Хрущевские реформы и их последствия. Н.С. Хрущев и его реформы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Период нахождения Н.С. Хрущёва у власти характеризуется проведением реформ в разных сферах жизни общества. Инициированные им преобразования не всегда приносили исключительно положительный результат, часто его действия расценивались неодобрительно.

Реформы сельского хозяйства

В августе-сентябре 1953г. были проведены мероприятия по укреплению экономического положения колхозов, включавшие:

списание с колхозников недоимок по сельхозналогу и уменьшению размеров сельхозналога

1954 — кампания по освоению целинных земель

Освоение целины в 1950-е г. проходило в Казахстане

Огромные урожаи

Полный упадок в Нечерноземном Центре

Эрозия почвы погубила целенные земли.

Кукурузная эпопея

широко использовалось материальное стимулирование труда колхозников

проводилась политика ограничения личных подсобных хозяйств

колхозники получили паспорта

не было достигнуто полное продовольственное самообес­печение страны

неоправданный волюнтаризм Н.С. Хрущева

Провалился подъем животноводства

Реформы 1957 г. в сфере административного и экономи­ческого управления

административной децентрализации и организационно-структурной перестройке органов управления

замену министерств территориальными органами управления
экономикой – совнархозами

установление отраслевого принципа управления про­мышленностью

Разделение партийных и советских органов на сельские и го­родские

Новыми органами управления экономикой страны в годы прав­ления Н. Хрущева стал(и): СНХ (Совнархозы)

Реформа открыла резервы роста производства

Неразбериха в управлении

Денежная реформа

изменение масштаба цен и замене денежных знаков

24 февраля 1958 года Совет министров СССР принял постановление о чеканке монет нового образца

резко увеличились закупки товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы

Население меняло деньги спокойно и в удобное время.

изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами

Новые советские деньги обладали золотым обеспечением.

Денежные билеты образца 1947 года и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1.

хождение фальшивых денег, выполненных по новым образцам.

Наблюдался рост цен на колхозных рынках.

подчеркивалось, что «денежная реформа 1961 года, проведенная в нашей стране, является самой гуманной в истории».

Перерасчеты заработной платы и платежей нередко проводились с ошибками — оклады в новом масштабе цен завышались, государственные пенсии и пособия занижались, в магазинах чаще встречалось завышение цен, чем занижение.

Принципиальные изменения в системе управления народным хозяйством, произведенные в годы правления Н. Хрущева:

Плюсы Минусы

Попытка перехода от административных к экономическим методам управления, от принуждения к учету материальных интересов труженика, от жесткой централизации по отраслям к территориальной организации хозяйственной жизни.

Усложнилась структура управления, выросло число чиновников. Была подорвана единая политика в управлением производством.

Удар по сельскому хозяйству: создание агрогородов, перевод сельского хозяйства на промышленную основу. Проводилась политика укрупнения совхозов и колхозов.

Решение о продаже техники колхозам и ликвидации МТС.

Внедрение новой техники, обновление производства.

Отставание от Запада продолжала увеличиваться.

Все более активную роль стали играть моральные стимулы (бригады коммунистического труда)

Вместо поисков материальной заинтересованности в результате своего труда были произведены изменения в нормировании. И без того не высокие материальные стимулы к труду стали резко снижаться.

Демагогия переплеталась с подлинными новациями и заботой о простом народе.

Особенности социально-экономической политики СССР в период руководства страной Н.С. Хрущевым и Л.И. Брежневым

Сходства

В социальной сфере немало было сделано для улучшения народного благосостояния.

Широко развернулась строительство панельных и блочных жилых домов.

При Хрущеве меньше материального стимулирования.

Рост зарплаты и пенсий

Постепенный рост уровня жизни

В эпоху Хрущева проводилась политика ограничения личных подсобных хозяйств началось освоение целинных и залежных земель

Снижение пенсионного и продолжительности рабочей недели.

В эпоху Брежнева проводились активные закупки продовольствия за рубежом

В эпоху Брежнева на сельское хозяйство стали направляться существенные инвестиции

Выводы по реформам Хрущева

Несмотря на то, что период нахождения Н.С. Хрущева у власти называют оттепелью, оценка его политических действий все чаще обретает негативный характер. Многие историки отмечают, что проводимые Хрущевым экономические и социальные реформы не были доведены до логического финала, а его методы развенчания культа Сталина подорвали авторитет партии. Более того, некоторые действия административного характера, проводимые Хрущевым и вовсе считались нелогичными, вызывая возмущение у остальных представителей правящей партии. Негативной оценке подверглась и денежная реформа Хрущева, которая чуть было не привела к дефолту. Вместе с тем, лидер партии сумел добиться еще большего индустриального возвышения СССР. Именно в этот период укрепляется тяжелая промышленность, начинается активное ракетостроение. Несмотря на неразбериху во внутренней политике, Хрущев работает над укреплением общемирового имиджа страны. Смещение Хрущева с поста произошло в 1964 году и стало логичным, ведь реформы генерального секретаря вызывали слишком много вопросов. Место Хрущева занял Л.И. Брежнев, и вскоре оттепель сменилась застоем.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Реформы Хрущева.
Рубрика (тематическая категория) Промышленность

После смерти в марте 1953 года Сталина развернулась борьба за власть между Маленковым, Берией и Хрущевым. В борьбе за власть победил Хрущев. С сентября 1958 года Хрущев совместил поста Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совмина. Придя к власти Хрущев провел ряд политических реформ:

– подчинил МВД и КГБ местным партийным органам;

– прекратил репрессии, провел пересмотр дел, реабилитацию заключенных, изменил систему ГУЛАГа;

– на ХХ съезде партии в феврале 1956 года выступил с докладом о культе личности Сталина.

В результате этих реформ ему удалось вывести из партийной бюрократии сторонников Сталина и провести на их места своих приверженцев.

А) сельское хозяйство. Политика Сталина сильно укрепила тяжелую промышленность и разорило сельское хозяйство. Хрущев решил укрепить село. Для этого:

– были уменьшены налоги;

– усилена финансовая поддержка;

– начато освоение целины в Северном Казахстане.

На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. На сентябрьском пленуме ЦК в 1953 ᴦ. Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства:

Увеличить закупочные цены на сельхозпродукцию,

Ввести авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д.

В конце 1958 ᴦ. по инициативе Н.С. Хрущева принимается решение о продаже сельскохозяйственной техники, находившейся в распоряжении МТС, колхозам. Продажа техники колхозам положительно сказалась на сельскохозяйственном производстве далеко не сразу. Большая часть их оказалась не в состоянии сразу купить тракторы и комбайны и выплачивала деньги в рассрочку. Это поначалу ухудшило финансовое положение значительной части колхозов и породило известное недовольство. Отрицательным последствием продажи техники была также фактическая потеря кадров механизаторов и ремонтников.

Находясь с визитом в США в 1959 ᴦ. Хрущев побывал на полях американского фермера, который выращивал гибридную кукурузу. Хрущев пришел к выводу, что поднять уровень развития советского животноводства можно, решив проблему кормопроизводства. С его точки зрения, крайне важно было перейти к широким и повсœеместным посœевам кукурузы, которая будет давать зерно и зелœеную массу на силос. Огульное внедрение этой идеи, без учёта природных и климатических особенностей, привело к её дискредитации.

Б) Промышленность.

За счёт строительства атомных и крупных гидроэлектростанций увеличена мощность энергосистемы СССР, завершена электрификация страны, началась продажа электроэнергии за границу. Предприятия начали переоснащаться новой техникой.

В) Бюрократия. Все реформы Хрущев начинал с изменения систем управления. Целью реформ было сделать Главной задачей всœех проводимых в стране реформ Хрущев считал ускоренное развитие экономики с целью обгона темпов роста экономики США. Из-за неправильно поставленных задач были неправильно выбраны методы (двигателœем реформ стала бюрократия, положение которой было очень неустойчивым). Проводились реформы в спешке и не имели четкой организации. Бюрократия материально в реформах не была заинтересована и работала ради отчетов. По этой причине всœе реформы оказались неудачными. В итоге к серединœе 1960-х годов:

– кризис в сельском хозяйству углубился;

– начался кризис в промышленности;

– бюрократия прекратила поддержку Хрущева;

– из-за перебоев с продовольствием и введения карточек в стране начались волнения.

систему управления более эффективной.

Реформы Хрущева. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реформы Хрущева." 2017, 2018.

  • - Последние реформы Хрущева.

    Летом 1964 г. Хрущев затеял новую реорганизацию системы управления. Полигоном для ее отработки должно было вновь стать сельское хозяйство. В июле 1964 г. на Пленуме ЦК он выступил с большим докладом, в котором пытался обосновать необходимость создания т.н. специализированных... .


  • - Реформы Хрущева

    Он неясно представлял средства для достижения поставленных целей. В экономике Хрущев видел задачу в основном в изменении методов руководства министерствами, Госпланом, но не смог подняться до осознания необходимости глубоких структурных реформ. Не был готов Хрущев к...

  • После смерти Сталина перед новым руководством СССР в лице Хрущева возникла необходимость реформирования страны в области сельского хозяйства и промышленности, прежде всего, поскольку эти отрасли были жизненно важны и набирали обороты после окончания войны. В данной статье мы проведем оценку реформы управления экономикой, предпринятую Хрущевым, а также покажем ее положительные и отрицательные стороны.

    Экономическая программа Маленкова

    В 1953 году Георгий Максимович Маленков, занимавший должность председателя совета министров, впервые говорит о том, что стране необходимы экономические преобразования. В его представление нужно было сделать упор на сельское хозяйство и легкую промышленность. Реформирование промышленности должно было привести к тому, что в течение 3 лет страна должна была обеспечить всех граждан товарами первой необходимости.

    Изменения сельского хозяйства затрагивали улучшения технологий обработки земли для увеличения урожайности, а также сокращение налогов, которые выплачивают крестьяне за право пользование землей. Предложения были с энтузиазмом восприняты в народе, но Маленкова очень быстро убрали с должности, а реформу управления экономикой предпринял Хрущев. И получилась она крайне противоречивой.

    Реформирование сельского хозяйства при Хрущеве

    Сельское хозяйство это ключевой аспект и в реформах Хрущева, и в идеях Малинкова. Но нужно понимать, что между ними была огромная разница. Современники называют программу Малинкова называют интенсивной, а Хрущева – экстенсивной.

    Интенсивный путь развития сельского хозяйства предполагал добиваться увеличения урожайности текущих плодородных почв. Экстенсивный путь развития на постоянном расширении посевных земель. С победой Хрущева в СССР началась реализация экстенсивного плана, но к 1965 году стало очевидно, что этот эксперимент провалился, а сельское хозяйство оказалось в страшном упадке.

    Историческая справка

    Маленков говорил о качестве, а Хрущев о количестве. И если локально качество давало определенные результаты, то на этапе в 10 лет последовал провал. Для понимания сути приведу первые пятилетки под началом Сталина. Сначала построили предприятия (количественный подход), потом начали привлекать квалифицированные кадры и улучшать знания работников (качественный подход). Точно такой же процесс должен был происходить и в сельском хозяйстве – сначала расширение земель (количественный подход), а затем создание технологий ее обработки и выращивания урожая (качественный подход). Но реформа управления экономикой в целом и сельского хозяйства в частности второй этап упустила. Поэтому пятилетки Сталина дали положительный результат, а реформы Хрущева – отрицательный. А ведь временной интервал идентичный…


    Основные реформы в 1953-1958 годах:

    • В 1954 году начинается основание целины. Всего было освоено 42 миллиона гектара новых земель.
    • Снижение налогов для колхозов, а также списание предыдущих долгов.
    • Снижены налоги на подсобное хозяйство
    • Разрешено увеличить подсобное хозяйство в 5 раз
    • Колхозы оснащаются техникой и инструментами, необходимыми для их работы.

    Освоение целины

    Экономическая реформа Хрущева в сельском хозяйстве во многом началась с освоения целины, которая началась в 1954 году. Новые земли для освоения были выбраны в Казахстане и в Западной Сибири. Изначально это не лучшее место для сельского хозяйства, но тем не менее благодаря тому, что к работам было привлечено более 150 тысяч человек – удалось уже в 1958 году освоить 42 миллиона гектаров новых земель. Среди людей, которые привлекались на работы были партийные служащие, специалисты, заключенные.

    Интересный факт – руководить освоением целины должен был Брежнев. Почему именно он? Леонид Ильич был давним приятелем Хрущева, а который всячески продвигал своего друга на ведущие роли.

    Историческая справка

    Чтобы понять суть освоения целины предлагаю обратить внимание на таблицу, в которой указаны Валовые сборы зерна в СССР.

    О чем это говорит? Даже беглый взгляд на эти цифры показывает, что экстенсивный путь Хрущева был крайне неэффективным и вот почему:

    • Освоение целины началось в 1953/4 годах. Поэтому объяснимо резкое увеличение собранного зерна в этих районах почти на 25 000 тысяч тонн. При этом общие сборы зерна в СССР увеличились на 30 000 тысяч тонн. То есть положительная динами была для всей страны.
    • Период с 159 по 1963 годы показал рост сбора зерна в районах целины почти на 6 000 тонн, в то время как рост по стране в целом был чуть более 14 000 тысяч тонн. То есть пропорция ломалась и земли целины были неэффективными. В этом и была главная ошибка экономической реформы Хрущева в сельском хозяйстве – нужно было не уделять больше качества существующим землям, а не делать упор на новые пашни в Сибири и Казахстане, которые никак не могли сравниться по качеству с черноземом южных регионов.

    Административные решения в колхозах (селах)

    Одни из главных мероприятий по поддержке колхозов на начальном этапе реформ стали: отмена предыдущих долгов и повышение закупочных цен. Теперь государство гарантировало более высокие цены закупки сельхоз продукции.

    Большим шагом вперед стало разрешение крестьянам иметь подсобное хозяйство. Напомню, что до эпохи Хрущева подсобные хозяйства могли быть, но только очень небольшие, и за их наличие следовало заплатить налог.

    Это, в совокупности с освоением новых земель, привело к небывалому росту производства продукции сельского хозяйства, которая в период с 1953 по 1958 выросла на 34%. Это был большой скачок в развитии, который мог быть сопоставим только с ранними этапами НЭПа.

    Удивительный факт, но обе сомнительные реформы (НЭП и реформы Хрущева) дали в краткосрочной перспективе небывалый рост сельского хозяйства. Но в среднесрочной перспективе (10 лет) обе эти политики привели к страшным последствиям – голову.

    Историческая справка


    Во главу угла в начале сельскохозяйственных реформ ставились административные методы воздействия. Это привело следующим результатам уже через несколько лет после начала реформы:

    • Рост благосостояния крестьян. Результат хороший, но ЦК партии выявил недовольство, что в селе могут вновь появиться «кулаки».
    • Экономический рост сел сводил к минимум необходимость административного влияния.

    В результате уже начиная с 1959 года реформа управления сельским хозяйством изменила свою суть – теперь преследовались не экономические показатели эффективности, а исключительно административное давление сверху понуждать крестьян делать то, что в партии считалось правильным.

    Провал реформы сельского хозяйства

    До 1959 года реформа в сельском хозяйстве шла хорошо, без всяких преувеличений. Но то, что после этого устроил Хрущев – уму не постижимо, и является ярчайшим примером того, как некомпетентность руководства, а также желание контролировать всех людей, могут погубить любые позитивные начинания.

    Семилетний план развития сельского хозяйства (1959-1965) начался с реорганизаций МТС (машинно-тракторные станции). Точнее сказать МТС просто закрывали, а технику предлагали выкупать колхозам. Фактически выкуп был обязательным, поскольку техника была необходима для обработки земли. Вот только государство завышало цену и требовало полного расчета в течение 1 года. Это был первый удар по финансам колхозов.

    Следующий удар была нанесен по частным подсобным хозяйством. Если в предыдущие 5 лет его разрешили увеличить в 5 раз, но с начала 1960-х годов подсобное хозяйство становилось практически незаконным. Его опять возвращали в старые рамки. Управление экономическими реформами при Хрущеве говорило о том, что крестьяне должны работать на колхозы, а не на собственных полях. В итоге чиновники получили приказ за 3 года выкупить весь скот, который есть в частных хозяйствах.

    Кроме этих шагов руководство СССР приняло и другие:

    • Создание крупных аграрных хозяйств. Колхозы объединялись и укрупнялись.
    • Повышение цен на мясо (на 30%), на масло (на 25%).
    • Увеличение посевных площадей кукурузы.

    Если спросить, что люди знают об эпохе Хрущева, то большинство скажет – сажали кукурузу. И будут правы. Откуда у Секретаря ЦК появилась эта мания – непонятно. Но ясно друге – увеличение посевных площадей кукурузы было искусственными велось за счет сокращения посевных площадей пшеницы и ржи. Как итог – в СССР случился глубочайший кризис сельского хозяйства. Впервые за долгие годы зерно стало закупаться за границей! В итоге реформа управления экономикой, предпринятая Хрущевым в сельском хозяйстве провалилась.


    Развитие промышленности при Хрущеве

    Одной из важнейших проблем развития промышленности в эпоху Хрущева стало то, что к концу 1959 года доля производства объектов группы «А» (средства производства) составляла 75%. С одной стороны это подчеркивает направленность страны на развитие промышленности (в 1953 году, например, этот показатель составлял 70%), но с другой стороны это было очень опасно. Опасность в том, что доля предприятий группы «Б» (предметы личного потребления) практически не работали.


    В послевоенную эпоху Сталина ежегодный тем прироста промышленности превышал 10%. Хрущев со своей командой полагал, что эти цифры удержать реально, нужно только строить новые предприятия. Так и поступали повсеместно – открывали новые фабрики и заводы, хотя во всеуслышание говорили о том, что будут развивать экономику благодаря научно-техническому прогрессу. Но применен этот прогресс оказался только в военной сфере.

    Реформирование управления народным хозяйством

    Реформа управления экономикой в промышленности, предпринятая Хрущевым затронула и управление. В 1957 году Министерства были упразднены, а их место заняли региональные отраслевые министерства. Они сегодня известны, как Совнархозы (Советы Народного Хозяйства). В результате произошла частичная децентрализация экономики, с передачей полномочий регионам. В этом были и положительные моменты, но минусы перевешивали:

    • Нарушены связи между регионами страны и отраслями экономики
    • Нарушена техническая концепция производства
    • Потенциала для роста реформа не имела
    • Экономическая свобода у предприятий не появилась.

    Эти проблемы стали быстро очевидными для руководства СССР, и реформа экономики Хрущева перешла на следующий этап сглаживания негативных последствий. В частности Совнархозы перешли с регионального на республиканский уровень (фактически вернулись к министерствам). После этого был объявлен план на 1959-1965 годы по качественному скачку экономики.

    Темпы роста промышленности

    Ключевой показатель развития экономики это темпы роста промышленности. И этот показатель был неумолим для руководства Хрущева – темпы падали, причем достаточно быстро. Ниже представлена таблица, после рассмотрения которой вы сами оцените реформу управления экономикой, предпринятую Хрущевым в плане промышленности и сельского хозяйства.

    Таблица – темпы прироста экономики.

    Темпы роста промышленности снижались регулярно, а в период 1961-19165 годы буквально провалились и промышленность и сельское хозяйство. Стало очевидным, что реформа управления экономикой провалилась и в плане промышленности, хотя в целом индустриальное общество в СССР уже было сформировано.

    Социальная политика при Хрущеве

    Экономическая политика Хрущева делала упор на социальную политику. Но провалы в сельском хозяйстве приводили в том числе и к восстаниям. Самым распространенным из них был восстание в Новочеркасске в 1962 году, для подавления которого была использована армия и танки. Но в целом в этот период было сделано сразу несколько важных изменений:

    • Колхозникам выдали паспорта. Напомню, что до 1960 года люди на селе паспортов не имели!
    • В 1964 году колхозникам была установлена пенсия. До этого ее не было!
    • Колхозникам гарантировалась заработная плата, которая стала фиксированной.
    • Увеличение зарплат на 19%
    • Сокращение рабочего дня до 46 часов (на производстве).
    • Рост жилья (всем же известны квартиры с названием «хрущевка»). В этот период 54 миллиона человек получили новые квартиры.

    В экономической политике Хрущева были свои положительные моменты, но глобально для страны это время стало временем большого провала. Промышленность работала, но стало очевидно, что предприятий группы «Б» не хватает категорически. В сельском хозяйстве доэксперементировались до того, что впервые с гражданской войны зерно стали закупать за границей. Увеличение цен привело к многочисленным восстаниям (понятно, что о них особо не говорят, но они были). Поэтому деятельность Хрущева скорее негативная для СССР, чем позитивная. Именно отсюда начались процессы, которые вылились в перестройку. И хуже всего то, что Хрущев передал власть своему единомышленнику и ученику – Брежневу, который с удовольствием продолжил начатое. Справедливости ради следует отметить, что здесь ученик существенно превзошел учителя.


    Я считаю, что мы провели полную оценку управления экономикой, предпринятую Хрущевым в период своего правления.

    Изменения в высшем руководстве страны. После смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) наступил короткий период «коллективного руководства». Председателем Совета Министров СССР стал Г.М. Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.П. Берия , возглавивший министерство внутренних дел, объединенное с министерством государственной безопасности. Н.С. Хрущев сначала занимал пост секретаря ЦК КПСС, но в сентябре 1953 г. был избран на пост Первого секретаря ЦК КПСС. Между ними и развернулась борьба за власть. Самыми минимальными шансами на победу обладал Хрущев, но именно он в итоге стал руководителем страны. Выиграть борьбу ему помогло то, что он возглавлял партию - главный элемент политической системы.

    В июне 1953 г . Л.П. Берия был обвинен в «антипартийной деятельности» и арестован. Группой захвата руководил заместитель министра обороны Г.К. Жуков. Уже в декабре 1953 г. Берия был расстрелян. В 1955 г. Г.М. Маленков был смещен с поста председателя Совета Министров.

    Летом 1957 г. Маленков, Молотов и Каганович предприняли попытку сместить Хрущева с поста первого секретаря ЦК. При помощи Г.К. Жукова Хрущев сохранил власть, а Маленков, Молотов и Каганович были обвинены в создании антипартийной группы и сняты со своих должностей. Уже через несколько месяцев Хрущев «отблагодарил» Жукова, отстранив его от руководства армией. В 1958 г. Хрущев возглавил и Совет Министров СССР, став единоличным лидером.

    На XXII съезде КПСС в Уставе партии появилось важное положение, согласно которому никто не мог занимать выборную должность в партии более двух сроков подряд, а состав руководящих органов должен обновляться, по меньшей мере, на одну треть. Если при Сталине массовое обновление управленческого слоя происходило за счет репрессий, при Хрущеве оно должно было происходить за счет выборов.

    На рубеже 1950-1960 гг. «оттепель» сворачивалась, нарастал культ личности самого Хрущева. Зрело недовольство его политикой вследствие неудовлетворительных результатов проводившихся реформ.

    Реформы управления промышленностью. В августе 1953 г. Г.М. Маленков выступил с программой экономических реформ, суть которых заключалась в приоритетном развитии легкой и пищевой промышленности (группы «Б») и сельского хозяйства. Планы Г.М. Маленкова вызвали недовольство руководителей тяжелой промышленности. В высшем партийном руководстве шла острая борьба за власть, и это недовольство Н.С. Хрущев решил использовать для ослабления позиций своего соперника. Г.М. Маленкову была поставлена в вину опасная недооценка развития тяжелой промышленности, и он был смещен.

    Основное внимание по-прежнему уделялось производству средств производства - группе «А». К началу 1960-х гг. доля группы «А» в общем объеме народного хозяйства стала составлять 75%. Особенно быстрыми темпами развивались производство стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика.

    В 1957 г. произошло упразднение министерств, вместо них были созданы 105 совнархозов. Суть реформы состояла в переходе от отраслевого к территориальному принципу. Децентрализация управления промышленностью значительно укрепила экономическую роль союзных и автономных республик, но в то же время затруднила общесоюзные связи, координацию предприятий, расположенных в различных регионах, породила определенную разобщенность.

    Организация совнархозов дала некоторый эффект, затем стала сдерживать производство, так как мелочная опека местных руководителей оказалась хуже мелочной опеки отраслевых министерств. В начале 1960-х гг. темпы экономического роста стали неуклонно снижаться.

    Ухудшение положения в экономике заставило Хрущева пойти еще на одну крупную реформу управления. В 1962 г. по производственному принципу были перестроены все руководящие органы сверху донизу. Партийные организации, Советы и исполкомы делились на промышленные и сельские. Разделение по производственному принципу привело к неразберихе, к росту численности чиновников и значительному увеличению административных расходов.

    Реформы в сельском хозяйстве. На сентябрьском (1953) пленуме ЦК КПСС были приняты важные решения об экономическом стимулировании сельского хозяйства. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышались в зависимости от вида в 2-6 раз. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

    В 1954 г. началось освоение целины. В Казахстан и Западную Сибирь было отправлено около 300 тыс. добровольцев и много техники. Эти ресурсы отрывались от старопахотных районов России. В первые годы целина давала неплохой урожай. Однако уже в конце 1950-х гг. началась эрозия почв, и урожаи упали.

    С целью решения кормовой проблемы были увеличены площади под кукурузу за счет уменьшения посевов зерновых.

    В 1953-1958 гг . прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предшествующим пятилетием. Однако с конца 1950-х гг., по мере укрепления Н.С. Хрущева у власти, наметился поворот к прежним административным методам руководства сельским хозяйством. Началось ограничение личных подсобных хозяйств.

    В 1958 г. была проведена реорганизация МТС, вместо которых появились ремонтно-технические станции (РТС). Машинно-тракторные станции ликвидировались, а их техника должна была выкупаться колхозами по высокой цене и в короткие сроки. Это разорило многие колхозы.

    К началу 1960-х гг . вновь обострилась продовольственная проблема. Решение правительства стимулировать развитие животноводства повышением розничных цен на мясо и масло (1962) вызвало острое недовольство городских жителей. В ряде регионов прошли митинги и демонстрации протеста, демонстрация рабочих и служащих Новочеркасска была подавлена войсками. Были жертвы.

    Опасаясь дальнейшего роста социальной напряженности, партийно-государственное руководство впервые в истории России и СССР пошло на закупку зерна в США, что положило начало растущей зависимости страны от продовольственного импорта. Показателем кризиса сельского хозяйства стал провал заданий 7-летнего плана (1959-1965): фактический рост сельскохозяйственного производства за годы семилетки составил 15% вместо плановых 70%.

    Наука. Высокий уровень советской науки способствовал появлению ядерной энергетики. В 1953 г. была испытана первая водородная бомба. В 1954 г. в подмосковном г. Обнинске запущена первая атомная электростанция. В 1959 г. появился первый атомный ледокол «Ленин». Затем были построены первые атомные подводные лодки. Появился первый в мире пассажирский реактивный самолет ТУ-104.

    В 1957 г. под руководством С.П. Королева был запущен первый искусственный спутник, а 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек планеты - Ю.А. Гагарин .

    Однако в целом руководству СССР не удалось обеспечить полноценное осуществление научно-технической революции, охватившей все развитые страны мира, что в последующие годы обусловило техническое отставание страны на наиболее перспективных направлениях.

    Социальная сфера. В 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 и более раз. Колхозники получили государственную пенсию только в 1964 г. Была отменена плата за обучение в школах и вузах. Увеличились масштабы жилищного строительства.

    Внешняя политика. В своем внешнеполитическом курсе Н.С. Хрущев руководствовался принципом мирного сосуществования капиталистической и социалистической систем. Но он не всегда соблюдался. Прорывы в отношениях с Западом сменялись кризисными ситуациями.

    В 1958 г. состоялся первый визит главы советского государства в США. В 1963 г. заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах - в атмосфере, в космосе, под водой.

    В 1961 г . произошел второй Берлинский кризис , итогом которого стало разделение города на Западный Берлин, обнесенного знаменитой Берлинской стеной, и Восточный Берлин, столицу ГДР.

    Особенно острым стал Карибский кризис 1962 г., возникший в связи с размещением советских ракет на Кубе, в непосредственной близости от США, и поставивший мир на грань ядерной войны.

    Для укрепления своих позиций в странах социалистического лагеря Советский Союз использовал все возможные рычаги - от финансово-экономической и технической помощи до силового давления. В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии) - Организация Варшавского договора . В 1956 г. Советский Союз подавил антикоммунистическое восстание в Венгрии. В конце 1950-х гг. резко обострились отношения СССР с крупнейшей социалистической страной - Китаем, вызванные идеологическими разногласиями и расхождением стратегических интересов двух стран.

    Большое внимание уделялось развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) - Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Пытаясь обеспечить свое влияние в этих странах, Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных объектов. За время правления Н.С. Хрущева при финансовой и технической помощи СССР в разных странах мира было построено около 6 тыс. предприятий.

    В 1964 г. против Хрущева возник заговор , в котором активное участие приняли А.Н. Шелепин, Н.В. Подгорный, Л.И. Брежнев, В.Е. Семичастный и др. На октябрьском (1964) Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме » и «субъективизме », смещен со всех постов и отправлен на пенсию.

    1. В апреле 1956 г. был издан указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной ответственностью.

    2. В январе 1957 г. принято новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.

    3. Созданный при Правительстве СССР Комитет по вопросам труда и заработной платы осуществил в 1955 1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы.

    4. С 1956 г. сократилась на 2 часа продолжительность рабочего дня в субботние и предпраздничные дни; для работающих подростков был установлен 6-часовой рабочий день; увеличилась продолжительность отпусков по беременности и родам.

    5. В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза. На профкомы возлагался контроль за выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия профсоюзов.

    6. В июле 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий. Пенсионный возраст для мужчин был определен в 60 лет, для женщин в 55 лет. Важное значение для назначения трудовой пенсии стал играть общий трудовой стаж гражданина. Для мужчин он был установлен в 25 лет, для женщин в 20 лет. При назначении пенсий по инвалидности, вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и стаж работы не учитывались. Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат. Для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались в 2 раза и более.

    7. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

    8. Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона, панельных домов с малогабаритными квартирами. Одновременно были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов наподобие известного в Москве микрорайона Черемушки, где жилые дома сочетались с учреждениями и заведениями культурно- бытового назначения: школами, больницами, детскими садами, магазинами, парикмахерскими и т.п.

    Итоги правления Н.С. Хрущева. Жилищная программа, разработанная и осуществленная в Советском Союзе при активном участии Н.С. Хрущева, позволила всего за несколько лет, уже во второй половине 50- х гг., переселить почти четверть населения страны в новые благоустроенные квартиры. Знаменитые «хрущевки» снизили остроту жилищной проблемы. Причем ордера на вселение в панельные «хрущевки» выдавались нуждающимся гражданам СССР бесплатно .И это спустя всего одно десятилетие после окончания разрушительной Великой Отечественной войны, уничтожившей почти треть всего экономического потенциала огромной страны, когда почти 2 тыс. городов и 70 тыс. сел и деревень лежало в руинах.



    В эпоху реформ Хрущева получили бурное развитие наукоемкие отрасли промышленности: электроника, авиастроение, космонавтика и другие. При Хрущеве был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.) и первый в мире полет человека в космос . Причем полет Ю.А. Гагарина в космос 12 апреля 1961 г. стал триумфом не только советской науки и техники, но на какое-то время и всей страны Советов, возглавляемой Н.С. Хрущевым, автором многих реформ того периода.

    Таким образом, осуществление Хрущевым государственно-правовых реформ, прогрессивные начинания в промышленности, сельском хозяйстве, освоение целинных и залежных земель, новая успешная социальная политика, ликвидация им репрессивного режима Сталина, развенчание культа личности вождя всех народов все это стало проявлениями нового подхода к государственному управлению. Хрущевский период управления страной оказался крупным шагом в развитии нашего государства.

    Определенные успехи в государственно- правовых реформах, экономике, социальной сфере, обещания Н.С. Хрущева, сделанные на ХХII съезде партии, о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», породили слишком много иллюзий в обществе о возможностях социалистической системы хозяйствования. Прожектам реформатора не суждено было сбыться: построение за два десятка лет материально- технической базы коммунизма, которая позволила бы осуществить принцип «от каждого по способности, каждому по потребности», было явной утопией очередного кремлевского мечтателя.



    Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Волюнтаризм Хрущева, постепенный его отход от принципов коллективного руководства, концентрация партийной и государственной власти в одних руках и другие ошибки привели к тому, что ближайшее окружение оказалось недовольным его правлением и приняло меры по устранению лидера от власти.

    По инициативе Л.И. Брежнева и его сторонников 13 октября 1964 г. было созвано внеочередное заседание Президиума ЦК якобы для обсуждения вопросов по сельскому хозяйству. Н.С. Хрущев в это время был на юге, в отпуске, но встречался с министром сельского хозяйства Франции. Поэтому он не сразу принял настойчивое предложение Брежнева срочно прибыть в Москву.Для Хрущева и его спутника А.И. Микояна, прилетевших в Москву, уже на аэродроме, где их встречал только сотрудник КГБ, стало ясно, что на Пленуме ЦК речь будет идти отнюдь не о сельском хозяйстве.На заседании Президиума ЦК КПСС собралось 22 человека, присутствовали министры СССР, несколько секретарей обкомов. Обсуждение было бурным, резким, откровенным. Хрущев решительно отвергал почти все обвинения в свой адрес и сам выдвигал несколько обвинений в адрес присутствующих членов Президиума ЦК. В защиту Хрущева выступал один А.И. Микоян, который заявил, что деятельность Хрущева большой политический капитал партии, который она не вправе так легко растрачивать. Но Микояна не поддержал никто из присутствующих. Было очевидно, что Пленум ЦК КПСС на этот раз окажется не на стороне первого секретаря. Однако убедить Хрущева добровольно уйти в отставку не удалось, и заседание, начавшееся днем 13 октября, пришлось прервать поздно ночью для отдыха. Все разошлись по домам, условившись собраться утром 14 октября. Однако ночью Хрущев решил: «Если они не хотят меня, то пусть так и будет», и на следующий день заседание Президиума ЦК продолжалось не более полутора часов. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, а председателем Совета Министров СССР – А.Н. Косыгин.14 октября в Кремле открылся очередной Пленум ЦК КПСС, члены которого уже заранее прибыли в Москву со всех концов страны. Заседание открыл Л.И. Брежнев, председательствовал А.И. Микоян. Присутствовал на заседании пленума и Н.С. Хрущев, который не проронил ни слова. М.С. Суслов зачитал на Пленуме доклад, в котором не было объективного анализа деятельности Хрущева за 11 лет , но были замечания в основном личного характера, связанного с его волюнтаризмом в последнее время. Пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущева от всех занимаемых постов . Первым секретарем ЦК КПСС был утвержден Л.И. Брежнев . Этот пленум ЦК напоминает чем- то дворцовый переворот XVIII века: заговор смещение назначение нового монарха.

    13.3. Социально-экономическое развитие страны в «эпоху Брежнева»

    Леонид Ильич Брежнев , пришедший к власти в результате партийного «дворцового переворота», был типичным представителем номенклатуры. В годы Великой Отечественной войны был полковником, начальником политотдела дивизии, воевавшей на Малой земле под Новороссийском. После войны возглавлял Запорожский, затем Днепропетровский обкомы Компартии Украины. В период освоения целины руководил Казахстаном, в 1950 1952 гг. Молдавией. В заговоре против Н.С. Хрущева Л.И. Брежнев участвовал в должности секретаря ЦК КПСС.

    Госуправление в эпоху Брежнева. После устранения Н.С. Хрущева от власти Л.И. Брежнев, тогда еще полный сил и энергии, провел целый комплекс государственно-правовых, экономических и социальных реформ, которые значительно изменили облик нашей страны. Л.И. Брежнев провел некоторые контрреформы государственного управления. Вместо хрущевских совнархозов он возродил все отраслевые министерства . Вместе с ними был осуществлен возврат к отраслевому принципу планирования и управления промышленностью. Однако была сохранена некоторая самостоятельность союзных республик. Планирование осуществлял Госплан СССР через союзные и союзно-республиканские министерства.

    Л.И. Брежнев поначалу не имел четкой программы управления советским государством, проведения назревших реформ. Не имел он и своей команды профессионалов- единомышленников для осуществления задуманных изменений. Но он, как опытный аппаратчик, укрепил позиции партийной номенклатуры , расширил её полномочия в управлении регионами и страной в целом. Несколько позже появилась и команда для проведения реформ. Разумеется, ее основу составляла партийная элита, члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС, аппарат Центрального Комитета партии.

    Без санкции (резолюции, одобрения) соответствующего сектора или отдела ЦК КПСС, а в некоторых случаях Секретариата или Политбюро ни один орган государственного управления не мог принять ни одного сколько-нибудь важного решения в то время. Через ЦК КПСС осуществлялось так называемое политическое, зачастую прямое руководство отраслями народного хозяйства.

    Аналогичное положение сложилось и на местах, где ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы монополизировали принятие всех политических решений и контролировали деятельность советских и комсомольских организаций, местных судов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

    На XXIII съезде КПСС (1966 г.) было восстановлено название «генеральный секретарь ЦК КПСС». Позднее Брежнев совместил главную партийную должность с постом председателя Президиума Верховного Совета СССР и председателя Совета Обороны.

    Первоначально Брежнев проявлял себя как энергичный и достаточно компетентный руководитель, хотя и тяготевший к консерватизму, но осуществлявший грамотное руководство в интересах страны. Л.И. Брежнев в середине 60-х гг. был горячим сторонником экономических преобразований и поддерживал руководителя правительства Алексея Николаевича Косыгина - автора реформ в промышленности и сельском хозяйстве. Однако позднее, к середине 70-х гг., между Брежневым и Косыгиным начались разногласия по вопросам дальнейшего реформирования экономики. К сожалению, это противостояние закончилось поражением Косыгина, и Брежнев предпринял политические акции, которые закрепили отказ советского государства от рыночных реформ. И все же некоторые результаты их совместной деятельности дали положительные импульсы социально-экономическому развитию страны.

    Аграрная реформа была провозглашена на мартовском (1965 г.) пленуме ЦК КПСС. Она включала меры по решению социальных проблем села, использование экономических стимулов в сельском хозяйстве, увеличение финансирования производства сельскохозяйственной продукции. В ходе реализации аграрной реформы были произведены следующие изменения.

    1. Крестьяне получили дополнительную землю в личное пользование для развития приусадебного хозяйства, а «лишнюю» землю уже не отрезали.

    2. Крестьяне получили право на пенсию.

    3. В колхозах гарантировалась минимальная зарплата деньгами, а остальную часть составляла натуроплата (зерном, овощами и т.п.).

    4. Снова увеличивалась закупочная цена на сельхозпродукты при снижении норм обязательных поставок в «закрома Родины». За их сверхплановую продажу вводилась дополнительная надбавка к цене в размере 50%.

    5. Твердый план государственных закупок зерна и других сельхозпродуктов устанавливался сроком на 6 лет. Это повышало стабильность и заинтересованность крестьян в результатах своего труда.

    6. Кукурузной эпопее был положен конец: насильственно не заставляли теперь сеять «царицу полей» и подсолнечник на землях, близких к Северному полюсу.

    Все это привело к повышению производительности труда в сельском хозяйстве. Уже к концу восьмой пятилетки (1965-1970) совокупная рентабельность совхозного производства составила 22%, а колхозного еще выше 34%. Благодаря сельскохозяйственной реформе снабжение страны продукцией сельского хозяйства значительно улучшилось.

    Курс на увеличение сельскохозяйственного производства был продолжен при утверждении девятого и десятого пятилетних планов развития народного хозяйства СССР. Всего за три пятилетки с 1966 по 1980 г. на развитие сельского хозяйства страны было направлено почти 400 млрд рублей . Если принять во внимание тот факт, что рубль в то время по обменному курсу был больше доллара США, станет ясно, какие гигантские суммы выделялись при Л.И. Брежневе на реализацию аграрных реформ. Однако эти средства использовались крайне неэффективно. Они вкладывались в строительство гигантских дорогостоящих комплексов, непродуманную мелиорацию и химизацию полей, не приносивших реальной отдачи.

    Реформы в промышленности. В ноябре 1965 г. А.Н. Косыгин выступил на пленуме ЦК КПСС с докладом, в котором обосновал необходимость экономической реформы в промышленности. Руководитель правительства предложил ввести рыночные категории и понятия в хозяйственную деятельность предприятий: прибыль, рентабельность, хозрасчет, себестоимость продукции и т.п. Реформа значительно сокращала перечень плановых показателей, введенных ранее государством. Одним из главных показателей работы промышленных предприятий устанавливался объем реализованной, а не всей произведенной продукции. Это был шаг вперед к современному понятию «конъюнктуры рынка», то есть производить то, что требуется потребителю.

    Для экономического стимулирования труда и выпуска товаров было принято решение оставлять в распоряжении предприятий часть прибыли. За счет отчислений от прибыли на заводах и фабриках происходило формирование специальных фондов: 1) материального поощрения; 2) развития производства (самофинансирование) и 3) социально-культурного и бытового развития (деньги направлялись на строительство жилья, санаториев, домов культуры и т.д.). Это был существенный шаг к самостоятельности предприятий, стимулированию производительности труда.

    Косыгинская экономическая реформа дала заметный толчок буксовавшему народному хозяйству. На новых условиях хозяйствования уже в 1966 г. приступили к работе свыше 700 производственных коллективов. В соответствии с реформой стали создаваться производственные объединения с целью кооперации по выпуску сложной продукции. Примером такой кооперации может служить объединение Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева с профильными предприятиями в Рославле и Мценске, выпускавшими комплектующие и запасные части для автомобилей. Это способствовало укреплению хозяйственных связей, устраняло дублирующие производственные мощности.

    В Советском Союзе в этот период с целью развития науки и техники создавались новые наукоемкие отрасли промышленности: микроэлектроника, атомное машиностроение и т.д., возникали научно- производственные объединения, отвечавшие требованиям времени.

    О прогрессивном значении экономических реформ в эпоху Брежнева, особенно на начальном этапе, свидетельствуют следующие цифры и факты. Только за восьмую пятилетку объем промышленного производства вырос в полтора раза , производительность труда на 33%. Восьмая пятилетка стала одной из самых успешных для экономики страны. Было построено 1900 новых промышленных предприятий , завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти, начали действовать Западно- Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Конакове и Криворожье, окончилась прокладка газопровода «Средняя Азия Центр» протяженностью 2750 км. Завершилось строительство первой очереди знаменитого нефтепровода «Дружба», протяженностью 8 900 км. Общая длина построенных в СССР нефте- и газопроводов превысила 35 тыс. км.

    Темпы роста экономики при Л.И.Брежневе в 60 70- х гг. были значительно выше, чем в развитых странах Европы. Среднегодовые темпы прироста национального дохода в годы восьмой пятилетки достигали 7,7%. Этот показатель значительно превышает нынешние темпы развития российской экономики.

    Начиная с середины 70- х гг. реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. В рамках этого органа образовалась узкая группа партийной суперэлиты в составе Ю.В. Андропова, А.Н. Громыко, Д.Ф. Устинова, М.И. Суслова, К.У. Черненко, которая вместе с Брежневым фактически решала все принципиальнейшие вопросы.

    Партийные лидеры, понимая важность развития науки и техники, призывали советских людей «соединить достижения научно- технического прогресса с преимуществами социализма». Однако именно эти «преимущества» как раз и тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство, так как не была решена проблема стимулов . Экономические стимулы подменялись социалистическим соревнованием в научно- исследовательских институтах и научно- производственных объединениях. Время от времени появлялись, правда, сообщения о новых крупных открытиях и разработках, но если они не имели военного значения, то чаще всего так и не внедрялись в массовое производство то из- за «нехватки средств», то из- за отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

    Одновременно в стране насаждались отношения личной преданности, семейственности в подборе и расстановке кадров. Например, те люди, с которые раньше работали с Брежневым на Украине, в Молдавии или Казахстане и были ему бесконечно преданы, оказались на высоких руководящих должностях, а сын и зять Брежнева были введены в состав ЦК КПСС.

    Замкнутость властной элиты, ее практическая несменяемость и неподконтрольность, «непотопляемость» партийной номенклатуры и высших чиновников, какие бы промахи они ни допускали в руководстве, все это вызывало недовольство в обществе, социальную апатию граждан. Так, узкий круг членов Политбюро на даче у Брежнева 12 декабря 1979 г. принял решение о вводе советских войск в Афганистан. Как выяснилось позже, это было серьезной политической ошибкой.

    Росла социальная дифференциация, основанная не на трудовом вкладе, а на степени доступа к дефициту. Она усугублялась увеличением незаслуженных и незаконных привилегий для некоторых категорий граждан, в основном партийных и советских работников, другой номенклатуры.

    К середине 70- х гг. реформы в экономике были практически свернуты. В результате темпы роста производительности труда в девятой пятилетке (1971–1975) по сравнению с восьмой пятилеткой снизились с 6,8 до 3%, то есть более чем в два раза.

    Руководство страны объясняло это объективными причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения, истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов и т.д. Все эти факторы действительно имели место и негативно сказывались на развитии экономики. Однако главным обстоятельством, объясняющим неудачи реформ, было то, что сама директивная модель экономики исчерпала свой ресурс. Она могла еще какое- то время развиваться по инерции, но в историческом плане была обречена.

    Существовавшие методы государственного управления не могли уже обеспечить решения задач, стоявших перед экономикой. Экстенсивные способы развития народного хозяйства исчерпали себя. Отрицательно сказалась такие факторы, как необходимость прямого и косвенного дотирования убыточных предприятий и неэффективных территорий, непомерные военные расходы и многомиллиардные кредиты СССР странам третьего мира.

    Положение спасали только нефть, газ и другие энергоносители, запасы которых были обнаружены с помощью космических спутников. Экспорт «черного золота» за рубеж стал мощным источником получения дополнительной валюты, волшебной палочкой для решения острых социально- экономических проблем. За счет нефтедолларов государство стало закупать западное оборудование и технологии и на этой основе решать назревшие проблемы.

    Вместо того чтобы добиваться повышения качества продукции, интенсификации производства, получения прибыли, внедряя достижения научно-технического прогресса в производство, бюрократия сделала ставку на импортные накачки. Основная задача заключалась в сохранении достигнутых темпов производства. В результате СССР фактически «проспал» информационную революцию компьютеризацию и IT-технологии. В то время как США, Западная Европа и Япония развивались на постиндустриальных направлениях модернизации, советская экономика традиционно и инерционно развивалась в рамках индустриального этапа. Об отсталости Советского Союза свидетельствует тот факт, что к 1985 г. у него было в тысячу раз меньше персональных компьютеров и ЭВМ, чем, например, в США. Ситуация обострилась из- за предпринятых Западом санкций в отношении СССР после начала афганской войны, когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологий фактически прекратился.

    В СССР к началу 80-х гг. налицо были признаки замедления темпов роста экономики, застоя и стагнации. Но ярлык «застоя и стагнации», навешенный ангажированными политиками и экономистами, не совсем корректен по отношению ко всей брежневской эпохе. Если брать в целом брежневский период развития огромной страны, занимавшей площадь в 22,4 млн кв. км, на которой проживало почти 280 млн человек, то общая картина будет разительно отличаться от той, которая навязывается неискушенным россиянам зависимыми средствами массовой информации и, в первую очередь, федеральными телеканалами.

    Факты свидетельствуют: к началу перестройки 80- х гг. в Советском Союзе был создан мощный промышленный потенциал. За 18 лет с 1970 по 1988 г.промышленное производство в СССР возросло в 2,38 раза. Развитые страны Европы за те же 18 лет дали значительно меньший прирост промышленного производства. В Англии оно возросло всего в 1,32 раза, или почти в 2 раза меньше, чем в Советском Союзе; в ФРГ в 1,33; во Франции в 1,48 раза, то есть значительно меньше, чем в СССР в «период застоя и стагнации». Даже США отстали от СССР, дав прирост промышленного производства всего в 1,68 раза.

    Объем валового внутреннего продукта в период с 1960 по 1988 г. в СССР увеличился почти в 5 раз! Причем темпы роста законченного общественного продукта сохранялись почти во весь брежневский период. По сравнению с 1960 г. его объем в 1970 г. был превышен в 2,1 раза, в 1980 г. в 3,5 раза, а в 1988 г. в 4,7 раза. Поэтому по меньшей мере ненаучно вешать ярлык «брежневский застой»на экономику, опережавшую по главным экономическим показателям не только развитые страны Западной Европы, но и США . Экономические показатели СССР были бы гораздо выше, если бы Брежнев не так сильно болел в последние годы руководства страной либо вовремя уступил место более энергичному руководителю государства.

    Фундамент экономики, заложенный в эпоху Брежнева, разведанные запасы нефти и газа позволили пережить провал перестройки Горбачева, почти полтора десятка лет системного кризиса Ельцина и неудачи в управлении Путина-Медведева. Таким образом, реформы Брежнева-Косыгина в промышленности и сельском хозяйстве давшие положительные результаты, имеют важное историческое значение.

    При всех недостатках и пороках политической системы, неповоротливости бюрократического аппарата управления экономика при Л.И. Брежневе обеспечивала сравнительно высокий уровень благосостояния населения.

    Успехи в социальной сфере. Успехи в экономической области позволили социалистическому государству решить многие социальные проблемы. На это была нацелена и Конституция СССР, принятая в 1977 г., и специальные законы, регулировавшие социальную политику государства. Увеличивались общественные фонды потребления, делались серьезные финансовые вложения в государственную медицину, образование, спорт, отдых.

    Образование в высших и других учебных заведениях при Л.И. Брежневе было бесплатным. (Для сравнения: стоимость годового обучения в престижных государственных российских вузах в 2010 г. составляла: в Высшей школе экономики нафакультете государственного и муниципального управления – 250 тыс. руб. в год., в МГУ им. М.В.Ломоносова на факультете политологии по магистерским программам – 261, 6 тыс., в МГИМО по программам подготовки бакалавров – от 280 тыс. рублей).

    В брежневский период уделялось пристальное внимание качеству образования, высокому уровню подготовки специалистов. О степени профессиональной подготовки того времени можно судить по тому факту, что нынешние руководители Российского государства, региональных органов власти и управления, ректоры ведущих вузов (список можно продолжить) получили образование при Л.И.Брежневе.

    Здравоохранение позволяло успешно бороться с детской смертностью, эпидемиями и другими заболеваниями. Операции, даже самые сложные, были для людей бесплатными.

    Пенсионное обеспечение в целом отвечало потребностям людей, ушедших на заслуженный отдых. Были повышены пенсии работникам черной металлургии, шахтерам, другим категориям со сложными условиями трудовой деятельности. Вводились надбавки за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в учреждении или организации. Заметно повышались пенсии инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, семьям военнослужащих, погибших на фронте.

    Максимальная пенсия для простых граждан (учителей, врачей, инженеров и т.д.) составляла 132 рубля и позволяла жить практически безбедно. Буханка хлеба стоила чуть больше 10 копеек, колбаса 2 рубля 20 копеек за 1 кг, мясо не более 2 рублей за кг, 1 кВт∙ч электроэнергии 4 копейки, бензин 7 копеек за 1 л, квартплата взималась не более 10–15 рублей в месяц и т.д. При таких ценах стоимость жизни была невелика, и пенсионеры могли позволить себе кое- что откладывать «на черный день».

    Никаких задержек с выплатой пенсий, зарплат не было и в помине. «Действительно, так было раньше,132 рубля советской трудовой пенсии в переводе на натуральные продукты, как то: хлеб, молоко, мясо и т.д. были несомненно весомее, чем сегодняшняя моя пенсия. Что можно было тогда купить, заплатив 16 рублей 39 копеек за квартиру и свет: 730 буханок хлеба, 60 кг вареной колбасы, 32 кг швейцарского сыра. Сегодняшние мои 3500 рублей пенсии, остающиеся от уплаты коммунальных платежей,писала пенсионерка Лидия Куликова в 2007 г. в журнал «Российская Федерация», позволяют купить 290 буханок хлеба, 17 кг колбасы, 23 кг российского сыра, то есть по всем статьям в три раза меньше». Таким образом, социальная защищенность пенсионеров в брежневский период государственного управления была значительно выше, чем в современной России.

    Советские люди в брежневский период руководства государством имели и другие социальные гарантии , в том числе на жилище. Действующее в тот период жилищное законодательство определяло порядок бесплатного предоставления гражданам жилой площади. Следует подчеркнуть, что жилищное законодательство того периода предусматривало также улучшение жилищных условий гражданам за счет государства.

    Закон устанавливал категории граждан, имевших льготы в обеспечении жильем. К таким категориям относились инвалиды и участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Герои социалистического Труда, кавалеры ордена Славы трех степеней и др. Если на одного человека приходилось менее 12 кв. м жилой площади, то граждане, проживавшие в таких стесненных условиях, также имели право на улучшение жилищных условий за счет государства.

    Из занимаемой по закону квартиры или жилого дома гражданина не мог выселить никто. Его дом был его настоящей крепостью. Проникновение в жилище каралось законом.

    При Л.И. Брежневе было построено свыше 1,5 млрд кв. м жилья, что позволило бесплатно получить благоустроенные квартиры более 40% советских людей . Согласно официальной статистике, к началу 80- х гг. ХХ в. отдельные квартиры имели почти 80% семей, включая семьи граждан Белоруссии, Молдавии, Украины, Прибалтийских республик, Средней Азии и Закавказья. В этих республиках, вышедших из состава СССР в декабре 1991 г., до сих пор львиную долю жилого фонда составляют квартиры брежневского периода «застоя и стагнации».

    В 1966 1967 гг. не без участия Л.И. Брежнева была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями . Росла заработная плата основных категорий трудящихся, значительно повышен размер минимальной заработной платы. В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. На их базе были разработаны и введены в действие новые кодексы законов о труде союзных республик. В РСФСР новый КЗОТ был принят в 1971 г. Большое значение новое трудовое законодательство придавало защите трудовых прав женщин и молодежи. Женщины получили право на частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком в возрасте до одного года. Защищались права беременных женщин: никто не мог лишить их работы и трудового заработка, отказать в декретном отпуске и т.п.

    В брежневский период реформ снабжение населения продуктами питания и товарами народного потребления достигло самого высокого уровня по сравнению с другими периодами социалистического развития страны. Причем цены на товары и услуги были сравнительно невысокими, доступными среднему потребителю. Например, при зарплате в 200 рублей можно было купить четыре путевки в санаторий на Черном море (с лечением, питанием и проживанием в обустроенных номерах) сроком на 24 дня.

    Недавнее 100- летие со дня рождения Л.И. Брежнева в России «прошло под дружный ностальгический вздох: застой многие вспомнили как «золотой век», историческое счастье светлое, беззаботное» напечатала в январе 2007 г. «Комсомольская правда». Размышляя над этим феноменом, влиятельнейшая российская газета в статье «СССР возвращается?» пишет: «Странное дело, иронизируя порой над смешным и грустным нашим прошлым, мы вдруг обнаруживаем в сегодняшней жизни, где есть все, о чем мечталось от колбасы и иномарок до свободных загранпоездок... наши сограждане вдруг стали ностальгировать по тягучему брежневскому «застою». Газета приводит слова Аркадия Инина, в которых содержится ответ на вопрос, почему бывшим советским гражданам так нравилась брежневская эпоха. «Ни о чем я так не мечтаю, как если бы проснуться в «золотом застое», утверждал известный писатель- сатирик. – Когда были стабильность, уверенность в завтрашнем дне, безопасность, забота о людях, уважение к ветеранам, пенсии, на которые можно было не только прожить, но и отдыхать в Крыму, отсутствие культа денег, дикого классового неравенства, негодяев в Куршевеле, бомжей и беспризорников на российских улицах. А главное было уважение к достоинству человека». Вот такие воспоминания сегодняшних россиян, живших в эпоху Брежнева, которую часто и не совсем справедливо называют эпохой «застоя и стагнации».

    Чтобы соблюсти объективность, следует отметить, что в конце статьи А. Инин перечисляет, что ему не нравилось в той эпохе. Ему не хотелось бы, как и большинству бывших советских граждан, чтобы снова были железный занавес, власть КПСС и политическая цензура.

    Конец брежневской эпохи. Следует иметь в виду, что начало и конец брежневской эпохи разительно отличаются друг от друга. Это связано прежде всего с самим лидером государства, его отношением к государственно- правовым реформам и изменениям в социально- экономической сфере. В конце правления Брежнев потерял возможность критического мышления и даже попытался при поддержке своего окружения организовать подобие культа своей личности. Некоторые историки склонны объяснять разительные перемены серьезными проблемами со здоровьем реформатора, отрицательным отношением к преобразованиям его ближайшего окружения, прежде всего престарелого состава Политбюро ЦК КПСС.

    Все эти предположения основываются на реальных фактах. Как бы там ни было, но в конце брежневской эпохи произошли изменения, ставшие рубежом развития общества. В стране начались контрреформы , касавшиеся многих сфер советского общества. В политике произошла смена концепции строительства коммунизма концепцией развитого социализма. В государственном аппарате принципы коллегиального руководства подменялись единоначалием. В партии предали забвению принцип ротации кадров. В гражданском обществе ширилось преследование инакомыслящих .

    В конце 70- х начале 80- х гг. в связи с начавшимся падением экспортных цен на нефть резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по «остаточному принципу» особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания.

    Особый контраст социального обеспечения тружеников села был заметен в сравнении с жизненным уровнем руководителей партийных и советских органов, которые занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, их обслуживали специальные поликлиники, больницы, санатории. В конце брежневского правления в СССР стали все более очевидными факты, как слуги народа превращались в господ.Они обросли различными привилегиями, льготами, а многие из партийных и советских функционеров и богатством.



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение