Психологическое развивающее занятие для младших школьников. Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников «Развиваем мышления и память первоклашек

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Развивающее занятие для младших школьников

по теме "Секрет общения"

Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения

Задачи:

    Формирование представлений о вербальном и невербальном общении

    Совершенствование коммуникативных навыков

    Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений

    Развитие мыслительных способностей

    Обогащение опыта межличностного взаимодействия

    Тренировка гибкости поведения

    Развитие рефлексии, эмпатии, толерантности

Ход занятия

Учащиеся и педагог сидят в кругу на стульях

I. Организационный момент

Сегодня у нас с вами не обычное занятие, не математика и не литература, а занятие по теме общение, занятие по психологии. И задания, которые вы будете выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать загадки, много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем.

II. Знакомство

Для того, чтобы общаться на занятии более успешно, нам с вами необходимо познакомиться. Давайте сделаем так: на счет «1-2-3» все одновременно громко называют свое имя.
Ой, какой шум и гам! Как вы думаете, услышала ли я ваши имена? А что же делать? Может быть, чтобы я услышала, вам нужно прокричать их еще громче? Действительно, это не поможет.

Тогда давайте просто все напишут свои имена на листочках, которые я дам каждому, и прикрепит себе на одежду, чтобы все видели и могли обращаться к вам по имени.
Кстати, это и будет первым секретом общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

III. Приветствие:

Упражнение «Аплодисменты»
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга так, как принято у нас на занятиях по психологии. Давайте я начну, а вы продолжите. Это легко – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я назвала, встает и так же приветствует следующего, любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку, которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!

IV. Разминка:

Игра«Перестройка»

Начнем нашу работу с небольшой, но интересной разминки, которая поможет вам включиться в работу. Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.
Вот первое задание: постройтесь по первой букве имени в алфавитном порядке.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету глаз: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг другу в глаза!

И последнее задание, самое сложное: постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.
- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным, быстро и правильно!

Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
Вот мы и узнали второй секрет: общение бывает разных видов, и с видами общения нам сегодня предстоит познакомиться.

V. Развивающие упражнения

Головоломка

Чтобы познакомится с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать головоломку. Здесь зашифрована одна известная поговорка:

Ответ: Язык до Киева доведёт.

Очень хорошо! И с этим заданием справились успешно!

Кто может сказать, на какой вид общения указывает нам разгаданная головоломка? Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют ещё вербальным .

Игра «Стыковка»

Следующая игра поможет выяснить, насколько хорошо вы умеете пользоваться в общении своей речью.
Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались. Им завязывают глаза шарфами. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” - они вытягивают навстречу друг другу.
Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.

Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.
- Трудно было играть с завязанными глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица).

Действительно, общаться можно по-разному, не только вербально. Общение без помощи слов называется невербальным .
На доску вывешивается схема:

Представьте себе ситуацию, что вы оказались за границей и вам нужно объясниться с иностранцами, не зная их языка – как вы это сделаете? (При помощи жестов).

Вот мы и подошли к третьему секрету общения: лучше понимать собеседника нам помогают невербальные средства общения: мимика, жесты.
В следующей нашей игре вы сами попробуете общаться друг с другом невербально.

Игра «Пойми меня»

Каждой команде нужно будет по цепочке от первого игрока к последнему передать слово, написанное у меня на карточке. Капитан объясняет это слово второму в вашей колонне, второй – третьему и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее смогла донести правильную информацию до последнего игрока.
В этой игре очень важно соблюдать правила, за этим я буду следить строго.
Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом без помощи слов.
Второе правило: не поворачиваться, пока игрок, стоящий сзади, не похлопает вас по плечу.

Теперь все отвернитесь, поворачиваются ко мне чтобы прочитать слово на карточке только капитаны команд.

Скажите, какие трудности вы испытали, общаясь друг с другом без слов? Попробуйте объяснить, почему другие игроки не всегда вас понимали? (Все люди разные, используют разные средства общения).
- Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства

Упражнение «Цена улыбки» -

Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили!

Дети высказывают свои предположения.
- Ну конечно же, это улыбка ! Вот такой простой, но ценный секрет общения: «Если вы хотите нравиться людям - улыбай­тесь им», советует нам американский психолог Дейл Карнеги. Будем следовать его советам? Тогда давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Почувствовали? А я дарю вам карточки с текстом «Цена улыбки».

VI. Подведение итогов урока

Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

    человеку приятно, когда его называют по имени

    основной вид общения – вербальное

    существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь

    слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства

    улыбка помогает сделать общение приятным.

И это далеко не все секреты успешного общения, сегодня мы только познакомились с некоторыми из них. Если вам интересно узнать о других подобных секретах – почитайте психологическую литературу или обратитесь к психологу.

VII. Заключительное упражнение

Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук.

Используемая литература:

1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2001

2. Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: ЛИТУР, 2001

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

Тренинговое занятие Тема «Дружба начинается с улыбки»


Описание: предоставляю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия проводимого в тренинговой форме, которое будет интересно и полезно педагогам-психологам, учителям начальной школы, социальным педагогам, педагогам организаторам. Данное занятие предназначено для работы с учащимися начальных классов.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Задачи:
способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации
способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися
развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу
развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения
воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам
воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам
Форма проведения: тренинг
Оборудование: магнитофон, фонограмма с песней «улыбка» из мультфильма «Крошка енот», раздаточный материал цветы настроения, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним наше настроение с цветками. У каждого из вас на партах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Учащиеся рассматривают пиктограммы (цветов - настроения), определдяют изображённые на них эмоции. А затем каждый из учащихся выбирает один из цветков настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и объясняют свой выбор.

Педагог-психолог: Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это…
Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об...
Учащиеся: Улыбке!
Педагог-психолог: правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Упражнение выполняется под песню из мультфильма «Крошка енот» «Улыбка» на музыку В. Шаинского и слова М. Пляцковского.
Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?
Учащиеся
Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
«Мозговой штурм». Дружба это...
Учащимся предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой по вашему "друг"?
Учащиеся после небольшого размышления высказываются.
Педагог-психолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и «друг»
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.
(Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Педагог-психолог. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?
Учащиеся приводят свои объяснения
Педагог-психолог обобщает высказывания учащихся.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.
Упражнение "Угадай эмоцию друга"
Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние?
Учащиеся. С помощью улыбки на лице.
Педагог-психолог: Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?
Учащиеся высказывают свои соображения.
Педагог-психолог подводит итог.
Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.
Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.
Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.
С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей.
Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.
Разрешите мне вам дать ряд советов:
Каждое утро не забывайте улыбаться себе - улыбайтесь перед зеркалом.
Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.
Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.
Помните - улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.
Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.
Упражнение «Цветок дружбы»
Педагог-психолог: Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса.
Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).
Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.
Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску.
Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»
Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.
Учащиеся становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.
Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Тренинговое занятие для младших школьников

Тема «Солнышко с лучами»

Цель: повышение самооценки ребёнка.

Задачи:

1. Снятие психического и эмоционального напряжения.

2. Развитие лучшего понимания себя

3. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности

Форма проведения: тренинг
Оборудование: альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Возраст : школьники 7 - 9лет.

Ход мероприятия:

Педагог-психолог: Ребята для выполнения нашего упражнения нам потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Нарисуйте, пожалуйста, солнышко с лучами. (Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в переделах листа и чем ему нравится.)

Педагог-психолог: А теперь расскажите о вашем солнышке.

Солнышко - какое оно?

Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…

А теперь представь, что солнышко - это вы. У солнышка ваше имя.

Подпишете, своё имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

Учащиеся: перечисляют достоинства своего солнышка.

Педагог-психолог: - Вы перечислили, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то ваше замечательное качество. Какие вы?

Можно помочь детям, которые растерялись, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Педагог-психолог: Ребята наша задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И для этого я позволяю вам немного пофантазировать, прихвастнуть.

Не стоит возражать, даже если считаете, что это качество или привычка у них не развито или вообще отсутствует. Так можно услышать, что ребёнок считает своими достижениями

Самое главное работать в позитиве, и можно увидеть, как меняется настроение детей. И результат не заставит себя ждать.

Педагог-психолог: Ребята скажите, понравилось вам наше занятие?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Педагог-психолог: А дома вы можете нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или учительницы. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Тренинговое занятие для школьников

Тема "Класс глазами каждого"

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

    Создание благоприятного психологического климата;

    Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

    Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

    Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст : школьники 11 - 14лет.

Состав участников: 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.

Режим работы : 45 минут

Актуальность : невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

    Приветствие – 4 минуты

    Цель, задачи – 3 минут

    Разминка – 2минут

    Основная часть - 40 минут

    Рефлексия – 5 минут

    Орг. конец – 3 минуты

Ход тренингового занятия:

    Разминка – погружение – 2 минуты

    Упражнение «»Фотография нашего класса – 7 минут

    Упражнение «Если птичка, то какая» – 10 минут

    Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут

    Упражнение «Горячий стул» – 10 минут

    Упражнение «Моя проблема в общении» – 7 минут

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» - 5 минут

    Орг.конец. – 5 мин.

Структура : ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Ход занятия

1. Приветствие (2 мин).

Цель: Установление контакта с детьми.

Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга.
Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж, затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.

Правила работы в группе.

Время : 2 минуты.

Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я –высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность
7.Правило «СТОП»
8.Конфедециональность.

2. Разминка – погружение

Время : 2 мин.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

    У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

    Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

    Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

    Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

    Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

    Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

3.Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности. Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, - подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее .

Упражнение: «Моя проблема в общении»

Время: 15-20 мин.

Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе )?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Обсуждение:

    Что вы чувствовали?

    Если не получилось, то почему?

Упражнение «Горячий стул»

Время: 10 мин.

Цель:

Инструкция: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах

Обсуждение : первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение « Если птичка, то какая»

Время. 10-15 минут.

Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание: «Загадайте какого-то одного игрока. Однако так, чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать (в том случае, если он рядом). Используйте жесты».

Процедура проведения. Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.

Упражнение: « Фотография нашего класса»

Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

Процедура "Спасибо за приятное занятие"

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Орг. конец: Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания. Рефлексия:

    Какие чувства испытывали?

    Что нового узнали о себе, о группе?

    Чему научились?

    Как это пригодиться в будущем?

    Что было важным?

    Над чем вы задумались?

    Что происходило с вами?

    Что нужно развивать на будущее?

Ольга Пономарева
Программа развивающих занятий для младшего школьного возраста

Пояснительная записка

Занятие 1 : “Я и Мое тело”

Занятие 2 : “Я и Мой язык”

Занятие 3 : “Я и Мой Язык”

Занятие 4 : “Я и Мои эмоции”

Занятие 5 : “Я и Мои эмоции”

Занятие 6 : “Я и Я”

Занятие 7 : “Я и Я”

Занятие 8 : “Я и Другие”

Занятие 9 : “Я и Другие”

Занятие 10 : “Я и Другие”

Литература

Пояснительная записка

Ценность младшего школьного возраста заключается в глубоких изменениях, происходящих в психологическом облике младшего школьника , свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе . В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст -это период позитивных изменений и преобразований, научить детей принимать других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Идеей программы "Жить в мире с собой и другими" является идея мира и ненасилия, в общении, формирование личностных качеств детей, их духовного слоя, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества .

Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими, проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими.

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека. Непонимание другого-причина страха, отчужденности, враждебности.

Проводя занятия , необходимо научить детей оценивать себя, правильно понимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит постоянно дарить людям улыбку, делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Подлинное человеческое общение начинается с осознания собственного "Я". Постепенно это чувство дополняется серией поступков и слов, обращенных к другим людям. Ценным результатом такого взаимодействия является возможность "увидеть" рядом другого человека с присущими ему внешними и внутренним миром.

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника, этому на занятиях отводится особое место.

Цель программы - формирование у младших школьников терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Задачи :

1. Обучение детей пониманию себя и умению "жить в мире с собой".

2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.

3. Развитие открытости и мужества выражать свое отношение к другим людям без насилия.

4. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

5. Овладение умениями выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

6. Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями как средствами человеческого общения.

Продолжительность : 10 часов (1 раз в неделю) .

Занятие 1 : “Я и мое тело”

Цель : преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а так же двигательное раскрепощение.

1. Знакомство.

Цель : знакомство, снятие психологического напряжения в группе. Участники вместе с ведущим занимают места, образуя круг.

1. Знакомство с передачей мяча друг другу. Например :

а) участник называет свое имя и передает мячик другому, который тоже называет свое имя и передает мячик дальше, пока не представятся все участники;

б) участник кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору;

в) участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, после этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч, вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева.

АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЯ :

Узнал ли ты, как кого зовут?

Чье имя было запомнить труднее всего?

Доволен ли ты своим собственным именем?

2. Обсуждение правил :

Не опаздывать и не пропускать занятия

Не обижать друг друга

Называть друг друга только по имени

3. Разминка

ЦЕЛИ :

Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

Повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы;

а) Упражнение "Меняются местами".

Все сидят в кругу, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит : "Меняются местами те, у кого. ,{например, в одежде есть синий цвет); те участники, у кого есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий стремиться занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула, становится водящим.

б) Упражнение "Почесать спину".

Все встают в два больших круга, так чтобы каждый оказался напротив участника из другого круга (внешнего или внутреннего, таким образом, образовав пары, после чего необходимо сделать друг другу приятный и бодрящий массаж.

4. Основное содержание занятия :

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО :

Ребята! Мы с вами начинаем тренинг под названием " Жить в мире с собой и с другими".

Как вы понимаете смысл этих слов?

После высказываний ребят, ведущий подводит итог, сообщает о задачах, которые будут решаться на занятиях .

а) Игра "Тень".

Цель : развитие внутренней свободы и раскованности.

Необходима фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные - “зрители”. Один ребенок - "путник", другой его "тень". "Путник" идет через поле, а за ним, на 2-3 шага сзади, идет второй участник, его "тень". Последний старается точь-в-точь скопировать движения первого. Желательно стимулировать "путника" к выполнению разных движений : "сорвать цветок", "присесть", "поскакать на одной ноге", "остановиться и посмотреть из-под руки" и т. д.

б) Игра "Путаница".

Цель : преодоление скованности, двигательное раскрепощение.

В этой игре хорошо использовать, веселую музыку. Дети встают в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Павой рукой каждый берет за руку любого игрока, левая остается для того, чтобы за нее кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом, образуется путаница. Задача детей - распутаться, не отпуская рук.

в) Игра "Белые медведи".

Цель : снятие мышечного напряжения, стимулирование активности и развитие навыков совместных действий.

Условно обозначается берлога, в которой будут жить белые медведи. Двое участников берутся за руки - это медведи. Со словами "медведи идут на охоту!" они бегут, стараясь окружить и поймать других участников игры. Потом медведи идут спать, а затем снова на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одного не пойманного игрока.

5. Рефлексия занятия :

Как вы чувствуете себя сейчас?

Чувствуете ли вы себя теперь иначе, не так, как в начале игры?

Занятие 2 : "Я и Мой язык"

Цель : развитие языка жестов , мимики и пантомимики; понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

1. Разминка.

Цель : повышение сплоченности группы.

а) Игра : "Дракон кусает свой хвост".

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впередистоящего. Первый участник - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Первый играющий пытается поймать последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост ("не укусит" хвост, то на место "головы" дракона встает другой ребенок.

б) Игра "Бип"

Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то тот, кого угадали, говорит "бип".

2. Основное содержание занятия .

а) Беседа "Как можно общаться без слов?" Обсудить с детьми, с помощью каких средств они могут общаться с другими людьми. Спросить, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние.

б) Упражнение "Иностранец".

Цель : развитие языка жестов .

Детям предлагается пообщаться с иностранцем, который приехал в гости и не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорил. Пообщайтесь с ним, объясните ему значение некоторых слов.

в) Упражнение "Через стекло".

Цель : развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.

Детям предлагается сказать друг другу что-либо жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Темы для разговора можно предложить следующие : "Вы забыли надеть шапку, а на улице очень холодно"; "Принеси мне стакан воды, я хочу пить" и т. п. или ребенок сам придумывает свое сообщение.

После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли было?

г) Игра "Изобрази сказку".

Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм, и пытаются изобразить ее без слов. А другая группа должна угадать, какая это сказка и кто кого изображает.

В этой игре важно договориться, о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

3. Рефлексия :

Кому понравилось занятие ?

Что было необычно?

Кому было трудно?

У кого получалось общение без слов, без особого труда?

Занятие 3 : "Я и Мой язык".

Цель : развитие языка жестов , мимики и пантомимики; Понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

1. Разминка :

Цель : создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

а) Упражнение "Американский дождик".

Упражнение выполняется стоя в круге. Начинает упражнение ведущий, потом присоединяется соседний к нему ребенок, потом следующий и так по очереди, пока упражнение не начнут выполнять все. Затем ведущий показывает следующий сигнал, сосед выполняет то, что показывает ведущий (остальные в это время выполняют прошлый сигнал) .

СИГНАЛЫ : 1. Щелчки пальцами.

2. Растирание ладошек.

3. Попеременные, легкие удары ладошками по груди.

4. Удары по коленкам.

И в обратном порядке, до первого сигнала.

б) Упражнение "Приветствие".

Цель : установление физических контактов, способствовать большей учеников со всеми классами.

Цель: развивать творческое воображение, речь.

Оборудование: у учителя — рисунок сосны и растущих на ней конфет; карточки с заданиями; распечатки стихотворения для каждого ученика; у учащихся — тетрадь в клетку, ручка.

Учитель . Тема сегодняшнего занятия звучит так: «31 июня». Вам ничего не показалось подозрительным? Тогда давайте, используя свой кулак как наглядное пособие, повторим. Сколько дней в каждом месяце? Сожмите кисть любой руки в кулак. Благодаря выступающим костяшкам образовались «горочки» и «ямочки». Каждая «горочка» означает, что в месяце 31 день — максимально возможное количество. Каждая «ямочка» означает минимальное количество дней в месяце — 30 (а в феврале — 29 или 28). Давайте будем называть все месяцы по порядку, начиная с января, пока не дойдем до июня. Порядок возможен любой: слева направо или справа налево. Приготовились... Январь «горочка») — 31, февраль («ямочка») — 28 или 29, март («горочка») — 31, апрель («ямочка») — 30, май («горочка») — 31, июнь («ямочка») — ? (30!) Выходит, что 31 июня не существует! Но этот несуществующий день можно вообразить, чем мы с вами сейчас и займемся! В этот день может происходить только то, чего не может быть в обычные дни, например...

Выросли конфеты на большой сосне,

Тех конфет вкуснее не встречалось мне.

(М. Пляцковский)

Сейчас мы будем срывать с этой сосны самые вкусные конфеты и выполнять необычные задания, завернутые в фантики.

ЗАДАНИЕ 1. «Представь, что ты стал волшебником на один день. Твои действия?»

ЗАДАНИЕ 2. «Составь и реши примеры на сложение».

Как вы догадываетесь, примеры эти также необычные. Они состоят не из чисел, а из предметов и явлений, например:

Если с ветром дождь сложить

И размытые дороги,

То мы можем получить

Осень мокрую в итоге.

А снежинок кутерьма,

Плюс лыжня да плюс морозы,

Получается — зима:

В белом инее березы.

А сложи-ка ручеек

И подснежник, и скворечник.

Что получится, дружок?

Угадал... Весна, конечно!

Ну, а что еще осталось,

Летом солнечным назвалось.

(М. Геллер)

Самостоятельно придумайте подобные (необязательно в стихотворной форме) примеры на сложение, состоящие из любого количества слагаемых, чтобы в ответе получилось: а) лето, б) осень, в) зима, г) весна.

ЗАДАНИЕ 3. «Объясни значения выделенных слов и словосочетаний».

Дети получают распечатки стихотворения. Коллективная работа.

ФИГЛИ - МИГЛИ

Рачительный рак на безрыбье говаривал:

Мол, знал бы комар, как омар выкомаривал!

Судачил судак: «Небывалое дело!

Лещ дал бы леща, а сова б осовела!»

Тут селезень в гости позвал селезенку,

А чайка чайку предложила грачонку.

Ворона обед проворонила было,

Сорока рупь сорок в сорочке забыла,

А перепел взял и дрозда перепел,

А дрозд дал дрозда — он не пил и не ел!

И рыба-пила ничего не пила,

Но, мухи не тронув, под мухой была.

Набычился бык и к бычку в ил зарылся,

Слонялся петух, то есть слон петушился.

Ответ. Рачительный — заботливый; безрыбье — голодное время; выкомаривал — танцевал; судачил — сплетничал; дал бы леща — сильно ударил; осовела — осоловела, опьянела; проворонила — упустила; дал дрозда — удивил; мухи не тронув — никого не обидев; под мухой была — была пьяной; набычился — обиделся; слонялся — ходил без дела; петушился — задирался, ершился.

ЗАДАНИЕ 4. Игра «Что было бы, если бы?..»

Давайте пофантазируем. Что было бы, если бы...

Комары стали бы огромными, как слоны?

Из крана на кухне побежал виноградный сок?

Посещение школы стало необязательным?

Из тучи вместо дождя посыпались яблоки?

Мама кормила бы тебя одним только мороженым?

Вылепленные тобою снеговики оживали? 102

На деревьях весной вместо листьев появлялись конфеты?

ЗАДАНИЕ 5. «Придумать девочку-малютку и рассказать о ней по аналогии со стихотворением Василия Жуковского «Мальчик-с-пальчик».

Жил маленький мальчик.

Был ростом он с пальчик,

Лицом был красавчик,

Как искры — глазенки,

Как пух — волосенки;

Он жил меж цветочков;

В тени их листочков

В жару отдыхал он

И ночью там спал он.

С зарей просыпался,

Живой умывался

Росой, наряжался

В листочек атласный

Лилеи прекрасной.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования