Двоеточие: где, когда и почему нужно ставить двоеточие. Когда ставится точка с запятой в предложении: особенности и правила пунктуации

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Еще со школьной скамьи многим известна прописная истина: если предложение повествовательное, то в конце него всегда ставится точка. Для справки напомним, что предложения по интонации бывают трех типов: повествовательное, восклицательное (в конце ставится, соответственно, восклицательный знак) и вопросительное (с вопросительным знаком в конце).

Однако есть некоторые особенные случаи использования точки. Все они описаны ниже.

Точка ставится:

1. В конце повествовательного предложения , причем состав предложения значения не имеет. Точкой заканчиваются как полные, так и неполные предложения, если они не восклицательные и не вопросительные. Например:

  • Кошка грелась на солнце. Она спала и мирно сопела. Иногда потягивалась. Иногда вздрагивала во сне.
  • Снег блестящий, яркий. Слепит глаза. Невольно приходится щуриться, иначе будет больно. Хрустит под ногами, так и манит в белоснежную, холодную даль.
  • Является поэт с истинным талантом. Кто судья его таланту? Общество (Белинский).

2. В целях придания повествованию большей выразительности после ряда коротких предложений , которые используются в тексте для создания общей картины или для того, чтобы показать быструю смену действий. Например:

  • Наступало утро. Краснела полоска неба. Занимался рассвет.
  • Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят (Пушкин).
  • Небо. На небе яркие расчерченные полоски. Страшно. Завораживает. Кутаешься потеплее и смотришь вверх.

3. Перед союзами «и», «а», «да», «но», «однако» в тех случаях, когда они начинают новое предложение, а не связывают в единое целое части. Например:

  • Я хотела чего-то. Но только не бежать. И не кричать. И не плакать.
  • Я хотела ему помочь, честно хотела. Да вот только не помогла.
  • Мой отец – тихий человек, но я не сомневаюсь, что он возьмется за оружие. А мать, с ее характером, — та безусловно возьмется за оружие (Фадеев)

4. В конце рубрик перечисления , но только в тех случаях, если данные рубрики достаточно развиты сами по себе и (или) состоят из нескольких предложений. Также точка ставится в рубриках перечисления и в тех случаях, если предложения, формирующие данные рубрики, внутри себя уже имеют несколько знаков препинания. Например:

  • Резюмируя всё изложенное выше, можно сказать:

— Двести лет тому назад в нашей Академии наук зародилась теория корабля в виде двухтомного сочинения Л. Эйлера «Scientia Navalis».

— Через несколько лет появилось и первое сочинение по строительной механике в виде мемуара того же Эйлера «Examen des efforts qu’ort à supporter…».

— В течение всего XIX в. в числе действительных членов Академии наук были моряки, и лишь с 1917 г. это было оставлено.

[Следует ещё несколько пунктов.] (Академик А. Н. Крылов).

5. После предложения, служащего для ввода в то просторное высказывание , которое последует после него. Часто используется в конструкциях типа:

  • А произошло следующее.

Он вошел в комнату и увидел, что случилось. Он закричал, упал на колени. Расплакался как мальчишка (далее следует развернутое повествование).

Давайте рассмотрим, в каких случаях ставится точка. На самом деле, их не так уж и много, поэтому разобраться не составит труда.

Правила постановки точки

  1. Точку ставят в конце законченного повествовательного предложения, как неполного, так и полного. Например: "Утром следующего дня наше войско двинулось вперед. С восточной стороны Арзрума находилось турецкое войско. Наши полки двинулись к нему, отвечая на турецкую пальбу музыкой и барабанным боем. Мы шли гордо и не отступали назад под натиском врага.".
  2. Точка также может ставиться и для того, чтобы придать повествованию выразительность, сделать его ярче, подчеркнуть описание. Например: "Воды струились тихо. Небо меркло. Солнце клонилось к закату.".
  3. Точку ставят перед союзами а, но, и, однако и т. д, если они не связаны в одно целое предложение, а начинают самостоятельное предложение. Например: "За месяц до рождества приехал наш доктор. И мы опять спорили по вечерам, играя в бильярд.".
  4. Точку ставят после предложения, которое вводит в дальнейшее изложение, если последнее представляет собой развернутое повествование, рассуждение или описание. Например: "А все произошло так. Нежданов, садясь в телегу к Павлу, вдруг пришел в очень возбужденное состояние."
  5. Точка ставится после кавычек. Перед закрывающимися кавычками точка не допускается. Например: "Он начал наставлять меня на «путь истинный».".
  6. Важно запомнить, когда ставится точка, а когда ее ставить не нужно. Точки не должно быть в конце предложения после точки, которая обозначает сокращение слова. В конце предложения не должно стоять двух точек подряд. Например: "Брат рассказывал мне истории из жизни о любви, ревности, разлуке, грусти и т.д.".

Точка нужна в письменной речи для того, чтобы передавать полный смысл текста. Точке полюбилось место в конце предложения, ведь обычно она находится именно там. Чтобы правильно поставить точку, нужно найти конец предложения, а это не всегда просто, как кажется. Ведь в конце предложения могут располагаться еще вопросительный и восклицательный знаки. Когда собираетесь расставить знаки препинания в предложении, нужно учитывать и это.

Когда ставится точка с запятой в предложении? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться. Русская грамматика и считается одной из сложнейших как раз из-за подобных правил. В этой статье мы постараемся ответить на поставленный вопрос и рассмотрим все возможные варианты постановки в предложении этого

Точка с запятой: правила

Такой ставится между двумя или несколькими независимыми предложениями, которые между собой объединены в одно без вспомогательных союзов. При этом вероятность постановки точки запятой возрастает, если эти предложения распространенные и внутри имеют запятые.

"Тем временем чай был выпит; уже давно запряжённые лошади продрогли на морозе; месяц блекло мерцал на западе и готовился погрузиться в мрачные тучи, сидящие на далеких горах, как куски разорванного занавеса".

"Вокруг все застыло в осеннем сне; через сереющую мглу едва виднеются под горами широкие поля; они рассечены Волгой, перекинулись чрез неё и растаяли в тумане".

Когда ставится точка с запятой в сложносочиненных предложениях?

Сложносочиненными (ССП) называют предложения, связанные между собой с помощью сочинительной связи. Части, из которых состоят такие предложения, считаются равноправными, то есть независящими друг от друга.

Итак, мы выяснили, какие предложения называют сложносочиненными. Но в каких случаях нужно ставить точку с запятой? Итак, этот уместен в следующих случаях.

Во-первых, если независимые предложения, входящие в состав ССП, соединены союзами «однако», «но», «тем не менее», «все же» и пр.

"Была у меня только голубая краска; но, несмотря на этот факт, я задумал изобразить осеннюю охоту".

"Казалось бы, ей совершенно незачем было ездить к нему, и сам он был не очень рад ей; однако ж приезжала она и жила у него целыми неделями, а иногда и намного более".

Обратите внимание! Перед союзом «а» наш знак препинания ставится только в том случае, если предложения, которые он объединяет, имеют внутри несколько запятых и значительно распространены.

"Мне показалось, что он начал плакать; а ведь надо вам сообщить, что Витька был упрямейший мальчишка, и, бывало, нипочем у него не выбьешь слез, даже когда был он и помладше".

Во-вторых, если бы между предложениями, входящими в состав ССП, можно было поставить точку, не будь они соединены союзами «да» (в знач. «и») и «и».

"Она читала книгу, думая о том, что читала, приостанавливаясь, чтобы выслушать Нину Аркадьевну, которая болтала без устали; и вместе с тем разнообразные картинки будущей совместной жизни и хозяйства без какой-либо связи представлялись внутреннему взору ее".

Предложения с распространенными однородными членами

Теперь поговорим о том, когда ставится точка с запятой в предложении с распространенными однородными членами. Обычно ставятся, когда внутри себя имеют одну или несколько запятых.

«В темноте смутно представлялись все те же неясные очертания предметов: в отдалении иссиня-черная стена, такие же пятна на ней; возле меня самого - круп коня, который, помахивая хвостом, широко открывал рот; спина коня в белой черкеске, на которой виднелась беловатая головка пистолета в самодельной кобуре и раскачивалась винтовка в темном чехле; огонёк папиросы, освещающий рыжеватые усы, бобровый воротник и руку в кожаной перчатке». (Л. Н. Толстой).

«Люди были здесь из станиц и из хуторов и города, задержанные по подозрению в том, что они были советскими работниками, партизанами, коммунистами, комсомольцами; люди, словом или поступком оскорбившие немецкие мундиры; люди, скрывшие свои еврейские корни; люди, арестованные за то, что у них не было документов, и просто потому, что они люди». (А. А. Фадеев).

Сложноподчиненные предложения

Еще когда ставится точка с запятой в предложении? Данный знак препинания расставляется между придаточными (распространенными), если их не связывает союз, и они подчинены одному главному. Это правило становится обязательным, если внутри придаточных предложений есть другие придаточные.

«Разница в том, что, вместо насильной воли, объединявшей их в школе, они самостоятельно кинули матерей и отцов и бежали из отчих своих домов; что были здесь и те, у которых моталась уже веревка около шеи и которые, вместо мрачной смерти, увидели настоящую жизнь, и жизнь во всем своем разнузданном разгуле; что были здесь те, которые, по давнему и благородному обычаю, не могли в кармане своем удержать копейки». (Н. В. Гоголь).

Указание границ между предложениями

Продолжаем описывать случаи, когда ставится точка с запятой в предложении. Если смысловая составляющая требует, чтобы читатель точно увидел границу между группой предложений и отдельными предложениями, точка с запятой ставится между:

«В том саду было огромное множество ворон, их гнезда покрывали вершины деревьев, они кружили вокруг них и громко каркали; иногда, особенно в вечернее время, они взлетали целыми сотнями, поднимая других и шумя; иногда какая-нибудь из них перелетит наскоро с одного дерева на другое, и все снова затихнет». (А. И. Герцен).

Перечисления

Мы рассмотрели, в каких предложениях ставится точка с запятой, теперь поговорим о перечислениях.

Наш знак препинания ставится после рубрик перечисления. Но только если эти рубрики не могут выступать самостоятельными предложениями, но в то же время достаточно распространены, и внутри них уже поставлены какие-либо другие знаки препинания.

"Из-за такого использования мин к ним были предъявлены следующие требования:

  • чтобы случайно оторвавшаяся и свободно плавающая на поверхности воды мина не смогла нанести вред проплывающему мимо нее судну;
  • чтобы в момент установки заграждений мины не всплывали, указывая таким образом врагу места заграждения;
  • увеличение безопасности при установке мин (Академик Крылов).

Таким образом, точка с запятой может ставиться как в сложных предложениях, так и при перечислении чего-либо.

на чём . Полностью заканчивать что-либо. По мере того как я писал, развёртывались события в России, и мне становилось ясно, что нельзя ставить точку на этой книге, что это начало большой эпопеи (А. Н. Толстой. Как создавалась трилогия «Хождение по мукам»).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Ставить точку" в других словарях:

    ставить точку - заканчивать, шабашить, заключать, закругляться, доканчивать, кончать, приканчивать, добивать, довершать, оканчивать, доводить до конца, подводить черту, завершать, доделывать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    СТАВИТЬ ТОЧКУ - кто [на чём, в чём] Окончательно завершать что л., прекращать что л. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) непременно должны завершить начатое дело, разговор, иногда прервать какие л. отношения (Р). Обычно о деле или о проблеме, которые… …

    ставить точку над i

    СТАВИТЬ - ставлю, ставишь, несов. (к поставить). 1. кого что. Придавать кому чему н. стоячее положение, укреплять стоймя, помещать что н. куда н. так, чтоб стояло. Ставить палку в угол. Ставить столбы. Ставить цветы в вазу. Ставить книги на полку. Бутылки… … Толковый словарь Ушакова

    ставить - глаг., нсв., употр. часто Морфология: я ставлю, ты ставишь, он/она/оно ставит, мы ставим, вы ставите, они ставят, ставь, ставьте, ставил, ставила, ставило, ставили, ставящий, ставимый, ставивший, ставленный, ставя; св. поставить 1. Если вы … Толковый словарь Дмитриева

    СТАВИТЬ НА ТОЧКУ. ПОСТАВИТЬ НА ТОЧКУ. Устар. Прост. 1. кого. Заставлять кого либо поступать, вести себя надлежащим образом; приструнивать. Лохматый адвокат, милейший и понимающий парень, обещавший всех поставить на точку. Уж этот от всех… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Точку ставить рано - ТОЧКА 1, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ставить точки над i - ставить/поставить точки <точку> над «i» Окончательно все выяснить, уточнить все подробности, довести все до логического конца. Обычно с сущ. со знач. лица или предмета: профессор, докладчик, доклад, выступление… ставит точки над «i». Марья… … Учебный фразеологический словарь

    СТАВИТЬ ВСЕ ТОЧКИ НАД И - кто, что [в чём] Вносить полную ясность, разъяснять положение дел, не оставляя ничего недосказанным. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), результат работы, какое л. решение, мнение (Y) окончательно проясняет ту или иную ситуацию (Р).… … Фразеологический словарь русского языка

    Ставить/ поставить на точку - Прост. Устар. 1. кого. Заставлять кого л. поступать, вести себя надлежащим образом. 2. кого, что. Приводить кого л. или что л. в надлежащее положение, в надлежащий вид. Ф 2, 112 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Тень летучей мыши , Михаил Нестеров. Месть не имеет срока давности. Это отлично известно лидеру крупнейшего мафиозного клана Султану Узбеку. Когда-то он совершил главную ошибку жизни, не сумев устранить легендарного киллера…

Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

Двоеточие в простом предложении

Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

Двоеточие в сложном предложении

Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

  • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.

  • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.


Двоеточие vs тире

Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: ) нужно расстаться.

Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение