Становление основ современной западноевропейской цивилизации кратко. Становление европейской цивилизации. Эпоха ренессанса. Этапы становления Западной цивилизации

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

История мировых цивилизаций Фортунатов Владимир Валентинович

§ 3. Становление европейской феодальной цивилизации

Крушение Римской империи положило начало феодальной исторической эпохе. Несмотря на многообразие подходов, большинство историков считает, что через феодализм прошла не только Европа, но также арабские государства, Индия, Иран, Китай, Турция, Япония и т. д. На феодальный период приходится и возникновение Древнерусского государства, российской цивилизации.

В Европе с XVIII в. в отношении почти тысячелетнего этапа всемирной истории употребляется понятие «Средние века», века между древностью и Новым временем. Время раннего Средневековья (V–X вв.) называют «темными веками», во всяком случае применительно к Европе. Это была длительная полоса формирования феодальных отношений, зарождения и развития феодализма, генезис феодализма.

В политическом плане вторая половина 1-го тысячелетия н. э. стала временем интенсивного государственного строительства, результаты которого во многом сохранились на современной политической карте мира.

Первое варварское государство вестготов образовалось в юго-западной Франции и в Испании, между рекой Гаронной и горным массивом Пиренеев. В 419 г. это государство было признано Византией. Вытесненные готами вандалы переправились в Северную Африку, где основали свое государство и занимались грабежом и пиратством в Средиземном море. Бургунды заняли долину реки Роны, а франки от устья реки Рейн проникли за реку Шельду и создали государство в Северной Галлии. Германские племена англов, саксов, ютов и турингов около 449 г. переправились через Ла-Манш и образовали здесь несколько варварских королевств. На Балканском полуострове в 395 г. Восточная Римская империя стала самостоятельным государством.

По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанное с ним закрепощение крестьянства. В Западной Европе, например во Франции, за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца, прикреплялись лично к нему и его земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значительную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птицу; ткани, кожу, обувь), а также выполнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которой кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах – сеньорией, а в России – вотчиной.

В Византии столь жесткой системы феодальных отношений не сложилось (см. выше). Там феодалам запрещалось содержать дружины, строить тюрьмы в имениях, да и жили они, как правило, в городах, а не в укрепленных замках. По обвинению в заговоре, в государственной измене любой феодальный владелец мог лишиться имущества и самой жизни.

Карл Великий, основатель Западной Римской империи стремился укрепить политическое, экономическое и духовное единство своего обширного государства. При нем в хорошем состоянии поддерживались дороги, обеспечивалась безопасность передвижения по ним. Государство покровительствовало сельскому хозяйству, ремеслу, городам, внутренней и международной торговле. От императора исходила инициатива составления законов. В их подготовке участвовал широкий круг лиц. Представители императора контролировали деятельность местных властей, порядок несения воинской службы, выполнение общественных работ, поднесение ежегодных даров императору и т. д. Забота о науках и искусствах, о создании и расширении школьного образования, о процветании богословия и изготовлении книг позволяет историкам говорить о «каролингском возрождении» .

Имена. Карл Великий

Карл Великий (742–814), король франков, основатель Западной Римской империи. Старший сын короля франков Пипина Короткого. После смерти брата подчинил себе многие территории и народы Западной Европы (саксов, баваров, лангобардов и др.) от Атлантического океана до Карпат, от Ла-Манша до Средиземного моря и Балканского полуострова: современную Францию (кроме Бретани), Бельгию, Голландию, Швейцарию, западную часть Германии, болъшую часть Италии, Корсику, Балеарские острова, северовосточную часть Испании. Разгромил аваров, воевал с датскими норманнами, арабами, западными славянами, размежевал территории с Византией. «Он обладал замечательным умом, железною волею, неутомимым творчеством и в самом деле стал „велик" как на поприще воинских предприятий, так и в области законодательства, внутреннего устроения государства и работы для просвещения. Он чуял потребности эпохи и опережал их, не только воплощал, но и вел. Он умел понимать обстоятельства, ценить людей, мысли и дела, учиться у талантливых сотрудников, направлял со значительной планомерностью общественные силы, разумные и стихийные… один из величайших гениев Средневековья» .

Карл Великий был высоким, сильным, статным, здоровым, выносливым и ловким. Он был отличным стрелком, пловцом, охотником, любителем физических упражнений, отрицательно относился к пьянству. Двор его отличался роскошью и пышностью, но сам он предпочитал простоту и мог в походах переносить любые лишения. Владел латинским языком. Был знаком с греческим языком, с церковной и светской литературой. Знал труды по математике, астрономии и теологии. Следил за достижениями в материальной и духовной культуре Византии, Багдадского халифата. Сохранял римское культурное наследие. Он создал ученый кружок при дворе, названный академией, куда приглашались многие образованные люди.

Карл Великий был набожным, считал своим долгом защищать святую церковь от язычников, покровительствовал папству, осуждал византийское иконоборчество. В Рождество 800 г. Папа Лев III возложил на Карла корону Римской империи.

9 жен и наложниц обеспечили Карла Великого преемниками, но уже при его внуках созданная им империя распалась.

Во всех феодальных обществах земля была главной ценностью. Для обработки земли феодалы-землевладельцы применяли различные системы эксплуатации крестьянского труда, без приложения которого земля оставалась мертвой.

Важнейшее значение для складывания европейской феодальной цивилизации имело распространение христианства.

За первые три века существования христианства эту веру приняли от 5 до 20 % всего населения Римской империи, причем христианами стали представители самых разных социальных групп.

В Галлии христианизацию начал святой Мартин (316–397), ставший первым епископом Турским.

Имена. Святой Патрик

Святой Патрик (385–461), один из наиболее известных миссионеров в истории христианства.

Патрик родился в западной Англии в христианской семье римского гражданина. В юности попал в рабство в Ирландию, где был пастухом шесть лет. Бежал в Англию, где ему было видение о том, что он должен христианизировать Ирландию. Учился и был посвящен в епископы в Галлии. По возвращении в Ирландию крестил королей, обращал в христианство их племена. Основой церковной организации в Ирландии был монастырь. Патрик ввел римский алфавит и кодифицировал обычное право ирландцев. К моменту его смерти большинство жителей Ирландии являлись христианами. День святого Патрика – один из самых популярных праздников в Ирландии.

Во второй половине VI в. святой Колумбан крестил Шотландию. Августин Римский крестил короля Кента Этельберта в 597 г. С этого времени город Кентербери стал резиденцией руководства христианской церкви в Англии (сегодня это архиепископ Кентерберийский, примасАнгликанской церкви). В III–Vbb. усилиями Евтиха, Вульфилы и других христианство распространилось среди германских племен.

Между V и X вв. большинство населения Европы и близлежащих островов было крещено. После крещения королей происходило массовое крещение их племен. Крещение водой лишь открывало длинный период христианизации сознания, принятия заповедей, учения Христа, христианской морали. Для достижения этой цели использовали проповедь, ассимиляцию язычников и их страх перед возможным наказанием. Духовные идеалы христианства медленно усваивались грубыми варварами, воинами и землепашцами. Сохранялось немало языческих суеверий и фактического двоеверия. Но ритуалы и предписания с внешней стороны исполнялись. Христианство помогало объединять население вокруг власти и делать его более послушным и управляемым.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора

Глава 6 ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Война - это выбор пути. О. фон Бисмарк Путь европейской цивилизации С XVII и до начала XX века европейская цивилизация абсолютно господствовала в мире. Потому все европейские государства и создали колониальные империи.

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Путь европейской цивилизации С XVII и до начала XX века европейская цивилизация абсолютно господствовала в мире. Потому все европейские государства и создали колониальные империи. Любые туземцы во всех отношениях были настолько слабее европейцев, что любое их

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

На задворках европейской цивилизации Все это время США остается обществом глубоко провинциальным. США не претендует на роль «великой державы». Американцы не осознают себя ни наследниками многовековой культуры Европы, ни потомками Римской империи. Они занимаются своими

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В XIII–XIV вв Количественные оценки населения Европы в рассматриваемый период разнятся, но сходятся в том, что с начала XIII до середины XIV в. оно выросло примерно в 1,5 раза. Однако эпидемия чумы вернула этот показатель к исходной

Из книги Начало Руси: Тайны рождения русского народа автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Становление древнерусской цивилизации Крушение рабовладельческого Рима и возрождение свободной крестьянской общины на значительных пространствах Европы было лишь этапом перехода к феодальным отношениям. Разрушив прогнивший мир, варвары в большой степени сами

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Становление цивилизации Время, календари, летосчисление Одним из первых признаков возникновения цивилизации – слова, тождественного понятию «культура», как материальная, так и духовная, – является появление календаря. Само слово «календарь» произошло от латинского

Из книги История мировых цивилизаций автора

§ 18. Становление советской цивилизации Скептики среди российских марксистов, например Г. В. Плеханов (1856–1918), а также критики большевизма говорили о том, что Россия не созрела для социализма. Казалось очевидным, что в стране нет необходимых предпосылок для строительства

Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир Борисович

Глава 1. ГРЕЦИЯ – РОДИНА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками странах классического

Из книги Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии автора Клёсов Анатолий Алексеевич

Где искать колыбель европейской цивилизации? Однажды с просьбой об интервью ко мне обратился ведущий и очень серьезный сербский журнал «Геополитика». Я согласился, и это интервью было опубликовано на шести страницах. На самом деле материал был почти в три раза больше по

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

«Достижения древнегреческой цивилизации легли в основу европейской

Из книги Ящик Пандоры автора Гунин Лев

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

65. Рождение Европейской цивилизации Европа выползала из феодального хаоса. Объединившиеся Кастилия и Арагон навалились на последнее исламское государство на Пиренейском полуострове, Гранаду. Вместе получалось лучше, мавры терпели поражения. Обозначился победитель и в

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Глава 5. Россия в XVI–XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 14. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе Люди ренессансного типа отличались готовностью браться за самые трудные задачи. Для европейцев с падением Византии в

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Глава 4 АНТИЧНОСТЬ - ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 4.1. Общая характеристика и основные этапы развития В начале I тыс. до н. э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в

Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Становление европейской синологии К западу от Поднебесной империи о ней долгие века знали очень мало. Скупые строчки Плиния и некоторых других античных авторов о серах, которые славились искусством выделывать хорошее железо, неясные данные о живущих на краю ойкумены

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Глава 3 Чудеса европейской цивилизации

Общая характеристика западноевропейского Средневековья

Раннее Средневековье

Классическое Средневековье

Позднее Средневековье

Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

Раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

Классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

Позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

5.1. Общая характеристика западноевропейского
Средневековь (V-XVII вв.)

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.


Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Система вассалитета. Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал – феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

Нравы, обычаи. Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.

Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: «теперь ты помолись за нас, а мы попляшем».

Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было «животное, тупое веселье толпы».

Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.

Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Так, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XV в. Как-то раз он проповедовал в Париже на кладбище невинноубиенных младенцев в течение 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали громадные толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, множество людей, оставив свои дома и семьи, ушли вслед за ним.

Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.

Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир. Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических. Проследим особенности этого процесса по периодам.

Преимущества обучения

  • Программа уникальна, не имеет аналогов среди прочих образовательных программ в российских и зарубежных вузах
  • Система курсов комбинирует в своей структуре изучение основ античной и средневековой цивилизации в качестве двух важнейших составляющих в генезисе современной Европы
  • Междисциплинарный подход предполагает изучение материалов по истории античного мира, истории Средних веков, истории государства и права, истории культуры и т. д. Обучающиеся актуализируют знания из различных научных областей. Обучающийся получает представление об античных и средневековых истоках современной цивилизации, о развитии процесса рецепции исторического наследия
  • Программа предусматривает в процессе обучения тесную взаимосвязь теоретической подготовки и практического опыта в виде семинарских занятий и практик в музеях и библиотеках Санкт- Петербурга
  • В результате обучения выпускник способен анализировать исторические процессы, явления социальной жизни, международных отношений, экономического строя и культуры данного исторического периода
  • Выпускники подготовлены к осуществлению исследовательских, культурных и экскурсионных проектов

Известные преподаватели

  • Г. Е. Лебедева - доктор исторических наук, профессор, один из ведущих отечественных византиноведов, специалист по истории Византии и Средних веков
  • Н. С. Широкова - доктор исторических наук, профессор, признанный специалист по истории и культуре кельтов
  • О. Ю. Климов - доктор исторических наук, профессор, признанный специалист по истории греческого мира эпохи эллинизма, эллинистической культуры
  • А. Ю. Прокопьев - доктор исторических наук, профессор, авторитетный специалист по истории средневековой Германии, истории европейского средневековья
  • С. Е. Федоров - доктор исторических наук, профессор, ведущий ученый по Средневековой Англии и истории раннего нового времени
  • О. В. Кулишова - доктор исторических наук, известный исследователь античного театра
  • А. Д. Пантелеев - кандидат исторических наук, доцент, известный исследователь истории раннего христианства

Международные связи

  • Новый Болгарский Университет (Болгария)
  • Университет Бергена (Норвегия)
  • Вроцлавский университет (Польша)

Основные направления исследований

  • Власть и общество в Античности и Средние века: политические структуры и проблема государственности
  • Рецепция античного и средневекового цивилизационного наследия в современном мире
  • Конфессиональные конфликты и толерантность в Античности и Средние века
  • Социальные структуры и их эволюция от Античности до Нового времени
  • Характерные элементы хозяйственной жизни: от «ойкосной» модели до протоевропейского рынка
  • Античная история в культуре Новейшего времени
  • Античные коллекции в Санкт-Петербурге
  • Памятники средневековой культуры в Санкт-Петербурге
  • Восток в истории античного мира и средневековой Европы
  • Формирование европейской идентичности от Античности к современности

Практика и будущая карьера

Учебный план предполагает прохождение музейно-библиотечной практики «Средневековье в музеях и библиотеках Санкт-Петербурга» и педагогической практики.

Места проведения практик
  • Санкт-Петербургский Институт истории РАН
Перечень ключевых профессий
  • Научные сотрудники
  • Преподаватели в высших учебных заведениях
  • Преподаватели в гимназиях и школах
  • Преподаватели в средних специальных учебных заведениях
  • Работники государственных учреждений
  • Работники архивов
  • Работники библиотек
  • Работники музеев
  • Редакторы СМИ
  • Работники в туристическо-экскурсионной сфере
Организации, в которых работают выпускники
  • Библиотека Российской Академии наук
  • Российская национальная библиотека
  • Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина
  • Санкт-Петербургский институт истории РАН
  • Государственный музей истории Санкт-Петербурга
  • Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
  • Государственный музей истории религии
  • Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга
  • Издательский центр «Гуманитарная академия»
  • Журнал Parabellum
  • Институт восточных рукописей РАН
  • Институт истории материальной культуры РАН
  • Государственный Эрмитаж
  • МЧС РФ
  • Санкт-Петербургский государственный университет
  • Московский государственный университет
  • Тартуский университет (Эстония)
  • Латвийский университет (Латвия)
  • Вузы России и зарубежных стран
  • Вводная
    • Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук
    • Функции исторического познания
    • Методология науки и курса всеобщей истории
    • Принципы изучения исторических данных
    • Этапы развития исторической науки
    • Варианты периодизации истории
  • Первобытная эпоха человечества
    • Варианты периодизации древнейшей истории
      • Палеолит
      • Мезолит
      • Неолит
      • Энеолит
    • Разложение первобытно-общинного строя
  • История государств древнего Востока
    • Эпоха ранней Древности (конец IV – конец II тыс. до н.э.)
      • Египет
      • Шумеро-аккадский период
      • Первые цивилизации на территории Индии и Китая
    • Эпоха расцвета древних государств (конец II – конец I тыс. до н.э.)
      • Месопотамия
      • Персидская держава Ахеменидов
      • Индия
      • Китай
    • Эпоха поздней Древности
  • История античных государств
    • Античная Греция (III тыс. до н.э. – 30 г. до н.э.)
      • Период архаики
      • Классический период и эпоха эллинизма
    • Античный Рим (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)
      • Период Республики
      • Период Империи
  • Цивилизация древней Руси
    • Цивилизация древней Руси
    • Древнейшие поселения на территории нашей страны (от возникновения до VI в. н.э.)
      • Прародина славян и их этногенез
    • Восточные славяне на пороге образования государства (VI – IX вв.)
      • Расселение восточных славян
      • Хозяйственная деятельность
      • Общественный строй
      • Торговля, города
      • Обычаи, нравы и верования
    • Становление европейской цивилизации
    • Общая характеристика западноевропейского Средневековья (V-XVII вв.)
      • Система вассалитета
      • Нравы, обычаи
    • Раннее Средневековье(V – Х вв.)
      • Классы раннего феодального общества
    • Классическое Средневековье (XI-XV вв.)
      • Крестьянские восстания
      • Экономика. Сельское хозяйство
      • Средневековые города
      • Средневековое ремесло
      • Торговля и купечество
      • Средневековые университеты
      • Особенности исторического развития ведущих стран Европы
    • Позднее Средневековье (XVI – нач. XVII вв.)
      • Торговля
      • Сельское хозяйство
      • Реформация церкви
      • Развитие науки
  • Русь в эпоху средневековья
    • Киевская Русь (IX – ХII вв.)
      • Норманнская теория
      • Общественный строй
      • Хозяйственная жизнь
      • Христианизация Руси
    • Становление цивилизации в Русских землях (XI – XV вв.)
      • Основные княжеские земли
      • Борьба с монголо-татарскими завоевателями
    • Формирование и возвышение Московского государства (ХIII – XV вв.)
      • Становление Московского централизованного государства
  • Государства Востока в средние века
    • Особенности развития стран Востока в Средние века
    • Индия (VII – XVIII вв.)
      • Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат(XIII – нач. XVI вв.)
      • Индия в эпоху Могольскойи имеприи (XVI-XVIIIвв.)
    • Китай (III – XVII вв.)
      • Имперский период (конеч VI-XIII вв.)
      • Китай в эпоху монгольского владычества. Империя Юань (1271-1367 гг.)
      • Минский Китай (1368-1644)
    • Япония (III – XIX вв.)
      • Эпоха Фудзивара (645-1192 гг.)
      • Япония в эпоху первого сёгуната Минамото (1192-1335 гг.)
      • Второй сёгунат Асикага (1335-1573 гг.)
      • Объединение страны; сегунат Токугаева
    • Арабский халифат (V – XI вв. н.э.)
    • Европа: переход к новому времени
    • Последствия Великих географических открытий
      • Колониальная система зарождающего капитализма
      • Развитие науки
    • Нидерланды
    • Англия
      • Источники первоначального накопления капитала
      • Причины буржуазной революции
      • Ход буржуазной революции
      • Итоги революции
    • Франция
      • Особенности социально-экономического развития
      • Экономическая политика. Генрих IV. Ришелье. Кольбертизм.
    • Германия
      • Реформация
      • Тридцатилетняя война
  • Россия в XVI-XVII вв.
    • Россия в XVI веке
      • Начало царствования Ивана IV
      • Реформы 50-х годов
      • Аграрный переворот. Опричнина
      • Внешняя политика
      • Экономика России
    • XVII век в истории России
      • Окончание интервенции. Борьба за Смоленск
      • Соборное Уложение 1649 г. и укрепление самодержавия
      • Внешняя политика
      • Внутриполитическая обстоновка
      • Экономика России в XVII в.
  • Европа в XVIII в.
    • Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии
      • Английское Просвещение
      • Французское Просвещение
      • Просвещенный абсолютизм
    • Великая французская революция
      • Этапы Революции
      • Важнейшие мероприятия якобинцев
      • Итоги Революции ее значение
    • Экономическое развитие стран Европы в XVIII в.
      • Начало промышленного переворота в Англии
      • Сельское хозяйство
      • Сдвиги в социальной структуре
  • Россия в XVIII веке
    • Россия при Петре I
      • Развитие мануфактурного производства
      • Денежная реформа
      • Социальная политика
    • Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в
      • Промышленность
      • Внутренняя и внешняя торговля
      • Развитие банковских систем
      • Укрепление феодального землевладения и диктатуры дворянства
    • Просвещенный абсолютизм в России
      • Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения
      • Российские просветители

Становление европейской цивилизации

Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы.

Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестантство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

  • раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;
  • классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;
  • позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

Европейская цивилизация зародилась на рубеже VII-VI веков до нашей эры. Произошло это в результате реформ Солона, а также последовавших следом политических процессов в Древней Греции, когда возник сам феномен античности, известный как генотип этой цивилизации. Ее основами стали правовое государство и гражданское общество, существование специально выработанных правил, юридических норм, гарантий и привилегий для защиты собственников и интересов граждан.

Особенности цивилизации

Основные элементы европейской цивилизации способствовали формированию рыночного хозяйства во времена Средневековья. При этом господствовавшая на континенте христианская культура принимала непосредственное участие в формировании принципиально новых смыслов человеческого бытия. В первую очередь, они стимулировали развитие свободы человека и творчества.

В последовавшие за этим эпохи Возрождения и Просвещения античный генотип европейской цивилизации, наконец, проявился в полной мере. Он принял тип капитализма. Политическая, социально-экономическая, культурная жизнь европейского общества характеризовалась особенным динамизмом.

Примечательно, что даже при условии альтернативности социального генотипа античности, приблизительно до XIV-XVI веков было очень много общего в эволюционном развитии Запада и Востока. До того периода культурные достижения Востока были сопоставимы с западным Возрождением по своему значению и достигнутым успехам. Примечательно, что в мусульманскую эпоху Восток продолжил культурное развитие, прерванное в греко-римском мире, занимая ведущее место в культурном отношении на протяжении нескольких веков. Интересно, что Европа, будучи наследницей античной цивилизации, приобщалась к ней через мусульманских посредников. В частности, со многими древнегреческими трактатами европейцы впервые знакомились в переводе с арабского.

При этом отличия между Востоком и Западом со временем наметились весьма принципиальные. В первую очередь, они проявлялись в плане духовного освоения культурных достижений. Например, книгопечатание на местных языках, которое было чрезвычайно развито в Европе, открывало прямой доступ к знаниям для простых людей. На Востоке таких возможностей просто не существовало.

Важно и другое. Научная мысль западного общества была, в первую очередь, обращена вперед, проявляясь в повышенном внимании к фундаментальным исследованиям, естествознании, требуя высокого уровня теоретического мышления. В то же время на Востоке наука была, в первую очередь, практической, а не теоретической, она существовала неотделимо от эмоций, интуитивных решений и переживаний каждого конкретного ученого.

В XVII веке всемирная история стала складываться по пути глобализации и модернизации. Такая ситуация складывалась вплоть до XIX века. При возникновении непосредственного столкновения двух типов цивилизации явным и очевидным стало превосходство европейской цивилизации над восточной. Во многом это было обусловлено тем, что сила государств определялась военно-политическими и технико-экономическими преимуществами.

Существовавший цивилизованный современный подход был изначально основан на признании неустранимости культурных различий и отказа от любой иерархии культур при необходимости отказа от ценностей всех типов цивилизаций.

Отличительные черты

Европейская цивилизация характеризуется рядом важных отличий, которые определяют ее суть. В первую очередь, важным является то, что это цивилизация интенсивного развития, для которой характерна идеология индивидуализма. В предпочтении находится приоритет самой личности и ее конкретных интересов. При этом общественное сознание воспринимается исключительно в реальности, свободно от религиозной догматики при решении практических вопросов.

Интересно, что, даже несмотря на рационализм, в развитии европейской цивилизации ее общественное сознание всегда было ориентировано на христианские ценности, считавшиеся нормативными и высшими. Идеалом, к которому необходимо стремиться. Общественной моралью являлась сфера безраздельного господства христианства.

В результате одним из определяющих и ключевых факторов формирования западного общества стало католическое христианство. На его идейной базе возникла наука в ее современном понимании, став сначала методологией познания божественного откровения, а затем изучением причинно-следственных связей материального мира.

Необходимо при этом подчеркнуть, что западный тип цивилизации всегда характеризовался европоцентризмом, так как Запад считал себя вершиной и центром мира.

Среди характерных черт западной цивилизации можно выделить семь основных, которые в результате стали главными ценностями, обеспечившими ее развитие.

  1. Ориентация на новизну, динамизм.
  2. Установка личности на автономию, индивидуализм.
  3. Уважение к человеческой личности и достоинству.
  4. Рациональность.
  5. Уважение к понятию частной собственности.
  6. Идеалы равенства, свободы и терпимости, существовавшие в обществе.
  7. Предпочтение демократии всем другим формам общественного и политического устройства государства.

Характеристика

Давая характеристику европейской цивилизации, важно отметить новое, что она привнесла в современный мир. Примечательно, что в отличие от таких замкнутых государственных образований, как Индия и Китай, были чрезвычайно разнообразны. В результате народы и страны западной цивилизации имели свой разнообразный и своеобразный облик. Большое значение в становлении европейской цивилизации сыграла наука, которая положила начало глобальной истории человечества.

Если сравнивать с Индией и Китаем, где понятия политической свободы не существовало, для Запада идея политической свободы была одним из главных условий существования. Когда на Западе познавалась рациональность, восточное мышление, в первую очередь, отличалось своей последовательностью, что позволяло развивать формальную логику, математику, а также правовые основы государственного устройства.

В истории европейской цивилизации западный человек сильно отличался от восточного, понимая, что именно он является началом и творцом всего. Исследователи отмечают, что западная динамика вырастает из "исключений". Она основывается на постоянном чувстве неудовлетворенности, беспокойства, стремлении к постоянному развитию и обновлению. На Западе всегда наблюдалось политическое и духовное напряжение, которое требовало растущей духовной энергии, когда на Востоке главным было отсутствие напряженности и состояние единения.

Изначально западный мир развивался в рамках собственной внутренней полярности. Основу европейской западной цивилизации заложили греки, которые сделали это так, чтобы мир находился в размежевании с Востоком, отстранялся на него, но постоянно направлял свой взор в ту сторону.

Древние цивилизации

Говорить о существовании первых цивилизаций на территории европейского континента можно еще со времен Железного века.

Около 400 года до нашей эры Латенская культура распространила свое влияние на обширные земли, вплоть до Пиренейского полуострова. Так возникла Кельтебрианская культура, о контактах с которой много записей оставили римляне. Кельты сумели оказать сопротивление распространению влияния римского государства, которое стремилось завоевать и колонизировать большую часть южной Европы.

Еще одна значимая древняя европейская цивилизация - Этрурия. Этруски жили городами, которые объединялись в союзы. Например, самый влиятельный этрусский союз включал в себя 12 городских общин.

Северная Европа и Британия

Первые попытки романизации территории Древней Германии изначально были предприняты еще Юлием Цезарем. Границы империи удалось расширить только при Нероне Клавдии, когда, наконец, были покорены практически все племена. Успешную колонизацию продолжил Тиберий.

Римская Британия развивалась после завоевания Галлии Юлием Цезарем. Тот предпринял два похода в британские земли. В результате систематические попытки завоеваний продолжались до 43 года нашей эры. Пока Британия не превратилась в одну из окраинных провинций Римской империи. При этом север был практически не затронут. Среди местного населения, которое было недовольно таким положением вещей, регулярно поднимались восстания.

Греция

Именно Грецию принято называть колыбелью европейской цивилизации. Это страна с великим наследием и многовековой историей.

Изначально Эллинистическая цивилизация началась как сообщество городов-государств, самыми влиятельными из которых были Спарта и Афины. У них существовали разнообразные варианты управления, философии, культуры, политики, науки, спорта, музыки и театра.

Ими были основаны многие колонии на берегах Средиземного и Черного морей, в Южной Италии и на Сицилии. Считается, что колыбель европейской цивилизации берет свое начало именно в Древней Греции.

Ситуация резко изменилась в IV веке до нашей эры, когда из-за междоусобных конфликтов эти колонии стали добычей македонского царя Филиппа II. Его сын Александр Македонский распространил греческую культуру на территорию Египта, Персии и Индии.

Римская цивилизация

Судьбу европейской цивилизации во многом предопределило Римское государство, которое начало активно расширяться с территории Италии. Из-за его военной мощи, а также неспособности большинства врагов оказывать достойное сопротивление, самый серьезный вызов смог бросить только Карфаген, но и он в результате потерпел поражение, что стало началом римской гегемонии.

Сначала Древний Рим управлялся царями, затем стал сенаторской республикой, а в конце I века до нашей эры - империей.

Ее центр располагался на Средиземном море, северная граница была отмечена реками Дунай и Рейн. Максимальной экспансии империя достигла при Траяне, включив в свой состав Румынию, Римскую Британию и Месопотамию. Вместе с собой она привносила эффективное централизованное управление, мир, но в III веке ее социальный и экономический статус был подорван серией гражданских войн.

Константин I и Диоклетиан смогли замедлить процессы распада, разделив империю на Восточную и Западную. Пока Диоклетиан преследовал христиан, Константин официально объявил о прекращении преследования представителей этой веры в 313 году, подготовив почву для того, чтобы империя в будущем стала христианской.

Средневековье

Развитие средневековой европейской цивилизации разделяется на несколько этапов. Разделение Европы на две части усилилось после окончательного падения Западной Римской империи в V веке. Она была завоевана германскими племенами. А вот Восточная Римская империя просуществовала еще тысячелетия, позже она получила название Византийской.

В VII-VIII веках началась экспансия исламской культуры, которая усилила различия между средиземноморскими цивилизациями. Новый порядок в мире без городов создал феодализм, заменивший централизованную римскую администрацию, основанную на высокоорганизованной армии.

После раскола христианской церкви в середине XI века в лидирующую силу в Западной Европе превратилась католическая церковь. Тогда же стали появляться первые признаки второго рождения средневековой европейской цивилизации. Торговля, ставшая основой культурного и экономического роста независимых городов, привела к появлению таких мощных городов-государств, как Флоренция и Венеция.

В то же время в Англии, Франции, Португалии и Испании начинают формироваться национальные государства.

При этом Европе не раз приходилось сталкиваться с серьезными катастрофами, одной из которых стала бубонная чума. Самая серьезная вспышка возникла в середине XIV века, уничтожив до трети жителей.

Культура европейской цивилизации во многом сформировалась в эпоху Возрождения. C XIV-XV веков происходила миграция образованного населения Византии, падение Константинополя в 1453 году привело к тому, что страны римско-католической церкви осознали, что Европа превратилась в единственный христианский континент, именно их достоянием стала языческая античная культура.

Важной отличительной чертой этого времени стал светский характер культуры, а также ее антропоцентризм. В первую очередь, существовал повышенный интерес к деятельности человека. Появился интерес и к античной культуре, когда началось фактически ее возрождение.

Великие географические открытия XV-XVII веков были непосредственно связаны с процессом первоначального накопления капитала в Европе. Освоение торговых путей привело к ограблению новых открытых земель, началась масштабная колонизация, ставшая основой капитализма. Началось формирование мирового рынка.

Активное развитие машиностроения и судостроение привело к возникновению возможности преодолевать на кораблях значительные расстояния. После усовершенствования навигационных приборов стало возможным с высокой точностью определять место положения корабля в открытом море.

Изначально европейцам был известен только один путь в Индию - через Средиземное море. Но его захватили турки-сельджуки, которые брали высокие пошлины с европейских купцов. Тогда возникла необходимость поиска нового пути в Индию, что и привело к открытию американского континента.

Эпоха Просвещения имела большое значение, став логическим продолжением гуманизма XIV-XV веков. Общеевропейское значение получает французская просветительная литература, общей чертой которой становится господство рационализма.

XIX век прошел под флагом Великой Французской революции, которая в корне изменила отношения власти и общества во многих странах. С этого времени в европейской цивилизации Россия начинает играть важную роль.

Новейшая история

Новейшая история континента началась с сокрушительной для многих народов Первой мировой войны. Она сформировала кризис самодержавия в России, который вылился в две революции в 1917 году. Оказавшееся у власти Временное правительство не сумело справиться с разрухой и хаосом в стране. В результате они были свергнуты правительством большевиков во главе с Лениным.

Следующим важным этапом в Новейшей становится появление фашизма. Идеология итальянского диктатора Бенито Муссолини воплощает в жизнь идеи корпоративного государства в противовес парламентской демократии.

В 1933 году в Германии к власти приходит Национал-социалистическая рабочая партия с Адольфом Гитлером во главе, которая начинает игнорировать пункты Версальского договора, по которому Германия была значительно ограничена в военной сфере. Правительство Гитлера начинает проводить захватническую политику, которая выливается во Вторую мировую войну. Попытка изменить миропорядок в Европе терпит неудачу. Германия оказывается разгромленной, а Европа фактически поделена на капиталистический и социалистический лагери.

Вторая половина XX века проходит под знаменем Холодной войны, которая сопровождается гонкой ядерных вооружений. Между тем, сама Европа делает первый шаг к созданию Европейского союза. Первые шесть государств в 1951 году объявляют о формировании Европейского объединения угля и стали, которое и становится первым прототипом ЕС, союза, который сегодня определяет сущность европейской цивилизации.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии