Типы акцентуации по личко. Методы определения акцентуации характера по личко

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей.

Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.

1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.

2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.

3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.

Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась па предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности.

По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

1.Дистимиый тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - как люди с дистимной акцентуацией.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди зануд-липы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудли-вость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе; особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен; иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда он изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, зануд-ливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Люди с акцентуацией такого типа раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Они обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем лица данной типологической группы привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это - упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.

Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А. Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Личко объясняет этот факт так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении» (Личко А. Е., 1983). При взрослении ребенка проявившиеся в детстве особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события.они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми - родителями и педагогами - у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимпого типа часто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки с акцентуацией характера данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно.

Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа). Периоды перепада настроений составляют примерно две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, причем часто оно непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может восприниматься то в светлых, то в мрачных тонах. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, подвижных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто воспринимаются окружающими как замкнутые.Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - с поспешностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир нередко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, как отмечает Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих

привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как тип слабовольного, плывущего по течению человека. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Подростки данного типа демонстрируют конъюнктурное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Они обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

Существуют и другие классификации типов характера. Например, широко известна типология характера, построенная на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее автор - Э. Фромм, который назвал данную классификацию социальной типологией характеров.«Социальный характер, - пишет Фромм, - содержит... выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы» *. По мнению автора этой концепции, социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи.

Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.

Обобщив данные наблюдений за поведением различных людей и соотнеся их с практикой работы в клинике, Э. Фромм вывел следующие основные типы социальных характеров.

1. «Мазохист-садиста. Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих до состояния изнеможения. Такой человек особенно опасен для окружающих, когда он получает над ними власть: он начинает их терроризировать, исходя при этом из «благих намерений».

По мнению Фромма, у людей этого типа наряду с мазохистскиМи склонностями почти всегда присутствуют и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться тем, как они страдают. Такой тип человека был назван Фроммом авторитарной личностью. Подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам; Фромм включил в их число Гитлера, Сталина и ряд других известных исторических лиц.

2. ^Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях. Такой человек всегда готов подчиниться любой повой власти, при необходимости быстро и без проблем меняет свои убеждения, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это тип сознательного или бессознательного приспособленца.

Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К Юнгом. Как вы помните, экстраверсия-интроверсия рассматривается современной психологией как проявление темперамента. Первый тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в

Характер - это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека в определенном отношении: к себе, к другим людям, к порученному делу. В характере отражаются волевые качества.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В ней выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (установки, потребности, идеалы и т.д.) Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

З. Фрейд, анализируя типологию индивидуальных характеров (когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой), отмечал, что привычные способы приспособления "Я" к внешнему миру, "Оно" и "Сверх-Я", а также типичные сочетания этих способов между собой и образуют характер.

Характер - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость - меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные (локальные). Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.):

  • 1) самоуверенность - неуверенность;
  • 2) согласие, дружелюбие - враждебность;
  • 3) сознательность - импульсивность;
  • 4) эмоциональная стабильность - тревожность;
  • 5) интеллектуальная гибкость - ригидность.

Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность - замкнутость, доминантность (лидерство) - подчиненность, оптимизм - уныние, совестливость - бессовестность, смелость - осторожность, впечатлительность - толстокожесть, доверчивость - подозрительность, мечтательность - практицизм, тревожная ранимость - спокойная безмятежность, деликатность - грубость, самостоятельность - конформизм (зависимость от группы), самоконтроль - импульсивность, страстная увлеченность - апатичная вялость, миролюбивость - агрессивность, деятельная активность - пассивность, гибкость - ригидность, демонстративность - скромность, честолюбие - непритязательность, оригинальность - стереотипность.

Акцентуация характера - это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие человека с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов - психопатии. В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются непостоянно; с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Немецкий психиатр Карл Леонгард выделяет 12 типов акцентуации. Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

  • 1. Гипертимимый (гиперактивный) тип: чрезмерно приподнятое настроение, разговорчив, энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность.
  • 2. Дистимичный тип: постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной.
  • 3. Циклоидный тип: общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности). Повышенная ранимость в период подавленности, вплоть до суицидальных мыслей и попыток.
  • 4. Эмотивный (эмоциональный) тип: чрезмерная чувствительность, ранимость, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще всего печальное настроение.
  • 5. Демонстративный тип: выраженное стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой - слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, ложь.
  • 6. Возбудимый тип: повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, но возможны льстивость, услужливость.
  • 7. Застревающий тип: "застревает" на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, склонен к затяжным конфликтам.
  • 8. Педантичный тип: выраженная занудливость; изнуряет домашних своей аккуратностью.
  • 9. Тревожный (психастенический) тип: пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, неуверенность в себе, крайняя нерешительность.
  • 10. Экзальтированный (лабильный) тип: очень изменчивое настроение; эмоции ярко выражены; словоохотливость, влюбчивость.
  • 11. Интровертировапный (шизоидный) тип: замкнут, общается по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, сдержан, холоден.
  • 12. Экстравертированный (конформный) тип: высокая общительность, словоохотливость, несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например теста Г. Шмишека.

Если акцентуация характера усиливается, то происходит переход на уровень патологии: неврозы или психопатии (болезненное уродство характера, когда резко нарушаются взаимоотношения человека с окружающими людьми и поведение психопата может быть социально опасно).

А.Е. Личко разрабатывал типологию акцентуаций, обследуя подростков. Но у большинства людей акцентуации сохраняются и во взрослом возрасте. Акцентуация – это главная черта личности, определяющая все поведение человека. Всего Личко выделил 11 чистых акцентуаций личности.

1. Астеноневротический тип.

Для людей такого типа характерно быстрое уставание, раздражительность, ипохондрия (беспочвенная тревога о здоровье). Больше испытывают утомление от психических нагрузок, чем от физических. Легко дают выход своему раздражению на окружающих, но тут же раскаиваются из-за сказанного.

2. Гипертимный тип.

Эти люди почти все время пребывают в приподнятом настроении. О таких говорят – “душа компании”. Случаются и вспышки злости, но только, если кто-то пытается их ограничивать, подчинить своим целям, подавить намерения этого человека. Для таких людей невыносима строгая дисциплина и регламентация распорядка дня. Плохо переносят одиночество.

3. Истероидный тип.

Такие люди все время требуют внимания к себе. Им жизненно важно, чтоб ими восхищались, их почитали. Худшее, что с ними может случиться – это, если они останутся незамеченными. Склонны ко лжи и фантазированию, чтобы создать себе яркую репутацию. Прекрасно себя чувствуют на сцене.

4. Конформный тип.

Конформность – это некритичное принятие норм группы: делать как все. Не стремятся выделиться: лучше быть в середине, не хуже и не лучше. Хорошо себя ощущают в рамках своей группы, подозрительно относятся к чужакам. Враждебно встречают появление чего-то нового, к примеру, нового стиля одежды. Но как только это становиться популярным, сами охотно так одеваются.

5. Лабильный тип.

Отличительной чертой их поведения является постоянная смена настроения, происходящая по незначительным причинам. С утра прекрасно себя чувствовал, по дороге на работу кто-то косо глянул и настроение пропало. На работе сделали комплимент – и снова все хорошо. Перепадам настроения одновременно присуща и мимолетность и глубина: от наворачивающихся слез, до восторга. По-настоящему привязаны только к самым близким людям, особенно, если находят у них необходимую поддержку.

6. Неустойчивый тип.

Такое название дано в связи с непостоянством поведения этих людей. Ими движет только желание получать удовольствие. Не могут проявлять настойчивость в работе и учебе, стремятся уйти от сложностей, склонны проводить время в праздности. Все эти качества могут толкнуть на преступный путь, побуждая к хулиганству, кражам и употреблению наркотиков. Преступления совершаются не столько ради наживы, сколько ради острых ощущений.

7. Психастенический тип.

Отличительными качествами этих людей являются нерешительность, самоанализ, мнительность. Они любят рассуждать. На основе всех этих черт могут возникнуть навязчивости (страхи, ритуалы). Очень тревожатся за своих близких (за мать). Беспокоятся о том, чтобы чего-то плохого не случилось в будущем. Чтобы защитить себя от волнений придумывают “ритуалы” – обходят трещины на дороге, считают встречные машины любимого цвета. Склонны больше рассуждать, чем действовать.

8. Сенситивный тип.

Такие люди очень чувствительны к словам окружающих, их легко задеть и ранить неосторожным словом. Не любят шума и чрезмерной активности, предпочитают тихие спокойные занятия. Могут показаться замкнутыми, но с самыми близкими людьми они очень общительны и раскованы. Очень робкие в присутствии незнакомых людей. Боятся быть в центре внимания – делать доклады, отвечать у доски. В целом это очень впечатлительные и неуверенные в себе люди.

9. Циклоидный тип.

У данных людей с определенной периодичностью меняется настроение. От подъема сил, энергичности и хорошего самочувствия до апатии, раздражительности, пессимизма. Длительность циклов у различных людей различна, но в отличие от лабильного типа, это не сиюминутная смена настроения. Длительность периодов спада или подъема от дней до недель. Объективных причин для эмоциональных перемен нет – это внутренние колебания психического состояния.

10. Шизоидный тип.

Самая главная черта этих людей – замкнутость. Не умеют устанавливать отношения с людьми, не испытывают большой необходимости в общении. Но зачастую сами очень страдают в глубине души от своего одиночества. В поведении им присущи противоречивые черты: то они застенчивы – то отпускают неприличные шутки; внешне холодны – а в душе ураган эмоций. Склонны проявлять интерес к необычным для сверстников вещам. Живут в своем мире. Быстро устают от общения. Напрочь отсутствует интуиция и социальная компетентность (не понимают окружающих).

11. Эпилептоидный тип.

Это люди с взрывным характером, инертным и тугоподвижным мышлением. Часто пребывают в состоянии дисфории – злобно-тоскливом настроении, ищут, на ком бы сорвать зло. Иногда наблюдаются необычные влечения (садо-мазо). Любят власть. Склонны к педантичности и требуют от окружающих такого же отношения к порядку. В ярости себя не контролируют – могут оскорбить близкого, ударить пожилого человека.

Изучайте типологию акцентуаций характера подробнее! Читайте “Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков” (Данная публикация дополненный и переработанный вариант монографии А.Е.Личко “Психопатии и акцентуации характера у подростков”, первое издание которой (1977 г.) было удостоено Президиумом АМН СССР Диплома именной премии им. В.М.Бехтерева.)

Изучение индивидуальных различий, в частности акцентуаций характера, относится к отдельной дисциплине - сфере Этой отрасли посвящены труды многих ученых - западных и отечественных.

Обоснование исследований особенностей характера

Зачем необходимо изучать типы акцентуации различий между индивидуумами преследует две задачи. Во-первых, это исследовательская цель - выделить как можно больше групп, разработать специфические советы для представителей каждой из них. Чем больше классов будет выделено, тем более эффективными будут психологические рекомендации для их представителей.

Во-вторых, знать типы необходимо для того, чтобы сам человек понимал особенности и причины своего поведения, мог, в соответствии с этим, корректировать его.

Часто в этом отношении бывает совсем недостаточно житейской психологии. Например, есть распространенное мнение о доброте толстяков. И наоборот, худощавый человек иногда воспринимается как тревожный, настороженный. Конечно, подобное разбиение на категории может быть отчасти и верным. Такой ошибки в классификации не избежал, хотя уже в медицинской сфере, даже Гиппократ: когда-то древний врач напрямую связывал расположенность к апоплексическому удару с полнотой.

Советский психолог А. Е. Личко, как и немецкий психиатр К. Леонгард, в своих исследованиях использовали понятие «акцентуация». В применении к определенному свойству, этот термин означает, что оно выделено ярче других, как бы подчеркнуто. Иными словами, акцентуация - это выраженность определенной черты характера. Для человека с тем или иным качеством определенные социальные ситуации будут очень болезненными, в то время как другие будут переноситься легко. В данной статье будут рассмотрены типы акцентуации по Личко и по Леонгарду.

Психология различий не является строгой дисциплиной. Типы акцентуации всегда носят описательный характер, и в чистом виде практически не встречаются. Каждый человек может найти себя в двух и более типах.

Необходимо также отметить, что и отнесение себя к определенной категории не должно быть бесцельным. Забавляясь психологическими тестами, нужно задать себе вопрос: "Зачем я это делаю?" Если человек понимает, что он относится к той или иной группе, ему необходимо выработать для себя соответствующую стратегию компенсации, самопомощи. Для этого нужно изучить те советы, которые даются психологами для представителей разных классов, и применить их в жизнь.

Классификация А. Е. Личко

Советский психолог исследовал типы акцентуации подростков. Всего он выделил одиннадцать групп. Особенности типов акцентуации характера в его теории имеют много общего с классификацией Карла Леонгарда. Рассмотрим их по порядку.

Гипертимный тип

Высокий уровень энергичности, умение быстро находить контакт с людьми, стремление к лидерству - все это отличает гипертимный тип акцентуации. Личко считал гипертимность общей характеристикой, свойственной подростковому возрасту. Высокий эмоциональный тонус делает представителей данной категории лидерами в любой компании. Они не агрессивны. Могут вступать в конфликт, но только если наталкиваются на резкое противодействие своей активности. Поэтому лучше не стоять у них на пути, а наоборот, поощрять к деятельности.

Поверхностность интересов - отрицательная черта, которую имеет гипертимный тип акцентуации. Его представители могут обладать многими способностями, но их интересы неустойчивы.

Циклоидный тип

Основной характеристикой данной категории является изменчивость настроения. Приподнятое состояние сменяется унынием, раздражительностью. Причем это происходит с периодичностью в две-три недели.

Лабильный тип

Эмоциональный тонус этих подростков, замечал Личко, не может быть определен как стабильно низкий или высокий. Их настроение неустойчиво, его смена может происходить очень быстро. Внутри данной категории также можно выделить два подтипа: реактивно-лабильные и эмоционально-лабильные. Первые склонны к перемене настроения по причине внешних факторов. Состояние других больше обусловлено внутренними переживаниями.

Представители лабильного типа иногда кажутся равнодушными окружающим. Но это далеко не так - настоящей проблемой для некоторых из них может стать умение правильно выражать свои чувства. Имея глубокие привязанности к близким людям, они не знают, как о них сообщить.

Астено-невротический тип

Те, кто принадлежит к этой категории, - главные посетители лечебных заведений. Их основным отличием является концентрация внимания на состоянии своего организма. Едва почувствовав недомогание, они могут заподозрить у себя смертельную болезнь - таких масштабов достигает их мнительность.

Сензитивный тип

Главной характеристикой подростков данной категории, замечал Личко, является повышенная чувствительность, которая и отражается в их поведении. Люди сензитивного типа также отличаются болезненной раздражительностью. Их слабое место - это большие компании. В них они всегда ощущают себя неуютно, стараются внимательно наблюдать за происходящим, а иногда и копировать манеру поведения других. Представители сензитивного типа могут обратить на себя внимание всей компании, например пойти на какую-то выходку. Но это удается им слабо, и они вновь возвращаются к предыдущему состоянию лишь с еще более обострившейся робостью.

Преимуществом представителей сензитивного типа является усердие, ответственность, умение заводить и поддерживать глубокие дружеские связи.

Психастенический тип

Отличается нерешительностью. Любая бытовая ситуация может стать для психастеника источником мучительной неопределенности. Их отличает высокий интеллект и уверенность в своих выводах. Но последняя редко подтверждается делами. Психастеники склонны к порывистым действиям как раз в те моменты, когда стоит взвесить все за и против.

Шизоидный тип

Несмотря на то что они очень ранимы внутренне, у шизоидов практически отсутствует способность к эмпатии - они не чувствительны к чужой боли. Шизоидный тип акцентуации имеет позитивную сторону - из них выходят хорошие изобретатели. Большинство из тех людей, которые двигали вперед прогресс человечества, являлись шизоидами. Главной их чертой, которая сразу бросается в глаза, является чудаковатость. «Не от мира сего», - это можно смело сказать о шизоидах.

Эпилептоидный тип

Самый педантичный и придирчивый к деталям тип. Казалось бы, что хорошего в этих качествах характера? Но представителей других типов сложно представить в некоторых профессиях. Например, лучшие учителя математики или физики - это эпилептоиды. Их точность и внимание к мелочам являются неоспоримыми плюсами в преподавании точных наук.

Истероидный тип

Для этой категории вся жизнь является одной огромной сценой. Некоторым людям может поначалу быть неприятно находиться в обществе с истероидом. Ведь основным их качеством является постоянное желание быть в центре внимания. Но для определенных профессий принадлежность к данному классу (его аналог у Леонгарда - демонстративный тип акцентуации) является преимуществом. Например, из истероидов выходят отличные продавцы, актеры, певцы.

Неустойчивый тип

Представителями этой категории у Личко оказались самые безответственные подростки. Это были те, кто не имел устойчивых интересов, практически не думал о своем будущем. Неустойчивые не могут долго концентрироваться на трудовой деятельности, их отличает постоянная тяга к праздности и развлечениям.

Конформный тип

Отличительной чертой конформистов является желание не отличаться от окружения. Их кредо - «быть как все». Негативной чертой этой категории является склонность к предательству в трудной ситуации. Конформный человек не будет мучиться от угрызений совести - своим поступкам он всегда найдет оправдание.

Типы акцентуации характера по Леонгарду

Карлом Леонгардом было выделено двенадцать Во многом его классификация пересекается с теорией Личко, а некоторые типы в них идентичны. Леонгард создал три категории: первая была связана с акцентуациями характера, вторая - акцентуациями темперамента. Критерий выделения третьей группы - личностные особенности (направленность на себя или на внешний мир).

Для начала необходимо прояснить разницу между темпераментом и характером. Люди, не знакомые с психологией, часто путают эти понятия. Но даже некоторые психологи склонны считать, что темперамент и характер - одно и то же.

Темперамент - это скорость реакции человека на происходящие события. Это качество является, скорее, физиологическим свойством нервной системы. К темпераменту относится эмоциональность, степень реагирования, уравновешенность. Характер же - это общественное образование. Начиная с рождения, окружающие как бы оставляют на ребенке свой след. Такие социальные взаимодействия «лепят» его индивидуальность.

Итак, проводил классификацию в соответствии с характером, темпераментом и особенностями личности, а критериями для выделения категорий служили стили социального взаимодействия человека.

Акцентуации, связанные с темпераментом

  • Гипертимный тип. Основные характеристики - подвижность, общительность. В детстве гипертимы обладают хорошей памятью, легко обучаемы. В подростковом периоде возможны конфликты, так как не всегда группа позволяет гипертиму занять лидирующее положение. Будучи взрослыми, представители данной категории остаются общительными и энергичными. С ними легко найти общий язык, если не вступать в противодействие.
  • Дистимический тип. Угрюмость, флегматичность, заторможенность реакций - главные особенности дистимиков. Они молчаливы и кажутся неисправимыми пессимистами. Положительной стороной дистимического типа является ответственность, развитое чувство справедливости.
  • Лабильный тип. Его, как и в классификации Личко, отличает способность к быстрой смене настроения. Даже грубо сказанное слово может подействовать на представителя лабильного типа. Хорошее настроение может испортиться даже из-за того, что пошел дождь.
  • Экзальтированный тип. Представители данного типа неконфликтны, любят общество, внимательны к окружающим. Экзальтированный тип акцентуации отличает влюбчивость, склонность к возвышенным чувствам, общительность. На таких людей очень быстро оказывают влияние события внешнего мира - от положительных они легко приходят в восторг, от негативных - поддаются панике. Многие дизайнеры, музыканты и художники имеют экзальтированный тип акцентуации.

  • Тревожный тип. Главная черта - ощущение беспокойства без видимых на то причин. Тревожных детей быстро распознают сверстники, и из-за своей нерешительности они могут становиться объектом для насмешек. Став взрослыми, они остаются не менее мнительными, нежели были детьми. Таким людям тяжело настаивать на своем. Однако тревожный тип акцентуации имеет свои плюсы - ее представители имеют богатый внутренний мир, а также всегда способны адекватно оценивать свои возможности. Среди других типов они воспринимают реальность наиболее четко.
  • Эмотивный тип. Считается, что представители данной категории «мыслят» чувствами. Их главными характеристиками являются доброта, ответственность, способность к эмпатии, низкая конфликтность. Люди могут чувствовать себя раскованно только в компании близких людей. Они мягкосердечны, сострадательны, а также ценят красоту природы более, чем другие. В общении с ними всегда распознаются их чувства. Главная ценность для них - хорошие отношения в семье и на рабочем месте. Представители эмотивного типа очень ранимы по отношению к черствости и грубому поведению.

Акцентуации в соответствии с особенностями характера

  • Застревающий тип. Человек, принадлежащий этой категории, может годами носить в себе те или иные чувства. Если это негативные эмоции, которые не были правильно выражены, то они мучают застревающего в течение длительного промежутка времени. Стремление к цели - главнейшая характеристика данной акцентуации. Застревающий тип добьется своего во что бы то ни стало. Часто для этого он стремится подобрать себе хороших попутчиков. Из застревающих выходят хорошие лидеры в любой деятельности. Однако если их судьба будет складываться не столь радужно, они могут становиться главарями бандитских группировок. Кроме того, как и демонстративный, застревающий тип акцентуациинуждается в признании со стороны социума. Однако это должно быть реально заслуженное уважение, слава, имеющая под собой основания.
  • Педантичный тип. Как и у эпилептоидов в классификации Личко, главные черты представителей данной группы - скрупулезность и внимание к мелочам. Педантичных очень ценят в офисной среде за их ответственность и деловитость. Также эта акцентуация проявляется в заботе о собственном здоровье, отсутствии вредных привычек. Обратной стороной медали для таких людей является постоянный страх совершить ошибку, перфекционизм.

  • Возбудимый тип. Импульсивность, раздражительность, стремление удовлетворить нахлынувшие порывы немедленно - вот что характеризует возбудимый тип акцентуации. Люди, принадлежащие к этой группе, обычно наделены высоким уровнем конфликтности, что часто мешает им строить полноценные отношения. Преимущество же состоит в том, что они целиком и полностью живут настоящим.
  • Демонстративный тип. Его легко определить, уже начиная с двухлетнего возраста. Такие детишки, однажды побывав в центре внимания, затем стараются завоевать его во что бы то ни стало. Если же эта тенденция поддерживается родителями, то они почти всегда имеют завышенную, ничем в действительности не подкрепленную, самооценку. Школьников данного типа могут ставить в пример другим. Поэтому не всегда легко распознать, что их способности в определенной сфере едва ли превосходят средние. С другой стороны, демонстративный тип акцентуации отличает артистичность, хороший вкус в одежде.

Типы акцентуаций в соответствии с особенностями личности

  • Интровертированный тип. Характеризуется сосредоточением на своих переживаниях, избеганием социальных контактов. Реальность для них вторична по отношению к внутреннему миру. Интроверты ответственны, ненавязчивы, любят уединение.
  • Экстравертированный тип. Его представители - уверенные в себе люди, любящие находится среди людей и получающие энергию от общения. Они не склонны зацикливаться на аспектах внутренней жизни, всегда поступают в соответствии с тем, что предъявляет им реальность.

В настоящее время теория Личко имеет большее применение среди психологов, так как ученый проводил свои исследования на здоровых людях (подростках). Классификация Леонгарда чаще применяется психиатрами. Несмотря на названия, представленные в обеих классификациях, эти группы не имеют ничего общего с психическими расстройствами. Шизоидный тип акцентуации, к примеру, ни в коем случае не означает наличия шизофрении - все термины являются условными. Различные типы акцентуации означают выраженность признака в пределах нормы.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение