Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Гениальный скульптор Клодт Петр Карлович с детства собирался стать военным. А выбрал творчество. И начал учиться без наставников. А еще, по воле обстоятельств, он стал первоклассным литейщиком. Именно он дал толчок развитию этого искусства.

Он же сделал отечественную анималистику самодостаточной дисциплиной…

Семья потомственных военных

Петр Карлович Клодт, биография которого будет поведана читателю в статье, появился на свет в Петербурге в 1805-м. Семейство Клодтов состояло в основном из потомственных военных. Эта фамилия была весьма небогатой, зато родовитой. Так, прапрадед скульптора принимал участие в Северной войне и считался одним из известных деятелей тех баталий. Папа Петра также был военным. Он сражался против полчищ Бонапарта во время Отечественной войны 1812-го и был боевым генералом. Его портрет до сих пор находится в галерее Эрмитажа.

Когда Петр родился, его отец получил новую должность и возглавил штаб Отдельного Сибирского корпуса. Поэтому детство и юность будущего скульптура прошли в Омске.

Именно в этом сибирском городе у него проявилась тяга к рисованию, лепке и резьбе. Когда ему было двенадцать, он уже вырезал из дерева лошадей. В этих животных он видел ни с чем не сравнимое очарование.

По большому счету это увлечение перешло юному Петру от его отца. Тот высылал ему из армии бумажных лошадок, которые были вырезаны из игральных карт. После этого при малейшей возможности будущий скульптор всегда старался рисовать и вырезать этих животных.

В 1822-м глава семейства скончался, и его родственники сразу же решили вернуться в Северную столицу.

Военная служба

Поскольку предки юного Клодта были военными, семнадцатилетний Петр решил поступать в артиллерийское училище. Честно говоря, об этом периоде жизни крайне мало. Ему было семнадцать, когда он стал юнкером. Затем, через несколько лет, его произвели в прапорщики.

В эти же времена, когда у него оставалось свободное время, он изучал лошадей - наблюдал за их поведением, повадками, позами… Одним словом, он постигал этих животных как субъекты художественного творчества. У него не было другого наставника, кроме натуры. Также он продолжал заниматься своим любимым увлечением - рисовал или вырезал фигурки.

В 1827-м Клодт, уже подпоручик, по причине болезни бросил службу. С этого момента он сосредоточился только на своем творчестве.

Вольнослушатель академии

На протяжении двух лет бывший офицер занимался скульптурой самостоятельно. Он, как и раньше, работал с натуры, копировал античные и современные произведения искусства. Однажды кто-то из венценосных особ преподнес великому императору Николаю I фигурку всадника из дерева. Поскольку самодержец очень любил такие «игрушки», он приказал найти даровитого автора. В результате Петр Клодт оказался в Зимнем дворце и после аудиенции с императором стал вольнослушателем Академии художеств. Также он начал получать и денежное пособие. Это был 1829-й.

С этого времени скульптор полностью отдал себе искусству. Он начал слушать лекции, знакомился с новыми творческими людьми, копировал скульптуры во дворцах и музеях и продолжал вырезать фигурки лошадей с гусарами. Между прочим, в 30-х эти его «игрушки» шли буквально нарасхват. Известно, что подобная деревянная статуэтка Клодта украшала в свое время письменный стол самой императрицы. Одним словом, талант и упорство скульптора неминуемо принесли реальные плоды. Причем даже ранее, чем ожидал сам молодой творец.

Что касается преподавателей Академии, то они одобряли его работы, всячески помогая ему добиться успеха. Но непосредственным наставником молодого слушателя был ректор заведения И. Мартос. Именно он ввел его в свой дом…

Женитьба на племяннице ректора

В действительности, Петр Клодт, биография которого насыщенна интересными событиями, стал частым гостем в доме Мартоса. Через некоторое время он даже хотел жениться на дочери ректора. Но этого не случилось. Зато он начал любезничать с его племянницей. Иулиания Спиридонова - так ее звали. Впоследствии она стал верной любящей супругой и хозяйкой дома. Их свадьба состоялась в 1832-м.

Через три года у семейства Клодтов появился наследник - Михаил. Спустя десятилетия он стал весьма известным художником и периодически работал за границей.

Первый правительственный заказ

После свадьбы Петр Клодт (скульптор) получил первый правительственный заказ. Речь идет о скульптурном оформлении Нарвских ворот, что в Северной столице. Компанию ему составили опытные творческие личности, такие как В. Демут-Малиновский и С. Пименов. Несмотря на то что молодой скульптор совершенно не имел опыта в монументальных работах, ему удалось с блеском выйти победителем. Когда на аттике арки уже была установлена его шестерка коней, которые несут колесницу богини славы, Клодт (скульптор, творец этого шедевра) получил не только покровительство российского самодержца, но и всемирную славу.

Кроме того, после такого триумфа 28-летний творец-самоучка стал академиком Академии художеств. Также он стал профессором скульптуры, и, кроме жалованья, он начал получать ежегодную солидную пенсию. А еще ему дали просторную квартиру и мастерскую…

От Адмиралтейского бульвара до Аничкова моста

Когда Клодт работал над оформлением ему поступил очередной заказ от правительства. Он должен создать две скульптурные группы. По замыслу, они украшали бы пристань Адмиралтейского бульвара. Название им - «Укрощение коня».

Петр Клодт смог изготовить модели для этого проекта и доставил их в Академию для обсуждения. Академики были более чем удовлетворены работой талантливого скульптора, и было принято решение выполнить этот заказ в полном размере.

Но поскольку Клодт продолжал трудиться над композицией Нарвских ворот, пришлось выдержать паузу в работе над «укротителями». Через некоторое время, когда первый проект был завершен, скульптор вернулся к прежней композиции.

Однако теперь он предложил поставить скульптуры не на Адмиралтейском бульваре, а на Аничковом мосту.

Дело в том, что это сооружение изначально было деревянной переправой, потом - каменной. Мост был надежен, но очень узок для большой столицы. Николай I сам понимал, что требуется реконструкция. И в таком случае клодтовские «Укротители коней» были бы тут к месту. Одним словом, такие работы придали бы мосту весьма современный вид. В результате перестройка сооружения стартовала в 1840-м.

Но еще до этого первая группа «укротителей» была уже готова, и литейщики ждали команду, чтобы отлить произведение искусства в бронзе. Но глава литейного двора Академии В. Екимов скоропостижно скончался, не оставив, к сожалению, своего преемника…

Литейщик

Без такого профессионального специалиста отливка была вообще невозможна. Но чтобы реализовать все-таки задуманное, Клодт решил сам руководить выполнением этих работ. Тем более навыкам литейного дела он был обучен, когда учился в военном училище и в Академии.

На тот момент он считался единственным скульптором, который в совершенстве овладел художественным литьем. Поэтому он получил предложение руководить всем литейным двором. Он, конечно, не отказался. Так впервые в истории искусства скульптор, который не имел соответствующего образования, начал возглавлять подобную мастерскую.

К 1841-му Клодт уже изготовил две бронзовые композиции и начал готовиться к отливке последней пары скульптур.

Ну а в конце ноября того же года открылся Аничков мост после реставрации. Готовые бронзовые группы находились на пьедесталах правого берега Фонтанки, а слева - гипсовые копии...

История с подарками

В 1842-м были сделаны отливки последней пары. Однако до Аничкова моста они не добрались. Дело в том, что Николай I вызвал скульптора. Он сообщил, что хочет прославить творения Клодта. А для этого он решил подарить уже отлитые королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV.

В результате Клодт отправился в Берлин. Бронзовый подарок был вручен прусскому монарху. После этого скульптуры установили около главных ворот императорского дворца. Вильгельм, правда, в долгу не остался. Он презентовал Клодту бриллиантовую табакерку и вручил ему престижный орден Красного Орла.

По возвращении в Петербург в очередной раз начал отливать «укротителей». Но и в этот раз эта пара не добралась до пункта назначения, так как на тот момент в Северной Пальмире с визитом находился правитель обеих Сицилий Фердинанд II. Российский самодержец продемонстрировал сицилийскому монарху творения Клодта. В результате Фердинанду понравилось, как их ваял Петр Клодт, и он попросил презентовать парочку ему. Так и случилось. Бронзовая пара скульптора находится в Неаполе, а гениального творца наградили очередным орденом.

Честно говоря, такие же копии находятся и в России. К примеру, в усадьбе Голицыных и в Петродворце.

Вершина творчества

Таким образом, с 1846-го художник в очередной раз отливал скульптуру и завершал всю композицию. Этот процесс, на поверку, длился четыре года. И в 1850-м гипсовые копии убрали с моста, и на их место установили бронзовые фигуры. Таким образом, Клодт (скульптор) Аничков мост окончательно завершил оформлять. Работы длились два десятилетия. А весь ансамбль принес мастеру невиданный успех.

Конечно, после «укротителей» Клодт создавал и иные скульптурные работы. Однако, по мнению ценителей искусства, «Аничковы кони» являются вершиной творчества художника.

70-метровый рельеф

П. Клодт (скульптор) продолжал работать над важнейшими императорскими заказами. Один из них - перестройка служебного дома Мраморного дворца. Так, по проекту предполагалось, что весь нижний этаж отдается для конюшен, а корпус, который выходит в сад, станет манежем. Соответственно, для украшения был создан 70-метровый рельеф, который назывался «Лошадь на службе человека». Автором был Клодт. В данной работе скульптор изобразил сцены приручения лошадей, дорожные и охотничьи картины, кавалерийские баталии…

Самое проникновенное произведение

Из иных скульптур мастера особняком стоит памятник Ивану Крылову. Напомним, известного баснописца не стало в 1844-м. Его смерть была воспринята как всенародное горе. На следующий год посредством периодических изданий было объявлено о добровольной подписке, связанной с установкой памятника Крылову. Через три года нужная сумма была собрана, и Академия художеств объявила соответствующий конкурс среди скульпторов. В результате победителем стал Клодт.

Первоначально он планировал выполнить заказ в античных традициях. Но в конце концов создал правдиво точный портретный образ.

По большому счету вся творческая жизнь художника прошла при самодержце, под его непосредственным покровительством. Поэтому кто мог оставить в бронзе память о нем? Только Клодт.

В результате за сооружение отвечал известный творец Александрийской колонны Монферран. А вот вылепить статую и отлить мог лишь Клодт.

В самом начале 1857-го была произведена закладка памятника, на следующий год мастер уже начал отливать бронзовую конную статую царя. К сожалению, в процессе отливки появилась трещина, и в результате ряд частей фигуры оказались не наполненными.

В 1859-м произошла вторичная отливка. На этот раз все прошло более чем успешно.

Однако, чтобы доставить статую из мастерской на место установки, пришлось проламывать одну из стен. Больше никаких проблем уже не было.

Ну а в июне того же года памятник императору был торжественно открыт. Это произведение стало не только истинным украшение площади Исаакия, но и шедевром мирового искусства.

Анатомия

Кроме непосредственной деятельности, Клодт Петр Карлович, скульптуры которого известны всему миру, разрабатывал учебные пособия для молодых дарований Академии. Так, еще в тридцатых он отлил из бронзы известное «Лежащее тело». Иными словами, это анатомия человека, которая была создана при участии одного из преподавателей анатомии. Немногим позднее мастер создал и «Анатомию лошади».

Скоропостижная кончина мастера

Гениального скульптора не стало осенью 1867-го. Скоропостижная смерть настигла его на собственной даче в Финляндии. Говорят, в последние минуты своей жизни скульптор Клодт (его работы признаны шедеврами), как всегда, вырезал фигурки.

Похоронили Клодта на лютеранском погосте, что в Северной столице. А в 1936-м прах мастера перенесли в Некрополь мастеров искусств. Тогда же установили новое надгробие.

На лютеранском кладбище остались практически все родственники скульптора, включая его супругу. К сожалению, все могилы Клодтов оказались непоправимо разрушенными...

Кони Клодта в московской городской среде April 18th, 2018

В Москве тоже есть свои кони Клодта! Скульптуры "Диоскуры, укрощающие коней" в начале Беговой аллеи являются точными копиями знаменитых работ Петра Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Московские "Укротители коней" были выполнены в 1899 году внуком прославленного скульптора (К.А. Клодт, С.М. Волнухин по эскизам П.К. Клодта).

Впервые скульптуры Клодта "Диоскуры, укрощающие коней" появились на питерском Аничковом мосту в 1841 году, причём московские копии на Беговой аллее, копируют первые две скульптуры, смотрящие на Адмиралтейство.

Скульптуры были установлены в начале Беговой аллеи и символизировали центральный въезд к Московскому ипподрому с Петербургского, а ныне Ленинградского, шоссе.

Раньше этот въезд выглядел более торжественно благодаря кованым воротам на пересечении с шоссе. Сами кованые ворота уже давно растворились во времени, а вот скульптуры стоят до сих пор.


Фото: oldmos.ru

Пропали красивые кованые ворота при въезде на Беговую аллею примерно в 1960-е годы, а так выглядел въезд ещё в 1936 году.


Фото: oldmos.ru

Но это не единственное изменение в городском ансамбле этого места. Протесты общественности не помешали снести стадион Юных пионеров и построить многофункциональный жилой комплекс.

И теперь он создаёт свой ритмический фон для правой скульптуры.

Два дома, с которых начинается Беговая аллея и построенные уже в советское время, довольно интересны с архитектурной точки зрения. Справа стоит Дом авиаторов (Беговая улица, 34) - экспериментальный дом на сорока опорах, откуда и другое его название - "дом-сороконожка".

Cамой необычной его деталью является отсутствие первого этажа, вместо которого находятся 40 железобетонных опор. Построен архитектором Андреем Меерсоном в 1978 году как гостиница для будущей Олимпиады-80, однако был заселен работниками авиационного завода "Знамя Труда".

Строительство дома по первоначальному проекту планировалось на берегу Химкинского водохранилища, недалеко от станции метро "Водный стадион". Но к Олимпиаде футуристический дом было приказано поставить на Беговой, главном въезде в Москву. Вместе с расположением дом утратил от первоначального проекта 3 этажа, которые не стали достраивать по технологическим причинам.

Идея дома-сороконожки во многом связана с работами архитектора Ле Корбюзье. В 1930 году Корбюзье восхищался домом Наркомфина, а с начала 1950-х весь мир взял за образец дом - "Жилую единицу", которую сам Корбюзье построил в Марселе. В Москве "домов на ножках" несколько, но ближе всех к прототипу - дом Андрея Меерсона.


Фото: fondationlecorbusier.fr

Дом близок марсельскому по пропорциям и точно так же поднят на скошенных опорах, несущих следы грубой деревянной опалубки, что тоже очень любил Ле Корбюзье.

С другой стороны Беговой аллеи стоит еще один знаменитый дом - так называемый "Ажурный", выстроенный в 1940 году из крупных блоков по проекту архитекторов А.К. Бурова и Б.Н. Блохина, инженеров А.И. Кучерова и Г.Б. Карманова. Этот дом один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления. С правой стороны габариты дома ограничены Беговой Аллеей, с левой - Скаковой аллеей, тоже ведущей к Московскому ипподрому.

Фасады здания сложены из типовых блоков двух разновидностей: одни, имеющие вид пилястр, покрыты отделкой под серый мрамор с круглыми рельефными медальонами в верхней части, другие, ограждающие пространство лоджий, представляют собой ажурные декоративные решётки. На лицевом фасаде ажурные блоки сгруппированы по два, что обогащает композицию здания. Бо́льшая часть оконных проёмов решена как французские балконы, закрытые в нижней части тонкими, выгнутыми вперёд коваными ограждениями

Декоративные блоки были изготовлены по эскизам художника В.А. Фаворского.

Другим сооружением, с которым масштабно и стилистически архитекторы увязали ажурный жилой дом, было здание бывшего ресторана "Яр", перестроенное в конце 1930-х годов под Клуб лётчиков.

Здание клуба также должно было выходить фасадом на проектируемую площадь, в центре которой планировали возвести крупное строение - архитектурную доминанту ансамбля. Этого не случилось, но интересный архитектурный ансамбль всё же сложился.

Аничков мост. Рисунок И.Шарлеманя середины XIX века

История Аничкова моста началась в самые первые годы существования Петербурга. По только что проложенной Большой першпективной дороге подвозили материалы для строительства Адмиралтейства, по ней же ехали к Новгородской дороге, на Москву. Еще в 1715 году в специальном указе Петра появились строчки: ".. на Фонтанной реке по першпективе сделать мост". Недалеко от нового моста стояла воинская часть, которой командовал полковник М.Аничков, солдаты этой части тоже принимали участие в строительстве, а фамилия их командира постепенно стала названием моста. Фонтанка долго считалась границей города, и возле нового моста, на левом берегу реки, расположилась городская застава, на которой проверяли документы у всех въезжающих в Петербург.

Город рос, все оживленнее становилась его главная улица. Рядом с Фонтанкой во времена Елизаветы Петровны построили большой дворец, который тоже назвали Аничковым. Мост тоже не раз реконструировали и перестраивали, почти 70 лет он был деревянным, а в 1785 году стал каменным трехпролетным, с каменными обелисками с обеих сторон. О том, как выглядел Аничков мост в начале XIX века, мы можем судить по сохранившемуся с тех времен Чернышеву мосту через Фонтанку.

Портрет скульптора Петра Карловича Клодта. Ф.Зарецкий

В 1839 году приняли решение о новой перестройке моста: он стал слишком узким для постоянного оживленного движения по Невскому проспекту. Проект капитальной перестройки разработали инженеры И.Бутац и А.Готман. На мосту установили литые чугунные перила с изображением морских коньков и русалок, а, кроме того, его решили украсить скульптурными группами "Укротители коней", выполненными П.Клодтом. Эти скульптуры были заказаны мастеру для установки на пристани между Адмиралтейством и Зимним дворцом, но обстоятельства сложились так, что на пристани установили порфировые вазы.

П. Клодт был в 30-е годы 19 века уже известным скульптором: его "Колесница Победы", установленная на Нарвских триумфальных воротах, произвела впечатление на всех. Когда реконструкция Аничкова моста заканчивалась, Клодт сам предложил использовать для его оформления своих "Укротителей коней". Его предложение приняли, и мастер приступил к изготовлению моделей в натуральную величину. Клодту пришлось самому заниматься и отливкой скульптур.

В ноябре 1841 года на специальный пьедестал с западной стороны моста установили первую скульптуру, затем вторую. На противоположных, восточных устоях моста встали гипсовые повторения скульптур, раскрашенные под бронзу.

Новый Аничков мост был открыт. Успех конных скульптур Клодта был необычайным. Один из современников писал: "Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми - смело скажем, единственными в мире… Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост!"

П.Клодт. Скульптурные группы «Укротители коней»

Через год Клодт отлил из бронзы копии скульптур для противоположной стороны моста, но установить их не успели: Николай I решил сделать подарок прусскому королю, и бронзовые копии "Укротителей коней" были отправлены в Германию. К 1844 году гипсовых коней, стоящих на восточной стороне моста, заменили, наконец, на бронзовых, но и те простояли недолго: в 1846 году они тоже стали подарком и "уехали" в Неаполь. Клодт не стал делать новых бронзовых копий, у него появился новый замысел: создать для украшения моста новые композиции, которые развивали бы тему первых. Планы скульптора осуществились к 1850 году, когда на Аничковом мосту появился поистине уникальный ансамбль.

П.Клодт. Скульптурные группы «Укротители коней»

Все четыре конные группы на мосту выстроены в единую логическую последовательность, суть которой точно отражены в названии "Укротители коней". Каждая скульптура - новый этап борьбы человека со стихией природы и победы над ней. Стройный юноша сдерживает необъезженного коня, тот вырывается, поднимается на дыбы, человек не в силах сдержать разъяренное животное, падает на землю, но не выпускает из рук узды. Человек побеждает, он твердо и уверенно ведет покоренного коня рядом с собой.

П.Клодт. Скульптурные группы «Укротители коней»

Знаменитым скульптурам пришлось только раз покинуть свои места у Аничкова моста: осенью 1941 года, когда фашисты подошли к Ленинграду, и город подвергался постоянным обстрелам, уникальные городские памятники старались надежно укрыть. "Укротители коней" сняли с постаментов и спрятали в глубокие ямы в саду возле Аничкова дворца. Только весной 1945 года скульптуры снова возвратили на прежние места в центре Невского проспекта. О тяжелых блокадных днях напоминают сегодня выбоины на пьедесталах "Укротителей коней".


Весна 1945 года. Знаменитых коней П.К.Клодта достают из укрытия в саду Аничкова дворца

Прекрасные кони на Аничковом мосту стали такой же визитной карточкой Санкт-Петербурга, как и кораблик Адмиралтейства или шпиль Петропавловского собора.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше:

1. Бунин М.С. Мосты Ленинграда. Л., 1986
2. Пунин А.Л. Повесть о ленинградских мостах. Л., 1971
3. Клодт Г. "Лепил и отливал Петр Клодт…" М., 1989

Кони Клодта так и рвутся
Чтоб по Невскому пройти
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути...))))

А ничков мост — один из самых красивых мостов в мире.
От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Хоть Петербург и славится разводными мостами, этот мост сейчас не разводной, но он один из самых известных и посещаемых туристами мостов Санкт-Петербурга.

Существует несколько версий почему мост получил такое необычное имя. Официальная и самая главная версия - названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову (ударение на И), чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.

в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. Выглядел он так...

Почти точной копией моста Ломоносова (еще такой же Старо-Калинкин мост), который сохранился и сейчас и котором будет следующий пост. Средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и странных русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.

Обратите внимание - это редкий, неизвестный ранее вид русалок. Они с задними ногами-копытцами и хвостом. С такими русалками у моряков не возникает классических вопросов... а как...

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе.

«Укротители коней» перед королевским дворцом в Неаполе.

В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.

Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

А недолюбливал Клодта император вот почему. У Клодта были очень хорошие лошади и без башенный кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.

Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя - дело нешуточное. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось...

Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.

Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет... словом, был брошен вызов на состязание.

И ведь случай как назло вскоре представился. Ехзал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается "ура!". Значит - царь.

Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами... и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать.

Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.

История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.

Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
- Это они? - спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
- За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю...))))

Но все равно император постоянно дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.

Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Конь покорен...

Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, а статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Ранее в Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы))) и там подковывали почти всех лошадей в городе. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.

Сравните сами))) специально сфотографировал)))

Есть еще одна интересная знаменитая легенда. В России все, что касается половых органов, почему-то быстро обретает известность...)))
Будто бы Клодту изменила жена и он исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. У Клодта вообще занятная история женитьбы достойная отдельного поста. Никак не хотели за него отдавать приглянувшуюся ему девушку. Ее родители считали его нищебродом. Мол только коней ваять и умеет...

По другой версии это сам Наполеон Бонапарт.

Черты лица любовника жены Клодта ушли в аналы коня истории, а вот силуэт лица Наполеона и правда угадывается.

Барона и его лошадей прославили даже в народных частушках:

Барон фон Клодт преставлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Он выставил 4 голых ж-пы.

В народе ходила легенда, что умер Клодт из-за расстройства, т.к. как обнаружилось, что у двух коней на мосту отсутствуют языки во рту.

Я не проверял у каких именно))) высоковато, так что подтвердить или опровергнуть не могу)))

Во время блокады Ленинграда мост пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.

Вид на Фонтанку.

Вид на Фонтанку в другую сторону моста)))

Пара анекдотов про мост и Клодта))))

Милиционер поймал пьяного рабочего, который писал с моста в Фонтанку. Подвел его к скульптурам и говорит.... видишь, что тут написано! тут культурное место! даже на камне высечено... отливал барон Клодт! А рабочий ему... за что боролись!? Барону значит отлить можно, а рабочему нельзя?

Аничков мост ранее назывался "Мостом 18 яиц"... людей, лошадей... и постового городового который там всегда находился)))) Теперь его называют мостом 16 яиц - нет больше городовых и скульптуры теперь никто не охраняет)))

И напоследок...))) Во время борьбы с алкоголизмом в Питере говорили, что в Питере не пьют только 4 человека - те, что на Аничковом мосту))) мол им некогда, они коней держат.

(С) моя голова, Википедия и другие места интернета.

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.


Перед Аничковым мостом размещалась застава, - в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, - они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили - теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.


В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали - теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине .

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией - укрощение коня, победа человека над дикой силой.



Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя - в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы - «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти - в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, - из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел - для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть - цвет расчищенной бронзы, - именно такими и создал их Клодт.


После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, - если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, - композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция - самая спокойная, - жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.


Аничков мост зимой

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Фрагмент скульптуры

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии