Внеклассные мероприятия по истории 7 9 кл. Внеклассное мероприятие по истории. Разработка внеклассного мероприятия

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р. Платонова Кайбицкого муниципального района

Республики Татарстан»

Внеклассное мероприятие

По истории России

Для учащихся 9-11 классов

Выполнила: Кузнецова Оксана

Александровна
Цель: расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории.

Класс делится на 2 команды, ведущий- учитель.

Эпиграфы:

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» (В.М. Васнецов).

«Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф. Абрамов)
Вступительное слово учителя

На Земле, наверное, нет народов с «легкой» историей. Каждому народу выпадали на долю свои тяжелые испытания, разорительные войны, гнет завоевателей. Но именно в годы жесточайших испытаний, как на изломе, раскрываются сильные и слабые национальные черты. Знание и понимание прошлого помогает избежать ошибок в настоящем. К тому же многие деяния прошлого оставляют глубокий след в сознании людей, рождают чувство уважения к славным делам, а к постыдным делам предков- чувство стыда. И сегодня мы отправимся по удивительной дороге под названием «история». Не случайно эпиграфом нашей игры мы взяли высказывание известного русского живописца, создавшего замечательные произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок.

Конкурс знатоков истории


  1. Назовите известные картины Виктора Михайловича Васнецова. («Аленушка», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», «Царь Иван Грозный».)

  2. Какую фамилию носил царь Петр Первый? (Он из рода Романовых)

  3. Когда Русью правил «Денежный мешок»? (В16 веке князь Иван Данилович, по прозвищу Калита, т.е. «денежный мешок».)

  4. Когда в военной истории России опасность представляла свинья? (В Ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином «свиньей».)

  5. Какой русский царь любил плотничать и работать на ткацком станке? (Петр 1)

  6. В одном источнике указано: «Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года». Французский историк Рамбо, описывая битву при Бородино, писал: «7 сентября 1812 года бой завязался в 5 часов утра». Как объяснить это расхождение? Кто прав? (Оба источника правы, дата в одном случае указана по старому стилю, а в другом- по новому.)

  7. Два предводителя крестьянских войн были земляками, имели одинаковую судьбу, были казнены. Их разделяет период в 100 лет. Кто они? (Степан Разин и Емельян Пугачев. Оба родом из станицы Зимовейской на Дону. Разин был предводителем Крестьянской войны в России в кон. 17 века, а Пугачев- в кон. 18 века. Оба казнены в Москве.)
Учитель. История не меньше, чем литература, подарила нам крылатых выражений. Долгое время был неизвестен автор «Песни про сражение на реке Черной». В ней высмеивались бездарные планы бездарных генералов. Начиналась она так:

Гладко было на бумаге,

Да забыли про овраги.

А по ним ходить,

А по ним ходить.

Эта песня была откликом на серьезные просчеты русского командования в Крымскую войну 1853-1856 гг. Несмотря на беззаветный героизм русских солдат, война была проиграна из-за беспорядков в управлении войсками. Уже в наше время установлено, что автором песни был участник обороны Севастополя, артиллерийский офицер, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Песня обошла всю Россию Мы и сейчас говорим: «Гладко на бумаге, да забыли про овраги»,- когда планы, расчеты, казалось бы легко осуществимые, оказываются ошибочными. Внимательно прослушайте текст и определите крылатые выражения, появившиеся после исторических событий.
Конкурс знатоков крылатых выражений

1.Царь Алексей Михайлович, отец Петра 1, будучи человеком богомольным, отменил существовавший до него обычай класть челобитные на «высокое» имя на царские гробницы в Архангельском соборе. Он приказал установить перед дворцом в селе Коломенском (загородной резиденции царской семьи) особый ящик, куда каждый мог опустить свою жалобу или просьбу, чтобы царь сам мог их ежедневно получать. А ответы шли через приказы, и дождаться их было нелегко. Иногда проходили не только долгие месяцы, но и годы. Видимо, поэтому, а может быть, по форме ящика и было дано ему прозвище. Само это выражение оказалось живучим и в московских канцеляриях последующих веков. Иногда его заменяют другим: «Положить под сукно». Это выражение часто применяется к человеку, который со дня на день откладывает, затягивает решение. (Положить в долгий ящик .)

2. Родилось это выражение в допетровской Руси, когда многие носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами, концы которых ниспадали до колен, а то и до самой земли. В такой одежде не поработаешь! Недаром о человеке, который берется за дело решительно, горячо, устранив все помехи, и работает со старанием, говорят, что он работает… (засучив рукава). О том, кто ленится, говорят… (работает спустя рукава).

3. В давние времена, когда основная масс населения, будучи неграмотной, не могла делать памятных записей, многие княжеские и боярские слуги, ведающие учетом того, что поступило от населения господину, носили при себе специальные дощечки, на которых делали всевозможные записи-зарубки. Название этих дощечек и стало составной частью выражения. Употребляется в значении запомнить крепко-накрепко. (Зарубить себе на носу).

4. Бояре и разные приказные чины приходили в кремлевский дворец к государю с просьбами или с благодарностями на так называемый «честной поклон». Государю кланялись, как тогда говорили, « большим обычаем», т.е. падали на колени, касаясь пола лбом, что выражало крайнюю степень уважения. Отсюда и пошло выражение, означающее «обращаться с просьбой, ходатайствовать». (Бить челом)

5. В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу Казанского ханства- Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось использовать разные способы. Поэтому русские власти стремились привлечь на свою сторону местную знать- князей- мурз. Князья в большинстве своем охотно шли навстречу новой власти, боясь потерять положение и власть. Многие из них принимали христианскую веру, получали от царя подарки. А при дворе царя они прибеднялись, старались получить как можно больше наград и жалованья. Так говорят о человеке, прикидывающемся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей. (Казанская сирота)

6. Самым высоким зданием в Москве в 17 веке была колокольня Ивана Великого в Кремле. По ней и центральная площадь назвали Ивановской. Она была местом встреч торговых людей и свершения различных сделок. За площадью закрепилось значение важного публичного места- здесь оглашались «площадными подьячими» указы и другие правительственные сообщения. Чтобы перекрыть многоголосый говор и шум, глашатаю надо было иметь громкий голос. Употребляется в наше время для обозначения громкого крика. (кричать во всю Ивановскую.)

Конкурс знатоков афоризмов
За свою многовековую историю наш народ создал огромное количество крылатых выражений, пословиц и поговорок. В образных и выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к ее врагам- иноземным захватчикам. Авторы некоторых крылатых выражений известны.

Кому принадлежат следующие афоризмы?

«Кто к нам с мечом придет от меча и погибнет». (Так сказал Александр Невский, узнав, что наступает враг. Это перефразировка евангельского речения: «Взявшие меч мечом погибнут».)

«Каждый воин должен понимать свои маневр. Воюют не числом, а умением». (А.В.Суворов.)

А.В.Суворов часто пользовался пословицами и поговорками, да и сам он знал немало афоризмов, которые дошли до нас в его знаменитой «Науке побеждать». Я начну, а вы продолжите.

1. «Стреляй редко…(да метко)».

2. «Сам погибай…(а товарища выручай)».

3. «Уши оттирай снегом…(труса лечи опасностью)».

4. «Войско необученное…(что сабля неотточенная)»

5. «Дисциплина-…(мать победы)».

6. «Только того бьют…(кто боится)».

7. «Двум смертям не бывать…(а одной не миновать)».

8. «Опасности лучше идти на встречу…(чем ждать ее на месте)».
Конкурс эрудитов

Настала очередь поработать индивидуально. На доске с каждой стороны написаны задания.

Первое задание по таблице «Я и мое имя». Вы должны вписать в соответствующие колонки фамилии, которые образовались:

От профессий (Кузнецов, Попов, Портнов, Мельников…);

От наружности и черт характера (Курносов, Белотелов, Глазков…);

От названия животных и растений (Жуков, Воробьев, Мышкин, Капустин…).

Второе задание называется «Лента времени». Вы должны написать к каким годам относятся перечисленные ниже года.

1799 (18 в.); 789 (8 в.); 2000 г. (20 в.);

1314 г. (14 в.); 5 г. (1 в.); 1900 г. (19 в.);

700 г. (7 в.); 44 г. (1 в.); 2001 г. (21 в.).

Блиц-турнир
Вопросы


  1. Когда была напечатана первая в России книга и как звали первопечатника? (1564 г., Иван Федоров)

  2. Когда было отменено крепостное право в России? (1861 г.)

  3. Когда произошла Куликовская битва? (1380 г.)

  4. В каком веке правил Иван Грозный (вторая половина 16 века, 1530-1584 гг.)

  5. Когда была крещена Русь? (988 г.)

  6. Когда и кем была основана Москва? (1147 г., Юрием Долгоруким)

  7. Летописец Нестор называл этот город матерью городов русских. О каком городе идет речь? (Киев)
Члены команд могут исправить ошибки, если таковые имеются.
«Блеф»- конкурс

Слово «блеф» означает - выдумка, ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого- либо. Вот и я буду пытаться ввести вас в заблуждение и поочередно задавать вопросы, касающиеся истории России. Вопрос начинается со слов: «Верите ли вы, что…» А вы должны сказать либо «да», либо «нет». Еще лучше будет, если вы сможете обосновать свой ответ.


  1. Верите ли вы в то, что на Руси купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста? (Да, в старину ткани измеряли локтями. Локоть- расстояние от локтевого сустава до среднего пальца. У маленького продавца палец короче, денег за отрез ткани можно получить больше.)

  2. Верите ли вы в то, что простой крепостной крестьянин времен Ивана Грозного смастерил крылья, как у птицы и совершил полет в присутствии царя и его свиты? (Да. Смерд Никита смастерил такие крылья и совершил несколько успешных полетов перед царем и его свитой.)

  3. Верите ли вы в то, что царь Иван Грозный первого воздухоплавателя, крепостного Никиту наградил по-царски казной и пожаловал вольную? (Нет. Царь «отблагодарил» своего холопа, приказав: «Человек не птица, крылья не должен иметь. Деревянные крылья противны естеству. То не Божье дело, а от нечистой силы. За сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, а выдумку огнем сжечь».)

  4. Верите ли вы в то, что Царь разорвал первую печатную книгу, а первопечатника Ивана Федорова изгнал из Москвы? (Нет. Напротив, царь был покорен и восхищен четкостью печатных букв. Не найдя ни одной ошибки, царь велел открыть печатный двор.)

  5. Верите ли вы в то, что на Руси пару запряженных в одну упряжку волов или лошадей, называли супругами? (Да.)

  6. Верите ли вы в то, что Петр1 издал специальный указ, чтобы каждый входящий в город Петербург приносил с собой определенное количество камней. В противном случае человека не пускали в город? (Да. Это делалось для того, чтобы мостить мостовую камнем. Иностранцы, посещавшие Петербург того времени, восхищались не только красотой, но и его чистотой.)

  7. Верите ли вы в то, что когда Лжедмитрия 1 обвиняли в самозванстве и обличали в нецарском и нерусском происхождении, то в вину ему вменяли, что он не спал после обеда? (Да. Не спать после обеда считалось делом почти греховным, как всякое отступление от традиции предков. После обеда русские люди обязательно ложились спать. Спали цари и бояре, спали купцы, закрывая свои лавки; простой народ спал прямо на улицах.)

  8. Первым российским музеем была Кунсткамера, в переводе- «кабинет редкостей», открытая по приказу Петра 1 в Петербурге в 1719 году. Экспонаты этого музея- всевозможные диковинки вроде скелета двухголового теленка или овцы с четырьмя глазами и двумя языками привозили изо всех уголков России и даже из-за рубежа. Верите ли вы в то, что посещение такого музея во времена Петра 1 стоило очень больших денег и попасть туда можно было с большим трудом? (Нет. Кунсткамера была открыта для бесплатного обозрения и пользования. Более того, посетители не очень охотно шли в Кунсткамеру, поэтому царь приказал всех угощать: дамам подавать чашечку кофе, а мужчинам- рюмку водки.)

  9. Создавая знаменитую статую Петра 1 « Медный всадник», скульптор Э.М.Фальконе изобразил царя скачущим на коне без седла и стремян. Верите ли вы в то, что скульптор просто забыл это сделать или не хватило металла? (Нет. Э.М.Фальконе, стремясь подчеркнуть величие царя и вечность его славы, изобразил его в одеянии древних римлян. Римляне не пользовались такими удобными для всадника вещами, как стремена и седло. Ученые установили, что не только в Риме, но и нигде в мире в то время еще никто не придумал настоящих седел, которые имели бы не только сиденье, но и твердую основу и стремена, помогающие всаднику подняться на лошадь и опираться на них во время езды. Произошло это много позднее, и потому скульптор, создавая статую Петра 1 в образе римлянина, изобразил его без седла и стремян.)

  10. Верите ли вы в то, что старинная русская традиция запрещала знатному человеку ходить пешком? (Да. Ходить пешком для важного человека считалось делом невозможным. Даже если надо было сделать несколько шагов от двора по улице, боярин или знатный дворянин для поддержания своего достоинства непременно ехал.)

  11. Верите ли вы, что для того, чтобы взглянуть на все произведения Эрмитажа, надо пройти более 24 км? (Да. В 1988 г. Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая картинная галерея мира. Что бы посетить каждый из 322 залов этого музея, где хранится около 3 млн. произведений искусства, надо пройти около 25 км.)

  12. Знаменитая Александровская колонна (Александрийский столп) посвящена победе в Отечественной войне 1812 г. Высота ее вместе с пьедесталом составляет 47,5 м, а вес превышает 600 тонн. На ее установке работали 2000 солдат и 400 рабочих. А верите ли вы в то, что она была поставлена за 2 часа и никак не закреплена? (Да. Поднимали колонну с помощью очень оригинальной системы лесов и лебедок, которую разработал инженер А.А.Бетанкур. держится она только благодаря собственной тяжести и, конечно, точным инженерным расчетам, была поставлена всего за 2 часа.)

Заключительное слово учителя
Вот и подошла к концу наша короткая дорога по истории. Мы обсудили многие вопросы, играючи, узнали много интересного из богатой истории нашей Родины. У России очень интересная история. Ведь не зная прошлого страны, края, в котором живешь, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком.

Используется музыка «Лошадка», лозунг: «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни». Цицерон

Название страниц гейма.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и гости. Мы с вами на игре по истории «Счастливый случай» . Именно счастливый случай свёл нас сегодня вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять на историческую тему. Истории мы и посвящаем нашу игру.

Представление команд.

Ведущий: Вас пришла приветствовать сама «богиня истории» Клио:

Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,

Слово привета своё я обращаю.

Вам пожелаю я, сыновья Геродота:

Честно сражайтесь под сводами храма науки

И благородством блистайте не меньше,

Чем жаждою схватки!

Пусть же дарует Великая Ника

Победу тем, кто достойнее будет

И знанья покажет искусней. Муза Истории

Клио вас приглашает. Идёмте!

Ведущий: Мы приступаем к игре. За каждый правильный ответ – 1 очко. Мне помогают девочки.

За 1 минуту нужно ответить на большее количество вопросов; если не знаете ответа, говорите: «дальше!..»

Первая команда:

В каком городе родился Пушкин? [Москва]

Где жили древнегреческие боги? [Олимп]

Человек невероятной судьбы, уроженец острова Корсика? [Наполеон]

Главный бог римлян? [Юпитер]

Имя первого царя династии Романовых? [Михаил]

Жители какой страны первыми начали пить чай из фарфоровых чашек? [Китай]

Священное животное в Индии? [Корова]

Под каким именем известен царь Иван IV? [Грозный]

Какой из четырех океанов не оправдал своего названия? [Тихий]

Название памятника Петру I в Петербурге? [Медный всадник]

Какой полководец ездил на коне Буцефал? [Александр Македонский]

Какой древний город по преданию стоит на семи холмах? [Рим]

Храм всех богов? [Пантеон]

Название цифр, которыми мы пользуемся? [Арабские]

Расстояние между Царьградом и Константинополем?

Герой мифов, совершивший 12 подвигов? [Геракл]

Знаменитая икона Рублева? [Троица]

Выдающийся полководец России 18 века? [Суворов]

Имя, которое нашла первая механическая прялка? [Дженни]

Вторая команда:

Святейший князь смоленский, ученик Суворова? [Кутузов]

Бетховен по национальности? [Немец]

Сколько дней шел дождь, приведший к потопу?

На берегу какой реки стоят города восьми европейских стран? [Дунай]

Богиня, вышедшая из пены морской? [Афродита]

Самая главная книга мусульман? [Коран]

Знаменитая картина Леонардо да Винчи? [Джоконда]

Выдающийся герой Италии 19 века? [Дж. Гарибальди]

Самый тяжелый период в России для бородатых мужчин? [Эпоха Петра I]

Самое маленькое государство в мире? [Ватикан]

Государство, с которым у России было больше всего войн? [Турция]

Древний римский бог с двумя лицами? [Янус]

Священное животное в Древнем Египте? [Кошка]

Как называется человек, исполняющий музыку на цервовных колоколах? [Звонарь]

Какому королю служили мушкетёры Дюма? [Людовику XIII]

Кто из европейцев известен как первый книгопечатник? [И. Тутенберг]

Кто основал университет в России? [Ломоносов]

В какой стране впервые появился парламент? [Англия]

Сколько штатов в Америке?

Гейм II «Заморочки из бочки».

Команды поочередно достают вопросы из бочонка и обдумывают ответ в течение минуты. Если достают бочонок «Счастливый случай», то вручается приз.

12. Объясните пословицу: «Мели Емеля, пока неделя» [Неделя у славян – день отдыха, который духовенство переименовало в воскресенье. У Даля читаем: «Неделя – не делать, не работать»]

7. Первые водяные часы были установлены в Древней Греции. Спустя 2 тыс. лет греки изобрели водяной будильник, его назвали «клежидра», что означает воровка воды. Какие вы знаете выражения, связанные с водяными часами? [Время истекло, срок истек, сколько воды утекло]

16. В 1735 году Петербург. Академия наук получила от правительства срочное задание на очень трудное вычисление. Академики потребовали несколько месяцев, а один математик взялся провести вычисления за 3 дня. Он это сделал, но работа стоила ему дорого. Назовите имя [Леонард Эйлер, вытек правый глаз, а потом он ослеп]

10. Что было изобретено в 19 веке, чего не было в 18 веке и возможно не будет в 21 веке? [Шариковая ручка]

3. В каком городе мира впервые стали отмерять ход времени семидневными неделями? [Вавилон]

9. Для какого народа число 4 самое несчастливое? [Японцы]

11. Какой пролив разделяет 2 моря, 2 океана, 2 полуострова, 2 континента, 2 государства? [Берингов]

55. Счастливый случай.

8. Кто такая «государыня-невеста»? [Невеста Петра I]

4. Когда и в честь какого события был проведен первый уличный карнавал с маскарадом в России? [Сентябрь 1721 г., при праздновании окончания Северной войны и подписания Ништадского мира]

Музыкальная пауза. Танец

Гейм III «Ты – мне, я – тебе!».

Команды задают друг другу по 3 вопроса. Если нет ответа, вопрос передается зрителям.

Гейм IV «Темная лошадка».

Задаются 3 вопроса, знакомят с новинками литературы.

Гейм V «Гонка за лидером».

За 1 минуту 20 вопросов.

С кем воевала Россия в Северной войне? [Швеция]

Какого русского князя называют денежным мешком? [Иван Калита]

Столица Турции? [Анкара]

Название нашей азбуки? [Кириллица]

Первые гвардейские полки русской армии? [Преображенский, Семеновский]

Что такое «бироновщина»? [Бирон, фаворит Анны Иоановны]

Кто был первым императором России? [Петр I]

Чьё имя носит МГУ? [Ломоносова]

Год образования Старого Оскола?

Какой журнал основал А. С. Пушкин? [Современник]

Имя жены Петра III? [Екатерина II]

Известный русский летописец? [Нестор]

Кто такой Сергий Радонежский? [Крупный церковный деятель]

В какое время была популярна метла и собачья голова? [Опричнина]

Парсун – это… [Портрет человека]

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник? Чьи слова и о ком сказаны? [Пушкин о Петре I]

Феофан Грек, Дионисий, Симон Ушаков. Кто эти люди? [Художники-иконописцы]

Назовите войны, вошедшие в историю под названием по количеству лет, сколько они продолжались? [Столетняя, семилетняя, тридцатилетняя]

Столица России в 18 веке? [Санкт-Петербург]

Подведение итогов

Победитель награждается почетной грамотой с текстом: «Грамота сия подтверждает, что команда … школы, класса была гостем почетным и в игре «Счастливый случай» участие приняла, обретя в сердце своем знания великие, и в зело трудной борьбе заняла … место. Радуйтесь, отроки, ибо как солнце щедро дарит тепло и свет миру, так и наука дарит тайны свои добрым людям, пытливым натурам. Дана сия грамота в лето …, месяца …, дня…»

Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Ютановский агромеханический техникум»

Методическая разработка

Внеклассного мероприятия по истории

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Занимательная история»

Выполнила

преподаватель И.Н. Алейникова

Рассмотрено и одобрено

для использования

в воспитательном процессе

протокол №__ от «___» декабря 2014г.

председатель МК классных руководителей

__________________Т.П. Прокофьева

С. Ютановка, 2014г.

Игра: Что? Где? Когда? «Занимательная история»

Игра «Что? Где? Когда?» позволяет освоить такие элементы курса, как знание карты, хронологии, терминологии, синхронности событий, надо только систематизировать вопросы по их содержанию и характеру.

Для проведения игры избирается жюри.

Команда формируется из учащихся 12,13,14,15 групп по 2 человека от группы.

На ответ отводится от 1-2 минуты. Жюри следит за тем, чтобы болельщики не подсказывали игрокам.

Спорные вопросы жюри обсуждает сообща, преподаватель при подведении итогов указывает на сильные и слабые стороны ответов учащихся и вручает победителям призы.

Игра идет до 5 очков.

Итак! Начнем!!! Гонг!!!

Вопросы

    В средние века лучшим временем для свадеб был июнь. В настоящее время невеста, выходя замуж, держит в рука букет цветов.

Уважаемые знатоки! А откуда взялась такая традиция?

Ответ: Люди впервые купались в мае и запах немытого тела невеста маскировала большим букетом цветов.

    Когда войну выиграла всего одна лошадь?

Ответ Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).

    Эта фигура в геометрии считается самой устойчивой и знакома человечеству уже более 6000 лет.

Ответ Пирамида

    Все мы каждый день пользуемся некими предметами. Раньше и было огромное множество видов, но теперь остался только 1 вид, но в каждой стране свой. Уважаемые знатоки, что это за предметы?

Ответ Деньги. Раньше и заменяли различные предметы: рыба, меха, золотой песок.

    Все мы живем в умеренном климате, в котором идут очень часто дожди. В Средние века люди при строительстве домов использовали солому для крыши. Это был самый теплый уголок в доме. Он становился прибежищем для кошек и других мелких животных и насекомых. В это же время появились кровати с пологом и балдахином. Эти два факта связаны друг с другом напрямую. Уважаемые знатоки! Почему возникла необходимость делать кровати с пологом?

Ответ: Во время дождя кошки, мышки и насекомые, которые жили в соломенных крышах, залазили внутрь крыши и часто падали на спящих. Чтоб избежать этого неприятного события и стали делать кровати с высокими спинками и натягивать между ними полог.

    В Древней Греции тоже проходили выборы. Использовали для этого белые и черные бобы. Голосующий при согласии бросал в вазу белый боб, а при несогласии черные. После голосования бобы пересчитывали. Каких бобов было больше, тот и выигрывал выборы. Уважаемые знатоки! А что было после этого?

Ответ: Греки все вместе варили кашу из этих бобов и ели ее.

    Черный ящик . В Древней Греции ЭТО носили и мужчины, и женщины, позаимствовав ЭТО из Персии. Египтянам ЭТО было привычно издавна. У римлян ЭТО вошло в употребление на заре Империи, причем имперские модницы обожали получать ЭТО из Германии. А во Франции ЭТО впервые начал широко использовать Людовик XIII в 1624 году.

Ответ Парик

    Воины персидского царя Дария Великого (521-486 гг. до н.э.) на привалах использовали свои медные щиты как сковородки. На них выпекали плоские лепешки из пресного теста, а сверху клали сыр, солонину и финики.

Вы когда-нибудь пробовали то блюдо, которое в итоге получилось?

Ответ Пицца

    Один французский химик в 19 веке нашёл в своей крови распространённый в природе химический элемент. А в это время он был влюблён в одну хорошенькую девушку. Желая доказать ей силу своей любви, химик задался целью добыть из своей крови столько этого элемента, чтобы сделать из него кольцо и подарить своей любимой. Опыт его закончился плачевно - влюблённый умер от недостатка крови. А какой химический элемент в его крови стал причиной его смерти?

    Известный китайский руководитель середины ΧΧ века Мао Дзедун решил провести реформу сельского хозяйства. А именно, было решено истребить все вредителей в пределах Китая. В черный список попали мыши, крысы, мухи, комары и эти пернатые. Было подсчитано, что одна такая птица в год съедает 45 кг зерна. Истребление 194 тысяч этих птиц привело к голодной смерти 30 млн. человек. Что это за птица?

Ответ Воробей

Итак! Подведем итоги!

Внеклассное мероприятие по истории: « КВН: КЛУБ ВЕСЕЛЫХ и НАХОДЧИВЫХ»

7 класс

Тема: «Виват история!».

Цели: 1. Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об историческом

периоде «Образование единого русского государства. Московская Русь.XV I-XVIIIвв»

2. Развитие индивидуальных познавательных способностей и наклонностей

учащихся в области истории.

3. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордость за героическое прошлое

страны, повышение общей культуры средствами учебного предмета.

Задачи: 1. Научить самостоятельно работать с историческими источниками,

дополнительной литературой, подбирать материал по теме.

2. Развивать умения работать в команде, высказывать и защищать свою точку

зрения, быстро и кратко давать ответ на поставленный вопрос.

3. Вовлечь слабоуспевающих учащихся в творческую деятельность, воспитать

у них веру в свои силы.

4. Привлечь к подготовке и проведению внеклассного мероприятия родителей.

Оборудование: карта «Образование и расширение Российского государства. XIV-XVIвв»,

компьютерная презентация «Московская Русь в XIV-XVIвв », таблицы по

истории(портреты Ивана Грозного, Дмитрия Донского, Ивана III;

иллюстрации картин «Утро на Куликовом поле», «Стояние на Угре»,

«Московский кремль при Дмитрии Донском»), исторические кроссворды,

рисунки учащихся.

Подготовительный этап:

1. Учащимся заранее дается домашнее задание

Придумать название команды, девиз, приветствие, эмблему;

Подготовить вопросы соперникам;

2.Индивидуальные и общекомандные консультации по теме игры.

3. Оформление аудитории.

Ход игры:

Звучит музыка из юмористической игры «КВН»

Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые взрослые. Каждый человек, любящий Родину, должен знать ее историю. Сегодня в Клубе Веселых и Находчивых мы совершим увлекательное путешествие. Тема нашего занятия « Виват история!» Перед вами представители 2 команд: команда «Знатоки» и команда «Следопыты». А активную помощь в подведении итогов нашего интеллектуального состязания нам окажет наше компетентное жюри. Идет представление жюри. А так же ведущая …

Прошу поаплодировать нашим сегодняшним «судьям»,гостям. (звучит музыка из юмористической игры КВН).

Ведущий : Я вижу, что вы уже готовы начать наше сегодняшнее интеллектуальное состязание. Мы непременно начинаем! И для начала давайте займемся приветствием. Команды, представьтесь, пожалуйста!

I. Конкурс «Приветствие».

(участники игры представляют свою команду: девиз, приветствие соперникам, эмблему, конкурс оценивается в 4 балла).

    Команда «Знатоки»,

Мы команда «Знатоки»,

Нам сдаваться не с руки.

Проиграем – не заплачем,

Но желаем всем удачи.

    Команда «Следопыты»,

Все дороги нам открыты.

Пусть мы спорим и играем,

Но успеха всем желаем.

Ведущий : Отлично! Приветствие команд окончено. И теперь нас ждет первый конкурс – разминка.

II. Конкурс «Разминка».

(команды задают друг другу по 3 подготовленных вопроса, за каждый правильный ответ- 1 балл, если нет ответа, то отвечают представители другой команды или болельщики).

(подведение итогов первых двух конкурсов).

Ведущий:

В чем смысл поговорки «по Сеньке и шапка»?

Во время правления Ивана Грозного бояре красовались друг перед другом высокими меховыми шапками. Считалось: чем выше шапка, тем более знатный род. Простые же люди не имели права, да и не по средствам им было носить такие роскошные шапки. Отсюда и поговорка «по Сеньке и шапка».

Учитель: III. Конкурс «Вопросы от…».

Презентация за каждый правильный ответ 1 балл

Ведущий

О наших предках, людях долга
Могли рассказывать мы долго,
Их славная течет в нас кровь,
Им – наша память и любовь”.
Учитель

Для участия в следующем конкурсе от каждой команды приглашается по два человека от команды на доске портреты известных людей, необходимо написать чем прославился каждый из этих людей каждый вибирает по одному портрету.

IV. Конкурс «Кто есть кто? ».

Иван Петрович Кулибин

Михаил Михайлович Щербатов

Иван Иванович Бецкой

Федор Фёдорович Ушаков

Григорий Александрович Потёмкин

Андрей Матвеевич Матвеев

Василий Васильевич Голицин

Ведущий: Это интересно. История в поговорках и пословицах.

Что означает выражение «Кричать во всю Ивановскую?».

В память об отце Иване Великом, царь Василий возвел в Кремле колокольню Ивана Великого. Согласно указу царя, она должна вечно оставаться самым высоким строением Москвы (81 метр). На площади перед колокольней в те времена оглашали царские указы, которые кричать надо громко, чтобы все слышали. Отсюда и пошло выражение «Кричать во всю Ивановскую».

V . Учитель: следующий конкурс «Какие события произошли в эти годы?» участвуют по два человека от команды, которые получают карточки с заданием и отвечают

(1606 – 1607 Восстание И. И. Болотникова

1755 Основание Московского университета

1783 Присоединение к России Крыма

1799 Итальянский и Швейцарский походы А. В, Суворова

Учитель

А сейчас Конкурс «Расположи по порядку». Необходимо на время расположить портреты императоров по порядку их правления, начиная с самого раннего приглашаются по два участника от команды

Анна Иоановна

Пётр I

Елизавета Петровна

Павел I

Петр II

Екатерина I

Ведущий: Дорогие ребята – участники команд, а давайте проверим, правильно ли вы выбрали своих капитанов. Конкурс капитанов! Капитаны прошу выйти к доске.

за 1 минуту капитан каждой команды должен ответить на большее число вопросов

VII. Конкурс капитанов «Бегущие минутки».

(за каждый правильный ответ – 1 балл)

А сейчас предоставляется право зрителям задать вопросы командам

Учитель VIII . Конкурс « Игра со зрителями» (оценивается в 2 б)

Зрители задают вопросы. Любая команда на них отвечает.

Ведущий: Ну а теперь время творческого конкурса

IX . Конкурс «Домашнее задание»

Игрокам предлагается за короткое время нарисовать на правителей дружеские шаржи на фоне исторической эпохи и «защитить» свои творения.

А также разыграть сцену из жизни этого человека

(оценивается в 4 балла)

Ведущий: Игра с болельщиками. Конкурс «Анаграммы».

- Переставьте буквы таким образом, чтобы получились известные исторические имена, названия).

М Е Р К Л Ь – Кремль

ИРЧИНИГ - Чигирин

ЕНИЕОЛЧПО - Ополчение

ЯЛГЛИКЕО - Коллегия

Выступление команд

Слово жюри подведение итогов

Учитель: Вот и выявлены наши сегодняшние победители. Поздравляю с победой! Спасибо за внимание и активную работу.

Рефлексия

1. Верите ли Вы, что первый школьный
звонок был водяным?

(Да. Его изобретателем считают древнегреческого философа Платона, жившего за четыреста лет до нашей эры. Придуманный Платоном прибор состоял из двух сосудов. В верхний наливалась вода, откуда она понемногу вытекала в нижний, вытесняя оттуда воздух, который по специальной трубке устремлялся к флейте, и она начинала звучать. Таким образом Платон созывал своих учеников на занятия.)

2. Верите ли Вы, что у некоторых африканских племен до сих пор сохранился обычай породнения прическами?

(Да. Этот обычай заключается в том, что под музыку и пение пять или шесть родственников сбривают наголо волосы, укладывают их в специальный кувшин, заливают составом из глины, песка и воды и тщательно перемешивают. Полученную массу делят и в виде плоских маленьких блинов кладут на макушку как символ родства и дружбы. Иногда эти глиняные нашлепки передают из поколения в поколение. Если в семье умирает отец - глава семьи, то его глиняную шапочку со сбритыми волосами по наследству по­лучает старший сын - продолжатель рода.)

3. Верите ли Вы, что в XIX в. были изобретены специальные чернила для слепых?

(Да. В прошлом веке великий изобретатель Эдисон придумал такие чернила. Стоило ими написать текст и подождать минуту, как бумага в тех местах, где были начертаны буквы, твердела и поднималась, образуя рельеф.)

4. Верите ли Вы, что самый большой в мире глобус был изготовлен для Московского планетария и весил 5 тонн?

(Нет. Так как в действительности самый большой в мире глобус был изготовлен для Парижской выставки 1899 г. и его вес составлял почти 10 тонн. Этот глобус вращался вокруг своей оси со скоростью, соответствую-

щей скорости вращения Земли. На нем были нанесены рельеф земной коры, границы стран, морские пути, железные дороги, маршруты известных путешественников и даже обозначены залежи полезных ископаемых.)

5. Верите ли Вы, что любой житель западногерманского города Филинген может позвонить Юлию Цезарю?

(Да. Дело в том, что в этом городе за плату можно поместить в телефонную книгу номер практически любого человека. Этим часто пользуются шутники, внося в справочник имена и фамилии известных исторических деятелей. В частности, если открыть данную книгу на соответствующей букве, то можно прочитать следующее: "Юлий Цезарь, про­фессия - тиран, телефон 8-4536".)

6. Верите ли Вы, что индейцы Антильских островов рыбную ловлю называют охотой, потому что охотятся они с помощью одних рыб за другими, а гончих рыб спускают в воду, привязывая к их хвостам бечевки?

(Да. Именно такое наблюдал и впоследствии описал Христофор Колумб. Вот окон­чание его рассказа: "Рыбы же эти величиной с угря, и пасть у них очень широкая с множе­ством присосков, как у каракатиц... Когда их бросают в воду, они сразу же присасываются к любой рыбе и не отпускают ее, и оторвать этих рыб от своей жертвы можно, только вытащив их из воды, а будучи в воде они выпускают добычу только мертвые. Рыбы эти очень легкие, и как только одна из них присосется к своей добыче, тянут за бечевку, привязанную к ее хвосту, и вытаскивают на поверхность, отбирая здесь у нее добычу".)

7. Верите ли Вы, что экипаж второй экспедиции Христофора Колумба был принудительно набран из каторжников и уголовных преступников, так как обыкновенные матросы не соглашались принять участие в опасном плавании?

(Нет. На самом деле подобная история произошла не со второй, а с первой экспеди­цией Колумба. После же ее триумфального завершения желающих отправиться с Колум­бом в новое путешествие было хоть отбавляй.)

8. Верите ли Вы, что в XV в. у рыцарей большой популярностью пользовались соревнования по прыжкам через стол и на стену?

(Да. Эти состязания развивали у рыцарей чувство равновесия и ловкость, которые были необходимы им для успешного несения службы. Как гласит одна из надписей в коридоре королевского дворца в Мюнхене, наибольший успех в прыжках на стену сопутствовал баварскому князю Кристофу (1449- 1493), который вырвал гвоздь, забитый на высоте 3,4 метра.)

9. Верите ли Вы в то, что в то время, когда в Бирме еще правили короли, их полный титул звучал следующим образом: "Король королей, которому послушны все остальные

владыки; управляющий временами года, полновластный повелитель приливов и отливов, младший брат Солнца, владеющий двадцатью четырьмя зонтиками"?

(Да. Именно так он полностью и звучал.)

10. Верите ли Вы, что одно из правил средневекового испанского этикета гласило: "Королева Испании не имеет права смеяться"?

(Да. Более того, при королеве все время находилась специальная дама преклонного возраста, единственная обязанность которой заключалась в том, чтобы с утра до ночи хо­дить по пятам за королевой и строжайше следить за соблюдением ею вышеупомянутого правила.)

Историческая викторина

8 класс

Гордиться славою своих предков не только

можно, но и должно; не уважать оной – есть

постыдное малодушие …

I тур Разминка (по 8 вопросов каждой команде, за правильный ответ – 1 балл)

  1. В какой части Евразии жили восточные славяне? (Восточная Европа)
  2. Название религии восточных славян? (язычество)
  3. Князь, автор «Русской Правды» (Ярослав Мудрый)
  4. Имя князя, крестившего Русь? (Владимир)
  5. Название и автор первой древнерусской летописи? («Повесть временных лет» Нестора)
  6. Как была названа «история пугачевского бунта» А.С. Пушкина? (Капитанская дочка)
  7. Столица Древней Руси? (Киев)
  8. Какой город был назван татаро-монголами Злым городом? (Козельск)
  9. Как называлась династия русских князей, правивших с 10 по 16 век? (Рюриковичи)
  10. Как называлась династия русских царей, правивших с 1613 по 1917 годы? (Романовы)
  11. Назовите имена киевских князей выряжского происхождения? (Рюрик, Аскольд, Дир, Олег)
  12. Назовите восточнославянские племенные союзы? (поляне, древляне, кривичи, радимичи, северяне, вятичи, уличи, тиверцы, ильменские славяне, бужане, полочане)
  13. Как называлось княжеское войско? (дружина)
  14. Народное собрание, решающее основные вопросы общественной жизни Древней Руси? (вече)
  15. Назовите дату, место Ледового побоища. Кто его возглавлял? (1242 год, 13 век, Чудское озеро, Александр Невский)
  16. Назовите дату, место Куликовской битвы. Какой князь стоял во главе? (1380 год, 14 век, на Куликовом поле, Дмитрий Донской)

Задание: соотнесите славянских языческих богов

Перун – бог грома, молний, войны.

Велес – бог скотоводства.

Сварог – бог огня

Мокошь – богиня плодородия

Ярило – бог солнца

Лада – богиня весны

III тур Гонка за лидером (за правильный ответ – 1 балл)

  • Между кем в 1700 – 1721 годах проходила Северная война? При правлении какого императора? (между Швецией и Россией, при Петре I )
  • Смутное время в России связано с появлением самозванцев. Назовите их прозвища?

Лжедмитрий I (Гришка Отрепьев, слуга бояр Романовых)

Лжедмитрий II (тушинский вор)

Пугачев Емельян (Петр III )

  • Крестьянская война 1773 – 1775 годов под предводительством Е. Пугачева произошла в правление … (Екатерины II )
  • В чье правление произошли Соляной 1642 г. и Медный 1648 г. бунты? (Алексея Михайловича)
  • Кто входил в состав «Негласного комитета»? (Новосильцев, Строганов, Кочубей, Чарторыйский)
  • Кто из российских императоров прорубил так называемое «окно в Европу»? (Петр I )

IV тур Решение кроссворда «Отечественная война 1812 года»

V тур Составление синквейна

Петр I

Александр I

Подведение итогов викторины.

Историческая игра 7 класс

«Кто хочет стать знатоком истории?»

Колногорцева Ирина Михайловна,

учитель истории МОУ «СОШ № 12»

Цель игры: в занимательной форме расширить и углубить знания истории России в контексте всеобщей истории.

Участники игры: учащиеся 7-х классов, желающие проверить свои знания и побороться за приз. Игрок выбирается на основе конкурсного задания.

Продолжительность игры -40 минут.

Порядок игры.

Вначале игры и перед каждым туром ведущий обращается ко всем игрокам с просьбой выполнить конкурсное задание. Тот, кто первым поднимет руку и правильно выполнит задание, становится игроком первого или очередного тура.

Условия игры.

Игроку необходимо ответить на 15 вопросов. После пяти первых вопросов (разминочных) игрок получает первый «несгораемый» приз – «четверку» в журнал. Далее за каждый правильный ответ игрок получает по 10 баллов, а после правильного ответа на десятый вопрос он получает право на оценку «пять» по истории с выставлением в журнал. Каждый правильный ответ на 11 – 14 вопросы оценивается в 100 баллов, а ответ на 15 вопрос – это 500 баллов и вторая «несгораемая пятерка» в журнал, а также главный приз – звание «Знатока истории» с вручением символической медали.

Все вопросы написаны на табличках, там же даны четыре ответа, правильным из которых является только один.

Ведущий и игрок сидят за столами напротив друг друга. Кроме них вести игру помогают рефери-судьи и секретари, которые ведут протокол игры.

Ведущий кладет перед игроком пронумерованные таблички заданием вниз. Игрок берет их и слушает, как ведущий зачитывает задание. Затем он отвечает на вопросы, причем желательно, чтобы его рассуждения слышали зрители.

Игрок имеет право на три подсказки:

совет с залом (подсказка определяется простым подсчетом поднятых рук, который проводит рефери);

совет друга;

совет магистров.

Свои ответы игрок должен обосновать, т.е. показать логику ответа.

Таблица баллов

номер вопроса

количество

баллов

4 (оценка «4»)

50 (оценка «5»)

(вторая оценка «5»)ПОБЕДА!

1. Что такое архив?

а) хранилище духов;в) хранилище документов;

б) хранилище кувшинов;г) хранилище мумий.

2. Что такое история?

а) наука побеждать;в) наука о превращениях;

б) наука о жизни людей в прошлом;г) наука о звездах.

3. Как назывались первые коллективы людей?

а) человеческие сборы;в) человеческое собрание;

б) человеческое стадо;г) человеческая группа.

4. В какой части Евразии жили восточные славяне?

а) восточная Европа;в) западная Европа;

б) малая Азия;г) Балканы.

5. Какую религию исповедовали восточные славяне?

а) христианство;в) буддизм;

б) ислам;г) язычество.

6. Имя князя, крестившего Русь?

а) Ярослав;в) Олег;

б) Владимир;г) Святослав.

7. В каком году было крещение Руси?

а) 988 г.;в) 766 г.;

б) 898 г.;г) 1000 г.

8. Что относится к нововведениям петровской эпохи?

а) введение нового летоисчисления;

б) появление первых печатных книг;

в) основание лицея в Царском селе;

г) открытие Московского Университета.

9. Дата Медного бунта?

а) 1850 г.;в) 1662 г.;

б) 1768 г.;г) 1648 г.

10. Как была названа «История пугачевского бунта» А.С. Пушкиным?

а) «Капитанская дочка»;в) «Генеральская дочь»;

б) «Дочь полка»;г) «Сын полка».

11. Кому отомстила княжна Ольга за смерть князя Игоря?

а) полянам;в) радимичам;

б) древлянам;г) вятичам.

12. Какой город был столицей Древней Руси?

а) Углич;в) Киев;

б) Новгород;г) Полоцк.

13. Кто на Руси положил начало созданию свода законов Русская

Правда?

а) Ярослав Мудрый;в) Святослав;

б) Владимир;г) Олег.

14. Какое княжество возглавило борьбу Руси против ордынского ига?

а) Галицко-Волынское;в) Владимиро-Суздальское;

б) Московское;г) Новгородская земля.

15. Государство, созданное монголами на границах Руси?

а) Золотая Орда;в) Византия;

б) Волжская Булгария;г) Тюркский каганат.

1. Что, по выражению древних славян, не сваришь с лентяем и

неумехой?

а) кашу;в) суп;

б) щи;г) пельмени.

2. Как называлась ханская грамота, дающая право быть Великим

князем на Руси в XII – XIV в.в.?

а) ярмо;в) ярлык;

б) ясак;г) басма.

3. На каком поле произошла битва русских воинов с монголо-

татарами в 1380 году?

а) на Утином;в) на Гусином;

б) на Куликовом;г) на Вороньем.

4. Как называлась династия русских князей, правивших с X по XVI

век?

а) Рюриковичи;в) Ольговичи;

б) Романовичи;г) Мономаховичи.

а) холопы;в) посадские;

б) отходники;г) дворяне.

6. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева проходила

в царствование?

а) Екатерины I ;в) Екатерины II ;

б) Павла I ;г) Петра III .

7. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников

(старообрядцев)?

а) монастырь;в) посад;

б) скит;г) хутор.

8. Дата Соляного бунта?

а) 1648 г.;в) 1676 г.;

б) 1649 г.;г) 1645 г..

9. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу?

а) Иосаф;в) Никон;

б) Игнатий;г) Филарет.

10. Основатель Славяно-греко-латинской академии?

а) А.Л. Ордин-Нащекин;в) Симеон Полоцкий;

б) В.В. Голицын;г) Филарет.

11. Какая страна не была союзником России в Северной войне?

а) Англия;в) Речь Посполитая;

б) Дания;г) Саксония.

12. Гетман Украины?

а) Александр Меньшиков;в) Никита Демидов;

б) Иван Мазепа;г) Эрнст Бирон.

а) канты;в) канон;

б) ассамблея;г) ария.

14. Что означает титул «Чингисхан»?

а) океан-хан (от океана до океана);в) воин;

б) властелин мира;г) завоеватель.

15. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора

дани?

а) полюдье;в) вече;

б) вервь;г) подать.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение