Парк коломенское история. Интересные факты об усадьбе коломенское. Фрагмент стены, окружавшей Государев двор

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Координаты

Коло́менское - бывшая царская резиденция и вотчина , подмосковное село ; ныне - государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Расположен к югу от центра Москвы , занимает территорию 390 га; входит в Московский государственный объединённый музей-заповедник «Коломенское - Лефортово - Люблино - Измайлово ».

В Коломенском, в храме Казанской иконы Божьей Матери, пребывает одна из почитаемых в современной России икон Богородицы - «Державная » .

История

Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну , было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя . Первое письменное упоминание - в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в г. Изначально это была вотчина московских великих князей, затем царей.

Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича - Коломенское было его любимой резиденцией. В - гг. возводится великолепный деревянный дворе́ц , имевший 270 помещений. В единый комплекс Государева двора входили деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дво́рцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни. Весь государев двор окружается оградой с тремя воротами: Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окруженные высоким тыном.

С Коломенским связаны события Медного бунта г. Позже здесь нередко живал юный Пётр I ; под Коломенским, на Кожуховском поле, он устраивал знаменитые «потешные бои».

После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское приходит в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец был разобран . Новый четырёхэтажный дворец построен в 1766-1767 годы князем П. В. Макуловым (по его же чертежам) на новом месте, напротив северного фасада церкви Вознесения. Нижние два этажа были каменные, а верхние - деревянные.

В них П. В. Макулов использовал материалы от разборки хором Алексея Михайловича. В 1768 году был надстроен второй этаж над палатами XVII века всего ансамбля Передних ворот, включая Сытный двор, Полковничьи и Приказные палаты (и здесь Макулов использовал материалы от разборки хором). Весь ансамбль был приспособлен под кухни нового дворца. В коломенском дворце императрица жила летом во время пребывания в Москве.

Екатерининский дворец, в свою очередь, был перестроен по проекту архитектора Е. Д. Тюрина при Николае I в 1825 году. Как установил С. А. Гаврилов, верхние деревянные этажи были разобраны и построены новые с использованием материалов от разборки, а в кладке нижних двух каменных этажей была максимально использована старая кладка. Последний дворец был разобран в 1872 году. От дворца 1825 г. сохранился только один флигель. В 1870-х годах на всех постройках Коломенского ремонтировали крыши и деревянные конструкции делали из материалов от разборки дворца. В 2001-2007 годах были проведены ремонтные работы на церкви Вознесения, ансамбле Передних ворот, включая Приказные и Полковничьи палаты. Как считает С. А. Гаврилов, при последнем ремонте все деревянные конструкции от предыдущих коломенских дворцов были утрачены без исследования и фиксации.

    Kolomenskoye dvorec5.jpg

    Дворец Екатерины II

    Kolomenskoye dvorec6.jpg

    Коломенское ок. 1800 г. На переднем плане церковь Казанской Божией Матери. Рис. Ф. Алексеева

    Kolomenskoye cerkvi-1879.jpg

    С. Аликосов. Вознесенская и Предтеченская церкви в с. Коломенское. 1879 г.

Музей

Музей Коломенское был основан в г. по инициативе архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского , который и стал его первым директором. В конце 1920-х годов по его замыслу для создания музея деревянного зодчества стали свозить старинные деревянные постройки: небольшую хозяйственную постройку из села Преображенского, названную в музее «медоварней», домик Петра I из Архангельска , Моховую башню Сумского острога XVII в. При Барановском хозяйственную постройку из Преображенского поставили на месте светлиц, напротив места, где некогда стояли утраченные шатровое крыльцо «приказных» палат и сами палаты. Для парадного царского двора, где Алексей Михайлович принимал послов, хозяйственная постройка не подходила, но вся территория тогдашнего музея составляла 25 га. После Барановского поставили Домик Петра I на разваленных фундаментах XVII в. и на следах построек XVI в. На свободном лугу поставили Святые врата Николо-Корельского монастыря , но разрезав луч, соединявший Казанскую церковь с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1959 году рядом с воротами Николо-Корельского монастыря поставили башню Братского острога из Сибири.

По концепции С. А. Гаврилова музей деревянного зодчества надо было создавать на левом берегу речки Жужи , где можно было сделать микрорельеф местности. Но сделали музей в урезанном виде по проекту В. М. Бодунова на правом берегу (на территории села Коломенское).

После реставрации с 2011 года на ярмарочной площади в Коломенском проводятся крупнейшие всероссийские ярмарки мёда .

Здания и сооружения

Илл. Название Годы Примечание
Церковь Вознесения Господня 1528-1532 г.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове середина XVI в.

Казанская Церковь XVII в.

Церковь Георгия Победоносца c колокольней и трапезной XVI в.

Водовзводная башня XVII в. водовзводная башня построена во второй половине XVII в. В г. мастер Богдан Пучин установил в башне водовзводный механизм, подававший воду в Государев двор. Второе назначение башни - проездные ворота в Вознесенский сад и село Дьяково.

Передние ворота - гг. служили парадным въездом в царскую усадьбу XVII в. Воздвигнуты в - гг. Ворота состоят из четырёх ярусов и завершаются башней с восстановленным в г. двуглавым орлом . В звоннице башни размещаются колокола часового боя. Над арками входа помещается Органная палата, в которой в XVII в. находился специальный механизм, приводивший в движение фигуры львов, находившихся внизу у Передних ворот. Львы, приветствуя гостя вращали глазами, поднимали лапы и издавали рёв. Над Органной палатой находится Часовая палата с действующим механизмом. В настоящее время в памятнике располагаются музейные экспозиции.

Полковничьи палаты XVII в.
Приказные палаты XVII в.

Сытный двор XVII в.

Задние ворота XVII в.
Караульни внутренние и наружные у Задних ворот XVII в. (воссозданы)
Стена Кормового двора XVII в.
Стена Хлебенного двора XVII в.
Ограда Государева двора XVII в.
Часовой столб (Челобитный столб) XVII в.

Башня Братского острога г.

Башня Сумского острога (Моховая) XVII в.

Башня Николо-Корельского монастыря г.

Домик Петра I XVIII в. был построен в г. на острове Святого Марка в устье Северной Двины корабельными мастерами. В нём в течение двух с половиной месяцев жил Пётр I , наблюдая за строительством Новодвинской крепости , расположенной на материке, напротив острова. Одновременно здесь, на Соломбальских верфях, закладывались основы российского морского флота . В г. Домик Петра I был перевезён в Коломенское.
Хозяйственная постройка (Медоварня) XVIII в.

Дворцовый павильон 1825 года 1825
Садовые ворота XIX в. сохранившиеся фрагменты являлись воротами в Вознесенский сад. Сложены в начале XIX века из кирпичей разобранных построек XVII столетия на первоначальном фундаменте. По фундаменту можно предположить, что у Садовых ворот были примерно такие же пилоны, как у Задних.
Памятный столб-часовня XIX в. памятный знак, поставленный крестьянами в деревне Шайдорово в последней трети XIX в., близ села Царицыно , в честь императора Александра II Освободителя и отмены крепостного права . В 1980 году перевезён в Коломенское. Отреставрирован в 2005 году . Ранее памятник был известен как Межевой столб.

Водяная мельница на реке Жуже воссоздана в 2007 году по образцу водяных мельниц середины XIX века

Деревянная церковь Георгия Победоносца г.

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича гипотетический экстерьерный макет с частичным воссозданием интерьеров. Построен в -2010 годах на территории бывшего села Дьяковское без привязки к историческому местоположению и ориентации по сторонам света. Макет возводился по чертежам, составленным по велению Екатерины II, При возведении использовались современные технологии - все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами.
Голландский домик Петра I экстерьерный и интерьерный макет домика Петра I в Заандаме . Подарен России правительством Королевства Нидерландов в рамках проведения в 2013 году перекрёстного года российско-нидерландского сотрудничества. Установлен осенью того же года на правом берегу реки Жужа, на территории Музея деревянного зодчества.

Археологические памятники

  1. Кормовой двор.
  2. Борисов камень , XII век - гранитный валун, пограничный знак владений Полоцкого князя Бориса в верховьях Западной Двины . На табличке около камня написано, что на камне выбита надпись: «Господи, храни раба Твоего Бориса» (XII век). Но это не так - на самом деле на камне выбит крест, и написано «Сулиборь хрьст», что значит «Сулиборов (принадлежащий Сулибору) крест». Перевезён из Государственного Исторического музея и установлен в Коломенском в 1920-х годах .
  3. Половецкая баба , конец -XII вв. - надмогильный памятник над курганом половца-кумана . Слово «баба» тюркского происхождения и означает «отец». Южнорусские степи, конец - XII век .

Природные памятники

  1. Родники «Кадочка».
  2. «Девичий камень».
  3. «Голова коня».
  4. Дубовая роща.

В культуре

В кинематографе

Отрывок, характеризующий Коломенское

– Вам полная воля с, – сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, – а ей уродовать себя нечего – и так дурна.
И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь.
– Напротив, эта прическа очень идет княжне, – сказал князь Василий.
– Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут? – сказал князь Николай Андреевич, обращаясь к Анатолию, – поди сюда, поговорим, познакомимся.
«Вот когда начинается потеха», подумал Анатоль и с улыбкой подсел к старому князю.
– Ну, вот что: вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. Не так, как нас с твоим отцом дьячок грамоте учил. Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля.
– Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
– А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
– Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу.
– Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич.
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.
– Ну, ступай, – сказал он Анатолю.
Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам.
– Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью.
– Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего.
– Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне.
Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет.
Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах.
– Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул.
– Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном.
– Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной.
– Ну, ну, хорошо, увидим.
Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться.
«И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось».
– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.
Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду.
Княжна Марья подходила в этот день с особенным трепетом к двери кабинета. Ей казалось, что не только все знают, что нынче совершится решение ее судьбы, но что и знают то, что она об этом думает. Она читала это выражение в лице Тихона и в лице камердинера князя Василья, который с горячей водой встретился в коридоре и низко поклонился ей.
Старый князь в это утро был чрезвычайно ласков и старателен в своем обращении с дочерью. Это выражение старательности хорошо знала княжна Марья. Это было то выражение, которое бывало на его лице в те минуты, когда сухие руки его сжимались в кулак от досады за то, что княжна Марья не понимала арифметической задачи, и он, вставая, отходил от нее и тихим голосом повторял несколько раз одни и те же слова.
Он тотчас же приступил к делу и начал разговор, говоря «вы».
– Мне сделали пропозицию насчет вас, – сказал он, неестественно улыбаясь. – Вы, я думаю, догадались, – продолжал он, – что князь Василий приехал сюда и привез с собой своего воспитанника (почему то князь Николай Андреич называл Анатоля воспитанником) не для моих прекрасных глаз. Мне вчера сделали пропозицию насчет вас. А так как вы знаете мои правила, я отнесся к вам.
– Как мне вас понимать, mon pere? – проговорила княжна, бледнея и краснея.
– Как понимать! – сердито крикнул отец. – Князь Василий находит тебя по своему вкусу для невестки и делает тебе пропозицию за своего воспитанника. Вот как понимать. Как понимать?!… А я у тебя спрашиваю.
– Я не знаю, как вы, mon pere, – шопотом проговорила княжна.
– Я? я? что ж я то? меня то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? вот это желательно знать.
Княжна видела, что отец недоброжелательно смотрел на это дело, но ей в ту же минуту пришла мысль, что теперь или никогда решится судьба ее жизни. Она опустила глаза, чтобы не видеть взгляда, под влиянием которого она чувствовала, что не могла думать, а могла по привычке только повиноваться, и сказала:
– Я желаю только одного – исполнить вашу волю, – сказала она, – но ежели бы мое желание нужно было выразить…
Она не успела договорить. Князь перебил ее.
– И прекрасно, – закричал он. – Он тебя возьмет с приданным, да кстати захватит m lle Bourienne. Та будет женой, а ты…
Князь остановился. Он заметил впечатление, произведенное этими словами на дочь. Она опустила голову и собиралась плакать.
– Ну, ну, шучу, шучу, – сказал он. – Помни одно, княжна: я держусь тех правил, что девица имеет полное право выбирать. И даю тебе свободу. Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей. Обо мне нечего говорить.
– Да я не знаю… mon pere.
– Нечего говорить! Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать… Поди к себе, обдумай и через час приди ко мне и при нем скажи: да или нет. Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись. Только лучше подумай. Ступай. Да или нет, да или нет, да или нет! – кричал он еще в то время, как княжна, как в тумане, шатаясь, уже вышла из кабинета.
Судьба ее решилась и решилась счастливо. Но что отец сказал о m lle Bourienne, – этот намек был ужасен. Неправда, положим, но всё таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шопот m lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талию m lle Bourienne, которая не видала ее.
«Кто тут? Зачем? Подождите!» как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец, m lle Bourienne вскрикнула и убежала, а Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину.
Через час Тихон пришел звать княжну Марью. Он звал ее к князю и прибавил, что и князь Василий Сергеич там. Княжна, в то время как пришел Тихон, сидела на диване в своей комнате и держала в своих объятиях плачущую m lla Bourienne. Княжна Марья тихо гладила ее по голове. Прекрасные глаза княжны, со всем своим прежним спокойствием и лучистостью, смотрели с нежной любовью и сожалением на хорошенькое личико m lle Bourienne.
– Non, princesse, je suis perdue pour toujours dans votre coeur, [Нет, княжна, я навсегда утратила ваше расположение,] – говорила m lle Bourienne.
– Pourquoi? Je vous aime plus, que jamais, – говорила княжна Марья, – et je tacherai de faire tout ce qui est en mon pouvoir pour votre bonheur. [Почему же? Я вас люблю больше, чем когда либо, и постараюсь сделать для вашего счастия всё, что в моей власти.]
– Mais vous me meprisez, vous si pure, vous ne comprendrez jamais cet egarement de la passion. Ah, ce n"est que ma pauvre mere… [Но вы так чисты, вы презираете меня; вы никогда не поймете этого увлечения страсти. Ах, моя бедная мать…]
– Je comprends tout, [Я всё понимаю,] – отвечала княжна Марья, грустно улыбаясь. – Успокойтесь, мой друг. Я пойду к отцу, – сказала она и вышла.
Князь Василий, загнув высоко ногу, с табакеркой в руках и как бы расчувствованный донельзя, как бы сам сожалея и смеясь над своей чувствительностью, сидел с улыбкой умиления на лице, когда вошла княжна Марья. Он поспешно поднес щепоть табаку к носу.
– Ah, ma bonne, ma bonne, [Ах, милая, милая.] – сказал он, вставая и взяв ее за обе руки. Он вздохнул и прибавил: – Le sort de mon fils est en vos mains. Decidez, ma bonne, ma chere, ma douee Marieie qui j"ai toujours aimee, comme ma fille. [Судьба моего сына в ваших руках. Решите, моя милая, моя дорогая, моя кроткая Мари, которую я всегда любил, как дочь.]
Он отошел. Действительная слеза показалась на его глазах.
– Фр… фр… – фыркал князь Николай Андреич.
– Князь от имени своего воспитанника… сына, тебе делает пропозицию. Хочешь ли ты или нет быть женою князя Анатоля Курагина? Ты говори: да или нет! – закричал он, – а потом я удерживаю за собой право сказать и свое мнение. Да, мое мнение и только свое мнение, – прибавил князь Николай Андреич, обращаясь к князю Василью и отвечая на его умоляющее выражение. – Да или нет?
– Мое желание, mon pere, никогда не покидать вас, никогда не разделять своей жизни с вашей. Я не хочу выходить замуж, – сказала она решительно, взглянув своими прекрасными глазами на князя Василья и на отца.
– Вздор, глупости! Вздор, вздор, вздор! – нахмурившись, закричал князь Николай Андреич, взял дочь за руку, пригнул к себе и не поцеловал, но только пригнув свой лоб к ее лбу, дотронулся до нее и так сжал руку, которую он держал, что она поморщилась и вскрикнула.
Князь Василий встал.

Музей-заповедник Коломенское — это бывшая царская резиденция и вотчина. Находится заповедник на юге Москвы и занимает территорию 390 га. Сегодня это государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Коломенское одно из самых интересных и загадочных мест Москвы. Его история уходит вглубь веков. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в V–III тыс. до н.э здесь жили люди каменного века. В I тыс. до н.э. здесь возникают многочисленные «селища» древнего финно-угорского племени.

По легенде, жители Коломны, спасшиеся от нашествия хана Батыя еще в 1230-х годах, основали в этих местах село, которое впоследствии стало называться Коломенским.

Первые упоминания о селе датируется 1336 годом в в духовной грамоте Великого московского князя Ивана Калиты. С XVI века эта местность становится резиденцией великих русских князей и русских царей. Активное строительство дворцов и хором пришлось на 1528-1770-е годы.

В 1923 году по инициативе архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского в Коломенском был создан музей. В конце 1920-х сюда стали свозить старинные деревянные постройки. Один из первых памятников деревянного зодчества из собрания музея — «Медоварня». Она была привезена из бывшего села Преображенского. Из Архангельска был привезен Домик Петра I. Была завезена Моховая башня Сумского острога XVII в. Позднее были поставлены Святые врата Николо-Корельского монастыря и башня Братского острога из Сибири.

У входа в музей-усадьбу со стороны метро «Коломенская» установлена стела «Я люблю Москву», которая является символом возрождения Москвы. С каждым годом усадьба становится все лучше и краше, что очень радует москвичей и гостей столицы.

Стела «Я люблю Москву» в Коломенском

В начале моего пути мне попалась карта-схема усадьбы, которую я не очень внимательно изучила, о чем в дальнейшем очень пожалела. Рекомендую заранее продумать свой маршрут, так как территория музея-усадьбы очень большая, рассеченная оврагом, через который не так просто перебраться. Мне хотелось увидеть все сразу, ничего не упустить, но лучше планировать знакомство с «Коломенским» не за один день.

В состав музея-заповедника Коломенское входит: Государев двор, Вознесенская площадь, Этнографический центр, Музей деревянного зодчества, Дворец царя Алексея Михайловича, природные объекты.

Спасские (Задние) ворота со Стрелецкими караульнями, XVII в.

Они служили «черным ходом». Использовались Задние ворота для хозяйственных нужд и подвоза провианта. Царственые и княжеские особы въезжали в усадьбу через Парадные ворота. Через Спасские ворота попадаешь в Государев двор.

Я особа нецарственная, поэтому зашла в усадьбу через «черный ход», да и от метро «Коломенская» это ближайший вход.

Пройдя через Спасские ворота, я увидела Церковь Казанской иконы Божией Матери, к которой я первым делом и направилась. Только пошла я к церкви не по центральной Липовой аллее, а по параллельной ей дорожке. Она была более безлюдная. Желающих погулять на Масленицу в Коломенском оказалось очень много.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Одна из самых почитаемых на Руси икон – чудотворная «Державная Богоматерь» пребывает в этом храме.

Церковь я обошла со всех сторон и хорошенько рассмотрела домашний храм царя.

Храм очень нарядный. Жалко, что последний день Масленицы был не совсем солнечный. Зима не хотела сдавать свои позиции. Наверное, очень красиво смотрятся голубые луковки куполов, украшенные звездочками, в лучах солнца.

Домик Петра I, XVIII в.

Это единственный мемориальный музей, посвященный царю-реформатору, находящийся в Москве. Построен Домик Петра I в 1702 г. на острове Маркове в устье Северной Двины, близ впадения ее в Белое море, а привезен в Москву и установлен в Коломенском в 1934 году.

Рядом с домиком Петра I в 2013 году установлен памятник Петру I. Это копия памятника, которая стоит в центре Антверпена в Бельгии. Памятник здесь установлен не случайно. С Коломенским тесно связана жизнь Петра I начиная с раннего детства.

Напротив домика Петра I установлены галерные якоря военно-морского флота петровских времен. Они были подняты со дна реки Москвы возле Коломенского. По легенде эти якоря затонули и лежали здесь со времен строительства на реке судов для флотилии Петра I.

Борисов камень

Древний камень с берегов Западной Двины. В XII веке на нем было сделано изображение Голгофского креста и надпись «Сулиборь хръстъ» («Крест Сулибора»). Создание надписи относят ко времени правления полоцких князей Бориса Всеславича и его сына Рогволода. Камень перевезен в Москву в 1879 году и установлен в Коломенском в XX веке.

Фрагмент стены, окружавшей Государев двор.

Государев двор окружался оградой с тремя воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг двора были разбиты сады.

Мемориальный столб в честь освобождения крестьян от крепостного права

Памятник архитектуры. Вторая половина XIX века.

Памятник посвящен Александру II в благодарность за отмену крепостного права в 1861 году. Установлен крестьянами села Шайдорово Царицынской волости Московского уезда Московской губернии. В 1980 году перевезен в Коломенское.

Государевы ледники

Ледники — глубокие погреба, выложенные белым камнем. Ранней весной их набивали москворецким льдом, который сохранялся до осени. Во льду хранили различные продукты.


Кормовой двор Государев. Ключничьи палаты кормового дворца.

Стена и фундаменты Кормового двора

В здании работал управляющий кормовым двором путный ключник. В этом же комплексе находились палаты, в которых хранились припасы и посуда. Ключник кормового двора и подчиненные ему подключники занимались также раздачей блюд с государева стола боярам и другим царским приближенным.

Недалеко от Государева двора находится Усадьба пасечника.

Пчеловодство было широко распространено в Коломенском и его окрестностях. Усадьба включает деревянный дом, хозяйственные постройки, пасеку и приусадебный участок. Экспозиция знакомит с историей пчеловодства и кладом жизни русского пасечника рубежа XIX-XX веков.

Усадьба пасечника


Заповедная дубовая роща

Роща является частью Вознесенского государева сада, известного с XVII века. Возраст коломенских дубов 400-600 лет. Высота этих древнейших деревьев достигает двадцати шести метров, а диаметр стволов свыше двух метров. По преданию, в дубовой роще любил проводить время будущий император Петр I. Под сенью деревьев Петр I обучался грамоте.

Половецкая баба XII век

Изваяние мужской фигуры в шлеме, с чашей священного напитка в руках. Такие скульптуры ставились на могильных курганах южнорусских кочевых народов. Образ почитаемого предка: русское название «баба» возводят к тюркскому «вава», то есть «предок».

Погуляв по Государеву двору и его окрестностям, я направилась к Передним воротам. Пройдя в ворота, оказываешься на широкой Вознесенской площади, с которой открывается великолепный вид на Церковь Вознесения Господня, Церковь Святого Георгия с Колокольней и Водовзводную башню.

Передние ворота, 1672-73 гг.

Церковь Вознесения Господня

Начало строительства церкви не известно, но по легенде она была построена в честь рождения наследника великого князя — будущего царя Ивана Грозного.

В последний день Масленицы на площади перед церковью собралось много людей послушать колокольный звон. Очень красиво!

Церковь расположена на высоком холме правого берега Москвы-реки.

Рядом с Церковью Вознесения Господня находится Церковь Святого Георгия с Колокольней.

Колокольня сооружена в XVI веке. Церковь построена в середине XIX века. Вместе они составляют единый комплекс Георгиевской церкви.

По данным археологов в XIV веке на этом месте стояла деревянная церковь. Предание гласит, что по приказу московского князя Дмитрия Ивановича Донского здесь была поставлена церковь в честь великомученика Георгия и в память о битве на Куликовом поле(8 сентября 1380г.).

Колокольня

Водовзводная башня

Водовзводная башня была построена в 70-ые годы XVII века. Предназначена она была для обеспечения водой Дворцового комплекса загородной царской резиденции в Коломенском.

Сытный двор

В центральной части музейной территории находится Сытный двор (дворец), который является частью архитектурного комплекса Государева двора. Построен он предположительно в1740-х гг. Во времена царствования Алексея Михайловича в этом двухэтажном здании располагалась дворцовая кухня.

От Церкви Вознесения Господня дорога ведет к набережной Москвы-реки


Коломенский пруд

Коломенский ручей, протекающий в Голосовом овраге.

Рыбаки на Москве-реке

В кафе на набережной можно было отведать блинов и попить горячего чая из самовара. Каждый год отмечается широко, с размахом.

Вот тут-то у меня и возникла проблема. Дороги к храму со стороны набережной нет. Нужно было карабкаться вверх по тропам по скользкому крутому склону. Поверьте, это было очень не просто.

Поднявшись кое-как на гору, я наткнулась на предупреждающую об опасности табличку. У меня, вроде, все обошлось. Назад по крутому склону кувырком не скатилась. Зато передо мной раскрылся прекрасный вид на Москву-реку и пойменные луга. Вдоль берега раскинулась Роща черной ольхи.

И вот я попала в знаменитые Коломенские сады . В настоящее время осталось три яблоневых сада: Вознесенский, Дьяковский и Казанский. Передо мной раскинулся Дьяковский сад.

У меня было два пути: налево — к Дворцу царя Алексея Михайловича или направо — к Храму усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Я пошла налево.

Деревянный крест-голобец. Надпись на нем: «Село Дьяково основано в 1237 году». Надпись с другой стороны креста: «Поклонитесь древней земле предков наших, помяните их в мыслях своих!». На многих деревенских улицах в старину ставились такие кресты. Они благословляли странников на долгий путь.

В настоящее время от большого села Дьяково осталась всего пара домов. Они входят в состав музея-заповедника Коломенское.

Пасека. Ранее я уже говорила, что пчеловодство было широко распространено в Коломенском и его окрестностях.

Коломенское — прекрасное место для отдыха в любое время года.

Дворец царя Алексея Михайловича

По указу Царя Алексея Михайловича в Коломенском был построен деревянный царский дворец (в 1667-1672 гг.). Использовался он как летняя парадная резиденция. Современники считали дворец восьмым чудом света. Великолепие дворца показывало на величие царя и мощь его власти. Но после переноса (в VIII веке) столицы в Санкт-Петербург Коломенское утратило свое значение. Дворец стал приходить в упадок. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II он был разобран. Воссоздан Дворец царя Алексея Михайловича в 2007-2010 гг.

Первоначально дворец находился на территории Государева двора. За прошедшие годы на месте бывшего дворца выросли многовековые дубы и липы. Чтобы не нарушать сформировавшийся природный комплекс, Правительство Москвы приняло решение перенести строительство историко-художественную реконструкцию дворца на территорию бывшей деревни Дьяковское, которая находится за Голосовым оврагом.

Макет дворца построен в натуральную величину. При его строительстве были использованы чертежи, сделанные по приказу Екатерины II . Все конструкции сегодняшнего дворца монолитные, железобетонные, облицованные деревом.

Сегодня здесь музей, экспозиция которого размещена в в 24-х воссозданных интерьерах. Здесь располагаются Хоромы Государя царя, Хоромы Государыни царицы и Хоромы царевичей, а так же парадные залы для проведения торжественных приемов, пиров и празднеств.

Памятник Петру I

Хорошо попить на морозе чайку с пряником, а можно и медовухи отведать.

В Царские палаты я в этот раз не пошла, но, судя по фотографиям, сюда стоит вернуться.

Храм усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы

Храм находится на территории музея-заповедника Коломенское в бывшем селе Дьякове. Создание храма, по разным исследованиям, датируется с 1529 по 1570 гг. Архитекторы неизвестны.

Храм возведен на месте, где Великий князь Василий III, возвращаясь с охоты, узнал о зачатии сына — будущего Иоанна IV Грозного. Предназначался он для Царя и царского двора. С конца XVIII века храм постепенно переходит в разряд приходских.

Ворота в Храм усекновения главы Иоанна Предтечи.

Храм столпообразный, высотой 32 метра.

План и архитектурные особенности храма напоминают храм Покрова на рву (Василия Блаженного) на Красной площади. В 2009 году храм был полностью отреставрирован.

На территории храма располагается старое Дьяковское кладбище.

От Храма усекновения главы Иоанна Предтечи по лестнице я спустилась в Голосов овраг к Садовническому ручью.

Овраг глубокий. Лестница длинная и крутая.

Садовнический ручей.

Перейдя через ручей по мосту, я поднялась на другую сторону оврага.

С левой стороны открылся вид на Конюшенный двор.

Здесь можно познакомиться с историей зарождения и развития конного дела на Руси. Узнать как выводили известные русские породы лошадей. В комплекс «Усадьбы конюха» входит главный дом, сарай для упряжи и повозок, кузница, сеновал и домик для обслуживающего персонала.

Вековые дубы

Липовая аллея

Я обошла музей-заповедник по кругу и опять вернулась к Задним воротам. Правда, за один день не везде побывала и не все увидела.

По территории музея-заповедника ходят всесезонные безрельсовые прогулочные паровозики. За 50 минут на нем можно объехать большую часть территории Коломенского и познакомиться с его основными достопримечательностями. От Спасских ворот паровозик следует к Усадьбе Коломенского крестьянина и кузнеца, затем к церкви Святого Георгия Победоносца из Архангельской области. Проехав по набережной, паровозик подвозит экскурсантов к Голландскому домику царя Петра I, далее к Соколиному Двору, мельнице, памятникам деревянного зодчества. По Липовой аллее вы попадете в Казанский сад, а потом на площадь Вознесения и Вознесенский сад. Познакомившись с аптекарским огородом, вы возвращаетесь к Спасским воротам. Хороший маршрут. За короткое время можно увидеть столько интересного. В особенно понравившиеся места можно вернуться пешком.

Протяженность маршрута – 5 км 600 м

Режим работы: вторник, среда, четверг, пятница – с 16.00 до 18.50, суббота, воскресенье, праздничные дни – с 11.00 до 18.50

Также в Коломенском предлагаются аудиоэкскурсии на электромобилях по различным маршрутам.

Моя самостоятельная экскурсия по музею-усадьбе Коломенское заняла четыре часа. Увидела много, но не все. Обязательно хочу приехать сюда еще раз. Особенно хочется увидеть цветение садов в Коломенском .

Карта территории музея-заповедника Коломенское

Чтобы увеличить изображение кликните на карту

Адрес музея-заповедника Коломенское: г. Москва, проспект Андропова, д.39

Проезд: станция метро “Коломенская” или «Каширская»

Режим работы:

  • Вторник-пятница, воскресенье — с 9-45 до 17-30;
  • Суббота — с 10-45 до 18-30.
  • Вторник-воскресенье – с 9-45 до 17-30.

ПОНЕДЕЛЬНИК — ВЫХОДНОЙ

Вход в музеи и Дворец Алексея Михайловича платный (бесплатно каждое третье воскресенье месяца и Дни музеев). Вход на территорию усадьбы Коломенское бесплатный.

Официальный сайт: www.mgomz.ru


Часть 3.
Часть. 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.


Восстановленное здание сельской школы в Коломенском

Коломенское - от колхоза «Огородный гигант» до крупнейшего культурного центра Москвы
Пока архитектор Барановский в 1920-е годы с энтузиазмом создавал музей в Коломенском, старинное село за стенами музея жило своей обыденной жизнью.

Школа в Коломенском в 1920-е годы

Сады и огороды, кормившие местных жителей с незапамятных времен, продолжали плодоносить и при советской власти. Однако теперь всех зажиточных крестьян, особенно, если они приглашали наемных работников, взяли на учет и записали в кулаки. В середине 1920-х гг. в селе Коломенском, где насчитывалось 240 домов, было выявлено 60 семей кулаков и 80 семей зажиточных середняков. Когда в 1929 году (объявленном годом Великого перелома) началась коллективизация, коломенские крестьяне пострадали, как и крестьянство по всей стране. Сначала в 24 часа из Коломенского в Сибирь выслали свыше 100 семей «кулаков» (значительно больше, чем насчитали за пять лет до того), а потом их судьбу разделили десятки семей середняков, не пожелавших записываться в колхоз. Правда, подмосковное село не опустело - в освободившихся домах поселились люди, бежавшие из Украины и с юга России от голода, вызванного перегибами коллективизации. Коломенское стало центральной усадьбой колхоза «Огородный гигант».


Коломенское. Колхозники "Огородного Гиганта" сдают овощные соленья

В 1937 году, когда в стране развернулись массовые репрессии, в Нагатинский затон по соседству с Коломенским привезли 15000 заключенных, чтобы использовать на строительстве шлюза канала им. Москвы (до 1947 года - канала им. Сталина), получившего негласное название «канал зэков». Условия содержания этих людей были невыносимыми, труд - непосильным, а осенняя и зимняя непогода делала их жизнь еще тяжелее. В лагере начались массовые смерти и… побеги. Отчаявшиеся заключенные совершали почти безнадежные попытки вырваться на волю, и порой такие беглецы находили временное укрытие в Коломенском. Местные жители, прекрасно понимая, что сами рискуют жизнью, укрывали беглецов в своих домах. В ноябре 1938 года из лагеря бежало сразу свыше 100 человек, и не все были найдены сотрудниками НКВД, так как их спрятали в подвалах и сарайчиках Коломенского.


Вид на Нагатинский шлюз из Коломенского в наши дни

Музей в Коломенском продолжал развиваться и после того, как лишился своего первого директора. Ценные экспонаты поступали в музей разными путями. В 1939 году, к примеру, в музейный фонд были переданы великолепные иконы XVI-XVII веков из упраздненного Соловецкого монастыря, среди которых Неопалимая Купина, Богородица Гора Нерукосечная и Успение Богоматери. Соловки стали одним из самых страшных островов «архипелага ГУЛАГ», там был размещен СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения. Просто чудо, что древние намоленные образа в таких обстоятельствах не были утрачены, а оказались в экспозиции Коломенского.

Вид на Нагатинский шлюз

С началом войны многие местные жители ушли на фронт. В 1942 году в Коломенском и окрестных селах и деревнях развернулся сбор средств среди колхозников на строительство танковой колонны «Ленинский колхозник». Большую часть выплат по трудодням и все свои накопления колхозники переводили в фонд танкового строительства в помощь фронту. Члены коломенского колхоза «Огородный гигант» за несколько дней собрали 300 тысяч рублей. Их поддержали жители Новинок, Курьяново, Братеево, Садовников и других населенных пунктов. Всего в Ленинском районе было собрано 4 млн. рублей, переданных на строительство танков. Инициативу поддержали и другие жители Подмосковья, в результате на фронт была отправлена сводная танковая колонна «Московский колхозник».

«Ко всем колхозникам, колхозницам Московской области. …На днях мы передали Красной Армии танки KB в счет танковой колонны. Построены эти танки «Московский колхозник» на наши трудовые деньги, которые от всей души собирали колхозники Ленинского района... Собирайте деньги на танковую колонну «Московский колхозник», и как можно больше. Помогайте Красной Армии упорно и настойчиво готовить сокрушительный удар по врагу».
Открытое письмо колхозников и колхозниц Ленинского района Московской области, опубликованное 12 декабря 1942 года в газете «Московский большевик» и перепечатанное всеми районными и городскими газетами Подмосковья.
В июне 1945 года, когда только-только завершились бои Отечественной войны и полстраны лежало в руинах, государство выделило 45 тысяч рублей на ремонтные работы в музее Коломенского. Сумма небольшая, но в то сложное время других денег не нашли, а забота о поддержании музейного комплекса все-таки была проявлена.

Коломенское зимой, 1940-е годы

Обезлюдевшие после войны колхозы, существовавшие в Коломенском и других селах и деревнях района, объединили в одно хозяйство. Колхозники «Огородного гиганта» в 1950-х годах включились в борьбу за урожай под лозунгом: «Догнать и перегнать США ».

Садовниковская молочно-товарная ферма - одна из лучших в колхозе «Огородный гигант». За хорошие показатели в первом квартале текущего года ей было присуждено переходящее Красное знамя колхоза. Центром воспитательной работы среди животноводов является красный уголок. Он хорошо оформлен наглядной агитацией, вывешены стенд на тему «Догоним США по производству мяса, молока и масла на душу населения», плакат «Что читать животноводам». Только в мае были прочитаны лекции о международном положении и «Третий искусственный спутник земли». Много мероприятий организует библиотека. Она уже провела громкие читки книги Н. Персиянцевой «Слово колхозной доярки».
Т. Лесникова, зав. Красным уголком, газета «Ленинский путь» от 14 июня 1958 г.


Колхоз "Огородный гигант"

Колхозницы в полях Коломенского

В конце 1950-х годов колхоз преобразовали в совхоз. Границы Москвы подходили все ближе, транспортное сообщение со столицей было налажено, и найти себе более легкую работу в московских организациях для местных жителей проблемы уже не составляло. И все же совхоз «Огородный гигант» с крупным теплично-овощным производством просуществовал до начала 1990-х годов. Совхозные поля раскинулись на бывших государевых Потешных лугах, где когда-то проходили соколиные охоты и смотры царских войск.
Между тем, район Коломенского в 1960 году вошел в состав Москвы. Здесь началась новая застройка, менявшая его облик. Часть территории усадьбы была отрезана под строительство Пролетарского проспекта (позже переименованного в проспект Андропова). Рядом с главной магистралью района появились жилые кварталы и возник Онкологический центр. Вдоль шлюзового канала в Нагатинском Затоне пролегла Коломенская набережная.

Городская застройка наступает на Большую улицу села Коломенского

Нагатинский затон в наши дни

Село Коломенское, продолжавшее оставаться жилым, было расселено только к концу 1970-х годов. Жители прекрасно сохранившихся старинных домов, сложенных из вековых бревен и простоявших более 200-300 лет (на некоторых имелись таблички, что строение представляет собой памятник истории, охраняемый государством), покинули свою малую родину, перебравшись в современные городские квартиры. Опустевшие дома стали быстро ветшать, бродяги и хулиганы устраивали там кутежи и поджоги. После очередного пожара вся старая жилая застройка была снесена. Музейные работники и архитекторы до сих пор переживают, что Коломенское потеряло важную часть своей исторической застройки - сельскую улицу, которую можно было сохранить и приспособить для музейных нужд.


Реконструированная крестьянская изба в Коломенском

С 1990 года по решению Московского городского совета началось восстановление музея-заповедника в Коломенском. Он к тому времени находился в плачевном состоянии - памятники нуждались в срочной реставрации, парки и сады были запущены, на территории стихийно выросли свалки мусора и разместились чужеродные мастерские и гаражи, придававшие парковой зоне удивительную неопрятность. Однако по понятным причинам финансирования для восстановительных работ было недостаточно, дело двигалось медленно, а после августа 1991 года в Коломенском, как и во всей стране, наступил сложный период политических и экономических кризисов, и на музей свалилось множество проблем. Но все же он выжил…
Новый виток развития древней усадьбы начался в 2003 году, когда по решению правительства Москвы были выделены средства для реставрации и возрождения Коломенского. В заповеднике начались работы, приблизившие облик усадьбы к тому, который знаком нам сегодня. Они велись комплексно - реставрировались архитектурные сооружения, возрождались природные ландшафты, проводились археологические раскопки, доставлялись в Коломенское в демонтированном виде и заново собирались ценные постройки из разных областей России.

Продолжение следует...

Один из августовских дней мы решили посвятить поездке в уникальный и единственный в своем роде заповедник с памятниками истории, архитектуры, археологии и природы, расположенный практически в центре Москвы. Из-за большого количества фотографий и информации этот пост будет рассказывать только об архитектурных памятниках Коломенского, природным памятникам и красивейшим уголкам этого музея-заповедника лучше будет уделить особое внимание и посвятить им отдельный пост.

В 1923 году на основе исторически сложившегося архитектурного ансамбля загородной усадьбы русских великих князей и царей здесь был основан небольшой музей, превратившийся со временем в комплексный архитектурный, художественный музей-заповедник "Коломенское", с территорией 390 гектаров.

Первые письменные упоминания о Коломенском относятся к XIV в. и содержатся в духовных грамотах Ивана Калиты (1336г. и 1339 г.)

По сообщениям исторических источников, здесь останавливались войска Дмитрия Донского после Куликовской битвы 1380 г. и войска Петра I после Полтавской битвы 1709 г., собирались в военные походы дружины великих князей Московских, происходили другие события, связанные с историей русского государства.

В 1606 г. Коломенское служило ставкой Ивана Болотникова, в 1610 г. — Лжедмитрия II.

Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — Коломенское было его любимой резиденцией.

Передние ворота, 1672-73 гг.

Передние ворота, расположенные на территории Государева двора царской усадьбы Коломенское, были построены в период правления царя Алексея Михайловича в 1673 году. Это были главные ворота летней царской резиденции, так как парадный въезд в Коломенское в то время осуществлялся со стороны Москвы-реки по «посольской» дороге, и именно через них высокие гости въезжали на Государев двор.

Здесь же высоких гостей встречали «хитроумной затеей», которые так любили устраивать в своих дворцах русские государи. Роль «диковины» отводилась большим механическим львам работы «иноземного мастера» Петра Высоцкого, встречавшим гостей грозным рычанием: «За воротами стояли четыре льва, сделанные из дерева и одетые в шерсть, похожую на львиную. Внутри львов находились часовые механизмы, пружина которых заставляла львов вращать глазами и по временам издавать страшный рев. Внутри ворот находились четыре таких же льва».

Центральную часть ансамбля Передних ворот составляет сложное четырехъярусное прямоугольное в плане здание Передних ворот, стоящее на белокаменном цоколе.

В нижнем ярусе оно прорезано двумя разновысотными сводчатыми проемами, предназначавшимися для проезда и «пешего хождения».

Во втором ярусе находится большая Органная палата, в которой был устроен механизм «львова рыканья», приводивший в действие огромные фигуры львов.

В третьем ярусе размещался часовой механизм. Над ним в проемах башни висели колокола часового боя.

Наверху глухого восьмигранного шатра был установлен опаянный белым железом деревянный царский двуглавый орел с короной.

С северной стороны к Передним воротами примыкают каменные одноэтажные палаты Приказной избы, в которых было сосредоточено административное управление огромным хозяйством царской усадьбы. С южной стороны примыкали Полковничьи палаты и помещение ледников с уникальным белокаменным водоотводом, служившим для оттока воды от таявшего в погребах льда.

Церковь Казанской иконы Божией матери, XVII в.

Деревянный храм во имя Казанской иконы Божией матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Федоровиче в 1630-х гг. В 1651 г. взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма.

Храм посвящен одной из наиболее почитаемых в России икон Богоматери - Казанской, с чудесным заступничеством которой связывали свое избрание на царство государи из рода Романовых. Расположенный в центре Государева двора храм служил домовой, семейной церковью для живших здесь царственных особ.

С 1645 года судьба строящегося храма Казанской иконы Богоматери неразрывно связана с именем царя Алексея Михайловича (1645-1676 гг.- годы царствования). Царь любил усадьбу и постоянно в течение тридцати лет ежегодно приезжал сюда на летний отдых.

С большим деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенном в 1667 году, храм соединялся закрытой галереей-переходом.

С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.

Со временем к Казанской церкви переходят функции домового храма, здесь хранились, по обычаю, царская казна и наиболее ценное имущество, которое привозили сюда во время летнего отдыха в царском обозе.

В настоящее время в Храме Казанской иконы Божией Матери круглогодично проводятся службы.

Храм Вознесения Господня

На высоком берегу Москвы-реки расположена церковь Вознесения Господня, построенная в 1532 г. Это один из первых шатровых каменных храмов на Руси. Небольшой по внутренним размерам храм служил летней домовой церковью русских царей в XVI-XVII вв..

Храм Вознесения Господня был построен по указу великого князя московского Василия III по обету в честь рождения долгожданного наследника Ивана, в будущем - первого русского царя Ивана IV Грозного.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Историки считают, что село Коломенское основали беженцы из Коломны. В 1237 году они спасались от войск хана Батыя и дали новому селению имя в честь родных мест. Но есть и другие версии. Например, название села связывают со славянским «коло», что значит «окрестное». Также это имя может происходить от финского слова «кальмисто» - кладбище. А поэт Сумароков даже придумал легенду, что Коломенское основал римлянин Карл Колонна.

В XIII веке, когда младший сын Александра Невского Даниил вступил на престол, Коломенское стало родовой вотчиной московских князей. Выступая в поход, русские войска проходили через него, и через него же возвращались. Коломенское много раз становилось ключевым пунктом обороны Москвы от крымских татар.

Любил эти места и царь Иван IV. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи он устраивал праздничные богослужения и пиры в дни своего рождения. Здесь прошло детство и отрочество Петра I, и, по одной из легенд, Коломенское было даже местом его рождения. Это стало поводом появления поговорки «Коломенская верста». Сюда после Полтавской битвы Петр привез 4 трофейных пушки. Здесь же 18 декабря 1709 года родилась его дочь Елизавета.

Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича - оно было его любимой резиденцией.

В 1667-1668 годах он построил великолепный деревянный дворец из 260 помещений. В единый комплекс Государева двора вошли деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой и Хлебный дворы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни, Пивоваренная палата.

Государев двор окружила ограда с тремя воротами - Передними, Задними и Садовыми. Вокруг разбили сады. Это нужно было не для царской семьи, а чтобы произвести впечатление на иностранных гостей. И это удалось: Симеон Полоцкий назвал Коломенский дворец «осмым дивом», то есть восьмым чудом света.

С именем Алексея Михайловича связан и расцвет соколиной охоты. Сейчас в Коломенском работает соколиный двор. Рядом с ним есть небольшой зоопарк и конный двор.

После смерти Алексея Михайловича и переноса столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок.

При Екатерине II разобрали обветшавший дворец. Новый четырехэтажный дворец построил П.В. Макулов в 1766-1767 годах уже на новом месте - напротив северного фасада церкви Вознесения. Нижние 2 этажа были каменными, а верхние - деревянными. При этом Макулов использовал в строительстве материалы от разобранного дворца Алексея Михайловича. В Коломенском императрица жила летом во время пребывания в Москве.

В 1825 году Е.Д. Тюрин перестроил дворец Екатерины для Александра I, но император неожиданно скончался. А в 1872 дворец разобрали. Сохранился лишь флигель.

На Вознесенской площади также осталась водонапорная башня. Ее построили в 1670-е годы для обеспечения дворца водой. Здесь был один из многочисленных коломенских ключей, поэтому строительство башни было оправдано. Сейчас она не действует, так как есть водопровод. Но внутри располагаются музейные экспозиции.

А в 2010 году в Коломенском открылся воссозданный дворец Алексея Михайловича, правда, на другом месте. Сейчас в нем музей. А там, где раньше стоял дворец, сохранился челобитный столб с солнечными часами. Он стоял напротив окон царских хором, и на него складывали челобитные царю.

Музей в Коломенском открыли в 1923 году по инициативе архитектора-реставратора Петра Барановского. Он и стал его первым директором.

Московские дома: от дерева к камню

Барановский хотел устроить в Коломенском музей деревянного зодчества под открытым небом. В конце 1920-х сюда привезли старинные деревянные постройки:

  • хозяйственное здание из села Преображенского (в музее его называют «медоварней», а его экспозиция рассказывает о русских праздниках),
  • домик Петра I из Архангельска, где он 2 месяца наблюдал за постройкой Новодвинской крепости (сейчас там мемориальный музей Петра Великого),
  • Моховую башню Сумского острога XVII века (экспозиция показывает историю острога и быт военных Севера),
  • Проездную башню Николо-Корельского монастыря,
  • Башню Братского острога, перевезенную при строительстве Братской ГЭС (в одной из таких башен заточили протопопа Аввакума),
  • Церковь Святого великомученика 1685 года с берега реки Ерги.

Когда Барановский узнавал, что собираются снести какую-то постройку, он ехал туда. Все, что мог, он свозил в Коломенское. Поэтому в запасниках музея среди 160 000 единиц хранения есть фрагменты Сухаревой башни, Львиных ворот в Измайлово, церкви Николы Большой Крест.

А до 1980-х годов на территории музея находилось село Коломенское. Там жили люди. По местным преданиям, они вели свой род от дворовых людей царя Алексея Михайловича. Но их деревянные дома внешне напоминали не классические русские избы, а современные двухэтажные бараки или многоквартирные дома. При этом возраст некоторых строений превышал 300 лет. Эти здания охранялись государством, но после выселения жителей с территории музея-заповедника дома пришли в упадок, и их разобрали.

На территории усадьбы много ручьев, а от оранжерей, в которых выращивали диковинные фрукты, сохранилось несколько садов и настоящая яблоневая роща. Неизменно привлекает туристов Голосов или Велесов овраг. На «велесовых камнях» ледникового происхождения просят здоровья и исполнения желаний. На так называемом женском камне (на склоне) молят о зачатии ребенка.

Есть в Коломенском и другие памятники языческой культуры. Например, Борисов камень XII века - гранитный пограничный знак владений Полоцкого князя Бориса в верховьях Западной Двины. На табличке около камня написано, что на нем выбита надпись: Господи, храни раба Твоего Бориса. На самом деле на камне выбит крест, и написано Сулиборов крест.

Говорят, что... ...Святой Георгий бился со змеем в Голосовом (Велесовом) овраге, и там, где прошел белый конь, появились чистые ключи. Но пал конь в бою и обратился в огромный серый камень. Он и сейчас лежит на правом откосе оврага. А другой камень - останки змея.
Говорят, что где-то между двух камней открывается портал в будущее. Летописи XVII века рассказывают, что отряд Девлет-гирея по дороге на Москву очутился на другом берегу оврага полвека спустя. Воины признались, что в 1571 году их разбили, и они решили скрыться от преследователей в тумане оврага. Думали, что провели в тумане несколько минут, а прошло 50 лет. Им поверили, ведь их оружие и одежда относились к середине XVI века.
А газета «Московские Ведомости» 9 июля 1832 года опубликовала статью про крестьян Архипа Кузьмина и Ивана Бочкарева из деревни Садовники. В 1810 году они возвращались домой из соседней деревни через Голосов овраг, хотя уже тогда это место считали «нечистым». На дне оврага крестьяне увидели густой туман с освещенным коридором. Они вошли в него и встретили заросших шерстью людей, которые показали им выход. А, выйдя из тумана, мужчины очутились уже в 1831 году. Следователи провели на месте происшествия эксперимент и снова отправили одного из крестьян в туман. Он не вернулся. Второй крестьянин после этого скончался от сердечного приступа.
...при жизни Александр I ни разу не был во дворце, построенном для него Тюриным. А после смерти поезд с телом императора остановился в Коломенском по дороге в Москву. И сутки хозяин в гробу провел в своих хоромах.
...в Коломенском находили таинственные подземелья, уходящие из церквей. Но их обследованию постоянно что-то мешало - то недовольство местных жителей, то отсутствие средств. Считается, что в этих подземных ходах Иван IV спрятал Либерию.
...ручей, протекающий по дну Голосова оврага в Коломенском всегда имеет температуру +4 градуса и не замерзает. В овраге быстро разряжаются мобильные телефоны, а компасы показывают не на север, а на центр оврага.

Коломенское на фотографиях разных лет:



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином