Смешанные формы правления. В каких странах существует смешанная (полупрезидентская) форма правления

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Смешанная форма правления – это такая форма республики, при которой в государстве одновременно наблюдаются черты президентской и парламентарной форм правления.

Классическим примером является Франция, в которой эта форма правления была утверждена конституцией 1958 года.

Признаки смешанной формы правления:

Сохранилось от парламентарной республики:

1. Президент не является одновременно главой правительства.

2. Во главе правительства находится премьер министр , назначаемый на этот пост президентом,

3. Президент имеет право досрочного роспуска нижней палаты парламента. (национального собрания) и назначить новые выборы.

4. Правительство ответственно перед парламентом, это означает, что национальное собрание может выразить недоверие и тем самым уволить правительство в отставку.

5. Институт контрасигнатуры.

Признаки президентской формы:

1. Правительство формируется без участия парламента и на вне парламентской основе.

2. Президент избирается путем прямых выборов без участия парламента.

3. Правительство ответственно перед президентом, который может уволить любого члена правительства и назначить любого члена правительства.

4. Президент обладает очень широкими полномочиями фактически руководит правительством, а полномочия парламента в законодательной сфере ограничены.

15. Монархия: понятие и виды.

Форма государства есть совокупность внешних признаков организации и осуществления государственной власти.

Форма государства включает в себя 3 элемента организаций государственной власти:

1. Форму правления

2. Форму государственного устройства

3. Политический режим.

В науке конституционного права формы государства классифицируются по их внешним признакам.

1. По форме правления государства делятся на монархии и республики.

2. По форме государственного устройства различают государства унитарные (простые) и федеративные (сложные).

3. По политическому режиму государства бывают демократические и антидемократические (авторитарные, тоталитарные режимы).

Существуют так же смешанные формы государства , сочетающие в себе несколько форм правления или политического режима.

Формы правления - понимают организацию верховной суверенной власти в государстве, которая характеризуется источником власти и принципами взаимоотношений органов власти между собой и с населением.

Все современные государства по форме правления делятся на 2 вида:

1. Монархии

2. Республики.

Монархия.

Монархия – это такая форма правления, при которой власть главы государства (монарха) считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Формально монарх сам считается источником государственной власти, он занимает престол в порядке наследования и пожизненно.

Монархия в большинстве случаев имеют унитарную форму правления, но есть государства и с федеративной формой территориального устройства.

В настоящее время монархия существует во многих странах, не смотря на то, что в течении 20 века многие страны стали республиканскими. Более 40 стран имеют монархическую форму правления. Монархия сохранилась в Великобритании, Швеции, Норвегии, Испании, Монако.

Все монархии делятся

4. абсолютные

5. ограниченные (конституционные).

6. В свою очередь конституционные монархии делятся на дуалистические, парламентарные и выборные.

Абсолютная монархия – это форма правления, характерная для феодального типа государства. Она не сочетается с демократией. Встречается крайне редко. Сохранилась в Саудовской Аравии и Оман.

При этой форме правления глава государства (монарх) реально сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Он издает законы от своего имени, назначает исполнителей этих законов, является верховным судьей. При абсолютной монархии нет конституции и нет парламента. Если издается некий закон монарха, то попытки назвать его конституции не делают похожим его на конституции, конституция всегда ограничивает власть государства, но монарх не может ограничить свою власть. Существует совещательный коллегиальный орган при монархии, но его так же нельзя считать парламентом потому, что он не избирается народом.

Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена нормами конституции.

В зависимости от степени ограничения власти главы государства различают дуалистическую и парламентарную монархии .

В дуалистической монархии полномочия главы государства ограничены в незначительной степени, там существует некий дуализм, то есть двойственность власти, которая как бы разделена между монархом и парламентом. В дуалистической монархии есть конституция, которая слегка ограничивает власть монарха и есть парламент, избираемый населением, осуществляющий государственными полномочиями. Однако монарх обладает очень большими полномочиями, может издавать единолично указы, имеет право вето на законы, издаваемые парламентом, может в любой момент распустить парламент. Монарх сам назначает правительство, которое ответственно только перед монархом. В настоящее время дуалистическая монархия в чистом виде не сохранилась, последний пример был в Иране во времена правления шахов до исламской революции, однако есть несколько современных государств в которых сохранились элементы такой монархии, это Кувейт, Иордания, Марокко и др. это все редко встречаемые виды монархии.

Самый распространенный вид монархии - это парламентарные монархии .

Парламентарные монархия - это такая форма правления, при которой полномочия главы государства ограничены в очень значительной степени. Парламент наделен широкими правами в законодательной сфере, а исполнительная власть находится в руках правительства. Основным принципом, на котором базируется парламентарная форма правления является принцип парламентаризма , то есть такого способа организации государственного управления, при котором парламент занимает особое место в системе органов государственной власти. Он считается олицетворением воли народа, поскольку это представительный орган и все другие органы формируются парламентом на основе парламента и ответственны перед парламентом.

Отличительными признаками парламентарной монархии:

8. Законодательствует только парламент с последующим формальным утверждением закона монархом

9. Правительство формируется на основе парламентского большинства , то есть на основе политической партии, которая завоевала большинство мест в парламенте на выборах (может быть коалиция партий).

10. Главой правительства назначается лидер парламентского большинства .

11. Правительство ответственно перед парламентом , а не перед монархом. Оно может находится у власти только до тех пор, пока пользуется доверием парламента.

12. Если парламент выражает недоверие правительству, то правительство должно уйти в отставку, либо по предложению главы правительства, монарх может распустить парламент и назначить досрочные выборы.

13. Деятельностью правительства руководит не монарх, а премьер министр , в руках которого сосредоточены очень широкие реальные полномочия в области государственного управления. Первое лицо в государстве председатель правительства.

14. Институт контрасигнатуры. Контрасигнатура – соподписание. Этот институт означает, что акты монарха по некоторым наиболее важным вопросам вступают в силу только после их подписания главой правительства или членом правительства по сфере деятельности которого издается этот акт. Ответственность за последствия реализации этого акта несет не монарх, а правительство. На практике глава государства не может реализовать свои полномочия без согласия правительства.

Нетипичные (смешанные) формы правления

  • Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) - такая монархия имеет главный республиканский признак - систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов - правителей составных частей федерации . Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
  • Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) - в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства . Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).
  • Теократическая республика (исламская республика) - особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар - высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную - однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Домашнее задание

Абсолютная монархия Конституционная монархия
Дуалистическая монархия Парламентарная монархия
1. Принадлежность законодательной власти монарху разделена между монархом и парламентом парламенту
2. Осуществление исполнительной власти монарх формально - монарх, фактически - правительство
3. Назначение главы правительства монарх формально - монарх, но с учётом парламентских выборов
перед монархом перед парламентом
5. Право роспуска парламента нет парламента у монарха (неограниченное) у монарха (по рекомендации правительства)
6. Право вето монарха на решения парламента нет парламента абсолютное вето
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха неограниченное (указ монарха имеет силу закона) только в период между сессиями парламента предусмотрено, но не используется
8. Современные страны Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт, Марокко Великобритания, Испания, Нидерланды
Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
1. Статус президента должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрассигнатуры одновременно глава государства и глава исполнительной власти глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции
2. Способ избрания президента мандат получает от парламента мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов
3. Порядок формирования правительства парламентом на основе парламентского большинства президентом совместно президентом и парламентом (парламент представляет кандидатуру премьер-министра, а президент его утверждает)
4. Ответственность правительства перед парламентом перед президентом (парламент может выразить вотум недоверия) одновременно перед президентом и парламентом
5. Наличие у президента законодательной инициативы отсутствует обладает как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть
6. Право вето президента на решения парламента отсутствует сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента) как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето
7. Право президента распустить парламент используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно отсутствует обладает
8. Наличие поста премьер-министра имеется отсутствует имеется
9. Современные страны ФРГ, Италия, Австрия США, Аргентина, Мексика Франция, Румыния, Россия

§ 3. Форма государственного устройства. Одним из составляющих элементов формы государства является форма государственного устройства, выражающая территориальную организацию государства.

История становления и развития государства определяет три способа деления государства по территориальному признаку: административно-территориальные единицы, национально-государственные образования, суверенное деление. В зависимости от этих способов и определяется форма государственного устройства.

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

Существуют две формы государственного устройства: унитарные государства и федерации.

Унитарное государство - простое государство, подразделяемое по административно-территориальному принципу. В составе унитарного государства образуются территориальные единицы, не обладающие статусом государственного образования.

Признаками унитарного государства являются: единые конституция и законодательство, единая правовая и судебная система, единая система органов государственной власти, единое гражданство. Органы управления административно-территориальных образований подчиняются центральным органам государственной власти. Право принятия законов принадлежит только высшим законодательным органам, хотя в административно-территориальных образованиях могут действовать представительные органы государственной власти, полномочные издавать нормативно-правовые акты, которые носят подзаконный характер и должны соответствовать всем требованиям законов.

Унитарные государства могут иметь в своем составе автономии. Автономией признается самоуправляемая территория, образованная по национальному, религиозному или иному признаку. Для примера можно выделить автономии в Испании, где существуют и национальные (Каталония, Баскония), и территориальные (Галисия) автономии. Унитарные государства сформировались в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, могут иметь в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией.

На первый взгляд унитарные государства имеют простую структуру, что облегчает проблемы решения территориальных проблем. Но не нужно забывать, что при этом могут не учитываться различные особенности территориальной, национальной, географической, исторической и иной организации государства, это может повлечь нарушение прав населения регионов.

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

· характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

· объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного - Королевство Испания.

Иногда выделяют:

· государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

· государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

· государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Централизованные унитарные государства (Великобритания, Швеция, Дания и пр.) могут представлять широкую самостоятельность (самоуправление) местным органам власти. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и направлены на выполнение решений центра.

В децентрализованном унитарном государстве(Франция, Италия, Испания) крупные регионы пользуются значительной автономией и даже имеют свои парламенты, правительства и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, охраны общественного порядка и др


Европа Азия Африка Латинская Америка Океания
1. Албания 2. Андорра 3. Беларусь 4. Болгария 5. Ватикан 6. Великобритания 7. Венгрия 8. Греция 9. Дания 10. Ирландия 11. Исландия 12. Испания 13. Италия 14. Латвия 15. Литва 16. Лихтенштейн 17. Люксембург 18. Македония 19. Мальта 20. Молдавия 21. Монако 22. Нидерланды 23. Норвегия 24. Польша 25. Португалия 26. Румыния 27. Сан-Марино 28. Сербия 29. Словакия 30. Словения 31. Украина 32. Финляндия 33. Франция 34. Хорватия 35. Черногория 36. Чехия 37. Швеция 38. Эстония 1. Азербайджан 2. Армения 3. Афганистан 4. Бангладеш 5. Бахрейн 6. Бруней 7. Бутан 8. Восточный Тимор 9. Вьетнам 10. Грузия 11. Израиль 12. Индонезия 13. Иордания 14. Иран 15. Йемен 16. Казахстан 17. Камбоджа 18. Катар 19. Кипр 20. Киргизия 21. Китай 22. Кувейт 23. Лаос 24. Ливан 25. Мальдивы 26. Монголия 27. Мьянма 28. Оман 29. Саудовская Аравия 30. Северная Корея 31. Сингапур 32. Сирия 33. Таджикистан 34. Таиланд 35. Туркменистан 36. Турция 37. Узбекистан 38. Филиппины 39. Шри-Ланка 40. Южная Корея 41.Япония 1. Алжир 2. Ангола 3. Бенин 4. Ботсвана 5. Буркина Фасо 6. Бурунди 7. Габон 8. Гамбия 9. Гана 10. Гвинея 11. Гвинея-Бисау 12. Джибути 13. Египет 14. Замбия 15. Зимбабве 16. Кабо-Верде 17. Камерун 18. Кения 19. Конго (Браззавиль) 20. Конго (Киншаса) 21. Кот-д’Ивуар 22. Лесото 23. Либерия 24. Ливия 25. Маврикий 26. Мавритания 27. Мадагаскар 28. Малави 29. Мали 30. Марокко 31. Мозамбик 32. Намибия 33. Нигер 34. Руанда 35. Сан-Томе и Принсипи 36. Свазиленд 37. Сейшелы 38. Сенегал 39. Сомали 40. Сьерра-Леоне 41. Танзания 42. Того 43. Тунис 44. Уганда 45. Центральноафриканская Республика 46. Чад 47. Экваториальная Гвинея 48. Эритрея 49.Южно-Африканская Республика 1. Антигуа и Барбуда 2. Багамы 3. Барбадос 4. Белиз 5. Боливия 6. Гаити 7. Гайана 8. Гватемала 9. Гондурас 10. Гренада 11. Доминиканская Республика 12. Колумбия 13. Коста-Рика 14. Куба 15. Никарагуа 16. Панама 17. Парагвай 18. Перу 19. Сальвадор 20. Сент-Винсент и Гренадины 21. Сент-Люсия 22. Доминика 23. Суринам 24. Тринидад и Тобаго 25. Уругвай 26. Чили 27. Эквадор 28.Ямайка 1. Вануату 2. Кирибати 3. Маршалловы острова 4. Науру 5. Новая Зеландия 6. Палау 7. Папуа-Новая Гвинея 8. Самоа 9. Соломоновы острова 10. Тонга 11. Тувалу 12. Фиджи
Европа Азия Африка Америка Австралия и океания
1. Австрийская Республика 2. Российская Федерация 3. Федеративная Республика Германия 4. Швейцарская Конфедерация 5. Королевство Бельгия 6. Федерация Боснии и Герцеговины 1. Исламская Республика Пакистан 2. Малайзия 3. Объединённые Арабские Эмираты 4. Республика Индия 5. Республика Ирак 6. Российская Федерация 1. Судан 2. Республика Южный Судан 3. Союз Коморы 4. Федеративная Демократическая Республика Эфиопия 5. Федеративная Республика Нигерия 1. Аргентинская Республика 2. Боливарианская Республика Венесуэла 3. Канада 4. Мексиканские Соединённые Штаты 5. Соединённые Штаты Америки 6. Федеративная Республика Бразилия 7. Федерация Сент-Китс и Невис 1. Австралийский Союз 2. Федеративные Штаты Микронезии 3. Палау

Другой формой государственного устройства является федерация. Федеративное государство - сложное государство, состоящее из субъектов (государств), обладающих политической и юридической самостоятельностью и объединившихся для решения общих целей и задач. Федерация образуется по территориальному или национальному принципу, либо используются оба этих принципа и образуются так называемые смешанные федерации.

Территориальные федерации (США, Германия) исторически оказались более прочными и устойчивыми, чем национальные федерации (СССР, Чехословакия, Югославия), которые в итоге распались на суверенные государства.

Для федерации характерны следующие признаки: юридическая и политическая самостоятельность субъектов, выражающаяся в наличии у субъектов собственной конституции (устава) и законодательной системы; наличие высших органов государственной власти субъектов федерации, двойное гражданство - гражданство федерации и субъектов федерации.

Федерация может быть образована на основе конституции (конституционная федерация), например, так образовалась Бельгия или Германия, а также на договорной основе (договорные федерации).

Ряд федераций образуются на основе и конституции, и договора, например, Российская Федерация в современном виде после распада СССР образовалась на основе Конституции РФ 1993 г. и Федеративного договора 1992 г., действующего в части, не противоречащей Конституции.

Субъектами федерации являются государства и иные национально-государственные или административно-территориальные образования. Их количество может быть различно. Так в составе США пятьдесят штатов, ФРГ - шестнадцать земель, Швейцарии - двадцать три кантона.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

· Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, земель и т.д.

· В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

· В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

· В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц .

· Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

· Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

· Симметричные

· Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

· территориальные

· национальные

· смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных - по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

· договорные

· конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

степень централизации:

· централизованные (Аргентина, Индия)

· децентрализованные (Швейцария, США)

В составе Российской Федерации находятся восемьдесят три субъектов: двадцать одна республика (они обладают статусом государства), шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), десять автономных округов и одна автономная область.

Территории субъектов образуют в совокупности территорию федерации. Федерация должна обеспечивать целостность и неприкосновенность ее территории. В современных конституциях федеративных государств не предусматривается право выхода субъектов из состава федерации. Однако это не аксиома, например, в СССР по Конституции республики имели право выхода из состава государства, но до поры до времени им не пользовались.

Особенность федеративного государственного устройства выражается в наличии двухпалатного парламента. При этом верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, а нижняя палата непосредственно интересы населения. Данная схема позволяет отстаивать законодательные интересы субъектов и выстраивать разумный баланс в парламенте. В Российской Федерации парламент - Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации, он состоит из представителей субъектов РФ, и Государственной Думы, представляющей интересы всего населения России.

Одним из сложных и проблемных вопросов в федерации является разграничение полномочий между двумя уровнями власти. В различных государствах мира эти вопросы решаются по-разному. В Конституции США закреплена исключительная компетенция федерации и остаточная компетенция субъектов федерации. Конституции Мексики и Канады устанавливают предметы исключительного ведения федерации и предметы исключительного ведения субъектов. В Германии, Индии, а также в России на конституционном уровне закреплены предметы совместного ведения федерации и ее субъектов.

В Конституции РФ в ст. 71 закреплена исключительная компетенции РФ, в ст. 72 предмет совместного ведения федерации и субъектов РФ, а ст. 73 закрепляет остаточную компетенцию субъектов федерации.

Помимо вышеуказанных форм государства исторически существует такая форма объединения государств, как конфедерация. Конфедерация сочетает в себе признаки международно-правового механизма и внутри-государственной организации. Конфедерация - это союз суверенных государств, объединившихся для достижения целей экономического, военного или иного характера. Конфедерация как форма межгосударственного единства носит, по сути, временный характер. Однако в мировой истории достаточно случаев развития конфедерации и иных отношений и превращения их в федеративные. При образовании государства через конфедерацию прошли США, Нидерланды, Германия и ряд других стран. Швейцария до сих пор именуется как Швейцарская конфедерация, хотя уже давно по содержанию является федеративным государством.

В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Для конфедерации характерно наличие нескольких отличительных признаков: договорное закрепление конфедеративных отношений; со хранение суверенитета за каждым из субъектов конфедерации и отсутствие суверенитета у всей конфедерации в целом; образование общих органов власти и управления под конкретные задачи; наличие права выхода субъектов из состава конфедерации; право субъектов отменить действие актов общих органов на своей территории (нуллификации), конфедерация не имеет общей конституции и общего гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

В современном мире образование конфедерации в принципе возможно, хотя и достаточно трудно ввиду процессов общей интеграции мирового сообщества. Как конфедерация задумывалось образование Содружества Независимых Государств на базе прекратившего существование СССР. Но со временем мы все более приходим к выводу о виртуальности этого межгосударственного образования. Каждая из стран - участниц СНГ в период образования была озабочена собственными проблемами. В результате созданные общие органы управления так и не стали эффективно работать, ни одного серьезного решения на уровне СНГ так и не было принято. Позитивным моментом являлось то, что на базе СНГ со временем образовались межгосударственные объединения: Союз России и Белоруссии, экономические сообщества.

Подводя итог рассмотрению форм государственного устройства, необходимо отметить, что достаточно сложно говорить о единой оптимальной форме государства. Слишком много факторов должны быть учтены при определении и развитии территориальной организации государства.

Так, Россия на протяжении своей истории сменила множество форм территориального устройства, достигнув уровня многонациональной федерации. Данная форма наиболее сложна для построения территориальных отношений и потому проблемы федеративной государственности в России являются актуальными и значимыми. Реформирование федеративных отношений в будущем РФ неизбежно, при этом мы должны учесть позитивный опыт своей истории и других государств.

§ 4. Политический режим

Форма правления и форма государственного устройства важны для комплексной характеристики государства, но они зачастую не отражают его внутреннего содержания, взаимоотношений между гражданским обществом и государством, особенностей осуществления государственной власти. Для этого существует такой элемент формы государства как политически режим.

Политический режим - совокупность средств и способов осуществления государственной власти, регулирования взаимоотношений государства и общества.

Политический режим часто отождествляют с государственно-правовым режимом, что оправданно, поскольку политический режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении функций государственные органы взаимодействуют с населением, общественными объединениями, политическими партиями и Футими элементами политической системы.

Политический режим, по сути, является индикатором развития де­мократии в стране, отражает состояние политической системы. Госу-" дарство является центральным элементом политической системы, оли­цетворяет публичную власть и представляет общество. Реализуя свои [ функции с помощью государственного механизма, государство приме­няет широкий арсенал средств, способов и приемов разрешительного, стимулирующего, ограничительного характера, воздействия на другие элементы политической системы, в особенности наличность.

В зависимости от средств и способов различают демократический и антидемократический политический режим.

Демократия - политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Выделяют следующие типы демократии.

  • Имитационная демократия
  • Либеральная демократия
  • Представительная демократия
  • Прямая демократия
  • Протективная демократия
  • Развивающая демократия
  • Модель отмирания государства
  • Соревновательный элитаризм
  • Плюралистическая демократия
  • Легальная демократия
  • Партиципаторная демократия
  • Электронная демократия

Демократический политический режим характеризуется признанием, соблюдением и обеспечением прав и свобод личности на основе норм международного права. Провозглашаются такие принципы как выборность высших органов государства, реальный доступ населения к участию в выборах, возможность участия граждан в разработке и принятии наиболее значимых решений через такие формы народовластия как референдум, правотворческая инициатива, конференции граждан.

Для демократического политического режима характерно наличие многопартийности, политического плюрализма. Причем политический плюрализм предполагает не просто номинальное существование нескольких политических партий, но и их реальную деятельность, участие в формировании правительства, фракций в представительных органах власти. Для достижения этого необходимо не только наличие партий, но и обеспечения возможности для их эффективной и «прозрачной» деятельности.

Большое значение для демократического политического режима имеет свобода мысли и слова. Отсутствие цензуры обязательный признак демократического политического режима. Средства массовой информации являются рупором демократии. Через критику государственной власти обеспечивается реальная возможность повлиять на ее действия и решения, узнать о конкретной деятельности государства на благо общества.

Общественные объединения и политические партии демократического государства позволяют гражданам находиться в оппозиции к власти не боясь преследования за инакомыслие. Наличие развитой и конструктивной оппозиции - непременный атрибут сильного и эффективного государства и демократического политического режима.

В демократическом государстве реально действует принцип разделения властей. Каждая из ветвей власти независима от другой и не подавляет другие органы власти. Деятельность государственных органов должна осуществляться на основе принципа законности и в рамках своей компетенции.

В демократическом политическом режиме особое значение имеет социальная политика. В ст. 7 Конституции РФ провозглашено, что Рос­сия социальное государство, политика которого направлена на обеспен чение достойной жизни и свободного развития человека, выделены ocJ новные направления социальной политики Российского государства. 1 -^"Антидемократический политический режим существует в двух фор­мах: авторитарный и тоталитарный режимы.

При авторитарном режиме характерна номинальность функционирования основных государственных институтов, усиление роли исполнительной власти в управлении государством, приказная система управления, утрата роли правосудия в защите прав и свобод личности.

Роль органов законодательной власти значительно уменьшается. К выборам в законодательные органы не допускаются значительные слои населения, законы принимаются только по инициативе правящей верхушки государства.

Схожими признаками обладают и тоталитарные политические ре­жимы. Для них характерно господство одной идеологии, сращивание государственного и партийного аппарата, милитаризация государства.

Образование и становление авторитарных и тоталитарных полити- j ческих режимов активно происходило в первой половине XX в. в Евро­пе. Свое логическое завершение они получают при фашистском режиме в Германии и Италии. В этих государствах в 30-е гг. прошлого века уста­новились следующие признаки антидемократических режимов:

Культ личности вождя, действия которого не обсуждаются и при- 1 знаются единственно верными и правильными, они подлежат неукос­нительному исполнению. Почитается преданность вождю и его всеоб­щее восхваление.

Исполнительные органы власти имели приоритетное значение перед всеми другими органами. Например, в нацистской Германии законо­творческая функция осуществлялась правительством через принятие законов без санкции парламента (Рейхстага). Разрешалось принимать законы, противоречащие конституции, при условии, что эти отступле­ния будут способствовать улучшению благосостояния нации и народа. Принятые законы вступали на следующий день без их обязательного опубликования. Более того, в Германии в конце 30-х гг. перестала дей­ствовать Конституция Веймарской республики.

Диктат одной партии. Партийные органы разрабатывали государ­ственную политику, проводили идеологическую работу среди населения

Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние) - характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма

  • авторитаризм , как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.
  • авторитаризм , как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

Военно-бюрократический режим

Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973-1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: Большее преступление убить насекомое, чем человека, жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику;

Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима - правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932-1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации ма

Республика

Смешанная республика

Наиболее типичным примером смешанной республи­ки является V Французская Республика. В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламен­тарной республики, существовавшей ранее по Консти­туции 1946 г. и установила смешанную республику.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 27163 | Нарушение авторского права страницы

Вопрос 24.Президентская, парламентская и смешанная республики: сравнительная характеристика

Форма правления − организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Наиболее распространенная в современном мире форма правления − республики. Источником власти в них является народ, высшие органы власти избираются гражданами. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Президентская республика

Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Для президентской системы характерно:

· Президент и парламент избираются прямым голосованием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий;

· Президент обладает значительными полномочиями, на основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента;

· Президент формирует кабинет министров и администрацию;

· Отстранение президента от должности возможно только путем импичмента.

В президентской республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства.

Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность.

Недостаток президентской системы – дуалистическая легитимность президента и парламента. Кроме того в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти

Парламентская республика

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламентская система характеризуется следующими чертами:

· Единственным демократически легитимным институтом является парламент: если же предусматривается прямое избрание Президента народом, то Президент не может конкурировать с главой правительства в сфере власти;

· Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

· Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

· Правительство зависит от доверия со стороны парламента или, по крайней мере, от его лояльности.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Положение главы государства в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер.

Глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Главный признак парламентарной республики политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от главы государства распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Главная особенность парламентской республики образование правительства победившими на выборах в парламент партия­ми. Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно ограничивается представительскими функциями.

Смешанная республика

Смешанная республика – разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинства как той, так и другой из рассмотренных выше основных форм. Наглядным примером такой формы правления могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

Смешанная республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках. Для смешанной системы, характерно следующее:

· Президент и парламент – как в президентской системе – избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность);

· Исполнительная власть включает в себя два института: избираемый на основе прямых всенародных выборов Президент, как в президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в парламентской системе;

· Президент, как в любой президентской системе с исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на формирование правительства.

Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

В настоящее время смешанные республики реализуются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.

25.Коммуникативные и поведенческие теории власти. (Двугрошев)

Коммуникативный подход в первую очередь понимает власть как средство социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества

Этот ряд теорий основан на интерпретации власти как многократно опосредованного и иерархизированного механизма взаимодействуем людей. Закрепление созданных людьми «неформальных ограничении (нормы поведения, обычаи, добровольные поведенческие стереотипы)», «которые структурируют человеческую деятельность в рамках политической системы, происходит в виде «формальных ограничений»

(правила, правовые акты, конституции), и санкций, принуждающих к их исполнению». Однако способность обеспечить послушание при этом должна являться обобщенной функцией,.В силу того что власть это структурное качество человеческих отношений, важную роль играют психологические, субъективные элементы. Так, если мы верим, что некто и власть, то он ее имеет в силу нашей веры. Наша вера в то, что он име ет власть, помогает ему реализовывать и осуществлять свои планы и делания. И наоборот, уграта веры может вести к резкому и скорому распаду власти.

Яркими представителями этих концепций являются Х.Арендт, Н. Луман, К. Дойч, Ю. Хабермас (людьми, исповедующими эти концепции).

Онтологическая концепция власти Ханы Арендт.

В современном цивилизованном обществе власть не только не совместима с насилием, но выступает непосредственно атрибутом всеобщего согласия. Власть не насилие, а согласие людей. Результат прямого взаимодействия и согласия людей. Политика базируется на убеждении. Люди творят власть совместно, сообща, в согласии друг с другом. Власть исчезает как только исчезает единство.

Н.Луман. Наибольшее значение имеют черты власти, обеспечивающие возможности социального общения. Власть истолковывается им как символическое средство социальной коммуникации, предоставляющее ее обладателям дополнительные преимущества перед своими партнерами, в частности, при выборе наиболее оптимального способа социального действия. Власть, которой обладает один из участников социального взаимодействия ограничивает либо совсем исключает возможность выбора правил игры у другого или других участников такого взаимодействия. В соответствии с концепцией Лумана, роль власти идентична роли таких средств социальной коммуникации, как например, естественные или искусственные языки, деньги. Власть рассматривается не только как отношения господства и подчинения, но и в более широком аспекте коммуникации и общения, где отношения господства и подчинения являются лишь частным случаем. Власть символическое генерализирующее средство коммуникации общества. Власть – средство коммуникации, которое дает субъектам, обладающим информацией дополнительное преимущество при выборе оптимальных решений. Власть – ядро политической системы, которая сплачивается благодаря коммуникации.

Карл Дойч. Власть одно из платежных средств политики. Срабатывает там, где не действует согласие. Власть – средство коммуникации между людьми, группами. Непосредственная лицом к лицу и опосредованная массовая коммуникации. Передача информации внутри политической системы происходит в символах, образцах.

К. Дойч выделяет при этом три основных типа коммуникаций в политической̆ системе: 1) личные, неформальные коммуникации (face-to-face), как, к примеру, персональный̆ контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринуждённой̆ обстановке; 2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партий, групп давления и др., и 3) коммуникации через СМИ, печатные юга электронные, роль которых в постиндустриальном обществе посто

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая

Республика - это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формиру­ются общенациональными представительными учреждения­ми (парламентами), а граждане обладают всеми правами.

В рамках республиканской формы правления принято различать три основных вида: президентскую, парламен­тарную и смешанную республику.

Смешанная республика (иногда в научной литературе име­нуется парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) - это такая разновидность республиканской формы правле­ния, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики.

Наиболее типичным примером смешанной республи­ки является V Французская Республика.

В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламен­тарной республики, существовавшей ранее по Консти­туции 1946 г. и установила смешанную республику.

Основными признаками смешанной республики яв­ляются:

Президент является главой государства и арбитром;

Президент избирается на основе всеобщих и прямых выборов, получая власть непосредственно от народа;

Президент, не являясь юридически главой исполни­тельной власти (правительство возглавляет глава прави­тельства - премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздейст­вовать на политику правительства;

Президент и парламент совместно участвуют в фор­мировании правительства (например, президент предла­гает кандидатуры на посты министров, а парламент ут­верждает их);

Двойная ответственность правительства: и перед пре­зидентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;

Право президента на роспуск парламента и назна­чение досрочных парламентских выборов, но это право носит конституционно ограниченный характер.

В настоящее время смешанные республики реализу­ются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 27165 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Анализ видов избирательной системы

2.3 Смешанная система

Смешанная избирательная система появляется затем, когда в выборе той же представительской камеры различная система гашеная…

Избирательные системы

· смешанная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система Мажоритарная избирательная система получила свое название от французского слова majorite, что значит «большинство». Она является старейшей избирательной системой…

Избирательные системы: «плюсы» и «минусы» различных видов

8. Смешанная избирательная система

В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера…

Избирательный процесс в России

1.3 Смешанная(гибридная) избирательная система

Смешанная избирательная система — одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Смешанная избирательная система — избирательная система…

Налоги и налогообложение

2.4. Смешанная модель

Представитель этой модели — Россия. Современная российская налоговая система сло-жилась на рубеже 1991-1992 гг., в период политическо-го противостояния, кардинальных экономических пре-образований и перехода к рыночным отношениям…

Подследственность уголовных дел

2.3 Альтернативная (смешанная) подследственность

Альтернативная (смешанная) подследственность — это подследственность дел об одних и тех же преступлениях следователям различных ведомств.

Проблема определения альтернативной подследственности возникает в связи с тем…

Положительные и отрицательные черты мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем

3. СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы…

Республика как форма правления

2.4 Смешанная республика

Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики…

Республика. Понятие и сущность. Основные формы государственного устройства в зарубежных странах

1.3 Смешанная республика

Смешанная форма правления (иногда в научной литературе именуются парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) — это такая разновидность республиканской формы правления…

Свободные и добровольные выборы как основная форма непосредственной демократии в Российской Федерации

1.4 Смешанная избирательная система

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том…

Социальное обеспечение в Тульской области

4.3 Смешанная форма социального обеспечения

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна, третья централизованная форма социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает…

Форма государства

§ 2. Республика

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства…

Форма государства: общая характеристика

2.2 Республика

Республика — (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления — эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок …

Формы государства

2.1.2.Республика

Республика- форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам- парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Признаки республики…

Глава 2. Виды современных республик

2.1. Парламентские республики

Суть парламентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Правительство формируется на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте. Глава государства избираются либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентской республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Выборы проводятся по партийным спискам (избиратели голосуют за партию). Правительство может быть как однопартийным, так и коалиционным.

Достоинством парламентской республики является единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

Недостатки парламентской республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей.

Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами. 1

Например, Австрия… Это федеративная буржуазная республика, в состав которой входит 9 земель, имеющих свой парламент (ландтаг), конституцию и правительство. Высшие органы государственной власти страны – парламент, состоящий из двух палат (Национального совета и Федерального совета), правительство. Депутаты Национального совета избираются на всеобщих выборах на 4 года, Федеральный совет состоит из лиц, назначаемых ландтагами земель. Правительство с федеральным канцлером формируются партией, получившей большое количество мест в Национальном совете. Глава государства – президент, который избирается на шесть лет путем всеобщего голосования.

В Австрии несколько политических партий, но в управлении государством участвуют главным образом две – Социалистическая партия Австрии (СПА) и Австрийская народная партия (АНП). 2

Также парламентскими республиками являются Италия, Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Венгрия, Чехия и другие.

2.2. Президентская республика

Сущность президентской республики заключается в том, что среди органов высшей государственной власти ключевое положение занимает фигура Президента, который является главой государства и главой правительства (или он сам назначает главу правительства), которое он назначает в ряде стран с согласия парламента и которое он может распустить (т.е. является главой исполнительной власти), он так же вправе освободить от должности отдельных министров. Президент в президентской республике избирается либо населением, либо коллегией выборщиков и ответственности перед парламентом не несет. Для обеспечения эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентской республике существует система сдержек и противовесов. В президентской республике создаются благоприятные условия для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует власть.

Так же эту республику иногда называют дуалистической, чтобы подчеркнуть факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента.

Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой сосредоточия общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах.

И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, не которые страны подчеркивают значение поста президента. Президентская система в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как правительство (президент) избирается на фиксированный срок, определенный Конституцией.

Наравне с достоинствами у президентской республики есть свои недостатки. В отличие от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент постоянно находится над партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь над собой веских оснований.

Наряду с этим едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. Требования меньшинства и введение пропорционального представительства при президентской системе не столь важны хотя бы из-за падения влияния парламента. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но есть разновидности прямых выборов, когда выбор способов их проведения не всегда зависит от президента. Президентская власть может оказаться в большой зависимости от законодательной ветви, которая может определять многое, например процедуру переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке. 1

Наиболее ярким примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.

Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу и законодательным собраниям штатов (легислатурам), исполнительная – Президенту США и судебная – судам.

Конгресс США состоит из двух палат – Сената и палаты представителей. Заседания Конгресса проходят в здании Капитоля, расположенного в центра города Вашингтона. Палата представителей состоит из 435 членов, каждый из которых представляет около 500 тысяч избирателей. По Конституции США каждый штат должен быть представлен в палате, по крайней мере, одним членом.

Члены палаты избираются на двухлетний срок, исчисляемый с января следующего года после выборов. Следовательно, каждые два года состав представителей обновляется, этим же интервалом измеряется срок полномочий всего Конгресса каждого каждого созыва. Конгресс каждого созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами почти в течение всего года. В Конгрессе США представлены лишь буржуазные слои населения; в его составе нет не только ни одного промышленного и сельскохозяйственного рабочего, но и политических фракций, которые провозглашали бы своей целью борьбу за их интересы.

В Сенате каждый штат формируется двумя представителями от каждого штата (таким образом в его состав входит 100 сенаторов). Каждый сенатор в своем штате избирается на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. В отличие от палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность ее деятельности.

Высшим в стране должностным лицом, совершающим полномочия главы государства и главы правительства, является Президент США. Он избирается на четыре года с возможность переизбрания на еще один четырехлетний срок. Президентом США может быть гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживший на территории США не менее 14 лет.

Официальной резиденцией Президента является Белый дом (с 1800 года), находящийся в Вашингтоне.

У Президента США достаточно широкие полномочия. Как глава государства он является верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным представителем США на международной арене. Президент с одобрения Сената назначает федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти, включая руководителей министерств и ведомств. Глава исполнительной власти обладает правом издания президентских приказов, фактически имеющих силу закона.

Принцип разделения власти предполагает и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось бы усиление одной «ветви» за счет другой. Так, Конгресс, носитель законодательной власти, может отклонить законопроекты, представленные главой исполнительной власти – Президентом. Президент утверждает законопроекты, принятые Конгрессом, и вправе налагать вето на те из них, с которыми он не согласен. Многие полномочия Президента реализуются лишь при одобрении Сената (например, заключение международных договоров).

Носитель судебной власти – Верховный суд США формируется совместно Президентом и Сенатором: первый назначает кандидатов, второй эти назначения утверждает. Верховный суд вправе окончательно признавать недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти, как не соответствующие Конституции.

Взаимодействие и взаимовлияние трех «ветвей» власти преследуют цель обеспечения стабильности государственных институтов, незыблемости капиталистического строя и классового господства буржуазии. Характерной особенностью процесса развития системы разделения властей является неуклонное возрастание роли президентской власти как главного орудия диктатуры монополистического капитала. 1

Так же президентскими республиками являются Бразилия, Франция, Мексика, Румыния, Перу, Белоруссия. Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.

2.3. Смешанные республики

Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом. С одной стороны, для нее характерна парламентская ответственность правительства, то есть парламент имеет право выразить недоверие правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право один раз в конфликтной ситуации распустить парламент и вынести свой спор с парламентом «на суд народа», назначив внеочередные выборы, при этом вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определенного срока. Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передаст полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, победившей на парламентских выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен, и так далее.

Смешанная форма правления стремится сосредоточить в себе положительные черты традиционных форм правления (парламентской и президентской) и избежать их недостатков, но это далеко не всегда воплощается в новое органическое качество. Такое важнейшее достоинство президентской формы правления, как прочность конституционного положения правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку вследствие борьбы парламентских фракций в смешанной, «полупрезидентской» республике, в значительной мере утрачивается из-за усиления контролирующих полномочий высшего законодательного представительного органа власти. В свою очередь, несомненное преимущество парламентской республики – ответственность правительства перед парламентом, его обязанность учитывать в своей политике складывающееся соотношение политических сил, общественное мнение практически сводится на нет в такой «нетипичной» форме правления, как «полупарламентская» республика. В последнем случае увеличение полномочий президента влечет за собой почти автоматическое уменьшение роли представительного института власти. Нечто подобное случается и при законодательном введении ограничения вотума недоверия правительству в парламентарных республиках или при установлении ответственности отдельных министров перед парламентом в президентских формах правления. 1

Таким образом, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Избранный народом президент вправе фактически формировать свое правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Смешанную республику следует считать самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской. 2

Страницы: ← предыдущаяследующая →

1234Смотреть все

  1. Республика как форма правления (3)

    Курсовая работа >> Государство и право

    … СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ Курс II Форма обучения Стационар … по форме правления делятся на монархии и республики . Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются …

  2. Президентская республика как форма правления

    Реферат >> Государство и право

    … президентской республике как форме правления . Тема данной курсовой работы – «Президентская республика как форма правления» интересна … президентской республики как формы правления . Глава I 1.1 Что такое форма правления ? Под формой правления обычно …

  3. Республика как форма государственного правления и ее виды

    Реферат >> Государство и право

    … должностное лицо. 1.3 История развития республиканской формы правления . Республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире, примером …

  4. Республика как форма государственного правления

    Реферат >> Государство и право

    … политику государства. Народно-демократическая республика как форма правления возникла после второй мировой войны … мы рассмотрели республику как форму государственного правления и можем сделать следующие выводы: Республика – это форма правления , в которой …

  5. Парламентская республика как форма правового государства

    Контрольная работа >> Политология

    … мы пришли к выводу, что республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным … мажоритарной или пропорциональной системами5. Президентская республика как форма правления характеризуется в первую очередь тем, …

Хочу больше похожих работ…

Здесь существует сильный президент, избираемый народом. Он, как правило, является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании правительства в обязательном порядке принимает участие парламент (например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом). Правительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно и перед парламентом. В смешанной республике повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства – премьер-министра. Премьер-министра назначает президент, но реально премьером может стать лишь тот, кто получит поддержку парламента.

Смешанная республика – Франция.

46. Особенности формы правления в рф.

В Российской Федерации республиканская форма правления, которая была провозглашена в 1917 году.

По тексту Конституции РФ является смешанной республикой с доминирующим положением Президента в системе разделения властей. Таким образом, можно сказать, что РФ смешанная (президентско-парламентская) республика с преобладанием черт президентской республики.

Для Российской Федерации характерно сочетание черт как парламентской, так и президентской республики:

1. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федерации); исполнительную – Правительство РФ; судебную – Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

2. Особый статус Президента РФ. По Конституции он вне системы разделения властей (не входит не в одну из них).

3. Избрание Президента внепарламентским путём, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента, что не исключает взаимного влияния Президента и Парламента друг на друга.

4. Сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ.

5. Отсутствие должности вице-президента.

6. Исполнительниая власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путём, т.е. депутат парламента не может быть одновременно членом правительства.

7. Не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию её деятельности.

8. По ст. 83 Конституции Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

9. Согласие на назначение Председателя Правительства даётся нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент РФ.

10. Президент при назначении Правительства не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, ни партийную принадлежность министров. В России политические партии недостаточно сильны, вотум недоверия крайне затруднён, к тому же он невозможен по отношению к отдельным министрам. Поэтому Президент совершенно свободен в подборе членов Правительства.

11. Часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел).

12. Вопрос об отставке, об ответственности Правительства и министров в конечном счёте решает Президент, а не Парламент.

13. Наличие института парламентской ответственности Правительства, т.е. Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия, но для решения вопроса об отставке Правительства нужны два вотума недоверия по инициативе Парламента, причём в трёхмесячный период (если срок истёк, первый вотум теряет силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не неизбежна. Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Если же вопрос о доверии ставиться по инициативе Правительства, то отказа в доверии достаточно, но Президент вправе решать: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу.

14. Наличие у Президента РФ права роспуска Парламента (Государственной Думы.

47 Особенности государственного устройства РФ. Виды союзов России с другими государствами. СНГ. Союз России и Беларуси.

Согласно Конституции 1993 г., Россия – федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования. Среди них 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов – 89 субъектов.

2.1.3 Смешанные формы правления

В практике государственного строительства зарубежных стран иногда встречаются такие формы правления, которые не укладываются в принятую в науке конституционного (государственного) права классификацию. Речь идет о смешанных формах правления, в которых сочетаются различные элементы, порою крайне противоречивые.

Существуют такие формы правления, которые сочетают в себе элементы как парламентарной, так и президентской республик. Наиболее типичным примеров смешанной республиканской формы правления является V Республика Франции. По конституции Франции 1958 года президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты парламента, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем президент может распускать национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом, с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, - с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.

Существуют и такие форма правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики. Типичным примером является форма правления Малайзии. По конституции 1957г Малайзия представляет собой редкую разновидность конституционной монархии - выборную (избирательную) монархию. Глава Малазийской Федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследия, а избирается сроком на 5 лет советом правителей, входящих в состав федерации 9-ти монархических государств.

Согласно конституции монарх назначает премьер-министра, а по его совету - министров, но это чисто формальное положение, т.к. правительство Федерации Малайзия несет коллективную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Форма правления в Малайзии - сочетание монархии и республики, но республиканский элемент не существенен.

2.2 Виды форм государственного устройства

Следующим элементом формы государства является форма государственного устройства.

Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.

В отличие от формы правления организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

Каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

2.2.1 Унитарная форма государственного устройства

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.

Далее - единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая Конституция - Основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственная норма, устанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер, распространяется на соответствующую локальную территорию.

В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами, различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых же унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.) Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью.

Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д.... двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя). Вопрос 2. Соотношение типа и формы государства В отечественном государствоведении политический режим нередко рассматривается в качестве еще одной – после формы правления и формы государственного устройства – характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти. ...

То, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении”. Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на “обрывистом и скользком пути”, ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом...

Тельность и собственную ответственность правительству, глава которого занимает самостоятельное высокое положение среди выс- ших должностных лиц страны. 2II. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА КОНКРЕТНО ДЛЯ СТРАНЫ ИНДИЯ 2II.1. Политический режим Индия - демократическое государство. Среди властных органов центральное место занимают парламенты и Президент. Члены парламента Народной палаты (Лок сабха) ...



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином Пюре из сельдерея – с вершками или корешками? Пюре из сельдерея – с вершками или корешками?