Православное общество трезвости. Учение иоанна кронштадтского о православном служении. Участие в восстановлении разрушенного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ермово Переславского района Ярославской области

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Российские общества трезвости

В XIX веке, с искусственным насаждением пьянства, в народе возникло стихийное движение за трезвость, которое было поддержано Русской Православной Церковью.

После подавления царизмом первого трезвенного движения 1858-1859 годов российские общества трезвости начали создаваться только в 1880-е гг., когда произошло утверждение капитализма в России, во время действия акцизной системы продажи алкоголя. Второе трезвенное движение в России (1880-е - начало 1917 г.) явилось одним из ответов российского традиционного, "крестьянского" общества на наступление капитализма, на ограбление и разрушение общества посредством возрастающего производства и продажи алкоголя. Одним из первых было Татевское общество трезвости при церковно-приходской школе села Татево Бельского уезда Смоленской губернии, созданное 5 июля 1882 г. замечательным русским педагогом Сергеем Александровичем Рачинским (1833-1902). Вместе со своими бывшими учениками - выпускниками школы и вышедшими из неё учителями - он принял в этот день в церкви торжественный обет трезвости сроком на один год. Впоследствии обеты ежегодно возобновлялись, число членов общества колебалось между 50 и 70 (кроме детей). Положение изменилось в 1888 г., когда круг членов общества начал заметно расширяться. Рачинский пишет: "В воскресенье, 25 сентября, ко мне пришли перед обедней семь крестьян, почти все мне незнакомые, из разных, отчасти отдалённых деревень, и решительно и настойчиво заявили желание присоединиться к нашему обществу". С этого дня не проходило почти ни одного воскресенья и праздника, чтобы к обществу не присоединились новые члены. За неполный год число членов возросло до 383. Кроме того, в течение 1888 г. под влиянием Татевского общества по инициативе молодых священников возникли самостоятельные общества в соседних приходах Травине и Шопотове, в с. Пречистом Духовщинского уезда; в соседнем с Татевом с. Меженинке и в с. Дровнине Гжатского уезда,44 т. е. всего в пяти сёлах. Как указывает историк православной педагогики И.В. Гусев, в 1889 г. С.А. Рачинский опубликовал второй отрывок "Из записок сельского учителя" с описанием опыта "Татевского общества трезвости" в "Русском Вестнике" (№8). В том же году статья была перепечатана в приложении к "Церковным ведомостям" (№ 34). На неё было много отзывов. Завязалась обширная переписка. "Пишут ко мне из всех краев России, люди всех возрастов и звания, люди всех степеней умственного развития, начиная от высокообразованных лиц, озабоченных подъемом нравственности в нашем простом народе, и кончая полуграмотными горемыками, одержимыми всеми степенями delirium tremens" - писал Рачинский в работе "Открытое письмо", опубликованное в приложении к "Церковным ведомостям" (1889. №50). В переписке, указывает Гусев, Рачинский давал практические советы по организации общества, обязанностях его членов, приводил форму книги трезвости Татевского общества и касался множества других вопросов. Сегодня мало кому из педагогов известно имя Сергея Александровича Рачинского. А между тем, по отзывам современников, "Рачинский - это имя мирового значения. Когда педагогическая мысль займется изучением его принципов, она, может быть, о нем первом скажет, что он был не педагог - переводчик западных идеалов на русскую почву, а творец самобытных русских идеалов просвещения"

Православная Церковь откликнулась на возраставшую угрозу пьянства и поддержала первые ростки трезвенного движения.

Рачинскому удалось осуществить часть своих планов - в 1898 году по его инициативе в России было открыто 25500 церковноприходских школ, а в 1905 году таких школ было уже 42 696, что составляло 46,5% по отношению к общему числу начальных школ в стране.

Также и Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ в России и положило начало грандиозному движению за трезвость в Русской Православной Церкви. В 1889 году появляется циркулярный указ Святейшего Синода от 10 августа, в котором, в частности, Епархиальным Преосвященным предлагалось "донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях Общества трезвости, и в чём обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население". После этого указа число приходских обществ трезвости в России стало быстро расти. К 1913 году существовало более двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло около полумиллиона человек.

За короткий исторический период Русская Православная Церковь сумела создать всероссийскую комплексную систему воспитания народа в духе трезвости и благочестия на религиозно-нравственной основе. Эта система включала в себя:

1) непосредственную работу с семьями в обществах трезвости, братствах, попечительствах и других подобных им учреждениях;

2) разработку религиозно-нравственных, научных и организационных основ борьбы с пьянством в народном быту;

3) широкое издание религиозно-нравственной, научной и художественной литературы антиалкогольной направленности, выпуск журналов, газет и листовок, посвящённых этой проблеме;

4) организацию внебогослужебных проповедей, а также лекций, чтений и бесед, выявляющих вред пьянства и пользу трезвого благочестивого образа жизни;

5) открытие библиотек и специализированных книжных лавок, укомплектованных антиалкогольной литературой;

6) создание воскресных школ для членов общества и их детей, а также детских садов для самых маленьких членов семей трезвенников;

7) обучение желающих церковному и светскому пению;

8) устроение паломничеств, крестных ходов и прогулок с образовательными целями;

9) организацию здорового и нравственного досуга трезвенников;

10) создание противоалкогольных музеев и выставок;

11) организацию трезвенных чайных и столовых;

12) создание касс для оказания материальной помощи нуждающимся и бюро трудоустройства.

Отдельно обсуждалась проблема школьного алкоголизма и обсуждались меры отрезвления через воспитательную работу в школе. В церковно-приходских школах вводились специальные "уроки трезвости", создавались учебные пособия, написанные, в основном, священниками. Обсуждалась возможность проведения идеи трезвости в школьных курсах Закона Божия, русской и зарубежной словесности, отечественной и мировой истории, географии и даже математики. Предлагались соответствующие программы. Кадры для проведения этой работы готовились в духовных и учительских семинариях по всей стране. В середине 1890-х гг. введение в России казённой винной монополии и расширение продажи алкоголя принесло с собой усиление тяжких разрушительных последствий для народа. Ответом общества стало расширение сети трезвенных объединений. Многие молодые священники, в частности выпускники Петербургской духовной академии, явились последователями С.А. Рачинского. Одним из них был священник Александр Васильевич Рождественский (1872-1905), открывший 30 августа 1898 г. в Петербурге Александро-Невское общество трезвости при бесприходной церкви Воскресения Христова (Воскресенской) при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (Обводный канал, 116, у Варшавского вокзала). Уже в первый год в общество записалось 3204 человек. Вскоре общество стало своего рода центром методической и материальной поддержки для церковных обществ трезвости всей России. (47)

Число его членов значительно выросло. Так, в 1910 г. в него записалось 75889 человек, в т.ч. 35232 уплатили членские взносы. После кончины А.В. Рождественского с 1905 г. руководителем общества являлся протоиерей Пётр Алексеевич Миртов

Рисунок 3. П.А. Миртов принимает обет трезвости у фабричных рабочих. Петербург, 1907 г.

Трезвенное движение отошло на второй план общественной жизни в период революции 1905-1907 гг., но после её окончания оно стало вновь шириться. Так, в рапорте секретаря Екатеринбургской духовной консистории (декабрь 1910 г.) говорится следующим образом об обстоятельствах создания Нижне-Тагильского братства Животворящего Креста Господня, открытого 9 октября 1907 г. и занимавшегося среди прочего трезвенной работой:

"Конец 1905 года и весь следующий затем 1906 год ознаменовались колебаниями в народе веры и религиозно-нравственных устоев жизни. Явились неведомые учителя и начали развращать народ, отвлекать от церкви и духовенства. Агитаторы устраивали сходки и уловляли народ в свои сети, особенно молодёжь. Тёмной силе нужно было противопоставить силу Евангельского христиански-православного света, незаконным и злобным сборищам противопоставить законные и проникнутые христианской любовью собрания. Так возникло Братство, деятельность которого проявилась в религиозно-нравственных чтениях, в помощи членам Братства и их семьям в случаях оказавшейся нужды, а также благотворительностью всякого рода".

По рапортам духовных консисторий, направленным в ответ на упомянутый выше циркуляр Св. Синода № 8038 от 28 августа 1910 г., к началу 1911 г. в России насчитывалось 1767 церковных обществ трезвости. Динамика открытия обществ, отражённая в табл. 2, говорит о том, что рост числа вновь открываемых обществ стал заметным с 1908 г., а с 1909 г. движение стало массовым.

Отметим следующие закономерности. Трезвенное движение было по характеру культурническим, охранительным, т. е. направленным на положительное развитие в рамках существующего строя. Оно шло на подъём в период мирного развития, являясь целительным, терапевтическим ответом на вызовы приближающихся общественных кризисов, когда общество искало способы разрешения назревших проблем; или же было лекарством для выздоровления после уже происшедших тяжёлых общественных потрясений (проигранные войны 1854-1856 и 1904-1905 гг., революция 1905-1907 гг.). Спады или прекращение движения происходили тогда, когда на смену мирному, эволюционному развитию приходили революционные потрясения и войны, когда в обществе начинали преобладать насильственные, "хирургические" методы решения проблем.

На 1-е января 1911 г. в России (без Польши и Финляндии) насчитывалось 1873 общества трезвости, как религиозных, так и светских. В них числилось более 500 тыс. членов, т. е. больше, чем во всех революционных и буржуазных политических партиях, вместе взятых! Показательны география, социальный состав и идейная направленность обществ. Около трёх четвертей (74,5%) всех обществ находилось в сельских поселениях и только чуть более одной четверти (25,5%) - в городских. В сельских обществах преобладали крестьяне, в городских - рабочие. Большая часть последних была отходниками или недавними выходцами из села, сохранившими связь с деревней и крестьянское мироощущение. 1782 обществ (95,0%) были религиозными и лишь 91 общество (5,0%) было светским ("гражданским"). Из религиозных обществ трезвости 1771 (99,4% всех обществ) было православным (РПЦ), и лишь одиннадцать (0,6%) иными. Среди этих последних два неохристианских русских ("братцы", "трезвенники" - последователи проповедников И.А. Чурикова в Петербурге, И.Н. Колоскова и Д.Г. Григорьева в Москве), семь христианских латышских, одно католическое литовское, и одно общество трезвости Добрых храмовников "Благая весть" в Риге с неопределённой нами религиозной ориентацией. Таким образом, общества были преимущественно религиозными (95%), из них большая часть была православными (99,4%), и сельскими (74,5%), т. е. крестьянскими.

Приведённые данные говорят о том, что в трезвенном движении участвовала прежде всего передовая часть православного духовенства и крестьянства - основного "несущего" сословия страны, для которого последствия пьянства были неизмеримо тяжелее, чем для горожан.

Православно-крестьянский характер обществ трезвости был ещё более ярко выражен в Сибири. Здесь на 1 января 1911 г. насчитывалось 80 обществ трезвости, в т. ч. церковных или православных 78 (97,5%), гражданских или светских, два (2,5%); сельских обществ 71 (87,3%), городских 9 (12,7%).

Религиозные общества трезвости вели в основном религиозно-воспитательную и культурно-просветительную работу, светские общества - культурно-просветительную и научную. Православные общества возглавлялись приходскими священнослужителями - священниками и значительно реже - диаконами. (См. Рисунок 4.)

Рисунок 4. Основатель и руководитель в 1900-1910 гг. Свято-Никольского общества трезвости в фабричном с. Орехово, Покровского уезда, Владимирской губ., прот. Василий Матвеевич Рождественский. 51 1910 г.

Светскими обществами руководили, как правило, врачи, реже - правоведы, учителя, представители других интеллигентских профессий.

Целью участников движения было не только избавление от алкогольных бед, но и обретение достойного смысла жизни. В христианских обществах это была светлая жизнь по-Божески, по-христиански. Так, девиз устава Братства трезвости во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Волчинской церкви Брестского уезда Гродненской губернии гласил: "За Христом со крестом, трезвым путём мы пойдём к свету, к Истине!" (См. Рисунок 5).

Рисунок 5. Выход крестного хода московского Варнавинского народного общества трезвости для встречи Почаевской иконы Божией Матери. 1913 г.

Чувства и идеалы православных трезвенников хорошо передаёт стихотворение "Гимн трезвости", написанное около 1901 г. бывшим пациентом Московской Лечебницы для алкоголиков (руководитель - доктор А. М. Коровин) Плотниковым (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

Данный "Гимн трезвости" был положен на музыку и после исполнения на Первом Всероссийском съезде по борьбе с пьянством (декабрь 1909 - январь 1910 гг.) стал широко известен в трезвенных организациях России.(53)

В светских обществах трезвости сверхсмыслом было служение народу, Отечеству. Помимо этого эстонские, латышские общества работали во имя национального буржуазно-демократического возрождения, проводили большую культурную работу. У них были особенно широко распространены народные хоры, любительские драматические кружки и т. п.

Деятели обществ трезвости выступали за административные, экономические и культурные преобразованиям в рамках существующего строя. Например, в брошюре, выпущенной выборными (активистами, большинство из которых были рабочими) Всероссийского Александро-Невского братства трезвости, указывалось, что они смотрят на свою деятельность "не как на средство к политическим целям, а как на мирную, культурную работу". (54) Кроме того, православные и неоправославные трезвенники открыто выражали поддержку царю, уклонялись сами и предостерегали других от участия в революционном движении, как не приносящем, по их мнению, ничего, кроме бед. Так, 9 января 1905 г. в Петербурге неохристианский проповедник И. А. Чуриков не благословил своих последователей участвовать во всенародном шествии к Зимнему дворцу во главе с Гапоном, и трезвенники-чуриковцы не приняли участие в событиях "Кровавого воскресенья". (См. Рисунок 8.)

Рисунок 8. На беседе "братца" Иоанна Чурикова. Слева за кафедрой, с чёрной бородой, - И.А. Чуриков. Петербург, 1912 г.

11-15 июля 1914 г., в дни всеобщей забастовки в Петербурге, рабочие-члены петербургских православных Варгунинского и Серафимовского обществ трезвости вместо участия в забастовке совершили крестный ход в своём районе и пароходную паломническую поездку на остров Валаам.

В рассказе М. Горева "Социалист", помещённом в журнале Александро-Невского общества трезвости "Трезвая жизнь", молодой рабочий Семён, вступив в городе в общество трезвости, покончил с пьянством, улучшил материальное положение, зажил светлой, культурной жизнью. Но всё перечеркнул его уход к социалистам. За участие в организации забастовки Семён был уволен с завода и выслан в родную деревню. Обдумывая случившееся, он глубоко раскаивается.

Трезвенное движение 1880-х гг. - начала XX в. и его пик - 1907-1914 годы - были закономерным и необходимым этапом общественного развития.

Значительные результаты были достигнуты всего за семь лет, в 1907-1914 гг. Под влиянием народных действий общество и государство начали осознавать опасность алкоголизации и принимать действенные меры по её устранению. Это вело к постепенному духовному, физическому, хозяйственному и социальному оздоровлению России.

Начатая полезная, созидательная, мирная работа была прервана мировой империалистической войной и революцией 1917 г.

На этом дело трезвости не кончилось. На вызовы алкоголизации и разрушения общества новые поколения народов России - Советского Союза ответили трезвенными движениями и ограничительными антиалкогольными мерами советского периода. Движение существует и сегодня, хотя пока и неизмеримо менее широкое и влиятельное, чем в начале XX в. или в 1980-е гг. Действуют такие организации, как Союз борьбы за народную трезвость, Общероссийское общественное объединение "Организация Оптималист", Международная независимая организация трезвости, Всероссийское Иоанно-Предтеченское православное братство "Трезвение" и другие.

1) Школа трезвости и трезвения при Марфо-Мариинской обители милосердия. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 34. Проезд до станции метро «Третьяковская» или «Полянка». Тел. 8-916-095-12-62. Акафисты и беседы после них 2 раза в неделю. Раз в месяц 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников.

2) Школа духовного трезвения во имя Новомучеников и исповедников российских. Москва, Храм Воскресения Христова в Сокольниках, Сокольническая пл., д. 6. Проезд до станции метро «Сокольники». Тел. 8-915-140-90-61, 8-965-124-38-15. Акафист и занятия после него по суб-ботам. Используется опыт дореволюционной трезвенной работы, методы православной психотерапии, изучается святоотеческое наследие о трезвении.

3) Школа трезвения в честь иконы Божией Матери «Косинская». Москва, Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино, ул. Б. Косинская, д. 29. Проезд до станции метро «Выхино». Тел. 8-910-406-88-37. Акафист и занятия после него еженедельно. Периодически 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости. Индивидуальное консультирование родственников.

4) Братство Трезвости во имя свт. Николая Чудотворца. Москва, Храм Рождества Христова в Измайлово, Измайловский проезд, владение 28. Проезд до станции метро «Измайловская». Тел. 8-910-424-90-63; 8-910-408-29-63. Только профилактическая трезвенная работа: занятия с подрост-ками в воскресной школе, турпоходы, спортивные игры, концерты и пр.

5) Семейный клуб трезвости при Храме Всех Святых во Всехсвятском на Соколе. Москва, Ленинградский проспект, д. 73. Проезд до станции метро «Сокол». Тел. 8-916-093-75-63. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи 5 раз в неделю.

6) Семейный клуб трезвости при Храме Девяти мучеников Кизических. Москва, Б. Девятинский пер, д. 15. Проезд до станции метро «Краснопресненская» или «Смоленская». Тел. 8-909-692-98-01; 8-916-093-75-63. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи и молебны 1 раз в неделю.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

1) Братство трезвости в честь иконы «Неупиваемая Чаша». Московская область, Дмитровский район, село Озерецкое, Храм свт. Николая Чудотворца. Проезд до станции «Лобня» (Савеловское направление), далее автобусами №23 или 50 до села Озерецкое. Тел. 8-905-749-68-48. Акафист и занятия 1 раз в неделю. Регулярно 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников. Есть возможность постоянного проживания страждущих при приходе для прохождения курса реабилитации.

2) Православный Клуб трезвости во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Московская обл, г. Клин, Храм Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе «Демьяново», пр. Танеева, д. 15, стр. 7. Проезд до станции «Клин» (Ленинградское направление) далее автобусами №5, 17, 18, 30, 40, 47 до остановки «Сквер Чайковского», далее по указателю «Усадьба Демьяново». Тел. 8-963-770-29-61, 8-903-687-35-99. Акафисты и занятия 2 раза в неделю. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников. Ведется профилактическая трезвенная работа.

3) Приходское братство трезвости «Трезвение» при храме Архангела Михаила города Талдома. Московская обл, г. Талдом, пл. Карла Маркса, д. 8. Проезд до станции «Талдом» (Савеловское направление). Тел. 8-926-111-50-80, 8-916-077-90-89. Акафист и встречи братства еженедельно. По мере необходимости проводится 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников. Ведется профилактическая трезвенная работа. При храме также собираются группы анонимных наркоманов, алкоголиков и их родственников.

4) Общество трезвости святого праведного Иоанна Кронштадтского города Егорьевск. Московская обл, Егорьевский район, дер. Гридино, д. 155а, Храм Казанской иконы Божией Матери. Проезд от московской автостанции «Выхино» до города Егорьевск, далее автобусом №28 до дер. Гридино. Тел. 8-916-901-48-28. Ведется обширная профилактическая трезвенная работа. Общество окормляет реабилитационный центр «Чайка» для алкоголиков и наркоманов, работающий по системе «Монар» и принимающий лиц обоего пола в возрасте от 14 до 26 лет.

5) Семейная община трезвости «Вера». Московская обл, г. Коломна, Свято-Богоявленский храм, ул. Гончарная, д. 8. Проезд до станции «Коломна» (Казанское направление). Тел. 8-916-600-27-39. Акафист еженедельно. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников священником и православным психотерапевтом. Арт-терапия в группах.

6) Общество трезвости «Соратник» города Подольск. Московская обл, г. Подольск, ул. Б. Серпуховская, д. 93, Свято-Геогриевский храм. Проезд до станции «Кутузовская» (Павелецкое направление). Тел. 8-915-140-52-87. Акафист и встречи еженедельно. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников. Курсы по избавлению от табакокурения. При храме также собираются группы анонимных наркоманов, алкоголиков и их родственников.

7) Семейный клуб трезвости при Храме Пророка Божия Илии поселка Лесной. Московская обл, Пушкинский район, пос. Лесной. Проезд до станции «Зеленоградская» (Ярославское направление), далее авт. 38 до остановки «Улица Гагарина». Тел. . Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи клуба по субботам.

Общества трезвости в Российской империи

Первые общества трезвости стали появляться в России в середине XIX века, в конце 1850-х годов. Сохранились свидетельства о всенародном выступлении против алкоголизма. На сельских сходах крестьяне давали зарок не употреблять ни вина, ни водки. Трезвенники требовали закрытия кабаков, и порой доходило дело до погромов питейных заведений. Виноторговцы пошли на снижение цен, и начали распространять слухи, будто деньги, потраченные на вино, идут в счет выкупа из крепости, но крестьяне на обман не поддались. В итоге министр финансов, почувствовавший потери в казне, специальным указом запретил трезвеннические сходы.

Одно из обществ трезвости в России основал великий русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой в декабре 1887 года. Оно называлось «Согласие против пьянства». Задачи общества Толстой сформулировал в статье «Пора опомниться!» По его инициативе издательством «Посредник» была напечатана серия «Борьба с пьянством (алкоголизмом)», состоящая из написанных Л. Н. Толстым статей, материалов врачей, статистических данных о пьянстве, просветительской литературы и беллетристики. Всего в обществе состояло 744 человека, в том числе путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай . Позже его покинули 20 членов, среди которых был художник Илья Ефимович Репин . Из 724 оставшихся членов общества - 165 женщин и 559 мужчин в возрасте от 5 до 80 лет.

К 1914 году в России уже активно действовали 400 обществ трезвости, пропагандируя трезвый образ жизни.

Издавались плакаты, специальные календари и памятки, выпускались книги, журналы. Активисты обществ читали лекции, проводили конференции, был открыт противоалкогольный музей. Против алкогольной политики поднялась буквально вся русская интеллигенция. Царское правительство было вынуждено принять решение о введение «сухого закона» и торговля алкоголем была прекращена с 19 июля 1914 года. Были закрыты все винокуренные заводы, а склады с алкоголем опечатаны. За самогоноварение установили наказание - 5 лет тюрьмы и 1 год поражения в правах. Влияние трезвой жизни весьма быстро сказалось на улучшении жизни общества, здоровья людей, работы предприятий и порядка в городах деревнях.

Общества трезвости в СССР

Начатая в 1927 году активная деятельность Московского общества борьбы с алкоголизмом привела к созданию ячеек трезвости в ряде промышленных центров страны, а также в отдаленных районах государства. В 1928 году был создан Всесоюзный Совет Противоалкогольных Обществ СССР. Начали выпускать ряд трезвеннических журналов. Большое место в работе общества борьбы с алкоголизмом занимала разработка проектов постановлений правительства по ограничению торговли спиртными изделиями и мерах борьбы с алкоголизмом, вопросам антиалкогольного воспитания детей и подростков, подготовки квалифицированных кадров пропагандистов трезвого образа жизни, проведению антиалкогольных «недель» и «месячников», организации выставок, конкурсов, походов, клубов трезвости. Но в начале 30-х годов по инициативе ряда членов Политбюро ВКПб деятельность общества была свернута, закрыты все трезвеннические издания, а во второй половине 30-х были репрессированы многие из лидеров трезвеннического движения.

В 60-е годы - началось возрождение трезвенного движения; в 70-80-е годы - становление и развитие. В защиту трезвости выступили академик Фёдор Григорьевич Углов , возглавивший в 1988 году Союз борьбы за народную трезвость (СБНТ), и другие видные учёные.

16 мая 1985 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом», прозванный в народе «сухой закон ».

Общества трезвости в современной России

21 век - формирование добровольных сообществ трезвости во многих городах России и странах СНГ .

Трезвая Удмуртия

Трезвый Татарстан

Трезвая Москва

Трезвый Питер

Трезвый Барнаул

(Полный список указан на странице http://www.sbnt.ru/trezvo_links/)

Сообщества трезвости в других странах


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Общество трезвости" в других словарях:

    - «Казанское Общество Трезвости» … Википедия

    общество - , а, ср. 1. Совокупность людей, объединенных общими конкретно историческими условиями. ** Социалистическое общество. ◘ Изо дня в день, из часа в час куется новое, социалистическое общество (Киров). БАС, т. 5, 83. ** Развитое… … Толковый словарь языка Совдепии

    - … Википедия

    Дом Общества имени Михаила Качковского во Львове, на площади Галицкой, 7 / улице Валовой, 14 Общество имени Михаила Качковского галицко русское образовательное учреждение. Общество организовал в 1874 году Иван Григорьевич Наумович. Целями… … Википедия

    Дом Общества имени Михаила Качковского во Львове, на площади Галицкой, 7 / улице Валовой, 14 Общество имени Михаила Качковского галицко русское образовательное учреждение. Общество организовал в 1874 году Иван Григорьевич Наумович. Целями… … Википедия

    Дом Общества имени Михаила Качковского во Львове, на площади Галицкой, 7 / улице Валовой, 14 Общество имени Михаила Качковского галицко русское образовательное учреждение. Общество организовал в 1874 году Иван Григорьевич Наумович. Целями… … Википедия

Братство «Трезвение» во имя святителя Николая,

архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

при храме Рождества Христова в Измайлово г. Москвы.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. По состоянию на данный момент:

— Духовник общества: протоиерей Владимир Кутикин

— Руководитель общества: Павлов Владимир Алексеевич

— Секретарь общества: Панасюк Сергей Васильевич

1.2. Членов общества на данный момент – 33 человека.

Не являясь членами общества, принимают участие в жизни общества на более или менее регулярной основе – 6 человек. Численность молодежи (до 30 лет) в той и другой группе – 15 и 4 человека соответственно.

1.3. На данный момент несут обет трезвости – 14 человек.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА

2.1. Собрания членов общества проходят регулярно: один раз в два месяца.

2.2. Регулярно (по воскресным дням) проводятся уроки трезвения с воспитанниками Воскресной школы храма Рождества Христова.

Проведено 3 лекции в школах ВАО г. Москвы и 1 лекция в Московском строительном техникуме, распространяются видео- и аудио- материалы, а также литература трезвеннического содержания.

В феврале 2012 года было прочитано 16 лекций в 4 школах Плесецкого района Архангельской области.

2.3. Деятельность, направленную на помощь в избавлении от алькогольной зависимости общество не ведёт. В притворе храма вывешено объявление с указанием адреса курсов по избавлению от дурных пристрастий.

2.4. В связи с деятельностью общества имеются особенности в богослужебной жизни прихода:

— один раз в две недели совершается чтение акафиста Пресвятой Богородице перед иконой «Неупиваемая Чаша».

2.5. Члены общества ведут научно-методические исследования в области трезвенного просвещения. В 2012 году исследованы труды священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, по трезвенной тематике. Составлено наиболее полное житие новомученика Николая Варжанского.

2.6. Члены общества в 2012 году активно участвовали во всех мероприятиях Иоанно-Предтеченского Братства «Трезвение» Русской Православной Церкви:

— в организации и проведении Всероссийского слёта ИПБТ РПЦ

— в Рождественских чтениях в секции «Трезвение и современность»

— во всех мероприятиях обществ трезвости Москвы и Московского региона.

2.7. Продолжает свою деятельность при Братстве молодёжный клуб АТАКА+ (АнтиТабачноАлкогольнй Клуб АТАКА+):

— члены клуба периодически посещают занятия на богословские и трезвеннические темы.

— проведено 6 мероприятий по благоустройству территории храма;

— вокально-инструментальным ансамблем клуба дано 4 концерта;

— выпущен и распространяется аудиодиск под названием «ПЕРВАЯ АТАКА»

с песнями ВИА АТАКА;

— создана социальная программа при участии краеведческого спортивно-туристического кружка «ОДИГИТРИЯ», внедрение программы запланировано на 2013 г.

3. МОЛОДЕЖНЫЙ КЛУБ «АТАКА+»


Молодежный клуб АТАКА+ создан на базе Братства «Трезвение» при храме Рождества Христова в Измайлово. Название клуба является аббревиатурой слов: АнтиТабачноАлкогольный Клуб Атака. Плюс обозначает, что мы боремся не только с проблемой употребления алкоголя и табака, но и остальными пороками и страстями. Вступить в клуб может любой молодой человек, достигший 12-летнего возраста, и давший обещание не употреблять спиртных, табачных и наркотических веществ. Организация занимается пропагандой здорового образа жизни среди молодёжи и подростков. При клубе создан вокально-инструментальный ансамбль с одноимённым названием. Ансамбль дал уже более десятка концертов, как на своём так и на других приходах. Все члены клуба активно участвуют во всех мероприятиях клуба «Одигитрия», также созданного при нашем храме.

Рождественский концерт






Основная цель и смысл жизни православного христьянина.

Доказательства бессмертия души, существования рая и ада.

Правда и ложь об алкоголе, о грехе пьянства и алкогализма.

О грехе табакокурения.

Как уберечь себя от греха наркомании.

О вреде рок, рэп и поп-музыки.

Состав человека. Дух, душа и тело.

О грехе сквернословия.

Противостояние в идеологической войне по восьми смертным грехам.

Во что мы играем. Игры опасные и безопасные.

О грехе лудомании, компьютерной и виртуальной зависимости.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Погодин дмитрий дмитриевич - владимир - история - каталог статей - любовь безусловная Погодин дмитрий дмитриевич - владимир - история - каталог статей - любовь безусловная Феномен доминанты Кто исследовал явление доминанты Феномен доминанты Кто исследовал явление доминанты Дополнительное профессиональное образование Дополнительное образование не является Дополнительное профессиональное образование Дополнительное образование не является