационных технологий и организационных систем управления

Финансовые инновации предприятия

Обеспечение быстрого и эффективного выхода предприятия из финансового кризиса

Финансовый кризис предприятия

Управление финансовой безопасностью предприятия как управленческой системой характеризуется наличием и определенностью субъектов управления.

Таблица 6.6.

Основные функции управления финансовой безопасностью предприятия

Функции управления финансовой безопасностью предприятия как управляющей системой

Функции управления финансовой безопасностью предприятия как специализированной системой менеджмента

1.Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих альтернативные управленческие решения

1. Разработка стратегии обеспечения финансовой безопасности предприятия

2. Анализ финансовой безопасности предприятия

2. Управление рентабельностью предприятия

3. Планирование финансовой безопасности предприятия

3. Управление формированием финансовых ресурсов предприятия

4. Разработка действий системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в сфере обеспечения финансовой безопасности предприятия

4. Управление финансовой стабильностью предприятия

5. Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в сфере финансовой безопасности предприятия

5. Управление инвестиционной активности.

6. Управление финансовыми рисками.

7. Управление финансовыми инновациями.

8. Антикризисное финансовое управление.

В функции управления финансовой безопасностью предприятия как управляющей системы:

1. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих альтернативные управленческие решения. Определение потеребить в объеме и содержании информации, обработка внутренней и внешней информации, мониторинг информационных потоков предприятия.

2. Анализ финансовой безопасности предприятия. Проводится анализ финансовой безопасности предприятия, его структурных подразделений и отдельных хозяйственных операций.

3. Планирование финансовой безопасности предприятия. Разработка краткосрочных и долгосрочных планов обеспечения финансовой безопасности предприятия. Основой планирования является разработка стратегии.

4. Разработка действий системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в сфере обеспечения финансовой безопасности предприятия. Формирование системы стимулирования и санкций финансовыми менеджерами по завершению выполнения задач по обеспечению экономической безопасности предприятия.

5. Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в сфере финансовой безопасности предприятия. Создание системы внутреннего контроля на предприятии, определение системы контрольных показателей и контрольных периодов.

В функции управления финансовой безопасностью предприятия как специализированной системой менеджмента:

1. Разработка стратегии обеспечения финансовой безопасности предприятия. Формирование системы краткосрочных и долгосрочных целей в сфере защиты финансовых интересов предприятия, определяются задачи обеспечения экономической безопасности предприятия. Стратегия обеспечения экономической безопасности предприятия рассматривается как составляющая общей стратегии предприятия.

2. Управление рентабельностью предприятия. Рост суммы чистой прибыли на единицу использования собственного капитала. Оценивается уровень рентабельности предприятия по отношению к средней нормы доходности капитала на финансовом рынке, выявление резервов повышения суммы чистой прибыли предприятия в перспективном периоде.

3. Управление формированием финансовых ресурсов предприятия. Определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах для обеспечения его развития, конкретизируется структура источников их формирования.

4. Управление финансовой стабильностью предприятия. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе его развития, оптимизация структуры капитала и активов предприятия, сбалансированность отдельных видов денежных потоков.

5. Управление инвестиционной активностью. Оценивается уровень инвестиционной привлекательности отдельных проектов и финансовых инструментов, формируется инвестиционная программа предприятия.

6. Управление финансовыми рисками. Выявляются основные финансовые риски, присущие конкретному предприятию, осуществляется оценка уровня реализации этих рисков и связанных с ним потерь, формируется система действий по минимизации рисков.

7. Управление формированием финансовых ресурсов предприятия - определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах для обеспечения его развития, конкретизируется структура источников их формирования.

8. Антикризисное финансовое управление. Осуществляется мониторинг финансового состояния предприятия, для того, чтобы своевременно диагностировать симптомы финансового кризиса, оказываются масштабы кризисного состояния предприятия, определяются формы и методы использования внутренних механизмов антикризисного финансового управления предприятием.

Таблица 6.7.

Систематизация основных внутренних механизмов управления финансовой безопасностью предприятия в разрезе его приоритетных финансовых интересов

Приоритетные финансовые интересы предприятия

Основные внутренние механизмы обеспечения финансовой безопасности предприятия

1. Рост уровня доходности собственного капитала

1 .финансово леверидж

2. Минимизация средневзвешенной стоимости

капитала

2. Достаточность финансовых ресурсов, которые формируются на всех этапах развития предприятия

1. Выбор эффективного механизма амортизации активов.

2. Привлечение необходимого количества ссудного капитала.

3. Финансовая устойчивость предприятия в процессе его развития

1. Оптимизация структуры капитала.

2. Оптимизация структуры активов.

4. Высокий уровень инвестиционной активности

1. Оптимизация программы реальных инвестиций

2. Оптимизация портфеля финансовых инвестиций

5. Эффективная нейтрализация финансовых рисков

1. Исключение рисков.

2. Диверсификация.

3. Хеджирование

4. розпридилення рисков

6. Высокий инновационный уровень финансовой деятельности предприятия

1. Внедрение современных финансовых инструментов и технологий.

2. Внедрение эффективных организационных систем

7. Быстрое и эффективное преодоление кризисных финансовых ситуаций на предприятии

1. Реструкторизация задолженности в процессе санации предприятия

2. Реорганизация предприятия

Итак, механизм управления финансовой безопасностью предприятия - это совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений по обеспечению защиты его финансовых интересов от различных угроз.

Система управления финансовой безопасностью предприятия

В основе обеспечения финансовой безопасности предприятия лежит концепция системного сочетания функций контроля, планирования, обратной связи и информационного обеспечения.

При разработке и создании подсистемы управления финансовой безопасностью целесообразно соблюдать следующие требования: она должна функционировать непрерывно; должна быть хорошо спланированной; в пределах учреждения должно обеспечиваться не только функциональная самостоятельность этой подсистемы, но и ее интегрированность в общую систему управления предприятием.

Подсистема контроллинга финансовой безопасности предприятия должна решать следующие задачи: контроль за выполнением своих функций другими системами финансовой безопасности предприятия; определение причин и масштабов кризиса, а также результатов, которых необходимо достичь в рамках реализации антикризисных мероприятий; сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми показателями; определение степени отклонения фактических финансовых результатов от запланированных; контроль за разработкой оперативных решений по нормализации финансовой деятельности предприятия; оценка эффективности мероприятий по нейтрализации кризиса; наблюдения за ходом реализации задач по финансовому управлению; обеспечение обменом информационными потоками между ключевыми подсистемами управления финансовой безопасностью предприятия.

Процесс планирования обеспечения финансовой безопасности включает: оценку угроз экономической безопасности, имеющие политико-правовой характер; оценку текущего уровня обеспечения финансовой безопасности; оценку эффективности предотвращения возможного ущерба от негативных воздействий; планирование комплекса мероприятий по обеспечению финансовой безопасности и разработку рекомендаций по его реализации; бюджетное планирование практической реализации предлагаемого комплекса мер; планирования корпоративных ресурсов; оперативную реализацию запланированных действий в процессе осуществления предприятием финансово-хозяйственной деятельности.

Основная цель подсистемы анализа финансовой безопасности – своевременно информировать о возможных проблемные места в работе предприятия, а также оценивать степень их угрозы. В целом, основные задачи подсистем управления финансовой безопасностью предприятия мы предлагаем сформировать следующим образом:

  1. Определение приоритетных финансовых интересов предприятия и обеспечения их корректировки в случае необходимости.
  2. Создание эффективного механизма обеспечения финансовой безопасности предприятия, условий оперативного реагирования на угрозы, их своевременного обнаружения.
  3. Прогнозирование тенденций, ведущих к нарушению нормального функционирования финансовой системы предприятия и его развития.
  4. Установление причин и условий, вызывающих финансовый ущерб и угрожают реализации финансовых интересов предприятия, нарушению нормального функционирования его финансовой системы.
  5. Своевременное выявление и устранение угроз финансовой безопасности предприятия, снижение рисков в его финансовой деятельности.
  6. Обеспечение заинтересованности руководства и персонала в эффективной финансовой деятельности предприятия.
  7. Обеспечение соответствия определенных миссии и финансовой стратегии предприятия совокупности его приоритетных интересов.
  8. Обеспечение сбалансированности финансовых интересов отдельных подразделений и персонала с приоритетными финансовыми интересами предприятия в целом.
  9. Создание условий для максимально возможного возмещения или локализации нанесенного ущерба неправомерными действиями юридических или физических лиц.
  10. Проведение комплекса мероприятий по проверке деловых партнеров предприятия.

Итак, по нашему мнению, система управления финансовой безопасностью предприятия должна быть комплекс взаимосвязанных сбалансированных решений как в области обеспечения защиты финансовых интересов предприятия, так и в управлении его финансовой деятельностью. Система управления должна учитывать альтернативные пути обеспечения безопасности предприятия, причем выбор конкретного проекта должен соответствовать финансовой стратегии и конкретной финансовой политике предприятия.

Финансовая безопасность (financial security) — понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне.

Понятие финансовой безопасности так же широко, как, собственно, и толкование как экономической категории. На сегодня отсутствует единое устоявшееся определение понятия «финансовая безопасность». Имеющиеся формулировки отражают лишь отдельные аспекты финансовой безопасности и не могут претендовать на ее однозначное и исключительное трактовки. Финансовая безопасность как дефиниция рассматривается под разными углами, в частности:

  • с позиций ресурсно-функционального подхода, финансовая безопасность — защищенность финансовых интересов субъектов хозяйствования на всех уровнях ; обеспеченность домашних хозяйств, предприятий, организаций и учреждений, регионов, отраслей, секторов экономики государства , достаточными для удовлетворения их потребностей и выполнения соответствующих обязательств;
  • с точки зрения статики, финансовая безопасность — такое состояние , денежно-кредитной, валютной, бюджетной, инвестиционной, таможенно-тарифной и фондовой систем, характеризующихся сбалансированностью, устойчивостью к внутренним и внешним негативным воздействиям, способностью предупредить внешнюю финансовую экспансию, обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост;
  • в контексте нормативно-правовой регламентации финансовая безопасность предусматривает создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых, во-первых, фактически отсутствует возможность направлять финансовые потоки в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования и, во-вторых, к минимуму снижена возможность злоупотребления финансовыми ресурсами.

Таким образом, с позиций разностороннего подхода финансовая безопасность — защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень независимости, стабильности и устойчивости финансовой системы страны в условиях воздействия на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, составляющих угрозу финансовой безопасности; способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и устойчивый .

На макроуровне финансовая безопасность — способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия.

Финансовая безопасность отражает состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны. Финансовая безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: денежно-кредитной, экономической, социальной, международно-финансовой и т.д. Поэтому концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и и т.п.

Стратегия финансовой безопасности должна также обеспечивать достижение основных целей национальной безопасности.

Основные цели и задачи обеспечения финансовой безопасности, как государства, так и компании:

  • определение факторов, влияющих на финансовую и производственную деятельность, их формализация;
  • построение системы ограничений, ликвидирующих неумышленное и предумышленное воздействие.

Создание системы финансовой безопасности — эвристический процесс, заключающийся в решении многокритериальных задач, требующих участия высокопрофессиональных специалистов в различных областях. Для компаний разработка стратегии финансовой безопасности — часть стратегии развития, посредством которой ее руководители решают две наиболее важные задачи, составляющие коммерческую тайну: развитие новых и (или) модернизация существующих методов продвижения продукции и услуг на товарных и финансовых рынках, позволяющие ей оптимизировать поступление и распределение денежных и приравненных к ним средств с учетом сбалансированного распределения различного рода рисков и способов их покрытия, поиск оптимальной корпоративной структуры капитала; построение в рыночной среде, характеризующейся высокой степенью неопределенности и повышенным риском.

Наиболее важный аспект в решении задачи обеспечения финансовой безопасности компании — построение оптимальной структуры ее капитала на базе общепринятых коэффициентов, что позволяет оптимизировать управление задолженностью компании и методы привлечения дополнительных денежных ресурсов на . Основная проблема в реализации концепции финансовой безопасности компании — отсутствие апробированных и стандартизированных способов покрытия различного рода рисков, а также формализация и описание структуры самих рисков.

Как система финансовая безопасность включает также комплекс задач по устранению конфликта интересов между субъектами инфраструктуры финансового рынка на уровне государства и подразделениями компании на уровне корпорации. Среди апробированных методов и средств ликвидации конфликта интересов — четкое построение документооборота и контроль за его соблюдением; жесткое распределение прав доступа различных субъектов и подразделений к информации; иерархия полномочий, а также установление условных барьеров, так называемых «китайских стен» (англ. Chinese wall), с помощью которых служащие различных хозяйствующих субъектов и их подразделений с потенциальной возможностью конфликта интересов разделяются во времени и пространстве.

Отдельно решается задача безопасности при передаче данных по локальным, распределенным или глобальным сетям от случайного либо умышленного изменения, уничтожения, разглашения, а также несанкционированного использования. Система принимаемых мер должна быть прозрачна — введение механизмов безопасности не должно нарушать нормальную работу всей системы; задержки в процессе передачи данных, вносимые программными и техническими средствами безопасности, должны быть минимальными; не должна также уменьшаться надежность передачи. При этом сами средства безопасности должны быть защищены от несанкционированного доступа. Разработаны средства и технология защиты вычислительных сетей (защитные экраны, эшелонированная оборона и др.).

В целях защищенности баз данных применяют:

  • резервное копирование, которое защищает данные и программы от появления ошибок, порчи и удаления во время отказов и различного рода сбоев, возникающих в системе или сети;
  • обеспечение конфиденциальности путем использования различных технических и математических методов, в частности, криптографии, обеспечивающей секретность программ и данных, которые хранятся в системах или передаются по сети;
  • регистрацию абонентов (пользователей), имеющих право доступа к определенным программам и данным, что дает возможность проводить их аутентификацию.

Процесс обеспечения сохранности, целостности и надежности обработки и хранения данных понимается как единый процесс защиты данных. В ряде высокоразвитых стран разрабатываются специализированные стандарты, предназначенные для защиты данных. Например, в США утвержден стандарт «частной усовершенствованной почты», используемой для шифрования информации как в коммерческих, так и некоммерческих задачах и позволяющей придавать документам нераспознаваемый вид.

Для обеспечения юридической базы в ряде стран приняты соответствующие законы. Так, в США с 1974 г. действует Закон о секретности, определяющий правила хранения данных. Впоследствии в дополнение к нему приняты: Закон о тайне финансовых операций (1978), ограничивающий доступ к банковским операциям, в том числе и для государственных организаций; Закон о хранении информации (1978), требующий уведомления пользователей о получении третьей стороной доступа к их записям; Закон об электронной связи (1986), запрещающий перехват данных, передаваемых через коммуникационную сеть.

Разработками концепции безопасности данных занимается National Computer Security Center, NCSC (Национальный центр компьютерной безопасности), где сосредоточены основные работы по стандартам в этой области.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования