"бронзовый век", которого не было. Олово (Tin) - это

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Не следует беззастенчиво лгать, но иногда необходима уклончивость».

(Маргарет Тэтчер)

Ввести в заблуждение человека не сложно. Ещё проще обмануть толпу. Причём, выдумывать ничего особенного, зачастую и не требуется. Достаточно промолчать, или сказать часть правды. Особенно, если ложь звучит одновременно в каждой аудитории всех образовательных учреждений мира. Тогда никому и в голову не приходит ставить под сомнение достоверность изложенной информации. Ну признайтесь, часто ли вы не верили своему учителю истории в школе? Вот то то!

Между тем, многие факты, считающиеся незыблемыми, на поверку не выдерживают испытания даже вопросами, заданными ребёнком, ещё не достигшим школьного возраста. Простейший пример: - Как только человек начинает по слогам читать первые в своей жизни сказки, он задаёт закономерный вопрос: - «Почему слова «бескорыстный», «беспечный» и «бессменный» написаны через букву «С», а если пишут, что у кого-то чего-то нет, тогда пишут слово «без», через «З»? А вы так, хлопаете глазами, и говорите, что мол, правила такие.

А кто придумал ПРАВила?

Учёные. Филологи.

Как же тогда можно называть это «правилами», если они совсем неПРАВильные?

Знакомая ситуация? А ведь не зря сказано, что устами младенца глаголет истина. Ребёнок ещё не научился врать. Он не привык жить в нашем мире, где врать, это норма. Он интуитивно чувствует ложь, и смело говорит об этом. Правда, когда он достигает того возраста, когда учитель истории рассказывает, о принятой градации эпох и периодов, его мозг уже отравлен ложью настолько, что ему в голову не приходит задать простой вопрос: - «А как бронзовый век мог наступить раньше железного? Ведь бронза, это сплав. А сплав, это как ни крути, более сложная технология, по сравнению с простой металлургией. Сначала можно открыть выплавку меди или железа, а потом только можно додуматься до того, чтоб в какой-либо из металлов добавлять что-то ещё, дабы получить его новые свойства. Но никак не наоборот»!

А вам не приходила в голову эта мысль? Ведь на самом деле так и есть. Образно говоря, нам предлагают верить в то, что электрическая лампочка была изобретена раньше открытия электричества.

Итак, разоблачаем миф о «бронзовом веке».

Непонятно почему, но мы не задумываясь, принимаем как аксиому, что Олово - один из первых металлов, освоенных человеком. Применение его в сплавах с медью определило целую эпоху в развитии человечества, получившую название «бронзовый век» со второй половины IV тысячелетия до IX-VIII в. до н. э. Документально подтверждено, что художественное литьё было развито много тысяч лет назад. В Египте найдены скульптуры, отлитые из бронзы, датирующиеся 3-им тысячелетием до нашей эры, в Китае — 2-м тысячелетием до нашей эры.

Также художественное литьё широко использовалось в Древней Греции и в Древнем Риме. Пик художественного литья из бронзы пришёлся на XVII-XVIII век в Западной Европе, когда любой более-менее богатый человек желал увековечить себя в статуях и эпических композициях. Всё так. Даже семиклассник - двоечник в курсе, что бронза состоит как минимум из меди и олова. И тут обнаруживаем удивительное… Если это такой «древний» сплав, что им тысячи лет назад древние египтяне обрабатывали гранит, и даже сверхтвёрдый диорит, значит олово широко было известно по всему миру.

И тут легко распознаётся первая порция лжи. По признанию всё тех же «историков» единственное известное месторождение руды, содержащей олово - где??? Ответ: - «Римляне называли его касситеридес и добывали из месторождения Корнуэлл в Англии. Для справки:

Касситери́т (от κασσίτερος — олово) — минерал состава SnO2. Устаревшие синонимы: оловянный камень, жильное олово, речное олово, аллювиальное олово, деревянистое олово. Главный рудный минерал для получения олова. Теоретически касситерит содержит 78,62 % Sn. Образует отдельные, часто хорошо образованные кристаллы, зёрна, прожилки и сплошные массивные агрегаты, в которых зёрна минерала достигают в размере 3—4 мм и более.

Вот он какой:

Химическая устойчивость Sn, нетоксичность его солей и сплавов обусловили широкое применение его в виде белой жести в консервной отрасли промышленности (32% добычи). Кроме того, олово используется для получения бронз, латуни, баббитов (22%), припоев (29%), типографских шрифтов и химической промышленности (15%), в производстве красителей, в стекольной и текстильной отраслях промышленности.

А теперь вопрос «историкам»: Каким образом касситерит попадал с Британских островов в «древние Египет, Шумер и Китай?» Что, сухогрузами развозили по всему миру, и всю Русь им заполонили, что все язычники скифы - пеласги дрались бронзовыми мечами?

А японские самураи откуда брали свои чудные “руболёты”?

Да, существуют различные виды бронзы, в которых в качестве добавки к меди использовался мышьяк, и другие элементы, но зачем тогда было сочинять сказки про олово? Но даже если так… Медь и мышьяк, прежде чем сплавить в одном тигле, необходимо сначала добыть!

А как можно добыть медную руду, не имея инструмента? Как можно выделить высокотоксичный мышьяк, не обладая необходимыми знаниями и технологиями, из элементов, в которых он содержится?

Ну и потом… Чтобы приготовить сплав, необходим сосуд для этого. Он был из чего? Ладно… Допустим первый металлург расплавил медь и мышьяк в каменной печи, оборудованной наддувом, а дальше что он делал со слитком? Чтобы из расплава изготовить предмет, необходимы, как минимум, сосуд для литья и форма. Они из чего были?

Получается в точности такая же ситуация, как в диспуте «Что появилось первым - яйцо или курица»? Без инструмента не добыть сырьё и не изготовить инструмент. Если не существовало наковальни, молота и щипцов, как же тогда изготовить простой нож, к примеру?

Наши предки знали ответ на этот вопрос. Небесный кузнец Сварог дал Руссам инструмент и научил плавить железо. ЖЕЛЕЗО, а не бронзу! Но теперь говорят, что Сварог - сказочный персонаж, а выдумать новое объяснение возникновению металлургии никто не удосужился.

Но предположим, что какой-то древний римлянин, который был столь гениален и трудолюбив, что изготовил-таки на острове за Ла-Маншем первый бронзовый меч. Он что, побежал всем врагам трезвонить о своём открытии? Римляне вооружали всех своих врагов по всему миру? Логика где? А что нам говорят об истории бронзы на Руси?

На Руси художественное литьё было развито с 11 века, когда отлив колоколов стал искусством. В XVI-XVII веках в России появились замечательные мастера-литейщики (Чохов, Дубинин, Моторины…), которые специализировались не только на колоколах, но и на отливе пушек.

Моторины в начале 18 века. Как вам нравится? А отчего не А Самолётовых и Электровозовых не было случайно?

“Почти 95% всех российских запасов находится в Верхояно-Чукотской, Сихоте-Алинской и Монголо-Охотской провинциях. Основной недостаток минерально-сырьевой базы России - большая удаленность оловодобывающих предприятий от центров переработки”.

Ну и как вам это? Даже ребёнку станет ясно, что вплоть до ХХ века на Руси бронзы просто не могло быть! А как же быть с мечами, предметами обихода, украшениями из бронзы? А колокола? Из чего были вечевые колокола в Пскове и Новгороде? Посмотрим на самый знаменитый:

Колокол Царь-колокол. XIX век. Фото Шерер, Набгольц & Ко.

В 1730 году императрица Анна Иоанновна поручила отлить его. Высота колокола с ушками составляет 6,24 м,диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн!!! Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди — 84,51 %, олова — 13,21 %, серы — 1,25 %, золота — 0,036 % (72 кг), серебра — 0,25 % (525 кг).

У них что… были такие!?

Грузоподъемные характеристики автокрана Liebherr LTM 1200

И тут мы выявляем ещё одну порцию лжи: По легенде, колокол раскололся при пожаре, когда его поливали водой, чтоб он не расплавился. Ну не смешно ли?! Температура плавления бронзы около 1140 °C. Вы в таком пекле сможете бегать с вёдрами и кадками? Да и температура горения древесины не может никак быть выше 1090°C. Зачем врать? Да и вообще, зачем тратить на какой-то никому не нужный в хозяйстве предмет, аж 26240кг. безценного олова!?

Ясно, что колокол МЫ не делали. И Царь-Пушку тоже не делали, разве что лафет для неё отлили. Сдаётся мне, что эти мега-железяки, которые как и колокольня рядом с ними назывались раньше Иван-Колокол, и Иван-Пушка. И достались они нам от некоего Ивана Великого, который знал, для чего ему эти предметы, и использовал их по назначению. Мы же не можем даже представить себе, как их можно применять, вот и выдумали сказку о том, что не звонил… Не стреляла…

Какие же мы можем сделать выводы? Думаю, вы уже не станете отрицать того, что производство бронзы не могло быть налажено по всему миру раньше XIX века, если верить самим же «историкам» которые не смогли договориться с геологами, чтоб те понасыпали оловянную руду на каждом квадратном километре.

Значит, либо вся древняя бронза и весь бронзовый век - фикция, либо бронза была известна, но тогда её распространение могло произойти только по одной причине - не существовало никаких границ, государств, княжеств, а была единая мощная централизованная страна, с отлично действующими транспортной системой и высокотехнологичными предприятиями.

Откуда же взялись мифы о средневековом варварстве, невежестве, мракобесии? Всё больше склоняюсь к мнению, что мы потомки дикарей, которые построили свою цивилизацию на обломках побеждённой, или уничтоженной цивилизации. Мы просто не знаем, что делать с артефактами, доставшимися нам в наследство от исчезнувших Богов.

Это всё равно, что подарить индейцу, живущему в дебрях Амазонки микроволновую печь. Он ей будет гордиться, но применить сможет лишь в качестве сундучка для хранения бытовых предметов. А с нами ситуация ещё хуже, мы даже применения не можем найти тому, чем по великой случайности обладаем.

Огромное значение в истории развития человечества имел переход от каменных видов орудий к металлическим. В третьем тысячелетии до н. э. у людей появилась необходимость в более прочных орудиях труда, чем каменные, которые были весьма непрочные при довольно внушительных размерах и весе. В процессе развития хозяйственной деятельности люди все чаще стали использовать металлы и изделия из них. Первым металлом, нашедшим широкое распространение и применение, была медь. Разыскивая камни, необходимые для изготовления орудий труда, нашим предкам попадались камни, имевшие зеленовато-серый или красновато-зеленый цвет. Первоначально их обрабатывали и использовали как и обыкновенные камни. Позже было замечено, что медь становится тверже после обработки каменным молотком, ее стали использовать для изготовления инструментов.

Наступила эпоха меди. Со временем люди обратили внимание еще на одно свойство меди — от сильного нагрева кусок меди плавился, а, остывая, приобретал необходимую человеку форму. Сначала это свойство использовали для изготовления украшений, позже — для изготовления орудий труда. Инструменты из меди по твердости уступали каменным, однако они легко и быстро затачивались. В конце третьего тысячелетия до н. э. было замечено, что при выплавке меди из руды, содержащей примесь олова, медь становится на порядок тверже обычной. В дальнейшем к меди стали добавлять олово, в результате чего появился искусственный сплав — бронза .

Наблюдение за новым сплавом показало, что он более плавкий и текучий. Улучшилось качество, точность литья, что позволяло изготавливать инструменты более сложных форм. Бронзовые изделия были тверже медных, они отлично шлифовались и затачивались. Теперь на последующую обработку понадобилось намного меньше времени и усилий, возросла производительность труда.

На смену медному уверенно пришел бронзовый век. Совершенствовалась и техника литья. Если вначале использовались одноразовые открытые формы из глины или песка, то со временем стали изготавливать многоразовые открытые формы из камня. Недостатком открытых форм являлось то, что в них можно было отливать лишь плоские изделия. Со временем мастера изобрели закрытые формы, состоящие из двух разъемных половинок. Перед литьем половинки соединялись и крепко фиксировались. Через отверстие между ними заливался расплавленный металл. Когда металл остывал и твердел, форму разъединяли или разбивали. Таким образом начали изготавливать изделия сложной формы.

В дальнейшем было изобретено литье по выплавляемым моделям или фигурное литье. Сначала из воска лепили точную модель нужного изделия, обмазывали ее глиной и обжигали в печи. Воск при нагревании плавился и выливался, а глина приобретала форму будущего изделия. В глиняную форму заливали бронзу, после того, как металл остывал, форму разбивали. Благодаря такой технологии была достигнута настолько высокая точность литья, что отпала потребность в дальнейшей обработке отлитого изделия. Благодаря такой технологии мастера уже могли отливать и пустотелые изделия довольно сложной формы.

Прогресс не стоит на месте, со временем появились такие технические приемы, как клепка, волочение, пайка и сварка, которые дополнили ковку и литье. Бронзовые изделия постепенно стали вытеснять каменные, хотя и не заменили их до конца. Не везде можно было найти медь, еще реже встречалась руда с содержанием олова. Для дальнейшей переплавки добытую руду приходилось перевозить на большие расстояния. Все это способствовало довольно высокой стоимости изделий из бронзы. С изобретением железа, ставшим знаковым в истории металлов, закончился бронзовый век.

Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона Калюжный Дмитрий Витальевич

Олово и оловянная бронза = Sn

Олово и оловянная бронза = Sn

Оловянная бронза, то есть медь, в которой основным легирующим элементом было олово, постепенно стала вытеснять медно-мышьяковые сплавы. Появление оловянной бронзы ознаменовало начало новой эпохи в истории человечества, которая определена как бронзовый век. Медно-оловянные предметы находят в памятниках бронзового века на огромном пространстве всего Старого света.

Присадка олова к меди, начиная с минимальных долей процента, улучшает ее литейные качества, но изменяет пластичность сплава. Бронзы, содержащие до 5 % олова, допускают ковку и волочение вхолодную, при большем же содержании олова такая обработка возможна только вгорячую. С повышением содержания олова хрупкость бронзы увеличивается; бронзы, содержащие до 30 % олова, дробятся под молотком.

Небольшая добавка олова к меди незначительно понижает ее точку плавления, например медь с 5 % олова плавится при 1050 °C, с 10 % – при 1005 °C, с 15 % – при 960 °C. В древности из-за дороговизны олова, которое в большинстве стран было привозным и доставлялось нерегулярно, плавильщики заменяли его полностью или частично другими легирующими металлами: мышьяком, сурьмой, свинцом, никелем, а позднее и цинком. Поэтому состав древних оловянных бронз разнороден. Повышенные примеси металлов, кроме олова, объясняются также химическим составом медных руд, использованных плавильщиками, и в некоторых случаях переплавкой с медью лома бронзовых изделий.

Однако распространение оловянной бронзы ставит немало проблем. Неизвестно происхождение олова – как входившего в состав древней бронзы, так и использовавшегося самостоятельно. Последовательность открытия оловянной бронзы и олова также остается пока невыясненной. Можно было бы предположить, что до получения оловянной бронзы человек научился выплавлять олово из его руды, касситерита (SnO 2), тем более, что процесс выплавки не представлял трудностей, ведь температура плавления олова лишь 232 °C. Однако повсюду оловянные предметы появились либо одновременно с бронзовыми, либо позднее их.

В Европе медного века фактически не было – изделия из меди встречаются редко, однако изделия из бронзы появляются здесь внезапно и распространяются повсеместно. Это необъяснимо, как и то, что даже первые бронзовые изделия показывают высокое мастерство их создателей, возникшее без предварительных этапов. И в Юго-Восточной Азии искусство отливки появляется внезапно, словно занесенное извне.

Не говорят ли эти сообщения о том, что люди не всегда учились искусству выплавки и обработки металлов, а получали его в готовом виде? Так, искусство бронзы могло быть отработано в Египте и отсюда попало к народам всего мира. Точно так же произошло и с железом, но в этом случае, наоборот, оно было «занесено» в Египет.

Это подтверждает и поразительное сходство различных предметов, оружия из бронзы, обнаруженных археологами на территории всей Европы. Изделия до такой степени похожи друг на друга, что закрадывается подозрение, будто все они изготовлены в одной мастерской.

Сама выплавка олова из его природной двуокиси (касситерита) с древесным углем довольно проста, и выплавленный металл может быть добавлен к меди для получения бронзы. Другой вариант возможного получения бронзы – совместная плавка медных руд, предварительно смешанных с касситеритом (чистый касситерит содержит почти 80 % Sn). Следует, однако, учитывать, что совместная выплавка меди и олова в больших масштабах требовала доставки оловянных руд к местам, где находились источники меди. То есть это стало возможным только после развития средств передвижения.

Многие соображения относительно возможных источников олова в древности зачастую исходят из ошибочных и путаных сведений об олове в трудах древних и средневековых авторов. Месторождения олова по сравнению с другими металлами очень редки. Хоть и предполагалось, что установление источников олова в регионах, где расцветала металлургия, не представит затруднений, на самом деле эта проблема остается нерешенной до сих пор.

Источники олова искали в тех районах, где обнаружено много древних медно-оловянных предметов, например в Иране и на Кавказе. Однако, судя по современным геологическим исследованиям, в Иране месторождения оловянных руд отсутствуют. Металлогеническими и геохимическими методами была также установлена невероятность залегания в пределах Кавказа промышленных оловянных руд, как по запасам, так и по содержанию олова. На письменные сообщения разных авторов рассчитывать нельзя, так как свинец и олово не различали до позднего Средневековья.

Большинство известных в мире месторождений касситерита находится в Малайзии, Индонезии, Китае, Боливии, на Британских островах (на Корнуэлле), в Саксонии, Богемии, Нигерии. При этом довольно часто отмечается Богемия как один из центров снабжения оловом бронзовой металлургии. Но месторождения олова там слишком глубоко залегают в гранитах, вряд ли они были доступны древнему рудокопу.

Есть еще одна загадка. Во многих европейских языках нет различия между свинцом и оловом. По-польски олув – это свинец. И по-литовски и на языке пруссов свинец тоже называли оловом – алвас, алвис . Вся средневековая Европа путала свинец и олово, вернее и то и другое считали свинцом, только олово – белым свинцом (плюмбум альбум), а свинец – черным свинцом (плюмбум нигрум). Но для изготовления оловянной бронзы надо уметь их различать. Это еще одно указание на привнесенность бронзы в Европу.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Ифе и Бенин. Бронза и глина Конец прошлого века – период окончательного раздела Африки между европейскими державами. Спеша, сталкиваясь лбами, замирая на новых границах империй при виде пушек конкурентов и разражаясь в газетных статьях «благородным» негодованием в

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Тодайдзи. Дерево, бронза и камень Культуры народов неизбежно встречаются, «обмениваются опытом», сливаются. Архитектуру и искусство развозили по свету купцы и паломники, ученые монахи и беглые солдаты… Завоеватели приносили с собой нормы красоты и заставляли

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

4.4. Бронза На рис. 6.29 и рис. 6.30 представлены великолепные бронзовые воинские шлемы из так называемой «казармы гладиаторов» якобы I века н. э., обнаруженные при раскопках в Помпее. Работа высокого технологического уровня. Обратите внимание на идеально правильные отверстия

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

3.6. Медь, бронза и железо Индустрия металлов определяла в последние несколько тысяч лет технологический прогресс. Недаром же исторические эпохи получили название: век каменный, бронзовый, железный…Первые медные изделия появились в неолитических культурах VII–VI тыс. до

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4.4. Бронза На рис. 6.28 и рис. 6.29 представлены великолепные бронзовые воинские шлемы из так называемой «казармы гладиаторов» якобы I века н. э., обнаруженные при раскопках в Помпее. Работа высокого технологического уровня. Обратите внимание на идеально правильные отверстия

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

9. Олово, медь, бронза Хорошо известно, что металлургия олова сложнее, чем меди. Поэтому бронза, как сплав меди с оловом, обязана была появиться ПОЗДНЕЕ открытия олова. А в скалигеровской истории картина в точности обратная. Сначала, якобы, открыли бронзу. «Получился»

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Художественная бронза Китая В экспозиции Пекинского императорского музея большое место занимают классические образцы древней китайской бронзы XVI-III веков до нашей эры, их насчитывается в фондах музея свыше пятисот экземпляров. Техника обработки бронзы в Китае еще во

Из книги Даки [Древний народ Карпат и Дуная] автора Берчу Думитру

ФИНАЛЬНАЯ ФАЗА (БРОНЗА IV) Переход от великолепных культур фракийского бронзового века к железному веку происходил постепенно и систематически, без каких-либо разрывов или переломов. Недавние археологические исследования в Румынии полностью опровергли теорию о том, что

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава 2 МЕДЬ И БРОНЗА Важный прорыв в изучении предыстории Грузии и всего Закавказья произошел в последние несколько десятилетий, когда было обнаружено большое количество находок, относящихся к «энеолитической культуре Закавказья» (Мунчаев, Пиотровский), которую

Из книги Загадки древности. Белые пятна в истории цивилизации автора Бурганский Гарий Еремеевич

МЕДЬ, БРОНЗА, ПЛАТИНА И... АЛЮМИНИЙ Вот уже почти девять тысячелетий продолжается эра металла.Греческий поэт Гесиод (около 770 до н.э.) рассказал известную легенду о четырех веках человечества: золотой, серебряный, медный и железный. Деление истории человечества на

Из книги Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса автора Окшотт Эварт

Глава 1 «Безжалостная бронза» Когда в начале второго тысячелетия до н. э. индоевропейцы двинулись на завоевание Древнего мира, они принесли с собой новую концепцию ведения войны, основанную на использовании быстроходных колесниц, запряженных лошадьми. Повозками правили

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

1. Медь и бронза Обычно эпоха, не освещенная дошедшими до нас письменными памятниками, делится историками на три основных периода: каменный, медный и железный век. При этом медный век часто называют также бронзовым, поскольку историки полагают, будто бы бронза (сплав

автора

Бронза Это изобретенный человеком сплав меди с оловом и с другими металлами дал название целой эпохе в жизни человечества – бронзовому веку (ІV-І тыс. до н. э.).Слово «бронза», по некоторым версиям, имеет арабское или персидское происхождение. Плиний Старший выводит это

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Олово Сравнительно редкий металл, использование которого началось в очень древние времена. Изделия из чистого олова найдены археологами на территории Чехии, Словакии, Испании, Греции. Как и свинец, олово примешивали к меди для выплавки бронзы. В средние века оловом

Дата: 2015-09-05

Оловянная посуда в Германии широко распространилась после открытия богатых залежей оловянной руды в Богемии и Саксонии в средние века. Сплав олова и свинца серебристо-серого цвета, со временем вследствие окисления становится очень похожим на серебро. Бюргеры среднего достатка охотно покупали оловянные тарелки, блюда, кувшины и кружки.

Немецкие ремесленники, изготавливающие оловянную утварь, приобрели славу искусных мастеров. Часто форму и украшение оловянных изделий они копировали с . Из массовых обиходных предметов хозяйственного олова выделилось так называемое «благородное олово» Edelzinn, настоящие произведения искусства 16-17 веков.

http://www.museum-digital.de/san/images/201010/10142819049.jpg

Литьё, сборка.

Как любые изделия ручной работы, оловянная посуда претерпевала изменения в стиле. Однако строгое временное разделение здесь затруднено. Мастера оловянишники не использовали ручную выколотку и чеканку подобно мастерам серебряного дела. Оловянные изделия отливали в формах. Сначала формы были глиняные, с добавлением телячьей шерсти, затем - каменные, медные, латунные, но чаще всего бронзовые, а в 19 веке - железные. Дороговизна и сложность подготовки отливочных форм, а также их долговечность обуславливала неизменность конструкций, объемов и форм оловянной посуды в течение долгого времени. Однако, разнообразие типов посуды и утвари, созданное с изобретательностью и чувством вкуса, составляет богатейшее наследие немецких оловянщиков 17-19 веков. Влияние их расширилось в Европе, охватив Швейцарию, Австрию, Богемию, Моравию, Прибалтику, Польшу, Голландию и скандинавские страны.


Мастера оловянного дела. Гравюра Кристофа Вайгеля 1698 г.

Чтобы улучшить текучесть сплава и без пустот заполнять форму в олово добавляли свинец,. Свинец дешевле олова, но его токсичные свойства были давно известны. Законы старейших гильдий оловянных литейщиков в Цюрихе 1371 г. и Гамбурге 1375 г. уже содержали положения о степени чистоты олова. Единого закона в 14-15-х веках не существовало. Все правила ограничивались территорией конкретного города, где они были установлены Цехом и утверждены Советом. Контролёры готовую оловянную посуду клеймили знаком подтверждающим качество, обычно это городской герб. Городское клеймо и клеймо мастера, как правило, проставлялись вместе. Иногда, встречается тройная маркировка, когда или клеймо мастера, или городское клеймо повторяется. В Тюрингии и Саксонии было принято таким способом удостоверять нормативное (10:1) качество оловянного изделия.

Во второй половине 15 века действующей нормой чистоты сплава была признана оптимальная пропорция - 10:1, так называемая «Нюрнбергская проба», т.е. на 10 частей олова добавляли не более одной части свинца. Для улучшения качества иногда использовали соотношение 15:1, а непищевую утварь выплавляли в соотношении 6 частей олова и 1 часть свинца. В других городах требовали соотношение 12:1 (Ревель, Рига, Штеттин 1534 г., Бреслау 1399 г.) 9:1 (Фрайбург 1511 г.) 8:1 (Любек 1633) 6:1 (Кёльн). https://de.wikipedia.org/wiki/Zinnmarke

Гарантированное качество оловянного сплава 10: 1 условились обозначать на изделии специальным знаком - «Роза и корона», с начала 18-го века «Ангел». Ангел с весами и мечом изображает архангела Михаила, который почитается в Германии, как покровитель государства и символ правосудия. Иногда на оловянных предметах 17-18 в.в. имеется маркировка «CL», что означает Clаr und Lautеr, в переводе «светлое и чистое» олово, знак X - римская 10 - означает пропорцию олова и свинца 10:1.


Клеймо «Коронованная роза», геральдическая эмблема рода Тюдоров, являлась знаком качества сплава на оловянных изделиях в Британии, знак был заимствован и стал использоваться немецкими оловянщиками. Клеймо "роза и корона" на оловянном сосуде конца 18 - середины 19 века. Германия
http://www.museum-digital.de/nat/index.php?t=objekt&oges=77230


Клеймо «Ангел» на оловянной тарелке 1812 г. Германия
http://www.museum-digital.de/nat/index.php?t=objekt&oges=4031

После объединения немецких государств Вильгельм, король Пруссии и император Германии, в 1887 издал закон, регламентирующий сбыт изделий из сплава олова и свинца. В законе указывалась норма чистоты пищевого олова не ниже 90%. https://de.wikisource.org/wiki/Gesetz,_betreffend_den_Verkehr_mit_blei-_und_zinkhaltigen_Gegenstanden

В конце 19 века модное европейское движение «Искусство и ремесла», которое в Германии называют Югендстиль, дало новый импульс производству оловянной утвари, подъём которого продолжался до 1930-х годов. Легкоплавкое и пластичное олово позволяло создавать рельефный декор с мельчайшей детализацией, а оттенки и блеск оловянного сплава создавали неповторимый контраст света и тени. Сложная ручная работа и трудоёмкая обработка не уступали работам по серебру или бронзе, поэтому ценились одинаково высоко. Производители металлической изделий приглашали талантливых художников, которые создавали оригинальные дизайны посуды, столовых приборов, предметов интерьера. Так название одной из самых успешных фирм по производству оловянной посуды Kayserzinn стало синонимом высококачественных оловянных изделий.

Энгельберт Кайзер основал торговую марку Kayserzinn в 1894 году. Его брат Иохан Петер Кайзер руководил оловянным литейным заводом в Крефельде.* Сам Энгельберт Кайзер был владельцем галереи и основал дизайн-студию в Кёльне. В свою художественную мастерскую он пригласил нескольких известных дизайнеров**, таких как Хьюго Левен, Герман Фаузер и Карл Бергхоф, которые разработали индивидуальный стиль в контексте европейского модерна под маркой "Кайзер-Олово". Члены жюри Всемирной Парижской выставки в 1900 году стояли перед дилеммой, кому вручать золотую медаль – дизайнерскому ателье Энгельберта Кайзера в Кёльне или заводу-исполнителю в Крефельде. Продукция "Кайзерцинн" имела клеймо и номера моделей начиная с 4000. Последний номер 4999 был произведён в 1925 г. Наиболее высокую художественную ценность представляют образцы Kayserzinn в период деятельности Энгельберта Кайзера 1895-1911 г.г. Большая коллекция оловянных предметов Kayserzinn хранится в музее Цонса (Дормаген, между Кельном и Дюссельдорфом).


Оловянный лоток "Стрекозы" работы Hugo Leven из коллекции Kreismuseum Zons.

Оловянный сплав Kayserzinn не содержащий свинца иногда называют "оловянное серебро" (Zinn Silber), это вариант сплава "Британниа-Металл" в составе которого около 91% олова, 2% меди, 7% сурьмы.

Известные производители оловянных изделий югендстиль конца 19-начала 20 века в Германии: WMF, Orivit, Orion, Osiris, JUVENTA, Urania, B&g Imperial zinn (Crefelder Metaallwaaren-Fabrik Bitter & Gobbers GmbH), Reinemann & Lichtinger, Gebrueder Bing (Bingit zinn G.B.N.) и др.
WMF обозначал изделия из олова клеймом EDELZINN.
Orivit использовал оловянный сплав в составе которого 89,85% олова 7,9 % сурьмы 1,9 % меди 0,12 % серебра.
OSIRIS в 1902 г. разработал новый сорт оловянного сплава, так называемый ISIS metal.
EDUARD HUECK маркировку сплава EDELZINN (90% олово, 5-10 % сурьма, 0,5-5 % медь) и знак дизайнера выполняли прессом (выпуклые).

В 20 веке оловянные предметы массового изготовления производители маркируют знаками с информацией о чистоте олова в процентах: 92%. 93%, 94%, 95%, иногда по традиции сопровождая изображением ангела или розы с короной. Коллекция наиболее распространённых клейм немецких производителей оловянной посуды, которая может помочь Вам самостоятельно определить фирму-изготовителя, смотрите на сайте: http://macacke.com/Garage/German_Pewter_Marks.html

Оловянные марки служат важным вспомогательным средством для датировки и классификации антикварных предметов из олова. Они соответствуют функции серебряных клейм или фирменных знаков фарфоровых заводов. Оловянные клейма также подделываются, чтобы представить имитации в качестве ценных антикварных вещей.

Тиражные массовые оловянные вещи, не представляющие художественной и коллекционной ценности, скупаются в Германии перерабатывающими компаниями, цена 90-процентного олова сегодня около 7,30 евро за килограмм. https://www.scheideanstalt.de/zinn-zinngeschirr/

*В 1851 г. семья Кайзер переехала в Крефельд, где они купили существующий литейный завод. Изделия оловянного литейного завода Кайзера успешно продавались через торговые представительства и на ярмарках по всему Рейнленду и в Нидерландах. Й.П. Кайзер скупал старые оловянные изделия в нескольких точках сбора и расплавлял для повторного использования.
В 1861 году J.P. Kayser зарегистрировал фирму в реестре компаний Крефельда.
В 1874 г. Йохан Петер Кайзер, учредитель семейной фирмы, назначил своего четвертого сына, названного Йоханом Петером в честь него, но известного как Жан, управляющим директором фирмы "Britannia-Metal und Alfenide-Waaren-Fabrik J.P. Kayser, Crefeld"
В 1879 г. в адресный справочник Крефельда внесена фирма "Leuconide-und- Metallwaaren- Fabrik und handlung J.P. Kayser Sohn, Crefeld". Источник. Gerhard Dietrich, Eckard Wagner KAYSERZINN. Engelbert Kayser. Jugendstil Pewter from Cologne. http://www.arnoldsche.com/en/Collectibles/KAYSERZINN.html

** Среди Художников, работавших в студии дизайна Kayserzinn были
Hugo Leven(1874-1956)
Karl Geyer (1858-1912)
Hermann Fauser(1874-1947)
Karl Berghof(1881-1967)
Hans Stoltenberg-Lerche (1867-1920),
а также
Professor Johann Cristian Kroеner(1838-1911) - Дюссельдорфский художник, по его проектам созданы несколько блюд с охотничьими сценами,
и французский художник Jean Garnier. http://www.abcap.nl/frames/kayser/kayserframe.htm

Н.А. Коротченко, П.И.Черноусов

Древнейшие металлоносные культуры Евразии, заро-дившиеся в среде культур каменного века, расширяли свои территориальные границы в эпоху Бронзового века, который охватывает период III и II тысячелетий до н.э. За это время «металлическая цивилизация» распространи-лась на территорию свыше 40 млн км2. Последовавшие эпохи железа и средневековья почти не раздвинули её границ. Все основные события и революционные сдвиги в сферах технологии и социального развития совершались по преимуществу внутри этого обширного, но четко огра-ниченного пространства .

Ключевыми революционными техническими преоб-разованиями Бронзового века принято считать освоение ирригационного земледелия и полного металлургическо-го цикла производства металлов, включая добычу руды, выжиг древесного угля, подготовку материалов, выплав-ку и рафинирование чернового металла, литьё, ковку, волочение проволоки, другие виды металлообработки и рециклинг металлолома. В Бронзовом веке были освое-ны технологии выплавки и обработки металлов, получив-ших название «семь металлов Древности»: меди, золота, свинца, серебра, железа, ртути и олова .
Были изобретены новые технологии для добычи и обработки камня. В строительном деле началось широ-кое применение металлических инструментов и орудий труда: кирок, кайл, сверл, молотов, тесел, резцов.

Возникновение цивилизации Древнего мира потре-бовало развития транспорта. Для этих целей использова-лись естественные водные магистрали и многочисленные водные каналы, прокладывались дороги для колесных повозок.
Первое изображение колесного транспорта, отно-сящееся к III тысячелетию до н.э., обнаружено на терри-тории бывшего Шумера (рис. 1) . Появились легкие боевые колесницы - древнейший вид военной техники. Колесни-цы составляли главную силу всех армий Древнего мира вплоть до наступления позднего Железного века (т.е. до середины I тысячелетия до н. э). Для них требовалось легкое колесо, изготовить которое можно только с ис-пользованием специального металлического инструмен-та (рис. 2) .

Общепризнано, что определяющую роль в техниче-ском прогрессе в бронзовую эпоху сыграло появление ли-тых топоров, мечей и мотыг — основных видов орудий труда и оружия . Основой цивилизации стала металлургия меди.

Для производства меди повсеместно использовались как окисленные, так и сернистые руды. Месторождения медной руды обычно делятся на две зоны. Верхняя часть, находящаяся над уровнем грунтовых вод, представляет собой зону окисления, содержащую легковосстановимый оксид, а нижняя, основная, часть месторождения явля-ется зоной цементации, состоящей из сульфидных руд, в основном халькопирита (CuFeS,) или халькоцита (Cu9S) .
Содержание меди в сульфидных рудах намного ниже, чем в окисленных. После истощения верхних слоев начали использовать более бедные медью сульфиды. Это потре-бовало более высокого уровня горно-металлургических технологий, применения предварительного обжига, опе-раций по очистке различного рода штейнов и рафиниро-ванию «черновой» меди.

Металлургические печи, наиболее характерные для бронзового века, были обнаружены в Австрии (Миттеберг), в Азербайджане (Мингечаур), на Сардинии. Четы-рехугольные или цилиндрические печи имели толстые стенки, высоту до полуметра, были сложены из камня и изнутри обмазаны глиной (или целиком глинобитные). На поду печи имели небольшое углубление для сбора ме-талла. Передняя стена внизу была снабжена отверстием, через которое мехами осуществлялась подача дутья и вы-пускался из печи шлак.
Выплавленные из руды слитки меди содержали зна-чительное количество шлаковых включений. Их отде-ляли ударами молотов. Рафинирование черновой меди осуществляли в тиглях и небольших горнах. При этом на расплавленную черновую медь дутьевыми трубками подавали воздух, основная масса оставшихся в ней при-месей, кроме благородных металлов (золота и серебра), окислялась и формировала шлак .
В бронзовую эпоху высокого уровня достигли техно-логии холодной ковки и литья.
Ковка - древнейший способ обработки металлов давлением. Освоение способа обработки самородного металла ковкой базировалось на накопленных навыках и опыте изготовления каменных орудий труда путем «обив-ки» камня каменным же молотом .

Самородная медь, которую первобытные люди вна-чале тоже считали разновидностью камня, при ударах ка-менного молота не давала характерных для камня сколов, а изменяла свою форму и размеры без нарушения сплош-ности материала. Это замечательное технологическое свойство «нового камня» явилось мощнейшим стимулом добычи самородного металла и использования его чело-веком. Кроме того, было замечено, что ковка повышает твердость и прочность металла.
В качестве молота вначале применяли обычные куски твердого камня. Первобытный умелец, зажимая камень в руке, наносил им удары по куску самородного или вы-плавленного из руды металла. Эволюция этого простей-шего способа ковки привела к созданию прообраза куз-нечного молота, снабженного рукояткой .

Вторым из древнейших способов обработки металлов стало литье . Расплавленный металл при затвер-девании мог принять форму любого предмета. Сначала отливку производили в открытых глиняных или песча-ных формах. Их сменили открытые формы, вырезанные из камня, и формы, у которых углубление для отливаемо-го предмета находилось в одной створке, а другая была просто плоской, прикрывающей.
Следующим шагом стало изобретение разъемных форм и закрытых форм для фигурного литья. В послед-нем случае сначала лепилась из воска точная модель бу-дущего изделия. Затем ее обмазывали глиной и обжигали в печи. Воск плавился, а глина принимала точный отпеча-ток модели и использовалась в качестве литейной фор-мы. Этот способ получил название литья по восковой модели. Мастера получили возможность отливать пусто-телые предметы очень сложной формы. Для образования полости практиковалась вставка в формы особых глиня-ных сердечников (литейных стержней). Несколько позд-нее были изобретены другие, более сложные технологии литья .
Древние литейные формы делались из камня, метал-ла и глины. Последние, как правило, изготовлялись путем оттиска в глине специально сделанных моделей (из дере-ва и других материалов) изделий. Могли употребляться и сами отлитые металлические изделия. Следует отметить, что формы, вырезанные из камня или же литые металли-ческие, вследствие их большей ценности не всегда служи-ли для получения литых изделий, а могли использоваться для изготовления в них легкоплавких моделей. Например, в некоторых районах Англии было зафиксировано изго-товление свинцовых моделей в бронзовых литейных формах.
Литые мечи и кинжалы раньше других бронзовых из-делий стали произведениями искусства. Древние мечи, найденные при археологических раскопках, часто снаб-жены не только замысловатыми рукоятями с литыми узорами, но и богатой инкрустацией из серебра, золота и драгоценных камней. Они изготовлялись как цельноли-тыми, так и биметаллическими, с использованием техно-логии налива. Это позволяло клинок меча или кинжа-ла отливать из твердых сортов бронзы и проковывать, а рукояти - из мягкой бронзы, с хорошими литейными свойствами и цветом. Биметаллические мечи, как прави-ло, отливали по восковым моделям.
Согласно современным представлениям, ранний бронзовый век - это эпоха безраздельного господства мышьяковой бронзы. Олово пришло на смену мышьяку только во II тысячелетии до н.э. Отметим, что качество изделий из оловянной и мышьяковой бронз примерно одинаково, при этом технология обработки оловянной бронзы заметно сложнее, так как зачастую требует го-рячей ковки (хотя и при низких температурах). Редко на поверхности земли встречаются минералы олова. Тем не менее, оловянная бронза практически повсеместно вы-теснила мышьяковую .
Главная причина заключалась в следующем. В древ-ности люди относились к металлическим предметам чрезвычайно бережно, ввиду их высокой стоимости. По-врежденные предметы отправлялись в ремонт или на пе-реплавку. Но отличительной особенностью мышьяка яв-ляется возгонка при температурах около 600 °С. Именно в таких условиях проводился смягчающий отжиг бронзо-вых изделий. Теряя часть мышьяка, металл изменял свои механические свойства в худшую сторону. Объяснить это явление древние металлурги не могли. Однако достовер-но известно, что вплоть до I тысячелетия до н.э., изделия из медного и бронзового лома стоили дешевле, чем из-делия из «первородного» металла .
Было и еще одно обстоятельство, способствовавшее вытеснению мышьяка из металлургического производ-ства. Постоянное воздействие ядовитых паров мышьяка на организм приводит к ломкости костей, заболеваниям суставов и дыхательных путей. Неудивительно, что древ-ние металлурги не производили впечатления крепких и здоровых людей. Хромота, сутулость, деформация суста-вов были профессиональными заболеваниями мастеров работавших с мышьяковой бронзой. Недаром в мифах и преданиях многих народов, в древнейших эпосах метал-лурги часто изображаются хромыми, горбатыми, ино-гда - карликами, со скверным, раздражительным харак-тером, косматыми волосами и отталкивающей внешно-стью. Даже у древних греков бог-металлург Гефест был хромым.
Олово стало последним из семи великих металлов древности, ставшим известным человеку. Оно не присут-ствует в природе в самородном виде, а его единственный минерал, имеющий практическое значение, касситерит является трудновосстановимым и малораспространен-ным . Тем не менее, этот минерал был известен человеку уже в глубокой древности. Дело в том, что кас-ситерит является спутником (хотя и редким) золота в его россыпных месторождениях. Благодаря высокой удель-ной массе золото и касситерит в результате промывки зо-лотоносной породы оставались на промывочных лотках древних старателей. И хотя факты использования касси-терита древними ремесленниками неизвестны, сам мине-рал был знаком человеку уже во времена неолита.
По-видимому, впервые оловянная бронза была произ-ведена из полиметаллической руды добытой из глубинных участков медных месторождений, в состав которой наряду с сульфидами меди входил и касситерит. Древние метал-лурги, уже располагавшие знаниями о положительном вли-янии на свойства металла реальгара и аурипигмента, до-статочно быстро обратили внимание на новый компонент шихты - «оловянный камень». Поэтому появление оловян-ной бронзы произошло, скорее всего, сразу в нескольких промышленных регионах Древнего мира .

Несмотря на выдающиеся достижения в металлур-гии меди, самым «технологичным» металлом Бронзового века было золото . В III тысячелетии до н.э. жильное золото добывалось на территории Европы и Азии прак-тически из всех известных его месторождений. В древ-неегипетских и шумерских текстах часто можно найти упоминания о разновидностях употреблявшегося в древ-ности золота. Усматривалось различие в его происхожде-нии: «речное», «горное», «скалистое», «золото в камне», а также по цвету. Цвет нерафинированного золота зави-сит от его природных примесей: меди, серебра, мышьяка, олова, железа и пр. Древние металлурги принимали все эти сплавы золота за разновидности самого золота. Ар-хеологами найдены древние золотые изделия, охватыва-ющие большую гамму цветов: от тускло-жёлтого и серого до различных оттенков красного цвета.
Технология очистки (рафинирования) золота от при-месей была известна шумерам уже в начале III тысячеле-тия до н.э. Её описание содержится в рукописях библио-теки ассирийского царя Ашшурбанипала. Согласно этой технологии золото плавили вместе со свинцом, солью и ячменными отрубями в специальных горшках, изготов-ленных из глины, смешанной с костной золой. Образую-щийся шлак впитывался пористыми стенками горшка, а на его дне оставался очищенный сплав золота с серебром. Таким образом, из золота удалялись все примеси, кроме серебра. На Ближнем Востоке и в Египте широко применялось листовое золото - фольга. Фольгой покрывали самые раз-личные предметы: как металлические, так и деревянные. Например, с помощью ковки или органического клея зо-лотая фольга прикреплялась к изделиям из бронзы, меди и серебра. При этом золотое покрытие спасало медь и бронзу от коррозии. Золотой фольгой часто покрывали деревян-ную мебель, прикрепляя ее при помощи маленьких золо-тых заклепок. Более тонкие золотые листы приклеивались к дереву, предварительно покрытому слоем специальной штукатурки .
В эпоху Древнего мира широкий размах получи-ло производство ювелирных изделий и шитых золотом одежд. Ювелирные ремесла потребляли огромное коли-чество благородных металлов и их сплавов, прежде всего в виде проволоки. Золотая и серебряная проволока ис-пользовалась также в качестве эквивалента стоимости в торговле.
В первой половине III тысячелетия до н.э. металло-обработка, особенно ювелирное дело, достигла высокого уровня в Месопотамии. Широкое развитие здесь получи-ла обработка золота, серебра и электрона. Особый инте-рес представляет известное погребение царицы Шубад (XXVI-XXVвв. до н.э.). Ее одежда была покрыта бога-тыми украшениями из золота, ляпис-лазури, сердолика. Массивный головной убор состоял из диадемы, венка из золотых листьев, золотых колец и трех золотых цветков. В диадеме использована тонкая золотая проволока диаме-тром 0,25-0,30 мм, свитая в спираль диаметром около 2,38 мм. Считают, что проволока изготовлена волочением.
Наиболее древние образцы проволоки изготовлены либо ковкой, либо разрезкой кованого листового металла. В Абидосе (Египет) найден проволочный браслет, датиру-емый 3400 г. до н.э. Он состоит из двух групп бусинок, со-единенных прядью из свитых вместе золотых проволочек и толстого волоса. Искусно отделанная проволока имела такой же диаметр (0,33 мм), какой был у волоса.
Существовало два основных способа получения ко-ваной проволоки. При первом способе слиток или кусок металла расковывался молотком в пруток заданной тол-щины и профиля. При втором способе из слитка или ку-ска металла ковкой получали лист, а затем разрезали его на полоски, края которых округляли ударами молотка. При циркулярной резке получались длинные куски про-волоки - в этом заключалось её преимущество. Приме-ром практического применения циркулярной резки ме-талла могут служить полоски из золота длиной более 1,5 м, найденные в одной из гробниц Ура .
В Уре найдены также сканные (филигранные) из-делия, датированные III тысячелетием до н.э. Сущность сканного производства состоит в том, что из тонкой зо-лотой, серебряной или медной проволоки круглого или четырехугольного сечения выполняются ажурные или напаянные на металлическую основу узоры. Для боль-шей красоты проволока предварительно скручивается в две или три нити и сплющивается. Значительное распро-странение получили у древних народов шитые золотом одежды. Особенность этого вида искусства заключается в умении изготовлять тончайшие нити проволоки, кото-рые с основой материала образуют эластичную ткань.
Попытки производить более изящную и тонкую про-волоку привели к тому, что постепенно был выработан новый способ ее получения. Для сглаживания неровно-стей, калибрования и уплотнения проволоку стали про-талкивать через отверстия в твердых материалах. Образ-цы такой проволоки из золота, датируемые IV тысячеле-тием до н.э., найдены в Египте. Впоследствии эта опера-ция выравнивания поверхности проволоки развилась в волочение .
Считают, что в самом примитивном виде способ воло-чения начали применять в древнейший период (еще до по-явления металлических орудий) для отделки стержней дро-тиков и гарпунов. Стержни изготовляли из сырого дерева и затем калибровали протаскиванием (волочением) через костяные выпрямители. Раскопки погребений в Египте пе-риода Среднего царства (2800-2500 гг. до н.э.) подтверж-дают, что техника выпрямления деревянных прутков была широко распространена в древности. Обнаружена роспись, изображающая двух ремесленников, занятых выпрямлени-ем прутков из дерева.
Технология разделения металлов была освоена в свя-зи с развитием металлургии серебра. Древнейшие сере-бряные изделия обнаружены на территории Ирана и Ана-толии (современная Турция). В Иране их нашли в местечке Тепе-Сиалк: это пуговицы, датируемые началом V тысяче-летия до н.э. В Анатолии, в Бейджесултане, найдено сере-бряное кольцо, датируемое концом того же тысячелетия.
Металлургия серебра возникла в прямой связи с до-бычей свинца из соединений, содержащих свинец и серебро одновременно. Археологические находки из двух этих металлов, как правило, синхронны. Свинцовые руды, содержащие значительное количество серебра распро-странены во многих регионах мира. Известны их место-рождения в Испании, Греции, Иране, на Кавказе. Процесс отделения серебра от свинца, называемый купеляцией, был известен уже в IV тысячелетии до н.э. Для разделе-ния свинца и серебра применяли купеляцию: окисление свинца, отделение оксида (глета) от серебра и последую-щее «повторное» восстановление свинца из оксида .
В быту серебро почти повсюду появилось позднее меди и золота. Из него изготавливали, главным образом, посуду, украшения и ювелирные изделия. Быстро научились де-лать серебряную фольгу и фурнитуру, которыми украшали одежду и мебель. Уже в III тысячелетии до н.э. серебро ис-пользовали для пайки медных изделий.
Таким образом. Бронзовый век можно считать пе-риодом зарождения цветной металлургии. Основы из-вестных термических процессов извлечения цветных металлов из руд, механической обработки и литья были освоены к началу I тысячелетия до н.э.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином