Сочинение Фонвизин Д.И. Сатиры смелой властелин

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелой властелин,
Блистал Фонвизин, товарищ свободы...

А. Пушкин

Восемнадцатый век в истории русской литературы оставил немало замечательных имен. Но если бы требовалось назвать писателя, в произведениях которого глубина постижения нравов своей эпохи была бы соразмерна смелости и мастерству в обличении пороков господствующего сословия, то прежде всего следовало бы упомянуть Дениса Ивановича Фонвизина.

Фонвизин вошел в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии "Недоросль". Но он был и талантливый прозаик. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста. Бичующего сарказма фонвизинской сатиры страшилась императрица Екатерина II. Непревзойденное художественное мастерство Фонвизина отмечал в свое пора Пушкин. Поражает оно нас и поныне.

Будучи одним из наиболее ярких деятелей просветительского гуманизма в России XVIII века, Фонвизин воплощал в своем творчестве тот подъем национального самосознания, каким была отмечена эта пора. В разбуженной петровскими реформами огромной стране выразителями этого обновленного самосознания выступили лучшие представители русского дворянства. Фонвизин воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, с болью сердца наблюдал он нравственное опустошение части своего сословия. Сам Фонвизин жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. В забвении дворянами своего задолженности перед обществом он видел причину всех общественных зол: "Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро добились права впрягать четверню. Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце". Так писал Фонвизин в 1783 году в письме к сочинителю "Былей и небылиц", то есть к самой императрице Екатерине И.

Фонвизин включился в литературную жизнь России в тот момент, когда Екатерина II поощряла заинтересованность к идеям европейского Просвещения: на первых порах она заигрывала с французскими просветителями - Вольтером, Дидро, Д"Аламбером. Но очень скоро от либерализма Екатерины не осталось и следа.

Волей обстоятельств Фонвизин оказался в самой гуще внутриполитической борьбы, разгоревшейся при дворе. В этой борьбе одаренный блестящими творческими способностями и острой наблюдательностью Фонвизин занимал место писателя-сатирика, обличавшего продажность и беззаконие в судах, низменность нравственного облика приближенных к престолу вельмож и поощряемый высшими властями фаворитизм.

Н. И. Новиков со своими сатирическими журналами "Трутень" и "Живописец", Фонвизин со своими публицистическими выступлениями и бессмертным "Недорослем" и, наконец, А. Н. Радищев со знаменитым "Путешествием из Петербурга в Москву" - таковы вехи формирования традиции наиболее радикальной линии русского дворянского Просвещения, и не случайно любой из трех выдающихся писателей эпохи подвергся преследованиям со стороны правительства. В деятельности этих писателей зрели предпосылки той первой волны антисамодержавного освободительного движения, которое позже назвали этапом развития дворянской революционной мысли.

Мне кажется, что великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин недаром назвал Фонвизина Дениса Ивановича – «Смелым властелином сатиры». Именно Фонвизин в своё время основал такое направление в литературе как русский реализм. В своём творчестве писателю удавалось поднимать на поверхность пороки общества, особенно господствующих классов России. Он боролся с несправедливостью и произволом государства. Фонвизин был удивительно наблюдательным писателем, ему удавалось отобразить в своём творчество те проблемные места общества, о которых до него никто не говорил. Стоило ему увидеть какое-либо проявление беззакония и несправедливости, как из под его пера выходила новая и очень метка сатира, изобличающая это.

Денису Ивановичу Фонвизину не приходилось выдумывать персонажей своих произведений – он наблюдал их пороки и их самих в своей жизни. Писатель старался показать своим читателям то, как отсутствие понятий о нравственности и морали «оскотинивает» человека, превращает его в глупое животное. Именно отсюда, по мнению автора, и идёт неоправданная жестокость помещиков к своим крепостным крестьянам.

Мне очень нравится сатира Дениса Ивановича Фонвизина. Он был честен перед своими читателями, и не боялся ответственности за свои произведения, нёс людям правду! И, по моему скромному мнению, был абсолютно прав, когда назвал Фонвизина «Смелым властелином сатиры». Лучше его охарактеризовать невозможно!

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы...

А. С. Пушкин

Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович Фонвизин был основателем русского реализма. "Им начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая", - писал А. М. Горький. В своих произведениях Фонвизин мастерски изобличал пороки господствующего сословия, вел борьбу с российским самодержавием, отражал всю гамму нравов современной ему эпохи, выражал резкий подъем национального самосознания людей. Его острый наблюдательный взгляд отмечал все нелицеприятные детали окружающей действительности: коррупцию и беззаконие судов, низменность нравственного облика вельмож, поощряемый высшими властями фаворитизм. Все эти пороки общества непременно подвергались его меткой сатире.

Еще в начале своей творческой деятельности Фонвизин сблизился с молодыми прогрессивдыми литераторами и издателями. Следствием общения с ними стало стихотворение "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", в котором высмеяны основы церковного учения и защитники религии, проповедующие божественную мудрость в создании мира и человека. Автор с откровенной иронией обнажал ложь и лицемерие уставов официальной морали:

Попы стараются обманывать народ,

Слуги дворецкого, дворецкие господ,

Друг друга господа, а знатные бояря

Нередко обмануть хотят и государя;

И всякий, чтоб набить потуже свой карман,

За благо рассудил приняться за обман.

Фонвизина интересовала не демонстрация абстрактных пороков, а раскрытие реальной жизни представителей "благородного сословия". Так, в комедии "Бригадир" он показывает царящие в обществе умственную апатию и бездуховность, глупость и жестокость, эгоизм и разврат. За внешней благопристойностью героев скрывается хищный облик собственников, готовых перегрызть друг другу горло. И бригадир, и советник в прошлом состояли на службе. Но служба была для них лишь средством достижения единственной цели - карьерного роста, собственной выгоды.

В произведениях сатирика нет искусственного привнесения комических элементов. Их объектом становится реальная жизнь, чистая правда. Созданные образы типичны, их язык и поведение полностью соответствуют среде и эпохе. Яркая картина дикого невежества и произвола поместных дворян представлена в "Письмах к Фалалею". По мысли автора, безнравственное поведение героев превращает их в подобие скотов, что усиливается слепой страстью к животным и наряду с этим жестокостью к крепостным, которых они вовсе не считают за людей.

Смелую оценку правления Екатерины, обличение всех его недостатков писатель представляет и в "Рассуждении о непременных государственных законах". Здесь автор затрагивает вопрос о взаимоотношениях народа и государя. Он выражает глубокую уверенность в том, что "...тот не может владеть другими со славою, кто собой владеть не может...", давая тем самым понять, что не одобряет политику и поведение власти. По его мнению, Екатерина не исполнила главной задачи правителя - "не ввела в государстве своем правила непременные", без которых нет гарантии, что и сама она не сделает свое правление самовластным, тираническим.

Истинный сын своего времени, Д. И. Фонвизин принадлежал к числу передовых людей XVIII века. На протяжении всего творческого пути он утверждал высокие идеалы справедливости и гуманизма. Во всех его произведениях непременно звучит мужественный протест против несправедливости самовластия, гневное обличение крепостнического злоупотребления. И его метким и верным оружием стала смелая сатира.

Отчего происходят... злоупотребления, как
не от гибельного неравенства между людьми?
Ж. Ж. Руссо

Так оценил талантливого драматурга XVIII века А. С. Пушкин, добавив к этой характеристике еще одну — «...друг свободы». Смелая и блистательная сатира Фонвизина определила на многие годы развитие в русской литературе сатирического направления. Главные объекты сатиры Фонвизина в блистательной комедии «Недоросль» — «злоправия достойные плоды», изуродованность всех человеческих чувств и отношений.

На примере одной семьи крепостников драматург сумел показать все пагубные последствия крепостного права — фактического рабства. Темой комедии «Недоросль» стал главный конфликт социально-политической жизни России второй половины XVIII века — безудержный произвол помещиков и полное бесправие крепостных. Деспотический образ правления поддерживался высшей властью — эту мысль Фонвизин неоднократно подчеркивал в речах Стародума.

Драматург показывает ужасные следствия рабства. Крестьяне вконец разорены. Госпожа Простакова не знает, что делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!» Рабство морально уродует всех: и рабов, и рабовладельцев. Раба Еремеевна, нянька Митрофанушки, — образ огромной силы. Она живет жизнью не человека, а собаки: оскорбления, побои, ругань, унижения сделали из этой старой уже женщины холопа, который, как цепной пес, униженно лижет руку бьющей ее хозяйки. Помещики-рабовладельцы развращены так, что превратились в Скотининых. Люди скотининской породы, хоть и называют себя «благородным сословием», по своей сути стали презренными и гнусными скотами. Они не стыдятся своей невежественности и необразованности, даже гордятся ими: «Без наук люди живут и жили». Под это они подводят житейскую базу: говорят, что «ученье — вздор», что и без него на должность посадить могут, и без ученья можно достичь богатства. Правдин с сожалением констатирует, что, действительно, «деньги нередко ведут к чинам, чины — к знатности». Материал с сайта

Сатира Фонвизина задела высший свет и даже царский двор. Хотя Правдин глубоко убежден в просвещенном характере самодержавия в лице Екатерины II, но Стародум, повидавший двор и его порядки, разъясняет ему, что высшая власть в России поощряет рабство, поддерживает Простаковых и Скотининых. Стародум не верит, что эту власть можно излечить, он говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится».

Смелая сатира Фонвизина показала, что рабовладение и паразитическая жизнь извращают человеческую личность. Деспотичные и в то же время трусливые, жадные и подлые, у которых изуродованы даже родственные чувства, — вот какими предстают помещики в изображении смелого сатирика. Отсюда открылся путь (к гениальным обобщениям Гоголя и других русских классиков.

Мне кажется, что великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин недаром назвал Фонвизина Дениса Ивановича – “Смелым властелином сатиры”. Именно Фонвизин в свое время основал такое направление в литературе как русский реализм. В своем творчестве писателю удавалось поднимать на поверхность пороки общества, особенно господствующих классов России. Он боролся с несправедливостью и произволом государства. Фонвизин был удивительно наблюдательным писателем, ему удавалось отобразить в своем творчество те проблемные места общества, о которых до него никто не говорил. Стоило ему увидеть какое-либо проявление беззакония и несправедливости, как из под его пера выходила новая и очень метка сатира, изобличающая это.

Денису Ивановичу Фонвизину не приходилось выдумывать персонажей своих произведений – он наблюдал их пороки и их самих в своей жизни. Писатель старался показать своим читателям то, как отсутствие понятий о нравственности и морали “оскотинивает” человека, превращает его в глупое животное. Именно отсюда, по мнению автора, и идет неоправданная жестокость помещиков к своим крепостным крестьянам.

Мне очень нравится сатира Дениса Ивановича Фонвизина. Он был честен перед своими читателями, и не боялся ответственности за свои произведения, нес людям правду! И, по моему скромному мнению, Пушкин был абсолютно прав, когда назвал Фонвизина “Смелым властелином сатиры”. Лучше его охарактеризовать невозможно!

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы. Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный...
  2. Среди русских писателей, имевших дар видеть и передавать все нелепое в жизни, первым был Фонвизин. В своих произведениях он искусно...
  3. Замысел комедии “Недоросль” возник у Дениса Фонвизина в 1778 году, а четыре года спустя он представил пьесу своим друзьям. Но...
  4. Пушкин очень высоко ценил творчество Дениса Ивановича Фонвизина, писавшего при Екатерине II. Он усматривал в Гоголе его преемника. Главный герой...
  5. Маяковскому принадлежит фраза, которая позволяет понять особенности его творчества: “В наше время тот – поэт, тот – писатель, кто полезен”....
  6. Проходит шестьдесят лет после возвращения хоббита Бильбо Бэггинса в Шир. Ему исполняется сто десять лет, но внешне он совсем не...
  7. Впрочем, не меньше в комедии положительных образов. Присланный для проверки имения Простаковой казенный чиновник Правдин является воплощением справедливости, законности и...


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение