Языческие столбы. Ведические храмы древних славян. Городища-убежища с культовыми сооружениями

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Мое путешествие на Священные Горы началось десять лет назад, когда совершенно “случайно” на Петровке я приобрела за безумные, на тот момент, деньги тоненькую книжечку “Языческие святилища древних славян ” написанную археологами И.Русановой и Б.Тимощук.

Збручский идол. Археологический музей г. Краков.

Тираж всего 1000 экземпляров. Второе издание. Первое издание, напечатанное еще в советские времена, попало под горячую воду прорвавшейся трубы в книгохранилище и сгинуло, так и не попав к своим читателям.

Долгие годы книжка терпеливо ожидала, когда мое внимание обратится к ней. Теперь она занимает почетное место у меня на полке рядом с рабочим столом. А мое путешествие, которое началось много лет назад наконец-то привело меня на Священные Горы к языческим святилищам древних славян.

Куда следом за мной придет и магичка Йеруна-Милослава, героиня моего романа

Но, чтобы написать роман о древней магии, надо сначала послушать истории, которые нашептывают духи в таких удивительных и волшебных местах как Три Священные Горы Славян-Язычников. Ощутить и прожить то, что может быть интересно читателю о мире иных времен.

И конечно же, покопаться в исторических и археологических источниках, чтобы не пройти мимо погребенных под слоем земли и истории священных колодцев, капищ и жертвенных печей. Описание мест событий должно соответствовать реальным настолько, насколько это возможно.

Итак, сегодня я приглашаю вас вместе со мной совершить увлекательное путешествие на Священные Горы Славян.

Так называют, окутанные легендами и сказаниями, три горы в заповеднике Медоборы на берегу речки Збруч современные нео-язычники.

И не зря. Ведь именно здесь археологи обнаружили на вершинах загадочные три огромных, славянских, языческих, ритуальных комплекса успешно существовавших в 10 – 13 веках, одновременно с христианской Киевской Русью. И о которых нет ни одного упоминания в ранних славянских текстах и в более поздних.

Основная информация о святилищах у нас только от археологов. Может поэтому вокруг Священных гор столько легенд и мифов.

Но попробуем посмотреть на эти места с обеих позиций, научной и мифологической.

Ясенец. Неопалимая купина Медобор.

Ученые пишут, что на вершинах трех гор никогда не было обычных поселений. Только святилища, где проводились общественные ритуалы и где жили жрецы-волхвы. Подобные святилища есть и в других славянских землях. Например в Шлонже в Селезии, Лысая Гора и Добжешуво в Свентокжитских горах .

Аналогичный комплекс был на Рюгене и известен всему славянскому миру под именем Аркона .

Увы, на сегодняшний день, Аркона практически наполовину уничтожена и рассыпалась, разрушенная морской стихией, подмывающей высокий берег.

Поэтому святилища в Медоборах , единственные прекрасно сохранившиеся языческие святилища, которые не были разрушены христианами, а “законсервированы” и оставлены своими жрецами в надежде вернутся обратно.

Для ученых они являются уникальными объектами для реконструкции реального язычества. А для современных нео-язычников священными местами для выполнения ритуалов и песнопений древним богам.

Во время раскопок археологами тут были открыты круглые капища, где волхвы совершали ритуалы. Одно из них на Богите, а три, а возможно их было четыре, найдены на Звенигороде.

В отличии от многих азиатских святилищ, где мир как храм, изображался через квадратную постройку, у славян храм-капище имело форму круга.

Символа начала начал, где нет ни начала ни конца. Знака отмеченности вечностью и самостью. Бесконечного круговорота природы и жизни. Вечного движения и одновременно покоя. Взрыва из центра вовне. От божественного изначального взрыва, к его распространению во все стороны.

Возможно, такое мировоззрение и сделало столь успешной экспансию славянских племен во время великого переселения народов начиная с 5го века н.э.

Но изначальная история святилищ Богит, Звенигрод и Говда началась еще в 6-5 веке до н.э, во времена владычества скифов, когда тут были возведены валы, ограждающие священное пространство. А в 10 веке язычники славяне обустроили тут основательно свои святилища.

Как говорится: Свято место – пусто не бывает!




Святилище на горе Богит.

Как я уже говорила, язычники славяне не были основными строителями охранительных колец Богита.

Они просто использовали каменные валы, созданные во второй половине первого тысячелетия до н.э. более древними язычниками скифских времен.

Но зато дело их рук это ограждение могильника у подножья горы, насыпание “пустого” кургана, устройство множества наземных ритуальных помещений и общественных длинных домов для братчины, капище из 8ми ям и идола в центре, “сухой” колодец в твердой породе для жертвоприношений и каменный жертвенник на вершине.



Самой яркой, видимой ритуальной частью на Богите, является круглая площадка окруженная восемью симметрично расположенными ямами, в центре которой квадратный след от углубления, в котором стоял идол.

Подобная структура наблюдалась ранее этого в раскопках Перыни. Аналогами могут быть также капища на Ворголе и Поганьско.

Восемь направлений сторон света, где горели костры, возможно символизировали восемь направлений света, восемь праздников Колеса Года.

Вход в кольцо ям для огней был с севера. Под тремя из них археологи нашли человеческие останки: два детских и два мужский скелета.

Были ли это закладные жертвы во время строительства капища мы уже не узнаем. Но факт есть факт – они были погребены под жертвенником.

Кем они были? Христианами, потому что погребение ориентировано на запад? Вряд ли принесенных в жертву иноверцев хоронили по чужому обычаю. Тогда первенцы, дети вождя, посланцы в мир богов? Жрецы, воины, великие кудесники? На этот вопрос сейчас мы вряд ли получим ответ.

Но помня о традиции закладной жертвы при возведении новой постройки, можем предположить, что эти люди были очень значимы для своего времени и своих соплеменников, если их выбрали охранять главный алтарь этих земель.

Капище, колодец и каменный жертовник. Это основное, о чем предпочитают говорить археологи на Богите. Но все они обходят стороной мимо, так называемого среди нео-язычников и нео-магов, Камня-Портала.

Может потому что на нем нет следов ритуальной деятельности. Да и откуда им тут сохраниться за столько веков.

Но если вы реально попадете сюда, то Камень-Портал не обминет ваше внимание.

Но будьте осторожны, он ревниво охраняет свои тайны выпуская на любопытных туристов своих стражников, огромных муравьев, которые беспощадно кусают любого, кто зазевается и подставит свое нежное тело под их острые челюсти.

Если предположить, что муравьи тут обитали и 10 веков назад (что весьма и весьма имоверно), то положив жертву на камень, жрецы буквально на утро могли увидеть, что от нее остались только рожки на ножки.

Поэтому я бы связала это место с богом, которого славяне изображали стариком и у ног которого суетились муравьи.

Тем более, что сохранилось описание славянского святилища на некой Черной Горе и божества у Аль-Масуди в “Золотых лугах” (10 век),

“… в нем [здании на черной горе] они [славяне] имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой – пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев [т.е. абиссинцев]”.

Если принять за основу исследования археоботаники, что в 9-12 веке в этом районе не было лесов. Разве, что редкие сосны, то и вороны могли легко кружить над камнем-алтарем и получать свою порцию плоти жертвы, наравне с муравьями.




Таким образом данный каменный портал мог быть жертвенником бога, связанного с миром ушедших.

Тем более, что как раз с этой стороны находится древний могильник. Тогда камень мог быть порталом для призыва духов предков захороненных с этой стороны святилища.

Плюс, на противоположной стороне святилища находится ритуальный “сухой” колодец. Это колодец, который славяне язычники выбивали в скалистой породе своих святилищ не для того, чтобы добыть воды. Для этого обычно были источники и речки рядом.

Обычные колодцы для воды всегда выкапывали в низине. А вот на вершинах скал и гор, колодец был священным путем в мир предков. Через него отправляли в мир иной жертвы, в том числе человеческие.

Так что, если будете на Богите, отнеситесь с уважением к камню Сатурна-Чернобога. И будьте осторожнее при пересечении линии Жертвенный Колодец – Муравьиный престол.

Кто знает, что в памяти подсознания сохранилось о тех временах или досталось на генетическом уровне от предков. Мало ли какую программу можно активизировать. Вдруг вы потомок тех самых жрецов или наоборот их жертв?

Современные нео-язычники называют Богит святилищем Даждь-Бога. На его вершине они поют песни Арею, богу войны (видела лично на ютьюбе). Но, что мы на самом деле знаем о Даждьбоге, кроме строчек из летописи, о внуках дажбожих и о том, что он сын Сварога и царь-Солнце? НИЧЕГО!

И что, если на самом деле Богит был Черной Горой Бога мертвых “Сатурна”?

То, что главный требник-жертовник стоит на западной стороне горы-святилища многоговорящее, вход на капище к идолу с севера. Паломник входил с востока на запад, а потом выходил с запада на восток. Входом в какой мир являлось святилище?

По представлениям славян души покинув тело уходили на запад, в небесный сад Ирий. Предков хоронили на возвышенностях, чтобы их прах был ближе к небесам.

Не могло ли святилище на Богите быть таким “трамплином” для полета в Ирий?

Тем более, что в древности, перед горой текла река, которая сейчас почти исчезла, оставшись в самом низу ручьем, который питает колодец.

А река, по дошедшим до нас сказкам и мнению этнографов, всегда обозначает рубеж между миром живых и миром мертвых.

Может именно тут, у подножья и был тот самый прообраз мостика да калинового, через речку Смуродинку.

И пусть моста давно нет и речка поменяла русло, но пройти по “той” дороге все еще можно. Она уходит влево от новой и основательно заросла. Но как раз именно она и есть та самая древняя, по которой шли паломники 10 веков назад.

И тогда справа, а не слева от вас будет табун каменных коней, на которых женщина могла попросить сновидения пророчества и о рождении сына. Но в древние времена язычница четко знала, что зовет душу одного из членов рода вернуться из Ирия и возродиться. Что сейчас – я не знаю.

И каменный алтарь, где о материальном богатстве запрашивают, останется в стороне, за каменными стражами.

Хотя если святилище было земным отображнием Ирия, то богатство тут выпрошенное, к утру и в черепки битые может превратится.




Стелется под ногами дорога вымощенная камнями более 1000 лет назад. Много вопросов вызывает у пытливого исследователя. И камней разной формы и энергии тут множество вдоль дороги. Любой можно спросить о пророчестве.

Иногда мне кажется, что в мифе о путешествии женщины-богатыря, на сказочном камне-пророке на развилке выбиты были бы другие слова.

Налево пойдешь – в замуж попадешь.

Прямо пойдешь – богатство на свою голову наживешь.

Направо пойдешь – жизнь на детишек отдаешь.

И большинство героинь из жизни, так и остались бы стоять на развилке навечно, а сказка бы не состоялась. На три части ведь не разорвешься.

Но, кто зачем сюда идет, тот и выбирает себе дорогу на вершину священных гор.

Я вообще сторонница очень аккуратного общения с местами силы. Кто знает, кто тут на самом деле правит бал и по каким правилам.

Но по энергиям, место очень мужское и не любит, когда сюда приходят женщины.

Или пока женщина в поре деторождения, то ей сюда путь заказан? Ведь Ирий связан с Бабой-Ягой, а она уж точно давно за границы климакса вышла.

И в чем то мы везучие, имея доступ сюда в святая святых. Ибо ученые исследователи прямо говорят, что на территорию славянских святилищ, где стоял деревянный храм и идол бога, не пускали никого из профанов. Только жрецы имели право подниматься на самую высокую часть горы и творить ритуалы. Подходить к святыне, как в Ретре и Стариграде, было “дозволено только тем, кто хочет приносить жертву или отгадывать волю богов” (Адам Бременский).

Может по старой памяти дух древнего святилища просто не любит любопытных туристов? Пока не знаю. Это вопрос следующих походов и исследований.

Но если идете сюда, то захватите зерен, меда, молока и сыра. Духи, а также муравьи и другие лесные жители, не откажутся от подношения.

В нашем весеннем путешествии, когда мы уходили со святилища, неожиданно прилетел рой пчел, и стал осваивать в стволе старого дерева, дупло для жилья.

Мы посчитали для себя это хорошим знаком. Ведь пчелы священные летуньи, творящие напиток богов – мед. А значит мы присутствовали при удивительном акте Природы, которая привела небесных тружениц на священную гору.

На видео вы можете даже услышать, как жужжат небесные медоносы.

Священная амрита, напиток богов и ритуальная медовуха возвращается на положенное ей место.

Мед это это символ смерти-возрождения и бессмертия Души. Ведь медовуха была ритуальным напитком во время тризны, а до нас дошла в составе поминальной и рождественской кутьи. И это еще раз подтвердило для меня предположение, что здесь почитали души предков и богов связанных с Ирием.

Надеюсь пчелы нашли тут свой дом, а может и полетели далее. Но, посещая гору, будьте внимательны. Кроме змей и муравьев, здесь теперь могут на постоянной основе, жить и пчелы.

Выйдя за пределы священного круга, можно устроить себе привал и перекусить. Ведь где-то тут стояли длинные дома-контины, где паломники могли устроить братчину.

В жизнеописании Оттона Бамбергского можно найти такие слова о славянских святилищах: “Внутри них были только расставлены в круг скамьи и столы, потому что щецинцы имели обыкновение устраивать здесь совещания и сходки. В определенные часы и дни они собирались сюда затем, чтобы пить или играть, или обсуждать серьезные дела.”

Так что если вам есть, что обсудить, устройте братчину. И не стесняйтесь. Ведь как писал Саксон Грамматик о славянах, у которых на пиру “потреблялись жертвы. Здесь неумеренность была добродетелью, а воздержание – стыдом”.

Но не на месте, где могут быть продолжены археологические раскопки. Вежливость и не разрушение покоя на всех уровнях, в священном месте, лучше брать за правило.

Тем более, что вокруг капища, в углублениях, нашли жертвоприношения детей, кости животных, черепки сосудов. Мало ли что можно откопать, закапывая.

Сейчас много споров были ли человеческие жертвоприношения у славян. Если исходить из данных археологии и сравнивать, например с кельтской традицией (которая имела настолько большое влияние на предславянскую черняховскую культуру, что ее даже называют кельтской вуалью), то придется ответить однозначно да.

Многие исследователи считают, что именно расцвет язычества дает человеческие жертвоприношения. Ведь, что может быть ценнее подношения в дар богам жизни?

А если прочитать дошедшие до нас тексты, описывающие правила и обеты язычников, например архаического текста корнями уходящего в 6-7 век, то поневоле понимаешь, что христианство внесло новую струю в понимание ценности жизни и заповедь “не убий”, которая прозвучала в должное время. Правда человеческий фактор и тут все привел к тому же итогу, но по крайней мере это было заявлено в мир людей, как линия, которую в последствии подхватил и развил гуманизм.

На этом я буду подводить итоги к описанию древнего славянского храма на Богите. Это было главное святилище, которое возвышалось над местностью и его огни светили маяком паломникам, указывая путь. Бог, правящий в этом месте, привлекал к себе жаждущих со всего славянского мира. Здесь был свой штат жрецов, дома для приема паломников, амбары для хранения богатств и даров, стоял уникальный идол. А за мегалитическим алтарем, на северной стороне находился древний могильник.




Можно конечно утверждать, что тут было святилище Даждьбога. Но как быть с мегалитом “Сатурна”и западным направлением установленного жертвенника?

Даже если предположить, что здесь поклонялись двум божествам, тот как быть с тем, что по письменным источникам у славян всегда было правило “один бог – одно святилище”.

Так чей же алтарь был на Богите? Тем более, что археологи нашли там как минимум две ямы, которые могли служить основаниями для идолов. Одна в центре жертвенника, а вторая в углублении под номером 3 к югу от центрального идола. Достаточно странное расположение для второго идола, если это действительно постамент под него.

Мое мнение на сегодняшний день, что это было место поклонения прежде всего предкам и славянскому богу смерти “Сатурну”, имя которого до нас не дошло. Но пока не поеду туда снова с компасом в руках, более уверенно говорить не смогу.

Принимая во внимание, что во времена расцвета славянского язычества, только в святилище на Богите могло на общественной площадке присутствовать на требе не менее 500-600 человек, а на открытом пространстве вокруг намного больше. То возникает закономерный вопрос.

Как одновременно с Киевом мог существовать такой важный и большой языческий центр (который был одним из огромного ритуального комплекса на трех горах) и не оказаться ни в одном летописном церковнославянском источнике?

С другой стороны, это мне дает полную свободу в “ ” не привязываться ни к какой исторической реальности, кроме той, которая приходит ко мне в моменты вдохновения.

Но кто знает откуда приходит вдохновение писателя?

Copyright©Эжени МакКвин 2017

Литература:

Русанова И.П., Тимощук Б.А.. Збручское святилище (предварительное сообщение). // Советская археология, 1986, № 4, с. 90-99.

Русанова И.П., Тимощук Б.А.. Языческие святилища древних славян.

Михайлина Л.П. Слов’яни VIII-X ст. між Дніпром і Карпатами. – Київ: Інститут археології НАН України, 2007.

Комар А. Хамайко Н. Збручский идол. Памятник романтизма? – Ruthenica. Том X. Киев 2011.

Русские заговоры Карелии / Составитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. № 24

Если возникнут проблемы с присоединением к группе по ссылке – напишите

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»




Список СРЕДНЕВЕКОВЫХ (вероятно, на местах более ранних) славянских капищ , в прошлом расположенных на территории нынешних России, Украины, Германии, Польши.




Истоки древних славянских святилищ идут по оценке академика Б.А.Рыбакова от палеолита


«Языческие святилища древних славян» (приложение к книге). Русанова И., Тимощук Б.. Издательство Ладога. 2007 год.



  1. Аркона на острове Рюген, Германия — городище-святилище IX—XII вв., расположено на мысу высотой 40 м, обращенном к востоку. С трех сторон омывается морем и в большей степени разрушено. Современные размеры — 90 м с востока на запад и до 160 м с севера на юг, предполагаемые прежние размеры в 2-3 раза больше. Раскопки проводились в 1921,1930 и 1969—1971 гг. когда через площадку и вал были проложены траншеи шириной 1 м. В валу выявлены три строительных периода, обнаружены прослойки обожженной глины, угля, камней. С внутренней стороны вала проходит плоский ров и с внешней стороны более глубокий ров также с плоским дном. Оконечность мыса отделена внутренним валом шириной 5-6 м и плоским рвом шириной 10 м, сооруженными в IX в. На площадке между валами построек не обнаружено. Частично раскопаны углубления в материке (глубиной до 60 см), имеющие длину 4,1 и 6,2 м и содержащие многочисленные вещи. В одной из траншей выявлена каменная кладка и под ней в углублении найдено 8-11 мужских черепов, частично поврежденных, кости животных, вещи, обломки посуды X—XII вв. В другой траншее в углублении находились остатки ларца с многочисленными вещами. У северного склона городища находится источник воды и к нему проложена дорожка. В окрестностях городища расположены 14 поселений и большой курганный могильник.


  2. Асташково, Смоленская обл., Россия — городище в лесу среди болот на левом берегу Сожа. Овальная.площадка (14,5х12 м) окружена расплывшимся валом (ширина 4 м, высота 0,5 м) и рвом глубиной 50 см. Под насыпью вала и в ней встречается уголь. Площадка городища вдоль вала прокалена. Третьяков П.; Шмидт Е. А., 1963. С.124-125.


  3. Бабин, Черновецкая обл., Украина — городище на вершине останца правого берега Днестра. Централььная площадка круглой формы (диаметр 7 м) окружена заплывшим рвом с выступами полукруглой формы (ширина рва 2 м. С напольной стороны по склону останца проходят два дугообразные эскарпа, доходящие до обрывов. Во рвах найдены угли, кальценированные кости, обломки лепной и гончарной посуды IX—X вв..Рядом с городищем находится большое синхронное поселение.


  4. Бабина долина, Тернопольская обл., Украина — культовые яма и площадка ХП-начала XIII в., расположеииые на месте поселения XI—XII вв., находившегося у подножия городища-святилища Звенигород. Раскопками, проводившимися в 1985—1989 гг. Тернопольским краеведческим музеем под руководством М. А. Ягодинской, вскрыта большая площадь на поселении и открыты жилые полуземлянки с печами-каменками и хозяйственными помещениями с каменными рабочими площадками.


  5. Бабка, Ровенская обл., Украина — городище на восточной оконечности песчаной возвышенности. Круглая площадка диаметром 30 м окружена углублениями в виде прерывистого ровика и отдельных корытовидных ям. Почти в центре площадки находится столбовая яма (диаметр 0,5 м и глубина 0,7 м) и скопление угля диаметром 1 м. В южной части обнаружено трупосожжение в горшке. На городище найдены нож, кости животных, обломки лепной и гончарной посуды VIII—X вв..На вершине окружающего вала лежат уголь и обгоревшие бревна. Мелкий ров заполнен прослой-ками угля. Рядом расположено синхронное селище.


  6. Благовещенская Гора около Вщижа, Брянская обл., Россия — городище-святилище юхновской культуры. Площадка городища (40х25 м) с напольной стороны ограничена валом и широким рвом (ширина 18 м). С внутренней стороны к валу примыкал длинный общественный дом. На городище найдена ромеиская керамика IX—X вв., рядом расположено синхронное селище, в котором открыто жилище и остатки длинного дома. Найдены амулеты из просверленных клыков бобровых позвонков, камни с прочерченными крестовидными знаками, гребень с конскими головками. Возможно, городище служило святилищем и в это время. В XI—XIII вв. на городище находилось кладбище и рядом была построена церковь Благовещения.


  7. Богит, Гусятинский район, Тернопольская обл., Украина — городище-святилище расположено на самом высоком холме в лесистой местности Медоборы в 5 км от с. Городница. Является ближайшим культовым памятником к месту находки Збручского идола. Раскопки проводились в 1984 г. Прикарпатской экспедицией Института археологии РАН. Траншеями перерезаны валы городища: главный вал около въезда на городище, второй вал у среза пересекающей его дороги, третий вал также около обнажения на дороге, северный земляной вал перерезан в трех местах. На площадке городища расчищено капище, жертвенник и три постройки — западины.


  8. Бранденбург, Германия — культовая площадка, расположенная рядом с городищем, возникшим в VIII в., по преданию святилище Триглава. На холме под фундаментом костела обнаружен культурный слой «нежилого» характера.


  9. Бродовин, Германия — площадка-капище находится на самой высокой части полуострова, выдающегося в озеро, окружена рвом (ширина его 5 м, глубина 80 см), имеет диаметр 25 м. На склоне холма расположено поселение IX/X-XIII вв. В 1258 г. здесь построен монастырь.


  10. Бубнище, Ивано-Франковская обл., Украина — городище, с трех сторон окруженное скалами, с четвертой стороны ограничено валом и внутренним рвом шириной 10 м. Диаметр площадки 40 м. В скале выбит колодец, к которому ведут каменные ступени. Колодец (2х2 м современная его глубина 5-6 м) не доходит до воды. В скалах выбиты три пещеры с сохранившимися пазами от бревен. На скалах изображены солярные знаки, углубление в форме ладони, личины. Рядом находится большой курган-ный могильник, состоящий из насыпей диаметром 5 м и высотой меньше 1 м.


  11. Василев, Черновецкая обл., Украина — на могильнике XII—XIII вв. открыты ямы с углем, костями животных и черепками.


  12. Верховляны, Гродненская обл., Беларусь — городище, круглая площадка (7х7 м) которого ограничена внутренним рвом и валом. Во рву обнаружена каменная кладка, угли и гончарная керамика XI—XIII вв.


  13. Волин, Польша — на самом высоко месте старого города раскопана деревянная постройка 5х5 м, окруженная оградой. Существовала со второй половины IX до начала XII вв. В окрестностях найдена бронзовая фигурка коня, несколько деревянных фигурок, среди которых одна четырехликая. На склоне Серебряного Холма находится кострище, где между камней, рыбьей чешуи лежал кусок черепа человека. Рядом открыта яма с двумя черепами, фрагментами посуды и костями животных.


  14. Воргол, Воронежской обл., Россия — на городище-убежище частично сохранились обожженная глиняная площадка (12х6 м). В ее центре находилась столбовая яма, рядом с ней скелет лошади, три наконечника стрел. На площадке лежали нож, обломки замка, гривны, трапециевидная привеска, бусина, астрагалы, льячки. Кругом площадки сохранилось шесть ям с золой, костями животных, черепками посуды, пряслицем, обломком жернова, косой, салтовской серьгой. Вещи относятся к X—XI вв. В валу городища обнаружено ритуальное захоронение конской головы, 94 астрагала.


    1. Вышегрод, Польша — на возвышении правого берега Вислы находится круглая площадка (диаметр 18 м), в центре которой сохранились следы столбов, прямоугольных срубных построек, череп тура. дощадка окружена рядом камней, среди которых находится алтарь, плоский камень-жертвенник, селет человека. К площадке ведет вымощенная камнями дорога, на которой лежало два серпа и едет человека. Объект датируется X—XIII вв. В 2,6 км около городища Округлая гора выявлен ров, ограничивающий круглую площадку (диаметр иблизительно 20 м). В выступе рва найдены угли, кости животных, обломки посуды. Рядом распожено селище VI—XI вв.


    2. Гнезио, Польша — на горе Леха под фундаментом’костела обнаружено кострище, состоящее из трех слоев камней с прослойками угля и золы. Найдены кости животных и черепки конца VIII-начала Хвв.


    3. Говда, Тернопольская обл., Украина — городище расположено на мысу правого берега Збруча, ружено валом и с напольной стороны рвом. Овальная площадка городища (40*20 м) имеет наклон к юго-востоку с перепадом высот 20 м (рис. 10). & 1988, 1989 гг. вскрыта площадь 108 кв. м.


    4. Головно, Волынская обл., Украина — городище расположено на возвышении среди болотистого луга. Круглая площадка (диаметр 30 м) слегка повышается в центре и покрыта золистым слоем толщиной 50 см. Под насыпью кольцевого вала (высота его 1 м) залегал слой камней, угля и обгоревших костей. Вдоль вала выявлено несколько корытовидных ям и скопления камней. Найдены обломки посуды Х в., кости животных, фрагмент обгоревшего черепа человека и два зуба.


    5. Гора Хельмска около Кошалина, Польша — на верху горы обнаружены остатки постройки культовой 2,5х4,5 м, с очагом из камней. Рядом находятся ямы с углем. Найдены нож, кресало, пряслице, кости животных и рыб, черепки посуды X—XIII вв.


    6. Брановцы, Болгария — круглая площадка из глины, имеющая два выступа. Найдены кости животнЁх, обломки посуды IX—X вв.


    7. Горбово, Черновицкая обл., Украина — городище расположено на мысу правого берега Прута. ¦втральная площадка городища (диаметр 30 м) окружена кольцевым валом и рвом, к ней примыка.ют две боковые площадки, расположенные на склоне и также ограниченные валами. Плоская вершина центрального вала и уступ с его внутренней стороны вымощены камнями, покрыты углем, обожжен ной глиной и костями животных. Следы огнищ прослеживаются на вершине валов, окружающих боковые площадки городища. Культурного слоя нет. Рядом расположено селище IX—X вв.


    8. Горки, Вологодская обл., Россия — на могильнике ХП-начала XIII вв. открыта овальная культовая яма (2,1х1,55 м, глубина 60-70 см). Найдены два замка, оковка деревянной посуды, скелеты двух собак, трех уток, стрепета, рыб и на дне ямы еще три скелета собак. Яма засыпана камнями и шлаком.


    9. Городок, Хмельницкая обл., Украина — на краю селища VI—VIII вв. находится каменная вымостка (2,3х1,5 м), обожженная сверху, и рядом яма (диаметр 1,5 м, глубина 20 см) с обожженным дном, заполненная углем, золой, пережженными костями животных, обломками посуды.


    10. Гродова Гора около Тумлина, Польша — на высоком холме Свентокжицких гор, покрыта лесом, сохранилось три концентрических вала, сложенных из камней и не имеющих оборонительного значения. На склоне горы расположены селища IX—XI вв. Наверху горы построена часовня.


    11. Гросс Раден, округ Шверин, Германия — деревянный храм расположен за пределами поселения X—XIII вв., к нему ведет мощеная дорога. Храм прямоугольный (12,5х7 м), стены сложены из вертикально стоявших плах, обшитых снаружи досками, имеющими вверху схематически вырубленные головки. Кругом храма на расстоянии от него 1 м проходит ограда из столбов. У входа найден череп зубра, глиняный кубок, обломки посуды IX—X вв. В северной части находилось шесть черепов коней, у юго-восточной стены лежало два копья. Храм перестраивался, его средняя часть повреждена и место для идола не найдено. В XI—XII вв. храм был перенесен на городище, расположенное на острове среди озера. Круглая площадка городища имела диаметр 25 м, вдоль ее края у вала располагались деревянные дома.


    12. Дембно, Польша — городище в Свентокжицких горах. Площадка городища овальная (15х26 м), окружена валом и рвом. Во рву найдены опаленные камни, уголь, куски глиняной обмазки.


    13. Добжешуво, Польша — городище в Свентокжицких горах на высоком холме. Овальная площадка городища (40х80 м) ограничена тремя концентрическими валами, прерывающимися в нескольких местах. Четвертый вал отделяет городище от хребта. Основа невысоких валов (высота 1,5-2 м) сложена из крупных камней и на ней набросаны более мелкие камни. Поверхность валом обожжена, особенно сильно внутренний склон первого вала и внешние склоны второго и третьего. В центре площадки лежит большой камень с выбитыми на нем кругами. В разных местах на площадке и на валах стоят стелы, лежат большие округлые камни, сложены из камней ящики-жертвенники. В западной части площадки находится каменный фундамент алтаря, рядом с ним керамика VIII—IX вв. По радиоуглеродному анализу, взятому с первого вала, определена дата 795 год. Рядом с городищем находятся селища VIII—X вв. Раскопки на городище проводились в 1975—1981 гг., вскрыта площадь 25х100 м и перерезаны валы.


    14. Животинское, Воронежская обл., Россия — на городище IX—X вв. обнаружена яма диаметром 80 и глубиной 60 см, в которой находились уголь, 23 астрагала с отверстиями, точильный камень, бронзо-вый котел, кувшин и горелое зерно. На городище найдены глиняные хлебцы.


    15. Зааринген, округ Бравденбург, Германия — около курганного могильника VII—XII вв. находится круглая площадка (диаметр 20 м), окруженная кольцевым рвом шириной 2-3 м.


    16. Звенигород, Тернопольская обл., Украина — городище расположено на склоне холма правого берега Збруча около с. Крутилов. Исследования проводила Прикарпатская экспедиция ИА РАН, Тернопольский краеведческий музей в 1985, 1987, 1988 гг. Открыто три капища, 15 культовый сооружений, 10 длинный наземных домов, сделаны разрезы валов и рвов, исследовались окрестные селища.


    17. Зеленая Липа, Черновицкая обл., Украина — на останце правого берега Днестра, среди высоких холмов, заросших лесом, находятся остатки деревянного храма, расположенного на самой высокой части площадки (42х 14м). Храм прямоугольной формы (5,3х4,2 м), ориентирован по сторонам света, имел двойные стены, сложенные из бревен и обмазанные глиной. Рядом расположены ямы с прослой-ками угля в заполнении, в скале высечен колодец (рис. 14, 1-4).


    18. Илиев, Львовская обл., Украина — городище расположено на мысу, с напольной стороны ограничь двумя валами и рвами, не доходящими до края площадки. В основании внутреннего вала залега зольно-углистый слой, плоская вершина вала покрыта каменной вымосткой. К насыпи вала с внутренней стороны сделана прямоугольная присыпка (7,2х8 м), на верхней площадке которой (5х6 м) горел огонь, сохранился очаг и столбовые ямы. Площадка городища треугольной формы (60х55м) лишена культурного слоя, лишь перед валом расположены ямы с углем и костями животных (рис. 11, 3-5), По керамике и бронзовому перстню с фигурным щитком городище датируется XIII в. Рядом расположено поселение того же времени.


    19. Канев, Черкасская обл., Украина — южнее города Роден на Княжьей горе, на мысу правого берега Днепра обнаружена яма (диаметр 1,85, глубина 1,2 м), заполненная темной землей с пеплом, углем, костями животных.


    20. Киев, Украина — на Старокиевской горе открыта каменная кладка (4,2х3,5 м), имевшая четыре аыступа по сторонам света. К западу от него находился «массивный столб», состоящий из слоев обожженной глины, золы и угля. Вокруг лежали кости и черепа животных.


    21. Киев, Украина — на Владимирской улице в 1975 г. раскопаны фундаментные рвы и симметрично расположенные ямы, заполненные строительным мусором. Рядом находится чашеобразная яма со слоями глины, угля и золы. Предполагается, что здесь находилось языческое капище.


    22. Киев, Украина — на Житомирской улице открыта круглая жертвенная яма (диаметром 2 м, глубина 1,2 м).


    23. Кирово, Псковской обл., Россия — круглое городище (52х42 м) расположено на возвышении среди болот. Предполагается, что здесь могло быть святилище.


    24. Коломо, Новгородская обл., Россия — круглая площадка диаметром 18 м, окруженная большими камнями, на которой лежит слой золы и угля, кости домашних животных, обломки лепной посуды, кремневый наконечник стрелы. Рядом расположены сопки.


    25. Корчак, Житомирская обл., Украина — на западной окраине поселения V—VII вв. расположена яма 60х70 см, глубина 20 см), на дне которой лежали семь глиняных хлебцев (рис. 6, 2).


    26. Костол, Югославия — площадка, сложенная из камней, на которой лежат птичьи кости.


    27. Красногорье, Смоленская обл., Россия — круглое городище (диаметр 20 м) среди болот окружено двумя концентрическими валами. Под насыпью внутреннего вала обнаружена каменная кладка со следами огня и зольный слой. Такой же слой и обгоревшие бревна лежали на верху вала. Рядом расположено поселение X—XIII вв.


    28. Кулишевка, Черновицкая обл., Украина — городище на высоком мысу правого берега Днестра. Круглая площадка (диаметр 8 м) окружена внутренним ровиком и с напольной стороны ограждена пятью валами и рвами X—XI, XIII вв. и раннежелезиого периода.


    29. Курхим, Чехия — около озера расположена площадка, окруженная рвом. Рядом находится яма, в которой горел огонь. На этом месте построена христианская церковь.


    30. Кушлянщина, Смоленская обл., Россия — городище с круглой площадкой и двумя концентрическими валами расположено среди болот. Рядом находится селище VIII-начала XI в. и курганный могильник.


    31. Лысая Гора, Польша — городище на высоком холме Свентокжицких гор (высота над уровнем моря 594 м). Холм зарос лесом, на нем много выходов камней, он не пригоден для заселения. Вершина горы окружена валом, идущим по склону. Вал сложен из камней (ширина его 11 м, высота 1,5 м). Вершина вала плоская со следами огня, найдены черепки IX—XII вв. Площадка городища эллипсовидная (1300х150-200 м), на ней нет культурного слоя и построек. Около горы есть источник и был найден идол. В XII в. на горе построен костел.


    32. Микульчицы, Чехия — на мысу над ручьем находится круглая площадка (диаметр 12м), окруженная рвом (ширина 3 м, глубина 70 см). Посредине площадки расположена яма, обставленная камнями. Ров заполнен углем, в нем найдена гривна, топоры, жернова, обломки посуды IX в. Позднее здесь построена церковь.


    33. Нагоряны, Черновицкая обл., Украина — городище на высоком останце правого берега Днестра имеет площадку (диаметр 20 м), ограниченную валами и эскарпом по краю мыса и с напольной стороны. Найдена керамика IX—X и XI—XII вв.


    34. Новгород, Россия — при раскопках в городе открыты три жертвенных ямы. В одной (диаметр 0,6, глубина 1,5м) находилось девять деревянных ковшей, во второй (2х1,75 м, глубина 0,4-0,5 м) лежали два бычьих черепа и деревянный ковш, в третьей (4х3,3 м, глубина 1,5 м) помещен костяк лошади с отделенной головой, огарок свечки кнут. Ямы датируются Х в.


    35. Ошихлибы, Черновецкая обл., Украина — на могильнике XII—XIII вв. открыта яма (диаметр 1,8 м, глубина 0,5 м), на дне которой находились угли, кости животных и обломки посуды.


    36. Перынь в 4 км от Новгорода, Россия — на холме, обращенном к востоку, открыты круглая площадка, окруженная рвом с восьмью округлыми выступами (диаметр всего сооружения 21 м). Внутренние склоны рва крутые, внешние пологие. На дне выступов встречаются угли, черепки сосудов Х — начала XI в., точильный брусок. В центре площадки в яме (диаметр и глубина 1 м) сохранились следы деревянного столба. Остатки второй площадки (диаметр приблизительно 23 м) окружены рвом, в котором найдены угли, поясное кольцо, нож, наконечник кремневой стрелы. Третья площадка, возможно, находилась под фундаментом церкви XIII в.


    37. Петрово, Смоленская обл., Россия — городище с круглой площадкой (диаметр 22 м) расположено среди болот. Окружено двумя концентрическими валами и рвом между ними (ширина рва 8-15 м). У края площадки на глубине 35 см (в насыпи внутреннего вала?) прослеживается зольно-угольный слой толщиной 10-13 см. Рядом находится селище древнерусского времени (рис. 7,2).


    38. Плоцк, Польша — на горе Тумской расположена круглая площадка второй половины Х в., с кострищем, камнем-алтарем, костями животных, черепом ребенка. В землю воткнут меч.


    39. Подгош, Новгородская обл., Россия — круглая площадка (10,4х13,5 м) окружена двумя рядами валунов. В центре лежит девять камней, зола, уголь, черепки лепной и гончарной посуды.


    40. Поганьско, Чехия — на краю могильника большая яма (диаметр 85 см, глубина 25 см) окружена кругом из восьми ям (диаметр круга2,5-3м). Ссеверасооружениеограничено полукруглым желобком от плетня. По стратиграфическим данным датируется второй четвертью Х в.


    41. Погосище, Вологодская обл., Россия — на могильнике Х-иачала XII в. открыта прямоугольная яма без погребения и с тремя топорами.


    42. Прага, Чехия — открыта жертвенная яма, в которой находилось шесть человеческих черепов и кости животных.


    43. Псков, Россия — на возвышении около курганного могильника находится круглая площадка, огра-ниченная рвом (ширина 1,6-4,1 м). В центре площадки находятся две ямы, в одной из которых сохранились остатки дубового столба диаметром 50 см и высотой 70 см. На дне ровика остались следы кострищ, кальценированные кости, обломки посуды. На площадке лежали кости животных. Датиру-ется Х в., на рубеже XI—XII вв. засыпано песком.


    44. Пустары, Польша — городище расположено ва холме. Площадка диаметром 7 м окружена кольце-вым валом. Культурного слоя нет. По обломкам керамики датируется XII—XIV вв.


    45. Радзиково, Польша — на моренном возвышении находится городище с овальной площадкой (40х60 м), окруженной валом и рвом. На дне рва лежат камни и вырыты ямы с остатками жертвоприношений. На площадке в разных местах расположены каменные вымостки и ямы, использовавшиеся многократ-но. Датируется VII—XIV вв.


    46. Ревно, Черновецкая обл., Украина — на городище-убежище около могальника с трупосожжеииями расположена яма с пологими стенками (диаметр 5 м, глубина 50 см), заполненная золой, углем, пережженными костями, обломками посуды, костями животных. В центре углубления находится столбовая яма, окруженная полукругом столбовых ямок.


    47. Рхавинцы, Черновицкая обл., Украина — городище на отроге высокого плато с круглой площадкой (диаметр 22 м), окруженной двумя концентрическими валами и рвами. Зольно-угольные слои зале-гают у подножия внутреннего вала, на вершинах обоих валом и на ступеньках, вырезанных в их склонах. Рвы (ширина 5-6 м, глубина 1 м) имеют плоское дно и пологие стенки. Культурный слой на площадке отсутствует. Найден четырехугольный каменный столб, грубо обработанный (высота его 2,5м). На площадках между валами сохранился культурный слой толщиной 20 см с черепками IX—X вв. от стоявших здесь длинных домов. Один из них имел размеры 4х20 м (рис. 7, 6).


    48. Рудлово, Смоленская обл., Россия — городище с овальной площадкой (22х28 м) находится ва мысу среди болот, окружено двумя кольцевидными валами. Вблизи расположено селище X—XIII вв.


    49. Рудники, Ивано-Франковская обл., Украина — городище, возникшее в раннем железном веке, расположено на отроге левого берега р. Рыбницы, окружено валом и внутренним рвом, пересечено несколькими рвами. На вершине конусовидного возвышения (6х10 м) сохранились следы постройки X—XII вв. — слой толщиной 40-50 см, состоящий из кусков глиняной обмазки с отпечатками бревен. Возвышение окружено рвом с тремя последовательными прослойками камней, углем, обломками посуды, разделенными стерильными слоями глины. На террасе вдоль склона городища стоял длинный дом (приблизительная длина его 70 м, ширина около 4 м).


    50. Рухотин, Черновицкая обл., Украина — на крутом склоне высокого холма проходит дуговидный вал, насыпь которого сильно обожжена. В центре склона выявлена яма (диаметр 0,5 м) с углем и черепками VIII—X вв. и круглая каменная плита (диаметр 0,8 м).


    51. Старая Рязань, Россия — под Спасским собором середины XII в. найдена бронзовая четырехликая фигурка, бронзовый крестик., горшок с чешуей рыб и зубами свиньи.


    52. Сущево, Новгородская обл. Россия — площадка (14х17,5 м), обставленная крупными валунами.


    53. Тауфельсберг, Германия — городище расположено на высоком конусовидном холме, окруженном по склону эскарпом и двумя концентрическими валами и рвом. На краю круглой площадки (диамет-ром 30 м) открыт слой толщиной 60-70 см, состоящий из углистой земли и больших камней (внутрен-ний вал?). Найдены средневековые черепки, кости и зубы животных. На холме построена церковь.


    54. Тхебятув, Польша — на всхолмлении среди болот находятся две площадки (10х13 и 8х10 м), окруженные рвами (шириной 1-1,5 и м и глубиной 50 см), в которых находятся угли и черепки IX—X вв. На площадках расположены кострища и столбовые ямы.


    55. Фельдберг, Германия — остатки деревянного храма расположены на мысу, отделенном полукруг-лым рвом с плоским дном (ширина 2 м, глубина 60 см). Остатки храма перерезаны траншеями, выявлены фундамент в виде корытовидных углублений, центральная яма с углистым заполнением. Храм был прямоугольным (5х 10м), разделен на две части. По керамике сооружение датируется VII—IX вв., по Ci4-900/1000 гг.


    56. Фишеринзель, Германия — на селище XI-начала XIII вв. найдены два деревянных идола в переот-ложенном состоянии. Рядом расположен полуостров, выдающийся в озеро и ограниченный с напольной стороны плоским рвом, не имеющим оборонительного значения (ширина 3-4 м, глубина 1 м). Предполагается, что здесь находилось святилище.


    57. Ходосовичи, Гомельская обл. Беларусь — рядом с поселением и курганным могильником X—XI вв. расположены две площадки (диаметром 5 и 7 м), окруженные ровиками (ширина их 20 и 40 см, глубина 25-50 см). По сторонам кругов находились серповидные углубления (ширина 1,8, глубина 1 м). В центре кругов прослежены плоские ямы (диаметры 0,6-1 м, глубина 15-25 см). Углубления заполнены углистым песком и золой, обожженными камнями.


    58. Хотомель, Брестская обл., Беларусь — городище на конце песчаной дюны среди болотистой равнины. Почти круглая площадка городища (30х40) окружена углублениями в виде прерывающегося ровика и отдельных корытовидных ям. По обломкам лепной посуды и трехлопастному наконечнику стрелы углубления относятся к VII в. Углубления перекрыты углистым слоем толщиной 20 см, насыщенным обломками лепной и гончарной посуды, многочисленными вещами VIII—X вв. На слегка повышаю-щейся в центре площадке городища нет культурного слоя и находится несколько ям. В подножии окружающего городище вала залегает слой угля и обгоревшего дерева.


    59. Хутынь, Новгородская обл., Россия — круглая площадка, окруженная кольцевой кладкой из боль-ших камней. Внутри находится яма, обложенная камнями и перекрытая горелым слоем с костями животных.


    60. Шапырево, Смоленская обл., Россия — городище находится среди болот. Овальная площадка (14х9 м) окружена двумя концентрическими валами и рвом (ширина рва 4 м, глубина 0,4 м), на дне которого лежат обожженные камни, уголь, зола. Центральная часть площадки окружена кругом столбовых ям и вдоль него земля покрыта углистым слоем, а под насыпью вала проходят две параллельные канавки. Найдены черепки IX—X и XII—XIII вв.


    61. Шлонха, Польша — гора среди холмистого массива, возвышающегося над силезской низиной, покрыта лесом, выступающими скалами и камнями. По ее вершине и склонам проходят каменные валы, основа которых относится к лужицкой культуре (конец гальштата — начало латена). Верхняя часть валов обожжена, найдены здесь раннесредневековая керамика и вещи. На внутренней площадке (120х60 м) культурный слой отсутствует. На вершине и склонах стоят многочисленные каменные изваяния и на камнях выбиты знаки в виде косого креста. Среди керамики, собранной на городище, большая часть принадлежит к эпохе бронзы и раннего железа (66,5 %), к периоду позднего латена и римскому времени относится 1,3 %, к раннему средневековью — 1,9 % и к X—XIII вв. — 10,4 %. Иссле-дования на Шлонже проводились с перерывами, начиная с 1903 г. и особенно интенсивно в 1949—1956 гг. и позднее. На соседних холмах Радуния и Костюшко также находятся каменные валы — «круги», по имеющимся данным относящиеся к лужицкой культуре.


    62. Шумск, Житомирская обл., Украина — около могильника с трупосожжениями находится углублен-ное сооружение крестообразной формы, ориентированное по сторонам света (размеры 14,2х11 м, глубина 40-50 см). Дно сооружения плоское, стенки вертикальные. В центре расположена большая столбовая яма, заполненная камнями, кругом нее столбовые ямы и камни. В центральной части горел огонь. Найдена керамика конца IX—X вв., кремневый наконечник стрелы, пережженные кости быка и птиц. Рядом находилось место для сожжения умерших, имевшее вид круглой площадки (диаметром 5 м) с прокаленной поверхностью и слоем угля толщиной 50 см, окруженной кольцевым ровиком. На соседнем мысу берега стоял один жилой дом и хозяйственные постройки.


    63. Яздово, Польша — частично исследована круглая в плане каменная вымостка, на которой лежала каменная голова идола.


Серия сообщений "

Забытые боги … Каменные идолы , гигантские жертвенники , деревянные статуи и причудливые сооружения . Когда-то люди верили им , жили ими . А потом забыли , бросили. Пески времени засыпали истины , религии , и самих людей … Только их следы, оставленные навечно на каменных телах земли возвращаются к нам , то тут, то там выглядывая из недр древней истории .

Древние святилища — особенно интересная тема, что может поведать нам впечатляющие, а иногда и просто невероятные вещи про нашу историю. Больше всего тайн знает камней, которое хранит информацию дольше всего. Много культовых комплексов строились именно в горах. Потому что горы всегда считались нашими предками святыми местами, где живут боги.
По следам святилищ ученые понемногу воссоздают картины древних украинских цивилизаций, культур и культов. И много мест на этих картинах так и остается навечно покрытыми тайной древности. Никогда нами не разгаданной.

А еще здесь был захоронен 12-летний юноша. Его «могила» было обозначено грядой разноцветных камней, выложенных в форме змеи. Кем был этот загадочный мальчик, похоронен в сакральном месте — археологи ответить не могут. И для них понятно, что святилище было местом, где хоронили только людей из клана жрецов.

2. Девич-гора
Первые века нашей эры
Находится вблизи поселка Триполье на Киевщине.

Гора пирамидальной формы была святилищем женской покровительницы богини Даны.

По легенде, женщины, которые должны родить, приходили сюда и просили у богов благословения. На таинственных холмах Девич-горы запрещалось находиться мужчинам, а также любому чужаку. Таким грозила смерть. Тайна оплодотворения свято оберегалась.
На территории археологи нашли 9 углублений, в которых стояли 9 цветочных горшков с 9 видами трав. Число, вероятно, символизировало девять месяцев беременности (но это только догадки современных исследователей). То есть, жертвенник состоял именно из девяти частей и имел он форму печи.
Какие именно магические действа там проводили женщины — неразгаданная тайна.
А еще известно, что когда-то отсюда в вечную дорогу отправляли своих умерших наши предки.
И, как говорят ученые, место Девич-горы наделено положительной энергетикой. И сейчас эту бывшую святыню считают одним из сильнейших «мест женской силы».

3. Святилище Ґовда
Между X и XII веками.
Расположено небольшое святилище, имеет треугольную форму, на отвесной круче над Збручем среди лесов.

Культ какого бога или богини был главным на святилище Ґовда — неизвестно . И святилище является одним из самых таинственных . Говорят , здесь жили колдуны —волхвы , а позже проводили свои учения казаки —характерники .

Интересной находкой на территории Ґовди есть старый колодец.
У колодца, которая имела культовое значение, находили многочисленные останки животных. Археологи узнали, что в 12 веке кирниця была засыпана. Спустя над ней в овальном углублении разжигали огонь, а в насыпи вала сделали хлебную печь.
И на самом деле по древним верованиям эта сухая колодец всегда служила своєріднимвходом в мир Нави. Само святилище Ґовда символизировало Неизвестный мир (Нави).

4. Звенигородский храм идола с четырьмя капищами
Вероятно X — XIV века
Расположено Звенигородское святилище на юг от села Крутилов (Тернопольская область), на правом берегу реки Збруч.

От других подобных сакральных мест оно отличается огромными размерами и особенно сложным построением. Известно, что именно святилище Звенигородсимволізує мир Яви. Четыре его капища — это четыре фазы солнца в году.
Здесь было найдено много интересного: дома жрецов, жертвенные камеры, жертвенные колодцы. Очень ценным оказался храм с каменным Кумиром. Сам идол был высотой почти 2 метра и лежал поперек храма, перед которым были многочисленные предметы, использованные в жертвоприношениях: рассыпанные зерна, ножницы, серпы…
На территории древней святыни текут целебные источники, которые находятся неподалеку от места, известного для местных как такое, куда постоянно бьют молнии. Древние люди считали такие места священными: пеплом деревьев, обозначенных «небесной стрелой» лечили тело, а разбитым ею камнями освящали. На территории Звенигорода расположена и окутана легендами Пещера отшельника.

5. Карпатское поселение солнцепоклонников.
Примерно V — i тыс. к н.е.
Найденное святилище Лысина Космацкая было в горах неподалеку от карпатского села Космач.

И самым интересным является астрономический характер святилища. Он аналогичен известному Стоунхенджу. То есть, если в Стоунгенджу основные линии (азимуты) выложены из камней, а в Космаче на продолжении линий туннеля и жертвенной ямы расположены природные образования — вершины гор. На Лысине Космацькой хорошо сохранившиеся артефакты солнечного и зодиакального типов календарей.
Неподалеку сакральной горы найдено еще одно — Тернешорское святилище, связанное с предыдущим. Известно, что здесь поклонялись культу Женщины-матери. Среди наиболее интересных местных находок — статуя женщины, каменный диск, фаллический камень.

Весь каменный комплекс относят к типу календарных святилищ . Как раз они являются свидетельствами того , что древние жители украинских земель в совершенстве владели знаниями о звездное небо , планеты , закономерности изменений фаз луны , летний солнечный цикл .

6. Богитские дольмены —порталы
IX — XIII века
Древнее языческое святилище Богит находится на одноименной горе в Гусятинском районе (Тернопольская область ).

Особенным здесь было капище, что поднимался над землей до 40 сантиметров, а в центре мало именно квадратное отверстие. Удивлению археологов не было предела, когда в одном из жертвенников нашли перстень галицкого князя Юрия I. Древнее и еще более интересной находкой является так званийЗбруцький Кумир. Это было изображение многоликого единого Бога Рода-Рожанича. Он символизирует одновременно и женскую, и мужскую сущности, находясь в трех мирах и обращая свои четыре лыка до всех четырех сторон света.
Самыми загадочными элементами святилища есть дольмены. Это очень древние каменные сооружения. Говорят, они служили своеобразными порталами перехода из одной жизни в другую. По другой версии, были древними обсерваториями. Никто доподлинно не знает. И того, что дольмены наделены необъяснимой сильной энергетикой, никто не отрицает.

7. Каменная Могила — памятник древней культуры мирового значения
Древнее святилище обнаружено на территории теперь уже государственного историко-археологического заповедника Каменная Могила», расположенный под Мелитополем.

Это «своего рода храм с чрезвычайно сложной структурой, что соответствовало представлениям древних людей о тайне рождения богов, героев…» (по определению А. Кифишина). Невероятно, но глубина трех крупнейших святилищ здешнего комплекса соотносится пропорционально как 1:2:3. Прямо пропорциональным является также соотношение размеров святилищ.
Образ богини — тотема Инанне будто пронизывал собой весь комплекс Каменной Могилы.
Содержание надписей внутри данных святилищ мог быть связанным с культом луны.
В одном из них, по словам исследователей, осуществлялся ритуал возрождения умерших бого-царей.
По рисункам Каменной Могилы можно проследить первобытные религии — тотемизм, магию, анимизм, фетишизм, культ предков… Комплекс выполнял роль храма, который объединял три мира (небесный, земной и подземный) на протяжении многих тысячелетий для разных племен и народов.
Очень сильна энергетика земли этого комплекса. Если зафиксировать ее аэрофотосъемкой, получаемое изображение в виде колец. Многие считают эту археологическую достопримечательность не менее значимой по любой из «7 чудес света».

8. Четыре святилища острова Хортица
III — II тыс. к Г. Х.
Это четыре святилища арийской эпохи. Самое крупное из них — комплекс святилища-обсерватории. Имеет форму нескольких колец, или двух, которые пересекаются (другая часть). По бокам есть специальные ямы, в которые, для проведения ритуалов, относились специальные посудины-курильницы.

Учеными были обнаружены характерные познчені направления : на точки восхода и захода Солнца . Солнце вне линии горизонта смещается на север , идет “путем Богов ” до “величия Богов ”. Север , по древним верованиям — это страна Богов …

9. “Круга зверей ” Лесовского святилища
Примерно II — i тыс . к н .е .
Уникальное святилище было обнаружено на Броварщине недалеко от Сокольского .
Комплекс брамоподібної формы имеет сложную структуру .

Ритуальные камни в верхней части изображения так называемого «круга зверей ». Такое явление встречается на многих объектах карпатских капищ . В случае Лесівського камни — это бык , птица , козел . Почему именно эти животные ?.. Возможно , они являются элементами зодиакальных кругов , а , возможно , отдельными божествами .

Это культовый сакральный комплекс, в центре которого были захоронения. А от центра, словно лучи, расходились загадочные каменные линии. «Мергелева гряда» имеет вид целостной системы каменных и земляных сооружений (курганов, кругов правильной формы, контуров «дорог» и «лучей», выложенных из каменных плит).

Сами плиты — иногда просто гигантских размеров — до 10 тонн. Сделаны из известняка. И интересно, что ближайшее место, где можно было найти породы известняка, находится в 6-8 км от археологической находки. Кто и как мог перенести их на такое расстояние?..

В многочисленных жертовниках, закономерно, были найдены человеческие останки. И самыми интересными были тела детей, преимущественно 7-14 лет…

11. Иванковское капище с языческими идолами

Приблизительное время существования III-IV ст. н.е.
Найдено в селе Иванковцы на Днестре.

Здесь было обнаружено древнеславянское языческое святилище. А еще поселение Черняховской культуры. Математическим центром святилища была огромная статуя.

Всего на месте было найдено три каменных идолов. Два антропоморфных (с изображением бородатого мужчины, что держал руки, сложенными крест-накрест) и один четырехгранный с человеческими лицами. Последний является наиболее интересным. Дивлячисьодночасно в направлениях всех четырех сторон света, он, вероятно, должен был защищать человеческое поселение от всестороннего зла.

У знайденому, як називають дослідники, своєрідному гадальному храмі займались чародійством у прямому значенні слова. Древні люди ворожили на долю, погоду, урожай…
Здійснювали обряд біля води, налитої у священну чашу. На посудині були висіченізнаки дванадцяти місяців.

Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венцу одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были своеобразные рисунки, составляли полный круг.

Очень интересной лепесівською находкой является біконічна ваза. Предполагают, что ее изображение орнамента являются записями древнего календаря.

Загадки, тайны и мистификации. Обсерватории, календари, мистические жертвенники и древние сооружения поражают. А энергия этих мест до сих пор странным образом влияет на подсознание.

Сакральные комплексы, найденные на украинских землях, в основном мало исследованы. И это лишь рисует три точки в мировой истории, оставляя привідчиненими двери истины. Вполне вероятно, что древние сокровища украинской истории окажутся не менее величественными Стоунхендж и поселение майя …

Многие из описанных святилищ и сейчас являются местами поклонения. Здесь молятся богам и Богу, совершают обряды. Зажигая девять священных огней перед заходом Солнца, потомки язычников они всю ночь совершают свой таинственный обряд посвящения в духовный чин Жреца, Ведуна или Волхва…
Сюда приходят, чтобы почувствовать единение с предками, с древними силами и мирами. Именно здесь лучше всего проводить сеанс медитации, что так хорошо умели делать наши предки. Люди чувствуют здесь особую энергию. Это древние таинственные места силы…

Комментарий от Tziah79

I"ve found a few. Marked them in my handy notes on my map. Not sure what to do with them yet.

Комментарий от Evrael

These serve as the same purpose they did in Timeless Isles.
Either grants you a buff or damages you if its corrupted by the Legion
Has a 5 minute recharge time

Комментарий от Arrancar1196

Here are the ones i found:

79.80 27.80
73.90 38.70
68.00 44.30
56.00 27.45
61.40 40.40
56.10 65.25
45.90 69.30
40.00 67.10

Going to update if i find new ones.

TomTom for the lazy ones:3

/way 79.80 27.80
/way 73.90 38.70
/way 68.00 44.30
/way 56.00 27.45
/way 61.40 40.40
/way 56.10 65.25
/way 45.90 69.30
/way 40.00 67.10

Комментарий от NessieMo

Below are the precise coordinates of all the Древнее святилище s I"ve found, including a brief description of the location of each.

For TomTom & Paste users:

/way Broken Shore:Broken Isles 39.92 60.32 Ancient Shrine Lying in pool inside Flllurlokkr"s cave
/way Broken Shore:Broken Isles 33.47 60.83 Ancient Shrine At base of tree
/way Broken Shore:Broken Isles 56.04 65.40 Ancient Shrine On rock
/way Broken Shore:Broken Isles 46.00 69.52 Ancient Shrine Beside twin rocks
/way Broken Shore:Broken Isles 40.00 67.31 Ancient Shrine At base of far right pillar
/way Broken Shore:Broken Isles 63.01 53.18 Ancient Shrine On shoreline under crashed ship
/way Broken Shore:Broken Isles 61.32 40.55 Ancient Shrine Lying to right of ramp up to Inquisitor Chillbane"s tower
/way Broken Shore:Broken Isles 45.93 15.23 Ancient Shrine Overlooking cliff on highest level of Weeping Terrace
/way Broken Shore:Broken Isles 55.99 27.64 Ancient Shrine To the right of entrance to Malgrazoth"s cave
/way Broken Shore:Broken Isles 67.84 44.58 Ancient Shrine Confirmed At top of ramp
/way Broken Shore:Broken Isles 73.94 38.66 Ancient Shrine Between two pillars
/way Broken Shore:Broken Isles 79.76 27.79 Ancient Shrine Between two huge wooden pilings
/cway

.
For TomTom user macros:

/way 39.92 60.32 Ancient Shrine Lying in pool inside cave
/way 33.47 60.83 Ancient Shrine At base of tree
/way 56.04 65.40 Ancient Shrine On rock
/way 46.00 69.52 Ancient Shrine Beside twin rocks
/way 40.00 67.31 Ancient Shrine At base of far right pillar

/way 63.01 53.18 Ancient Shrine On shoreline under crashed ship
/way 61.32 40.55 Ancient Shrine Lying to right of ramp up to Inquisitor Chillbane"s tower
/way 45.93 15.23 Ancient Shrine Overlooking cliff
/way 55.99 27.64 Ancient Shrine To right of cave

/way 67.84 44.58 Ancient Shrine Confirmed At top of ramp
/way 73.94 38.66 Ancient Shrine Between two pillars
/way 79.76 27.79 Ancient Shrine Between two huge wooden pilings
/cway

If you find others, note their location in the comments and I"ll add them.

В своем кратком обзоре я хочу остановиться на кратком описание культовых сооружений встречавшихся у наших Предков.

Среди святилищ можно выделить несколько типов:

1.Круглые площадки-капища с идолом в центре, ограниченные ровиком или системой отдельных ям
2.Такие же площадки, огражденные валом и рвом - малые городища-святилища
3.Деревянные постройки, внутри которых стояли идолы - храмы
4.Городища-убежища, служившие одновременно и культовым целям, содержавшие отдельные культовые объекты
5.Большие культовые центры, в которых сочетаются все типы святилищ, культовых мест и почитаемых природных объектов

Но сначала вкратце о поклонениях природным явлениям и объектам
Вот, что пишет Козьма Пражский «До сих пор многие крестьяне подобны язычникам, одни почитают огонь и воду, другой поклоняется рощам, деревьям, камням, а третий приносит жертвы горам, холмам…» Поклонение деревьям нашло подтверждение в находках двух дубов с вбитыми в них кабаньими челюстями, поднятых с Днепра около устья десны. Один из этих дубов по радиоуглеродному анализу относится ко времени 750 года. Около Старограда (по описанию Гельмольда) «среди старых деревьев мы увидели священные дубы, посвященные богу этой земли Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной, искусно сделанной оградой, имевший двое ворот» Поклонение камням особенно широко было распространено в Скандинавии, странах Прибалтики, Белорусии, северных областях России. На камнях были распространены изображения ступней ног, кистей рук, солярных знаков. Около городища-святилища Кулишевка лежит камень с двумя овальными углублениями, имеющие разные размеры, которые местные жители называют «божьи ноги». Кто читал мой отчет о поездке на Шум-гору и Ореховую горку помнит те камни, что были найдены нами на Ореховой горке….

Идолы(чуры

В письменных источниках упоминаются главным образом деревянные идолы В Киеве в 980 году был поставлен кумир «Перуна дервянна, а голова его серебрянна, а оус золот» Деревянным был идол Перуна в Новгороде. Сброшенный в воду он поплыл по ВОЛХВУ. Деревнями были идолы описанные Ибн Фадланом - высокие деревяшки с похожими на человеческое лицом. Известны многочисленные маленькие деревянные изображение Богов. В Новгороде в слоях 10-14 века найдены около 20 подобных фигур, происходят они так же из Старой Ладоги, Смоленска, Пскова. Эти небольшие фигурки связывают с изображением низшего духа - домового или даже высших языческих Богов
Упоминания об идолах сделанных из камня и метала встречаются в источниках. В Шецине имеется идол из золота, который был спрятан язычниками. По Иокамской летописи, «Добрыня же идолы сокруши, деревяннии сожогша, а каменные изломав в реку вверогша». Наибольшие скопления каменных изваяний известно в Подолии, в Преднестровьи. Идол, обнаруженный крестьянами при добыче камня около Гусятина на Збуруче, имел вид четырехгранного столба с изображеной на нем человеческой головой, лошадьми и еще какими-то фигурами. Идол был разбит, и камни были употреблены про постройки церкви. Каменные идолы были найдены во многих местах Белоруссии и северных областях России.. Идолы в древности стояли на специальных устроенных для них святилищах, находившихся в стороне от жилой застройки. Языческих идолов усиленно уничтожали при распространении христианства. Владимир повелел опрокинуть идолы, одних изрубить, а других сжечь. Идолов деревянных и каменных часто находят в воде. Прятали идолов и сами язычники. Так идол Триглава в Щетине был спрятан в дупле дуба Большинство каменных идолов, известных в славянских землях представляет собой плиту, прямоугольную в разрезе, длиной около 2 м. На плите бывает чуть намечена голова, выдела просто ложбинка, иногда слабо расширяющимися плечами. Более рельефно моделированы головы идолов из Новгорода, Себежа у Збуруческого идола. На лицах этих идолов выступают большие носы, углубленными изображены глаза и рот. Головы закрыты коническими шапками с околышем типа княжеских, как на Збруческом изваянии. На стеллах иногда высечены руки, согнуты на груди, но правая поднята вверх, а левая опущена.

В руках изображен рог для питья. Збруческое изваяние отличается сложностью и многоплановостью своих изображений. Идол представляет собой четырехгранный каменный столб высотой 2,57 м со сторонами 29 и 32 см каждая, грани которого заполнена изображениями, разделенных на 3 яруса. Голова покрыта круглой шапкой с полями и имеет 4 лица, обращенными ан 4 стороны. Лицам ИА гранях идола соответствуют большие фигурки верхнего яруса 2 женских, держащих рог и кольцо и две мужских, одна из которых изображена с конем и саблей. Збруческий идол соответствует каменным славянским изваяниям: по четырехгранной форме столба, манере изображения рельефных фигур, положению рук, по форме каменной шапки.

Жертвенные ямы

Одним из культовых сооружений являются жертвенные ямы. На поселении в Корчаке находится культовая яма с семью глиняными хлебцами. Яма овальной формы и окружена столбовыми ямками, возможно от перекрытия тип шалаша. Около ямы совершались обряды, связанные с культом хлеба и плодородия. На окраине поселка Городок расположена яма, заполненная золой, углем, обломками посуды и пережженными костями животных. К яме примыкала каменная вымостка, на которой горел огонь около поселения, расположенного недалеко от Волина в Польше, открыта яма, в которой находились 2 человеческих черепа, кости животных, фрагменты сосудов. Рядом с ямой на кострище среди камней обнаружился также кусок черепа человека. Ямы для жертвоприношений вырывались и на могильниках. Ямы забрасывались камнями и шлаком для неприкосновенности и изоляции от всего живого. Магическая роль ям была связана с жертвами земле., культом плодородия, как земледельческого, так и скотоводческого со стремлением обезопасит себя от злых сил, задобрить Предков.

Жертвенные площадки и капища

Капища открыты во многих местах. Обычно они расположены за пределами поселений или на окраине могильников, имели круглую или овальную форму, часто вымощены камнями или покрыты глиной. На площадках горели огни, их поверхность обожжена, в ней лежали угли, кости животных, иногда обгорелые черепки глиняной посуды. Около Полоцка на площадке находилось большое овальное кострище, рядом с которым лежал большой камень - алтарь. На площадке находился череп ребенка 12 лет, кости животных, сосуд с железным шлаком, обломки посуды в землю был воткнут меч. Особый тип составляют площадки, имеющие кругом ограждение в виде ролевика, ряда камней или столбовых ям. В центре площадки обычно находилась яма для идола. Располагались эти капища на возвышенных местах за пределами поселений и могильников, но встречались капища расположенные рядом с могильниками, которые служи для обращения к божествам Нави.
Повсеместной характерной чертой капищ являлось их ограждение, которое выполняло защитную функцию, чаще всего ими служили: ровик или канавка шириной 2-5 м, не глубокая, имеющая плоское дно на котором горели огни, в рвах сохранялись остатки жертвоприношений; узкие круговые канавки были дополнены внешними серповидными в плане рвами оградки капищ из камней и каменные вымостки. Камень служил символом прочности, сохранности. В ряду камней находился алтарь, сложенный в виде куба из семи камней, рядом с ними был большой плоский камень с углублением. Между камнями лежал скелет человека, голова которого, обращенного к западу, была пробита ударом тупого орудия.
Особое место среди святилищ занимал комплекс сооружений у с. Шумск на Житомирщине. Само святилище было слегка углубленным в материк и имело крестообразную форму с 4 выступами, ориентированными по сторонам света. Вокруг центрального столба-идола, который мог быть укрепленным большими камнями в яме полукругом и в несколько рядов располагались ямы меньшего диаметра, перед идолом многократно разжигали огонь. Рядом с капищем располагались безкурганный могильник с безурновыми трупосожжениями и было расположено место для сжигания умерших, так же рядом находился большой наземный дом, где жил жрец, ведающий святилище.

Малые городища святилища

Такая же идея, что и на площадках-капищах, воплощена в малых городищах, центром которых служили такие же круглые или овальные площадки диаметром от 7 до 30 метров. Центральные площадки этих городищ представляли собой капища, которые были ограждены низкими концентрическими валами и широкими рвами с плоским дном. Топографически положение разнообразно и зависит от характера местности: на останцах среди болот, на оконечности песчаных дюн (в Припятском полесье), на высоких холмах и мысах
Основные признаки это: малые размера, непригодность для защиты и места жительства, круглую форму, отсутствие культурного слоя, наличие внутреннего рва, длинные общественные дома, а сами городища выполняли функции религиозных центров общин.
Особый тип имели городища убежища, в которых по мимо основных признаков городищ-святилищ было так же наличие мощных оборонительных стен и охранявших их стражей, площадки этих городищ были очень большими, на них нет стационарных жилищ, но стояли длинные общественные дома. В них искали защиту от врагов и обращались за помощью к Богам и Предкам.

Храмы

Храмами можно считать закрытые помещения, в которых стояли идолы, иногда в качестве храмов рассматриваются дома-контины в Щетине, описанные в Житие Оттона Бамберского, так же их находят в западной Украине, на святилищах Зеленая Липа, Рудники и Звенигород, в Германии, Прикарпатье. А вот описание храма в Арконе, данное Саксоном Граматиком «Забор, окружавший здание, украшен был кругом искусно вырезанными фигурами, покрытыми, однако, грубой и безобразной раскраской. Только один вход был к храму. Сам храм был обведен двойной оградой, из которых внешняя сторона состояла из толстых стен, покрытых красной кровлей, а внутренняя из четверых колон отделана от остальной части храма вместо стен повешенными богатыми коврами, которые опускались до земли и соединялись только с поперечными балками и кровлей».

Крупные культовые центры

Известны крупные культовые центры, куда во время праздников собиралась масса народа. Такие центры в области северо-западных славян были описаны в немецких источниках. На землях восточных славян языческие центры в Киеве и под Новгородом упомянуты в летописях. В состав культовых центров входило несколько святилищ, среди которых были большие городища, имевшие сложную планировку и разделенные на разные по значению части. Большие городища святилища включают в себя как составные элементы всех типов святилищ. Известны центры на Арконе, в Силизее, на реке Збруч, на горе Шлонжа. Важнейший культовый центр находился в Перыне под Новгородом, где находился чур Перуна. Были найдены остатки 3 капищ. Выделяется перынское святилище большими размерами площадок и восьмью выступами у одного из рвов. Крупным культовым центром был также, несомненно, Киев это знаменитое Киевское пятибожье
Вот вкратце описание истории наших древних языческих святилищ
Слава Богам!

Литература
1 И.П. Русанова, Б.А. Тимощук «Языческие святилища древних славян»
2 http://rodnoveryrusi.svoiforum.ru/viewtopic.php?pid=454
3 http://orei.livejournal.com/224508.html
Источник



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином