Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Страны Юго-Восточной Азии (Бирма, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Сингапур) во время Второй мировой войны были оккупированы Японией. После поражения Японии в регионе развернулось национально-освободительное движение. В августе 1945 г. во Вьетнаме и Индонезии победили революции. 2 сентября 1945 г. Вьетнам был провозглашен демократической республикой, Главой Временного правительства и бессменным руководителем страны в течение следующих 24 лет стал Хо Ши Мин. 17 августа 1945. была провозглашена независимость Республики Индонезия, первым президентом которой стал Сукарно (с 1968 г. - Сухарто). Однако края-ни-метрополии начали военные действия против этих государств.
В сентябре 1945 г. французские войска захватили центральную и южную части Вьетнама. Однако благодаря помощи СССР вьетнамской армии удалось весной 1945 г. разбить французский экспедиционный корпус в районе Дьєнб"єнфу. В июле 1954 г. между Францией и Вьетнамом были подписаны Женевские соглашения, по которым независимым стал Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам - ДРВ). К югу от 17-й параллели в Южном Вьетнаме расположились французские войска. В 1956 г. в Южном Вьетнаме были проведены выборы в национальное собрание и принята конституция. США" Великобритания, Франция признали эту новую республику и оказали ей значительную экономическую и военную помощь. Однако созданный в 1960 г. Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама во главе с коммунистами, опираясь на поддержку ДРВ, развернул активные боевые действия против сайгонського режима, что положило начало гражданской войне во Вьетнаме.
США, стремясь удержать Южный Вьетнам под своим контролем и не допустить установления там коммунистического режима, постепенно втянулись в эту войну, а с 1964 г. начали активные военные действия против ДРВ. Американо-вьетнамская война - самая кровавая среди локальных войн XX века. - продолжалась почти 10 лет и завершились победой ДРВ. В январе 1973 г. США подписали Парижское соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. 2 июля 1976 г. Вьетнам был объединен и провозглашено создание Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) со столицей в Ханое.
Неудачи со строительством социализма заставили в 1986 г. правящую коммунистическую партию, начать экономические реформы, подобные китайским: сокращенно государственное планирование; предоставлено свободу предприятиям; улучшены условия деятельности мелких частных предприятий; предоставлены льготы иностранному капиталу; в конституцию внесены статью про частную собственность. Следствием этого стал экономический рост - Вьетнам вышел на 3-е место в мире по экспорту риса, прекращения инфляции, увеличение иностранных инвестиций, в основном от частных предпринимателей из Восточной и Юго-Восточной Азии. Средний прирост ВНП в стране - 8-9 % в год. Изменилась и внешняя политика СРВ. В конце 80-х годов она вывела свои войска из Камбоджи и Лаоса, которые до того были в сфере ее влияния, нормализовала отношения с Китаем, который в 1979 г. начал против Вьетнама военные действия, а в 1995 г. восстановила дипломатические отношения с США.
В Индонезии до 1949 г. шла война со страной-метрополией - Нидерландами. После периода "либеральной экономики" 1950 - 1957 гг., который характеризовался нестабильностью хозяйственной жизни, Сукарно ввел военное положение. Попытка коммунистов захватить власть в 1965 г. была подавлена военными во главе с генералом Сухарто, который в 1968 г. стал президентом, установив "новый порядок", что опирался на преобладающее влияние армии во всех сферах жизни. С этого периода страна развивалась в основном благодаря экспорту нефти. В 70-80-е годы было денаціоналізовано промышленность и аграрный сектор. Внешняя и внутренняя политика стала ориентироваться на западные страны - иностранному капиталу были предоставлены льготные условия для инвестиций. Уровень жизни оставался сравнительно невысоким. После выборов 1987 г. режим Сухарто еще больше окреп и в XXI ист. страна вступила в условиях относительного экономического подъема и политической стабильности.
Один из самых трагических периодов развития прошла после войны в Камбодже. После обретения независимости в 1954 г. там была восстановлена монархия во главе с принцем Сіануком. В 1970 г. в стране произошел государственный переворот и к власти пришло правительство во главе с генералом Лон Нолом. Камбоджа провозглашалась кхмерском языке Республикой, а монархия была ликвидирована. Но в 1975 г. к власти пришел националистический ультралівий режим "красных кхмеров" во главе с Пол Потом. Выбрав за образец маоцзедунівсь-кий Китай, Пол Пот выдвинул идею кхмерского социализма: ликвидация городов, торговли, денег, семьи, создания сельскохозяйственных коммун. Было уничтожено почти всю интеллигенцию и военных. Всех жителей Пном-Пеня (столицы Камбоджи) виселели в сельскую местность за 72 ч, ввели принудительные браки. Погибло 3 млн из 8 млн населения. В 1978 г. Вьетнам при поддержке СССР захватил Камбоджу, полпотівців выгнали из страны и в январе 1979 г. была провозглашена Народная Республика Кампучия. Через 10 лет вьетнамские войска были выведены. Камбоджа постепенно стала возвращаться к мирной жизни.
В 70-80-е годы у власти в стране находился провьетнамський режим. Ему противостояли сторонники принцаСіанука, который правил страной до 1970 г. и "красные кхмеры", которые контролировали обширный регион на границе с Таиландом. Только в конце 80-х годов начался политический диалог с целью достижения единства в государстве. У1989 г. Вьетнам вывел свои войска, в 1993 г. состоялись выборы, на которых победу одержали сторонники принца Сианука, который снова возглавил государство. В Камбодже восстановилась монархия. Но мирные инициативы были сорваны в 1997 г., когда распалась правительственная коалиция и сторонники бывшего премьер-министра Хун Сена начали гражданскую войну.
Южную Корею, Гонконг, Сингапур и Тайвань образно называют "азиатскими тиграми" в связи с их быстрым "скачком" из экономической отсталости к процветанию за последние 25 лет. Можно назвать несколько причин такого успеха:
o сочетание многовековых традиций конфуцианства (уважение к авторитету и власти, высокая культура труда, жертвенность во имя общего блага, умение довольствоваться малым, отсутствие прав и свобод западноевропейского образца и т. п) с рыночной экономикой;
o военная и финансовая поддержка со стороны США, Южной Кореи и Тайваня, прочные связи Гонконга и Сингапура с Великобританией;
o активное вмешательство государства в экономику - побуждение предпринимателей проявлять инициативу, завоевывать международные рынки; поддержка государством экспортно ориентированных отраслей экономики.
В Южной Корее (Республике Корея), что возникла в 1948 p., ежегодный экономический рост в течение последних 50 лет было на уровне 4,5-13 %, сейчас доход на одного человека составляет более 11 тыс. долл. на год. Экономическое процветание страны началось с развития текстильной промышленности и экспорта текстиля, цены на который на мировом рынке были невысокими вследствие низкой себестоимости рабочей силы. В стране царил авторитарный режим военных (1948-1960 гг. - Ли Сын Ман, 1960-1979 pp. - Пак Чжон Хи). Демократические преобразования начались в 1987 p., когда были проведены первые всенародные выборы и введено в действие демократическую конституцию страны. В 80-х годах Корея стала мировым лидером по производству бытовой техники, кораблей, легковых автомобилей, обуви.
Китайская Республика (Тайвань) была создана в 1949 г. Чан Кайши, который эмигрировал на остров из континентального Китая после поражения в гражданской войне. Как и в Корее, экономическому росту здесь способствовал авторитарный режим: 1949-1975 гг.- Чан Кайши, 1975-1986 - Цзяа Цзінго, сына Чан Кайши. Демократические преобразования утвердились лишь после смерти последнего. Правящий режим создал условия для развития таких отраслей промышленности, как текстильная, производство одежды и обуви, игрушек; позднее развились машиностроение, наукоемкие отрасли. Сегодня На Тайване резервный запас валюты в долларах США крупнейший в мире.
В Сингапуре, который стал независимым государством в 1965 p., более трети населения занято в финансовой сфере и сфере услуг. Город Сингапур - один из финансовых центров мира и большой порт. Лидером правящего в стране авторитарного режима с 1959 по 1990 г. был премьер-министр Ли Куан Ю. Главные статьи экспорта - электроника и компьютерная техника, продукты нефтехимии, легкой промышленности.
В Гонконге (Сянгане), перешел под юрисдикцию Китая от Великобритании 1 июля 1997 p., самый высокий среди "тигров" уровень доходов на одного человека - 24,5 тыс. долл. на год. Город экспортирует до 90 % производимой продукции (одежда, игрушки, часы). В производстве занято 28,5 % населения, столько же - в торговле, ресторанном и гостиничном бизнесе.
Быстрое экономическое развитие богатых полезными ископаемыми стран региона происходит благодаря преимущественно китайской буржуазии, которая обнаружила здесь необычайную предприимчивость, очень быстро создав крупные транснациональные корпорации. В федерации Малайзия собственно малайская буржуазия контролирует только 30 % экономики, китайский - 60%. На экспорт идут каучук, олово, нефть, древесина, а в последнее время - электротехнические изделия, компьютеры. Ежегодный прирост ВВП - 8-9 %.
Королевство Таиланд, которое длительное время было слаборазвитой, политически нестабильным государством (за 60 лет 17 государственных переворотов), в 70-80-х годах превратилось в крупнейшего в мире экспортера риса. В 80-х годах благодаря иностранным инвестициям и технологиям экспортными товарами стали электроника, продукция химической и автосборочная промышленности.
Молодые индустриальные страны стремятся к региональному объединению. В 1967 г. Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины образовали экономическое объединение АСЕАН. Экономическая интеграция, беспошлинная торговля в рамках Ассоциации дали возможность поднять уровень производства и превратить этот регион в один из центров мировой экономики.
Развитие стран Азии во второй половине XX века. характеризовался разнообразием моделей и идеологических парадигм. Значительной части азиатских государств не только удалось стать на путь устойчивого развития, но и успешно конкурировать с ведущими европейскими государствами и США, что дает основания многим специалистам ввести в оборот понятие "тихоокеанский век". И действительно, по многим параметрам именно Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) все больше становится центром мировой торговли и производства товаров и технологий.
Следуя примеру Японии, четыре "азиатские тигры" (Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея) в период 70-90-х pp. превратились в динамичные и развитые общества, благосостояние которых основывается на експортооріентованих быстро развивающихся экономиках.
Одним из феноменов развития стран Азии в конце XX - начале XXI вв. стало китайское "экономическое чудо". Среднегодовые темпы развития страны с 1979 по 2003 г. составляли 9,4 %. С момента начатых Дэн Сяопином в 1978 году.реформ Китаю удалось к 2000 г. увеличить уровень производства в четыре раза. Значительным ресурсом для модернизации стало присоединение бывших колоний Гонконга и Макао соответственно в 1997 и 1999 pp. Воплощая в жизнь принцип "одна страна - две системы" (то есть параллельное существование так называемых капиталистической и социалистической систем в пределах одного государственного целого), эти две особые административные районы и в дальнейшем остаются экономически привлекательными для миллиардных инвестиций, сохранив и развивая значительный экономи-ко-финансовый потенциал. В то же время в Гонконге проведены выборы в местный законодательный орган под значительным давлением со стороны центра, вследствие чего пропекінські силы получили большинство. Временный прогресс в решении проблемы статуса Тибета, начавшегося заявлением в 2004 г. Далай-ламы о признании этого края частью Китая и диалог с Пекином, было омрачено выступлениями местного населения, значительная часть которого недовольна политикой культурно-этнической ассимиляции со стороны центра. Определенных подвижек удалось добиться в деле сближения между материковым Китаем и Тайванем. В 2005 г. лидеры ведущих тайваньских партий (за исключением правящей в то время Демократической прогрессивной партии), в том числе и председатель Гоминьдана, посетили КНР. Однако значительный уровень военного противостояния и дальнейшее политико-военное давление Пекина сохраняют возможности для взрыва конфликта.
После окончательного разгрома фашистов к власти во многих государствах Восточной Европы пришли коалиционные правительства, которые принадлежали к различным политическим силам коммунистам, либералам, социал-демократам.
Первостепенной задачей для лидеров восточноевропейских стран стала ликвидация остатков фашисткой идеологии в обществе, а также восстановление экономики. После начала холодной войны, государства восточной Европы были разделены на два лагеря: те, кто поддерживал просоветский курс, и те, которые отдавали предпочтение капиталистическим путям развития.
Модель развития Восточной Европы
Несмотря на то, что в большинстве восточноевропейских стран в 50-х годах оставались коммунистические режимы, правительство и парламент были многопартийными.
В Чехословакии, Польше, Болгарии и Восточной Германии коммунистическая партия была признана доминантной, но вместе с тем социал-демократические и либеральные партии не были распущены, а наоборот обладали возможностью активного участия в политической жизни.
В начале 50-х годов в Восточной Европе начала устанавливаться советская модель развития: подобно СССР в странах проводилась коллективизация и индустриализация, некоторые лидеры пытались создать культ своей личности.
СССР и Восточная Европа
В послевоенный период все страны Восточной Европы имели статус независимых государств. Однако уже с 1947 года фактическое руководство этими государствами осуществлял Советский Союз.
В этом году в Москве было создано первое Информбюро, в компетенцию которого входил контроль над коммунистическими и рабочими партиями социалистических государств ликвидация из политической арены оппозиции.
В начале 50-х годов в Восточной Европе еще оставались советские войска, что говорило о фактическом контроле СССР внутренней политики государств. Члены правительства, которые позволяли себе негативно отзываться о коммунистах, принудительно отправлялись в отставку. Такая кадровая чистка широко практиковалась в Польше и Чехословакии.
Лидеров некоторых восточноевропейских государств, в частности Болгарии и Югославии, были подданы резкой критики со стороны КПСС, так как инициировали модернизацию экономики, которая соответствовала капиталистическому пути развитию.
Уже в начале 1949 года, Сталин призвал лидеров коммунистических партий Югославии и Болгарии к свержению руководителей государств, объявив их врагами пролетарской революции. Тем не менее, главы государств Г. Дмитров и И. Тито, свергнутыми не были.
Более того, вплоть до середины 50-х годов, лидеры продолжали строить капиталистическое общество, используя при этом социалистические методы, что вызывало негативную реакцию со стороны СССР.
Резкой советской критике поддавались Польша и Чехословакия, которые в начале 50-х годов также инициировали проведение модернизации. Для этого восточноевропейским странам требовалось объединить свои ресурсы, чтобы достигнуть максимально высоких результатов.
Советское правительство расценивало это как попытку создания новой империи, которая в конечном итоге полностью освободиться от влияния Москвы и в будущем даже может становить угрозу государственности СССР.
Развитию стран Ближнего Востока и их взаимоотношениям с внешним миром во второй половине ХХ - начале XXI века посвящён данный урок.
Предыстория
Ближний Восток издавна был ареной борьбы за сферы влияния западных держав, особенно выросло значение региона после открытия в начале XX века месторождений нефти на побережье Персидского залива.
Турция
Османская империя - крупное государство с центром в современной Турции - прекратила своё существование после окончания Первой мировой войны. Территории бывшей Османской империи были превращены в оккупационные зоны Великобритании, Франции, Италии и Греции. Однако национально-освободительное движение турок во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком отстояло независимость. В 1923 г. Турция была провозглашена республикой. Во время Второй мировой войны Турция сохраняла нейтралитет, что благоприятствовало её экономическому развитию.
Иран
После окончания Первой мировой войны в Иране сохранилась монархия, помещичье землевладение, огромная роль мусульманского духовенства. Иран находился под сильным влиянием Великобритании. В частности, нефтяные месторождения, открытые в Иране, были под контролем британских компаний.
Ирак
Ещё в 1930 г. был подписан англо-иракский договор, согласно которому Ирак находился в зависимом положении от Великобритании. Попытка перезаключить аналогичный договор в 1948 г. вызвала массовые народные протесты, подавляемые репрессиями со стороны правительства.
События
Турция
1952 г. - Турция сближается с США и вступает в НАТО.
1950-1958 гг. - бурный экономический рост под влиянием прихода к власти либеральных сил.
С 1968 г. - политическая нестабильность. Выступления рабочих и студентов, националистов, курдских сепаратистов.
1974 г. - турецкая интервенция на Кипр. Образование Республики Северного Кипра, не признанной никем в мире, кроме Турции.
1980 г. - военный переворот, в результате которого власть в стране перешла к Совету Национальной Безопасности. В то же время в турецком обществе нарастает влияние ислама (со времён Ататюрка в Турции было ослаблено влияние религии и усилено влияние армии).
2002 г. - победа на выборах умеренно-исламистской Партии справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Исламисты впервые пришли к власти после десятилетий господства либеральных партий.
Сейчас две основные соперничающие политические силы в Турции — исламисты и военные.
Ирак
1955 г. - под давлением Запада в Багдаде подписан Багдадский пакт об организации военно-политического блока Ирака, Ирана, Турции и Пакистана. Вызвало недовольство иракского народа.
1958 г. - военный переворот. Пал прозападный монархический режим. Ирак объявлен независимой республикой. У власти находится Абдель Керим Касем.
1968 г. - власть в результате государственного переворота перешла к националистическому крылу Партии арабского социалистического возрождения (БААС). Президентом стал лидер партии БААС Ахмед Хасан аль-Бакр. В его правление национализированы все нефтяные ресурсы, подписан договор о дружбе и сотрудничестве с СССР.
1979 г. - приход к власти Саддама Хусейна, который сосредоточил в своих руках абсолютную власть. Повышается роль идеологии, Хусейн претендует на роль лидера всего арабского мира и ведёт жёсткий антизападный и антиизраильский курс.
Ирак. До прихода к власти Саддама Хусейна (см. Рис. 2) в 1979 году Ирак представлял собой довольно слабое государство, являвшееся полем для борьбы политических и военных сил между собой. Постоянные перевороты и конфликты не приводили экономику государства к стабильности и не могли успокоить население.
Начиная с 1979 года, новый иракский лидер Хусейн устанавливает режим единоличной диктатуры , но в то же время проводит социальные преобразования, налаживает хорошие отношения с СССР и стремится стать главной силой в регионе. В 1980 году вспыхивает ирано-иракская война, продолжавшаяся до 1988 года и не принёсшая сторонам никакого видимого успеха, только тяжелые человеческие и экономические потери.
В 1980-х гг. Ирак воевал с Израилем, Кувейтом и рядом других стран региона . В 1991 году в ответ на войну с Кувейтом США начали операцию «Буря в Пустыне », в ходе которой иракская армия была разбита.
После терактов 11 сентября 2001 года президент США Дж. Буш-младший обвинил Ирак и его лидера в пособничестве терроризму и в том, что вопреки решению ООН, Хусейн производит оружие массового поражения. В 2003 году , несмотря на протесты ряда великих держав, США и их союзники по НАТО вторгаются в Ирак , и уже через месяц разбивают иракскую армию. Саддам Хусейн будет арестован, осуждён и повешен.
Иран. До 1978 года Иран представлял собой наследственную монархию. Шах Ирана Мухаммед Реза Пехлеви проводил политику т.н. «Белой революции » - радикальные реформы, направленные на преодоление вековых устоев и традиций и на преобразование общества, его европеизацию и модернизацию. Расширялись права женщин, началось просвещение народа, началась промышленная модернизация, активно внедрялись западные ценности.
Аграрная реформа привела к обезземеливанию многих крестьянских хозяйств. Многие крестьяне двинулись в города на заработки, стали уходить в промышленность, которая была ещё настолько не развита, что в городах царили безработица и нищета.
Недовольное своим ужасным социальным положением население всё чаще стало уповать на вековые ценности ислама. Возросла роль духовенства. В 1978 году в стране начались протесты студентов, духовенства и городских низов. Шах приказывал стрелять в толпу. Пролилась первая кровь. Многие военные, не желавшие доводить события до гражданской войны, отказывались выполнять приказы. В начале 1979 года шах уехал из страны. Новым лидером, вокруг которого стали собираться представители народа, стал вернувшийся из изгнания за критику «Белой революции» аятолла (высшее духовное звание у шиитов) Рухолла Мусави Хомейни .
В течение 1979 года сторонники шаха были разгромлены, последователи Хомейни захватили американское посольство, т.к. именно в США они видели корень всех бед. В стране произошла Исламская революция - возврат к чистоте ислама и Корана (см. Рис. 3). В 1980-х гг. Хомейни вёл войну с Ираком и исламизировал иранское общество. К власти пришли исламские фундаменталисты - ревностные и строгие последователи исламских традиций.
Со смертью в 1989 году Хомейни, роль фундаменталистов постепенно ослабла. В 2005 году президентом Ирана стал радикальный исламист Ахмадинежад , проводящий жёсткую политику по отношению к главному врагу - США.
Список литературы
- Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Московские учебники, 2010.
- Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
- Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: Просвещение, 2011.
- Академик ().
- История войн и военных конфликтов ().
- РусОриент ().
Домашнее задание
- Прочитайте параграф 26, стр. 290-296 учебника Шубина А.В., и ответьте на вопрос 3 на стр. 297.
- В чём вы видите причины Исламской революции в Иране?
- Почему для большинства стран исламского мира США являются главным врагом?
Крушение колониальной системы. Вторая мировая война оказала громадное влияние на развитие стран Востока. В боях участвовало огромное количество азиатов и африканцев. Только в Индии было призвано в армию 2,5 млн человек, во всей Африке - около 1 млн человек (а еще 2 млн были заняты обслуживанием нужд армии). Огромны были потери населения в ходе боев, бомбардировок, репрессий, из-за лишений в тюрьмах и лагерях: в Китае за годы войны погибло 10 млн человек, в Индонезии - 2 млн человек, на Филиппинах - 1 млн Неимоверны были бедствия населения, разрушения и убытки в зонах военных действий. Но наряду со всеми этими тяжелыми последствиями войны несомненны и ее положительные результаты.
Народы колоний, наблюдая поражения армий колонизаторов, сначала - западных, потом - японских, навсегда изжили миф об их непобедимости. В годы войны как никогда четко определились позиции разных партий и лидеров.
Самое же главное - в эти годы выковывалось и созрело массовое антиколониальное сознание, сделавшее необратимым процесс деколонизации Азии. В странах Африки этот процесс по ряду причин развернулся несколько позже.
И хотя борьба за достижение независимости еще потребовала ряда лет упорного преодоления попыток традиционных колонизаторов вернуть «все старое», жертвы, принесенные народами Востока во Второй мировой войне не были напрасны. В пятилетие после окончания войны добились независимости почти все страны Южной и Юго-Восточной Азии, а также Дальнего Востока: Вьетнам (1945 г.), Индия и Пакистан (1947 г.), Бирма (1948 г.), Филиппины (1946 г.). Правда, Вьетнаму пришлось в дальнейшем воевать еще тридцать лет до достижения полной независимости и территориальной целостности, другим странам - меньше. Однако во многом военные и иные конфликты, в которые втягивались эти страны вплоть до недавнего времени, порождены уже не колониальным прошлым, а внутренними или международными противоречиями, связанными с их независимым, суверенным существованием.
Традиционные общества Востока и проблемы модернизации. Развитие современного мирового сообщества происходит в духе глобализации: сложились мировой рынок, единое информационное пространство, существуют международные и наднациональные политические, экономические, финансовые институты и идеологии. Народы Востока активно участвуют в этом процессе. Бывшие колониальные и зависимые страны получили относительную независимость, но стали вторым и зависимым компонентом в системе «многополюсный мир - периферия». Это было определено тем, что модернизация восточного общества (переход от традиционного общества к современному) в колониальный и постколониальный период проходила под эгидой Запада.
Западные державы по-прежнему стремятся и в новых условиях сохранить и даже расширить свои позиции в странах Востока, привязать их к себе экономическими,
политическими, финансовыми и прочими узами, опутав сетью соглашений о техническом, военном, культурном и прочем сотрудничестве. Если же это не помогает или не получается, западные державы, особенно США, не колеблясь, прибегают к насилию, вооруженной интервенции, экономической блокаде и прочим средствам давления в духе традиционного колониализма (как в случае с Афганистаном, Ираком и другими странами).
Тем не менее, в будущем под влиянием изменений в развитие экономики, научно-техническом прогрессе возможно перемещение мировых центров - экономических, финансовых, военно-политических. Тогда, возможно наступит конец евро-американской направленности эволюции мировой цивилизации, а восточный фактор станет направляющим фактором всемирной культурной основы. Но пока доминантой складывающейся мировой цивилизации остается Запад. Его сила опирается на сохраняющееся превосходство производства, науки, технологии, военной сферы, организации экономической жизни.
Страны Востока, несмотря на различия между ними, в большинстве своем связаны сущностным единством. Их объединяет в частности, колониальное и полуколониальное прошлое, а также периферийное положение в мировой экономической системе. Их объединяет также то, что по сравнению с темпами интенсивного восприятия достижений научно-технического прогресса, материального производства, сближение Востока с Западом в сфере культуры, религии, духовной жизни происходит относительно медленно. И это естественно, потому что менталитет народа, его традиции в одночасье не меняются. Иными словами, при всех национальных различиях страны Востока до сих пор роднит наличие определенной совокупности ценностей материального, интеллектуального и духовного бытия.
Повсюду на Востоке модернизация имеет общие черты, хотя каждое общество модернизировалось по-своему и получило свой результат. Но при этом западный уровень материального производства и научных знаний остается для Востока критерием современного развития. В разных восточных странах проходили проверку, как западные модели рыночной экономики, так и социалистические пла-
новые, по образцу СССР. Соответствующие воздействия испытывали идеология и философия традиционных обществ. Причем «современное» не только сосуществует с «традиционным», образует с ним синтезированные, смешанные формы, но и противостоит ему.
Одна из особенностей общественного сознания на Востоке заключается в мощном влиянии религий, религиозно-философских доктрин, традиций как выражения социальной инертности. Выработка современных взглядов происходит при противоборстве традиционного, обращенное в прошлое шаблона жизни и мысли с одной стороны, и современного, ориентированного на будущее, отмеченного научным рационализмом - с другой.
История современного Востока свидетельствует о том, что традиции могут выступать как в качестве механизма, способствующего восприятию элементов современности, так и в качестве тормоза, блокирующего преобразования.
Правящая элита Востока в социально-политическом отношении делится, соответственно, на «модернизаторов» и «охранителей».
«Модернизаторы» пытаются примирить науку и религиозную веру, социальные идеалы и морально-этические предписания религиозных доктрин с действительностью через освящение научного знания священными текстами и канонами. «Модернизаторы» нередко призывают к преодолению антагонизма между религиями и допускают возможность их сотрудничества. Классический пример стран, сумевших приспособить традиции с современностью, материальными ценностями и институтами западной цивилизации - конфуцианские государства Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (Япония, «новые индустриальные страны», Китай).
Напротив, задача фундаменталистов-«охранителей» - переосмысление действительности, современных социокультурных и политических структур в духе священных текстов (например, Корана). Их апологеты утверждают, что не религии должны приспосабливаться к современному миру с его пороками, а общество должно строиться так, чтобы соответствовать основным религиозным принципам. Фун-даменталистам-«охранителям» присущи нетерпимость и «поиск врагов». Во многом успехи радикальных фундамента-
листских движений объясняются тем, что они указывают людям на их конкретного врага (Запад), «виновника» всех его бед. Фундаментализм получил широкое распространение в ряде современных исламских стран - Иране, Ливии и др. Исламский фундаментализм - это не просто возвращение к чистоте подлинного, древнего ислама, но и требование единства всех мусульман в качестве ответа на вызов современности. Тем самым выдвигается претензия на создание мощного консервативного политического потенциала. Фундаментализм в его крайних формах ведет речь об объединении всех правоверных в их решительной борьбе с изменившимся миром, за возврат к нормам очищенного от позднейших наслоений и искажений настоящего ислама.
Японское экономическое чудо. Япония вышла из второй мировой войны с разрушенной экономикой, угнетенной в политической сфере - ее территория была оккупирована войсками США. Период оккупации закончился в 1952 году, за это время с подачи и при содействии американской администрации в Японии были проведены преобразования, призванные направить ее на путь развития стран Запада. В стране вводилась демократическая конституция, права и свободы граждан, активно формировалась новая система управления. Такой традиционный японский институт как монархия сохранялся лишь символически.
К 1955 году, с появлением либерально-демократической партии (ЛДП), которая стояла у руля власти несколько последующих десятилетий, политическая ситуация в стране окончательно стабилизировалась. В это время происходит первая смена экономических ориентиров страны, заключавшаяся в преимущественном развитии промышленности группы «А» (тяжелая промышленность). Ключевыми отраслями экономики становятся машиностроение, судостроение, металлургия
Вследствие ряда факторов во второй половине 50-х - начале 70-х годов Япония продемонстрировала небывалые темпы роста, обогнав по ряду показателей все страны капиталистического мира. Валовой национальный продукт (ВНП) страны увеличивался на 10 - 12 % в год. Будучи весьма скудной, в сырьевом отношении, страной, Япония смогла развить и эффективно использовать энергоемкие и
трудоемкие технологии тяжелой промышленности. Работая по большей части на привозном сырье, страна смогла пробиться на мировые рынки и добиться высокой рентабельности хозяйства. В 1950 г. национальное богатство оценивалось в 10 млрд долларов, в 1965 уже в 100 млрд долларов, в 1970 эта цифра достигла 200 млрд., в 1980-м был перейден порог в 1 триллион.
Именно в 60-е годы появилось такое понятие, как «японское экономическое чудо». В то время, когда 10 % считались высоким показателем, промышленное производство Японии увеличивалось на 15 % в год. Япония в два раза превзошла в этом отношении страны Западной Европы и в 2,5 раза - США.
Во второй половине 70-х годов произошла вторая смена приоритетов в рамках экономического развития, что было связано, прежде всего, с нефтяным кризисом 1973 - 1974 годов и резким подорожанием нефти - основного энергоносителя. Наиболее остро подъем цен на нефть отразился на базовых отраслях японской экономики: машиностроении, металлургии, судостроении, нефтехимии. Первоначально Япония была вынуждена значительно сократить ввоз нефти, всячески экономить на бытовых нуждах, но этого оказалось явно недостаточно. Кризис экономики, ее энергоемких отраслей, обострялся традиционной для страны нехваткой земельных ресурсов, экологическими проблемами. В этой ситуации японцы поставили во главу угла развитие энергосберегающих и наукоемких технологий: электроники, точного машиностроения, средств связи. В результате Япония вышла на новый уровень, вступив в постиндустриальную информационную стадию развития.
Что же позволило разрушенной после войны многомиллионной стране, практически лишенной полезных ископаемых, достичь такого успеха, относительно быстро войти в число лидирующих в экономическом отношении мировых держав и добиться высокого уровня благосостояния граждан?
Конечно, все это в немалой степени было обусловлено всем предшествующим развитием страны, которая в отличие от всех других стран Дальнего Востока, да и большей части Азии, изначально встала на путь преимущественного развития частнособственнических отношений в условиях незначительного давления государства над обществом.
Очень важным был предыдущий опыт капиталистического развития, последовавший за реформами Мэйдзи. Благодаря им обособленная островная страна с весьма специфическими культурными чертами смогла адаптироваться к новым реалиям мирового развития, изменениям общественной и экономической жизни..
Хороший толчок дали реформы периода оккупации после второй мировой войны. Окончательно поставив страну на путь демократического развития, они высвободили внутренние силы японского общества.
Поражение в войне, уязвившее национальное достоинство японцев, также стимулировало их высокую экономическую активность.
Наконец отсутствие, вследствие запрета, собственных вооруженных сил и расходов на них, американские промышленные заказы, благоприятная политическая обстановка также сыграли важную роль в формировании «японского чуда».
Совокупное влияние всех этих факторов и породило явление, известное как «японское экономическое чудо», отразившее характер развития японского общества во второй половине XX века.
Исламская революция в Иране. Революционные события конца 70-х годов XX в. в Иране были вызваны к жизни социально-экономическими и политическими реформами, проводившимися шахом Мохаммедом Пехлеви и его окружением в предшествующий период. Данные преобразования были направлены на ликвидацию полуфеодальных отношений в стране, ускоренную модернизацию Ирана и его интеграцию в современный капиталистический мир (так называемая «белая революция»).
Из 19 реформ важнейшей была аграрная, направленная на передачу земли крестьянам-арендаторам. Тем самым поощрялось создание товарных хозяйств. Вместе с тем множество семей землевладельцев не смогли адаптироваться к новым условиям и устремились в город, пополняя ряды неквалифицированных рабочих, безработных, люмпенов.
Помимо аграрной реформы проводится и модернизация промышленности. Значительно возросли поступления от продажи нефти, появились новые отрасли легкой и тяже-
лой промышленности. Несмотря на то, что реформы помогли стране преодолеть ее социально-экономическую отсталость, развитие экономики не было органичным и равномерным. Одни отрасли развивались ускоренно, в других наблюдался застой. На всех уровнях имели место такие пагубные явления, как расточительность, бесхозяйственность, коррупция, жажда наживы, перекрывавшие во многом положительные стороны реформ.
Главной ошибкой шаха стала его опора исключительно на силу, а также явное пренебрежение интересами исламского духовенства, ущемленного реформами. Авторитет духовенства оказался значительно подорванным в результате попыток модернизации и секуляризации страны, внедрения западной культуры. Духовенство смогло привлечь к борьбе широкие слои населения, уставшего приспосабливаться к быстрой капиталистической модернизации страны. Массовой базой революции стали средние городские слои, обнищавшие крестьяне и нишие.
Во главе революции встал аятолла (обладатель высшего религиозного звания) Хомейни, сумевший довести ее до победного конца. В обстановке небывалого подъема революционной активности народа вопрос о власти был фактически решен уже в начале 1979 года. Шах покинул народ, в стране был проведен референдум, следствием которого было провозглашение Исламской Республики Иран. В декабре того же года была принята конституция страны, в которой было специально оговорено, что высшая власть в стране принадлежит духовенству в лице Хомейни (после его смерти - его преемнику), а гражданскую политическую власть осуществляет президент, парламент (меджлис) и премьер.
Внутриполитическая жизнь страны после революции характеризуется доминированием духовенства, которое смогло сформировать крупнейшую фракцию в парламенте, сконцентрировать в своих руках исполнительную власть, образование, карательные органы, расправиться с оппозицией. В Иране насаждается исламская этика, выдвигается тезис о Коране как конституции всего человечества.
Для внешней политики характерна явная антизападная направленность. Новая власть расторгла ряд гражданских и военных контрактов с США и другими странами, ликви-
дировала американские военные базы, банки и компании. Основным внешнеполитическим принципом была объявлена формула «Ни Запад, ни Восток, а ислам». Иран вплоть до настоящего времени считает своей обязанностью проведение «экспорта» исламской революции, поддерживает радикальные фундаменталистские движения во многих странах.
Таким образом, исламская революция в Иране была неразрывно связана с провалом реформ, проводя которые шах, его окружение и американские советники нимало не считались ни с народом, ни с его традициями и обычаями, корнями уходящими в многотысячелетнюю историю. Но именно народу пришлось расплачиваться за реформы, которые несли бешеное обогащение кучке богачей (в частности, от продажи нефти), спекулянтов, чиновничества и обнищание, разорение рабочего люда, крестьянства, мелких предпринимателей. В стране расцвели такие негативные явления западной культуры, как преступность, алкоголизм, наркомания, проституция. На «иранский пирог» ринулись тысячи международных проходимцев и авантюристов. Заморское, прежде всего, американское стало вытеснять свое иранское. Всеобщее падение морали и нравственности дополнило картину. В этой ситуации социальный взрыв был неизбежен, а духовенство лишь умело им воспользовалось.
Ситуация резко изменилась лишь с середины XX в., после второй мировой войны и крушения системы колониализма. Эти события послужили толчком, резко усилившим весь ход общественной жизни, политическую активность масс, культурные и прочие преобразования. Ранее и сильнее всего это сказалось в крупнейших с точки зрения численности населения исламских странах мира - в Индии и Индонезии. Расколотая на две части Индия дала жизнь новому чисто исламскому государству - Пакистану (в начале 70-х годов в свою очередь разделившемуся на Пакистан и Бангладеш), у руководства которого стояла Мусульманская лига с ее планами умеренно-буржуазных преобразований. Сложный, полный внутренних противоречий и кризисов путь развития Пакистана и Бангладеш привел, в конечном счете, к некоторым преобразованиям. Однако суть их не выходит за рамки буржуазных реформ. Ислам по-прежнему является знаменем этих стран, а борьба группировок внутри исламских течений и сект подчас выливается в бурные конфликты. В дебатах учитывается необходимость обновления традиционных духовных ценностей, делается ставка на возрождение исламской этики с ее культом религиозной формы морали. Исламские теологи много и охотно рассуждают на темы о свободе мысли, равенстве, подчеркивают миролюбие ислама (джихад толкуется лишь как отражение агрессии). Словом, развиваемые духовными лидерами этих стран идеи исламской этики и исламской демократии ставят своей целью, с одной стороны, приспособитьислам к потребностям сегодняшнего дня, дать с его помощью ответ на волнующие вопросы современности, а с другой - подтвердить идею, будто только одинислам способен стать фундаментом новой жизни.
В Индонезии исламские националисты стали у руля государства сразу после войны. Новые законы молодой республики резко ограничили засилье шариата и тем расчистили путь для модернизаторских теорий не только исламской демократии, но и исламского социализма, точнее, «индонезийского социализма», активно разрабатывавшегося усилиями президента Сукарно и его сторонников. Однако попытки направить развитие страны по социалистическому пути при сохранении фактического господства традиционной восточной структуры не привели Индонезию к успеху. Ставка на этику в ее исламском понимании, на эгалитарные традиции ислама с ограничением крупной частной собственности себя не оправдала. Наступил кризис, нашедший свое выражение в активности выступления против левых сил страны, возглавляемых коммунистами. Ныне лозунг исламского социализма в Индонезии фактически снят. Ислам по-прежнему является ведущей духовной силой страны, а его лидеры стремятся к тому, чтобы наилучшим образом приспособить нормыислама к потребностям современного развития.
С 50-х годов процесс модернизации ислама стал проявлять себя в наиболее развитых арабских странах - в Египте, Сирии, Ираке. В этих государствах, и, прежде всего, в Египте времен Насера, социальные преобразования в сочетании с активной националистической реакцией на колониализм привели к резким радикальным переменам. Встал вопрос о реформах, направленных на ограничение собственности, национализацию крупных предприятий, предоставление всем, включая и женщин, широких прав и свобод. Позицииислама , особенно консервативных его лидеров, были в этих странах ослаблены, ноислам продолжает быть официальной идеологией. Все теории об «исламском социализме» обычно вписываются в нормыислама , а в некоторых арабских странах - даже в заповеди «чистого» первозданногоислама с его реакционно-шариатскими нормами, будь то система наказаний или положение женщины.
Попытки согласовать нормы ислама с радикальными преобразованиями еще более усилились в 70-е годы XX в., чему способствовал ряд важных обстоятельств, и в первую очередь резкое усиление экономических и политических позиций некоторых ведущих исламских стран в связи с проблемой нефти. Превращение этих стран во влиятельную силу в современном мире по-новому поставило и вопрос обисламе .