Петр Клодт, скульптор: биография и работы. Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

У КРОЩЕ НИЕ НЕПОКОРНЫХ

(к истории создания скульптурных групп П.К.Клодта "Укрощение коней")

Во время прогулок по центральной части вольно или невольно внимание его посетителей привлекают величественные как по своей монументальности, так и по великолепному художественному исполнению скульптурные группы коней с вожатыми у Конного двора перед Музыкальным павильоном, украшающим северную часть этого архитектурного памятника. Группы эти - творение скульптора Петра Карловича Клодта, хорошо знакомого нам по его выдающимся творениям, наиболее известные из которых украшают Большой театр в Москве (квадрига с Аполлоном на фронтоне театра) и Аничков мост в Санкт-Петербурге. История создания скульптурных групп Клодта "Укрощение коней", которые были установлены в середине XIX века здесь в Кузьминках и на Аничковом мосту, не лишена интереса. Здесь переплелись искусство, политика, исторические события, человеческие отношения. Рассказывать сколько-нибудь подробно о Кузьминках - бывшем имении князей Голицыных (до женитьбы Михаила Михайловича Голицына на Анне Александровне Строгановой эта усадьба принадлежала баронам Строгановым) в этой статье нет смысла - ведь сама по себе история Кузьминок весьма богата событиями, здесь много выдающихся архитектурных памятников. Эта история прекрасно изложена во многих специальных публикациях, в том числе в книгах Н.В.Рутман "Прогулка в Кузьминках и Люблино" (М., 2002) и М.Коробко "Кузьминки-Люблино", выдержки из которых есть в Интернете. Я упомяну здесь коротко лишь о некоторых событиях, связанных с историей появления скульптур П.К.Клодта в Кузьминском парке. Конный двор, у которого установлены эти скульптуры, был построен на берегу Верхнего пруда еще во времена Строгановых. Но тогда он имел несколько иной вид, чем сейчас. В частности, формой он напоминал букву "П", основания ножек которой в виде двух флигелей располагались у берега пруда, а фасад с зимним манежем - с противоположной стороны, в перекладине буквы "П". Таким образом, внутренняя часть двора с летним выездным манежем хорошо просматривалась со стороны дворцовой части усадьбы, расположенной на другом берегу пруда. В 1819 году Конный двор голицынского имения был реконструирован по проекту Доменико Жилярди и А.А.Григорьева, которые соединили флигели декоративной кирпичной стеной с расположенным в центре ее Музыкальным павильоном. Именно тогда Конный двор стал практически таким, каким мы видим его теперь (за исключением скульптуры Аполлона с музами, которая в то время была установлена в нише над колоннадой павильона по замыслу авторов реконструкции, и некоторых других деталей). От павильона спускается вниз широкая лестница, по сторонам которой в то время стояли гипсовые кентавры. Только в середине XIX века вместо них установили чугунные скульптурные группы, которые были отлиты на уральских чугунолитейных заводах Голицыных по моделям, созданным П.К.Клодтом для Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Лишь своим "чугунным " происхождением кони в Кузьминках отличаются от знаменитых петербургских бронзовых прототипов. Кстати, чугунное литье было широко использовано для декорации всей Кузьминской усадьбы. Прежде всего, наверное, нужно сказать о монументальных въездных воротах на ее территорию, на отливку которых пошло около 300 тонн чугуна. От них осталось лишь название улицы Чугунные ворота, берущей свое название от того места, где ранее находилась арка ворот. Чугунные ворота в Кузьминках - копия ворот, которые были отлиты в 1826 году на заводах Голицыных по проекту К.Росси, созданному для ворот царского дворца в Павловске, под Санкт-Петербургом. Ворота голицынской усадьбы отлиты были в 1832 году, и от Павловских ворот их отличал лишь венчавший их герб - в Павловске это герб Российской империи, в Кузьминках - герб рода Голицыных. Посмотреть фотографию Чугунных ворот и копию гравюры с рисунка австрийского художника Ж.Н.Рауха с изображением ворот можно в фотоочерке . До настоящего времени в Кузьминках сохранились другие чугунные декоративные украшения - изваяния львов на ограде господского двора, красивейшие грифоны у въезда во двор, ограждения в виде чугунных опорных столбиков, соединенных массивными цепями (ранее столбики с цепями располагались по обе стороны вдоль 800-метровой Липовой аллеи, которая шла от Чугунных ворот к княжескому дворцу). Заканчивая эту часть рассказа, помещаю здесь несколько фотографий Конного двора, Музыкального павильона и скульптурных групп "Укрощение коней", снятых в 2007 году (фото конных скульптур даны в нескольких ракурсах).


Ну, а теперь можно перейти непосредственно к истории создания П.К.Клодтом сульптурных групп "Укрощение коней". *** Петр Карлович Клодт (1805-1867) родился в Санкт-Петербурге. Его отец, урожденный Карл Густав Клодт, наследник старинного баронского рода фон Юргенсбургов, в XVIII веке перебрался на жительство в Россию и основал русскую ветвь этой династии. Почти всю свою жизнь в годы царствования Екатерины II, Павла I и Александра I он отдал русской армии, участвовал во многих боевых походах и битвах, в том числе в сражении при Бородино (его портрет - в галерее видных участников войны 1812 года в Эрмитаже). Он дослужился до звания генерала, был награжден орденами Святого Владимира и Святой Анны, золотой шпагой "За храбрость". Один из его сыновей, Петр, поначалу тоже пошел по стопам отца - учился в Михайловском артиллерийском училище, окончил его и получил звание прапорщика. Но вскоре по болезни он был отчислен с военной службы. Современники отмечали, что еще в детстве и в годы учения Петр увлекался рисованием и резьбой по дереву, причем страстью его были фигурки коней, любовь к изображению которых привил ему отец. После отставки Петр Клодт уже серьезно увлекся рисованием, резьбой и лепкой. По-прежнему, основной объект его работ - фигурки лошадей, стати которых он изучал с особой тщательностью. Одна из таких фигурок, вырезанная из дерева, попала к Николаю I, заинтересовала его, и молодой резчик был приглашен на аудиенцию к императору. Следствием этой аудиенции явилась рекомендация Академии художеств зачислить молодого человека в число слушателей академии с выплатой ему пособия в годы учебы от Общества поощрения художников. Первая серьезная работа Клодта, давшая ему признание и известность - шестерка коней для колесницы Победы на Нарвских триумфальных воротах в Санкт-Петербурге. Модель колесницы была уже вылеплена В.Демут-Малиновским, а фигуры коней были подготовлены С.С.Пименовым, но царю кони не понравились, он предложил выполнить работу двум профессиональным и уже известным скульпторам, С.И.Гальбергу и Б.И.Орловскому, но те от этой работы отказались. И тогда выбор пал на практически никому не известного П.К.Клодта, и Клодт сумел удивить всех - он, никогда не работавший с глиной и гипсом, и с фигурами столь крупных размеров, создал модели четырех коней, понравившиеся членам Комиссии. Они были отлиты на петербургском Литейном дворе и установлены на аттике Нарвских ворот. И сразу же стало ясно, что четверки коней оказалось мало, она не вполне соответствовала великолепию сооружения. Клодту было предложено заменить четверку шестеркой - и вскоре, в 1834 году, работа была выполнена, а Нарвские ворота торжественно открыты. В итоге - в 1838 году П.К.Клодт получил звание академика и назначен профессором скульптуры Академии художеств. Вскоре Клодт получил заказ на скульптуры коней, которыми предполагалось украсить Адмиралтейский бульвар между Адмиралтейством и Зимним дворцом, у выхода на Дворцовую площадь. Проекты скульптур и место их размещения уже были одобрены царем. Однако, Клодту идея выбора места для скульптур не понравилась, и после неоднократных размышлений и прогулок по Петербургу он пришел к выводу, что лучшее место для них - Аничков мост на Невском. Его предложение было принято Николаем I. По-видимому, этому способствовало то, что к тому времени уже было принято решение о расширении и реконструкции моста. К концу 30-х годов модели двух скульптурных групп были готовы, но к этому времени умер лучший мастер Литейного двора Василий Петрович Екимов, и П.К.Клодту предложили возглавить Литейный двор и самому отливать бронзовые скульптуры по подготовленным им моделям (еще во время учебы в Академии художеств и вскоре после ее окончания Петр Карлович обучался литейному искусству у Екимова, преуспел в этом деле и постоянно совершенствовался в нем). Итак, П.К.Клодт сам руководил отливкой первых двух своих бронзовых скульптур из серии "Укрощение коней". Из-за ограниченности времени к моменту открытия отреставрированного Аничкова моста вторая, аналогичная пара коней была выполнена из гипса и тонирована под бронзу. Бронзовые группы были установлены на западных устоях моста, на Адмиралтейском берегу Фонтанки (там, где они стоят и теперь), гипсовые - на восточных, т.е. на том берегу реки, от которого Невский продолжается к Московскому вокзалу. Торжественное открытие моста со скульптурами Клодта состоялось 20 ноября 1841 года при большом стечении восхищенной публики. На первой из этих работ конь встал на дыбы, он возбужден, ноздри его раздуты, он пытается вырваться, но юноша-водничий взнуздал его и укрыл попоной. На второй - конь еще остается возбужденным, но подчинился человеку, юноша ведет его рядом с собой - взнузданного, подкованного и укрытого попоной. Уже в 1842 году были отлиты еще две бронзовые копии этих скульптур для установки на восточной части моста. Однако, на мост они не попали - Николай I распорядился подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, которому скульптуры очень понравились (супруга Николая, Александра Федоровна - родная сестра Фридриха Вильгельма IV). Петр Карлович был послан в Берлин вместе со своими творениями. Скульптуры были установлены у ворот королевского дворца, а П.К.Клодт был пожалован званием кавалера прусского ордена Красного Орла III степени, был удостоен аудиенции у короля, который одарил его двумя тысячами золотых талеров и табакеркой с бриллиантами. Ну а своему коллеге Николаю I в 1845 году Фридрих в знак признательности за этот подарок передал аллегории славы, которые были установлены на колоннах в начале Конногвардейского бульвара. Возвратившись в Россию, Клодт продолжает работать над отливкой копий первых созданных им скульптурных групп, и заканчивает эту работу в 1844 году. Бронзовые копии были установлены на восточных устоях моста, но простояли они там недолго - Николай I решил сделать подарок королю Обеих Сицилий Фердинанду II Бурбону. Скульптуры были отправлены в Неаполь и установлены там у входа в дворцовый сад. Их место на Аничковом вновь заменили гипсовые копии. И вновь Клодт работает над скульптурами. Но теперь он решил изменить замысел, и для восточной части моста изваял две новые группы, символизирующие первые этапы укрощения необъезженного коня человеком. Первая из них - это начало борьбы: конь поднялся на дыбы, пытается освободиться, а юноша, упав на колено, старается удержать его. На второй - кульминация борьбы, конь почти вырвался на волю, голова его победно запрокинута, юноша повержен на землю, но все же он из последних сил удерживает узду. Эти новые скульптурные группы были отлиты и установлены на восточном берегу Фонтанки только в 1850 году. Вот так и был завершен скульптурный ансамбль из четырех групп коней с вожатыми, известных как "Укрощение коней". Украшают они Аничков мост и сейчас, в наши дни. Вот фото Аничкова моста, взятое из Интернета, а также фотографии скульптур, снятые на Аничковом летом 2007 года.
Вы, несомненно, обратили внимание на внешнюю идентичность двух бронзовых скульптурных групп, установленных на Аничковом мосту, и чугунных скульптур Кузьминского парка в Москве. Есть в одной из этих групп и некоторые незначительные отличия во второстепенных деталях (например, попона из шкуры тигра на петербургской копии). Эти отличия связаны, скорее всего, с необходимостью изготовления новых моделей для очередных отливок скульптур. Свидетельствуют они и о неустанной творческой мысли Петра Карловича при изготовлении моделей и проведении повторных отливок. *** Несколько позднее копии скульптур Клодта "Укрощение коней" были установлены в Петергофе, а также в Стрельне (под Санкт-Петербургом) у дворца графа Алексея Федоровича Орлова. Во время Великой отечественной войны дворец был в значительной мере разрушен, а скульптурные группы Клодта похищены. *** Ну, а теперь кратко о судьбе работ Клодта, подаренных в свое время Фридриху Вильгельму IV и Фердинанду II Бурбону. Неаполитанские кони в 2002 году были реставрированы и в торжественных условиях установлены перед бывшим Конным двором бывшего королевского дворца в Неаполе. Мне удалось найти в Интернете фото одной из этих неаполитанских скульптур. Удача с поиском как первой, так и второй неаполитанской скульптурной группы, пришла позднее и совершенно неожиданно. Мне повезло - в Интернете я познакомился с интересными фотоработами Дмитрия Махаева. Среди тех из них, которые были сняты в Неаполе, оказались и снимки клодтовских коней. Прочитав эту статью, Дмитрий любезно предоставил для публикации фотокопии этих снимков, и теперь мы можем не только полюбоваться каждым из них, но и в деталях рассмотреть дарственные надписи Николая I, высеченные на скульптурных пьедесталах (фотографии двух скульптурных групп сделаны в разных ракурсах).


О берлинских копиях я узнал из публикации Елены Лопушанской "Аничков мост. "Укротители коней" и история их странствий". В частности, Е.Лопушанская в этой публикации, подготовленной в Дюссельдорфе, пишет: "Укротители коней не пострадали в войнe и незадолго до ее окончания были демонтированы с постаментов у дворца. Ныне они находятся в Кляйст-парке (Kleist-park) возле Потсдамской улицы (Potsdamer Strasse) в Западном Берлине перед бывшим зданием Контрольного совета четырех союзнических держав. Состояние скульптур очень хорошее, и после реконструкции дворца они займут свое первоначальное место". *** В своём комментарии к этой статье читатель Анастасия Ягодина напомнила, что две копии скульптур Клодта, отлитые его внуком, украшали Беговую аллею в Москве, по которой подъезжали к московскому ипподрому. И сейчас "украшают", хотя от аллеи почти ничего не осталось, а рядом проходит третье московское транспортное кольцо. В этом комментарии Анастасия привела также ссылку, по которой удалось разыскать в Интернете старую, сделанную в 1909 году, фотографию начала Беговой аллеи со скульптурами Клодта.
Действительно, в 1899-1900г.г. К.А.Клодт, внук П.К.Клодта, совместно со скульптором С.М.Волнухиным (автором московского памятника первопечатнику Ивану Фёдорову) установил здесь две скульптуры, отлитые по эскизам П.К.Клодта. На приведённой фотографии можно увидеть, что это копии тех же двух конных скульптур, которые установлены у Конного двора в Кузьминском парке. *** Имя Петра Карловича Клодта хорошо известно нашим современникам не только по скульптурам "Укрощение коней" и упомянутой ранее квадриге с Аполлоном на здании Большого театра в Москве. П.К.Клодт участвовал в украшении интерьеров Исаакиевского собора (горельеф "Христос во Славе"). Он автор памятника И.А.Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге, статуи Владимира Святого в Киеве. Последняя из его великих работ - памятник его покровителю, императору Николаю I Санкт-Петербурге. Но история этих и других работ П.К.Клодта - тема самостоятельных рассказов. *** Скончался П.К.Клодт 8(20) ноября 1867 года в своем имении на мызе Халала в Финляндии. Смерть настигла его, когда он занимался любимым делом - вырезал фигурки животных. Похороны состоялись в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. В 1936 году останки скульптора в знак признания и почитания потомками были перезахоронены в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Тогда же было установлено новое надгробие над могилой великого скульптора. Примечание: См. также фотоочерк

Четыре скульптурные группы, получившие название "Укротители коней", оформляют Аничков мост на Невском проспекте. Они изображают различные моменты укрощения коня, символизируя борьбу человека с дикими, необузданными силами природы.

Знакомство с этим замечательным скульптурным ансамблем лучше всего начинать с правой группы (если идти со стороны Адмиралтейства), следуя далее против часовой стрелки.

Юноша, встав во весь рост, пытается схватить под уздцы вздыбленного коня. Левой рукой он уперся в круп животного; развевающаяся драпировка подчеркивает динамику, напряженность момента. Поединок начался...

Вторая группа: наступил острый момент борьбы - конь почти одолел человека, юноша, правой рукой опершись о землю, левой ухватил повод и с риском для жизни, из последних сил удерживает коня, взвившегося на дыбы.

В следующей группе - укротитель почти у цели: он прочно опирается на правое колено и крепко сдерживает постепенно покоряющееся ему животное.

Наконец, поединок закончен. Юноша вновь поднялся во весь рост, натянул поводья и правой рукой уверенно схватил коня под уздцы. Победа на стороне юноши-атлета. Конь подчинился упорству и настойчивости человека. Эта группа завершает сюжетную линию всей скульптурной композиции.

Автор декоративных групп П. К. Клодт умел великолепно изображать животных. Еще на Академической выставке, открывшейся в 1833 году, шумным успехом пользовалась его модель скульптурной группы: конь, укрощаемый человеком. За эту работу вольнослушатель Академии художеств, в то время 28-летний офицер в отставке, был удостоен избрания в "назначенные академики", а скульптуру решено было использовать для украшения Адмиралтейской набережной: парные группы "Укротителей" предполагалось установить на берегу Невы. Однако скоро намерения изменились. В Петербурге в это время началось строительство нового моста через Фонтанку на Невском проспекте, и Клодт предложил украсить его декоративной скульптурой "Укротители коней". По первоначальному замыслу западную и восточную стороны моста должны были оформить дублирующие друг друга парные скульптурные группы, где человек изображен стоящим во весь рост.

Работа над скульптурой осложнялась тем, что в. 1838 году умер заведующий литейной мастерской при Академии художеств Екимов. Отливкой вынужден был заняться сам Клодт, проявивший себя незаурядным мастером литейного дела и даже удостоенный позже звания литейного мастера-академика. Уже в 1841 году "Художественная газета" отмечала "совершенство, до которого довел у нас П. К. Клодт литейное искусство... За короткое время он отлил много вещей, которые бы сделали честь лучшему литейщику".

В 1839 году были закончены первые две одинаковые группы, а в 1841 году - вторые; все они были установлены на Аничковом мосту к моменту его открытия 20 ноября 1841 года. Однако уже в 1842 году одна пара была снята и отправлена в Берлин в подарок прусскому королю, а вместо нее поставлены группы из алебастра, окрашенного под бронзу. В 1846 году отлитая для установки новая пара была также подарена, на этот раз неаполитанскому королю. (Обе пары коней сохранились как в Неаполе, так и в Потсдаме, под Берлином.) Только в 1850 году Клодт отлил две оригинальные новые группы (юноша поверженный и коленопреклоненный), после чего уже все четыре группы (две первоначальные и две - изготовленные по новым моделям) украсили Аничков мост.

Так возник один из прославленных в мировом искусстве скульптурных ансамблей.

При всем разнообразии групп, украшающих мост, Клодт сумел достичь удивительного единства, целостности смыслового и композиционного решения, великолепно передать динамику, порыв. Скульптура покоряет четкими пластическими формами, своеобразием применения ритма в размещении фигур: чередование стоящих и коленопреклоненных юношей, продуманное распределение коней то с наклоненными, то с поднятыми вверх головами.

В годы Отечественной войны скульптурные группы были сняты с пьедесталов и зарыты в саду Дворца пионеров имени А. А. Жданова. И только когда миновала опасность, они снова были поставлены на старые места.

Кони Аничкова моста неотделимы от ленинградского пейзажа: они органически слились с Невским проспектом, с его замечательными архитектурными сооружениями, с бурлящей жизнью этой оживленной магистрали города.

Аничков мост (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мост через Фонтанку на Невском проспекте, обрамленный четырьмя скульптурами укротителей коней, - один из самых узнаваемых мостов Санкт-Петербурга.

Общая длина моста - 54,6 м, ширина - 37,9 м. Аничков мост имеет три полосы движения, а также пешеходные тротуары.

Официальное его название «Невский мост» не прижилось. Название «Аничков» пошло от имени подполковника-инженера Михаила Аничкова, рабочий батальон которого отстроил слободу, находившуюся неподалеку. Он же принимал участие в строительстве моста. Истории же, возводящие название моста к некоей Аничке или Ане, - просто городские легенды.

Первый деревянный мост на этом месте был построен при Петре I в 1716 году и имел длину около 150 метров. Впоследствии мост множество раз менялся: расширялся, укреплялся, перестраивался в дереве и камне. Современный вид мост приобрел в середине 19 века. Три пролета, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича и облицевали гранитом. Появились чудесные чугунные перила, выполненные по эскизам немецкого архитектора Карла Шинкеля, изображающие русалок и морских коньков.

В 1841 году появились знаменитые конные скульптуры Клодта, отлитые в бронзе. Сначала на западной стороне «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». На восточной же стороне симметричные скульптуры устанавливались пять раз. Первую пару Николай I преподнес в качестве подарка прусскому королю - укротители и ныне стоят в Берлине в Клейст-парке. Вторые оказались в Неаполе - благодарность за гостеприимство королю обеих Сицилий от императрицы Александры Федоровны. Остальные «разбежались» по России. После Клодт решил не повторять скульптуры, а изготовил новые, показав четыре стадии укрощения коня.

Интересно, что две лошади, которые смотрят на Адмиралтейство, подкованы, а другие две - подков не имеют. Говорят, в 18 веке на Литейном располагались кузницы. Вот и получается, что кони идут на Литейный без подков, а обратно - подкованные.

Аничков мост относится к объектам культурного наследия РФ. За эксплуатацией моста ведется наблюдение, контролируется износ опор и покрытия, проводятся плановые реконструкции самого сооружения и скульптур. Во время ленинградской блокады укротителей снимали и закапывали в саду Аничкова дворца. А на одном из постаментов и сейчас можно увидеть след от артиллерийского снаряда.

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.


Перед Аничковым мостом размещалась застава, - в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, - они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили - теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.


В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали - теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине .

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией - укрощение коня, победа человека над дикой силой.



Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя - в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы - «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти - в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, - из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел - для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть - цвет расчищенной бронзы, - именно такими и создал их Клодт.


После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, - если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, - композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция - самая спокойная, - жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.


Аничков мост зимой

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Фрагмент скульптуры

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

20 ноября 1841 года «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно водничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую».
Первые две скульптуры Петра Клодта, отлитые в бронзе, - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» - появились на западной стороне в 1841 году. На противоположной стороне, как предполагалось вначале, будут стоять точно такие же юноши с конями. И сначала это действительно были гипсовые копии, выкрашенные краской «под бронзу».
Но скульптор решил создать две совершенно новые композиции, продолжив тему покорения коня прекрасным юношей. Через десять лет Аничков мост украшали все четыре скульптурных группы.
Сюжет получился таким.
1. Юноша сдерживает вздыбленного коня, человек и конь напряжены, ожидание противоборства.
2. Бунт коня: голова животного высоко поднята, он стоит на дыбах, оскалив пасть и раздув ноздри. Юноша почти висит на узде, изо всех сил пытаясь удержать дикое животное.
3. Конь, кажется, побеждает - еще миг, и он вырвется на волю, сбросив попону и освободившись от узды. Юноша повержен на землю, но узду из рук не выпускает.
4. Человек укрощает коня: опираясь на одно колено, юноша подчиняет себе животное. Конь успокаивается.
История клодтовских коней, ставших одним из узнаваемых символов Петербурга, интересна и поучительна.
Первоначально юноши и кони должны были украшать спуск к Неве у Зимнего дворца . Это место, что называется, было прямо под окнами у государя, поэтому все проекты подвергались тщательному рассмотрению. Вазы, львы, женские фигуры в обнимку со львами, все эти проекты не удовлетворяли государя. Появилась идея украсить набережную диоскурами. (Диоскуры - прекрасные боги-близнецы, сыновья богини Леды, которым Посейдон подарил изумительной красоты коней). Известный скульптор В.И.Демут-Малиновский, обратившись к довольно истасканному сюжету с близнецами, создал модель скульптурной группы, которую условно назвал «Конь с водничим». Скульптура была отклонена, но сама идея получила высочайшее одобрение.
Обратили взоры за границу. В Париже на въезде на Елисейские поля стоят «Кони Марни» - свирепые жеребцы, которые пытаются вырваться из рук красивых юношей, работа Гийома Кусту 1745 года. Государь пожелал иметь на Дворцовой набережной нечто подобное. Во Францию был отправлен запрос о получении копий скульптур. Но когда, наконец, пришел положительный ответ, комиссия, оценив стоимость отливки, признала, что 32 тысячи рублей за одну скульптурную группу - чересчур дорого.
Решено было изготовить собственные работы, а не копировать заграничное. Забегая вперед, скажем, что когда Петр Клодт закончил две скульптурные группы (их и предполагалось первоначально изготовить только две), засомневался, что Дворцовая набережная - это самое подходящее место. Мастер исходил пешком весь центр Петербурга, и остановился на Аничковом мосту, который в то время ремонтировался. На опорах моста воздвигли постаменты - на них в дальнейшем должны были стоять декоративные вазы. Именно здесь и коням будет видно все, и коней все увидят, - вроде бы решил скульптор, и доложил о том Художественной комиссии, а комиссия - государю.
Государь согласился. Коней поставили на мосту, а на Дворцовой установили вазы и сторожевых львов с шарами...
Изображая животных, Клодт старался как можно точнее передать анатомию - напрягшиеся мускулы, вздувшиеся жилки, складки кожи. Его кони были так хороши, что государь восхитился однажды: "Твои жеребцы, Клодт, лучше моих!" А у него в конюшне были только чистокровные лошади...
Сначала скульптор раздобыл на бойне лошадиные трупы, препарировал их, копировал почти буквально, затем делал гипсовые «запчасти» и соединял их в единое целое. Потом ему подарили из императорской конюшни двух чистокровных арабских скакунов, и скульптор просил своих домашних помогать ему. Кто-то садился на жеребца и поднимал его на дыбы. И так продолжалось часами… По мнению специалистов, Петр Клодт, изображая животных, ближе всех приблизился к античному канону красоты и по праву считается лучшим российским скульптором-анималистом.

Легенды Петербурга

Почему у двух коней нет подков?
Интересно, что статуи коней, которые направлены в сторону Адмиралтейства , - имеют на копытах подковы, а кони, которые повернуты к Адмиралтейству хвостом, - не подкованы. Петербургская молва тут же придумала этому свое, народное объяснение - в то время в Литейной части были литейные мастерские и кузницы. Поэтому неподкованные лошади идут туда, а подкованные - оттуда.
Говорили еще, что скульптор изобразил на одном из копыт карикатурный профиль Наполеона. Многие пытаются найти его - но не всем это удается. Якобы это изображение можно увидеть только при определенном солнечном освещении.

…Когда отлили копии скульптур, Николай решил подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. С этой миссией отправили в Берлин их автора. Фридрих Вильгельм пожаловал Клодту (полная его фамилия, между прочим, - Клодт фон Югенсбург) орден Красного Орла и бриллиантовую табакерку. Из прусской столицы скульптор, считавший себя русским человеком, писал своему другу Брюллову: «Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб да квас - только бы поскорее вернуться в Россию!»

Вернувшись, Клодт снова отлил своих коней. Но и эта пара простояла на мосту недолго, всего два года: Николай опять подарил коней, на этот раз королю обеих Сицилий Фердинанду II - за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. (На снимке - кони Клодта в Неаполе). Фердинанд наградил русского ваятеля Неаполитанским орденом. В европейских газетах писали: «В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое со Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя со Креста» - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта».
В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне , и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках. В 1900-х годах копии скульптур появились в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома, Их отливал внук Петра Клодта скульптор К. А. Клодт.
Клодтовские кони покидали Аничков мост дважды - во время войны их зарыли в землю во дворе Аничкова дворца, а в 2000-м году их снимали для реставрации к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.

Имена Петербурга

Петр Карлович Клодт
Скульптор, чьими работами будут восхищаться и современники, и потомки, вышел из славного, но обедневшего дворянского рода. Выходцы из него шли большей частью по военной стезе. Прапрадед Клодта - один из известных героев Северной войны. Отец ваятеля - боевой генерал, отличившийся в Отечественной войне 1812 года (портрет его есть в Галерее героев войны в Зимнем дворце).
Петр Клодт родился в 1805 году в Петербурге. Вскоре после его рождения семья переехала в Омск, куда его отца назначили начальником штаба Отдельного Сибирского корпуса. Еще в детстве у мальчика проявились художественные способности. Больше всего он любил рисовать лошадей.
Семнадцати лет отпрыска из военного рода отдали в Артиллерийское училище. Он занимался прилежно, но каждую свободную минуту «брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей», как вспоминали современники, «не имея иного наставника, кроме натуры». Сохранилось семейное предание о том, что однажды, когда Петенька в очередной раз из березового полена вырезал лошадку, его старший брат презрительно воскликнул: Петька, ты нашего рода предатель! Лошадник! Ямщик!»
Еще одна легенда рассказывает о том, как в Петров день пришли к подпоручику Петру Клодту сослуживцы, а с ними незнакомый штабс-капитан. Он с интересом рассматривал деревянных лошадок, которых у подпоручика было уже не меньше двух десятков. И сказал: «Продайте коня, барон!» «Не продается», - ответил Петр. «Отчего же?» - «Офицерская честь не велит. А вот подарить могу».
Каким-то образом эта игрушка оказалась у человека из свиты Николая Первого. Он и преподнес скульптуру государю. «Кто же этот даровитый резчик?» - будто бы поинтересовался император. Ему назвали имя барона Клодта. Тогда государь попросил вырезать для него целый отряд деревянных всадников. После чего барон был представлен Николаю.
«Пусть учится!» - приказал государь. И Петербургская Императорская академия художеств взяла под покровительство талантливого скульптора-самоучку, который не без облегчения оставил военную службу. В двадцать пять лет Петр Клодт начал постигать художественные премудрости в качестве вольного слушателя.
В Петербурге тем временем воздвигли НарвскиеТриумфальные ворота. Их должна была венчать колесница славы. Но фигуры коней работы скульптора С.С.Пименова не понравились Николаю Первому, который хорошо разбирался в лошадях. «Слишком худы», - заявил он. Работы поручают Гальбергу и Орловскому, известным ваятелям. Но они отказываются, используя благовидные предлоги. Когда и Петр Клодт, из боязни вызвать гнев императора, тоже хотел отказаться, ему намекнули: вы не можете. Кому это, быть может, и сойдет. А вам прощения не будет, ибо вы никто.
И Петр, до этого никогда не делавший большие скульптурные формы, выполнил своего коня так, что художественный совет вынес вердикт: «Сия модель сделана с желаемым успехом». Шестерка стремительно несущихся коней, которая и до сих пор венчает арку на Нарвских воротах, стала настоящим украшением Петербурга.
Клодт получил известность, удостоился звания академика и заслужил покровительство императора Николая. Говорят, что государь похвалил автора таким образом: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец!»
В 1832 году Петр Карлович Клодт женился на Юлии Мартос, племяннице ректора академии художеств, с которой счастливо прожил всю жизнь. (Художник Михаил Петрович Клодт, сын скульптора, вспоминал: «Моя мать была чпрезвычайно хороша собой, стройна и грациозна. Притом развеселого характера»). В семье Клодтов хранят еще одно предание - о том, как однажды Петр Карлович получил большую сумму денег за выполненную работу. Он завернул их в бумагу и пошел домой, но по пути свернул в мастерскую: его осенила очередная идея. Он положил деньги рядом с печкой и забыл о них. А наутро выяснилось, что этой бумагой - не разворачивая ее - рабочий растопил печь. «О, черт возьми! Ну что поделаешь!» - воскликнул Петр Карлович и ничуть не расстроился. Он любил повторять: «Много ли человеку надо - кусок хлеба - и сыт!»
В том же году он получил заказ на диоскуров, статуями которых решено было украсить Дворцовую набережную .
На эту работу мастер потратил двадцать лет своей жизни, и по общему признанию, серия работ под условным названием «Покорение коня человеком» - это вершина его творчества. Потом были еще:
. семидесятиметровый барельеф «Лошадь на службе человека», украшающий «Служебный дом» Мраморного дворца ;
. памятник Ивану Крылову в Петербурге (скульптор создал реалистически точный образ баснописца, с удивительным портретным сходством, а по периметру пьедестала разместил многочисленные персонажи из басен);
. бронзовая статуя князя Владимира (высота 4,5 м) в Киеве, на редкость удачно вписанную в пейзаж (этот монумент украшает современные украинские деньги);
. памятник Николаю Первому в Петербурге (конь имеет всего две точки опоры, что потребовало точных инженерных расчетов);
. скульптуры, украшающие храм Христа-Спасителя в Москве.
Петр Клодт, отливая свои скульптуры самостоятельно, постиг искусство отливки в совершенстве, и долгое время возглавлял Литейный двор Академии художеств.
Умер в поместье Халола под Петербургом (сейчас Финляндия) в 1867 году.



























Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение