Контрольная работа научные абстракции и экономические категории. Что такое абстрагирование – метод, приём или мышление

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Задание 1

Научные абстракции и экономические категории

Введение

Экономические явления нельзя взвесить на весах, положить под микроскоп, просветить рентгеновским лучом; их нельзя поместить в лабораторные условия, чтобы провести над ними эксперимент. Экономические процессы не протекают в "чистом" виде. Они вплетены в сложную ткань реальной общественной жизни, оказываясь "окрашенными" в цвета политических, социальных, психологических и многих других явлений. Поэтому в качестве основного средства их познания применяют абстракцию, т.е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого предмета.
На первый взгляд может показаться, что абстракция отрывает экономическое знание от действительности. Однако это заблуждение: абстракция не уводит от действительности, а напротив, приближает к ней, к тому истинному порядку, который скрывается за нагромождением отдельных фактов и различных событий. В этом состоит практическое значение абстракции и полученных на основе абстрактного анализа понятий, отражающих содержание экономических явлений ("экономические категории").
В этой связи важно рассмотреть вопрос о научных абстракциях.
Рассматривая тему «Научные абстракции и экономические категории» необходимо прежде всего рассмотреть понятия «метод», перечислить методы экономических исследований и более подробно рассмотреть метод научных абстракций.

    Методы экономической теории
Методология - это наука о методах. Методология экономической теории - наука о методах изучения экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений.

Понятие метода
Метод, что в переводе с греческого означает "путь исследования, познания", а также "теория, учение", – это совокупность способов и приемов познания действительности, обусловленных особенностями объекта и предмета исследования. Точно так же, как каждому предмету труда в экономической практике наилучшим образом соответствуют определенные орудия труда, каждому предмету исследования в сфере экономической теории соответствуют свои средства познания, каковыми являются методы исследования.

Общенаучные методы исследования

К общенаучным относятся универсальные методы исследования, которые в той или иной мере использует каждая наука и каждая научная теория. Наиболее распространенными из них являются метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ, синтез, индукция, дедукция, а в общественных науках – метод единства логического и исторического.

Восхождение от абстрактного к конкретному

Важнейшим методом исследования действительности, свойственным любой науке, научному мышлению вообще, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Чтобы правильно понять его сущность, надо иметь правильное представление о категориях конкретного и абстрактного.
Конкретное с научной точки зрения есть, во-первых, реальный объект, действительность во всем богатстве ее содержания. Во-вторых, оно есть отражение этой действительности, конкретное научное знание о ней, являющееся результатом чувственного восприятия и мышления. Во втором значении конкретное существует в виде системы теоретических понятий и категорий. "Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления".
Абстрактное, или абстракция, есть результат абстрагирования – процесса мышления, суть которого заключается в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств реального объекта и тем самым в выделении его основных свойств, общих с другими объектами. Абстракции суть "сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей" . В качестве примеров абстракций можно назвать такие понятия как "человек" или "дом". В первом случае мышление отвлекается от таких особенностей человека, как раса, национальность, пол, возраст, во втором – от разнообразия видов домов. Такой же абстракцией является категория "экономика", так как в ней отсутствуют признаки, характеризующие множество экономических отношений, свойственных любой реальной экономике.
Основываясь на таком, научном, понимании конкретного и абстрактного можно утверждать, что объекты и явления реальной действительности всегда конкретны, а их обыденные или научные определения всегда абстрактны. Объясняется это тем, что органы чувственного восприятия человека способны охватить только отдельные стороны, свойства и отношения реальных объектов. Представить себе объект во всей его конкретности, со всеми его элементами, их внутренними и внешними связями человек может только посредством мышления, шаг за шагом продвигаясь от поверхностного восприятия к пониманию его глубинных, существенных связей. Вот почему этот процесс мышления называется восхождением от абстрактного к конкретному.
В целом процесс научного познания действительности осуществляется двумя взаимосвязанными и взаимообусловливающими путями: путем движения мысли от конкретных объектов познания, данных в их чувственном восприятии, к абстракциям (этот путь называют также движением от конкретного к абстрактному, от частного к общему или от фактов к обобщениям) и путем восхождения от абстрактного к конкретному, суть которого заключается в получении представления о реальной действительности посредством осмысления полученных абстракций.

Таким образом, с одной стороны, методы - это результат познания, обобщения открытых законов, а с другой - средство дальнейшего познания, основанный на уже существующих понятиях и законах. Экономическая теория широко использует методы других наук, а также разрабатывает свои специфические методы исследования. Обычно выделяют три группы методов:

    формальная логика (от лат. Forma - внешний вид);
    диалектическая логика (от гр. Dialektike - искусство вести беседу, полемику);
    математическая логика.
Важно выбрать и использовать именно тот метод, который бы дал возможность наиболее эффективно (от лат. Effeclus - исполнение, действие) исследовать определенное явление. Специфика (от лат. Specificus - особый) экономических исследований заключается в том, что в экономике невозможен лабораторный эксперимент. Любую экономическую идею можно проверить только на реальном производстве или людях, а нередко - и на всем обществе (например, одномоментного либерализация цен в Украине в начале 90-х годов XX века). Под методом познания обычно понимают способ достижения цели. Он является рабочим инструментом, средством познания предмета, который изучается.
В методологии общей экономической теории выделяют несколько подходов (субъективистский, рационалистический, диалектико-материалистический и др.), единственно правильным среди которых считается диалектико-материалистический подход. Диалектический материализм учит, что все находится в развитии, что все явления надо рассматривать не изолировано, а во взаимосвязи, что источник всякого развития надо искать не вовне, а внутри явлений, в тех противоречиях, которые составляют содержание явлений.
Диалектический подход исходит также из того, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Сложное отношение может появиться лишь после того, как развилось предшествующее ему простое. Переход от простого к сложному есть переход к новому качеству.
Материалистическая диалектика устанавливает, что процесс развития идет «по спирали», каждая новая ступень развития отличается от предшествующей ступени и в то же время повторяет те черты, которые были свойственны еще более ранней ступени развития.
Методологию нельзя отождествлять с методами - совокупностью конкретных способов и приемов, используемых при изучении конкретной действительности.
Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

Экономическая действительность в целом, вся система хозяйственной практики составляет объект изучения для экономической теории. Хозяйственная практика, отраженная в совокупности экономических категорий и законов, принимает форму предмета науки. Через систему научных категорий и законов осуществляется структурная организация теоретического знания. Каждая наука познает свой предмет посредством системы методов - средств и способов, применяемых в процессе исследования.
Экономическая теория опирается на общенаучные методы познания. Отталкиваясь от простейших методов (наблюдение, сравнение, обобщение, группировка и т. д.), экономико-теоретические исследования развиваются, используя методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, количественного и качественного подходов к экономическим явлениям, их исторического и логического осмысления. В экономической теории широкое применение находят методы моделирования, формализации, в том числе - математической формализации.
Особое значение для экономической науки имеет метод абстрагирования. Экономические процессы, как правило, очень сложны и многообразны, они развиваются под воздействием разнообразных причин. В ходе научного познания возникает задача выявления главных, сущностных элементов и сторон экономической действительности и отвлечения от второстепенных и малозначащих сторон. Эту задачу и решает операция абстрагирования, результатом которой становятся научные абстракции - понятия, категории, законы науки, отражающие сущность экономической действительности. Роль метода абстрагирования возрастает и вследствие того, что экономические интересы и противоречия не всегда обладают качеством непосредственной наблюдаемости; сущность интересов и противоречий часто скрыта за многими «слоями» внешних проявлений и деформаций .
Таким образом, абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий, таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи – продукты труда, предназначенные для продажи .
Получается, что изучая функционирование хозяйства и выдвигая требования к механизму, результатам этого функционирования, экономика как наука использует определенные методы исследования (метод - это путь, способ исследования какого-либо объекта). Как же экономика изучает свой предмет?
При анализе экономических процессов экономисты отбирают факты, обобщают их, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют закономерности, используя общенаучные методы исследований: научную абстракцию, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, выдвижение и проверку гипотез, моделирование, экспериментирование и т.п. Приемлемым можно считать следующую классификацию:

    Научная абстракция
Научная абстракция является общенаучным методом познания.
Так, воспроизводство общественного капитала весьма сложная проблема. Для того чтобы выявить главные его закономерности, К. Маркс абстрагировался от тех явлений, которые, не оказывая существенного влияния на содержание процессов, осложняют их понимание.
Научные абстракции представляют собой выработанные людьми в своем мышлении обобщенные понятия, отвлеченные от непосредственной конкретности изучаемого явления, но отражающие его главное содержание. Научная абстракция применяется как на уровне качественного теоретического анализа процессов, происходящих в сфере финансовых отношений, так и на уровне количественного исследования этих процессов, для выявления количественных взаимосвязей и зависимостей между финансовыми показателями.
Научные абстракции и методы не искажают, а отражают главное в реальных явлениях движения, позволяя более глубоко и с качественной, и с количественной стороны познать определяющие стороны этих процессов.
Метод научной абстракции требует исследования явлений в их наиболее развитом, зрелом виде.
Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах, производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи .
С другой стороны научная абстракция как метод углубленного познания действительности основывается на освобождении информационного материала от случайного, несущественно и выделения в нем устойчивого, типичного. Результатами применения метода научной абстракции, его продуктом является теоретические абстракции, научные понятия, категории, экономические законы .
Роль научной абстракции в исследовании финансов весьма велика, так как при анализе финансовых отношений нельзя применять технические средства в отличие от естественных наук.
и т.д.................

Самым простым и одновременно исходным элементом в системе диалектики является метод абстракции.

Метод абстракции (лат. Abstractio - удаление) - отказ от поверхностных, несущественных сторон явления для раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и всеобщих связей, действительной тенденции движения.

Результатом абстракции (наряду с использованием других элементов диалектики) является обоснование экономических категорий. Абстракция только отражает в форме мысли смысл, заложенный в вещах. Научному определению любой экономической категории способствует использование диалектического подхода выдающегося философа античности Сократа (469-399 pp. До н. Э.). Основой его взглядов был метод исследования и обоснования четких определений понятий как раскрытие их содержания.

Для познания экономических явлений и процессов пользуются абстракциями первого, второго и последующих уровней. Чем шире, емкие абстракции производит экономическая теория, тем полнее и точнее они отражают действительность, тем эффективнее их использование как инструмента познания.

Определение абстракции как процесса мысленного выделения существенных признаков и игнорирование несущественных является лишь одним аспектом этого метода познания. Другой важный ее аспект - необходимость рассмотрения определенных экономических явлений или процессов под определенным углом зрения при одновременном игнорировании всех других свойств. Так, с точки зрения общественного способа производства производительные силы относятся к его вещественного содержания, производственные отношения (отношения собственности) - до общественной формы. Итак, общественно-экономической стороны производительных сил в этом случае не существует. При рассмотрении структуры ft системы производительных сил как относительно самостоятельной стороны общественного способа производства с собственными внутренними законами, противоречиями выделяют в ней природный, технико-экономический и общественно-экономический аспекты. В первом случае производительные силы понимают как производительные силы с присущими им законами органической и неорганической природы. Во втором - силы природы привлекаются к производству в форме машин, сооружений. Общественно-экономический аспект этой системы раскрывает взаимодействие совокупного производства, общественного индивида со средствами производства и другими элементами производительных сил с точки зрения вещественного содержания, потребительной стоимости. В таком случае речь идет об общественных производительных сил.

Чтобы абстракция была научной, следует определить ее границы, доказать, что определенный аспект экономического явления или процесса не влияет на их внутреннюю сущность, закон развития и функционирования.

Метод абстракции является ступенью к выяснению сущности конкретного, абстракция - одна из сторон, граней, звеньев, частей конкретного и его противоположность. Конкретным является целостный объект в единстве его разнообразных сторон, свойств, признаков. Каждая из них после выделения с помощью метода анализа, выяснения сущности через принцип противоречия может быть раскрыта в определенном определении. Так, общественный способ производства в диалектическом взаимодействии двух его сторон служит субъектом исследования. Отдельно выясняют сущность производительных сил и производственных отношений (отношений собственности). Каждый элемент производительных сил сначала рассматривают отдельно, а затем - во взаимодействии. В то же время в воображении, чувственном восприятии исходным пунктом является конкретное.

Конкретное (лат. Concretio) - синтез многих полученных ранее определений об отдельных аспектах определенной системы и ее структуры, а следовательно, единство многообразного.

Приступая к анализу производительных сил и производственных отношений, исследователь знает, что они являются составными частями общественного способа производства, отношения собственности на средства производства - составная часть всей системы отношений собственности и др. Но в процессе мышления, познания исходным является абстрактное, а конкретное выступает как процесс синтеза, как результат. Реальный объект в процессе познания отдельных его сторон должен все время быть в воображении исследователя как предпосылка.

Процесс познания (с учетом диалектического единства абстрактного и конкретного) - движение мысли от конкретного (в воображении, наблюдении) к абстрактному И от абстрактного к конкретному, но уже исследованного, как к результату синтеза полученных ранее знаний об отдельных его стороны.

При переходе от абстрактного к конкретному следует помнить об их относительной самостоятельности, о недопустимости непосредственного выведения конкретного из абстрактного. Они связаны между собой рядом промежуточных звеньев, форм. Неправильное понимание соотношения между абстрактным и конкретным приводит к грубому эмпиризма и схоластики.

После выделения экономического отношение с помощью метода абстракции, а отдельных его сторон - с помощью метода анализа, применяют принцип материализма. При изучении способа производства в соответствии с этим принципом необходимо выделить из всей системы общественных отношений (экономических, социальных, политических, идеологических и т.п.) базисные, производственные отношения, которые являются главными, первичными. В этом заключается материалистическое понимание истории. По познания общественного способа производства принцип материализма предусматривает необходимость определения причин возникновения и развития производственных отношений, выяснение его первоначальных движущих сил - производительных сил. Этот принцип конкретизируется отдельно по производственным отношениям и по производительных сил. Относительно производственных отношений (общественной формы) он означает формулировка принципа примата производства, поскольку производственные отношения в процессе непосредственного производства детерминируют экономические связи и отношения в других сферах общественного воспроизводства (в распределении, обмене и потреблении).

Применение принципа материализма к анализу системы производительных сил предусматривает выяснения определяющего элемента целостной системы, которым со стороны материально-вещественных факторов являются средства труда. Разделение производительных сил на личностные и вещественные, материальные и духовные и подчеркивание личностных, духовных моментах производства означает выделение человека как основополагающего элемента.

При исследовании экономического явления или процесса следует руководствоваться принципом материализма. Так, при изучении товара сначала анализируют его вещественное содержание - потребительскую стоимость, а выяснению двойственного характера капиталистического производства предшествует характеристика процесса труда и тому подобное.

В ситуации, когда от человека ждут объяснения непонятной ему по содержанию картины (причины этого могут быть самыми разными), можно услышать реплику: «Нечто абстрактное (если читать между строк - искусство ради искусства без смысловой нагрузки)». Однако задумывался ли когда-нибудь Человек-читающий, что подразумевается под словом "абстракция" и так ли редко приходится прибегать к абстрагированию в обыденной жизни?

Как проявляется абстрагирование в жизни человека

Термин "абстрагирование" имеет латинские корни. Образован при помощи приставки ab - "от" и слова traho - переводится как "тянуть", "влечь". Вот и получается, что разговор идёт об отвлечении. В энциклопедиях и словарях можно встретить разъяснение слова как метод исследования, научного познания, процесс отвлечения какого-либо предмета от его несущественных признаков. Для прояснения ситуации достаточно обратиться к истокам.

С появлением человека на свет запускается процесс формирования личности. Одним из главных факторов развития ребёнка является постепенное (от простых к сложным формам) становление мыслительных операций (мышления). Мышление - это процесс познания окружающего мира, представленный в трёх основных формах: понятие, суждение и умозаключение. Существует прямая взаимосвязь развития мышления и освоения языка.

Так, в младенческом возрасте ребёнок только осваивает человеческую речь, поэтому при восприятии и исследовании окружающего мира он опирается на самый примитивный вид мышления - конкретно-действенный или практический. Суть его в том, что ребёнок познаёт предметный мир путём сбора о нём как можно большего количества информации (цвет, форма, твёрдость, мягкость, можно разбить или можно бросать на пол без последствий, вкус, съедобность и т.д.). Этот процесс заложен природой на генетическом уровне, поэтому маленькие дети часто ведут себя «рискованно»: тянут всё в рот (за исключением момента появления зубов), бросают, мнут, трясут практически всё, что попадает в руки. Однако познание практического применения вещей заканчивается примерно к 2-3,5 годам (при нормальном развитии), а следующий этап развития мышления длится примерно до 5-6,5 лет.

К трём годам расширяется словарный запас малыша, интонационный репертуар, он старательно подражает поведению значимых взрослых. Это хорошая почва для формирования конкретно-образного (наглядно - образного) или художественного вида мышления. Накоплен достаточный багаж знаний об окружающем мире в виде образов: лиса - рыжая, живёт в лесу, хитрая; курочка - птица, живёт дома, источник яиц и т.д. Ребёнок уверенно оперирует известными ему образами, поэтому речь становится более плавной, оформленной предложениями, а не короткими фразами, но самостоятельное выделение причинно-следственных связей сюжета сказки будет доступно только на следующем этапе развития мышления (достаточное количество свидетельств этому утверждению можно найти в книге Корнея Чуковского «От трёх до пяти»).

Пятилетний дошкольник, опираясь на конкретно-образное мышление, с успехом осваивает словесно-логическую или абстрактную форму. Ребёнок самостоятельно может определять и различать виды, роды, категории. Его речь совершенствуется, включая разного рода пояснения («потому что»…), логические заключения и выводы. Строение используемых в речи предложений значительно усложняется, появляются «отвлечения», фантазирования.

Можно сделать вывод, что к абстрагированию человек приходит раньше, чем узнаёт значение этого термина.

Существует ли абстрактное мышление

Многие ресурсы интернета расписывают абстрактное мышление как некое сверхценное образование (при этом подменяя понятия и вводя читателя в заблуждение). На самом деле так иногда для сокращения называют словесно-логическое мышление, особенности которого были описаны выше. Стоит отметить, что отсутствие словесно-логических операций у детей шестилетнего возраста трактуется при диагностическом обследовании как задержка развития, а при некоторых обстоятельствах - и интеллектуальная недостаточность. Полное отсутствие данного вида мышления или его нарушенное формирование наблюдается у всех людей с олигофренией.

Абстрагирование как метод и художественный приём

Что такое абстрагирование в истории? В исторической ретроспективе оно обнаруживает себя впервые у Древних греков. Естественно, что проявляется это в употреблении абстрактных категорий при описании предметов, например: твёрдый - в предметно-конкретном словаре «подобный камню», круглый - «подобный луне». Способствовало формированию и развитию метода абстрагирования и ораторское искусство (почитаемое в греческих полисах) - умение формулировать логические заключения и убеждать слушателей в их правильности.

Что такое абстрагирование в научном познании? Это отвлечение от несущественных для решаемых в данный момент задач свойств и связей объекта. Как результат изучения выступает абстракция или абстрактный предмет.

Что такое абстрагирование в среде ваятелей? В изобразительном искусстве абстрагирование вылилось в абстракционизм, который стал своеобразным продолжением импрессионизма. Если импрессионисты (от французского «впечатление») передавали свои эмоции, переживания, в основном, сохраняя узнаваемую форму предметов, то абстракционисты стремились выработать универсальный визуальный язык форм и цветов, выходящий за пределы физических и культурных границ зрителя. Картины художников - это своеобразная передача идей и эмоций через взаимосвязанный ритм цвета, формы, фактуры. У истоков этого искусства стояли Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Классификация типов абстрагирования

Что такое абстрагирование с точки зрения научного познания? Постепенно отвлекаясь от ряда свойств объекта, можно получить абстрактную цепочку: медоед - животное - живое существо - материальный объект - материя, в которой высшей формой абстрагирования являются категории философии. По решаемым задачам, процесс абстрагирования можно разделить на следующие типы:

  • идеализирующее абстрагирование - предусматривает вычленение «идеальной модели объекта», в обыденной жизни проявляется в таких понятиях, как «идеальный учитель», «идеальный ученик, работник». Часто востребовано как пример для подражания;
  • абстрагирование обобщение - происходит отвлечение от индивидуальных характеристик объекта с опорой на принадлежность к тем или иным классам, например: кастрюля, сковорода, ковш, сотейник становятся «кухонной посудой»;
  • изолирующее абстрагирование - это выделение одного из признаков объекта, и придание ему самостоятельности в виде определённой категории, например: «устойчивость», «растворимость», «магнетизм», «красота» и т.д.

В приведённых примерах абстрагирования можно заметить основной принцип - исключение индивидуальных характеристик предметов и объектов с целью выведения каких-либо закономерностей, поэтому данный метод называется элиминативным (дословный перевод с латинского - изгонять, исключать, удалять).

Теории абстрагирования

Существуют две теории абстрагирования:

  • элиминативная;
  • продуктивная.

Продуктивное абстрагирование основывается на постулатах:

Абстракция является новым объектом, а «универсальные абстракции» - существуют независимо от нашего сознания в так называемом «мире идей».

Формальная логика не властна над продуктивными абстракциями, которые тяготеют больше к «логике целого» (такое утверждение основывается на понятии идеи в продуктивной абстракции, как множества более мелких идей, по отношению к которым основная является скорее «целым», нежели «общим»). Эрнст Кассирер называет такую идею «функцией». Однако стоит отметить, что логика продуктивных абстракций изучена недостаточно, поэтому сравнение абстрагирования элиминативного и продуктивного временно не представляется возможным.

Сферы применения абстрагирования

Нетрудно заметить, что в основном понятийный аппарат описываемого явления составляет научный язык. Следовательно, абстракция является ведущим научным методом (как в гуманитарных, так и в естественных областях).

Происходит это в связи с возможностью построения абстрактных схем и сценариев протекания реальных процессов, раскрывающих неявные закономерности.

Метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода - метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический . Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

  • он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, которое движется от простого к сложному, от низших форм к высшим;
  • он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в - противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

(1) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся . Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, , , зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

(2) Значимым в экономической теории является анализ и синтез . Анализ - расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез - метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

(3) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция . Индукция - движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция - движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

(4) Полезным методом является единство исторического и логического подходов . Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

(5) Еще один метод - качественный и количественный анализ . Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

(6) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного метода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

Абстрагирование - это отвлечение от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике . Абстрагирование происходит и в процессе анализа. Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, преходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого, типичного. Именно благодаря методу абстракции удается улавливать сущность явлений, от сущности одного уровня (порядка) переходить к сущности более высокого уровня, формулировать категории и законы науки, выражающие эти сущности. Так, наблюдая изменения в ценах, их динамику, складывающуюся под влиянием самых разнообразных факторов легко прийти к выводу о хаотичности и непредсказуемости этих процессов. Проникнуть в их тайну можно лишь в том случае, если удастся отсечь все случайные, порожденные теми или иными внешними причинами колебания. Только тогда откроется основа цен - стоимость, определяемая общественно необходимыми затратами труда, обнаружится внутренняя, вполне закономерная логика движения цен, обусловленная в конечном счете динамикой производительности труда.

Для того чтобы в результате абстрагирования прийти к правильным выводам, выявить типичные тенденции общественного развития, необходимо соблюдение некоторых существенных условий. Прежде всего должна быть принята во внимание вся совокупность явлений, относящихся к данной области, а не отдельные факты. В результате абстрагирования выводятся экономические категории, т.е. научные понятия, которые характеризуют отдельные стороны экономических явлений. Дальнейшее углубление познания позволяет формулировать экономические законы, устанавливающие наиболее устойчивые объективные зависимости и взаимосвязи в экономических процессах. Так, производство и присвоение прибавочной стоимости являются законом существования и развития капитализма, выражая главную причинно-следственную связь процессов капиталистической экономики

Анализ предполагает расчленение объекта исследования на отдельные элементы , на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.

Синтез означает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое (в систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности. С методом анализа и синтеза связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику, которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. Микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, отраслей; производство или цену отдельного продукта и т.п. Микроэкономический подход близок к методу анализа.

Макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, т.е. совокупность экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, агрегатными показателями, такими как общий объем продукции, национальный доход, суммарные расходы.

Образно говоря, если микроэкономика изучает деревья, то макроэкономика - лес . Однако деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, и иногда их непросто разделить. Многие вопросы экономической теории входят в обе сферы.

Движение от абстрактного к конкретному

Но и этим процесс познания не завершается: движение от конкретного к абстрактному дополняется обратным процессом - восхождение от абстрактного к конкретному, в ходе которого происходит как бы "развертывание" наиболее общей (простейшей) экономической формы в целостную органическую систему экономических отношений в соответствии с собственной внутренней логикой этой системы . То, от чего на первом этапе необходимо было отвлечься во имя выяснения более глубоких сущностных отношений, теперь, наоборот, должно быть принято во внимание и шаг за шагом - от общих основ до конкретных взаимосвязей и форм их проявлений - объяснено. Но теперь конкретное предстает уже не случайным нагромождением явлений, а целостной, внутренне связанной картиной общественной жизни

Индукция и дедукция.

Индукция - это выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему , как говорят философы. Исследование начинается с наблюдения за экономическими процессами, с накопления фактов. Индукция позволяет на основе фактов делать обобщения.
Дедукция (частное из общего) означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами , и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам. Формулируемое научное предположение или допущение есть гипотеза. В этом случае исследование идет от теории к фактам, от общего к частному.

Единство исторического и логического.

В данном случае логическое является синонимом теоретического, историческое - синоним практики. Принцип единства логического и исторического состоит в том, что теоретический анализ экономических явлений должен отражать реальный исторический процесс возникновения и развития этих явлений. Теория должна соответствовать истории, практике, но не копировать их, а воспроизводить по существу и без случайных явлений и фактов. Научное познание общественных процессов и систем требует опоры на принцип единства логического и исторического. Он основан на том, что общество на любой ступени развития представляет собой целостный организм, в котором все компоненты находятся в определенной взаимосвязи. Причем эта логическая взаимосвязь отражает, воспроизводит в сжатом виде исторический процесс возникновения и становления данной системы . Исторически вначале возникают ее более общие, простые черты, а сложные, более конкретные свойства, как правило, образуются на последующих этапах общественного развития

Экономико-математическое моделирование.

Математические и статистические методы. С развитием математики и информатики появилась возможность представить многие экономические зависимости в виде математических формул и моделей . Статистические методы позволяют использовать накопленные массивы экономических данных для анализа и выявления тенденций и закономерностей развития экономики для экономического прогнозирования.
Математика, информатика и статистика позволяют с достаточной степенью точности строить экономические модели. Модель в упрощенной абстрактной форме представляет важнейшие особенности исследуемых отдельных экономических процессов или экономики в целом. Модель отражает наиболее существенные черты экономических процессов. Необходимо заметить, что модель может быть представлена не только в математической форме. Модели формулируются разными способами: математическое описание с помощью уравнений, неравенств т.д., графическое изображение, описание с помощью таблицы, словесная формулировка. В дальнейшем нам представится возможность продемонстрировать это при анализе закономерностей развития рыночной экономики, в частности закона спроса и закона предложения.
В результате изучения экономики с помощью различных методов выявляются экономические законы.

Цели экономического прогресса.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экономическая теория: предмет и метод исследования Экономическая теория и ее функции

ТЕМА Экономическая теория предмет и метод исследования.. Экономическая теория и ее функции.. Общепризнанного определения экономической теории до сих пор нет Она охватывает такой широкий спектр значений что при..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В широком смысле слова экономическая теория - это наука
· о закономерностях и факторах экономического роста; · об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения п

Участие во всемирном хозяйстве, поддержание эффективного торгового и финансового баланса в международных экономических отношениях
Стоимость и предельная полезность. Сто́имость - основа количественных соотношений при эквивален

Трудовая теория стоимости
Согласно этой теории в основе стоимости лежит общественно необходимое рабочее время (затраты труда) на производство товара, при этом труд подразумевается не конкретный, аабстрактны

Теория предельной полезности
Концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса.

Субъективная теория стоимости
Испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо в середине XVI века выделил понятие Справедливой цены, основываясь на классических доктринах схоластикиотносительно «общей оценки» («commun

Теории издержек
Достаточно популярны теории, которые выводят стоимость из издержек производства. Но все они вынуждены оперировать ценами, выраженными в количестве денег. Так же к издержкам относится цена т

Общие проблемы экономического развития
Объективные условия и противоречия экономического развития. Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают ресурсы и потребности обще

Ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки
Отмеченное противоречие разрешается путем выбора. Не случайно одно из определений экономики гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченны

Экономическая эффективность характеризуется отношением результата к затратам производства
Если предложение имеющихся в распоряжении общества ресурсов увеличивается, то появляется возможность произвести больше как первого, так и второго альтернативных товаров. Это отражается сдвигом крив

Эффективность экономики. Полная занятость и полный объём производства
Общество не в состоянии удовлетворить полностью все потребности, оно может только влиять на степень несоответствия между ресурсами и потребностями. В этом случае говорят про эффективност

Важно понять, что происходит, когда первые три допущения, лежащие в основе построения кривой производственных возможностей, не срабатывают
Первое допущение заключалось в том, что наша экономика характеризуется полной занятостью ресурсов и полным объемом производства. А какие изменения претерпел бы наш анализ и наши вы

Настоящие производственные альтернативы и будущий рост
Теперешний выбор точки на кривой производственных возможностей экономики служит основной детерминантой будущего положения этой кривой. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, обозначим

Элементы экономической системы
В любой экономической системе первичную роль играет производство товаров и услуг вкупе с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением. В каждой экономической с

Традиционная экономическая система
Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс - землю. Отличительные особеннос

Постиндустриальное общество как будущая система
На рубеже XX-XXI вв. в ведущих развитых странах все более явственно выступают контуры нового,постиндустриального общества.Впервые этот термин использовал известный американский соц

Сущность и условия возникновения рынка
В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Регулирующая функция
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную

Санирующая функция
Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренц

Понятие конкуренции
По самому общему определению, конкуренция - это соперничество между участниками рынка. В то же время по поводу существа конкуренции существуют различные трактовки в зависимости от

Конкуренция и модели рынка
Рыночные цены формируются в результате конкуренции. Фирмы (производители) вступают между собой в соревнования за платежеспособный спрос потребителя, за его предпочтения, за его деньги. Такое соревн

Кругооборот с участием государства и банков
1. Экономический кругооборот - это движение расходов и доходов, денег, рес

Понятие структуры национальной экономики. Сферы и секторы экономики
Экономика любого государства – это единая система взаимосвязанных отраслей. В условиях рыночной экономики предприятие является основной хозяйствующей единицей, которая характеризуе

Понятие издержек и прибыли
Для предприятия (фирмы) важно определить не только свои доходы, но и свои расходы по производству продукции (прежде всего расходы на приобретение ресурсов на рынках). Расходы на производств

Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса
Эту зависимость обосновывают следующими причинами: 1. Эффект дохода - желание потребителя приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом объема приоб

Изменение величины предложения - это перемещение по кривой предложения от одной точки к другой под влиянием изменения цены
Изменение предложения (изменение в предложении) означает смещение всей кривой предложения вправо или влево под воздействием неценовых факторов (рис. 3.7).



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования