Лодочные якоря своими руками чертежи. Якорь для надувной лодки ПВХ своими руками: пошаговая инструкция. Как изготовить якорь своими руками

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Каждый настоящий рыболов обязан иметь в своём арсенале средство для передвижения по воде. А как известно, нет ни одной лодки без якоря. Ни для кого не секрет, что рыбаки – люди экономные и изобретательные, и для них сделать якорь для ПВХ лодки своими руками не составит проблем, особенно, если подготовить чертёж. Так всегда получается надёжно, практично и дёшево.

Существует несколько вариантов создания самодельных якорей для надувного плавсредства. Все они зарекомендовали себя временем и надёжностью. Самым простым и распространённым из них считается способ Курбатова - простая сварная конструкция якоря . Такое устройство обладает компактными размерами небольшой массой и простотой в изготовлении.

Без якоря нормально порыбачить на лодке в камышах или поохотится в плавнях вряд ли получиться. Качественное устройство фиксации положения плавсредства на воде удержит надувную лодку на месте при сильном ветре или подводном течении, благодаря чему человек сможет в полной мере насладиться любимым занятием.

Целесообразность использования таких устройств для ПВХ лодок не вызывает ни малейших сомнений, ведь на сегодняшний день не существует других методов надёжной фиксации надувного плавсредства в неподвижном состоянии на воде. При этом рыбаки рассматривают следующие популярные разновидности якорей:

Хочется подчеркнуть, что каждый из видов таких устройств для удержания лодки в неподвижном положении на воде обладает как своими достоинствами, так и недостатками.

Но самым главным критерием такого механизма, подходящего для надувных ПВХ лодок, считается компактность и незначительные размеры.

Якорь для лодки ПВХ своими руками по способу Курбатова

Как и любые другие работы, сооружение якоря для надувной лодки начинают со сбора всех расходных материалов, чертежей и инструментов. При этом метод Курбатова подразумевает наличие следующих составляющих:

Конструктивно такое изделие состоит из одной лапы и раздвоенного веретена небольших размеров. Такой якорь изготовленый своими руками, для надувной ПВХ лодки отлично удерживает плавсредство 5 метровой длины . При этом для изготовления такой конструкции согласно чертежам существует определённая последовательность действий.

  1. Стальная проволока сгибается по форме веретена кверху, которого приваривают планку.
  2. Планки фиксации и шайбы с помощью сварки соединяют со штоком. Это в первую очередь нужно для развёртывания лапы, на дне, благодаря чему она зацепляется за грунт.
  3. При помощи металлической полосы концы веретена соединяются сваркой. Это позволит поддерживать лапу в рабочем положении.

Полученная конструкция, изготовленная, по способу Курбатова должна весить приблизительно 2 кг. Это позволит удерживать ПВХ лодку на грунте из песка или ила. В случае, когда рыбалка планируется на водоёмах с каменным дном важно предусмотреть присоединение к якорю дополнительной болванки весом 4 кг.

Изготовление якоря-кошки для надувного ПВХ плавсредства

Ещё одним качественным вариантом изготовления такого устройства своими руками является сборка якоря-кошки для ПВХ плавсредства. Для обеспечения надёжности, чтобы не допустить обрыв лапы, устройство закрепляется на штоке с помощью шплинтов из меди. Это позволяет в случае застревания изделия на дне срезать шплинт при установленном усилии, после чего лапа выпрямится и выйдет из-под коряги.

Благодаря использованию шарнирного крепления лап к нижней части на штоке, на который надевают плавающую муфту, устройство получается компактнее. Также за счёт скольжения муфты по основанию происходит фиксация лап в рабочем состоянии внизу штока, а при перемещении вверх они складываются. Якорь-кошка для надувной лодки, изготовленный своими руками хорош только при рыбалке в тихую погоду, а в случае с сильным ветром его нужно утяжелить дополнительным грузом.

Свинцовый якорь своими руками

Самое простое устройство для удержания лодки в одном положении на воде, которое не требует особых познаний и чертежей - это конструкция, отлитая из свинца. Итак, делаем якорь своими руками. Для изготовления такого устройства понадобится до 5 кг металла . Пока свинец будет плавиться необходимо подготовить форму будущего изделия.

Жидкий металл заливают в готовую форму. После того как свинец затвердеет, практически готовое изделие изымается из самодельной опалубки и зачищается от наплывов на металле. Затем в штоке высверливается отверстие для крепления верёвки. Для уменьшения сноса лодки при сильном течении в шляпке якоря высверливается несколько отверстий.

Как уберечь якорь от утопления?

Просто изготовить или приобрести хороший якорь далеко не достаточно, нужно уметь правильно его использовать. Фиксация плавсредства в одном положении на воде во время сильных ветров или течении - мероприятие, требующее определённых навыков.

Так как самым популярным устройством для ПВХ лодок является якорь-кошка , то специалисты рекомендуют привязывать подобное приспособление за нижнюю петлю. Для удерживания груза используют тонкую стяжку или верёвку – тогда в случае зацепления за корягу или камень можно резким рывком оборвать верхнее крепление. Самое важное это правильно выбрать диаметр верёвки иначе её придётся обрезать совместно с якорем.

В случае очень сильного течения рекомендовано использование двух изделий установленных на корме и носу плавсредства. При этом лодка должна располагаться строго по течению. В противном случае правильно определить точное нахождение насадки не получиться. Естественно, существует возможность размещения ПВХ лодки и против течения, но в таком случае используют дополнительные утяжелители.

Установка плавсредства вдоль потока реки проводится с заходом против течения слегка выше места дислокации, после чего якорь опускается на дно. Стравливать верёвку необходимо в зависимости от силы течения и веса изделия. При установке лодки на двух якорях второй опускается только после натяжения верёвки по течению.

Как видно, изготовление самодельного якоря для надувной лодки ПВХ не составляет особого труда, а также не требует наличия чертежей и глубоких познаний в данном вопросе. Рациональный подбор массы и материала для изготовления изделия, а также его грамотная установка дают возможность рыболову заниматься своим любимым хобби, а не тратить время на удержание плавсредства в неподвижном состоянии.

Плавающие средства , независимо от размера, нуждаются в тормозах не меньше, чем наземный транспорт. Если плоты и паромы тормозят багром, то корабли, суда, лодки, туристские и рыбачьи плоты стопорятся на воде якорями.

Для небольших плавсредств можно купить готовый якорь, но, в ряде случаев, целесообразно изготовить его своими руками. Для одной лодки неплохо иметь их минимум два -передний и задний. Такое стопорение будет надёжней и влияние ветра и волн на произвольные перемещения судёнышка будет минимальным .

Выбор конструкции

Типы самодельных якорей для лодок ПВХ

Зная, что существует порядка двух тысяч разновидностей этих изделий , не стоит все их подробно изучать. Достаточно знать, что популярностью пользуются не так много конструкций. Вот их краткий обзор:

2. Якоря грибовидные , якорные устройства различных оригинальных и нестандартных конструкций. Подходят, как правило, для небольших одиночных лодок, поскольку обладают малой удерживающей силой и не цепляются за грунт. Зато такие устройства крайне просты в изготовлении и не требуют дорогих материалов.

  • Камень с отверстием для крепления каната
  • Пластмассовая бутылка со срезанным верхом . Внутрь заливается цементный раствор и вставляется анкер (его можно изготовить из алюминиевой проволоки) для крепления каната. Края бутылки феном заворачивают так, чтобы цементный монолит не вышел из бутылки. Впрочем, потеря пластмассовой оболочки не критична, устройство всё равно будет работать.
  • Старые гантели, чугунные утюги, рельсы и т.д. Эти якоря тяжелы и не очень удобны, транспортировать их в рюкзаке сложно, держать на резиновой лодке опасно.Якоря округлых форм плохо цепляются за донный грунт и могут скользить по нему.

Галерея: самодельные якоря для надувных лодок ПВХ (25 фото)

















Масса

Требуемую массу якоря можно определить несколькими способами:

  1. По таблицам. Эти таблицы можно найти в специальной литературе (библиотечные книги или подшивки тематических журналов), но более доступным источником такой информации является, безусловно, интернет.
  2. По эмпирической формуле. Водоизмещение лодки, выраженное в тоннах, возводится в квадрат. Из результата извлекается корень кубический, полученное число умножается на восемь. Конечный результат и показывает требуемый вес в кг.
  3. По длине и массе лодки. Соответствующая величина, выраженная в кг или см, делится на сто. Полученная величина и будет весом в кг. Например, для лодки массой 500 кг с грузом требуется якорь 5 кг. Если длина лодки 250 см, то ей потребуется якорь весом 2,5 кг.

Выбор каната

Материал и тип

Цепи для надувных лодок противопоказаны. Категорически! Канаты из природных материалов (например, пеньки или джута), скорее всего, не встретятся в продаже или в сараях даже самых рачительных хозяев. Стало быть, выбирать придётся среди синтетических изделий

Прочность на разрыв материала определяется под усилие, превышающее массу якоря в 70 раз. Канат должен быть скручен из волокон, диаметром не менее 10 мм во избежания передавливания рук при манипуляциях с якорем.

Длина каната

Этот показатель зависит от силы ветра и предполагает знание глубин водоёма, на котором будет использоваться лодка.

  • Если длина якоря равна утроенной глубине водоёма, то, возможно, плавание при ветре силой до з–х баллов.
  • Если ветер дует с силой 6 баллов, то потребуется канат длиной в 5 глубин водоёма.
  • При ветре силой 9 баллов, следует позаботиться о якорном канате длиной в 7 глубин.
  • Если ожидается сильное течение, то длину каната следует увеличить дополнительно, запас будет отнюдь не лишним!

Самодельные якоря для лодок ПВХ, примеры изготовления

Итак, водоём, погодные условия и особенности предстоящей рыбалки определены, известен характер дна. Определён тип якоря, конструкция разработана (лучше всего раздобыть или самому сделать чертёж, можно скачать его из интернета), рассчитана масса и подобран соответствующий канат. Можно приступать к изготовлению. Кроме резки металла болгаркой и сверления, может потребоваться плазменная резка. В подавляющим числе технологий необходим также сварочный аппарат.

Якорь-кошка

Отличный вариант для использования с лодок ПВХ длиной 3-4 м в безветренную погоду. Складные лапы крепятся на скользящей по центральному стержню муфте. Перед переноской якоря лапы должны быть зафиксированы в нижней части. Рабочее положение лап -фиксация наверху при помощи шплинтов. Эти шплинты легко срезаются при необходимости извлечь застрявший якорь.

Если ожидается ветреная погода, конструкция нуждается в утяжелении. И, порой, в весьма существенном!

Материалы для изготовления:

  • Труба (можно пруток) металлическая с диаметром 30 мм, длина в пределах 20…30 см и, дополнительно, кусок трубы чуть больше по диаметру, длиной 2…3 см. Короткая труба должна соосно надеваться на длинную трубу и иметь возможность свободно перемещаться вдоль оси.
  • Кольца монтажные, 2 шт.
  • Металлические листы толщиной 4…6 мм, из которых следует сделать следующие заготовки:
    • полоски10…15 см х2 см, 4 шт.;
    • полоски 4…5 см х 2 см, 4 шт., края закруглить.
    • полоски 3 см х 2 см, 8шт., закруглить с одного торца.
    • лапы в виде заострённого треугольника, 4 шт.

Технология изготовления:

  1. 4 из 8-ми полосок размером 2х3 см просверливаются (выполняется по одному отверстию диаметром 5…7 мм). Такие же отверстия просверливаются в средних и длинных полосках, причём в средних надо сделать 2 отверстия по краям.
  2. Полоски 2х3 см с отверстиями привариваются к длинной трубе и будут служить кронштейнами для крепления лап.
  3. Оставшиеся 4 полоски 2х3 см привариваются к короткой трубе .
  4. На точиле выполняется сужение длинных полос, затем, к ним приваривают треугольники. В середине полосок выполняется надрез, заготовка подгибается и заваривается. Так изготавливаются 4 рога-лапы.
  5. Короткая труба надевается на длинную, приваренные полоски на обоих трубах попарно соединяются серьгами (полосками 4…5х2 см) при помощи прутков.

Изделие готово!

Пирамидальный якорь

Существуют два способа:

Материалы:

  • Металлический прут. Длина 12 мм.
  • Металлические полоски. Толщина проката 3 мм.
  • Проволока. Диаметр не более 8 мм.

Технология:

  1. Из проволоки изготавливается веретено.
  2. Сверху на веретено привариваются (или привязываются) планки, служащие для разворачивания лапы и обеспечения нормального сцепления с дном.
  3. К концам веретена приваривается полоса металла. Её функция-удержание лап в рабочем положении.

Недостатком этой разновидности является неразборность конструкции, что усложняет транспортировку и повышает риск повреждения лодки.

Разборной якорь своими руками

Материалы:

  • Свинец * до 2-х кг.
  • Кольца из металла, 2 шт.
  • Стальная трубка, диаметр 25 мм и длина 270 мм.
  • Втулка на 25 мм.
  • Гайка М12.
  • Металлические полоски ** толщиной 4 мм.

* Можно обойтись без свинца, если масса якоря (1,6 кг в приведенном примере) достаточна для надёжного удержания лодки. В противном случае свинец служит для утяжеления конструкции якоря.

**Полосок размером 260х40 мм понадобится 2 шт., ещё нужны будут полоски меньших размеров, количество также 2 шт.

Технология:

  1. на одном конце трубки сверлится отверстие;
  2. к другому концу трубки приваривается втулка;
  3. края более крупных металлических полосок, являющихся заготовками лап, обрабатываются наждачной бумагой;
  4. к одной из полосок-лап привариваются две пластинки меньшего размера, они будут предотвращать прокручивание якоря;
  5. лапы надеваются на трубку;
  6. заделывается гайка;
  7. кольца привариваются к гайке и к отверстию на трубе (штоке).

Кольца служат для обеспечения удобства при сборке якоря и при поднятии его с грунта.

Если требуется утяжеление конструкции, то внутрь трубы можно залить свинец.

Заключение

В магазине нелегко найти якорь, удовлетворяющий всем требованиям и пожеланиям рыбака или туриста. Да и цена такого изделия высока. Нет, по сути, и гарантии высокого качества купленного товара.

Поэтому изготовить якорь для лодки ПВХ своими руками, значит, оптимально решить эти проблемы

И последний совет: самодельные якоря для лодок ПВХ следует оснастить буйками. Их можно сделать из куска пенопласта.

Сделать якорь полностью своими руками владельцев малых плавсредств побуждает не только достаточно высокая цена фабричных якорей. Стандартные якоря выпускаются массой от 5 кг, что для лодки водоизмещением до 500 кг многовато. Особенно, если выходят на ней в закрытую спокойную акваторию (пруд, небольшое озеро, реку). Места в посудине один только якорь занимает немало, и в крохотной лодчонке, такой, напр., как популярная вследствие своих высоких качеств лодка динги или скиф, держать неоправданно большой якорь неудобно. Но и становиться вместо надежного якоря на что попало нельзя.

Джозеф Конрад недаром назвал якоря «честными кусками железа»: пренебрежение надежностью якоря может стоить жизни судоводителю и пассажирам даже у самого берега. Самодельный якорь должен держать судно так же крепко, как патентованный фирменный, и теряться в грунте не чаще него. Надежность сверхлегких якорей из имеющихся в продаже не гарантирована. Фирменным сертификатам не верьте: никакой морской или речной регистр не включит в свой реестр якорь массой менее 5 кг. Запрещено международными правилами безопасности судовождения. А они, как и армейские уставы, написаны человеческими жизнями.

Настоящий клубок проблем представляет якорь для лодки ПВХ. Во-первых, якорь лишь часть якорного устройства, состоящего из нескольких конструктивных узлов. Каждый из них по главному правилу сопромата «Где тонко, там и рвется» должен быть надежен не менее самого якоря. Разместить все это в надувной лодке просто негде. Во-вторых, когда надувные лодки бюджетной ценовой категории начали делать не из авторезины или прорезиненной ткани, а из пластика, оказалось, что и поднятый якорь в такой лодке может быть опасен – число несчастных случаев на воде, вызванных порывом баллона или днища лодки якорем, резко возросло.

Цель настоящей статьи – помочь начинающему судоводителю решить задачи выбора прототипа якоря для своего судна и рассказать, как правильно сделать якорь сообразно типу конструкции судна, его водоизмещению и условиям плавания. Существенная часть материала посвящена выбору и особенностям изготовления якорей для «сверхмалых» судов (до 0,5 т), эксплуатируемых на внутренних водоемах. Дно в них часто топкое, илистое или торфянистое; на таком трудно как обеспечить должную держащую силу якоря, так и не дать ему утонуть в грунте.

Примечание: у всех надувных лодок есть еще одно отличие от нормально водоизмещающих судов – очень малое сопротивление трения о воду. Надувная лодка цепляется за воду слабее, чем глиссер. С одной стороны, это хорошо для тихой воды, поскольку удержать лодку на течении легче. Но на волнении, наоборот, труднее, т.к. лодка-поплавок сильно дергает якорный канат. И встать на якорь надувной лодке тоже труднее: ему нельзя полагаться на то, что судно его потянет, уложит как надо на грунт и поможет за него зацепиться. Тут якорь для надувной лодки должен полагаться только на себя: сам укладываться правильно без рывка со стороны судна и обладать абсолютной цепкостью (см. далее).

Якорь ли кошка?

Людям, выходящим на рыбалку на старой лодке-резинке, все эти соображения могут показаться надуманными: как же, ведь известно, что издавна прижившийся якорь для резиновой лодки это кошка. И сделать ее несложно: три куска арматурин, из которых у двух расплющены концы, немного гнутья, немного сварки, и кошка готова. А цепкость кошки абсолютная, если ее правильно бросить. Недаром же кошки-зацепы используются и в других видах деятельности.

Во-первых, по держащей силе кошка якорь довольно-таки средненький. Правда, для лодки, которая скользит по воде чуть ли не как палый лист, это не так существенно. Существенно другое: на каменистом или топком грунте кошку очень легко потерять. Когда металлолом валятся везде под ногами, а мастер на работе и без бутылки позволял пользоваться в личных целях сваркой и гибочным станком, это не имело значения, но сейчас другие времена.

Во-вторых, и тогда происшествий на воде из-за якорей-кошек хватало. А ныне выяснилось, что кошка опасна на только в лодке ПВХ, но и в сшитой из фанеры без набора корпуса, как те же динги или скифы. Литые складные кошки безопасны, хорошо держат сверхмалое судно на любом грунте, компактны, но стоят нечестно дорого. Хотя для шитой лодки с жестким корпусом прим. 2,5-3,5 м длиной подойдет и самодельная складная кошка с поворотной лапой, см. напр. видео

Видео: самодельный якорь-кошка


Однако в лодке ПВХ и такая кошка оказывается громоздкой и травмоопасной для судна. Поэтому, включая то, что сказано выше, жители прибрежий большой воды, кошку якорем вообще не считают. А моряк никогда не скажет: «отдать кошку» или «встать на кошку», также как не скажет «бросить якорь». Кошка не якорь. Но кошку все-таки возможно превратить в якорь! Именно для надувной лодки малой воды водоизмещением до 300-400 кг. Причем очень компактный, удобный, надежный и безопасный. Как именно – к этому мы вернемся далее.

Основные правила

Вес и трос

Главное, что определяет надежность якоря – его масса, вес. Для гребных и моторных лодок с жестким корпусом длиной до 5 м массу якоря нужно брать не менее 1% от водоизмещения судна в полном грузу, но при водоизмещении до 500 кг – не менее 2,5 кг. Для тех же судов, снабженных постоянным или штатным съемным парусным вооружением, массу якоря увеличивают на 25-50%, на случай стоянки на якоре под рангоутом. Если якорь адмиралтейский (см. далее), его массу увеличивают еще на 20%. Прочность на разрыв якорь-цепи или троса должна быть не менее 50 весов якоря.

Примечание: надежность якоря многократно увеличивает замена части якорного троса, ближайшей к якорю, цепью. Для лодки длиной до 4,5 м и водоизмещением до 500 кг достаточно заменить цепью первые, от якоря, 1,5-2,5 м троса.

Массу якоря для надувных лодок, используемых во внутренних водоемах, целесообразно брать согласно их человековместимости. Формула расчета, если нет парусов и судно не более чем на четверых, проста: кладем на якорь столько кг, сколько людей держит лодка, и добавляем 0,5 кг. С парусами и цепью сложнее; общие данные сведены в таблицу:

Вместимость, чел Масса якоря, не менее, кг (лодка без парусов) Масса якоря, не менее, кг (лодка с парусами) Калибр якорной цепи, не менее, мм (лодка без парусов)
1 1,5 3,5 2,5 4,0
2 2,5 4,0 3,0 4,5
3 3,5 4,5 4,0 5,0
4 4,5 5,0 5,0 6,0

Примечание: если якорь адмиралтейский, его массу увеличивают на 20% против табличной.

Центр тяжести

Следующий момент – распределение массы якоря по его высоте (считая, что якорь стоит вертикально). Якорь, перетяжеленный вверху, будет волочиться по дну, подпрыгивая, и не зацепится за него. Якорь, слишком тяжелый внизу, может встать на пятку и тоже не зацепится, или его засосет в грунт. Центр тяжести (ЦТ) якоря должен приходиться на 1/6-1/8 его высоты, но у якорей разных типов его положение фиксировано. Поэтому произвольно менять пропорции якорей не позволяют себе и опытные судостроители. Если же это делать приходится, то нужно посмотреть, где находится ЦТ прототипа, в стандарте на него, или, если это неизвестно, то вычислить. ЦТ самодельного якоря должен находиться на той же относительной высоте, что и у типового якоря или проверенного на практике образца.

Вес и держащая поверхность

Важно также отношение массы якоря к площади его держащей поверхности, т.е. к поверхности лап, нормально заглубленных в грунт, противодействующей силе тяги со стороны судна. Якоря в этом отношении подчиняются закону квадрата-куба: при изменении размеров якоря его масса меняется по кубу, а держащая поверхность по квадрату. Если, к примеру, уменьшить размеры типового якоря под свою посудину, то его вес уменьшится относительно больше держащей поверхности, и якорь может потерять надежность. Поэтому размеры якоря нужно будет изменить так, чтобы отношение масса/держащая поверхность осталось в допустимых пределах. А начинающим – не мудрите с размерами выбранного образца.

Примечание: способ довести вес уменьшенного якоря но нормы – залить часть полого веретена (см. ниже), или полностью веретено, свинцом. Мы о нем еще вспомним.

Цепкость

Для сверхмалых шитых и надувных лодок особое значение приобретает цепкость якоря. Она характеризуется тем, какой нужен рывок за якорный канат/цепь, чтобы якорь лег в нужное положение, и сколько он при этом проволочится, прежде чем зацепится. Абсолютно цепкими считаются якоря, которые сами укладываются на дно как надо и тут же вгрызаются к грунт. Для любых маломерных судов следует выбирать именно такие.

Типы якорей

Якорями все плавающие по воде пользуются тысячелетия, и конструкций их придуманы тысячи. Но на практике прижились немногие – уж больно важен якорь для безопасности судовождения.

Типы распространенных в настоящее время якорей и названия основных частей якоря показаны на рис.:

Если трос или цепь крепятся не к свободно болтающемуся кольцу – рыму – а к закрепленному жестко на веретене, или к скобе, поворотной либо закрепленной наглухо, то это уже не рым, а обух якоря. Очень часто небольшой рым или обушок крепят к тренду, а к нему привязывают тонкий линь – буйреп – с плавающим на поверхности воды буйком. Потянув за буйреп, чаще всего удается высвободить застрявший якорь, а если дергать за трос/цепь, то он только сильнее цепляется.

Примечание : что значит М, см. ниже.

Адмиралтейский якорь известен с каменного века: тогда он был деревянным с каменным штоком. Этот якорь надежен на любом дне, но, во-первых, тяжел, т.к. реализует не более половины потенциально возможной держащей силы, и громоздок. На старых парусниках его, поднятым, подвешивали к специальным, торчащим наискось из носа судна, мощным балкам – крамболам. Во-вторых, на мелководье или при падении уровня воды (напр., при отливе), судно может сесть днищем на торчащий вверх рог якоря. От громоздкости можно частично избавиться, сделав шток съемным. Большое преимущество адмиралтейского якоря – простота конструкции и пропорций, выверенных веками, см. рис. справа, и пригодность для судов любого водоизмещения, включая игрушечные кораблики. Чтобы получить размеры адмиралтейского якоря меньшего веса, прямые на рис. просто продлевают влево. Серьезный недостаток – слабая цепкость: чтобы шток опрокинул якорь в правильное положение и лапа вгрызлась в дно, за трос/цепь нужно довольно сильно потянуть и проволочить якорь. Адмиралтейский якорь можно рекомендовать для лодок, снабженных парусами и выходящих на большую воду.

Якоря Портера (точнее, Портера-Тротмана, на рис. именно он) и Нортилла (Northill) являются модификациями адмиралтейского. Используются редко, т.к. не лишены его недостатков, давая взамен мало преимуществ. Якорь Холла – поистине гениальная находка: Холл додумался возложить задачу штока на развалистые лапы с юбкой внизу, и, чтобы обеспечить полную цепкость якоря, сделал их поворотными. Якорь Холла для судов прим. от 5 т водоизмещения не имеет недостатков и в настоящее время абсолютно доминирует на флотах. Но он применим и для надувных лодок без парусов: слишком малое отношение веса к держащей поверхности в данном случае компенсируется малым трением лодки о воду. Поэтому даем и стандартные пропорции якоря Холла (см. рис.), для сверки с любительскими образцами.

Примечание: якорь Холла – технологические сложное изделие. Для его надежности важно и расположение центров тяжести его составных частей, что также нормируется.

Буква М на рис. с типами якорей обозначает якорь Матросова (см. рис.). В диапазоне водоизмещений судна прим. 1-100 т он оказывается надежнее якоря Холла при меньшей массе; особенно на слабом донном грунте. Нам якорь Матросова интересен тем, что способ создания держащей силы у него принципиально иной, чем у якорей адмиралтейского и Холла: якорь Матросова фактически однолапый. Этот способ позволяет создавать абсолютно цепкие якоря предельно малой массы для очень легких судов, чего нам и надо.


Идею Матросова довел до логического завершения Дэнфорт, спроектировавший якорь, у которого отношение массы к держащей поверхности теоретически равно… 0! Т.е., якорь Денфорта (его чертежи и размеры см. на след. рис.) в принципе можно делать хоть из бумаги, лишь бы не размокла и не сломалась. Но – до некоторого верхнего предела водоизмещения судна; тут вступает в действие закон квадрата-куба. Для кой-чего смыслящих в математике: Дэнфорт понял, какую часть кривых на графике определенных характеристик якоря можно аппроксимировать прямой, производная которой, как известно = 0.

Якорь Дэнфорта доминирует в малом судоходстве так же, как якорь Холла в большом. Пересчитать его размеры на меньшую массу просто так же, как для адмиралтейского: делаем линейную экстраполяцию, да и все тут. Вильчатый якорь теоретически тот же якорь Дэнфорта, только более технологичный для самостоятельного изготовления и более надежный на каменистом дне: сломать одну мощную лапу труднее, чем одну из двух той же общей площади.

Примечание: якорями Матросова и Дэнфорта часто снабжаются большие суда в качестве запасных или верпов (вывозимых на шлюпке).

Якорь-плуг тоже теоретически «нулевой» и по удельной площади держащей поверхности не имеет себе равных, хотя цепкость его примерно такая же, как у адмиралтейского. Поэтому патентованные якоря-плуги разных видов (Delta, Bruce и др.) за рубежом довольно популярны и яхтсменов-парусников на океанских яхтах. Но хранить якорь-плуг на судне крайне неудобно. Единственное подходящее для этого место – носовой роульс, да и то, якорь-плуг приходится, в дополнение к туго натянутой якорь-цепи, расчаливать еще тремя тросами: верхним и парой боковых, чтобы на пропахал пробоину в корпусе. Кто выходил в море хотя бы на бычка на резинке, прочитав об этом модном поветрии, только головой покрутит: а если якорь-плуг нужно быстро отдать ночью в шторм? Что тогда будет? Нам же якорь-плуг интересен тем, что от него происходит грибовидный якорь, владельцам лодок ПВХ незаслуженно мало известный, см. далее.

Примечание: в большом судоходстве на якоря-плуги нередко ставят брандвахты – суда без хода, назначенные на долгую или вечную стоянку в определенном месте акватории (плавучие склады, причалы, сторожевые посты, казармы, тюрьмы и т.п.).

О якоре Курбатова

Из вильчатых якорей у отечественных любителей популярен сварной якорь Курбатова (см. рис. ниже). Он хорошо держит лодку водоизмещением прим. от 300 кгс на наших обычных донных грунтах: песчаных, глинистых, илистых. На севере США и в Канаде, где дно речных потоков часто каменистое, более надежным показал себя якорь Трайдент с 3-зубой лапой удвоенной ширины (внизу справа на рис.). Второе, что можно сказать о якоре Курбатова – 1-2 местные надувные лодки на тихой воде в ветреную погоду он держит неважно, по слабому дну ползет. Поскольку в таком случае дело исправляет пригруз (см. далее), остается преположить, что сказывается малый вес данного якоря. Дэнфорт построил теорию якоря нулевой массы, но реальный-то его вес все-таки влияет на свойства практических конструкций. И это может быть очень полезно именно для якоря надувной лодки ПВХ, см. далее.

О плавучих якорях

Плавучий якорь не держит судно на месте. Он удерживает его носом против волны или течения. На флотах штатные плавучие якоря применяются редко, разве что на экспедиционных судах. Вероятно, из моряцкого суеверия: в рейсе или плавании (если корабль военный) плавучий якорь чаще всего выбрасывают, когда впору давать SOS. Действует любой плавучий якорь по принципу парашюта.

Однако в любительском удебном рыболовстве плавучие якоря находят вполне утилитарное применение. Некоторые виды рыб для кормежки сплывают стайкой по течению, а затем выходят из стрежня и возвращаются на исходную позицию Понятно, что, держась в лодке над стаей, улова можно ожидать большего.

Рыбацкий плавучий якорь для лодки ПВХ очень легко сделать из 4-5 2 л бутылок из ПЭТ, стянув их в ряд скотчем. Затем к горлышкам крайних бутылок привязывают концы капронового шнура, заводят его петлю за донышки и приматывают тем же скотчем. Трос от лодки привязывают к петле шнура. Так нужно, чтобы струю течения бутылки встречали наиболее обтекаемой поверхностью, а на тягу от лодки упирались в воду наименее обтекаемой, как и положено парашюту. Настроить такой плавучий якорь практически под любую лодку также несложно: для этого бутылки частично наполняют водой или песком.

Как избавиться от штока

Присмотримся еще раз к чертежам якорей, наиболее пригодных для надувных лодок: Дэнфорта и Курбатова. Что в них плохо для лодки ПВХ? Правильно. Шток. Он очень мешает в тесной лодчонке и способен ее повредить.

«Теоретически-бумажные» якоря Денфорта обязательно снабжаются штоком (слева на рис.); без него они теряют свойства самоустанавливаемости, абсолютной цепкости и на рыхлом дне становятся ненадежными. Но подумаем еще раз: ведь реальный якорь обязательно что-то да весит. Как использовать его массу, чтобы избавиться от штока, сохранив все прочие качества? В результате получается (см. фото справа на рис.):

  • Увеличим массу якоря сделав ему (на габаритные размеры 220..250х350 мм) лапы из 5 мм стали, веретено и ось лап из 14 мм прутка, а обух из 10 мм.
  • Отодвинем лапы от веретена прим. на 1/5 их ширины.
  • Заменим установочные лопасти-ограничители якоря Дэнфорта юбкой, наподобие как у якоря Холла, и наваренными на нижний конец веретена выступами, в который она будет упираться (угол поворота лап – 30 градусов).
  • Заодно и закруглим концы лап, чтобы уж точно не порвали лодку.

И – удивительное дело! Такой якорь-гибрид оказывается также абсолютно цепким и самоустанавливающимся! К сожалению, теории на него пока нет. Точно так же, как на бесштоковые якоря для надувных лодок с «холловским» развалом лап, см. рис.

Как своими руками изготовить якорь справа на рис., внешне похожий на якорь Холла, и скачать его чертежи, см. ролик:

Видео: самодельный якорь для лодки ПВХ


Якорь Дэнфорта среди собратьев еще подросток, и у него обнаруживаются порой неожиданные свойства. Так, напр., если ту же лодку и в тех же условиях плавания, которую якорь Курбатова плохо держит (см. выше), снабдить «бумажным» якорем Дэнфорта массой всего в 1 кг, он ее держит. А еще любительская придумка, проверенная практике – сделать якорю Дэнфорта для 1-2 местной лодки ПВХ отъемные лапы, переставляемые то ли со схождением к веретену, то ли с развалом наружу. В первом случае якорь будет лучше держать на плотных и каменистых грунтах, а во втором – на рыхлом слабом дне. Как сделать якорь-транформер для лодки ПВХ, см. след. видео:

Видео: якорь-трансформер своими руками

Одно только ясно: холловский способ самоустановки якоря на дне развалом лап и юбкой позволяет избавиться от штока. Многие любители, не подозревая об этом, делают себе легкие якоря повышенной держащей силы с развалом лап со штоком, как у исходного дэнфортовского, см. рис. ниже. Но в данном случае шток якорю нужен, как корабельному коту канареечное семя. Без штока такой якорь только быстрее будет цепляться и станет надежнее.

И все-таки кошка якорь!

Пришла пора вспомнить о якоре-кошке и заодно о грибовидном якоре, т.к. они также взаимосвязаны. Путь происхождения якоря-гриба от складной кошки иллюстрирует левая часть след. рис. Грибовидный якорь хорош тем, что при минимальных размерах и полной безопасности для надувной лодки держит ее на очень и очень слабом дне – глубоко заиленном, плывучем мелкопесчаном и т.п. И еще тем, что его размеры и вес меньше, чем у других якорей, зависят от длины и водоизмещения судна. Однако грибовидный якорь для топкого дна обязательно должен быть снабжен обушком на тренде: вытащить его за рым или обух, если затянет в грунт, невозможно, не зачерпнув бортом.

Сделать грибовидный якорь можно из днища от бытового газового баллона; уже якорь из донышка от 5 л баллона надежно держит 1-2 местную лодку ПВХ. Днище от баллона отрезают там, где оно переходит в вертикальные стенки (наклон касательной такой же, как у адмиралтейского якоря – 40 градусов). В днище вырезают 3-4 отверстия диаметром 30-40 мм, чтобы грунт сквозь них продавливался, а не забивал лемех якоря.

Веретено грибовидного якоря из баллона делают из отрезка стальной трубы диаметром 40-60 мм. Его длина для 1-2 местной лодки от 200 мм; для 3-4 местной – от 300 мм. К верху веретена приваривают обух их согнутой 10 мм арматурины. А к тренду – обушок из 6-8 мм. Для полной надежности такого якоря на любом дне веретено заливают свинцом.

Эволюцию якоря-кошки можно пустить и по другому пути, чему пример чертежи складного мини-якоря для 1-3 местной лодки ПВХ на остальной части рисунка. Способ создания держащей силы у него совершенно своеобразный: при волочении этот якорь поворачивается, ввинчиваясь в донный грунт или цепляясь лапами за камни. Для большей надежности его веретено желательно сварить из отрезков труб и залить свинцом. Цепкость данного якоря невелика: его нужно с метр проволочь, чтобы закрепился как следует. Зато мини-якорь сложенным можно носить в кармане, и он якорь-нетеряйка: достаточно рывка за якорь-трос, чтобы его застрявшая лапа вышла из щели или затянутый в топь якорь пошел вверх (вира, как сказал бы моряк).

Кошка из подручных материалов

У якоря-кошки есть еще одно достоинство: его можно сделать из подручных материалов. Конкретно – из пары кривых обломков или обрезков сучьев для лап, камня подходящего размера и формы, и еще куска кривого сука или рогульки для веретена. Сучья-лапы связывают накрест, привязывают к перекрестью камень; затем к нему – рогульку или сук-веретено. Известны случаи, когда люди выживали в экстремальных условиях благодаря самодельному якорю-кошке из подручных материалов.

Примечание: однако не забывайте, врожденный порок любого якоря-кошки – лодка может сесть на его лапу днищем!

Если с якорем что-то не так

Для сшитых и, особенно, надувных носимых на себе лодок масса и компактность якоря имеют определяющее значение, поэтому якоря для них следует делать как можно более легкими. Но как быть, если якорь пополз?

Способ увеличить держащую силу якоря известен давно: пригруз на якорь-тросе или якорь-цепи, слева вверху на рис. Кто помнит школьную физику, без труда подсчитает, что пригруз в половину веса якоря способен увеличить его держащую силу вдвое и более. Для легкого якоря надувной или шитой лодки достаточно свинцового пригруза в 1-2 кг; много места он не займет. Для установки на трос пригруз снабжается карабином, его можно закрепить на пригрузе жестко. Спускают пригруз на леске, которая на рыбалке всегда под рукой.

Другая нештатная ситуация с якорем – застрял. Способ освободить застрявший якорь также известен: буйреп, закрепленный на тренде, и буек-поплавок. Чтобы якорь вышел из мертвого зацепа, тянут за буйреп. Если обушка для него на якоре нет, а дно заведомо «подлое» (топкое, каменистое), буйреп можно привязать к тренду, как показано на рис.

На малых судах держать бухту буйрепа и буек часто неудобно. В случае, если якорь с поворотными лапами или какая-то из его модификаций, радикальное средство превратить якорь в нетеряйку – скользящий рым, поз. а-г на рис. Наиболее надежен скользящий рым по поз. в, но якорь с ним громоздок. Высвобождают якорь, как показано на поз. г: дают судну ход против натяга якорного троса.

Любой рыболов, занимающийся ловлей на воде, всегда сталкивался с проблемой выбора якоря для своего судна. Естественно, идеальных якорей не существует, потому что их работа зависит от очень многих факторов, и объединить все в одном невозможно.

Эту тему я решил разобрать в несколько нестандартном порядке. Сначала скажу какой якорь лучше всего, потом мы научимся его делать самостоятельно и только в конце посмотрим на все достойные виды якорей, которые подойдут для ПВХ лодки. Это сделано, чтобы самые нетерпеливые получили ответы уже через 4-5 минут, а любознательные увидели более широкую картину.

Как выбрать якорь?

  • вес якоря (в кг) = 10% веса удерживаемой лодки (в кг)
  • вес якоря (в кг) = 1% длины лодки (в см)

В функции якоря входит крепкое удержание лодки на одном месте, при действии течения, ветра и волн. На выбор якоря существенно влияет тип грунта водоема, на котором якорь будет использован. Также якорь должен быть компактным, иметь хорошую держащую силу, должен хорошо цепляться и отцепляться от грунта и быстро подниматься назад на лодку.

Самым оптимальным, удобным и популярным вариантом является якорь-кошка. А риск повредить им судно сводится к нулю, если пользоваться им правильно. Более подробно о других видах якорей мы расскажем в конце статьи.

Якорь-кошка – один из самых популярных якорей среди рыболовов. У этого якоря также отсутствует шток. Он сделан из веретена и четырех лопастей. Якорь-кошка пригоден практически для любого дна.

Благодаря своей конструкции он может цепляться за что угодно, будь то обломки утонувшего корабля или обыкновенное песчаное дно. Складывающийся якорь-кошка занимает мало места. Ко всему прочему, такой якорь вряд ли застрянет на дне навсегда. Также этот якорь не так уж сложно сделать своими руками. Но все же существует один недостаток: якорем-кошкой можно случайно пробить корпус надувной лодки.

Делаем якорь для лодки ПВХ своими руками

Как уже было сказано, одним из лучших якорей является якорь-кошка . Сделать его вручную не составит труда. Для изготовления такого якоря понадобится :

  • Прочная металлическая труба диаметром примерно 30 мм, длиной – 20-30 см (желательно, чтобы труба была не полая)
  • Кусок трубы (пустой) чуть большего диаметра, длиной около 2-3 см
  • Два монтажных кольца
  • Листы металла толщиной 4-6 мм

Из листов металла вырезаем:

  • 4 прямоугольные полоски, шириной 2 см, длиной 10-15 см;
  • 4 закругленные на краях полоски шириной 2 см, длиной 4-5 см;
  • 8 закругленных с одного конца полосок шириной 2 см, длиной 3 см.
  • Затем вырезаем из тех же листов 4 острых треугольника, которые будут служить лапами якоря.

К основной трубе привариваем снизу и сверху монтажные кольца.

К нижней части трубы привариваем 4 из 8 маленьких полосок, предварительно просверлив в них отверстия диаметром 5-7 мм. К ним будут крепиться рога. Остальные 4 полоски таким же образом привариваем к куску второй трубы. Эта трубы должна свободно «ходить» по первой.

В 4 полосках средней длины на краях просверливаем отверстия такого же диаметра. Такие же отверстия просверливаем с одной стороны четырех длинных полосок.

С другой стороны, длинные полоски сужаются и в этом месте к ним привариваются треугольники. В середине длинных полосок делаем надрезы, потом сгибаем их и свариваем в этом месте. Так мы придадим рогам изогнутую форму.

Прикрепляем полученные рога к нижним «ушам» металлическими прутками. 4-сантиметровые полоски таким же образом прикрепляем к «ушам» на куске трубы. Надеваем этот кусок на основную трубу. В рогах просверливаем отверстия в таком месте, чтобы прутками их соединить с отверстиями на вторых концах 4-сантимеровых полосок.

Получилась конструкция, которая позволяет складывать якорь, и при этом рога не будут болтаться по отдельности.

Как модернизировать якорь для лодки

С помощью куска цепи можно значительно увеличить держащую силу якоря. Цепь наматывается на якорь у оснований рогов. Это увеличит вес якоря, и он глубже зароется в грунт, но при этом сохранится нужный угол зарывания. К тому же цепь играет роль некоего амортизатора при колыхании судна на волнах.

Видео о том, как самостоятельно сделать якорь-кошку

Обратите внимание на то, что сделать его довольно просто и дешево. Причем по качеству он ничем не будет уступать купленному якорю. Автор подробно рассказывает в видео о своей конструкции, описывает параметры деталей. Он объясняет принцип действия своего якоря, раскрывает его преимущества. Также автор рассказывает, как его якорь крепится к лодке.

Другие виды якорей для надувных лодок

На сегодняшний день создано и запатентовано около двух тысяч видов якорей для надувных лодок, огромное количество моделей от разных производителей и еще большее количество различных модификаций. Но признание и широкую популярность получили только некоторые из них. К таким якорям относятся:

– самый классический вид якоря. Он состоит из веретена, заканчивающегося внизу трендом, от которого отходят рога с треугольными острыми лапами. В верхней части веретена расположен шток, который может быть как деревянным, так и металлическим.

Основное преимущество адмиралтейского якоря в том, что он подходит для любого дна водоема. Также у него хороший коэффициент держащей силы (отношение максимальной удерживающей силы якоря к его весу) по сравнению с другими якорями такого же веса, простая конструкция, большое разнообразие размеров.

Но в сравнении с другими якорями для ПВХ лодок он имеет слабую удерживающую силу. Недостатками являются его громоздкость, вес, сложность в обращении, отсутствие быстрой отдачи, высокая стоимость. К тому же, при закреплении одной лапы в грунте, вторая будет торчать, и за нее может зацепиться якорный канат.

Якорь Дэнфорта – изобретен американским инженером Ридардом Дэнфортом. Уже на своих первый испытаниях якорь продемонстрировал невероятную удерживающую силу.

Якорь Дэнфорта отличается от других якорей тем, что шток у него расположен в нижней части веретена, а не в верхней. Шток при попадании якоря на дно мешает ему опрокинуться. Веретено имеет удлиненный вид, лапы – плоской треугольной формы. Лапы сделаны максимально близко друг к другу.

Якорь хорош тем, что при попадании на дно он зарывается глубоко в грунт, а не остается в верхних слоях. Но, с другой стороны, это чревато тем, что иногда он может так зарыться, что вытащить его будет невозможно.

Якоря Дэнфорта малой весовой категории, которые используют на лодках ПВХ, имеют еще несколько недостатков:

  • Во-первых , такие якоря не пригодны, если дно – крупная галька;
  • Во-вторых ,из-за своего малого веса и формы, якорь может долгое время находиться в воде, прежде чем упасть на дно.

Якорь Портера – еще один вид якоря с качающимися лапами. Этот якорь сделан почти так же, как и адмиралтейский. Веретено и шток выполнены идентично. Отличие заключается в том, что лапы якоря прикреплены на болт перпендикулярно штоку.

Такое крепление и позволяет им раскачиваться в разные стороны. Также, при погружении одной лапы в грунт, вторая прижимается к веретену, и вследствие этого зацепиться якорным канатом за нее уже не получится. Это тоже существенный плюс. К тому же, прижимаясь к веретену, верхняя лапа обеспечивает якорю дополнительную держащую силу.

В таком якоре существовал недостаток , из-за которого в некоторых случаях, якоря не мог зарываться на нужное расстояние. Эту проблему устранил англичанин Тротман. Поэтому довольно распространено название «якорь Портера-Тротмана ».

Якорь Нортхилла – один из видов якоря повышенной держащей силы.
Принцип действия у него аналогичен принципу классического адмиралтейского якоря. Якорь, падая на дно, переворачивается с помощью штока и углубляется в грунт одним рогом. Кроме того, шток увеличивает значение удерживающей силы.

Основные достоинства такого якоря заключаются в его малом весе и большой держащей силе. К примеру, адмиралтейский якорь с такой же удерживающей силой весит в восемь раз больше.

Дополняет картину свойство якоря складываться. В сложенном виде он занимает мало места, что очень значительно для владельцев ПВХ лодок.

Отрицательные качества проявляются опять-таки в том, что якорный трос может зацепиться за торчащий рог.

Якорь-плуг – один из видов современных однолапых якорей повышенной удерживающей силы. Принцип работы этого якоря такой же, как у сельскохозяйственного плуга. Якорь-плуг быстро врывается в грунт и надежно в нем закрепляется.

Якорь состоит из веретена и одной лапы. Шток у такого якоря отсутствует. Конструкция якоря выполнена так, что даже если якорь упадет на дно острием вверх, то он все равно быстро перевернется.

Якорь имеет малый вес , большую удерживающую силу и маленькие габариты. Это делает его одним из самых удобных якорей для лодок. Эффективнее всего действует на плотном песчаном или илистом грунте.

Якорь Холла – один из видов якорей с качающимися лапами.

Этот якорь состоит из веретена и коробки с лапами. Лапы плоские и длинные. Коробка с лапами качается на поперечной оси веретена. К коробке присоединены так называемые приливы, с помощью которых лапы поворачиваются.

Принцип действия якоря довольно простой: на дно он падает плашмя, и приливы, присоединенные к коробке, цепляясь за грунт, заставляют лапы повернуться и углубиться в дно лопатками. Такая конструкция позволяет якорю быстрее других забираться в грунт.

Несмотря на все свои преимущества, якорь Холла имеет значительные недостатки . Самый серьезный заключается в том, что якорь не настолько сильно углубляется в грунт, как хотелось бы. Это сильно влияет на его удерживающую силу. Также отрицательную роль может сыграть широкое расположение лап. Из-за такого положения может возникнуть вращение, и якорь вырвет из грунта. Выявил эти недостатки немецкий инженер Генрих Хейн в 1920 году, проведя много экспериментов. Сейчас якорь Холла практически не используется .

Очень легкая и ей просто необходимо иметь якорь, что позволит максимально закрепить её в нужном месте. Но стоит отметить, что данное средство должно быть очень надежным и правильно фиксировать её.

Перед тем как приступить к изготовлению качественного якоря, то необходимо ознакомиться с нужной литературой или же просто посоветоваться со знакомыми, которые в этом хорошо разбираются. Необходимо помнить, что он нужен:

  • Для фиксации на воде водного транспорта;
  • Для поддержания равновесия;

В ту же очередь если проводить любые исследования, точное установление якоря поспособствует быстрому поиску ответов на поставленные вопросы. Хороший якорь – это очень большое преимущество, поэтому необходимо уделять особое внимание подбору этого необходимого инструмента.

Какими характеристиками должен обладать якорь

  1. Небольшой вес – это очень важно, так как такая лодка сделана из очень легкого материала и в случаи если будет перегруз, то она просто перевернется. В результате чего может пострадать лица, которые находятся там.
  2. Складные лапы – как известно, якорь имеет острые лапы, которые могут повредить лодку, а она же надувная, поэтому обратите внимание, чтобы он имел складные лапы. Как показывает практика использование такого якоря очень простое и при этом не смотря на все факторы, он занимает на лодке небольшое место, т. е. он достаточно компактный.
  3. Высокая удерживающая сила главная задача -это удержание лодки на определенном месте. Таким образом, данная принадлежность должна быть сделана таким образом, чтобы могла легко закрепиться на глубине. В таком случаи необходимо уделить большое внимание именно материалу, с которого сделан якорь. По мнению экспертов, зарубежные более продуманы, и весьма отличаются от нашей. Правда, есть производители, которые практически сумели догнать своих конкурентов.
  4. Устойчивость к коррозии – и опять самое важное играет материал, поэтому он должен быть сделан из сплава, что имеет устойчивость к коррозии несмотря на то, что всегда функционирует с водой. Стоит отметить, за ним нужно правильно ухаживать. Одним из самых важных считается очищение, так как он фиксируется на глубине, где есть грязь, которая способна разрушить внешний слой якоря.
  5. Легкость при снятии с зацепов – он постоянно цепляется на глубине реки или же другой водной среды, где есть масса препятствий для возращения якоря. Данный прибор необходимо выбирать так, чтобы были пути, которые будут способствовать возвращению из дна.

Наиболее популярные виды: достоинства и недостатки

  1. Курбатова – это сварной инструмент, который сделан из стального прутка с диаметром 10 миллиметров и толщиной 4 миллиметров. Главной особенностью считается это наличие лишь одной лапы и раздвоенного веретена. Его вес составляет не более 2,5 кг. Такого типа якоря достаточно хорошо держаться на любых фунтах. Недостатком считается тот факт, что на каменистых поверхностях он держится плохо, поэтому придется возить с собой болванку с весом 4 или 5 килограмм.
  2. Грибовидный – это один из первых якорей, что используется из 1850 года. Его главное преимущество — это держаться на плаву. Он имеет специальные отверстия через которые проходит воздух, тем самым это позволяет якорю не двигаться с закрпленного места. Для лодок ПВХ используется маленький с размером 3,5 кг. Недостатком считается то, что он не складывается и имеет немаленький вес.
  3. Адмиралтейский – Преимуществом данного типа считается то, что его достаточно просто сделать, так как состоит из веретена и с утолщенной внизу частью. Его можно подобрать разного размера и с разных материалов. Недостатком считаются его лапы, так как они не складывают и сами по себе острые, а для лодки ПВХ – это опасно.
  4. Дэнфорта – один из популярных якорей, главным его преимуществом считается повышенная держащая сила. Суть состоит в том, что когда он падает на дно, то он не останавливается и входит прямо в рыхлый слой грунта и достигает твердой основы. Удлиненный шток служит стабилизатором и не позволяет якорю опрокидываться на бок. Якорь такого типа представлен в разных весовых категориях. Необходимо сказать, что в малом весе он мало пригоден. На сильном течении такой якорь долго дрейфует и падет не на то месте, где планировалось.
  5. Кошка – такой тип очень хорошо использоваться на маленьких суднах. На больших суднах он служит вспомогательным, но никак не основным. Он достаточно хорошо фиксируется на глубине. Один из самых недорогих. Лапы его складываются и по размеру маленький. Если его использовать на , то необходимо очень аккуратно, так как у него острые лапы, что могут повредить судну.
Как увеличить улов рыбы?

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева . Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба» .
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов .

Самостоятельное изготовление по Курбатовскому методу

Материалы

Для изготовления понадобятся обычные материалы:

  • Веревка для формирования веретена;
  • Два монтажных кольца будут служить связующим звеном между другими деталями;
  • Листы металла с толщиной – 5 мм, шириной – 40 мм.
  • Металлическая труба с диаметром 30 мм и длиной 20-30 сантиметров;
  • Кусок полой трубы в 2 сантиметра;
  • Стальная проволока;
  • Стальной прут.

Процесс

С выше перечисленного материала вырезаем все детали. Данный процесс лучше осуществлять под руководством уже опытных людей. Изготовление состоит из следующих действий:

  1. Изгибается проволока, из которой соответственно формируем веретено, концы которого свариваются у края штока. Данное действие позволяет держать лапу в рабочем состоянии.
  2. При использовании сварки прикрепляется к верхней части веретена планка;
  3. К штоку прикрепляется фиксатор. В использовании могут понадобиться планка и шайба, они в свою очередь помогают разворачивать лапы якоря для закрепления в воде.
  4. К лапе обязательно стоит приварить также ребро.

Способы определения веса и размеры якорного каната

По расчету исходя из формул

Это довольно сложная по структуре формула, которая максимально приближена к идеальной:

W=(8÷10)(корень 3 степени из D2) кгс,

W – вес якоря;

D — водоизмещение судна, тс.

Правда есть масса и других формул, что позволяют определить вес или размер.

Перед тем как выходить в море необходимо тщательно просчитать все параметры и уже только после этого применять любые действия.

Необходимо обратить внимание на глубину погружения, размер лодки или же другого судна, скорость течения, тип якоря и какое время он должен находится на глубине.

Посмотрев в специальные таблицы

Научные деятели, решили упростить мастерам работу и провели исследования, которые относятся к выбору нужного приспособления. Эти таблице позволяют сопоставить все технические параметры любого водного транспорта и таким образом можно достаточно легко выбрать нужный и при этом не используя массу формул, которые отнимают много времени и сил.

Стоит отметить, что правильно сделанные самодельные якоря ничем не хуже от заводских так, как правильная технология приведет к хорошему результату. Перед тем как сделать, необходимо ответить на такие вопросы:

  • Для какого судна он будет использоваться (в частности сюда относятся параметры, т. е. вес и объем устройства);
  • Не навредит ли он такого типа лодке (как известно, есть разные материалы из которых изготовлена лодка, в частности с надувными надо быть осторожными, чтобы не пробить ее);
  • Не подвержен ли материал для изготовления якоря коррозии – в случаи если вы не уверенны, то проконсультируйтесь у специалиста, чтобы ваш труд, не пропал зря.
  • Перед тем как начать изготовление необходимо ознакомиться с достаточно большим количеством литературы и можно посмотреть несколько видеоуроков, которые позволят пойти по правильному направлению.
  • Определенному типу лодки соответствует якорь, который сможет выполнить все необходимые функции. Если течения достаточно быстрое, то лучше брать с большим весом – это поможет зафиксировать лодку в нужном месте;
  • Хранить данный инструмент лучше всего в чехле, который будет его защищать от внешней среды, во время неиспользования. Также не будет царапать поверхность судна;
  • После использования стоит его очистить – это поможет максимально долго его использовать.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии