Процесс роста доли городского населения повышение роли. Урбанизация - быстрый рост городов и городского населения: положительные и отрицательные аспекты. Урбанизация – всемирный процесс

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Характернейшее свойство города - урбанистическая концентрация , т.е. плотное до избытка сосредоточение крайне разнообразных объектов и сфер приложения деятельности на крайне ограниченной территории (в области получасовой доступности для общественного транспорта). Это резко увеличивает разнообразие сфер приложения труда, способов проведения досуга. Возникает отсутствующая на селе свобода выбора образа жизни и рода занятий. Урбанистическая концентрация - это концентрация разнообразия и взаимодействия; самим ходом городской жизни сосредоточенные в городе виды деятельности побуждаются к тесному взаимодействию, а люди - к постоянному общению и отстаиванию общих интересов. Действие рождает противодействие, в городском населении нарастают разные формы отчуждённости людей городской толпы друг от друга пропорционально плотности населения в городских кварталах, повышается частота девиантных форм поведения (алкоголизм, сквоттерство) и уличной преступности.

В близком соседстве оказываются порознь тяготеющие к городу, но плохо совместимые друг с другом объекты, предприятия и производства. Рост разнообразия на городской территории обеспечивает рост богатства городских жителей, а оно определяет “производство рисков” на городской территории, увеличивая анизотропность городского пространства на градиенте “центр (разнообразие и богатство, элементы которого диффундируют к окраинам) - периферия” (область повышенной концентрации риска, распространяющаяся к центру города, в первую очередь по транспортным магистралям).

Городу свойственно концентрическое расширение , угнетающее его развитие, в первую очередь центра. Оно вызывает чередование периодов застоя и радикальных перестроек планировочной структуры. “Волны” трансформации городского ландшафта каждые 20…40 лет пробегают от центра города к периферии. Это вызвало появление концентрации динамического города, динаполиса , способного расширяться без градостроительных трудностей - благодаря росту в одном направлении, который не препятствует развитию ни самого города, ни его центра (К.Доксиадис). Идея привлекательна, но малореалистична - город не есть самостоятельная единица, но узел с определённым назначением и функциями в сети городов на данной территории, и “линейный рост” городов означает дестабилизацию всей сети (он возможен лишь при полной урбанизации территории, на стадии мегалополисов).

Для успешно развивающегося города характерен пропорциональный рост (прежде всего его пространственных частей), появление диспропорций и противоречий тормозит развитие. Пример: в процессе роста площадь крупнейших агломераций РСФСР в период с 1950 по 1995 г. каждая выдерживает строго определённое соотношение между “ядром” (центральный город) и периферией (кольца спутников) каждой агломерации.

Город - совокупность трёх основных подсистем: население, экономическая база и сфера жизнеобеспечения. Природная среда города входит в последнюю. Она включает Природный комплекс , элементы которого (экосистемы природных территорий города) принимают непосредственное участие в оптимизации среды обитания горожан. Экологическую ситуацию в городе создаёт взаимодействие населения, городского хозяйства с природным окружением города и элементами (сильно изменёнными) природных систем внутри него - природными и озеленёнными территориями (газоны, скверы, парки, бульвары, палисадники, клумбы и пр.

Рост городов и урбанизация территории настолько закономерны, что могут описываться математическими моделями. Так плотность сети городов и среднее расстояние между соседними узлами сети прямо пропорционально не столько плотности, сколько хозяйственной активности населения (интенсивности торговых, транспортных и иных контактов). Например, верхнеокские княжества из-за сильно пересечённого рельефа и высокой лесистости были пощажены татарской конницей, в отличие от соседей они не обезлюдели, однако хозяйство было разрушено - и часть городов прекратила своё существование. Исчезавшие города всегда располагались между остающимися, никогда рядом друг с другом, так что никакая территория не оставалась необслуженной, только снижалась интенсивность обслуживания.

Правило “ранг-размер ” (Ф.Ауэрбах, 1930 г.) показывает, какова пропорция крупных, средних и малых городов, необходимых для обслуживания данной территории. При сплошной урбанизации территории (области, региона, страны, всей планеты - закономерность универсальна и в разных случаях отличается только численными коэффициентами) размер и людность города i -го ранга пропорционален размеру крупнейшего города данной территории U 0 , отнесённому к размерному рангу города U i с коэффициентом пропорциональности ln U 0 .

Ранг - порядковый номер в ряду убывания людности города. Чем круче проходит гипербола, задаваемая правилом “ранг-размер”, тем выше степень развития сети города на данной территории. Недостаток или избыток определённой категории городов по сравнению с “идеальной нормой” заданной правилом “ранг-размер”, означает неполноту урбанизации территории и ускоренный рост (либо, напротив, остановку в развитии) городов недостающей (или “избыточной”) категории в ближайшем будущем. В “выборке” городов Земного шара доля мегаполисов (городов с населением больше 1 млн человек) значительно ниже предсказанной, для всех городов Земли правило “ранг-размер” определяет более крутую гиперболу, чем наблюдающаяся лишь в выборке 20 крупнейших мегаполисов планеты - U (i )= U 0 * lnU 0 / i и U (i )= U 0 * lnU 0 /{ i + lnU 0 } соответственно. В ближайшем будущем следует ожидать опережающего роста мегаполисов по сравнению с менее крупными городами, особенно в “третьем мире”. Экстраполяция на основании правила “ранг-размер” позволяет получить цифру стабильного населения Земли после окончания роста и завершения демографического перехода во всех странах (13 млрд.) и размер самого крупного города планеты (42 млн. жителей, С.П.Капица).

Правила Кристаллера (1933 г.) описывают оптимальную структуру размещения городов - центральных мест и обслуживаемых ими поселений на территории, где, с одной стороны, урбанизация полностью завершена, с другой - размещение городов не осложнено агломерационными процессами. Основная функция городов центральных мест (ЦМ) - обслуживание (административное, рыночное, предоставление услуг и пр.) - поселений городской округи, входящих в систему данного города.

Основная функция городов противоположной категории специализированных центров - производство строго определённой продукции, востребованной далеко за пределами соответствующей системы городов, а не только на её территории. Чем обширнее национальная сеть городов, чем выше ёмкость внутреннего рынка, тем больше уровней в иерархии городов-ЦМ и больше вокруг них россыпей городов - специализированных центров (СЦ). Пространственное распределение СЦ не подчиняется правилам Кристаллера, они образуют скопления вне упорядоченной сети центральных мест, но обычно рядом с центрами агломераций, вдоль экономических и транспортных линий.

“Правильная” система городов-центральных мест и обслуживаемых ими поселений обретает вид гексагональной решётки. Центральные места находятся в центре гексагонов, а обслуживаемые поселения - на рёбрах или по углам. Этим достигается максимальная плотность “упаковки” всех обслуживаемых поселений вокруг центральных мест, минимизируются расстояния между ними, максимально возрастает доступность центральных мест.

Конкретный вариант размещения поселений в гексагональном “поле обслуживания” центральных мест определяется преобладающей функцией последнего и, соответственно, тем, какой именно вариант обслуживания оптимизируется в пространстве. Если оптимизации подлежит рыночная (торгово-промышленная) структура системы “центральное место - поселение городской округи”, то обслуживаемые поселения размещаются по углам гексагона (А ). Здесь максимизируются свобода выбора центрального места каждым подчинённым поселением - любой из 3-х соседних, и число поселений, ориентированных на данный рынок - 6.

При оптимизации транспортной структуры территории (Б ) поселения размещаются на рёбрах гексагона, так что минимизируется расстояние до 2-х ближайших центров, зато уменьшается свобода выбора. При оптимизации преимущественно административной структуры (В ) свобода выбора центрального места у жителей поселений исчезает вовсе, так как все они размещаются внутри гексагона, зато наибольшей степени достигает разграничение полномочий и раздел пространства между соседними центрами.

Вариант А оптимален для быстрого экономического развития территории; Б - для удобства управления, В - для сохранения исходного биоразнообразия региона, так как поселения сконцентрированы вокруг “своих” центральных мест, периферия и стык разных регионов остаются недоосвоенными, создавая запас малонарушенных природных территорий на дальней периферии области.

Отклонения от идеальной модели Кристаллера исследованы Лешем. Они связаны с неполным завершением урбанизационных процессов, отсутствием равномерного покрытия сетью городов или (противоположный эффект) началом процесса агломерирования. Последний сопровождается смещением центров и переориентацией поселений на то центральное место, которое лидирует среди соседних по скорости развития. Оно преобразуется в центр агломерации, ориентирующий “на себя” территориальные связи соседей.

В модели Лёша рост города-центрального места происходит звёздчато, вдоль лучей основных магистралей и оказывается резко неравномерным - в одних лучах урбанизированные полосы развиты сильней и вытягиваются дальше, чем в других. Потому размещение подчинённых поселений в каждом гексагоне строго секториальное, а не равномерное, как в модели Кристаллера. Другой вариант - по мере движения от ЦМ к периферии обслуживаемой территории происходит постепенный переход от равномерного к секториальному размещёнию подчинённых поселений).

Сектора задаются по лучам развития города и резко отличаются концентрацией подчинённых поселений, развитостью урбанизированной структуры и, соответственно, специализацией хозяйства.

Например, в Московской области восточный и северо-восточный сектора отличаются сильной урбанизацией и преимущественно промышленным развитием. Юго-Западный и Западный преимущественно сельскохозяйственные. В модели Леша обслуживаемые поселения размещены в пространстве вокруг центральных мест неравномерно, а по секторам - более урбанизированные сектора чередуются с менее урбанизированными.

Когда одно из центральных мест соседних регионов настолько лидирует в своём развитии, что становится центром агломерации, в соседних регионах сеть поселений и ЦМ испытывает эффект смещения центров . Они как бы притягиваются к растущей агломерации (и становятся “ближе” благодаря развитию транспортных магистралей именно в эту сторону), последующий рост данных городов также оказывается ориентирован на эту агломерацию.

Территориальные пределы роста городов и агломераций

При площади, большей 500 км 2 невозможно обеспечить приемлемые затраты на трудовые поездки при помощи общественного транспорта. Метрополитен поднимает этот порог до 800 км 2 . Площадь, подходящая для городской застройки - 70,6 млн./км 2 (квадрат со стороной 5300 км), подходящая для жизни по климатическим соображениям - 146 млн. км 2 (квадрат со стороной 8400 км), уже застроена городами - 28, 1 млн. км 2 (квадрат со стороной 2000 км).

Поэтому урбанизация протекает не столько в форме роста, сколько в форме мультипликации городов, соединяя города с агломерацией в более сложные системы - опорный каркас расселения (ОКР ), мегаполисы и урбанизированные полосы. ОКР формируется в момент, когда независимо растущие агломерации соприкасаются, а их центры соединяются полимагистралями настолько прочно, что возникает эффект эмплозии , то есть “сближения” взаимодействующих центров за счёт сокращения времени на поездку между ними.

В результате меняет направление процесс урбанизации во всех агломерациях, входящих в состав ОКР - рост каждой вширь сменяется преимущественным ростом агломераций навстречу друг другу, вдоль магистралей, соединяющих центры. Эффект магистрализации - ускоренное освоение примагистральных территорий в ОКР при отставании освоения остальных).

Последовательные этапы формирования ОКР:

I. Центровая (“точечная концентрация”) - нарастание числа и увеличение размеров крупных городов.

II. Агломерирование : крупный город становится ядром агломерации и формирует вокруг себя плеяду спутников.

III. Регионализация + имплозия : экономическое сближение взаимодействующих центров на основе совершенствования транспорта. “Более крупные города с течением времени больше выигрывают от усовершенствования средств коммуникаций. В результате связь между ними осуществляется быстрее, и они как бы сближаются друг с другом” (П.Хаггет. География: синтез современных знаний. М.: изд-во Мир, 1979).

Затем наступает очередь регионализации - ? устойчивого “разделения труда” между агломерациями, соединёнными в ОКР.

Возможность сэкономить на транспортных перевозках между центрами ОКР (из-за эффекта эмплозии) ещё больше сближает их и заставляет расширяться навстречу друг другу (эффект смещения центров измеряется формулой О.Д.Кудрявцева К= l ф / vSN , l ф - сумма фактических расстояний между узлами в ОКР, S - общая площадь агломерации, N - число городов в её составе).

Если узлы ОКР настолько сконцентрированы, что эффект смещения центров вызывает прямое соприкосновение и соединение соседних мегаполисов, формируется мегалополис, если преобладает эффект магистрализации - возникает сплошная урбанизированная полоса (цепочка городов) между соседними узлами ОКД.

Непосредственная причина экологических проблем городов - тот факт, что “в любой момент разнообразие” способов приложения труда и мест проведения досуга перевешивает в сознании горожан планировочные и экологические недостатки городов” (О.Н.Яницкий). Они делегируют этот риск следующим поколениям, в то время как заблаговременное предвидение этого риска - задача поколения предыдущего. Оно должно осуществляться на стадии проектирования и планировки).

Одной из наиболее характерных особенностей развития современного общества является быстрый рост городов и непрерывный темп увеличения численности их жителей, то есть идет урбанизация, которая влечет за собой значительные социальные преобразования в жизни человечества.

Урбанизация (от латинского «urbanus» - городской) - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производства, расселение населения и т.д.

В начале XIX века в городах мира проживало около 30 млн. человек (3% населения Земли); к 1900 году - почти 225 млн. (около 14%); к 1950 году - почт 730 млн. (около 30%); к 1980 году - 1 млрд. 820 млн. (более 41%), к 2010 - более 2 млрд. (более 43%).

В настоящее время большинство граждан мира рождаются горожанами. Доля городского населения в Европе составляет почт 70%, в Азии - около 40 %, в Африке - 20%, в Северной Америке - 75%, Латинской Америке - 65%, в Австралии и Океании - 76%. Особенно велика доля городского населения в развитых странах. Страна считается почти полностью урбанизированной, если 4/5 ее населения проживает в городах.

Примером является Великобритания, в которой на протяжении десятков лет наблюдается относительная стабильность городского и сельского населения. В то же время в Африке и Азии процессы урбанизации в настоящее время особенно динамичны, что связано с быстрым развитием государств этих континентов. В развивающихся странах процесс урбанизации характеризуется не только темпами, но и неоднородностью - стремительный рост самых больших городов происходит при умеренном росте средних. На урбанизации развивающихся государств, а также на ее влиянии на окружающую среду остановимся позже.

Предпосылками урбанизации являются рост в городах промышленности, развитие культурных и политических функций населения. С расширением крупных городов естественные природные ландшафты превращаются в городские асфальтово-бетонные районы, которым присущи плотная застройка территории различными зданиями и сооружениями, присущими городу, изменение вида рек и иных водоемов, находящихся на его территории, строительство новых производственных и промышленных объектов, строительство новых транспортных узлов, магистралей и т.п.

Урбанизация оказывает огромное влияние на развитие различных социально-экономических формаций и государств, ведь именно с городами связаны основные достижения цивилизации. Однако, преобразования могут быть как положительными, так и отрицательными.

Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни населения, с другой - приводит к вытеснению природных систем искусственными, загрязнению окружающей среды, повышению химической, физической и психологической, техногенной нагрузки на организм человека.

Города изменяют почти все компоненты природной среды - атмосферу, растительность, почву, рельеф, гидрографическую сеть, подземные воды, грунт и даже климат. Процесс урбанизации, обусловленный развитием общественного производства и характером социальных отношений, сам оказывает все более разносторонне влияние на развитие другой сферы деятельности общества - экологической.

Взаимосвязь урбанизации и состояния окружающей природной среды обусловлена рядом факторов в сложной системе социально-экономического развития и взаимодействия общества и природы. Понимание общих и конкретных особенностей состояния окружающей природной среды в городах важно для выработки необходимых мер для решения глобальных проблем населения и окружающей среды. Крупные центры урбанизации стали сосредоточием большинства глобальных проблем человечества. Именно они оказывают наиболее масштабное воздействие на состояние окружающей среды.

Появление и развитие крупных городов-мегалополисов ведет за собой реконструкцию больших территорий планеты. При этом страдают воздушный и водный бассейны, зеленые массивы, нарушаются транспортные связи, что приводит к дискомфорту во всех отношениях. Многие города расширяются так, что не могут уже разместиться на суше и начинают «сползать в море». Невозможно не упомянуть города-острова, городские сооружения на водной территории либо в непосредственной близости от нее. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах, или, что далеко ходить - постройка многоэтажного здания в бухте Ласпи.

Процесс концентрации населения в городах неизбежен и в своей сущности позитивен. Но структура города, который должен развиваться, его индустриальный, «градообразующий» фактор, который включает в себя строительство и дальнейшее функционирование крупных производственных предприятий, приходят в противоречие с историческим предназначением города и его ролью в повышении жизненного уровня населения.

Современные крупные города, особенно мегалополисы, расширяются стихийно, включают в себя жилые объекты, многочисленные научные и общественные учреждения, промышленные предприятия и объекты транспорта, растут, ширятся, сливаются между собой, тесня и уничтожая живую природу. Современные крупные города представляют собой в большинстве случаев массу бетона, асфальта, гари, отравляющих выбросов.

Город - высшая форма организации пространства для человеческого общества. Неоспоримы экономические и социальные преимущества городских форм расселения. Они обладают значительным потенциалом хозяйственного развития, их жители имеют более широкие возможности для получения образования, выбора профессии, приобщения к культурным ценностям. Однако крупномасштабное строительство, концентрация и интенсификация производственной деятельности оказывают огромное влияние на окружающую среду. В городах изменяются почти все компоненты природной среды: атмосфера, рельеф, гидрографическая сеть и водный режим территории, почва, растительность, грунты, подземные воды, климат и даже геологическое строение. Причем такие действия могут привести как к повышению возможностей удовлетворения биологических и социальных потребностей современного человека, так и к их понижению, то есть к улучшению или же ухудшению его жизненных условий. В городах меняются гравитационные, термические, электрические, магнитные и другие физические поля Земли. Здесь меньше солнечной радиации, особенно ультрафиолетовых лучей, зато больше атмосферных осадков, больше облачных и туманных дней и несколько выше среднегодовая температура.

Очень неблагоприятно влияют хаотичность городской застройки, огромная скученность населения как в центральных, так и в периферийных частях городов, ограниченность комплексного городского планирования и законодательного регулирования. Весьма часты случаи непосредственного соседства застроенных и густозаселенных жилых районов и промышленных предприятий с устаревшей технологией и без очистных сооружений. Это еще более ухудшает состояние окружающей среды.

В городах чаще возникают у людей различные заболевания, в том числе и инфекционные. Городской житель отдаляется от природы, в городе плотность населения очень высока, воздух загрязнен, много различных шумов. В городах на 1 км 2 площади выпадает в сутки 500-1500 кг пыли, копоти и других веществ, тогда как вдали от городов, в сельской местности, их бывает всего 5-15 кг в сутки.

При работе промышленных предприятий, для освещения улиц, отопления квартир, зданий, учреждений и других жизненно необходимых объектов затрачивается много энергии. Энергия, в основном, вырабатывается на тепловых электростанциях, поэтому в городах зимой теплее, чем в сельской местности, но сжигание угля, нефти и газа загрязняет атмосферу выбросами различных вредных веществ, тем самым изменяет соотношение газов в атмосфере.

Город требует огромного количества воды. Какая-то малая часть ее идет на непосредственное потребление жителями, остальная - после использования на заводах, в коммунальных хозяйствах - превращается в загрязненные, сточные воды. В этих водах наличествуют примеси тяжелых металлов, нефти, различных органических соединений и других веществ. Естественно, что если не принимать мер для очистки сточных вод, то они будут загрязнять чистые природные воды и со временем приведут их в непригодное состояние.

Город ежедневно выбрасывает в окружающую среду тысячи и тысячи тонн мусора. Если просто их складывать за городом, они потребуют все новых и новых площадей, а сосредоточенные в них вредные вещества, особенно ядовитые, будут загрязнять и отравлять природные воды, а через них почву и другие компоненты природной среды.

Очень важную экологическую функцию выполняет городская растительность, в частности деревья. Их роль в очищении воздуха очень велика. Они создают в городе микроклимат, обеспечивая комфортные условия среды обитания человека.

Однако, в городах трудно сохранить экологическое равновесие. Здесь все элементы естественной экосистемы изменяются. В городской среде обмен веществ и потоки энергии в большей части контролируются человеком, его деятельность всецело посвящена поддержанию динамического равновесия в городских экосистемах.

В крупных городах переплелись как положительные, так и отрицательные стороны научно-технического прогресса и индустриализации. Создается новая экологическая среда с высокой концентрацией антропогенных факторов, то есть результатов деятельности человека, приводящих к изменению среды обитания, окружающей среды. Наиболее известные из них, такие как загрязнение атмосферного воздуха, высокий уровень шума, электромагнитные излучения, являются непосредственным продуктом урбанизации.

Здоровье людей в значительной мере зависит от качества как природной, так и антропогенной среды. В условиях большого города влияние на человека природного компонента ослаблено, а действие антропогенных факторов резко усилено. Города, в которых на сравнительно небольших территориях концентрируется большое количество людей, автотранспорта и различных предприятий, являются центрами техногенного воздействия на природу. Газовые и пылевые выбросы промышленных предприятий, сброс ими в окружающие водоемы сточных вод, коммунальные и бытовые отходы крупного города загрязняют окружающую среду разнообразными химическими элементами. В большинстве промышленных отходов содержание таких элементов, как ртуть, свинец, кадмий, цинк, олово, медь, вольфрам, сурьма, висмут в десятки тысяч раз выше, чем в природных почвах.

Загрязнением атмосферы обусловлено до 30% общих заболеваний населения промышленных центров. В связи с развитием в городах различных видов промышленности, в особенности химической, в атмосферу выбрасывается все большее количество вредных веществ.

Облака черного дыма впервые окутали многие города Европы и Америки в XIX-начале XX века. Лидер промышленной революции - Великобритания заняла первое место по загрязнению воздуха. Лондон стал известен своим густым туманом, который придал своеобразный колорит детективным историям, но сократил жизнь многих горожан. Однако на заре индустриализации степень воздействия загрязненного воздуха на здоровье не была определена, так как в этот период в результате улучшения санитарных условий и питания произошло резкое снижение смертности от инфекционных болезней, что замаскировало вред, приносимый загрязненным воздухом. В 1943 году жители Лос-Анджелеса стали жаловаться на периодическое появление в воздухе раздражающей светло-голубой дымки. Эксперты установили ее связь с присутствием сернистого газа.

Промышленный выброс этого вещества был сокращен, но дымка над городом продолжала появляться. Исследования показали, что углеводы, содержащиеся в парах бензина, взаимодействуя с другими загрязнителями, под действием солнечных лучей образуют новые соединения. Администрация города решила ликвидировать утечку газов из бензохранилищ многочисленных нефтеперегонных заводов, однако дымка над городом все не исчезала. Тогда стало ясно, что загрязнителями воздуха являются автомобили. Так мир был познакомлен с фотохимическими окислителями - соединениями озона с различными веществами, которые образуются путем взаимодействия углеводородов с окислами азота, выделяемыми автомашинами и энергетическими предприятиями, при солнечном свете.

Термин «смог» был впервые применен к облаку, нависшему над Лос-Анджелесом. С увеличением числа автомашин подобное явление стало наблюдаться и над другими городами.

В настоящее время автомобиль стоит на первом месте по абсолютному выбросу газов. Он источник почти половины загрязнителей воздуха. Главный вред причиняет угарный газ, однако негативно на организм человека влияют также углеводы, окислы азота, содержащиеся в выхлопных газах, и фотохимические окислители.

В Украине по транспортным выбросам лидирует Киев. Окислы азота при контакте с влажной поверхностью легких образуют кислоты, а те, в свою очередь - нитраты и нитриты. Как сами кислоты, так и их производные оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки, особенно глубоких отделов дыхательных путей, что может привести к рефлекторным расстройствам дыхания и даже отеку легких.

Среди источников загрязнения, отрицательно влияющих на здоровье человека, автомобиль играет значительную, но не основную роль. Автомобили являются причиной 10-25% заболеваний, хотя, как мы уже говорили, вырабатывают почти половину всех загрязнителей воздуха. Окислы серы и разнообразные мелкие частицы (смеси сажи, пепла, пыли, капелек серной кислоты, асбестовых волокон и т.д.) вызывают больше болезней, чем выхлопные газы автомобилей. Они поступают в атмосферу от электростанций, заводов и жилых домов. Окислы серы и частицы пыли обычно концентрируются в местах наиболее интенсивного сжигания угля, они опасны, главным образом, зимой, когда сжигается больше топлива. Доказано, что высокая концентрация окислов серы и мелких частиц усугубляет течение хронических респираторных и сердечнососудистых заболеваний.

Загрязнение окружающей среды сказывается и на возникновении такого заболевания, как рак легких, хотя основная роль в патогенезе этого заболевания принадлежит курению. Для жителей крупных городов вероятность этой болезни примерно на 20-30% выше, чем для людей, живущих в деревнях или небольших городках. Установлена связь между содержанием твердых частиц в воздухе и частотой рака желудка и предстательной железы. Предполагается, что находящиеся в воздухе окислы азота, соединяясь с другими загрязнениями, образуют вещества, относящиеся к наиболее активным канцерогенам.

По-видимому, в возникновении рака легких принимают участие и радиоактивные частицы, рассеянные по всему миру в связи с испытаниями ядерного оружия и деятельностью атомных электростанций. Среди разнообразных радиоактивных веществ наиболее опасен плутоний, отличающийся очень медленным распадом. После аварии на Чернобыльской АЭС на территории Украины, Российской Федерации и Беларуси образовались обширные зоны загрязнения.

Обнаружена связь загрязнения атмосферного воздуха с ростом заболеваний генетической природы, при этом уровень врожденных пороков развития в условиях промышленных городов зависит не только от интенсивности загрязнения, но и от характера атмосферных выбросов. Ряд химических веществ обладает мутагенным действием, которое может проявляться в увеличении частоты хромосомных изменений в половых клетках, что приводит к новообразованиям, спонтанным абортам, перинатальной гибели плода, аномалиям развития и бесплодию. В загрязненных районах чаще встречаются неблагоприятно протекающие беременности и роды.

Загрязнение атмосферного воздуха пробудило в людях большую озабоченность, чем любой другой вид разрушения окружающей среды. Программы мероприятий по предотвращению загрязнения воздуха в крупных городах решались медленно, стоили дорого и часто нарушались. Тем не менее, они принесли определенные результаты. В настоящее время большинство развитых стран занялось ликвидацией основных источников загрязнения воздуха. Перевод энергетических установок на нефть и природный газ значительно уменьшил выброс окислов серы. Усовершенствование конструкции автомобилей снизило выброс газов, содержащих окись углерода и углеводороды. Там, где принимаются меры по борьбе с загрязнением воздуха, можно отметить и улучшение состояния здоровья населения.

Дополнительный источник химических веществ для организма городских жителей - сельскохозяйственная продукция. Выращиваемая вблизи городов, она загрязнена удобрениями и пестицидами (их количество часто превосходит разумный уровень). Существенное влияние на загрязнение почвы оказывают применяемые в сельском хозяйстве химикаты - пестициды, гербициды, которые занимают первое место в загрязнении окружающей среды.

Одна из особо острых проблем большого города - вода. В последнее время большинство крупных городов испытывают постоянно нарастающие трудности с водоснабжением. Хотя для удовлетворения жизненных потребностей человека достаточно 5 л воды в сутки, ему ее требуется значительно больше: только для нужд личной гигиены и бытовых потребностей необходимо расходовать не менее 40-50 л. Расход воды в городе составляет в среднем от 150 до 200 л, а в ряде промышленных центров - до 500 л в сутки на душу населения. В небольших городах вода используется в большей мере на бытовые нужды, тогда как в крупных центрах соотношение между количеством воды на промышленные и бытовые нужды прямо противоположное.

Несмотря на то, что потребление воды неуклонно увеличивается из-за роста населения Земли, главную угрозу представляет не это, а прогрессирующее загрязнение рек, озер и подземных вод. Чистота воды представляет огромную проблему здравоохранения. Опасность болезней, вызванных бактериями, передающимися через воду (к примеру, дифтерия), заключается в том, что они обладают высокой биологической активностью и участвуют во многих процессах жизнедеятельности человека. Загрязнение воды стало предметом интенсивного изучения, так как количество людей, страдающих болезнями, передающимися через загрязненную воду. исчисляется миллионами. Сейчас данная проблема интенсивно решается: более эффективно используются очистительные сооружения перед подачей её в жилые дома, население имеет возможность использовать разнообразные фильтры воды, либо покупать уже очищенную воду.

Значительную роль в жизни человека, особенно в крупных городах играет шум. Доказано отрицательное воздействие шума на центральную нервную систему человека, артериальное давление, деятельность внутренних органов. Высокий уровень шума способствует повышению различных болезней. Влияние шума и вибрации на организм человека будет рассмотрено позже.

Среди физических факторов окружающей среды, отрицательно влияющих на здоровье горожан, все большую роль также играют электромагнитные поля. Наиболее уязвимы к таким воздействиям нервная и половая системы человека.

Еще сравнительно недавно, в 60-е и 70-е годы XX-го века было распространено мнение о том, что проблемы окружающей среды (в том числе в городах) характерны лишь для промышленно развитых стран. Перелом в подходах к проблемам состояния и качества окружающей природной среды в развивающихся странах наступил в начале 70-х годов. В 1972 году Стокгольмская конференция Организации Объединенных Наций по проблемам среды охарактеризовала экологическое состояние в городах в числе наиболее кризисных проблем группы развивающихся стран.

В городах развивающихся стран с их неупорядоченной застройкой все чаще отмечается экологическое неблагополучие. Строительство различных крупных сооружений приводит к проседанию почвы, провалам и ряду других неблагополучным последствиям экологического свойства. Причины этих явлений различны, но среди них выделяется усиление давления экономики и населения на застроенную территорию. Немаловажное значение имеет и то, что новые поселения нередко создаются на неблагоприятных в инженерно-геологическом и гидрогеологическом отношениях участкам, «взбираются» на склоны холмов и высоких гор или «спускаются» в заболоченные местности.

К примеру, в агломерации Мехико, расположенной на средней высоте 2240 м. над уровнем моря, временные поселения встречаются на высотах более 3000 м. Заселение этих участков способствует распространению склоновой эрозии. На экологическую ситуацию в агломерации Мехико огромное и угрожающее воздействие оказывает оседание значительной части ее территории в результате продолжающегося использования подземных вод для водоснабжения многомиллионной столицы Мексики. При этом, несмотря на угрожающую гидрогеологическую ситуацию в центральной части города Мехико, продолжается интенсивное промышленное и жилищное строительство.

Положение усугубляется ограниченностью и отдаленностью мексиканской столицы от высокогорных ресурсов поверхностного стока воды. Многие здания и различные транспортные сооружения из-за опускания территории находятся под угрозой разрушения. Дренирование (осушение) территории на месте осушенных озер вызывает частые пыльные бури. Ежегодно отмечается до 7 таких бурь, особенно в сухое время года. В столичном районе Мексики в немалой степени из-за ухудшения условий экологии и качества окружающей среды отмечается рост онкологических заболеваний. Различным аллергическим заболеваниям подвержена 1/7 часть населения Мехико.

В Калькутте - единственном в Индии крупном речном портовом комплексе - отмечается нарушение литологической структуры - структуры осадочных пород. Такая же причина препятствует развитию Бангкока, где также наблюдается опускание территории из-за нарастающего использования подземных вод при неблагополучной гидрогеологической ситуации. Опускание территории в этом крупнейшем промышленном центре Индии и Юго-Восточной Азии усиливает опасность опустошительных наводнений.

Ухудшение качества воздушного бассейна крупных городов в развивающихся странах связано с ростом населения и промышленности, темпами производства и потребления энергии. Основой развития электроэнергетики в развивающихся странах стало строительство тепловых электростанций, как правило, без дорогостоящих устройств по защите окружающей среды.

Объем твердых отходов в городах развивающихся стран в среднем на 1 жителя в 3-4 раза меньше, чем в индустриально развитых странах, однако проблемы сбора, хранения, транспортировки и утилизации твердых отходов представляют немалые трудности и для городов в странах высокого уровня развития. В Африке лишь до 1/3 городского населения обслуживаются коммунальными службами по сбору твердых отходов. Это стало важным фактором нестабильности состояния здоровья горожан. Слабость организованной очистки городских территорий в городах развивающихся стран вызывает засорение и выводит из строя и без того недостаточные дренажные устройства. Это осложняет водоснабжение и сброс сточных вод. Проблема утилизации отходов жизнедеятельности человека также будет рассмотрена позже.

Существует и важные географические факторы, влияющие на состояние окружающей среды в городах. Это, в частности, способность атмосферы разбавлять поступающие в нее загрязняющие вещества в зависимости от метеорологических условий на различных широтах. В тропиках, где расположено большинство развивающихся стран, способность атмосферы к восприятию и разбавлению поступающих в нее загрязняющих веществ примерно в 3 раза ниже, чем в средних широтах в Западной Европе. Исследования, проведенные в ряде развивающихся стран, показали наличие в атмосфере их крупнейших городов особо опасных концентраций загрязнителей.

В крупнейших городах высокая, а нередко, и опасная степень загрязнения воздушного бассейна, в известной степени, обусловлена весьма значительной концентрацией промышленности.

Выбросы окиси углерода приводят к массовым отравлениям, что сопровождается падением содержания гемоглобина в крови и ухудшением снабжения тканей организма кислородом. Опасность для здоровья городского населения увеличивается и потому, что из индустриальных стран в регион «третьего мира» перемещаются крупные мощности химической промышленности и черной металлургии. При этом нередко крупные производственные комплексы в этих отраслях, особенно сооружаемые транснациональными корпорациями, для удешевления проектов не располагают современными и дорогостоящими очистными сооружениями.

Высокая степень загрязненности воздушного бассейна и источников водоснабжения, нерегулируемое развитие промышленности и автомобильного транспорта способствуют распространению сердечнососудистых, канцерогенных заболеваний, болезней систем дыхания, инфекционных, кишечно-желудочных, а также ряд других серьезных нарушений здоровья больших групп населения.

Очень важным обстоятельством, воздействующим на экологическое состояние обширных территорий и акваторий за пределами крупных агломераций, следует считать перенос их загрязнений. В развивающихся странах нередки случаи неблагоприятного экологического воздействия крупнейших центров на окружающую природную среду при все увеличивающихся радиусах такого воздействия. Например, следы загрязнения воздушного бассейна агломерации Сан-Паулу в Бразилии обнаруживаются и в далеко от него отстоящих речных системах во внутренних регионах Бразилии, и над Атлантическим океаном.

Тем не менее, исходя из понимания нарастающей угрозы экологической катастрофы, в развивающихся странах постепенно растет понимание особой важности и приоритетности проблем охраны и улучшения окружающей природной среды, в том числе в городах. Принимаются необходимые государственные нормативно-правовые акты, а также постановления органов местной власти, направленные на сохранение природных ресурсов, недопущение действий, направленных на отрицательное воздействие на окружающую среду, сохранность природы.

Таким образом, неоспорим тот факт, что урбанизация сопровождается отрицательным воздействием на состояние окружающей среды, которое может привести к ухудшению экологии, здоровью и жизни населения.

Один из важнейших и глобальных процессов современного мира - урбанизация, т.е. рост городов и повышение удельного веса городско­го населения, а также возникновение более сложных сетей и систем городов. Для большинства стран мира, в том числе и для России, ха­рактерны следующие черты урбанизации:

Быстрые темпы роста городского населения;

Концентрация населения и хозяйства в больших городах;

Переход от компактного (точечного) города к городским агло­мерациям - территориальным группировкам городских и сельских по­селений.

Урбанизация - это исторический процесс повышения роли городов и городского образа жизни в развитии общества, связанный с пространственной концентрацией деятельности в сравнительно немногочисленных городах и ареалах преимущественного социально- экономического развития (урбанизированных районах). Она обусловлена глубокими структурными сдвигами в экономике и социальной сфере и связана обычно со сосредоточением населения в крупных городах. Существует двоичное понимание процесса урбанизации: 1) в узком смысле - рост городов, особенно больших, увеличение доли городского населения; 2) в широком понимании- это исторический процесс повышения роли городов и городского образа жизни в развитии общества.

Урбанизация - процесс сложный, динамичный, многоплановый - является объектом междисциплинарных исследований. Урбанизация- процесс глубоко пространственный, концентрированный и отчетливо выраженный при его проекции на территорию, картографировании. В процессе эволюции происходит расширение ареалов урбанизированной среды и их качественное изменение.

Урбанизация - всеобъемлющий процесс, он охватывает в территориальном плане не только городскую, на все в большей мере и сельскую местность, во многом определяя ее трансформацию- демографическую, социальную, экономическую и пространственную и т. д. Вот почему многие сельские проблемы (подвижность, изменение структуры сельского населения, депопуляция) тесно связаны с урбанизацией. Города и агломерации оказывают разностороннее влияние на окружающую сельскую территорию, постепенно как бы «перерабатывая» ее, сокращая размеры сельской местности. В результате происходит стремительное развитие пригородов крупных городов - субурбанизация (дословно «урбанизация пригородов»). Одновременно наблюдается внедрение некоторых городских условий и норм жизни в сельские поселения, т. е. рурбанизация(сельская урбанизация, процесс распространения городских форм и условий жизни на сельскую местность). Урбанизированные территории занимают 0,8% площади суши, но концентрируют более 48% населения Земли, более 80% ВВП и дают более 80% выбросов в атмосферу.


Агломерация- компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенная в сложную локальную систему многообразными интенсивными связями- трудовыми, производственными, коммунально-бытовыми, рекреационными, а также совместным использованием данного ареала и его ресурсов; -высокоурбанизированная территория с густой сетью населенных пунктов, как бы объединенных совместной пригородной зоной.

Городскими поселениями (городами, поселками городского типа) называют населенные места, имеющие определенную людность и выполняющие специфические, преимущественно несельскохозяйственные функции (промышленные, транспортные, административные, культурные, торговые). Крупные городские поселения почти всегда многофункциональны.

Критерии отнесения населенные пунктов к городским поселениям в разных странах сильно отличаются. Основными критериями отнесения населенных пунктов к числу городов: число жителей, историческая обусловленность, развитие административных, торговых, финансовых, культурных и др. функций. (В РФ- это населенные пункты с населением более 12 тыс. чел., где не менее 85% работающего населения занято не в сельском хозяйстве). Однако в силу ряда исторических и социально-экономических причин города по своей людности могут быть существенно меньше 12 тыс.чел. Например, наименьший по численности населения город в России - Чекалин Суворовского района Тульской области насчитывает 1,0 тыс. жителей. При этом сельские населенные пункты, особенно в условиях крупноселенного расселения юга Европейской части России (Краснодарский и Ставропольские края, Астраханская, Ростовская области, республика Адыгея) могут насчитывать более 15-20 тысяч жителей.

Доля городского населения в России составляет около 73,5% (2006 г.).

Следующими характерными особенностями современного города являются:

· экономические - занятость населения вне сельского хозяйства;

· экистические - концентрация значительного населения на относительно небольшой территории (и, следовательно, высокая плотность населения);

· демографические - формирование специфических городских характеристик воспроизводства населения и его структуры;

· архитектурные - образование характерной городской архитектурно-планировочной среды;

· социальные - формирование специфического городского образа жизни;

· правовые - города являются, как правило, административными центрами различного иерархического уровня.

Самым важным считается последний показатель, так как он говорит об изменении соотношения городского и сельского населения в стране или ее отдельных частях. Именно по этому показателю обычно судят об уровне развития урбанизации в той или иной стране. Но экстенсивная урбанизация с течением времени достигает своего «потолка», после чего значения соответствующих показателей могут даже уменьшаться. В част­ности, для доли городского населения таким максимальным показателем обычно является 90%.

Интенсивная урбанизация проявляется в формировании все новых разновидностей городского расселения. Так, первоначально развиваются отдельные города, но крупнейшие из них достигают все большей числен­ности населения, концентрируют все более значительную часть город­ского населения. В начале XIX в. на Земле был лишь один город с насе­лением более 1 млн. жителей (город-миллионер). В начале XX в. таких городов было уже 10. А к концу века на планете насчитывается около 400 городов-миллионеров и появились «города-сверхмиллионеры» (с насе­лением более 10 млн. жителей). Соответственно если в начале XX в. в городах-миллионерах насчитывалось менее 10% городских жителей Земли, то в конце века - более 20%. В наиболее отсталых развивающихся государствах в настоящее время существуют лишь отдельные города, хотя иногда и довольно крупные. Они, как правило, резко выделяются по экономической структуре и образу жизни среди окружающей сельской местности.

Самым древним городом из ныне существующих на территории Рос­сийской Федерации является Дербент в Республике Дагестан, который был основан в V в. н. э. на северной границе тогдашних персидских вла­дений. Самые древние русские города, появившиеся в IX в., располага­лись вдоль пути «из варяг в греки» - это Новгород, Псков, Смоленск. В XI-XII вв. активное строительство городов велось в Волжско-Окском междуречье - интенсивно заселяемой славянами северо-восточной окраине русского государства того времени. Появились Владимир, Ярос­лавль, Москва и многие другие города. Но во время монголо-татарского нашествия большинство древнерусских городов было разрушено, и зна­чительная часть из них так и не возродилась. Столицей русского госу­дарства стала Москва.

Новое интенсивное строительство городов началось уже только в XVI в. - после полного освобождения государства от монголо-татар­ской зависимости и присоединения Казанского, Астраханского, а затем и Сибирского ханств. Шло заселение русскими «дикого поля» (террито­рии современных Поволжского и Центрально-Черноземного районов) и возведение городов на этой территории, прежде всего для целей обороны. Появились Самара, Волгоград, Воронеж и др., а также первые сибирские города - Тюмень и Тобольск. На севере для развития торговых связей с Европой был основан Архангельск. На протяжении XVII в. шло освое­ние Сибири, и новые города-остроги появились на этой территории - Томск, Красноярск, Иркутск и др. То есть большинство новых городов того времени имели преимущественно военные функции. После расши­рения территории государства и утраты военного значения сохранились в качестве городов только те из них, которые стали торговыми и ремес­ленными центрами окружающих территорий.

В начале XVIII в. (в период реформ Петра I) новые города появились на Северо-Западе (Санкт-Петербург, Петрозаводск), а также на Урале, где началось интенсивное развитие металлургии (Екатеринбург). Во вре­мена правления Екатерины II в стране была проведена административная реформа, в результате которой возникли небольшие города - уездные центры, которые должны были относительно равномерно распределяться по территории страны. В XIX в. новые города основывались на юге Рос­сии - в присоединенных к стране районах (Владикавказ, Владивосток). В самом конце века при строительстве Транссибирской железнодорож­ной магистрали возник Новосибирск - самый молодой из современных городов-миллионеров России, крупнейший сегодня город в азиатской части страны.

Интенсивное образование новых городских поселений наблюдалось на территории России в XX в. Масштабная административная реформа была проведена после революций 1917 г. При этом многие города, не имевшие промышленности, были преобразованы в сельские поселе­ния. Но одновременно городами стали крупные промышленные села и призаводские поселения (Ижевск, Орехово-Зуево и др.), появились поселки городского типа. В 30-е годы новые города появились около круп­ных промышленных новостроек первых пятилеток (Магнитогорск, Ком­сомольск-на-Амуре и др.). В связи с эвакуацией промышленного произ­водства на восток в годы Великой Отечественной войны много новых городских поселений возникло на Урале и в Западной Сибири (Североуральск, Новоалтайск и др.).

Во второй половине XX в. новые городские поселения на террито­рии России возникали преимущественно в трех случаях:

1)городские поселения в районах освоения природных ресурсов в основном на севере и востоке России: Нижневартовск, Мирный и др.;

2)городские поселения в составе агломераций преимущественно в Центральной России: Протвино в Московской области и др.;

3)разросшиеся и трансформировавшиеся села-райцентры - это, как правило, небольшие ПГТ по всей территории страны.

Градообразующие функции можно разделить на две группы - цен­тральные и специальные. Центральные функции заключаются в разно­образном обслуживании населения и хозяйства прилегающих террито­рий. Городские поселения - центральные места образуют довольно строгую иерархию в пределах страны. На верхнем уровне этой иерархии находится столица Москва, обслуживающая всю территорию страны. Сле­дующий уровень образуют города - крупнейшие центры экономичес­ких районов (Новосибирск, Екатеринбург и др.). Обслуживание терри­торий субъектов Российской Федерации осуществляют региональные Центры (Псков, Орел, Астрахань и др.). Внутри каждого региона обычно можно выделить уровень межрайонных центров, обслуживающих не­сколько низовых административных районов (например, Орск и Бузулук в Оренбургской области). Следующий уровень образуют поселения - райцентры (например, Выборг, Приозерск и другие в Ленинградской области). Низший уровень иерархии образуют поселения - внутрирай­онные центры, которые обслуживают часть административного района (Апрелевка и Верея в Наро-Фоминском районе Московской области).

Специальные функции, часто в масштабах всей страны, выполняют отраслевые центры. В России наибольшее количество городских поселе­ний - промышленных центров (Магнитогорск, Новокузнецк, Комсо­мольск-на-Амуре и др.). Наиболее яркими представителями транспортных центров являются крупные морские порты (Новороссийск, Находка). Относительно редко встречаются в нашей стране научные центры (Обнинск в Калужской области, Дубна в Московской области и др.), туристические центры (Суздаль во Владимирской области) и курортные центры (Сочи в Краснодарском крае, Пятигорск в Ставропольском крае и др.).

Среди поселков городского типа встречаются также несколько осо­бых функциональных типов. Во-первых, это строительные центры, связан­ные с сооружением крупных промышленных объектов, как правило, атом­ных и гидравлических электростанций (Шилово в Рязанской области, Чистые Боры в Костромской области и др.). Во-вторых, это пригородные (дачные) поселки, имеющие исключительно жилые функции (Фирсановка, Семхоз, Родники в Московской области и др.). В-третьих, это поселки городского типа, уже лишившиеся каких-либо городских функций, поскольку все крупные несельскохозяйственные предприятия в них закрыты, а трудовых связей с другими городскими поселениями они не имеют. Такие поселки довольно часто встречаются в северных и восточ­ных районах страны около выработанных месторождений полезных ископаемых или закрывшихся из-за исчерпания ресурсов лесоразрабо­ток, но некоторое время (иногда на протяжении десятилетий) они еще продолжали числиться городскими поселениями. Причем некоторые из них полностью лишились населения. Сочетание различных функций в одном поселении приводит, как правило, к его быстрому развитию. Потому большие города являются многофункциональными. И наоборот, небольшие города и ПГТ, как правило, являются монофункциональными.

По размеру городские поселения делятся следующим образом: мельчайшие (до 10 тыс. жителей); малые (от 10 до 50 тыс. жителей); средние (от 50 до 100 тыс. жителей); крупные (от 100 до 500 тыс. жителей); крупнейшие (от 500 тыс. до 1 млн. жителей); города-миллионеры (свыше 1 млн. жителей).

Наиболее важны и интересны города-миллионеры, которых всего 13, в них концентрируется около 25% всего городского населения страны. Кроме того, более 1 млн. жителей насчитывают городские агломерации - Воронежская, Саратовская, Красноярская. Поскольку строгих статистических критериев выделения агломераций в России не существует, назвать точную численность их населения нельзя.

Подавляющее большинство городских агломераций в России явля­ется моноцентрическими, т.е. вокруг одного большого города группиру­ются относительно мелкие пригородные поселения. Полицентрических агломераций, когда общая пригородная зона образуется вокруг несколь­ких примерно равных по значению городов, почти не встречается. Так, среди 16 агломераций с населением более 1 млн. человек полицентри­ческой с большой долей условности можно считать только Самарскую, где второй по количеству жителей город Тольятти уступает главному центру Самаре менее чем в 2 раза.

Больше всего городов - и агломераций-миллионеров на Урале и в Поволжье (по четыре), вместе эти два района сосредоточивают половину городов - и агломераций-миллионеров страны. В то же время в наименее заселенных Северном и Дальневосточном районах такие города и агло­мерации отсутствуют. Население самого крупного в Северном районе города Мурманска не достигает и 350 тыс. человек.

В группу крупнейших городов России входят: Красноярск (911 тыс. жителей), Саратов и Воронеж (от 800 тыс. до 900 тыс.), Тольятти (720 тыс.), Ижевск, Краснодар, Ярославль, Ульяновск, Барнаул (от 600 тыс. до 700 тыс.), Иркутск, Новокузнецк, Астрахань, Пенза, Рязань, Оренбург, Липецк, Набережные Челны, Тюмень, Хабаровск и Владивосток (от 500 тыс. до 600 тыс. жителей).

Только 3 из 33 городов-миллионеров и крупнейших городов России не являются региональными центрами. Это говорит о сильном влиянии Центральных функций высокого ранга на рост и развитие городов в стране.

Проявляется это также в том, что в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации региональными центрами являются самые крупные города. Из 89 субъектов Федерации исключения составляют лишь Кемеровская и Вологодская области, где самыми крупными городами являются промышленные центры Новокузнецк и Череповец, а также автономные округа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий, где крупнейшими являются центры нефтедобычи Сургут и Ноябрьск.

Специфическая группа городских поселений России - «закрытые» города и поселки городского типа (закрытые административно-террито­риальные образования - ЗАТО). Они связаны, как правило, с производством ядерного оружия, военными базами и полигонами по испытанию вооружений. Отличительной особенностью таких поселений является то, что они в советский период не фиксировались в открытой статистике и не наносились на географических картах. Даже само их существование являлось секретным. Название таких поселений образовы­валось из названия ближайшего крупного города и номера: Арзамас-16, Красноярск-45 и т.п. В 90-е годы «закрытые» городские поселения полу­чили собственные названия, о них появились публикации в прессе, открытая статистическая информация. Самым крупным из ЗАТО является город Северск в Томской области (более 100 тыс. жителей). Всего в таких поселениях проживает около 1,2 млн. жителей России.

Казахское традиционное общество знало различные формы торговли и торговых сделок. Скотоводы, во-первых, продавали “алыпсатарам” (скупщикам) свой скот и сырье, во-вторых, покупали товар в ростовщический кредит, в-третьих, постоянно практиковали натуральный обмен фабрично-заводских изделий на скот и сырье. Главной чертой торговли в этот период в казахском

ауле был ее ярко выраженный неэквивалентный характер. Торговля была свободной формой экспроприации мелких собственников.

К началу XX века в Казахстане существовали 3 формы торговли, которые в основном, соответствовали трем типам хозяйства, т.е. кочевому, полукочевому и оседлому. Это были: разъездно-меновая, ярмарочно-периодическая (ярмарки – периодически организуемые в установленном месте торги, рынки) и стационарная. Важной особенностью разъездно-меновой

торговли был ростовщический (ростовщик – лицо, использующее накопленные им денежные суммы для предоставления их в виде ссуд под определенный процент) характер – товар раздавался в долг. Широкое развитие получила меновая торговля. Главными пунктами торговли Казахстана с Россией были Оренбург, Троицк, Петропавловск, Омск, Семипалатинск и Уральск. В торговле

с Россией ввоз преобладал перед вывозом. Всеобщим эквивалентом был трехгодовалый баран. Меновая торговля развивалась и между казахами отдельных родов. Объектами обмена были скот, соль, изделия из дерева и т.п.

Начало XX века ознаменовалось ускорением формирования казахской торговой буржуазии. Это были мелкие торговцы, маклеры, алыпсатары; самостоятельными торговцами были саудагеры, они занимались разнообразными торговыми операциями: ростовщическим капиталом,

открытием скупочных пунктов и т.д. Казахский торговый капитал находился в подчинении у российских и среднеазиатских купцов. Отдельные купцы-казахи расширяли свои торговые

операции. Так, оборот верненского купца Калдыбаева составлял не менее 80 тысяч рублей. Однако казахская буржуазия росла медленно, будучи связанной со скотоводством и выполнявшая роль посредника между российским капиталом и местным рынком. В Российской империи важную роль играла ярмарочная торговля. Наиболее известными общеимперскими ярмарками являлись Нижегородская с оборотом в 200 млн. рублей в год и Ирбитская –20-30 млн. рублей в год.

В Казахстане первая ярмарка открылась в 1832 году при Ханской ставке,

что в Букеевской Орде, но большую роль в жизни края стала она играть после реформ 60-х годов. Особое развитие ярмарочная сеть получила в Акмолинской области – здесь действовали три крупных ярмарки – Тайичинская, Акмолинская, Атбасарская, всего было 50 – мелких и средних. В одном Кокчетавском уезде в 1900 году состоялось 33 осенних и зимних ярмарок с общим оборотом в 3,2 млн. рублей. В Семипалатинской области с 1848 года действовала знаменитая Кояндинская (Ботовская) ярмарка. Сюда приезжали купцы самых отдаленных территорий Средней Азии, Китая, Восточного Туркестана. В 1870 году оборот ярмарки равнялся 525 тысяч, а в 1899 году

превысил 1 млн. 700 тысяч рублей. С начала XX века обороты возросли до 4 млн. рублей; 62% рогатого скота, продаваемого на этой ярмарке, пригонялись из Семиречья, 7% из Китая. По показаниям купечества на ярмарке ежегодно продавались 200 тысяч пудов мануфактуры, 50 тысяч пудов сахара и т.д. В число крупнейших центров торговли входили Чарская в Семипалатинской области, Каркаралинская в Семиречье, Атбасарская ярмарка в Центральном Казахстане. Обороты каждой их них превышали миллионы рублей ежегодно. Ярмарки содействовали развитию товарно-денежных отношений, создавали стимул к увеличению товарности скотоводства и способствовали росту казахской торговой буржуазии, которая специализировалась на перепродаже скота и сырья.

С самого начала торговля в Казахстане сочеталась с ростовщичеством.

Торговля в степи часто выступала в форме раздачи товара в долг. При неуплате в срок сумма увеличивалась. По указу от 24 мая 1893 года местное население не привлекалось за ростовщическую деятельность к уголовной ответственности, а русские купцы действовали через подставных лиц-казахов.

Во второй половине XIX века в крупных городах открылись городские общественные банки: в Петропавловске (1871 г.), Омске (1875 г.), Уральске (1876 г.), Семипалатинске (1887 г.) и др. городах. Обороты Семипалатинского банка в 1887 году составляли 10,3, а в 1895 году – 22,3 млн. рублей, что

свидетельствует о быстром росте торговой буржуазии, – основных клиентов банка. Появляются акционерные банки. В Казахстане открыл свои отделения Сибирский торговый банк. Кредитными операциями были охвачены многие районы Казахстана. Все это усилило экономические связи со средней Азией, Сибирью, Центральной Россией.

Развитие в Казахстане капиталистической промышленности, сети железных дорог ускорило рост городов и их населения. Быстро росло население областных и уездных городов, которые становились не только административными и торговыми, но и промышленными, и культурными центрами. Население Павлодара с 1889 года за 10 лет увеличилось в 1,5 раза и достигло 7620 человек.

Развитию города в немалой степени способствовало то обстоятельство, что он служил перевалочным пунктом торговли на Иртыше. В Семипалатинске в 1900 году проживало 31 тыс. человек. На севере Казахстана быстро рос Петропавловск, в котором в 1900 году проживало 22 тыс. человек, действовало 66 различных предприятий по обработке сырья с капиталом более 1 млн.рублей. Население Кустаная, основанного в 1879 году, за 18 лет увеличилось в 2,5 раза и достигло 14,3 тыс. человек.

Центром оживленной торговли стал Акмолинск. На западе Казахстана торгово-промышленным городом был Уральск. В 1900 году в нем жило 39 тыс. человек. Росту города способствовало проведение Урало-Покровской железной дороги. В Аральске было развито мукомольное дело, имелось 93 мелких предприятия. В уездном городе Гурьеве в конце 90-х годов проживало до 10 тыс. человек. Основная часть населения занималась рыбным промыслом и торговлей с казахским кочевым населением. Ежегодный оборот осенней Гурьевской ярмарки составлял в среднем 160 тыс. рублей. Быстро стали расти города в Южном Казахстане. В Чимкенте, по переписи 1897 года, насчитывалось 11194 жителя. В городе находился санторинный завод, продукция которого вывозилась в Россию и даже за границу, а также хлопкоочистительный завод. В центре Семиреченской области, городе Верном (совр. Алматы) в 1900 году жило уже 37 тыс. человек. Росло население и других городов Казахстана. Так, к концу XIX века в Усть-Каменогорске проживало до 10 тыс. человек. Актюбинск был основан в 1869 году, а к 1900 году его население составляло 4311 человек. Зайсан возник в 1868 году, а к концу XIX века в нем было около 4 тыс. жителей.

В городах заметно росло казахское население. Расслоение аула вынуждало часть разорившегося населения уходить на заработок в город.

Вместе с тем в городах Казахстана жили и крупные казахские баи, торговцы, перекупщики. В таких городах, как Иргиз, казахи составляли треть населения, в Каркаралинске – более половины.

Большую часть населения городов составляли трудящиеся–ремесленники, рабочие промышленных предприятий и мелкие служащие.

Многие из них занимались и сельским хозяйством. Рост потребностей городского населения в предметах домашнего обихода, а также одежды и обуви способствовал развитию ремесел. Городские

ремесленники-портные, скорняки, сапожники, ткачи, столяры, бондари, кожевенники – производили все это, а также сельхозинвентарь. В 1920 году в городах Акмолинской области насчитывалось 12 тыс. ремесленников. Таким образом, характерной особенностью экономического развития

Казахстана в XVIII – начале XX веков было становление товарно-денежных отношений. Возросшая роль товарного производства способствовала формированию казахской буржуазии. Внедрявшиеся здесь капиталистические отношения оказывали все большее влияние на развитие экономики региона,

что привело к началу ломки казахского корпоративного общества.

Прогрессивное само по себе развитие промышленной индустрии в Казахстане проявилось в форме колониальной экономической экспансии российского и иностранного капитала.

Понятие Урбанизации

Урбанизация (от лат. Urbanus – городской, urbs - город) – это исторический процесс повышения роли городов, городского образа жизни и городской культуры в развитии общества, связанный с пространственной концентрацией деятельности в сравнительно немногочисленных центрах и ареалах преимущественного социально-экономического развития .

Конкретизируя это ставшее слишком общим с позиции современной геоурбанистики определение, следует добавить к нему два важных момента:

1. широкий выход города за свои официальные (ставшие слишком тесными) границы и образование постгородских урбанистических систем – агломераций, урбанизованных районов, мегаполисов;

2. существенное изменение самого человека в городе, имея в виду рост разнообразия потребностей, повышение требований к качеству, уровню и образу жизни, изменение системы ценностей, норм поведения, культуры, интеллекта и т.д.

Термин «урбанизация» появился впервые в зарубежной литературе в 1867 г. в Испании, на русском языке – в 1957 г. (в переводе «Доклада о мировом социальном положении» ООН). Более регулярно этот термин стал использоваться в советской научной литературе с конца 1960-х гг., т.е. на столетие позднее, чем впервые за рубежом, да при этом часто само явление оценивалось негативно. Поэтому в изучении процесса урбанизации, особенно на первых этапах, советская наука заметно отставала от западной .

Урбанизация как сложный, динамичный, многоплановый процесс является объектом междисциплинарных исследований. Представители разных наук, а иногда даже одной науки имеют свое видение этого процесса. Поэтому до сих пор отсутствует единое общепринятое определение урбанизации.

Имея в виду различное содержание, которое вкладывается в понимание урбанизации предложено два типа ее определения:

1. урбанизация в узком понимании означает рост городов, особенно больших, увеличение доли городского населения;

2. в широком значении – исторический процесс повышения роли городов, городского образа жизни и городской культуры в развитии города.

Неоднозначности понимания урбанизации во многом способствовала сама многогранность процесса, охватывающего самые разные проблемы и аспекты городского развития: социальные, экономические, демографические, этнические, культурные и т.д.

Суть урбанизации составляет процесс развития больших городов (свыше 100 тыс. жителей) и формирующихся на их базе крупных агломераций и обширных урбанизированных районов, которые являются главными фокусами территориального развития и основными носителями свойств и особенностей современной урбанизации. Поэтому только тогда, когда рассматриваются городские процессы в более широких территориальных рамках, чем город, используя для этого агломерацию, урбанизированный район и другие городские системы, получают представление о подлинных масштабах современной урбанизации.

Особая важность изучения урбанизации объясняется тем, что она является результирующим процессом, формирующим взаимоотношения человека, общества и окружающей среды. Важнейшим результатом, мерилом урбанизации ныне все более осознается сам человек с ростом его возможностей, способностей и творческого потенциала в условиях распространения городской системы ценностей в глобальных масштабах.

Процесс становления урбанизации

Повышение роли городов в жизни общества сопутствовало человечеству на протяжении всей его истории. Но только в 19 в. начинается заметная концентрация населения в городах. В начале 20 в. она еще более усиливается, но особенно возрастают масштабы урбанизации после второй мировой войны, когда, согласно Г. Чайлду, началась «городская революция». С 1950-х гг. процесс все более характеризуют не только количественные, но и качественные изменения (появление новых форм расселения, агломерирование, субурбанизация и др.). Таким образом, когда используется определение «современная» применительно к урбанизации, имеется в виду, как правило, ее функционирование начиная с середины прошлого столетия.

С углублением урбанизации, однако, происходит неизбежная эволюция социально-географических представлений о ней, особенно заметная во второй половине 20 в. акценты в определении сущности урбанизации постепенно смещаются с роста городского населения, его доли в населении страны или района на уровень концентрации населения в крупных городах, агломерациях и надагломерационных системах расселения; затем на распространение городского образа жизни, изменение норм поведения человека в городе, качества городской среды и на изучение человека в городе как феномена культуры и в более широком плане всей цивилизации. Указанные признаки не противостоят друг другу; перенесение же акцентов на один из них отражает лишь последовательные стадии познания урбанизации по мере углубления самого процесса, и его изучения наукой.

Урбанизация как классический глобальный процесс

В современной науке глобальный процессы можно представить, во- первых, как охватывающие весь мир и, во-вторых, как системные явления, пронизывающие всю жизнедеятельность человека.

Глобальность и универсальность современного процесса урбанизации имеют глубокие исторические корни. Они проявляются в наше время на двух уровнях:

1. на философско-мировоззренческом (междисциплинарном). Урбанизации принадлежит одно из первых мест среди глобальных проблем современности, поскольку именно в городе, как в фокусе, концентрируется большинство мировых проблем и определяются перспективы развития человечества. Поэтому урбанизация во многом определяет развитие земной цивилизации со временем появления античного города и до наших дней.

2. на проблемном. Урбанизацию в современном весьма противоречивом и дифференцированном мире характеризуют следующие общие главные проблемы:

Конфликт между интенсивно расширяющимися урбанизированными территориями и ресурсами обрабатываемых сельскохозяйственных земель, лесных площадей и т.д., необходимых для поддержания равновесия между природой и обществом;

Культурный и экономический конфликт между городской и сельской местностью, деградация хозяйства и демографического состояния сельского населения под влиянием расширения урбанизации;

Конфликт между взрывоопасностью увеличивающимся формально городским населением и явно не городским уровнем (для значительной части) его культуры и сознания, недостаточной подготовленностью производственной и обслуживающей сфер к такому стремительному росту городов; это проблема так называемой псевдо-, или ложной, урбанизации, начавшейся с середины 1930-х гг. в СССР;

Конфликт социально-культурного и социально-этнического характера внутри урбанизированных территорий в результате резко выросших имущественных и других различий между так называемыми старыми и новыми жителями городов, ввиду пополнения малоквалифицированной рабочей силы за счет эмигрантов .

Урбанизация – процесс глубоко пространственный, концентрированный и отчетливо выраженный при его проекции на территорию, картографировании. В процессе эволюции происходит расширение ареалов урбанизированной среды и их качественной изменение.

Для пространственной эволюции современной урбанизации характерны следующие существенные особенности:

1. концентрация, интенсификация, дифференциация и разнообразие городских видов деятельности (функций), а в последнее время все чаще и сельского хозяйства в пригородных зонах крупных центров;

2. распространение вне центров и урбанизированных ареалов городского образа жизни с особой структурой общения, культурой, системой ценностных ориентаций;

3. развитие крупных городских агломераций, урбанизированных районов и зон в результате усиления взаимосвязей в системах расселения;

4. усложнение форм и систем урбанизированного расселения: переход от точечных и линейных – к узловым, полосовым и т.д.;

5. увеличение радиусов расселения в пределах агломераций и урбанизированных районов, связанного с местами приложения труда, зонами отдыха и др., и вызывающего территориальный рост городских систем; соответственно происходит увеличение площадей высоко урбанизированных территорий за счет расширения старых и появления новых очагов урбанизации .

Для пространственного развития урбанизации далее характерны превращение сети городских поселений в системы расселения, дифференциация городского пространства, вовлечение новых территорий в сферу влияния городов различного типа и ранга, расширение ареалов урбанизированной среды.

При определении характера урбанизации страны или района используются понятия урбанистическая структура и территориально-урбанистическая структура. Урбанистическая структура – это соотношение поселений различной величины (людности) в общем их числе, суммарной численности населения. Под территориально-урбанистической структурой понимается соотношение и взаимное расположение территорий, которым свойственно:

1. развитие урбанизации вширь (развитие новых ячеек) или вглубь (усложнение форм и структур расселения);

2. выраженность и рисунок сети опорных городских центров;

3. степень зрелости городских агломераций;

4. пространственная дифференциация региональных городских систем.

Урбанизация – всеобъемлющий процесс, он охватывает в территориальном плане не только городскую, но все в большей мере и сельскую местность, во многом определяя ее трансформацию – демографическую, социальную, экономическую, пространственную и т. д. Вот почему многие сельские проблемы (подвижность, изменение структуры сельского населения, депопуляция) очень тесно ныне связаны с урбанизацией. Города оказывают разностороннее влияние на окружающую сельскую территорию, постепенно как бы «перерабатывая» ее, сокращая размеры сельской местности. В результате происходит стремительное развитие пригородов крупных городов – субурбанизация (дословно « урбанизация пригородов»). Одновременно наблюдается внедрение некоторых городских условий и норм жизни в сельские поселения, т. е. Рурбанизация (сельская урбанизация). Урбанизация сельской местности ведет и качественным ее изменениям: растут несельскохозяйственные занятия сельского населения, увеличивается его маятниковая миграция, особенно в города и пригородную зону крупных центров, меняется социально-профессиональная и демографическая структура сельских жителей, их образ жизни, уровень благоустройства сельских поселений и т. д. Формируются обширные зоны тяготения крупных центров, в которых складываются тесные прямые и обратные связи между городом и сельской местностью.

Урбанизированность населения

Сравнительный анализ демографических аспектов развития процесса урбанизации в различных странах мира принято основывать на данных о росте урбанизированности населения – доли городского или так называемого урбанизированного населения. Поскольку критерий выделения городских поселений значительно различается по отдельным странам, для получения сопоставимых данных к городскому населению часто причисляют население всех поселений, достигших определенного уровня людности. В 2002 в поселениях с числом жителей свыше 5000 чел проживало более 1/3 населения земного шара (в начале 19 в. – менее 3%), в поселениях с людностью свыше 20000 чел. – более 1/4. При использовании национальных критериев выделения городских поселений динамика урбанизации населения выглядит следующим образом. В 1800 году доля городского населения во всем населении земного шара составляла около 3 %, в 1850 – 6,4%, в 1900 – 19,6%. С 1800 по 2000 она увеличилась почти в 18 раз (до 51,2%) .

Опережающий рост городского и несельскохозяйственного населения по сравнению с сельским и сельскохозяйственным – наиболее характерная черта современной урбанизации. В трех частях света – Австралии и Океании, Северной Америке и Европе преобладают жители городов; их догоняет быстро урбанизирующаяся Латинская Америка; в то же время население афро-азиатских стран благодаря своей большой численности создает перевес села над городом в среднем по миру. Наиболее высокий процент городского населения имеют развитые страны первого мира: в Европе – Великобритания (91%), Швеция (87%), ФРГ (85%), Дания (84%), Франция (78%), Нидерланды (76%), Испания (74%), Бельгия (72%); в Северной Америке – США (77%) и Канада (76%); в Азии – Израиль (89%) и Япония (78%); в Австралии и Океании – Австралия (89%) и Новая Зеландия (85%); в Африке – ЮАР (50%). Когда доля городского населения превышает 70%, темп ее роста, как правило, замедляется и постепенно (при подходе к 80%) приостанавливается.

Для урбанизации характерна концентрация населения в больших и сверхбольших городах. Именно рост больших городов (с населением свыше 100 000 чел.), связанных с ними новых форм расселения и распространения городского образа жизни наиболее ярко отражают процесс урбанизации населения..

Таблица 1 - Динамика мирового процесса урбанизации в ХІХ - ХХ вв.

Год Городское население, млн человек Доля городского населения в мировом населении, %
1800 50 5,1
1850 80 4,3
1900 220 13,3
1950 738 29,3
1960 1033 34,2
1970 1353 36,6
1980 1752 39,4
1990 2277 43,1
2000 2926 47,5

Данная таблица показывает динамику мирового процесса урбанизации, увеличение доли городского населения, за счёт увеличения сельского населения, роста городов и городской инфраструктуры, создания новых рабочих мест и улучшения качества жизни в городах.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином