Воздух в батареях отопления частного дома. Как спустить воздух из батареи — способы для разных типов конструкций. Методы удаления воздуха

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Нормально работающее отопление зимой — жизненная необходимость. Без подогрева в нашем климате не выжить. Но периодически ранее нормально работающая система начинает сбоить — не греются или плохо греются радиаторы, появляется посторонний шум (бульканье). Все это признаки того, что появился воздух в системе отопления. Ситуация далеко не редкая, но приносящая дискомфорт.

Чем грозит воздух в системе отопления

Все, наверное, не раз встречались с тем, что отопление включено, а какой-то радиатор или целая группа нагреваются плохо или вообще стоят холодные. Причина этому — воздух в системе отопления. Он обычно скапливается в самой высокой точке, вытесняя из этого места теплоноситель. Если его скапливается достаточно много, циркуляция теплоносителя вообще может остановиться. Тогда говорят о том, что в системе отопления образовалась воздушная пробка. Профессионалы в таком случае говорят, что система завоздушилась.

Чтобы возобновить нормальную работу отопления необходимо скопившийся воздух удалить. Для этого есть два варианта. Первый чаще используется в системах централизованного отопления. На крайних радиаторах в ветке устанавливают краны. Они называются спускными. Это обычный вентильный кран. После заполнения системы теплоносителем его открывают, держат открытым до тех пор, пока не пойдет ровная струйка воды без воздушных пузырей (тогда вода льется рывками). Если говорить о многоэтажных домах, то во время запуска системы сначала должны открываться воздухосбросники на стояках, а остатки уже можно выводить по квартирам.

Воздух в радиаторе отопления мешает нормальной циркуляции теплоносителя. Это приводит к тому, что батарея плохо греется

В частных системах или после замены радиаторов в квартирах, для стравливания воздуха ставят не обычные краны, а специальные воздушные клапаны. Они бывают ручными и автоматическими. Ставятся они в верхний свободный коллектор на каждый радиатор (желательно) и/или в самой высокой точке системы.

Чем еще грозит воздух в системе отопления? Он способствует более быстрому разрушению компонентов системы отопления. Хоть сегодня все больше используются полимеры, металлических частей все еще достаточно. Наличие кислорода способствует активизации окисления (черный металл ржавеет).

Причины появления

Воздух в системе отопления может появиться по разным причинам. Если это проблема разовая — можно просто удалить его и не заниматься поисками источника. Если развоздушивание требуется несколько раз за сезон, придется искать причину. Вот наиболее распространенные:


Это наиболее распространенные места и способы, какими воздух попадает в радиаторы и батареи. Выгонять его оттуда надо время от времени, но при осеннем пуске отопления — обязательно.

Устанавливаем клапана для сброса воздуха

Для отвода воздуха из отопления на радиаторах ставят воздухоотводчики — ручные и автоматические воздушные клапана. Их называют по-разному: спускник, воздухосбросник, спускной или воздушный клапан, воздушник и т.п. Суть от этого не меняется.

Воздушный клапан Маевского

Это небольшое устройство для стравливания воздуха из радиаторов отопления вручную. Устанавливается оно в верхний свободный коллектор радиатора. Есть разных диаметров под разное сечение коллектора.

Ручной воздухоотводчик — кран Маевского

Представляет собой металлический диск со сквозным отверстием конической формы. Это отверстие закрывается винтом конусообразной формы. Выкручивая винт на несколько оборотов, предоставляем возможность воздуху выйти из радиатора.

Устройство для отвода воздуха из радиаторов

Для облегчения выхода воздуха перпендикулярно к основному каналу сделано дополнительное отверстие. Через него собственно, воздух и выходит. Во время развоздушивания при помощи крана Маевского, направьте это отверстие вверх. После этого можно винт откручивать. Откручивайте на несколько оборотов, сильно не выкручивайте. После того, как прекратиться шипение, винт возвращаете в исходное положение, переходите к следующему радиатору.

При пуске системы может потребоваться обход всех воздухосборников по нескольку раз — пока воздух вообще перестанет выходить. После этого радиаторы должны греться равномерно.

Автоматический клапан сброса воздуха

Эти небольшие устройства ставятся как на радиаторы, так и в других точках системы. Отличаются они тем, что позволяют стравливать воздух в системе отопления в автоматическом режиме. Чтобы понять принцип работы рассмотрим строение одного из автоматических воздушных клапанов.

Принцип работы автоматического спускника такой:


По этому принципу работают разные конструкции автоматических воздушных клапанов. Они могут быть прямыми, угловыми. Ставятся в наивысших точках системы, присутствуют в группе безопасности. Могут быть установлены в выявленных проблемных местах — где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там скапливается воздух.

Вместо ручных кранов Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он лишь чуть больше, но работает в автоматическом режиме.

Автоматический воздушный клапан для отвода воздуха

Чистка от солей

Основная беда автоматических клапанов для сброса воздуха из системы отопления — отверстие для отвода воздуха часто зарастает кристаллами соли. В этом случае или воздух не выходит или клапан начинает «плакать». В любом случае требуется его снять и прочистить.

Автоматический воздухоотоводчик в разобранном виде

Чтобы это можно было делать без остановки отопления, ставят автоматические воздушные клапана в паре с обратными. Первым монтируют обратный клапан, на него — воздушный. При необходимости автоматический воздухосборник для системы отопления просто откручивают, разбирают (откручивают крышку), чистят и собирают снова. После этого устройство снова готово стравливать воздух из системы отопления.

Как избавиться от воздушной пробки

К сожалению, не всегда воздушная пробка находится в легко доступном месте. При ошибках проектирования или укладки, воздух может скапливаться в трубах. Стравливать его оттуда очень нелегко. Сначала определяем местоположение пробки. В месте пробки трубы холодные и слышно журчание. Если явных признаков нет, проверяют трубы по звуку — постукивают по трубам. В месте скопления воздуха звук будет более звонким и громким.

Найденную воздушную пробку надо выгнать. Если речь идет о системе отопления частного дома, для этого поднимают температуру и/или давление. Начнем с давления. Открывают ближайший спускной клапан (по ходу движения теплоносителя) и подпиточный кран. В систему начинает поступать вода, поднимая давление. Оно вынуждает пробку двигаться вперед. Когда воздух попадает к спускнику, он выходит. Прекращают подпитку после того как весь воздух выйдет — спускной клапан перестанет шипеть.

Это группа безопасности. На среднем выходе установлен автоматический воздухоотводчик

Не все воздушные пробки так легко сдаются. Для особой упорных надо одновременно поднимать температуру и давление. Эти параметры доводятся до значений, близких к максимальным. Превышать их нельзя — слишком опасно. Если в после этого пробка не ушла, можно попытаться открыть одновременно спускной кран (для слива системы) и подпиточный. Может, таким образом удастся сдвинуть воздушную пробку или вообще избавиться от нее.

Если подобная проблема возникает постоянно в одном месте — налицо ошибка в проектировании или разводке. Чтобы не мучится каждый отопительный сезон, в проблемном месте устанавливают клапан для отвода воздуха. В магистраль можно врезать тройник и на свободный вход установить воздухоотводчик. В таком случае проблема будет решаться просто.

Теплоснабжение дома является достаточно сложной системой, требующей не только внимательности при проектировании, выборе оборудования и монтаже, но и постоянного ухода в процессе эксплуатации. Но даже при соблюдении всех нормативных требований и рекомендаций по созданию и обслуживанию в любых схемах возможно возникновение проблем различной природы, требующих своевременного их устранения. И одной из наиболее распространенных можно назвать завоздушивание системы отопления.

Появление и наличие воздуха приводит к нарушению циркуляции теплоносителя в трубопроводах, что существенно снижает эффективность схемы, а в ряде случаев может привести к серьезным авариям.

В частности:

  • если теплоноситель содержит воздух, появляется характерный шум в трубопроводах, который влияет на уровень комфортного проживания в домах;
  • при движении такой воды могут возникать вибрации различной интенсивности, со временем ухудшающие герметичность любых соединений;
  • присутствие воздуха в теплоносителе способствует развитию коррозионных процессов металлических труб и деталей, что снижает срок их надежной работы;
  • в результате возникновения воздушной пробки в системе отопления радиаторы остаются холодными, а расход топлива при этом увеличивается и т.д.

Факторы, обусловливающие завоздушивание системы отопления

Как известно, при нагреве воды в ней появляется воздух. При этом более высокая температура способствует образованию большего его количества. Воздушные пузырьки, как правило, стремятся вверх и, следовательно, скапливаются в высших точках магистралей и радиаторов, но часть из них могут оседать на стенках труб.

Среди других причин завоздушивания можно назвать:

  • несоблюдение требуемых технологических уклонов (или их величины) при монтаже системы;
  • проведение любого вида ремонтных работ – замена или ремонт любого элемента неизбежно приводит к попаданию воздуха;
  • уменьшение рабочего объема теплоносителя в системе отопления, обусловленное некачественным выполнением сварных и резьбовых соединений, наличием других мест протечек (например, свищей), естественным испарением воды в процессе эксплуатации;
  • неправильное заполнение системы водой – слишком высокая скорость или несоблюдение температурного режима приводит к завоздушиванию;
  • подпитка схемы водой, содержащей воздух.

Способы удаления воздуха из системы отопления

Прежде чем рассматривать существующие варианты удаления воздушной пробки в системе отопления, необходимо указать основные меры, позволяющие снизить вероятность или частоту ее появления.

  1. Как отмечалось выше, наиболее распространенными местами скопления воздуха являются верхние точки схем и приборов отопления. Не менее часто пробки обнаруживаются и в местах изгибов трубопроводов. Соблюдение требуемой величины технологических уклонов подающей и обратной магистралей способно в некоторой степени предотвратить их образование.
  2. Для исключения подсоса воздуха через неплотности перед началом эксплуатации любой схемы требуется производить ее опрессовку. В случае выявления поврежденных или некачественных швов или соединений нужно выполнить их ремонт, замену или корректировку.
  3. Перед запуском любой системы отопления (новой, после ремонта) требуется правильно заполнить ее водой.
    Прежде всего, необходимо открыть имеющиеся краны, кроме тех, что предназначены для спуска теплоносителя. Процедуру рекомендуется проводить поэтапно, и теплоноситель должен заполнять трубопроводы и радиаторы плавно и снизу вверх.

    Температура воды при заполнении системы не должна превышать 45 0С.

Рисунок 1 – Схема заполнения отопительной системы водой

После того, как из кранов нижнего уровня начинает идти вода, их перекрывают и продолжают процедуру по такому же принципу до тех пор, пока система не будет заполнена полностью. Если все было выполнено правильно, после запуска насоса теплоноситель начинает движение, а при повышении его температуры радиаторы быстро и равномерно нагреются.

Устройства для устранения заводушивания

Если в действующей системе отопления появился воздух, его необходимо стравить. Для этих целей обычно применяют:

  • краны Маевского – их устанавливают в верхней торцевой части каждого радиатора. Для местного спуска воздуха кран вручную или с помощью инструментов (отвертки, ключа) необходимо плавно поворачивать против движения часовой стрелки до тех пор, пока не появится специфичный шум (шипение). После того, как из устройства начнет сочиться вода, его так же медленно перекрывают;

Рисунок 2 – Краны Маевского

  • автоматические воздухоотводчики – это поплавково-клапанные устройства, которые конструктивно могут быть вертикальными (проточными и непроточными) и горизонтальными. Их устанавливают в высшей точке отопительной схемы, а также на ответственном оборудовании (котлы, коллекторы). Для спуска воздуха из системы не требуется участие человека;

Следует иметь в виду, что автоматические воздухоотводчики чувствительны к различным загрязнениям. Поэтому в системе и на подающей, и на обратной магистралях обязательно должны быть установлены очистительные фильтры.

Рисунок 3 – Автоматический воздухоотводчик и его устройство

Рисунок 4 – Схема установки воздухоотводчиков в системе отопления

  • воздушные сепараторы – их принцип действия основан на удалении растворенного в теплоносителе воздуха: в устройстве происходит торможение потока, в результате чего пузырьки газов выделяются из жидкости и поднимаются вверх в специальную камеру, откуда автоматически выводятся. В большинстве случаев подобные сепараторы предназначены также для сбора и удаления шлама;

Воздушные сепараторы являются необходимым элементом крупных отопительных схем, где полноценное удаление воздуха ручными устройствами осуществить проблематично.

Рисунок 5 – Сепаратор воздуха и шлама

  • расширительные баки – в системах с естественной циркуляцией удаление воздуха осуществляется, как правило, посредством данных устройств, которые устанавливаются в высшей точке схемы.

Удаление воздуха в процессе эксплуатации системы

В общем случае сначала требуется определить точное место образования воздушной пробки. Как отмечалось выше, это можно сделать по характерному шуму в трубопроводах, пониженной температуре в приборах или простукиванием элементов (в месте, где присутствует воздух, звук будет более звонким).

После этого необходимо найти ближайший воздухоотводчик, установленный в более высокой точке по ходу движения теплоносителя. Чтобы стравить воздух, понадобится включить подпитку системы.

Бывают ситуации, когда невозможно определить место локализации воздушной пробки. В этом случае можно воспользоваться методами опытных практиков и специалистов:

  1. Поднять на короткое время температуру и давление в системе, в результате чего пробка либо переместится в место, где ее можно будет обнаружить, либо самостоятельно удалится через автоматические устройства.
  2. Попытаться загнать скопившийся воздух в нужное место с помощью достаточно сильных ударов по трубопроводам. Однако такой способ требует определенного навыка и опыта и не всегда оказывается эффективным.

Если в процессе эксплуатации отопительной системы, возникновение воздушных пробок – не редкое явление, обязательно требуется установить и устранить причину.

Даже идеально смонтированные трубы и радиаторы не исключают появления множественных пробок! Решить эту проблему можно только одним путём – через своевременное стравливание (удаление) накопившегося кислорода.

Методы устранения

Способ ликвидации пробки будет зависеть от того, по какому принципу функционирует отопление.

Если циркуляция происходит естественным образом, поможет расширительный бачок. В такой системе трубы находятся под уклоном, обеспечивающим транспортировку воды. Подающий трубопровод крепится с подъёмом к бачку, установленному в верхней точке или на чердаке. Это так называемая верхняя разводка.

При нагревании теплоносителя воздух естественным образом перемещается в расширительный бачок (если он, действительно, находится в верхней точке). При несоблюдении уклона возможна закупорка батарей!

Если бак открыт (крышка не прилегает плотно), воздух свободно выделяется в атмосферу. Например, на дачах часто используют для этих целей подручные изделия вроде старой железной бочки или выварки.

Для герметичной конструкции необходимо установить кран или автоматический клапан. Втрое решение будет оптимальным – воздухоотвод избавит систему от пузырьков кислорода в автоматическом режиме.

Также существуют системы с нижней подачей и естественной циркуляцией. В них пробки удаляются точно так же, как в отоплении, оснащённом циркуляционным насосом.

Если циркуляция осуществляется принудительно , необходимо заранее позаботиться об установке воздухосборника. Ещё на этапе монтажа системы он встраивается в наивысшей точке трубопровода. При этом трубы укладываются с наклоном в противоположную сторону, чтобы обеспечить правильную работу воздухосборника.

Для удаления скопившегося кислорода достаточно провернуть кран, установленный в этой точке.

Чего следует избегать?

Чтобы снизить частоту образования пробок хозяевам следует придерживаться элементарных правил:

  • система устанавливается с правильным уклоном труб;
  • обеспечивается достаточное давление, чтобы уровень теплоносителя не понижался;
  • после окончания ремонтных работ, сопровождавшихся остановкой котла, производится удаление пузырьков кислорода;
  • подача воды осуществляется медленно с одновременным стравливанием накопившегося воздуха через краны, размещённые на батареях;
  • производится своевременная проверка воздухоотводов, фитингов, сварочных швов на предмет герметичности и выполняется своевременное устранение разгерметизации системы;
  • исключается неправильное подключение тёплых полов (трубы размещаются на правильном уровне относительно всего отопления);
  • обязательно устанавливаются воздухоотводы (лучше, если их будет несколько).

Всё это исключит неприятные ситуации, когда батареи прогреваются наполовину, циркуляционный насос и трубы издают посторонние шумы, а автономный котёл перегревается.

Как обнаружить пробку?

Самый примитивный и распространённый способ – это простукивание молотком или разводным ключом. Исследуется вся батарея целиком. Пустота, заполненная кислородом, отзывается на удар звонким звуком. Для сравнения можно постучать по трубам, полностью наполненным водой, чтобы понять разницу.

Ещё один способ – это ощупывание руками. В правильно работающем радиаторе нет холодных секций или участков! Вся поверхность прогрета равномерно. Если есть прохладные зоны, циркуляция нарушена.

Правда, причина не всегда кроется в скоплении воздуха. В батарее могут собраться частицы ржавчины или накипи. В этом случае поможет лишь полный слив и промывка системы с последующим заполнением чистой водой.

Что нужно учесть?

Навести порядок в автономном отоплении гораздо проще, чем в центральном. Владельцы частных домов могут без всяких опасений промывать систему и продувать её для устранения загрязнений.

А в условиях городской квартиры любые самостоятельные действия возможны только при наличии кранов Маевского или любых других приспособлений для отвода скопившегося воздуха.

Если таких устройств нет, придётся прибегнуть к помощи сантехника. Известны случаи, когда этот специалист простым ударом молотка выгонял образовавшийся воздушный пузырь.

Если краны уже установлены на батареи, алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • хозяева определяют приблизительное место скопления воздуха;
  • при помощи отвёртки или специального ключа открывают близлежащий кран;
  • включают подпитку и стравливают воздух (прибывающая вода вытесняет пробку).

При этом необходимо следить, чтобы теплоноситель поступал в трубы и батареи медленно. Это исключит образование новых газовых пузырьков.

Самыми уязвимыми являются алюминиевые радиаторы. Этот материал легко вступает в химические реакции с теплоносителем, что повышает скорость образования пузырьков воздуха. Такая система требует регулярного стравливания излишков кислорода.

Чтобы избежать проблем, необходимо заменить все батареи из алюминия более качественными, устойчивыми к коррозии радиаторами. Установка воздухоотводов – обязательное условие.

Содержание

Воздушные пробки в трубопроводе и радиаторах отопления нарушают нормальную работу системы и снижают ее теплоэффективность. Удаление воздуха из системы отопления помогает исправить ситуацию. К экстренным мерам придется прибегать заметно реже, если грамотно спроектировать и смонтировать автономную систему, предусмотрев установку воздухоотводчиков во всех проблемных местах.

Подготовка системы отопления

Причины формирования воздушных пробок

Готовая система отопления закрытого типа герметична, но это не гарантирует отсутствия воздушных пузырей. Откуда берется газ в трубах и радиаторах?

Воздух в системе отопления появляется по следующим причинам :

  1. Теплоносителем служит водопроводная вода, не прошедшая специальную подготовку - при нагреве растворенный в воде воздух начинает выделяться, и из мелких пузырьков формируются пробки.
  2. Герметичность системы нарушена, и воздух постепенно засасывается через неплотные соединения.
  3. В ходе ремонтных работ часть контура отсоединялась отсечными кранами, производилась замена или очистка каких-либо элементов, а затем в отремонтированный контур вновь был подан теплоноситель.
  4. Трубопровод проложен с нарушениями нормативов - малый угол уклона труб и неправильный монтаж мест перегибов мешает пузырям газа попадать в специальные устройства - воздухоотводчики. В результате газ скапливается на проблемных участках и мешает нормальной циркуляции теплоносителя.
  5. Если система отопления частного дома заполняется очень быстро (или при подаче теплоносителя не в нижней точке), жидкость не способна полностью вытеснить воздух из сложных по конфигурации мест трубопровода и радиаторов.
  6. Воздухоотводчики отсутствуют или неправильно расположены. Также причиной некорректной работы устройства для стравливания воздуха является его загрязнение механическими включениями в неотфильтрованном теплоносителе.

Ручной кран Маевского на радиаторе

Отдельно стоит рассмотреть газообразование в алюминиевых радиаторах. При контакте металла со слабощелочным теплоносителем выделяется водород, который скапливается в самой верхней точке отопительного прибора. Если радиатор не снабдить воздухоотводчиком, со временем газовая пробка не даст теплоносителю свободно проходить по внутренним каналам отопительного прибора.

Признаки и последствия завоздушенности системы

Если котельный агрегат работает исправно, температура теплоносителя на подаче соответствует норме, а батарея при этом не справляется с нагревом помещения, проверьте в системе отопления наличие воздуха. Воздушные пробки в радиаторах - частое явление, на их наличие указывает неравномерность нагрева прибора, когда верхняя часть остается холодной. Завоздушенность батареи в первое время незначительно снижает ее теплоотдачу, но если проблему вовремя не решить, скопившийся газ перекроет путь теплоносителю и помещение не получит полноценного обогрева.

Пузыри воздуха мешают свободному движению теплоносителя из-за сужения канала, и это провоцирует появление специфических звуковых эффектов. К признакам возникновения пробки относится шум в трубах, клокотание, бурление. В сложных случаях добавляется и вибрация труб.


Завоздушивание системы отопления

Небольшие пузырьки воздуха, которые еще не сформировали пробку, но уже активно выделяются из теплоносителя, превращают его в водовоздушную смесь. Она опасна для циркуляционного насоса, не приспособленного перекачивать газ. На валу насосного агрегата установлены подшипники скольжения, которые должны располагаться в жидкой среде. Высокое содержание воздуха в теплоносителе приводит к преждевременному износу элементов из-за эффекта сухого трения.

Если не стравить воздух из системы отопления, его избыток в теплоносителе может привести к остановке или поломке циркуляционного насоса . Это опасно для твердотопливных котлов, не оснащенных автоматикой: когда циркуляция остановится, в водяную рубашку котла перестанет поступать охлажденный теплоноситель. Перегрев и вскипание жидкости в замкнутом пространстве грозит взрывом, если не сработает группа безопасности.

Зная, как удалить воздух из системы отопления, можно справиться с воздушными линзами в радиаторах, выполненных из материалов, склонного к коррозии и зарастанию. В воздухе содержится углекислый газ и кислород, и они способствуют процессу распада солей кальция и магния, которые растворены в воде. Реакция протекает с выделением углекислоты. Под воздействием высоких температур гидрокарбонатные соединения формируют слой известкового налета, а углекислота способствует коррозии металлических поверхностей. В результате батарея быстрее выходит из строя.


Скопившаяся грязь в отопительной системе способствует выходу из строя радиатора

Чтобы исключить неприятные последствия, запустив систему отопления дома после летнего перерыва, следует проверить ее на наличие воздушных пробок. Если она завоздушена, оперативно примите меры по устранению проблемы.

Система отопления без воздушных пробок

Чтобы в индивидуальной отопительной системе воздух не скапливался на проблемных участках, а выходил наружу, необходимо:

  • правильно спроектировать и смонтировать трубопровод, грамотно установить радиаторы;
  • использовать автоматические и ручные воздухоотводчики.

Рассмотрим, как выгнать воздух из системы отопления с естественной циркуляцией и верхней разводкой . При обустройстве трубопровода важно соблюсти такой угол наклона, при котором воздушные пузырьки свободно перемещаются вверх, в самую высокую точку контура, не скапливаясь на поворотах и пологих участках. В самой верхней точке такой системы должен быть установлен расширительный бак открытого типа, через который пузыри воздуха попадают в атмосферу.


Стравливание воздуха из отопительной системы с помощью автоматического воздухоотводчика

Чтобы стравливать воздух из системы с принудительным движением теплоносителя или гравитационной системы с нижней разводкой, используется иной принцип . Под уклоном монтируются обратные трубопроводы (это упрощает слив жидкости из системы), а в верхней точке всех отдельных контуров ставят автоматические клапаны, через которые воздух сбрасывается по мере накопления.

Помимо автоматических воздухоотводчиков в системе задействуются и ручные краны Маевского. Такие воздухоотводчики монтируются на радиаторы отопления – на верхний патрубок с противоположной стороны от трубы, подающей нагретый теплоноситель. Чтобы воздух попадал в клапан, а не скапливался в верхнем коллекторе радиатора, прибор отопления рекомендуется устанавливать под небольшим углом. Сброс воздуха выполняется вручную по мере необходимости.

Как найти воздушную пробку?

В идеале система самостоятельно справляется с завоздушиванием благодаря автоматическим клапанам, через которые стравливается воздух. Обнаружив, что отдельный прибор отопления или часть контура не работают должным образом, необходимо найти место, где образовалось скопление воздуха.

Потрогайте радиатор - если его верхняя часть холоднее нижней, значит, туда не поступает теплоноситель . Чтобы выпустить воздух, откройте кран Маевского, установленный на стальном, алюминиевом или биметаллическом радиаторе, либо вентильный кран, который монтируют на чугунные батареи.


Как определить воздушную пробку в батарее

Определить место завоздушивания можно и по звуку - в нормальных условиях теплоноситель движется практически бесшумно, постороннее бульканье и звуки перелива возникают из-за препятствия в потоке .

Металлические трубы и приборы отопления простукивают легкими ударами - в местах скопления воздуха звук заметно звонче.

Избавляемся от воздушной пробки

При наличии ручных воздухоотводчиков на радиаторах, проблем с тем, как убрать воздух из батарей, не возникает. При помощи отвертки или штатного ключа немного вывинчивается шток крана Маевского, при этом под сливное отверстие подставляется подходящая емкость (достаточно полулитровой стеклянной банки). Спуск воздуха из системы отопления с помощью ручного воздухоотводчика сопровождается шипением и свистом, затем появляются брызги, после чего теплоноситель начинает течь тоненькой струйкой. На этом этапе кран Маевского следует закрыть.

Обратите внимание! Если батарея продолжает плохо греть после развоздушивания, проблема может крыться в засоре. В этом случае прибор отопления демонтируют и промывают. После установки радиатора на место заново, проверьте систему на наличие воздушных пробок.

Чтобы удалить воздушную пробку из системы отопления, если она скопилась в стороне от воздухоотводчика (ручного или автоматического), поступают следующим образом :

  1. Открывают ближайший к воздушному пузырю воздушный кран или клапан.
  2. Начинают понемногу подпитывать систему теплоносителем, чтобы жидкость за счет увеличения объема вытеснила воздушный пузырь в сторону открытого воздухоотводчика.

Автоматический воздухоотводный клапан с угловым подключением

Что делать в сложных случаях, когда пробку не убирает добавление объема теплоносителя? В такой ситуации помимо увеличения количества теплоносителя требуется добавить давления, нагрев жидкость до критических температур. Следует действовать предельно аккуратно, чтобы не ошпариться брызгами, сопровождающими сброс воздуха через автоматический клапан.

Важно! Если пробка систематически формируется на одном и том же участке трубопровода, врежьте в этом месте тройник и установите автоматический клапан.

Заключение

Приобретая отопительное оборудование, обратите внимание на качество и надежность автоматических воздухоотводчиков - они должны исправно функционировать, чтобы браться за ликвидацию воздушных пробок приходилось только после слива и заполнения контура теплоносителем. Если знать, как спустить воздух с системы отопления, процедура не доставит особых хлопот.

Запуск системы отопления практически всегда сопровождается воздушными пробками. Эти микроскопические пузырьки сопровождают теплоноситель при запуске и ремонте отопительной системы, но со временем возможно накопление этих воздушных масс, которые набираются через неплотные соединения. Методы борьбы с ними рассказаны ниже.

Как воздух попадает в теплоноситель и чем это грозит?

Принцип работы отопительной системы основан на кругообороте горячей воды по замкнутому контуру, которая передает часть своего тепла через радиаторы в помещение. Если в теплоносителе имеются воздушные пробки, то это приводит к препятствиям на его пути, и нарушается общая циркуляция отопительной системы. Это может вылиться в следующие неполадки:
  • Шумность перетекания теплоносителя . Это приводит к вибрации, которая вызывает ослабевание соединений труб и может сказаться на состоянии сварных швов.
  • Уменьшение срока службы металлических труб . Воздух изнутри вызывает коррозию.
  • Затруднение перетекания теплоносителя . Циркуляция осуществляется вяло и со временем она вообще может прекратиться.
Воздух может попасть в систему совместно с теплоносителем или в ряде таких случаев, как:
  • Неправильно выполненный уклон труб.
  • Пробои в системе отопления.
  • Ошибки при подаче в трубу теплоносителя.
  • Недостаточная герметизация соединений.
  • Снижение давления. Это наблюдается при длительной эксплуатации системы отопления.
  • Недавно проводимые ремонтные работы.
  • Долгие простои отопления. После весенне-летнего периода трубы нужно заполнять теплоносителем постепенно, иначе невозможно будет удалить скопившийся воздушные пробки, и они останутся в трубопроводе.

Часто воздушные пробки образуются в частных домах, в которых отопление работает без принудительной циркуляции. Когда давление падает, свободное пространство заполняет воздух.

Универсальный метод стравливания воздуха

Эффективный и проверенный способ – установка многоступенчатой системы от воздушных пробок. Она подразумевает монтаж нескольких воздухоотделителей, которые располагают в определенных местах, и при открытии каждого из них происходит устранение воздуха на отдельном участке системы:
  • На радиаторах устанавливаются местные воздухоотделители ().
  • На стояках воздухоотводящие устройства располагаются в самых крайних точках.
  • На котле предусмотрен автоматический воздухоотделитель.
При подозрении на завоздушенность системы вначале нужно определить место образования пробки. Это можно узнать по теплоте радиаторов или звуку, издаваемому трубами. Затем открыть рядом с этим местом кран Маевского и стравить воздух, предварительно подготовив небольшую емкость, которая пригодится, когда пойдет вода.


Если и после этого радиатор будет едва теплым, тогда нужно промыть его, поскольку это значит, что в нем скопилось много осадков и частиц ржавчины.

Если дело касается частного дома, то в отопительную систему стоит ввести циркуляционный насос, который ставится сразу же за котлом. Он помогает теплоносителю эффективно циркулировать по контуру и создает нужное давление.

Метод удаления воздуха без сливания воды (видео)

На приведенном ролике схематически показано и рассказано, как можно устранить воздух из системы, если он появился там из-за неправильного монтажа.


По предлагаемому варианту развития событий самый удаленный от котла радиатор не греет. Между ним и предыдущей батареей скопился воздух. Чтобы устранить его, нужно подготовить немного фумленты и саморез с пресс шайбой.

Устранение воздуха осуществляется пошагово:

  1. Подготовить саморез. Завернуть конец фумленты и подмотать ее под шляпку самореза;
  2. Вкрутить в предполагаемом месте скопления воздуха на трубе саморез с помощью шуруповерта;
  3. Затянуть саморез вплотную к стенке трубы. Затем немного раскрутить, чтобы вышел воздух. Как только из отверстия пойдет вода, нужно тут же закрутить саморез до упора.
После таких действий радиатор начнет греться.

Даже новая система отопления, установленная по всем правилам, со временем может перестать полноценно работать из-за скопившегося воздуха. Периодически нужно предупреждать эту проблему и стравливать воздух, в особенности это актуально перед подачей теплоносителя в осенний период. Метод устранения воздушной пробки выбирается в зависимости от причины, повлекшей ее образование.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования