Эскадренный броненосец "цесаревич". Модель броненосца цесаревич журнал корабли россии Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао. Правый борт

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?




"Цесаревич" у стенки - пробоины заделаны, мачта прихвачены дополнительными растяжками, т.к. после боя начали раскачиваться.

По приходу вечером 29 июля в Циндао, командир не спешил с распоряжениями о пополнении запасов угля и о заказе необходимых для ремонта материалов. Не вдохновил его и пример пришедших ранее и уже готовившихся к уходу для прорыва "Новика" и "Бесшумного". Хуже того, капитан 1 ранга Иванов счел удобным уклониться от рекомендаций, за которыми обратился к нему командир "Бесстрашного" лейтенант П.Л. Трухачев (1867-1916).

Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао. Правый борт

Придя утром 30 июля вместе с "Беспощадным", он, видимо, считал, что прорвавшиеся корабли и во Владивосток должны идти вместе. Приняв на себя общее командование, ускорив с помощью своей команды пополнение на миноносцах запаса угля, "Цесаревич" мог бы вывести в море целый отряд. В зависимости от обстановки он мог совершить или прорыв во Владивосток или уйти на юг, чтобы в труднодоступных районах французских или даже чужих колоний дожидаться прихода 2-й Тихоокеанской эскадры. Не исключался и поход на соединение с владивостокским отрядом крейсеров.
Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао. Носовая башня и правый борт

Все это было вполне реально при наличии в составе русского флота специальных крейсеров Добровольного флота. Ведь их операции уже в начале войны вызвали большой переполох среди фирм, занимавшихся военной контрабандой. Планировалось широкое развитие крейсерских операций, которые было вполне реально связать с судьбой прорвавшихся кораблей. Вспомним, что С.О. Макаров считал вполне реальным прорыв в Порт-Артур (а, возможно, и во Владивосток) захваченного началом войны в Красном море броненосца "Ослябя".
Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао. Повреждения второй дымовой трубы

Но командир вчерашнего флагманского корабля и его штаб не нашли в себе сил до конца исполнить свой долг и не допустить разоружения в нейтральном Циндао. Корабли были предоставлены сами себе и действовали совершенно разрозненно. "Новик", спеша уйти до наступления утра, и не получив с "Цесаревича" помощи, покинул порт с неполным запасом угля. Это обстоятельство сыграло, как вскоре выяснилось, роковую роль в его судьбе. "Бесшумный" прилагал все усилия, чтобы в кратчайший срок, пока не нагрянули к порту японцы, справиться с ремонтом и успеть уйти на прорыв."Бесстрашный", ожидая его готовности, спешил с приемкой угля. О помощи кораблям за все это время со стороны "Цесаревича" упоминаний в документах не встречается.
Уклонившись от всех инициатив и вполне довольный сложившимися обстоятельствами, командир Н.М. Иванов с чувством исполненного долга отошел от дел.
Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао. Средняя шестидюймовая башня

Утром 30 июля он съехал на берег в немецкий госпиталь, оставив свой корабль собственными силами решать им, Ивановым, созданные проблемы. Там же оказался и адмирал Матусевич. Но корабль, несмотря на странное поведение двух его самых старших начальников, не сдавался. Надежду на возможность ремонта и последующего прорыва возбудила переданная на корабли 31 июля телеграмма императора Николая II, ободрявшая экипаж "в сознании свято и с честью исполненного долга перед престолом и родиной".
Немецкий оркестр на форе эскадренного броненосца "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

В ответной телеграмме адмирала Матусевича на имя управляющего морским министерством изъявлялись чувства благоговения, с которым все на броненосце и миноносцах восприняли "высокомилостливые слова" императора, и выражались пожелания о "ниспослании здравия и благоденствия возлюбленному государю императору и высоконоворожденному наследнику". Далее высказывались верноподданические чувства и единодушное желание экипажей кораблей "снова нести наши жизни во славу престола и отечества". Увы, действительность не подтвердила этих возвышенных чувств все-преданности престолу. Немцы, правда, чтобы не подвергнуть корабли японским атакам с моря, 31 июля перевели их во внутренний бассейн, а губернатор 1 августа объявил, что "Цесаревичу" разрешена 6-дневная стоянка. Она объяснялась необходимостью привести корабли в состояние, необходимое для выхода в море (но не для полной боеготовности). От "Беспощадного" в день прихода потребовали вначале покинуть порт в течение 24 часов (как и от "Новика" перед этим), а затем, ссылаясь на разрешение германского императора, срок стоянки продлили до полуночи с 3 на 4 августа.

Но 2 августа отношение обычно любезных немецких властей вдруг переменилось. В 10 утра командирам всех кораблей объявили повеление кайзера Вильгельма II немедленно - к 11 часам спустить флаги и разоружиться. Все терялись в догадках о причине такого исключительного вероломства. Ведь русские корабли за все предшествовавшие войне годы привыкли к постоянно проявлявшимися немецкими властями (особенно в Киле) чувствам радушия, гостеприимства и даже дружбы. Германия в той войне явно сочувствовала России, и немецкие пароходы с грузом угля уже готовились (по заключенным с частными фирмами контрактам) сопровождать поход эскадры З.П. Рожественского.
Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

Но Н.А. Матусевич в силу ли подавленности от пережитого ранения или чрезмерной деликатности не пытался даже объяснить немцам несуразность их требований: кораблям, начавшим ремонт, для выхода в море требовалось гораздо больше времени. Не счел он нужным воспользоваться и своим правом сильного, что позволило просто проигнорировать бесчестный немецкий ультиматум. Власти в Петербурге, как это нередко делается в России и как только что было с действовавшими в Индийском океане крейсерами "Петербург" и "Смоленск", предпочли просто откреститься от своих кораблей. Непрофессионализм верховных властей вновь являл себя во всей его неприглядности.
В Циндао

Не дождавшись из Петербурга ответа на свой срочный запрос, Матусевич отдал приказ кораблям подчиниться немецким требованиям. Корабли спустили флаги и в тот же день начали выгружать боеприпасы на берег. Сдали немцам замки от 75-мм орудий, части от замков больших орудий и две крышки золотниковых коробок цилиндров среднего давления. Свезли на берег и все ружья, и револьверы, оставив только 50 для караульной службы.
Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао после прихода. У борта плотики, с которых матросы заделывают пробоины. На носу установлен тент от солнца.

В тот день, словно уже зная о случившемся, заявился в порт японский миноносец. Ссорится с Германией в планы японцев не входило, и на захват броненосца они не покушались. Удовлетворенный сведениями о разоружении броненосца, миноносец тотчас же удалился. Начался отсчет заточения кораблей.
"Цесаревич" с открытыми кормовыми портами 75 мм орудий.

С легкостью, одним росчерком пера отказаться от великолепного боевого корабля, на одну только постройку которого ушло пять лет, V иначе, как преступлением это решение назвать нельзя. Впрочем, с "Дианой" в Сайгоне поступили еще волшебнее. Несмотря на то, что французские власти никаких требований о разоружении не предъявляли и гарантировали провести весь ремонт корабля, приказ о разоружении был отправлен и сюда. И произошло это 22 августа, когда корабль мог бы при желании выйти в море и уже наверняка присоединиться к эскадре З.П. Рожественского. Именем генерал-адмирала приказ отдал управляющий морским министерством вице-адмирал Авелан. И перед мудростью этого приказа остается лишь развести руками.
"Цесаревич" - разбитые трубы, следы попаданий осколков на корпусе и катерах.

Так петербургские правители, непонятно ""о чем думая, с легкостью "сдали" все прорвавшиеся корабли. Их для войны почему-то сочли ненужными. Подчинившись воле генерал-адмирала, в новую, теперь ничем уже не подгоняемую, неторопливую - на всю войну - ремонтную страду погрузился и "Цесаревич". Не успев, как это удалось на "Диане", группой списаться с корабля до разоружения, офицеры броненосца вместе с рутиной ремонтно-береговой службы взялись за осмысление выпавшего на их долю бесценного боевого опыта. Ведь он мог пригодиться еще. Как, раз 1 августа 1904 г. в Кронштадте начала кампанию 2-я эскадра флота Тихого океана.
"Цесаревич" - заделка пробоины в борту. Для облегчения фок-мачты снят рангоут и размещен на палубе у носовой рубки.

Судьба и здесь не оставила своими заботами оптимистический корабль - она устроила так, что одному из офицеров (флаг-офицеру штаба лейтенанту М.А. Кедрову) довелось, как и трем офицерам "Дианы", принять участие в походе"и бое эскадры З.П. Рожественского. Неизвестно с каким вниманием (и вообще счел ли это нужным) отнесся к их опыту Зиновий Петрович, но обладавший наибольшей информацией (флаг-офицер штаба Макарова и В.К. Витгефта) лейтенант Кедров получил назначение, далекое от задач обобщения опыта - артиллерийским офицером на крейсер (вооруженный пассажирский пароход) "Урал". Система, словно бы задавшаяся целью погубить флот, оставалась верна себе.
"Цесаревич" - корабельный трап повреждён в бою, поэтому у борта установлен немецкий трап с колесиками.

Без ответа остается и главный в судьбе "Цесаревича" вопрос - почему министерство, не моргнув, согласилось разоружить корабль. Какие, казалось бы, энергичнейшие усилия следовало приложить к тому, чтобы сберечь для войны великолепный, с обстрелянной командой новейший броненосец! А вместо этого вышел вызвавший общую оторопь нелепый приказ о разоружении.
"Цесаревич" - вид на палубу с гребными судами. Кормовая труба тяжело повреждена попаданиями двух крупнокалиберных снарядов и, чтобы не развалилась, стянута дополнительными тросами.

Герои этой темной истории своих объяснений не оставили. Обошел ее в своей работе ("Значение и работа штаба на основании опыта русско-японской войны") и лейтенант А.Н. Щеглов (1874-1953). Но нет сомнения в том, что и здесь проявился результат деятельности ГМШ, все военные распоряжения которого, по мнению А.Н. Щеглова, "были не обоснованы и прямо вредны". В итоге ”флот погиб от дезорганизации, и в этом всецело вина Главного Морского штаба, которому по праву принадлежит 90% неудач нашего флота". Можно не рискуя сильно ошибиться, предложить следующие объяснения судьбы "Цесаревича" в Цин-дао, которые вполне согласуются с тем "хаотическим" характером деятельности штаба, о которой столь откровенно говорится в названной работе лейтенанта Щеглова.
"Цесаревич" в 1905 после ремонта - фок-мачта полностью снята и установлены новые дымовые труба.

Обращаясь к мотивам, хоть как-то позволявшим понять решение петербургских стратегов, нельзя уйти от ощущения их причасти или прямой принадлежности к некому виртуальному миру, где законы логики и здравого смысла не действуют. Ибо как иначе объяснить, что, находясь вроде бы в смертельной схватке с донельзя деятельным, активным и предприимчивым противником, терпя при этом постоянные неудачи, бездарнейшим образом потеряв первую эскадру и готовя к походу вторую, столь беззаботно отказались от опыта войны и от двух новейших, как воздух необходимых собственных броненосцев, от "Славы", несмотря на возможность успеть ввести ее в строй, и "Цесаревича", который вполне мог избежать разоружения. И при этом - вот сюжет для захватывающего документального детектива - предпринимались отчаянные, хотя и заведомо обреченные на неудачу (вся сделка не могла состояться без ведома Англии, находившейся тогда в союзе с Японией) попытки контрабандного приобретения пресловутых "экзотических крейсеров".
На "Цесаревиче" во время ремонтных работ

На глазах всего мира и ему на посмешище в течение более года разыгрывался спектакль многоходовых интриг с множеством слетевшихся на поживу, .обещавших "устроить" покупку "посредников", в котором главную роль с фальшивым паспортом, в парике и с накладной бородой играл уже знакомый нам давний адъютант великого князя Алексея Александровича контр-адмирал А.М. Абаза. К этой авантюре мог примыкать и блеф императора, который, несмотря на неудачи, продолжал свысока или даже презрительно относиться к противнику (известно, что в резолюциях он позволял себе выражения вроде "макаки"), А потому демонстративный отказ от "Цесаревича" мог бы изображать широту русской души и бескрайние возможности России, способной сокрушить врага, не считаясь с числом броненосцев.

Могла проявиться и внутренняя антипатия начштаба к броненосцу, столь долго вызывавшего его праведный гнев и негодование. Вывод броненосца из игры мог каким-то образом совместиться в больном воображении Зиновия Петровича с торжеством над своими противниками в вечной подковерной бюрократической борьбе. Кто теперь знает правду...

1905 год. Интернирование в Циндао. Русские миноносцы (слева направо) - "Смелый", "Бойкий", "Беспощадный", "Бесстрашный", "Бесшумный". На заднем плане видна грот-мачта "Цесаревич".

Эскадренный броненосец "Цесаревич"

10 января 1899 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 26 июня 1899 года заложен на судоверфи "Форж э Шантье" в Тулоне (Франция) по заказу Морского ведомства.

Участвовал в русско-японской войне.

В ночь на 27 января 1904 года при стоянке на внешнем рейде Порт-Артура поврежден взрывом торпеды, выпущенной миноносцем противника, но остался на плаву и 24 мая 1904 года после заделки пробоины с помощью кессона вновь введен в строй.

После боя с японским флотом в Желтом море 27 июля 1904 года ушел в Циндао, где на следующий день был интернирован.

В декабре 1908 года участвовал в оказании помощи населению города Мессина на острове Сицилия, пострадавшему от землятресения.

Прошел капитальный ремонт в 1910 - 1911 годах на Балтийском зваводе с заменой главных механизмов, котлов и всех орудий.

Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции.

5 - 7 января 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С мая 1918 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении.

В годы Гражданской войны артиллерийское вооружение корабля использовалось на судах речных и озерных флотилий и сухопутных фронтах.

В 1924 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списком судов РККФ.

Водоизмещение: 13105 т. Размерения: 118,82x23,22x7,93 м

Вооружение: 4 - 305/40 мм, 12 - 152/45 мм, 20 - 75/50 мм, 20 - 47 мм, 8 - 37 мм, 2 ПТА и 2 НТА 381 мм.

Бронирование - пояс крупповской брони 120 - 249 мм, башни главного калибра от 63 до 254 мм, башни среднего калибра от 30 до 152 мм, боевая рубка 254 мм, палуба - 38 - 69 мм.

Механизмы- 2 вертикальные машины тройного расширения 16500 л.с. 20 котлов системы Бельвиля. 2 винта.

Скорость 18,24 узла. Дальность плавания 5500 миль. Экипаж: 28 офицеров и 750 матросов.



4. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во Франции, 1903 год


5. Эскадренный броненосец "Цесаревич" на испытаниях, Тулон лето 1903 года


6. Эскадренный броненосец "Цесаревич" на испытаниях, Тулон лето 1903 года


7. Эскадренный броненосец "Цесаревич" на испытаниях, Тулон лето 1903 года



9. Эскадренный броненосец "Цесаревич" (дата снимка не известна)


10. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Порт-Артуре, 1904 год


11. Эскадренный броненосец "Цесаревич" (дата снимка не известна)


12. Исправление повреждений на эскадренном броненосце "Цесаревич", Порт-Артур весна 1904 года


13. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во время ремонта, Порт-Артур весна 1904 года


14. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во время ремонта, Порт-Артур весна 1904 года


15. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во время ремонта, Порт-Артур весна 1904 года


16. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во время ремонта, Порт-Артур весна 1904 года

17. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Порт-Артуре, 1904 год

18. Эскадренный броненосец "Цесаревич" (дата снимка не известна. Предположительно весна 1904 года, Порт-Артур)

19. Эскадренный броненосец "Цесаревич" входит в Циндао, 29 июля 1904 года

20. Эскадренный броненосец "Цесаревич" входит в Циндао, 29 июля 1904 года

21. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

22. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

23. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

24. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

25. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

26. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

27. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

28. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

29. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

30. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

31. Немецкий оркестр на форе эскадренного броненосца "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

Внимание! Выпуск серии прекращен!
Эскадренный броненосец «Цесаревич» – второй партворк серии «Флотилия русско-японской войны» в рамках журнала «Корабли России ». Издатель – ООО «Моделист» (г. Самара).

Эскадренный броненосец «Цесаревич» был построен во Франции по заказу Российской империи. Принимал участие в русско-японской и Первой мировой войнах. Впоследствии на основе чертежей этого корабля была построена целая серия кораблей типа «Бородино».

Постройка корабля была начата в 1899 году в Тулоне. Спуск на воду произошёл 23 января 1901 года, но ещё в течение двух лет в конструкцию вносились различные доработки. В итоге в строй «Цесаревич» вступил только 1903 году, практически с началом русско-японской войны. В конце февраля 1904 года во время боя с японским миноносцем наш броненосец был поврежден торпедой. Однако ремонт не занял много времени, и вскоре корабль был вновь введен в строй. В сентябре того же года после прорыва в порт Киао-Чао броненосец был интернирован до конца войны. После того, как корабль вернули России, он вошёл в состав Балтийского флота. В 1907 году, после коренной перестройки, был переведен в класс линейных кораблей. В марте 1917 года корабль переименовали в “Гражданина”. Довелось ему испытать себя и в роли ледокола. В тяжёлой ледовой обстановке в декабре 1917 года он совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Можно сказать, это был последний поход корабля. С мая 1918 года он был принят на долговременное хранение. В годы Гражданской войны с «Гражданина» сняли артиллерию. Использовали её уже на сухопутных фронтах, а также на речных и озерных флотилиях. Окончил свою службу корабль в 1924 году. Был разобран на металл.

Характеристики броненосца «Цесаревич»

    Длина: 118,5 м
    Ширина: 23,2 м
    Водоизмещение: около 13 тысяч тонн
    Осадка: 7,9 м
    Скорость хода: 18 узлов
    Дальность плавания: 2805 миль
    Экипаж: более 800 человек
    Вооружение:
    305мм – 4 орудия
    152мм – 12 орудий
    75мм – 10 орудий
    37мм – 11 орудий
    Пулеметы – 2
    Торпедные аппараты – 4

Модель броненосца Цесаревич

Эскадренный броненосец «Цесаревич» продолжает серию «Флотилия русско-японской войны» от ООО «Моделист». Это вторая модель данной коллекции (первая – ).
Сборка модели распланирована на 80 выпусков журнала с периодичностью 1 раз в неделю.

Параметры модели:

    Масштаб: 1:200
    Длина: 58,6 см
    Ширина: 11,6 см
    Высота: 30 см

Для изготовления деталей модели «Цесаревича» используются следующие материалы:

  • ХДФ – 3 мм
  • Латунь
  • Пластик ABS
  • Стальной пруток
  • Мононить
  • Березовая рейка
  • Березовый шпон

ООО «Моделист» продолжает свою традицию и, как и прежде, использует разработки только отечественных специалистов. Все детали производятся из отечественных материалов на российских предприятиях. Модель полностью повторяет облик реального корабля. На ней в мельчайших подробностях воссозданы все существовавшие на броненосце узлы, надстройки орудия. Однако сборка модели, благодаря подробной инструкции, будет доступна моделистам любого уровня.

Журнал Корабли России: Цесаревич

Каждый номер журнала включает в себя:

  • Вложение – детали для сборки модели корабля;
  • Удобную инструкцию по сборке с фотографиями и доскональным описанием порядка сборки;
  • Хронологию службы броненосца от начала строительства и до его разборки на металл;
  • «Энциклопедию морских узлов» – в каждом номере инструкция по завязыванию одного-двух узлов.

Журнал Цесаревич рекомендованная цена:
первого выпуска – от 50 до 75 рублей .
второго выпуска – от 70 до 105 рублей .
с третьего выпуска – от 100 до 150 рублей .
Периодичность: еженедельно

Всего 80 выпусков.

Выходы номеров не ограничены каким-либо сроком:
Большинство деталей для модели изготавливаются на собственном производстве ООО «Моделист», печать проходит в собственной типографии. Всё это даёт возможность не ограничивать тираж журнала и не привязываться строго к каким-либо срокам выхода. Вы можете оформить заказ на любой вышедший номер журнала тогда, когда Вам это удобно. Начинайте сборку сами, показывайте друзьям. У них тоже есть возможность собирать корабль, начиная с первого номера. Вам не стоит опасаться того, что серия журналов внезапно прервётся. ООО «Моделист» официально заявляет, что все 80 номеров будут выпущены.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Публикую еще одну статью из старых наработок. На сей раз она будет менее альтернативная, чем обычно. Посвящена она сразу двум броненосцам, одним из самых лучших в истории Российского Императорского флота и, несомненно, одним из самых красивых - "Ретвизану" и "Цесаревичу".

Иноземный опыт

Еще в процессе достройки броненосцев типа "Пересвет" перед МТК встал вопрос о проектиро­вании следующей серии броненосцев. При этом в головах адмиралов назойливо обосновалась мысль о качественном превосходстве над вероятным противником. Наряду с популярными взглядами в обществе, что "русский производитель нормальную вещь не построит", это привело к тому, что в МТК стали выступать за заказ новых броненосцев за рубежом. Сторонником подобного решения выступал и сам император, впрочем, имевший на то свои причины - желание сравнить отечественные корабли и зарубежные. После постройки за границей единичных образцов планировалось растиражировать эти корабли на отечественных верфях. При таком раскладе даже всесильный морской министр Невский был не в состоянии заблокировать подобное решение - в его силах было лишь свести к минимуму ушерб от подобного решения (сам министр был полностью уверен в отечественном производителе, в организацию которого он уже вложил много времени и средств). В результате вместо первоначальных 6 броненосцев было решено построить 3 корабля: по одному в Германии, Франции и США. Германские фирмы из конкурса сразу же выбыли, и зарубежный заказ сократился до двух кораблей. Победителями оказались французская фирма "Форж и Шантье" и американская "Крамп".

"Цесаревич" - новый опыт, да не совсем

Французский проект представлял собой мореходный броненосец с полубаком и размещением всей артиллерии СК в башнях. Это решение уже встречалось в русском флоте на броненосцах типа "Полтава", и являлось довольно спорным - скорострельность и надежность башенных установок уступала казематным, пускай и выигрывала лучшими углами обстрела и условиями ведения огня. По сути, некоторую "вариацию на тему" "Цесаревича" предлагали еще при проектировании "Пересветов" - предлагался вариант дальнейшего увеличения размеров "Полтавы" с добавлением еще 2 башен со 152-мм орудиями, но проект был отклонен, так как потребовал водоизмещения в 14,5 тысяч тонн. Французский же проект "поместился" в 13 тысяч тонн при схожем вооружении, защищался крупповской броней и в целом имел хорошие характеристики. Главной его особенностью было наличие конструктивной противоторпедной защиты в виде броневых переборок, идущих в удалении от бортов в подводной части. Впрочем, у него были и недостатки - из-за сложной формы бортов для портов 75-мм орудий пришлось прорубать целые ворота, многие элементы выполнялись по французским стандартам, чуждым русскому кораблестроению. Защитником проекта выступал Великий князь Алексей Алек­санд­рович, бывший генерал-адмирал, живший во Франции после ухода в отставку.

По условиям контракта, броненосец должен был вступить в строй чуть более чем через 3 года после закладки, фактически же он строился на полтора года дольше. Впрочем, штрафов не последовало - задержка была вызвана забастовками французских рабочих, парализовавших на какое-то время работу верфи. Броненосец едва успел вступить в строй и прибыть на Дальний Восток перед началом войны с Японией. Впрочем, в затянувшейся постройке был частично виноват и заказчик - в ходе постройки, вопреки устоявшейся традиции, в проект вносились изменения, среди которых было внедрение перегрузочных подбашенных отделений для башен ГК, что позволило увеличить скорость перезарядки орудий ГК до 45 секунд. Кроме того, непо­средственно перед вступлением в строй на броненосец смонтировали первую в России центра­ли­зованную СУО Гейслера образца 1900 года, разработанную при участии старшего артиллериста броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков" Григория Голубева.

В ходе войны "Цесаревич" хорошо показал себя, в том числе и в плане живучести. Несмотря на тяжелые повреждения, получаемые в ходе войны, броненосец быстро восстанавливался, успев поучаствовать в важнейших битвах с японцами. После войны он еще долго оставался одним из основных броненосцев Тихоокеанского флота, и перестал быть частью главных сил флота лишь после вступления в строй первых Тихоокеанских дредноутов. Тем не менее, окончательно вывели из строя "Цесаревича" лишь в 1920 году, а после Вашингтонского соглашения пустили на слом.

"Ретвизан" - классика есть классика


Американский броненосец, заказанный фирме "Крамп", был более консервативен, чем "Цеса­ревич". Артиллерия СК располагалась в казематах, противоминная переборка отсутствовала. В целом, он был полон проверенных решений, за исключением котлов - Крамп добился от МТК разрешения использовать котлы Никлосса, не отличавшиеся надежностью. Тем не менее, постройка "Ретвизана" шла намного быстрее "Цесаревича", и броненосец успел вступить в строй в срок. Как и на "Цесаревиче", на корабле постройки Крампа были устроены подбашенные перегрузочные отделения для башен ГК, а позднее установили СУО Гейслера обр. 1900 года. Собственно, "Ретвизан" оказался единственным кораблем во всем Тихоокеанском флоте, который к началу войны с Японией успел на практике испытать новую технику - не удивительно, что он считался обеими воюющими сторонами самым боеспособным кораблем Тихоокеанского флота до середины 1904 года.

"Ретвизан" пережил войну и оставался в строю еще долгое время. В 1907-1908 на нем провели капитальный ремонт, заменив котлы Никлосса на более надежные котлы Нормана-Шухова, что, помимо небольшого роста водоизмещения, вызвало и рост мощности - в результате чего броненосец "забегал" на 19 узлах скорости. Во время Первой мировой войны "Ретвизан" активно использовался для выполнения разного рода задач, пережил войну и был пущен на слом вместе с другими броненосцами Тихоокеанского флота после заключения Вашингтонского договора.

Результат

Эскадренный броненосец "Ретвизан", 1902 год

Еще во время начала постройки "Ретвизана" и "Цесаревича" начались бурные дискуссии по поводу того, какой из кораблей брать за основу при постройке новых броненосцев на отече­ст­венных верфях. Одни указывали, что "классика есть классика, проверенная временем", и указы­вали на весьма удачный "Ретвизан". Другие же, будучи сторонниками мореходных броненосцев, требовали взять за прототип "Цесаревич", который имел гораздо лучшие условия ведения огня, пускай и ценой меньшей скорострельности башен СК. Окончательный вердикт пришлось выносить "высшей инстанции" - морскому министру, который совершенно неожиданно поддержал великого князя Алексея Александровича, который фактически являлся главным защитником "Цесаревича".

Броненосец "Ретвизан", несомненно, уже на бумаге является выдающимся кораблем, но энергетическая установка, чуждая нашему флоту, худшие условия ведения огня и относительно худшая мореходность по сравнению с высоким стандартом, заложенным еще в "Пересветах", Кроме того, башенные установки 152-мм орудий больше соответствуют требованиям времени, несмотря на меньшую надежность и скорострельность. Дальнейшие работы над развитием отечественных броненосцев следует проводить на основе "Цесаревича".

Из письма морского министра Невского представителям МТК

"Ретвизана" даже не спасла инициатива Крампа по созданию полубачного варианта броненосца - котлы Никлосса и казематное расположение артиллерии все равно ставили на проекте крест. В результате на русских верфях в Санкт-Петербурге были заложены броненосцы типа "Бородино", представляющие собой увеличенный и доработанный "Цесаревич".

Что же касается "более высокого уровня зарубежного кораблестроения", то тут адмиралы-западники потерпели поражение. "Цесаревич" и "Ретвизан" оказались немногим лучше отече­ст­венного "Пересвета" и проектов его развития, и то, что "Цесаревича" взяли прототипом для растиражирования на родных верфях – скорее совпадение или правильный расчет французского конструктора Лаганя, чем превосходство конструкторской мысли французов: броненосцы с полубаком и башнями СК фигурировали среди проектов в России и раньше. После заказа двух броненосцев за рубежом в дальнейшем было решено справляться с постройкой линейного флота собственными силами. "Ретвизан" и "Цесаревич" так и остались единственными иноземными броненосцами в Российской Императорском флоте.

Кроме того, результат сравнения иноземных и отечественных броненосцев наглядно доказал императору Николаю II верность взятого министром Невским курса. После этого власть морского министра в делах ВМФ стала фактически неограниченной, что позитивно сказалось на развитии Российского Императорского флота. Потенциал, заложенный политикой Невского, сделает Россию на долгие десятилетия одной из самых сильных морских держав мира.

Что меняем на "Цесаревиче"

Эскадренный броненосец "Цесаревич", 1903 год

1) Убираем 37-мм и 47-мм мелкокалиберки - -28 тонн;

2) Ставим 4 57/50-мм пушки - +8 тонн;

3) Добавляем подбашенные перегрузочные отделения для башен ГК - +50 тонн;

4) Увеличиваем углы возвышения орудия, укрепления конструкции обойдутся в дополнительных +20 тонн;

5) Немного меняем расположение 75-мм орудий (в носу за счет использования бесштоковых якорей освобождается место).

1-я правка

6) Коллега земляк указал на то, что мной упущены мины заграждения, которые я обычно с кораблей убираю. Всего их там, судя по всему, было 20 штук - это дает примерно 15 тонн экономии (учитывая оборудование погребов);

Что меняем на "Ретвизане"

1) Убираем мелкокалиберки - -32,8 тонн;

2) Ставим 8 57-мм орудий - +16 тонн;

3) Добавляем подбашенное отделение - +50 тонн;

4) Увеличиваем углы возвышения орудий, подкрепления +20 тонн;

1-я правка

5) Кроме того, отказываемся от системы медных шаров, всплывающих в случае затопления отсеков. На весовых нагрузках это не отразится. Идею подал Гончаров Артем ;

6) Убираем 45 мин заграждения, что дает около 34 тонн экономии (вместе с оборудованием погребов для хранения);

7) Добавляем по 2 дюйма толщины броне в оконечностях. Это обойдется примерно в 70 тонн.

Тактико-технические характеристики эскадренного броненосца "Цесаревич"

"Цесаревич" в типичной окраске Тихоокеанского флота, 1904 год

Водоизмещение: 13 135 тонн

Размерения: 117,25х23,2х7,92 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 20 котлов Бельвиля, 16 300 л.с. = 18 узлов

Запас топлива: 800/1350 тонн угля

Дальность: 5500 миль (10 узлов)

Броня (крупп): нижний пояс 160-250 мм, верхний пояс 120-200 мм, башни ГК 250 мм, крыши башен ГК 63 мм, барбеты ГК 100-250 мм, башни СК 150 мм, крыши башен СК 30 мм, барбеты СК 127 мм, рубка 254 мм, кожухи КО 19 мм, ПТП 40 мм, палуба 40-50 мм

Вооружение: 4 305/40-мм, 12 152/45-мм, 20 75/50-мм, 4 57/50-мм орудий, 4 381-мм торпедных аппарата

Экипаж: 29/750 человек

Тактико-технические характеристики эскадренного броненосца "Ретвизан"


Эскадренный броненосец "Ретвизан" в типичной окраске Тихоокеанского флота, 1904 год

Водоизмещение: 13 005 тонн

Размерения: 116,5х22х7,6 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 24 котла Никлосса, 16 000 л.с. = 18 узлов

Запас топлива: 1016/2000 тонн угля

Дальность: 4900/8000 миль (10 узлов)

Броня (крупп): пояс 102-229 мм, верхний пояс 152 мм, переборки 178 мм, башни 229 мм, крыши башен 51 мм, барбеты 203 мм, батарея и казематы 127 мм, рубка 254 мм, палуба 51-76 мм

Вооружение: 4 305/40-мм, 12 152/45-мм, 20 75/50-мм, 8 57/50-мм орудий, 6 381-мм торпедных аппаратов

Экипаж: 28/722 человека

1) Пока туда-сюда, колдовал над "Авророй" и рисовал "Неву" (учебный крейсер), неожиданно понял, кто станет преемником Невского на посту морского министра. Личность вполне реальная. Интересно, угадают ли коллеги, кто это? Говорю сразу - не Макаров.

2) По поводу СУО Гейслера обр. 1900 года - не описывал ее детально, но подразумевается, что это улучшенная централизованная система вроде той, что стояла на "Варяге". Учитывая статью по "Ушаковым", вывод о нужде введения централизованного управления мог появиться в 1898-1899 году, в процессе постройки - "Ретвизан" и "Цесаревич" могли получить такую систему при вступлении в строй. "Пересветы" же и "Полтавы" получат ее уже непосредственно в начале РЯВ.

3) По РЯВ осталось не так уж и много статей. После этого сразу же займусь дредноутами. Пока что список статей выглядит так:

Эскадренные броненосцы типа "Бородино" (материал готов);

Учебные крейсера I ранга типа "Нева" (материал готов);

Крейсера I ранга типа "Паллада" (материал готов);

Вспомогательные крейсера III ранга Владивостокского Добровольного флота (материал почти готов);

Минные заградители типа "Амур";

Сборная статья по эсминцам, миноносцам и ПЛ времен РЯВ (материал почти готов);

Про натурные испытания в РИФ в 1888-1907 годах;

Развитие РИФ при морском министре Невском, анализ РЯВ и перемены 1905-1907 годов;

4) В ходе написания статьи нарисовались "внесюжетные" альтернативы:

Дредноут а-ля "Мичиган" из "Микасы";

Броненосец а-ля "Цесаревич" из "Полтавы";

Полубачный вариант "Ретвизана".

Заниматься ими серьезно или нет еще не решил - в "канон" записаны они все равно не будут. Разве что "Микаса"…

“Цесаревич” Часть I. Эскадренный броненосец. 1899-1906 гг. Мельников Рафаил Михайлович

Приложение № 3 Повреждения эскадренного броненосца “Цесаревич” в бою 28 июля 1904 г.*

Приложение № 3

Составлено в Циндао в августе 1904 г. офицерами корабля под руководством старшего офицера капитана 2-го ранга Максимова

* РГАВМФ, фонд 315, опись 1, дело 1534.

1. Снаряд, попавший на ют по левую сторону левого буксирного кнехта, пробил левый фальшборт толщиной в 1 / 3 " [т. е. 8,5 мм - здесь и далее прим. ред.] и при ударе плашмя о палубу на юте разорвался, вследствие чего газами его на протяжении 11 м вырвало железные листы фальшборта и выгнуло слегка листы брони, кроме того продавило деревянную и железную палубы, сделав пробоину длиной в 4 фута 2 1 / 2 дюйма [т. е. ок. 1,3 м] и шириной в 2 фута 3 дюйма [т. е. ок. 0,7 м], но не проломило бимсов и стрингеров, ограничившись сильным помятием их. Снаряд сей, по-видимому, был 6" калибра фугасного действия. Проникнув в помещение кают-компании силой газов и осколков совершенно разломал железный письменный стол и пробил осколками водонепроницаемую переборку, что между помещениями офицерских кают в батарейной палубе и кают-компании (толщина водонепроницаемой переборки 1 / 4 " [т. е. 6 мм]. При разрыве этого снаряда перервано 60 проводников, положенных под деревянным карнизом в помещении кают-компании.

2. Второй снаряд на юте пробил фальшборте левой стороны и ударился в буксирный кнехт, толщина стенок которого 2 1 / 2 " [т. е. 63 мм], а наружный диаметр кнехта 14 3 / 4 " [т. е. 375 мм], вследствие чего снаряд разорвался и пробил палубу на юте, выломав кусок бимса и стрингера, как раз в месте их скрепления угловым железом. Пробоина, получившаяся в палубе на юте, длиной в 1 фут 11 дюймов [т. е. около 1 м] и шириной 1 фут 8 м дюйма (т. е. 0,53 м]. Этим снарядом убит в голову один человек и ранено двое, находившихся в помещении кают-компании. У одного из них отрезана осколком кисть левой руки, а у другого вырван кусок мяса в верхней части левой ноги. Раненые находились в расстоянии 8 м от места разрыва снаряда, убитый же осколком в голову находился у приотворенных дверей 12" башни. Осколками этого снаряда слегка пробита броня 12" башни, в которой получились вмятины, из коих наибольшая глубиною около 1 / 4 " . Оба вышеописанные снаряда попали в броненосец с расстояния 36–38 кабельтовых в конце последнего боя, с промежутком времени в минуты две, во время списывания броненосцем циркуляции. Осколками этих двух снарядов повреждены мелкие части одного 75 мм орудия, что в помещении кают-компании, а именно: пробито 1) резервуарное кольцо, 2) трубка, соединяющая прицел и мушку, 3) трубка спускового механизма, 4) отбита пружина бесконечного винта и 5) испорчен штурвалик для подъема прицела. Кроме того на орудии имеется несколько следов от осколков, из коих наибольший глубиной в 1 / 8 дюйма [т. е. 3 мм] при длине 1 / 2 дюйма и ширине 1 / 3 дюйма [т. е. 8x12 мм].

3. Снаряд, попавший с расстояния 45 кабельтовых в конце первого боя в крышу кормовой 12" башни, которая состоит из брони толщиной 1 1/3 дюйма и из внутренней рубашки мягкого железа толщиной 5/6 дюйма , ударился как раз в место скрепления крыши башни с вертикальной башенной броней толщиной в 10 дюймов и разорвался, оставив в броне крыши вмятину глубиной 4 1 / 2 дюйма , длиной 2 фута 6 1 / 2 дюйма и шириной 1 фут 7 дюймов [т. е. размерами 675x485 мм], а в мягком железе рубашки крыши башни получилась еще большая вмятина глубиной в 7 дюймов , длиной 3 фута 6 дюймов и шириной 1 фут 11 дюймов [т. е. размерами 1,05x0,6 м], причем в нижней части вогнутости получилась трещина длиной 2 дюйма , и слой рубашки крыши отделился от слоя броневой плиты крыши на 3 1 / 2 дюйма . Ударившись о крышу, снаряд этот приподнял нижний край броневой плиты крыши, отделив ее от вертикальной башенной брони на 1 / 4 дюйма , вышиб пять болтов однодюймового диаметра, которыми скреплялась крыша башни с вертикальной броней при помощи полудюймового углового железа, кусок которого длиною в один дюйм совершенно оторвало, срезав 8 заклепок, крепивших это угловое железо с вертикальной броней башни.

При отделении внутренней рубашки от листа броневой крыши из рубашки вырвано 5 скрепительных винтов дюймового диаметра, которыми рубашка крыши крепилась к левому куполу прицела. Гайкой одного из болтов убит в голову один человек, находившийся в башне. По ясным следам намеднения, получившимся в месте удара головной части снаряда, которая оставила во вмятине конический след, можно предположить, что снаряд сей имел медную головную ударную трубку. Калибр этого снаряда трудно определить, но судя по следам удара, пришедшимся над вертикальной башенной броней, не меньше 10". Осколки этого снаряда отразились снопом в элеватор, что у нижней кормовой рубки и, пробив его две стенки, из коих каждая толщиной в 1 / 4 дюйма и стенку кормовой нижней рубки толщиной 1/5 дюйма вместе с внутренней стенкой оцинкованного железа толщиной 1 / 8 дюйма и пробковой прокладкой между этими двумя стенками, упали на палубу, пробив железные шкафы рубки. Линия, соединяющая центр круга рассеивания осколков с точкой удара головной части снаряда, наклонена к горизонту под углом 10°. Осколками этого снаряда на кормовом нижнем мостике при дальномере убит один человек и ранен один.

Броненосец “Цесаревич” (Повреждения носовой трубы от 12-дюймового снаряда)

4. Снаряд, попавший в конце боя с расстояния 38–40 кабельтовых в рубку вахтенного начальника, что на кормовом мостике, влетел в открытую дверь рубки с правого борта, сломал мягкий волосяной диван и разорвался при ударе о железную палубу мостика, толщиной 1 / 4 дюйма , оставив в ней пробоину длиной в 3 фута 5 дюймов и шириной в 1 фут 4 дюйма [т. е. 1,06x0,4 м], причем газами оторван железный лист верхней рубки и загнут вверх. Левая дверь, которая была закрыта, сорвана с петель и совершенно разломана, также разломан железный шкаф, находившийся в верхней рубке. Большая часть осколков от этого снаряда, при разрыве его, была направлена за левый борт в воду и поэтому не принесла никакого вреда, лишь оставив следы своего направления на поручнях и железе кормового мостика. Три осколка этого снаряда, будучи направлены вниз, пробили стенки нижней рубки, состоящие из железных листов толщиной в 5/24 дюйма и из листов оцинкованного железа толщиной в 1 / 8 дюйма вместе с пробковой прокладкой между этими двумя рядами листов и упали на деревянную палубу.

5. Первым снарядом, который попал в броненосец, был, по-видимому, 12" фугасный снаряд, выпушенный неприятелем в начале первого боя с расстояния в 70 кабельтовых. Снаряд этот, пробив фальшборт толщиной дюйма , при ударе о верхнюю палубу разорвался у самой шестидюймовой броневой трубы подачи левой кормовой 6" башни, причем газами и осколками этого снаряда в адмиральском помещении разрушен буфет и сорван с петель иллюминаторный полупортик. На броне 6" башни, амбразурных полупортиках и на орудиях остались следы и вмятины от осколков, из коих наибольшая глубиной в дюйма , причем один амбразурный полупортик сорван с петель. Пробоина от сего снаряда, получившаяся в борту, следующих размеров длиной 9 футов и шириной 6 фута . Осколками сего снаряда ранено три человека: двое из них, будучи сняты с мостиков, находились на верхней палубе, а один ранен в левой кормовой 6" башне, через отверстие купола.

6. Осколком от снаряда, разорвавшегося в стальных гинях топенантных стрел для подъема шлюпок, пробит грот-марс и произведен взрыв четырех ящиков 47 мм патронов (в каждом ящике по 10 патронов), причем осколки от этих 47 мм снарядов были направлены вверх и, пробив крышу марса, убили на верхнем марсе одного человека и тяжело ранили еще двух. При взрыве патронов оторвало переднюю стенку марса, толщиной в дюйма , но мачта, которая состоит из трех слоев железа (общая толщина 1 1 / 12 дюйма ), не была пробита.

Броненосец “Цесаревич” (Часть фок-мачты между верхним и нижним мостиками, перебитая 12" снарядом (вид с правой стороны мостика). На переднем плане фрагмент лебедки ручной и 47-мм подачи. Слева на фотографии видна часть боевой рубки. Этим снарядом убиты: контр-адмирал Витгефт, лейтенант Азарьев-1, мичман Эллис и три человека нижних чинов.)

В кормовой части броненосца есть еще следы от снаряда, попавшего в нижнюю кормовую рубку 27 июля 1904 г., накануне выхода эскадры из Порт-Артура. Снаряд сей выпушен неприятельской артиллерией из 120 мм орудия и, судя по толщине стенок и размерам осколков снаряда, бронебойный. Пролетая над палубой броненосца, снаряд задел слегка пиллерс, стоящий возле кормовой рубки и, пробив стенку последней, которая состоит из железных листов толщиной в 5 / 24 дюйма и из листов оцинкованного железа толщиной в 1 / 8 дюйма вместе с заключенной между ними пробковой прокладкой при ударе о деревянную палубу разорвался, дав два больших осколка и несколько осколков средней величины. Один из больших осколков продавил деревянную 2" палубу и железную (1 / 3 " т. е. 8 мм), оставив пробоину в вышеозначенных палубах длиной в фута и шириной в фута [т. е. размерами 0,22x0,15 м], попал в мраморную доску (3 / 4 ") шкафа в адмиральском помещении, сломав которую, слегка продавил железный ящик шкафа толщиной в 1 / 16 дюйма . Вторым крупным осколком отрезало ногу одному человеку, который находился в расстоянии 5 футов от места разрыва снаряда. Газами сего снаряда испорчен железный (1 / 16 ") шкаф, находившийся в нижней рубке и приведены в полное разрушение телефоны, сообщенные с Золотой горой и с штабом крепости.

7. Пробоина в коечных сетках у левого трапа, от снаряда калибра около 8" или 12". Время попадания приблизительно около 6 часов вечера, когда неприятельские суда зашли на левую сторону и открыли огонь по "Цесаревичу". Расстояние в то время не было определено и приблизительно по пробоине определить нельзя, т. к. пробив один борт, снаряд тотчас же разорвался и, разбив раму верхней площадки трапа, дал массу осколков. Взрыв распространился прямо вперед, повредив верхнюю часть сетки на расстоянии 59" и нижнюю на 119" , считая повреждение и от массы осколков. Дальше взрыв не распространился, и нижняя палуба осталась совершенно цела, чему очень способствовали койки, сложенные перед сетками в несколько рядов, причем около 20 коек было уничтожено и разорвано. Объем полного разрушения от взрыва около 100 куб. фут . Осколки разбили козырьки над портиками командирской каюты, проникли в-,. командирскую спальню, повредив шкафы и раму койки. Другие, пробив верхнюю переборку у сеток, попали в дно катера (1 / 8 " - 3 мм]), стоявшего над сетками, но не сделали ему других повреждений, и, наконец, два осколка, пролетев расстояние в 15 фут , пробили кожух у надстройки над трапом толщиной 2 / 3 ". Паровая лебедка, находящаяся на расстоянии футов двадцати от места попадания [в 6 м], повреждена этими осколками не была.

8. Пробоина 6 верхней палубе хлебопекарни в левой ее части сделана снарядом большого калибра фугасного действия. Пробив палубу толщиной 5 мм, он разорвался и взрывом Повредил верхнюю стенку печи и кирпичную кладку. Момент попадания этого снаряда был около 5 часов с большого расстояния - кабельтовых 50, не менее, т. к. снаряд попал почти отвесно. Направление наибольшего разрушения прямо вперед, и было задержано кирпичной кладкой. Объем полного разрушения взрыва около 2,5 м?. Осколками большого размера были сделаны в кормовой переборке пробоины размера 1/4 м? и этими же осколками повреждена кормовая дымовая труба в нижней части. Мелкие осколки повредили изразцовую палубу, носовую переборку и у трапа около средних 6" башен разбили комингс. Осколки пробили переборку, отделявшую хлебопекарню от мусорной машинки толщиной 4 мм, барабан, раме, цилиндр, тяге и паровую трубу, дверцы вырваны и отброшены в сторону.

9,10. Кормовая труба была разбита двумя снарядами, попавшими - первый внизу правой передней части трубы и второй справа наверху, большого калибра фугасного действия, так как вся труба испещрена мелкими осколками, и больших совершенно не было найдено. Момент попадания был в середине второго боя, т. е. около 5 часов 30 минут, когда расстояние было приблизительно около 45 кабельтовых. Первый снаряд пробил кожух трубы (5 мм) и трубу (5 мм), после чего разорвался и взрывом разбил крестовину, все малые трубы, двойное тавровое железо, угольники и повредив еще одно тавровое железо.

Второй снаряд пробил также кожух и трубу и, разорвавшись внутри, разбил крестовину и разорвал донизу листы, уже потерявшие свою крепость от первого снаряда. Обоими снарядами было сильно расшатано крепление трубы, и оно серединой левой стороны вогнулась внутрь, а верх - на левый борт. Взрывы, вследствие массы преград в виде всяких креплений, далеко не распространились и только разметали мелкие осколки по всем направлениям. Объем полного разрушения около 300 м?. Осколки повредили наружную часть, и много мелких осколков проникли вниз по трубе, испещрив мелкими отверстиями основание трубы, и осколками первого снаряда повреждены три ряда трубок котла N 13 и у котла N 14 перебита паровая питательная труба осколками толщиной в 1" . Осколками второго снаряда увеличило повреждение у котла № 13 и ранены два кочегара у котла № 12 и квартирмейстер у котла N 14. При попадании снаряда в трубу осколки в большом количестве проникли в кочегарки и падали на палубу.

11. Осколками от снарядов, разорвавшихся о бортовую броню и в воде около судна, был поврежден деревянный вельбот № 1, находившийся снаружи у правого борта, он получил много мелких пробоин. Паровой катер № 1, стоявший на рострах сзади кормовой трубы, получил в подводную часть несколько осколков, из которых один, пробив борт (2 мм) с правой стороны, помял тройной лист (6 мм) у подъемного рыма, другой борт в кочегарке, переборки между кочегаркой и машинным отделением и с осколками, попавшими и с левого борта, повредил два питательных коллектора, подшипник вентиляторы, паровую трубу донки. В кочегарке были повреждены осколками паровой коллектор, три трубки котла, кран для наполнения водой, кожух угольной ямы и кругом котла водяная цистерна, и, кроме того, было несколько осколков, попавших в носовую и кормовую часть, но не сделавших никаких повреждений внутри катера. Кормовая лебедка получила несколько осколков из светлого люка адмиральской столовой, причем были повреждены поручни и золотниковая тяга у правой кормовой лебедки.

Осколками из хлебопекарни или трубы пробита верхняя палуба, и осколки, пробив палубу, далее не могли ничего пробивать; другими осколками пробиты правые коечные сетки на шкафуте. У 16-весельного катера № 1, стоящего на рострах, корма с левой стороны была совсем разбита, и, кроме того, много мелких осколков попало в корпус. Катер № 2 тоже был сильно поврежден осколками, а деревянная шестерка, стоящая левее кормовой трубы, была совершенно разломана, по всей вероятности, осколками от кормовой трубы. Средний главный компас газами был сшиблен с мостика, и мостик осколками сильно поврежден. Осколки повредили светлые люки в офицерском и командном камбузах, стол и плиту в офицерском и ящики в командном, вмята стенка у одного самовара, сетки у средних башен, рамовые шлюпбалки, блоки шлюпок, баркас № 2 и палуба ростр. Разбиты осколками три цистерны на рострах толщиной 2 / 3 ".

Левая передняя цистерна получила пробоину в правую нижнюю часть, у места соединения трубы с цистерной, правая - пять пробоин в корпусе, задняя - сбита труба, заднее дно и несколько мелких пробоин. Таким образом, общую поверхность действия осколков от трех снарядов можно считать около 200 м, а от газов около 400 м?. 26 июля 1904 года во время бомбардирования Порт-Артура осадной артиллерией с расстояния 20 кабельтовых фугасный снаряд калибра 120 мм попал в носовую броню броненосца «Цесаревич» около 37 носового шпангоута с правой стороны. След на броне оказался едва заметным и представлял из себя несколько крапинок. Повреждения были только от сотрясения. Повреждение пришлось против помещения носового минного аппарата. Станок минной мастерской сорвало с места причем все четыре чугунные ножки сломались. Ящик с разными принадлежностями был силой удара переброшен через лежавшего на палубе человека. Других повреждений не было.

12. Во время боя 28 июля около 6 часов вечера с расстояния около 45 кабельтовых (вероятно с броненосного отряда японской эскадры) попал снаряд в носовую башню 12" орудий с правой стороны. Снаряд был фугасный и при ударе о броню башни разорвался. Башня в это время была на левый борт. Судя по силе удара, почувствованного внутри башни, можно заключить, что снаряд был 12" калибра. Разрушение было следующее: на башне остался след глубиной не более 1,5 см и имел вид неправильного эллипса. В центре была наибольшая впадина (1,5 см). Осколки от снаряда, разорвавшегося при ударе в броню башни, никаких существенных повреждений не нанесли и только немного попортили палубу фут на 5–6 от башни.

Броненосец “Цесаревич" (Повреждения носового мостика. В центре видно повреждение коечных сеток на мостике от снаряда, прошедшего потом через боевую рубку и убившего лейтенанта Драгишич-Никшича.)

13. Во время первого боя 28 июля около 1 часа дня с расстояния 50 кабельтовых попал снаряд в подушку правого станового якоря. Судя по толщине стенок найденных осколков, можно думать, что это был 8" или 12" снаряд. Стенки осколка были на много толще, чем у русского 6" снаряда, а сам осколок довольно длинный. Можно предполагать, что снаряд ударился головной частью в 40-й шпангоут и тут же разорвался. Это предположение основано на том, что два главных отверстия получились по обе стороны от шпангоута: одно в борту, а другое в самой подушке. Сам же шпангоут был смят, а палуба спардека пробита.

Третий более крупный осколок попал в иллюминатор одной из кондукторских кают и выбил его; остальные осколки разнеслись по борту до бортовой брони с направлением к носу, где они делали следы, но не пробили нигде борта. Другая часть осколков попала в спардек, где они частью вылетели за борт в открытый порт левого 75 мм орудия, частью ударились в пиллерсы, утратили свою силу, повредили немного оба 75-мм орудия. Некоторые осколки попали левее в чемоданные шкафы. На этом же месте были ранены два нижних чина. Размеры пробоин таковые: длина 3 метра, ширина 2,5 метра, вышина 2,5 метра, кроме того, осколки, пробившие палубу спардека, прошли до батарейной палубы, что составляет три метра. Итак, объем полного разрушения от взрыва снаряда равнялся: 3x2,5x2,5 или около 20 куб. метров.

Этим снарядом правый становой якорь был сброшен за борт. Перед выходом из Порт-Артура, несмотря на то, что поднимался вопрос, якорные канаты расклепаны не были, а поэтому попадание снаряда в вертлюг якорной скобы было счастливой случайностью, избавившей борт броненосца от лишней пробоины. Снаряд освободил якорь таким образом: разбил вертлюг и вырвал рамы от пертулиня, рустовов и крепительных стопоров на якорной подушке. Машинка для отдачи якоря на верхней палубе осталась пела.

Вскоре после попадания снаряда в якорную подушку с расстояния 50 кабельтовых в спардек попал еще снаряд. Ударился он с правой стороны против 31-го шпангоута. Ударившись о борт, он разорвался; большая часть осколков перелетела на броневую трубу, закрывающую подачу носовой 12" башни и, оставив на ней множество мелких пробоин, не нанесла существенного вреда. Остальные осколки разлетелись несколько в стороны и слегка попортили надстройки. Часть осколков разлетелась по борту. Размеры пробоины таковы: ширина 2 метра, высота 2 метра. Объем полного разрушения от взрыва снаряда: 2x2x0,25 = 1 куб. метр. Снаряд был фугасный, около 8" (или 6") калибра.

Около 6 часов вечера того же дня справа по носу попал (6"?) фугасный снаряд в палубу на баке. Ударившись о палубу, он разорвался и сделал круглое отверстие диаметром около 1,5 метров. Газы и осколки разорвавшегося снаряда встретили на своем пути отливную трубу, разбили ее и затем ударились в пиллерс, который согнулся и отделился от бимса, к которому он был прикреплен при помощи планки. В палубе спардека осталась выемка глубиной около 5 см. Объем полного разрушения равняется около 1,5 куб. метров. Осколки, ударившись в пиллерс, разлетелись в две стороны и достигли до бортов, расстояние между которыми в этом месте достигает 8,5 метров.

В носовой части было еще одно попадание. Снаряд попал около 7,5 часов вечера с расстояния 35–40 кабельтовых в спардек с левой стороны против 21–20 шпангоута немного впереди броневой трубы левой носовой 6".башни, прямо в иллюминаторный порт и начисто выбил его. Размер пробоины был 1 кв. метр. Объем полного разрушения 0,5 куб. метра.

Большая часть осколков разорвавшегося снаряда направлена в битенг и рассыпалась об него. Были осколки, долетавшие до противоположного борта, то есть 12 метров. Сила этих осколков была уже очень слабая; они не делали никаких повреждений. Снаряд этот попал с отряда крейсеров («Якумо», «Такасаго», «Касаги» и «Читозе»). Судя по незначительности повреждений, можно предполагать, что это был 120-мм снаряд с крейсера 2-го класса или же с «Якумо».

Во время первого боя около 12,5–1 час. попал фугасный снаряд в подводную часть с правой стороны против 28–31 шпангоутов ниже брони. Пробоины снаряд не сделал, а только вмял шпангоут и вырвал часть заклепок, следствием чего явилось просачивание и наполнение водой двух бортовых коридоров (верхнего и нижнего). Всего воды попало 153 тонны. Крен оказался не более 3°. Аля уравнивания судна были затоплены отсеки с противоположного борта и несколько ближе к корме, чтобы избежать дифферента на нос.

Снаряд, попавший в боевую рубку, пушен был вероятно с расстояния 45–50 кабельтовых в конце второго боя. По местам разрушения можно восстановить его траекторию, из которой видно, что он летел, подымаясь. Это был бронебойный снаряд, попавший в воду и разорвавшийся рикошетируя. Головная его часть попала в тонкую коечную сетку (1/8), разорвала ее, завернула листы по направлению движения и влетела в рубку, выбив полукруг из кромки крыши (3" листа). Головная часть разорвала проводку машинного телеграфа, ударилась в крышу, оставив ссадину, дала несколько осколков и, отлетая, опять задела кромку крыши. Она ее не выбила, а только выгнула, потеряв при этом свою живую силу. Попав дальше в сетки с койками, она их чуть погнула и осталась в них лежать.

Было несколько небольших осколков, вероятно оторвавшихся от головы снаряда при ее ударе о крышу, но силу их рассчитать трудно, она, должно быть, была очень незначительна, так как решетка в башне пробита только слегка, и кромки дыр на тонких медных кожухах приборов едва загнуты, есть даже простые вмятины на кожухах. От сотрясения вывелась часть артиллерийских указателей и телефонов, были перебиты все переговорные трубы на мостике. Этим снарядом были ранены все находившиеся в рубке, кроме одного: на стенках рубки и на решетках осколков почти не было заметно.

Снаряд, попавший в мачту, был выпушен до снаряда, задевшего боевую рубку, в конце второго боя. Некоторой ненормальностью является то, что расстояние (по времени) до неприятеля должно было быть менее 40 кабельтовых, а траектория снаряда не крутая - он задел сетку и попал в мачту фута на 2,5 [т. е. 0,6 м] выше палубы. Это мог быть снаряд 12" калибра. Пролетая через сетки он их только свернул, а разрыв произошел тотчас по пробитии первой стенки мачты (0,5"). От места первого соприкосновения снаряда в сетках до места разрыва около 3 м. Снаряд только разорвал и свернул переднюю стенку мачты, заднюю же стенку совсем вырвало. Объем главного разрушения очень небольшой (каждого измерения метра 1,5) и направлен конусообразно по направлению полета снаряда, но так, что уже в 3 м тонкие стенки не разворочены, а только пробиты осколками и погнуты.

По направлению кверху осколки пробили на 2 м от места разрыва палубу в 3 / 8 ", а на 1–1,5 м осколками или кусками мачты даже сворочены угольники в 2 / 3 " . Назад осколков было мало, но желтый налет от пикриновой кислоты был преимущественно в части мостика позади места взрыва. Мелкие разрушения заметны на расстоянии до 10 м. Несмотря на то, что относительно горизонтальной плоскости разрыва снаряда палуба в 0, 75 - 1 м, а верхний мости/в 1,5–2 м., он поврежден был больше палубы, что указывает на направление наибольшего разрушения сверху. Этим снарядом были перебиты все трубы и провода, шедшие внутри мачты. От сотрясения сорвалась проводка под верхним мостиком. Давление газов выперло верхний мостик (на 2 м), а находившаяся в том же расстоянии (но горизонтальном) телеграфная рубка не тронута газами, выгнута даже в обратную сторону третьим снарядом.

Снарядом в мачту были убиты адмирал Витгефт, лейтенант Азарьев 1-й, мичман Эллис, ранены офицеры штаба. Убитые лежали между левыми стенками и мачтой, головами к последней; это не совсем понятно, так как газами их должно было откинуть от мачты. Может быть, тут повлияла рубка, отразив газы, или их подшиб какой-нибудь осколок.

Броненосец “Цесаревич” (Две пробоины от 6“ разорвавшихся снарядов, вынесших часть фальшборта на юте с левого борта, разбивших буксирный кнехт и проникших в офицерскую кают-компанию.)

Снаряд, попавший в телеграфную рубку в конце второго боя с расстояния кабельтовых 50, разорвался в передней стенке рубки или даже до нее от прохождения через стенки, футах в 10 (3 м) от них, так как входное отверстие этого фугасного снаряда (развороченная стенка рубки) очень велика - около 4 квадратных метров, а переборка между командирскими помещениями и телеграфной каютой, которая в 1,5 м ширины, разбита только осколками. Объем наибольшего разрушения около 12 кубических метров; отдельными же осколками пробита труба (5 / 16 ") кожух (5 / 16 ") на 2 м расстояния. Мелкие осколки пробивали только кожух. Снаряд дал много совсем маленьких осколков-крапинок, которыми побито дерево, обшивка рубки. Газы опять-таки оказали более сильное действие вверх, чем вниз, вогнув несколько листов верхнего мостика и только в одном месте внизу оторвало рубку от палубы. Газами и сотрясением были уничтожены все приборы в рубке, но действие газов было только по направлению движения снарядов, так как провода на деревянной подкладке под верхним мостиком остались нетронутыми, только пожелтели от пикрина. Считая место разрыва снаряда в 1 м от палубы, большие осколки пробивали листы в 3 / 8 " в обоих палубах в расстоянии 1,5–2 м, но пробив палубу под верхней рубкой, они оставались в дереве стола или в диване рубки и до крыши не долетали. Особо больших осколков снаряд не дал, ни головной части, ни целого донышка найдено не было.

Снаряды, попавшие в воду, или рикошетировали (по преимуществу бронебойные) или разворачивались, если были фугасные. Перелетавших рикошетов было много, полет их был хорошо виден. Одним из таких снарядов перебило стень-штаг. Фугасные снаряды, рвавшиеся у J борта в воде, давали целый столб воды, обдававшей мостик до компаса, но на мостик осколки не залетали; зато были пробиты ими же листы на марсе (близко отлетевший осколок ударялся в броню и отскакивал). Сила их была небольшая, так как длинные фугасные снаряды зарывались в воду, и осколкам приходилось преодолевать сопротивление слоя воды.

В середине второго боя один фугасный снаряд разорвался над мостиком, несколько осколков полетело на мостик, палубы не пробило: все количество разорвавшегося металла попало в воду, перелетев через броненосец.

“Цесаревич" на стапеле. Февраль 1901 г.

“Цесаревич” на стапеле. Февраль 1901 г.

Эскадренный броненосец “Цесаревич” во Франции во время ходовых испытаний. Лето 1903 г.

Эскадренный броненосец “Цесаревич” во Франции во время ходовых испытаний. Лето 1903 г.

Эскадренный броненосец “Цесаревич” во Франции во время ходовых испытаний. Лето 1903 г.

“Цесаревич” в Порт-Артуре

“Цесаревич” в Порт-Артуре

Перед погрузкой угля (фото вверху)

На “Цесаревиче” во время заделки пробоины

В Порт-Артуре

На “Цесаревиче” производят склепывание листов борта

На “Цесаревиче” во время заделки пробоины (фото вверху) “Цесаревич” и “Амур” на внешнем рейде Порт-Артура

“Цесаревич” прибыл в Цындао.

“Цесаревич” в Цындао.

“Цесаревич” в Цындао.

"Цесаревич” в Цындао. На корабле начаты ремонтные работы.

“Цесаревич” в Цындао. На корабле начаты ремонтные работы.

“Цесаревич” в Цындао. На первом плане видны сложенные гильзы от 152-мм патронов. Их охраняют русский и германские матросы. На ограждении носового мостика видна пробоина от 152-мм снаряда которым был убит штурман лейтенант Драгишич-Никшич.

Броненосец "Цесаревич”. Боевые повреждения в районе носового мостика (на фото вверху).

Повреждения по левому борту в носу корабля. Справа на переднем плане видна пробоина у среза для хранения якорей. Якорь потерян. Внутрь пробоина проникает на верхнюю палубу, где разбиты емкости для хранения бензина. Слева - пробоина в спардеке у 12” носовой башни, проникающая также в каюту шкипера, находящуюся в батарейной палубе (на фото внизу).

Заделка пробоин левого борта в районе кормового мостика и повреждения дымовых труб (на фото вверху). “Цесаревич” в Цындао. Разборка кормовой трубы.

Пробоина в правом борту у 305-мм носовой башни.

Пробоина в правом борту у 152-мм носовой башни.

Повреждения 152-мм орудия.

Повреждения хлебопекарни от 305-мм снаряда попавшего в ее крышу.

Боевые повреждения дымовых труб.

В Цындао. “Цесаревич” во время ремонтных работ.

Ремонт “Цесаревича” близится к завершению (фото вверху). “Цесаревич” в Средиземном море.

Для "Цесаревича" оба боя - ночью и утром - соединились в одну, внушавшую большие опасения за успех, борьбу за живучесть корабля. Хваленная и столь излюбленная генерал-адмиралом французская техника не обнаружила явных преимуществ ни перед американскими (“Ретвизан"), ни перед отечественными (Паллада) образцами. Новейший броненосец - последнее на эскадре чудо техники, оказался едва ли не в более бедственном положении, чем более старый крейсер “Паллада".

В мгновение взрыва накренившись вправо (так опять дала о себе знать валкость кораблей этого типа) "Цесаревич" затем начал угрожающе валиться на левый борт. Несмотря на немедленное распоряжение командира затопить водой правые кормовые коридоры, крен неудержимо нарастал. Он дошел до 16° и продолжал увеличиваться.

Из книги Эскадренные миноносцы типа “Касатка”(1898-1925) автора Афонин Николай Николаевич

ПРИЛОЖЕНИЕ ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ТИПА “КАСАТКА” В БОЮ 28 ИЮЛЯ 1904 г Мнение командиров и офицеров миноносцев “Бесшумный”, “Бесстрашный” и “Беспощадный”, выведенное за время военных действий 30 сентября 1904 г.Состоявшие до войны командирами миноносцев капитаны 2 ранга,

Из книги Российский флот Тихого океана, 1898-1905 История создания и гибели автора Грибовский В. Ю.

Глава VIII Сражение в Желтом море 28 июля 1904 г Адмирал Е.И. Алексеев в целях спасения эскадры и сохранения перспективы в дальнейшей борьбе настаивал на перебазировании её во Владивосток. В середине июля из флагманов и командиров больших кораблей в Порт-Артуре за прорыв во

Из книги “Цесаревич” Часть II. Линейный корабль. 1906-1925 гг. автора

Приложение № 1 Хроника плаваний линейного корабля "Цесаревич"-"Гражданин" 1914 г.ИЮНЬ 24–28 - Ревель; 28 - выход в море на стрельбу; 30 - выход из Ревеля на маневры к линии Реншер - Нарген.ИЮЛЬ: 1, 3, 4, 7 - выходы из Ревеля на стрельбы; 7-13 - Ревель; 13–17 - Гельсингфорс; 17 - выход с

Из книги “Цесаревич” Часть I. Эскадренный броненосец. 1899-1906 гг. автора Мельников Рафаил Михайлович

Из книги Линейные корабли типа “Иоанн Златоуст”. 1906-1919 гг. автора Кузнецов Леонид Алексеевич

Из книги Броненосные крейсера типа “Адмирал Макаров”. 1906-1925 гг. автора Мельников Рафаил Михайлович

Приложение № 3 Повреждения линейного корабля “Евстафий” в бою 5/18 ноября 1914 года (Из книги МЛ. Петров “Два боя”. Ленинград. 1926 г.) Схема попаданий в линейный корабль “Евстафий”. полученных в бою у мыса Сарыч 5/18 ноября 1914 г.Представляет несомненный интерес описание

Из книги Морская минная война у Порт-Артура автора Крестьянинов Владимир Яковлевич

Приложение № 3 Повреждения крейсера “Баян” в бою у Готланда 19 июня/2 июля 1915 года (Из книги К. П. Пузыревского “Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть". Судпромгиз, 1940.)Стремление германского флагмана во время боя отвлечь внимание русских кораблей от

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том II автора Галенин Борис Глебович

4. Катастрофа эскадренного броненосца "Петропавловск" После неудачи второй попытки заграждения выхода из Порт-Артура адмирал Того послал запрос о подготовке новых пароходов-брандеров. До их прибытия командование японского флота решило провести операцию по заграждению

Из книги Первые броненосцы Германии автора Быстров Алексей Александрович

4.4. 28 июля 1904 года Выход и сближениеНаступило утро 28 июля. С восходом солнца русские корабли начали выходить из внутренней гавани на рейд и занимать свои места по диспозиции. Рейд был предварительно протрален. В 8 часов 45 минут эскадра в кильватерной колонне, следуя за

Из книги Броненосцы типов “Виттельсбах”, “Брауншвейг” и “Дойчланд”. 1899-1945 гг. (Сброник статей и документов) автора Коллектив авторов

Приложение № 3 Подъем германского броненосца “Grosser Kurfurst” (Из журнала “Морской сборник” № 8 за 1879 г.) Работы по подъему этого броненосца начаты были в последних числах мая. Исследования, произведенные водолазами, выяснили, что положение корпуса судна нисколько не

Из книги Линейные корабли типа “Куин Элизабет” автора Михайлов Андрей Александрович

Спуск эскадренного броненосца “Виттельсбах” 3-го июля в Вильгельмсгавенском казенном адмиралтействе спущен на воду новый эскадренный броненосец, значившийся во время постройки под литерой О и получивший при спуске названное имя. Броненосец этот, согласно сообщению

Из книги автора

Спуск эскадренного броненосца “Мекленбург” 9-го ноября (н.ст.) 1901 г. на верфи “Вулкан”, в Штеттине, спущен на воду эскадренный броненосец F, получивший при этом имя “Мекленбург”. Этот броненосец представляет собой пятое и последнее судно типа “Виттельсбах”.Главные

Из книги автора

Спуск германского эскадренного броненосца “Эльзасс” В Данциге, на верфи Шихау, состоялся 16 мая (н.ст.) 1903 г. спуск на воду строившегося там по заказу германского правительства эскадренного броненосца типа “Брауншвейг” временно значившегося под литерой J и получившего

Из книги автора

Спуск эскадренного броненосца “Дойчланд” 20 ноября (н.ст.) 1904 г., в Киле, на верфи “Германия”, состоялся спуск на воду броненосца N, получившего при спуске и крещении имя – “Дойчланд”.Закладка этого броненосца была произведена 20 июля (н. ст.) 1903 г., так что время,

Из книги автора

Спуск эскадренного броненосца “Ганновер” 29 сентября (н.ст.) 1905 г., в Вильгельмсгафенском адмиралтействе состоялся спуск на воду эскадренного броненосца Р получившего при крещении имя “Ганновер”. Это уже второй корабль типа “Дойчланд”. Закладка его состоялась летом

Из книги автора

Приложение № 1 Повреждения линейных кораблей 5-й эскадры в Ютландском бою[* Из книги К.П. Пузыревского. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Ленинград. Судпромгиз. 1940 г.] "Уорспайт". Принадлежал к пятой эскадре линейных кораблей и шел в колонне третьим.В



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Погодин дмитрий дмитриевич - владимир - история - каталог статей - любовь безусловная Погодин дмитрий дмитриевич - владимир - история - каталог статей - любовь безусловная Феномен доминанты Кто исследовал явление доминанты Феномен доминанты Кто исследовал явление доминанты Дополнительное профессиональное образование Дополнительное образование не является Дополнительное профессиональное образование Дополнительное образование не является