Инь и ян две противоположности, которые образуют единое целое лишь в гармоничной комбинации. Инь и ян в китайской культуре: А. Маслов. Инь и ян: хаос и порядок

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Основой древней мудрости Китая и Японии была концепция, согласно которой каждая вещь, ситуация, чувство и т. д. двузначны, обладают двумя полюсами и имеют свою противоположность: день — ночь, война — мир, мужчина — женщина…

ИНЬ — это Женское начало. Расширение, внешнее, восходящее, пространство, сладкое, фиолетовый, легкий, электрон, вода, кислород, растения (особенно салаты), симпатическая нервная система. Слишком много инь ведет к зябкости и страхам, особенно быть на людях, к мазохизму.

ЯН — это Мужское начало. Сжатие, внутреннее, нисходящее, время, соленое, красный, тяжелый, огонь, протон, водород, углерод, животные (особенно хищные), парасимпатическая нервная система. Слишком много ян ведет к агрессивности, вплоть до жестокости, садизма.

Эти понятия являются основой философии фэн-шуй. В китайской философии инь и ян — это две космические силы, которые противопоставляются друг другу, постоянно трансформируются одна в другую, создавая саму жизнь. Фэн-шуй активно пользуется этими понятиями, стремится поддержать баланс инь и ян в каждом доме, в каждой местности.

Инь — это темнота, тишина, неподвижность, плавные линии, сырость и холод, неизменный порядок. В каждом доме есть элементы, принадлежащие инь, например, мягкая мебель, подушки, встроенные шкафы, ковры, а также затхлый воздух и неприятный запах. Ян — это свет, громкий звук, движение, прямые линии, тепло и сухость, приятный аромат. К ян относится высокая, легко передвигающаяся мебель, вертикальный рисунок обоев или гардин, яркое освещение.

Чтобы чувствовать себя спокойно, комфортно, безопасно в том или ином помещении, например, в собственной квартире, необходимо поддерживать в ней баланс инь и ян. Небольшое смещение в одну из сторон допускается, однако присутствие другой должно быть ощутимым, достаточным.

Все вы наверняка не раз видели символ «инь-ян», символ созидательного единства противоположностей во Вселенной. Его изображают в виде круга, образа бесконечности, разделенного волнистой линией на две половины — темную и светлую. Симметрично расположенные внутри круга две точки — светлая на темном фоне и темная на светлом — говорили о том, что каждая из двух великих сил Вселенной несет в себе зародыш противоположного начала. Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы.

Темное и светлое поля, обозначающие соответственно инь и ян, симметричны, но эта симметрия не статична. Она предполагает постоянное движение по кругу — когда одно из двух начал достигает своего пика, оно уже готово отступить: «Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь. Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ян» (Лао-цзы).

В старинных китайских книгах нередко встречается это символическое изображение, но не в форме черно-белых запятых, вписанных в круг, а в виде сплетающихся белого тигра и зеленого дракона. Тигр символизирует инь, Запад, женское начало, а дракон — ян, Восток, мужское начало. Самих животных человек не видит, но ему доступно увидеть их материальное воплощение в очертаниях, форме гор и иных возвышенностей. Древние считали, что строить дом нужно в том месте, где произошло соединение этих животных, поскольку при этом рождается живительная энергия ци.

Нужно сразу оговориться, что искомый древнекитайский символ имеет лишь два действительно верных транскрибированных названия – «Инь-Ян» (с традиционного китайского) и «Ин-Ё» (с пиньинь). Фактически название «Инь-Янь» является некорректным, тем не менее, ввиду того, что формулировка «знак Инь-Янь» является общераспространенной в бытовой и разговорной практике, в данной статье мы будем использовать ее наряду с правильным вариантом.

Итак, каково значение знака Инь-Янь и как он вообще появился? В разрезе данного вопроса необходимо понимать, что объективно мы не знаем, откуда возник знак Инь-Янь (фото символа представлено ниже). Исторически китайский знак Инь-Янь был заимствован даосскими натурфилософами от буддистов предположительно в I-III веках нашей эры. Данная концепция выдвигается рядом современных исследователей, в частности – отечественным востоковедом А.А. Масловым.

Тем не менее, как выглядит знак Инь-Янь мы узнаем из легендарной «Книги Перемен» (там же он впервые упоминается), которая по легенде была создана буддийским монахом Ицзином и позже адаптирована древнекитайскими мистиками под собственное традиционное мировоззрение. Во II веке до нашей эры «Книга Перемен» (более точное название – «Канон Перемен») была воспринята конфуцианской традицией и знак Инь-Янь стал чуть ли не философско-эзотерическим базисом учения Конфуция. Позже, когда даосизм оформился в устоявшуюся философскую систему, символ Инь-Ян стал одним из ключевых элементов в понимании принципов Дао.


Именно поэтому сегодня, когда мы задаем вопрос, что обозначает знак Инь-Янь, на ум приходят исключительно даосские концепции. Это тоже справедливо, хотя не стоит забывать, что истоки знака – в буддизме. С другой стороны, даосизм и конфуцианство во многих эстетических и философских аспектах крайне близки традиционному китайскому буддизму и в большинстве случаев значение знака Инь-Янь (картинки символа представлены ниже) идентично трактуется в рамках различных мировоззренческих систем.

Что значит знак Инь-Янь: символизм и философская семантика

Чтобы понять, что означает символ Инь-Янь, нет необходимости глубоко погружаться в концептуальные основы даосизма. Ведь базис этой системы достаточно прост, и в этом – его ключевая особенность. Итак, символ Инь-Ян представляет собой модель мироздания, которая воплощает в себе сущность всех процессов, происходящих вокруг человека и внутри него. Это диалектический принцип единства и борьбы противоположностей, извечное противостояние светлого и темного начал, которые существуют лишь взаимно и гибнут в отсутствие одного из элементов.


Черно белый знак Инь-Янь олицетворяет принцип постоянных перемен, но это не хаотичность, а последовательная смена состояний – синусоида, где за периодом спада всегда следует период «взлета». Это постоянный переход от статичного принципа к динамичному и обратно. Значение знака Инь-Янь традиционно обозначает союз двух начал, двух принципов – мужского (Ян) и женского (Инь). Ян – это огонь, действие, развитие, апофеоз светлого, творческого начала. Инь – это вода, потенциал, состояние покоя (иногда – застой), темная (условно негативная), холодная ипостась чего-либо.

Китайский знак Инь-Янь в разрезе даосской традиции учит тому, что прогресс достижим лишь при равноценном союзе двух противоборствующих начал. Цель существования – абсолютное равенство всех векторов, гармония с собой и окружающим миром. И в такой борьбе (будь то нравственная борьба внутри человека или военный конфликт двух государств) не может быть победителя, если в итоге силы не уравниваются. Фактически знак Инь-Ян говорит о том, что никакой борьбы нет вовсе, все происходящее – естественный и независимый процесс, потому что любая система стремится к балансу. Пустота всегда чем-то заполняется, а там, где пустоты нет, нет и необходимости в воспроизводстве чего-либо, это приводит к деградации системы.

Грубому не хватает мягкости, я утонченному – жесткости в принятии решений. Воин должен быть еще и мудрым стратегом, а философ должен уметь постоять за себя и за то, что ему дорого. Символ Инь-Ян указывает на необходимость восполнения недостатков личности посредством устранения «пробелов» в аспекте навыков, духовного, физического и эмоционального развития. Это касается как самого человека, так и любого другого объекта во Вселенной.

Что значит знак Инь-Янь: практические аспекты

Китайская система У-син, которая лежит в основе большинства восточных гадательных систем и боевых искусств, а также является концептуальным базисом для всем известной системы Фэн-шуй, основана на символизме Инь-Ян. Все первостихии (вода, огонь, дерево, металл и земля) воплощают в себе двойственную структуру Инь-Ян. Вода тушит огонь, металл разрушает дерево и так далее. В тоже время черно белый знак Инь-Янь и его принцип имеют здесь созидательный аспект: вода дает жизнь дереву, дерево дает пищу огню и далее по аналогии.

Также, отвечая на вопрос, что значит символ Инь-Янь, стоит обратить внимание на то, что концептуальный дуализм лежит в основе традиционной китайской медицины. В первую очередь, это принципы ограничений и допущений. В качестве наглядного примера можно привести Цзоюцзы, это концепция действий, предписанных только что родившей женщине. Это запрет выходить из дома, находиться на сквозняке, заниматься шитьем. Нужно принимать пищу согласно четко проработанной диете, не говорить определенных слов, не выполнять целый ряд предписанных обычаем действий. То есть, как мы видим, в основе данной ритуальной системы – философия черно белого знака Инь-Янь, двойственный аспект «возможности-ограничения», который определяет гармоничное (в данном случае – здоровое) состояние.

Значение символа Инь-Янь находит аналогичное отражение во многих других культурах и концепциях. Это Иахин и Воаз, а также Ор и Кли в каббале. Это Эрос и Танатос в древнегреческой концепции мироустройства. Это Анима и Анимус в философской системе К. Юнга. Это Явь и Навь в ведической традиции древних славян. Иными словами, концепция Инь-Ян универсальна для многих (если не для всех) религиозно-этических традиций. При этом знак Инь-Янь имеет и сугубо специфические черты, о которых подробно (и довольно просто) говорится в трактате Ней-цзин.

P.S. Тату Инь-Янь достаточно популярно в современном обществе. Однако нужно понимать, что нет никаких данных о том, что в древнекитайской традиции тату Инь-Янь могло быть нормой. Более того, во всех религиозно-этических традициях мира нанесение татуировок на тело без веской (действительно значимой!) причины считается нецелесообразным и даже опасным для человека. Именно поэтому тату Инь-Янь делается лишь на свой страх и риск, у данного действия нет и не может быть исторической, культурной или религиозной подоплеки

А. А. Маслов

Инь и ян: хаос и порядок

Маслов А.А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз.

М.: Алетейа, 2003, с. 29-36.

Концепция инь и ян - двух противоположных и взаимодополняющих начал -пронизывает все в китайской культурной традиции, от системы управлениягосударством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции. Она же распространяется и на весьма сложную систему взаимоотношений между человеком и духовным миром. Изображение символа инь-ян (насамом деле он не древний и возник достаточно поздно) как темного и светлогополукругов стало едва ли не визитной карточкой всей восточноазиатской культуры, и его можно обнаружить на обложках западных книг по диетологии, здоровому образу жизни, философии, религии Китая.

Инь-ян стали настолько тесно ассоциироваться с «китайской тематикой», что воспринимаются как некие имплицитно присущие ей начала. Концепция инь и ян как нельзя более точно передает восприятие китайцами как внешнего мира, так и мира внутри себя. Однако не стоит это принимать примитивно и упрощенно.
29

Прежде всего, нужно развеять устоявшийся миф о сущности инь и ян: в китайской культуре они никогда не были «закреплены» за некими парами противоположностей, как принято считать в популярных сочинениях. Это значит, что инь-ян отнюдь не равнялись темному-светлому, мужскому-женскому, солнцу-луне и т. д., причем эта ошибка уже неоднократно критиковалась специалистами. Тем не менее, такую примитивную трактовку можно встретить и в современной китайской литературе, и на уровне обиходных представлений китайцев. Таким образом, истинная суть инь-ян - столь, казалось бы, многократно изложенная - осталась сокрытой. Нам же представляется, что само понимание «сокровенного» в китайской культуре невозможно без правильного осознания инь-ян,

Принцип инь и ян распространяется далеко за рамки столь упрощенного взгляда, он живет на уровне восприятия духовного мира, взаимоотношений человека и общества, китайца и «варвара»-иностранца. Даже в политике Китай - одна из немногих стран, которая по всем договорам неизменно требует «дуйдэн» - паритета взаимоотношений, мер и шагов.

Концепция инь-ян означала наличие перворазделения вообще, которое знаменует собой собственно порождение всего материального и духовного мира. Несложно понять, что создание культуры для Китая - это, прежде всего, упорядочивание сущностей, прекращение действия хаоса.

Восприятие мира китайцами всегда ситуативно и никогда не постоянно, т. е. мир постоянно трансформируется, а поэтому ничто не существует воистину и до конца, ничто не является истинным по своей природе и изначально. Собственно мотив истинности, которая может быть дана только как постоянная трансформация, и есть основа мистического представления инь-ян.

Сама ситуативность восприятия порождает мысль о постоянном переходе противоположностей друг в друга, поэтому инь-ян не равняются биному женское-мужское, а пары мужское-женское, пустое-наполненное являются лишь следствием такого бинарного типа мышления.

Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в «И цзине») - и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные стороны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга, с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой - солнцем, которое поочередно освещает оба склона.
30

Для магического пространства ни инь, ни ян, равно как удача или несчастье, не бывают абсолютными - это лишь стороны одного явления, и разделение их на «добрую» и «злую» части жизни происходит лишь на обыденном уровне, в сознании непосвященного человека. Даос, например, прекрасно осознает, что «лишь только в Поднебесной узнали, что красивое - красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро - это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга» («Дао дэ цзин», § 2). Мистический закон «парного рождения» (шуан шэн) запускает бесконечное колесо взаимопорождений, которое можно остановить, лишь избежав перворазделения вообще. Мотив бесконечного «кольца», где все части равны друг другу, обыгрывается и в «Дао дэ цзине», где говорится, что «до» и «после» следуют друг за другом, то есть в мистическом мире нет никакого разделения на «начало» и «конец». В сущности, это есть абсолютное воплощение Дао, которое в равной степени «распростерто и влево и вправо» («Дао дэ цзин», § 34).

По отдельности эти качества не существуют, поскольку в этом случае вещь/явление (у) вычленяется из мирового потока и созвучие мира нарушается, ей присваивается некое «имя» (мин), в то время как истинное Дао «безымянно».

Сакральное пространство бытия в Китае находится в абсолютном бинарном равновесии инь-ян, что проявляется даже на уровне обиходных поверий. Например, если в доме кто-то умер, то вскоре в нем случится какое-то счастливое событие, в случае же рождения ребенка счастье и удача могут какое-то время обходить дом стороной. Более того, считается, что удача посетит прежде всего тех, кто помогал обряжать или омывать усопшего или активно готовил похоронную церемонию. Это считается вознаграждением со стороны души умершего (гиэнь) всем тем, кто пришел на похороны.

Формально инь и ян считаются абсолютно равноценными друг другу, и именно так они трактуются на обиходном уровне. А вот реалии китайского оккультизма показывают, что абсолютного равенства между инь и ян не существует.

В мистической закрытой традиции инь считалось более ценным и высоким. Именно оно и было обобщающей метафорой всего потаенного, сокрытого, тайного, что так высоко ценилось в Китае. Именно начало инь, например, «изображалось» на китайских пейзажах за нарисованными горами-водами или орхидеями. Именно инь как главенствующее и всеобъемлющее, но постоянно сокрытое начало стояло за всей мощью имперского декора.

Понять столь большое значение инь несложно - по сути, сам путъ-Дао был не чем иным, как воплощением инь. Дао обладает всеми чертами инь и пи одной чертой ян. Прежде всего, оно «сокрыто», «неясно», «туманно». Оно обладает и чисто женскими функциями - порождает все явления и вещи этого мира. Оно вечно ускользает, его нельзя ни ощутить, ни выразить. Дао во многих древних трактатах оказывается синонимично воде - ее податливости, отсутствию постоянной формы:
31

Самка всегда одолевает самца своим покоем.
Пребывая в покое,
она занимает нижнюю позицию.
(« Дао дэ цзин» , § 62)

Познав мужское, сохраняй и женское,
становясь лощиной Поднебесной.
Будь лощиной Поднебесной, -
тогда постоянная Благодать не покинет тебя
. (« Дао дэ цзин» , § 28)

Традиция сокрытости и неупорядоченности, неоформленности инь присутствует и в концепции благодатной энергии дэ. Именно полнота дэ и отличает истинных мастеров и великих правителей, императоров от других людей. Тем не менее, все несет в себе часть благодати-дэ. Но Благодати не божественной, как манифестации Высшего Бога, но абсолютно самодостаточной и самополной энергии. Она выступает как энергия бесконечно «потаенная» (сюань) и «утонченная» (мяо), из-за чего и не замечается непосвященными. Более того, всякая истинная благодатная энергия - сокрытая, и в другом качестве она даже не может существовать.

Тем не менее, «скрытая благодать» повсюду, как жизненный флюид, омывает и напитывает весь мир. Это же проявляется и в концепции наполненности душами или духами (линь) всего мира. Души умерших, например, несутся в потоках воды и ожидают того момента, когда смогут соединиться с потоками крови живых существ, для того чтобы потом возродиться. Они оживают в неких Желтых водах (хуан шуй) - потоках, образуемых весной растаявшими снегами.

Начало инь здесь поразительным образом выступает и как сокрытое вместилище невидимых и неупорядоченных духов, представляющих мир мертвых, и одновременно как начало, дарующее жизнь и существование вообще, подобно пути-Дао.

Обратим внимание, что вода в китайской традиции, очевидно, ассоциировалась с плодородием (как и у большинства народов), а также с детородной функцией. Частично это было связано коннотациями между водой и путем-Дао. Оба этих начала не имели постоянной формы и принимали форму «того сосуда, в который были налиты». Здесь же и податливость, неуловимость, следование изменениям. Однако самое главное - и Дао дает рождение мириадам существ, при этом как бы давая импульс к жизни, но далее не властвует над ними, оставляя высшую степень свободы развития: «Давать жизнь и не властвовать». Дао так же, как и вода, «занимает нижнюю позицию» по аналогии с тем, как все воды с верхов стремятся в долины. «Самка,также занимая нижнюю позицию, властвует над самцом», - говорит «Дао дэцзин». Все эти гидравлические аллюзии о Дао-воле, встречающиеся в «Лао-цзы», есть отголоски, а иногда и цитаты из древних мистических культов,записанные в VI -V вв. до н.э., но имеющие значительно более раннее происхождение.
32

Казалось бы, вода должна соответствовать лишь женскому началу инь какподатливому и дающему рождение. Вообще, как мы уже говорили, в древнейкитайской мистериологии инь всегда превалирует над ян в плане внутреннейоккультной реальности, поскольку Дао скорее соответствует началу инь, нежели в равной степени символизирует их обоих. Однако вода чаще всего быласимволом живительного семени безотносительно мужского или женского начала - думается, эта символика возникла задолго до даосской концепции Дао-воды.

Вода вообще символизирует некий ритм жизни, в ней живут духи умерших, чтобы переродиться вновь, она наполнена, по разным легендам, либо ци, либо семенем-цзин. Например, древний трактат «Гуань-цзы», приписываемый автору VII в. до н.э. (в реальности текст написан несколько позже), советнику правителя царства Ци, говорит о воде как о детородном начале и символе «истинного» человека: «Человек подобен воде. Лишь когда мужчина и женщина оказываются вместе, его семя-цзин и ее энергия-ци объединяются, возникает проистечение вод, которые дают форму [новому] человеку».

Совсем по-иному обстоит дело в светской традиции, к которой, кстати, могли относиться и многие вещи, внешне похожие на некую «тайность». Здесь начало ян, наоборот, оценивалось выше. Иногда это объясняют патриархальной ориентацией общества, где мужчина, т. е. выразитель начала ян, играл основную роль. Известны даже ритуалы, благодаря которым женщина (т. е. инь) могла перейти на уровень мужчины (т. е. ян) и тем самым улучшить свой статус. В основном такие ритуалы были связаны с различными «превращениями» менструальной крови, которая в этот момент считалась воплощенной энергией инь, В одном из таких ритуалов, в частности, сын символически выпивал менструальную кровь матери и тем самым поднимал ее на статус мужчины. Одновременно он сам усиливал свою энергетику через прием в себя этого «тайного» начала, т. е. инь. Не случайно императоры династий Мин и Цин специально приказывали собирать менструальные выделения молодых девушек - из них делались пилюли долголетия, которые также заметно повышали
мужскую энергию.

Небесные духи и сам высший дух древности шан-ди представлялись как высший момент упорядочивания, абсолютная гармония и порядок. Это - начало ян, и именно они помогают душе после смерти человека сохранить свою
индивидуальность, за счет чего к ней могут в дальнейшем обращаться потомки.
33

Эти черты перешли и на представителя шан-ди на земле - императора, Сына Неба. Этому гармонизирующему и упорядочивающему воздействию противостоит и одновременно его дополняет мир начала инь, представленный духами типа гуй, знаменующими собой хаос, неструктурированную массу и энтропию, вредоносность и разрушение. Более того, сами духи и шан-ди могут представлять собой не некие мистические сущности, а лишь метафору вечного столкновения неструктурированной массы (духи гуй в том числе и в чистилище) с четкой структурой и иерархией, представленной добрыми небесными духами шэнь. Такая странная структура осознания мира как чередования хаоса-порядка даже позволила некоторым исследователям говорить о наличии некой единой метафоры восприятия мира, и с этим трудно не согласиться. Представления о духах, о сложной небесной иерархии в конечном счете являлись не только объектами веры, но метафорой имперско-иерархического единства: хаос и порядок в эзотерическом мире всегда имеют свое точное отражение в мире посюстороннем.

Инь - это очевидный первозданный хаос, это обращение человека к самому истоку (точнее, до-истоку) собственного возникновения. Хаос в даосской мысли, равно как и во всех мистических школах, носит позитивно-креативный характер, поскольку символизирует нерасчлененность и единство мира. Он - знак не столько рождения мира, сколько потенциально заложенной в нем возможности рождения чего угодно без четкого определения его сути. Это возможность всего и потенция ко всему в ее абсолютной аморфности и неопределенности. Его метафорой выступают понятия «изначальный ком», «гулкая пустота пещеры», «беспредельное» (у-и,зи), «прежденебесное» (сянъ тянь). Это та обитель, не имеющая форм и границ, где слиты воедино знание и незнание, рождение и смерть, бытие и небытие.

Вся имперская культура - воплощенное ян - противостоит символике «изначального кома». Она призвана разделять и «раздавать имена», и почти параноидальная тяга китайских древних мудрецов и современных политиков к упорядочиванию и созданию четких ценностных иерархий есть не более чем попытка воплотить принцип превалирования ян над инь. Одновременно это и принцип светской культуры - здесь ян главенствует над инь, в то время как в мистической парадигме инь является единственно возможным исходом противостояния и взаимодополнения инь и ян.

Мистические же культы, воплотившиеся в даосизме и в некоторых народных ритуалах, наоборот отдавали приоритет инь, учитывая, что и само Дао выступает как инь - оно податливо, невидимо, его аллегория - податливая вода, что не имеет формы, лощина, женское лоно. Таким образом, мистические учения отнюдь не ставили знака равенства между инь и ян, но очевидно своими концепциями «сокровенно-потаенного», «изумительно-запрятанного» стремились обратить человека к началу инь. Здесь как раз

культивировался приоритет хаоса как изначального, нерасчлененного состояния над порядком как чем-то застывшим, ригидным, приближающимся к смерти. Приход к предрожденной нерасчленности проявляется, в частности, в мифе о нерожденном младенце. Так, Лао-цзы сравнивает себя с младенцем, «который еще не научился улыбаться», который «не проявляет признаков жизни». Примечательно, что это - один из редчайших пассажей, где Лао-цзы в трактате «Дао дэ цзин» говорит от первого лица, здесь слышна речь посвященного проповедника и наставника.

В конечном счете это «тяготение к инь» породило кажущийся маргинализм даосской и лежащей в его основе мистической культуры. Она всячески избегала проявлений ян, практиковала экстатические культы, элиминирующие порядок и гармонию, проповедуемые имперским официозом. Здесь практиковались многочисленные сексуальные культы, не признаваемые официальными властями. В частности; поклонялись духам-гуй, ассоциировавшимся с инь и вредоносностью вообще, могилам убитых разбойников и падших женщин, исполнялись ритуалы вызывания духов, бесед с ними, путешествия в мир мертвых.

Расхожий тезис о мистическом «переходе инь в ян» (инь ян цзяо) имел в китайском фольклоре вполне реальное, хотя и весьма необычное преломление. Он, прежде всего, затрагивал возможность трансформации самого человека, точнее, самой характерной его черты - смены пола. В китайских магических историях нередко обсуждаются моменты перехода женщины в мужчину и наоборот. Смена пола могла выполняться различными магическими методами, например приемом чудесных пилюль или при помощи даосов или бродячих магов.

Частично это объясняется все тем же исключительным оккультным магизмом, шаманистскими архетипами, жившими в сознании китайцев и проступающими в фольклоре. Перемена облика вообще является распространенной частью оккультных ритуалов, поскольку вступление в запредельный мир характеризуется общей трансформацией внешнего облика адепта, - это подчеркивает принципиальное отличие мира духов от мира людей. И именно это подразумевает в ряде случаев временное перерождение человека в ином образе и облике, в том числе и переход мужчины в женское божество.

Так, одна история из даосского сборника рассказывает о женщине, которая после долгого отсутствия мужчины при помощи магических средств сумела перевоплотиться в мужчину, осеменить себя, а затем уже, вновь в качестве женщины, родить ребенка.
35

Более того, в китайской традиции такие чудесные трансформации имели и дидактический подтекст: здесь даже волшебство использовалось с прагматической целью служения предкам. Девушка долгое время сожалела, что не родилась юношей, ибо лишь юноша может в полной мере совершать все ритуальные обряды по усопшим предкам, и прежде всего по отцу. Мучимая тем, что не способна в полной мере воплотить идеал сыновней почтительности (сяо), однажды ночью во сне она увидела духа, который вскрыл ей живот и что-то вложил в него. Когда она пробудилась ото сна, оказалось, что она превратилась в мужчину. В общем, в подобных историях вполне мог бы черпать свое вдохновение 3. Фрейд, однако вообще мотив перевоплощения, смены пола имеет здесь не только психологический, но и религиозно-шаманистский аспект. Безусловно, китайский фольклор даже новейшего времени обнажает самые глубинные аспекты человеческой психики и демонстрирует то, что в западной традиции, освященной христианскими нормами, тщательно вымарывалось.

Таким образом, композиция инь-ян оказалась универсальной схемой чередования событий, чаще всего воспринимаемой как абсолютный порядок и абсолютный хаос, причем именно хаос и начало инь оказывались атрибутами мистической культуры Китая. Все истинное, связанное с инь, становилось поэтому запрятанным и сокрытым и представлялось в этом мире через символы, числовую и цветовую магию. И, как следствие, пришло осознание существования некоей магической схемы бытия, равной абсолютному небытию, которую и надо вычислить.

Б.Л. Рифтин

Рифтин Б. Л. Инь и Ян. Мифы народов мира. Т.1., М., 1991, с. 547.

В древнекитайской мифологии и натурфилософии темное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян) всегда выступали в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел и т.п. А ян, первоначально, видимо, означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.п.

К числу древнейших подобных парных символов относятся раковины-каури (женское начало - инь) и нефрит (мужское начало -ян). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчеркивающая дуализм мужского и женского начал, получила иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллосообразных выступов и вульвообразных овалов.

Не позднее чем с эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю - инь. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу, причем кульминацией этого считается полное слияние неба и земли.

Система Инь и Ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, при гаданиях и т.п.

А.И.Пигалев, Д.В.Евдокимцев

Пигалев А.И., Евдокимцев Д.В. Ян и Инь .

История философии. Энциклопедия. Минск, 2002, с. 1347-1348.

ЯН и ИНЬ - взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Ян) и пассивный, или женский, принцип (Инь). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Ян, а темная - означает Инь; однако каждая из половин включает в себя кружок - вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Ян и Инь, взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Ян и Инь описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем - другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. Инь (Земля) и Ян (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци" - кит., "ки" - япон.). Взаимодействие Инь и Ян продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник - феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз ("схватываемых" магическими знаками-символами "гуа") - в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается "монада" жизни - взаимодополняющие друг друга Инь и Ян. Они - первооснова всяческих перемен, несущая конструкция "Великого предела" ("Тайц-зы") - неизбывного источника. Ян выступает как "внутренняя" жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; Инь - как внешний мир, отступающий, разрушающийся - женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Ян- и Инь-"подсистемы". Ян-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается Инь-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Ян-влияния) способны деструктивно влиять на Инь-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся - Ян и Инь - всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, - основной закон дао. Теория Инь и Ян зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э.

В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европейского типа символ Инь и Ян приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, - провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человеческий смысл и звучание феномена присутствия в "Инь-Ян"-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.

Все в мире находится в гармонии, равновесии: добро не существует без зла равносильно, как и темные силы без сил небес. Вместе с тем Инь-Янь – это две противоположные энергии, а это означает, что они так же дополняют друг друга. Данные два понятия пришли к нам из древних учений даосской философии и по сегодняшний день являют собой одно из важнейших учений в .

Что означает знак Инь-Янь?

В значении этого символа не так-то и легко разобраться. Начнем по порядку: итак, Инь символизирует ни что иное, как женское начало в то время как Янь – мужское. Если говорить об Инь-Янь как едином целом, символе единства, то получаем Дао. Последняя, в свою очередь, - это энергия, способствующая любому творческому процессу. Иными словами, Дао согласно древнекитайскому трактату «И-Цзин», – таинственная сила, а в некоторых учениях и мать космоса, которая контролирует абсолютно все на этой планете: как живые процессы, так и неживые. Стоит упомянуть, что символ Инь-Янь был открыт еще в 7 веке до нашей эры, а это означает, что китайские философы были одними из первых, кто стремился познать природу мироздания.

Инь-Янь, мужчина и женщина – что это означает?

Как и во всем живом на земле, в человеке уживаются эти две энергии. Несмотря на половую принадлежность, будь то девушка или парень, в каждом из нас есть мужское (Янь) и женское (Инь) начало. При этом у представительниц прекрасного пола, точнее у большинства из них, преобладает Инь, главные свойства которой – это сохраняющие, пассивные, воспринимающие. Немаловажно отметить, что женщина является олицетворением Инь, потому как ей предначертано судьбой быть хранительницей домашнего очага, человеком, дающим жизнь, воспитывающим детей. Янь – это мужчина, добытчик. Эти две энергии не просто взаимодействуют друг с другом, а им суждено гармонизировать, создавая полноценную, разностороннюю, творческую жизнь.

Ранее было упомянуто, что в каждой личности уживаются две энергии Инь-Янь. К тому же, чтобы всегда быть в тонусе, в гармонии со своим внутренним «Я», человеку необходимо работать над балансом этих двух противоположностей. Так, в женщине не должны преобладать мужские качества (хотя в век феминизма в это сложно поверить) так же, как и в мужчине – женские. Кроме того, чрезмерная пассивность может навредить, как избыток активности.

Не менее важен тот факт, что преобладание мужских и женских начал влияет на самочувствие, состояние органов. Так, любые отрицательные изменения в организме человека носят характер Инь-перемен. Это относится и к тому, если какой-либо орган подавлен, недостаточно функционирует. Янь-энергия отвечает за гиперактивность организма. Древнекитайская медицина считает, что корень острых болезней – воздействие Янь-энергии, а хронических – Инь.

Что означает амулет Инь-Янь?

Инь-Янь в виде тату или символа-оберега на кулоне означает энергетическую подпитку, что защищает человека от всего плохого, злого. Пожалуй, это один из наиболее древних и сильных талисманов. Здесь, правда, есть небольшой нюанс: оберег должен быть будто настроен на того, кто его носит. Иными словами, человеку с тату Инь-Янь важно быть осведомленным в существовании двух противоположных энергий, в их мощном воздействии на жизнь, дальнейшую судьбу . Самое интересное, что, чем гармоничнее, чем в большем равновесии находятся Инь-Янь, тем более успешен этот человек. Взаимодействие энергий будет длиться до тех пор, пока они находятся в единстве, являют собой единое цело, взаимопереходящее друг в друга и имеют неразрывную связь.

Инь Ян – мужское и женское… О том, что все вещи, окружающие нас, и даже мы сами несём в себе мужское и женское начала инь и ян, сейчас даже стыдно не знать. Вся наша безграничная Вселенная состоит из двух этих сильных энергий, которые просто не смогут существовать друг без друга, они всегда должны взаимодействовать.

Допустим, пространство, которое находится внутри чашки – это инь, но она не может существовать без самой чашки, а значит, чашка – это ян. Чёрный кофе, налитый в эту чашку – спокойная иньская энергия, а вот тепло, которое отдаёт кофе – это активная янская энергия.

О слиянии этих начал, об их взаимном переливании и перетекании друг в друга, о важности учитывать этот факт в решении жизненных и внутренних проблем говорят эзотерики, любители китайской философии фэн-шуй и психологи.

Причём тот, кто хорошо разбирается в значении этого символа, знает, что это не просто мужское и женское начала, философия инь ян гораздо шире и глубже. Эту древнекитайскую философскую концепцию применяют во многих сферах нашей жизни, от медицины до музыки.

Как учит философия инь ян, сверхзадача для человека, желающего постичь и понять загадки окружающего мира и самого себя – это научиться контролировать и правильно использовать энергии инь ян, чтобы прийти к настоящей гармонии с собой и Вселенной.

Инь – это женское начало, это лунная, тёмная сторона, это интуиция, мягкость, мудрость. Инь в определённой концентрации нужна каждому человеку, чтобы развивать в себе творческие способности, проявлять эмоции, ощущать и чувствовать малейшие изменения внутри себя и вокруг.

Инь – это наше внутреннее «я», к которому мы часто не прислушиваемся, о котором не заботимся, что приводит к дисгармонии. Пассивная женская энергия символизирует хаос, тот, что существовал до появления всего материального.

Инь в поисках гармонии стремится к противоположному ян. Поэтому женщине советуют усиливать свою женственность, мягкость, природную сущность. Тогда мужчину притянет к ней, как магнитом. Специалисты, глубоко изучающие этот вопрос, скептически относятся к такому заявлению, противоречащему закону Дао.

Инь – это всегда покой в противовес активности ян. Поэтому истинная женщина несёт внутри себя спокойствие. Когда женский покой сталкивается с мужской активностью, то сливаясь, эти две энергии выравниваются, приходят к балансу. Это объясняет гармонию в некоторых парах, которые кажутся нам идеальными, а отношения между ними непостижимыми.

Никто не сможет научить женщину быть женственной, всё уже есть внутри неё, инь в себе надо уметь чувствовать. Как только женщина начнёт пробуждать в себе женские начала, значит, она начнёт действовать, а это дело энергии ян. В итоге опять никакой гармонии.

Ян мужское начало

Горячая, напористая, активная энергия ян воплощает в реальную жизнь иньские «задумки». Логика, интеллект, здравый смысл, жизненное направление – всё это присуще энергии мужской.

Ян – это светлая сторона, это ясность, чёткость, доминирование. Если инь – это луна, то ян – это солнце. Застывшая и спокойная энергия инь провоцирует сильную энергию ян на действия, на внешние проявления.

Важно, чтобы во всех своих проявлениях инь и янь не противоречили друг другу, а наоборот дополняли.

История символа инь ян

Китайцы увидели символ инь янь у буддистов и перенесли его в свою философию. А произошло это событие в первом-третьем веках нашей эры. Чёрно-белое изображение инь и ян изначально имитировало гору. С одной стороны гора освещена солнцем, а другая сторона возвышенности находится в тени, то есть затемнена. Как известно, солнце меняет своё положение, и та часть горы что была тёмной, под влиянием солнца становится светлой и наоборот. Таким образом, буквально всё в жизни проходит свой цикл.

Символ понимался как противоборство плохого и хорошего, доброго и злого, вредного и полезного. Однако, знатоки, разбирающиеся в даосизме, говорят, что понимать символ нужно через призму противоположностей именно в природе. К морали и нравственности это никак не относится.

Значение символа и философская концепция

Символ инь янь – это круг, разделённый на две равные половины, похожие на капельки или рыбки. Одна сторона ровного круга чёрная, а другая белая, но в каждой капле есть по точке: внутри тёмной половины есть белая точка, а на светлой половине – чёрная точка.

Сам круг – это наша Вселенная, а она бесконечна. Внутри этой Вселенной живут, взаимодействуют и дополняют друг друга две энергии – инь и ян, мужское и женское начала. Они разные, но способны проникнуть друг в друга – об этом говорят точки внутри каждой половины. О том, что между этими половинами нет чёткой границы, говорит волнистая линия, которая их разделяет.

Если смотреть на этот символ, то создастся впечатление, что изображение внутри круга-Вселенной движется, половины плавно перетекают одна в другую, энергии сливаются и снова разъединяются, и так бесконечно. Благодаря подобным метаморфозам и существует Вселенная.

Теория даосской философии, описанная в «Книге перемен» заключается в том, что всё во Вселенной движется, меняется, проникает друг в друга, одно не существует без другого, несмотря на противоположность. Общение эти двух энергий рождает стихии. Их всего пять: дерево, земля, огонь, вода, металл, из них появляется материя.

Силы инь и янь в обычной жизни

Куда ни посмотри, мы везде увидим присутствие, проявление, взаимодействие инь и ян. Это касается природных и бытовых проявлений, а также внутреннего состояния человека, его духовной наполненности.

Инь – это молчание, темнота, холод, смерть, пассивность. Ян – это лёгкость, действие, жизнь. Но буквально во всём есть как инь, так и янь. Другое дело, что одна энергия может быть выражена сильнее другой, а задачей человека является сбалансировать эти стихии.

То есть, если представить, что на одну чашу весов вы положили инь, а на другую янь, важно, чтобы не было перевеса, весы должны находиться в равновесии, в этом случае мы обретаем гармонию. Гармоничное проявление инь и янь должно быть в нашей внутренней сути, в нашей квартире, в том, что мы делаем и даже в том, что мы едим.

Как говорят психологи, склонные воспринимать действительность, опираясь на даосское течение, говорят, что люди, в которых преобладает ЯН , достаточно агрессивны, напористы, пытаются многое взять от жизни, это яркие, энергичные натуры.

Если же в человеке больше ИНЬского , то он обычно бывает ленивым, часто грустит и скучает, нередко находится в депрессии. Эти люди очень спокойные, творческие, у них хорошо развита интуиция.

Если обе энергии привести в равновесие , то уровень жизни станет намного качественнее. Тут важно разобраться в самом себе. Человек, понявший что такое инь и ян, начинает смотреть на окружающую действительность по-другому, он становится очень наблюдательным и видит, как одно может повлиять на другое.

Некоторые люди склонные рассматривать проявление инь и янь только в отношениях между мужчиной и женщиной. Это не совсем правильно, но если рассматривать этот вопрос с разных ракурсов, то вот как проявляется ян и инь в любви: эти энергии должны дополнять друг друга и уравновешивать.

Например, если женщина слишком яркая, шумная, инициативная, много говорит, громко смеётся, демонстративно себя ведёт, значит в ней много янского. Если она не способна найти баланс внутри себя, то для того, чтобы у женщины сложились гармоничные отношения с мужчиной, избранник должен нести в себе много иньского, то есть быть спокойным, холодным. Если же с такой женщиной мужчина будет стремиться доминировать, командовать, проявлять янскую энергию, то получит от избранницы её инь – замкнутость и депрессию.

Во время родов женщина тратит много энергии, давая появиться на свет новой жизни. В этом процессе в основном участвует энергия ян. После родов внутри матери остаётся много инь, что помогает женщине заботиться о малыше, проявлять доброту.

Если вы сядете на диету и будете питаться, например, только овощами или белками, то вы по умолчанию нарушите баланс Вселенной, а, значит, не достигнете результатов или будете достигать их очень долго и в упорной борьбе с самим собой.

Талисманы Инь Янь

Если человек решил носить талисман или оберег в виде чёрно-белого кругу, то он должен хорошо понимать смысл инь и ян. Без этого понимания талисман не будет работать, а он должен помогать своему обладателю поддерживать и уравновешивать внутри себя эти две энергии, чтобы находиться в гармонии с собой и окружающим миром. То есть человек должен определённым образом настроиться на свою вещицу, чтобы между ними установилась связь.

Маги и эзотерики советуют подержать свой талисман под водой прежде, чем пустить его в своё биополе. Энергетика у инь янского талисмана должна быть только ваша, иначе символ не будет работать на вас.

Говорят, что со своим талисманом необходимо разговаривать и делиться всем, что тревожит. Так вы активируйте свой оберег, свой знак Инь Янь

Значение тату Инь Янь

Татуировку в виде этого загадочного символа может нанести как мужчина, так и женщина. Желание иметь на теле этот знак говорит о том, что человек находится в поисках гармонии, стремится наполнить пространство вокруг себя смыслом. Говорят, что людям, которые постоянно сомневаются, не могут прийти к согласию с собой, такой значок на теле поможет разобраться в жизни, изменить её к лучшему.

Девушки уверены, что выйдя из тату-салона с иньянским изображением, они тут же найдут спутника жизни. Специалисты советуют скрыть такую эмблему-татуировку от глаз посторонних людей. Поэтому наносить изображение лучше на живот, грудь, позвоночник, хотя это дело каждого. Главное, чтобы тату-салон был легальным и с хорошими мастерами, иначе вместо гармонии, можно приобрести болезни.

Если учесть, что Дао – это путь, то суть даосского учения – это поиск и нахождение своего жизненного предназначения. Это означает, что обретая его и следуя ему, человек и находит ту самую гармонию, то самое равновесие энергий инь и ян. Проживая чужие жизни, находясь в погоне за славой и деньгами, мы ведём себя деструктивно, неправильно, а значит, ни о какой гармонии не может быть и речи. По мнению мудрецов, человек должен жить просто, а запутанность отнимает Дао. Прислушивайтесь к себе, и тогда вы поймёте, где начинается ваше Ян и кончается ваше Инь.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования