Производство материальных благ и услуг. Продукт и характер труда. Экономическая теория товара и денег

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Данная глава посвящена исследованию основных объектов современного рыночного хозяйства, а именно товара и денег . Отдельные экономические школы уделяли большое внимание этим категориям рыночной экономики , рассматривая их с разных сторон и по-разному трактуя их сущность.

Понятия "благо", "товар" и "услуги"

Деньги как развитая форма товарных отношений

Самый простой ответ на вопрос, что такое деньги , будет таким: деньги — это все то, что обычно принимается в обмен на товары и услуги.

Действительно, в прошлом многие вещи использовались как деньги — ракушки, слоновая кость, соль и др. Но такой ответ — не научный.

Существуют различные научные концепции возникновения и сущности денег, в том числе рационалистическая и эволюционная.

Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в обмене товаров необходимы специальные инструменты. Эта идея о деньгах как договоре безраздельно господствовала вплоть до конца XVIII в. Субъективный психологический подход к происхождению денег присутствует во взглядах и многих современных буржуазных экономистов.

Так, П.Самуэльсон определяет деньги как искусственную социальную условность. Американский экономист Дж.К.Гэлбрейт считает, что закрепление денежных функций за благородными металлами и другими предметами — продукт соглашения между людьми. Таким образом, деньги — это продукт соглашения между людьми.

Согласно эволюционной концепции происхождения денег, они возникли как результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Исследовав исторический процесс развития обмена и форм стоимости, можно понять, как из общей массы товаров выделился один товар, который выполняет роль денег и специальной функцией которого является выполнение роли всеобщего эквивалента. Такую концепцию разделяют и неоклассическая, и марксистская школы.

Согласно марксизму, чтобы понять сущность денег, необходимо проследить историческое развитие форм стоимости. Известны четыре формы: простая, или случайная; полная или развернутая, всеобщая и денежная.

На ранней стадии развития человеческого общества товарный обмен носил случайный, эпизодический характер. Ему соответствовала простая или случайная форма стоимости: товар А равен товару В этом примере товар А выражает свою стоимость в другом товаре, следовательно находится в относительной форме стоимости. Товар Б служит эквивалентом (равноценностью) стоимости товара А, следовательно, он находится в эквивалентной форме стоимости.

Полная, или развернутая, форма стоимости отражает более высокую ступень развития обмена, когда к одному какому-либо товару приравниваются другие товары.

Здесь присутствует множество эквивалентов. Эта форма стоимости показывает, что все товары соизмеримы между собой.

Дальнейшее развитие товарного производства и обмена приводит к постепенному исчезновению непосредственного обмена одного товара на другой и появлению всеобщей формы стоимости, при которой

Всеобщая форма стоимости характеризуется тем, что все товары начинают обмениваться на один товар, который играет роль всеобщего эквивалента — средства выражения стоимости всего товарного мира. В разных местах роль всеобщего эквивалента выполняли разные товары: и скот, и меха (в России — куны), и соль, и янтарь, и ракушки и т.п.

С развитием товарного производства обилие различных товаров, играющих роль всеобщего эквивалента, вступило в противоречие с потребителями растущего рынка . Последний требовал перехода к одному эквиваленту. Роль всеобщего эквивалента закрепляется за одним товаром, возникает денежная форма стоимости, которая закрепляется за драгоценными металлами (золотом и серебром) и может быть представлена формулой:

Золото стало деньгами в процессе исторического развития форм стоимости потому, что обладало совокупностью качеств, позволяющих ему лучше, чем другие товары выполнять функцию всеобщего эквивалента. К ним относятся:

  1. длительная сохраняемость;
  2. легкая делимость и соединимость без потери стоимости;
  3. высокая стоимость в небольшом количестве;
  4. относительная редкость золота в природе;
  5. качественная однородность всех частей при делении.

Из функции денег как средства платежа возникают кредитные деньги — векселя , банкноты, чеки . К кредитным деньгам относят также депозитные деньги (как систему межбанковских расчетов), а также электронные деньги (система расчетов с помощью ЭВМ, система СВИФТ), "пластиковые деньги", "кредитные карточки" "Америкен экспресс", "Юнион" и др.

В обращении использовались доденежные эквиваленты различного рода, а также билонные, металлические деньги, номинальная стоимость которых превышала стоимость содержащегося в них металла. Удельный вес расчетов с наличными деньгами значительно ниже безналичных с помощью кредитных денег.

В качестве средства платежа используются реальные деньги: золото, монеты, бумажные деньги, кредитные деньги.

Мировые деньги. Деньги функционируют не только внутри страны, но и в обороте между странами. Здесь они выполняют функцию мировых денег. Выходя за пределы внутреннего обращения, деньги сбрасывают с себя национальные мундиры, стирают местные масштабы цен и выступают в своей первоначальной форме — форме слитков золота.

Они выступают как:

  • мировые деньги;
  • общая мера стоимости;
  • всеобщее средство платежа;
  • всеобщее покупательное средство;
  • всеобщее воплощение общественного богатства.

Все функции денег органически связаны между собой. Сущность денег проявляется не в какой-либо одной функции, а во всех функциях.

Изучение происхождения денег, их сущности и эволюции — важнейшее условие познания природы современных денег и их эффективного использования в рыночной экономике .

Эволюция денег в денежной системе индустриального общества

Излишние затраты на средства обращения, которые осуществляют лишь смену форм стоимости и обусловливают замену денежных единиц в виде золота кредитно-бумажными деньгами, что повышает эффективность средств обращения и скорость обращения денег, не рациональны.

Вытеснение золота кредитными деньгами происходит путем использования кредитных карточек. Первая кредитная карточка появилась в США в 1915 г. в виде долговой карточки. Она сочетает платежно-расчетную и кредитную функции и является своеобразным именным заменителем чека . Карточка сделана из пластика в виде прямоугольника размером 86 х 54 мм, выдается клиентам специальными компаниями и банками, на ней должна быть фамилия и подпись владельца. В момент приобретения товара вместо его оплаты наличными деньгами или выписки чека предъявителя подается кредитная карточка. Продавец вписывает в счет номер карточки и после подписи клиентом товар считается купленным. Счет посылается банку, который оплачивает его и записывает соответствующую сумму на счет задолженности по карточке. Запись вносится раз в месяц, поэтому владелец иногда фактически пользуется беспроцентным кредитом 30 дней. В обращении функционируют различного вида кредитные карточки: возобновляемые (карточки имеют лимит, после погашение задолженности по лимиту она возобновляется) — это "Виза", "Экспресс" и др.; одномесячные — например, "Америкен экспресс", "Дайнерс клаб"; в которых указан срок погашения задолженности — конец месяца; фирменные — "Америкен экспресс", "Трасткард", которые оплачивают различные служебные расходы ; премиальные или "золотые" — "Алекс гоулд кард", "Гоулд Мастеркард", "Премьер кард Виза", эти карточки не имеют лимита, дают право на кредит по льготной ставке, обеспечивают солидную страховку от несчастных случаев и бронирование мест в отелях.

В середине 80-х годов во всем мире насчитывалось приблизительно 137 млн держателей карточек "Виза", а годовой оборот составил 107 млрд дол. К концу 80-х годов оборот удвоился. В России первые кредитные карточки были выпущены в 1993 г.

Следующим этапом процесса эволюции денег стал выпуск дебет-карточек, которые получили широкое распространение благодаря системе автоматической выдачи наличных. Эта система расчетов с помощью ЭВМ получила название "электронных денег". Большое распространение получает сегодня в мире "смарт-карточка", в которую вмонтирован микрокалькулятор, работающий на полупроводниках с интегральной схемой, имеет собственную память, по сути она представляет собой электронную чековую книжку.

Банковские карточки прошли эволюцию от фирменных к местным, региональным, затем общенациональным и теперь уже международным расчетам. Так, сейчас рекламируется "еврокарточка", выпущенная ведущими банками Западной Европы. Широко известная система СВИФТ (в переводе с английского — "общество международных межбанковских телекоммуникаций") — это система электронной передачи информации по международным банковским расчетам через спутниковую связь.

На мировом рынке функцию мировых денег сегодня выполняет не золото, а валюта — денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара.

Понятие "валюта" применяется в трех значениях: денежная единица данной страны; денежные знаки иностранных государств , а также кредитные и платежные средства в международных расчетах, выраженные в иностранной денежной единице — денежная валюта; международная денежная расчетная единица и платежное средство (ЭКЮ). Важным условием функционирования мировых денег является разнокачественность денежного товара, его конвертируемость.

Итак, если золото заменяется повсеместно бумажно-кредитными деньгами, то встает вопрос: каковы же природа и сущность современных денег?

В западной экономической литературе этот вопрос дискутируется уже второе столетие, точек зрения высказано великое множество, сходятся в большинстве случаев они в одном — отрицают товарную природу современных денег. Основное различие этих позиций в том, что одни экономисты определяют природу денег как ликвидность, а другие рассматривают сущность денег как декретные деньги.

Современную бумажно-кредитную денежную систему называют "фидуциарной" (в переводе с латинского — "сделка , основанная на доверии").

Устойчивость современных денег определяется сегодня не золотым запасом, а количеством бумажных денег, необходимых для обращения.

Согласно марксистской теории, количество денег, необходимых для обращения, определяется по формуле:

Где КД — количество денег в обращении; СцТ — сумма цен товаров, подлежащих реализации; К — сумма цен товаров, проданных в кредит; П — сумма платежей по кредитам, срок оплаты которых наступил; В — сумма взаимопогашающихся платежей; СО — скорость оборота денежной единицы, выраженная средним числом ее оборотов.

Большинство экономистов Запада пользуются математической формулой, предложенной американским экономистом И.Фишером (которая известна как "уравнение обмена"), показывающим зависимость уровня цен от денежной массы:

Где M — денежная масса; V — скорость обращения денег; Р — уровень товарных цен; Q — количество обращающихся товаров.

В соответствии с данной формулой объем денежной массы можно определить по формуле:

а уровень товарных цен определяется по формуле:

Формула И.Фишера позволяет в первом приближении объяснить феномен инфляции . Инфляция — это нарушение закона денежного обращения, проявляющееся в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями в них оборота, или обесценивание денег, сопровождаемых ростом товарных цен.

И действительно, мировой опыт показывает, что прирост денежной массы обязательно вызывает через 2—3 месяца рост инфляции. Так, за 1988—1992 гг. среднегодовые темпы прироста денежной массы в США равнялась 5,41%, а среднегодовые темпы инфляции составляли 4,9%, во Франции соответственно 10,6 и 2,9%, в Японии — 5,6 и 2,2%. Быстрый экономический рост в Германии и Японии сказался на уменьшении темпов инфляции в этих странах. В России при значительном сокращении производства среднемесячные темпы прироста денег в 1993 г. в 17,3% вызвали инфляцию с темпом роста 20—25% в месяц.

С обесцениванием бумажных денег тесно связаны такие экономические явления, как девальвация и деноминация.

Девальвация означает понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, серебру или какой-либо другой валюте. В большинстве случаев это сопровождается появлением большого числа нулей на купюрах.

Деноминация — явление, противоположное девальвации, это укрупнение денежной единицы страны.

Деноминация — чисто техническая процедура, в результате которой денежная масса, находящаяся в обращении, не увеличивается, количество выводимых из обращения старых купюр будет равно количеству новых вводимых в обращение денежных знаков. В большинстве случаев коэффициентом укрупнения является единица с одним или несколькими нулями (10, 100, 1000 и более). По этому коэффициенту ранее выпущенные денежные знаки обмениваются на новые. Одновременно по этому же коэффициенту пересчитываются товарные цены, тарифы за услуги, заработная плата и др.

В бывшем СССР деноминация проводилась несколько раз. В 1922 г. 1 руб. новыми деньгами приравнивали к 10 тыс. руб. на старые деньги. В 1923 г. 1 руб. приравнивали к 100 руб. выпуска 1922 г. или к 1 млн руб. денежных знаков всех прежних выпусков. Затем в СССР в 1924 г. произошла еще одна деноминация, при которой 1 новый рубль был равен 20 тыс. руб. в советских знаках образца 1923 г. или 50 млрд руб., выпущенных в обращение до 1922 г., причем обмен был ограничен сроком до 30 апреля 1924 г., когда 1 новый рубль равнялся 10 старым. С 1 января 1998 г. произошла последняя в XX в. деноминация рубля в России и замена обращающихся рублей на новые в соотношении 1000 руб. старого образца к 1 руб. в новых деньгах. При этом в течение всего 1998 г. параллельно обращались и старые и новые денежные знаки. К 1 января 1999 г. все денежные знаки старого образца в основном изъяты Банком России из оборота и прекратили обслуживать денежное обращение. Но они будут обязательны к обмену учреждениями Банка России до 31 декабря 2002 г.

Эволюция денег нашла отражение в изменении их функций. Так, функция средства обращения перестала выполнять роль стихийного регулятора денежной массы в обращении. Это можно объяснить тем, что при обращении неразменных денежных знаков золото не может автоматически перейти из сокровища в обращение и обратно, что было возможно при золотом стандарте. Сегодня золото продолжает выполнять функцию сокровища, но в ограниченных масштабах.

В условиях неустойчивости экономической, политической, валютной золото выступает в качестве сокровищ, как своеобразный страховой фонд государства и частных лиц.

Золотые резервы гарантируют государствам, частным лицам относительную экономическую независимость. Государственные и частные золотые запасы выступают в качестве всеобщего богатства. На рынках золота происходит размен кредитных денег на золото. Огромные масштабы накопления золота — подтверждение роли золота как средства образования сокровищ.

Кредитные и бумажные деньги не могут выполнять функцию средства образования сокровищ, так как не имеют собственной стоимости. Но они обладают представительной стоимостью и выступают в роли функции средства накопления. В условиях товарного производства накопление происходит в денежной форме. Деньги в функции накопления обслуживают процесс воспроизводства (производство, распределение, обмен, потребление).

Что касается мировых денег, в современных условиях в них произошли изменения:

  1. в качестве функциональных форм мировых денег широко используются конвертируемые (обмениваемые на иностранные валюты) национальные кредитные деньги и международные счетные денежные единицы (СДР) и ЭКЮ;
  2. золото используется лишь в крайних случаях для погашения сальдо платежного баланса и опосредованно путем предварительной продажи на национальные валюты, в которых выражены международные обязательства .

Существовавшая еще в XVI и XVII вв. металлическая теория денег отождествляла деньги с благородными металлами, рассматривая золото и серебро как единственный вид денег, и признавала лишь те функции, для выполнения которых требовались лишь металлические деньги (мера стоимости, средство накопления, мировые деньги). Сторонники современной металлической теории отстаивают необходимость золотого стандарта, доказывая, что и сегодня роль золота как денежного товара якобы не падает, о чем свидетельствует стремление центральных банков собрать в своих запасниках как можно больше золота. Эта идея возврата к золотому стандарту нереальна, ибо развитие экономики немыслимо без широкой системы государственного регулирования сферы денежного обращения и кредита. Последнее не совместимо с системой золотого стандарта.

Таким образом, несмотря на огромный поток исследований во всей многовековой истории человеческой мысли, вопросы природы, сущности и эффективности использования денег продолжают оставаться невыясненными до конца. Известный английский экономист У. Джевонс по этому поводу образно выразился так: "Деньги для экономической науки — это то же, что квадратура круга в геометрии".

Анализом денег мы завершаем исследование основных экономических форм (товарной и денежной) товарного богатства в рыночной экономике.

Основы статистики потребления населением благ и услуг материального характера

Структура и уровень потребления населением благ и услуг являются важнейшими характеристиками уровня жизни общества, в котором объекты статистического наблюдения – это потребительские единицы.

Исследования в данной области позволяют сопоставить отдельные домохозяйства и потребительские единицы.

Ключевым аспектом исследования статистики потребления является анализ обеспеченности населения продовольственной продукцией. С этой целью органы государственной статистики выстраивают балансы продовольственных запасов. В таких балансах отражается движение товаров от производства до конечного потребления, с их помощью можно провести текущий анализ и спрогнозировать будущую ситуацию на продовольственном рынке, оценить потребности в импортируемой продукции, определить фонды потребления. Источники данных для составления балансов – это формы отчетности на сельскохозяйственных предприятиях, предприятиях торговли и промышленности, результаты анализа бюджетов домохозяйств и статистика таможни.

Замечание 1

Результаты статистики потребления находятся в зависимости от общего экономического состояния государства, государственной политики, а также от индивидуальных потребительских предпочтений, которые определяют их поведение.

Объектами статистики потребления благ и услуг материального характера выступают блага и услуги, предоставляемые населению и удовлетворяющие человеческие потребности.

Особенности анализа потребления

Определение 1

Под потреблением понимается использование общего продукта с целью удовлетворения потребностей.

Потребление подразделяется на:

  • Производственного типа, при котором используются средства для изготовления продукции;
  • Непроизводственного типа, большая часть которого – это личное потребление. Под личным потреблением следует понимать использование человеком продуктов для своего развития и обеспечения жизнедеятельности.

Потребление личного характера выполняет социальные и экономические функции. Социальными функциями являются: повышения материального благосостояния граждан, формирование всесторонне развитой личности. Экономическими – воспроизводство потребностей, регулирование структуры и объема производства, воспроизводство рабочей силы.

Объем потребления имеет следующие составляющие:

  • Потребление обществом материальных благ;
  • Потребление материальных услуг;
  • Материальное потребление в непроизводственной сфере;
  • Стоимость нематериальных услуг, потребляемых населением.

Потребление может быть как платным, так и бесплатным. Платное потребление происходит за счет собственных доходов граждан. К бесплатному потреблению относится потребление услуг и товаров в сфере образования, здравоохранения, культуры и других.

Потребление и производство активно оказывают влияние друг на друга. Задача производства состоит в обеспечении потребления. Уровень, динамика и структура потребления являются важнейшими элементами жизни людей. Уровень потребления отражает характер социально-ориентированной экономики рыночного типа.

Каждый гражданин страны, осуществляющий потребление, должен быть обеспечен:

  1. Государственной защитой своих интересов;
  2. Гарантированным минимальным уровнем потребления;
  3. Надлежащим качеством продукции;
  4. Безопасной продукцией, полной и достоверной информацией о ней;
  5. Правом на полное возмещение ущерба, который был причинен товарами ненадлежащего качества;
  6. Правом на обращение в судебные инстанции и другие уполномоченные органы государства;
  7. Правом на объединение в общественные потребительские организации.

Чтобы провести анализ потребления населения, необходимо выделить основные составляющие рассматриваемой системы. Это позволит учесть все особенности при расчете показателей, исследовать тенденции и закономерности процесса.

При анализе потребления применяются следующие группировки:

  • По материальному составу и форме выявления услуг и благ: продукты и услуги материального характера, нематериальные услуги, общие услуги, т.е. сумма материальных и нематериальных услуг, износ имущества, общее потребление (сумма материальных продуктов, общих услуг и износа имущества).
  • По источнику финансирования: осуществление потребления за личные доходы, потребление за счет средств общественных фондов.
  • По направленности благ и услуг: товары продовольственного типа, предметы гардероба, потребление жилья, потребление ресурсов, потребление услуг здравоохранения, потребление услуг связи транспорта и др.
  • По ключевым каналам поступления: торговля в розницу, предприятия, которые оказывают материальные и нематериальные услуги, потребление продукции собственного производства, потребление услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

Основные показатели, характеризующие потребление материальных благ и услуг

Для того, чтобы оценить потребление населением благ и услуг, применяются различные индексы и коэффициенты.

Оценку динамики общего потребления проводят при помощи агрегатного индекса уровня потребления I(оп), расчет которого осуществляется по формуле:

Рисунок 1. Динамика общего потребления, Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Где: $a_1, a_0$ – это количество потребленной продукции в отчетном периоде и в базисном, $b_1, b_0$ – потребленные услуги в отчетном периоде и в базисном, $p_0, r_0$ – стоимость продукции и тарифы на определенные услуги в базисном периоде.

Чтобы провести статистическую оценку зависимости потребительского объема от доходов применяется коэффициент эластичности $К_э$, характеризующий величину повышения или же снижения потребления услуг и товаров при увеличении доходов на 1%:

Рисунок 2. Коэффициент эластичности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Где $x$ и $y$ – это начальные потребление и доход.

Если $К_э$ больше единицы, то это говорит о превышении скорости потребления над доходами;

Если $К_э$ равен единице, то доход и потребление находятся в пропорциональной зависимости;

Если $К_э$ меньше единицы, то доходы растут быстрее по сравнению с потреблением.

Опосредствующим звеном между потребностями людей и ресурсами, при помощи которых их можно удовлетворить, является процесс производства .

Некоторые ресурсы являются готовыми для потребления благами. К ним можно отнести воздух, солнечный свет, воду. Но большинство ресурсов требуют некоторого видоизменения или воздействия со стороны человека, прежде чем станут готовыми для потребления благами. Прежде чем потребить многие полезности, требуют затрат труда на их добывание и присвоение. Под трудом, прежде всего, следует понимать «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Первоначально труд существует в чистой форме, а затем принимает форму производства. Исторически исходными и на сегодня самыми простыми формами труда были и есть собирательство, охота, рыболовство. Они обеспечивают присвоение готовых продуктов природы. В таком случае имеется труд, но нет производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ. В данном процессе человек видоизменяет вещество природы. При этом изменение вещества природы может происходить как под действием сил природы, так и под действием труда человека. Процесс труда невозможен без непосредственного участия человека, в то время как процесс производства может продолжаться и без него. Например, выращивание пшеницы требует относительно небольшого времени участия человека в процессе производства. Это в основном посев семян и уборка урожая и какие-то гидрохимические работы, предусмотренные технологией производства. В остальное время выращивание пшеницы происходит без участия человека, под действием сил природы.

Таким образом, производство не сводится только к труду. Процесс труда является главным, но не единственным составляющим процесса производства. Важная роль в производстве отводится природному фактору.

Процесс труда как главный элемент процесса производства невозможен без наличия трех простых его моментов: предметов труда, средств труда и собственно самого труда человека.

Предметы труда – это то, что преобразуется в процессе производства материальных благ. В процессе труда человек воздействует на предметы труда, видоизменяя их до пригодного для потребления состояния. Предметы труда, претерпевшие уже воздействие человеческого труда, но предназначенные для дальнейшей обработки, называются сырым материалом, или сырьем . Например, железная руда в шахте – предмет труда, но не сырье, так как она еще не подвергалась воздействию человеческого труда. А железная руда, предназначенная для использования, например, в металлургии – это уже сырье и предмет дальнейшей переработки.

Человек воздействует на предметы труда не голыми руками. То, что он помещает между собой и предметами труда и воздействует с помощью этого на предметы труда, называется средствами труда .

Из всех средств труда наибольшее значение имеют механические средства труда – машины, инструменты, т. е. орудия производства. При помощи их человек непосредственно воздействует на предметы труда. К средствам труда относятся также производственные здания, дороги, коммуникации и т. п., так называемая сосудистая система процесса производства. Орудия производства относятся к активной части средств труда, а здания, сооружения и т. п. – к пассивной.

Предметы и средства труда в совокупности называются средствами производства . В процессе производства они выступают как вещественный фактор .

Третьим компонентом процесса труда является сам труд или целесообразная деятельность человека. Труд – исключительное достояние человека. Человек – и в этом одно из главных его отличий от животного – трудится сознательно, т. е. целесообразно опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, производит и воспроизводит необходимые ему средства существования.

Для того, чтобы трудиться, люди должны быть носителями рабочей силы. Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, которые запускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо материальные блага. В процессе производства рабочая сила выступает как личный фактор.

Таким образом, впроцессе производства средства производства являются вещественным, а рабочая сила личным фактором производства. Заметим, что не все ресурсы являются факторами производства, а только те, которые используются в процессе производства.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – изд. 2-е. – Т. 23. – С. 188.

Человеческая история насчитывает тысячелетия, но во все времена человеку были и остаются необходимы воздух, вода, одежда, жилье. Все, в чем нуждается человек, чем он удовлетворяет свои потребности, называется благами.

Благами могут быть как вещи, так и действия, в которых нуждается человек. Для того чтобы разумно организовать свою жизнедеятельность, человеку необходимо разбираться в этих благах. В настоящее время различают блага:

· данные природой и производственные;

· потребительские и инвестиционные;

· частные и общественные;

· воспроизводимые и невоспроизводимые;

· свободные и ограниченные.

Природа дает человеку воздух, воду, землю, и эти блага есть необходимое условие существования человеческого общества. Это природные блага. Человек единственное существо на планете, способное трансформировать, то есть преобразовывать вещество природы в необходимые ему блага. Из дерева человек может сделать стол, стул и все, что ему потребуется. Такие блага называются производственными. В зависимости от того, как мы их используем, различают потребительские и инвестиционные блага. То, что предназначено для потребления в домашних хозяйствах, становится потребительским благом. Это вся совокупность бытовых приборов, мебели, одежды, продуктов питания. Инвестиционные блага включают в себя сырье, машины, оборудование, которые необходимы для производства других благ. Автомобиль, используемый для перевозок сырья на предприятии, относится к инвестиционным благам, а используемый в быту -- к потребительским.

В зависимости от того, чьи потребности удовлетворяет то или иное благо, различают частные и общественные блага. Домашний автомобиль -- это частное благо. Общественный парк, посещением которого наслаждаются многие граждане -- общественное благо.

Важнейшей для нас характеристикой благ, которая никак не связана с их физическими свойствами, является разграничение свободных и ограниченных благ. Свободные блага имеются в количестве, превышающем потребности людей в данный момент. Примером может служить воздух. Ограниченными являются блага, потребность в которых больше, чем их имеется, то есть спрос на которые превышает предложение. Именно ограниченность благ становится условием, которое побуждает человека искать возможность получить эти блага и заняться бизнесом. Ограниченные блага возникают потому, что не все блага могут быть произведены. В зависимости от возможности пополнить запасы потребляемых благ их разделяют на воспроизводимые и невоспроизводимые. В природе имеются ограниченные запасы нефти, газа и других природных ресурсов. В процессе своей жизнедеятельности человек потребляет их, но не в состоянии восполнить запасы, которыми располагает наша планета. Это пример невоспроизводимых благ. Образцом воспроизводимых благ может быть бумага, которая потребляется для передачи знаний и постоянно воспроизводится для удовлетворения определенных потребностей людей. Очень важно понимать, что возможность воспроизводить блага ограничена количеством благ, имеющихся в природе. Так, например, бумага может быть произведена из папируса, пергамента, риса, древесины. Запасы сырья для производства папируса редки, пергамент очень трудоемок в производстве, не так много климатически пригодных мест для выращивания риса. Поэтому бумага, произведенная с помощью технологий, использующих дерево в качестве ресурса, -- самая распространенная. Эти обстоятельства характеризуют ограниченные материальные блага по отношению друг к другу с точки зрения редкости. Вторая существенная характеристика ограниченных материальных благ -- недостаточность. Эта черта связана с потребностями общества в благах. А если удовлетворение потребностей идет за счет одного ресурса (запаса), то возникает проблема выбора какую из них удовлетворить и в какой мере. Поэтому выбор становится важным действием в экономике, обусловленным ограниченными материальными благами. Существование человека связано не только с удовлетворением имеющихся потребностей, но и с тем, что потребности постоянно растут, развиваются. Ограниченные материальные блага препятствуют удовлетворению потребностей. Для преодоления этого, естественного в нашей природе ограничения, человек заинтересован или сам произвести необходимые ему блага, или найти возможность получить их каким-либо другим путем.

Стремясь удовлетворить свои потребности, каждый человек реализует личные способности. При этом есть качества, в той или иной мере присущие всем членам общества.

Человек -- это активная, движущая сила. Ему от природы присущи качества таким образом, которые специфически реализуются в условиях ограниченности материальных благ, что возникает бизнес. Глубинное качество человека, на которое обращал внимание еще основатель политической экономии Адам Смит, -- это природный эгоизм. В условиях рынка это человеческое свойство проявляется особенным образом.

Рынок -- механизм обмена, который сводит продавцов и покупателей продукта.

Мы получаем свой хлеб не по милости пекаря, а из его эгоистического интереса. Пекарь хочет заработать. Мы хотим хлеба. Мы вступаем во взаимодействие друг с другом по поводу хлеба. Не ради другого, не в порыве заботы о преуспевании другого, а из своих эгоистических побуждений, исходя из своих экономических интересов. Наши собственные интересы побуждают нас находить нужды, потребности других членов общества, так как, удовлетворяя их, мы добиваемся своих эгоистических целей.

Такое человеческое качество, как стремление к росту благосостояния, с одной стороны, проявляется во все большем росте потребностей индивидуума, с другой, заставляет его искать неудовлетворенные потребности в обществе и осуществлять то, что нужно другим. Руководствуясь своей потребностью, стремясь увеличить свое благосостояние, человек делает то, в чем нуждается общество в целом.

Адам Смит писал: «Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратиться к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них... Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, что тебе нужно, -- таков смысл высказывания всякого подобного предложения. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим о наших нуждах, а об их выгодах».

Выгода движет человеком, когда он вступает в отношения обмена. Обмен -- это ключевое звено бизнеса. Без обмена бизнес не существует. Через обмен человек получает возможность приобрести то, что ему необходимо для удовлетворения своей потребности. Именно в результате обмена индивидуум получает необходимый ему продукт. Выбор, который делает человек при обмене, всегда обусловлен выгодой. Выгода всегда связана с экономией рабочего времени, и поэтому обмен и выгоден, и нужен всем участникам. При этом выгода выступает в форме материальных благ.

Склонность к обмену -- важнейшее человеческое свойство, лежащее в основе устройства экономической жизни общества. Ни одно живое существо в природе не обладает таким качеством. Только человек способен обменяться с другими принадлежащими ему благами.

Отношения обмена делают возможными разделение и специализацию труда, что позволяет добиться экономии рабочего времени при изготовлении продуктов. Эти отношения, по существу, создают экономическую систему. Адам Смит писал, что экономическая система по сути своей -- это громадная сеть связей между специализированными производителями, которых соединяет «склонность к мене, торговле, к обмену одного предмета на другой». В разделении труда синтезируется эгоистическая и коллективистская природа человека. Работая на себя, на удовлетворение своих потребностей, индивидуум специализируется на отдельном виде деятельности, предполагая удовлетворить результатами своего труда, теми материальными благами, которые он производит, отдельных членов общества, и, в свою очередь, получить взамен удовлетворение своих потребностей.

Особенным человеческим качеством, лежащим в основе устройства экономической жизни общества, является стремление к совершенству. Все, что бы ни делал человек, он все время совершенствует.

Поэтому растет предложение все более совершенных материальных благ, появляются потребности в них, растет общая совокупность потребностей общества.

Дух соперничества, присущий человеку, проявляется на рынке в форме конкуренции. Все производители стремятся удовлетворить платежеспособный спрос на материальные блага продуктами своего производства и получить от этого выгоду. Поэтому они стремятся сделать качество производимых продуктов выше, чем другие производители, продавать их по ценам, обеспечивающим выгоду, но ниже, чем цены других производителей. Каждый из производителей материальных благ на рынке выбирает для своей деятельности то, что считает для себя наиболее выгодным. Поскольку этот выбор никто не ограничивает, он происходит свободно, то чаще всего складывается ситуация, когда несколько производителей занимаются изготовлением аналогичных продуктов. При этом взаимоотношения между производителями принимают настолько резкие формы, за что они получили название «конкурентная борьба».

Склонность к копированию, подражательность делает возможным для отдельных производителей быстро перенимать удачный опыт на рынке, что дает возможность обществу быстрее развиваться, создает условия для технического прогресса.

Все это не мешает участникам рыночных отношений обладать качеством, которое называется «жажда справедливости». Осуществляя обмен произведенных продуктов, каждый стремится добиться эквивалентности, то есть справедливости в его пропорциях. Каждый из участников стремиться защитить свою собственность.

Чувство собственности, присущее человеку, -- одно из основных качеств, на котором базируется экономика. Именно это качество побудило человечество создать сложнейший механизм закрепления за отдельным индивидуумом его собственности. Собственность проявляется через права владения, пользования, распоряжения материальными благами. Стремление иметь собственность является самым сильным побудительным мотивом для трудовой деятельности людей.

Одним из удивительнейших человеческих качеств является природный гуманизм. Настолько сложна природа человека, что наряду с погоней за собственной выгодой, людям не безразлично положение других членов общества, их судьба. Многие оказывают помощь пострадавшим после природных катаклизмов, помогают слабым и больным. По мере насыщения рынка различного рода материальными благами покупатели начинают интересоваться не только самими продуктами, которые они покупают для удовлетворения своих потребностей, но и производителями, их гражданской позицией в обществе.

Все эти качества в совокупности формируют экономическую жизнь общества, принципы взаимодействия отдельных его членов. Их знание позволяет грамотно анализировать происходящие в хозяйственной жизни процессы и правильно организовывать поведение своей фирмы на рынке.

1. Понятие производства. Материальное и нематериальное производство. Продукт труда, его виды

2. Ресурсы и факторы производства. Ограниченность ресурсов

и проблема выбора. Кривая производственных возможностей.

Альтернативная стоимость.

Для удовлетворения все возрастающих потребностей людей

необходимо наличие определенных ресурсов. Ресурсы это сово-

купность всех необходимых условий, используемых при создании

благ; это возможности, которыми обладает и которые применя-

ет общество в конечном счете для удовлетворения своих потреб-

ностей.

Ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые ,

воспроизводимые и невоспроизводимые. Среди ресурсов выде-

ляют экономические, рассматриваемые с точки зрения ограничен-

ности и редкости.

Различают природные ресурсы, т. е. данные природой (земля и

ее недра, леса, воды); трудовые (люди с их навыками и способностя-

ми в трудоспособном возрасте); капитальные (средства производ-

ства – средства и предметы труда) (схема 2.4).

Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, принимают фор -

му факторов производства. Существует такие факторы произ-

водства , как труд , земля, капитал, предпринимательская спо-

и информация (схема 2.5).

Процесс труда сознательная целесообразная деятельность

человека, направленная на преобразование вещества природы ради

удовлетворения своих потребностей. Понятие «труд» тесно связа-

но с такими понятиями, как «рабочая сила» и «человек». Рабочая

сила – это способность человека к труду, совокупность физических

и интеллектуальных способностей, реализуемых в процессе трудо-

вой деятельности. Человек – носитель рабочей силы. Все эти три

понятия характеризуют труд как фактор производства.

Капитал как фактор производства – это средства производ-

ства , используемые в процессе производства. Они включают пред-

меты и средства труда. Средства труда – это вещь или комплекс

вещей, чем или с помощью чего человек производит блага. Сред-

ства труда включают в себя орудия труда , то, чем человек непосред-

ственно воздействует на предметы труда (машины, оборудование,

инструменты). Второй элемент средств труда – материальные усло-

вия труда (здания, сооружения, дороги, мосты). Третий – емкости

(цистерны, ящики, бочки), используемые для хранения сырья и го-

товой продукции.

Предметы труда – это то, на что направлен труд человека, или

то, из чего производятся блага. Предметы труда включают в себя

предметы труда, данные природой (земля и полезные ископаемые),

и сырье (предметы, подвергшиеся обработке человеком и предна-

значенные для дальнейшей переработки). Сырье, в свою очередь,

делится на готовую продукцию (годную к конечному потреблению

и предназначенную для дальнейшей переработки), и полуфабрика-

ты (предметы труда, для конечного потребления обязательно тре-

бующие доработки). К полуфабрикатам можно отнести макароны,

пельмени, муку, к готовой продукции – молоко, хлеб, яблоки.

Предпринимательская способность – это способность челове-

ка заниматься предпринимательской деятельностью. Предприни-

мательская способность включает в себя такие характерные черты:

идти на риск собственным капиталом; способность соединить во-

едино факторы производства; принимать решения и нести за них

ответственность; всегда быть в творческом поиске.

Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены.

Огра ниченность ресурсов – проблема, с которой сталкиваются все

субъекты хозяйствования – и бедные, и богатые, и отдельные люди,

и предприятия, и страны. Однако эта проблема имеет относитель-

ный, а не абсолютный характер. Во-первых, в будущем количество

ресурсов может измениться, а во-вторых, какова бы ни была ве-

личина ресурсов, их все равно не хватит, чтобы удовлетворить все

неограниченные потребности человека. В условиях ограниченности

ресурсов субъект всегда стоит перед проблемой выбора. Но, выбрав

один вариант использования ресурса, субъект должен отказаться

от других, альтернативных вариантов его использования. Альтер-

нативная стоимость – это наиболее предпочтительный вариант

использования ограниченного ресурса, от которого пришлось от-

казаться .

Проблема выбора находит свое выражение в кривой производ-

ственных возможностей (КПВ) (схема 2.6). Кривая производствен-

ных возможностей это геометрическое место точек (E, L, M,

F и др.), показывающее множество альтернативных вариантов

максимального производства двух товаров при полном использо-

вании всех ресурсов. Кривая имеет нисходящий вид, т. к. для увели-

чения производства одного товара, при неизменных ресурсах, надо

уменьшить производство другого товара. Кривая имеет выпуклый

вид, т. к. ресурсы полностью не взаимозаменяемы. И при большем

увеличении производства одного товара надо отказываться все от

большего числа другого, т. е. альтернативная стоимость растет.

Точка D на графике показывает желательный, но недостижимый

при данных ресурсах вариант производства двух товаров. Точка С

характеризует вариант неполного использования ресурсов, когда су-

ществует хроническая недогрузка производственных мощностей, без-

работица.

Со временем, когда количество применяемых ресурсов изме-

нится, кривая производственных возможностей может сместиться

влево или вправо. Когда количество ресурсов в стране увеличива-

ется (растет иммиграция, рождаемость, открываются новые залежи

полезных ископаемых), кривая производственных возможно стей

сдвигается вправо, показывая увеличение производства товаров.

В случае сокращения численности применяемых ресурсов в резуль-

тате войн, стихийных бедствий, эпидемий, исчерпанности залежей

полезных ископаемых кривая производственных возможностей

сдвигается влево, что свидетельствует о сокращении объемов про-

изводства.

Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удов-

летворять свои потребности, для чего необходимы определенные

ресурсы. Ресурсы ограничены, их всегда не хватает, чтобы удовлет-

ворить неограниченные потребности людей. Поэтому человек всег-

да стоит перед проблемой выбора. Раскрытию этих вопросов пос-

вящена данная тема.

Потребность – это нужда человека в чем-либо. Потребности

следует отличать от желаний. Существуют классификации потребно-

стей по различным признакам. По степени первоочередности удов-

летворения потребности подразделяют на первичные (в продуктах

питания, одежде, обуви, мебели) и вторичные (в образовании, ме-

дицинском обслуживании, туризме и т. д.). По форме по требности

разделяются на материальные (одежда, обувь, жилище), духовные

(книги, музыка), социальные (в уважении, в труде). По призна-

ку насыщаемости потребности можно разделить на насыщаемые

(в продуктах питания, предметах потребления длительного пользо-

вания) и ненасыщаемые (в туризме, спорте, саморазвитии). С точ-

ки зрения субъекта выделяют потребности индивидуальные (от-

дельного человека), коллективные (группы людей, предприятия)

и общественные (потребности общества в целом в общественных

товарах – музеях, парках, маяках). По направленности потреб-

ности подразделяют на личные (отдельных субъектов в предметах

по требления) и производственные (потребности предприятий в

сред ствах производства), Предметы потребления – это блага, ко-

торые используются физическими лицами для удовлетворения их

личных потребностей (продукты питания, одежда, жилище, пред-

меты по требления длительного пользования). Средства произ-

водства – это совокупность средств труда (машин, оборудования,

с помощью которых происходит производство благ) и предметов

труда (сырья, материалов, из которых производятся блага). Средс-

тва производства потребляют предприятия (фирмы) в процес-

се производства благ. По положению в иерар хической системе

потребности подразделяют на абсолютные, действительные, по-

тенциальные, реальные, фактические. Абсолютные потребности

(высший уровень) представляют собою идеальный, внутренний

побудительный мотив к потреблению. Это общие потребности в

одежде, еде, духовном развитии, пр. Они существуют на протяже-

нии всей истории существования человечества. Действительные

потребности (второй уровень) имеют относительный характер

и от ображают объективную, то есть сознательно осмысленную,

потребность человека в конкретных потребительских благах

(предметах потребления и услугах), необходимых для расширен-

ного воспроизводства рабочей силы и всестороннего развития

личности. Они характе ризуют общие потенциальные возмож-

ности общества. Реальные потребности (третий уровень) могут

быть удовлетворены в каждый данный момент имеющимися воз-

можностями производства и социальными условиями. Платеже-

способные потребности (четвертый уровень) - это те потреб-

ности, которые в рыночных условиях могут быть реально удовлет-

ворены определенными объемами предложения товаров и услуг,

и они обязательно обеспечены денежным покрытием. Фактичес-

кие потребности (самый низкий, пятый уровень) определяют-

ся объемом средств существования, который практически может

обеспечить физическое выживание человека (схема 2.1).

Наиболее распространенной в экономической литературе явля-

ется классификация потребностей по А. Маслоу (схема 2.2). Са-

мые низшие потребности – физиологические. Это базовые потреб-

ности. Потребности более высокого уровня – в безопасности. Эти

два вида потребностей имеют все живые организмы. Потребности

в социальных контактах, в уважении – более высокого уровня, они

присущи только человеку. Потребность в саморазвитии является

наивысшей.

Величина потребностей регулируется всеобщим экономичес-

ким законом возвышения потребностей (схема 2.3). В соответ-

ствии с этим законом величина и структура потребностей опреде-

ляется уровнем развития производительных сил.

Уровень развития производительных сил в свою очередь зависит

от уровня развития человека (его образования, квалификации, куль-

туры) и средств производства.

Величина потребностей также зависит от образования людей,

уровня их доходов, окружения, возраста, пола и т. п.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение