Формирование правильного звукопроизношения шипящих у дошкольников в домашних условиях. Звук С. Подготовительный этап, постановка звука

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Для группы свистящих звуков это будет звук «С», от которого впоследствии осуществляется переход к постановке звука «З», затем следуют звуки «Сь» и «Зь». Самым последним в этой группе «ставится» звук «Ц».
В группе шипящих основным является звук «Ш», на его основе переходят к звукам «Ж», «Ч» и «Щ».
В группе заднеязычных звуков сначала работают со звуком «К», переходя с него на «Г», «Х», «Кь», «Гь» и «Хь».
Если у ребенка выявлено нарушение нескольких групп звуков, работа начинается с той группы, которая, по возрастным нормам, должна была появиться у ребенка раньше.

Как долго предстоит работать с логопедом?

Постановка любого из звуков проводится в несколько этапов:
подготовительный;
постановка звука;
автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
этап дифференциации (проводится в случаях замены или смешения звуков).

Помимо того что каждый из этих этапов занимает определенное время и имеет свое содержание, все занятия с логопедом на любом этапе работы с тем или иным звуком будут сопровождаться упражнениями, направленными на развитие общей и мелкой моторики, фонематического восприятия и слуха, внимания, мышления, памяти.
В обязательном порядке логопед будет дополнительно работать над грамматической стороной речи и над эмоционально-волевыми качествами малыша, то есть развивать усидчивость, умение доводить дело до конца, объективно оценивать результаты своего занятия и т. д.
Конечно, в идеале занятия с логопедом должны проводиться каждый день, подкрепляясь ежедневными «домашними» упражнениями, но на практике, к сожалению, чаще всего занятия проводятся два раза в неделю. Так что в ваших интересах, дорогие родители, заниматься с малышом дома практически каждый день.
Все, что вам будет необходимо для занятий, посоветует ваш логопед. Кроме того, в продаже имеется масса дидактических пособий, логопедических игр, лото и пр.
Как долго предстоит работать с логопедом, зависит от множества разных факторов.
Основной из них – «исходные данные ребенка», то есть какое именно нарушение произношения у малыша, насколько оно сложное, каков возраст ребенка при обращении к логопеду, каков общий уровень его развития. Большую роль играет регулярность занятий и домашняя работа родителей с ребенком. Разные этапы коррекции звукопроизношения могут иметь различную протяженность во времени у каждого конкретного ребенка – это вполне нормально. Тем не менее возникает вполне резонный вопрос: когда же конец?
Ориентировочный срок для получения значимого результата – 2–3 месяца.
Но если вы и ваш логопед усиленно и добросовестно занимаетесь с ребенком 2–3 месяца, а сколько-нибудь значительных результатов так и нет, очень советуем вам пройти альтернативную консультацию у другого специалиста. Возможно, вашему ребенку требуется более глубокая помощь или нужно несколько изменить направление приложения своих сил, а может быть, и сегодня это, к сожалению, не редкость, логопед, работающий с ребенком, не столь добросовестен, как кажется на первый взгляд.

Этапы постановки звука

Двигательные нарушения проявляются обычно на более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать ими.
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Такие дети, как правило, метеозависимы.
В дошкольном и школьном возрасте такие дети двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые дети склонны к реакциям истероидного типа.
Несмотря на то что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью. Они обычно отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Симптоматика дизартрии

При дизартрии на разных уровнях нарушена пере дача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи.
В раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом.
Грудной возраст: вследствие паретичности мышц языка и губ затруднено грудное вскармливание – к груди прикладывают поздно (3-7-е сутки), отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание.
На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, лепетные звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам). При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.

При дизартрии может иметь место так называемая артикуляторная апраксия (нарушение произвольных движений артикуляционных органов). В этом случае нарушения звукопроизношения отличаются двумя характерными особенностями:
искажаются и изменяются звуки, близкие по месту артикуляции;
нарушение звукопроизношения не постоянно, то есть ребенок может произносить звук и правильно, и неправильно.

Выделяют два варианта артикуляторной апраксии:
кинестетическая, которая связана с патологией теменных отделов головного мозга, характеризуется трудностями нахождения отдельной артикуляторной позы;
кинетическая, обусловленная патологией примоторных отделов мозга, характеризуется динамической организацией артикуляторных движений, затруднением перехода от одного звука к другому.

При этом наблюдаются повторы звуков, слогов, пропуски, перестановки, вставки.

Почему возникает дизартрия?

Дизартрия является сопутствующим симптомом разного рода поражений мозга. Такого рода нарушения могут быть вызваны проблемами в период беременности, заболеваниями матери, тяжелым протеканием родов и возникновением родовых травм, черепно-мозговыми травмами в раннем возрасте ребенка, такими заболеваниями, как менингит и менингоэнцефалит и пр.

Виды дизартрии

Поскольку, как мы уже понимаем, дизартрия не столь проста, как хочет казаться, специалисты предлагают несколько классификаций, помогающих максимально четко сформулировать проблему каждого конкретного ребенка.
Первая классификация обращает внимание на степень выраженности речевого нарушения и различает следующие формы.
Тяжелая дизартрия, или анартрия. Полная невозможность говорить.
Выраженная дизартрия (или просто дизартрия). Ребенок может говорить, но испытывает при этом выраженные затруднения. Обычно в этом случае речь нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушены звукопроизношение, дыхание, голос, интонационная выразительность.
Стертая дизартрия, при которой все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Именно эта форма дизартрии требует к себе очень пристального внимания, поскольку по внешним проявлениям ее легко можно спутать с дислалией.
Другие классификации предлагают различать формы дизартрии по локализации поражения и с точки зрения синдромологического подхода. Работают с ними только и исключительно неврологи, поэтому в этой книге мы на этих классификациях останавливаться не будем.

Стертая дизартрия, простая и коварная

В рамках этой книги нас в большей степени будет интересовать стертая дизартрия. Если симптомы дизартрии выражены явно, родители обязательно будут получать расширенную и специализированную помощь целой группы врачей. Если же клиническая картина стерта, в таком случае возможно либо вообще не обратить внимание на неявно выраженные дефекты произношения, либо недооценить серьезность этого расстройства речи.
Итак, что же представляет собой стертая дизартрия?
Данное речевое нарушение находится на границе между дислалией и дизартрией. Стертая дизартрия легко смешивается с дислалией по внешним проявлениям, однако при этом имеет свой специфический механизм нарушения и, по сравнению с дислалией, отличается трудностью преодоления. Как и дислалия, стертая дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения, но помимо них еще и нарушениями всех характеристик произносительной речи в большей или меньшей степени, которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики.
В основе нарушения артикуляции при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании.

Симптоматика стертой дизартрии

Неречевая симптоматика

1. Характерно наличие неврологической микросимптоматики (синдромы поражения центральной нервной системы: стертые парезы, изменения тонуса мышц, нерезко выраженные гиперкинезы в мимической лицевой мускулатуре, наличие патологических рефлексов и т. п.).
2. Основное поражение черепно-мозговых нервов связано, как правило, с подъязычным нервом, что проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед), пассивности кончика языка, напряженности спинки языка, слабости половины языка, беспокойстве языка в заданной позе, повышенном слюнотечении, недифференцированности движений кончика языка.

Оксана Попова

Звуковая разминка

Начиная работу над формированием правильного произношения, важно убедиться, что ребенок сам замечает недостаток своего произношения. Часто бывает так, что дети улавливают общий смысл слова, не обращая внимания на то, что отдельные звуки произносятся ими неправильно. На этом этапе работы я использую следующие упражнения.

1. Упражнение «Самый внимательный»

Инструкция. Посмотри на картинку и внимательно послушай, правильно или не правильно я буду произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, если названа неверно, отрицательно покачай головой.

Хочу отменить, что на одном занятии мы с ребёнком отрабатываем одно слово-картинку. Сначала работаем над словами, в которых звук находится в первой позиции, затем в конце, а после в середине слова.

Как только малыш начинает уверенно и правильно выполнять это задание, в вожу более сложное упражнение.

2. Упражнение «Посмотри не ошибись»

Инструкция. Покажи то, что я назову.

Затем, когда ребёнок уверенно и правильно показывает все картинки меняемся ролями, теперь ребенок называет, а я показываю, при этом обращаю внимание ребенка на то, что мне трудно показать нужную картинку, так как он неправильно ее называет.

Предлагаю малышу научиться произносить правильно звук [С]. Когда ребёнок даёт согласие, предлагаю поиграть в следующую игру.

3. Упражнения «Насос», «Песенка водички», «Свистулька». Данные упражнения аналогичны друг другу.




Инструкция. Внимательно послушай и запомни, какой звук издаёт насос, когда качает воздух. Изобрази руками движения при накачивании шин насосом, когда услышишь, как свистит насос, а на другие звуки не реагируй.

Данные упражнения отрабатываются не все сразу на одном занятии, а вводятся постепенно (на одно занятие одно упражнение). Выполнять их следует до тех пор, пока ребёнок не будет уверенно отвечать на ваши вопросы.

Параллельно с работой над развитием фонематических процессов подготавливается артикуляционный аппарат.

На занятиях пользуюсь классическим комплексом артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Однако выполнять упражнения, сидя перед зеркалом для детей не очень интересно (так мы отрабатываем только новые упражнения, поэтому в работе я использую презентации гимнастик для Язычка в сопровождении стихов или музыки.

Артикуляционная гимнастика

1. «Наказать непослушный язычок».


Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

2. «Блинчик».

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Язык перешагивает через зубы».


Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

4. «Почистим зубы».


Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

5. «Горка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

6. «Катушка».


Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

7. «Заборчик».


Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

8. «Чистим зубки».


Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

9. «Расчёска».


Губы в улыбке. Язык прикусить зубами. "Протаскивать" его между зубами вперёд-назад, как бы "причёсывая".

После того как ребёнок научился выполнять правильно основные артикуляционные упражнения знакомлю малыша с артикуляционной позой с опорой на схематическое изображение.


1. Губы улыбаются.

2. Зубы на маленьком расстоянии.

3. Язык, широкий, упирается в нижние зубки, посередине языка – канавка.

4. Воздушная струя сильная и холодная.

5. Горлышко не гудит.


Затем учимся удерживать артикуляционную позу звука [C] и переходим непосредственно к постановке звука.

Данные способы постановки звука [С] придуманы не мной, я только собирала и систематизировала наиболее эффективные, которые активно использую в своей работе.

Основные способы постановки звука [C]

По подражанию.

Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».

2. способ.

По подражанию с введением игровых приемов:

– насосом накачиваем колесо (с-с-с);

Дует холодный ветер (с-с-с);

Сдувается шарик (с-с-с);

Подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).

От опорных звуков.

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».

Звук «Ф» – одинаковый по способу образования (щелевой, отрабатывается направленная воздушная струя. Звук «И» одинаковый по месту образования (переднеязычный, кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка.

Игры и упражнения для отработки артикуляции звука [и].

1. Ребенок произносит звук [и] (следите за правильностью артикуляции, взрослый договаривает слово: и-грушка, и-голка, и-збушка, и-риска, и-зюм, и-кра, и-юнь.

2. Взрослый называет один предмет, ребенок – много: носок – носки, гудок – гудки, замок – замки, песок – пески, мелок - мелки, комок – комки. Звук произносится ребенком с нажимом, выделяется голосом и артикуляцией.

3. Подберите изображения предметов, в названии которых встречается звук [и]. Пусть ребенок назавет их: ива, иглы, иней, Индия, иволга. Обратите внимание на то, что в словах не должны содержаться звуки, которые ребенок произносит неправильно.

После того как органы речи будут хорошо подготовлены, укреплены мышцы артикуляционного аппарата, выработаны точные, координированные движения можно приступать непосредственно к постановке звука.

«Давай вспомним упражнение ««Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик». При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

Используют колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах.

Вариант постановки звука С от звука Ц встречается не часто. Ребенок произносит длительно и протяжно звук Ц. При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг – звук С. Самая большая сложность - обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолированно С, можно произнести ЦС, прерывая звучание С короткими паузами: ЦС-С-С-С. Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов.

Постановка звука [С] при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед). Сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук Т в этом положении. Будет слышен практически четкий звук [С].

При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук С можно ставить следующим образом: Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук С будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.

Постановка звука С при высоком небе или отсутствии нижних резцов. При данной аномалии звук С ставят при верхнем подъеме языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т. д. После появления приглушенного С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка вниз (что сделать уже не трудно).

9-й способ.

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.

Список литературы

1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [Текст] / З. Е. Агранович. – СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 160с.

2. Будёная, Т. В. Логопедическая гимнастика [Текст] / Т. В. Будёная. – СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 64с.

3. Загляда Л. И., Симкин М. Л. Методы и приёмы постановки звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Л. И. Загляда, М. Л. Симкин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 117с.

4. Полякова, М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство [Текст] / М. А. Полякова. – М. :Айрис-пресс, 2008. – 208с.

5. Рау, Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Ф. Ф. Рау. – М. : Просвящение, 1968. – 181с.

6. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : ОООТД «Издательство Мир книги», 2008. – 248с.

При правильной артикуляции звук «С» произносится следующим образом: губы растянуты в лёгкой улыбке, зубы находятся на некотором расстоянии друг от друга.
Кончик языка прижат к передним нижним зубам, при этом сам язык выгнут, а его бока упираются в коренные зубы. Струя воздуха узкая и сильная.
Нарушения в произношении данного звука могут быть трех видов:
Ребёнок заменяет звук «С» другим, более лёгким по артикуляции звуком;
Звук «С» совсем отсутствует в детской речи (такое явление получило название сигматизм);
Ребёнок искажает звук «С».
Перед тем как работать над постановкой звука «С» нужно убедиться, что артикуляционный аппарат ребёнка полностью готов к произношению свистящих звуков. Для его подготовки используется артикуляционная гимнастика. Комплекс артикуляционных упражнений, лучше всего подходящих для постановки данного звука, подбирается специалистом.
После подготовки можно начинать постановку звука. Существует несколько способов:
1. Постановка звука на основе подражания. Сядьте вместе с ребёнком перед зеркалом и покажите ему правильную артикуляцию звука «С». Наблюдайте за тем, чтобы ребёнок внимательно следил за вашими движениями, так как от этого зависит правильность произнесения звука. Пусть ребёнок вслед за вами откроет рот, немного улыбнётся, положит язык, прижмёт кончик языка к нижним зубам и пустит по языку струю воздуха. В результате проделанных действий послышится звук «С».
2. Постановка звука на основе подражания с использованием игровых моментов. Логопед использует специальные упражнения на имитацию некоторых действий, например: воздушный шарик сдувается (с-с-с-с). При этом в таких имитационных упражнениях иногда используются реальные предметы, которые ещё больше будят интерес ребёнка, так как он может самостоятельно с ними взаимодействовать.
3. Постановка звука на основе опорных звуков. Специалист подбирает те звуки, которые являются опорными для нужного звука. Для звука «С» это звуки «И» и «Ф». Научившись правильно произносить опорные звуки, ребёнку легче будет немного изменить их артикуляцию для получения звука «С».
4. Постановка звука механическим способом. Специалист с помощью подручных средств самостоятельно располагает в правильном положении артикуляционные органы ребёнка и просит его плавно, но сильно выдуть воздух. Когда у ребёнка получается звук «С», он может самостоятельно произнести его без помощи взрослых.
Как только ребёнок научится произносить звук «С» изолированно, можно переходить на следующую ступень – автоматизация звука.
Для автоматизации звука «С» специалисты используют специально подобранный ряд слогов и слов, в которых есть этот звук, различные упражнения, интересные для детей. Также широко используются стихи. Дети очень любят стихи, что благоприятно сказывается на результате.

Звук «З» по положению органов артикуляции очень похож на звук «С». Разница заключается в том, что звук «З» является звонким, поэтому при его произнесении появляется голос.

Постановку данного звука начинают только после того как звук «С» полностью автоматизирован и ребёнок хорошо произносит его как изолированно, так и в разнообразных речевых конструкциях, поскольку именно на его основе можно легко и наилучшим образом поставить звук «З». В связи с этим ребёнок должен хорошо усвоить различие в произношении данных звуков. Во время игр на отработку воздушной струи необходимо обращать внимание ребёнка на то, что она не должна быть слишком сильной. Чтобы ребёнок лучше усвоил разницу между двумя похожими звуками, можно предложить ему положить руку на своё горло и произнести оба звука. При произнесении звука «З» он почувствует характерную вибрацию, которую воспроизводят голосовые складки. Когда голос не включается, такой вибрации мы не обнаружим.

После того, как ребёнок начнёт уверенно выговаривать звук «З», нужно попросить его делать голос громче и произносить данный звук ясно и отчётливо, чтобы лучше усвоить и запомнить правильное произношение звука «З». Это необходимо для следующего этапа работы – автоматизации звука.

Для того чтобы автоматизировать данный звук специалисты используют различные игры и игровые упражнения на основе работы со слогами и словами, а также стихи которые помогают детям в ненавязчивой форме закрепить правильное произнесение звука «З». Также в этом помогает правильно подобранный и интересный для детей материал, мотивирующий их на игру. Ведь согласитесь, задание на нахождение из нескольких ярких карточек с изображением знакомых предметов, предмета с нужным звуком, вызовет интерес практически у любого ребёнка. В связи с этим, автоматизация звука проходящая в благоприятных, естественных для детей условиях с одной стороны очень эффективна, а с другой не вызывает сложностей у детей.

Звук «Ц» имеет сходное со звуками «С» и «З» положение органов артикуляции. Этот звук считается аффрикатом, т.е. звуком, состоящим из двух звуков: «Т» и «С». Поэтому, при его произнесении мы слышим звук «Т» плавно переходящий в звук «С». Это играет большую роль при постановке звука «Ц», так как для её реализации ребёнок должен как минимум правильно произносить оба этих звука.

При произнесении звука «Ц» наблюдается такая же сильная, взрывная воздушная струя, как и при произнесении отдельного звука «Т», а свистящий оттенок этому аффрикату придаёт звук «С». Но не всегда хорошее произношение ребёнком этих звуков гарантирует постановку звука «Ц» посредством подражания.

Так как положение органов артикуляции звуков «С» и «Ц» очень похоже, звук «Ц» довольно легко ставится на основе правильно произносимого звука «С», но требует дополнительной работы с кончиком языка, так как его движения при произношении всех упомянутых звуков очень схоже. Поэтому важно объяснить ребёнку принцип работы кончика языка при произнесении каждой отдельной буквы, для большей наглядности прибегая к их сравнению.

Как только ребёнок начал правильно произносить изолированный звук «Ц», необходимо сразу же приступить к его автоматизации.

Автоматизация звука «Ц» может осуществляться разными способами, зависящими от многих факторов. Для каждого малыша специалист подбирает свой способ с учётом всей информации, которой располагает о ребёнке, и который, по его мнению, даст наилучший результат. Чем более творчески специалист подойдёт к выбору способов автоматизации звука для каждого малыша, тем более заметными станут результаты.

Для автоматизации звука «Ц» используются различные упражнения со слогами, словами и предложениями, включающими нужный звук. Упражнения с картинками, на которых изображены слова имеющие звук «Ц» очень интересны маленьким детям и вводят их в атмосферу игры, что делает усвоение более лёгким и быстрым. Звук «Ц» можно автоматизировать с помощью стихов, где на данный звук делается явный акцент. Автоматизация звука в текстах на основе подражания, помогает воссоздать реальную ситуацию говорения. Таким образом, автоматизацию звука можно сделать интересной и увлекательной для ребёнка. Но стоит помнить, что постановка и автоматизация звуков должна осуществляться специалистом, который сможет комплексно оценить уровень речи ребёнка и подобрать для него индивидуальный комплекс занятий и упражнений.

звук «Ш» органы артикуляции должны находится в следующем положении: губы растянуты в лёгкой полуулыбке, рот немного открыт, зубы находятся на расстоянии 3-5 мм друг от друга. Широкая основа языка чуть приподнята к альвеолам или к краю твёрдого нёба, но не прижата к нему. Посередине язык немного прогибается, а его бока упираются в боковые зубы. По этому желобку течёт струя тёплого воздуха, которая легко ощущается на ладони, если поднести её ко рту. Мягкое нёбо упирается в заднюю стенку глотки и находится в приподнятом положении, тем самым закрывая проход в носовую полость, благодаря чему воздух проходит через рот. При произнесении звука «Ш» голос появляться не должен.

Постановка звука «Ш» начинается с того, что прорабатывается статика звука. Задействованные органы артикуляции должны стоять в правильном положении. Только после достижения этой цели можно переходить к отработке звука «Ш» в динамике.

Чаще всего при произнесении звука «Ш» дети делают следующие ошибки:

не правильные действия губами;
в процессе произнесения звука «Ш» зубы сжаты;
язык плотно соприкасается с альвеолами, вследствие чего струя воздуха проходит через провисающий боковой край;
язык слишком сильно сужается;
слабый выдох при произнесении звука или пропускание воздуха в носовую полость.

При наличии любых затруднений необходимо вернуться на этап отработки статики звука и оценить степень доступности ребёнку той позиции, в которой должен находиться его артикуляционный аппарат во время произнесения звука «Ш». В большинстве случаев именно здесь обнаруживаются некоторые проблемы, которые необходимо устранить для возвращения на этап отработки звука в динамике. Но иногда даже статика звука ребёнку не доступна, в этом случае необходимо вернуться на подготовительный этап, а именно, к артикуляционным упражнениям, модифицировав их комплекс с учётом затруднений данного ребёнка.

Звук начинают автоматизировать тогда, когда ребёнок правильно его произносит. Автоматизация звука «Ш» происходит таким же образом, как и автоматизация других звуков. Т.е логопед в соответствии с речевыми особенностями ребёнка подбирает для него комплекс упражнений и игр, которые в доступной форме помогут ему освоить произношение звука «Ш». Для игр и упражнений специалист использует разнообразный наглядный материал. Специалист работает над звуком «Ш» в слогах, словах различной сложности, предложениях, добиваясь абсолютно правильного произношения во всех этих случаях.

Во время занятий на постановку звука «Ш» специалист следит за правильностью произнесения детьми данного звука, т.е. проверяет положение органов артикуляции задействованных в произнесении данного звука (губы, язык) и наличие струи воздуха, идущей через середину языка.

При наличии проблем в произношении специалист должен ещё раз вместе с детьми произнести звук «Ш» и отработать правильное положение органов артикуляции. В этом процессе можно задействовать ребёнка, который хорошо выговаривает этот звук.

При правильной артикуляции звука «Ж» округлённые губы выдвигаются вперёд, зубы приближены друг к другу. Язык широким кончиком поднят к альвеолам или к переднему краю твёрдого нёба, образуя щель, через которую проходит воздух. Средняя часть языка опускается, при этом краями язык прижат к боковым зубам. В то же время задняя область языка принимает приподнятое положение и оттягивается назад. Мягкое небо плотно соприкасается с задней стенкой глотки, играя роль заслона, который не даёт воздуху проходить через нос, а направляет его через рот.

В произнесении звука «Ж» участвует голос. При произнесении, звук «Ж» очень похож на звук «Ш». В том же положении находятся губы, зубы и язык. Именно эти факты позволяют сделать вывод, что звук «Ж» можно ставить на основе звука «Ш», при условии правильного произнесения его ребёнком.

Для начала необходимо убедиться в том, что звук «Ш» достаточно автоматизирован в речи ребёнка, и только после этого начинать постановку звука «Ж». Специалист заостряет внимание ребёнка на произнесении звука «Ш» и просит его добавить голос, чтобы получился звук «Ж». При постановке звука таким методом очень важно объяснить ребёнку разницу в произнесении звуков «Ш» и «Ж» и дать почувствовать вибрацию на своей шее, которую вызывают голосовые связки при звуковом сопровождении звука «Ж». Для того чтобы закрепить звук «Ж» обычно используются различные звукоподражания (жужжание пчелы, жука). Как только ребёнок начнёт правильно произносить изолированный звук «Ж» нужно приступать к его автоматизации и введению в активный словарь.

Автоматизация звука обязательно должна проходить в игровой форме. Это могут быть специально подобранные игры, занятия, упражнения и т.д. По продолжительности они могут продолжаться от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста ребёнка. В идеале это время должно проходить наименее заметно для ребёнка и максимально плодотворно для логопеда. Ни в коем случае не допускается переутомление малыша.

Занятия по автоматизации звука «Ж» должны быть построены на упражнениях, основанных на включении звука «Ж» в слоги, слова и фразы. Такие упражнения помогают подключить зрительный, слуховой и артикуляционный контроль ребёнка во время произнесения им звуков, но при этом не забыть и смысл произнесённых речевых конструкций. В подборе слов специалист руководствуется принципом от простого к сложному.

Чтобы правильно произнести звук «Ч» органы артикуляции должны находиться в следующем положении: губы слегка скруглены в трубочку и немного выдвинуты. Зубы находятся на некотором расстоянии друг от друга, поэтому не смыкаются. Язык своим кончиком и спинкой соединяется с верхними зубами или альвеолами, тем самым незаметно образуя щель между ними. Короткая струя воздуха проходит посередине языка. Мягкое нёбо находится в приподнятом состоянии и оказывается прижатым к задней стенке глотки, перекрывая проход в нос выдыхаемому воздуху. Голосовые связки находятся в расслабленном состоянии, они раздвинуты, соответственно голос не образуется.

Звук «Ч» является аффрикатом и состоит из двух звуков: «ТЬ» и «Щ». Если эти два звука ребёнок выговаривает правильно, то затруднений с постановкой звука «Ч» возникнуть не должно.

Именно поэтому для постановки звука «Ч» специалист может использовать несколько способов, основывающихся на правильном произношении звуков «ТЬ» и «Щ».

Для примера разберём два способа:

Логопед просит ребёнка очень быстро произносить сочетание звуков «ТЬ-ТЬ-ТЬ» (кончик языка должен прикасаться к основанию верхних зубов). Далее нужно понемногу начать отодвигать кончик языка назад, прикасаясь к верхним альвеолам. Одновременно с этим губы растягиваются в улыбке.
Специалист просит ребёнка медленно, а затем быстро произнести звуки «ТЬ» и «ШЬ», так чтобы получилось ТЬШЬ. Обязательно должна присутствовать широкая улыбка, это важный фактор правильного произношения.

После постановки звука «Ч» любым способом, необходимо в игровой форме потренироваться произносить этот звук изолированно. Для этого можно, например, предложить ребёнку изобразить тикающие часики «ч-ч-ч» или показать, как бы он успокоил расшумевшегося ребёнка «ч-ч-ч».

Как только ребёнок начинает правильно произносить звук «Ч» изолированно от других звуков, можно начинать работу над его автоматизацией.

Автоматизация звука «Ч» также должна проходить в игровой, адаптированной для ребёнка форме, т.е. основываться на играх, заданиях и упражнениях интересных детям. При подборе форм, с помощью которых будет проводиться автоматизация звука «Ч» нужно учитывать возраст ребёнка. Для каждого возраста подбираются определённые картинки и игрушки, имеющие в своих названиях звук «Ч». Хорошо подойдут инсценировки стишков, сказок, рассказов. Маленькие дети легче запоминают наглядные образы, поэтому наличие наглядного материала на таких занятиях принесёт только пользу.

Во время автоматизации звука «Ч» ребёнок должен произносить этот звук в словах и фразах несколько утрированно, т.е. чётко, ясно, интонационно выделяя его.

При правильном произнесении звука «Л» губы растянуты в лёгкой улыбке, зубы приближены друг к другу, но не соприкасаются. Кончик языка поднимается к верхним альвеолам и формирует с ними смычку. Задняя часть языка поднимается к небу, в то время как все остальные его части, включая и края, опускаются к нижним зубам. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Воздух проходит через рот благодаря мягкому небу, которое поднято и прижато к задней стенке глотки. Звук «Л» звонкий, т.е. при его произнесении участвует голос. Голос образуется в результате напряжения и колебания голосовых складок.

Разберём некоторые ошибки, которые приводят к неправильному произношению звука «Л»:

Язык слишком сильно оттянут вглубь рта, вследствие чего слышен звук, больше похожий на «Ы». В этом случае внимание ребёнка должно быть сконцентрировано на межзубном положении языка.
Не плотная смычка. Ребёнку предлагается не просто прикоснуться языком к зубам, а с силой упереться в них.
Неверное положение губ. То есть замена зубно-язычной артикуляции, характерной для произношения звука «Л», на губно-губную или губно-зубную артикуляцию. Нужное положение губ достигается с помощью специалиста, который удерживает их руками или зондом.
Неверный выдох. Он может быть форсированным, когда образуется звук похожий на «Ф», возникающий с участием щёк. А может быть носовым, когда получается звук похожий на «Н». Специалист направляет внимание ребёнка на мягкое небо, выдох воздушной струи через рот и её плавность.

Постановка звука «Л» осуществляется по подражанию с помощью зеркала. Для начала ребёнка нужно научить прикусывать широкий кончик языка и удерживать его на месте при открывании рта. Только после того как ребёнок научиться воспроизводить данное действие без ошибок, можно начинать ставить звук «Л» с акцентом на межзубное положение. Здесь специалист опять же использует зеркало и упражнения со слогами, в которых есть звук «Л». Занятия по постановке данного звука продолжаются до тех пор, пока ребёнок не начнёт ясно и чётко произносить изолированный звук «Л».

После того как постановка звука полностью завершена, можно начинать его автоматизировать. Автоматизация звука «Л» даст лучшие результаты, если будет проводиться в игровой форме. Занятия по автоматизации звука не должны быть длинными и утомительными. В зависимости от возраста ребёнка продолжительность занятия по автоматизации звука «Л» варьируется в пределах 15-30 минут. Во время занятия по автоматизации звука ребёнок должен произносить звук «Л» длительно и с неподвижным языком. При отделении языка от альвеол, звук «Л» будет превращаться в гласный звук.

Для того чтобы правильно произнести звук «Р» нужно немного приоткрыть рот (губы и зубы не должны быть сомкнуты) и направить кончик языка к основанию верхних зубов. При произнесении звука «Р» кончик языка должен быть напряжён и вибрировать. Средняя часть языка должна принять форму ложечки (ковшика). Своими боками язык соприкасается с верхними коренными зубами. Тёплая и сильная струя воздуха проходит через центр языка.

Существует несколько разновидностей нарушений:

ребёнок совсем не произносит звук «Р» (такое явление получило название ротацизм);
ребёнок подменяет звук «Р» другим звуком (параротацизм). Чаще всего ребёнок заменяет звук «Р» на «Л», «Й», «Ы», «Г», «В»;
ребёнок искажает звук «Р» .

Специалисты считают звук «Р» самым сложным для постановки. Перед постановкой звука «Р» необходимо отработать несколько позиций, которые нужны для правильного его произношения. Ребёнок должен уметь широко открывать рот и некоторое время оставаться в таком положении, удерживать язык в форме ложечки (ковшика), свободно поднимать и опускать язык, вибрировать языком, при этом фиксируя боковые края в одном положении.

Существует несколько способов постановки звука «Р».

Звук «Р» ставят на основе других звуков, например звука «Д». Также специалист часто применяет сочетание звуков «Т» и «Д». При произнесении серии этих звуков, ребёнку предлагается сильно подуть на кончик языка, чтобы вызвать вибрацию. Но данный способ не всегда успешен.
Звук «Р» ставится в 2 этапа. Для начала, на первом этапе, ребёнка следует научить произносить звук «Р» без вибрации (фрикативный). Когда цель достигнута, рекомендуется закрепить его в слогах. На втором этапе начинается отработка звука «Р» с вибрацией (раскатистого).

Постановка звука «Р» с помощью этих и других способов требует профессионального подхода, так как поставить ребёнку данный звук очень сложно в домашних условиях и без применения специальных механических приборов и техники артикуляционного массажа.

К автоматизации звука «Р» можно переходить только после того, как ребёнок научился чётко выговаривать изолированный звук «Р». После этого можно начинать вставлять этот звук в слоги, слова и фразы. Работа по автоматизации звука «Р» должна строиться по степени сложности и проходить игровой форме, с использованием разнообразных игр, стишков, песенок и т.д. Для этого организуются занятия с логопедом по автоматизации звука «Р», на которых дети в понятной и доступной форме закрепляют произношение звука «Р». Для наиболее успешного результата, все занятия специалист должен организовывать по определённой системе, поэтому не рекомендуется заниматься этим самостоятельно, не имея определённых знаний.

Дизартрией называется нарушение речи, вызванное различными патологиями центральной нервной системы. Заболевание проявляется в виде расстройства артикуляции звуков и смазанной речью, нарушенным голосообразованием и интонационными изменениями.

Дети с данным нарушением выделяются из общей массы сверстников слаборазвитой общей моторикой. Они неловкие, имеют ограничение активных движений, плохо подражают движениям в играх, с трудом переключаются с одного движения на другое.

Это заболевание возникает по причине дефекта иннервации и слабого развития речевого аппарата. Дизартрия является не самостоятельной болезнью, а симптомом, вызванным нарушением мозгового обращения, нейроинфекциями. В связи с этим вся проводимая работа осуществляется, исходя из принципа развития подвижности органов речи, с помощью различных логопедических приемов и .

Различают несколько видов патологии, в зависимости от участка поражения, влияющего на возникновение нарушения, в том или ином отделе головного мозга и нервной системы.

В связи с увеличением количества случаев данного заболевания, в последние годы, признана необходимость изучения особенностей работы по устранению дизартрии.

Для ее успешной коррекции разработаны определенные методы и приемы, связанные с особенностью нарушения.

Как ставят звук при дизартрии

Постановка звуков при дизартрии имеет определенную последовательность. Сначала это гласные, потом согласные и сонорные. Затем проводят постановку смычно-взрывных, щелевых и переднеязычных.

Г. В.Чиркина предлагает проводить отработку звуков в соответствии с тем, насколько подготовлены органы артикуляции ребенка, а именно, как разработаны дорсальный, какуминальный и альвеолярный уклады.

Также период постановки делят на этапы.

Этапы и последовательность постановки звуков

Так, на первом этапе автоматизируются [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] и проводится дифференцировка [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].

На следующем этапе автоматизируются [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р] и отрабатывается дифференциация [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т’].

То, с какой очередностью специалист будет работать над постановкой звуков, продиктовано рядом факторов:

  1. Степень сложности его произнесения для ребенка.
  2. Постепенность перехода от звуков с наименьшими произносительными сложностями к более простым.
  3. Схожесть по акустике и артикуляции.
  4. Наличие материала для коррекционной работы. Какой специалист этим занимается

Для правильной постановки диагноза необходимы усилия нескольких специалистов:

  • Задача логопеда исследовать звукопроизношение, оценить все стороны речи и зафиксировать результаты в речевой карте.
  • Задачей психолога является оценка интеллектуальных возможностей ребенка.
  • Опираясь на мнение перечисленных специалистов, врач-невролог дает свое заключение.

Целью работы по коррекции проявлений дизартрии является улучшение речи ребенка до состояния понятности окружающими, работа над просодической стороной речи, исправление речевого выдоха и голоса, улучшение моторики.

Для эффективной работы коррекционные занятия с логопедом рекомендуется сочетать с лечением препаратами и процедурами медицинской физической культуры.

Постановка звуков при дизартрии

То, насколько звук доступен ребенку, определяется не только оральной артикуляцией, но и тем, как зрительно воспринимается его образ. Хорошо обозначаемыми артикуляторно считаются звуки: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (они расположены на уменьшение артикуляционных признаков). Как правило, это гласные. Затем идут взрывные согласные, особенно [п], которые усваиваются проще и быстрее фрикативных, таких как [ф], [в], [х].

Проводя постановочную работу, логопед выстраивает и интонационную выразительность материала.

Если проводить коррекцию звуков, артикуляция и акустика которых близка с ранее изученными, то усвоение материала будет проходить сложнее.

Это явление учитывается логопедами, и схожие по перечисленным признакам звуки рассредоточиваются по продолжительности коррекционной программы.

С подбором материала в постановке связывают изучение более трудного раньше, чем изучение более легкого. Таким примером может служить постановка прежде сложного звука [ы] при дизартрии, ранее более легкого [э].

Важно! Грамотный логопед, в первую очередь, станет уточнять артикуляцию звуков гласного ряда [э, а, и, ы, о, у] в приведенной последовательности. Затем можно будет приступать к работе над согласным рядом, начиная с мягких соноров, впоследствии отрабатывая их твердые пары: [м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р].

Поставив сонорные, переходят к уточнению и формированию смычно-взрывных: [п’-п, б’-б, т’-т, д’-д, к’-к, г’-г].

Проведя данные упражнения и закрепив результат, исследуют щелевые звуки: [ф’-ф, в’-в] и корректируют переднеязычные в данном порядке:[с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц].

Необходимость данной очередности звуковой постановки объясняется тем, что такая последовательность соответствует этапам становления звуков в онтогенезе и тем, что так обеспечивается возможность опереться на зрение и обеспечить контроль. Также используют опору на кинестетику и вибрацию.

Коррекционная работа реализуется по принципу перехода от несложных к более трудным речевым упражнениям.


Примеры упражнений

Перед тем, как приступить к звуковой постановке, назначается и артикуляционная разминка. Проводимый массаж (ручной и пальцевой), укрепляет и активизирует мускулатуру речевого аппарата, приводит в тонус слабые мышцы, а профессиональный точечный массаж расслабляет участки с гиперкинезами.

Сначала специалист проводит манипуляции с органами речи ребенка сам, с помощью рук, зонда, шпателя, салфетки. Затем пациента знакомят с органами речевой зоны и подключают сначала к пассивно-активной, а затем к активной логопедической гимнастике.

Также с ребенком прорабатываются упражнения на развитие правильного дыхания, на удержание артикуляционных поз.

Внимание! Всей работе по непосредственной постановке предшествуют подготовительные упражнения. Это комплексы для губ, языка, для челюсти.

Ребенку даются задания для тренировки силы и направленности выдыхаемой струи воздуха, на сравнение и узнавание звуков со схожими фонемными признаками.

В зависимости от отрабатываемого материала, логопедические речевые упражнения подбираются с ориентированием на активизацию того или иного участка органа. Так, при постановке звука [c] при дизартрии в подготовительный комплекс входит упражнения «Трубочка», «Забор», из которого ребенок дует на ватку, развивая силу струи воздуха.

Далее эти упражнения продолжаются с задержкой губ в тонусном вытянутом и растянутом положении, добавляется звук, тренируется переключаемость артикуляционных укладов. Для такого органа, как язык, используются расслабляющие упражнения, когда из положения «Лопата» и «Окно» ребенка просят положить язычок на губу, покусать его и подвигать вперед-назад и за зубами.

Способы постановки

Постановка ведется традиционными способами:

  • по подражанию, когда логопед показывает ребенку, как располагаются органы артикуляции при произнесении, а также используя тактильные ощущения при «соприкосновении» со звуком (например, при постановке звука[д] при дизартрии);
  • от опорного звука, когда поставленный звук является основой, к которой прикрепляется нужный, и все произносятся в связке (тс-с-с-с; ииии-с-с-с);
  • механическим способом, с использованием зонда и шпателя и механического удержания языка и органов артикуляции в нужной для произнесения позе;
  • смешанным способом (например, при при дизартрии), когда его произносят по подражанию и с использованием зонда.


Комплексное лечение дизартрии

  1. медикаментозных препаратов;
  2. иглоукалывания;
  3. физиотерапевтических процедур;
  4. закаливания;
  5. занятий с логопедом;
  6. излечение хронических заболеваний.

При проведении коррекционной работы (например, при при дизартрии) учитывается особенность иннервации артикуляционного аппарата и проводится вначале подготовительная работа в виде массажа, артикуляционной разминки, упражнений для органов полости рта, нижней челюсти, тренировки на дыхание и формирование воздушной струи. Постановка самих звуков ведется в соответствии с учетом онтогенетического принципа и принципа перехода от более простого к более сложному.

Прогноз и профилактика дизартрии

Прогноз при лечении данного заболевания чаще всего неопределенный.

Раннее начало систематической работы по коррекции нарушения могут дать лучший эффект. Более оптимистичным является прогноз при наличии стремления к результату у самого дизартрика и его ближайшего окружения.

Дети с таким заболеванием нуждаются в развитии общей и мелкой моторики, в переключаемости и в обучении самообслуживанию.

Если определяется, как тяжелая, то возможен лишь прогресс в улучшении речевой функции.

Профилактикой дизартрии считается бережное вынашивание ребенка, здоровый образ жизни матери, раннее выявление нарушения, наблюдение и предупреждение травм головного мозга и нейроинфекций в любом возрасте.

При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук с . Затем, отталкиваясь от него, ставят звук з , после этого переходят к мягким звукам сь и зь ; последним в группе свистящих ставят звук ц . В группе шипящих прежде всего исправляют звук ш . Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж , ч , щ . В группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь ) основным является артикуляция звука к .

Коррекционную работу начинают с тех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам .

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа:

  • подготовительный,
  • постановка звука,
  • автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
  • этап дифференциации.
Каждый этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах мы рекомендуем развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи; включить упражнения на профилактику нарушения зрения, развития речевых центров головного мозга, т.е. то, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.

Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.

Для проведения занятий Вам понадобятся различные картинки. Это должны быть или просто предметы, или рисунки, изображающие какие-то жизненные ситуации. Здесь Вам помогут различные лото. Есть специальное логопедическое лото “Подбери и назови”. В нем уже подобраны картинки на каждый звук. Также рекомендуем приобрести логопедическое пособие: Т. Б. Филичева, Т. А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”. Будут помощниками и любые книги, журналы с иллюстрациями, а может быть Вы и малыш нарисуете что-то сами. Использование картинного материала позволит сделать Вашу работу интересной и разнообразной.

Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий. Постановка звука может занять 1–2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5–7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. И тот и другой варианты нормальны.

При выполнении наших рекомендаций, не сомневаемся, что Вы получите хороший результат. Но, если Вы усердно работали по данному курсу с ребенком 2–3 месяца, а результаты незначительны (ни одного звука так и не удалось поставить в соответствии с возрастными нормами), рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, Вам понадобится несколько советов, и самостоятельная работа может быть продолжена, или ребенку необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист. Родителям, имеющим недостатки произношения, полезно заниматься вместе с детьми.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином