Погасло дневное светило основные образы. Анализ стихотворения «Погасло дневное светило

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Погасло дневное светило» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Элегия написана на корабле, когда Пушкин плыл из Керчи в Гурзуф с семьёй Раевских. Это период южной ссылки Пушкина. Раевский взял с собой в путешествие заболевшего поэта, чтобы он поправил здоровье. Корабль плыл по спокойному морю августовской ночью, но Пушкин умышленно сгущает краски в элегии, описывая бушующий океан.

Литературное направление, жанр

«Погасло дневное светило » - один из лучших образцов романтической лирики Пушкина. Пушкин страстно увлекается творчеством Байрона, в подзаголовке элегию называет «Подражание Байрону». Она перекликается с некоторыми мотивами прощальной песни Чайльд-Гарольда. Но собственные впечатления и эмоции, внутренний мир лирического героя Пушкина не похожи на холодное и бесстрастное прощание с родиной Чайльд-Гарольда. Пушкин использует реминисценцию из русской народной песни: «Уж как пал туман на сине море».

Жанр стихотворения «Погасло дневное светило» - философская элегия. Лирический герой прощается с печальными берегами туманной родины. Он сетует на рано прошедшую молодость (Пушкину 21 год), на разлуку с друзьями и «изменницами младыми». Как романтик, Пушкин несколько преувеличивает собственные страдания, он разочарован тем, что обманывался в своих надеждах.

Тема, основная мысль и композиция

Тема элегии - философские печальные раздумья, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин говорит, что лирический герой «бежал», но это дань традиции романтизма. Пушкин был настоящим изгнанником.

Элегию условно можно разделить на три части. Они разделены рефреном (повтором) из двух строк: «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Первая часть состоит всего из двух строк. Это вступление, создание романтической обстановки. Строчки сочетают в себе торжественность (дневное светило) и песенные мотивы.

Во второй части описывается состояние лирического героя, надеющегося на счастье в волшебных южных далёких краях и плачущего об оставленной родине и обо всём, что с ней связано: любовь, страдания, желания, обманутые надежды.

В третьей части противопоставляется неизвестность будущего, которое во второй части связывается с надеждой, и печальные воспоминания о прошлом и о туманной родине. Там лирический герой впервые полюбил, стал поэтом, познал печали и страдания, там прошла его молодость. Поэт сожалеет о разлуке с друзьями и женщинами.

Итог стихотворения - всего полторы строчки, находящиеся перед рефреном. Это основная мысль стихотворения: жизнь лирического героя изменилась, но он принимает и предыдущий жизненный опыт, и будущую неизведанную жизнь. Любовь лирического героя не угасла, то есть в человеке всегда остаётся личностный стержень, неподвластный изменениям временем или обстоятельствами.

Послушное ветрило (так торжественно Пушкин называет парус) и угрюмый океан (на самом деле тихое Чёрное море) - это символы жизненных обстоятельств, от которых зависит человек, но сам повлиять на них не может. Лирический герой смиряется с неизбежным, с естественными законами природы, с течением времени и утратой молодости, принимая все эти явления, хоть и с лёгкой грустью.

Размер и рифмовка

Элегия написана разностопным ямбом. Чередуется женская и мужская рифма. Встречается перекрёстная и кольцевая рифмовка. Разностопный ямб и непостоянная рифмовка приближают повествование к живой разговорной речи, делают поэтические размышления Пушкина общечеловеческими.

Тропы и образы

В элегии сочетается ясность и простота мысли и возвышенный слог, которого Пушкин добивается употреблением устаревших слов, старославянизмов: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя.

Возвышенный слог создают перифразы: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.

Эпитеты у Пушкина точные и ёмкие, много метафорических эпитетов: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные, туманная родина, потерянная младость, легкокрылая радость, сердце хладное, весна златая.

Традиционные эпитеты в сочетании с оригинальными делают речь приближённой к народной: море синее, туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние. Такие эпитеты часто в положении инверсии.

Встречаются метафоры, придающие повествованию живость: мечта летает, летает корабль, младость отцвела.

Анализ стихотворения - Погасло дневное светило

В творческом наследии Пушкина наряду с темами "поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение "Погасло дневное светило…»

По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.

Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.

Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое "пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.

Во второй части поэт вспоминает "прежних лет безумную любовь»; все, "чем он страдал», "желаний и надежд томительный обман».

В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его "впервые чувства разгорались»; края, где "рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади "минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже "наперсницы порочных заблуждений» им "забыты». Однако он тут же добавляет, что "прежних сердца ран», "ран любви, ничто не излечило».

В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно.

Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы "ветрила» и "океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы.

Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти), эпитеты (угрюмый океан), олицетворения (родились слезы).

Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства – неотъемлемая часть жизни.

Элегия написана на корабле, когда Пушкин плыл из Керчи в Гурзуф с семьёй Раевских. Это период южной ссылки Пушкина. Раевский взял с собой в путешествие заболевшего поэта, чтобы он поправил здоровье. Корабль плыл по спокойному морю августовской ночью, но Пушкин умышленно сгущает краски в элегии, описывая бушующий океан.

Литературное направление, жанр

«Погасло дневное светило» - один из лучших образцов романтической лирики Пушкина. Пушкин страстно увлекается творчеством Байрона , в подзаголовке элегию называет «Подражание Байрону». Она перекликается с некоторыми мотивами прощальной песни Чайльд-Гарольда . Но собственные впечатления и эмоции, внутренний мир лирического героя Пушкина не похожи на холодное и бесстрастное прощание с родиной Чайльд-Гарольда. Пушкин использует реминисценцию из русской народной песни: «Уж как пал туман на сине море».

Жанр стихотворения «Погасло дневное светило» - философская элегия. Лирический герой прощается с печальными берегами туманной родины. Он сетует на рано прошедшую молодость (Пушкину 21 год), на разлуку с друзьями и «изменницами младыми». Как романтик, Пушкин несколько преувеличивает собственные страдания, он разочарован тем, что обманывался в своих надеждах.

Тема, основная мысль и композиция

Тема элегии – философские печальные раздумья, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин говорит, что лирический герой «бежал», но это дань традиции романтизма. Пушкин был настоящим изгнанником.

Элегию условно можно разделить на три части. Они разделены рефреном (повтором) из двух строк: «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Первая часть состоит всего из двух строк. Это вступление, создание романтической обстановки. Строчки сочетают в себе торжественность (дневное светило) и песенные мотивы.

Во второй части описывается состояние лирического героя, надеющегося на счастье в волшебных южных далёких краях и плачущего об оставленной родине и обо всём, что с ней связано: любовь, страдания, желания, обманутые надежды.

В третьей части противопоставляется неизвестность будущего, которое во второй части связывается с надеждой, и печальные воспоминания о прошлом и о туманной родине. Там лирический герой впервые полюбил, стал поэтом, познал печали и страдания, там прошла его молодость. Поэт сожалеет о разлуке с друзьями и женщинами.

Итог стихотворения – всего полторы строчки, находящиеся перед рефреном. Это основная мысль стихотворения: жизнь лирического героя изменилась, но он принимает и предыдущий жизненный опыт, и будущую неизведанную жизнь. Любовь лирического героя не угасла, то есть в человеке всегда остаётся личностный стержень, неподвластный изменениям временем или обстоятельствами.

Послушное ветрило (так торжественно Пушкин называет парус) и угрюмый океан (на самом деле тихое Чёрное море) – это символы жизненных обстоятельств, от которых зависит человек, но сам повлиять на них не может. Лирический герой смиряется с неизбежным, с естественными законами природы, с течением времени и утратой молодости, принимая все эти явления, хоть и с лёгкой грустью.

Размер и рифмовка

Элегия написана разностопным ямбом. Чередуется женская и мужская рифма. Встречается перекрёстная и кольцевая рифмовка. Разностопный ямб и непостоянная рифмовка приближают повествование к живой разговорной речи, делают поэтические размышления Пушкина общечеловеческими.

Тропы и образы

В элегии сочетается ясность и простота мысли и возвышенный слог, которого Пушкин добивается употреблением устаревших слов, старославянизмов: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя.

Возвышенный слог создают перифразы: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.

Эпитеты у Пушкина точные и ёмкие, много метафорических эпитетов: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные, туманная родина, потерянная младость, легкокрылая радость, сердце хладное, весна златая.

Традиционные эпитеты в сочетании с оригинальными делают речь приближённой к народной: море синее, туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние. Такие эпитеты часто в положении инверсии.

Встречаются метафоры, придающие повествованию живость: мечта летает, летает корабль, младость отцвела.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина

Главная тема элегии «Погасло дневное светило» - душевное распутье лирического героя. Он стоит на развилке времен: прошлого, настоящего и будущего. Корабль несёт героя к «пределам дальним»:
Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края...
Развитие темы делит стихотворение на три части. Каждая часть заканчивается рефреном:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Для лирического героя окружающий его мир одушевлён. Он обращается с дружеской просьбой к стихии океана, к парусу, к кораблю. Обращение пушкинского героя к природе помогает наиболее полно выразить его внутренний мир, его размышления над прожитой жизнью. Он смотрит на море, очарованный красотой приближающейся ночи:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Эта экспозиция настраивает читателя на спокойный элегический лад. Перифраза «дневное светило» придаёт стихотворению некоторую возвышенность и даже торжественность. Живописная картина вечера на море содержит в себе противопоставление дня и ночи - это время сумерек, когда грани между предметами стерты и расплывчаты. Вечерний туман, волнующееся море наталкивают лирического героя на размышления.
Вторая часть элегии по объёму значительно больше первой. Здесь взгляд лирического героя устремляется к отдалённому берегу. Для героя это «земли полуденной волшебные края». «С волненьем и тоской» стремится он туда. Дальние пределы наталкивают его на воспоминания. Лирический герой заглядывает в себя:
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь...
Мгновенно в душе героя возникли противоположные воспоминания: страдания и радость, желания и «надежд томительный обман».
Лирический герой стремится «к пределам дальним». Возвращение на родину, с которой связаны грустные воспоминания, невозможно и нежелаемо:
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей...
Лирический герой пытается убежать от своего прошлого. Но одновременно он понимает, что его бегство напрасно. Страдание не будет забыто, раны молодости и любви не излечимы. Третью часть стихотворения можно назвать кульминационной, потому что именно здесь тематическое развитие достигает наивысшей Точки. Лирический герой приходит к выводу, который становится главной идеей элегии:
.. .но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило...
Последняя часть стихотворения представляет собой описание лирическим героем своих прошлых лет, проведённых на родине, и комментарии. Он называет себя « искателем новых приключений ». Он говорит, что покинул «отечески края» и забыл «тайных подруг» своей молодости. «Минутные друзья» длянего - «питомцы наслаждений», женщины, которых он некогда любил, - «наперсницы порочных заблуждений». Лирический герой пытается забыть их навсегда. Однако в конце элегии он осознаёт, что отказаться от своего прошлого он не сумеет.
Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило» - тема поиска идеала, с ней соприкасаются темы родины, любви, молодости, разочарования в жизни. Настоящее для лирического героя - странствие на корабле по океану. Счастливое и гармоничное будущее видится ему в достижении дальних пределов. Однако внутренне герой устремлен назад, в прошлое, которое живо в душе. С этим связан образ родных берегов.
Мелодичность и выразительность стихотворению придаёт разнообразие художественно-изобразительных средств. Пушкин использует в элегии множество эпитетов, перифраз. Они в полной мере раскрывают картину вечерней природы и души человека. Стихотворение написано тактовиком - размер позволяет передать глубину и важность размышлений лирического героя. Пушкин вводит в элегию элементы высокой лексики: «младость», «светило», «хладное страданье». Но поэт не стремится к пафосности и излишней торжественности. Слова, подобранные им, благозвучны и просты. Настроение лирического героя напоминает движение волны. Три участка тематического развития дают три всё более вздымающихся волны интонации. Этим поэт передаёт противоречивую экспрессию лирического монолога.
Элегию «Погасло дневное светило» можно по праву назвать лучшим образцом элегической поэзии А. С. Пушкина.

Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Я вижу берег отдаленный, Земли полуденной волшебные края; С волненьем и тоской туда стремлюся я, Воспоминаньем упоенный... И чувствую: в очах родились слезы вновь; Душа кипит и замирает; Мечта знакомая вокруг меня летает; Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман... Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Лети, корабль, неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей, Страны, где пламенем страстей Впервые чувства разгорались, Где музы нежные мне тайно улыбались, Где рано в бурях отцвела Моя потерянная младость, Где легкокрылая мне изменила радость И сердце хладное страданью предала. Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья; И вы, наперсницы порочных заблуждений, Которым без любви я жертвовал собой, Покоем, славою, свободой и душой, И вы забыты мной, изменницы младые, Подруги тайные моей весны златыя, И вы забыты мной... Но прежних сердца ран, Глубоких ран любви, ничто не излечило... Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан...

Как часто бывает так, что когда мы вспоминаем о прошлом,и чувства из прошлого пытаются снова проникнуть в душу. Воспоминания порой навевают нам грустные мысли, сожаление о том, что прошлое невозвратимо, желание вернуться к тому, что было, а бывает и так, что мы принимаем невозвратимость прошлого, изменившихся себя, принимаем новый жизненный этап, принимаем, потому что становимся другими и способны отпустить прошлое, какие бы острые переживания оно не вызывало, как это делает лирический герой элегии Пушкина "Погасло дневное светило", которая была написана в 1820 году, во время пребывания поэта в южной ссылке. Лирический герой во время морской прогулки погружается в воспоминания, которые вызывают в нем смешанные чувства- он снова переживает все, что ощущал тогда,но при этом не хочет ничего вернуть и изменить в прошлом, он готов двигаться дальше и становиться мудрее с опытом этих воспоминаний. Таким образом в стихотворении звучит мотив пути,жизненного пути, судьбы, мотив своей-чужой стороны(берега), причем своя сторона оказывается в какой-то мере чужой, потому что именно там прошла "минутная младость",там-прошлое, в которое не хочется возвращаться "Но только не к брегам печальным туманной родины моей".В стихотворении возникает также образ моря и ветра, образ бури, который сопоставлены с состоянием лирического героя- он также угрюм и взволнован,как океан и также послушен воле судьбы, как ветрило." Шуми, шуми послушное ветрило, волнуйся подо мной угрюмый океан"-эти строки повторяются три раза на протяжении всего стиховорения, обозначая собой условный конец каждой из трех частей, на которые можно разделить лирическое произведение.В первой части представлен пейзаж, картина наступления сумерек, вечера на море, которая опять сопоставлена с состоянием лирического героя,но здесь отобразилось не только состояние души в повторяющихся строках, но и вступление его на новый этап жизни,исчезновение прошлого в первых двух строках- "погасло дневное светило"(метафора) символизирует уход юности, "на море синее вечерний пал туман"-наступает другой период в жизни лирического героя, более осмысленный,его символизирует "вечерний туман", а душа его(лир.героя) как романтика сопоставлена с синим морем.Используется прием цветописи: синий цвет, как известно, символизирует глубину,духовность, спокойствие и мудрость-таким становится на другом жизненном этапе лирический герой стихотворения.Во второй части лирического произведения представлены чувства из прошлого, которые возрождают воспоминания в душе лирического субъекта." В очах родились слезы вновь,душа кипит и замирает"-этими метафорами передается ностальгическое настроение, эмоциональность в этой части стихотворения очень высока.В третьей части стихотворения к лирическому герою после ощущений из прошлого приходит осмысление невозвратимого и действительности, осознание того,что он уже другой и готов к чему-то большему, чем " питомцы наслаждений"-"минутная радость","минутные друзья","наперсницы порочных заблуждений",потому что теперь все это кажется ему зыбким и неверным,не тем.Говоря о том, чем лирический герой жертвовал в юности, поэт использует прием климакса(восходящей градации):"Покоем, славою, свободой и душой".Свобода и душа-это то,без чего человек существовать в принципе не может, но почему-то в молодости лирический герой не ценил это,как ценит теперь.

Стихотворение написано высокой традиционно-поэтической лексикой.Используются устаревшие формы слов "ветрило";"брега","златых"," младость"-старославянизмы, не полногласия, традиционно-поэтические слова: "упоенный","томительный!,"страстей","наслаждений","легкокрылая" которые придают стихотворению возвышенный тон. Символика и психологизм пейзажа, который очень тесно переплетается с душевными переживаниями лирического героя,его экспрессивные во второй части размышления, его глубокие философский размышления во второй части, размеренное и медленное звучание, которое придает вольный ямб в сочетании то с перекрестной, то с кольцевой, то со смежной рифмовкой, с преобладанием женских рифм указывают на принадлежность стихотворения к медитативной лирике.Ощущение некой медитации,глубину размышлений передает также ассонанс звуков У Э О.Все это также свидетельствует о том, что перед нами жанр элегии."Погасло дневное светило" одна из первых элегий Пушкина.Элегия-это один из традиционных жанров романтизма,именно в этом направлении творил "Ранний Пушкин".Данное стихотворение написано в романтическом ключе, на что указывает соответствующий направлению жанр, романтические символы(море-душа лир.героя,корабль-судьба и др.),одиночество романтического героя,противопоставление его с обществом из прошлого,.Поиск идеала в мудрости, покое, свободе вообще характерен для лирики Пушкина-данная черта поэтики отражена в этом стихотворении:идеал лирический герой-романтик видит в настоящем и будущем, где он вместе с опытом "минутной младости" становится высокодуховным, мудрым. спокойным человеком.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования