Чистоговорки со словом домой и друзей. Чистоговорки для развития речи для детей. Учимся говорить правильно

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Скороговорки

Как с ними работать?

1. В самом начале можно проговаривать полюбившиеся скороговорки от двух до пяти раз в день и делать это в виде шуточных перерывов в течение 10 минут.

2. В дальнейшем, для новизны ощущений и регулярности тренировок можно добавлять новые скороговорки для дикции. Лучше распечатывать их яркими крупными буквами на листе бумаги.

3. Если вы занимаетесь не с ребенком, а сами хотите улучшить свою дикцию, то было бы хорошо разместить листы с текстом в местах, привлекающих ваше внимание – рядом с телефоном, компьютером, зеркалом, окном и т.д.

4. Скороговорки должны периодически заменяться новыми (примерно каждые 10 дней). Так вы не позволите своему артикуляционному аппарату привыкнуть к одному и тому же произношению.

5. Для себя и вашего малыша подбирайте скороговорки с теми проблемными буквами, которые вам необходимо освоить.

Ну а теперь самое интересное! Выбирайте, какие скороговорки вам по душе и тренируйтесь!

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Сачок зацепился за сучок.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Жутко жуку жить на суку.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!

Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,
Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить
И тогда так заговоришь,
Словно реченька зажурчишь.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломаными ножками едет на сиреневеньком бронетранспортёрчике с передним предподвыподвертом.

Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь, позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!
Говорил, говорил – проговаривал,
Да не выговаривал,
Скороговорки прочитал, читал – читал,
Но быстрей говорить не стал.
Может просто плохо проговаривал
Невыговариваемые скороговорки.

Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.
Надо эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.

Чистоговорки

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы - чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков.

Как с ними работать?

1. Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.

2. Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат - «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ШШыла» и т. д.

3. Записывайте упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

И несколько примеров:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки - скок, Соньку с ног, Саньку - в бок, Сеньку - в лоб, все - в сугроб!

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

И ещё несколько упражнений на улучшение дикции

1. Помассируйте языком ротовую полость изнутри. Делайте языком вращательные движения. Проводите им по зубам, как будто вы чистите зубы, старайтесь достать языком нёба.

2. Помассируйте пальцами губы, щеки, нос, кожу под подбородком. Надуйте щеки, как будто ваша кожа - натянутый барабан. Стучите по всем этим местам подушечками пальцев, как барабанными палочками.

3. Произносите скороговорки для улучшения дикции и артикуляции каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

4. Упражнение на произнесение скороговорок можно усложнить. Например, перед тем, как произносить скороговорки, можно положить в рот несколько мелких камешков или орешков. Ясное дело, чтобы в этом случае произнести фразу красиво и четко, следует приложить усилия. Так тренируются мышцы рта, улучшая артикуляцию.

5. Еще одним популярным упражнением в разговорной практике является также разговор с закрытым ртом. Поскольку губы сомкнуты, усложняется произношение звуков. В этом случае также нужно проявить дополнительную сноровку, волю, чтобы сказать хоть сколько-нибудь понятные слова. После такой тренировки дикция и артикуляция обычной разговорной речью значительно улучшаются.

Будет очень полезно, если перед каждым публичной речью или возможностью выступить перед людьми, вы в течении 5-7 минут проделаете первые три упражнения.

Чистоговорка - это малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, которая заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

Чистоговорки используются для развития чёткой дикции у детей. Также чистоговорки помогают развить у детей фонематический слух, грамматику, словарь и связную речь.

[АРЬ] АРЬ-АРЬ-АРЬ На стене висит фонарь [БА] БА-БА-БА! БА-БА-БА! У верблюда два...горба [БЕ] БЕ-БЕ-БЕ! БЕ-БЕ-БЕ! Объявленье на...столбе [БЫ] БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! Самбо – это вид...борьбы БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! В лес с корзиной по...грибы [ВА] ВА-ВА-ВА! ВА-ВА-ВА Во дворе растет… траваРазвитие речи. Пальчиковые игры. [ГА] ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Форма радуги –...дуга ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! У козла на лбу...рога ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Есть у речки...берега ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! В ступе – бабушка...Яга [ГИ] ГИ-ГИ-ГИ! ГИ-ГИ-ГИ! Чертят циркулем...круги [ДА] ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА В доме кончилась …вода [ЖА] ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! В нашем торте три...коржа ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! Низкий дом в два...этажа [ЖЕ] ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! Спят машины в...гараже [ЖИ] ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! В прорубь прыгают...моржи ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Змеи добрые –...ужи ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Затупились все...ножи [ЖУ] ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Я от холода...дрожу ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Волк не страшен лишь...ежу [ЗА] ЗА-ЗА-ЗА! ЗА-ЗА-ЗА На лугу стоит …коза [ЛА] ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Есть у птицы два...крыла ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Подметать нужна...метла ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Над цветком жужжит...пчела ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Нам забили два...гола [ЛО] ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! Едем к бабушке в...село ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! В телефон кричим...«алло!» ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! Снег прошел, вокруг...бело ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! В шубе мне всегда...тепло [ЛУ] ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Кто наказан, тот в...углу ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Пальцы белые в...мелу ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Нитку вдели мы в...иглу [ЛЫ] ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! В небесах парят...орлы ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! Шваброй мыли мы...полы [РА] РА-РА-РА! РА-РА-РА! День вчерашний звать... вчера РА-РА-РА! РА-РА-РА! Мышкин домик звать... нора РА-РА-РА! РА-РА-РА! Кожа дерева –... кора РА-РА-РА! РА-РА-РА! Словно в Африке,.. жара РА-РА-РА! РА-РА-РА! Дым поднялся от... костра РА-РА-РА! РА-РА-РА! Стук в лесу от... топора РА-РА-РА! РА-РА-РА! Детям спички – не... игра [РО] РО-РО-РО! РО-РО-РО! У меня в руке …ведро РО-РО-РО! РО-РО-РО! У ореха есть...ядро РО-РО-РО! РО-РО-РО! Эскалатор есть в...метро РО-РО-РО! РО-РО-РО! У Мальвины друг –...Пьеро РО-РО-РО! РО-РО-РО! Потерял павлин...перо [РУ] РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Сосны стройные в...бору РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Флаги вьются на...ветру РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Скачет с сумкой... кенгуру [РЫ] РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Рубят бревна...топоры РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Надуваем мы...шары РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Шприц в руках у мед...сестры [ЦА] ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у палки два...конца ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у ножниц два...кольца ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Птица вывела...птенца [ЦЫ] ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! Солим в бочках...огурцы [ЧА] ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Птицы нет черней...грача ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Строим дом из...кирпича [ЧИ] ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Отопрут замки...ключи ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Полотно соткут...ткачи ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! В трубы дуют...трубачи [ЧУ] ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Болит зуб – иди к...врачу ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Свет потух – возьми...свечу ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Футболист бьет по...мячу [ША] ША-ША-ША! ША-ША-ША! С ложки свесилась...лапша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Спеленали... малыша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Нет в кармане ни...гроша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Точим нос...карандаша [ЩА] ЩА-ЩА-ЩА! ЩА-ЩА-ЩА! Стебель вьется у...плюща [ЩИ] ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! В дождь наденем мы...плащи ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! Борщ без свеклы – это...щи

[АРЬ] АРЬ-АРЬ-АРЬ На стене висит фонарь [БА] БА-БА-БА! БА-БА-БА! У верблюда два...горба [БЕ] БЕ-БЕ-БЕ! БЕ-БЕ-БЕ! Объявленье на...столбе [БЫ] БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! Самбо – это вид...борьбы БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! В лес с корзиной по...грибы [ВА] ВА-ВА-ВА! ВА-ВА-ВА Во дворе растет… траваРазвитие речи. Пальчиковые игры. [ГА] ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Форма радуги –...дуга ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! У козла на лбу...рога ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Есть у речки...берега ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! В ступе – бабушка...Яга [ГИ] ГИ-ГИ-ГИ! ГИ-ГИ-ГИ! Чертят циркулем...круги [ДА] ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА В доме кончилась …вода [ЖА] ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! В нашем торте три...коржа ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! Низкий дом в два...этажа [ЖЕ] ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! Спят машины в...гараже [ЖИ] ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! В прорубь прыгают...моржи ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Змеи добрые –...ужи ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Затупились все...ножи [ЖУ] ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Я от холода...дрожу ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Волк не страшен лишь...ежу [ЗА] ЗА-ЗА-ЗА! ЗА-ЗА-ЗА На лугу стоит …коза [ЛА] ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Есть у птицы два...крыла ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Подметать нужна...метла ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Над цветком жужжит...пчела ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Нам забили два...гола [ЛО] ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! Едем к бабушке в...село ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! В телефон кричим...«алло!» ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! Снег прошел, вокруг...бело ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! В шубе мне всегда...тепло [ЛУ] ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Кто наказан, тот в...углу ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Пальцы белые в...мелу ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Нитку вдели мы в...иглу [ЛЫ] ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! В небесах парят...орлы ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! Шваброй мыли мы...полы [РА] РА-РА-РА! РА-РА-РА! День вчерашний звать... вчера РА-РА-РА! РА-РА-РА! Мышкин домик звать... нора РА-РА-РА! РА-РА-РА! Кожа дерева –... кора РА-РА-РА! РА-РА-РА! Словно в Африке,.. жара РА-РА-РА! РА-РА-РА! Дым поднялся от... костра РА-РА-РА! РА-РА-РА! Стук в лесу от... топора РА-РА-РА! РА-РА-РА! Детям спички – не... игра [РО] РО-РО-РО! РО-РО-РО! У меня в руке …ведро РО-РО-РО! РО-РО-РО! У ореха есть...ядро РО-РО-РО! РО-РО-РО! Эскалатор есть в...метро РО-РО-РО! РО-РО-РО! У Мальвины друг –...Пьеро РО-РО-РО! РО-РО-РО! Потерял павлин...перо [РУ] РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Сосны стройные в...бору РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Флаги вьются на...ветру РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Скачет с сумкой... кенгуру [РЫ] РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Рубят бревна...топоры РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Надуваем мы...шары РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Шприц в руках у мед...сестры [ЦА] ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у палки два...конца ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у ножниц два...кольца ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Птица вывела...птенца [ЦЫ] ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! Солим в бочках...огурцы [ЧА] ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Птицы нет черней...грача ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Строим дом из...кирпича [ЧИ] ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Отопрут замки...ключи ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Полотно соткут...ткачи ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! В трубы дуют...трубачи [ЧУ] ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Болит зуб – иди к...врачу ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Свет потух – возьми...свечу ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Футболист бьет по...мячу [ША] ША-ША-ША! ША-ША-ША! С ложки свесилась...лапша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Спеленали... малыша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Нет в кармане ни...гроша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Точим нос...карандаша [ЩА] ЩА-ЩА-ЩА! ЩА-ЩА-ЩА! Стебель вьется у...плюща [ЩИ] ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! В дождь наденем мы...плащи ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! Борщ без свеклы – это...щи

Чистоговорки используются для отработки и закрепления трудных звуков в речи, поэтому их следует использовать только тогда, когда ребенок уже может произносить правильно основной звук. Разучивая чистоговорки с ребенком старайтесь, чтобы произношение звуков было чистым, делайте это не торопясь. Для автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания - произносить ее тихо, громко, с разными интонациями.


Чистоговорки на трудные звуки.
Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон.

Ду-ду-ду – домой пойду.
Ды-ды-ды – попей воды.
Да-да-да – пойду сюда.

Жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи - мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу - я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа - ёж уходит от ужа.

Жу-жу-жу - в зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа - испугались мы моржа.
Же-же-же - сидят птички на морже.
Жу-жу-жу - ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи - повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу - рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи - очень мирные моржи.
Жи-жи-жи - не страшны совсем моржи.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.

За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

Ла-ла-ла – острая пила.
Ла-ла-ла - отвесная скала.
Ла-ла-ла - маму ждут дела.
Ле-ле-ле - гнезда на скале.
Ле-ле-ле - казак сидит в седле.
Ли-ли-ли - в синем море корабли.
Ли-ли-ли - сели на мели.
Лу-лу-лу - обойдем скалу.
Лу-лу-лу - мусор на полу.
Лы-лы-лы - сели слева от скалы.
Ло-ло-ло - в лодке есть весло.
Ло-ло-ло - всадник сел в седло.
Лю-лю-лю - мамочку люблю.
Лю-лю-лю - соломку постелю.


Ля-ля-ля - мачта корабля.
Ля-ля-ля - в книге есть поля.

Ма-ма-ма – я сама.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Мо-мо-мо – мы идем в кино.
Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим дом.

Ра-ра-ра - в школу мне пора.
Ра-ра-ра - дети нашего двора.
Ре-ре-ре - игры во дворе.
Ре-ре-ре - читаем детворе.
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.

Ри-ри-ри - чисто говори.
Ри-ри-ри - на ветках снегири.
Ро-ро-ро - легкое перо.
Ро-ро-ро - на полу ведро.
Ры-ры-ры - стихи для детворы.
Ры-ры-ры - фишки для игры.
Ру-ру-ру - развлекаем детвору.
Ру-ру-ру - гуси ходят по двору.
Ря-ря-ря - алая заря.
Ря-ря-ря - накормим снегиря.
Рю-рю-рю - рисую я зарю.
Рю-рю-рю - игрушки подарю.
Ар-ар-ар - из кастрюли валит пар.
Ар-ар-ар - у больного жар.
Ор-ор-ор - разгорелся спор.
Ор-ор-ор - выметаем сор.
Ир-ир-ир - роту строит командир.
Ир-ир-ир - во дворе устроим пир.

Сы-со-са – на бумаге полоса.
Су-са-сы – у девчушки две косы.
Сы-су-со – покатилось колесо.
Са-со-су – маме я цветы несу.
Ас-ас-ас - бегут детишки в класс.
Ас-ас-ас - сладкий ананас.
Ос-ос-ос - в классе много ос.
Ос-ос-ос - на столе кокос.
Ус-ус-ус - Саша любит мусс.
Ус-ус-ус - малыш совсем не трус.
Ес-ес-ес - сани едут в лес.
Ес-ес-ес - каков у штанги вес?
Ыс-ыс-ыс - коты бегут от крыс.
Ыс-ыс-ыс - Соня, пей кумыс.

Ча-ча-ча – наша каша горяча.
Чо-чо-чо - у меня болит плечо.
Чу-чу-чу - раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу - нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча - буду плакать у врача.
Чи-чи-чи - помогают нам врачи.
Чу-чу-чу - коли так, пойду к врачу.

Чу-чу-чу - посадили алычу.
Ча-ча-ча - и вот поспела алыча.
Чу-чу-чу - собираем алычу.
Чо-чо-чо - подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи - сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча - всем так полезна алыча.

Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?

Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Помогаю с малышом.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Забочусь о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
У тебя как – напиши.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

Ще-ще-ще – в дождик мы идём в плаще.

Ща-ща-ща - дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще - нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу - я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи - ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу - вот теперь-то отыщу.

Ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща - нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи - приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу - я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу - я морковку поищу.
Ща-ща-ща - брат принес домой леща.
Щи-щи-щи - поедим сначала щи.

К трем годам у малышей обычно накапливается достаточно большой словарный запас, и появляется фразовая речь, но говорят большинство из них еще не совсем четко и внятно. Обращаться к логопеду пока еще рано, но помочь своему малышу начать говорить более четко и внятно вполне по силам и самим родителям. Большое подспорье в этом деле – чистоговорки. Обычно чистоговорки бывают в стихотворной форме, поэтому они не только помогут вашему малышу закрепить произношение звуков, но и будут способствовать развитию его памяти.

Глазами мамы и глазами ребенка

Глазами мамы чистоговорки – это стихотворные упражнения, которые при регулярном повторении способствуют развитию органов артикуляционного аппарата и помогают отработать произношение какого – либо звука.

Глазами ребенка, чистоговорки – это веселые стихи, порой не имеющие никакого смысла.

Чистоговорки, действительно, бывают двух видов:

  • чистоговорки – строки, в которых в начале повторяются слоги с отрабатываемым звуком, а потом произносится фраза в рифму, не особо заботясь о смысле;
  • чистоговорки – стихотворения, в которых часто повторяется отрабатываемый звук.

Начать лучше с чистоговорок–строк. Их можно начинать рассказывать малышу, когда он начинает гулить (с 3 – 4 месяцев), старайтесь, чтобы при этом малыш видел движение ваших губ. Повторить за вами он не сможет еще долго, но, сосредоточив внимание на вашем лице на несколько секунд, он постепенно будет усваивать правильную артикуляцию. Как только в лепете малыша появляется новый звук (гласный или согласный), добавьте в ваши ежедневные игры с ребенком чистоговорки на этот звук.

Как правило, чистоговорки есть в любой книге по развитию речи малыша, но обычно только на проблемные звуки.

Си–си–си – Сима съела Кашу всю.

Зи–зи–зи – поросята все в грязи.

Ко–ко–ко – дели любят молоко.

Гу–гу–гу – петь я больше не могу.

Ох–ох–ох – мы посеяли горох.

Ёт–ёт–ёт – котик песенки поет.

Чи–чи–чи – испекли мы калачи.

(И. Светлова «Домашний логопед»)

Но придумать чистоговорки на остальные звуки вы легко сможете и сами:

Ба–ба–ба – на крыше есть труба.

Ву–ву–ву – утром косим мы траву.

Ди–ди–ди – нужно ехать впереди.

Но–но–но – нам пора идти в кино.

Обычно, чем абсурднее фраза, тем больше нравится она малышам.

Повторять можно не только один и тот же слог, но и разные слоги с повторяющимся звуком:

Ду–де–до – есть на дереве гнездо.

Ир–ер–ар – мне купили шар.

Чистоговорки – стихотворения, в которых часто повторяется отрабатываемый звук, также можно найти в логопедических книгах для домашних занятий. Многие авторы пишут азбуки в стихах именно по этому принципу. Например, «Букварик» Е. Благининой:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

* * *
Дождик, дождик!
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

* * *
Ломами
Лед
Ломали мы.
Летели клочья
От зимы.

В качестве чистоговорок можно использовать и стихотворения Герасимовой Дарьи из ее «Азбуки превращений» (книга в Лабиринте ). Помимо замечательных стихов в книге просто изумительные иллюстрации и два хвостика на обложке.

* * *
И – изумительный
Синий
Индюк.
Он не летит
С гусаками на юг.
Бродит в тени он
Заснеженных ив.
Хвост индюка,
Словно веер,
Красив.

П – печатный
Пряник
Пестрый.
Печь его,
Наверно,
Просто.
Но приятнее всего
Украшать
Потом его.

* * *
Кот небесный,
Нежен, мал.
В незабудках
Ночевал.

* * *
И качался
В гамаке
Черный кот
На чердаке.

Как заниматься, или где взять время для занятий

Сначала медленно. Осваивая с малышом новую чистоговорку, сначала произносите ее медленно, четко проговаривая каждый звук. Потом рассказывать чистоговорку можно быстрее, но не забывайте про произношение. Чистоговорки предназначены именно для отработки произношения, поэтому даже если малыш не видит вашего лица, не забывайте про произношение. Для разнообразия можно проговаривать чистоговорки шепотом, но, опять же, активно, артикулируя.

Систематически. Если заниматься время от времени, результат, конечно, будет, но очень незначительный и очень нескоро. Чтобы добиться заметного улучшения произношения, заниматься нужно систематически, желательно каждый день 2–3 раза по нескольку минут.

Привязать к режимному моменту. Чтобы не забывать о тренировках, привяжите их к какому–то режимному моменту. Например, во время утреннего или вечернего умывания, перед завтраком или перед сном, или перед ней. Можно придумать вот такое правило: идете домой после садика, придумайте 3 – 5 чистоговорок. Поднимаетесь или опускаетесь в лифте, не теряйте время зря: займитесь чистоговорками. Мы, пока поднимаемся в лифте на шестой этаж, успеваем проговорить 2, иногда даже 3, чистоговорки.

Добавьте волшебства. Выберите две чистоговорки. Пусть они станут волшебными. Одна из них будет открывать вашу входную дверь изнутри, а другая – снаружи. Еще одна скороговорка может открывать подъездную дверь, а еще одна – двери лифта, если у вас в доме есть лифт, и вы им пользуетесь. Через неделю, чтобы чистоговорки не надоедали малышу, их можно поменять.

Если по правилам. Конечно, самый идеальный вариант занятий по развитию дикции и постановке звуков – это сначала , а потом, когда язык уже настроился на большую подвижность, уже все остальное (чистоговорки, скороговорки или какие–то другие логопедические упражнения). И лучше перед зеркалом. Это как в спортивных тренировках: сначала разогрев (артикуляционная гимнастика), а уже потом основная тренировка. Но если так организовать занятия не получается или для малыша это пока слишком долго, не расстраивайтесь. В развитии речи лучше немного, чем совсем ничего.

Как заинтересовать малыша

Игрушкой. Не всегда малышу будет хотеться сидеть с вами рядом и повторять то, что вы произносите. Попробуйте превратить занятие с чистоговорками в игру. Пусть сначала игрушка повторяет слоги, а малыш – остальной текст, потом наоборот. Вам в помощь видео:

Эмоциями. Можно играть эмоциями: одну чистоговорку прозносите весело, другую – грустно, третью – смеясь, четвертую – сердито.

Картинками. Сложите подходящие по смыслу картинки в коробочку. Попросите малыша доставать картинки по одной. Глядя на картинку, вспоминайте чистоговорку или придумывайте на ходу новую. Периодически картинки в коробочке нужно менять.

Необычными ситуациями. Чем хороши чистоговорки без смысла, придумывать их можно прямо на ходу: по дороге из детского сада домой или в очереди в поликлинике, во время умывания или обычных игр. Взяли слог, а рифма, уж какая–нибудь, обязательно придет в голову:

Бы–бы–бы – не растут сейчас грибы.

Можно, наоборот, взять слово, выделить последний слог (именно его вы и будете повторять) и добавить недостающие слова, даже, если это будет совсем невпопад. Малышам, обычно нравится такая абракадабра:

Ол–ол–ол – к нам пришел сегодня стол.

Буквами и словами. Обычно в чистоговорках повторяется один и тот же слог или даются несколько слогов с одной и той же согласной, поэтому если вы учите с малышом буквы или учите читать, визуализируйте слоги, которые вы повторяете. Их можно написать на кусочке бумаги, выложить из ватных палочек или зубочисток. Можно использовать буквы магнитной азбуки. Мы с младшим сыном используем гремяще–звенящие кубики Зайцева. Повторяя слоги, мы отбиваем громкими кубиками ритм, повернув кубики подходящей стороной.

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, "Речевого куба".

А вообще чистоговорка - это шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок - обучение детей четкому произношению звуков

Звук /а/

А-а-а-шире ротик, детвора.
А-а-а-у меня болит нога.
У-у-у-губы хоботком тяну.
У-у-у-дай трубу.
У-у-у-всех детей зову.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни.
И-и-и-хорошо сиди.
И-и-и-песенку тяни.

Звук /о/

О-о-о-я надел пальто.
О-о-о-мне тепло.

Звук /б/

Ба-ба-ба – новая труба.
Бу-бу-бу – взяли мы трубу.
Бы-бы-бы – нет трубы.
Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.

Звуки /в, вь/

Ва-ва-ва – выросла трава.
Ву-ву-ву – соберу траву.
Ву-ву-ву - я сниму сову.
Вы-вы-вы – нет травы.
Ви-ви-ви – Верочку зови,
Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /г, гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.
Гу-гу-гу - хорошо на берегу.
Га-га-га – зеленые луга.
Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.
Ги-ги-ги – Машенька, беги.
Ги-ги-ги - за шаром беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Звук /д/

Да-да-да - у меня вода.
Да-да-да - буду строить города.
Да-да-да - горяча вода.
Ды-ды-ды - нет воды.
Ды-ды-ды - на снегу следы.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
Ду-ду-ду - я рыбачу на пруду.
Ду-ду-ду - я по ягоды иду.
Ду-ду-ду - я по лугу иду.
Ду-ду-ду - в зоопарк иду.
До-до-до - там на дереве гнездо.

Звук /ж/

Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи – бегут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Звуки /з, зь/

За-за-за – в огороде коза.
За-за-за - вот летает стрекоза.
За-за-за - у куклы синие глаза.
Зе-зе-зе - Зоя едет на Козе.
Зу-зу-зу - я яблоко грызу.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Зы-зы-зы - у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.

Звук /й/

Ай-ай-ай – скоро месяц май.
Уй-уй-уй – ветер, дуй.
Ой-ой-ой – возьми меня с собой.
Ой-ой-ой - скачет заинька косой.
Эй-эй-эй – воды попей.

Звуки /к, кь/

Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Ку-ку-ку - взяли дети по совку.
Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Ак-ак-ак - расцветает мак.
Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ки-ки-ки - это кубики.
Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.

Звуки /л, ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ла-ла-ла - не забьете мне гола.
Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?
Ла-ла-ла - я малинник нашла.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лы-лы-лы – новые котлы.
Лу-лу-лу - купили пилу.
Лу-лу-лу - заведу юлу.
Ал-ал-ал – темный подвал.
Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал.
Ал-ал-ал - сказку дедушка читал.
Ол-ол-ол – вымыли пол.
Ол-ол-ол - начинается футбол.
Ул-ул-ул – новый стул.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ул-ул-ул - зимний лес уснул.
Ил-ил-ил – я полы помыл.
Ил-ил-ил - в барабан я бил.
Алка-алка – у Володи палка.
Олка-олка – у Володи иголка.
Улка-улка – у Володи булка.
Илка-илка – у Володи вилка.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ле-ле-ле – еду на осле.

Звуки /м, мь/

Ма-ма-ма-дома я сама.
Ма-ма-ма - буду строить я дома.
Ма - ма - ма - на дворе зима.
Ма - ма - ма - вот пришла зима.
Ма - ма - ма - я поймал сома.
Му-му-му-молоко кому?
Ум-ум-ум - вот аквариум.
Мо-мо-мо-едим эскимо.
Ом-ом-ом - мы гулять идем.
Ом-ом-ом - это снежный ком.
Ом-ом-ом - слепим снежный дом.
Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
Мы-мы-мы - дождались зимы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.

Звуки /н, нь/

На-на-на – лампа у окна.
Ну-ну-ну – саночки тяну.
Он-он-он – телефон.
Ан-ан-ан – барабан.
Ан-ан-ан - мне купили барабан.
Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.
Ин-ин-ин – магазин.
Ни-ни-ни – звонок, звони.
Ень-ень-ень – теплый день.

Звуки /п, пь/

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп - варю вкусный суп.
Уп-уп-уп – мы ели суп.
Пи-пи-пи – пирожок купи.

Звуки /р, рь/

Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра - во дворе гора.
Ра-ра-ра - в лес идти пора.
Ра-ра-ра - сад полить пора.
Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.
Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.
Ра-ра-ра - суп варить пора.
Ра-ра-ра - суп снимать пора.
Ры-ры-ры – летят комары.
Ры-ры-ры - прокачусь с горы.
Ры-ры-ры - в камышах живут бобры.
Ры-ры-ры - любит Варечка шары.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ар-ар-ар – летит комар.
Ар-ар-ар - рядом синий шар.
Ар-ар-ар - улетает синий шар.
Ар-ар-ар - это красный шар.
Ар-ар-ар - над кастрюлей пар.
Ор-ор-ор – у Ромы топор.
Ур-ур-ур – не гоняй кур.
Ир-ир-ир – мы за мир.
Арка-арка – у Ромы марка.
Орка-орка – крутая горка.
Урка-урка – кошка Мурка.
Ирка-ирка – у Иры дырка.
Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю - тебе песенку дарю.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри - на рябину посмотри.
Ри-ри-ри - там расселись снегири.
Ри-ри-ри - ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри - на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри - на меня ты посмотри.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Звуки /с, сь/

Са-са-са – в окно летит оса.
Са-са-са - на траве роса.
Са-са-са - у меня коса.
Са-са-са - в сказке были чудеса.
Са-са-са - в норе живет лиса.
Са-са-са - будку сделали для пса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Су-су-су - заплету косу.
Су-су-су - наточу косу.
Су-су-су - я гулял вчера в лесу.
Сы-сы-сы - у сома усы.
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.
Сы-сы-сы – нет осы.
Сы-сы-сы - у меня две косы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ас-ас-ас – я пью квас.
Ас-ас-ас- белка делает запас.
Ос-ос-ос – у собаки нос.
Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.
Ис-ис-ис – я ем рис.
Ус-ус-ус – я ем мусс.
Аска-аска – у Сони маска.
Оска-оска – у Сони соска.
Иска-иска – у Сони миска.
Уска-уска – у Сони блузка.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
Ась-ась-ась – плывет карась.

Звуки /т, ть/

Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты - у куклы белые банты.
Ты-ты-ты - я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
От-от-от - летит в небе самолет.
От-от-от - испугался серый кот.
Тя-тя-тя – у меня дитя.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ит-ит-ит - каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
Те-те-те – чайник на плите.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.

Звуки /х, хь/

Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ух-ух-ух - ходит по двору петух.
Ух-ух-ух - развалился домик - бух!
Их-их-их – ветерок затих.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Звук /ц/

Ца-ца-ца – вот идет овца.
Ца-ца-ца - дождик льется без конца.
Цу-цу-цу – не боюсь овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец – мы ели огурец.
Ац-ац-ац – у меня матрац.

Звук /ч/

Ча-ча-ча – дай мне калача.
Чу-чу-чу – я гулять хочу.
Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.
Чу-чу-чу - в самолете я лечу.
Чу-чу-чу - стать я летчиком хочу.
Чу-чу-чу - быстро всех домчу.
Чу-чу-чу - я колесами стучу.
Чи-чи-чи – красные кирпичи.
Чо-чо-чо – ох, как горячо!
Ач-ач-ач – пришел врач.
Ач-ач-ач - подарил мне папа мяч.
Оч-оч-оч – скоро ночь.
Ич-ич-ич – красный кирпич.
Ич-ич-ич - из песка пекут кулич.
Уч-уч-уч – у меня ключ.
Уч-уч-уч - в небе много туч.
Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.
Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.
Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.
Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.
Чок-чок-чок - вдруг упала на бочок.

Звук /ш/

Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша - вижу я в воде ерша.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу - я траву кошу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши - зашумели камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Аш-аш-аш - это котик наш.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Звук /щ/

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу – я тебя ищу.
Щу-щу-щу - я сома тащу.
Щу-щу-щу - васильки ищу.
Ще-ще-ще – я в плаще.
Щи-щи-щи – мы ели щи.
Щи-щи-щи - осенью нужны плащи.
Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!
Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Вот такие карточки можно скачать для занятий с ребенком. Сохраните нужную карточку себе на компьютер и распечатайте на принтере.

Дайте ребенку задание самому придумать чистоговорки на нужные звуки, ему точно понравится! А вы можете дополнить этими придумками нашу коллекцию чистоговорок, написав их в комментариях.

В любой семье с нетерпением ожидают момента, когда их ребенок заговорит. Во многих случаях к 2-4 годам в словарном запасе детей уже находится большое количество слов. В этом возрасте дети начинают выражать свои мысли уже целыми фразами, а не отдельными словами. Однако речь может оставаться еще достаточно не внятной. Это вполне естественный этап, и поэтому сразу спешить на прием к логопеду не стоит. Родители вполне могут сами поспособствовать тому, чтобы кроха разговаривал более четко и внятно. Эффективно помочь им в преодолении подобной проблемы могут скороговорки и чистоговорки. Чаще всего их можно встретить в виде стишков, а значит, они будут полезны не только для тренировки произношения звуков, но и для улучшения памяти ребенка.

Немного полезной информации о скороговорках

Скороговорки незаменимы в тренировке дикции и обучении малыша правильно произносить слова. Начинать использовать их можно на самых начальных стадиях говорения ребенка, так как скороговорки - это:

  • результативная тренировка артикуляции звуков;
  • приобретение правильных речевых навыков;
  • исправление дефектов речи;
  • эффективная борьба с косноязычием;
  • развитие фонематического слуха, так как для воспроизведения фразы, малышу необходимо ее правильно услышать.

Важно понимать, что не все скороговорки подходят для всех возрастов. Подобные занятия кроме пользы должны еще приносить удовольствие и быть интересными крохе. Слишком сложные могут просто отпугнуть ребенка. Существует два главных критерия, по которым родителям следует подбирать скороговорки:

  1. возраст сына или дочери;
  2. речевые навыки и набор звуков, произношение которых требует тренировки.

В период, когда малыш только начинает учиться говорить, его могут подстерегать трудности в произношении отдельных звуков (рекомендуем прочитать: ). В такой ситуации ему подойдет простая скороговорка, направленная на тренировку звука, который малышу не удается правильно выговорить.

Например, скороговорка: «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке» - прекрасная практика проблемного звука ‘Щ’. Малышу 6-7 лет уже будут полезны скороговорки для развития речи более сложного типа. В них не просто должен повторяться определенный звук, а сочетаться разные труднопроизносимые звуки, например: «На дворе - трава, на траве - дрова». Со временем эта сокращенная версия преобразуется в полную скороговорку: «На дворе - трава, на траве - дрова, не руби дрова на траве двора». В ней чередуются и меняются местами звуки ‘Р’ и ‘В’.

Что собой представляют чистоговорки?

С точки зрения взрослых чистоговорки не что иное, как упражнения в стихотворной форме. Для того чтобы они превратились в эффективный инструмент, способствующий развитию речевых навыков, тренирующий произношение звуков и корректирующий изъяны речи, занятия необходимо повторять регулярно. С точки зрения деток скороговорки - это забавные стишки, в которых порой они не находят особого смысла.

В действительности чистоговорки для развития речи и совершенствования дикции можно разделить на 2 группы:

  1. Стихи с повторением определенного звука, требующего отработки.
  2. Стихотворения, в первых строках которых с помощью повторяющихся слогов отрабатывается нужный звук. Окончание стиха представляет собой просто фразу в рифму, чаще без соблюдения смысла.

Однообразные занятия могут быстро наскучить. Чтобы этого не произошло, следует попробовать превратить их в интересную и полезную игру. Ниже расписан вариант того, как сделать монотонную работу занимательней и веселей:

  1. Допустим у ребенка трудности с произношением звука ‘Л’. Следовательно, выбирать необходимо чистоговорку с конкретным звуком, например: «Ла-ла-ла - кукла весело жила».
  2. Начать можно с того, что произносить фразу с разной интонацией: вопросительной, восклицательной и утвердительной.
  3. Неплохо будет повторить чистоговорку несколько раз медленно и быстро.
  4. Потом стоит выбрать еще один стишок для тренировки произношения того же звука, и попросить кроху окончить фразу необходимым слогом к примеру: «Ла-ла-ла - мы собрались у стоЛА».
  5. Напоследок можно предложить ребенку представить себя собакой, коровой или мышкой и произнести фразу, как это сделали бы выбранные животные. Помогут перевоплотиться маски или мягкие игрушки. Не лишним будет показать, как это делать, на собственном примере.

Занимаемся в соответствии с возрастом

Каждый малыш индивидуален и обладает своими особенностями в развитии, тем более это касается органов его речевого аппарата. У одних детей уже в полтора года имеется не плохой словарный запас, а некоторые молчат вплоть до 3 лет.

В таблице ниже приведены ориентировочные рамки того, в каком возрасте какие звуки русского языка осваивают детки:

Помните, что чем раньше начать учить с крохой чистоговорки и скороговорки, тем быстрее он сможет слышать и различать звуки и звуковые сочетания, а также повторять их самостоятельно. Правильно продуманное занятие подарит родителям и крохе много положительных эмоций от совместного времяпрепровождения. Начнем!

Скороговорки для 2-3 лет

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец – зиме конец.

Скороговорки для 4-5 лет

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа - ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Встретил в чаще еж ежа,
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорьбясь, съежась, два ежа.

Ёж, ёж, где живешь?
Ёж, ёж, что несешь?

Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.

В живом уголке жили ежи да ужи.

В шалаше шесть шалунов.

На окошке крошку мошку
Ловко ловит лапой кошка.

Нашей Маше дали манную кашу.
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела,
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша:
«Не хочу я простоквашу, дайте просто кашу».

Лишь завидит свой кишлак,
Ускоряет шаг ишак.
Не спеши ишак в кишлак,
Упадешь с горы в овраг.

Шесть мышат в камыше шуршат.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Саша шапкой шишки сшиб.

Сшила Саша Саньке шапку.

Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.

Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат.

Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку,
И накормила кошку.

У Прошки с плошкой вышла оплошка -
Плошку Прошка перевернул

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.

Мой руки чище и чаще.

У гуся усов ищи не ищи - не сыщешь.

Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжелый щит.

Щетинка у чушки, чешуйка у чушки,
Щели-щелочки и щетки.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

Щипцы да клещи -
Вот наши вещи.

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Скороговорки для 5-6 лет

[р] и [р’]

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

У Аграфены и Арины
Растут георгины.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом.

Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Дар Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

[л] и [л’]

Коля колья колет,
Поля поле полет.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.

У Антипа росла одна липа,
А Филипп посадил семь лип.

Михейка на скамейке плетет лапти Андрейке.
Не годятся лапти Андрейке на ножки,
А годятся лапти на лапки кошке.

Сложные скороговорки после 7 лет

«Ничего нет»

Нет абрикоса, кокоса, редиса, палтуса, уксуса, кваса и риса, компаса нет, баркаса и троса, термоса, пресса, индуса-матроса, баса нет, вкуса, веса и спроса, нет интереса – нет и вопроса.

«Пир»

В квартире был пир: Факир ел зефир и кефир пил Факир. А Фира и Кира не пили кефира, не ели зефира – кормили Факира.

«Варенье»

Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.

«Китайская скороговорка»

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони. Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.

Заниматься с ребенком можно неограниченное число раз, главное, чтобы у него было желание это делать. Лучше, если время одного занятия не превышает 5-10 минут. Если не получается выделить конкретное время для того, чтобы учить скороговорки, вполне можно делать это и на прогулках, по дороге в детский сад. Со временем дети привыкают к таким регулярным упражнениям и сами будут напоминать о них.

Для того, чтобы подобный процесс доставлял всем удовольствие и одновременно приносил пользу, мамам и папам не следует:

  • ждать, что малыш моментально все запомнит и повторит;
  • злиться и, тем более, ругать кроху, если результат далек от желаемого;
  • принуждать к занятиям.

Перед тем, как приступать к новой скороговорке, необходимо проделать с карапузом логопедическую гимнастику-разминку. Это не только подготовит органы к будущей работе, но и укрепит их.

Чтобы малышу было проще запомнить скороговорку, ее нужно произносить медленно и по слогам (рекомендуем прочитать: ). Слишком длинные фразы желательно разбить на части. Важно следить, чтобы произношение было четким и правильным, то есть ребенок не должен глотать согласные звуки и проговаривать гласные так, как они написаны, а не как слышатся (рекомендуем прочитать: ). Кроме того необязательно всегда только проговаривать скороговорку - ее можно пропеть, прокричать, произнести шепотом или добавить эмоциональный окрас, например, читать ее с грустью или радостно.

Как только ребенок выучит скороговорку, можно переходить к ее более быстрому воспроизведению. Однако, даже не у всех взрослых получается с первого раза быстро выговорить скороговорку без ошибок. Например, отличная идея - превратить занятия в соревнование: кто как можно больше раз правильно повторит скороговорку. На специально подготовленной доске нужно отмечать те разы, когда скороговорка была произнесена без ошибок. Родителям стоит намеренно говорит не правильно, чтобы кроха, заметив ошибку, исправлял взрослого.

    Вам нужно обратиться к хирургу-стоматологу, он проведет осмотр, назначит лечение. Если слюна застаивается, становится вязкой, рекомендуют кислую пищу, массаж, но только под наблюдением врача.

Мне 30 лет. 3 месяца назад у меня над одной керамической коронкой поднялась десна. Примерно через неделю оттуда стал идти очень неприятный запах. Коронки сняли, из одного зуба шел гной. Прокололи Линкомицином. Стала замечать, что десны во всем рту где есть коронки стали фиолетовыми и при массаже оттуда выходил желтого цвета гной. Пародонтолог выписала Трихопол и полоскания. Лечение помогло, но по окончании приема таблеток началось заново. Делали плазмолифтинг, но никаких изменений в лучшую сторону. Стала замечать у ребенка каждый день налет на языке и очень густая слюна, запах неприятный изо рта, и показалось что в основании зуба налет белый или десна такая белой полоской. Что делать? Крик души! Незнаю к кому обратиться! Никто не замечает патологии при наличии у меня очень глубоких карманов. Десна опустилась за 2 месяца на пол сантиметра. У меня на верхней челюсти керамические коронки, ставила в апреле 2018. Так вот говорят эти снимать, ставить новые. А у меня нет ни сил ни денег таких, да еще и у дочери начались проблемы. Есть подозрение что я заразилась грибком. И дочь заразила. Но все врачи отрицают…

  1. Конечно, мало приятного в такой ситуации, но все-таки нужно попасть на прием к парадонтологу, если есть возможность к другому. Наличие карманов на деснах нужно обязательно контролировать, лечить, так как оно приводит к оголению шеек зубов. Рекомендовано продолжать полоскания антисептиками, использовать специальные гели, они дают хороший эффект. Ребенка нужно показать гастроэнтерологу. Наличие запаха изо рта и белого налета на языке может быть свидетельством патологий желудочно-кишечного тракта. При стоматите, грибке ярко выражены болевые ощущения на языке, в полости рта, ребенок может отказываться от еды, питья. Если эти симптомы присутствуют, нужен визит к детскому стоматологу. Не отчаивайтесь, все излечимо!

Здравствуйте! Наверное, как 2 месяца появилась вязкая слюна дышать трудно целыми днями наченается страх задохнутся, даже на улицу не выйти, потому что нужно громко харкать, помогите, пожалуйста. Заранее спасибо.

  1. Прежде всего нужно обследоваться у отоларинголога, зачастую вязкая слюна сопровождает такие заболевания, как синусит, ларингит, тонзиллит. Так же не мешало бы проверить щитовидную железу, сдать соответствующие гормоны, провести УЗИ. Без осмотра трудно поставить диагноз, покажитесь специалистам.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение