Что представляет собой бюджетно налоговая политика. Бюджетно-налоговая политика - понятие и виды. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Налоги и расходы государства являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменения государственныхрасходов и налогов. Целями фискальной политики выступают: сглаживание колебаний экономического цикла; стабилизация темпов экономического роста; достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции. Различают два типа фискальной политики - дискреционную, или активную , и автоматическую, или пассивную . Дискреционная политика основана на манипулировании правительством государственными расходами и налогами. Рост государственных расходов, и (или) снижение налогов соответствует экспансионистской (стимулирующей) фискальной политики, снижение государственных расходов и (или) повышение налогов - контрактивной (сдерживающей) фискальной политике.

Автоматическая - это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся как бы автоматически. Ее инструменты - встроенные стабилизаторы. В качестве такового, в частности, выступает прогрессивная шкала налогообложения. Во время подъема экономики благодаря автоматической фискальной политике располагаемый доход населения и нераспределенна я прибыль фирм растут медленнее, чем НД, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов.

Доходы неналоговые - доходы, перечисляемые в бюджет, не связанные с налогами. В соответствии с бюджетной классификацией РФ к неналоговым доходам относят:

· доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций

· доходы от продажи земли и нематериальных активов

· поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников

· административные платежи и сборы

· штрафные санкции, возмещение ущерба

Фискальная политика играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако как и автоматическая, так и дискреционная не могут устранить циклических колебаний. Как та, так и другая могут ограничить размах и глубину колебаний, существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции.

Второй аспект финансовой политики - бюджетная политика, или бюджетирование. Это процесс регулирования для достижения бюджетного равновесия. При равенстве расходов и доходов имеет место баланс бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных стран сводятся с дефицитом. Однозначного мнения о влиянии дефицита госбюджета у экономистов не сложилось. Более того, представители кейнсианства утверждают, что умеренный бюджетный дефицит - это благо, поскольку он дает возможность увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов.



Поэтому при выработке бюджетной политики необходимо определить, следствием чего является дефицит. Циклический дефицит является результатом циклического падения производства и выступает негативным явлением для экономики, так как свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, возникающий в результате сознательно проводимой правительством фискальной политики с целью предотвращения спадов производства, может сыграть положительную роль в стабилизации экономики.

Проблемой бюджетной политики выступает выбор метода покрытия бюджетного дефицита. Основными методами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов . Эмиссия кредитных денег маложелательна, так как она увеличивает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, что усиливает нестабильность экономики.

Под эмиссией же понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы , находящейся в обороте. Существует эмиссия безналичных и наличных денег (последняя и называется эмиссией денег в обращение). Понятия «выпуск денег » и « эмиссия денег » - неравнозначны . Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Однако одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться.

Государственным называется заём, по которому заёмщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем - гражданин или юридическое лицо.Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Предпочтительным вариантом покрытия дефицита является выпуск государственных займов.

Элементом бюджетной политики является управление государственным долгом. Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов государственных бюджетов, накопленная за все время существования страны . Управление государственным долгом является важным вследствие его отрицательного влияния на экономику. Увеличиваются расходы по его обслуживанию, что вызывает в свою очередь рост налогов и снижение деловой активности. Например, общая сумма расходов федерального бюджета России по обслуживанию государственного долга в 1995 г. составила 25% расходов бюджета.

В силу того, что бюджетные дефициты, как показано, выше порождают серьезные проблемы для экономики, правительства большинства западных стран в настоящее время перешли от политики бюджетного финансирования к сокращению государственных расходов и изменению налоговой политики. Переход от подоходного налога к налогам на потребление, от пропорциональных к прогрессивным ставкам стимулирует увеличение накоплений, сбережений, идущих на инвестирование. Сокращение государственных расходов проводится в основном за счет экономических, и прежде всего социальных ассигнований. Пропорциональный или плоский налог. Налоги, которые взимаются по единой ставке при любом размере дохода. Величина платежа пропорциональна сумме дохода. Возможно, более эффективным способом заставить богатых платить налоги будет введение налогов на расходыПримечание: СУБСИДИЯ (лат. subsidium - помощи-средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Одно из средств (методов) бюджетного регулирования.

СУБСИДИЯ (лат. subsidium- помощь. поддержка) - один из методов бюджетного регулирования: сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие в этом нижестоящих бюджетов. С. стали использоваться с целью финансирования тех программ и мероприятий, которые были невыгодны частному капиталу, а также для поддержания частного предпринимательства в целом , что является одной из форм государственного воздействия на развитие экономики. Различают прямые и косвенные С. С помощью прямых С. государство стимулирует капитальные вложения в отраслях. которые недостаточно прибыльны, но необходимы для экономики страны в целом , а также фундаментальные научные исследования, конструкторские работы, переподготовку кадров и др. В условиях хронического дефицита местных бюджетов субсидии становятся важным методом формирования их доходов . После второй мировой войны большое развитие получили внешние С. ведущих капиталистических государств другим странам Западной Европы по плану Маршалла. Государственное субсидирование производства осуществляется, как правило, в косвенных формах путем предоставления налоговых освобождений и льгот, установления твердых и периодически пересматриваемых цен на различную продукцию, на товары первой необходимости и коммунальные услуги введения бесплатного медицинского обслуживания, образования и т.п.

Прогрессивное налогообложение: “за” и “против”

Насколько эффективным оказался налог с плоской шкалой и не пора ли заменить его прогрессивным налогом? Об этом размышляли участники круглого стола на тему: "Нужно ли в России вводить прогрессивное налогообложение?", состоявшегося в РИА "Новости" 15 апреля 2010 г. Каковы же итоги этого обсуждения?

В феврале в Госдуму был представлен законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Действующий в настоящий момент в России подоходный налог с плоской 13-процентной ставкой был введен в 2001 году. Тог дашний президент Владимир Путин пообещал, что в таком виде налог просуществует десять лет. Насколько эффективным оказался налог с плоской шкалой и не пора ли заменить его прогрессивным налогом, - об этом размышляли участники круглого стола на тему: "Нужно ли в России вводить прогрессивное налогообложение?", состоявшегося в РИА "Новости" 15 апреля 2010 г.

Сегодня в России 1% населения получает около 40% всех доходов. Для сравнения: в США доля 5% наиболее богатых домохозяйств в национальном доходе составляет всего 21%. На 1% самых богатых людей в США приходится 8% национального дохода. Таким образом, в России степень неравенства в 5-10 раз выше, чем в США.

август 2011. Внесен законопроект в Думу.

Согласно законопроекту ставка налога будет зависеть от годового уровня дохода налогоплательщика:

До 120 000 руб. - ставка 10%;

От 120 001 до 500 000 рублей - 12 000 рублей + 15% с суммы, превышающей 120 000 руб.;

От 500 001 до 1 100 000 руб. - 69 000 руб. + 25% суммы, превышающей 500 000 руб.;

От 1 100 001 до 2 900 000 руб. - 219 000 руб. + 35% с суммы, превышающей 1 100 000 руб.;

Свыше 2 900 000 руб. - 849 000 руб. + 45% с суммы, превышающей 2 900 000 руб.

Граждан, доход которых окажется ниже прожиточного минимума, который действует в регионе, законодатели предлагают освободить от уплаты НДФЛ.

Как уже сообщало ИА "Амител" , в прошлом году в Госдуму вносились два законопроекта о прогрессивной шкале НДФЛ, но депутаты их не приняли."

2.Финансирование социальной сферы из Консолидированного бюджета

Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета; бюджетов 89 субъектов Российской Федерации; местных бюджетов. Особое место в финансировании социальной сферы играют внебюджетные социально-страховые социальные фонды.

Бюджетный кодекс РФ определил трехуровневую бюджетную систему , отдельно вынеся категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов.

Федеральный бюджет России разрабатывается на основе анализа развития экономики. Основные провозглашенные приоритеты этого бюджета - снижение налогового бремени и увеличение социальной направленности бюджета. Однако анализ структуры расходной части федерального бюджета доказывает, что по сравнению с другими статьями социальный приоритет выражен недостаточно. Так, расходы на госуправление, правоохранительную деятельность, национальную оборону из федерального бюджета составляют в среднем свыше трети всех расходов , ещё треть идет на обслуживание и частично погашение государственного внешнего долга, а на все остальные цели, в том числе социальную политику, помощь бюджетам других уровней и т.д. направляется всего лишь оставшаяся треть .

Бюджеты субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций , отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Местные финансы. Государственные финансы дополнены категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодек­сом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах. Кодексом закреплена основная бюджетная пропорция между федеральным и субфедеральными бюджетами по доходам как 50:50.

Развитие процессов бюджетного федерализма , перераспределения властных полномочий между Центром и регионами, приводит к тому, что все более важную роль в финансировании социальных программ играют бюджеты субъектов РФ . Они в настоящее время финансируют все, что относится к жизнеобеспечению населения на территории. В настоящее время это бюджеты выживания для слабо защищенных слоев населения. Территориальные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленнос ть, чем федеральный бюджет. Они финансируют в среднем около 70% расходов на социально-культурные мероприятия.

Бюджетный дефицит - сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы.

Государственный долг - сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам (внутренний и внешний гос. долг соответственно).

Эти два понятия являются тесно взаимосвязанными - дефицит может покрываться за счет увеличения долга, долг может гаситься за счет увеличения дефицита. Следовательно, нужна какая-то балансировка между ними.

Концепции балансировки:

Ежегодное балансирование

Балансирование в ходе экономических циклов

Функциональных финансов

Ежегодное балансирование - малоэффективно , т.к. экономические процессы идут в своем темпе и явно не попадают по времени в ежегодный цикл. Балансирование в ходе эк. циклов - уже лучше, гос-во следит за циклами и проводит антициклические меры, балансируя бюджет; проблема - в неравномерности чередования периодов спада и подъема экономики. Концепция функциональных финансов предлагает государству заботиться не о балансировке бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики в целом, что, в конечнорм итоге, приводит к автоматической балансировке; работает такой подход, в основном, в эконормически развитых странах. На практике применяются все три концепции вместе.

В целом, невозможно полностью избавиться ни от дефицита, ни от долга, но это и не надо, т.к. в умеренных количествах они оказываются стимулирующее воздействие на экономику. Однако при превышении определенных границ начинаются проблемы: снижение экономической активности, инфляция, безработица и др.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) - политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста ;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

Выделяют два вида фискальной политики:

1) стимулирующую

2) сдерживающую.

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно.


Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики»(чрезмерное финансирование экономического роста, "перекредитование", избыточное вложение государственных средств в экономику, угрожающее чрезмерным дефицитом государственного бюджета и инфляцией).

В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую .

Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия . Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.

Если обратить внимание на Конституцию РФ, то можно сказать, что в нашей стране, как правило, проводится правительством, поскольку это входит в его обязанности. Ее осуществление проходит на различных уровнях.

Государственный бюджет - это форма собираемых с населения и расходуемых на государственные нужды средств, получение которых в основном происходит за счет налогов и сборов с имущества граждан и прибыли предприятий. С помощью данных денежных средств происходит финансирование судов, армии, местного самоуправления и так далее. Это так называемый план государства, который составляется на целый год и имеет такую же силу, как и закон. Он предполагает выполнение трех функций:

1) Стабилизация. Ее предназначение заключается в проведении

2) Перераспределение. То есть доход, получаемый государством, распределяется в интересах всего общества.

3) Аллокация. Задача данной функции в том, чтобы создать финансовую базу для государства по производству общественных благ.

Большую часть бюджета любого государства составляют налоговые сборы с населения. Поэтому бюджетно-налоговая политика является важной составляющей при осуществлении нормального функционирования органов государства. Она включает в себя целую систему методов и правовых норм, связанных с управлением налогообложения. Основными элементами всех являются виды налогов и, конечно же, принципы их начисления. С их помощью происходит финансирование всего государства.

Налоговые льготы - это самый важный инструмент, который содержит бюджетно-налоговая политика. Поскольку именно с их помощью осуществляется воздействие на экономику. Оно играет важную роль, так как государство, таким образом, может осуществлять, например, стимулирование деятельности предприятий, чтоспособствует экономическому росту. А это и является задачей каждого государства.

Налогово-бюджетная политика - это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.

Важным инструментом макроэкономического регулирования является налогово-бюджетная политика государства.

Н-Б политика включает фискальную (в области налогообложения и регулирования структуры гос. расходов с целью воздействовать на экономику), бюджетную (в области регулирования бюджета; ключевое звено экон. политики) политику и финансовые программы

Бюджетно-налоговая (налоговая=фискальная) политика является частью финансовой политики - совокупности финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы; воздействие государства на ур-нь деловой активности посредством изменения гос-х расходов и налогообложения. Бюджетно-налоговая политика- это такая политика, которая направлена на стабилизацию эк-ки с помощью гос. бюджета и налоговой системы. От качества федерального бюджета, от уровня собираемости налогов зависят инвестиционные возможности гос-ва, уровень соц. защиты граждан, предпринимательская активность, взаимоотношения РФ с другими странами и в целом результативность всей внутренней и внешней политики гос-ва.

Бюджетно-налоговая политика представляет собой совокупность мер правительства по изменению гос. расходов, налогообложения и состояния гос. бюджета, направленных на обеспечение полной занятости и инфляционного роста ВВП.

Государственный бюджет - важн. элемент НБП. Это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспеения задачи функций государства и местного СУ. Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разных уровней наз-ся налогово-бюджетным федерализмом. В Российской статистике испол-ся пон-е консолидированный бюджет(складывается из федерал., регионал. и местных бюджетов). Дефицит (профицит) гос-го бюджета опр-ся как разница между доходами и расходами. Дефицит (профицит) измер-ся в %-м отн-ии к ВВП. С 2000 г. в России профицит.

Различают первичный (общий дефицит, уменьшенный на сумму %-х выплат по гос. долгу) и общий дефицит (профицит) гос. бюджета.

В макроэконом. теории рассм-т 3 вида дефицита гос. бюджета: 1)фактический - отрицат-ая разница между фактическими доходами /расходами гос. бюджета; 2)структурный - разница м/д доходами/расходами, расчитаная для ур-я ВВП, соотв-щего полной занятости; 3)циклический - разница м/д фактическим и структурным дефицитом гос.бюджета, пред-т собой следствие колебания экон. активности в ходе делового цикла.

Эконом. теория рассм-т 2 осн. способа финансирования бюджетного дефицита: 1. выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования; 2. займы внутренние и/или внешние (неэмиссионный способ финансирования).

Налоговая политика - система мер, проводимых гос-вом в области налогов и налогообложения. НП выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Фискальная политика является одним из четырех основных макроэкономических инструментов и опирается на способность правительственных закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на национальный доход и реальный ВНП.

Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название Кривой Лаффера .

КРИВАЯ ЛАФФЕРА - кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимум

Фискальная политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная (гибкая) НБП - это сознательное регулирование государственных расходов и уровня налогообложения с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост (с целью воздействия на ур-нь экон. активности). Инструменты ДФП: изменения в законах о ставках налогов , в законах о правительственных программах расходов на социальные нужды , изменения программ обществ-х работ . Но этот процесс - медленный, что снижает эффективность дискреционной фискальной политики. Гос - во в период подъема использует сдерживающую Ф. политику (расходы <, налоги > или и то и др. вместе), в фазе спада гос-во проводит стимулирующую Ф. пол-ку, т.е. наоборот.

Недискреционная (негибкая, автоматическая) НБП - это автоматич. изм-я в уровне налоговых поступлений независимо от принятий решений органами власти. Эта политика явл-ся рез-ом действия автоматич-х, или встроенных стабилизаторов, т.е. мех-ов, к-ые уменьшают реакцию реал. ВВП на изм-е совокупного спроса. Автоматические стабилизаторы применяются правительством автоматически, что предусмотрено законами и встроено в расходную часть бюджета. Основой для таких действий является лишь наличие рецессионного или инфляционного резерва.

Имеются 3 основных «встроенных» стабилизатора:

  • 1) пособие по безработице - во время спада дефицитное деноминирование пособий помогает преодолеть спад; во время подъемов излишки в бюджете сокращают спрос и помогают преодолеть инфляционный разрыв.
  • 2) налоги на прибыль корпораций - падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета; увеличение - сокращает дефицит.
  • 3) прогрессивный подоходный налог - налоговые поступления будут падать во время спада, и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.

Типы фискальной политики (ФП):

1. расширительная ФП осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок,

что, как известно, ведет к увеличению бюджетного дефицита.

  • 2. ограничительная ФП основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок. Этот тип фискальной политики применяется для преодоления инфляционных расходов.
  • 3. антициклическая ФП состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Этот тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны : нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга.

В результате государственных займов формируется государственный долг - это сумма накопленных в стране за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов.

Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Внешний долг (из МВФ, например, займы) ложится тяжелым грузом на страну, внутренний (то, что гос-во берет взаймы для финансирования дефицита гос. бюджета внтури страны (у фирм, у населения))- приводит к перераспределению доходов среди населения страны.

Показатель совокупного долга (внутр. и внеш.) не должен превышать 60% ВВП, дефицит бюджета - 3%.

Отказ гос-ва обслуживать и погашать свои обязательства означает суверенный дефолт (банкротство гос-ва).

Критическими или пороговыми для внеш. займов явл-ся след. показатели : отношение внеш. долга к ВВП не выше 80%; долг по отн. к экспорту - не более 200%; отн. стоимоть обслуживания внеш, долга по отн-ю к экспорту - не более 15-20%.

8.1 Бюджетно-налоговая политика и ее виды

Экономическую основу функционирования современного государства составляют огромные денежные средства, взимаемые с хозяйствующих субъектов в виде налогов и перераспределяемые через государственный бюджет. Политика регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной, оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями - борьбой с инфляцией, сглаживанием циклических колебаний экономики и др. Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода государственными расходами, трансфертными выплатами и налогообложением.

Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: налоговая политика формирует его доходную часть, а политика государственных расходов - расходную. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.

Фискальная политика подразделяется на недискреционную политику (политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства, и дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики принятием мер по регулированию своих доходов и расходов.

Дискреционная фискальная политика бывает двух видов - фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни увеличением совокупного спроса, государственных расходов и (или) снижения налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.

Другой вид фискальной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией, или ограничительной политикой. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.

При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними хозяйствами и предприятиями), ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведет к сокращению частных инвестиций. А это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

Такая политика может оказаться эффективной, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на объем национального производства правительство должно учитывать:

1) действие трех мультипликаторов (налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета);

2) эффект Лаффера;

3) кривую Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно сопровождается ростом безработицы.

В модели Дж.М. Кейнса в качестве основного средства макроэкономического регулирования, достижения стабильности экономики и роста занятости выступают государственные расходы. Важную роль играет концепция мультипликатора (множителя). В макроэкономической теории известно несколько типов мультипликаторов: мультипликатор расходов, денежный, налоговый мультипликаторы. Последний множит, усиливает спрос в результате воздействия налогов на равновесный объем чистый внутренний продукт (ЧВП). Изменение налогов (повышение или понижение) непосредственно влияет на потребление. Налоги хотя и обладают мультипликационным эффектом, но их воздействие на равновесный объем производства сказывается опосредованно через потребление. Графически эффект налогового мультипликатора изображен на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Налоговый мультипликатор

В кейнсианской модели «доходы - расходы» уменьшение налогов на ДГ увеличивает планируемые расходы на МРС х ДТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 (на величину, равную ΔY).


Таким образом, налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится объем национального производства при снижении суммы налогов на один рубль. И наоборот, насколько снизится объем национального производства при росте суммы налогов на один дополнительный рубль.

Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для принятия и реализации ее мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться и принятые решения могут оказаться бесполезными или даже вредными.

Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной политики, или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Автоматический (встроенный) стабилизатор - это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Обычно применяется два таких стабилизатора: прогрессивная ставка налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы «включаются» без непосредственного вмешательства регулирующих органов , в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.

Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику. На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что с совокупности оживляет экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента . Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования