Влияние цвета на человека. Использование цвета для создания интерьера. Оптические иллюзии в интерьере: как изменить пространство

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Направление и ориентация комнаты или пространства сильно влияет на качество освещения, а, следовательно, и на Ваше восприятие цвета в этом окружении. Важно заметить изменение освещения в течение дня. Также, попытайтесь предположить сезонные изменения в освещении прежде, чем принять решение в выборе цвета.

Другой решающий фактор - положение, которое цвет займет в пределах комнаты. Если это стена с окном, он, как правило, будет выглядеть более темным и более серым, особенно если окно только на одной стене. В качестве эксперимента, возьмите большой образец желаемого цвета и приложите его к стене напротив окон. Затем, к стене с окном. Комбинация яркой подсветки из окна, плюс отсутствие прямого света на стене с окном делает цвет более унылым и серым.

Южный свет

Южный свет - четкий и резкий. Он создает сильный контраст в пространстве. Это - теплый свет. Восприятие цвета в пространстве, освещенном южным светом, постоянно меняется в течение дня и даже с изменением времени года. Южный свет обычно яркий с отчетливыми тенями и бликами. Если Вы пытаетесь выделить солнечный характер пространства, залитого южным светом, лучше всего использовать приглушенные, теплые цвета, чтобы они не казались слишком резкими. Например, в мягком сливочном, желтом или земляном цвете охры будет легче жить, чем в основном ярко желтом.

Яркое, выходящее на юг, пространство дает прекрасную возможность использовать сложные и тонкие прохладные цвета. Например, приглушенный сине-зелено-серый создает успокаивающий эффект места, постоянно слегка меняющего освещение. Такой цвет очень сильно напоминает хамелеона. Он, кажется, меняет цвет, в зависимости от изменений освещения и основных цветов вокруг него.

Северный свет рассеянный и более прохладный. Он обычно более мягкий, ровный и менее яркий. Цвета немного тускнеют и становятся более приглушенными. Если Ваша цель создать веселый, солнечный, активный уголок, выберите теплые и не такие насыщенные цвета. Контрастные основные цвета отличным образом придадут комнате немного глубины и пространства в северном освещении. Если же Вы хотите сделать место более тихим, успокаивающим, медитативным, используйте более прохладные цвета с теплыми акцентами. Полные синие и сине-зеленые цвета кажутся более богатыми в прохладном северном свете. Проверяйте образцы цветов очень внимательно в реальном рассеянном освещении комнаты и убедитесь, что они не слишком тускнеют.

Выбор цветов для территории, освещенной только восточным или только западным светом, может стать настоящим испытанием. Полезно решить, будет ли эта комната использоваться преимущественно утром или днем. Таким образом, Вы можете составить цветовую гамму в соответствии со светом, с которым чаще всего будете сталкиваться. Площади, обращенные к востоку и западу, наполнены ярким светом утром или днем, соответственно. Солнце встает под низким углом и проникает глубоко в интерьер комнаты. В определенное время дня такая комната может быть залита еще более ярким светом, чем та, которая выходит на юг. В другое время дня комната будет больше похожей на северное направление местности с прохладным, рассеянным светом.

Существует простое безопасное правило для выбора гармоничной цветной палитры, которая будет работать в любое время дня: используйте приглушенные теплые цвета с богатыми, прохладными акцентами. Это правило - безопасный старт в цветовом дизайне, но по мере увеличения Вашей уверенности, попытайтесь согнуть, растянуть и, в конце концов, сломать все правила действительно вдохновляющими решениями.

Цветовое решение интерьера не менее важная деталь, чем выбор стиля и материалов для отделки. Цвета способны преображать помещение до неузнаваемости, от правильного подбора гаммы зависит не только гармония убранства, но и настроение находящихся в помещении людей. При подборе оттенков необходимо учитывать назначение комнаты и даже расположение окон - количество солнечного света сильно влияет на восприятие тона.

Цветовое решение дизайна комнаты

Комбинирование белого и синего цвета в интерьере

В глобальном плане весь спектр делится на две большие части - теплую и холодную.

  • К теплым относят красный, оранжевый, желтый, фиолетовый с преобладающим красным, а также все производные. Некоторые разновидности зеленого тоже относятся к летней половине спектра, понять это легко по наличию примеси желтого. В местах, где мало естественного освещения, выбирайте отделку и аксессуары в теплом спектре.
  • Холодными считаются все виды синего и голубого, бирюзового, сиреневого и пр. При этом холодную группу лучше всего использовать в интерьерах комнат, выходящих окнами на юг. В них всегда много света, а летом прохладные краски способны освежить дизайн. А вот для северных помещений не нужно подбирать синий или голубой в качестве отделки, тем более в сочетании с белоснежным. Такая комбинация будет выглядеть безжизненно.

Также важно знать и о визуальных эффектах. Предметы, окрашенные в летней гамме, визуально кажутся ближе в отличие от объектов прохладного спектра.

Интерьере спальни в черно белом цвете

Спальня в белом цвете

Возможные комбинации

Цветовое решение интерьера можно подбирать на контрасте или наоборот обойтись более спокойным, нюансным. В первом случае преобладают оттенки, гармонично сочетающиеся, но находящиеся при этом на противоположных концах спектра, например, розовый и бирюзовый, красный с зеленым и пр. При нюансном сочетании подбираются цвета из одной группы, например, несколько видов зеленого.

Выбранные сочетания способны влиять на восприятие пространства. Контрастные, особенно черный и белый, зрительно сделают помещение меньше, поэтому уместны только для больших площадей. При этом нет необходимости выбирать много цветов, для фона достаточно двух или трех. Чересчур яркое и пестрое сочетание быстро утомит зрение.

Дизайн комнаты в светлых тонах

Использование оттенков в дизайне

При выборе цветовой гаммы необходимо ориентироваться также на психологию - известно, что разные сочетания способны влиять на настроение. Какое влияние может оказывать разная расцветка.

Красный

Первые ассоциации, приходящие на ум, это энергичность, страсть, агрессия, сила, огонь. Алый очень сильный эмоционально, в больших количествах он не уместен. Лучше всего использовать его в качестве акцентов - в аксессуарах. Красный хорош, когда подразумевается активное времяпрепровождение. Это отличный выбор для гостиной, но в зоне отдыха и детских он противопоказан. Из всех стилей алый наиболее хорош для авангарда, но даже в этом случае он практически не используется в качестве основного. Не рекомендуется совмещать с оранжевым.

Светлый дизайн комнаты

Темные тона в интерьере гостиной

Желтый

Ассоциируется с летом, солнечными днями, радостью. Удачнее всего сочетается с изумрудным, неплохо смотрится с сиреневым, серым, голубым, белоснежным. А вот с алым или морковным его следует использовать крайне осторожно, такой тандем излишне ярок и активен. Золотистые разновидности желтого подходят для любого стиля, однако стоит с осторожностью применять его чистую разновидность, яркость будет напрягать зрение. В жилых домах и квартирах лучше выбирать более мягкие варианты - золотистый, охру.

Зеленый

Символизирует здоровье, жизнь, весну, природу как таковую. Имеет множество разновидностей, каждая из которых обладает своими особенностями. Наиболее известные — это салатный (зеленый с явной примесью желтого), изумрудный и аквамарин. Салатный более всего ассоциируется с легкостью, ранней весной и беспечной радостью. Этот нежный оттенок подходит для большинства стилей, но и в этом случае стоит избегать слишком насыщенных разновидностей.

Цветовые решения в интерьере гостиной

Светлый дизайн спальни

Изумрудный

Красивый насыщенный тон, спокойный и умиротворяющий. Благодаря этим свойствам хорошо подходит для зон, предназначенных для работы или отдыха - домашнего кабинета, библиотеки, спальни. Хорош практически для всех стилей.

Аквамарин

Он ближе к синему спектру, напоминает о море и прохладном ветре. Из-за явной примеси синевы может вызывать сонливое настроение, поэтому его нужно использовать очень осторожно в кабинете или зале. А вот спальня идеальное место для сине-зеленого.

Комбинирование салатового и фиолетового цвета в интерьере кухни

Синий и голубой

Спокойная палитра, в первую очередь, вызывающая ассоциации с небом и морем. Сине-голубая расцветка подходит для зоны отдыха и детской. Хорошо сочетается с белым, янтарным, медовым, золотым, оранжевым, изумрудным, серым.

Коричневый

Является символом земли и деревьев, считается нейтральным, сочетаясь практически со всем. Светло-коричневый и бежевый являются отличным фоном для любого декора. Не стоит перебарщивать - такую основу необходимо разбавлять более насыщенными тонами, в противном случае он рискует стать однообразным, особенно это касается бежевого.

Бежевый цвет в интерьере

Светлый дизайн комнаты

Фиолетовый

Создает мистическую атмосферу, но крайне не рекомендуется для квартир из-за того, что вызывает депрессивные настроения. Фиолетовый необходимо подбирать очень осторожно и лишь в небольших количествах.

Сиреневый

Более мягкий вариант, однако, и им не стоит увлекаться слишком сильно. Сиреневый хорош для спален, но в зале, детской или на кухне его стоит использовать с осторожностью.

Розовый

Легкий и нежный, но некоторые его разновидности, например фуксия, могут быть очень агрессивными. Ярко-розовый можно выбрать для гостиной, а вот для зоны отдыха и детских подходят пастельные разновидности. Совмещать с оранжевым крайне не рекомендуется, получившийся тандем слишком яркий и психоделический.

Комбинирование белого и красного в интерьере

Бежевый цвет в интерьере гостиной

Черный и белый

Самый универсальный и в то же время спорный дуэт. И черный, и белоснежный, сочетаются с любыми оттенками, но применяются только как дополнительные. Черный в виде основного слишком мрачный и депрессивный, а белый превратит жилище в больничную палату. Также можно использовать их одновременно, но это очень рискованный шаг. Следует следить за пропорциями и не допускать соотношения 50/50, оно смотрится чересчур резко.

Важно понимать, что ассоциации сугубо индивидуальны. Кого-то обилие сиреневого вгоняет в тоску, а кому-то наоборот придется по душе. Подбирая цветовое решение интерьера, правильным будет основываться не только на общепринятых правилах комбинирования, но и на собственном вкусе и восприятии.

Спальня в ярких тонах

Зависимость от стороны света

Как уже приводилось выше, выбор комбинаций зависит также от стороны света, на которую выходят окна. Причина в количестве естественного освещения, иначе говоря, инсоляции. Это сильно сказывается на физическом и душевном состоянии. Темные и мрачные квартиры, куда практически не попадают солнечные лучи, вызывают дискомфорт, усталость, сонливость, они выходят окнами на запад и север, это необходимо учитывать при выборе цветовой гаммы.

На северной стороне уместен янтарный, медовый, рыжий, персиковый, золотисто-бежевый. Эти краски ассоциируются теплом, которого так не хватает особенно в зимнее время. Бирюзовый, мятный, лиловый, серый, индиго, синий и белый не лучший выбор, поскольку зрительно сделают интерьер еще прохладнее.

Восточные помещения всегда хорошо освещены, особенно в первой половине дня. В дизайне можно применять и теплую, и холодную расцветку, однако важно избегать бледных пастельных оттенков. Из-за того, что вечером солнца на восточной стороне нет, они будут выглядеть блекло и грязно, приобретая сероватый вид.

Интерьер спальни в голубых тонах

Спальня в темных тонах

С южной стороны всегда много солнца даже в зимний период. Здесь всегда теплее и жарче, поэтому холодный спектр может стать настоящим спасением. Бирюза, аквамарин, мятный в разных пропорциях способны создать ощущение прохлады. При этом, если в восточных квартирах уместнее насыщенные тона, то в южных наоборот старайтесь подбирать для отделки пастельные варианты.

Для квартир, в которых окна выходят на запад, подходят теплые краски. Поскольку на западе мало света в течение дня, необходимо избегать темных расцветок, а также розового и сиреневого - они покажутся серыми и блеклыми в отсутствие солнца. В крайнем случае, при использовании такой отделки позаботьтесь о качественном искусственном освещении. Для отделки на западной стороне нужно с большой осторожностью выбирать расцветку, поскольку малейший просчет способен превратить красивый дизайн в серый и блеклый.

Светлый интерьер комнаты

Салатовый цвет в интерьере кухни

Зона отдыха

Поскольку это пространство предназначено для сна и дневного отдыха, цветовое решение интерьера должно соответствовать поставленной задаче. Лучше всего выбирать спокойные краски, как теплые, так и холодные. Слишком ярким тонам, а также черному и пурпурному, тут не место даже в качестве аксессуаров. Обязательно уделяйте внимание и освещенности. На северной или западной стороне уместнее теплая расцветка, в то время как на южной прохладная.

С помощью цвета можно не только корректировать недостатки освещения, но и немного изменить визуальное восприятие. Светлые сочетания зрительно расширяют комнату, а темные и насыщенные делают ее меньше. Тот же эффект от контрастной отделки и мебели.

Светлые тона в интерьере комнаты

Убранство кухни

В первую очередь важно понять, какая функция помимо приготовления пищи возложена на эту комнату. Как часто вы заходите на кухню, готовите дома, зовете гостей? Совмещена ли кухня с залом или является изолированной? Большая она или маленькая? От ответов на эти вопросы и зависит дальнейший дизайн кухни.

В малогабаритных кухнях предпочтительно применять светлые комбинации - ваниль, молочный, бежевый, светло-серый, мятный, нежно-розовый и пр. А вот в больших комнатах и тем более квартирах студиях можно использовать более яркие и контрастные варианты. Если кухонная зона совмещена с гостиной, она может контрастировать с ней, либо гармонировать. Контраст удобен, если нужно визуально разграничить кухонное пространство и гостиную.

Комбинирование цветов в интерьере спальни

Интерьере комнаты в черно белом цвете

Оформление зала

Чаще всего это помещение, в котором проводится много времени каждый день. Здесь собирается семья по вечерам, здесь же устраиваются посиделки с друзьями и семейные ужины. По этой причине к подбору палитры нужно подходить с наибольшей серьезностью.

  1. В просторных комнатах можно смело воплощать любые комбинации. В таком помещении может быть и больше 3 цветов, большее количество сложнее комбинировать друг с другом.
  2. Использование темной цветовой гаммы уместно для хай-тека или минимализма, а вот в классических интерьерах куда гармоничнее смотрится светлая расцветка.
  3. Если в качестве основы выбраны светлые сочетания, ее обязательно нужно разбавить яркими деталями, чтобы освежить убранство. Это может быть мебель, например, морковный диван на фоне бежевых стен, или аксессуары - шторы, вазы, фото и картины, диванные подушки, покрывала и пр.

Оформление прихожей

Коридор место, лишенное окон, поэтому палитра здесь сильно ограничена. Прихожая также редко отличается впечатляющими размерами, поэтому белый или бежевый наиболее уместны. При желании можно выбрать лазурный, зеленый или желтый, но тогда электрическое освещение должно быть безупречным. В холодном белом свете яркая палитра будет казаться темнее, в то время как золотистые лампы почти не искажают их.

Интерьер комнаты в светлых тонах

Спальня в ярких тонах

Расширяем пространство

Чтобы визуально сделать пространство большим, используйте сочетание напольного покрытия темного оттенка со стенами и потолком темного цвета.

Чтобы получить эффект расширения пространства, вы можете выбрать чистовую отделку для стен и потолка из одного материала одного и того же оттенка. Такое решение идеально для загородного дома, так как именно здесь этого добиться проще всего. Например, вагонка, используемая в отделке стен и потолка, хорошо расширяет пространство. Этим решением можно воспользоваться и в условиях городской квартиры. Для потолка и стен можно использовать одинаковые светлые обои. При этом желательно использовать однотонные рулоны.

Раздвигаем стены, делаем потолок низким

Чтобы зрительно воплотить это решение, используйте сочетание напольного покрытия темного цвета с темным же потолком. При этом поверхность стен должна оставаться светлой. В оформлении интерьера не всегда используются одинаковые оттенки и материалы в контрастном сочетании. Вы можете использовать разные фактуры.

Так, напольное покрытие может быть выполнено под дерево темного цвета. Стены при этом оклеиваются светлыми обоями. А потолок может быть натяжным. Натяжной потолок всегда предпочтительнее, так как ему проще всего придать нужный оттенок.

Как подчеркнуть горизонтали?

Если вы хотите выделить горизонтали, используйте сочетание светлого потолка и пола с более темными стенами. В результате квадратная комната визуально будет выглядеть вытянутой.

Этот прием отлично подойдет для помещения, имеющего неправильную форму потолка. К таким помещениям можно отнести чердачные и мансардные помещения. Насыщенные цветные стены позволят выровнять горизонтали.

Как зрительно увеличить пространство?

Просто выделите светлым оттенком дальнюю стену. Чтобы сделать комнату более глубокой и высокой, вам также придется выделить светлым оттенком потолок и пол. При этом вам не нужно использовать контрастные материалы в отделке. В качестве светлой стены также могут выступать фасады встроенной мебели.

Как укоротить помещение?

Помещение станет менее глубоким, если использовать светлое напольное покрытие, светлые боковые стены и темную заднюю стену. Если вы решили объединить несколько помещений, пространство может потерять свою форму. Чтобы избавиться от этого эффекта, отсеките светлый интерьер темным акцентом в интерьере или темной дальней стеной. Это зрительно выровняет пространство.

Уменьшаем пространство

Создание визуального эффекта колодца является лучшим способом для визуального уменьшения пространства. Для этого пол, потолок и стены должны быть темными. Стоит отметить, что декораторы из Великобритании и Франции тяготеют к комнатам-шкатулкам. Таким образом в помещении создается камерный эффект. Больше всего он подходит для спальни, кабинета и гостиной.

Как создать эффект света в конце тоннеля?

Если помещение будет полностью темным, оно может потерять свою форму. Это наиболее частая проблема в проходных холлах и узких коридорах. Но если задняя стена будет светлой, напольное покрытие будет выглядеть светлее. При этом потолок и боковые стены темного цвета сформируют визуальный эффект туннеля. Все взгляды начнет притягивать светлое пятно. Людям приятно идти на свет.

Как преобразить узкую длинную комнату?

В таком помещении важно зрительно опустить боковые стены. Помещение становится зрительно более узким. Но при одновременном использовании потолка и пола темного цвета, а также дальней стены темного цвета можно получить вытянутую длинную комнату. Этот вариант создан для самых смелых. Но не все могут решиться на темный потолок в своей квартире. Парные светлые стены увеличивают пропорции помещения.

Создаем ощущение простора

Комната со светлыми поверхностями становится очень просторной, но холодной. Разнообразьте его цветовыми пятнами и теплыми белыми оттенками. Такое решение прекрасно смотрится в просторных помещениях, делая их еще более просторными.

Что в комнате должно быть темнее - пол или стены? А может быть потолок? Все зависит от того, какого эффекта вы хотите добиться. Перед вами 8 рецептов: как расширить пространство, опустить потолок, раздвинуть или приблизить стены силой цвета.

  • 1 из 1

На фото:

Ваш любимый способ визуального изменения пространства? Роспись или фремка - обманка на стене (например, фотообои с пейзажем или архитектурным сооружением) создают эффект перспективы. Зеркало, повешенное напротив окна, благодаря отраженному свету и виду, тоже визуально расширяет пространство.

1. Как расширить пространство

Самый простой из «проверенных» рецептов — оформить потолок и стены одним и тем же материалом.

В загородных домах это получается само собой (см. пример на фото).

Не грех воспользоваться рецептом и в квартире: вы всегда можете оклеить потолок теми же обоями.


  • 1 из 1

На фото:

2. Как «опустить» потолок и «раздвинуть» стены

Не всегда нужно выбирать одинаковые материалы и оттенки для оформления темных и светлых поверхностей в контрастном сочетании. Чтобы убедиться в наличии контраста на глаз, достаточно прищуриться: так вы сразу увидите более темную или более светлую массу цвета.


  • 1 из 1

На фото:

3. Как подчеркнуть горизонтали


  • 1 из 1

На фото:

4. Как «удлинить» комнату

Не обязательно использовать в комнате контрастные отделочные материалы: в роли светлой стены может выступать фасад встроенной мебели (как на фото).


  • 1 из 1

На фото:

5. Как «укоротить» комнату

Пространства открытой планировки после сноса «лишних» стен теряют свою форму. Чтобы зрительно выровнять пропорции, рекомендуется «отсечь» светлую зону темной дальней стеной либо темным интерьером.


  • 1 из 1

На фото:

6. Как «уменьшить» комнату

Комнаты-шкатулки особенно любимы английскими и французскими декораторами. Считается, что такая обстановка в кабинете, гостиной или спальне создает особый камерный эффект.


  • 1 из 1

На фото:

7. Свет «в конце тоннеля»

Светлое пятно притягивает взгляд, человеку приятно идти на свет: используйте этот прием ориентирующего освещения задней стены при оформлении коридоров и холлов .


  • 1 из 1

На фото:

8. Комната уже, но длиннее

Это вариант для смелых: далеко не каждый решится на темный «давящий» потолок. Однако парные светлые стены зрительно уравновешивают пропорции комнаты.


  • 1 из 1

На фото:

9. Ощущение простора

Обязательно «разбавьте» белый яркими цветовыми пятнами. Либо используйте «теплые» оттенки белого цвета.


Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Если вы продвинутый пользователь и не понаслышке знакомы со скандинавским дизайном, чёрный вас не испугает. Дизайнер Дарья Московцева рассказывает о том, как правильно с ним работать.

О возможных вариантах использования белых дверей в интерьерах разных стилей, а также об особенностях их оформления рассказывает Степан Бугаев, основатель студии Точка дизайна.

В оформлении данной квартиры дизайнер Татьяна Аленина использовала насыщенные темные цвета. Грамотное сочетание сложных оттенков позволило получить яркий, целостный, драматичный образ.

SaloneDelMobile.Milano 2017 в очередной раз представил профессионалам свои открытия. О новинках миланского салона 2017 рассказывает нашим читателям дизайнер Лела Кавтарадзе.

Правильное использование цвета очень важно, ведь с его помощью мы можем решить множество интерьерных задач. Какие же оттенки и их комбинации будут наиболее актуальны для жилья в современном стиле?

Новый год остался позади, до весны еще далеко, а так хочется красоты и романтики. Почему бы не подарить себе и любимому человеку еще один восхитительный и незабываемый праздник?

Почему бы не отойти от привычных розовых и красных валентинок, амуров и стрел? Посмотрите на праздник свежим взглядом и обратитесь к трендам наступившего года.

Невесомый и светлый интерьер дает свободу и ощущение легкости, а именно этого так не хватает в тесных, душных городах и мегаполисах. Поговорим об особенностях оформления интерьеров в светлых тонах.

Какие цвета сейчас в тренде в интерьерной моде? Какие существуют беспроигрышные варианты цветовых сочетаний? Какова идеология мастерской Geometrium. Рассказывают Алексей Иванов и Павел Герасимов.

Неправильный подход к белому цвету может сделать помещение вместо светлого и простороного бледным и раздражающим. Как сохранить баланс и сделать квартиру или дом действительно уютными и стильными?

О том, как капля оранжевого цвета убивает скуку в любом монохромном интерьере, и почему «внутренние дети» - лучшие дизайнеры, рассказывают Влад Савинкин и Владимир Кузьмин, «Поле-Дизайн».

Делла Джуста безустанно культивирует итальянский стиль на российской почве. О силе рисунка, напрасной боязни серого цвета и особом подходе к минимализму – читайте в нашем интервью.

О тайнах стиля минимализм, особенностях белого цвета и интерьерах, существующих вне времени, рассказывает руководитель архитектурного бюро Александра Фёдорова.

Дизайнеры давно отправляются за вдохновением в этнотуры. Посетив дворец Долмабахче в Стамбуле или монастырь Ват Ксьенг Тхонг в Лаосе, они несут злато-серебро в европейский интерьер.

Когда англичане начали красить стены в цвет Магнолия, чем коллекции шести уважаемых британских марок отличаются друг от друга. Рассказывает Алексей Елисеев (Manders).

Что мы знаем о самых сложных и самых дружелюбных цветах в интерьере? Какой цвет называют спасением архитекторов? Рассказывают руководители студии архитектуры и дизайна «ДОМ-А».

Подбирая цветовую палитру для детской комнаты, помните, что это помещение – не полигон для дизайнерских экспериментов, и восприятие цвета у детей имеет свои особенности, которые нужно учитывать.

Кто и как выбирает цвет года? А также: какая палитра будет актуальна этой осенью и каковы цветовые тренды 2014-го? Рассказывает Руководитель Британского Института цвета Акзо Нобель.

Как классику превратить в супероригинальный объект? Какие цвета в тренде в этом сезоне? Впечатлениями от последнего Миланского мебельного салона делится декоратор и телеведущая Елена Теплицкая.

Архитектор Сергей Чобан рассказывает об опыте создания авторской мебели для ванной, своих предпочтениях в интерьерном дизайне и размышляет о разумном компромиссе, из которого рождается жилой интерьер.

Мебельные гарнитуры как основа обстановки уходят в прошлое. В современном интерьере уверенно соседствуют разнородные предметы, отличающиеся по цвету, стилю и фасону. Но подбирать их нужно уметь.

С помощью цвета можно придавать интерьеру необходимый визуальный объем. Кроме того, современный интерьер во многом опирается на форму и цвет предметов, находящихся в нем. В свою очередь, цветовой тон, свойства цвета, его возможности могут создавать оригинальную атмосферу и управлять формой как самого помещения, так и предметов находящихся в нем. Для удобства организации света в жилище или офисе, все колористические решения и контрастные сочетания необходимо учесть еще при проектировании интерьера.

Цвет поверхности

Для выявления формы плоскостной поверхности ее можно выделить одноцветной равномерной окраской в пределах ее границ, контрастом к прилегающим поверхностям, интенсивным цветным контуром. Можно также многими способами членить их поверхность, иллюзорно изменяя этим их вид. Блестящая фактура цветовой плоскости из-за бликов и зеркального отражения света искажает саму плоскость и восприятие ее цвета. Растяжка цветового тона по ширине или по высоте плоскости, сгущение или разряжение цвета также деформируют плоскость в горизонтальном или вертикальном направлениях, «утяжеляют» или «облегчают» ее, придают ей динамичный характер.

В современном интерьере с усложненным «переливающимся» пространством, перепадом уровней и высот форма ограждающих поверхностей имеет сложное, многоугольное, динамичное очертание в противоположность традиционной статичной форме прямоугольника или квадрата.

Характер усложненной формы и геометрическую четкость ее границ можно подчеркнуть приданием ей фактурного насыщенного цветового тона , большим контрастом между плоскостями стены, пода и потолка или, наоборот, ослабить, «размыть» бесфактурным независимым цветом или отсутствием контраста между смежными плоскостями.

При всем многообразии членений стен и потолков (проемами, нишами, выступами, встроенным оборудованием, швами отделки), их можно сгруппировать в несколько типов:

  • Гладкие нерасчлененные одноцветные поверхности создаются обычно в небольших помещениях. Все швы обязательно маскируются.
  • Полы с полосами, направляющими движение, членят пространство на отдельные функциональные зоны или подчеркивают его глубинность.
  • Полы орнаментальные предполагают особую декоративность.
  • Полы со свободным рисунком делают интерьер оригинальным, необычным.

Ограждающие поверхности могут члениться и только цветом. В табл. 2 показана зависимость восприятии плоскостной формы от линейных членений цветом.

Вообще способов зрительной деформации плоскости известно больше, чем приемов ее сохранения. Цветовая целостность или расчлененность стен, потомков и полов определяют ощущение масштаба пространства и его величины. Так, крупнофигурный броский по цвету или светлоте рисунок пола зрительно уменьшает плоскость пола и все пространство вообще. Монохромная, светлая, мелкофактурная окраска, напротив, увеличивает пространство.

Таблица 2

№ п/п Схема членениия № п/п Схема членениия Особенности зрительного восприятия плоскости
I Ощущение устойчивости, расширения и понижения формы (иррадиация). IX Иллюзии закругления плоскости.
II Ощущение покоя, сужения и повышения формы (иррадиация). X Иллюзия глубинности.
III Динамизм. XI Иллюзия искажения плоскости при изменении очертания контура.
IV Иллюзия увеличения высоты и сужения формы (оптический обман при четком ограничении по контуру). XII Иллюзия вогнутости.
V XIII Изменение масштаба, плоскость кажется меньше, чем в п. XIV.
VI Понижение и расширение формы (оптический обман при четком ограничении по контуру). XIV Плоскость кажется больше, чем в п. XIII.
VII Выявление качества плоской поверхности. Членение воспринимается как фактура (подчеркивается однородность поверхности). XV Членение воспринимается реальным.
VIII Иллюзия глубинности. Крупные членения «выступают» из плоскости.

Вес, насыщенность, фактурность цветов создают впечатление легкости или тяжести, иллюзорно меняют размеры поверхности. Из двух равных по площади плоскостей светлая будет восприниматься в своих действительных размерах, очень темная будет казаться меньше их. Так, темный насыщенный и фактурный цвет зрительно «утяжеляет» плоскость, делает ее меньше.

Большие цветовые плоскости – стены, пол, потолок, должны быть малонасыщенными по цвету, так как они активно воспринимаются и постоянно находятся в поле зрения. Чаще всего цвет стен служит фоном для предметов, наполняющих помещение, и поэтому он должен отступать. Относительная цветовая нейтральность фона хорошо сочетается с самыми различными цветами вещной среды, подчеркивает композиционную значимость предметов обстановки (мебели, декоративных, драпировочных и; обивочных тканей, картин, статуй и т.д.). Этому служит цвет стен, дополнительный к цвету предметов, роль которых в помещении доминирует. Вспомогательные же поверхности (опоры, окна и двери, мебель и оборудование, ткани, перегородки) желательно окрашивать в выступающие, поверхностные, фактурные, средне-насыщенные цвета. Соотношение площадей всех цветов должно сохранять выразительность каждого из них в отдельности и целостность всех вместе. Чем больше цвет отличается по чистоте, яркости и насыщенности от остальных цветов, тем меньше должна быть его площадь.

Пространственные свойства цвета позволяют зрительно фиксировать положение плоскости в пространстве или иллюзорно его изменять. При этом меняется и представление о форме и величине пространства (табл. 3 и 4).

Таблица 3

№ п/п Схема пространства Характеристика цветов
I Любые цветовые тона средней насыщенности и светлоты с хорошо различимой фактурой поверхности. Форма и величина пространства воспринимаются как подлинные, Ощущение неустойчивости пола.
II Отступающие, независимые, холодные, преимущественно светлых оттенков мало насыщенные, неброские, легкие, мелкофактурные (светло-голубой, синий, зеленый, голубо-зеленый, белый и серый) Форма воспринимается как подлинная. Иллюзия расширения пространства. Ощущение неустойчивости пола.
III Выступающие, поверхностные, теплые, насыщенные, интенсивные, броские, плотные, тяжелые, фактурные (темно-красный, красно-коричневый, оранжевый, желтый, черный). Форма воспринимается как подлинная. Иллюзия сужения пространства, Ощущение замкнутости, цельности, явно ощутимого ограничения. Неопределенность основания.
IV Выступающие цвета стен, отступающий – потолка, локальный - пола (п. I). Ощущение ограничения пространства по глубине и ширине, замкнутости. Иллюзия увеличения высоты.
V Отступающие цвета стен, выступающие – пола и потолка. Ощущение понижения высоты помещения, но расширения его по ширине и глубине.
VI Отступающие цвета стен и потолка, выступающий – пола. Форма воспринимается как подлинная. Ощущение устойчивости пола, раскрытая, расширения и легкости пространства.
VII Выступающие цвета фронтальной стены, пола и потолка, отступающие – боковых стен. Ощущение изменения формы, ограничения пространства по высоте и глубине, его понижения, расширения.
VIII Выступающий цвет фронтальной стены, локальные (п. I) – боковых стен и пола, отступающий – потолка. Изменение формы. Ощущение сокращения глубины, фронтальный характер пространства, значимость фронтальной плоскости.
IX Выступающие цвета боковых стен, локальные (п. I) – пола и потолка, отступающий – фронтальной стены. Ощущение изменения формы, глубинность, ограничение пространства по ширине и раскрытие в глубину.
X Выступающий цвет боковой стены, отступающий – остальных стен, локальные (п. I) – пола и потолка. Ощущение деформации пространства, одностороннего ограничения и раскрытия пространства вглубь и в одну сторону, нарушение равновесия и цельности.
XI Облицовка зеркалами стен и потолка, локальный ИЛИ выступающий цвет пола. Эффект «отсутствия» ограждающих поверхностей.

Таблица 4

№ п/п Схема пространства Характеристика цветных членений Особенности зрительного восприятия пространства
I Все стены (не на полную высоту) и пол окрашены в выступающие цвета, потолок и верхняя часть стен – в отступающие. Изменение пропорций, иллюзорное понижение высоты и расширение пространства вследствие изменения соотношения высоты и ширины.
II Стена окрашена в отступающий цвет, пол – в локальный (любые цветовые тона средней насыщенности и светлоты с хорошо различимой фактурой), потолок и верх стен – в выступающий. Ощущение давящей тяжести сверху и раскрытие в стороны.
III Произвольное членение плоскости выступающими, отступающими и локальными цветами вне связи с подлинным очертанием плоскостей. Полная деформация пространства, невозможность уяснить его подлинную форму.
IV Пол и нижняя часть стен окрашены в выступающие цвета; стены и потолок – в отступающие. Изменение пропорций, расширение и легкость пространства, ощущение надежности пола, зрительное увеличение его площади.
V Вертикальные, линейные элементы и пол окрашены в выступающие цвета, стены и потолок – в отступающие или локальные. Выявление глубинности пространства, ритм членения приобретает в пространстве ведущее значение.
VI Полосы на потолке и полу, стены выполнены в выступающем цвете, пол в локальном (п.II), потолок – в отступающем. Иллюзорное ощущение замкнутости пространства, увеличение высоты.
VII Линейные элементы выражены в выступающем цвете, пол и потолок – в локальном, торцевая стена в отступающем. Ощущение глубинности пространства, направленности зрительного движения.

Цвет в пространстве

Обычно размещение цветов, прежде всего, подчиняют логике пространственной структуры интерьера. В зависимости от соотношения размеров и главной оси движения форма может восприниматься как статичная или как динамичная и, соответственно этому, как центрическая, фронтальная или глубинная. В статичном пространстве – насыщенный, плотный, фактурный, теплый цвет на всю высоту стены, единый цветовой фриз утвердят значение стены, подчеркнут своей непрерывностью и протяженностью замкнутость, изолированность пространства.

Цвет позволяет выразить идею целостности и нерасчлененности «текучего пространства» общей одноцветной плоскостью стен либо пола или потолка. Пронизывая прозрачные плоскости остекленных перегородок, цвет ограждающей поверхности объединяет смежные помещения и внутреннее пространство с внешним.

Для связи интерьера с экстерьером, создания ощущения незамкнутости внутреннего пространства его замыкают, стенами, в том числе, и их цветом, с одной или нескольких сторон, а остальные застекляют по всей высоте. В вестибюли и холлы через остекление вводят необычные для интерьера цветоносители – наружное замощение, газоны и даже кустарник. Стены выполняют из Кирпича в «пустошовку» или бутовой кладкой камня грубого окола.

Выше рассматривалось отдельное замкнутое помещение. Значительно шире возможности цвета в многокомнатном здании, там при переходе же из одного пространства в другое происходит разрыв в цветовых впечатлениях, они накапливаются, и. синтезируются в сознании последовательно, по мере движения. Продуманным размещением в сложном пространстве здания цветовых акцентов и интервалов между ними можно:

  • сделать наглядной и ясной структуру пространства, его пластику, масштаб, пропорции, ритм построения, облегчить зрительное восприятие интерьера;
  • объединить в единое целое разнообразные элементы пространства, выявить их связи;
  • совмещением цветовых и пространственных акцентов подчеркнуть значение главного пространства – ядра композиции и соподчиненность ему других пространств, создать динамику движения к центру, установить последовательность восприятия пространства;
  • выявить структурные узлы – горизонтальные и вертикальные коммуникации, коридоры, переходы, холлы, лестницы;
  • придать черты индивидуальности безликой однообразной протяженности коридорной коммуникации, изменить представление о ее действительных размерах, зафиксировать пересечение глубинных осей, места поворота движения;
  • сконцентрировать внимание на эффектных ракурсах, характерных узлах.
  • иллюзорно устранить назойливые архитектурные детали, придать пластическую выразительность объемно-пространственной форме;
  • усилить впечатление замкнутости или раскрытия пространства, подчеркнуть его симметричность или асимметрию, динамизм или статичность, выявить центричность, фронтальность или глубинность композиции;
  • расчленить единое пространство на функционально обособленные или смысловые зоны;
  • организовать графики движения, усилить ощущение главной композиционной оси, обеспечить нарастание эмоционального напряжения от периферии к смысловому центру.

С помощью цвета ритмическое развертывание пространства или контрастная смена пространственных впечатлений получает цветовое подтверждение и подчеркивается светом.

Цвет и форма

Широки возможности цвета и в воздействии на восприятие форм внутри интерьера – строительных элементов, колонн, оборудования, мебели и т.п. Цвет позволяет: выявить геометрический вид, величину и четкость восприятия формы. Он также может расчленить форму, подчеркнуть в ней главное и ослабить второстепенное. Кроме того, цвет иллюзорно изменяет представление о геометрическом виде и величине формы. Он может подчинить форму пространству или пространство форме, объединить формы или расчленить их на родственные группы, установить соподчиненность между ними. С помощью цвета можно выделить одну форму из массы других, придать ей значимость либо, наоборот, растворить. Цвет содействует с помощью целенаправленной группировки форм выявлению особенностей пространства, обеспечивает цветопредметную целостность интерьера, гармонизирует по этому критерию его среду. К примеру: оконные и дверные откосы, ниши и проемы, окрашенные в один цвет со стеной, усиливают впечатление ее толщины, объемности и материальности. Окрашенные намного светлей стены, они лишают ее монументальности, превращают в подобие ширмы, в лучшем случае зрительно облегчают.

Цветоносители

При реализации цветового решения интерьера , автором воплощается не просто абстрактный цвет, а его выражение в форме конкретного материала, и лучшие из них – природные материалы. Цветовые тона природных материалов гармоничны, богаты и мягки по оттенкам, красивы по рисунку строения, многообразны по фактуре. Особая трепетная жизнь цветного просвечивающегося мрамора и его узорчатое многоцветье, причудливая слоистость и теплота древесины, цветовое многообразие керамики, мягкое свечение цветных витражей, матовая белизна фарфора, мерцание мозаичной смальты – все это неисчерпаемые источники цветовых ощущений.

Цветосочетания, неудачные при окраске, иногда приобретают высокое эстетическое звучание в композициях из природных материалов. Так, широко известно благородное сочетание зеленого малахита с желтой бронзой. Своеобразны по цвету некоторые металлы, и хотя их цветовая гамма невелика, ее вполне можно применять при решении интерьера. Так, желтый цвет золота и латуни отличается от желтого цвета других материалов. Неповторимы белый или сероватый цвет серебра, алюминия и цинка, красноватый цвет меди.

Опыт показывает, что если колористическое решение интерьера основывается на цвете природных материалов в сочетании с одним основным цветом (в народной архитектуре чаще всего – белым), колористическая ошибка практически исключена.

Такой традиционный материал, как бумажные обои с мелкой сетчатой фактурой, при хорошем качестве изготовления создают поверхности красивых бархатных пастельных цветовых тонов. Богатой палитрой обладает облицовочный кирпич и керамическая плитка.

Цветовые тона , получаемые с помощью красящих составов, также имеют свои преимущества. Так, они предполагают очень большое количество оттенков и способов их разнообразия. Кроме того, красящие составы удобны, экономичны. Однако степень выразительности цветов красителей настолько значительна, что требует очень осторожного к себе отношения.

Материал и его цвет

Между ними есть глубокая внутренняя связь. Цвет таких матовых, шероховатых, крупнозернистых с четко различимой фактурой поверхностей, как кирпич, штукатурка, клеевая окраска, сукно, воспринимается плотным и материальным. Они наилучшим образом соответствуют теплым – коричневым, красным, оранжевым, желтым, малонасыщенным светлым и особенно белым, поверхностным, выступающим цветам, которые активно выявляют фактурность этой поверхности. Холодные оттенки – зеленые, голубые, синие – на гладких поверхностях с мелкозернистой трудно различимой глянцевой фактурой, выглядят менее материальными, воздушными, плоскими, расположенными на неопределенном расстоянии. Это цвета – отступающие, независимые, маскирующие природу материала.

В особо декоративных породах камня – мраморах, гранитах, лабрадоритах, габбро – только зеркальная полировка полностью выявляет их природную структуру и цвет. Особая декоративность и красота колорита армянских туфов проявляется при матовой фактуре поверхности. Красота и причудливость рисунков и колорита таких ценных пород дерева, как орех, карельская береза, чинара, карагач, красное дерево, ильм и другие, обнаруживаются в различных срезах только под прозрачным покрытием, не искажающим природного цвета материала.

И наоборот, грубо невежественной и уродливой выглядит подкраска старой бронзы масляной краской, отделка чугунных капителей золотой масляной бронзой, окраска облицовочного кирпича в голубой цвет или кладки из гранитного бута – в розовый, настилка пола линолеумом имитирующей внешний вид мрамора, но не его твердость и др.

Цвет и функция

Обеспечение оптимальной цветосветовой среды предполагает достаточно широкие границы для творческой свободы дизайнера. Основные цветовые тона стен и потолка должны находиться в пределах средневолновой части спектра (синевато-зеленые, голубовато-зеленые, зеленые, зеленовато-желтые, зеленовато-коричневые, желтые, золотисто-коричневые). Для потолка желателен белый цвет. Для полов применяются, наряду с основными, также и вспомогательные цвета, лежащие в пределах более широкого диапазона, включающего группу красно-золотистых и синих цветов. Для мебели и оборудования в дополнение к основным и вспомогательным на площади, не превышающей 10%, допускаются акцентные цвета полного спектра, кроме пурпурных и фиолетовых.

Однако нужно обратить внимание на то, чтобы цвет не противоречил, а помогал реализовать функцию предмета. Синий водопроводный кран горячей воды – не просто неудачный парадокс, это ложная информация, которая угрожает неприятностью – можно невольно обжечься. На лестничных ступенях темно-синего цвета легко оступиться, так как у них проступь и подступенок неразличимы. При всей красоте окраски красно-оранжевый холодильник хуже, чем белый, отражает тепловые лучи, противоречит назначению и прочно сложившемуся представлению о предмете, о холоде, о требованиях гигиены.

Гармония цветов в интерьере

В интерьере цвета выступают неразрывно, в реальном сочетании и воплощении. Самые привлекательные и красивые сочетания принято называть гармоничными. Возможности гармоничных сочетаний цветных элементов интерьера неисчерпаемы. Они могут быть простыми или сложными, но, тем не менее, их многообразие сведено к двум типичным группам – контрастным и нюансным гармониям.

Контрастные гармонии . Им свойственны большая мера различения цветов, подчеркивание несходства их по всему диапазону свойств, отсутствие общей тональности и разнообразие цветовой гаммы, единство взаимно дополняющих друг друга противоположностей, усиление качества каждого цвета в силу соседства с другими, динамизм и активность. В таком противопоставлении возрастает выразительность и иллюзорная чистота цветов. Однако именно в силу этой особенности такое сочетание неприменимо на больших плоскостях, как слишком активное, резкое. Здесь желательны сочетания дополнительных малонасыщенных цветов. Часто приходится в дополнение к сильно насыщенному цвету отыскивать парный малонасыщенный, разбеленный или затемненный. Их площади должны быть примерно обратно пропорциональны их насыщенностям. Такие пары очень популярны в интерьере. Распространены контрастные сочетания разнонасыщенных и разных по площади дополнительных или близких к ним цветов: коричневого с синим, коричневого с голубым, коричневого с зеленым, пурпурного с зеленым, оранжевого с синим, фиолетового с желтым.

Нюансные гармонии основаны на сочетании цветов, близко расположенных в цветовом круге и часто воспринимаемых как разные оттенки одного цвета. Отличаются общей тональностью, при которой объединение происходит на основе общности или близости цветовых тонов. Им свойственно:
– выявление сходства сочетаемых цветов по всем их свойствам;
– впечатление размытости границ, обусловленное характером сопоставления цветов;
– общая тональность и однообразие цветовой гаммы, объединенное суммированное воздействие особенностей каждого из сочетаемых цветов;
– целостность, сдержанность сочетаний.

Среди нюансных гармоний самыми распространенными являются сочетания светлых и малонасыщенных цветов, они ненавязчивы, спокойны, создают впечатление света, простора и целостности. На фоне нюансной гармонии стен, пола, потолка очень хорошо выглядит небольшой предмет акцентного цвета.

О художественном образе интерьера

Архитектура, проектирование интерьера – не изобразительное искусство, это более родственно музыке, так как эмоционально воздействует на человека через ассоциации и образные представления. В развитом пространстве цвет, подчиняясь форме, иллюстрирует ее, совпадая е формой, создает синхронность, созвучность воздействия, а иногда умышленно разрушает форму, исполняя сольную партию, переставляет акценты, вносит в интерьер неожиданные ноты, яркие образы, ликующие краски, но всегда беспрекословно подчиняется общей гармонической теме.

Цветовые ассоциации на характерные тона разобраны в отдельной статье. Так, с синим цветом ассоциируются, например, прочные и специфические ощущения воздуха, жидкости, дали и глубины, воспоминания об окрашенных в этот же цвет предметах природы – воде, небе, отдаленных предметах; коричневый цвет – земной, зеленый напоминает о растениях. Однако цветовое решение интерьера способно не только усиливать образные ассоциации, порождаемые архитектурной формой, но и само самостоятельно может порождать такие ассоциации, во многом определять образную характеристику помещения. В этом случае она выступает в своей самой главной роли, как выразитель сложного мира чувств и переживаний, символ идей.


По материалам книги ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ Степанов Н.Н.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования