Поминальная неделя после пасхи, что нужно знать об этих днях. Светлая неделя после Пасхи. Приметы и суеверия

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Первая неделя после Пасхи называет Светлая седмица или Светлая неделя. В это время принято отдыхать, ходить в гости, радоваться жизни, находить повод для веселья и поздравлять друг друга, говоря: "Христос Воскрес - Воистину Воскрес!".
Понедельник
Начиная с понедельника можно ходить в гости. Первым к родственникам в дом заходит мужчина. На праздничный стол гость приносит куличи, крашанки и символические подарки. Если у мужчины есть семья, его жена и, если есть дочь остаются в этот день дома.
Вторник
Во вторник, который называют Светлый вторник, уже женщины начинают ходить в гости, а их мужчины в этот день не посещают родных. Но эти традиции сейчас отходят и их практически не соблюдают. Все чаще в гости приходят семьямии. Раньше в некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась "хороводница". Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.
Среда
По средам "Великодних святок" многие селяне устраивили танцы и веселье. И взрослые, и дети собирались "на музыку", чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем гостеваний, молодежных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста (хохлатка), а найдя - топтали их приговаривая: "Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать".
Четверг
В первый четверг после Пасхи девушки зазывали весну, исполняя на пригорках трогательные песни. Начиная с четверга можно было устраивать смотрины и молодые люди присматривали себе невесту. Когда-то на четвертый день пасхальной недели "водили кобылу". На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган "грыз" ей ухо и она вставала. Празднование к четвергу уже заканчивается, но на столах еще могут стоять куличи, крашанки и звучать: "Христос воскрес-Воистину воскрес!" Так позволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.
Пятница
В пятницу был Прощеный день, который особо пышно и торжественно отмечался молодоженами, к которых приходили близкие родственники. В этот день по традиции девушки умывались ледяной водой, которая, считается, помогает весь год оставаться здоровой.
Суббота
Хороводница отмечалась в субботу. Днем начинался разгар молодежных игр и гуляний. К примеру, было популярно играть в катание яиц. Все желающие складывают полукругом свои крашеные яйца около невысокой горки, после чего один из них скатывает свое яйцо сверху, стараясь сбить как можно больше чужих. Все сбитые яйца игрок забирает себе, но если ничего не вышло, то своего он лишается. Участники должны были красиво и оригинально расписать свои яйца, чтобы их легко было отличить от чужих. Кстати, эта традиция пришла еще из языческих времен, где она была призвана пробудить силы земли и обеспечить хороший урожай.
Воскресенье
Молодые люди или девушки, одетые в яркие наряды, собирались в группы и окликали своих товарищей, женившихся в прошлом году. Они обходили свою деревню и ближайшие соседние. Для молодоженов день имел большое значение, поскольку до него муж не мог оставлять жену одну, но уже после мог надолго уехать работать, переложив на плечи супруги весь груз хозяйственных забот. В этот день провожали Пасху, проводили обряды встречи весны, массовые гуляния.
Что можно и нельзя
Поскольку праздник Пасхи - торжество жизни над смертью, поэтому всю Пасхальную неделю нужно радоваться, а не скорбеть за умершими. Также в эти дни не проводят панихиды. Зато крестить детей можно. Также считается, что рожденный во время пасхальной недели младенец, будет наделен богатырским здоровьем, удачей и многого добьется в жизни. На Светлой неделе не принято проводить обряд венчания. Зато можно устраивать смотрины невест, ходить на танцы, веселиться и радоваться жизни.

Во вре-мя Страст-ной неде-ли, Пас-хи, а за-тем всей Свет-лой сед-ми-цы усоп-шие глас-но не по-ми-на-ют-ся. Про-дол-жа-ет-ся по-ми-но-ве-ние на Ли-тур-гии: за про-ско-ми-ди-ей, на су-гу-бой ек-те-нии («о всех преж-де по-чив-ших»), а так-же в тай-ных мо-лит-вах по-сле за-до-стой-ни-ка, - так да-же на Пас-ху мо-лят-ся об усоп-ших.

Но са-ма Пас-ха Гос-под-ня ― это празд-ник по-бе-ды над смер-тью, да-ро-ва-ние Хри-стом жиз-ни веч-ной все-му ро-ду че-ло-ве-че-ско-му. И в та-кие свет-лые дни по-ми-но-ве-нию усоп-ших при-да-ет-ся осо-бый от-те-нок.

Об-ря-до-вое по-ми-но-ве-ние на-чи-на-ет-ся по-сле Фо-ми-ной неде-ли

По-не-дель-ник Ра-до-ни-цы (сле-ду-ю-щая сед-ми-ца по-сле Свет-лой) ― это пер-вый день, ко-гда, соб-ствен-но, со-вер-ша-ет-ся ря-до-вое за-упо-кой-ное по-ми-но-ве-ние.

С са-мой древ-но-сти опи-са-на тра-ди-ция, ко-гда по-сле Пас-халь-ных тор-жеств хо-ди-ли на клад-би-ща. Но для че-го? Преж-де все-го, для мо-лит-вы.

В на-ши же дни по-ход на клад-би-ще ― ско-рее, некий по-вод для «ма-ев-ки», «пик-ни-ка на обо-чине», а так-же и для встре-чи с даль-ни-ми род-ствен-ни-ка-ми, ко-то-рых ви-дишь раз в го-ду. Ну и по-вод по-кра-со-вать-ся пе-ред од-но-сель-ча-на-ми, чтобы быть «как все», или да-же «луч-ше всех».

Ес-ли уж речь идет о тра-пе-зе, как о древ-ней-шем цер-ков-ном уста-нов-ле-нии, то смысл ее со-сто-ит в ми-ло-стыне. Как ска-за-но в Еван-ге-лии: «Ко-гда де-ла-ешь обед или ужин, не зо-ви дру-зей тво-их, ни бра-тьев тво-их, ни род-ствен-ни-ков тво-их, ни со-се-дей бо-га-тых, чтобы и они те-бя ко-гда не по-зва-ли, и не по-лу-чил ты воз-да-я-ния. Но, ко-гда де-ла-ешь пир, зо-ви ни-щих, увеч-ных, хро-мых, сле-пых, и бла-жен бу-дешь, что они не мо-гут воз-дать те-бе, ибо воз-даст-ся те-бе в вос-кре-се-ние пра-вед-ных» ().

Та-ких лю-дей зва-ли, чтобы они по-мо-ли-лись об усоп-ших. К при-ме-ру, мать бла-жен-но-го Ав-гу-сти-на, по мест-но-му обы-чаю, с ра-до-стью ва-ри-ла ка-шу и кор-ми-ла ею ни-щих, тво-ря ми-ло-сты-ню во бла-го ду-шам усоп-ших.

Смысл по-хо-да на клад-би-ще, ― это, преж-де все-го, мо-лит-ва

Ещё бо-лее важ-но - прий-ти в этот день в цер-ковь на служ-бу и по-мо-лить-ся об усоп-ших. Да-же в неболь-ших при-ход-ских хра-мах бо-го-слу-же-ния все рав-но со-вер-ша-ют-ся - пусть да-же и не Ли-тур-гии, а толь-ко па-ни-хи-ды. А при-дя в Ра-до-ни-цу на клад-би-ще (втор-ник вто-рой сед-ми-цы по-сле Пас-хи), на мо-ги-лы близ-ких, не сле-ду-ет де-лать то-го, что оскорб-ля-ет их па-мять, да и Са-мо-го Бо-га.

На-при-мер, сей-час тра-ди-ци-он-ным «ат-ри-бу-том» по-ми-но-ве-ния ста-ло рас-пи-ва-ние на мо-ги-лах ал-ко-голь-ных на-пит-ков. Это нон-сенс, та-ко-го быть не долж-но. На-став-ле-ние рю-мок, вы-ли-ва-ние вод-ки в мо-ги-лу, по боль-шо-му сче-ту, ― яв-ное от-вер-же-ние Еван-гель-ских норм. Ведь ска-за-но, что Цар-ство Бо-жие ― это не пи-ща и пи-тие (). По-лу-ча-ет-ся, на-ми ру-ко-во-дит ти-пич-ное язы-че-ское пред-став-ле-ние о том, что по-кой-ник дол-жен есть и пить.

С дру-гой сто-ро-ны, без-от-каз-но «сра-ба-ты-ва-ет» яв-но нехри-сти-ан-ское по-ня-тие о том, что ес-ли мы тут пьем, едим и ве-се-лим-ся, зна-чит, и по-кой-ни-ку «там» хо-ро-шо. Как не по-смот-реть, язы-че-ство, да и толь-ко.

А ведь глав-ное на Ра-до-ни-цу ― это по-мя-нуть, то есть, по-мо-лить-ся о по-чив-ших, а не на-сы-тить-ся и упить-ся. Пьян-ствуя же, мы сви-де-тель-ству-ем о том, как не лю-бим на-ших усоп-ших.

По-ми-ная усоп-ших, луч-ше сде-лать все пра-виль-но - по-Еван-гель-ски

На-вер-ня-ка каж-дый зна-ет, где непо-да-ле-ку жи-вет ста-ру-ха, для ко-то-рой бу-хан-ка бе-ло-го хле-ба ― уже ла-ком-ство, по-то-му что она не в со-сто-я-нии его се-бе ку-пить. Где-то жи-вут вдо-вы, си-ро-ты, ин-ва-ли-ды… Пой-ти в этот день к ним, при-не-сти им что-то по-ку-шать, убрать у них до-ма ― эти де-ла ми-ло-сер-дия при-не-сут и нам са-мим, и ду-шам на-ших усоп-ших род-ных го-раз-до боль-ше поль-зы, неже-ли соб-ствен-но тур-по-ход на клад-би-ще.

Ведь по-мо-лить-ся об усоп-ших мож-но в лю-бом ме-сте, в лю-бое удоб-ное вре-мя - а уж осо-бен-но в хра-ме Бо-жи-ем. Но сде-лать доб-рое де-ло и по-про-сить, чтобы по-мо-ли-лись об упо-ко-е-нии ра-ба Бо-жье-го имя-рек ― вот са-мое луч-шее про-ве-де-ние Ра-до-ни-цы.

Итак, смысл тра-пезы ― это ми-ло-сты-ня, наш по-ход на клад-би-ще ― для мо-лит-вы. А у нас по-лу-ча-ет-ся, что та-кие «по-хо-ды» пре-вра-ти-лись в бес-смыс-лен-ную тра-ди-цию, ко-гда не все по-ни-ма-ют ее смыс-ла и пред-на-зна-че-ния.Для че-го это все? Ну дру-гие идут, и мы идем. Не дай Бог быть ху-же ко-го-то!

По-ход на клад-би-ще имен-но в пас-халь-ные дни не име-ет смыс-ла. Цер-ковь для все-го уста-нав-ли-ва-ет свое вре-мя: вре-мя по-ми-нать усоп-ших, и вре-мя ра-до-вать-ся по-бе-де над смер-тью.

Пас-халь-ная сед-ми-ца ― это по-бе-да над смер-тью, и да-же в цер-ков-ном уста-ве ска-за-но, что ес-ли на пас-халь-ную сед-ми-цу вы-па-да-ет тре-тий, де-вя-тый или со-ро-ко-вой день пре-став-ле-ния усоп-ше-го, по-ми-на-ние пе-ре-но-сит-ся.

Мо-лит-ва, ми-ло-сты-ня, воз-дер-жа-ние от язы-че-ских обы-ча-ев ― вот это ос-нов-ное.

Су-ще-ству-ет тра-ди-ция - при-гла-шать на мо-ги-лы свя-щен-ни-ка

В се-лах, как пра-ви-ло, ни-кто ни-ку-да не спе-шит, свя-щен-ник со-вер-ша-ет об-щую па-ни-хи-ду, и мо-жет по-дой-ти к каж-дой мо-ги-лоч-ке, спеть «Со свя-ты-ми упо-кой» или от-слу-жить ли-тию. В го-ро-дах с этим слож-нее. Огром-ные клад-би-ща, и род-ствен-ни-ков за-ча-стую при-хо-дит-ся по ты-ся-че на свя-щен-ни-ка. Как быть?

В этом во-про-се скры-ва-ет-ся еще один нема-ло-важ-ный ню-анс по-ми-но-ве-ния усоп-ших. Ес-ли уж мы при-шли на клад-би-ще, глав-ное - чтобы серд-це бы-ло об-ра-ще-но к Бо-гу, и в нем зву-ча-ла мо-лит-ва. Но не долж-но быть тще-слав-но-го же-ла-ния, чтобы вот имен-но «к мо-ей мо-ги-лоч-ке» по-до-шел ба-тюш-ка, имен-но у мо-е-го род-ствен-ни-ка от-слу-жи-ли.

Бог не счи-та-ет мет-ры бли-зо-сти свя-щен-ни-ка до мо-ги-лы усоп-ше-го, и уж тем бо-лее Бог не со-чув-ству-ет на-ше-му тще-сла-вию. Ес-ли хо-чет-ся, чтобы имя по-чив-ше-го срод-ни-ка или близ-ко-го че-ло-ве-ка бы-ло воз-не-се-но в мо-лит-вах, для это-го есть Ли-тур-гия, осо-бые дни по-ми-но-ве-ния, есть и лич-ное чте-ние Псал-ты-ри ― все это боль-шое уте-ше-ние для душ усоп-ших.

Вспом-ни-те ис-то-рию Ки-е-во-Пе-чер-ской Лав-ры, ко-гда на пас-халь-ное при-вет-ствие пре-по-доб-но-го Ди-о-ни-сия свя-тые от-цы, в пе-ще-рах по-чи-ва-ю-щие, от-ве-ти-ли «Во-ис-ти-ну Вос-кре-се!». По-че-му бы и нам, при-дя с мо-лит-вой на клад-би-ще, не ска-зать на-шим усоп-шим «Хри-стос Вос-кре-се!», про-чи-тать у мо-гил-ки Пас-халь-ный ка-нон, сти-хи-ры Пас-хи. Это дей-стви-тель-но ду-хов-ная ра-дость, ко-то-рой мы де-лим-ся с успо-ши-ми.

К во-про-су о «гроб-ках», «крас-ных гор-ках», «чер-ных неде-лях»

Эти дни не от-но-сят-ся к ка-те-го-рии об-ще-цер-ков-ных устав-ных по-ми-наль-ных дней, но обы-чай име-ет на-столь-ко ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние, что стал прак-ти-че-ски по-все-мест-ным. Его си-ла ве-ли-ка чрез-мер-но, и его зна-че-ние в «на-род-ном со-зна-нии» по-рой пре-вос-хо-дит все обыч-ные ро-ди-тель-ские суб-бо-ты.

Се-го-дня Ра-до-ни-ца ста-но-вит-ся все ме-нее и ме-нее цер-ков-ной. На-про-тив: всё бо-лее на-пол-ня-ет-ся язы-че-ски-ми и про-сто про-ти-во-цер-ков-ны-ми обы-ча-я-ми и по-ня-ти-я-ми. Для боль-шин-ства Ра-до-ни-ца - ма-ло-по-нят-ный ри-ту-ал: ни-кто тол-ком не зна-ет, что оно озна-ча-ет, но на клад-би-ще идут прак-ти-че-ски все.

В на-ро-де его име-ну-ют «гроб-ка-ми», «крас-ной гор-кой», а са-му Ра-до-ни-цу «чер-ной неде-лей». Ре-гио-наль-ных осо-бен-но-стей пре-ве-ли-кое мно-же-ство, рав-но как и на-зва-ний по-ми-наль-ных дней ― «еже по обы-чаю».

Неосо-знан-ные обы-чаи

В со-цио-ло-гии 20-25 лет ― это по-ко-ле-ние. Со-вет-ское вре-мя «вы-би-ло» из цер-ков-ной тра-ди-ции це-лых три по-ко-ле-ния. Опре-де-лен-ные зна-ния мож-но бы-ло бы пе-ре-дать от ба-буш-ки к внуч-ке, но через три по-ко-ле-ния ― это ма-ло-ве-ро-ят-но. Пра-во-слав-ные тра-ди-ции ис-чез-ли, а что-то на-нос-ное оста-лось. И ко-гда со-вер-ша-ют-ся по-ми-на-ния, боль-шин-ство совре-мен-ни-ков вряд ли мо-жет чет-ко от-ве-тить, для че-го то или иное де-ла-ет-ся.

Вот, на-при-мер, вспом-ни-те обы-чай в се-ле, ко-гда несут гроб и оста-нав-ли-ва-ют-ся на пе-ре-крест-ках. Для че-го? Де-ло в том, что рань-ше во вре-мя несе-ния гро-ба с усоп-шим от до-ма к хра-му для от-пе-ва-ния на каж-дом пе-ре-крест-ке со-вер-ша-лась ли-тия, чи-та-лось Еван-ге-лие за упо-кой (во мно-гих мест-но-стях Укра-и-ны этот доб-рый обы-чай со-хра-нил-ся). Это очень хо-ро-шо, очень по-учи-тель-но, всё се-ло воль-но-неволь-но мо-лит-ся…

А в со-зна-нии боль-шин-ства лю-дей остал-ся лишь фраг-мент обы-чая: несут по-кой-ни-ка, на пе-ре-крест-ке оста-но-ви-лись, а для че-го - неве-до-мо. И та-ко-го очень мно-го.

Даль-ше. Да-же и в не очень ве-ру-ю-щих се-мьях в со-вет-ские вре-ме-на ста-вил-ся порт-рет по-кой-но-го, воз-ле ко-то-ро-го за-жи-га-лась све-ча. Хо-тя по ло-ги-ке ве-щей ― све-ча за-жи-га-лась пе-ред ико-ной. И та-ких при-ме-ров мас-са…

Да-же ми-ло-сты-ня пре-вра-ти-лась в ка-кой-то стран-ный ри-ту-ал раз-да-я-ния кон-фет: дет-ки на Ра-до-ни-цу хо-дят по клад-би-щу с ку-леч-ка-ми, а им го-ра-ми скла-ди-ру-ют кон-фе-ты, пе-че-нье, фрук-ты. При этом щед-рые «по-да-те-ли» ни на се-кун-ду не за-ду-мы-ва-ют-ся: за-чем это? Идея хо-ро-шая, это ж ми-ло-сты-ня! Но по боль-шо-му сче-ту это пре-вра-ти-лось в раз-вле-че-ние.

Что уж го-во-рить о бу-тыл-ках, со-би-ра-е-мых мест-ны-ми «тру-же-ни-ка-ми ты-ла» по-сле вы-пи-ва-ния остав-лен-ных на мо-гил-ках «ри-ту-аль-ных ста грам-мов»… Вы-хо-дит, мы соб-ствен-но-руч-но по-мо-га-ем па-да-ю-щим упасть?

Что по-ду-ма-ют лю-ди…

Пред-ставь-те, сколь-ко долж-но прой-ти лет, чтобы лю-ди, чи-та-ю-щие эти стро-ки, со-гла-си-лись с тем, что здесь ска-за-но, и это-му на-учи-ли де-тей.

Но в от-вер-же-нии язы-че-ских тра-ди-ций для мно-гих скры-ва-ет-ся ужас-ный и очень бо-лез-нен-ный во-прос: «А что лю-ди по-ду-ма-ют, что ска-жут?»

…Умер один из мо-их род-ных. Сра-зу по-шли рас-спро-сы, на-до ли за-ве-ши-вать зер-ка-ла? - Нет, в этом нет смыс-ла; зер-ка-ла не за-ве-си-ли. А что вил-ки в ка-че-стве сто-ло-вых при-бо-ров нель-зя класть на стол по-ми-наль-ной тра-пезы? - Мож-но, по-ло-жи-ли на сто-ле вил-ки. И всё, про-блем не бы-ло!

Итак, мы са-ми мно-гое про-во-ци-ру-ем, без-дум-но со-гла-ша-ясь с окру-жа-ю-щи-ми и по-вто-ряя чу-жие ошиб-ки. Все го-во-рят: на-до ид-ти на клад-би-ще, - пой-дем и мы. Все го-во-рят, на-до по-ста-вить рюм-ку, - по-ста-вим и мы. Все го-во-рят, на-до раз-дать кон-фе-ты, - раз-да-дим и мы…

Мо-жет, не нуж-но бо-ять-ся стать «бе-лой во-ро-ной» - не лить по при-ме-ру со-се-дей вод-ку на мо-ги-лу, не осквер-нять па-мять по-чив-ших по-пой-ка-ми и об-жор-ством, спо-кой-но тво-рить ми-ло-сты-ню на фон об-ще-го нетрез-во-го ве-се-лья?

Так, на-вер-ное, по-сту-пать луч-ше, неже-ли устра-и-вать пас-халь-ные де-бо-ши.

За-чем свя-щен-ник на клад-би-ще?

Мо-лит-вы над гро-бом, на мо-ги-ле усоп-ше-го со-вер-ша-лись все-гда. Так что се-го-дня Цер-ковь ни на йо-ту не от-хо-дит от то-го, что де-ла-лось 10-15 ве-ков на-зад.

В этом, кста-ти, мо-жет быть и мис-си-о-нер-ский смысл. Од-но де-ло, ко-гда си-дит пря-мо-та-ки ком-паш-ка лю-дей, вы-пи-ва-ю-щих воз-ле мо-ги-лы, и дру-гое - ко-гда при-шед-ший свя-щен-ник у мо-ги-лы про-из-но-сит свя-щен-ные сло-ва, про-из-но-сит свя-щен-ные пес-но-пе-ния. Для мно-гих ― это жи-вая про-по-ведь. Без свя-щен-ни-ка по-се-ще-ние клад-би-ща есть сле-до-ва-ние непо-нят-но-му ри-ту-а-лу, а так кто-то по-мо-лит-ся, пусть и неосо-знан-но, а кто-то за-ду-ма-ет-ся о Веч-ном.

При-сут-ствие свя-щен-ни-ка на клад-би-ще име-ет так-же и некий дис-ци-пли-нар-ный эф-фект, ко-гда и вы-ру-гать-ся стыд-но бу-дет, и го-лос по-вы-сить, и пес-ню спеть - все-та-ки ба-тюш-ка ря-дом. Так что на-ли-чие свя-щен-но-слу-жи-те-ля по-мо-га-ет обла-го-ра-жи-вать эту за-ча-стую ди-кую сре-ду.

От се-дой древ-но-сти хри-сти-ане в по-сле-пас-халь-ные дни при-хо-ди-ли для осо-бен-ных мо-литв на мо-ги-лы усоп-ших хри-сти-ан. И се-го-дня важ-но, чтобы из обы-ча-ев Ра-до-ни-цы ушло все на-нос-ное, язы-че-ское, чтобы всё, про-ис-хо-дя-щее на клад-би-щах в эти дни, про-ис-те-ка-ло бы из хри-сти-ан-ской люб-ви к по-кой-ным, а не из же-ла-ния сде-лать «как у лю-дей» или из про-сто-го тще-сла-вия.

Чем боль-ше бу-дет нас, пра-во-слав-ных, тем боль-шая ве-ро-ят-ность то-го, что ра-но или позд-но клад-би-ща пре-вра-тят-ся в свя-щен-ные ме-ста мо-лит-вы, а не пре-воз-но-ше-ний и уве-се-ле-ний.

Епи-скоп Фила-рет (Зве-рев)

Пасхальная неделя (Светлая, Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская) — неделя после Пасхи.

По церковному календарю, эта неделя (Светлая седмица) считается целиком праздничной, сплошной: в среду и пятницу пост отменяется, поэтому она составляет один праздник, а каждый ее день называется Светлым.

В этом году Светлая (иначе — Пасхальная) седмица приходится на период с 9 по 15 апреля. Длится она, как уже говорилось, семь дней, начиная от Пасхи и завершаясь Фоминым днем. Все семь дней принято каждый день звонить в колокола, кроме того совершаются праздничные крестные походы. Очень многие храмы на Светлую седмицу разрешают всем желающим попробовать свои силы на звоннице — позвонить в колокола «на свой вкус». Поэтому колокольный звон, как правило, заполняет всю округу с утра и до вечера. Все дни недели называются светлыми, а богослужения совершаются по пасхальному чину.

Каждый день недели после Пасхи имеет свое название и значение, есть и определенный запреты для этих дней. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей или Пасхальной неделей, согласно народным традициям все эти дни принято веселиться, ходить друг к другу в гости, отдыхать. Узнайте, что можно, а чего нельзя делать в эти дни.

Светлая неделя после Пасхи по дням

Первый понедельник после Пасхи принято идти в гости к своим родным и близким: крестникам — к крестным родителям, внукам – к бабушкам и дедушкам. Приносить пасхальные подарки: крашенки и паски.

В народе считалось, что первым в дом должен входить мужчина, это принесет богатство и счастье в семью.

Первый понедельник называют еще Днем Богородицы, принято раздавать милостыню нуждающимся и делать добрые дела.

Купалища

Вторник Пасхальной недели называется Купалища, в народе принято было в этот день обливать холодной водой тех, кто проспал утренние молитвы.

Хороводница или Громовая среда

Со среды недели после Пасхи начинаются молодежные гуляния, девушки и парни собирались водить хороводы, женихи присматривают невест, люди постарше также собирались «на музыку», танцевали, весело проводили время семьями, собирались в корчмах для продолжения празднования Пасхи.

Навский четверг

Во многих местах первый четверг после Пасхи идут на кладбище, несут красные яйца и поминаю усопших, наводят порядки на могилках предков.

Народные гуляния продолжаются, люди продолжают ходить в гости, устраивают посиделки, «водят кобылу»: на палку надевают «хвост», «голову», имитируя коня, мужчина переодевается в цигана и «катает на кобыле» всех желающих.

Прощеная пятница

В этот день тесть и теща приглашали в гости родителей зятя.
Женщины и девушки должны были до рассвета умыться в этот день холодной водой – считается, что этот обряд наделяет красотой и молодостью.

Окликальная суббота

В субботу после Пасхи было принято окликать молодоженов, к ним в гости приходили родители.
В субботу молодежь продолжала водить хороводы, веселиться, проводили веселый обряд «провожание русалок».

Улица

Под открытым небом по вечерам собиралась молодежь и проводила вечеринки, которые проходили весло и живо, с песнями, музыкой, танцами, парни заигрывали к девушкам.

Что нельзя делать в Светлую Седмицу

  • Венчаться всю неделю не рекомендуется плоть до Красной горки. Обряд крещения проводится. Надо отметить, что строго запрета на венчание нет – Великий пост уже окончен, но лучше с этим не торопиться и отложить венчание до Красной горки.
  • Нельзя в этот праздничный период устраивать панихиды, скорбеть или ходить на кладбище.
  • Конечно, на работу в течение Светлой недели ходить придется, но не забывайте веселиться и старайтесь в работе сильно не усердствовать. Дела, которые можно отложить на потом, лучше не начинать.
  • В Светлую неделю нужно постараться обеспечить себе, близким людям и всем окружающим только радость, светлые события и счастливые моменты.

Нужно понимать, что праздник Пасха в церковном православном календаре является самым главным и торжественным. Для каждого христианина воскрешение Христа – это огромное событие, которое является важным символом вечной жизни, победы добра над злом. Этот праздник не заканчивается в праздничное воскресенье, а только начинается. Потом в течение сорока дней будут праздники, время для веселья и радость. Особенно это проявляется в Светлую седмицу.

Когда можно стирать убирать — без работы никуда

Многое в вопросе о том, когда приступать к работе после Пасхи зависит не только от желаний верующих людей, но также от обстоятельств и особенностей их трудовой деятельности. Священнослужители говорят о том, что работа как таковая не возбраняется, особенно если речь идет о работе по найму, ведь понедельник – второй день после Пасхи для всех без исключения является рабочим днем.

Просто все в эти дни необходимо делать с молитвой к Господу, не забывая в своем даже самом плотном графике найти время для посещения церкви. Для тех, кто все-таки сомневается в том, что не совершает греха, работая сразу после Пасхального воскресенья, можно посоветовать обратиться к батюшке и задать ему столь волнующий вопрос.

Важно помнить

Категорически запрещено работать в Страстную пятницу и собственно на Пасху. В эти дни принято откладывать все дела, как говорится, на потом. А вот сделать что-то полезное по дому или в огороде уже на второй день после этого церковного праздника ничуть не возбраняется. Читая или слыша о запрете на труд в послепасхальные дни, необходимо хорошо понимать, что данный запрет более является благословением людей на проведение времени во внимании к Господу, а также окружающим близким людям. Данный запрет скорее относится к благочестивой традиции, сотни лет передающейся из поколения в поколение.

Домашние хлопоты, работы в огороде – неотъемлемая составляющая часть жизни подавляющего числа людей. Заниматься ими после Светлого Христова Воскресенья можно, но желательно без фанатизма.

Когда-то на Руси в Красную горку окончательно встречали весну. Ту цветущую, зеленую и благоухающую пору года, которая вот-вот перейдет в лето. Всегда этот день приходит на второе воскресение после наступления Пасхи. Однако, Красная горка больше народный праздник, чем церковный.

Это день для радости и веселья. Не стоит ездить на кладбище или печалиться. И церковные, и народные обычаи сходятся в том, что в этот день нужно веселиться и радоваться весне, жизни.

О традициях Красной горки

Этот праздник считается по большей мере молодежным. Молодежь выходит на улицу и собирается вместе, устраиваются веселые гуляния на чистом воздухе. В русских деревнях считалось плохой приметой, если незамужняя девушка или холостой парень в Красную горку оставались дома и не входили на улицу. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц.


Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей — никудышный жених, так как самых самых лучших «разберут» другие, и что ещё хуже - с непослушными случится несчастье.

В старых обычаях, где проходили хороводы и танцы, молодые люди начинали зазывать к себе весну в этот день. Чуть позже одну из девушек выбирали для олицетворения этого периода пробуждения. Девушку-весну украшали и водили по поселку, а она в тот момент радовалась и распевала песни.
Весельем этим и заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр. Чуть позже к этой тематике добавился смысл об урожайности и плодородии грядущего лета.


Так, Красная горка - это первый день после долгого 48 дневного Великого поста, когда уже можно играть свадьбы. Короче говоря - это лучший день в году для венчания. Русские цари, к слову сказать, венчались только в Красную горку и никакой другой день.


Народное название этого второго пасхального воскресенья очень красноречиво, но почему день называется именно так? Все связано с красным цветом, а также обычной горкой (возвышенностью). Ведь "красная" означает "красивая". Так в народе называли весну, а затем и Пасху - "красным праздником".

Игры и веселье в этот день, как правило, проводились на возвышенности. А все возвышенности на Руси, традиционно называли «горка». Дело в том, что именно возвышенность вне зависимости от точной даты праздник все равно освобождалась от снега первой. На ней появляется первая травка, распускаются первые цветы и лучше всего припекает ласковое весеннее солнышко. Что касается «красная», то это не только цвет, но и качество. День всегда радует погодой. Нет никаких причин сомневаться, что Красная горка и на этот раз также порадует погодой и весенним солнышком, которая всем поднимает настроение.

Этот день имеет не мало названий, но самыми популярными в народе остаются Фомин день и Антипасха. Антипасхой этот день называют по той причине, что это подобие или замена Пасхе. В этот день принято снова красить яйца, которые и являются символом торжества. Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество.

Праздник Красная горка имеет еще одно название - его еще называют Фоминым воскресением. такое название праздник получил в честь Святого Фомы, который не поверил в воскрешение Христа. А на восьмой день после своего воскрешения Иисус Христос предстал перед Фомой- неверующим. Так объясняется и название праздника и то, почему праздник празднуется через неделю после Пасхи. Отсюда и пошло народное выражение "Фома-неверующий".

О свадьбах на Красную горку

Если же вы решили жениться на Красную горку, а именно - венчаться, то лучшего времени в году также не найти. Есть несколько причин, почему повелось именно так. Во-первых, с началом Великого поста в церкви не венчают молодых. Это период скорби и послушания, когда запрещено веселье, вступление в интимные отношения даже между супругами. Получается, что следующие выходные после окончания поста - это как раз праздник Красной горки.


Если пожениться в этот день, то народные приметы сулят исключительное благополучие и счастье семье. И это не было случайностью, так как свадьбе предшествовала помолвка, которая приходилась на осень. Воздержание во время 40-дневного поста содействовало проверке эмоций, высоконравственному очищению и принятию продуманного решения.

Конечно, счастье в семье зависит не от даты свадьбы, а от того, насколько супруги уважают друг друга и понимают друг друга. Но, если выпадает возможность начать свой семейный путь в столь прекрасный весенний день, то почему бы ей не воспользоваться?


Женихи в этот день обливали водой свою избранницу. Если парень не посватается после такого обливания, то опозорит девушку.


На Красную горку после обряда венчания молодыми принято было посещать кладбища, чтобы отдать дань своим близким родственникам. Другим интересным обрядом в день свадьбы является катание яиц в горку. По ходу движения яиц вниз (рядом или в разные стороны) предсказывалась и будущая жизнь семейной четы. Хорошей приметой считалось, если яйцо, скатившись с горки, не разбивалось. Также существовало поверье, что на Красную горку стоит ездить до ЗАГСа и обратно разными дорогами и наиболее сложными, чтобы запутать нечистую силу.

У крестьян имелся еще один стародавний обряд, которым они привычно каждый год зазывали к себе урожай и плодородие для своих земель. В нем могли принимать участие все женщины села, но только не мужчины! Проведение обряда довольно простое: все девушки и женщины одного села впрягались в один плуг и проводили борозду вокруг всей деревни. Если эта борозда в итоге напоминала крест, то это считалось хорошим знаком и гарантией для будущего плодородия на угодьях. Как только данный ритуал был проведен, все село переходило к гулянью.


В любой год будет несложно подсчитать, какого числа празднуется Красная горка. Важно знать актуальную дату Пасхи для конкретного года, а затем просто посмотреть на дату первого воскресенья, которое идет сразу за Пасхой. Ведь светлый праздник Христова Воскресения не заканчивается в один день. Он продолжается в течение недели, а кульминация наступает именно на Красную горку.


Даже тот, кто не верит в приметы и традиции других праздников, с уважением относится к поминальным дням. У каждого из нас есть дорогие люди, которых мы потеряли, наши предки, о которых рассказывали родители. Светлая неделя, или первое воскресенье после Пасхи 2017 – это поминальные дни. По украинской традиции, их три: в этом году 22, 23, 24 апреля. Суббота, воскресенье и понедельник.

В нашей стране даже в советские времена, когда нельзя было красить яйца и носить их на кладбище, все равно отмечали Гробки. Эту традицию поминовения не удалось искоренить еще с языческих времен. Родительскую субботу, а за ней Воскресенье и Понедельник, реже – Вторник, называют еще Проводы.

Церковный календарь хранит более редкое название – Радоница. Это дни, когда вся семья собирается за общим столом, поминает усопших, желает им «земли пухом», накрывает столы, украшает могилки венками.

В разных регионах на кладбище приходят в разные дни. Когда-то это был строго 9-й день после Пасхи – вторник. Но сейчас из-за всеобщей занятости традиции немного изменились, на кладбище ходят в тот день, в какой принято в том или ином селе, городе. Обязательно посещают церковь и молятся за упокой.

Что нельзя делать в поминальные дни

Люди приходят на кладбища уже несколько веков. Сначала эти захоронения были языческими. Потом, во времена христианства, людей долго пытались отучить от того, что нельзя устраивать «языческие пиры», но по-прежнему помянуть усопших самой лучшей едой считается по-христиански. Поэтому на поминальный стол «на гробки» щедро тратят деньги даже те, у кого их тотально нет.

В этот день нельзя называть покойниками тех, кто почил в боге. Мы общаемся с Господом, называя умерших людей по именам, поскольку, согласно Матфею, 22. 32, он «не есть Бог мертвых, но живых». Все наши близкие для нас по-прежнему живы в душе.


Говорят, что каждое слово, проговоренное на кладбище в эти дни, слышат почившие предки. Слова имеют здесь особую силу, поэтому нужно быть осторожным с каждой фразой. Нельзя на кладбище обижаться, осуждать, выяснять отношения и тем более ругаться.

Любой священник скажет, что на кладбище нельзя пить водку, поминая. Этот запрет часто нарушают, и все же из алкоголя лучше предпочесть красное церковное вино.

Напиваться категорически нельзя – это строго осуждается церковью. Можно слегка пригубить вина за упокой. По славянским поверьям, в эти дни ни в коем случае не чокаются рюмками ни на кладбище, ни за семейным поминальным столом.

Многие семьи в этот день не используют за столом острых предметов – вилок, ножей. Все блюда едят ложками.

По одному из самых сильных поверий, дошедших до наших дней, нельзя входить на кладбище через другой вход (обычно их несколько). Только через главные ворота. Нужно три раза перекреститься на входе и прочитать «Отче наш». При выходе сделать то же самое, находясь к могилам не спиной, а лицом. Считается, что это сильный оберег от нечистой силы и проявление уважения к Царству небесному.


Придя с кладбища домой, следует вымыть руки, окропить одежду свяченой водой. Если этого не сделать, часть мира почивших и чужую энергетику домой принесешь.

В Поминальное воскресенье, конечно же, нельзя копать огород. Все посеянное и посаженное в Пасхальную неделю будет плохо всходить и родить.

Можно ли беременным ходить на кладбище в поминальные дни

Поминальные дни, или неделя после Пасхи 2017, напитаны очень мощной энергетикой. Она усиливается, когда в одном месте собирается много людей, и каждый из них искренне за что-то просит. Это «что-то» не всегда хорошее. Поэтому деток до годика на кладбище лучше не приносить. Беременным тоже лучше сходить в церковь, а не на могилы усопших.

Нужно помолиться за всех своих близких: живым пожелать здоровья, а почивших помянуть.

Беременным и маленьким детям на кладбище на Гробки лучше не ходить и по той простой причине, что в эти дни очень холодно, а нынешнем году – невообразимо холодно. Высокий риск простудиться и заболеть.

К ак вести себя на кладбище в поминальные дни

За неделю, а особо старательные хозяйки – за две недели – приходят на кладбище и приводят в порядок могилки. Для многих людей это священный долг перед родными и близкими. В Украине не уважают тех, кто перестал ухаживать за могилами и привел их в запустение. Перед походом на кладбище посещают церковь, исповедуются.


  • Если не очень холодно, на могилках сеют цветы. Железные оградки, все деревянные и металлические части постаментов, площадок подкрашивают, поправляют памятники.
  • Считается, что на кладбище нужно обязательно помолиться за тех, кто недавно умер, особенно если не прошло еще 9 или 40 дней, когда душа мается и остается на земле. Иначе покойный родич будет часто являться во сне.
  • Если приснился умерший и что-то попросил (поесть, попить), следует отнести это в церковь и отдать «за упокой».

На могилках оставляют конфеты и печенье, чтобы их ели и поминали ваших близких, которые уже не здесь. Никогда нельзя прогонять людей, собирающих сладости с могилок – это большой грех.

Молитвы в поминальные дни

По словам Господа, с людьми следует поступать так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Будьте искренними, простите всех своих обидчиков, помолитесь за них. Обязательно прочтите в церкви и на кладбище молитву «Отче наш» и «Да воскреснет Бог».


Если по недомоганию нет возможности посетить их, помолитесь дома. Обязательно поблагодарите своими словами тех людей, которые сделали вам добро в этой жизни. Поблагодарите и тех, кто принес зло: это наши учителя.

Традиции и обычаи в поминальные дни

Многие спрашивают, можно ли работать в Родительскую субботу. Церковь этого не запрещает, но неписанные законы диктуют другое. В субботу готовят поминальный стол, приводят в порядок дом. Многие посещают церковь и кладбище.


Очень полезно в поминальные дни раздать милостыню нуждающимся. По традиции, тот, кто отдает, получает в десятки раз больше. Отдать деньги или еду нужно с чистым сердцем, пожелать человеку блага.

По приметам, сформировавшихся на протяжении целых веков, нельзя подбирать мелочь по дороге с кладбища и крупные купюры, золотые цепочки и другие украшения. Некоторые люди оставляют на перекрестке или в людном месте для того, чтобы отдать свое горе или невезение, болезнь или неудачи.

Нельзя наступать на найденные предметы, а если такое случилось и вы нашли их у себя во дворе – окропите святой водой и сожгите. Так злая энергия вернется к тому, кто ее послал.

Что приготовить в поминальные дни

По традиции, на столе обязательно должен быть кулич (паска), крашеные яйца (крашенки), а главное блюдо – это кутья. Ее готовят из риса, меда и изюма, на воде. Это постное блюдо, но некоторые люди привносят в него свои изменения и добавляют для вкуса сливочное масло.


На столе, за которым собирается вся семья, обязательно стоит свяченая вода. Не возбраняется вино. Одна рюмка, по старым славянским традициям, наливается для усопших, ее накрывают хлебом, рядом кладут ложку.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования