Этапы международной экономической интеграции. Этапы международной экономической интеграции стран

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Оценка места и роли Европейского союза в современной мировой экономике не может быть полной без учета фактора реализации процесса европейской экономической интеграции.

Действительно, процессы международной экономической интеграции оказывают существенное воздействие на участвующие в них страны. В ходе развертывания процесса интернационализации экономической жизни в целом проявляется общемировая тенденция усиления взаимозависимости и взаимосвязанности экономического развития всех стран мира. Однако при этом в некоторых регионах мира отдельные страны, по сравнению с другими, вступают друг с другом в существенно более интенсивные экономические отношения, чем с другими странами. Между ними более активно идет процесс либерализации внешнеэкономических связей. Это проявляется в большей свободе движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

Результатом этого процесса является экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик, что проявляется в формировании сначала торговых, а затем и экономических группировок и союзов. Процесс такого рода интенсивного экономического сближения получил название международной экономической интеграции. Термин "интеграция" происходит от лат. integratio - восполнение или integer - целый. Поэтому когда мы говорим о международной экономической интеграции, то имеем в виду сближение, взаимодополнение экономик отдельных стран и постепенное "срастание" их в единое экономическое целое.

Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие.

  • 1. Экономико-географические предпосылки. К ним относится территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. Однако при этом территориальную близость нельзя трактовать упрощенно. Например, в 1960 г. была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, где присутствовал фактор территориальной близости, но совершенно не была развита инфраструктура транспорта и связи. Поэтому географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктур транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать и о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов сближающихся стран.
  • 2. Культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.
  • 3. Общие исторические корни народов сближающихся стран. Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то для экономического сближения появляются дополнительные предпосылки.
  • 4. Социально-политические предпосылки. Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран, а также (что весьма существенно) политическая воля их руководства. Действительно, без учета последнего фактора экономическое сближение государств невозможно, так как в ходе этого процесса им приходится поступаться определенной частью своего суверенитета и передавать решение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образующегося объединения. Роль политического руководства в данном случае состоит в том, чтобы изначально выяснить и определить цели, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности сближения и объединения.

Для политического руководства центральным является вопрос о том, какие полномочия можно и нужно передать органам нового межгосударственного объединения или союза, а какие необходимо сохранить на данном этапе за собой и отказаться от них в будущем. Это обстоятельство очень важно, поскольку без создания соответствующих наднациональных структур экономическое сближение невозможно.

Центральной проблемой международной экономической интеграции становится создание единого экономического пространства, в рамках которого будет обеспечена свобода движения товаров, услуг, факторов производства - рабочей силы и капитала. Логика развертывания международной экономической интеграции выглядит таким образом: "от свободы межстранового движения товаров и услуг - к свободе движения рабочей силы и капитала". В настоящее время к указанным четырем свободам (движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала) в документах ЕС добавляется еще одна очень важная свобода - свобода развития знания (free movement of knowledge).

В результате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся структурные связи. Страны при этом переходят от преимущественно торгово-экономических связей к формам совместного международного производства и тесному финансово-инвестиционному взаимодействию (что обеспечивается свободным движением капитала в рамках интеграционной группировки). Обязательным условием осуществления международной экономической интеграции является динамичное развитие связей на микроуровне (на уровне фирм-производителей, торговых фирм, научно-технических организаций, банков, инвестиционных институтов, страховых организаций и т.д.). При этом спектр такого взаимодействия очень широк - от малого бизнеса до крупных ТНК.

Если на практике реализуются все отмеченные аспекты международной экономической интеграции, то в ходе этого процесса постепенно стирается, а затем и вовсе исчезает грань между внутренним и международным рынками формирующегося межгосударственного объединения и складывается уже новый, специфический "внутренний" рынок интеграционного объединения (союза) в целом.

Однако это - идеальная картина развертывания процесса международной экономической интеграции. На практике же он протекает вовсе не так просто, по восходящей линии, а сложно и противоречиво, поскольку в ходе его постоянно приходится разрешать противоречия между национальными экономическими интересами интегрирующихся стран (и их политическими элитами). Поэтому важной для интеграционного процесса проблемой является компромисс и согласие между участвующими в нем странами.

В целом процесс международной экономической интеграции выступает как качественно наиболее высокая ступень (и одновременно этап) в развитии процесса интернационализации экономической жизни.

Международная экономическая интеграция - это объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и "срастания" национальных экономических систем отдельных интегрирующихся стран в единое экономическое целое.

Следует подчеркнуть, что в процессе международной экономической интеграции заложен огромный потенциал саморазвития, и основе которого лежит многовариантность использования имеющихся в странах факторов экономического развития и их комбинации, а также расширение "поля деятельности" за счет создания единого экономического пространства.

Собственно процесс международной экономической интеграции в рамках Европейского союза начался в марте 1957 г., когда был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества - ЕЭС, на базе которого в настоящее время осуществляет свою деятельность ЕС.

Как показывает исторический опыт, в ходе процесса международной экономической интеграции страны-участницы проходят несколько основных этапов, обязательными их которых являются следующие.

  • 1. Создание зоны свободной торговли, когда страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле.
  • 2. Создание таможенного союза, суть которого состоит в снятии таможенных барьеров на товары и услуги внутри группы стран и в формировании единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам (не входящим в данный таможенный союз).
  • 3. Формирование так называемого общего рынка - здесь барьеры снимаются не только для движения внутри группы стран товаров и услуг, но и рабочей силы и капитала, т.е. всех факторов производства.
  • 4. Создание экономического и валютного союзов. Ко всем отмеченным ранее критериям предыдущих этапов международной экономической интеграции здесь добавляются:

■ взаимная адаптация экономических систем интегрирующихся государств (при этом к числу наиболее сложных относится проблема адаптации национальных систем налогообложения);

■ взаимное сближение (конвергенция) национальных экономик по таким параметрам, как дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют;

■ проведение странами единой экономической политики;

■ создание общей системы регулирования уже не только экономических, но и социально-политических процессов;

■ переход к единой валюте интеграционного сообщества - одна из наиболее сложных проблем данного этапа.

5. Завершающий этап - полная экономическая (а также политическая) интеграция.

На практике пройти четыре первых этапа процесса международной экономической интеграции и перейти к решению задач завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу, которое затем трансформировалось в ЕС.

На протяжении первых десяти лет своего развития ЕЭС (в составе первых шести стран-участниц - Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) находилось на первом этапе создания зоны свободной торговли, и к таможенному союзу (второму этапу) перешло только в 1968 г.

На практике между созданием зоны свободной торговли и таможенного союза существует только одно основное отличие - единый таможенный тариф, который добавляется к основным условиям зоны свободной торговли. Однако при этом создается единая для всех стран таможенного союза система внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. Поэтому переход от зоны свободной торговли к таможенному союзу - это сложная, многолетняя работа по взаимному согласованию внешнеторговой (и торговой вообще) политики, а вместе с ней и отдельных элементов общей экономической политики.

Таким образом, таможенный союз подразумевает не только единство таможенной территории, совокупность тарифных и нетарифных мер регулирования в отношении третьих стран, но и сближение систем применения прямых и косвенных налогов (систем налогообложения). А это, в свою очередь, ставит вопрос о сближении в проведении государственной экономической политики в целом.

При формировании таможенного союза таможенные органы и службы, действующие на "внутренних" границах стран - участниц такого союза, упраздняются и их функции передаются таможенным службам на внешних границах союза.

ЕЭС находилось на стадии таможенного союза достаточно долго - с конца 60-х гг. вплоть до начала 90-х гг. XX в., постепенно развиваясь в направлении полноценного Общего рынка. Однако в реальной практике с конца 70-х гг. в ЕЭС одновременно с продолжением процесса формирования единого таможенного пространства началось формирование единого валютно-финансового пространства.

В 1969 г. было принято решение о постепенном преобразовании таможенного союза ЕЭС в валютно-экономический союз. Однако из-за имевшихся в тот период противоречий между странами Сообщества, а также начавшегося в 1973 г. мирового топливно-сырьевого и энергетического кризиса, который негативно отразился на экономическом положении стран ЕЭС, реализовать эти решения не удалось.

В марте 1979 г. была сформирована Европейская валютная система - ЕВС - с фиксированными, но регулируемыми валютными курсами, а также с совместной расчетной валютой стран сообщества - ЭКЮ (European Currency Unit - ECU). Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран - членов Сообщества при их обмене друг на друга и на доллары от курса центральных банков этих государств (своего рода валютный коридор с максимально допустимыми отклонениями в 2,25%, который нередко называли "валютной змеей").

Самым главным было то, что Общий рынок к этому времени стал уже этапом действительного интеграционного переплетения национальных экономик западноевропейских стран - здесь они договаривались о свободном перемещении через границы не только товаров, но и услуг, а также таких факторов производства, как капитал и рабочая сила. Поскольку торговля услугами - одна из наиболее сложных (и чувствительных для национальных экономик) форм международного обмена (особенно в области финансов, страхования), то свободный международный обмен услугами и международное движение капитала свидетельствуют об очень высокой степени взаимного политического доверия между государствами.

В феврале 1986 г. двенадцатью странами Сообщества был принят важный документ - Единый европейский акт, вступивший в силу в июле 1987 г., которым предусматривалось создание к концу 1992 г. единого внутреннего рынка стран Сообщества, т.е. экономического пространства, где отсутствуют внутренние границы и обеспечена свобода передвижения граждан, товаров, услуг и капиталов.

Значительный шаг в развертывании процесса западноевропейской интеграции был сделан в феврале 1992 г., когда в г. Маастрихте (Нидерланды) был согласован Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор - Maastricht Treaty, Treaty on Monetary and Political Union), вступивший в силу в ноябре 1993 г. после ратификации парламентами стран ЕС. В соответствии с этим договором с 1993 г. вводилось единое гражданство ЕС, которое должно было существовать параллельно с национальным гражданством стран - членов ЕС. Во-вторых, формировался политический союз, что подразумевало осуществление интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренней политики стран ЕС (особенно в области борьбы с преступностью), сближение правовых систем отдельных стран, значительное повышение роли парламента Европейского Союза.

Одной из главных задач Маастрихтского договора было завершение экономической интеграции путем создания Экономического и валютного союза - ЭВС. При этом подчеркивалось, что Европейский валютный союз с единой для стран-участниц валютой - евро - будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических систем - так называемые критерии конвергенции или Маастрихтские стандарты:

■ дефицит государственного бюджета вступающих в ЭВС стран может составлять не более 3% ВВП;

■ накопленный государственный долг не должен превышать 60% ВВП;

■ уровень инфляции в стране за предшествующие ее вступлению в ЭВС 12 месяцев не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень инфляции трех стран ЕС, добившихся самой низкой инфляции;

■ соблюдение по крайней мере в течение двух лет установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов Европейской валютной системы (страны, вступающие в ЭВС, в этот период не должны были девальвировать по собственной инициативе национальную валюту по отношению к валюте любого другого государства - члена ЕС);

■ долгосрочные процентные ставки (измеряемые по их уровню за последние 12 месяцев) во вступающей в ЭВС стране не должны более чем на 2 процентных пункта отличаться от среднего уровня этих ставок по крайней мере трех стран ЕС, добившихся наибольшей стабильности этого показателя.

В октябре 1997 г. был подписан Амстердамский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты. Фактически Амстердамский договор представлял собой дополненный и скорректированный вариант Маастрихтского договора. Он подтвердил цели Европейского союза и дополнил договор соответствующим разделом, касающимся механизмов осуществления общей политики и политики безопасности.

В декабре 2000 г. был подписан Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества и ряд других, относящихся к ним актов. Этот договор внес определенные изменения в основные принципы и процедуры принятия решений квалифицированным большинством и блокирования их меньшинством. Ниццкий договор определил новые квоты для стран - членов ЕС, а также для стран - претендентов в основных органах Европейского союза - Совете ЕС и Европейском парламенте.

В мае 1998 г. были определены 11 из 15 стран Европейского союза, которые соответствовали указанным "Маастрихтским стандартам", с 1 января 1999 г. ввели общую валюту - евро и начали участвовать в создании ЭВС или так называемой зоны евро (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия,

Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция). 1 января 2001 г. к ним присоединилась Греция. В январе 2007 г. в состав зоны евро вошла Словения, а в январе 2008 г. - Кипр и Мальта. Таким образом, к началу 2008 г. ЭВС включал в своем составе 15 стран - членов Европейского союза.

Экономика зоны евро является одной из крупнейших в мире, с которой сравнима лишь экономика США. Материальную основу зоны евро составляют ведущие промышленно развитые страны: Германия, Италия, Франция, Испания, на которых приходится более 80% совокупного ВВП стран, входящих в ЭВС.

С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банков - ЕСЦБ, а созданный Европейский центральный банк - ЕЦБ начал использовать евро для формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедрение евро на мировых валютных рынках, причем ее собственные операции на них проводятся только в евро.

Последний этап формирования зоны евро начался с 1 января 2002 г., когда евро вошел в наличное обращение, при этом сначала обращался параллельно с национальными валютами стран - членов зоны евро, а затем последние постепенно уходили из обращения, обмениваясь на евро. С 1 июля 2002 г. национальные валюты были изъяты из обращения и осуществлен полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро.

К началу 2010 г. Великобритания не присоединилась к зоне евро и роль мировых финансовых центров постепенно начинает переходить от Лондона к Франкфурту-на-Майне (где располагается ЕЦБ) и Парижу. В перспективе завершение формирования Экономического и валютного союза ЕС может изменить расстановку сил в мировой экономике в пользу "новой Европы" за счет некоторого ослабления позиций таких мировых лидеров, как США и Японии.

В целом экономический потенциал стран, входящих в ЭВС, создает предпосылки для того, чтобы евро мог претендовать на роль одной из ведущих мировых валют. Однако относительно слабым местом для евро является отсутствие достаточно развитого финансового рынка, который был бы сопоставим с соответствующим рынком США (имеющим по своей сути глобальные масштабы).

Размышляем самостоятельно. Можно ли решать экономические проблемы международной интеграции, не решая при этом проблемы политического взаимодействия?

Решение собственно экономических проблем международной экономической интеграции в рамках Европейского союза сопровождалось и решением проблем политического взаимодействия, которые на практике оказались не менее сложными, чем экономические проблемы. О том, насколько сложно решить проблемы политической консолидации стран ЕС, свидетельствует история Конституции Европейского союза, которая была принята странами ЕС в 2004 г., но затем в 2005 г. не была утверждена на национальных референдумах части этих государств (Франции и Нидерландов). В итоге в октябре 2007 г. 27 странами - членами Европейского союза был подписан уже упоминавшийся в данной главе Лиссабонский договор. Он фактически представляет собой сокращенную версию Конституции ЕС (это так называемый Договор о реформах), которая лишь вносит дополнения в уже существующие договора ЕС. Договор не требовал утверждения на общенациональных референдумах, а мог быть одобрен только парламентами стран - членов ЕС. Последней из стран ЕС этот договор осенью 2009 г. ратифицировала Чехия. В результате 1 декабря 2009 г. Лиссабонский договор вступил в силу и в ЕС начался новый этап интеграционных преобразований, связанных с передачей полномочий национальных правительств на уровень сообщества Европейского союза. В период до 2017 г. в ЕС будет осуществлен целый ряд радикальных реформ, прежде всего касающихся механизма принятия решений. Как уже отмечалось, в ЕС созданы посты президента и главы внешнеполитического ведомства и серьезные изменения происходят в Европейской комиссии.

Другим серьезным изменением в соответствии с Лиссабонским договором становится положение о механизме принятия решений. Старый механизм был рассчитан еще на Евросоюз в составе 12 стран, которым практически всегда удавалось договариваться между собой и не создавать конфликтных ситуаций. Эта система наделяла правом вето каждую страну-участницу. Даже когда Евросоюз насчитывал 15 стран, эта система еще действовала. Но с принятием затем 12 новых членов, большинство которых составляли восточноевропейские страны, часть из которых находилась под сильным влиянием США, принимать решения в ЕС стало очень непросто. Поэтому ЕС в 2006-2007 гг. оказался в состоянии серьезного политического кризиса и подписание Лиссабонского договора явилось важным шагом в направлении разрешения этого кризиса.

Новая система принятия решений в ЕС, лишающая страны - члены Евросоюза права вето по большинству обсуждаемых вопросов, позволит ведущим странам ЕС (особенно Франции и Германии) легче проводить необходимые решения и принимать соответствующие документы. В новых условиях решение считается принятым, если за него высказывается двойное большинство - 55% стран и 65% населения ЕС.

В связи с этим Европарламент и Европейская комиссия получают дополнительные права. Таким образом, институты ЕС смогут действовать более эффективно, чем раньше, опираясь в большей степени на поддержку европейцев и в меньшей степени - национальных правительств стран - членов Евросоюза. То, что национальное вето было снято и полномочия Европейского суда были расширены, свидетельствует о значительном прогрессе, которого удалось достигнуть ЕС после провала референдумов во Франции и Нидерландах по Европейской конституции в 2005 г. Вместе с тем серьезной проблемой для ЕС остается особая позиция Великобритании, к середине 2010 г. не вступившей в Экономический и валютный союз и не стремящейся жертвовать определенной частью своего суверенитета ради общеевропейских ценностей (пункт о возможном выходе страны из Европейского союза имеется в настоящее время в уставе ЕС).

Размышляем самостоятельно. Может ли опыт интеграционного сотрудничества стран Евросоюза использоваться в экономическом и политическом взаимодействии бывших республик Советского Союза - стран СНГ? В чем состоит специфика экономического взаимодействия в рамках СНГ по сравнению с Евросоюзом?

На макроуровне , т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения , . Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства.

Причины и предпосылки интеграционных процессов

Интеграционные процессы охватывают прежде всего страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков — регионализацию мировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурно-религиозное, этническое.

Одинаковый уровень социально-экономического развития

Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый , совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность). Основные макроэкономические показатели — , темпы роста , его отраслевая структура, уровень и — не должны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция . Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях.

Взаимодополняемость экономик соседних стран

Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.

Наличие политической воли

Третья предпосылка — наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

К предпосылкам можно отнести так называемый демонстрационный эффект, когда успех интеграции стимулирует другие страны к вхождению в экономический блок. То же относится к «эффекту домино» — чем больше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их к интеграции.

Интенсивность интеграционных связей принято измерять такими показателями, как:
  • доля внутрирегионального экспорта или импорта (товарооборота) к совокупному ВНП региона (в %);
  • доля внутрирегионального товарооборота к совокупному внешнеторговому обороту интегрированных стран (в %);
  • объем взаимных прямых иностранных инвестиций () внутри интеграционной группы по сравнению с ПИИ стран-членов в третьи страны (в %);
  • количество и масштаб слияний и поглощений компаний (СиПов) внутри группы и вне ее.

Этапы международной экономической интеграции стран

Экономическая интеграция может осуществляться вширь и вглубь . Расширение характеризует количественную сторону процесса — число стран группы. Углубление интеграции — качественная характеристика. Она показывает тесноту взаимосвязи, уровень объединения стран. Экономическая интеграция осуществляется постепенно от простых к более сложным формам. Прединтеграционной фазой считается фаза преференциальной торговли, когда соседние страны предоставляют друг другу преференции (льготы), упрощающие торговлю между ними по сравнению с другими странами. Такая льгота может состоять в снижении таможенного тарифа, снижении или отмене квотирования товаров, упрощении таможенных формальностей.

Бела Баласса различает пять форм (этапов) интеграции:
  1. Зона свободной торговли (ЗСТ) — отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся ЕАСТ, .
  2. Таможенный союз (ТС) — наряду с функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (например, ).
  3. Общий рынок (ОР) — наряду с функциями ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств.
  4. Экономический и валютный союз (ЭВС) — наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.
  5. Политический союз — наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.
Предложенная схема иллюстрирует этапы углубления (зрелости) экономической интеграции между странами:

Указанные выше теоретические модели интеграции на практике оказываются более размытыми и разнообразными. Например, в АТЭС, которое позиционирует себя прежде всего как зона свободной торговли, предполагается свободное движение инвестиций. То же относится к странам — членам , где на этапе зоны свободной торговли предполагается либерализация в сфере услуг и капиталовложений, гармонизация в области защиты окружающей среды и другие элементы, характерные для более высокого уровня объединения.

Роль международной экономической интеграции для стран

Канадские ученые Дж. Вайнер и Дж. Мид выявили статические и динамические эффекты, возникающие вследствие экономической интеграции.

К статическим эффектам, возникающим вскоре после вступления страны в союз, относят:
  • эффект создания торговли или расширение внутрирегиональной торговли;
  • эффект отклонения торговли или сокращение торговых операций с третьими странами, даже если издержки производства и обращения в этих третьих странах ниже, чем внутри союза.
К динамическим эффектам, возникающим постепенно в ходе развития интеграционных процессов, относят:
  • расширение рынка страны, входящей в группу, и обусловленный этим рост масштабов производства, а значит, и сокращение издержек на единицу продукции;
  • развитие инфраструктуры стран-участниц;
  • стимулирование ;
  • постепенное поднятие уровня жизни населения, особенно в экономически более слабых странах, и другие эффекты.

Венгерский экономист Бела Балашша определил пять этапов, которых в своем развитии должно пройти любое интеграционное объединение. Данная схема была принята различными международными экономическими организациями и стала классической схемой этапов развития интеграционных группировок. Согласно ей, интеграция предполагает уничтожение дискриминации и состоит из следующих форм:

1) зона свободной торговли - зона, свободная от таможенных, количественных и иных ограничений путем постепенной отмены таможенных пошлин. Происходит либерализация международной торговли, упрощение перемещения товаров. Негативные последствия - неблагоприятное действие импортных товаров, неконкурентоспособность внутреннего рынка и т. д.

В рамках зоны свободной торговли страны отказываются от таможенных ограничений только в отношениях со своими партнерами по интеграционному объединению, сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры;

2) таможенный союз подразумевает упразднение таможенных пошлин в торговле, унификация внешних тарифов, проведение единой внешнеторговой политики - участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Это приводит к рационализации производства и созданию стабильности внутри самого союза. Повышается необходимость в создании наднациональных органов. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Первые таможенные союзы появились еще в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834-1871 ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации - постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

  • 3) единый общий рынок подразумевает минимизацию внутренних пошлин, устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства - инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. То есть единый рынок предполагает решение пяти задач:
    • · упразднение таможенных пошлин между государствами-членами;
    • · выработка единой торговой политики по отношению к третьим странам;
    • · разработка общей политики развития приоритетных отраслей и секторов экономики;
    • · создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;
    • · формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию.

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства недостаточно свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого регионального рынка экономически объединившихся стран и следующим пунктом выступает экономический союз.

  • 4) экономический союз предполагает совместное определение экономической политики стран-членов, осуществление единой политики развития отдельных отраслей экономики. Создаются наднациональные органы, законы которых обязательны для всех стран-членов. На данном этапе происходит унификация кредитной, налоговой, социальной политики;
  • 5) экономический и валютный союз предусматривает проведение единой валютной политики, введение единой валюты, создание нового центрального банка. Единая валюта вводится исключительно в целях облегчения взаимных расчетов по международным торговым операциям, поэтому эта стадия интеграции считается необязательной;
  • 6) политический союз подразумевает проведение согласованной внешней политики, согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции. Общим фактором для всех ступеней является отмена экономических барьеров.

Все ступени интеграционного развития прошел только ЕС, остальные интеграционные образования прошли первый, частично второй уровни.

При этом статистическими эффектами интеграции являются:

  • - «создание торговли», когда в результате создания зоны свободной торговли и таможенного союза происходит замещение дорогостоящего внутреннего продукта более дешевым импортом;
  • - «отвлечение торговли», если происходит замещение более дешевого импорта из третьих стран более дорогим импортом из страны-партнера.

Таким образом, согласно Б. Баласса любое интеграционное объединение в своем развитии должна проходить такие этапы, как зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, экономический и валютный союз и политический союз. В настоящее время такой интеграционной группировкой является лишь Европейский Союз, а остальные объединения прошли первый, частично второй уровни.

Основные факторы международного разделения труда

Какие факторы оказывают влияние на развитие международного разделения труда?
Прежде всего - необходимость повышения производительности труда, достижение наивысшей эффективности производства, стремление к снижению издержек производства,
Главное в процессе развития международного разделения труда - это то, что каждый участник этого процесса ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия в международном разделении труда.
Реализация преимущества международного разделения труда в процессе международного обмена любой страны при благоприятных условиях дает: во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних затрат из-за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта.
При рассмотрении мирового хозяйства как системы можно с полным основанием утверждать, что международное разделение труда является тем объединяющим началом, которое создало эту систему мирового хозяйства.
Тенденции развития международного разделения труда позволяют российским экономистам утверждать, что в перспективе МРТ будет постепенно углубляться, а на его основе опережающими темпами будет расти международный обмен товарами и услугами (см. табл. 1).
Предполагается, что производство промышленно развитых стран во все большей степени будет ориентироваться на внешних потребителей, а внутренний спрос - на импорт. В развивающихся странах предполагается сравнительно быстрое, По преимуществу экстенсивное, расширение внутреннего рынка.
Процесс развития международного разделения труда ставит проблему необходимости его измерения. Каковы показатели развития международного разделения труда?
Российские экономисты предлагают для измерения международного разделения труда ряд коэффициентов. Среди них: удельный вес экспорта в общем объеме произведенной продукции; удельный вес отрасли в общей стоимости экспорта; темпы роста отраслей специализации по сравнению с темпами роста всей промышленности страны.
В числе показателей развития международного разделения труда на региональном уровне выделяют: коэффициент опережения роста взаимного товарооборота по сравнению с ростом общественного производства взаимодействующих стран; долю взаимного товарооборота в общественном производстве этих стран; коэффициент опережения роста взаимного товарооборота по сравнению с ростом общего внешнеторгового оборота.
Некоторые экономисты основными показателями развития МРТ считают экспортную, импортную и, соответственно, внешнеторговую квоты; удельный вес страны в международной торговле по отдельным товарам; внешнеторговый оборот на душу населения и др.
Очевидно, каждый из названных показателей может быть использован для характеристики тех или иных аспектов участия страны во внешнеэкономических связях. В зависимости от степени важности того или иного аспекта в процессе конкретного анализа на первый план может выйти тот или иной показатель.



Вопрос 25.

Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX в., а в настоящее время их насчитывается уже более 60.

Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками , которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

· взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;

· широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, НИОКР на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

· глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;

· целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц;

· региональностью пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.

Объединение в интеграционные группировки определялось рядом предпосылок :

· близостью уровней экономического развития и степенью рыночной зрелости интегрирующихся стран; за редким исключением (НАФТА , АТЭС ) межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми , либо между развивающимися странами ;

· географической близостью интегрирующихся стран, наличием в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;

· общностью экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.;

· демонстрационным эффектом - в странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги, оказывающие определенное психологическое воздействие на другие страны;

· «эффектом домино» - когда большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, и в результате также вынуждены вступить в интеграционное объединение.

Основными целями интеграции могут быть:

· использование преимуществ экономии масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек , прилив прямых иностранных инвестиций ;

· создание благоприятной внешнеполитической среды;

· решение задач торговой политики. Интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО;

· содействие структурной перестройке экономики;

· поддержка молодых отраслей национальной промышленности, т.к. для них возникает более широкий региональный рынок.

Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, наиболее значимые из которых:

· более широкий доступ хозяйствующих субъектов к различным ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям ;

· возможность производить продукцию в расчете на более емкий рынок;

· возможность оперировать на более широком рыночном пространстве;

· создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

· совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).

Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей.

Нашу библиотеку электронных курсов используют десятки вузов.Получи диплом в МИЭМП дистанционно

Интеграционный процесс обычно предваряется преференциальными торговыми соглашениями , которые заключаются на двусторонней основе, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам.

На первом этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли , предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

Второй этап интеграции, таможенный союз , - отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики .

На третьем этапе , общего рынка , - страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала , рабочей силы и технологий . Координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров. Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС - Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат).

На четвертом , самом высоком, этапе происходит полная интеграция , предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки . Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов.

26. Международное разделение труда

высшая форма общественного территориального разделения труда; специализация производства отдельных стран на определённых видах продукции, которыми они обмениваются. Необходимость М. р. т. и его глубина определяются степенью развития производительных сил общества. На характер М. р. т., как и на другие формы экономических отношений между странами, решающее воздействие оказывают господствующие в них производственные отношения. М. р. т. лежит в основе расширения торговли между странами, составляет объективную базу развития мирового рынка (См. Мировой рынок).

Если на ранних этапах развития человеческого общества существовали лишь некоторые элементы М. р. т., связанные с различием природных условий в отдельных государствах, то появление развитых форм М. р. т. происходит в эпоху промышленного капитализма. Крупная машинная индустрия ведёт к углублению дифференциации производства (см. Разделение труда), развитию специализации и кооперации, выходящих за национальные границы. Кроме того, М. р. т. способствовал рост потребностей промышленных стран в огромных массах сырья и продовольствия, которые поставляли им экономически менее развитые государства. Крупная промышленность, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, «... впервые создала всемирную историю, поскольку поставила удовлетворение потребностей каждой цивилизованной страны и каждого индивида в ней в зависимость от всего мира и поскольку уничтожила прежнюю, естественно сложившуюся обособленность отдельных стран» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 3, с. 60).

Капиталистическое М. р. т. способствует подъёму производительных сил общества, более полному использованию материальных ресурсов стран на базе достижений науки и техники. Вместе с тем ему свойственны глубокие антагонистические противоречия, обусловленные эксплуататорской природой капитализма. Капиталистическое М. р. т. формируется стихийно. Регулятором процесса его развития выступает закон стоимости. Сравнение условий производства осуществляется в острой конкурентной борьбе между капиталистами разных стран на мировом рынке. При этом наиболее важен технический уровень, оказывающий существенное воздействие на издержки производства. Определённое значение для международной конкурентоспособности продукции имеют природные условия. Огромную роль в повышении конкурентоспособности товаров на мировом рынке играют меры буржуазного государства по форсированию экспорта, а также его политика по защите внутреннего рынка от притока извне более конкурентоспособных товаров (см. Протекционизм), направленная на создание относительно благоприятных условий для развития национального производства. Капиталистическое М. р. т. развивается в конкурентной борьбе, его направления неустойчивы.

На развитие М. р. т. в конце 19 века влияло то, что мелкое ремесленное производство во многих экономически менее развитых странах Азии, Африки и Латинской Америки, к тому же не защищенное национальным государством, не выдерживало конкуренции со стороны более дешёвых промышленных товаров из Западной Европы и разорялось, что придавало экономике этих стран всё более аграрно-сырьевую направленность. В эпоху империализма на М. р. т. существенное влияние оказывает Вывоз капиталаиз развитых капиталистических стран, который углубляет специализацию стран, отставших в своём экономическом развитии, на производстве сырья и продовольствия. Влияние на М. р. т. оказывают и Монополии международные, делящие между собой мировой капиталистический рынок. При капитализме М. р. т. складывается под воздействием не только экономических, но и внеэкономических факторов. Возникновение колониальной системы капитализма сопровождалось разрушением традиционной экономической структуры колоний, принудительным навязыванием этим странам производства преимущественно тех товаров, которые необходимы монополиям.

Уродливый характер капиталистического М. р. т. определяется тем, что, с одной стороны, образуется узкая группа империалистических держав, развитых в промышленном отношении. В этих странах возникает комплекс различных взаимосвязанных отраслей; в малых империалистических странах круг этих отраслей уже и они более специализированы в М. р. т. С другой стороны, выделяются страны, превращенные в аграрно-сырьевые придатки первых. Особенно уродливой является специализация экономики многих развивающихся стран на производстве одного-двух сельскохозяйственных или сырьевых товаров. Однобокая специализация отдельных стран служит тормозом экономического роста, ставит их в невыгодное положение на мировом капиталистическом рынке, способствует ограблению этих стран империалистическими державами с помощью неэквивалентного обмена. Капиталистическое М. р. т. выступает как объективный механизм установления отношений зависимости отсталых стран от промышленно развитых государств.

М. р. т. является орудием империалистической эксплуатации народов колониальных, полуколониальных и зависимых стран. Все выгоды от капиталистического М. р. т. присваивают монополии. Развитие капиталистического М. р. т., экономически связывая между собой различные страны, ведёт к интернационализации производства (См. Интернационализация производства), является важнейшим элементом формирования мирового капиталистического хозяйства.

Составной частью общего кризиса капитализма (См. Общий кризис капитализма) является кризис капиталистической системы М. р. т. От неё отпали страны, вступившие на путь строительства социализма. Возник новый тип М. р. т. - Международное социалистическое разделение труда. Новые элементы вносит в капиталистическое М. р. т. крах колониальной системы. Молодые суверенные государства прилагают усилия к созданию национальной экономики, развитию более разнообразной структуры хозяйства, его индустриализации. Изменилась роль освободившихся стран в М. р. т.: в условиях научно-технической революции на мировом рынке относительно снижается спрос, на сырьё и продовольствие, на производстве которых они специализированы. В начале 70-х годов на долю развивающихся стран, где проживает 2 / 3 населения капиталистического мира, приходилось около 1 / 10 его промышленного производства, однако эти страны давали почти 50 % добычи нефти и свыше 30 % добычи металлических руд. В экспорте развивающихся стран на сырьё и продовольствие приходится свыше 80 %. Учитывая новые тенденции на мировом рынке, монополии империалистических держав пытаются участвовать в создании отраслей обрабатывающей промышленности, новых и даже новейших производств в развивающихся странах, вкладывая в эти отрасли свои капиталы. Стремясь противостоять политике империалистических держав по сохранению их экономического господства над освободившимися странами, последние вступают на путь расширения экономических связей с социалистическими государствами, а также развивают взаимное экономическое сотрудничество. В ряде возникших интеграционных группировок развивающихся стран намечаются мероприятия по специализации и кооперированию производства, что содействует разделению труда между ними.

Углубляется М. р. т. между развитыми капиталистическими странами, вызванное дальнейшим ростом объёма производства, увеличением номенклатуры выпускаемой продукции. Если М. р. т. между развитыми и колониальными странами носило преимущественно межотраслевой характер, то разделение труда между промышленно развитыми странами происходит путём развития внутриотраслевой специализации. Этому способствуют рост миграции капитала; образование гигантских международных трестов, развивающих специализацию и кооперацию между своими предприятиями в разных странах мира; распространение соглашений о межфирменной специализации и кооперации производства. М. р. т. усиливается в рамках интеграционных группировок капиталистических стран, например в ЕЭС (см. Европейское экономическое сообщество).

Наряду с существованием двух типов М. р. т. - социалистического и капиталистического, развивается и всемирное разделение труда, охватывающее экономику стран, входящих в две мировые системы хозяйства. Для всемирного разделения труда важное значение имеет то, что в условиях научно-технической революции экономически эффективной становится специализация производства, выходящая за рамки не только отдельных государства, но двух противоположных мировых систем хозяйства. Кроме того, на него влияют также и географические факторы, в частности неравномерность распределения на земном шаре природных ресурсов, различия в климате и других условиях для ведения сельского хозяйства.

В Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ указывается на то, что международное социалистическое разделение труда строится с учётом всемирного разделения труда. Страны - члены СЭВ будут продолжать развивать экономические и научно-технические связи с другими странами независимо от их общественного и государственного строя (см. Интеграция социалистическая экономическая). Расширение экономических отношений между социалистическими и развивающимися странами ведёт к углублению разделения труда между ними. В ряде развивающихся стран при содействии социалистических государств создаются производств, предприятия с учётом постоянных поставок их продукция в СССР и другие страны.

М. р. т. между социалистическими и капиталистическими странами получает развитие в связи с расширением взаимной торговли на базе долгосрочных контрактов. В конце 60 - начале 70-х годов СССР заключил контракты с рядом стран Западной Европы о поставках природного газа, с Японией - о разработке лесных ресурсов Дальнего Востока и другие. Сотрудничество подобного рода взаимовыгодно и порождает разделение труда между странами на сравнительно длительное время. Расширяется практика заключения соглашений между хозяйственными организациями социалистических стран и капиталистическими фирмами о специализации и кооперировании производства (см. Международное экономическое сотрудничество). Углубление экономических отношений между социалистическими и капиталистическими странами на базе развития всемирного разделения труда создаёт основу для мирного сосуществования.

27. Платёжный бала́нс - это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени» . Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономии» (1767 г.) (Inquiry into the Principles of Political Economy). Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:

§ Расходов граждан за рубежом.

§ Платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам.

§ Предоставления денежных займов другим странам. [источник не указан 474 дня ]

Таким образом, первоначально платёжный баланс отражал только совершённые платежи, а не все внешнеэкономические операции с материальными, финансовыми и интеллектуальными активами (внешнеэкономические операции - это операции между резидентамии нерезидентами).

В то же время надо отметить, что концептуальные основы, логика и структура построения современного платёжного баланса базируется на предыдущих представлениях о предназначении платёжного баланса.

Становление интеграционных процессов

Международная экономическая интеграция

Экономическая интеграция - процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействие их воспроизводственных структур на различных уровнях, в различных формах.

Экономическая интеграция создает условия для ускорения интернационализации производства и капитала между странами - участницами этого процесса. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить следующей взаимосвязанной цепочкой:

Развитие производительных сил => МРТ => интернационализация производства и капитала (глобализация мировой экономики) => регионализация => экономическая интеграция.

Основные черты глобализации:

♦ изменение формы производства. Она переходит в международную форму в виде ТНК;

♦ изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т. е. ориентация национальной экономики и международные стандарты;

♦ принципиальные изменения в хозяйственной жизни - международные центры управления, СП, международные системы информации, система международных стандартов (ГАТТ/ВТО, МВФ, органы ООН и т. д.).

Признаки интеграции:

♦ взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

♦ глубокие структурные изменения в экономике стран – участниц

♦ необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

Условия интеграции:

♦ развитая инфраструктура

♦ наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база).

Уровни интеграции:

♦ макроэкономический (государственный уровень) - когда целенаправленная деятельность государства способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов;

♦ микроэкономический (межфирменный - ТНК) - на уровне отдельных компаний, которые в своей хозяйственной деятельности вступают в интеграционные процессы.

1. Преференциальное торговое соглашение: Форма соглашения, при которой страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

2. Зона свободной торговли . Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом в отношении к третьим странам у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС.


3. Таможенный союз. Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС.

4. Общий рынок . Полное устранение препятствий для перемещения всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как полное согласование экономической политики и т. д., выравнивание экономических показателей.

5. Экономический союз. Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.

Валютный союз . Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются:

♦ согласованное (совместное) плавание национальных валют;

♦ установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанка-ми стран-участниц;

♦ создание единой региональной валюты;

♦ формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.

В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения.

6. Полная экономическая интеграция. Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы.

Условия: общая налоговая система, наличие единых стандартов, единое трудовое законодательство и т. д.

Последствия и эффективность международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц

Преимущества:

♦ увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определение оптимального размера предприятия;

♦ рост конкуренции между странами;

♦ обеспечение лучших условий торговли;

♦ расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

♦ распространение передовой технологии.

Отрицательные последствия:

♦ отток ресурсов (факторов производства) из более отсталых стран ведет к перераспределению в пользу более сильных партнеров;

♦ олигопольный сговор между ТНК стран - участниц приводит к повышению цен;

♦ эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение