Александро невский собор таллин. Описание Александро-Невского собора в г. Таллин. Позднейшая история и современность

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Собор Александра Невского построен в 1900 г. - по эстонскому преданию, на месте могилы национального героя Калевипоэга. По этой причине храм собирались взорвать в 1924 г., в период первой независимости Эстонии, но всё же одумались.

Сейчас - Кафедральный православный собор Таллина.



30 августа 1893 года состоялось торжественное освящение места для будущего храма, на церемонию из Пюхтицкого монастыря была доставлена чудотворная икона Успения Божией Матери.

Проект собора был заказан у специалиста по церковным постройкам академика архитектуры Михаила Тимофеевича Преображенского, члена Санкт-Петербургской Академии художеств.

20 августа 1895 года состоялась торжественная церемония освящения закладки храма, а 2 ноября 1897 года, благодаря стараниям главного подрядчика, купца 1-й гильдии, Ивана Дмитриевича Гордеева, на соборе были торжественно установлены железные позолоченные кресты. Позолота глав собора произведена в течение лета 1898 года позолотных дел мастером купцом 2-й гильдии Петром Семёновичем Абросимовым. Колокола для собора были изготовлены на колокольном заводе купца Василия Михайловича Орлова в Санкт-Петербурге.

Уникальный звон собора составляет 11 колоколов. Торжество освящения и поднятия колоколов состоялось 7 июня 1898 года. Первоначально проект собора предусматривал установку мраморного иконостаса, но в ходе строительства было решено заменить его золочёным деревянным. Работа была поручена П.С. Абросимову.

Иконы были написаны в мастерской академика живописи Александра Никандровича Новоскольцева. По его же эскизам петербургским мастером Эмилем Карловичем Штейнке сделаны витражи, установленные в алтарных окнах главного придела. Пятиглавый трёхпрестольный храм, вмещающий 1500 человек, был выполнен по образцу московских храмов XVII века. Фасады собора украшены мозаичными панно работы академика архитектуры А.Н. Фролова.

Торжественное освящение собора было совершено 30 апреля 1900 года епископом Рижским и Митавским Агафангелом. В освящении участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, Ревельского собора Протоиерей С. И. Попов, Ревельского Собора Священник К.А. Тизик, который в этом же году по поручению Строительного Комитета написал брошюру «Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде».

Северный придел был освящён во имя великого князя равноапостольного Владимира, а южный - во имя преподобного Сергия Радонежского.

После революции 1917 года в начале 1920-х годов в обретшей независимость Эстонии был начат сбор средств на снос собора как «памятника русского насилия». В конце 1928 года в Государственное Собрание был внесён законопроект о сносе Александро-Невского собора. Однако с помощью мировой православной общественности храм удалось отстоять.

В период фашистской оккупации собор был закрыт, а на повестку дня вновь встал вопрос о его сносе.

В послевоенные годы, в составе СССР, собор вновь оказался под угрозой. В начале 1960-х годов от перестройки под планетарий его спас молодой епископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), будущий патриарх Московский и всея Руси.

В 1999 году в знак особого покровительства Таллинскому кафедральному собору был дан статус ставропигиального, т.е. храма, напрямую подчинённого патриарху Московскому и всея Руси.



Таллиннский кафедральный собор представляет собой пятиглавый крестово-купольный храм. План храма очень интересен. Центральный купол собора возвышается на высоком барабане и открыт в интерьер, под малыми главами размещаются звонницы. Звонницы объединены обходной галереей, лестницы для подъема в них «спрятаны» в мощных столпах. Основания колоколен-звонниц декорированы двумя ярусами кокошников. Четыре ризалита основного объема завершаются трехчастыми фронтонами с мозаичными панно. Притвор собора решен в виде одноэтажной крытой паперти на всю ширину здания. Три входа (западный, южный и северный) оформлены одинаковыми монументальными лестницами-всходами на крытое крыльцо. Каждое крыльцо завершается фронтоном в виде кокошника, в центре которого находится мозаичное панно - икона. Главный западный вход акцентирован в интерьере перспективным порталом в русском стиле.

В храме три престола, боковые приделы расположены по сторонам главного алтаря, за которым устроена обходная галерея. Апсиды алтарей возвышаются над низким объемом галереи.



Все три иконостаса и четыре киота изготовлены по рисункам самого М.Т.Преображенского; работу выполнил мастер С.Абросимов, золотивший купола. Главный придел собора освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского, правый придел - во имя прп. Сергия Радонежского, а левый - во имя св. равноапостольного князя Владимира. Иконы для иконостаса и четырех киотов были написаны на цинковых и медных досках в санкт-петербургской мастерской академика А.Н.Новоскольцева. Иконы следующие:

В иконостасе главного придела в нижнем ярусе - иконы Спасителя, Богоматери, Архангела Михаила, Архангела Гавриила, Александра Невского и Гавриила Псковскаго. Пред правым клиросом - иконы Исидора Юрьевскаго и Сергия Радонежскаго. Пред левым клиросом - иконы св. княгини Ольги и св. князя Владимира. Над царскими вратами - Тайная вечеря. В верхнем ярусе - Спаситель на престоле, 6 икон 12-ти апостолов.

В иконостасе правого придела - иконы Спасителя, Богоматери, направо Архидиакона Филиппа, налево Архидиакона Никанора. Над царскими вратами -Тайная вечеря.

В иконостасе левого придела - иконы Спасителя, Богоматери, направо Архидиакона Стефана, налево Архидиакона Лаврентия. Над царскими вратами - Тайная вечеря.

В киотах у правых колонн - иконы св. великомученицы Екатерины и свт. Николая Чудотворца. В киотах у левых колонн - Казанская икона Божией Матери и икона святых празднуемых 17-го октября. По старинной традиции все новые храмы, освещавшиеся именем небесного покровителя кого-либо из Российских императоров, получали в подарок от Царствующего дома икону. В Ревельский собор Александра Невского была пожертвована икона в честь пророка Осии, преподобного мученика Андрея Критского и других святых, память которых празднуется 17 октября. Выбор иконы не случаен, так как именно 17 октября 1888 года в железнодорожном крушении царского поезда у станции Борки чудесным образом не пострадали император Александр III и его семья.

Иконы за клиросами: за правым - Вселенских святителей: Василия Великаго, Григория Богословаи, Иоанна Златоуста и за левым - угодников Павла, Димитрия и Иоанна.

Запрестольный образ главного придела - Таинство Евхаристии- был написан на линолеуме художником М.М.Васильевым по образцу мозаичного изображения 11 века, находящегося в главном алтаре киевского Софийского собора.

Изображения четырех Евангелистов на парусах центрального купола созданы художником А.П.Блазновым. Внутренние стены храма расписал по эскизам М.Т.Преображенского Г.П.Прокофьев.

По эскизам А.Н.Новоскольцева в окнах алтарной апсиды установили витражи с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Фасады собора украсили большими мозаичными панно работы архитектора-академика А.Н. Фролова. Над главным входом водружен образ Знамения Пресвятой Богородицы и выше - Нерукотворного Спаса, над южным входом помещено изображение св. благоверного князя Александра Невского и выше, в кокошнике - прп. Сергия Радонежского и св. равноапостольного князя Владимира, над северным входом возвышается образ свт. Николая Чудотворца и в кокошнике - лики св. князя Всеволода Псковского и смч. Исидора Юрьевского. Фасадные мозаики собора до сих пор остаются уникальными для всей архитектуры Эстонии как по своим масштабам, так и по мастерству исполнения.

Бронзовые позолоченные паникадила в боковых приделах собора устроены по образцу петровского паникадила придворной церкви Спаса на Бору в Московском Кремле.

По обеим сторонам от главного входа, на стенах были укреплены две мраморные памятные доски - одна о постройке храма и другая об его освящении. Позднее, там же появились таблички в память о воинах и моряках, погибших в разных сражениях и катастрофах.

  • Адрес: Lossi plats 10, 10130 Tallinn, Эстония;
  • Открытие: 1900 г.;
  • Архитектурный стиль: Псевдорусский стиль;
  • Телефон: +372 644 3484;
  • Сайт: tallinnanevskikatedraal.eu;
  • Архитектор: Михаил Тимофеевич Преображенский.

Соборов, посвященных великому полководцу, Александру Невскому, на территории бывшей Российской империи очень много. Один из самых известных и величественных находится в столице . Храм считается довольно молодым, на его счету только один солидный юбилей – 100 лет, который праздновали в 2000 году.

Собор Александра Невского - описание

Строительству нового собора в способствовал активный рост православного населения. Небольшая Преображенская церковь уже не могла вместить всех прихожан. Инициатором сбора пожертвований на новый храм стал князь Сергей Шаховской. Вначале деньги сдавали не охотно, но ситуация резко изменилась после одного события – чудесного спасения в железнодорожной катастрофе царя Александра ІІІ. В октябре 1888 года государь возвращался из Крыма. Вдруг поезд резко сошел с рельс. Крыша вагона, в котором ехала царская семья, начала проваливаться. Но царь не растерялся, мужественно подпер ее плечами и держал до тех пор, пока наружу не выберутся все члены его семьи и прислуга. В той страшной аварии погибло более 20 человек, около 50 получили увечья. Православные посчитали это священным знаком. Они были убеждены, что святой покровитель царя спас тогда его семью. Поэтому новый собор было решено назвать в честь Александра Невского. После этого деньги на храм стали собираться намного активней. Общая сумма пожертвований составила почти 435 тысячи рублей.


В 1893 году на площади перед губернаторским дворцом было торжественно освящено место для будущей церкви. В знак этого здесь был установлен большой деревянный крест высотой 12 сажень и дан салют. Создание проекта поручили академику Михаилу Преображенскому. Глядя на фото собора Александра Невского в Таллинне, нельзя не заметить, как сильно он выделяется на фоне окружающих городских построек, которые выполнены в основном в готическом стиле. Его изящные луковичные купола стали ярким архитектурным акцентом в общей панораме города.


В апреле 1900 года двери нового православного храма распахнулись для прихожан. Сегодня он представляет собой грандиозный пример православной сакральной архитектуры Таллина.

Собор Александра Невского украшают расписные мозаичные панно, внутренне убранство поражает своей красотой и величием. В церкви находится три золоченных деревянных иконостаса и четыре киота. Все они выполнены тем же мастером, который золотил купола храма – С. Абросимовым. Основой для работы служили эскизы главного проектировщика собора – Михаила Преображенского.

Здесь также собран самый мощный колокольный ансамбль в Таллине, состоящий из 11 колоколов, включая самый большой колокол в столице весом в 15 тонн.

Информация для туристов
  • собор Александра Невского в Таллинне открыт ежедневно с 8:00 до 19:00;
  • вход в храм бесплатный;
  • начало утренней литургии: в 8:30 (с понедельника по пятницу), в 9:00 (по выходным);
  • основной язык богослужения – русский;
  • на эстонском языке проводятся литургии по субботам (начало в 11:00);
  • лучше не посещать собор Александра Невского с 10:00 до 12:00 (в это время здесь обычно проходят крестильные обряды);
  • в храм нельзя приходить в открытой или вызывающей одежде (шортах, майках, коротких юбках);
  • женщинам перед входом в собор следует накрыть голову;
  • в сувенирной лавке можно приобрести иконы, календари, молитвословы, свечи и другие христианские атрибуты;
  • возле второй церковной двери есть специальный ящик для пожертвований.

Где находится собор Александра Невского?

Храм расположен на площади Lossi (Свободы) 10. Если вы приехали в на поезде, то дойти от вокзала до этой церкви вы сможете пешком за 15 минут.

Удобно добираться со стороны бульвара Тоомпуйесте. Пройдя от церкви Каарли по улице Тоомпеа вверх, вы упретесь в собор Александра Невского, который расположен напротив .

Есть еще один вариант – подойти со стороны площади Свободы. Пройдя лестницу, которая находится за «стеклянным крестом» и двигаясь дальше вдоль , вы дойдете до улицы Тоомпеа. Дальше маршрут вам известен – вверх до конца.

Московский стиль Автор проекта Михаил Преображенский Строительство - годы Статус Действующий, кафедральный Сайт Координаты : 59°26′09″ с. ш. 24°44′22″ в. д.  /  59.43583° с. ш. 24.73944° в. д.  / 59.43583; 24.73944 (G) (Я)

Собо́р Алекса́ндра Не́вского в Таллине - ставропигиальный кафедральный православный соборный храм в ведении Эстонской православной церкви Московского патриархата (с мая 1945). Находится в Таллине , на возвышении Тоомпеа (Вышгороде), в народе прозванном могилой Калевипоэга .

История

Возведён к 1900 году в память о чудесном спасении императора Александра III в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года . Из восьми предложенных вариантов для возведения собора наилучшим местом оказалась площадь перед губернаторским дворцом (ныне здание парламента).

19 февраля 1887 года православное духовенство Ревеля подало Эстляндскому губернатору князю Сергею Владимировичу Шаховскому докладную записку, которая объясняла необходимость строительства нового собора. Синод признал строительство нового храма действительно необходимым и ассигновал 60 000 рублей. По ходатайству губернатора, 2 апреля 1888 года было дано императором Александром III разрешение на сбор пожертвований в пределах Российской империи .

Основные проблемы и непредвиденные затраты появились у комитета по постройке нового собора при решении вопроса о выборе места. Вопрос этот обсуждался с апреля 1888 по середину 1892 года. Комитету было предложено восемь вариантов, наиболее подходящим оказалась площадь перед губернаторским дворцом (ныне здание парламента Эстонии)

20 августа 1895 года Высокопреосвященнейшим Арсением , Архиепископом Рижским и Митавским было проведено торжественное освящение закладки собора. Двумя годами позднее, 2 ноября 1897 года, благодаря усилиям главного подрядчика, купца первой гильдии Ивана Дмитриевича Гордеева, на купола собора были торжественно установлены железные позолоченные кресты.

Позолота куполов храма проведена в середине 1898 года мастером и купцом второй гильдии Петром Семёновичем Абросимовым. Колокола для нового храма были выполнены на колокольном заводе купца Василия Михайловича Орлова в столице Российской империи - Санкт-Петербурге . Полное их число составило - одиннадцать колоколов. Мероприятие по освящению и установке колоколов состоялось 7 июня 1898 года. Изначально проект нового храма предусматривал установку мраморного иконостаса , однако в процессе строительства собора, было принято решение о замене его позолоченным деревянным. Эта работа была поручена Петру Абросимову. Иконы были написаны в мастерской академика живописи Александра Никаноровича Новоскольцева. По его же проектам петербургским мастером Эмилем Карловичем Штейнке были изготовлены витражи , который затем были установлены в окнах алтаря. Пятиглавый трёхпрестольный собор, рассчитанный на 1500 человек, построен по образцу московских храмов XVII века. Фасады собора украшены мозаичными панно , выполненными в мозаичной мастерской Александра Никитича Фролова в Санкт - Петербурге.

Храм был торжественно освящён 30 апреля 1900 года Преосвященным Агафангелом (Преображенским) , епископом Рижским и Митавским; в освящении участвовал о. Иоанн Кронштадтский . В новый собор перешёл русский приход из Преображенского собора; последний же был передан этнической эстонской общине. Первым настоятелем был протоиерей Алексей Аристов .

31 декабря 1917 года (ст. ст.) в соборе состоялась архиерейская хиротония архимандрита Платона (Кульбуша) во епископа Ревельского, которую возглавил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) .

По идейно-политическим соображениям власти собирались снести храм в 1928 году, в период первой независимости Эстонии. Активным защитником собора был предстоятель Эстонской Апостольской Православной Церкви митрополит Александр (Паулус) , который в 1936 году перенёс сюда свою кафедру из Преображенского собора . В конце 1936 года настоятелем собора стал протоиерей Н. Пятс, брат президента Эстонской Республики К. Пятса .

В период нахождения Эстонии в составе Рейхскомиссариата Остланд Германской империи храм был закрыт.

3 сентября 1961 года в соборе состоялась архиерейская хиротония архимандрита Алексия (Ридигера) , которую возглавил Архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) .

В начале 1960-х годов власти планировали перестроить собор в планетарий (подобная судьба постигла Христорождественский кафедральный собор в Риге), однако он был спасён, согласно версии, распространявшейся в патриаршество Алексия II , но не имеющей документального подтверждения, будущим Патриархом в бытность его епископом Таллинским. По рассказам, восходящим к самому Алексию, решающую роль в сохранении собора действующим сыграла составленная им «политическая» справка о попытках закрытия собора буржуазными националистами и гитлеровскими оккупантами. «Вот обрадуются реваншисты в Германии, - сказал епископ Алексий, передавая свою записку уполномоченному Совета по делам РПЦ , - то, что они не сумели сделать, свершила советская власть» .

Позднейшая история и современность

16 марта 1999 в Министерстве внутренних дел Эстонии был зарегистрирован устав прихода. Собор получил статус ставропигиального; приход был наделён статусом официального представительства Московского Патриархата в Эстонии с сохранением в нём кафедры предстоятеля ЭАПЦ Московского Патриархата.

Настоятель собора - Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс).

Иконы

По первоначальному проекту Михаила Преображенского для собора планировался мраморный иконостас, но в процессе строительства ввиду экономии он был заменён позолоченым, деревянным, так как по сравнению с мраморным, этот был более дешёвым и более подходил к типу собора, построенного по типу московских храмов XVII века.

Все три иконостаса и четыре киота выполнены по эскизам самого Преображенского; работу произвёл мастер С. Абросимов, золотивший купола храма.

Иконы для иконостаса и четырёх киотов были выполнены на цинковых и медных досках в санкт-петербургской мастерской академика А. Н. Новоскольцева в 1889-1899 годах.

См. также

Напишите отзыв о статье "Александро-Невский собор (Таллин)"

Примечания

Ссылки

  • Кочетов Д. Б., Шевченко Э. В. // Православная энциклопедия: В 30+ т. - М .: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000. - Т. 1. А - Алексий Студит . - С. 551-553. - ISBN 5-89572-005-6 .

Фото и видео

  • интерьера собора Александра Невского

Отрывок, характеризующий Александро-Невский собор (Таллин)

Дожидаясь в приемной, Пьер усталыми глазами оглядывал различных, старых и молодых, военных и статских, важных и неважных чиновников, бывших в комнате. Все казались недовольными и беспокойными. Пьер подошел к одной группе чиновников, в которой один был его знакомый. Поздоровавшись с Пьером, они продолжали свой разговор.
– Как выслать да опять вернуть, беды не будет; а в таком положении ни за что нельзя отвечать.
– Да ведь вот, он пишет, – говорил другой, указывая на печатную бумагу, которую он держал в руке.
– Это другое дело. Для народа это нужно, – сказал первый.
– Что это? – спросил Пьер.
– А вот новая афиша.
Пьер взял ее в руки и стал читать:
«Светлейший князь, чтобы скорей соединиться с войсками, которые идут к нему, перешел Можайск и стал на крепком месте, где неприятель не вдруг на него пойдет. К нему отправлено отсюда сорок восемь пушек с снарядами, и светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственные места закрыли: дела прибрать надобно, а мы своим судом с злодеем разберемся! Когда до чего дойдет, мне надобно молодцов и городских и деревенских. Я клич кликну дня за два, а теперь не надо, я и молчу. Хорошо с топором, недурно с рогатиной, а всего лучше вилы тройчатки: француз не тяжеле снопа ржаного. Завтра, после обеда, я поднимаю Иверскую в Екатерининскую гошпиталь, к раненым. Там воду освятим: они скорее выздоровеют; и я теперь здоров: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба».
– А мне говорили военные люди, – сказал Пьер, – что в городе никак нельзя сражаться и что позиция…
– Ну да, про то то мы и говорим, – сказал первый чиновник.
– А что это значит: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба? – сказал Пьер.
– У графа был ячмень, – сказал адъютант, улыбаясь, – и он очень беспокоился, когда я ему сказал, что приходил народ спрашивать, что с ним. А что, граф, – сказал вдруг адъютант, с улыбкой обращаясь к Пьеру, – мы слышали, что у вас семейные тревоги? Что будто графиня, ваша супруга…
– Я ничего не слыхал, – равнодушно сказал Пьер. – А что вы слышали?
– Нет, знаете, ведь часто выдумывают. Я говорю, что слышал.
– Что же вы слышали?
– Да говорят, – опять с той же улыбкой сказал адъютант, – что графиня, ваша жена, собирается за границу. Вероятно, вздор…
– Может быть, – сказал Пьер, рассеянно оглядываясь вокруг себя. – А это кто? – спросил он, указывая на невысокого старого человека в чистой синей чуйке, с белою как снег большою бородой, такими же бровями и румяным лицом.
– Это? Это купец один, то есть он трактирщик, Верещагин. Вы слышали, может быть, эту историю о прокламации?
– Ах, так это Верещагин! – сказал Пьер, вглядываясь в твердое и спокойное лицо старого купца и отыскивая в нем выражение изменничества.
– Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет.
Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим.
– Видите ли, – рассказывал адъютант, – это запутанная история. Явилась тогда, месяца два тому назад, эта прокламация. Графу донесли. Он приказал расследовать. Вот Гаврило Иваныч разыскивал, прокламация эта побывала ровно в шестидесяти трех руках. Приедет к одному: вы от кого имеете? – От того то. Он едет к тому: вы от кого? и т. д. добрались до Верещагина… недоученный купчик, знаете, купчик голубчик, – улыбаясь, сказал адъютант. – Спрашивают у него: ты от кого имеешь? И главное, что мы знаем, от кого он имеет. Ему больше не от кого иметь, как от почт директора. Но уж, видно, там между ними стачка была. Говорит: ни от кого, я сам сочинил. И грозили и просили, стал на том: сам сочинил. Так и доложили графу. Граф велел призвать его. «От кого у тебя прокламация?» – «Сам сочинил». Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил, да и подумайте: этакая наглость, ложь и упорство!..
– А! Графу нужно было, чтобы он указал на Ключарева, понимаю! – сказал Пьер.
– Совсем не нужно», – испуганно сказал адъютант. – За Ключаревым и без этого были грешки, за что он и сослан. Но дело в том, что граф очень был возмущен. «Как же ты мог сочинить? – говорит граф. Взял со стола эту „Гамбургскую газету“. – Вот она. Ты не сочинил, а перевел, и перевел то скверно, потому что ты и по французски, дурак, не знаешь». Что же вы думаете? «Нет, говорит, я никаких газет не читал, я сочинил». – «А коли так, то ты изменник, и я тебя предам суду, и тебя повесят. Говори, от кого получил?» – «Я никаких газет не видал, а сочинил». Так и осталось. Граф и отца призывал: стоит на своем. И отдали под суд, и приговорили, кажется, к каторжной работе. Теперь отец пришел просить за него. Но дрянной мальчишка! Знаете, эдакой купеческий сынишка, франтик, соблазнитель, слушал где то лекции и уж думает, что ему черт не брат. Ведь это какой молодчик! У отца его трактир тут у Каменного моста, так в трактире, знаете, большой образ бога вседержителя и представлен в одной руке скипетр, в другой держава; так он взял этот образ домой на несколько дней и что же сделал! Нашел мерзавца живописца…

В середине этого нового рассказа Пьера позвали к главнокомандующему.
Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел.
– А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses [достославные подвиги]! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, [Между нами, мой милый,] вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, [Мне, любезнейший, все хорошо известно,] но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию.
– Да, я масон, – отвечал Пьер.
– Ну вот видите ли, мой милый. Вам, я думаю, не безызвестно, что господа Сперанский и Магницкий отправлены куда следует; то же сделано с господином Ключаревым, то же и с другими, которые под видом сооружения храма Соломона старались разрушить храм своего отечества. Вы можете понимать, что на это есть причины и что я не мог бы сослать здешнего почт директора, ежели бы он не был вредный человек. Теперь мне известно, что вы послали ему свой. экипаж для подъема из города и даже что вы приняли от него бумаги для хранения. Я вас люблю и не желаю вам зла, и как вы в два раза моложе меня, то я, как отец, советую вам прекратить всякое сношение с такого рода людьми и самому уезжать отсюда как можно скорее.
– Но в чем же, граф, вина Ключарева? – спросил Пьер.
– Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать, – вскрикнул Растопчин.
– Ежели его обвиняют в том, что он распространял прокламации Наполеона, то ведь это не доказано, – сказал Пьер (не глядя на Растопчина), – и Верещагина…
– Nous y voila, [Так и есть,] – вдруг нахмурившись, перебивая Пьера, еще громче прежнего вскрикнул Растопчин. – Верещагин изменник и предатель, который получит заслуженную казнь, – сказал Растопчин с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении. – Но я не призвал вас для того, чтобы обсуждать мои дела, а для того, чтобы дать вам совет или приказание, ежели вы этого хотите. Прошу вас прекратить сношения с такими господами, как Ключарев, и ехать отсюда. А я дурь выбью, в ком бы она ни была. – И, вероятно, спохватившись, что он как будто кричал на Безухова, который еще ни в чем не был виноват, он прибавил, дружески взяв за руку Пьера: – Nous sommes a la veille d"un desastre publique, et je n"ai pas le temps de dire des gentillesses a tous ceux qui ont affaire a moi. Голова иногда кругом идет! Eh! bien, mon cher, qu"est ce que vous faites, vous personnellement? [Мы накануне общего бедствия, и мне некогда быть любезным со всеми, с кем у меня есть дело. Итак, любезнейший, что вы предпринимаете, вы лично?]
– Mais rien, [Да ничего,] – отвечал Пьер, все не поднимая глаз и не изменяя выражения задумчивого лица.
Граф нахмурился.
– Un conseil d"ami, mon cher. Decampez et au plutot, c"est tout ce que je vous dis. A bon entendeur salut! Прощайте, мой милый. Ах, да, – прокричал он ему из двери, – правда ли, что графиня попалась в лапки des saints peres de la Societe de Jesus? [Дружеский совет. Выбирайтесь скорее, вот что я вам скажу. Блажен, кто умеет слушаться!.. святых отцов Общества Иисусова?]

Собор Александра Невского в Таллине - ставропигиальный кафедральный православный соборный храм в ведении Эстонской православной церкви Московского патриархата (с мая 1945 года). Находится в Таллине, на возвышении Тоомпеа (Вышгороде), в народе прозванном могилой Калевипоэга.

Завершён строительством в 1900 году по проекту архитектора Преображенского.

Возведён к 1900 году в память о чудесном спасении императора Александра III в железнодорожной аварии 17 октября 1888 года. Из восьми предложеных вариантов для возведения собора наилучшим местом оказалась площадь перед губернаторским дворцом (ныне здание парламента).

19 февраля 1887 года православное духовенство Ревеля подало Эстляндскому губернатору князю Сергею Владимировичу Шаховскому докладную записку, которая объясняла необходимость строительства нового собора.

Синод признал строительство нового храма действительно необходимым и ассигновал 60 тысяч рублей. По ходатайству губернатора, 2 апреля 1888 года было дано императором Александром III разрешение на сбор пожертвований в пределах Российской империи.

Основные проблемы и непредвиденные затраты появились у комитета по постройке нового собора при решении вопроса о выборе места. Вопрос этот обсуждался с апреля 1888 по середину 1892 года. Комитету было предложено восемь вариантов, наиболее подходящим оказалась площадь перед губернаторским дворцом (ныне здание парламента Эстонии)

20 августа 1895 года была проведено торжественное освящение закладки собора. Двумя годами позднее, 2 ноября 1897 года, благодаря усилиям главного подрядчика, купца первой гильдии Ивана Дмитриевича Гордеева, на купола собора были торжественно установлены железные позолоченные кресты.

Позолота куполов храма проведена в течение середины 1898 года мастером и купцом второй гильдии - Петром Семёновичем Абросимовым. Колокола для нового храма были выполнены на колокольном заводе купца Василия Михайловича Орлова в столице Российской империи - Санкт-Петербурге. Полное их число составило - одиннадцать колоколов. Мероприятие по освящению и установке колоколов состоялось 7 июня 1898 года. Изначально проект нового храма предусматривал установку мраморного иконостаса, однако в процессе строительства собора, было принято решение о замене его позолоченым деревянным. Эта работа была поручена Петру Абросимову. Иконы были написаны в мастерской академика живописи Александра Никаноровича Новоскольцева. По его же проектом петербургским мастером Эмилем Карловичем Штейнке были изготовлены витражи, которы затем были установлены в окнах алтаря. Пятиглавый трёхпрестольный собор, рассчитаный на 1500 человек, построен по образцу московских храмов XVII века. Фасады собора украшены мозаичными панно, выполнеными академиком архитектуры А.Фроловым.

Храм был торжественно освящён 30 апреля 1900 года Преосвященным Агафангелом (Преображенский), епископом Рижским и Митавским; в освящении участвовал о. Иоанн Кронштадтский. В новый собор перешел русский приход из Преображенского собора; последний же был передан этнически эстонской общине. Первым настоятелем в 1900-1909 был протоиерей Симеон Попов.

По идейно-политическим соображениям власти собирались снести храм в 1924 году, в период первой независимости Эстонии. Активным защитником собора был предстоятель Эстонской Апостольской Православной Церкви митрополит Александр (Паулус), который в 1936 перенёс сюда свою кафедру из Преображенского собора. В конце 1936 года настоятелем собора стал протоиерей Н. Пятс, брат президента Эстонской Республики К. Пятса.

В период нахождения Эстонии в составе Рейхскомиссариата Остланд Германской империи храм был закрыт.

В начале 1960-х годов собор пытались перестроить в планетарий, однако он был спасён, согласно версии, активно пропагандируемой в патриаршество Алексия II, но не имеющей никакого документального подтверждения, епископом Алексием (Ридигером), впоследствии Патриархом Алексием II.

3 сентября 1961 года в соборе состоялась архиерейская хиротония архимандрита Алексия (Ридигера), которую возглавил Архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов).

16 марта 1999 в Министерстве внутренних дел Эстонии был зарегистрирован устав прихода. Собор получил статус ставропигиального; приход был наделён статусом официального представительства Московского Патриархата в Эстонии с сохранением в нём кафедры предстоятеля ЭАПЦ Московского Патриархата.

Настоятель собора - Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс).

Сайт: http://www.hot.ee/nsobor/

Паломнические поездки к Александро-Невскому собору в г. Таллин

Собо́р Алекса́ндра Не́вского в Таллине - ставропигиальный кафедральный православный соборный храм в ведении Эстонской православной церкви Московского патриархата (с мая 1945). Находится в Таллине, на возвышении Тоомпеа (Вышгороде), в народе прозванном могилой Калевипоэга.

История

Возведён к 1900 году в память о чудесном спасении императора Александра III в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года. Из восьми предложенных вариантов для возведения собора наилучшим местом оказалась площадь перед губернаторским дворцом (ныне здание парламента).

19 февраля 1887 года православное духовенство Ревеля подало Эстляндскому губернатору князю Сергею Владимировичу Шаховскому докладную записку, которая объясняла необходимость строительства нового собора.

Объявление о сборе средств

Синод признал строительство нового храма действительно необходимым и ассигновал 60 тысяч рублей. По ходатайству губернатора, 2 апреля 1888 года было дано императором Александром III разрешение на сбор пожертвований в пределах Российской империи.

Улочки Таллина

Основные проблемы и непредвиденные затраты появились у комитета по постройке нового собора при решении вопроса о выборе места. Вопрос этот обсуждался с апреля 1888 по середину 1892 года. Комитету было предложено восемь вариантов, наиболее подходящим оказалась площадь перед губернаторским дворцом (ныне здание парламента Эстонии)

20 августа 1895 года Высокопреосвященнейшим Арсением, Архиепископом Рижским и Митавским было проведено торжественное освящение закладки собора. Двумя годами позднее, 2 ноября 1897 года, благодаря усилиям главного подрядчика, купца первой гильдии Ивана Дмитриевича Гордеева, на купола собора были торжественно установлены железные позолоченные кресты.

Позолота куполов храма проведена в середине 1898 года мастером и купцом второй гильдии Петром Семёновичем Абросимовым. Колокола для нового храма были выполнены на колокольном заводе купца Василия Михайловича Орлова в столице Российской империи - Санкт-Петербурге. Полное их число составило - одиннадцать колоколов. Мероприятие по освящению и установке колоколов состоялось 7 июня 1898 года. Изначально проект нового храма предусматривал установку мраморного иконостаса, однако в процессе строительства собора, было принято решение о замене его позолоченным деревянным. Эта работа была поручена Петру Абросимову. Иконы были написаны в мастерской академика живописи Александра Никаноровича Новоскольцева. По его же проектом петербургским мастером Эмилем Карловичем Штейнке были изготовлены витражи, который затем были установлены в окнах алтаря. Пятиглавый трёхпрестольный собор, рассчитанный на 1500 человек, построен по образцу московских храмов XVII века. Фасады собора украшены мозаичными панно, выполненными академиком архитектуры А. Фроловым.

Храм был торжественно освящён 30 апреля 1900 года Преосвященным Агафангелом (Преображенский), епископом Рижским и Митавским; в освящении участвовал о. Иоанн Кронштадтский. В новый собор перешёл русский приход из Преображенского собора; последний же был передан этнической эстонской общине. Первым настоятелем был протоиерей Алексей Аристов.

31 декабря 1917 года (ст. ст.) в соборе состоялась архиерейская хиротония архимандрита Платона (Кульбуша) во епископа Ревельского, которую возглавил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский).

По идейно-политическим соображениям власти собирались снести храм в 1928 году, в период первой независимости Эстонии. Активным защитником собора был предстоятель Эстонской Апостольской Православной Церкви митрополит Александр (Паулус), который в 1936 году перенёс сюда свою кафедру из Преображенского собора. В конце 1936 года настоятелем собора стал протоиерей Н. Пятс, брат президента Эстонской Республики К. Пятса.

В период нахождения Эстонии в составе Рейхскомиссариата Остланд Германской империи храм был закрыт.

3 сентября 1961 года в соборе состоялась архиерейская хиротония архимандрита Алексия (Ридигера), которую возглавил Архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов).

В начале 1960-х годов власти планировали перестроить собор в планетарий (подобная судьба постигла Христорождественский кафедральный собор в Риге), однако он был спасён, согласно версии, распространявшейся в патриаршество Алексия II, но не имеющей документального подтверждения, будущим Патриархом в бытность его епископом Таллинским. По рассказам, восходящим к самому Алексию, решающую роль в сохранении собора действующим сыграла составленная им «политическая» справка о попытках закрытия собора буржуазными националистами и гитлеровскими оккупантами. «Вот обрадуются реваншисты в Германии, - сказал епископ Алексий, передавая свою записку уполномоченному Совета по делам РПЦ, - то, что они не сумели сделать, свершила советская власть» .

Позднейшая история и современность

16 марта 1999 в Министерстве внутренних дел Эстонии был зарегистрирован устав прихода. Собор получил статус ставропигиального; приход был наделён статусом официального представительства Московского Патриархата в Эстонии с сохранением в нём кафедры предстоятеля ЭАПЦ Московского Патриархата.

Настоятель собора - Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс).

Иконы

По первоначальному проекту Михаила Преображенского для собора планировался мраморный иконостас, но в процессе строительства ввиду экономии он был заменён позолоченым, деревянным, так как по сравнению с мраморным, этот был более дешёвым и более подходил к типу собора, построенного по типу московских храмов XVII века.

Все три иконостаса и четыре киота выполнены по эскизам самого Преображенского; работу произвёл мастер С. Абросимов, золотивший купола храма.

Иконы для иконостаса и четырёх киотов были выполнены на цинковых и медных досках в санкт-петербургской мастерской академика А. Н. Новоскольцева в 1889-1899 годах.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение