Современные скопцы. Российская секта скопцов. В сумасшедшем доме

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Движение скопчества возникло на территории России в XVII веке. Его основоположником был беглый крепостной Кондратий Селиванов. До этого он принимал участие в развитии секты хлыстов "богородицы" Акулины Ивановны. Селиванов полностью отказался от курения, употребления алкогольных напитков, мяса, игр, танцев, брачных связей. Скопцы, именовавшие себя "белые голуби", были уверенными в том, что Селиванов являлся перевоплощением Христа. Его они именовали искупителем, считали своим Богом и готовы были на всё, чтобы стать ангелами во плоти.

"Страды" - священная книга участников общины. В ней описывались все мучения, страдания и переживания Кондратия Селиванова. Без этой священной книги не обходился ни один скопец и ритуал. Вторым источником учения для таких людей были молитвенные собрания. Скопцы занимались купечеством, ростовщичеством, крупным оптом.

Кто мог стать участником общины?



Чтобы стать скопцами, людям приходилось подвергать себя чудовищным мучениям - кастрации. Мужчины, желающие стать частью общины, избавлялись от детородных органов. Женщинам, в свою очередь, отрезали соски, малые и большие половые губы. Данные обряды проводились с применением двух раскаленных мечей, которые напоминали форму креста. Спустя некоторое время скопцы начали использовать другое режущее орудие. Это могли быть нож, коса, бритва и т.д. Все эти инструменты скопцы нагревали по предельно высокой температуры для того, чтобы в рану не попала инфекция и кровотечение быстро остановилось.


Интересным является тот факт, что оскоплению подвергались не только взрослые, но и их дети, поскольку в секту принимались целые семьи. После проведения обряда они не распадались, а создавали хозяйственные ячейки, которые назывались "гнездами". Главой всех участников секты был "кормчий". Этот человек властвовал над другими общинниками. В этом ему помогала женщина, которую скопцы именовали "богородицей". Людей, оскопленных в детстве, можно было без проблем отличить от других ячеек общества. Они, как правило, были высокими и непропорциональными. Борода у мужчин из-за серьезных гормональных сбоев, росла плохо.

Как скопцы вовлекали в секту новичков?



Основной целью людей, принявших оскопление, было вовлечение новичков. Чтобы увеличить количество участников секты, скопцы применяли множество способов. Они даже выкупали крепостных крестьян с целью их дальнейшего оскопления. Кроме того, участники секты заманивали людей деньгами и пропагандировали "чистоту", которая была особенно важной для молодежи. Вовлекали в секту скопцы и своих малолетних родственников. Они верили, что когда число участников движения достигнет 144 000, будет страшный суд, после которого наступит торжество последователей общины.

Движение скопцов имело свою идеологию. Участники секты именовали себя "белыми голубями". Они считали, что "обелиться" человек может только путем оскопления. "Белые голуби" также имели особенное отношение к образу жизни. Они не употребляли алкогольных напитков и мясных блюд. Для скопцов под запретом также были игры, танцы, свадьбы, крещения, половые связи.



Они уверяли, что рождение ребенка приводит к разорению, поэтому отдавали предпочтение жизни без детей. "Белые голуби" посещали православные церкви, но некоторые их обряды жестко высмеивали. Храм они именовали "конюшней", брак - "случкой", женатых - "кобылами" и "жеребцами", а их детей - "щенками". Участники общины священников называли "жеребцами", а богослужение - "ржанием жеребцов".

Священные атрибуты "белых голубей"



От Кондратия Селиванова каждый скопец получал пищу, которую тот не доедал. Употребляли ее участники общины на голодный желудок. Относились они к такой еде как к драгоценной святыне. Все скопцы мечтали иметь что-либо от тела своего "искупителя". Это могли быть ногти, волосы или сосуд с водой, которой Селиванов умывался. Данные атрибуты "белые голуби" носили с собой постоянно в ладанках на груди.

Как проводились у скопцов молитвенные собрания?


Молитвенные собрания у участников общины начинались с чаепития. После этого они приступали к хоровому пению. Сначала один из представителей секты читал молитвы, после чего начиналось исполнение духовных песен. Во время пения "белые голуби" ударяли в ладоши. Затем они приступали к танцам. Двигались участники общины до полной потери сил. Именно таким образом они достигали состояния экстаза. На молитвенные собрания скопцы приходили в белом одеянии.


Религиозная активность участников общины пошла на спад в 1881 году, когда умер тогдашний их лидер Козьма Лысин. Последние скопцы скончались в 30-х годах прошлого столетия. Именно тогда рассказ о том, что люди должны быть похожими на ангелов, закончился.

В продолжение темы рассказ про ещё .

Общество скопцов

1. Себя они именовали "белыми голубями". Этимология самоназвания проста: "убелиться" на жаргоне скопцов означает оскопиться. Свои общины скопцы, как и хлысты, называли "кораблями". Несмотря на декларируемое скопцами равенство "кормчий", стоящий во главе "корабля", обладал властью над прочими общинниками. Помогающая "кормщику" женщина, аналогично хлыстовской практике, именуется "богородицей".

2. Существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:
- Оскопление малолетних родственников
- Экономическое закабаление
- Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления
- Соблазнение деньгами
- Пропаганда "чистоты", особенно эффективная среди юношества

3. Скопцы не ели мясной пищи, не употребляли алкоголь, не курили, избегали, крестин и свадеб, не пели светских песен и старались вовсе не ругаться.

4. Cкопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли "конюшней", священников - "жеребцами", богослужения - "ржанием жеребцов", брак - "случкой", женатых людей - "жеребцами" и "кобылами", детей - "щенятами".

5. Деторождение cкопцы считали причиной обнищания и разорения. "Вот мы не женимся и замуж не выходим, от того и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы".

6. Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества.

7. В книге "Русские скопцы" Александр Эткинд писал: "Последствия оскопления мужчин зависели от возраста, в котором была произведена операция. Скопцы, кастрированные в зрелом возрасте, теряли лишь способность к оплодотворению. Оскоплённые в детстве подвергались большим физиологическим изменениям. У них сохранялся высокий голос, не росли волосы на лице, и тело приобретало характерную тучность".

Скопцы

Движение скопчества появилось в России в середине XVIII века и представляло собой отделившуюся от "христововеров” секту. Приверженцы этого культа, подвергающиеся добровольной кастрации "ради Иисуса”, почитали подобную радикальную операцию высшим состоянием нравственного совершенства.

Пo учению скопцов, для избавления от главного греха - "лепости”, то есть телесного влечения, необходимо избавиться от органов "соблазна”. Спасение верующему может обеспечить лишь оскопление - выжигание каленым железом либо отсечение ножом или бритвой половых органов.

Основоположником столь оригинального культа был холоп Иванов, сведения о котором чрезвычайно скудны. Известно, впрочем, что он завербовал 13 учеников, коих и кастрировал собственноручно, полагая, что подобным образом поступил со своими апостолами Спаситель. Подлинным главарем и серым кардиналом скопцов стал некий Кондратий Селиванов, весьма преуспевший в собственной интерпретации Библии. Он особенно настаивал на том. что, поскольку жизнь неразрывно связана с грехом, необходимо удалить напрочь его источник. Под влиянием пересыпанных цитатами из Евангелия от Матфея речей "отца”, верующие четко уясняли для себя, "который из грехов влечет их на самое дно геенны огненной”. Основной постулат этой веры неминуемо вел к половому самоистязанию, но никого это не пугало - ведь Селиванова признали очередным Христом, сошедшим на грешную землю Руси с единственной задачей оскопления верующих. Рецепт созидания земного Царствия Божия был как всегда бесхитростен - лишить мужского или женского начала каких-то 144 тысячи душ. Именно так пояснял отец Кондрат упоминание святого Иоанна о 144 тысячах "запечатленных праведниках в белых одеждах у престола Господня.

Расцвет всякого рода религиозных ересей в России XVIII века способствовал стремительному распространению скопческого движения. К началу нового века число его сторонников измерялось уже десятками тысяч, причем адепты секты находились во всех слоях тогдашнего общества. В Петербурге их можно было обнаружить не только среди судей и банкиров, но и в семье самого губернатора. К этому времени изуверские операции вовсю практиковали и на женщинах, которым вырезали малые половые губы и клитор, иногда удаляя заодно одну или обе груди (сходный обряд практикуют до сих пор некоторые африканские племена, хотя с иными целями). Наконец, деяниями сектантов занялось по приказу Александра I правительство. Меры были приняты спешные и суровые, скопцов начали бросать в тюрьмы. Но сила их веры оказалась столь велика, что, например, арестованный и заключенный в тюрьму ближайший соратник Селиванова, Тиг, сумел даже в остроге кастрировать десяток своих товарищей по заключению, а заодно и троих стражников. Тига после этого перевели на более строгий режим, но он и в новой тюрьме продолжал "подвижничать”, лишив естества еще несколько человек…

В 1806 году Александр издал указ. объявляющий скопцов "врагами закона человеческого и божеского, разрушителями морали и отбросами общества”. Оказавшаяся вне закона секта ушла в подполье, где продолжала пополнять ряды своих сторонников. Так было до 1832 года, когда "Спаситель” Кондрат Селиванов умер в остроге. После этого движение начало распадаться, а его участников изгнали за пределы государства. Многие скопцы эмигрировали в Румынию и основали там несколько колоний (”кораблей”), где продолжали изуверские обряды. Особое значение, по примеру большинства сект, скопцы придавали молитвенным радениям, где на них якобы снисходила благодать Божья. Вот как описывает очевидец радение тех времен в одном из "кораблей”:

"Семен Милютин (кормчий) садился в кресло под портретом Селиванова, брал свечу и зажигал ее, после чего его примеру следовали все присутствующие. В молельную приглашали вступающего в "избранное стадо Христово” новичка. Обрядив его в белую рубаху, ставили на колени перед Милютиным, который приказывал верующему поклясться в том, что он сохранит обряд в тайне, и готовиться к оскоплению. Члены секты тем временем становились в круг и приступали к радению, ускоряя хоровод и "молясь” все громче и громче. По достижении прихожанами предэкстазного состояния. Семен Милютин совершал над беднягой-новичком отвратительный ритуал. "Посвященный”, с прижженными раскаленной кочергой половыми органами, истошно вопил, но его едва ли кто слышал -весь молящийся "корабль” в этот миг уже бился в экстазе. Хладнокровным среди общего безумия оставался лишь один человек - кормчий Милютин.

В таком духе секта продолжала действовать на территории Румынии. В 1865 году только в Бухаресте было зарегистрировано около 2000 скопцов. Еще через десять лет их количество достигло уже 12 тысяч. Верующих привлекали не только проповедями, гпавари секты успешно применяли и материальный стимул, обещая за обращение в веру награду - шестерик лошадей и карету. Многие оскопленные богомольцы занялись доходным частным извозом. Еще после Первой мировой войны большинство румынских извозчиков были скопцами.

Заметим, что учение скопцов возникло вполне закономерно. Кастрации способствовал и религиозный фанатизм начала тысячелетия. В Европе III века существовали так называемые валежане. оскопляющие как своих приверженцев, гак и обычных служителей культа. Ореол священнодействия придавало кастрации и Священное Писание. "Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и двумя ногами быть ввержену в огонь вечный” (Матфей VIII, 8). А вот как говорит пророк Исайя из Ветхого Завета: "(о евнухах) … которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего - тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится” (Исайя LVI, 4-5).

Подобные тексты оказывали на верующих огромное влияние. Желая навсегда отринуть телесные искушения, кастрировали себя и христианские священнослужители. Так, были, например, оскоплены согласно постановлению Никейского собора патриархи Константинополя Фотос, Игнаций и Мефодий. Не отставали от зарубежных иерархов и русские митрополиты. Все это привело к тому, что папа Лев I издал буллу, запрещающую евнухам принимать духовный сан. Уже в XIII веке папа Бенедикт III установил тайный ритуал "проверки главы церкви на признаки мужского пола”. Такого рода ритуал приводит в своей книге Жаклин Кайет:

"Папа перед инициацией обязан был раздеться и сесть на порфировый стул с вырезанной в сиденье дырой. Один за другим кардиналы приближались к креслу сзади и прикасались руками к гениталиям папы, произнося при этом сакральную формулу: "Testнculos habet et bene pendents” (”Яички есть, и подвешены они славно”)”.

Церемонию, впрочем, пришлось отменить в XVI веке после утверждения папы-сифилитика Льва X о том, что он заразился именно при этой процедуре. Такова история скопчества как общественного движения и скопцов как религиозной секты.

И будет Вам счастье!

Плавно переходим к Скопцам. Главное несогласие с Христововерами (хлыстами), ето- "свальный грех" и чуйственный еротизьм, который пронизывает- хлыстовство. Скопческим «мессией» был крестьянин Орловской губернии Кондратий Селиванов. Он счел практику свального греха противной целям спасения и чтобы избавиться от нее, нашел способ избавиться от секса как такового. Скопцы на своих собраниях радения так же, как это делали хлысты. Но к той практике работы с телом, которая была существом хлыстовского ритуала, скопцы добавили еще одну, радикальнейшую. Само оскопление назвали- крещением, а по совершении этого, человек победил змия, и получает название- Белого голубя , почитается уже севшим на коня и причисляется к Новому Израилю. (хлыстов называли- "серыми голубями")
Главной Заповедью, для оправдания членовредительства, они считают- "И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну."(Матфей VIII, 8)

Он погиб в заключении в Суздальском монастыре (остроге) в 1832 году. Портреты Селиванова красуются в каждом скопческом доме. Его обычно изображают старцем в темно-синей одежде, петровской моды, с соболиной опушкой и с белым платком, повязанным вокруг шеи. Аскетические глаза строго глядят с худощавого, безбородого лица. Так же любили вешать портрет скопческой «богоматери», Акулины Ивановны, легендарной монахини времен Петра I, изгнанной из своего монастыря и, по слухам, также принадлежавшей к скопчеству, еще изображение апостолов Луки и Иоанна.

Есть такая байка, мол- Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царем стал согласившийся оскопиться Александр I. Существует скопческая песня, излагающая вымышленную беседу Павла и Кондратия Селиванова "Христа скопцов", после которой участь царя была решена:

Наш батюшка искупитель
Кротким гласом провестил:
«Я бы Павлушку простил:
Воротись ко мне ты Павел,
Я бы жизнь твою исправил».
А царь гордо отвечал,
Божества не замечал,
Не стал слушать и ушел.
Наш батюшка искупитель
Своим сердцем воздохнул,
Правой рученькой махнул:
«О земная клеветина,
Вечером твоя кончина!
Изберу себе слугу,
Царя бога на кругу.
А земную царску справу
Отдам кроткому царю:
Я всем троном и дворцами
Александра благословлю,
Будет верно управлять,
Властям воли не давать…»

Другая байка- На тайной вечери Христос оскопил учеников; оттого они и не могли молиться в Гефсиманском саду, имея дух бодр, но плоть немощну, будучи ослаблены операцией. Иуда же, в то время как апостолы были убелены, женился (так понимают скопцы слово удавился).

Основная молитва скопческих радений начиналась хлыстовским распевцем: «Дай нам, Господи, к нам Исуса Христа», а заканчивалась языческой формулой, знаменитой в русской литературе: «Свет тобою спасен, Государь души пашей, на сырой на земле, на матушке, на кормилице».
Вот описание,схода в Якутских краях- "Внезапно раздается электризующий всех возглас кого-либо из присутствующих. — О. дух, святой дух! Это восклицание служило призывом к пляске, к «божьей работе». Сначала все прыгали и кружились в общем хороводе, держа друг друга за руки, позже начиналось верчение в одиночку. Движения становились все быстрее и быстрее. В этом безумном верчении лица сливаются, а развевающиеся молитвенные сорочки шуршат, подобно парусам. И снова образуется круг. Присутствующие становятся, глядя друг другу в затылок и, подпрыгивая, движутся по этому кругу. Затем «святые», или «белые голуби», как они себя называют, ставши в круг плечом к плечу, начинают прыгать справа налево. Четыре или восемь человек становятся по углам помещения. Оттуда они прыжками поодиночке или попарно подвигаются к середине зало и таким же образом возвращаются обратно на свои места. Танцы эти длятся до полного изнеможения и. в конце концов, доводят скопцов до состояния безумного экстаза."

Постились скопцы- произвольно как и хлысты,в зависимости от греха, но общим днём поста являетя - 15 сентября, в память о наказании "Христа Селиванова" кнутом.

Якутия, с.Спасское Олекминского округа. 1897 год.

Первоначально операция оскопления проводилась путем отжигания яичек раскаленным железом. «Оскопление должно совершаться посредством железа, раскаленного до бела, коим отжигали у мужчин ядра, а у женщин соски», — доносили в Министерство внутренних дел. Для этого использовались два раскаленных меча, что ассоциировалось с фигурой креста. Впоследствии скопцы стали прибегать к режущим орудиям — бритве, ножу, косе, — но по-прежнему употребляли раскаленное железо для остановки кровотечения. Так "крещение огнем", то есть оскопление, соотносилось с"крещением духом", то есть состоянием экстаза, которое достигалось во время радений.

Скопили и женщин: целью было не символическое изменение статуса того или другого пола, как при обрезании или подобных операциях, а ампутация пола как такового. Отрезывание грудей «совершенно до костей» производилось до 1830-х годов; потом этот вид оскопления стал производиться реже, хотя и не вышел из употребления. Производилась и клиторэктомия. Все эти повреждения половых частей у женщин не составляют препятствия к коитусу, зачатию и беременности. Известны примеры, когда изуродованные таким образом женщины благополучно рожали. Впрочем, по данным судебно-медицинской экспертизы, в большинстве своем скопчихи были девственны. Среди множества обследованных экспертами скопчих бывали и «очень красивые, румяные, цветущие здоровьем женщины».

Скопцы отличались сильнейшим прозелитизмом. Так как мужики уже не могли плодиться,существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:
-Оскопление малолетних родственников,
-Экономическое закабаление,
-Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления,
-Соблазнение деньгами, (наверное-основной, даже батрак, получал до 100руб. в год!)
-Пропаганда «чистоты», особенно эффективная среди юношества.(не счастливая -первая любов!)))

Гонения на скопцов были всегда,но самые мощные при- Николае I. Основные места ссылки- Якутск, кавказ и по своей воле- бежали в Румынию. Легко было отличить- оскопленных в детстве, у них развивался - высокий рост и не пропорционально маленькая голова к туловищу, длинные ноги и руки. Пищевые запреты как и у хлыстов, но полный отказ от мяса, как у иноков. К бороде относились-не тошто бы по никониански вольно, а она не росла в связи с гормональным сбоем в организме.

"Скопцы в Сибире, выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, применяя при этом сельскохозяйственные машины и передовые методы земледелия (удобрение полей, задержание влаги, улучшение семян путем отбора, выделение семенных участков), но не брезговали и выращиванием арбузов, тыквы, разведением гусей, кур и уток. Ф. Кон в своих «Намских письмах» в 1890-х годах писал о Мархинском селении следующее: «Видные красивые дома, мельницы паровые, конные, ветряные. Это селение по красоте и зажиточности построек превосходит даже многие сибирские деревни». Благодаря такому упорному труду скопцы накапливали весьма приличные сбережения (учтем и то, что сектанты не тратились на развлечения). Деньги, которые были для скопцов важнейшим средством для защиты от враждебного окружения, не распылялись, а наоборот, концентрировались: когда одно гнездо вымирало, имущество переходило скопцам следующей волны. Подпольные счета и капиталы направлялись на вознаграждение людям, согласившимся на оскопление, а также на подкуп нужных чиновников. Однако в Якутии скопцам не удалось привлечь в свою секту ни одного местного жителя. Объяснялось это не только стойкостью наших людей к их посулам, но и тем, что ушлые якутские чиновники заключили со скопческими старостами соглашение: «Вы не проводите «радений» — мы не отправляем вас в тундру». Попутно со скопцов была содрана внушительная взятка."
Из книги «В Сибирь за мамонтом». Е. В. Пфиценмаиер

Поселение скопцов в с.Марха недалеко от Якутска.

В отличие от старообрядцев, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников — «жеребцами», богослужения — «ржанием жеребцов», брак — «случкой», женатых людей — «жеребцами» и «кобылами», детей — «щенятами», а их мать — «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя». Деторождение называли причиной обнищания и разорения.
« Вот мы не женимся и замуж не выходим, от того и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы. »
Скопческая песня Селиванова своим «детушкам»:
« О возлюбленные детушки! Теперь вам всю правду открою, что я искупитель, родимый батюшка, впредь устрою, кого за какую жизнь и службу удостою. Кому царство растворю, а кого раем подарю, а кого за веру поблагодарю! »
Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества. «Последний завет» Селиванова:
"Дожидайте, что скоро растворится неволя; ждите с часу на час, как бы милосердный батюшка, живой спас, не открылся бы вдруг у вас."

Так как у городские скопцы в основном были- менялы, у них скапливались большие капиталы. Деньги шли на "покупку" новых членов соопчества. Своего богатства и влияния скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у сестер Смирновых, менял, было экспроприировано 500 тыс. рублей, у купца Павла Бурцева — 4 млн, у братьев Никифоровых — 1 млн...Но с началом НЭПа многие из разоренных, вернулись в бизнес.Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса, состоявшегося в Ленинграде.Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, ушли в тень… Как сейчас обстоят дела, точно не известно, поговаривают что на Кавказе имеются не большие общинки, но со слов местных властей, они практикуют- "духовное оскопление"... но взятки то ни кто не отменял.)))

Даже сама мысль о кастрации, вероятнее всего, пугает любого нормального здорового мужчину. С древности это считалось болезненной унизительной процедурой, которой подвергали в основном рабов или преступников (даже евнухами в восточных гаремах редко становились добровольно).

Чтобы тысячи мужчин (а затем и женщин!) по собственному желанию соглашались на удаление половых органов - разве такое возможно? Вполне! Если это связано как с религиозными мотивами, так и с возможностью выбиться из бедности, стать преуспевающим и уважаемым человеком. А требуется для этого всего ничего.

Секта скопцов активно действовала в России более полутора веков и только при советской власти была разгромлена.

Скопцы Олекминского уезда (Якутия)

Одной из самых мощных религиозных сект на Руси считались хлысты. К середине XVIII века, когда и произошли описываемые нами события, секта существовала уже около 100 лет и была чрезвычайно популярна. К хлыстам уходили целыми монастырями.

Это была довольно закрытая секта. Ее адепты проповедовали крайний аскетизм, отказ от земных благ и вегетарианство. Устраивали радения - ночные богослужения с самобичеванием. Однако, по слухам, сектанты практиковали на этих радениях и свальный грех.

Один из самых влиятельных и многочисленных «кораблей» (так называлась община хлыстов) находился в Орловской губернии. Управляла им некая Акулина Ивановна. С молодости она именовалась «богородицей» (ближайшей помощницей) пророка Филимона, который пользовался у сектантов особенным уважением, и после его смерти возглавила общину.

Как-то к Акулине Ивановне заявился крепостной крестьянин Кондратий Селиванов. Бедолага был немым. Кое-как он объяснил «богородице» на пальцах, что бежал от рекрутства. Он был принят в «корабль». А после одного из ночных радений внезапно заговорил. Акулина Ивановна, узрев сие чудо, тут же сделала его вторым человеком в общине.

Надо сказать, что авторитет духовных лидеров секты под сомнение не ставился. И потому Кондратий пользовался у хлыстов огромным уважением - так велела «богородица».

Кондратий Селиванов

И вот тут мы возвращаемся к вопросу о свальном грехе. Согласно официальной версии, именно против него выступил Кондратий, шокированный вольными нравами единоверцев.

Селиванов предложил хлыстам радикальным способом избавиться от греховных влечений. И послужил живым примером, проведя самокастрацию раскаленным железом.

Большинство хлыстов, включая Акулину Ивановну, были потрясены таким поступком, и Селиванову пришлось уйти из общины.

Однако некоторые хлысты, на которых «подвиг самоотречения» Кондратия произвел огромное впечатление, последовали за ним. День, когда Селиванов «сжег греховного змия», можно считать датой рождения новой секты.

Сила золота

Селиванов со товарищи обосновались в Тамбовской губернии и активно стали привлекать на свою сторону крестьян, в первую очередь богатых. Им это удалось довольно легко. Ведь именно крестьяне были наиболее религиозной частью населения и охотно верили в то, что им удастся войти в Царствие Небесное, если «изничтожить само семя греха».

Вслед за ними со временем потянулись и те, кто путем оскопления надеялся разбогатеть. Ведь у скопцов не было наследников (они разрывали семейные узы, а новых детей иметь не могли). Имущество же, согласно уставу секты, после смерти одного скопца переходило другому.

Стоит сказать, что секта отличалась сильнейшим прозелитизмом - стремлением завербовать в свои ряды как можно больше сторонников. Нередко те из сектантов, у кого уже были дети, кастрировали их. Часто они выкупали крепостных крестьян у жестоких помещиков. Что требовалось от спасенных, вы уже, конечно, поняли.

Подготовка к оскоплению

Порой богатые сектанты буквально загоняли в кабалу односельчан. А когда те уже света белого не видели из-за нищеты, предлагали простить им все долги. Взамен - кастрация и вступление в секту.

Иногда скопцы просто предлагали деньги крестьянам за «избавление от греховного змия». Суммы сулили крупные - порой до 100 рублей, что в те времена было совсем немало.

Наконец, сектанты умело давили на религиозные убеждения дремучих крестьян, цитируя отдельные куски из Библии. Они уверяли, к примеру, что все апостолы были оскоплены. В результате ряды сектантов очень быстро ширились, и вскоре уже счет их шел на сотни.

И женщины, и мужчины

Процесс оскопления имел несколько стадий, каждая из которых была чрезвычайно болезненной. «Первая печать» - это удаление яичек. Поначалу перед ампутацией яички... дробили молотком, а лишь затем отрезали. В дальнейшем от этой практики отошли, используя только режущие инструменты и раскаленное железо для прижигания раны.

Надо сказать, что некоторые мужчины после «операции» сохраняли возможность к совокуплению. Потому они считались не полностью очищенными от греха.

Тому, кто хотел занять более высокое положение в иерархии секты, необходимо было наложить «вторую», или «царскую печать». То есть полностью удалить половой орган.

Оскопленные мужчина и женщина

После этого скопцы использовали специальные приспособления, которыми затыкали мочеиспускательный канал, дабы избежать конфуза на людях. В некоторых общинах существовала и «третья печать», а именно - удаление сосков.

Женщины, которые по каким-либо причинам (например, вслед за мужем) вступали в секту, в большинстве своем также подвергались болезненным операциям. Им отрезали груди, а порой выжигали и наружные половые органы. Что, кстати, не препятствовало деторождению. Известны случаи, когда покинувшие секту женщины выходили замуж и рожали детей.

Общение с царями

Движение скопцов становилось столь популярным, что правительство забеспокоилось. Первый суд над сектантами состоялся в 1772 году. Около 300 скопцов были сосланы в Сибирь. Селиванов бежал, но через два года был пойман и бит кнутом. Следующие 20 лет своей жизни он провел в Иркутске.

Скопцы были поставлены вне закона, но число сектантов увеличивалось в геометрической прогрессии. Среди них прошел слух, что Кондратий Селиванов - не кто иной как Петр III, которого развратная императрица загнала в Сибирь именно за то, что он оскопил себя.

Особенно сектанты укрепились в этом мнении, когда после смерти Екатерины Великой Павел I личным указом вернул Кондратия из ссылки. Правда это или нет, но многие источники утверждают, что император удостоил скопца аудиенции.

Ты мой отец? - якобы спросил Павел Селиванова.

Греху я не отец. Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном, - заявил лукавый Кондратий. Разумеется, Павел отказался от операции и отправил Селиванова в сумасшедший дом.

Золотые времена наступили для скопцов, когда к власти пришел Александр I. Селиванова выпустили из сумасшедшего дома, а приютил его камергер бывшего польского короля Алексей Елянский. Вскоре он сам принял скопчество. На пару с Кондратием Елянский составил и отправил на высочайшее имя проект переустройства государства.

Согласно ему, вся Россия должна была превратиться в «корабль» скопцов. То есть кастрации должны были подвергнуться все - от государя императора до последнего крепостного. После этого в России наступит рай.

При этом духовным наставником Александра I назначался Селиванов. Себе же Елянский скромно отвел место главнокомандующего. После прочтения проекта император отправил зарвавшегося вельможу в ссылку. Селиванова же почему-то не тронул.

Как бы то ни было, в дом Селиванова запретили доступ полиции. На еженедельных радениях Кондратий собственноручно оскоплял мальчиков и мужчин. В ряды скопцов теперь вступали не только крестьяне и купцы, но и представители высшего света!

Одно из радений в 1805 году посетил даже сам Александр. Правда, «выжечь греховного змия» он не пожелал. Но такой визит, конечно, еще больше подогрел интерес к секте среди дворян Петербурга.


Как все закончилось

Лишь в 1820 году все изменилось. Фаворит Александра I - генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Милорадович -узнал, что скопческие радения посещают двое его племянников. Началось следствие. Выяснилось, что Селиванов оскоплял не только гражданских, но и солдат и матросов.

На расправу Милорадович был крут: вскоре, заручившись высочайшим позволением, он довел дело до суда, и Кондратий был сослан в один из монастырей Суздаля, где и умер в 1832 году.

Дело его, однако, жило. Счет скопцам в России шел на десятки тысяч. Одним из лидеров сектантов после смерти Селиванова стал купец первой гильдии Максим Плотицын, который жил в Моршанске. Многие сектанты завещали ему свои богатства. Он был, выражаясь современным языком, хранителем «общака».

В 1869 году, уже при Александре II, Плотицын попался на взятке должностному лицу. При обыске у него было изъято порядка 30 миллионов рублей! Осознав, с сектой какого размаха они имеют дело, власти взялись за скопцов всерьез. Плотицын отправился на каторгу, за ним - тысячи единоверцев.

Разговор со скопцами отныне был короток. Признаешься, что ты сектант, - отправляйся в Сибирь без лишних разговоров. Скопцы ушли в подполье, хотя по-прежнему обладали влиянием.

Окончательно добила сектантов советская власть. Так, в 1917 году у лидеров скопцов были проведены экспроприации. Согласно документам, у купца Бурцева конфисковали четыре миллиона рублей золотом, у братьев Никифоровых - миллион, у сестер Смирновых - 500 тысяч.

Последний громкий процесс над скопцами прошел в 1929 году. Сельских скопцов, признав врагами советской власти, отправили в Сибирь, городских - посадили. От этого удара секта уже оправиться не смогла и, по сути, прекратила свое существование.

Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином