Вальдорфские формы. Рудольф Штайнер - основатель вальдорфской педагогики. Обучение и воспитание вальдорфских школах

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Первая Вальдорфская школа была основана в 1919 году Рудольфом Штейнером для детей рабочих и служащих табачной фабрики «Астория» в Вальдорфет по просьбе директора фабрики. С самого начала это была единая бессословная школа без деления со социальному статусу на учащихся народной, неполной средней школы и гимназии. Концепция вальдорфской школы включала детский сад и все дифференцированные отделения старшей ступени обучения.

К наиболее общим чертам педагогических исканий этого периода можно отнести следующие: - акцент на личность ребенка, его природу, создание благоприятных условий для развития всех его способностей; - демократизацию процесса обучения и воспитания, расширение детского самоуправления, партнерский стиль взаимоотношений между учителем и учащимся; - культурологический подход к образованию, изучение человека как носителя культуры своего времени; - совместное обучение; - трудовое обучение и воспитание, подготовку ученика к роли хозяина; - заботу о нравственном, эстетическом воспитании, физическом развитии и Здором образе жизни; - усиление гражданского воспитания, введение курса «социальной науки», воспитание в духе сотрудничества и общечеловеческих идеалов (правды, добра, красоты и свободы); - организацию воспитательной работы на принципах единства прав и обязанностей.

Вальдорфская школа имела свою специфику. В качестве теоретико-методологической основы она опиралась на антропософические принципы.

Основная идея антропософии – мудрость о человеке (греч. аnthropos– человек и 42 ннова – мудрость). В центре ее – человеческая сущность, открытая только посвященным. Понять эту сущность можно лишь интуитивно. Антропософическую идею Р. Штейнер называл «тайной наукой», которая должна подвести человека к постижению тайны мира.

Человек, по Р.Штейнеру, не конкретно- историческое существо и не совокупность общественных отношений, а внеисторическое, вневременное и постоянное явление, единство духа, души и тела. Познать высшую сущность человека возможно лишь через «сверхчувствительное духовное созерцание». Из этого антропософического принципа Р. Штейнер выводил цель воспитания – всестороннее развитие индивидуальности человека специальными педагогическими средствами (постоянными упражнениями в духовной концентрации и размышлении), что являлось, по его убеждению, предпосылкой духовного созерцания. Фазам физического развития человека было подчинено развитие мышления и морали.

Поэтому и школу Р. Штейнер рассматривал как часть «свободной духовной жизни», которая должна быть автономной, свободной от государственного давления.

Управление вальдорфской школой строилось на принципе самоуправления: в общественный совет входили родители, учащиеся, учителя и все те, кто способствовал развитию школы. На совете лежала правовая и государственная ответственность. Финансирование осуществлялось за счет средств фабрики «Астория» (в настоящее время вальдорфские школы финансируются в основном государством и частично за счет средств родителей).

За внутреннюю организацию работы школы нес ответственность коллегиум. В школе не было директора, ранговых различий среди учителей, различия в их оплате, не существовало разделения на учителей и управленцев. Велась интенсивная работа педагогических конференций, собиравшихся еженедельно и обсуждавших ключевые проблемы школьной жизни. Повышение квалификации учителей было вплетено в повседневный учебно-воспитательный процесс школы.

Р.Штейнер считал, что человек в принципе способен к саморазвитию и самопознанию. Поэтому основная задача школы состоит в побуждении сущностных сил ребенка, который сам находит пути и средства, чтобы справиться с жизненными трудностями.

Сначала все обучение и воспитание было связано с двигательными упражнениями, движениями ребенка; постепенно к обучению подключались процессы сознания. В дальнейшем дети много занимались трудом: шили, ткали, вязали, работали в саду, занимались столярным делом и т.п. В старших классах учащиеся проходили практику на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, социальной сфере. В ряде вальдорфских школ в последние годы общее образование стало дополняться профессиональным.

Большое внимание в педагогической концепции Р. Штейнера, в соответствии с его антропософическими принципами, уделялось вопросам архитектуры школьного строительства. Архитектура для него – это реальное выражение того, как человек вписывается и воспринимается просторами космоса. Природа, внешнее пространство воздействуют на человека определенным образом. Поэтому архитектура должна пластично и органично вписываться в общее пространство, окружающее человека. Стены, линии, свет, цвет и т.п. должны быть строго продуманы. Если в этом нет согласования, у человека возникают отрицательные эмоции, агрессия, стремление к разрушению.

Много интересного и полезного было внесено Р. Штейнером и его последователями в организацию учебного процесса в школе. Это начало школьного дня с ритмической зарядки (пение, игра на простейших музыкальных инструментах, ритмические движения и т.п.) для малышей; более сложные формы ритмической зарядки для старших школьников; «умственные тренинги», художественно-эстетические начало как принцип обучения и воспитания; большой удельный вес практической деятельности ребенка на уроке и во внеклассной, школьной работе; ритмическое построение учебных занятий и всего школьного дня; атмосфера доброжелательности, радости, любви к ребенку.

Педагогические находки, обоснованные гуманистическими посылками концепции Р. Штейнера, не потеряли своей актуальности и в наше время. Не случайно вальдорфские школы продолжают существовать и оказывать плодотворное влияние на разработку новых концепций школы применительно к задачам сегодняшнего дня. Целый ряд принципов и положений Р. Шнейнера получает свое дальнейшее развитие и более глубокое понимание. Это диалектика взаимодействия между социальной средой и личностью.

Дальнейшее развитие получает идея связи общего образования с профессиональным обучением. Целый ряд вальдорфских школ работает по концепции двойной квалификации. В них дается теоретическая подготовка и проводится производственная практика.

Вальдорфские школы существуют сегодня в Германии, Голландии, Швейцарии, Скандинавии, Англии, США, Австрии. Появились эти школы в Африке, Южной Америке, Японии. Активно стали внедряться в ряде городов России. Вальдорфская педагогика – это не только школы, но и детские сады, лечебно-педагогические учреждения, а также широкая издательская деятельность: книжные серии и брошюры для педагогов, психологов, врачей, родителей.

Инициаторы вальдорфского движения в России (в частности А.А. Пинский), активно внедряя идеи вальдорфской педагогики, видят вместе с тем реальные проблемы:

Проблема соответствия государственных образовательных стандартов тому уровню обученности, воспитанности и развития, которого учащиеся достигают в вальдорфских школах. Здесь возникает много вопросов: что оценивать, как оценивать, и в каких классах это целесообразно делать?;

Проблема внутришкольного управления. Как пишет А.А. Пинский: «…идея коллегиальности, направленная на повышение индивидуальной ответственности, может незаметно превратиться в средство деперсонализации ответственности, ее размышления»;

Проблема подготовки учителей, которые должны обладать, с одной стороны, глубокими знаниями философии, психологии, педагогики, частных методик, а, с другой стороны, быть носителями высокой культуры.

Малыш подрастает, и перед родителями встает вопрос о его социализации. В какой садик или школу его отдать, как сделать пребывание ребенка там комфортным и спокойным? Всем родителям очень важно, чтобы малышу в детском учебном заведении было интересно, чтобы он шел туда с удовольствием, и процесс расставания по утрам не был болезненным ни для родителей, ни для ребенка.

Чтобы определиться с выбором учебного заведения, мамы и папы должны учитывать темперамент малыша, его творческие наклонности, а также быть знакомыми с альтернативными способами воспитания и обучения.

Давайте познакомимся с вальдорфской педагогикой, выясним, для кого она подходит больше всего, и разберемся, что это за система.

Вальдорфская педагогика – история

В ней описаны основные, по мнению Штайнера, этапы развития ребенка. Эти идеи и легли в дальнейшем в основу его подхода к обучению. В 1919 году Штайнер читает курс лекций на сигаретной фабрике Вальдорф-Астория в Штутгарте о методике воспитания и обучения детей. Как результат этих лекций, в Штутгарте открывается школа, в основе которой были идеи Штайнера.

Так как открылась она прежде всего для детей работников фабрики Вальдорф-Астория, то позднее при своем распространении все учебные заведения для детей, опирающиеся на идеи Штайнера, стали называть вальдорфскими. Вальдорфская педагогика на сегодняшний день признана во многих странах и используется как в школах, так и в детских садах.


Ее суть

Вадьдорфская педагогика основана на учении Рудольфа Штайнера – антропософии (от греч. «антропос» – человек, «софия» – мудрость). В основе учения развитие скрытых способностей человека с помощью специальных упражнений.

Система как бы копирует в смене деятельности ребенка естественное дыхание (есть вдохи и выдохи). То есть построена на максимальной естественности и помогает раскрыть и развить в ребенке способности, заложенные природой

Основные принципы вальдорфской педагогики

Главный принцип – уважение к личности ребенка. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку. Так малыш сможет полностью раскрыться. Вальдорфская педагогика безоценочная, свои сегодняшние достижения ребенок сравнивает со вчерашними, так он приходит к пониманию успеха. Отсутствие оценок исключает стрессы и обесценивание личности.

  • Для развития способностей для малыша создается среда, которая этому благоприятствует. Пространство организовано так, чтобы ребенку было легко и интересно обучаться. Обычно в середине комнаты стоит стол, за которым сидят воспитатели.
  • Они занимаются простыми бытовыми делами: шьют, вяжут, рисуют, готовят еду. Любой малыш может подойти и заняться вместе со взрослым тем делом, которое ему по душе.

В обстановке комнаты используют натуральные материалы, использование телевизоров, радио, компьютеров запрещено.


  • Игрушки используются только упрощенные, сделанные из природных материалов. Широко используются сшитые детьми совместно с воспитателями и родителями куклы, сказочные персонажи и одежда для них.
  • Любая игрушка должна побуждать ребенка к творчеству и предусматривать разные варианты игр с ней. Творчество в вальдорфской педагогике играет очень важную роль, преподаватели всячески поощряют проявления творческих способностей ребенка и стимулируют развитие его фантазии. Так, игрушкой может стать любая палочка, листочек, носовой платок, скученный в зверюшку.

  • Личность учителя или воспитателя играет огромную роль в вальдорфской педагогике. Это безусловный авторитет и пример для подражания. Воспитателю или учителю нужно постоянно совершенствоваться, следить за своим поведением, манерами.
  • Подражание – важная часть обучения. Дети подражают не только людям, но и растениям, животным, всему окружающему миру. Например, в совместном хороводе движениями они в состоянии отобразить процесс роста и цветения деревьев и цветов.
  • Ни в одной системе образования ваш ребенок не будет играть так долго и так разнообразно, как в вальдорфской школе. Все познание окружающего мира сведено к постижению его таинств с помощью игры. Обычно игры не имеют четких правил, малыш вовлекается игру. Задача взрослых направлять детей в игре, поддерживать и развивать интерес, вмешиваясь в игру минимально.
  • Вальдорфские детки не спешат прощаться с детством. Они начинают обучение письму и счету после 7 лет. Именно тогда, считает Штайнер, ребенок готов обучаться этому навыку. Вообще развитию интеллектуальных способностей уделяется второстепенное значение. В первую очередь развиваются трудовые и творческие навыки.
  • Очень важно, чтобы дети получали новые знания и навыки тогда, когда они к этому готовы, и им это интересно. Например, учиться читать четырехлетнему малышу вовсе не интересно, значит, и насильно обучать его этому неэффективно.

Важная роль отводится родителям. Они принимают активное участие в жизни ребенка в школе или детском саду. Устраиваются совместные праздники и театральные представления.

Как происходит обучение

Система вальдорфской педагогики опирается на ритмический распорядок дня. Рабочий день малыша в вальдорфском учебном заведении (детском саду или школе) подчинен строго определенному ритму: от умственной деятельности к физической переход осуществляется через чувственную деятельность.

  • С утра у младших воспитанников проходит утренняя зарядка, на которой они активно двигаются, прыгают, танцуют, хлопают в ладоши и даже читают стихи.

  • Первый урок – основной. Обычно это любой общеобразовательный предмет (физика, химия, география). Затем идет урок, на котором используется ритмическое повторение, например живопись, пение, гимнастика, иностранный язык. Следует отметить, что уже в 7 лет в вальдорфской школе малыши изучают 2 иностранных языка. Во второй половине дня дети занимаются трудовой деятельностью, например, садоводством или любыми бытовыми делами, связанными с физической активностью.

  • Отличительной особенностью вальдорфской методики преподавания является подача изучаемого материала по «эпохам». «Эпоха» в среднем длится месяц. За это время дети «вживаются» в изучение материала, не отвлекаясь ни на что другое. По окончанию «эпохи» детям легко оценить и осознать свои достижения за это время.
  • Обучение в школе начинается с 7 лет и рассчитано на 11 лет. Огромную роль в формировании личности ребенка в первые 8 лет играет учитель-наставник. Он является безусловным авторитетом и духовным наставником ребенка.
  • Дети в вальдорфских школах и детских садах очень дружны. В конце семестра устраиваются заключительные концерты. Активное участие принимают не только воспитанники, но и учителя и даже родители.
  • Следует отметить, что это не отчетный концерт, а именно совместное со взрослыми праздничное времяпровождение. Дети и взрослые готовят вместе угощения, костюмы, разучивают танцы и стихи.

Плюсы и минусы вальдорфской педагогики

Несомненными плюсами данной методики преподавания можно считать индивидуальный подход к детям. Преподаватели прислушиваются к потребностям и способностям каждого малыша. Конечно, в таких условиях дети чувствуют себя уверенно и комфортно.

Все в школе или детском саду подчинено развитию творческих способностей ребенка. По окончанию школы выпускники вальдорфских школ становятся преподавателями, писателями, художниками, людьми творческих профессий. Как и любое альтернативное течение, вальдорфская педагогика подвергается критике. И нужно сказать, что она объективна. Такая школа не подойдет для детей с явным техническим складом ума.

Системе преподавания уже 100 лет, а она стоит в стороне от развивающегося прогресса и запрещает использование компьютеров и интернета. При разнообразии готовых игрушек и игр вальдорфским детям запрещено играть с ними. Получается, что дети находятся в изоляции от достижений науки и информационных потоков.

Если такая система преподавания не вызывает отклика в душе родителей, если они сами не согласны с теми ограничениями и правилами, которые используются в ней, тогда она не подойдет и для ребенка.

Не нужно забывать, что антропософия – это теософское учение, а сам Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики – был увлеченным мистиком и эзотериком. Конечно, система имеет некий перекос в эту сторону.

Вальдорфская педагогика – видео

Кратко о системе обучения по вальдорфской методике смотрите в видео. Вы получите исчерпывающую информацию не только о самой вальдорфской педагогике, но и о ее плюсах и минусах.

При выборе учебного заведения для своего малыша максимально учитывайте его способности и особенности. Подумайте, насколько принципы обучения по этой методике близки вам как родителям.

Существуют и другие методики воспитания: , .

Знайте, что лучшей школой после вальдорфского детского сада будет именно вальдорфская школа, позаботьтесь, чтобы для вас она была удобно расположена и вообще существовала в вашем населенном пункте. В комментариях поделитесь, посещал ли ваш малыш вальдорфские учебные заведения, насколько вы довольны его результатами.

Детство – это самое важное время в жизни человека. Научно доказано, что дети, не имевшие возможности адекватной социальной адаптации в первые годы жизни, в дальнейшем испытывают серьезные трудности в процессе общения и восприятия окружающего мира.

Современные методики образования акцентируют внимание на воспроизведении знаний, совершенно не уделяя внимание эмоциональному развитию. Это приводит к тому, что со временем дети начинают испытывать страх перед неудачей в учебе, школа не признает особенностей их мышления, не дает возможности проявлять чувства, таланты. Система образования вальдорфских школ позволяет максимально комфортную среду взросления, где он сможет ощутить свою индивидуальность и почувствовать заботу. В ней к каждому ребенку используется индивидуальный подход, позволяющий развивать не только его интеллектуальные способности, но и эмоциональное восприятие мира.

Вальдорфская система образования

В основу вальдорфских школ легло антропософское представление, согласно которому в человеке одновременно сочетаются дух, тело и душа: мысли (разума, интеллекта), чувства и воли. Согласно этой системе образования, развитие не должно иметь однобокий характер: нельзя насильно прививать приобретение знаний или навыков, малыш должен самостоятельно, путем развития психики, моторики, образного восприятия познавать окружающий мир.

Особое внимание в образовательном процессе уделяется эмоциональному состоянию детей. В школах создается максимально комфортная обстановка, где нет давления и необходимости следовать строгой программе – каждый малыш растет в своем собственном ритме. Педагоги не форсируют процесс обучения, напротив, они используют исключительно индивидуальный подход.

История возникновения системы образования

Основоположником этой системы воспитания детей стал легендарный мистик и философ 20 века, Рудольф Штейнер. В 1907 году он опубликовал свой труд «Образование ребенка», в котором нашла отражение ранее разработанная им концепция антропософии. Книга стала прорывом педагогики, и уже в 1919 году в Штутгарте была открыта первая вальдорфская школа. На сегодняшний день во всем мире действует более 1000 таких школ.

Спустя два десятилетия после открытия первой школы, основываясь на ее достижениях, во многих странах мира были открыты аналогичные заведения: в США, Голландии, Норвегии, Австрии, Украине и пр.

В своей книге Штейнер говорил о том, что любовь к ребенку должна служить главной движущей силой в его развитии. Причем речь шла не только о любви родителей: дети – это самые искренние и бескорыстные существа, они крайне чувствительны к мимике взрослых, их эмоциональному состоянию. При этом в первые годы жизни они очень зависимы от окружения. Он еще не в состоянии дистанцироваться, выделить собственное я, а потому именно окружающие его люди создают фон для развития его физического и психического здоровья.

Направления работы

Работа вальдорфских школ основывается на том, что ключевым этапом становления личности человека является детство. Педагоги не стремятся искусственно привить детям знания, не проводят различные интеллектуальные тренинги, они позволяют детям в естественном темпе развивать то, что было заложено в них природой. Чтобы этот процесс воспитания был успешным, в школе создаются благоприятные условия: нет оценок и понятия «неуспеваемость», практически не используются учебники.

К основным направлениям работы вальдорфских школ можно отнести:

  • создание комфортной среды;
  • отсутствие оценивания поведения;
  • воспитание с помощью личного примера;
  • многофункциональные игры;
  • организация дневного ритма;
  • использование основ культуры в работе в детьми.

Все эти способы работы с детьми гармонично сочетаются между собой, создавая внутри школы ощущение семьи, где детям комфортно и спокойно. В таких условиях проявляются их лучшие качества, развиваются таланты, воображение, они начинают полноценно ощущать свою индивидуальность.

Создание благоприятной атмосферы

Главный принцип работы вальдорфских школ – создание атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно, «как дома». В таких условиях малыш начинает проявлять инициативу, принимать активное участие в играх по собственному желанию, процесс обучения вызывает у него неподдельный интерес, что приводит к успехам.

Главная роль в создании такой атмосферы отводится учителю. Он не должен быть нейтральным равнодушным наблюдателем, напротив, учитель в вальдорфской школе – это яркая, творческая личность, пример для подражания для детей. Он должен уметь найти подход к каждому в группе, наладить с ним доверительные дружеские отношения, чувствовать любые изменения в настроении детей.

Методы преподавания

В основе всех методов работы с детьми и воспитания в вальдорфских школах лежит апелляция к чувствам, а не к интеллекту. На каждой стадии обучения происходит развитие той деятельности, которая действительно интересна, не вызывает у него отторжения или любых других негативных чувств. Педагоги вальдорфских школ обязательно учитывают различные темпераменты детей, дают им возможность развиваться в собственном ритме.

  • Развитие памяти

В основе этой педагогики лежит отказ от традиционного наглядного обучения, когда дети должны видеть предмет и запоминать его. Обучение проходит иначе: он не просто запоминает, в его сознании память работает совместно с эмоциональным восприятием того или иного предмета, чувства становятся опорой для памяти. Эмоциональная память считается одной из самых долгосрочных, поэтому заучивание стихов, таблицы умножения в сочетании с эмоциональными движениями будет более эффективным.

  • Развитие интереса

Главное преимущество вальдорфских школ и их педагогики заключается в том, что они прививают детям интерес к учебе и образованию. Система обучения задействует мобилизацию интереса для тесного переплетения с образовательным процессом: поскольку дети до 9 лет предпочитают активные игры, им тяжело усидеть на месте, они хотят много двигаться, играть, то именно в такой форме обучение будет наиболее эффективным.

В дальнейшем, когда дети начинают познавать себя, отделять себя от окружающих, осознавать свое место в жизни, в программу обучения вводятся зоология, география – те предметы, которые позволят расширить его кругозор, представление о строении мира.

Еще одна принципиальная особенность педагогики и воспитания – отсутствие подавления индивидуальности. Вокруг малыша создается комфортная благоприятная среда, где окружающие принимают его таким, какой он есть.

Педагоги при этом поддерживают равновесие воли, чувств и мышления. Такая гармония душевного состояния позволяет полноценно развиваться физическому здоровью.

  • Ритмический распорядок дня

Вальдорфская система образования невозможна без ритмического распорядка. Этот аспект работы с детьми был заложен еще основоположником школ и имеет принципиальное значение. Для каждого дня, проведенного в школе, существует определенный ритм. Как правило, день начинается с основного урока, требующего максимальной концентрации – математики, ботаники и пр. Затем дети занимаются уроками, предусматривающими использование ритмических движений – хлопков, прыжков, при этом они могут читать стихи или учить таблицу умножения.

У каждого дня недели имеется своя функциональная нагрузка – например, по пятницам во многих школах проходят генеральные уборки с участием детей. Малыши, выполняя простые движения, оказываются вовлечены во взрослую жизнь. Благодаря такой системе у детей вырабатывается собственный ритм жизни, они привыкают к выполнению определенных задач в разные дни недели. Систематичность также способствует лучшему усвоению материала.

Игры и игрушки в вальдорфской школе

Вальдорфская система в детских садах позволяет особое внимание уделять играм детей. Содержание игр бывает разным: это и свободные, и ролевые игры. Как минимум два часа в день дети играют самостоятельно, так, как подсказывает им их фантазия. Это позволяет развивать их образное мышление, они выпускают наружу свою индивидуальность. Как правило, такие игры устраиваются в первой половине дня. Любимыми играми становятся интерактивные игры-розыгрыши определенного сценария. В таких спектаклях дети импровизируют, основываясь на знакомых сюжетах.

Игрушки – это отдельный аспект воспитания. В вальдорфских школах нельзя встретить неестественных кукл, роботов, монстров, чудищ и других персонажей, любимых детьми. Главное условие для игрушек – они должны быть реалистичны. Дети с интересом увлеченно играют с поленьями, шишками, желудями, веточками, спилами, каштанами, кусочками коры и другими «игрушками» из леса. Естественные формы и материалы позволяют активнее включать воображение, представлять и воспринимать окружающий мир целостным и логичным.

Плюсы и минусы

У вальдорфских школ немало поклонников по всему миру, преимущества такой системы обучения детей неоспоримы:

  • она ориентирована не на воспроизведение знаний или на механическое запоминание, а на всестороннее развитие ребенка;
  • она учитывает возрастные потребности и способности ребенка;
  • она учит ребенка ориентироваться на себя и свои достижения, а не на внешнюю оценку;
  • материал изучается всеми возможными способами, то есть малыш полностью погружается в изучаемый объект;
  • обучение строится не на принуждении, а на добровольном желании.

Вместе с тем, вальдорфские школы имеют и ряд противников. Связано это с тем, что основоположником школы являлся Рудольф Штейнер, фигура весьма противоречивая и спорная. В связи с этим школы обвиняют в оккультизме и сектанстве. Внутри школ действительно действует своя идеология, общение получается довольно закрытым, а дети буквально боготворят учителя.

Другой аспект критики связан со сложностями адаптации воспитанников в современном мире. Дети учатся сначала в садиках, затем в школах по этой системе, однако, после выпуска, им приходится поступать в университет, где правит совсем иная система обучения. Дети привыкли к тому, что их индивидуальность ценится больше всего, а процесс обучения строится на интересе, что довольно часто расходится с современными реалиями.

15th Сен 2017

Здравствуйте, дорогие читательницы! Буквально вчера я впервые узнала о таком понятии как «вальдорфская школа» , услышав несколько хвалебных отзывов об обучении в ней. Естественно, мне стало интересно, что это, в чем принципы и различия с общеобразовательными учреждениями, какова цена и недостатки. Специально для вас я прошерстила интернет, прочитала кучу отзывов и составила описание набирающей популярность вальдорфской школы, чтобы у вас сложилось правильное представление о ней. Итак, поехали!

Суть вальдорфской школы

Вальдорфская школа возникла как замена государственному образованию с его оценками, жесткими рамками и контролем. То есть это, в первую очередь, альтернативное обучение, в основах которого лежит «наука» антропософия. Придумал эту вещь австрийский философ, эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик Рудольф Штейнер.

Духовная наука, названная Штейнером «антропософией», стремится внести научную методологию в изучение явлений сверхчувственного порядка, построить мост между религией и обычной наукой. Он характеризовал её следующим образом:

Антропософия - путь познания, призванный духовное в человеке привести к духовному во Вселенной.

Чего-чего? В общем, не знаю, как вы, а я с сомнением и скептицизмом отношусь ко всякого рода эзотерике и мистике. А если добавить сюда магию, астрологию, гадания и вызывание духов, свойственные оккультизму, то и вовсе становится не по себе. В общем, фундамент, на котором основана вальдорфская школа, довольно сомнительный и пугающий.

Принципы обучения в вальдорфской школе

Обучение в школе длится 12 лет, из них 8 лет детям не ставят отметки, а основные предметы преподает один учитель. Причем учитель, помимо преподавания основных общеобразовательных предметов, поет, рисует, играет на флейте, вяжет, шьет. Прямо-таки Мэри Поппинс, разве не чудесно?

Главной особенностью вальдорфской школы является обучение «эпохами»: каждая эпоха длится 3-4 недели, и главной темой обсуждения выбирается какой-то один предмет. Утверждается, что это помогает полностью погрузиться в изучение темы, не отвлекаясь на другие проблемы.

Также в школе уделяется огромное внимание творчеству, а домашние задания попросту отсутствуют . Преподаватели стараются как можно дольше продлить детям ощущение детства, так что строгих выговоров и битья указкой по голове здесь не встретишь.

В вальдорфской школе до второго класса не учат букв, не считают и не пользуются канцелярской ручкой. В первом классе дети только рисуют, и лишь второклашки начинают писать, причём сначала палочками на воске, потом чем-нибудь острым на бересте, потом гусиными перьями.

В школе не принято говорить детям «нет» . Приветствуется любая инициатива, которую преподаватели стараются поддержать и помочь воплотить в жизнь. Очень поощряется фантазия.

В вальдорфских школах отсутствуют компьютеры, а все окружающие предметы сделаны из натуральных материалов. Причем детям даже запрещается играть с игрушками, созданными не из природных ресурсов.

Вот такие принципиальные отличия вальдорфской школы от обычной. Для кого-то эти особенности являются преимуществом, для кого-то недостатком. В следующем пункте я выскажу свое мнение.

Игрушки учеников Вальдорфской школы (ручная работа)

Плюсы и минусы вальдорфской школы

Плюсы

  • Несомненным плюсом является ориентированность преподавателей на ребенка и его особенности. Максимальное число учеников в классе - 10, что позволяет уделять каждому достаточно внимания.
  • Один преподаватель в течение 8 лет - это здорово. Особенно если он хороший. Детям необходим наставник, пока они не способны сами принимать решения. Однако не уверена, что школы могут гарантировать непоколебимость учителя: все мы люди, и у нас случаются чп - болезнь, декрет или просто желание сменить деятельность.
  • В школе проводятся интенсивные занятия иностранными языками - как правило, английским и немецким. Для кого-то это плюс.
  • Говорят, что дети с радостью ходят в такую школу , так как обстановка внутри нее семейная, дружественная, не конкурентная. Каждый дружит с каждым. Дни Рождения, Новый Год и прочие праздники отмечаются с размахом.

Минусы


Отзывы о вальдорфской школе

А теперь давайте посмотрим некоторые отзывы родителей, чьи дети учились в вальдорфской школе, и тех, кто так или иначе сталкивался с учениками этой школы:

По прошествии трех лет обучения в вальдорфской школе, мне сообщили, что мой ребёнок психически ненормальный, социально незрелый, глупый. И вот почему: 1. Р ебёнок должен постоянно улыбаться, а моя дочь улыбается редко. 2. Она не хочет дружить с каждым, кто оказывается рядом, а тщательно выбирает людей для общения. 3. Для моего ребенка результат работы имеет большее значение, чем процесс, а нормальный ребёнок получает кайф от процесса, независимо от получившегося результата. 4. Дочь стремится сделать задание лучше других, а это порождение конкуренции и явное проявление психической ненормальности.

И, наконец, они знают, как решить сию проблему и сделать ребёнка счастливым. Для этого в вальдорфских школах существует «разговор о ребёнке». И пояснили, что скрывается за этим понятием. Сначала я должна сесть с классной учительницей и рассказать ей все подробности о Кире, обычно это три встречи по два часа. Интересовать их будут все-все подробности, начиная с того, как мы её зачали, в какое время суток и в какой позе. А потом всю полученную информацию классная учительница доложит на общей конференции учителей, и они все вместе… будут думать о ребёнке. И этим энергетически ей помогут и сделают её счастливой. Понятно, что мы экстренно оттуда сбежали. Ребёнок с сегодняшнего дня в другой школе, чему несказанно счастлив.

Виктория

Выпускники Вальдорфской школы - с виду обычные ребята…

Отдавала ребенка в Вальдорфскую школу и сама работала там в течение 2 четвертей. Когда поступали туда - впечатление было очень приятное, нестандартный подход, особое отношение к детям, без нажима, без казенщины, все очень по-домашнему, уютное помещение и милые, доброжелательные педагоги. Не смутило, а наоборот, порадовало в тот момент отсутствие системы оценок, отсутствие учебников и стандартной школьной программы. Все это показалось очень привлекательным. Но!Поработав там полгода, я оттуда ушла и ребенка забрала, на следующий год мы пошли в обычный первый класс. Именно то, что меня привлекло при первом знакомстве, дальше напугало. Отсутствие программы приводит к тому, что невозможно вообще понять, что дети изучали, а что - нет, нет никаких критериев,по которым можно было бы оценить знания детей. В третьем классе дети не умеют, например, писать письменными буквами, не знают таблицы умножения. Хотя учителя и убеждали в том, что постепенно эта разница в знаниях и уровне подготовки сглаживается, и дети догоняют сверстников из обычных школ, но работая в классах со второго по шестой я этого не заметила, дети явно отставали в общеобразовательном плане от учеников школ со стандартной программой. Часто школу использовали как последний приют для детей с явными проблемами интеллектуального и психического характера, которые не смогли учиться в нормальной школе - естественно, это обстановку не оздоровляло. Плюс ко всему, через непродолжительное время меня стали напрягать такие своеобразные занятия как эвритимия, хоровое декламирование. К моему ребенку также было предъявляемо много претензий по поводу его любви к «светским» игрушкам а-ля роботы или герои мультиков, по поводу приверженности к компьютерным играм. По вальдорфской методике ребенок должен играть только в специальные деревянные и тряпичные самодельные игрушки (или по крайне мере, изготовленные вручную), не смотреть телевизор, читать только народные сказки - мы так и не смогли стать правильными вальдорфцами, вникнуть и принять всю эту систему. Честно говоря, чем я больше все это наблюдала, тем больше мне все это напоминало какую-то секту. В общем, мы оттуда с сыном ушли и не жалеем.

Эвритмия - одна из дисциплин в Вальдорфской школе

Для моего аутиста эта школа идеальный вариант по многим параметрам: щадящая программа в начальной школе, небольшой класс (13 чел), спокойная, дружелюбная обстановка, понимание наших проблем.

Катерина

Когда я училась в 10-м классе, к нам перешли три девочки из Вальдорфской школы на Петроградской; у них тогда какие-то проблемы с лицензированием возникли, ну, дети и стали «расходиться». Все три девочки были очень милые, приятные, чудесно пели, но учиться они не умели абсолютно, писали с ТАКИМИ грамматическими ошибками, что у нас порой первоклассники грамотнее пишут, и все трое закончили школу на круглых тройках, просто потому, что не было элементарной «базы»…

В Вальдорфские школы в Москве ходили дети нескольких знакомых. Как бы помягче сказать - знаний маловато было у деток. Потом все они пришли ко мне с просьбой подтянуть по математике. Но бегемота из болота тянуть тяжело.

Перевестись потом в другую школу почти нереально, соседского мальчика сначала из нашей школы перевели в Вальдорфскую, потом пытались обратно, но их не взяли- отставал по программе неописуемо.

Упомянутый мальчик в итоге заканчивал экстернат, еле-еле вытянула его на минимальную четверку по ЕГЭ.Двоих других я даже не взялась учить.

Ирина, репетитор

Интересные факты о вальдорфской школе

Кстати, вы не задумались, почему придумал учение Штайнер, а школа называется вальдорфской ? Оказывается, первую такую школу проспонсировал директор табачной компании «Вальдорф-Астория», чтобы обучить грамотности своих рабочих.

Вальдорфские школы существуют уже почти 100 лет (с 1919 года), по всему миру насчитывается 1025 заведений, из них 18 в России (Москва, Санкт-Петербург, Зеленоград, Жуковский, Воронеж, Томск, Уфа, Смоленск, Самара, Калуга, Ярославль, Иркутск).

Спорим, вы знаете много выпускников вальдорфской школы? Среди них актрисы Дженнифер Энистон и Сандра Буллок, немецкий автомобильный дизайнер Фердинанд Александр Порше, а также генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

Кому подходит вальдорфская школа?

Теперь я знаю о вальдорфской школе достаточно. И считаю, что это отличный выход для «особенных», либо очень творческих детей , а также тех, кто совсем не вписывается в обычную школу и подвергается травли со стороны одноклассников. В вальдорфской школе такого однозначно не будет. Однако нужно понимать и принимать религиозную направленность этого учебного заведения, которая идет вразрез с Православием. Так как я считаю свою семью христианской, то отдавать дочь туда я бы ни стала по этой и еще нескольким причинам, перечисленным в пункте «минусы вальдорфской школы». Если вам близка моя точка зрения, Подписывайтесь на мой блог по e-mail , чтобы узнавать больше о гармоничном развитии ребенка и веселой жизни в декрете:)

Надеюсь, мое исследование данного вопроса было достаточно полным и объективным, и поможет другим родителям разобраться с принципами обучения в вальдорфской школе. Если вы каким-либо образом сталкивались с этим альтернативным обучением, буду благодарна за комментарии. Всего хорошего вам и вашим деткам!

Вальдорфская школа

Вальдóрфское образовáние (также известное, как Штáйнеровское или Вальдóрфско-штáйнеровское образовáние ) - образование, основанное на гетеанистическом методе познания, на образном мышлении , сопереживании. Основной принцип вальдорфской школы - свободное развитие ребенка, без страха и стресса (в школах нет оценок и экзаменов), а общим законом для вальдорфских учителей является уважение к личности ребенка.

Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер , также основавший антропософию . При этом Вальдорфское образование не ориентирует детей мировоззренчески, касается ли это политики или религии

Первая вальдорфская школа была создана в году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах, расположенных в примерно шестидесяти странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем.

Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения.

Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ.

Происхождение

Рост числа вальдорфских школ в мире

Рост количества вальдорфских школ в мире к 2005 г. показан на графике.

Особенности методики

Школы Вальдорфа работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе ребенка. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками, но день на всех этапах обучения (от ясель до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативный-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье).

Пособия

Основными педагогическими пособиями являются многочисленные книги и лекции Рудольфа Штайнера по педагогике, в том числе

  • Педагогическое значение познания человека и культурное значение педагогики (нем. Der реdagogische Wert der Menschenerkenntnis und der Kulturwert der Pеdagogik );
  • Искусство воспитания в связи с сущностью человека (нем. Die Kunst des Erziehens aus dem Erfassen der Menschenwesenheit );
  • Методика обучения и предпосылки воспитания (нем. Die Methodik des Lehrens und die Lebensbedingungen des Erziehens );
  • Общее учение о человеке как основа педагогики (нем. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pedagogik );
  • Искусство воспитания. Методика и дидактика (нем. Erziehungkunst. Methodisch-Didaktisches ;
  • Идея и практика вальдорфской школы (нем. Idee und Praxis der Waldorfschule ).

Критика

В качестве основного метода познания используется почти исключительно личное чувственно-сверхчувственное переживание в противовес якобы негодной науке, требующей логики, техники, анализа и эксперимента. Педагогическая составляющая философии Штайнера предназначена для того, чтобы помочь школьнику взойти к его высшим духовным телам - эфирному и астральному - и с их помощью проникать в суть предметов.

Примеры из лекций Штайнера:
«В действительного человека вовсе ничего не поступает внутрь, совсем ничего… То, что мы едим, мы едим просто, чтобы у нас был стимул. Так что всё, что люди представляют, что там питание входит, и что там питание снова выходит, и в промежутке что-то остаётся внутри, вовсе не верно: это создаёт только стимул… и мы строим всё наше тело из эфира.» (Природные основы питания. Лекция IV).
«Видите ли, если внешне к человеку подступает запах тухлых яиц, тогда внутри в животе наступает весна. А весной всё растёт и распускается, и человек снова может стать сильным.» (Там же, лекция VI)

Вальдорфские школы изначально предназначались для социальной адаптации детей низкостатусных социальных групп. Первая такая школа (давшая название всей системе) была образована на деньги владельца табачной фабрики «Уолдорф-Астория» для воспроизводства квалифицированного пролетариата из детей её рабочих, для воспитания homo habilis - человека умелого , не претендующего, однако, на звание человека разумного.

Примечания

Литература

  • Роберт Т. Кэррол Вальдорфские школы // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic"s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions. - М.: «Диалектика» , 2005. - С. 83. - ISBN 5-8459-0830-2
  • «Воспитание к свободе» Ф. Карлгрена (перевод с немецкого), «Москва», 1993.
  • «Обучение в вальдорфской школе» (сборник статей), «Москва», 1995.
  • «Вальдорфская педагогика» (антология), под ред. А. А. Пинского, «Просвещение», 2003.
  • Bierl, Peter: Die Anthroposophie Rudolf Steiners und die Waldorfpädagogik . 1999. ISBN 3-89458-171-9
  • Jacob, Sybille-Christin und Drewes, Detlef: Aus der Waldorf-Schule geplaudert. Warum die Steiner-Pädagogik keine Alternative ist. Aschaffenburg: Alibri, 2001. ISBN 3-932710-28-2
  • Prange, Klaus: Erziehung zur Anthroposophie - Darstellung und Kritik der Waldorfpädagogik . Bad Heilbrunn: Klinkhard, 2000. ISBN 3-7815-1089-1
  • Rudolph, Charlotte: WaldorfErziehung: Wege zur Versteinerung . DTV, 1988. ISBN 3-472-61727-6
  • Wagemann, Paul-Albert und Kayser, Martina: Wie frei ist die Waldorfschule? W. Heyne Verlag, 2002. ISBN 3-453-09147-7

См. также

Внешние ссылки

  • Вальдорфская школа «Семейный лад» (Сайт школы)
  • Описание Вальдорфской педагогики (Сайт Вальдорфской школы)
  • (журнал Российской академии наук)
  • Васильев В. А. Незримый член российского образования // «В защиту науки» № 2 (2007) - стр. 57-65
  • (В г. Худжанд Согдийской области закрывают Вальдорфскую школу)
  • Вальдорфские классы (Сайт родителей, г. Казань)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вальдорфская школа" в других словарях:

    Вальдорфская школа - школа, теоретико методологической основой которой являются разработанные Р. Штайнером антропософические принципы: сильная ориентация на социальный опыт, уровень развития и потребности учащегося; индивидуальное стимулирование использование… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    Вальдорфская школа - см. Вальдорфская педагогика … Педагогический терминологический словарь

    Координаты: 57° с. ш. 39° в. д. / 57.622725° с. ш. 39.866449° в. д. … Википедия

    Школа № 36 Основана: 1934 Директор: Галина Васильевна Васина Тип: средняя общеобразовательная школа Учеников: 1000 Адрес: Россия, 150054, Ярославль, ул. Щапова, д. 14 Координаты … Википедия

    Школа № 57 Основана: 1948 … Википедия

    Школа № 28 Основана: 1952 год … Википедия



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования