Барельеф на стене своими руками - виды, преимущества, способы создания, инструменты и материалы, пошаговая инструкция и декорирование. Барельеф на стене — лучшие идеи при оформлении дизайна и современная скульптура (115 фото)

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

empstenup / Февраль 14, 2016 / /

Работы по отделке всегда можно выполнить самому. Это касается не только ситуаций, когда просто хочется сэкономить на услугах специалистов. Наш мастер-класс поможет выполнить барельеф на стене своими руками качественно.

На видео, кроме мастер-класса вы увидите много советов и важных моментов от профессионала. Обязательно посмотрите, чтобы не наделать ошибок.

Нанесение рисунка

Для выполнения работ потребуются такие инструменты: клей для обоев, грунтовка высокого качества. Сначала нужно удалить все старые покрытия со стены, на которую планируется нанести изображение. Далее выполняем просушку и грунтовку. Сначала делаем на стене карандашный набросок. Новичкам не рекомендуется сразу приступать к нанесению сложных картинок.


Для отработки навыков подходят тропическая растительность и райские птицы. Можно использовать технику увеличения с помощью клеток, если навыки практически отсутствуют. Расчерчиваем на квадраты как сам участок стены, так и рисунок. Все линии переносим постепенно, по очереди. Главное – помнить, какой масштаб изображения выбран, даже если речь идёт о мелких деталях.


Создание рельефа

Шпатели из резины и металла помогут полностью зачистить будущую рабочую поверхность. А сам рисунок надо покрыть так называемой полимерной шпатлёвкой. Надо заполнить определённые участки пластичной массой. Это сделать не так уж трудно. Главное здесь – способность придать материалу нужный рельеф, выпуклость по всем правилам. Начинать необходимо с чернового нанесения шпатлёвки. Затем придётся немного подождать, пока будущий рисунок не высохнет. На следующем этапе корректируем формы и детали. Тот же материал используется для сглаживания.


Барельеф на стене своими руками тщательно обрабатывается наждачной бумагой после того, как окончательно затвердеет. Отличное решение – применение мелкой и средней фракции. Крупная тоже понадобится, но её используют, когда надо довести готовую форму до совершенства.

Виды барельефа

Самый популярные материалы — глина и гипс, дерево и мрамор . Отлитие из бронзы или алебастра – более сложный вариант. Он требует профессионализма и определённой сноровки. Только мастер справится с работой.


Сами изображения тоже становятся важными факторами для разделения на категории. Орнаментальный тип предполагает вычерчивание узоров. Сделать их не так трудно. Сюжетные картинки – более высокий класс изображений. Есть и другие разновидности. Например, выделяются многоплановые композиции, сплющенный класс, а также изображения с животными. Лучший рисунок для конкретного помещения создаст мастер.


У каждой из групп есть особенности. Дополнительно создаются различные эффекты. Часто можно увидеть гипсовые изображения с птицами и растениями, фруктами и цветами. Картинки с людьми и другими условными обозначениями тоже встречаются, но их чаще приобретают в готовом виде, а не делают самостоятельно. Их либо крепят на стенах, либо вставляют в специальные ниши.

Особенности нанесения рисунка

Существуют определенные правила создания композиции. Выполнить эти условия может не только мастер, но и новичок.

  • Собирают каркас из материалов.
  • Пищевой плёнкой или полиэтиленом застилают всю форму. Главное – чтобы настил оставался ровным. Устранить складки надо везде, где это только возможно.
  • Раствор заливают внутрь формы и жду пока она высохнет.
  • Контуры рисунка наносятся с помощью резцов. Инструмент должен быть подходящей формы.

Подготовить поверхность необходимо в том случае, если рисунок наносится на неё сразу. Старые покрытия, загрязнения должны отсутствовать полностью. Грунтовка наносится, когда стена станет идеально ровной. Сделать это тоже нужно аккуратно.

Можно сделать наброски будущих изображений, пока материал сохнет. Распечатывание рисунков на принтере по частям – отличный вариант для переноса мелких деталей. Каждая из частей переводится на специальную плёнку. Линии по контуру прочерчиваются, как только поверхность готова. Это помогает собрать всю композицию в единое целое.

Создание рельефа

После полного высыхания формы и нанесения контура к этому этапу приступают, если панно создаётся отдельно от стены. Объём наращивают из вновь приготовленной смеси. Наносим несколько слоёв, ждём, пока они высохнут. Фон выравнивают и шлифуют, когда достигается необходимая глубина.



В два этапа создают рельеф при рисовании на стене. Сначала делают черновик. Затем заполняют смесью нужные элементы. Лишние обрезки удаляют. После этого черновой слой должен немного просохнуть. Затем дорабатываются мелкие элементы.

Монтаж барельефа (поэтапно)

На стене заранее подготовленная картина крепится при помощи обойного или плиточного клея. Наносят его на плитку и стену одновременно. Саморезы или гвозди помогают справиться с особенно тяжёлыми конструкциями. Важно, чтобы они выступали всего на 2\3 ширины.
Метод углубления в стену – оптимальное решение, если конструкция весит слишком много. Панно можно поместить в специальную нишу. Швы необходимо заштукатурить и замазать грунтовкой.

Следующим образом поступают с барельефами, изготовленными прямо на стене:

  • Тщательно оштукатуриваем барельеф, когда он готов. Класс материала значения не имеет.

  • Аккуратно очищаем от пыли все швы, впадины. Процесс требует ответственного подхода и внимательности.

  • Грунтуем барельеф с помощью специальной кисти.

  • Рельеф покрывают краской, представляющей высокий класс.

Лучшее решение – водоэмульсионные разновидности. Белая краска подходит, если не предполагается применение сразу нескольких цветов. Его же обрабатываются выступающие элементы.

2Видео о создании барельефа


Барельеф работы (28 фото)








Свой дом хочется сделать красивым и оригинальным. Самый надежный способ — уникальные самодельные украшения. Один из очень интересных способов — барельеф на стене. Это объемное изображение, вылепленное из гипса или любого другого подобного материала. Гипс в чистом виде используют очень редко — он слишком быстро застывает, не давая времени на обработку. Чаще всего используют гипсовые штукатурные смеси. Они идут с добавками, которые облегчают работу. С ними сделать объемное настенное панно можно своими руками даже без наличия опыта.

Общая технология создания барельефа

Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий . Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.


Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  • «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Инструменты

Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:


Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями. Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

Подготовительные работы

Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем

При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

Формирование мелких деталей

Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…

Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой . Малейшие частицы будут оставлять царапины.

Формируем основные рельефы

При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

Рыба и раковина имеют больший объем — в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.

Самое толстое место — голова

В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.

При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.

После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.

Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.

Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.


Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».

Барельеф на стене: фото-идеи

Без опыта очень сложно понять, что и как можно сделать при помощи обычной гипсовой штукатурки. На самом деле, объемные картины из гипса могут быть самой разной тематики, но наиболее распространенные — цветы, деревья и пейзажи (городские, загородные). В этом разделе мы собрали некоторое количество самых разноплановых барельефов на стене. С их помощью вы можете себе придумать тему для художественной лепки на стенах. По сути процесс похож на работу с пластилином.



















Цугунов Антон Валерьевич

Время на чтение: 4 минуты

Люди всегда стремятся сделать свое жилище уникальным и красивым. И как бы ни было сложно добиться оригинальности в типовой квартире, выход найдется всегда. Одним из самых нетривиальных и изящных решений является создание . Многим начинающим мастерам кажется, что это слишком сложная работа, однако это совсем не так. Чтобы вылепить настенное панно, не обязательно быть художником или скульптором. Посмотрев видео с мастер-классом по созданию барельефа на стене своими руками для начинающих, и познакомившись с пошаговой инструкцией, приведенной ниже, вы без особого труда справитесь с поставленной задачей.

Необходимые материалы и инструменты

Для создания барельефа понадобятся некоторые специфические инструменты, которые можно приобрести в строительном и художественном магазинах.

Перечень материалов и приспособлений, которые понадобятся для работы:

  • эскиз изображения;
  • полиэтиленовая пленка;
  • кельма;
  • карандаш;
  • маркер или ручка;
  • трафареты;
  • гипс или гипсовая шпатлевка (также можно использовать глину или алебастр);
  • специальная грунтовка;
  • малярные кисти;
  • мастихины (специальные лопатки разных размеров, которые используют для создания объемных изображений, могут быть пластиковыми или металлическими);
  • скульптурные петли;
  • малярный скотч;
  • резиновые перчатки;
  • для цветных барельефов – колер или краска нужного оттенка.

Подготовка

Все мастер-классы по барельефу начинаются с подготовки эскиза. Но самый первый, подготовительный шаг – это выбор помещения и стены, где планируется создание объемной композиции.

  • Сначала нужно продумать интерьер помещения, где будет находиться барельеф. Объемные изображения можно сделать в любой комнате, однако чаще всего их можно увидеть в гостиных и спальнях.
  • Затем нужно определиться со стеной, на которой будет создаваться барельеф. При этом нужно учесть, сколько места займет панно, хватит ли на него свободного пространства. Обязательно принимается во внимание освещение, т. к. от света зависит восприятие произведения. Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Как выравнивать стены штукатуркой: какая штукатурка лучше, ровняем по маякам и без (видео)

Теперь можно выбирать подходящий эскиз. Новичкам не стоит сразу браться за сложные многослойные и очень объемные фигуры. Для набора опыта можно ограничиться более простыми формами: листьями, цветами или плодами. Не следует сразу же пытаться выполнить сложную сюжетную картину, где есть много действующих лиц. Но и слишком примитивные изображения тоже брать нет смысла: они будут смотреться не очень интересно.

Начинающим мастерам проще работать с гипсом или гипсовой штукатуркой. Они пластичные, хорошо держат форму, быстро схватываются.

Создание барельефа из гипсовой штукатурки

Начаться работа над барельефом должна с подготовки изображения, которое будут переносить на стену.

Этап № 1. Работа с эскизом

На этом этапе создается и переносится на стену эскиз барельефа.

  • Сначала картину переносят на бумагу, которую затем сверху накрывают пленкой и перерисовывают на ней контур. Рисунок можно обводить ручкой, маркером или фломастером. Самое главное, чтобы он не стирался. Изображение готово.

  • Теперь подготавливают основание. На стену наносят слой акриловой шпаклевки или марсельского воска. После этого можно обработать стену мелкозернистым гипсом (сатенгипсом), тогда она не будет идеально ровной, и шпаклевка будет лучше прилипать к ней. Это будет основа будущего барельефа. Шпаклевку разравнивают шпателем, затем слою дают немного подсохнуть.
  • Когда материал начнет схватываться, примерно через 15–20 минут, на него можно перенести свой рисунок. Пленку закрепляют на стене с помощью малярного скотча. При этом один край нужно оставить свободным, чтобы можно было его приподнимать, когда это понадобится. Затем трафарет на полиэтилене обводят карандашом или другим подходящим предметом, например обратной стороной кисти или стилусом. Изображение впечатывается в стену.

Этап № 2. Основная часть

Теперь переходят непосредственно к формированию барельефа. Это самый длительный этап, в процессе которого изображение постепенно становится рельефным.

  • Шпаклевку слой за слоем наносят на стену по нарисованному контуру.
  • Каждому слою дают просохнуть, а только потом наносят следующий.

Шпаклевка должна быть в меру густой, пластичной и твердеть постепенно.

  • Все детали барельефа прорисовывают мастихинами, а в сложных местах используют скульптурные петли.

Если детали будут очень выпуклыми, то в стену желательно вкрутить саморезы, которые будут армировать конструкцию. Это позволит барельефу сохранять форму и не осыпаться.

Этап № 3. Доработка, закрепление и окраска

Завершающий этап – это закрепление барельефа и его последующая окраска.

  • Законченное панно нужно хорошо высушить.
  • Потом можно подравнять барельеф наждачкой, загладить шероховатости и острые углы. Здесь важно не перестараться и не убрать слишком много. На этом же этапе подправляют все мелкие огрехи: замазывают щели, прорезывают мелкие детали и т. д.
  • Готовый барельеф обрабатывается грунтовкой, а после ее высыхания – краской. Для шпаклевки лучше всего подойдет водоэмульсионная краска.

Совет. Чтобы стена вокруг барельефа не смотрелась слишком ровной, на нее можно нанести слой штукатурки, а потом пройтись по ней сложенным полиэтиленовым пакетом или смятой бумагой. Поверхность сразу станет фактурной.

Создание барельефа из гипса

Отдельно следует разобрать, как сделать барельеф на стене своими руками из гипса, т. к. технология несколько отличается. С этим пластичным материалом, который предполагает множество вариантов, удобно и легко работать и профессионалам, и новичкам.

Для лепки объемных деталей лучше использовать смесь гипса и клея ПВА. По консистенции материал должен напоминать пластилин.

  • Необязательно долго формировать слой за слоем каждую деталь барельефа. Для большинства типовых изображений выпускают готовые формы. Их можно найти в специализированных магазинах и отделах для творчества. В формы заливают гипсовую смесь и просушивают ее. Готовые элементы вынимают из форм и приклеивают в нужных местах панно. Несложные композиции могут быть полностью скомпонованы из таких элементов.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Лучшее украшение интерьера - модульные составные картины на стену

  • Некоторые детали придется вылеплять вручную и затем прилеплять на стену, например, так делают виноградные кисти или миниатюрный листочек.
  • Если детали довольно большие, то желательно внутри формы поместить проволоку, которая будет армировать конструкцию.
  • Когда изображение готово, заделываются все щели. Для этого можно использовать как сам раствор, так и герметики белого цвета.
  • Готовую картину покрывают грунтовкой, благодаря которой барельеф не будет сыпаться и пачкаться.

Изучая различные материалы, связанные с ремонтом и дизайном помещений, можно заметить тот факт, что краски и обои все реже используются мастерами для декорирования стен в жилых помещениях. И это не удивительно, так как любой материал для отделки не может гарантировать уникальность дизайна, так как его аналоги можно встретить и у владельцев других домов и квартир. А оформление стен, выполненное вручную практически невозможно воспроизвести с точностью, что может гарантировать оригинальность дизайна.

Однако, зачастую услуги отделочников-декораторов высокого класса бывают не по карману. Тогда можно поступить иначе, попытавшись выполнить декоративное оформление стен своими руками. Для создания оригинального стиля прекрасно подходит барельеф.

Итак, как же он выполняется? Необходимые для этого материалы не являются самыми дешевыми, так как здесь требуются грунтовки и шпаклевки очень высокого качества и обойный клей. Такие затраты прежде всего нужны для предотвращения скорой утраты результатов выполненного труда.

Зачастую в целях украшения стен используют готовые плиты, которые изготавливаются самостоятельно либо заказываются у художников. Такие готовые плиты монтируют сразу. Но иногда барельеф выполняется непосредственно на стене, технически представляя собой элемент декоративной штукатурки, а конкретнее, монолитную с ней лепнину. Он, в отличие от других видов оформления, например, декоративной росписи, не требует дополнительного выделения цвета. И без выделения цветом объемный рисунок проявляется за счет игры света корректно обустроенного искусственного освещения. Это дает владельцу дома возможность создания акцентов на декорирующих элементах в нужное ему конкретное время, всего лишь включая освещение.

Наряду с декоративными функциями, барельефы также отлично могут справится с функциональными задачами различного рода. Например, они позволяют замаскировать неровности поверхности, украшать инженерные коммуникации, искажать зрительно пространство по желанию владельцев, а также создавать между разными зонами помещения плавные переходы.

При грамотном сочетании декоративной росписи и объемного рельефа можно создать поистине невероятные и оригинальные эффекты декора. Но, тем не менее, не смотря на многочисленные преимущества, описанная техника не является достаточно популярным способом декорирования. Это связано с высокой стоимостью такого объемного декорирования.

Часто незнающие люди ошибаются, считая, что барельеф – это сборная конструкция, отлитая из гипса, но в действительности данный вид декорирования обустраивают вручную, поэтому он является оригинальным и эксклюзивным. Таким образом, обустройство красивых изображений требует приложения немалых усилий. Так или иначе, если есть желание, то всеми работами можно справиться и самому.

Необходимые материалы и инструменты

Приблизительный перечень необходимых инструментов и материалов для создания объемных изображений следующий:

  • шпаклевка;
  • шпатель;
  • клей;
  • акриловые краски;
  • карандаш; кисти разных размеров;
  • резак;
  • рейки;
  • акриловый контур для витража и другие.

Подготовка к выполнению

Перед тем как приступить к самостоятельному созданию, необходимо первым делом выбрать удобную для этого стену, которую требуется подготовить. Ее необходимо тщательно очистить от старых покрытий, прогрунтовать и просушить.

После того как стена будет выбрана и очищена, а поверхность покрыта шпаклевкой, которая уже высохла, на ней рисуется изображение, планируемое выполнить в барельефной технике.

Предварительно выбирается изображение, которое планируется разместить на стене. Карандашом делается набросок. Не стоит пытаться выполнять сложные рисунки с первого же раза. Лучше отрабатывать навыки, делая изображения растительности, стилизованных птиц и других не слишком сложных фигур. Если нет способностей к художественному изображению, тогда можно применить знакомую всем технику нанесения изображения с помощью клеток. При этом участок на стене и рисунок расчерчивают на квадраты, в которые переносят по очереди все линии с рисунка на эскизе. Перерисовывая детали, нужно помнить о соблюдении масштабов изображения.

Не обязательно сразу рисовать всю картинку полностью, а достаточно только нанести контуры и очертания предметов и личностей, изображаемых на стене.

Технология выполнения

Барельеф возможно создать из различных материалов, например, из камня, глины, гипсовой штукатурки, гипса и т.д. Однако проще в домашних условиях работать со штукатуркой или гипсом.

Технология выполнения состоит из следующих этапов:

  1. Из четырех фанерных реек собирают ящик, который скорее напоминает поднос. Размер и высота его должны соответствовать плите будущего рельефа, так как именно в ней и будет производиться изготовление.
  2. Форму застилают полиэтиленовой пленкой. Ее необходимо так расправить, чтобы было как можно меньше складок.
  3. Затворяют состав из гипса, штукатурки или цементно-песчаной смеси в соответствии с инструкцией и заливают в форму. Смесь можно залить также в картонную коробку, например, коробку от конфет, выстланную пленкой либо в рамку, которую укладывают на стекло и приклеивают скотчем.
  4. Если планируется делать высокий рельеф, то можно в плиту вставить арматуру из проволоки, которая в дальнейшем будет находиться внутри фигур рельефа, прочно связывая их и основу.
  5. Далее следует дождаться, пока смесь первично схватится. Из цемента необходимо не более 10-12 часов, в обратном случае следующие бетонные слои не схватятся с основой. При использовании алебастра данный момент наступает при отвердевании и нагревании отвердевшей поверхности, что свидетельствует о процессе химической реакции внутри плиты. Ее допускается вытащить из формы на данной стадии. Поверхность со стороны уложенной пленки будет лощеной, а противоположная, наоборот, шероховатая.
  6. Затем приступают к созданию изображения путем лепки, нанося на плиту контур планируемого объемного изображения для барельефа. После начинают наращивание объема внутри контура заново затворенной смесью. Делать это желательно несколькими приемами, чтобы каждый следующий слой смог слегка схватиться и затвердеть. Работать с алебастром достаточно просто, так как его излишки легко срезать простым ножом, пока он влажный, корректируя материал с помощью стамесок и резцов, предназначенных для резьбы по дереву. Плюс ко всему, его легко выравнивать при помощи наждачной бумаги. Когда алебастр или гипс высохнут, будет намного труднее резать и обрабатывать шкуркой их поверхность.
  7. При необходимости выполнения углубленных изображений поступают двумя методами: углубить рисунок, выбрав при этом определенное количество материала с помощью стамесок и резцов, либо наращивать фоновый слой вокруг изображений, после чего они будут в углублении, а затем зашлифовать фон до ровной поверхности. Можно при работе плиту смачивать. Метод лепки обходится экономичнее резьбы.
  8. Еще одним способом для создания изображения является наклеивание на плиту-основу либо на стену заранее отлитых деталей, замазывая швы между ними при помощи гипса и зачищая в дальнейшем наждачной бумагой.

Самый эффективный и одновременно сложный метод – это метод обратного литья, изобретенный мастерами майолики, которые продавали «морские» тарелки в XVII веке. При этом брали природные элементы декора, к примеру, ракушки, морские звезды, панцири раков, сушеные рыбы, замазывали все щели и трещинки между фоном и украшением, смазывали это все маслом, заливая сверху алебастр. После того, как плита застывала, она вынималась из форм ы, и на поверхности ее лицевой стороны отпечатывалось углубленное изображение (контррельеф), который полностью отражал особенности декора. Такую плиту впоследствии могли применять как украшение либо форму, отливая в ней новые плитки. При этом изображения всех плиток были одинаковые и выглядели «как живые».

Установка декора

В принципе установка на стену аналогична монтажу стандартной керамической плитки. Установку производят на плиточный клей. Процедура крепления гипсовых, каменных, пластиковых или керамических барельефов практически не имеет больших различий. При работе используются плиточный клей, емкость для клея, зубчатый шпатель, наждак, шпатель, отвес и уровень (иногда возникает необходимость использования также дрели, шуруповерта, метизов).

Установка производится следующим образом:

  1. Выравнивается стена и подготавливается место для установки плиты. Для этого можно применить рейки-маячки, прикрепленные на стену.
  2. По отвесам на клей устанавливается плита. Можно наносить клей и на плиту, и на стену. Если плита тяжелая, то снизу под плитой желательно дополнительно для опоры установить в отверстия штифты небольшого размера, которые должны выступать на поверхности стены максимум на 2/3 от толщины плиты.
  3. Если плита имеет большую толщину, то под нее иногда необходимо выбирать «гнездо» в стене, которое оштукатуривается, выравнивая поверхность места склеивания плиты и стены. Затем на нужно высоте устанавливается барельеф, и при помощи штукатурки закрывается шов между поверхностью и декором.
  4. В случае больших и тяжелых облицовочных плит и крупного рисунка приходится наклеивать плиты толстые плиты непосредственно на стену, жертвуя площадью комнаты. В подобных случая могут быть предусмотрены дополнительные отверстия в плитах для анкеров, установленных с шайбами, которые крепят плиту к стене, либо вмурованные в плиту арматурные элементы, монтирующиеся с помощью клея в отверстия, заранее просверленные под них.
  5. Далее швы между плитами и отверстия в плитах и на изображениях замазывают соответствующей затиркой, например, шпаклевкой или алебастром, и зачищают.
  6. Готовый барельеф шлифуется, корректируя рисунок, поверхность пропитывается грунтовкой либо покрывается лаком. После этого поверхность красится для укрепления поверхности и придания ей водоотталкивающих свойств, а также усиления декоративного эффекта.

Барельефы могут быть цвета материала, создавая рисунок за счет игры светотени, или же бывают раскрашенными. Они могут закрывать всю стену полностью или частично либо выступать декоративной вставкой-картиной.

Такая разновидность, как контррельеф, как правило, применяется на поверхностях с большой площадью. При это технике рисунок переносится на стену, а затем делается резьба различной глубины непосредственно на штукатурке стены.

Углубления линий и пятна рисунка барельефа иногда выполняются на мельчайшие доли миллиметра. Тогда при стандартном освещении стена выглядит плоской, однако, при использовании боковой подсветки на ней становится четко видно изображение.

Использование шнура

Еще один довольно простой способ выполнения барельефа стен в помещении своими руками – использование обычной бельевой веревки и гипсового раствора. На кусок ДВП или пенопласта наносят изображение, далее соответственно нанесенным линиям укладывают смоченную в растворе гипса веревку. После того как изделие высохнет, вся поверхность и ее выпуклости обрабатывают гипсовым раствором с помощью кисти. Такой готовый декор можно применить для отделки, приклеив его на стену. Таким же методом можно производить декорирование мебели, к примеру, садовой скамейки. При этом нет необходимости в отделке предмета плитками, а достаточно положить скамью удобным образом, выполнив барельеф сначала с одной стороны, а после его высыхания произвести те же действия с другой стороны. После скамейку необходимо окрасить под металл или под камень.

Применение трафаретов

При выполнении декорирования из трафаретов изображение будущего барельефа переводят на пенофол и вырезают. Гипсоволокнистый лист необходимого размера покрывается грунтовкой, поверх которой накладывают вырезанную из пенофола фигуру. Если барельеф делает на основе трафарета прямо на стене, то используется тот же алгоритм, но трафарет, то есть фигура из пенофола, приклеивается прямо на стену, затерев неровности и пустоты при помощи шпаклевки. На трафарете можно вылепить и более мелкие элементы, например, используя соленое тесто, которое прекрасно держит форму и не быстро сохнет, давая время на поправку.

Завершение процесса обработки

Когда требуемое изображение достигнуто, барельеф тщательно очищают от пыли и обрабатывают грунтовкой при помощи соответствующей кисти. Затем предстоит окраска. В случае если применение нескольких цветов не предполагается, то рекомендуется взять белую краску двух оттенков на водоэмульсионной основе, и покрыть более светлой краской детали, которые требуется выделить и которые несут основную стилистическую нагрузку. Желательно производить окраску, используя не кисть, а обычную губку, чтобы избежать образования неприглядных полос, которые меняют динамику рисунка. Таким образом, декорирование можно считать готовым.

Оформление стен, выполненное в однотонном варианте, очень быстро приедается, а оригинально исполненное, красивое – радует и изумляет.

Наиболее эффектным способом декорирования по праву признаны барельефы. При правильном расположении на стеновых поверхностях они смотрятся весьма изысканно и креативно, при этом идеально гармонируя практически с любым дизайном.

Для этого нужно выбрать подходящий узор и соответствующую антуражу цветовую гамму.

Создать такие настенные украшения самостоятельно несложно, нужно лишь изготовить или купить специальные трафареты. В связи с этим барельеф может годиться существенным достоинством – формируемый дизайн получается абсолютно уникальным. Встретить где-нибудь похожий декор вряд ли возможно.

Барельеф на стене – что это такое?

Ещё много столетий назад люди активно оформляли стены собственных домов всевозможными украшениями. Могла это быть резьба по камню или дерева, оригинальные штукатурки и т. п. Однако в их ряду, барельеф всегда позиционировался как наиболее изысканный и статусный.

Барельеф являет собой выступающий над поверхностью стены, объёмный декоративный элемент. Это могут быть фигуры людей или животных, растения, узоры, предметы быта, мифические существа и многое другое. Часто встречаются семейные гербы или единичные картинные произведения. Такое широчайшее разнообразие вариантов позволяет реализовать самые затейливые стилистические идеи, оформляя помещение в произвольной цветовой гамме.

Чтобы воплощать в реальность такие проекты, используются специальные шаблонные формы из прозрачного полимера. Такие трафареты, после предварительного планирования будущего интерьера можно изготовить собственноручно, заказать в специальной мастерской или купить готовые матрицы. Последний вариант наиболее худший, поскольку модели неуникальны и выбор ограничен.

Читайте также: Выбираем шторы правильно (фото). Виды штор

Предназначение матрицы, в общих чертах, состоит в нанесении на подготовленную поверхность стен выступающих узоров в виде дополнительного штукатурного слоя.

Внимание! Когда фигурный элемент выступает над общей поверхностью более 1/2 своего объёма, то это горельеф (рельеф высокий), а если меньше – барельеф!

Методика самостоятельного изготовления матрицы для барельефа

Никаких сверхсложных действий предпринимать не нужно. Следует подготовить такой набор материалов:

— рисунок-эскиз (узоры, линии, геометрические фигуры и т. п.);

— нетолстые листы прочного пластика. Каждый трафарет используется однократно, поэтому следует припасти достаточное количество ПВХ-листов;

— канцелярский скотч;

— графитовый карандаш, маркер перманентный.

После приготовления, следует выполнить манипуляции в полном соответствии с пошаговой инструкцией:

1. Выбор готового орнамента или самостоятельное его начертание. Можно подобрать интересные варианты на тематических сайтах или в специальных альбомах.

2. Приготовление материала для трафарета. Здесь, нужно очистить лист пластика от упаковки или загрязнений, если таковые имелись. Дополнительно рекомендуется обезжирить его поверхности.

Совет! Оптимальными заготовками для клеше будут листы ПВХ-пластика (толщина 0,14-0,17 мм) для обложек брошюр. Этот материал гибкий, очень прочный и прозрачный, а последнее свойство значительно облегчит перенос рисунка с трафарета-эскиза!

3. Вырезание трафарета. Края на срезах должны быть ровными и чёткими, нельзя допускать образование заусенец или надрезов – они могут испортить будущий трафарет, что в виде неровностей отразится на финишном результате.

4. Нанесение рисунка на пластик. Это можно осуществить несколькими простыми способами:

— используя копировальную бумагу, когда запланированный орнамент напечатан на тонкой бумаге;

— обводка контуров узора, подложенного под лист прозрачного пластика;

— аккуратное очерчивание вырезанных из плотного картона форм.

Подсказка! Чтобы не происходило смещений, необходимо лист с основным рисунком надёжно закрепить скотчем к поверхности пластикового листа!

Как сделать барельеф на стене своими руками с использованием трафарета

Чтобы выполнять качественное изготовление барельефов посредством матрицы без наличия базовых навыков в аналогичных работах, нужно предельно чётко усвоить основные нюансы и технологические особенности этого процесса.

Читайте также: Американский стиль в интерьере (фото): история возникновения, отличительные черты, грамотное оформление

Напутствие! Чтобы качественно начать работу, желательно потренироваться на куске доски или фанеры. Как только элементы будут получаться без дефектов, можно смело приступать к чистовой отделке стеновых поверхностей!

Посмотрите видео с подборкой фото барельефов в интерьере

Создание барельефа

1. Подготовка

На стене расчерчивается ориентационная разметка, необходимая для симметричного и ровного нанесения декоративных деталей.

Разметку целесообразно делать по существующим ориентирам (углы, стыки, края проёмов и т. п.), поскольку они очень часто не идеально ровные. Если разместить барельефы по меткам, сделанным с помощью монтажного уровня, они будут идеально ровно «лежать» на стенах, а это визуально проявит «кривизну» стен, проёмов или углов комнаты.

2. Фиксация трафарета

Чтобы барельеф получился качественным, необходимо ровно разместить на стене каждый шаблон. Можно применять для этого несколько вариантных способов:

— использовать клеевые составы, однако, они часто оставляют впитавшиеся пятна и поверхностные неровности, которые потом дополнительно нужно удалять;

— применить двусторонний скотч или малярную сетку – они удобны в применении и легко удаляются со штукатурки.

В итоге фиксатор наносится на трафарет не ближе 4,0 мм к краю вырезанного орнамента. Аккуратно, без смещений, матрицу следует прикрепить к стене.

3. Грунтование стены

Этот этап не является обязательным, однако, он только улучшит прочность прилипания барельефов к декорируемой поверхности. Технология покрытия грунтовочным раствором участка стены под украшение не отличается от аналогичной подготовки стен перед покраской или поклейкой обоев.

После каждого грунтования (оптимально 2 слоя) должна следовать достаточная по времени просушка.

4. Нанесение барельефа

Эффектные, объёмные рисунки будут получаться только из мелкозернистой шпаклёвочной смеси. В готовом к применению виде она представляет собой однородную, вязкую, пастообразную массу.

Шпаклёвочный материал можно приобрести в готовом состоянии или как сухую смесь для самостоятельного разведения (инструкция с рецептом обычно прилагается).

Читайте также: Современный облик ванной комнаты: выбираем мебель для ванной

В несколько слоёв шпаклёвка наносится на трафарет (вырезанную область), равномерно покрывая его, причём каждый новый слой нужно добротно уплотнять.

5. Снятие шаблонной плёнки

Приступать к удалению матрицы можно только после полноценной просушки и затвердевания штукатурного состава. Никаких сложностей при снятии не должно возникать – крепко захватив край трафарета, плавным отклеивающим движением лист без спешки отделяется от стены.

Не нужно расстраиваться если края узора получились небезупречно ровными. Всё равно барельеф будет подвергаться чистовой обработке, после чего, дефекты сгладятся наждачкой.

Рекомендуем видео мастер-класс по изготовлению барельефа своими руками

6. Декорирование барельефов

— подкорректировать созданные элементы мелкоабразивной шкуркой и оставить до итоговой покраски стен. После её осуществления декор стен будет сплошным;

— декорировать барельефы по отдельно задуманному плану.

Первый вариант более простой и низкозатратный, а потому является часто используемым. Когда создаётся уникальный, дорогой, креативный интерьер ремонт продолжается по второму, длительному сценарию. Для этого нужно сохранить трафареты (можно только 3-4 листа) и очистить их от штукатурных загрязнений. После общей покраски стен и их полной просушки берётся чистый трафарет и накладывается на барельеф одной рукой, а второй, декоративный элемент раскрашивается подготовленными и разведёнными красками.

Таким образом, каждая деталь раскрашивается индивидуально. Трафарет при этом нужен для профилактики попадания красителей на отделанную стеновую поверхность.

Важно! Используя разные краски и комбинации оттенков можно получить удивительные, эффектные результаты, например, оформить края барельефов золотой или перламутровой краской!

Заключение

Несмотря на довольно сложное создание барельефного оформления (один, несколько или множество элементов), этот вариант декоративной отделки вполне можно осуществить самостоятельно. Такое оформление, несомненно, придаст жилью эксклюзивный шарм, креативность и будет радовать владельца, приятно изумляя при этом всех гостей!



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования