Представление о личности в деятельностном подходе. В науке проявляются два подхода к личности

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Одной из вечных проблем, прошедших через тысячелетия, является проблема личности, ее прав, свобод и обязанностей. Человеческая жизнь приобретает смысл лишь в условиях подлинной свободы, и лишь в условиях свободы личность получает возможность для своего гармоничного совершенствования. Поэтому, прежде чем ответить на вопрос о соотношении свободы и ответственности, следует рассмотреть проблему личности, ее природу и сущность.

Проблемой личности, в той или иной мере, занимаются практически все социально-гуманитарные науки. Уже в силу этого понятие личности имеет далеко не однозначное употребление. Одни отождествляют с личностью черты человека как индивида. Другие идентифицируют личность с ее характером, третьи - с социальным статусом и функциями, четвертые - с родовой сущностью, пятые - с совокупностью различных уровней: от физических качеств до духовного содержания. Эта разноголосица усугубляется, точнее, помножается на разные представления о сроках и возможностях достижения свойства «быть личностью»: некоторые считают это свойство присущим чуть ли не изначально, с первого «я сам» ребенка; другие указывают, что личность рождается не сразу, не один, а несколько раз; наконец, есть мнение (его придерживаются главным образом философы), что понятие личности имеет значение, близкое идеалу, к которому надо стремиться, но который достижим отнюдь не каждым. Личность есть конкретный индивид, живая система, обладающая определенной социально-исторической структурой в ее индивидуальной жизни и деятельности .

Как конкретная индивидуальность, человеческая личность обладает совокупностью свойств, характеристик, особенностей, сущность которых раскрывается на основе и в условиях жизни и деятельности человека в данную конкретно-человеческую эпоху. Понятия индивида и личности тесно связаны. Личность всегда привязана к индивиду. Личность есть отдельный человек, индивид. И в то же время содержание этих понятий различно. В понятии индивида мыслится просто человек, а в понятии личности - отдельный человек, обладающий определенными социально значимыми свойствами.

Философия, как известно, издревле открыла три формы бытия действительности: общее, особенное и единичное. Диалектика соотношения общего, особенного и единичного полностью относится и к человеку.

Человек как «общественное животное» представляет собой единство природного и социального, физического и духовного, объединенного в сложную биосоциальную структуру, охватывающую все стороны его жизни и деятельности: от физиологической до высших проявлений духовного богатства. В данном случае понятие «человек» есть понятие родовое, свойственное всему человеческому роду.



В то же время известно, что в своем эмпирическом бытии «человек» выступает непосредственно как отдельный, единичный человек, как индивид. Следовательно, все общности людей: расовые, национальные, возрастные, профессиональные и т. д. - суть совокупности индивидов, хотя и имеющие свои собственные свойства и особенности.

Понятие «индивид» мы применяем, как правило, к отдельному человеку. По отношению к живому организму вообще употребляется понятие «особь», а в отношении неорганического или сделанного человеком предмета - понятие «экземпляр» или «вещь». Все эти термины выражают общее свойство действительности - единичность. Человек выражает общее в своей природе, особенно в своей сущности и единичное в своей индивидуальности.

Понятие индивидуальность следует отличать от понятия индивид. Это различие не ограничивается тем, что индивидуальность есть свойство индивида, что индивид есть носитель индивидуальности. В понятии «индивид» фиксируется свойство отдельности и наличие индивидуальных различий. Но человек - не только индивид, но и индивидуальность, т. е. нечто неповторимое. Зная свойство микрочастицы или химического элемента, мы тем самым знаем, как поведет себя всякая такая же частица или элемент в одинаковых условиях.

Зная поведение животного или пары животных одинакового вида, мы знаем почти все о поведении всех животных этого вида, ибо оно в основном одинаково, если в их поведении и есть различия, то они невелики. Это и значит, что животные лишены (или почти лишены) индивидуальности. Человек же обладает значительной долей свободы в своем поведении, хотя различие свободы в границах поведения, присущего профессии, классу или вообще социальной общности. Именно с этой точки зрения человек обладает индивидуальностью, которая развивается и становится все более четко выраженной с развитием культуры. Кроме того, индивидуальность находит свое выражение в природных задатках и психических свойствах человека (в особенностях памяти, воображения, темперамента, характера и во всем многообразии человеческого облика и его жизнедеятельности).

Но и этим понятие индивидуальности не ограничивается, оно связано с проблемой «Я», которая еще отсутствует в понятии индивида. Отдельное животное есть индивид (особь). Но животное слито со своей жизнедеятельностью, оно не отличает себя от последней. Оно, значит, не имеет субъективного «Я». Ведь иметь «Я» - это значит сознавать свое отличие от других людей и от своей собственной деятельности. Иметь свое «Я» - это значит сознавать себя неким центром, вокруг которого вращается все окружающее. Весь мир, в том числе и окружающие меня люди, для меня есть нечто внешнее, существующее лишь постольку, поскольку я его воспринимаю.

Известно, что люди первобытного общества не обладали развитой индивидуальностью. На этом основании некоторые авторы отрицают личность человека в тех условиях. Такие взгляды с нашей точки зрения неверны в двух отношениях. Во-первых, слабое развитие чего-либо не есть его отсутствие. Во-вторых, нельзя отождествлять понятия личности и индивидуальности, так как индивидуальность есть лишь один из признаков личности.

Вот здесь и начинается главная проблема в определении статуса личности, суть которой заключается в поисках объективного критерия. Другими словами, где тот объективный критерий или подход, с помощью которого можно однозначно определить «социально значимые свойства» человека, сформировавшегося как личность? Должны ли они являться социально значимыми для всей истории развития человечества или только для общества на определенном этапе его развития? Исходя из этих рассуждений, человек как личность – это человек, имеющий вполне определенное мировоззрение, те или иные нравственные позиции, тот или иной уровень культуры и знаний и осознающий свои права по отношению к обществу и окружающей его природе, облададающий соответствующим уровнем гражданской зрелости.

В этом отношении постепенное становление личности происходит в онтогенезе под спонтанным или целенаправленным воздействием микро- и макросреды. Причем, структуру такой личности можно представить такой схемой:

1) Социальный статус (место человека в системе общественных отношений);

2) Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу);

3) Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения).

Однако следует иметь в виду, что формирование развитой личности определяется не только окружающей средой. Оно не в меньшей степени требует собственной активности в практической деятельности, что в полной мере соответствует народной пословице: лежа на печи человеком не станешь. Главным стимулом поведенческой деятельности являются потребности, выступающие в качестве необходимых условий существования каждого человека. Именно удовлетворение биологических, материальных, духовных, социальных потребностей побуждают человека к активной общественно полезной деятельности, выступая как интересы и причины социальных действий, стоящих за потребностями.

Именно поэтому личность есть индивид, а не человек вообще, поскольку «наборы» сущностных черт человека, с одной стороны, и личностнообразующие свойства, с другой, различны. Например, способность мыслить понятиями, членораздельная речь, целевой характер деятельности и другие родовые свойства человека не являются личностнообразующими свойствами. К личности относятся главным образом такие сущностные свойства, которые могут приобретать конкретные индивиды, значительно отличающиеся по своему интеллекту. Скажем, разумность, как подчеркивали выше, присуща каждому человеку. Но степень разумности далеко не одинакова у всех людей. Мало того, разумность в социальной сфере может быть обращена и на положительные, и на отрицательные поступки, то есть, различаться по своим направлениям и качественным результатам. Вот именно эти обстоятельства делают разумность одним из признаков личности.

Точно также свободолюбие может вести как к неукоснительному соблюдению норм и требований права, так и к анархизму, к антиобщественному (преступному) поведению. С другой стороны, степень ответственности за порученное или взятое на себя обязательство может колебаться в весьма широком диапазоне, нисходя в условиях правоохранительной деятельности порой даже до безответственности, то есть, к своей противоположности. Поэтому понимание сущности свободы и ответственности также являются признаками личности.

Кроме того, личность на всех этапах развития общества имел аксиологический (ценностный) аспект. Личность всегда было высоким понятием в истории большинства народов мира – быть выражением, идеалом человека, каким хотели его видеть как в настоящем, так и в будущем. Правда, в этом смысле немаловажным является вопрос о доминантах развития личности, поскольку в каждую историческую эпоху на первый план выдвигались то те, то другие из компонентов того «набора» общественно значимых признаков, которые народы и цивилизации связывали с понятием личности. Эти главенствующие признаки, как правило, в социальной философии называют доминантами представления личности той или иной эпохи.

Например, мифы древней Эллады рисуют нам в качестве идеала человека той эпохи – могучего богатыря, побеждающего самых страшных врагов, но не очень разборчивого в целях и моральных средствах их достижения. Идеал «гармоничного человека», приписываемый данной эпохе, касается преимущественно физического развития человека.

Древний Рим периода античной демократии главной добродетелью свободного человека считал гражданственность. Христианство выдвинуло понятие души как единственной ценности в человеке в противовес презренной и низменной плоти. Феодальное средневековое рыцарство культивировало сословную честь и верность вассала сюзерену, служение даме и презрение к «черни».

Эпоха буржуазных революций связала идею личности со стремлением к свободе и борьбе за нее. Победивший капитализм поднял также на небывалую высоту идею индивидуализма как наибольшей ценности человека. И, наконец, идеалом философии марксизма становится человек коллективного склада, готовый бороться за общественные интересы даже ценой собственной жизни.

Таким образом, рассматривая различные типы личности, соответствующие различным ступеням общественного развития, нельзя не остановиться также на проблеме исторических личностей, внесших заметный вклад в социальную действительность, продвигая общество вперед или тормозя его дальнейшее движение. Чтобы не быть голословными, назовем несколько исторических имен, которым нельзя отказать в статусе «личность». Вот только некоторые из них: Александр Македонский, Тамерлан, Чингисхан, Наполеон, А. Суворов, В.И. Ленин и т. д.

Бесспорно, что Чингисхан воспринимается как выдающаяся личность. Но значение этой личности в истории не имеет одинаковой оценки. Если и у ныне живущих монголов это национальный герой, то для многих народов с этим именем связано кровавое и многовековое порабощение. Или если имя А.В. Суворова у большинства россиян ассоциируется с личностью выдающегося полководца, внесшего неоценимый вклад в историю становления государства Российского, то для польского народа с этим именем связано кровавое подавление национально-освободительного восстания во главе с Костюшко. Подобные примеры можно продолжить.

Для нас в данном случае важно, что это бесспорно исторические личности, с именами которых связаны конкретно-исторические противоречия и основные пути и способы их разрешения.

Однако, как известно, абсолютное большинство людей, живших и живущих на земле, не могут претендовать на статус «исторических личностей», хотя вполне имеют право быть личностью. Не претендуя на бесспорное решение данной проблемы, важно иметь в виду, что личность, как и человек, в своей сущности имеет не только социальную, но и биологическую составляющую на пути перехода конкретного индивида в личностное состояние.

Учитывая эту особенность, сразу следует оговориться, что в отличие от концепций фрейдизма и бихевиоризма, абсолютизирующих природное (биологическое) не только в человеке, но и в личности, мы твердо придерживаемся того принципа, что в понятии личности преобладающим является социальное. Но, вместе с тем учитываем, что реальная, живая личность постоянно испытывает влияние и воздействие естественного, биологического фактора.

Иными словами, в социальной практике личность встречает определенные ограничения, вытекающие из объективных и субъективных свойств и условий внешней природы и социума, свойств собственного организма, свойств и условий коллектива, в котором происходит практическая деятельность личности. Объективно, например, что страх присущ всякому живому существу, обладающему психикой. Мало того, опасности не боится только душевно больной человек, а отсюда вполне естественно, что страх порой и нередко охраняет жизнь. Однако не секрет и то, что боязнь трудностей и опасностей, связанных как в борьбе против природных, так и социальных явлений и процессов, в ряде случаев порождает среди людей трусов, паникеров, льстецов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.

В этом смысле биопсихический момент (имеется в виду не только физиология, но и психика человека) в формировании личности современного человека выражен еще более отчетливо и ясно, чем в родовом человеке. Для подтверждения такого вывода можно собрать немало статистических данных. Но такая статистика не может успокоить отдельного человека, как не может его любовь к жизни удовлетворить классический силлогизм: « все люди смертны, я – человек, следовательно, и я смертен». Поэтому, при всем огромном многообразии, личность современного человека остается явлением социальным и она призвана выполнять требования, предъявляемые человеку обществом, а не природой, следовательно, «уступки», которые иногда человек делает собственной природе – не главное в недостатках личности, в том числе и у сотрудников правоохранительных органов.

Деформация личности в данной сфере происходит преимущественно не по «вине» природы человека, а по вине общества, «среды социального обитания». Так, например, общий рост преступности, появление организованной преступности, заказных убийств и террористических актов на современном этапе развития российского общества невозможно сегодня объяснить тем, что это результат «дурной наследственности» и только «падением нравов россиян».

Многие из совершаемых в нашем обществе преступлений являются, как правило, показателем неблагополучия, «болезни» нашего общества. Например, в 70-80гг. двадцатого века в СССР на 300 миллионов населения ежегодно число убийств составляло примерно 14-16 тысяч человек. В современной России при численности населения в 140 миллионов человек ежегодно убивают 30 тысяч человек, а число самоубийств составляет – 15 тысяч человек.

Эта статистика – свидетельство того, что много неблагополучия в нашем Отечестве, возникшем вместо СССР, о чем неоднократно подчеркивал Президент России. Именно это неблагополучие в первую очередь отражается на положении человеческой личности, то есть, личность как раз и есть та сила, которую общество выставляет для противодействия своим порокам. Она полноценно, по Гегелю, соответствует своему понятию в той мере, в какой противостоит давлению отрицательных общественных нравов. Поэтому благоприятное развитие личности невозможно без преодоления всех форм ее отчуждения от общества.

В связи с этим очень важно разобраться с сущностью понятия «отчуждение», не нового, но очень острого в современной социальной действительности, в ходе которого как в прошлом, так и сегодня деятельность человека вместе с её результатами превращается в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Действительно, современный человек стал рабом произведенных им вещей, собственности и денег. Он превратился в орудие чужих целей, из его собственной деятельности выхолащивается ее творческое содержание. Этому мешают в первую очередь тотальное распространение частной собственной в огромных размерах в одних руках, всевластие бюрократии, чиновничества, диктующих свои требования гражданам, невиданное умаление роли материальных сил в развитии каждой личности (в России самая низкая заработная плата среди буржуазных государств Европы).

«Снять» отчуждение в нашем обществе можно только на основе полной реализации положений всех прав и свободы личности, зафиксированных в Конституции РФ: образование и медицинское обслуживание и свобода выбора их форм, право на жилье и нормальную среду обитания, право на свободу мысли, совести, убеждений, право на участие в принятии и реализации решений в сфере производства, политики, культуры; право свободно избирать и быть избранным в различные органы политической власти; право свободно участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях. Одним словом, современная политическая элита, стоящая у власти, должна в полной мере осознать, что личность не есть пассивный «продукт» общества, она способна оказывать активное влияние на ход исторического процесса. Поэтому, развивая проблему взаимодействия общества и личности важно учитывать, что наиболее выпукло это проявляется в реализации таких личностнообразующих признаков, как свобода и ответственность, а не на основе научения человека методам загребания не честно «заработанных» денег, оболванивания личности, политиканской обработки в угоду правящему классу, оставившему в период приватизации большинство граждан без собственности, средств существования и без работы на большинстве промышленных предприятий и аграрном секторе.

    системный;

    личностный;

    деятельностный;

    полисубъектный (диалогический);

    аксиологический;

    культурологический;

    антропологический;

    этнопедагогический.

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:

    принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;

    принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами;

    принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;

    принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, в свою очередь, как системы;

    принцип множественности представления системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;

    принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.

При системном подходе, например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержание образования на всех его ступенях, формы, методы, средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы и функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он на­стоятельно требует признания уникальности личности, ее интел­лектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естествен­ный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).

Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить иде­альный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он исполь­зует особое средство - мышление, степень развития которого определяет сте­пень благополучия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта дея­тельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидания, самоанализа результатов деятельности. Преообразовательная деятельность включает как идеализацию, так и реализацию замысла, что является фактором развития рефлексивных способностей человека, направленных на самоанализ, самооценку, коррекцию деятельности, результатов собственного труда, взаимоотношений с окружающим социумом.

Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования личности ребенка означает, что игра, учение, общение являются важнейшими факторами становления и развития растущего ребенка. При этом важнейшими педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с другими. В этом смысле личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т.е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологический подход в педагогике, основанный на гуманистических ценностях, является методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.

Культурологический подход как методоло­гия познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе осво­енной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально но­вое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В свя­зи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, станов­ление его как творческой личности и субъекта культуры.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Реализация этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучение и формирование этой среды, во-вторых, максимальное использование ее воспитательных возможностей.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский (1824–1870 г.г.). В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.

Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследований в области педагогики:

    образование – атрибут человеческого бытия (бытие человека реализуется в непрерывном образовании);

    цели и средства образования выводятся из сущности человека; расширяется круг традиционных педагогических понятий такими категориями, как «жизнь», «свобода», «смысл», «творчество», «событие», «антропологическое пространство», «самостановление»;

    использование антропологического подхода к изложению знаний конкретных наук о человеке (история как историческая антропология, биология – биологическая антропология и т. д.);

    природа воспитания диалогична;

    условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника;

    детство самоценно, ребенок – «ключ» в познании человека.

Использование антропологического подхода при исследовании, например, педагогического процесса школы, предполагает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. При этом они представляются как открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы; а педагог – это антропотехник, владеющий средствами, «инструментами» управления процессом становления личности ученика.

Использование методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

    Раскройте сущность понятия «методология». Какие основные уровни методологии выделяются?

    Дайте определение методологии педагогической науки.

    Назовите и раскройте сущность функций методологии педагогики.

    Назовите и охарактеризуйте основные методологические подходы педагогики.

Институт управления и права

работа

по дисциплине

методика преподавания психологии

на тему:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ

студентки

Никифоровой Т.В.

Москва 2006 год

Методологическая разработка учебной лекции

I . Тема лекции. Обоснование выбора темы.

1. Определение места и значения темы

2. Отбор библиографии по теме.

II .Формы организации лекции

1 Аудитория

2.Цель лекции

3.Задачи лекции

4.Организационная форма лекции

III .Содержание лекции

1. План и конспект содержания лекции

2. Учебные средства и дидактические приемы

IV .Целостный образ преподавателя в процессе лекции

1.Формы сотрудничества преподавателя со студентами

2. Форма высказывания

3. Средства общения преподавателя с аудиторией

Методологическая разработка семинарского занятия

I .Тема занятия

1.Обоснование выбора темы

2. Определение места темы в программе курса

3. Цель занятия и задачи

4. Литература

II .Форма организации семинара

1. Обоснование выбора формы проведения семинара

2. Программа предварительной ориентировки студентов в теме

III .План и конспект хода занятия

1.программа содержания занятия

2.конспект содержания разделов программы

3.резюме обсуждения темы

4.анализ семинарского занятия после проведения

I. «Представление о личности в деятельностном подходе»

1. Данная тема является составной частью раздела о личности, в которой излагается представление о деятельностном подходе, различные трактовки и точки зрения в изучении деятельностного подхода в психологии, общее представление о личности, теории деятельности, психологическое образование личности в психологии, представление о смысловых образованьях личности в деятельностном подходе.

Наша лекция просвещенна ознакомлению с существующими теориями и дифференсацией материала.

Данная лекция реализуется в рамках дисциплины «Методика преподавания психологии» специальности «Психология» и относится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», эта лекция может быть включена так же в такие дисциплины как общая психология, методология, психологии личности,история психологии.

2. При подготовки лекции и разработки тематики данной лекции использовались различные источники и работы.

Литература для преподавателя:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.

3. Психология личности: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003.

4. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1997.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989

7. ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ: ШКОЛА А.Н.ЛЕОНТЬЕВА под ред. А.Е.Войскунского, А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2003.


10. Психологический словарь-Михаила Шпилевского

11. Личность и общество(избранные статьи: 2000г.) - з Ю.М.Резник бранн

12. Асмолов А. Г. "Психология личности и индивидуальности",2000г.

1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1997.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.

3. М. Кордуэлл. Психология А-Я (словарь-справочник) – М.2000

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2003.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989

II. Лекция

Лекция – весьма экономный способ изложения основ знаний, закладывает основы понимания студентами сущности этих знаний, эмоциональное отношение к знаниям, направляет пути и способы приобретения этих знаний.

Основная дидактическая цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция должна готовить студента к самостоятельной творческой работе.

Методы построения и проведения лекций:

1. Изложение материала личного творчества лектора

2. Лекция не допускает речевой небрежности

3. Обновляется наука – обновляется и содержание лекций

4. Непременным методическим условием лекции является ее идейно-

теоретическая направленность (материалистическое мировоззрение)

5. Каждая лекция требует строго продуманной системы построения и

расположения материала

6. Лекция должна быть доступна

7. От лекции к лекции нужно повышать уровень научного изложения

8. Лектору целесообразно пользоваться планом или конспектом лекции

9. лекция должна организовывать самостоятельную работу студентов

11. Использование вспомогательных средств

1. Курс «Методика преподавания психологии» предназначен для студентов 3-го курса факультета психологии.

Уровень образования – среднее общеобразовательное и среднее специальное.

2. Основной целью освоения дисциплины является

сформировать систему научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений о личности и деятельности, об основных тенденциях в развитии современных психологических представлений о личности и ее деятельности в процессе развития.

Дать более подробную информацию и возможность ориентировки и оперировании основными понятиями дисциплины.

3. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:

Раскрыть основные понятия и категории

Сформировать у студентов представление о теоретических и прикладных задачах современной методики преподавания психологии

Методы обучения, применяемые на лекциях, играют огромную роль не только в вооружении учащихся полноценными знаниями, но и в развитии их познавательных сил и способностей.

Организационная форма лекции: диалог, дискуссия, информационная, систематизирующая, монологическое высказывание, монолог с элементами эвристической беседы (частично поисковая). Так как эти формы наиболее прдуктивны.

III. Курс синтезирует наиболее значимые положения о личности, деятельностном подходе, методах и результатах исследований, теорий сложившиеся в различных отраслях психологического знания, раскрывая, лишь в основном, общепсихологическое содержание этого понятия.

1. Общее представление о личности в психологии.

Слово "личность" (от лат. persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни "личина"), Затем это слово стало означать самого актера и его роль. Личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием

смысловых значений. В значении слова "личность" можно выделить два основных смысла. Один, наиболее очевидный, - несовпадение собственных характеристик человека, его лица с содержанием роли, которую он исполняет. Другой смысл - социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям. Само понятие личности имеет смысл лишь в системе

общественных отношений, реализуемых через определенные социальные роли. Однако социальные роли - это не конечный, а исходный пункт в понимании сущности личности. Для научной психологии важна не роль сама по себе, а ее носитель, субъект. Принятие или непринятие социальной роли, серьезность ее исполнения, ответственность за последствия своих действий характеризует человека как личность.

2. Личность как социо - культурная реальность.

В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: "Личность не = индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами.

Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору.

3.Личность и деятельность.

Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности. Личность как целостное единство психологических свойств. Не у каждого человека личность выражена
достаточно ярко. Мы можем говорить о человеке как о личности в той степени, в какой он сумел выразить свои желания, идеи, чувства через конкретные достижения в науке, искусстве, т.е. через то, какой след он оставит в этой жизни. Организация психики, помогающая человеку активно преобразовать и изменять окружающую среду в соответствии с какими-то своими внутренними представлениями, желаниями понимается в психологии как личность. Различные проявления личности, ее свойства, как и в целом сама психика, - результат работы мозга, высшей нервной деятельности. Для того, чтобы человек мог проявить свои способности, мог самосовершенствоваться нужны не отдельные психические проявления, а деятельность всего сознания; нужно и размышлять, и чувствовать, и хотеть, и наблюдать. Пожалуй, самой существенной характеристикой личности является ее направленность. Курс, которому следует человек по жизни и вообще вся его творческая активность, зависят прежде всего от направленности личности. Личность – это перекресток на котором уживаются индивидуально-своеобразное и социально-типичное. Важно, чтобы социальные догмы не довлели над индивидуальными, т.к. именно индивидуальность является источником развития личности. Но если окружающие внешние условия не способствуют развитию тех или иных свойств личности, то они остаются лишь "склонностями". Психические свойства личности – "это то, чем может оказаться человек при определенных внешних условия. Поэтому характеристика психики личности, является вместе с тем и предсказанием, как может вести себя человек при данных обстоятельствах. Особое влияние на формирование личности оказывают социальные взаимоотношения. Несомненно, от того какие общественные отношения господствуют в обществе будут зависеть и отношения личность – общество. И успешность таких взаимоотношений во многом определяется
и социальной группой, к которой принадлежит человек, и биографическими
условиями, и характером воспитания в семье, школе и т.п. в трудовой деятельности проявляется главная форма общественной функции – деловая роль. Практическая деятельность позволяет осуществить возникающие цели и задачи. И по мере того как эти цели и задачи находят свое отражение в действительности, они формируют обобщенные и устойчивые отношения личности. Однако, лишь когда объективное значение деятельности совпадает со значимым для человека деловая роль оказывает влияние на стержневые свойства личности. Осознанность деятельности напрямую связана с вкладыванием в нее смысла. Успешность учебной деятельности тем больше, чем больше ученик самостоятельно ищет и находит дополнительные источники приобретения знаний, не ограничиваясь только
предлагаемой ему информацией.

4. Деятельностный подход в психологии.

Система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 30-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, - С.Л.Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н.Леонтьева, который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

5. Теория деятельностного подхода.

Теория деятельности зародилась в нашей стране в 20 – 30-е годы 20 века. Это был период развития марксистско-ленинского учения, в основе которого лежит диалектический материализм. Для психологии наиболее важным положением стало то, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Понятие «деятельность» достаточно емкое, поэтому можно выделить основные подходы к его трактовке.

6. Трактовки подходов.

К. Маркс под «деятельностью» понимал трудовую деятельность, в том числе, как разновидности – игру и учение. С.Л. Рубинштейн различал деятельность трудовую и поведение. Б.Г. Ананьев понимал деятельность как активность. А.Н. Леонтьев говорил о «предметной деятельности» как «чувственной практической деятельности человека».

В целом, деятельность может быть как психическая, так и практическая.

Основополагающими для развития теории деятельности можно назвать достижения следующих советских ученых:

Согласно теории Басова человек не только активно приспосабливается к окружающей среде, но также изменяет ее.

Л.С. Выготский впервые выявил конкретный механизм влияния среды. Этот механизм называется интериоризация знаков – переход во внутренний план внешних стимулов.

С.Л. Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности, согласно которому человек взаимодействуя с миром, изменяет его и изменяется сам

Согласно теории А.Н. Леонтьева деятельность человека – сложная структура, включающая в себя следующие компоненты:

Потребности – Мотивы – Цели – Действия.

Совокупность мотивов человека формирует его мотивационную сферу. У каждого человека она своя. Мотивационная сфера, безусловно, характеризует человека как личность. Часто истинная ценность каждого мотива для человека проясняется именно в конфликтной или критической ситуации, когда необходимо сделать выбор.

6. Основные положения теории деятельности.

Принцип предметности.

Принцип активности.

Принцип неадаптивной природы предметной деятельности.

Принцип опосредствования

Принцип интериоризации / экстериоризации.

Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

Если деятельность - жизненный процесс, то важно исследовать конкретный жизненный процесс, а не его абстракцию.

7. Представление о личности в деятельностном подходе.

Выдающейся заслугой отечественного обществознания является разработка деятельностного подхода как методологической основы комплексного изучения личности.

С точки зрения деятельностного подхода человек рассматривается в контексте деятельности; он включает в себя личность как подсистему деятельности, “специализирующуюся” на достижении целей, и выступающую в свою очередь многофункциональной и полиструктурной системой, которая также состоит из разных подсистем.

Мы попробуем пройти через основные этапы развития представлений о смысловых образованиях личности в деятельностном подходе, чтобы найти закономерности такого развития; описать основные идеи, пронесенные через множество различных подходов; наметить перспективы изучения смысловых образований личности.

Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной, социальной и психической системой. На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека.

Социальное поведение характеризуется как внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка.

В широком смысле активность есть универсальная форма взаимодействия человека с миром, поведение - это как активное, так и пассивное отношение субъекта к миру, связанное, как правило, с его приспособлением к условиям среды, и, наконец, действие рассматривается как единичная форма деятельности, определяемая активным, сознательным и предметно-преобразующим характером.

Понятие “личность” фиксирует в себе социальное качество человека, обусловленное его деятельностью.

Наиболее полное и всестороннее знание о человеке позволяет получить методология комплексного познания, соединяющая в себе познавательные возможности и применяющая на практике методы системного анализа и деятельного подхода.

8. Деятельностный подход как методологическая основа комплексного анализа личности.

К числу несомненных заслуг отечественных философов и ученых относится разработка деятельностного подхода к изучению личности. В отечественном человекознании деятельностный подход утвердился наряду с положениями системного анализа. Причем в отличие от структурно-функционального анализа этот подход имеет в отечественной традиции более широкое значение Большинство из них сходится в том, что сущностной характеристикой личности выступает деятельность, а главным способом ее изучения - деятельностный подход, содержание которого можно свести к следующему.

1. Фундаментальный принцип современного познания личности заключается в том, чтобы рассматривать личность не в отрыве от ее деятельности, а непосредственно в контексте деятельности, то есть как ее субъекта и в какой-то мере и как объекта. Иначе говоря, личность есть порождение и продукт деятельности, деятельностное существо. На этом настаивают многие отечественные ученые и философы.

Согласно С.Л.Рубинштейну (1889–1960), личность проявляется и формируется только в деятельности и посредством нее.

По мнению другого отечественного психолога А.Н.Леонтьева (1903–1979), реальным основанием личности выступает деятельность человека. Иерархия видов деятельности определяет во многом своеобразие структуры личности.

Данный тезис имеет принципиальное значение для понимания сущности личности. Личность следует определять, не через психологию и тем более не через физиологию, а через целостно рассмотренную деятельность…

2. Деятельность обусловливает не только сущность личности, но и ее структуру, которая характеризуется в свою очередь единством ее социальных и психических качеств.

В зависимости же от уровня организации деятельности можно выделить три взаимосвязанные стороны личности: (1) “внутреннюю” или субъективную, изучаемую главным образом общей психологией и психологией личности, (2) “внешнюю” или объективно детерминированную, опосредующую взаимодействие субъекта и окружающего мира, и исследуемую преимущественно науками о поведении, в том числе социологией, (3) “смешанную” или интерсубъективную, согласующую позиции индивидов, их взаимные представления или ожидания, которые находятся в центре внимания социальной психологии.

3. Системно-функциональное понимание личности позволяет рассматривать ее как подсистему деятельности (действия) наряду с подсистемами культуры и социальной организации. При этом выделяются два основных подхода.

В культурной антропологии (этнографии) личность определяется чаще всего как “нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам. Ее “синонимом служит “модальная личность”, или национальный характер, под которым понимается совокупность социально-значимых черт поведения, включая некоторые традиционные для данной культуры стереотипы поведения, такие, например, как трудолюбие или веселый и общительный нрав, деловитость, коллективизм и др.”

Социологическое понимание личности исходит из представления о человеке как носителе статусов и ролей, включенных в различные институциональные системы.

Например, в терминах общей теории социального действия Т.Парсонса (1902–1979) различные свойства человека распределяются соответственно между основными подсистемами действия. Первичные потребности находятся в поведенческой подсистеме (поведенческом организме), цели и мотивы - в личностной подсистеме, ценности и ценностные ориентации - в культурной подсистеме, социальные позиции и роли - в социальной подсистеме.

С этой точки зрения индивид предстает как поведенческий организм, реализующий базовые потребности человека, а личность - как субъект целеполагания и волевого решения. В рамках же самой социальной системы (организации) личность выступает агентом социальных отношений, то есть носителем социальных позиций и ролей. Это - субъективная сторона социального действия человека, “отвечающая” за определение и достижение основополагающих целей.

4. Те или иные виды деятельности обусловливают в свою очередь соответствующие типы человека и личности.

Согласно такому подходу, той или иной форме деятельности соответствуют разные типы человека и личности. Например, психическая активность обусловливает тип личности, определяемый главным образом ее “внутренней стороной”. Личность есть “совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека”. В самом широком смысле личность включает в себя характер, темперамент и способности. В зависимости от этого выделяются разные типы личности, либо по типу характера, либо по форме темперамента.

Итак, каждый из указанных подходов к изучению феномена личности имеет свои достоинства и методологические преимущества. В результате совместных усилий философов и ученых развивается деятельностный подход, интегрирующий представления о личности как едином и целостном субъекте деятельности.

9. Асмолов о деятельности

В настоящее время в теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым и его сотрудниками, А. Г. Асмолов выделяет две парадигмы исследования психологии деятельности: морфологическую и динамическую.
При анализе деятельности в рамках морфологической парадигмы исследуются структурные единицы деятельности: особенная деятельность, побуждаемая мотивом; действие, направляемое целью; операция, соотносимая с условиями действия, и психофизиологические реализаторы деятельности.
При исследовании деятельности в рамках динамической парадигмы открывается движение самой деятельности. Это движение характеризуется такими находящимися в единстве и борьбе моментами, как надситуативная активность. Установочные моменты, за которыми стоят процессы стабилизации деятельности, не совпадая с ее структурными моментами, образуют неотъемлемое условие реализации деятельности. Установки исходного уровня деятельности и связанные с ними адаптивные интересы субъекта, «барьеры внутри нас», как бы пытаются удержать деятельность в наперед заданных границах, а надситуативная активность движение «поверх барьеров» рождается и обнаруживается в борьбе с этими установками. Без введения этих понятий нельзя объяснить ни процессы развития деятельности как ее самодвижения, ни устойчивый характер направленной деятельности субъекта.
Основные принципы психологического анализа в теории деятельности.
Асмолов считает, что общепсихологическая теория деятельности, созданная Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и их последователями, вступила в критическую фазу своего развития. Внешним симптомом наступления этой фазы являются участившиеся дискуссии о роли категории деятельности в построении концептуального аппарата психологической науки. В целом ряде выступлений все настойчивее звучит мысль, что категория готова поглотить все другие психологические понятия. Внутренним симптомом возникновения критической фазы развития теории деятельности

является разрыв между большим фактическим материалом, полученным в различных специальных областях психологии, разработка которых ведется на основе теории деятельности, и исходными принципами этой теории, сформулированными еще в период ее становления. В результате возникает парадокс: теория, рожденная запросами практики, начинает восприниматься как теория вне практики. Первый шаг для развития нового этапа теории деятельности должен быть нацелен на вычленение исходных принципов теории деятельности.
В качестве основных принципов теории деятельности могут быть выделены принципы предметности, активности, неадаптивной природы человеческой деятельности, анализа деятельности «по единицам», интериоризации и экстериоризации, опосредования, а также принципы зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности и историзма.
Методы обучения стимулируют активность учащегося: способствуют формированию умения ставить цели деятельности, развитию общих и специальных способностей, помогают вовлечь учащихся в активную деятельность. Для реализации возможностей методов обучения служат приемы, связанные с побуждающей функцией: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение заданий на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий и др.

IV. 1.На данной лекции будут использованы формы сотрудничества, партнерства, совместное решение задач, так как эти формы наиболее убедительны и помогают лучше усваивать материал.

Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач. Самоопределение позиций личности преподавателя в учебных взаимоотношениях со студентами и учащимися, с учетом различий в системах управления учением (демократизм, сотрудничество, авториторизм). Организация системы форм сотрудничества преподавателя со студентами и студентов друг с другом в процессе решения учебных задач. Выбор форм сотрудничества, адекватных уровню усвоения; сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы; управление межличностными отношениями.

2. Овладение способами и средствами коммуникации: организация речевых форм высказывания на разных этапах усвоения (лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонации, паузы).

3. Организация невербальных эмоционально-выразительных средств общения (жесты, мимика, пантомима, вокальная выразительность).

Поведение лектора (терпимость, выдержка, удерживание в поле зрения всей

аудитории) |

Внешний вид преподавателя

Опрятный внешний вид. Собранность.

Работа преподавателя с представлением о самом себе; учет специфики позиции личности преподавателя в системе учебного общения на разных этапах обучения; совершенствование преподавателем проектирования учебных взаимодействий со студентами. Специфика учебных взаимодействий на начальном этапе - при формировании смыслов и цели обучения. Умение проектировать совместные, разделенные действия со студентами, помощь при переходе к самоорганизации учения

Заключение.С точки зрения деятельностного подхода человек рассматривается в контексте деятельности; он включает в себя личность как подсистему деятельности, “специализирующуюся” на достижении целей, и выступающую в свою очередь многофункциональной и полиструктурной системой, которая также состоит из разных подсистем.

Методология педагогики и ее уровни.

В педагогике методологию принято определять как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Педагог-исследователь должен четко понимать, какой цели он хочет достигнуть, чему служит его работа и какой результат он хочет получить. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта͵ предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.

Принято выделять четыре уровня методологии (Э.Г.Юдин и др.):

Второй уровень – общенаучная методология, теоретические концепции, применяемые ко всœем или к большинству научных дисциплин. (системный подход, онтологический подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.).

Третий уровень – конкретно-научная методология, ᴛ.ᴇ. совокупность методов, принципов исследования, применяемых в конкретной научной дисциплинœе, к примеру, в педагогике. Методология специальной науки включает в себя исходные теоретические концепции.

Четвертый уровень (технологический) – включает в себя методику и технику исследования, ᴛ.ᴇ. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определœенное соподчинœение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Общенаучная методология представлена системным подходом, отражающим всœеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на крайне важность подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определœенное строение и свои законы функционирования. Сущность системного подхода состоит по сути в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. В педагогическом процессе такими компонентами являются: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики исследуемых явлений и процессов. Он требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всœесторонних связей и развития. Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделœей, имитирующих исследуемые процессы как системы, позволяет получить знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации. Системный подход требует реализации и принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Правильная интерпретация и развитие этого принципа позволяют понять, что существуют определœенные циклические связи между практикой и наукой. Онтологический подходрассматривает здоровье и бытие ученика как основу педагогической культуры. С этой точки зрения задачей образовательной системы становится максимальная помощь подрастающему поколению в обретении смысла жизни и способности благоговеть перед нею, в приобретении склонности любить здоровый и прекрасный образ бытия, в способности противостоять разгулу страстей (своих и чужих), всœедозволенности и своеволию (Л.К.Кондаленко). Задача педагога в свете онтологического подхода состоит в том, чтобы научить ученика наполнять обязательные формы обучения самостоятельно добываемым познавательным материалом, читать нужные тексты, отличать их от второстепенных; пользоваться собственной мыслью как движущей силой самообразования и самовоспитания, привить любовь к здоровым способам познания, живому процессу обучения, к языку учебного предмета͵ к самому предмету мысли, а не к мертвому накопительству ненужных в жизни сведений, отрицательно влияющих на психическое здоровье.

Личностный подход признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к объекту педагогических воздействий. Личность - цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности заключается в ее интеллектуальной нравственной свободе и ответственности за результаты своей деятельности. Задача воспитателя заключается в создании благоприятных условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Личностный подход утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. В то же время он не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. В личностных смыслах человека открывается значение мира, а не равнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределœения, они определяют направленность личности как ее важнейший компонент. Личностный подход настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход в системе методологических знаний играет подчинœенную роль. Долгое время в педагогике и психологии его значение преувеличивалось. Все педагогические явления, процессы и факты объяснялись только лишь с точки зрения постулатов и принципов деятельностного подхода. Деятельность ученика мыслилась как результат педагогического воздействия. С этой позиции многообразный мир межличностных отношений и взаимодействий ребенка с окружающей культурной средой приобретал всœе более инструментальный, формальный, алгоритмизированный характер. Программы воспитания долгие годы строились на основе деятельностного подхода. Деятельность - ϶ᴛᴏ лишь одна сторона человеческой жизнедеятельности, бытия личности. На определœенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, всœе более индивидуализируясь, сама выбирает вид деятельности и тот образ жизни, которые определяют ее дальнейшее развитие и совершенствование.

Диалогический подход основывается на положении о том, что сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений. Здесь важен не столько предметный, материальный результат деятельности, сколько сложившиеся между участниками учебного взаимодействия отношения, их характер и содержание. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в народной педагогике нашёл отражение ("скажи, кто твой друᴦ...", "с кем поведёшься..." и др.). Задача воспитателя состоит в том, чтобы регулярно отслеживать взаимоотношения в детском коллективе, способствовать вкладыванию гуманных межличностных отношений, налаживать благоприятный психологический климат в коллективе.

Диалогический подход в единстве с личностным и онтологическим составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Гуманистический подход в педагогике и образовании основан на теории И.М.Сеченова и И.П.Павлова о совершенстве человеческого организма, способного на саморазвитие, самоизменение и самообновление. Задача семьи и педагогов состоит в том, чтобы целœенаправленно формировать здоровые психические силы организма, начиная с ранних лет.

Культурологический подход основан на аксиологии - учении о ценностях и ценностной структуре мира и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанных человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности. Современная система образования и воспитания носит ярко выраженный культурный характер. Это означает, что в центре учебно-воспитательного процесса находится культура жизни, творчества и языка самого ученика. Задача воспитателя состоит в приобщении к культурному потенциалу и активизации на этой основе свободного творческого развития.

Этнопедагогический подход рассматривает процесс воспитание личности с точки зрения национальных традиций, культуры, обычаев, сложившихся в этнической среде проживания ребенка. Задача воспитателя состоит в приобщении личности подрастающего человека к историческим и культурным традициям родного края, максимальном использовании его воспитательных возможностей.

Антропологический подход был обоснован великим русским педагогом К.Д.Ушинским в 60-е гᴦ. ХΙХ в. Это системное использование данных всœех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.

Выделœенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют реализовать гуманистическую парадигму образования.

Одним из основных методологических принципов признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.

При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства).

Конкретно-научная методология каждой науки и соответственно обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические относительно самостоятельные подводы или принципы. В педагогике - это личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы, которые и представляют ее методологические принципы.

Личностный подвод в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подвод означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подвода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подвод. Установлено, что деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельность - это целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту - творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.

Однако признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, еще не есть деятельностный подход. Последний требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подвод вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена с нею. Личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание в общении с другими. В этой связи личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека до недавнего времени в педагогических исследованиях вчитывался явно недостаточно.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностный составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Применение этих принципов позволяет создать психологическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Этнопедагогический подход. Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Воспитание с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки - условие реализации этнопедатогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса.

Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой -максимально использовать ее воспитательные возможности.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании - это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всем отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д.Ушинского остается актуальным для современной педагогики.

Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых, вычленить ее действительные проблемы и определить стратегию и основные способы их разрешения; во-вторых, проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их иерархию (порядок значимости), в-третьих, данные методологические принципы педагогики позволяют в самом общем виде осуществлять прогнозирование.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение