Компьютерная этика государственного и муниципального служащего. Профессиональная этика муниципальных служащих. Соблюдение принципов муниципальной службы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе

    Служебная этика

    Требования к муниципальным служащим

    Основные функции и принципы этикета на муниципальной службе

Служебная этика - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики:

Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Все эти требования делятся на две подгруппы. Первая подгруппа включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчинённый - подчинённый, руководитель-руководитель). Вторая подгруппа включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель). Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору. Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя - неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.

2. Требования к муниципальным служащим

Нравственные требования, предъявляемые к муниципальным служащим можно разделить на 4 группы: группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от муниципального служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики муниципальной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к муниципальному служащему как при поступлении на муниципальную службу, так и при исполнении им служебных полномочий:

Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству. Муниципальный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений.

Соблюдение принципов муниципальной службы:

Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по муниципальной должности;

Честная служба государству;

Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

Отсутствие в деятельности муниципального служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;

Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями муниципальной службы;

Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

Не заниматься предпринимательской деятельностью;

Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней.

Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами; муниципального государственного служащего;

Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;

Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

3. Основные функции и принципы этикета на муниципальной службе

Специфика такого рода профессиональной деятельности, как муниципальная служба, особенности социально-правового статуса муниципального служащего и вытекающих из него соответствующих служебных ситуаций, позволяют говорить об этикете муниципальных служащих как о совокупности специфических правил, регламентирующих внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе их профессиональной деятельности во всём многообразии форм служебного общения.

На муниципальной службе, где отношения строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и подчинён своим, выработанным практикой правилам этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.

Этикет на муниципальной службе выполняет различные функции. Выделяют информационную функцию, функцию стандартизации моделей индивидуального и группового поведения, функцию социального контроля и социального влияния, функцию создания психологического комфорта. Нормы этикета информируют о том, как следует вести себя муниципальному служащему в той или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых. Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.

Основу этикета муниципального служащего составляют общие принципы современного этикета, соблюдаемые сегодня во всём мире: это принципы гуманизма, целесообразности действий, эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным служащим приходится вступать в деловые контакты.

Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета. Он конкретизируется в требованиях, обращенных к культуре взаимоотношений и включающих вежливость во всём многообразии её оттенков: корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность. Кредо принципа гуманизма: добрые отношения являются залогом плодотворного сотрудничества, выступая одним из наиболее действенных мотиваторов трудовой деятельности, неотъемлемой частью организационной культуры.

В каждой конкретной ситуации мы выбираем соответствующую данной ситуации форму вежливости, а именно корректную вежливость, которая позволяет, не нарушая этикета, дать понять человеку наше отношение к его поступку. Корректность позволяет сторонам сохранить чувство собственного достоинства и не унизить другого.

Другая форма вежливости - учтивость, почтительная вежливость. В служебных отношениях почтительная форма вежливости служит надёжным способом защитить и достоинство подчинённого, и авторитет руководителя, соблюдая служебную иерархию, оказать уважение начальнику без тени услужливости и унижения и «почтить» вниманием подчинённого без высокомерия и чванства. Учтивость не имеет ничего общего с услужливостью и подобострастием в чиновной среде.

Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры человека - деликатность, свойство действительно воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости.

Вежливость в служебных отношениях не самоцель, а средство создания и сохранения в коллективе здорового морально психологического климата, а у каждого сотрудника - чувства психологического контроля и защищенности. Она помогает предупреждать возникающие недоразумения и делать общение более приятным.

Вежливости всегда сопутствует тактичность - то чувство меры, которое позволяет человеку точно улавливать границу между тем, что можно и чего нельзя. Она помогает предупредить ситуацию, вызывающую неловкость, а если она всё-таки возникает - не заметить её. Тактичный руководитель не станет «распекать» подчинённого за совершённую им ошибку в присутствии посторонних лиц. Тактичный человек не станет бесцеремонно делать замечания новому или более молодому сотруднику, не позволит себе безапелляционных высказываний, увидев на лице сослуживца тень озабоченности или огорчения, не будет назойливо допытываться о причинах его состояния. Он не будет давать непрошенные советы, вмешиваться в личные дела и распространять информацию личного характера, полученную в конфиденциальном порядке.

Одно из требований служебного этикета - скромность. В. Даль определяет скромного человека, прежде всего как умеренного в своих требованиях, невзыскательного для себя, не ставящего свою личность наперёд, приличного, тихого в обращении, противопоставляя этим качествам самоуверенность, самонадеянность, самолюбивость, заносчивость, наглость, нахальство. К сожалению, это понятие в общественном сознании в последнее время в значительной мере девальвировалось, утратив свой первоначальный смысл, и стало нередко ассоциироваться с неуверенностью, робостью, застенчивостью и посредственностью, с которыми, как полагают, не проживёшь.

Таким образом, принцип гуманизма как важнейший принцип современного этикета, конкретизированный в требованиях вежливости, скромности, точности, имеет глубокую нравственную основу. Вытекающие из него конкретные правила поведения выступают внешним проявлением уважения к человеку. В противном случае никакие изысканные манеры, никакая утончённая речь, не способны скрыть отсутствия подлинной культуры, ущербности воспитания. А неуважение к другим людям -признак отсутствия самоуважения.

Принцип гуманизма - основополагающий, но не единственный принцип, лежащий в основе этикета муниципального служащего. Нестандартные служебные и жизненные ситуации постоянно ставят человека перед проблемой выбора модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Принцип целесообразности действий - вот то, что во многом определяет поведение муниципального служащего во взаимоотношениях с окружающими в служебной ситуации.

Третий принцип, на котором основываются требования современного делового этикета - принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника учреждения. Неопрятно одетый, размахивающий руками и постоянно гримасничающий или угрюмо насупленный, в азарте спора загоняющий вас в угол или небрежно, не глядя на вас, протягивающий для приветствия высокомерно протянутую ладонью вниз руку, громко разговаривающий и шумно борющийся со своим насморком человек вряд ли вызовет симпатию и доставит удовольствие от общения с ним. Некрасивое, лишённое изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним.

У каждого народа есть свои, веками складывающиеся, обычаи и традиции. Уважение к этим традициям и следование им - ещё один принцип современного делового этикета. Сегодня, в связи с активным расширением международных связей на всех уровнях, этот принцип приобретает особую актуальность, становится гарантом взаимопонимания между представителями разных культур. Следование этому принципу избавляет служащего от неприятных минут неловкости, вызванной незнанием особенностей национального этикета страны, которую вы посетили или с представителем которой вам пришлось вступить в деловое общение. Даже самые лучшие побуждения и самые галантные манеры не защитят вас от осуждения, если вы, например, в Китае захотите поцеловать руку девушке, при встрече с японским коллегой примете от него визитную карточку левой рукой, попытаетесь преподнести подарок -от чистого сердца - американскому государственному служащему, или, беседуя с коллегой из мусульманского региона, будете упорно смотреть ему в глаза.

Один из важных и могущественных принципов современного служебного этикета, ломающий стереотипы общепринятых представлений о правилах хорошего тона - принцип субординации, диктующий внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения. Сама природа управления персоналом на муниципальной службе диктует необходимость и целесообразность строгой субординации трудовых отношений: «сверху вниз» и «снизу вверх» (между руководителями и подчинёнными) и «по горизонтали» (между сотрудниками одного должностного статуса).

В последнее время в практику трудовых отношений на муниципальной службе всё активнее начинает входить новый стиль управления персоналом (его называют партиципативным стилем), отличительные черты которого - открытость, информированность, доверительность отношений, делегирование полномочий подчинённым и т.д. Этот стиль, обращенный к сознанию и внутренним мотивам поведения человека, рассчитан на паритетные отношения руководителя и подчинённого, на их взаимную поддержку и социальные взаимоотношения.

Вместе с новым стилем управления в этике деловых отношений муниципальных служащих утверждается принцип паритетности, мирно уживающийся с принципом субординации. Известно, что эффективность обсуждения деловых проблем возрастает тогда, когда в интересах дела все чувствуют себя равными в высказывании своей позиции, взглядов, аргументов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа работы, возраста и т.д.

Знание основных принципов современного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенно ориентироваться в любой нестандартной ситуации, не попадать впросак и не совершать ошибок, позволяющих окружающим усомниться в его воспитанности, что могло бы нанести серьёзный урон его имиджу.

Интеллигентность муниципальных служащих должна определяться не только уровнем образованности, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности. Также она должна сочетаться с умением облечь исповедуемые ими нравственные принципы в соответствующие формы внешнего поведения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству, вежливость, тактичность, скромность, точность, эстетическая привлекательность поступков в сочетании с целесообразностью и здравым смыслом.

решением президиума Совета

при Президенте Российской Федерации

по противодействию коррупции

ТИПОВОЙ КОДЕКС

ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

I. Общие положения

1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - Типовой кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. N К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона "Об основах муниципальной службы" (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (Постановление N 19-10 от 26 марта 2002 г.), Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - государственные (муниципальные) служащие).

3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

4. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее - государственная и муниципальная служба), обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

5. Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.

6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.

7. Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.

8. Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.

9. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения

государственных (муниципальных) служащих

10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.

11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.

18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

поведения государственных (муниципальных) служащих

25. В служебном поведении государственному (муниципальному) служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

26. В служебном поведении государственный (муниципальный) служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

27. Государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные (муниципальные) служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

28. Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Типового кодекса

29. Нарушение государственным (муниципальным) служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности.

Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Профессия государственного и муниципального служащего относится, как мы выяснили в предыдущем вопросе, к числу тех специальностей, от которых зависят судьбы людей, предполагает постоянное взаимодействие с людьми, и поэтому относится к тому типу профессий, где этический кодекс просто необходим. В профессиональной этике государственных и муниципальных служащих конкретизируются моральные ценности, адаптируются этические принципы к такой специфической сфере деятельности как государственная и муниципальная служба. В качестве профессионально-этических основ службы выступают:

· Профессиональный долг;

· Профессиональное достоинство;

· Профессиональная честь;

· Профессиональная справедливость;

· Профессиональный гуманизм;

· Профессиональный оптимизм;

· Принципы службы: законность, открытость и др.

Базовым понятием профессиональной этики государственной и муниципальной службы является, по мнению многих ученых, понятие «профессионального долга» , в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности.Долг представляет собой нравственную обязанность человека перед обществом, классом, другими людьми, выполняемую согласно моральным нормам, принципам, правилам. Ключевым признаком долга является его безусловность. Выполняя долг, человек сам для себя решает нравственную задачу, преодолевает что-либо в себе, в окружающих, в обстоятельствах. Человек долга – человек «честно выполняющий свои обязанности».

Осознание своего служебного долга побуждает военной, правоохранительной, гражданской службы относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая особенности взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

К этическим основам относятся и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство» . В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно когда-то под честью понималось именно высокое звание и должность. В толковом словаре Владимира Даля упоминается, что честь – это совокупность высших морально-этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.



Понятие «честь» включает в себя несколько аспектов: нравственный, деятельный, исторический. Содержание, которым наполняют данное понятие, зависит от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания и ориентировано на систему ценностей определенной эпохи. В тоже время честь проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести, например, гражданская, служебная, военная, мужская и др.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По мнению ученых-философов, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. Как отмечает Л.П. Абрамова, в современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.



Служебная честь , кроме социального смысла, имеет и другую, - продолжает Л.П. Абрамова, - не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности .

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности в сфере государственной и муниципальной службы. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного и муниципального служащего выражаются в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная этика государственного и муниципального служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости» . Служащим требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного и муниципального служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», заинтересованных групп и др. Справедливость, безусловно, также важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как«профессиональный такт» .

Исходным для профессиональной этики государственного и муниципального служащего является принцип «профессионального гуманизма» , т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Представители рассматриваемых нами профессий должны помнить, что нет ничего ценнее и значимее человеческой жизни. Принцип гуманизма противостоит утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип «профессионального оптимизма» . Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть вдохновлена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного и муниципального служащего должна включать в себя принцип патриотизма - любви к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. При этом любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальным шовинизмом и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

К профессионально-этическим основам государственной и муниципальной службы относятся также традиционные принципы службы, которые, как правило, имеют нормативно-правовое закрепление. К такими принципам, как мы помним, относятся: законность, гласность, ответственность, профессионализм, компетенция, верность государству, политическая нейтральность, свобода человека и др.

Профессиональная этика государственной службы носит названиеадминистративной этики , под которой принято понимать «вид профессиональной этики, который представляет собой совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публично-правовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

осударственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственный служащий Российской Федерации как субъект административного права обладает, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены Конституцией и иными нормативными актами. В то же время гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, и связано это с особенностями правового положения этих субъектов административного права.

Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.

Служебные права и обязанности государственного служащего можно подразделить на две группы: общие и специальные (должностные)

Общие права и обязанности государственных служащих не зависят от конкретных полномочий по государственной должности.

Государственный служащий имеет право

На ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей,

На получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,

На посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,

На принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями,

Участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

На продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

Знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщать к личному делу свои объяснения,

На переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета,

На пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы,

На проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство,

На объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов,

Вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Закон наделяет государственного служащего правом обращаться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

Каждый служащий, независимо от занимаемой государственной должности, обязан.

Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий,

Добросовестно исполнять должностные обязанности;

Обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

В пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

Соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

Поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Специальные права и обязанности государственного служащего определяются спецификой правового положения органа, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность. Так, например, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах.

Особым статусом обладают служащие военизированных органов. Общими обязанностями служащих военизированных органов выступают защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Их должностные и специальные права и обязанности устанавливаются законодательством и дисциплинарными и общевойсковыми уставами. При выполнении специальных обязанностей они могут наделяться правом применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия и т. д.

В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений Закон устанавливает некоторые правоограничения (запреты) для государственных служащих. Так, государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями,

11) принимать участие в забастовках,

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Ограничения, связанные с прохождением государственной службы, четко регламентированы и не подлежат расширительному толкованию. В случае несоблюдения указанных правоограничений Закон предусматривает прекращение государственно-служебных отношений.

Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от вида совершенного противоправного деяния государственный служащий может быть привлечен к административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

Духовный облик государственного служащего неразрывно связан с его профессиональной деятельностью. При этом весьма важную роль в его ответственной и разносторонней деятельности играют не только правовые, но и нравственные ценности. Среди них такие, как честь и достоинство, добро, справедливость, долг, обращенные к служению народу и по своим результатам направленные на процветание общества .На важность соблюдения данных качеств представителей государственной службы обращал внимание известный русский философ И. А. Ильин. Он с горечью писал: «...Невозможно, чтобы дрянные люди со злою волею обновили и усовершенствовали общественную жизнь. Жадный пустит в ход все средства, чтобы обогатиться неправедным путем, продажный все продаст, бездуховный превратит всю жизнь в тайное и явное преступление... Если внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма, никакой запрет, никакая угроза...»

Профессиональная этика государственного служащего в российском обществе необходима по ряду причин. Во-первых, потому, что авторитет власти напрямую зависит от моральных качеств служащих: честности, справедливости, порядочности, долга. Во-вторых, серьезные аморальные проступки в деятельности и поведении государственного служащего являются немаловажным фактором, который способен привести к дестабилизации общества, выступает предметом пристального внимания широких слоев населения. В-третьих, специфика профессии государственного служащего в России связана с проведением воли государства, деятельностью с населением, обоснованием приоритетных программ руководства РФ. А это, в свою очередь, диктует необходимость соблюдения им определенных нравственных норм поведения.

Необходимо отметить, что профессиональная этика государственного служащего определяется по правилам, общим для любой профессиональной морали. Следует иметь в виду, что она, как и другие профессиональные системы (врача, ученого, военнослужащего, юриста и т. д.), не содержит ни одной моральной категории, которой бы не существовало в общечеловеческой морали. Так, ответственность, гражданская позиция, справедливость, совесть — все это, необходимое для деятельности государственного служащего, входит также в реестр обязательных нравственных норм специалистов других профессий.

Профессиональная этика государственного служащего представляет собой профессиональную мораль государственных и муниципальных служащих, включающая набор ранжируемых по важности основных нравственных качеств, ценностей, норм, предписаний, объективно необходимых для успешного выполнения ими своих служебных функций.


Нельзя игнорировать положение о том, что профессиональная этика государственного служащего неразрывно связана и является частью философской науки — этики, рассматривающей объективацию моральных норм и принципов к поведению должностных лиц, в том числе работающих в институтах государственной власти РФ.

Основные нравственные качества (нормы) поведения государственного служащего России можно, хотя и достаточно условно, дифференцировать на ряд групп. К доминирующим из них относятся следующие.

Первое — качества и нормы поведения, детерминированные особенностями деятельности государственного служащего. Такими нормами выступают: корректность, неприятие взяточничества, уважение к любому гражданину, который пришел за получением определенной услуги в государственное учреждение; справедливость в решении различного рода проблем тех или иных объединений граждан или индивидуальных; добровольное ограничение своих гражданских прав (например, на публичную критику государственной политики; выступлений в СМИ по вопросам несостоятельности деятельности тех или иных высокопоставленных государственных лиц; дача обещаний гражданам и учреждениям в разрешении того или иного вопроса от себя лично без соблюдения служебных процедур и т. д.); необходимость хранить государственную тайну; делать критические заявления за границей о деятельности государственных лиц и учреждений РФ и др.

Второе — специфические нравственные нормы поведения, вытекающие из характера работы структурных особенностей коллектива государственного учреждения. Это такие нормы, как: самодисциплина, организованность, нетерпимость к таким негативным проявлениям, как зло, интриги, угодничество, чванство, невежество и т. п.

Примечательно, что на необходимость борьбы с невежеством в деятельности государственных лиц и их окружении обращал внимание герой Отечественной войны 1812 г. гуманист Д. Давыдов. Он с горечью констатировал: «Мне, уже состарившемуся, не удастся видеть эпоху возрождения России. Горе ей, если к тому времени, когда деятельность умных и сведущих людей будет ей наиболее необходима, наше правительство будет окружено лишь толпою неспособных и упорных в своем невежестве людей! Усилия этих лиц не допускать до него справедливых требований века могут ввергнуть государство в ряд страшных зол».

Сюда следует также отнести и характерные нормы разрешения служебных конфликтов. Это такие, как первенство государственных дел перед личными и корпоративными; требовательность и принципиальность; умение находить в противоречивой ситуации компромиссы; поддержка деловой стабильности в трудовом коллективе.

Выявление и изучение нравственных принципов и норм профессиональной этики государственного служащего необходимы для его практической деятельности. Во-первых, они являются содержательной основой во всей деятельности, направленной на формирование необходимых нравственных качеств государственных служащих. Во-вторых, они предстают в виде своеобразного критерия профессиональной пригодности личности в государственных учреждениях. В-третьих, для личности государственного служащего они выступают как определенный ориентир в разрешении тех или иных нравственных противоречий.

Достаточно точно высказал мнение по этому вопросу исследователь А. С. Капто: «Правдивость и честность по отношению к обществу и в отношениях между людьми — это твердые нормы политической этики. Но, как известно, в жизни они соблюдались далеко не всегда... Преуспевают в этом “ремесле” и современные политики. Этот груз тяготеет над политической жизнью общества, что сдерживает процесс его обновления».

Современные противоречивые процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности российского общества, требуют улучшения состояния и развития нравственного климата в системе государственной службы. Наряду с этим, созидая новые формы организации жизнедеятельности общества, необходимо активно воздействовать на уровень морального состояния личности государственного служащего. В этой связи важной проблемой выступает характер нравственных требований, которые предъявляются к государственным служащим РФ. Их можно классифицировать на следующие:

— нравственные требования профессионального характера;

— нравственные требования в отношениях с коллегами;

— нравственные требования к самообразованию и уровню квалификации;

— нравственные нормы общения с гражданами;

— нравственные императивы внеслужебного поведения личности;

— нравственные требования и взаимоотношения в семейно-бытовой сфере;

— нравственные нормы взаимоотношения с начальствующим составом.

В свою очередь, общие нравственные ценности поведения государственных служащих можно представить в следующих императивах:

— добросовестно следовать присяге и нравственным требованиям государственного управления;

— доводить до сведения непосредственного руководства все обстоятельства и факты, относящиеся к личности государственного служащего и влияющие на его нравственный авторитет;

— уважать человеческое достоинство, индивидуальность, опыт и деловитость сотрудников, оказывать им необходимую помощь, не перекладывать на них свои ошибки и просчеты, не присваивать себе чужих успехов и заслуг; обязанность своевременно и точно исполнять в границах закона указания и инструкции руководства;

— обстоятельно информировать его обо всех фактах и явлениях, непосредственно связанных с работой; не посвящать третьих лиц в предполагаемые противоречия в области профессиональных компетенций;

— выполняя свои обязанности, соблюдать законность и правовые нормы, совершенствовать профессиональные знания, заниматься самообразованием;

— не принимать подарки (в том числе и его родственникам) от лиц или организаций, официально связанных с ними;

— не становиться членом организации, преследующей запрещенные цели, незаконно действующих политических партий, религиозных сект.

Ряд этих положений получили правовое закрепление в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В настоящее время актуальное значение в профессиональной деятельности государственного служащего приобретает этика достоинства и самоуважения. . Она включает ряд важных компонентов духовного мирагосударственного служащего, на основе которых создается моральный фундамент, активизирующий у него развитие этики в целом.

К таким компонентам можно отнести:

1. Лидерство . Естественно, что лидер, занимающий определенное положение в системе государственной службы (в отличие от лидера, например, какой-либо кампании, заботящегося только о собственных служащих), несет моральные обязательства не только перед своими подчиненными, но и перед обществом. Отсюда весьма важно, что для государственного служащего необходим такой стиль деятельности, который основывается на понимании чувства ответственности за персональные действия, ведущие к стабильности российского общества во всех его сферах.

2. Моральная самооценка. Под ней имеется в виду комплекс последовательных мер, проводящихся органами государственной власти с целью преодоления невысокого уровня этической грамотности своих служащих. Явления коррупции, лоббирования интересов тех или иных корпораций, политическая конъюнктура и другие негативные феномены в жизни различного уровня государственных служащих, зачастую выходящие за пределы закона и нравственности, связаны в значительной степени с отсутствием у таких лиц объективной моральной самооценки. Вот почему моральная самооценка и проблема ее формирования у государственного служащего призывают взвешенно определить степень своих моральных обязательств перед обществом.

3: Смелость. В государственной деятельности важно обладать этим качеством, несмотря на служебное положение звена «подчиненный — начальник». Смелость нужна и в отношениях как с товарищами по службе, так и между чиновниками различного уровня властных полномочий, представителями экспертизы. Смелость необходима как в принятии государственным служащим различного рода ответственных решений, так и доведении их до реализации в жизни: политике, экономике, культуре, социальной сфере.

3. Оптимизм. Это качество государственного служащего, основанное на глубоком знании своей деятельности и принимаемых ответственных решений. Оно дает возможность личности увидеть в сложном, противоречивом общественном развитии (или тех или иных сферах жизни) позитивные перспективы. В случае когда государственный служащий не обладает оптимизмом, не дееспособен и безразличен, возможно наступление апатии и моральной опустошенности, не позволяющих эффективно и целеустремленно служить обществу.

В условиях процесса модернизации российского общества актуальное значение приобретает деятельность представителей государственной власти, основанная на их индивидуально высокой морали. Так, Н. А. Бердяев, отмечая практическую значимость данной проблемы применительно к представителям правой ветви государственной деятельности, писал: «Охрана порядка жизни и чести может быть вручена только рыцарям, а не подонкам общества, из которых вербует полицию современное государство».

Таким образом, права и обязанности государственного служащего определяют не только меру его правовой ответственности, но и пространство, в котором действуют его базовые нравственные ценности, а также источники, питающие этику личности, неотделимую от целей служения России.

_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 5_

УДК 35.07 Н.С. Ефимова*

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия.

125047 Москва, Миусская пл., 9

*е-шаП: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рассмотрена актуальная проблема формирования профессиональной этики в сфере российского государственного и муниципального управления. Приведены результаты эмпирического исследования и определены условия повышения управленческой культуры муниципальной службы.

Ключевые слова: профессиональная этика, этика управления, управленческая культура

Актуальность проблемы формирования профессиональной этики в сфере российского государственного и муниципального управления характеризуется высоким уровнем сложности по причине частого отсутствия четких, непротиворечивых и однозначно интерпретируемых инструкций, регламентирующих права и обязанности государственных и муниципальных служащих. Соблюдение профессиональной этики позволило бы избежать многих конфликтных ситуаций.

Исследования этических основ различных форм и направлений трудовой и профессиональной деятельности представлены в работах А. С. Капто, Ю.В. Согомонова, В.А. Цвыка и др. Ими раскрыты понятия прикладной и профессиональной этики, их специфика и функции, предложена теоретическая и эмпирическая интерпретация основных

профессионально-этических категорий.

В системе социального взаимодействия в коллективе особая роль отводится нормам поведения и культуре взаимоотношений с людьми. Важным их элементом является служебная этика, предписание которой обязательно как для руководителей, так и для подчиненных.

Этика объединяет принципы и нормы морали и нравственности, поведения людей по отношению друг к другу и в обществе.

В работах Г.В. Лазутиной, А.И. Турчинова, Э.А. Уткина обозначена специфика профессиональной морали, проанализирована нравственная мотивация труда. В своих работах авторы используют понятия профессиональной и служебной этики как синонимы.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий,

корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. По

существу понятия профессиональной и служебной этики можно использовать как синонимы, стой лишь разницей, что профессиональная этика относится к определенной профессии, а служебная может объединять людей разных профессий, трудящихся на оном предприятии, учреждении здесь в большей степени мы можем говорить о корпоративной этике.

Остановимся на профессиональной этике госслужащих муниципального управления. В профессиональной этике можно выделить этику межличностных отношений и этику управления. В этике межличностных отношений особое место отводится взаимодействию «подчинённый -руководитель».

Главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Этика управления - это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властно-распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления. Все нормы этики управления можно разделить на две группы: нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями.

Частичная формализация служебной

(профессиональной) этики представлена в «Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». В кодексе подчеркивается необходимость обучения

муниципальных служащих моральным принципам в условиях повышенных общественных ожиданий в отношении эффективности их работы.

Кодекс служебной, профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих России служит целям соблюдения в государственной службе этических норм и правил человеческого общежития, исторически

сложившихся нравственных устоев народов, населяющих территорию Российской Федерации. Он основан на традиции - жить по законам правды и справедливости, выражать сострадание и заботу о людях, проявлять бескорыстное милосердие,

совестливость и скромность, осуществлять саморазвитие чувств социальной справедливости.

Государственная служба строго выстроена по вертикалям деятельности. В этих вертикалях работают люди с различным предшествующим социальным опытом, воспитанные в разных системах профессиональных нравственных норм.

Деятельность в этих вертикалях существенно различается по специфике и характеру труда, по целям деятельности. Особенностью устройства по вертикали является и то, что подчинённость здесь может оказаться для сотрудников даже более важной, чем принадлежность к определённому территориальному органу. Более качественно работники выполняют задания, пришедшие сверху или идущие наверх. В обыденной жизни это значит, что они предпочитают больше заниматься отчётами и т. д., нежели чем, например, заниматься благоустройством своей территории.

Результаты эмпирического исследования в муниципалитетах Москвы (опрошено около 50 сотрудников) показал, что этическую основу профессиональной деятельности муниципального служащего должны составлять следующие этические принципы: честность и объективность при выполнении служебных обязанностей,

профессиональная компетентность, сохранение конфиденциальности информации, активное и заинтересованное участие в решении общественных проблем.

В качестве личностно-профессиональных характеристик муниципального служащего респондентами были отмечены независимость и безупречное поведение в целом и корпоративно-идентификационные (лояльность). В

характеристиках «неэтичного поведения» респондентами были названы пренебрежительное отношение к людям, противоправное в юридическом и обыденном смыслах поведение (взяточничество, вымогательство, раскрытие конфиденциальной информации, использование служебного положение и т. д.).

Н.Г. Чевтаева описала результаты исследования причин «проявляющегося негативного отношения населения к работникам органов государственного и муниципального управления». Респондентами были названы: недостаточная информированность о деятельности чиновников - 38,7%; негативный опыт общения с конкретным чиновником - 35,4%; то, что чиновник руководствуется правилами, а не ожиданиями населения - 27,1%. Большинство государственных и муниципальных служащих вынуждены тратить силы на подготовку отчетов, справок, а также на множество согласований при решении элементарных задач. Исследования обнаруживают, таким образом, внутренние противоречия профессии чиновника: главным требованием в работе является быстрое и безапелляционное реагирование на бюрократические запросы, зачастую не связанные со служебной деятельностью.

Государственными и муниципальными служащими назывались и внешние факторы, объясняющие причины негативного отношения населения к чиновничеству; в частности, на «недостаточное финансирование социальных программ», на что указали 24,4% респондентов. Критичное, даже резкое мнение о своем профессиональном сообществе высказали 23,2% респондентов, указав, что причина недоверия населения кроется в том, что «власть руководствуется только своими интересами». На первом месте стоит проблема коммуникации, взаимодействия населения и власти, обратной связи. На втором месте находятся вопросы организации функционирования государственного аппарата. Современные российские государственные и муниципальные служащие, работающие в рамках заданных им предписаний и норм, четко фиксируют несоответствие между обязательными для них правилами и социальными ожиданиями общества.

Чиновники зачастую просто не умеют себя вести. В существующих актах и нормативах никаких требований по этому поводу не содержится. Между тем, правила поведения и владение основами психотехники играют весьма важную роль при работе с людьми. Поэтому проблема профессиональной этики связана с формированием личностных характеристик государственного служащего.

Формирование личности представляет собой целенаправленный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремится сформировать у его представителей. Углубленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности - одна из важнейших задач психологической науки. Одним из основных психологических условий развития личности является развитие самосознания личности, включающее самопознание (личностных

характеристик), самоотношение (адекватная самооценка), саморегуляцию (уравновешенность, способность регулировать эмоциональное состояние).

Повышение уровня самосознания

государственных служащих при ведущей роли процесса самопознания, способствует

формированию личностно-профессиональных

характеристик.

Каждый второй сотрудник муниципалитетов считают бюрократическую волокиту формой неэтичного поведения муниципального служащего.

Сотрудники муниципалитетов понимают, что требованиями общественности, должностными обязанностями и этическими кодексами не исчерпываются.

Около 70% опрошенных считают, что должен существовать специальный этический кодекс муниципального служащего - как его настольная рабочая книга, прописывающая и регулирующая этические нормы и поведенческие нормативы профессиональной деятельности в целом и во

взаимоотношениях со всеми ее субъектами (в том числе порядок разрешения этических конфликтов).

В государственной службе, в связи с развитием гражданского общества и процессами децентрализации управления, всё время возрастает объём общения в самых разных формах: представительские функции, переговоры, встречи, публичные мероприятия и т.п.

По мере развития гражданского общества доля общения в деятельности госслужащих не просто возрастает и требует от служащего наличия таких качеств, как коммуникабельность, умение слушать.

Профессиональная (служебная) этика государственного служащего помогает

конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Она не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она их приспосабливает в уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего:

Принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности;

Принцип оптимизма (профессионального), т.к. государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, законности и правопорядка;

Принцип патриотизма, труд на благо своего Отечества основан на любви к Родине;

Принцип толерантности включает в себя конструктивное отношение людям разной национальности.

Построение демократического правового социального федеративного государства требует

создания адекватной системы государственной службы, формирования высококомпетентного, нравственного персонала аппарата государственного управления.

В связи с этим все большее значение приобретает профессиональная этика, нравственная культура государственных служащих, должностных лиц и руководителей органов государственной власти.

Российская муниципальная служба прошла длительный путь развития, отражая в своей нынешней структурной и функциональной конструкции не только идеалы и нормы рациональной организации труда, но и доминирующие ценности общества и личностные предпочтения своих сотрудников.

Эффективность работы муниципальных служащих определяется не только их профессиональными знаниями и практическим опытом, но и соблюдением определенных этических норм, таких как честность, бескорыстность, независимость, неподкупность, искренняя заинтересованность в решении проблем местных сообществ и в реализации инициатив граждан и др.

Как показали результаты анкетирования, основой профессионализма муниципального служащего составляют честность и объективность (при выполнении служебных обязанностей),

порядочность, профессиональная компетентность, сохранение конфиденциальности информации и активное и заинтересованное участие в решении общественных проблем.

Обладание таковыми будет способствовать повышению управленческой культуры

муниципальной службы, росту доверия населения к институту местного самоуправления и представителям иных уровней и ветвей российской властной иерархии.

Ефимова Наталия Сергеевна к.пс.н. доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Скворцова В.Н. Профессиональная этика. Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 180 с.

2. Субботина Л.Ю., Ефимова Н.С. Характеристики личности как детерминанты опасного/безопасного поведения // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 59-63.

3. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих российской федерации и муниципальных служащих. // https://11.mvd.ru/Dejatelnost/Sluzhba.

4. Чевтаева Н.Г. Социология чиновничества в России: дореволюционное наследие и современность Мир России. 2009. № 3. С.85-113

Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow *e-mail: [email protected]

PROFESSIONAL ETHICS OF CIVIL SERVANTS OF THE MUNICIPAL ADMINISTRATION

We consider the actual problem of formation of professional ethics in the sphere of state and municipal management. The results of the empirical study and the conditions for improving the management culture of community service.

Key words: professional ethics, ethics management, management culture.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином