Основные принципы логопеда в работе с детьми. Принципы логопедической работы. Логопедия М. Е. Хватцев

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

отчет по практике

3 Основные принципы логопедической работы

Логопедия стоит в ряду других специальных наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями; она имеет общую с ними методологическую основу и общую специальную задачу: максимальное преодоление дефектов у детей (и у взрослых), страдающих нарушением (в данном случае речи), и подготовка их к трудовой деятельности.

Сложность освещения основных принципов логопедического воздействия заключается в том, что в логопедической помощи нуждаются люди самых разных возрастов (дошкольники, школьники, взрослые); нарушения речи очень многообразны, столь же разнообразны причины их возникновения, их роль и значение для полноценности коммуникативной функции речи человека, для его общего развития и обучения, формирования характера и для его участия в трудовой и общественной жизни.

Как педагогическая дисциплина, логопедия должна руководствоваться в своей практике общепедагогическими принципами, в частности принципами дидактики.

Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений.

1. Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности, учитывая взаимообусловленность и связь деятельности всех анализаторов, используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

2. В логопедическую работу вовлекается речь человека в целом: логопед должен создавать словарь, грамматический строй и звуковую сторону речи (моторная алалия) даже при самом легком речевом нарушении, когда имеются дефекты произношения только некоторых звуковых групп и отдельных звуков, он не может ограничить свою работу только созданием правильного изолированного звука, а с точки зрения произношения этого звука переработать и словарь (не лука, а рука, не коска, а кошка) и фразу не я хотю кусять, а я хочу кушать). Логопед должен не только добиться правильного произношения мягких и твердых согласных или звонких и глухих, но и их различения, т. е. подготовить основу для правильной письменной речи.

3. В центре внимания логопедической работы все время должно оставаться наиболее пострадавшее звено данного нарушения (первично нарушенный компонент речи). Так, например, при дислалии и дизартрии это будет звукопроизношение, при алалии-словарь, при заикании-спокойное, плавное течение речи и т. д.

4. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

5. В правильно построенном логопедическом процессе должны быть учтены закономерности и последовательность нормального как речевого, так и общего психического развития.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником желательно быстрее включать программный материал и проводить занятия в виде школьных, а с дошкольником использовать в основном игровые формы, но все же строить свою работу в виде организованных и плановых занятий.

7. Трудности логопедической работы и сроки ее будут зависеть от характера каждого речевого нарушения и от его степени. Например, постепенность развития звукопроизношения при дизартрии связана с постепенным усложнением артикуляционных укладов звуков данного языка и с постепенным переходом от менее пораженных движений к более пораженным.

При моторной алалии постепенное развитие речи схематически может быть охарактеризовано следующими основными направлениями: а) от звукоподражания и лепетных слов ко все более сложным по своей словесной структуре словам; б) от самых конкретных по своему смысловому содержанию слов и грамматических категорий ко все более отвлеченным; в) от самых простых предложений ко все более развернутым и сложным.

8 Вся работа логопеда должна быть проникнута психотерапией, которая основана на понимании трудностей логопата, на понимании того, что большинство плохо говорящих тяжело переживает свою речевую недостаточность- насмешки окружающих, неудачи в учебе; многие из них уже сомневаются в том, что они смогут преодолеть свои трудности.

9. Воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным воздействием логопеда, в значительной степени на основе подражания логопеду, поэтому личность логопеда и, в частности, его речь приобретают очень большое значение Кропотливая, вдумчивая работа возможна только в том случае, если логопед искренне любит свою работу и детей.

Все поведение логопеда должно быть ровным, благожелательным по отношению к своему питомцу; его эмоциональный фон должен быть окрашен радостным, но спокойным и деловым оживлением Логопед должен быть требовательным, но в то же время его требовательность должна быть разумной, понимающей и учитывающей все трудности логопата истощаемость, замедленность заново формирующихся речевых навыков, их нестойкость и зависимость от самочувствия, от окружающей обстановки (заикающийся опять начинает заикаться при появлении незнакомых людей, путает уже отработанные звуки при требовании пересказать трудную для него статью и т п).

Все срывы и неудачи логопедического процесса логопед должен рассматривать прежде всего с точки зрения посильности предъявленных требований к логопату.

Авторитетность в глазах ребенка достигается общей манерой поведения, четкостью своих заданий и требований, в отношении родителей и воспитателей логопед также должен быть ровным и терпеливым, вести квалифицированно, но доступно разъяснение своих требований и своих заданий.

Логопед должен уметь тонко наблюдать для того, чтобы хорошо знать тех, с кем он работает, тем более что в процессе работы их речевой уровень все время изменяется, а в связи с этим изменением соответственно меняются и трудности и задачи логопедической работы. (Так, в работе с моторным алаликом на первом этапе наиболее трудно преодолеть его речевой негативизм, на втором и третьем этапах нарастают трудности в области словаря и грамматического строя и появляется опасность возникновения заикания.)

Логопед должен хорошо знать основные речевые нарушения и их течение, должен быть знаком с современным пониманием их механизмов, должен знать методику начального обучения грамоте и математике, так как именно ему приходится начинать обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, ринолалия и др.).

Начальное обучение при многих речевых нарушениях имеет специфические трудности, кроме того, оно очень часто является вспомогательным средством исправления дефектной речи.

Недостаточность единых программ, пособий требует творческого отношения логопеда к своей работе и тщательной предварительной подготовки к каждому занятию.

Логопедические занятия проводятся со специально подобранными группами или индивидуально.

Организация небольших (от 3-4 до 5-6 человек) подобранных групп (по характеру и тяжести нарушения, по возрасту, по интеллекту) дает больше возможностей для проведения различных игр и упражнений, для воспитательного и психотерапевтического воздействия как на наиболее робких и застенчивых, так и на расторможенных и негативных.

Для успешного ведения работы в группе (дошкольников, школьников разных классов) должна быть дисциплина, что лучше всего обеспечивается четким продуманным планом работы всей группы и индивидуальных требований для всех, входящих в группу.

Групповая работа не исключает и необходимости индивидуальной работы, которая ведется или временно (как подготовка наиболее "тяжелых" детей к работе в группе), или параллельно (в дополнение к работе в группе отдельных детей), или целиком (если у логопеда нет соответствующей группы).

Речь логопеда должна быть образцом для подражания во всех отношениях: по своему темпу, дикции, благозвучности, правильности выражений и произношения. Таким образом, логопед не может быть ни заикающимся, ни косноязычным, он должен уметь говорить свободно и выразительно.

В логопедии разработаны специальные методы преодоления различных дефектов речи.

Работа логопеда должна быть хорошо оснащена различными пособиями. В качестве пособий в логопедической работе служат игрушки, картинки (предметные, сюжетные, серии последовательных картинок9), настольные игры (типа лото, домино "Кто быстрее"), книги (буквари, книги для чтения, художественная литература, учебники для разных классов), таблицы по русскому языку. Все указанные пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием занимающегося. В связи с этим игрушки, картинки, тексты должны быть специально подобраны и сгруппированы.

Выбор пособия и способ пользования им определяются целевой установкой его применения; одно и то же пособие может быть использовано как в целях обследования, так и в целях упражнения, создания тех или иных навыков.

К специальным пособиям относится логопедическое зеркало, в котором занимающийся может видеть одновременно лицо логопеда и свое.

Влияние логоритмических занятий на формирование речевой активности у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Движение является основным биологическим качеством живой материи. Организм человека не просто уравновешивается со средой, а приспосабливается, адаптируется с помощью движения. Двигательное умение - это степень овладения техникой действия...

Воспитание слабовидящих детей

Коррекционная работа - это средство для оказания помощи слепому или слабовидящему ребенку при овладении опытом взаимодействия с окружающей средой. Необходимо...

Готовность детей с общим недоразвитием речи к овладению грамматикой

Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы...

Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Принцип комплексности. Дислексия и дисграфия не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи...

Метод проектов на уроках иностранного языка

Российские преподаватели очень активно публикуют свои работы и обсуждают тему проектной методики в различных журналах. Я бы хотела обратиться в своей работе к Т.В. Душеиной, преподавательницы из города Выборг, что в Ленинградской области...

Особенности координации и пространственной ориентации у младших школьников с нарушением письма

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия...

Особенности логопедической работы при дизартрии

Одним из важнейших направлений логопедических исследований дизартрии является поиск способов ее коррекции и компенсации. Проблемами содержания логопедической работы при дизартрии занимались многие авторы, такие как М.Б. Эйдинова, О.В...

Развитие памяти младших школьников

Основные принципы хорошей работы памяти - пользуйтесь ими в повседневной жизни, предлагал Д.Лапп, для того, чтобы улучшить память, развить внимание и повысить способность к концентрации и организации действий. · ПАУЗА...

Разработка и использование кружка "Моделирование и конструирование одежды" в школе

Кружок - важное звено в системе трудового обучения и воспитания школьников. Под этим понятием подразумеваются различные формы организации деятельности групп учащихся. Кружки обеспечивают решение вопросов воспитания трудолюбия...

Разработка основных направлений логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Практическая значимость. - в подборе методического материала...

Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе

Условием успешной реализации регионального компонента образованием является его кадровое и научно - методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона...

Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием

3) экспериментально выявить особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием; 4) определить этапы и содержание логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием...

Современные представления об этиопатогенезе алалии

У нормально развивающихся детей речевое (и не только речевое) развитие начинается чаще по правополушарному типу. В раннем онтогенезе правое полушарие является доминантным. (Т.Г. Визель, с.78) Однако встречается выраженный левополушарный тип...

Социально-педагогическая деятельность

Цель социальной педагогики - воспитание и помощь ребёнку (подростку). Какие процессы воспитания...

Эффективность деятельности методиста в профессиональном училище

Систематизирующим фактором развития методической службы являются принципы ее деятельности, а именно: 1. Принцип сравнительного педагогического анализа...

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

Наверняка Вам полезно будет узнать об основных принципах работы логопеда.

1. Учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип).

Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее. Если причиной картавости является укороченная подъязычная связка(уздечка) необходимо подрезать уздечку. Нарушение речи может быть вызвано и недостаточным вниманием окружающих, в этом случае коррекционная работа направлена на нормализацию коммуникации ребенка, формирование артикуляции, фонематических процессов.

2. Комплексность

Речь – процесс сложный. При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога), ведь мозг – единое целое, и нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства. Так, причиной алалии является избирательное поражение коры головного мозга, проявляется алалия в трудностях усвоения языка, в отклонении формирования личности, высших психических функций. Без медикаментозного воздействия и психокоррекции логопедическая работа малоэффективна. При Заикании наблюдаются и неврологические отклонения и речевой дефект и психические. Только комплексный подход, включающий медикаментозное, психологическое, логопедическое воздействие, психотерапию может избавить от этого недуга.

3. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода).

Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом. Нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения; такие нарушения как пропуски и перестановки звуков и слогов в словах, бедность словарного запаса, неправильное согласование слов в предложение также заслуживают внимания.

4. Опора на сохранное звено .

Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.

5. Учет закономерностей нормального хода речевого развития.

В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать. Основная задача логопедической работы – максимально приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к нормальному порядку.

6. Учет ведущей деятельности.

Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение.Для школьников ведущая деятельность учебная. На этой основе и строиться вся программа логопедической работы. Однако, игровые моменты тоже остаются. Играть любят все, даже взрослые.В работе со взрослыми тоже используем речевые игры.Ведь всем известно: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

7.Поэтапность .
Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:
диагностика(обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции)
коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка Органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков.
оценка и контрольоцениваем динамику в обучении, проверяем отсутствие рецедивов.

8. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед должен суметь, учитывая индивидуальные особенности, найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. найти индивидуальный подход к ребенку – залог успеха логопедической работы.

9. Тесное сотрудничество с родителями.

Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка – одна из ведущих. С логопедом ребенок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи процесс постоянный. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через игру! Особенно это важно в работе с безречевыми детьми (алаликами, детьми с задержкой речевого развития), когда именно родителям необходимо постоянно, регулярно многократно и единообразно течении дня в проговаривать одно слово. И вот чудо – ребенок заговорил!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

"Основные принципы работы с незрячими детьми"

Одной из актуальных проблем развития и воспитания детей с тяжелой зрительной патологией(тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостотель...

Основные принципы работы с родителями

Основные принципы работы воспитателя ДОУ с родителями воспитанниковВ основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат принципы, кот...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные принципы логопедической работы

логопедический воспитание обучение речевой

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:

· этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения;

· системности и учета структуры речевого нарушения;

· комплексности;

· дифференцированного подхода;

· поэтапности;

· развития;

· онтогенетический;

· учета личностных особенностей;

· деятельностного подхода;

· использования обходного пути;

· формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов , обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.

Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Д ифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы . Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляютсяс учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т.е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.

При устранении речевых нарушений ведущим являетсялогопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные методы: п рактические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т.е. словесные методы.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности.

Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.

Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяется словесным обозначением.

В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.

В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале. Так, при формировании звукового анализа и синтеза определение последовательности звуков сначала дается с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение действия звукового анализа переносится в новые условия. И наконец, действие звукового анализа считается сформированным, если оно может выполняться во внутреннем плане (ребенок самостоятельно придумывает слова с определенным звуком, количеством звуков, отбирает картинки, в названии которых имеются звуки, и т.д.).

В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленными звуком при коррекции нарушений звукопроизношения.

Использование игровых упражнений вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Широкое применение получило знаково-символическоемоделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

Использование перечисленных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения логопедической работы.

Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение .

Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Рассказ желательно сопровождать демонстрацией серии сюжетных картин.

В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы. В ходе предварительной беседы логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы. Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

В процессе логопедического воздействия используются и разнообразные словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

По характеру направленности методы логопедической работы подразделяются на методы «прямого воздействия» (например, воздействие на артикуляторную моторику при устранении дислалии) и методы «обходных путей» (например, создание новых функциональных связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной системы при афазии).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Патогенетические основы речевых нарушений при детском церебральном параличе. Особенности развития речи и его нарушения. Сравнительный анализ методик коррекционно-логопедической работы при ДЦП. Экспериментальная работа по преодолению речевых нарушений.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Формирование речи у моторных алаликов, детей дошкольного возраста первого уровня речевого недоразвития. Природа дефекта, логопедическое воздействие на преодоление речевых и неречевых нарушений. Развитие речи в онтогенезе с учетом возможностей ребенка.

    реферат , добавлен 13.07.2009

    Исторический аспект развития проблемы этиологии речевых нарушений. Характеристика предрасполагающих факторов к возникновению нарушений (классификация М.Е. Хватцева). Принципы развития и системного подхода. Взаимосвязь речи с психическим развитием ребенка.

    реферат , добавлен 16.10.2013

    Характеристика основных речевых нарушений, встречающихся в младшем школьном возрасте. Коррекция речевых нарушений детей в процессе обучения. Психические отклонения школьников. Критерии речи по М.Р. Львову. Упражнения для развития языковой правильности.

    дипломная работа , добавлен 21.12.2012

    Логопедическая помощь дошкольникам в системе образования. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы. Коррекция речевых нарушений у детей.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2008

    Понятие дизартрии и современные представления о ней. Краткие сведения о формах дизартрии и приемы коррекции. Метод массажа в коррекции речевых расстройств. Физиологическое действие массажа, его виды и приемы, используемые в логопедической практике.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2009

    Методика логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи. Развитие фонематического воспитания при устранении дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии. Особенности устранения аграмматической и оптической дислексии и дисграфии.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Логопедия - наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Структура логопедии и ее основные задачи. Классификация нарушений и задержки речи, методы их коррекции и лечения.

    дипломная работа , добавлен 08.01.2011

    Воспитание как социокультурный феномен и педагогический процесс целенаправленного воздействия на человека. Законы, закономерности, принципы процесса воспитания. Технология и методы социализации личности. Национальная доктрина образования России до 2025 г.

    презентация , добавлен 20.03.2016

    Воспитание как общественное явление, содержание и принципы реализации данного процесса, оценка его роли и значения, используемые методы и приемы, критерии анализа эффективности. Исследование общественно-исторического опыта человечества ребенком.

При посещении специального учреждения на основе знакомства с медико-педагогической документацией, собственных наблюдений и обследования детей назовите имеющиеся у них речевые нарушения. Охарактеризуйте контингент класса школы для детей с нарушениями речи (или группы специального детского сада).

Литература

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.

2. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. - Варшава, 1965.

3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.

4. Правдина О. В. Логопедия. - М., 1973.

5. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. - М., 1997.

ГЛАВА 5. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода,

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Принципы – основные положения, были разработаны Натальей Николаевной Трауготт, Верой Константиновной Орфинской, Борисом Моисеевичем Гриншпуном.

1) Принцип работы на онтогенез (на развитие в норме); Б.М.Гриншпун пишет, что логопеду необходимо ориентироваться на ключевые звенья онтогенеза: логопед должен помнить:

а) развитие смысловой стороны речи опережает развитие собственной речи (непроизвольной ее стороны); развитие восприятия речи всегда предшествует появлению собственной речи.

б) нормативное звукопроизношение у ребенка с нормальным речевым развитием формируется только на базе фразовой речи.

в) необходимость развития предикативной функции речи, так как предметный словарь не формирует систему речи, систему языка формируют глаголы, так как обладают валентностью – продолжение.

г) развитие фонематического слуха в норме всегда опережает правильное произношение звуков, так как фонематический слух выступает здесь в качестве основного ориентира, он руководит артикуляцией.

2) Принцип опоры на ведущую деятельность возраста.

Логопед должен помнить, что речь не существует сама по себе, самостоятельно. Речь обслуживает другую деятельность, поэтому речь развивается последовательно и последовательно обслуживает ведущую деятельность (до 3-х лет – предметную, с 3-х до 7-ми лет – речь развивается в рамках игровой деятельности). Предполагается, что логопед первоначально разрабатывает сценарий ведущей деятельности возраста, а затем на этот сценарий накладывается речевой сценарий.

3) Принцип системности.

Предполагает, что логопед должен сформировать те процессы, которые являются предпосылочными для появления речи. На основе этих процессов развиваем процессы восприятия и понимания речи. И только после этого можно переходить к формированию навыков собственной речи.

Развитие речевой деятельности должно быть построено пошагово, то есть логопед специально отрабатывает те речевые действия, совокупность которых и составляет речь.

4) Принцип комплексного подхода.

Над развитием речи должны работать разные специалисты (психолог, воспитатель, музыкальный работник, медицинский работник).

5) Принцип научности.

Логопед должен быть образованным, должен знать закономерности овладения языковыми единицами. Данный принцип предопределяет развитие речемыслительной деятельности.

Перспективный план. Разделы.

I. Развитие психологической базы речи.

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.

Так как в структуре нарушения этих детей имеются и речевые нарушения, план коррекционной работы предполагает сделать эти процессы произвольными, так как они запускают речь и организуют учебную деятельность ребенка.

II. Развитие восприятия и понимания речи.

Цель: преодоление импрессивного аграмматизма.

III. Развитие собственно экспрессивной речи.

Формирование базовых параметров слова;

Формирование фразовой речи;

Формирование навыков и умений связной монологической речи.

IV. Подготовка детей к обучению грамоте.

Цель: формировать те виды языкового анализа, который обеспечивает усвоение навыков письма и чтения.

Виды анализа:

Формирование операций лексико – семантического анализа, который предполагает научить ребенка осознавать структурные компоненты предложения;

Фонемный анализ: обучение фонемному анализу предполагает научить ребенка осознавать, как слово звучит в фонемном отношении;

Формирование операции морфемного анализа.

I.

Первый вариант организации работы.

Развитие психических процессов предшествует развитию речевых навыков.

Второй вариант работы.

Разделение психических процессов и формирование речи осуществляется параллельно.

Третий вариант работы.

Формирование речевых навыков опережает развитие психических процессов.

В.К. Воробьева предпочитает первый вариант, так как психические процессы являются предпосылкой для нормального речевого развития.

NB: задачи, обозначенные в этом разделе, реализуются различными специалистами (логопедом, психологом, воспитателем) и родителями. Логопед занимает центральное место в системе специальной коррекционной работы, также он осуществляет функцию контроля (на логопедических занятиях логопед включает такие задания, которые определяют степень сформированности психологической базы речи).

Задача раздела: научить ребенка общаться с другими детьми в процессе развития психических процессов.

Развитие восприятия.

Соотнесение слова с предметом – предметный гнозис. Эта работа является чрезвычайно важной, так как формирует основу семантики слова и регулирующую функцию речи. С этого начинается работа над пониманием речи. Длительное время логопед работает с реальными предметами, постепенно заменяя их денотатами. 90% информации ребенок получает через зрительный анализатор, в связи с этим логопед учит ребенка дифференцированно воспринимать материал и большое место в работе уделяется обучению ребенка соотносить часть и целое. Целесообразно проводить игры на нахождение недостающего элемента: лото обязательно на сюжетной картинке. После этого можно будет перейти к синтезу предметов из частей (разрезные картинки, составление предмета из вырезанных по контуру его частей).

Первоначально учат детей соединять части предмета по функциональному признаку, чтобы повысить энергетику правого полушария, так как оно питает левое.

1) Научить детей находить предмет на ощупь (стереогноз), опознавать предмет по контуру.

2) Формировать дифференциацию тактильного восприятия. Это предполагает наличие такого дидактического материала, когда предметы и похожи между собой, и отличаются незначительными деталями.

3) Накопление пассивного словаря прилагательных, когда логопед просит ребенка достать все колючее или пушистое.

Таким образом, формируя речевую функцию у детей, необходимо подкреплять работой всех анализаторов.

Слуховое восприятие – это способность ориентироваться в неречевых шумах.

Развитие слухового восприятия является важной задачей, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух.

1) Обучение идентификации предмета (опознать предмет по характерному шуму, издаваемому этим предметом)

2) Научить детей определять направление шума («Найди часики/ ключики и т.д.»), тренирует целенаправленное звуковое восприятие, отслеживание звуковой дорожки.

3) Научить различать шумы, различные между собой по силе, высоте, тембру.

4) Научить дифференцировать неречевые шумы, похожие друг на друга.

Развитие памяти.

Зрительная память.

1) Довести объем зрительной кратковременной памяти до норматива (возраст +/- единица – у дошкольников; у школьников +/- двайка).

NB: тренируя объем зрительной памяти, логопед должен помнить, что наглядный материал не должен разполагаться в линейку – в разнообразном положении. Можно использовать смешанный материал: картинки и пустые карточки, картинки + геометрические фигуры. Мотивация достигается путем смены дидактических пособий.

2) Развитие зрительной линейной памяти. Необходимо учить детей запоминать по порядку. Здесь нельзя работать на случайном материале. Дидактический материал должен быть подобран так, чтобы его расположение подчинялось каким-либо правилам (заяц, капуста, огород, собака). Запоминание такой линейной последовательности опирается на картинку, которую ребенок запоминает. Необходимо научить детей запоминать материал дифференцированно. Самый простой вариант – логопед предлагает материал для запоминания в начале и середине занятия, а в конце в игровой форме просит вспомнить то, что показывали детям.

Слуховая память.

1) Развитие объема слуховой памяти;

2) Развитие способности запоминать по порядку.

NB: при развитии памяти на слова чрезвычайно важно в качестве лексического материала использовать глаголы. Первоначально развитие слуховой памяти осуществляется с опорой на наглядный материал (И: играл – упал- заплакал; ребята, подберите к словам картинки).

Развитие мышления.

Приоритет отдается воспитателю. В начале формируются операции обобщения (фрукты, овощи, транспорт), т.е. учим детей группировать предметы по ведущему признаку.

Если ребенку 2г 7месяцев, а он не говорит, то сначала необходимо развивать категориальное мышление, умение обобщать словом по всем признакам (все гладкое, красное).

Формирование понятий у ребенка (об окружающей действительности);

Операции сериации, как и линейная память готовят ребенка к школе.

Операции сериации неоднотипны. Необходимо научить детей соотносить 2 ряда предметов по размеру. На основании этой операции формируются слова, близкие по значению.

Операция сравнения (сличения): сравнение предметов, которые окружают ребенка (например, чашка и стакан).

Развитие мелкой моторики.

1) Массаж рук.

При моторной алалии всегда имеет место задержка моторного развития, поэтому массаж важен и на его основе формируется операция захвата дифференцированно, пальчиками.

2) Формирование координированности движений руки и глаза, чтобы глаз прослеживал движения руки (счет на счетах, обведение предметов).

3) Формирование умения производить символические действия (покажи, как режут ножницами, как размешивают сахар в чашке; пальчиковые театры – логоритмика, лепка, вырезание, аппликация).

Развитие общей моторики.

1) Работа по развитию координации движений. Специфика состоит в том, что первоначально у ребенка необходимо создать зрительный образ ситуации (сейчас мы будем ходить как великаны и т.п.)

2) Совершенствование ритма действия, т.к. это обеспечивает усвоение слоговой структуры слова (занимается музыкальный работник)

3) Развитие равновесия движений.

II .Развитие восприятия и понимания речи.

1) Научить детей понимать и правильно воспроизводить простые инструкции («дай,принесу – одно действие);

2) Научить детей понимать сложные инструкции, которые предполагают осуществление ряда действий; первые инструкции не являются предложением;

3) Научить детей дифференцировать на слух слова разных грамматических форм («принеси шар – принеси шары; принеси красный – принеси красные»)

4) Научить детей понимать значения предлогов; значения предлогов отрабатываются последовательно, выделяют 3 ступени:

а) логопед учит детей правильно выполнять предложенные инструкции (безречевые методы работы);

I – группа простых предлогов (в, на, над, под)

II – группа сложных предлогов (из, из-за, к,из-под, между, через,около)

б) логопед учит детей понимать отношение предметов на основе соотнесения того, что сказал логопед с фрагментарной картинкой (птичка в клетке, чашка на столе). В подготовительной группе учим пониманию предлогов с опорой на графические изображения.

5) Научить детей понимать сложные логико-грамматические конструкции (Саша обогнал Петю. Покажи, где Саша?), научить понимать сказки, рассказы, сопутствующие возрасту.

III .Развитие собственной экспрессивной речи.

1-я задача: работа со словом.

Слово – многокомпонентная единица, складывающаяся из 4-х компонентов: слоговая структура слова, семантическая структура.

В работе с ребенком, у которого речь не актуализировалась, логопед применяет такие методы, которые не предполагают, чтобы ребенок активно участвовал, но необходимо создать такую ситуацию, которая дала бы возможность активизировать речь.

1) Метод реконструкции ситуации по типу аппликации предполагает обоснование /объединение тематической группировки словаря.

Логопед совместно с ребенком заполняет пустое поле фланелеграфа. Это поле начинаем заполнять предметными изображениями, которые представлены определенным банком изображений. Причем эти изображения могут как относиться к ситуации, так и не относиться. Часть картинок - лишняя для того, чтобы ребенок осуществил выбор. Логопед таким образом подбирает сюжетные картинки, чтобы их названия соответствовали первым четырем классам слов по слоговой структуре.

Например: дерево, рыба, река (все картинки контурные).

Названия картинок логопед обязательно проговаривает. Можно предложить раскрасить предметные картинки.

2) Если ребенок относительно говорящий, в этом случае логопед использует другой метод семантики слова – .

У этих игр двойная функция. С одной стороны – накопить словарь (языковые средства), а с другой стороны – научить детей актуализировать словарь, необходимый для данной ситуации.

3) Метод группировки слов. Работа по группировке слов начинается в рамках метода, который называется и проводится первоначально на пассивном словаре.

Логопед: кто мне найдет картинку, про которую я говорю: чистая, голубая (вода); молодое, зеленое (дерево) ?

После этого можно перейти к ассоциативным играм. Вариантов игр много. Их цели таковы:

Научить детей в ответ на слово логопеда подбирать свое слово;

NB: первоначально логопед не обращает внимания на то, подходит слово по смыслу к заданному слову или нет.

Научить детей к слову логопеда подбирать слово противоположного значения;

NB: первоначально нужно работать на материале глаголов (пришел –ушел).

Научить детей к словам логопеда подбирать обобщающее слово (с опорой на то, что делает воспитатель – воспитатель проводит занятия: мебель, животные, птицы, посуда).

Научить к слову логопеда подбирать несколько слов, обращать внимание, какие слова ребенок подбирает (преобладание ситуативной или парадигматической связи);

Научить детей придумывать слова, близкие по смыслу к заданному (синонимические связи);

NB: работа проводится на материале глаголов и прилагательных, так как к существительным трудно подобрать синонимы.

Научить детей подбирать слова только по части речи (только названия предметов или только названия действий);

Научить детей в ряду слов находить лишние слова; первоначально логопед предлагает детям слова, в основе которых лежит грубая дифференцировка, затем переходят к тонким дифференцировкам, например:

Рук – рукавица – варежка

Река – болото – лягушка

Включаем слова омофоны (слова, близко звучащие):

Корм – карман – кормушка

Стол – столб – столовая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы организации логопедической работы с моторными алаликами.

Принципы – основные положения, были разработаны Натальей Николаевной Трауготт, Верой Константиновной Орфинской, Борисом Моисеевичем Гриншпуном.

  1. Принцип работы на онтогенез (на развитие в норме); Б.М.Гриншпун пишет, что логопеду необходимо ориентироваться на ключевые звенья онтогенеза: логопед должен помнить:

а) развитие смысловой стороны речи опережает развитие собственной речи (непроизвольной ее стороны); развитие восприятия речи всегда предшествует появлению собственной речи.

б) нормативное звукопроизношение у ребенка с нормальным речевым развитием формируется только на базе фразовой речи.

в) необходимость развития предикативной функции речи, так как предметный словарь не формирует систему речи, систему языка формируют глаголы, так как обладают валентностью – продолжение.

г) развитие фонематического слуха в норме всегда опережает правильное произношение звуков, так как фонематический слух выступает здесь в качестве основного ориентира, он руководит артикуляцией.

2) Принцип опоры на ведущую деятельность возраста.

Логопед должен помнить, что речь не существует сама по себе, самостоятельно. Речь обслуживает другую деятельность, поэтому речь развивается последовательно и последовательно обслуживает ведущую деятельность (до 3-х лет – предметную, с 3-х до 7-ми лет – речь развивается в рамках игровой деятельности). Предполагается, что логопед первоначально разрабатывает сценарий ведущей деятельности возраста, а затем на этот сценарий накладывается речевой сценарий.

3) Принцип системности.

Предполагает, что логопед должен сформировать те процессы, которые являются предпосылочными для появления речи. На основе этих процессов развиваем процессы восприятия и понимания речи. И только после этого можно переходить к формированию навыков собственной речи.

Развитие речевой деятельности должно быть построено пошагово, то есть логопед специально отрабатывает те речевые действия, совокупность которых и составляет речь.

4) Принцип комплексного подхода.

Над развитием речи должны работать разные специалисты (психолог, воспитатель, музыкальный работник, медицинский работник).

5) Принцип научности.

Логопед должен быть образованным, должен знать закономерности овладения языковыми единицами. Данный принцип предопределяет развитие речемыслительной деятельности.

Перспективный план. Разделы.

  1. Развитие психологической базы речи.

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.

Так как в структуре нарушения этих детей имеются и речевые нарушения, план коррекционной работы предполагает сделать эти процессы произвольными, так как они запускают речь и организуют учебную деятельность ребенка.

  1. Развитие восприятия и понимания речи.

Цель: преодоление импрессивного аграмматизма.

  1. Развитие собственно экспрессивной речи.

Цель:

Формирование базовых параметров слова;

Формирование фразовой речи;

Формирование навыков и умений связной монологической речи.

IV. Подготовка детей к обучению грамоте.

Цель: формировать те виды языкового анализа, который обеспечивает усвоение навыков письма и чтения.

Виды анализа:

Формирование операций лексико – семантического анализа, который предполагает научить ребенка осознавать структурные компоненты предложения;

Фонемный анализ: обучение фонемному анализу предполагает научить ребенка осознавать, как слово звучит в фонемном отношении;

Формирование операции морфемного анализа.

  1. Развитие психологической базы речи.

Первый вариант организации работы.

Развитие психических процессов предшествует развитию речевых навыков.

Второй вариант работы.

Разделение психических процессов и формирование речи осуществляется параллельно.

Третий вариант работы.

Формирование речевых навыков опережает развитие психических процессов.

В.К. Воробьева предпочитает первый вариант, так как психические процессы являются предпосылкой для нормального речевого развития.

NB: задачи, обозначенные в этом разделе, реализуются различными специалистами (логопедом, психологом, воспитателем) и родителями. Логопед занимает центральное место в системе специальной коррекционной работы, также он осуществляет функцию контроля (на логопедических занятиях логопед включает такие задания, которые определяют степень сформированности психологической базы речи).

Задача раздела: научить ребенка общаться с другими детьми в процессе развития психических процессов.

Развитие восприятия.

Развитие зрительного восприятия.

Соотнесение слова с предметом – предметный гнозис. Эта работа является чрезвычайно важной, так как формирует основу семантики слова и регулирующую функцию речи. С этого начинается работа над пониманием речи. Длительное время логопед работает с реальными предметами, постепенно заменяя их денотатами. 90% информации ребенок получает через зрительный анализатор, в связи с этим логопед учит ребенка дифференцированно воспринимать материал и большое место в работе уделяется обучению ребенка соотносить часть и целое. Целесообразно проводить игры на нахождение недостающего элемента: лото обязательно на сюжетной картинке. После этого можно будет перейти к синтезу предметов из частей (разрезные картинки, составление предмета из вырезанных по контуру его частей).

Первоначально учат детей соединять части предмета по функциональному признаку, чтобы повысить энергетику правого полушария, так как оно питает левое.

Развитие тактильного восприятия.

Задачи:

  1. Научить детей находить предмет на ощупь (стереогноз), опознавать предмет по контуру.
  2. Формировать дифференциацию тактильного восприятия. Это предполагает наличие такого дидактического материала, когда предметы и похожи между собой, и отличаются незначительными деталями.
  3. Накопление пассивного словаря прилагательных, когда логопед просит ребенка достать все колючее или пушистое.

Таким образом, формируя речевую функцию у детей, необходимо подкреплять работой всех анализаторов.

Развитие слухового восприятия.

Слуховое восприятие – это способность ориентироваться в неречевых шумах.

Развитие слухового восприятия является важной задачей, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух.

Цели:

  1. Обучение идентификации предмета (опознать предмет по характерному шуму, издаваемому этим предметом)
  2. Научить детей определять направление шума («Найди часики/ ключики и т.д.»), тренирует целенаправленное звуковое восприятие, отслеживание звуковой дорожки.
  3. Научить различать шумы, различные между собой по силе, высоте, тембру.
  4. Научить дифференцировать неречевые шумы, похожие друг на друга.

Развитие памяти.

Зрительная память.

  1. Довести объем зрительной кратковременной памяти до норматива (возраст +/- единица – у дошкольников; у школьников +/- двайка).

NB: тренируя объем зрительной памяти, логопед должен помнить, что наглядный материал не должен разполагаться в линейку – в разнообразном положении. Можно использовать смешанный материал: картинки и пустые карточки, картинки + геометрические фигуры. Мотивация достигается путем смены дидактических пособий.

  1. Развитие зрительной линейной памяти. Необходимо учить детей запоминать по порядку. Здесь нельзя работать на случайном материале. Дидактический материал должен быть подобран так, чтобы его расположение подчинялось каким-либо правилам (заяц, капуста, огород, собака). Запоминание такой линейной последовательности опирается на картинку, которую ребенок запоминает. Необходимо научить детей запоминать материал дифференцированно. Самый простой вариант – логопед предлагает материал для запоминания в начале и середине занятия, а в конце в игровой форме просит вспомнить то, что показывали детям.

Слуховая память.

  1. Развитие объема слуховой памяти;
  2. Развитие способности запоминать по порядку.

NB: при развитии памяти на слова чрезвычайно важно в качестве лексического материала использовать глаголы. Первоначально развитие слуховой памяти осуществляется с опорой на наглядный материал (И: играл – упал- заплакал; ребята, подберите к словам картинки).

Развитие мышления.

Приоритет отдается воспитателю. В начале формируются операции обобщения (фрукты, овощи, транспорт), т.е. учим детей группировать предметы по ведущему признаку.

Если ребенку 2г 7месяцев, а он не говорит, то сначала необходимо развивать категориальное мышление, умение обобщать словом по всем признакам (все гладкое, красное).

Формирование понятий у ребенка (об окружающей действительности);

Операции сериации, как и линейная память готовят ребенка к школе.

Операции сериации неоднотипны. Необходимо научить детей соотносить 2 ряда предметов по размеру. На основании этой операции формируются слова, близкие по значению.

Операция сравнения (сличения): сравнение предметов, которые окружают ребенка (например, чашка и стакан).

Развитие мелкой моторики.

Задачи:

  1. Массаж рук.

При моторной алалии всегда имеет место задержка моторного развития, поэтому массаж важен и на его основе формируется операция захвата дифференцированно, пальчиками.

  1. Формирование координированности движений руки и глаза, чтобы глаз прослеживал движения руки (счет на счетах, обведение предметов).
  2. Формирование умения производить символические действия (покажи, как режут ножницами, как размешивают сахар в чашке; пальчиковые театры – логоритмика, лепка, вырезание, аппликация).

Развитие общей моторики.

  1. Работа по развитию координации движений. Специфика состоит в том, что первоначально у ребенка необходимо создать зрительный образ ситуации (сейчас мы будем ходить как великаны и т.п.)
  2. Совершенствование ритма действия, т.к. это обеспечивает усвоение слоговой структуры слова (занимается музыкальный работник)
  3. Развитие равновесия движений.

II.Развитие восприятия и понимания речи.

Задачи:

  1. Научить детей понимать и правильно воспроизводить простые инструкции («дай,принесу – одно действие);
  2. Научить детей понимать сложные инструкции, которые предполагают осуществление ряда действий; первые инструкции не являются предложением;
  3. Научить детей дифференцировать на слух слова разных грамматических форм («принеси шар – принеси шары; принеси красный – принеси красные»)
  4. Научить детей понимать значения предлогов; значения предлогов отрабатываются последовательно, выделяют 3 ступени:

а) логопед учит детей правильно выполнять предложенные инструкции (безречевые методы работы);

I – группа простых предлогов (в, на, над, под)

II – группа сложных предлогов (из, из-за, к,из-под, между, через,около)

б) логопед учит детей понимать отношение предметов на основе соотнесения того, что сказал логопед с фрагментарной картинкой (птичка в клетке, чашка на столе). В подготовительной группе учим пониманию предлогов с опорой на графические изображения.

5) Научить детей понимать сложные логико-грамматические конструкции (Саша обогнал Петю. Покажи, где Саша?), научить понимать сказки, рассказы, сопутствующие возрасту.

III.Развитие собственной экспрессивной речи.

1-я задача: работа со словом.

Слово – многокомпонентная единица, складывающаяся из 4-х компонентов: слоговая структура слова, семантическая структура.

Развитие семантической структуры слова (методы семантики слов).

В работе с ребенком, у которого речь не актуализировалась, логопед применяет такие методы, которые не предполагают, чтобы ребенок активно участвовал, но необходимо создать такую ситуацию, которая дала бы возможность активизировать речь.

  1. Метод реконструкции ситуации по типу аппликации предполагает обоснование /объединение тематической группировки словаря.

Логопед совместно с ребенком заполняет пустое поле фланелеграфа. Это поле начинаем заполнять предметными изображениями, которые представлены определенным банком изображений. Причем эти изображения могут как относиться к ситуации, так и не относиться. Часть картинок - лишняя для того, чтобы ребенок осуществил выбор. Логопед таким образом подбирает сюжетные картинки, чтобы их названия соответствовали первым четырем классам слов по слоговой структуре.

Например: дерево, рыба, река (все картинки контурные).

Названия картинок логопед обязательно проговаривает. Можно предложить раскрасить предметные картинки.

  1. Если ребенок относительно говорящий, в этом случае логопед использует другой метод семантики слова – ассоциативные вербальные игры .

У этих игр двойная функция. С одной стороны – накопить словарь (языковые средства), а с другой стороны – научить детей актуализировать словарь, необходимый для данной ситуации.

  1. Метод группировки слов. Работа по группировке слов начинается в рамках метода, который называется методом реконструкции ситуации и проводится первоначально на пассивном словаре.

Логопед: кто мне найдет картинку, про которую я говорю: чистая, голубая (вода); молодое, зеленое (дерево) ?

После этого можно перейти к ассоциативным играм. Вариантов игр много. Их цели таковы:

Научить детей в ответ на слово логопеда подбирать свое слово;

NB: первоначально логопед не обращает внимания на то, подходит слово по смыслу к заданному слову или нет.

Научить детей к слову логопеда подбирать слово противоположного значения;

NB: первоначально нужно работать на материале глаголов (пришел –ушел).

Научить детей к словам логопеда подбирать обобщающее слово (с опорой на то, что делает воспитатель – воспитатель проводит занятия: мебель, животные, птицы, посуда).

Научить к слову логопеда подбирать несколько слов, обращать внимание, какие слова ребенок подбирает (преобладание ситуативной или парадигматической связи);

Научить детей придумывать слова, близкие по смыслу к заданному (синонимические связи);

NB: работа проводится на материале глаголов и прилагательных, так как к существительным трудно подобрать синонимы.

Научить детей подбирать слова только по части речи (только названия предметов или только названия действий);

Научить детей в ряду слов находить лишние слова; первоначально логопед предлагает детям слова, в основе которых лежит грубая дифференцировка, затем переходят к тонким дифференцировкам, например:

Рук – рукавица – варежка

Река – болото – лягушка

Включаем слова омофоны (слова, близко звучащие):

Корм – карман – кормушка

Стол – столб – столовая.

Воробьева В.К.

Курс лекций по предмету «Алалия»

Лекции, 2004-2005 гг.




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования