Массаж языка ребенку. Логопедический массаж языка, лица и кистей рук для детей в домашних условиях: упражнения на развитие речи

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Логопедический массаж - это часть реабилитационной программы по восстановлению и нормализации речевой функции. Его назначают и детям, и взрослым. Это комплексный метод, в котором используются ранее разобщённые формы логопедической коррекции: дыхательная, голосовая и гимнастики, а также непосредственное массирование мышц лица, шеи, частей речевого аппарата - языка, губ и щёк с внутренней стороны.

Мнения специалистов по поводу целесообразности назначения детского логопедического массажа разделились. Одни считают его не более, чем модным явлением, другие - эффективным способом решения проблем с речью.

Логопедический массаж стимулирует мышцы, участвующие в постановке звуков, что улучшает кровоснабжение и способствует ускорению проведения нервных импульсов или же снятию спазма. Пациент быстрее осознаёт неконтролируемые зоны, а массажные действия помогают научиться управлять ими, устанавливать нервные связи между действием и результатом, которые быстро автоматизируются.

Показания к назначению

Логопедический массаж для детей эффективен при следующих речевых нарушениях:

  • , для которой характерно нарушение иннервации, из-за чего губы, язык и мягкое нёбо не двигаются должным образом. Целью логопедического массажа при дизартрии является нормализация мышечного тонуса и развитие артикуляционных движений;
  • - нарушении алгоритма направления звукового потока, что обуславливает «гнусавость» - говорение «через нос».
  • Механической , а именно - укорочении подъязыковой уздечки. В одних случаях её подрезают, в других - растягивают с помощью массажа и гимнастики.
  • Заикании – невротическом нарушении речи.

Важный нюанс: назначать логопедический массаж имеет смысл тогда, когда специалист понимает, что нарушение речи обусловлено именно недостаточной проводимостью импульсов от определённых частей речевого аппарата. Сомнительно прибегать к манипуляции при аутизме, задержке умственного развития. Этот метод направлен на стимуляцию, а не на запуск отсутствующей речевой функции.

Эффективность и задачи

Логопедический массаж, помимо выше обозначенной стимуляции проводимости нервных волокон, способствует улучшению эластичности мышц, их сократительной способности. В зависимости от характера движений, решаются разные задачи. Часто неврологическая патология предполагает наличие спазма в одних участках и гипотонуса - в других. В таких случаях необходимо комбинированное воздействие. Для этого специалист ощупывает руками различные участки речевого аппарата, мышцы воротниковой зоны и определяет их состояние.

Задачи массажа:

  1. Нормализация тонуса - укрепление мышц артикуляционного аппарата или снятие спазма.
  2. Улучшение сократительных функций тех мышц, которые должны участвовать в построении звуков.
  3. Стимулирование проприорицепции - ощущений в заданной области. Пациент с помощью логопедического массажа учится прислушиваться к ощущениям в области губ, щёк, языка и различать разные состояния. Это важный этап перед научением контролировать их работу, управлять ими.
  4. Уменьшение слюноотделения - гиперсаливации, возникающей при заболеваниях ЦНС.
  5. Укрепление глоточного рефлекса - сократительной способности мышц гортани, глотки.

Поглаживания и постукивания расслабляют, пощипывания разминания - тонизируют.

Виды

Различают несколько видов логопедического массажа. Классификация построена на основных способах и приёмах. В одних случаях логопед работает исключительно пальцами, в других - применяет специальные инструменты. У каждого вида есть свои особенности и показания.

Ручной

Само название говорит о том, что в качестве инструмента выступают руки массажиста-логопеда. В этой категории есть несколько подвидов:

  • Классический массаж: при его выполнении логопед использует классические приёмы - поглаживание , растирание, пощипывание. В качестве дополнительных инструментов могут использовать шпатель, зубную щётку, соски. В этом методе используют не принцип рефлекторного воздействия, в котором эффект достигается за счёт стимуляции нервных пучков, а за счёт разминания мышц.
  • Точечный массаж: задача специалиста - воздействовать на конкретные рефлекторные зоны - точки. Массаж носит локальный характер: работают с определёнными участками, например, щёк, а не массируют всю их поверхность. Это вид ещё называют массажем по биологически-активным точкам, сегментарно-рефлекторным.

Техники классического логопедического массажа описаны Дьяковой Е.А., которая разработала последовательность его проведения, техники и приёмы.

Аппаратный

Все движения выполняются специальными приборами. Этот вид не так распространён из-за того, что нет контакта между массажистом и пациентом: специалист ориентируется на ощущения в руках, а именно - напряжены мышц или расслаблены. И в зависимости от этого регулирует скорость, интенсивность движений.

Аппаратный логопедический массаж нужно применять ещё с большей осторожностью, чем классический. Причина в силе воздействия: интенсивные вибрации электромассажера могут оказать непредсказуемый эффект. Однако аппаратный массаж дает хорошие результаты у чуткого специалиста, который применяет комбинацию приёмов.

Зондовый

Зондовый логопедический массаж разработан талантливым логопедом Новиковой Е.В. Суть масажа по Новиковой: воздействие на поражённые зоны с помощью 9 разных типов зонда, выбор которых определяется зоной поражения, степенью и последовательностью в работе с нею. Зонды для логопедического массажа имеют разную форму, а значит оказывают разный эффект:

  • вилочковый - имеет форму вилочки с зубцами, поднятыми вверх. Логопед аккуратно обкалывает ими нёбо, щёки, губы, в результате чего начинают сокращаться их мышцы. После коротких покалываний зонд начинают раскачивать, а позже - вращать;
  • восьмёрка - приспособление похоже на 2 петли. Им нажимают на язык и без перемещения делают покачивающие движения. На щеках растирают вверх и вниз;
  • саночки - маленькие, средние, большие: разные размеры нужны для регуляции площади захвата и силы надавливания;
  • топорик - им вдавливают мышцы и выполняют скользящие движения. При повышенном тонусе - интенсивность нажатий минимальная, при гипотонусе - давят сильнее;
  • крестовина - зон для стимуляции работы языка. Ею нажимают на мышцу и толкают, чтобы пациент научился сокращать язык;
  • толкачик - для чередования расслабления и нажима.

Эффективность и скорость получения результата зависит не только от логопеда-массажиста, а ещё и от родителей, насколько искусно они изучат приемы логопедического массажа, чтобы закреплять полученный эффект в домашних условиях.

Обычно дети хорошо переносят логопедический массаж железными зондами. Чтобы устранить страх перед инструментом, дают его потрогать, повертеть в руках. При глубокой степени нарушений возможны болевые ощущения на первых порах - так о себе дают знать ригидные, спазмированные мышцы.

Рекомендации про проведению логопедического массажа дома

Можно проводить логопедический массаж в домашних условиях. Для этого родителям важно знать не только его технику, а ещё и то, как создать необходимые условия:

  1. Ребёнок должен находится в таком положении, чтобы мышцы шеи не напрягались - полулёжа или лёжа.
  2. Если мышцы плеч и воротниковой зоны напряжены, расслабить их: придерживая одной рукой шею ребёнка сзади, другой делать аккуратные вращательные движение по кругу в обе стороны. Делать плавные покачивающие движения из стороны в сторону по типу маятника.
  3. Важнорасслабить мышцы шеи, потому что её спазмированность обуславливает напряжение в корне языка. Для этого её легко поглаживают.
  4. Далее идёт расслабляющий логопедический массаж мышц лица, губ. Основные правила: делать массаж двумя руками, направляя их от центра к краям. Кожа не должна растягиваться, руки просто скользят.Поглаживания лицевой мускулатуры:- от лба к вискам;

    – от бровей к зоне роста волос на голове;

    – от лба и вокруг глаз;

    – от переносицы по бровям к зоне роста волос;

    – от лба к щекам, подбородку и по шее;

    – от мочки уха к крыльям носика;

    – пощипывать по нижнему краю нижней челюсти.

    Расслабляющий массаж губ. Поглаживания:

    – постукивать подушечками пальцев по всей площади.

    Если на лице ассиметрия, то спазмированной части уделить больше времени.

  5. Блок по стимуляции предполагает тонизирование мышц, их укрепление. Характер движений - энергично. Первые движение по направляющим линиям делать лёгкими, а потом увеличивать их силу.Логопедический массаж лица (поглаживания):
    – от лба к вискам;- от бровей к зоне роста волос на голове;-от лба и вокруг глаз;

    – от переносицы по бровям к зоне роста волос;- от лба к щекам, подбородку;- сжимание подбородка;

    – движения по спирали на скулах и щеках;

    – один палец поместить на внутренней стороне щеки через рот, а другими снаружи совершать движения, похожие на перетирание;

    – пощипать щёчки.

    Тонизирование губ (поглаживания):

    – поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;

    – нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю - от верхнего края тоже вниз к слизистой;

    – от крыльев носа к уголкам рта;

    – пощипать губы, поколотить их слегка.

  6. Логопедический массаж языка:

– гладить дёсна по наружному краю от центра и в глубину;

– мягко массировать нёбо по линии середины;

– совершать вибрирующие движения в подчелюстной ямке, под углами нижней челюсти;

– держим язык за кончик одной рукой, а второй совершать кругообразные движения по его поверхности влево-вправо, от серединки к кончику, пощипывать и слегка растягивать, поглаживать от уздечки под ним и к его кончику.

При слюноотделении делайте паузы, что ребёнок сглотнул слюну.

Эффективно применение логопедического массаж для детей в домашних условиях курсами по 10-15 раз.

Противопоказания

  • Воспалительные процессы во рту, герпетические высыпания на губах, сыпь по лицу.
  • Высокое внутричерепное давление. Увеличение лимфатических узлов.
  • Инфекционные болезни, включая простуду.
  • Эписиндром.
  • Бурная реакция ребёнка: плач, крики, истерика.

Если же к пяти-восьми месяцам ребенок не начинает лепетать, это вовсе не означает патологию: просто все детки развиваются по-своему - кто-то быстрее, кто-то чуть медленнее. Тем не менее, обратиться к педиатру все же стоит. Возможно, он порекомендует логопедический массаж.

Логопедический массаж (иначе - массаж артикуляционного аппарата) нужен для того, чтобы правильно поставить ребенку звуки в речи, развить артикуляционный аппарат. После него у детей улучшаются функции участков мозга, отвечающих за речь, повышается тонус мышц, кровеносных сосудов и нервов лица и органов речи. Подобные процедуры улучшают состояние организма и кожи лица ребенка в целом.

Как правило, его проводят детям первого года жизни и уже более взрослым ребятам - в возрасте от пяти до шести лет вкупе с артикуляционной и дыхательной гимнастикой - если речь ребенка не разборчива или у него есть речевые расстройства (алалия, дизартрия, дислалия, заикание и т.д.). В первом случае, логопедический массаж возможен лишь в 9-10 месяцев. На более раннем сроке проводить его не нужно: ребенок еще не готов к внешнему воздействию на органы речи.

Логопедический массаж - это массаж лица (щеки, подбородок, носогубный треугольник) и массаж языка.

Зачастую, логопеды или педиатры сами проводят курс подобного массажа. Они используют обычный ручной, аппаратный и зондовый массажи. Однако, мама может поддерживать приобретенный положительный эффект и самостоятельно делать логопедический массаж своему малышу: есть очень простые, но действенные упражнения и приемы. Главное, проконсультироваться со специалистом, и убедиться, что у Вашего малыша нет противопоказаний.

Как дома проводить логопедический массаж

Подобный массаж нужно проводить в теплом месте, предварительно проветрив помещение. Неплохо было бы не просто вымыть руки, но и продезинфицировать их (спиртом или другим антисептиком).

Лучше проводить массаж циклами (от 10 до 20 сеансов). Делать его либо каждый день, либо через один-два дня. Повторять цикл следует после перерыва в 1-2 месяца. Длится массаж - от одной до 6 минут на первых порах, и увеличивается до 25 минут на последних сеансах. Причем, если массаж делают детям раннего возраста, то его время не должно быть более 10 минут, для младших дошкольников - не более 15 минут, а для старших дошкольников и школьников - не более 25 минут.

Прежде чем приступать к массажу, ребенок должен лечь на спину. Под шею следует положить валик, который приподнимет плечи и позволит откинуть голову назад.

Логопедический массаж начинают с массажа лица, потом переходят к губам, а далее - делают массаж языка. Все массажные движения проводят от центра к периферии. Одно из основных массажных приемов - похлопывание. Его также можно применять и для ребенка (конечно, очень и очень в легкой форме): похлопывать по губам, щекам, подбородку. Данная техника помогает привести лицевые мышцы ребенка в тонус.

Обратите внимание: нужно делать одинаковое количество движений по часовой и против часовой стрелке.

После нескольких легких движений (2-5) сила нажима, похлопывания, пощипывания должна нарастать. От этого кожа ребенка может слегка покраснеть, но не перестарайтесь. Если у малыша сухая или чувствительная кожа можно делать массаж лица с использованием масла или крема.

Во время массажа, дабы отвлечь ребенка и облегчить маме работу можно применять некоторые хитрости: петь песенки, проговаривать сказки, стихотворения. Возможен вариант произнесения скороговорок или фраз, которые вторят движениям рук (например, «Стенка, стенка» (похлопывания по щекам), «Потолок» (прикосновение ко лбу), «Две ступеньки (похлопывания пальцами по верхней губе и подбородку), «И - звонок - «Дзынь» (нажим пальцем на кончик носа ребенка).

Важно проводить логопедический массаж до еды или по прошествии полутора - двух часов после.

Обратите внимание: к логопедическому массажу есть противопоказания:

  • Соматические или инфекционные заболевания в остром периоде;
  • Коньюктивит;
  • Заболевания кожных покровов;
  • Гингивит;
  • Стоматит;
  • Герпес;
  • Увеличенные лимфатические железы.

Логопедический массаж лица

Массаж лица можно делать как голыми руками, так и с применением шерстяной (махровой) варежки. Главное - не повредить кожу ребенка и не причинять ему боль или дискомфорт.

Можно использовать «рубящие» и скользящие движения ребром пальцев, пощипывания, поглаживание, похлопывание.

Массаж осуществляют так: сначала массируют лоб (от середины к вискам, т.е. по принципу от центра к периферии), далее переходят глазам (от внутреннего угла глаза к наружному - по верхнему веку и обратно), потом массируют брови и волосистую часть головы. Щеки нужно массировать, начиная от крыльев носа, уводя массажную линию к вискам, а от них - снова вниз. Далее переходим к массажным движениям от корня носа. Потом идем по массажным линиям от угла рта к ушной раковине, от середины подбородка к мочке уха. Щечки малыша можно массировать легким пощипыванием. Также нужно сделать массаж передней поверхности шеи (снизу вверх) и боковой поверхности шеи (сверху вниз). Шею можно расслабить и покачиванием головы ребенка.

Можно применять такие приемы: поглаживание щек от носа к ушам (делается сразу для двух щечек); растирание носогубных складок (от крыльев носа к углам рта); массаж мышц рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы.

Для губ эффективна техника «Поцелуйчик»: мама (или папа) пальцами сводит губы ребенка в «поцелуй» и произносит звук «м-м-м». Как правило, дети повторяют за родителями этот звук. Вместе с этим упражнением можно делать поглаживания, похлопывания, пощипывания губок ребенка (по часовой стрелке и против нее, сначала верхнюю, потом нижнюю губу). Рекомендуется также растирать губу от середины к уголкам рта.

Логопедический массаж языка и ротовых мышц

Массаж языка и ротовой полости ребенка можно делать массажной (или чистой зубной) щеткой или же пальцем, предварительно обернув его бинтом.

Упражнение № 1 (массаж языка) . Поместив палец или щетку в рот ребенка, делают массажные движения спереди-назад до корня языка (следите, чтобы палец или щетка не входили слишком глубоко) и справа-налево. Вариацией этой техники являются движения с вибрацией и похлопыванием. Не запрещены и вращательные движения. Массаж языка заканчивают так: закрыв ребенку рот, пальцем помочь ему удержать рот в закрытом положении и сглотнуть.

Упражнение № 2 . Вибрирующими движениями надавливать на область подчелюстной ямки, область под нижней челюстью и под углами челюсти (по 15 секунд).

Упражнение № 3 . Пальцем нужно поднять кончик языка так, чтобы он касался бугорков за верхними зубами. В это время следует произносить «Да-да-да», «Та-та-та» в надежде, что ребенок повторит звуки.

Упражнение № 4 . Массировать изнутри мышцы щек.

Упражнение № 5 (массаж десен) . Десны массируют пальцем по горизонтали и вертикали: сначала с одной стороны, потом с другой. Далее переходят ко второй десне. Заметим: из-за таких манипуляций у малышей начинается активное слюноотделение. Поэтому после нескольких движений нужно дать ребенку сглотнуть.

Логопедический массаж рук

Многие знают, что мелкая моторика (движения пальцами рук) напрямую связаны с активностью головного мозга и нашими внутренними органами, как следствие, - с речью человека. Большой палец отвечает за головной мозг; указательный - за желудок; средний - за кишечник и позвоночник; безымянный - за работу печени; а мизинец - за сердце.

Поэтому так важно, ежедневно или через день массировать руки ребенка: благодаря этому будет стимулироваться работа всех его органов, а если у него есть проблемы с речью - то и улучшит произношение.

Как же делать массаж рук и пальцев? Прежде чем перейти к технике массажа, оговоримся, что делать каждое движение нужно по 3-10 раз.

Начинать нужно с мизинца: массировать от ногтя и пройтись по каждому суставу.

Потом массаж продолжаем надавливанием на подушечки пальцев, постепенно увеличивая силу нажатия.

Переходим к ладошкам: пальцами массируем ее круговыми движениями, а потом массируем от края до центра по несколько раз.

Очень важно, что логопедический массаж рук не имеет противопоказаний и ограничений по возрасту ребенка. Его можно начинать с самого рождения деток.

Опыт работы с детьми – дизартриками показал, что сочетание специальной артикуляционной гимнастики и массажа языка позволяет укрепить мышцы, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков речи и, что самое важное – сократить сроки постановки звуков.

Массаж выполняется с помощью детской зубной щётки, предварительно захватив язык марлевыми салфетками. Так как слюноотделение дизартриков обильное, то салфетки меняются часто, по мере увлажнения. Длительность массажа 5 – 7 минут. Курс 10 – 14 дней. Затем перерыв и по мере необходимости курс повторяют.

Виды движений: продольное поперечное кругообразное поглаживание; кругообразное спиралевидное растирание; продольное кругообразное надавливание разминание; ударная прерывистая или непрерывистая вибрация;

При этом нужно учитывать, что сторона, куда отклоняется язык - спастичная. Её нужно поглаживать, растирать и вибрировать несильно. Другая же сторона – вялая. Для её массажа используются более сильные надавливания, разминания, вибрация, щипки. Для точных, дифференцированных движений кончика языка, используется его легкое зажатие между зубами и покусывание.

Выполнение массажа в игровой форме не вызывает у ребёнка отрицательных реакций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оборудование:

  1. «Ёлочка»
  1. «Дым идёт из трубы»
  1. «Большая лужа »

языка к краям

«Осенняя сказка»

Проснулся Язычок, потянулся (упражнение № 1).

Выглянул Язычок в окошко – солнышко светит! (упражнение № 2)

Под окном росла ёлочка, с пушистыми ветвями (упражнение № 3).

Вдруг подул сильный ветер, и ёлочка наклонилась вправо (упражнение № 4).

Вдруг ветерок подул влево, и ёлочка наклонилась влево (упражнение № 6).

Солнышко спряталось за тучку, и пошёл сильный дождь (упражнение № 7).

Падают на землю осенние листики (упражнение № 8).

Дождь идёт, и под окном разлилась большая лужа (упражнение № 9).

«Зимняя сказка»

Проснулся Язычок и нежится в постельке (упражнение № 1).

Выглянул Язычок в окошко – снег идёт (упражнение № 7).

Вышел Язычок на прогулку, а на улице ветер дует (упражнение № 4).

Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).

Вдруг ветерок подул влево, и дым наклонился влево (упражнение № 6).

Лужа под окном замёрзла, стал Язычок кататься на ней (упражнение № 9).

А ещё во дворе была большая горка (сделать языком «горку»).

Стал Язычок на санях с горки кататься! (тыльной стороной щётки водить по «горке» сверху – вниз).

Весь в снегу Язычок!

Стал он варежками снег с шапки сбивать (упражнение № 8).

Почистил Язычок свой комбинезон и пошёл домой (упражнение № 1).

МАССАЖ ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЗУБНОЙ ЩЁТКИ

(по Поздняковой Л.А., переработанный и дополненный Дубининой Т.А.)

Оборудование: индивидуальная зубная щётка, салфетка для фиксации языка

Ребёнка усадить, сделать «лопаточку» (логопед салфеткой удерживает кончик языка ребёнка)

  1. «Язычок проснулся и потянулся»

Тыльной стороной щётки водить от середины языка к кончику

  1. «Солнышко»

Щёткой водить по направлениям от центра к периферии (не задевать корень языка!)

  1. «Ёлочка»

Сначала водить щёткой по длине языка, потом по боковым краям языка от центра к периферии

  1. «Ветер дует вправо»

Водить щёткой горизонтальными линиями слева направо

  1. «Дым идёт из трубы»

Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику

  1. «Ветер дует влево»

Водить щёткой горизонтальными линиями справа налево

7. «Капает дождик» Поколачивать по языку щетинкой щётки

8. «Листики падают с деревьев» Поколачивать по языку тыльной

Стороной щётки

  1. «Большая лужа »

Тыльной стороной щётки водить по часовой стрелке от середины

языка к краям


Многие современные родители сталкиваются с нарушениями развития речи у детей. Логопедический массаж ребенку активизирует артикуляционные мышцы, повышает силу голоса, улучшает речевое дыхание, формирует правильный прикус. Он комплексно воздействует на мышцы, нервные окончания, кровеносные сосуды и ткани речевого аппарата.

Логопеды часто используют артикуляционный массаж при гипотонусе или гипертонусе, который благотворно влияет на развитие речи, устраняя недостатки в звукопроизношении.

Возможны противопоказания при следующих заболеваниях:

  • вирусные простудные болезни;
  • инфекции глаз (конъюнктивит);
  • кожные болезни;
  • стоматит, гингивит и т.д.

Массаж специалиста, как и логопедический массаж для детей в домашних условиях, должен соответствовать гигиеническим требованиям.

Перед проведением процедуры нужно проветрить помещение. В комнате необходимо создать комфортные для ребенка условия.

Длительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья ребенка . Начинать рекомендуются с 1-2 минут, к концу курса максимальная продолжительность одного сеанса может составлять 15-25 минут.

Схема продолжительности сеансов по возрастам:

  • 0-3 года – 10 минут;
  • 4-7 лет – 15 минут;
  • 7-10 лет – 25 минут.

Курс состоит обычно из 10-30 ежедневных сеансов, который можно повторить через 1,5-2 месяца.

Для проведения процедуры важно расположить ребенка в удобном положении. Это либо лежащее положение с валиком под головой либо полусидячее – в откидывающемся кресле.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Важно помнить, что зондовый массаж языка проводится только опытным специалистом, прошедшим профессиональное обучение!

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист . Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома. Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей . Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка.

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Массаж языка для коррекции речи

Логопедический массаж языка для детей назначается при дизартрии, характеризующейся наличием короткой подъязычной уздечкой.

Прежде чем как начать массаж языка ребенку, нужно провести расслабляющую гимнастику:

  1. Язык поворачивают то вправо, то влево, слегка подтягивая, взяв его пальцами: большой палец лежит сверху, средний и указательный – снизу.
  2. Язык медленно накручивают вперед на указательный палец.

Эффективный логопедический массаж языка при дизартрии невозможен без расслабления шейных мышц, воротниковой зоны и челюсти, т.к. они напрямую влияют на работу речевого аппарата.

Процедура выполняется в направлении от корня к кончику языка с помощью пальцев, пластмассового либо деревянного шпателя или мягкой зубной щетки.

Логопедический массаж языка при дизартрии выполняется в строгой последовательности:

  1. Шпателем или указательным пальцем поглаживаются продольные языковые мышцы 9-10 раз.
  2. Шпателем ритмично надавливают по всей длине 5-6 раз.
  3. Указательным пальцем или зубной щеткой проводят поперечные поглаживания 5-6 раз.
  4. Большим и указательным пальцем поглаживаются боковые мышцы языка.
  5. Пальцами разминается вся площадь языка на протяжении 7-9 секунд.
  6. Пальцами выполняются движения в виде растираний.
  7. Пальцами аккуратно выполняются потряхивания кончика языка, после этого проводятся легкие и энергичные надавливания шпателем.
  8. Пальцами выполняют легкие сжимания боковых мышц языка, удерживая по 1-2 секунды.
  9. Пальцами выполняют легкие пощипывания языка, затем шпателем похлопывают по 10 секунд.

Логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях должен соответствовать требованиям гигиены. Комнаты должны быть проветренными и теплыми.

Результативный логопедический массаж для детей в домашних условиях – это строгое соблюдение требований специалиста . Процедуру рекомендуется повторять от 2 до 3 раз в день в комплексе. Пропускать сеансы нельзя, т.к. только кропотливая регулярная работа может привести к положительным изменениям в речевом развитии ребенка.

Расслабление речевых мышц

Расслабляющий логопедический массаж применяется при спазмическом состоянии речевых мышц (мускулатуры лица, губ и языка). Повышенный мышечный тонус снимается с помощью аккуратных поглаживаний и легких надавливаний.

Процедура начинается с расслабления шейных мышц, для чего проводятся плавные вращательные движения головой. Далее проводятся поглаживающие движения для лицевой мускулатуры, затем – для губных мышц. Завершается сеанс легкими вращательными и постукивающими движениями пальцами по губам.

Расслабление лицевых и шейных мышц способствует уменьшению гипертонуса, улучшению речевой деятельности ребенка.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях эффективен вместе с артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Как правило, ребенок повторяет движения за логопедом или за родителем, если применяется логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях.

Гимнастика для артикуляционного аппарата ребенка включает следующие упражнения для языка и губ:

  • показывает язык, вытягивая его максимально,
  • подтягивает аккуратно к подбородку и носу,
  • покачивает для расслабления мышц,
  • отводит в стороны,
  • собирает губы трубочкой,
  • растягивает, фиксируя пальцами в уголках рта,
  • поднимает верхнюю губу,
  • опускает нижнюю губу,
  • сжимает,
  • облизывает.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает и гимнастику для развития правильного дыхания ребенка.

В логопедии существует множество упражнений, направленных на формирование правильного дыхания ребенка в игровой форме:

  • «Загони мяч в ворота ». Улыбаясь, дуть так, чтобы струя воздуха шла посередине языка, лежащего на нижней губе. Нужно сдуть ватку на край стола.
  • «Сдуй снежинку ». На кончик языка положить маленькую бумажную снежинку и попытаться сдуть ее. Рот должен быть приоткрыт, язык высунут.
  • «Мыльные пузыри ». Нужно надуть большой мыльный пузырь. Или устроить соревнования среди детей, кто надует больше мыльных шариков.
  • «Надуй игрушку ». Можно устроить детям конкурс: кто быстрее надует игрушку.

Для ребенка с проблемами в речи, особенно при заикании, полезно купить игрушечные духовые инструменты для коррекции дыхания.

Работа по коррекции речи ребенка обязательно сопровождается разучиванием скороговорок . Постоянное разучивание скороговорок позволят справляться со сложными словами, произношение которых вызывает затруднения. Это могут быть трудные для произношения сонорные звуки «Р», «Л», шипящие «Щ», «Ш» и т.д. Кроме того, ребенок осваивает темпоритмику речи, т.к. ему не только нужно правильно произнести «коварные» звуки, но и сделать это максимально быстро.

Таким образом, логопедический массаж для детей в домашних условиях включает зондовый и расслабляющий массаж лица (с использованием пальцев и ложек) и языка, а также гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата. Для проведения процедуры с зондами в домашних условиях родителям обязательно нужно пройти специальное обучение. Специалисты рекомендуют использовать несколько видов воздействия на артикуляционный аппарат для результативной коррекции речи у детей.

Логопедический массаж языка помогает развивать речь у детей. Для ребёнка с явным речевым расстройством, чтобы научиться правильно произносить звуки, не хватит одной гимнастики артикуляции и дыхания. Массируя язык, вы стимулируете речевой аппарат, нервные окончания на лице и кровеносные сосуды. В точности выполняя методику массажа, тонус мышц лица увеличивается и ребенку проще научиться правильно произносить звуки. Плюс данной процедуры – это возможность выполнять её в домашних условиях.

Если у детей замечены приобретённые или врождённые дефекты речи им назначается логопедический массаж. Чаще всего встречаются такие виды нарушений развития речи, как:

  • Нарушена голосовая подача или её частичная потеря;
  • Разнообразные речевые дефекты;
  • Нарушение иннервации речевого аппарата ();
  • Нарушение тонуса лицевых мышц;
  • Затруднения в развитии мышц, обеспечивающих артикуляцию;
  • Любой из видов .

Массаж языка назначается для в 100% случаев. Ведь данное заболевание вызывает у ребятишек недостатки речи, а проводимые процедуры могут положительно повлиять на восстановление нарушенных функций. Такой необходимо делать детям с ДЦП, начиная с самого раннего возраста. Не поленитесь посмотреть видео, которые затрагивают данную тему.

Чем полезен массаж

При достижении детьми возраста, когда они начинают разговаривать, необходима чёткая постановка артикуляции. Она отвечает за то, как сформируется произношение, ведь в артикуляции задействованы лицевые мышцы.

Логопедический массаж поможет уменьшить перенапряжение мышц при формировании произношения звуков и речи у детей. Он активизирует мышцы с ослабленной способностью к сокращениям.

Методика массажа помогает волокнам мышц становиться активными и придаёт им эластичность, давая ребёнку шанс побороть имеющиеся нарушения. Главными задачами, которые стоят перед процедурой массажа, являются:

  • Исправить произношение букв и звуков;
  • Улучшить голос и связки;
  • Устранить проблемы в дыхании при разговоре;
  • Нормализовать моторику артикуляционных мышц;
  • Увеличить длительность и силу вдоха.

Такой массаж делает лучше мышцы и речевой аппарат, который влияет на качество речи у детей. Завершая курс, становится видно, как укрепились горловые рефлексы. Комплекс упражнений помогает правильно сформировать чёткую линию для движения артикуляционных органов.

Упражнения для детей дают шансы в определённой мере исправить отклонения развития речевого аппарата. Данную методику массажа применяют при отклонениях, даже не указанных в основном списке показаний.

Техника выполнения

Языка, назначающийся детям различных возрастных категорий - это упражнения, разработанные «до мелочей». При каком-то отклонении нужно применять один, точный набор упражнений, который поможет ребёнку устранить обнаруженный дефект. Причем выполнять такие упражнения могут родители совершенно свободно своими силами в домашних условиях; это очень удобно, если ребёнок еще совсем маленький. Ребятишки старших возрастов, могут выполнять процедуры сами, без помощи родителей.

Подготовка к массажу

Как показывает практика, аккуратно такие процедуры можно выполнять, когда малыш достиг двухмесячного возраста. Если у малыша наблюдается плохая речь, упражнения могут быть назначены с 2 лет.

Назначенные манипуляции выполняйте каждый день. Один сеанс не превышает 3 минуты.

Техника выполнения массажа предусматривает условия:

  • Обстановка должна быть полностью гигиеничной и удобной;
  • Нельзя выполнить процедуру детям, при обнаружении у них противопоказаний;
  • Все движения нужно выполнять маме или папе, тщательно изучившим методику профессионального массажа.

Детям младшего возраста массаж языка желательно выполнять в общении с ребёнком. Пойте детские песни, рассказывайте , и что важно: улыбайтесь. На сеанс включите красивую тихую мелодию.

Основные приемы

Техника выполнения логопедических упражнений предусматривает:

  • Общее массирование лица, переходящее на губы;
  • Постепенно массирование переходит на ротовую полость.

Выполняя данные манипуляции нужно сосредоточить внимание, ведь не каждый ребёнок положительно воспримет действия, которые проводятся у него во рту. Делать упражнения нужно так, чтобы дети заряжались положительными эмоциями и ощущениями во время проводимой процедуры. В противном случае – такие манипуляции могут привести к увеличению тонуса и повышенной чувствительности оральных областей. А также действия, проводимые вопреки желанию ребёнка, способны подтолкнуть к активности рефлекторную сферу. Ещё дитя может автоматически укусить вас или начнутся рвотные позывы. Приёмы сочетают в себе поглаживающие движения с маленькой вибрацией. Она помогает расслабить мышцы, находящиеся в возбужденном состоянии.

  1. Поглаживания нужно выполнять едва ощутимо, нежными движениями на лице, не собирая кожу в складки. Начинать нужно водя руками в носогубной области. Далее манипуляции следует слегка усиливать, воздействуя на толстые кожные слои.
  2. Углублённое поглаживание делайте ладонями или собранными как щипцы пальцами или, согнув пальцы в суставах на 90 градусов и поглаживая тыльной стороной.
  3. Беспрерывную вибрацию делают фалангами: ставят на кожный покров и начинают «сотрясать» его. Представьте, что вы просеиваете что-то ситом.
    Делайте подходы от двух до четырёх раз. Обязательно меняйте местами выполнение вибрации с поглаживанием.

Делая манипуляции дома для детей старшей возрастной группы, выполняйте их до 20-25 минут. Но изначально процедура длится не более 7, поэтапно увеличиваясь во времени. Для грудных детей период не превышает 2-3 минуты.

Массаж зубной щеткой

Выполняя логопедический массаж, используйте предметы, которые присутствуют у вас дома. Попробуйте воспользоваться мягкой зубной щеткой. Применяя их, подкладывайте под язычок салфетку и как можно чаще заменяйте её. Выполняйте движения кругами или по спирали, не прикладывая силу при надавливании. Используя зубную щётку, применяйте вибрацию.

Перечисленные манипуляции обязательно делайте в тепле, чистыми и согретыми руками.

От того, как вы выполните логопедический массаж, зависит качество исправления речи и окончательный результат процедуры. Не соблюдая правила и игнорируя противопоказания, массаж может вызвать негативную реакцию для здоровья детей и обрести непредсказуемые последствия.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Какие разделы входят в состав возрастной психологии Какие разделы входят в состав возрастной психологии Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5