Русская православная старообрядческая церковь успения пресвятыя богородицы. Как различаются между собою никонианские и старообрядческие храмы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Православные христиане нынешнего времени иногда задаются вопросом о том, чем отличаются прихожане старообрядческой церкви от них. Чтобы научиться их различать, необходимо знать не так уж много особенностей.

Что такое старообрядческая церковь

Старообрядческой церковью называют общее количество разных организаций религиозного направления и течений богословья, которые возникли вследствие отделения от православной церкви. Данный раскол произошел во времена правления Патриарха Никона, который в 1650-1660 годах провел ряд богослужебных реформ, с которыми не согласилась часть служителей высокого ранга.

Православной церковью считается объединение верующих согласно религии восточной ветви христианства, которые принимают догматы Православной Церкви и подчиняются ее традициям.

Как началась история православной церкви

Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.

Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.

Кроме такого названия, существует и другое, греческое. Ортодоксия. При переводе слово звучит как единомыслие. То есть совокупность людей, которые мыслят и действуют одинаково.

Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.

Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.


При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:

  • 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
  • 990 году Ростовская епархия;
  • 992 году Новгородская епархия.

В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.

К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.

Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.

В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.

Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:

  • исправление текста в богослужебных книгах;
  • написание икон, похожих на византийские;
  • вместо Исус появилось написание Иисус;
  • ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
  • земные поклоны были заменены поясными;
  • движение во время служения стало посолонь;
  • стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
  • была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.

Сравнение двух направлений

Казалось бы, и православные, и староверы – христиане одной ветви. И все же, между ними есть разница, которая часто вызывает в прихожанах и священниках негативные эмоции. Ряд отличий этих верований делают Православную Церковь настолько же далекой от старообрядцев, как и от католиков.

Обратите внимание, если вам придется увидеть старообрядческое служение, что для литургии в их церквях не используется агнец, хлеб для проведения Литургии. Православные священники используют его в процессе проскомидии. Обычай достаточно новый, поскольку возник в 19-м веке, соответственно, не может использоваться старообрядцами.

Те, кто следует старой традиции, начинают служение и оканчивают его земными поклонами. Кроме того, в течение всей службы они совершают земные поклоны. В православии начальные поклоны, как и конечные, не используются. Земные поклоны во время служения были заменены на поясные.

Перста

Первое, что отличает православного от староверного христианина, – это крестное знамение. Старовер, совершая его, складывает пальцы (персты) так, что знак этот у него производится всего лишь двумя пальцами. Для православного христианина это недопустимо. Данный символ для него заключает в себе осенение и обращение ко всем трем ипостасям Бога: Отцу и Сыну, и Святому Духу. В связи с этим, крестное знамение у православных производится тремя пальцами.

Образ Иисуса

Изменения касаются также образа Спасителя. В книгах и на изображениях Христа вместо Исус (как у староверов) стали использовать другую, более современную форму, которая выглядит как Иисус. При этом изменились и начертания, которые изображаются на кресте в верхней части. На иконах староверов данная надпись выглядит как ЦРЬ СЛВЫ (что должно обозначать Царь Славы) и ИС ХС (Исус Христос). Православные иконы на восьмиконечном кресте имеют надпись ИНЦИ (что расшифровывается как Иисус Назарей Царь Иудейский) и ІИС ХС (Иисус Христос).

Сами иконы могут тоже выглядеть по-разному. Старообрядцы продолжают творить их в стиле, который сформировался в Древней Руси и Византии. Образы Православной Церкви немного отличаются, приняв веяния иконописцев запада.

Еще одна особенность иконописного мастерства – литье образов. В православии это категорически запрещено. Староверы же нередко пользуются данным методом обработки материалов для создания икон.

Символы веры

«Символ Веры» – одна из главных православных молитв. Читая ее ежедневно, христиане открывают душу свою и помыслы о Вере своей, дабы быть ближе к Нему. Как оказалось, данная молитва у православных христиан несколько отличается от того варианта, который привычен для старообрядцев.

Православная «Верую» звучит намного мелодичней, ее слова не мешают друг другу, не спотыкаются. Противопоставление понятий происходит без лишних связок. В старообрядческой форме данные связки присутствуют. Не заметить их невозможно. Понятия «рожденна, несотворенна», как это использовано в православной молитве, у староверов звучит как «рожденна, а не сотворенна».

Кроме этого, староверы не принимают утверждение православных о необходимости исповедоваться Духу Святому, поскольку он – истинная суть. Православный вариант указывает лишь на «Бога истинна от Бога истинна», что говорит лишь об Отце и Сыне.

Евгений

Предлагаю тему: неправомерность рукоположения молодых людей, не достигших возраста установленного Божественными правилами, и какую опасность представляет такое рукоположение.
11 правило Неокисарийского, 14 и 15 правила Шестого вселенского соборов и 43 от новых заповедей Иустиана царя запрещают рукополагать в священники до 30 лет, в дьяконы до 25 лет и в чтецы до 15 лет, а если же будут рукоположены, да и извержутся. В настоящее время эти правила, кто-то отменил. Молодых людей, не доросших до возрастного совершенства, рукополагают направо и налево. Но в кормчей сказано, что всем христианам руководствоваться данной книгой до скончания века, т. к. изложенные правила в ней узаконены самим Богом через святых отцов, на которых действовал святой дух. Интересно, какой дух действовал на том, кто отменил эти правила? Явно не святой. Вместо Божественных правил некоторые «мудрецы» подсовывают нововведение, неизвестно кем придуманное, а вот Аввакума поставили до 30 лет. Кстати, ещё до Аввакума были случаи, например: во 2 веке со свящму. Еливферием (память 15 декабря), рукоположенного в диаконы в 15 лет, в пресвитеры в 18 лет, в епископы в 20 лет. А Неокисарийский и Шестой вселенский соборы, установившие возрастной ценз для священства, состоялись гораздо позже. Может святые отцы и Дух Божий, прибывавший на них, не знали случая с Еливферием, и поэтому узаконили извержение не доросших до священнического возраста. Св. Арсений Уральский в своих духовных ответах, на извержение из священнического сана, ответил словами патриарха Иосифа: ,аще кому рекут правила, да извержется, – таковый и есть извержен, хотя бы и не было над ним формального суда церковного”. Он также не оправдывает рукоположение, не достихших узаконенного Божественными правилами возраста, молодых людей. Арсений Уральский тоже не знал случаев с Елевферием и Аввакума? Случаи со свщмуч. Еливферием и свщмуч. и испов. Аввакумом – это канон, Предание Церковное? Конечно, нет. Это только церковно – исторические прецеденты, не имеющие правовой силы для рукоположения. Если вместо Божественных правил применять прецеденты, то можно дойти до того, что таинство крещения необязательно, т. к. были случаи, когда некрещёные становились святыми, для совершения таинства крещения не нужен будет священник, потому что принималось крещение от комедиантов в театральном представлении, а св. Порфирий был крещён лицедеем в виде шутки (святоотеч. сбор. стр. 414-415). Зачем исповедоваться священнику, а покаяться перед иконой Спаса как расслабленный, получивший отпущение грехов от самого Бога (пролог 27 января). Арсений Уральский в своих духовных ответах сказал: ,Много твориться чудесных знамений по разным винам на таких делах, которые бывают не пообщему преданию Церкви, но сего невозможно принимать за правила для ослабления, и тем более для ниспровержения всеобдержнаго предания Святые Церкви. Ибо Матфей Правильник, в конце 3 главы состава В, вещает: бываемое чрез правила не приносится во указ или притчу, и Феодор Вальсамон в толковании 18 правила Сардикийскаго собора глаголет: есть законное правило, в котором говорится: что не по правилам, то в пример не приводится”. Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона (Гал. 3.10). Из жития Аввакума следует, что он с раннего детства воспитывался в посте и молитве, за что получил от Бога дар проповедника, целителя больных и бесноватых, в таком же духе был воспитан Елевферий и творид чудеса. Из этого видно, что хиротонисаны они, были по знамению свыше, а не по плодскому мудрованию. Бог знал, что они Его прославят. И прославили. Вот через чудеса Он указал на них. Став священниками, они веру хранили в чистоте, а ни как в наше время церковные власти. У нас рукоположенных недорослей равняют с Аввакумом, если Аввакума поставили, то и нам можно, а если нас извергать, то и Аввакума тоже. Получается, что они такие же проповедники, целители больных, бесноватых и т. д. Но Иоанн Златоуст сказал, что только безумные сравнивают себя со святыми. Священническую молодёж можно сравнить с патриархом Никоном, которая рукоположена также как и он по плотскому мудрованию. И что из этого вышло. И как закончил Никон. Все знают. Вот к чему приводит нарушение Божьих указаний. И пользы от них никакой, что они священствуют, один только вред. Они же извержены самим Богом. От них ничего не принимается, ни крещение, ни причащение, ни отпевания, ни литургии и т. д. Ведь сказано, что изверженные не священники. А почитают их священниками только неверующие Богу, а верующие разным новаторам, считающим, что Божественные правила можно отменить. Отменять, изменять, вносить поправки в Божественных правилах нельзя. Григорий Двоеслов про таких попов сказал, что неведение пастырей вполне соответствует заслугам пасомых (календ. Кавказ. Дон. Епарх. 2012г.). А евангелист говорит, что они слепые вожди слепых (Мф.15,14). Каноны, по которым ставят в священство, составлены на основании Святого писания. Христос достиг возраста мүжа совершенна, лет 30, начиная великое служение свое роду человеческому (Лк.3,23,календ. Кавк. Дон.2012г. стр136). Молодое священство – это тенета ловко расставленные диаволом. Настанет тот час, когда Бог начнёт исправлять это безобразие. И сказано страшно, попадать в руки Бога живого. А может не стоит ждать того часа, самим исправить, пока Бог терпит?

Оригинал взят у mu_pankratov в МОСКВА СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ.

Решил я друзья, как грится- подбить итог староверческих мест Москвы. Отбросим пока в сторону- особняки и дома зажитошных староверцев, также откинем- заводы, фабрики, больницы и прочие... всё равно объектов остается не мало! Глядя на количество старообрядческих церквей и моленных, невольно возникат вопрос- "А жили ли в Москве до революции -никониане?" ...шучу, шучу...наверное жили.)))
Я вот насчитал-около 70-ти церквей и моленных. Старалси выставлять свои фото и посты, ну и земной поклон за материалы, моему одноверцу и ЖЖ-товарищу- rostovetz . Постараюсь под каждым номером, заполнить фотографиями и информацией. (если у вас, уважаемые, будет материал или поправки, буду очень признателен!)

1. Церковный комплекс на Рогожском.
http://mu-pankratov.livejournal.com/66830.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/3671.html кладбище
http://mu-pankratov.livejournal.com/171558.html Институт на Рогожском (школа №459)

на фото: слева- Христорождественский собор, Колокольня и храм Успения Божией Матери, Покровский кафедральный собор, Никольский храм (ныне никонианский), ул. Старообрядческая. (все храмы действующие)

2. Духовный центр безпоповцев феодосеевцев на Преображенское кладбище.
Сейчас, осталось- три моленных, главная (на фото) Крестовоздвиженский храм .
(действующая)

3.Церковь Николы чудотворца на Тверской заставе . Бутырский вал, 8.
(действующая)
Так как являюсь- прихожанином Никольской церквы, о ней наверное, больше всего фото.)))
разбито на 5-ть частей, по годам.
http://mu-pankratov.livejournal.com/145169.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/145819.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/146339.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/146703.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/147043.html

4. Никольская церковь (неокружники) Лефортовский пер. (м. Бауманская)
(часть занята офисами, иногда проходят молебны)
http://mu-pankratov.livejournal.com/36304.html
http://rostovetz.livejournal.com/96135.html

5.ВВЕДЕНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ (ЭЛЕКТРОЗАВОДСКОЙ) УЛИЦЕ
(не сохранилась)
http://rostovetz.livejournal.com/140679.html?thread=694151&

6.Церковь во имя св. Екатерины в доме московского купца 2-й гильдии И.И. Карасёва, Бауманская ул. д.20 (Девкин пер.)
(сохранилась лишь колокольня)
http://mu-pankratov.livejournal.com/174974.html

7. Храм Николы чудотворца , Николо-смоленской общины белокриницкой общины Москвы на Варгунихиной горе. (Смоленская наб)
(не сохранилась)
http://mu-pankratov.livejournal.com/151754.html

8.Замоскворецкая община Белокриницкой иерархии, Покровская церковь .ул. Новокузнецкая, д.38
(действующая)
http://mu-pankratov.livejournal.com/207518.html

9. Остоженская старообрядческая община. Покровский храм . Турчанинов пер. 4
(действующая)
http://mu-pankratov.livejournal.com/152032.html

10. Карикинская белокриницкая старообрядческая община с Покровской церковью
(ныне тут находится- детский театр)
http://mu-pankratov.livejournal.com/128804.html
http://rostovetz.livejournal.com/97732.html

11. Храм Тихвинской иконы Божией Матери на ул.Хавская
(ресторан закрыт, выставлена на продажу)
http://mu-pankratov.livejournal.com/234869.html


добавлено 30.06.14г. "Продолжение плохих новостей с Хавской..." http://mu-pankratov.livejournal.com/283479.html

12.Церковь 2-й Поморской общины . Токмаков пер.
(идет реставрация)
http://rostovetz.livejournal.com/228079.html

13. Успенская соборная церковь на Апухтинке по Новоселенскому переулку, 6
(ныне - общага)
http://mu-pankratov.livejournal.com/235560.html

14. ХРАМ НИКОЛО-РОГОЖСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ , ул. Вековая, 15
(последний хозяин- партия СПС, выставленна на продажу)
http://rodnaya-starina.livejournal.com/9632.html

15. Старообрядческая Покровско-Успенская церковь в Малом Гавриковом пер.
(сейчас в ней- спортзал для борцов)
http://mu-pankratov.livejournal.com/150747.html

16.Домовая моленная Солдатенкова на Мясницкой.
Год постройки: между приблизительно 1857 и приблизительно 1857.
Архитектор: А.И. Резанов
http://aromus.livejournal.com/35513.html

17.Церковь Матфея апостола в доме Кузнецова, Проспект Мира 43
http://niernsee.livejournal.com/50786.html

18.Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы, в доме Рахмановых, Бакунинская 2
Год постройки: Между 1895 и 1898.
Архитектор: Кондратенко
(нынче, здание передано- РПЦ, под офисы)

Моленная располагалась на втором этаже пристройки со двора.

19.Сергия и Вакха , поповцы, в доме Балашовых, Гжельский пер. 13

20. В доме Рябушинского , Мал. Никитская, 6/2
Ныне- музей М.Горького.

21.В доме Носовых ул. Мал. Семеновская 1

Роспись парадной лестницы и моленной дома Носовых. Её исполнитель - выдающийся художник Добужинский. Заказчица, супруга В.Носова, Ефимия Носова (урожденная Рябушинская).
http://alekka4alin2012.livejournal.com/259242.html

22.В доме Морозова Подсосенский пер. 21, стр.3
Архитектор: Д.Н. Чичагов, Ф. Шехтель
Хороший репортаж- http://il-ducess.livejournal.com/97702.html

23.Троицы Святой , поповцы, в доме Свешникова, Самокатная ул. 2
(не сохранилась)

24.Успения Пресвятыя Богородицы , филиповцы, в доме Фроловых, ул. Рабочая 39
(не сохранилась)

25.Храм-часовня Успения Пресвятой Богородицы Московской Поморской старообрядческой общины
ул. Преображенский Вал, 25 (действующая, западная половина церкви с колокольней принадлежит РПЦ)

26. в доме Миловановой, поповцы, Бол. Семеновская, 47 (не сохранилась)

27. Введения Пресвятыя Богородицы в доме Спиридонова Мал. Андроньевская, 24
(не сохранилась) сейчас тут- трансформаторная будка

28. Креста Господня часовня феодосеевцы Преображенское кл.
(действующая)

29. Казанской иконы Божией Матери , беглопоповцы, в доме Лубковой. Ул. Бахрушина, 25
нынче, в здании- к/т "Пять звезд", в 30-х -к/т Моссовета.

30. Марии Египетской , в доме Морозовых, поповцы. Трехсвятительский пер.1
http://a-dedushkin.livejournal.com/839689.html

31. Николы чудотворца Первой Московской общины поморского согласия, Переведеновский пер.24
(не сохранилась)Храм был построен в 1908 году по проекту архитектора И.Е.Бондаренко

32. Николы чудотворца , поповцы, в доме А.Е. Храпуновой ул.Садово-Сухаревская, 7 (не сохранилась)

33. Николы чудотворца , часовня, феодосеевцы, Преображенское кладбище
(действующая) http://www.pavel-prusskiy.ru/ssorokov50.html

34. Петра и Павла , поповцы, в доме С.А. Нырковой (Морозовой), Шелапутинский пер. 1
80-е годы

35. Петра и Павла , поповцы, в доме Муравьевых, ул. Бахрушина (не сохранилась)

36. Петра и Павла , поповцы, в доме А.Г. Кремневой, Медовый пер.4
(на фото дом №3, справа виден край комплекса усадьбы)

37. Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы, в доме Баулиных, Таганская пл. 1 (не сохранилась)
(на фото 1888г., начало Большая Алексеевская улица (с 1924 по 2008 годы - Большая Коммунистическая улица; с 2009 года - улица Александра Солженицына)

38. Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы в доме Полежаевых, ул. Бахрушина (не сохранилась)

39. Сергия преподобного , поповцы, в доме Миловановой, Измайловское ш., д.1 (не сохранилась)
фото с Олдмоса. Снято примерно от 13-го дома. Дом Миловановой, находился справа, на перекрестке.(сейчас там пустырь и автостоянка)

40. Спаса Нерукотворного , феодосеевцы, ул. Бакунинская, 55 , женский монастырь (не сохранилась)

41. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Балакириевский 2

42. Успения Пресвятыя Богородицы , неокружники, в доме Козлова, Земляной вал, 7 (не сохранилась)
Предположительно- дом №7 (1910г.)

43. Успения Пресвятыя Богородицы , филиповцы, Дурной пер. 6
Виден длинный дом во дворе Филипповской богадельни и бывшей колокольни. Все уничтожено в 1982 году.

44. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Николоямский пер.6

45. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Печатники (не сохранилась)
Дом, в котором до 1930-х годов действовала церковь Успения Пресвятыя Богородицы староверов Белокриницкой иерархии, находилась у тонеля под Курской ж/д, (нынче- ул Полбина, 9). .

46. Моленная в доме А.В. Смирнова ул. Солженицына 11

47.«Овражная моленная» поповцы- Коломенское (не сохранилась)
http://mu-pankratov.livejournal.com/620492.html

48. Феодосеевская моленная на Семеновской .
(открылась недавно, в заброшенном здании эл.п/ст)

54. Успенский молитвенный дом на Рогожском кладбище (окружники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910),

55. Святителя Николы в Трехсвятительском переулке, д.1 (дом Ф.Е. Морозовой - - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)
Кто сейчас занимает здание, неизвестно... хотя все ухожено.

Церковь на верхнем этаже и туда вела чугунная лестница (безследно пропала)

56. ц. преп. Сергия в Б. Вокзальном переулке, дом Федорова №21 (неокружники-иосифовцы, - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

57. Моленная инока Генадия (Завалова) на Благуше (2-я Хапиловская - неокружники-даниловцы, - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

58. святителя Николы в доме Худяковых, на Вороньей улице (беглопоповцы-необщинники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

59. Шесть разноименных моленных на бывшей женской половине Преображенского богаделенного дома (в каждом из корпусов)
http://rostovetz.livejournal.com/76652.html

60. Казанская моленная в Лосиноостровских дачах (беглопоповцы)
http://-http://rostovetz.livejournal.com/15280.html

61.моленная Николы Чудотворца в доме Исаакия Носова.
Год постройки: между приблизительно 1900 и приблизительно 1917.
Адрес: Пушкарев пер. 7.

62. Моленная в доме феодосеевского начетчика Егора Егоровича Егорова . Дмитро́вский переу́лок(Салтыковский), д.1,12

Владелец дома на левой стороне Дмитровского переулка (№ 1/12) купец Е. Е. Егоров прославился своей коллекцией икон, старопечатных книг и рукописей. Он трагически кончил свою жизнь - в ноябре 1917 г. его убили грабители, но коллекция уцелела, и теперь ее книжная и рукописная часть хранится в Российской государственной библиотеке, а иконы в различных музеях.

63. Моленная в доме Рахмановых (поповцы) Гончарная улица /Швивая горка/, владение №9.
Дети во дворе. Дом семьи промышленников Рахмановых, которым принадлежало несколько владений на Таганке. Староверы, благотворители, эти люди были необычайно разнообразны по своим увлечениям. Вместе с Зимиными, Алексеевыми, Птициными, Тюляевыми и Зубовыми, они задавали тон всей культурной и общественной жизни старой Таганки.
Хозяин дома Георгий Константинович Рахманов устроил в доме моленную, которую иначе, как храм-музей не именовали. Более 500 древних икон было в ней. В 1918 году в доме Рахмановых организовали Пролетарский музей Рогожско-Симоновского района. С ликвидацией музея коллекцию распределили между собраниями крупнейших музеев страны.http://mu-pankratov.livejournal.com/363709.html
Софийская набережная, д.69

66. Церковь Илии Пророка Тверской старообрядческой общины.
Тверская ул.
фото 1979г.из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"

РУССКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В 1666-1667 гг. при Никоне произошёл раскол в Русской православной церкви . Никон в первые годы своего патриаршества, когда его ещё поддерживал царь, начал исправление богослужебных книг. Задача перед церковью стояла правильная - унифицировать религиозную жизнь по всей стране. Это предполагало одинаковый текст молитв, одни и те же формы магических обрядов, один и тот же чин богослужения.

Стоглавый собор ранее постановил совершать двупёрстное крестное знамение, а не троеперстное. Устанавливалось направление крестного хода посолонь (по ходу Солнца), а не против Солнца. Кроме того, предписывалось совершать двоекратную аллилуйю, а не трёхкратную. Никон же отменил эти решения и предписывал "два" заменить на "три". Но церковники отказывались исполнять указания Никона. Их стали называть старообрядцами. Никон их преследовал за непокорность. Сами изменения не стоили тех преследований, которым подвергались старообрядцы. Сам Никон говорил о старых и новоисправленных богослужебных книгах: "И те, и другие добры; всё равно, по коим хочешь, по тем и служишь". Он говорил это в частной беседе с Иваном Нероновым. А на деле огнём и мечом преследовал старообрядцев. Тех из них, что раскаивались, вновь воссоединяли с церковью и разрешали совершать обряды по-старому. Главное было в том, чтобы показать власть, продемонстрировать, что ослушиваться духовных авторитетов нельзя.

Масштабы преследований были огромны. Против нововведений выступили не только многие представители городского духовенства, но и князья. Наиболее известен из них Аввакум . Старообрядцев ссылали по отдельным монастырям, урезывали языки и избивали кнутами. Кровь и страдания лились по всей необъятной Руси. Аввакум, вместе с другими защитниками старой веры, был расстрижен и отправлен в Пустозёрский острог. Здесь, в сырой яме, в холоде и голоде, он должен был находиться до смерти. У многих из сосланных вырвали языки. В 1682 году Аввакум был сожжён живьём в Пустозёрске. Опорой старообрядцев стал Соловецкий монастырь, где отказались руководствоваться новыми богослужебными книгами. Для подавления бунта были посланы войска, которые держали монастырь в осаде в продолжении восьми лет.

В 1675 году начались акты самосожжения старообрядцев . Добровольно в огне погибло не менее двадцати тысяч человек. Эти самосожжения продолжались в течение восемнадцатого столетия. Прекратились они только при Екатерине II.

Правительство с начала XVIII века включило официальную церковь в систему государства. С этого времени началось систематическое законодательное ограничение старообрядцев, которых и раньше, с конца XVII века, довольно жестоко преследовали. Одной из форм этой борьбы была попытка уничтожить существующие и запретить производить новые иконы, в которых сохранились бы изображения двуперстного крещения, отвергнутые официальной церковью надписи, архаичная иконография в целом. Борьба эта маскировалась призывом изъять из обихода "неправильные" и "неискусные" иконы. В 1723 г. (при Петре) был издан указ вовсе запретить использование и производство металлических икон. На практике этот указ не был исполнен.

Пётр I восстановил Монастырский приказ по управлению всеми церковными и монастырскими имуществами. Это управление переходило к государству. Затем он упразднил патриаршество и ввёл новый порядок управления церковью, подобную протестанской. Церковь стала управляться Духовным коллегиумом. Так патриаршество было упразднено и государство стало управлять церковью. В последующем Петром I во главе церкви был поставлен "святейший правительственный синод". Он состоял из нескольких высших церковных иерархов. См. .

Русская православная церковь управлялась практически царём. Она была государственной на территории Российской империи. Выход из православной веры считался уголовным преступлением. Церковь обладала сетью приходских школ и епархиальных училищ. Православное богословие преподавалось в высших учебных заведениях.

9 ноября 2000 года исполнилось двести лет официального учреждения Государем Императором Павлом I и Святейшим Синодом в лоне Русской Православной Церкви единоверческих (старообрядных) приходов. Они возникли по инициативе старообрядцев, желающих выйти из раскола при сохранении за ними права на древлеправославные богослужебные традиции. Единоверческие приходы являются неразрывной частью Православной Церкви и канонически подчиняются ее архиереям. Они сохраняют древние богослужебные уставы, двуперстие, средневековое унисонное знаменное пение.

СПАСОВО СОГЛАСИЕ (НЕТОВЩИНА, СПАСОВСКИЙ ТОЛК)

Одно из беспоповских направлений старообрядчества. Возникло в конце XVII века в среднем Поволжье (р. Керженец, Ярославская и Костромская губернии) и изначально не было связано с северными беспоповцами (федосеевцами и поморцами).
Основателем спасова согласия считается Козьма Андреев. Приверженцы спасова согласия считают своим первым учителем легендарного Капитона Даниловского. Есть и другая информация, не противоречащая, но дополняющая предыдущую.
Один из первоучителей в спасовщине, инок Арсений в конце 70-х годов XVII в. основал в лесах на реке Керженец в Нижегородской губернии несколько скитов. Арсений и его последователи признавали истинными только тех священников, которые были рукоположены до исправления книг Никоном. После смерти последних из них арсеньевцы сделались беспоповцами, сохраняя при этом все уставы и обычаи керженских беглопоповцев. До середины XVIII столетия на Керженце еще упоминаются старообрядцы арсеньева толка. Впоследствии на них распространилось название "спасовцы" или "нетовцы".
Другими первоучителями спасова согласия в начале XVIII в. на Керженце были два Козьмы - Андреев и Панфилов, проповедовавшие, что ныне все таинства истреблены антихристом, священство и жертва прекратились: "Божия благодать взята на небо" и остается только "прибегать ко Спасу, который сам ведает, как нас, бедных, спасти". Это направление получило впоследствии название "козьминщина" или "нетовщина".
С уверенностью можно заявить о существовании в XVIII столетии трех направлений в спасовом согласии:
а) собственно спасовцы ("глухая нетовщина"), широко распространившиеся в Поволжье и называемые так потому, что они не были явными, записными старообрядцами. Они принимали крещение и брак в официальной православной церкви как регистрацию легального состояния, дабы избежать преследований со стороны господствующей церкви и государства;
б) арсеньевцы в нижегородском Заволжье, которые имели только одну общую с "глухой нетовщиной" черту - неприятие перекрещивания при приеме в свою веру;
в) некрещеные спасовцы или "некрестяки", в отличие от "глухой нетовщины" считавшие невозможным прибегать для крещения или брака к православной церкви, а поэтому отказавшиеся от всех таинств вообще.
Спасовцы весьма сильно отошли от других направлений беспоповства и выделяются среди них своей религиозной индифферентностью. Большинство спасовцев не имеет молельных домов, наставников и обрядов. От своих последователей спасово согласие требует бытового аскетизма, строгих ограничений в еде и питье, а также запрещает носить пеструю и цветную одежду.
Павел Прусский отмечает, что нетовщина превосходит другие безпоповские согласия также наружной строгостью жизни. Требуется воздержание, запрещается употребление в пищу продуктов, приготовленных на "дрождях" и с хмелем, картофеля, запрещается носить пеструю, яркую одежду. Нетовские ревнители и поговорку имеют: "на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра", или еще: "…что не пестринка, то слуга бесинка".
Среди приверженцев спасова согласия были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.
Внутри спасова согласия имеется ряд расхождений из-за различных взглядов на крещение и брак. Сторонники глухой нетовщины совершают обряды крещения и брака в православных церквах и рассматривают их как простую регистрацию. У последователей бабушкиного согласия детей крестят родители или повивальные бабки. У новоспасовцев и отрицанцев есть наставники, совершающие обряды и проводящие богослужения. Самокрещенцы считают, что креститься может только сам человек. Строгие нетовцы вообще обходятся без крещения. Немоляки отказались от использования в культе икон.
Общая численность спасовцев на конец XX века - около 100 тысяч человек, проживающих преимущественно в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях и районе среднего Поволжья.

БЕЛОКРИНИЦКОЕ СОГЛАСИЕ

Одной из серьезнейших проблем, стоявших перед старообрядцами с самого начала раскола Русской Церкви, было отсутствие единоверных им епископов (единственный епископ, выступивший против реформ, начатых Патриархом Никоном, Павел Коломенский умер ок. 1656). Это обстоятельство со временем привело к бурным дискуссиям среди старообрядцев о возможности заимствовать священство от РПЦ, благочестие к-рой, по мнению защитников «старой веры», значительно пострадало от богослужебных реформ. Вскоре старообрядчество разделилось на беспоповцев, отказавшихся от священнического окормления, и беглопоповцев, принимавших иереев (беглых попов), переходивших из правосл. Церкви. Из-за практически постоянного недостатка в священниках, а также зачастую сомнительных нравственных качеств беглых попов старообрядцам-поповцам было присуще желание приобрести собственного епископа и, т. о., иметь трехчастную церковную иерархию. Первая попытка была сделана стародубскими и ветковскими беглопоповцами, обратившимися в 1730 г. к Ясскому митр. Антонию с просьбой хиротонисать во епископа избранного из среды старообрядцев инока. Поскольку митр. Антоний медлил с ответом, старообрядцы в следующем году попросили об этом же находившегося в Яссах К-польского Патриарха Паисия II, однако успеха их обращение не имело. В 1765 г. на соборе в Москве поповцы и беспоповцы безрезультатно решали, нельзя ли на основании бывшего в древнерус. Церкви прецедента - поставления в 1147 г. Киевского митр. Климента Смолятича головой Климента, папы Римского, совершить рукоположение старообрядческого епископа с помощью мощей одного из Московских святителей - митрополитов Ионы или Филиппа (Колычева). Вскоре после этого поповцы обращались с просьбами о поставлении себе епископа к груз. архиепископу, крымскому митрополиту, приглашали перейти к ним нек-рых рус. архипастырей, в частности свт. Тихона (Соколова). Однако все эти попытки были безуспешны. В нек-рых случаях поиски старообрядцами своего архиерея приводили к появлению лжеепископов-авантюристов - Афиногена и Анфима в XVIII в., Аркадия «Беловодского» в XIX в.
Жесткие антистарообрядческие меры правительства имп. Николая I, подкрепленные соответствующими законодательными актами, поставили под угрозу само существование беглопоповщины и вынудили старообрядцев энергично заняться поисками собственного архиерея. Ок. 1828/29 г. настоятель Куренёвского мон-ря в Подольской губ. Ираклий с 15 старообрядческими иноками в поисках «древлеправославного» епископа путешествовал по Турции и добрался даже до Египта. В 1832 г. на Рогожском кладбище в Москве в присутствии представителей с Ветки, Иргиза, Керженца, Стародубья и др. общин было решено приложить все усилия для приобретения собственного епископа. Многолетние поиски архиерея, предпринятые старообрядческими иноками Павлом (Великодворским) и Алимпием (Милорадовым), привели к присоединению к старообрядчеству 28 (или 29) окт. 1846 г. через Миропомазание и отречение от «ересей» находившегося на покое греч. митр. Амвросия.

Митрополит Амвросий

Это событие вызвало неоднозначную реакцию среди зарубежных старообрядцев, часть к-рых отказалась подчиниться Амвросию. Одной из причин непризнания Амвросия было сомнение (высказывавшееся и до присоединения митрополита) в существовании в Греческой Церкви трехпогружательного Крещения. В авг. 1847 г. М. Иванов, уставщик Сарыкёйской общины, «от лица всего общества некрасовцев, в Турецкой державе жительствующих», отправил в Москву письмо, под к-рым подписались более 40 чел. В послании говорилось, что «в городе Юнусе [Эносе], где рожден господин митрополит Амвросий, и даже во всей Греции нет истиннаго трепогружательнаго Крещения» (ОР РГБ. Ф. 247. № 288. Л. 41, 42, 50об.). Письмо посеяло в Москве смуту, для выяснения точного положения дел в Турцию были направлены московский мещанин И. Львов, петербургский купец Волков.
Сомнения в правильности греч. Крещения были причиной создания Павлом (Великодворским) многочисленных сочинений, посвященных этой проблеме. Обосновывая поиски архиерея в Греч. Церкви, Павел в своих письмах из-за границы настойчиво указывал на то, что у греков Крещение совершается в 3 погружения (напр., его письмо из Иерусалима от 3 дек. 1845 - Субботин. Переписка. 1. С. 36-38). Специальное исследование «О трепогружательном Крещении в греках» было включено Павлом в «Краткое соображение о некоторых верах» (ОР РГБ. Ф. 247. № 739. Л. 27об.-31; 1846), подготовленное им к собору, на к-ром решался вопрос о чине приема Амвросия. Последний вместе с иноками Павлом и Алимпием на соборе 27 (по др. данным, 28) окт. 1846 г., проходившем в Белой Кринице, лично свидетельствовал, что в Греческой Церкви Крещение совершается в 3 погружения. Сравнивая чины Крещения в Греческой и Русской Церквах, Павел пришел к выводу, что первая «погрешила» против Православия гораздо меньше, чем вторая, в к-рой крещение совершается якобы через обливание. Это послужило отправной точкой для обоснования Павлом необходимости принять Амвросия в старообрядчество «от греков» 3-м чином, а не 2-м (как это произошло в действительности), мнение, к-рому Павел остался верен вплоть до своей смерти (5 мая 1854). Известны еще 2 произведения инока Павла, посвященные этой проблеме: «Уверение сомнящемуся другу» (ОР РГБ. Ф. 247. № 739. Л. 2-13об.; 1846-1849) и «Возражение со стороны древлеправославной Церкви на доводы сомнящихся и неприемлющих христопреданное священство, по причине якобы всеобдержно делающегося у греков в Крещении обливания, откуду прият на основании святоотеческих правил присоединившийся в нашу православную веру греческий митрополит Амбросий» (ОР РГБ. Ф. 247. № 265. Л. 153об.- 266об.; 1849-1854).
Сомневавшиеся в истинности греч. Крещения старообрядцы ссылались на «Проскинитарий» Арсения (Суханова). Павел в соч. «О трехпогружательном Крещении в греках» (ОР РГБ. Ф. 247. № 396; 1849-1854) показал, что в «Проскинитарии» не говорится об обливательном крещении в Греческой Церкви. Еще более убедительно это доказано в старообрядческом соч. «Сказание вкратце о первоначальном учреждении… священной иерархии» (автор неизвестен, 1861; ОР РГБ. Ф. 247. № 288). Действительно, данная тема подробно обсуждалась Арсением (Сухановым) в др. соч.- «Прениях с греками о верах», к-рое в нек-рых списках называется «Проскинитарием». Беседа Арсения с Александрийским Патриархом свидетельствовала не о том, что Греческая Церковь ввела обливательное крещение, а о том, что в исключительных случаях обрядовая сторона таинства может быть изменена. Впрочем, это не помешало Арсению сделать вывод о том, что «христианства у греков уже нет» (ОР НБ МГУ. № 1519. Л. 8). Длительная и напряженная полемика внутри старообрядчества по вопросу крещения в Греческой Церкви во многом объясняется тем, что старообрядцы не проводили четкого различия между догматами и обрядами. Инок Павел Белокриницкий в упоминавшемся «Кратком соображении» относит принятие обливательного крещения к «погрешениям в догматах закона церковного» (ОР РГБ. Ф. 247. № 265. Л. 291об.- 292). Необходимо отметить, что при построении собственного вероучения старообрядческие авторы нередко ссылались именно на отступления от обычной практики Церкви при совершении того или иного чина.
Идеи Павла в защиту Б. и. получили законченный вид в обширном труде «Прение с безпоповцами о священстве» («Десять посланий к безпоповцам»; 1852-1854; ОР РГБ. Ф. 247. № 225, 531, 857), созданном в ходе полемики с Павлом Прусским. Отвечая на вопрос последнего, сходит ли благодать Св. Духа на «еретическую» хиротонию (под к-рой понимаются в т. ч. рукоположения, совершаемые в послениконовское время в Русской и Греческой Церквах), Павел Белокриницкий развил свою теорию о видах благодати. По его мнению, благодать, подаваемая в таинстве Священства, бывает 2 видов: «воздательная» («сановная»), воспринимаемая как «православным», так и «еретическим» духовенством через правильное совершение чина таинства (его «видотворение»), и «утвердительная» благодать, к-рой нет вне «православия» (старообрядчества). «Сановная» благодать недостаточна, обладающий ею «еретический» клирик может восполнить ее «утвердительной» благодатью, обратившись к старообрядческой Церкви: благодать Св. Духа сходит на него в тот момент, когда «православный» иерей (или архиерей) мажет его миром и возлагает на него руку. Эта теория имела много сторонников среди белокриницких полемистов и господствовала в идеологии согласия до нач. 80-х гг. XIX в., когда (1840-1908), развивая идеи Павла, предложил новое учение о таинствах. Следы этой теории обнаруживаются более чем полвека спустя в докладе 1-го съезда российских братств, где на вопрос о том, сходит ли благодать Св. Духа на хиротонию и крещение еретиков, дан прямой ответ: «Сходит… по приобщении их к церкви» (ОРРК БАН. Ф. 75. № 198. Л. 4-4об.). (В нач. XX в. схожие идеи, возможно под влиянием старообрядцев, развивали архиереи РПЦ Антоний (Храповицкий) и сщмч. Иларион (Троицкий) - в учении о присоединении инославных.) Под влиянием сочинений Павла Белокриницкого (в частности, «Краткого обозрения всех религий») начетчик С. Семёнов в 1860 г. написал объемный труд «Древлеправославное церковное изложение о принятии приходящих от ересей и опровержение учения безпоповцев о сем предмете» (ОР РГБ. Ф. 247. № 114, 112; ОРРК БАН. Ф. 75. № 94), к-рый состоит из большого числа выписок из различных текстов, относящихся к проблеме чиноприема инославных.
Первые известия о возникновении Б. и. рус. правительство получило в марте 1847 г. благодаря доношению в Синод Павла (Подлипского), архиеп. Черниговского и Нежинского, о распространении в Новозыбковском у. слухов о том, что австр. император даровал староверам «архиепископа собственного отдельного от прочих, и такого, какого угодно раскольникам, и собственно на всех прежних правах, и от него и рукоположенное священство» (РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Д. № 2167. Л. 1об., 3-4.). 28 апр. архиеп. Павел сообщил в Синод имя Амвросия и о совершенных им рукоположениях. Нек-рые подробности (впрочем, уже известные правительству) были получены от арестованного 28 мая 1847 г. настоятеля Белокриницкого мон-ря архим. Геронтия (Леонова), посланного из Белой Криницы к старообрядцам в Россию с сообщением о присоединении митр. Амвросия и за сбором средств. Рус. правительство потребовало удаления Амвросия из старообрядческого мон-ря, Синод обратился к К-польскому Патриарху Анфиму VI с просьбой вернуть митрополита в лоно К-польской Церкви. Австр. правительство выслало Амвросия в г. Цилли (совр. Целе, Словения), где он, впрочем, продолжал поддерживать отношения со старообрядцами. Меры рус. правительства не смогли также прекратить «зловредное влияние заграничного раскола на Россию»: в 1847 г. среди российских старообрядцев циркулировал проект, заключавшийся в том, чтобы обратиться к имп. Николаю I с просьбой о разрешении учредить старообрядческую архиерейскую кафедру и в России «по образу и подобию» заграничной иерархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Д. № 2167; Оп. 147. Д. № 538 и др.). Не исключено, что эти надежды наряду со спорами об обливательном крещении в Греческой Церкви были причиной того, что появление белокриницкого священства в России было отсрочено на неск. лет.

За свое недолгое пребывание в Белой Кринице (с 12 окт. 1846 по 6 дек. 1847) митр. Амвросий возвел в различные степени священства 10 чел. Одним из его главных дел было поставление себе преемника, что было специально оговорено в «Условии», подписанном греч. митрополитом и старообрядцами. 6 янв. 1847 г. священноинок Кирил (Тимофеев) был рукоположен Амвросием во епископа с. Майнос (поселение некрасовцев в Турции), 8 февр. Кирил был поставлен наместником Белокриницкой митрополии. 24 авг. 1847 г. Амвросий и Кирил рукоположили Аркадия (Дорофеева) во епископа Славского (совр. Слава-Русэ, Румыния). 28 авг. 1848 г. Кирил единолично рукоположил во епископа Браиловского (совр. Брэила, Румыния) Онуфрия (Парусова). 3 янв. 1849 г. Кирил и Онуфрий поставили Софрония (Жирова) во епископа Симбирского. 4 янв. Онуфрий и Софроний возвели Кирила в сан митрополита Белокриницкого (при этом в соответствии с практикой Русской Церкви до сер. XVII в. был повторен чин архиерейской хиротонии), Онуфрий стал наместником митрополии. В июне того же года белокриницкие духовные власти озаботились подысканием «достойного человека» на пустующую Майносскую епархию, однако, чем закончились эти хлопоты, неизвестно.
Первоначально Аркадий Славский не признал возведение Кирила в сан митрополита. Для переговоров с Аркадием в с. Слава ездили Павел (Великодворский) и Онуфрий Браиловский. В результате в авг.- сент. 1850 г. учредили Тульчинскую епархию (совр. Тулча, Румыния), ее епископом с обязанностями наместника Аркадия (Дорофеева) был поставлен священноинок Славского скита Алимпий (Вепринцев). 28 сент. того же года епископы Алимпий Тульчинский и Онуфрий Браиловский возвели Славского еп. Аркадия в сан архиепископа (с повторением архиерейской хиротонии), Аркадию было дано право «подведомственно себе иметь... все единоверные епархии, ныне существующие и впредь еще учредитися могущие, по течению реки Дуная на правой стороне расположенные, и имеет право во оные епархии поставлять епископов» (цит. по: Субботин. История так называемого австрийского, или белокриницкого, священства. Вып. 2. С. 299). Аркадий, со своей стороны, признал Кирила митрополитом. После перехода рус. войсками Дуная в апр. 1854 г. еп. Алимпий Тульчинский, архиеп. Аркадий Славский, а также свящ. Федор Семёнов были арестованы, отправлены в Россию и заключены в суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь (еп. Алимпий скончался в мон-ре 25 авг. 1859, архиеп. Аркадий был освобожден в 1881). Преемником Аркадия (Дорофеева) на Славской кафедре по окончании Крымской войны стал Аркадий (Шапошников), 1 янв. 1854 г. поставленный Аркадием и Алимпием во «епископа странствующих христиан, экзарха некрасовского». 2-м Тульчинским епископом был Иустин (поставлен в 1861) до своего присоединения к единоверию в 1867 г.
В 1853 г. была предпринята неудачная попытка учредить в Черниговской губ. Новозыбковскую епархию. Поставленный 17 февр. Новозыбковским епископом Спиридон оказался настолько недостойным своего сана, что менее чем через неделю, 23 февр., ему было запрещено священнодействовать, а 7 авг. того же года в Белой Кринице над ним состоялся суд, по решению к-рого он был извержен из сана. Нового епископа Конона (Дуракова) рукоположили в 1855 г., 16 окт. 1858 г. он был арестован и заключен в Спасо-Евфимиев мон-рь, где уже находились Аркадий (Дорофеев) и Алимпий (Вепринцев). В 1854 г. в Молдове была учреждена Васлуйская епархия, во главе к-рой в сане сначала епископа, затем архиепископа был поставлен бывш. архим. Белокриницкого мон-ря Аркадий; впосл. он был переведен в Измаил. После кратковременного управления Васлуйской епархией Геннадием (Беляевым) в кон. 80-х гг. XIX в. епархия пребывала без епископа вплоть до 1922 г. С 60-х гг. XIX в. влияние Белокриницкой митрополии на церковно-иерархические дела старообрядчества в России заметно уменьшилось, ведущую роль в истории согласия начала играть российская иерархия.
1-й рукоположенный в Белой Кринице для российских старообрядцев архиерей - Симбирский еп. Софроний (Жиров)- имел право исправлять требы не только в своей епархии, но и по всей России, после приезда в определенную епархию епископа, рукоположенного в Белой Кринице, Софроний должен был прекратить в ней священнодействия (ОР РГБ. Ф. 247. № 24. Л. 87-87об.); 1 мая 1850 г. Софронию было дано разрешение поставить 2 епископов в России по своему усмотрению. Поскольку Софроний был замечен в злоупотреблениях (симонии, любостяжании и др.), в февр. 1853 г. в Белой Кринице был поставлен Владимирский архиеп. Антоний (Шутов), к-рому были вручены еще более широкие полномочия по управлению церковно-иерархическими делами в России, 9 февр. того же года Софронию было запрещено поставлять епископов в России и предложено скрепить своей подписью «Устав, учрежденный на Владимирскую архиепископию» (ОР РГБ. Ф. 247. № 24. Л. 89об.- 90.). Тем не менее в 1854 г. Софроний вместе со своим ставленником Виталием, еп. Уральским, возвел беглого казака И. Бреднева в «патриарха Московского и всея Руси». Сам Софроний стал митрополитом Казанским, Виталий - митрополитом Новгородским. Все эти поставления, разумеется, не были признаны ни заграничными, ни российскими старообрядческими архиереями. В 1856 г. митр. Кирил прислал Софронию запрещение священнодействовать, в 1858 г. последний принес покаяние «освященному собранию» епископов Онуфрия, Пафнутия Казанского и архиеп. Антония Владимирского и просил отправить его в Казань. В нояб. 1861 г. Софроний получил в управление Новозыбковскую епархию (вакантную после ареста в 1858 еп. Конона), однако его буд. паства воспротивилась этому назначению, и оно не состоялось. 12 июня 1862 г. Софроний был возвращен на Симбирскую епархию, 20 июня Духовный совет при Московском архиепископе просил Софрония принять во временное управление также Пензенскую, Тамбовскую и Воронежскую епархии. В письме от 1 окт. 1862 г. Софроний отказался от назначения и просил оставить его в Казани, утверждая, что Казанский еп. Пафнутий (Шикин) якобы отказался от этой епархии. В нояб. того же года Софроний, прибыв в Москву, провозгласил себя «епископом Московским и всея России». 18 янв. 1863 г. Духовный совет уничтожил грамоты, выданные Софронию, Симбирская епархия перешла во временное управление Саратовского еп. Афанасия (Кулибина), Пензенская, Тамбовская и Воронежская - «в ведение управляющего церковно-иерархическими делами святителя» (ОР РГБ. Ф. 247. № 25. Л. 359об.- 363). В июне 1863 г. Софронию было предъявлено обвинение из 12 пунктов, в ответ на что он отказывается признать действующий в Москве собор епископов Б. и. законным. 29 июля 1863 г. определением собора, подписанным 7 российскими и 2 заграничными архиереями, Софроний был извержен из сана.
Фактически начало Б. и. в России было положено Антонием (Шутовым). Став Владимирским архиепископом, Антоний получил право учреждать епархии и ставить в них епископов не только по всей России, но и в Персии, оповещая об этом Белокриницкую митрополию. Грамотой митр. Кирила от 25 нояб. 1859 г. Антоний был объявлен архиепископом Московским и всея России, к-рому должны подчиняться все российские иерархи. 10 авг. 1861 г. архиеп. Антоний сложил с себя управление церковно-иерархическими делами в России, поскольку мн. епископы не приняли грамоту митр. Кирила. 18 февр. 1863 г. Антоний по решению собора вновь вступил в управление российскими старообрядцами белокриницкого согласия. К концу жизни архиепископа(† 8 нояб. 1881) в России существовало 14 епархий Б. и.: Московско-Владимирская, Коломенская, Нижегородско-Костромская, Новозыбковская, Казанско-Вятская, Самарско-Симбирская, Саратовско-Астраханская, Пермская, Тобольско-Сибирская, Донско-Кавказская, Уральско-Оренбургская, Балтовско-Киевская, Измаильско-Бессарабская, Калужско-Смоленская (в список не вошла кратковременно существовавшая, не признанная российскими старообрядческими архиереями Тульская епархия, основанная митр. Кирилом в 1863), бо́льшая их часть была учреждена Антонием. За время своего архиерейства Антоний рукоположил свыше 200 старообрядческих священников. Он не только никогда не брал денег за поставление, но, напротив, дарил новопоставленным клирикам церковные книги, облачения, утварь, иногда даже походные церкви. Кроме того, Антоний делал значительные денежные пожертвования в заграничные мон-ри и церкви.
23 авг. 1861 г., после того как Антоний (Шутов) сложил с себя управление российскими старообрядцами, собор епископов в Москве принял решение, к-рое можно рассматривать как провозглашение независимости российских старообрядцев от Белокриницкой митрополии,- 7 российских архиереев и 5 священников постановили избрать святителя на Московский престол независимо от митрополии. Московским архиепископом был избран Саратовский архиерей Афанасий (Кулибин), Антоний (Шутов) должен был отправиться во Владимир. Собор также постановил, что епископы должны собираться раз в год, в промежутках между соборами все дела решаются Духовным советом при архиепископе Московском. Кроме того, архиепископ обязан назначать себе наместника, при отсутствии первоиерарха должен назначаться местоблюститель Московского престола. Еп. Афанасий 25 авг. 1861 г. выдвинул старообрядцам 7 условий (касавшихся ряда обрядовых вопросов, а также благочиния), до выполнения к-рых он не займет Московской кафедры. 17 сент. собор принял решение назначить местоблюстителя, через месяц избрание Афанасия было отменено.
В кон. 1861 г. в Россию прибыл наместник Белокриницкой митрополии еп. Онуфрий (Парусов). Митр. Кирил поручил ему обустроить дела российских старообрядцев белокриницкого согласия, и прежде всего возвести архиерея на Московский престол, а также учредить в Москве Духовный совет. 20 янв. 1862 г. было принято «Соборное постановление для будущего руководства учрежденного Духовного совета». Новые «Правила к руководству Московского Духовного совета» были утверждены 18 февр. 1863 г. В тот же день собор российских епископов под председательством митр. Кирила, приехавшего в Москву в нач. месяца, вновь вручил архиеп. Антонию управление церковно-иерархическими делами в России. 2 июля того же года Антония избрали на Московский престол с титулом «архиепископ Московский и Владимирский», и ему было поручено управление российской старообрядческой Церковью при участии Духовного совета под его председательством. 9 июля 1863 г. были избраны и члены Духовного совета: еп. Пафнутий Казанский, иереи Петр Федорович, Павел Козьмич, Максим Семенович.

Старообрядческие святые

Ранее РПСЦ называлась Белокриницким согласием (или Белокриницкой иерархией) - по названию монастыря в на северной .

Считается, что выделение Белокриницкого согласия произошло в связи с достигнутым в соглашением части старообрядцев-поповцев с Русской Православной церковью. Сохранив свою обрядность, поповцы подчинились местным епархиальным архиереям. Не пожелавшие идти на примирение создали свою церковную организацию. В середине они признали своим главой боснийского архиепископа Амвросия, который центром старообрядческой организации сделал Белокриницкий монастырь (в середине относился к , затем - к , а после войны перешёл к Западной Украине и был разгромлен); в была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии; в настоящее время центр располагается в .

Русская Православная Старообрядческая Церковь исповедует следование православному учению о неразрывной связи между внешней формой и внутренним содержанием священнодействий и таинств. По мнению старообрядцев, любое священнодействие , чин , последование имеют символическое, богословское, педагогическое и историческое значение. Согласно их учению, во всех христианских священнодействиях и таинствах есть несомненное присутствие Божественной благодати: «Господь Бог глубиной своей мудрости человеку под видимыми и телесными знамениями невидимые дары Свои дал есть» ().

Одними из важнейших внешних черт православного старообрядчества является содержание трехпогружательного , как таинства, символизирующего умерщвление первородного и рождение нового человека - христианина. А так же: двуперстного крестного знамения, как ; канонической (в противовес иконописи, введённой в ходе реформы ), как символического отражения духовной ипостаси изображаемых лиц и событий священной истории. РПСЦ также содержит старинные богослужебные , монодическое (унисонное) пение и другие черты древнехристианской церковной жизни в том виде, в котором они существовали до . Внутреннее устройство и жизнь Церкви основывается на апостольских и святоотеческих правилах и христианской соборности.

Для сторонних наблюдателей это такие отличия внешних атрибутов старообрядцев от Русской Православной церкви, как крещение двумя, а не тремя перстами, крестный ход по часовой стрелке, а не против, произношение «Исус», а не «Иисус» и т. п.

История Русской Православной Старообрядческой Церкви неотделима от истории древнерусской церкви и берёт своё начало со времен князя и . В те годы Русь принимает все евангельские, апостольские и святоотеческие предания, хранимые восточными христианскими церквями. Наиболее близкие связи устанавливаются между молодой Русской церковью и Константинопольской патриархией. Первыми русскими митрополитами были греки. Они, как представители Константинопольской патриархии, наблюдали за благочестием устанавливаемых обычаев и порядков. Сам факт покровительства над русской митрополией говорит о том, что церковное устройство, богослужение, последования таинств и обрядов были приняты русской православной церковью от православного востока. Молодая Русская Церковь становится одной из крупнейших православных церквей мира. Некоторые достижения Русской Церкви были уникальными для того времени. На Руси, впервые на всем православном востоке, была создана печатная .

Церковные реформы, предпринятые патриархом , царём , продолженные при и других , положили начало так называемому Русской Православной Церкви. Государственные и церковные власти, руководствуясь разными внешне и внутриполитическими соображениями, пошли на решительное изменение текста библии, хранимого на Руси семь столетий. Многие апостольские и древнехристианские формы таинств, священнодействий, были изменены, отменены либо даже подвергнуты проклятиям со стороны церкви. Изменилось и её внутреннее устройство. Был упразднен провозглашенный Символом Веры соборный строй, а церковная вскоре впала в прямую зависимость от государства. Однако не вся Русская Православная Церковь приняла церковно-обрядовую реформу патриарха Никона, хотя несогласные часто жестоко преследовались.

Несмотря на репрессии и преследования, старообрядческая Русская Церковь не только не исчезла, но продолжала оставаться важнейшей частью мирового христианства. По мнению многих исследователей, старообрядчество стало важным нациообразующим классом российского общества. В начале века в России проживало около 1 миллионов старообрядцев . Этот класс обладал яркими чертами, выделяющими его из остального общества. Так, например, благодаря любви к книге и знаниям старообрядцы становятся сословием, в котором грамотность и высокая культура уже в конце века стали всеобщим явлением. В веке старообрядцами была основана целая система народного просвещения. Только в одной существовало более 200 начальных домашних школ.

Исключительная образованность и религиозная стойкость позволила старообрядцам, несмотря на гонения, стать одним из экономически активных слоёв общества. Некоторые из современных исследователей уверены, что мощь дореволюционного российского сельского хозяйства опиралась, прежде всего, на регионы со старообрядческим населением. Одно только село Самарской губернии имело такие огромные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены Сити (торговой ). В то время как Пётр Первый мечтал о создании русского , старообрядческие монастыри Выга уже имели на своё судоходство и их корабли доходили до . В веке Волжское пароходство, подмосковный промышленный район, знаменитая Трёхгорка, мощнейшие центры индустрии в , районах принадлежали старообрядцам.

По таким фамилиям, как Гучковы, Прохоровы, Солдатенковы, Бугровы, Никифоровы, Любушкины, Зенковы, Гусаровы, Громовы можно написать историю российского предпринимательства. По сведениям различных исследователей, до 60% российских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды. Помимо того, что старообрядцы своей активной хозяйственной деятельностью пополняли доходную часть государственного бюджета, они занимались благотворительной и меценатской деятельностью ещё и непосредственно. Ими основаны такие Москвы, как оперный Зимина, драматический Незлобина, художественный .

В года прославилось немало старообрядцев. Среди них: - войсковой Донского казачьего войска, генерал от кавалерии. Он получил свой графский титул за проявленную в войнах с Наполеоном храбрость. Денис Орлов-Давыдов - основатель партизанского движения в войне 1812 года. Прокопий Шелапутин, советник коммерции, кавалер нескольких орденов, Московский городской голова в 1812 году. Старообрядцы в течение нескольких сотен лет являлись хранителями живого образа древнерусской и древнехристианской культуры. Рукописи, старопечатные книги, древние иконы бережно передавались из поколения в поколение. Культурные традиции, народные обычаи и древние обряды перенимались каждым новым поколением. Благодаря древлеправославным христианам - старообрядцам - до нашего времени дошли живые традиции канонической иконописи, медного литья и древней музыки.

В наше время Русская Православная Старообрядческая Церковь продолжает хранить верность дониконовским текстам библии, традициям древнехристианской и древнерусской церкви. Согласно 37 апостольскому правилу в Церкви ежегодно проходят церковные Соборы с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян. Церковное священноначалие состоит из восьми архиереев во главе с митрополитом Московским и всея Руси.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования