Полномочия президента рф и основания их прекращения. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий президентом рф. Прекращение полномочий Президента

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает основания прекращения полномочий Президента РФ как в обычном порядке, так и досрочно.

Срок пребывания в должности Президента, установленный Конституцией РФ, начиная с 31 декабря 2008 года составляет 6 лет. Таким образом, согласно ч. 1 ст. 92 Конституции РФ по истечению этого срока и с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации Президент Российской Федерации прекращает исполнение своих полномочий. Это обычный порядок прекращения полномочий Президента.

Также, согласно Конституции, одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Цель этого ограничения - препятствие формированию несменяемого клана управляющих лиц, появление и сохранение стойких корпоративных групп, открытие путей притока к власти молодых, энергичных людей, политических деятелей и лидеров нового поколения. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного.

Кроме обычного порядка, статьями 92-93 Конституции предусмотрено досрочное прекращение полномочий Президента. Это необходимо для обеспечения непрерывности осуществления президентской власти.

В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполнение до вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ. Также он временно исполняет обязанности Президента во всех случаях, когда их исполнять не в состоянии Президент РФ. Временно исполняющий обязанности Президента ограничен в президентских полномочиях: он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре предложений Конституции.

В любом случае выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.

Досрочное прекращение полномочий возможно в следующих случаях:

По инициативе самого Президента РФ - в случае его отставки.

Отставка - это добровольный уход с должности Президента и поэтому она предполагает наличие заявления Президента о сложении своих полномочий. Данное заявление служит началом развития событий отставки Президента. Оно подается в письменной форме с указанием года, месяца, дня и часа, с которого начинается отставка. Причем отставка должна следовать в день объявления о ней. Конституция не требует от Президента мотивации отставки. Она также не допускает ее возможности в пользу другого лица. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер.

C объявленного момента Председатель Правительства считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента. В свою очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел.

Ст. 82 Конституции РФ предусмотрен порядок вступления Президента в должность, принесение народу (в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда) присяги в торжественной обстановке, но не отрегулирован законодательно порядок ухода Президента в отставку.

31 декабря 1999 года россияне стали свидетелями первой в истории современной России отставки Президента Б.Н. Ельцина. Своим Указом 31.12.1999 N 1761 "Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации" он публично объявил о своей отставке и досрочном прекращении полномочий.

По не зависящим от воли Президента РФ причинам - в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия является следующим конституционным основанием прекращения исполнения президентских обязанностей.

Медицинская комиссия дает заключение о том, что Президент уже не в состоянии вернуться к делам и тогда Председатель Правительства приступает к исполнению обязанностей Президента, делая специальное объявление об этом. Со дня такого объявления начинается отсчет указанных в Конституции трех месяцев для проведения новых выборов.

Нужно ли делать Президенту специальное заявление о прекращении своих полномочий? Ответ на этот вопрос зависит от конкретной ситуации. Его замещение Председателем Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь в отпуске, Президент продолжает оставаться «при исполнении». Поэтому формулировка ч. 3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. А вот при их наступлении все зависит от конкретных обстоятельств.

По инициативе Федерального Собрания - в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности (импичмент).

Отрешение Президента от должности является высшей формой ответственности Президента.

Основанию - отрешения Президента от должности - посвящена отдельная статья Конституции. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть «…отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления…». Эти обвинения должны быть подтверждены документально заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Этапы процедуры отрешения Президента РФ от должности.

1. Выдвижение обвинения.

Инициировать процедуру обвинения могут только депутаты Государственной Думы. Чтобы только поставить такой вопрос необходимо собрать подписи не менее 150 депутатов. Депутаты обязаны указать конкретные признаки преступления и обосновать причастность Президента к этому преступлению.

После этого Дума образует специальную комиссию, которая имеет право заслушивать любых лиц, для уточнения фактов, положенных в основу обвинения, заслушивать представителя Президента РФ.

В результате работы комиссия дает заключение о наличии факта преступления, а также о соблюдении процедуры выдвижения обвинения.

После этого Государственная Дума собирается на заседание и рассматривает предложение о выдвижении обвинения и заключение специальной комиссии. Это заседание может быть как открытым, так и закрытым.

Если Дума большинством в 2/3 голосов от своего общего состава (не менее 300 голосов) принимает Постановление о выдвижении обвинения против Президента, данное постановление в течение пяти дней направляется в Совет Федерации, Конституционный и Верховный Суд РФ.

Постановление об отказе в выдвижении обвинения является окончательным и подлежит официальному опубликованию.

Принятие постановления о выдвижении обвинения является очень важной точкой, т.к. п.4 ст. 109 Конституции запрещает Президенту распускать Госдуму как раз с момента выдвижения обвинения.

2. Заключение Верховного суда Российской Федерации.

Верховный Суд РФ, получив Постановление о выдвижении обвинения, участвует в продолжении данной процедуры, т.к. Конституция прямо требует заключения о наличии признаков преступления.

Пока процедура рассмотрения этого вопроса в Верховном Суде не урегулирована. Неизвестно, какая именно структура Верховного Суда должна рассматривать данный вопрос. Можно предположить, что заключение должно приниматься большинством от общего числа членов Верховного Суда РФ.

Заключение Верховного Суда направляется в Совет Федерации.

3. Рассмотрение вопроса Советом Федерации.

Совет Федерации рассматривает факты, установленные в ходе рассмотрения дела в Госдуме и Верховном Суде, после получения постановления Госдумы и заключения Верховного Суда (если заключение содержит подтверждение о наличии признаков преступления).

Совет Федерации созывается на заседании для направления для запроса в Конституционный Суд РФ о даче заключения по поводу соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения.

Совет Федерации должен направлять запрос в Конституционный Суд в месячный срок со дня принятия Постановления Госдумой.

4. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ не позднее 10 дней после регистрации запроса обязан дать заключение. В нем констатируется либо соблюдение, либо несоблюдение установленного порядка выдвижения обвинения.

5. Принятие решения Советом Федерации.

Не позднее трех суток после получения заключения из Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка созывается внеочередное заседание Совета Федерации с первым вопросом об отрешении от должности Президента РФ.

На это заседание приглашаются Президент и руководители высших органов государственной власти. На заседании выступают Председатель Госдумы - с сообщением об основаниях выдвижения обвинения, Председатель Конституционного Суда - для оглашения заключения, Председатель Верховного Суда - для оглашения данного этим судом заключения. Затем заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Наконец, слово по его желанию может быть предоставлено Президенту либо его представителю.

В итоге тайным голосованием принимается Постановление об отрешение Президента от должности. Если не набирается 2/3 голосов от общего состава Совета Федерации (не менее 119 голосов), рассмотрение обвинения против Президента прекращается.

Прекращение обвинения означает, что по данным основаниям данному Президенту РФ не могут быть впредь предъявлены обвинения.

С объявлением решения Совета Федерации об отрешении от должности Президента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ. Хотя в законе и не указано, но для общественного спокойствия и нормального хода государственных дел излишним не будет заявление Председателя Правительства о том, что он приступил к исполнению обязанностей.

Отрешение Президента от должности предполагает привлечение его к ответственности за данной преступление в обычном порядке. В этом случае на Президента не распространяется действие закона "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи".

президент власть политика суверенитет

В РФ прекращение полномочий Президента:

· Выборы нового Президента:

o С момента принесения присяги новым Президентом

· Досрочно:

o Отставка – добровольный уход со своей должности – он должен об этом объявить. Прекращение полномочий в связи с отставкой – прекращения полномочий Президента, а не исполнения. Нельзя вернуть. Президент не уходит в отставку и передаёт исполнение полномочий Председателю Правительства до назначения новых выборов, но не передаёт свою должность кому-то. У нас нельзя объявить об отставке досрочно (за n время).

§ Вдруг он передумает

§ Вдруг произойдут какие-то события, которые заставят его исполнять свои обязанности

Конституцией не предусмотрены указы исполняющего обязанности президента как категории. День в день, час в час.

o Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия – возникают два вопроса: как определить стойкую неспособность и кто определяет это. КС дважды обращался к этому вопросу и давал толкование ст. 62: Президент может болеть и серьёзно болеть, Председатель может временно осуществлять полномочия и.о. Президента. Это не влечёт новые выборы. В зарубежном опыте стараются делать так, чтобы народ не узнал об этих временных проблемах со здоровьем.
Это должна определять специальная государственная медицинская комиссия. В Германии она существует постоянно, окончательно вопрос решает BVerfG.

o Отрешение от должности

§ Одна палата (ГД) выдвигает обвинение

§ Другая палата (СФ) принимает решение об отрешении

§ Председатель ВС – даёт пояснение по заключению

§ Председатель КС – в СФ даёт заключение о том, что были соблюдены все конституционные требования

§ Президент в соответствии с регламентом СФ имеет право присутствовать на этих заседаниях СФ или направляет представителя.

Конституция не называет это судом над Президентом. Однако по факту оно так и есть. Имеет два последствия: 1) возможность возбуждения уголовного дела и 2) гарантии Президенту согласно ФЗ.



· Временно исполняет обязанности Президента Председатель Правительства РФ. Встаёт вопрос, а если он не может, то кто.

Президент прекращает исполнение полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (ст. 92, ч.1 Конституции РФ)

Конституция (ст.92, ч.2) предусматривает 3 возможности досрочного прекращения полномочий Президента РФ:

· Отставка

· При стойко неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

· Отрешение Президента от должности

1. Отставка

Добровольный уход Президента со своего поста

Данный ход он может претворить в жизнь путем издания соответствующего указа.

Так поступил товарищ Ельцин в 1999г.

Прекращение таким способом предполагает прекращение полномочий с момента издания указа , никаких отложенных отставок в наших условиях не может быть (хотя на Западе это практикуется для того, чтобы успеть передать дела своему временному сменщику).

2. По состоянию здоровья

Конкретных указаний на особенности такого ухода Конституция нам не дает, но Сурен любезно поясняет, что это, «видимо», происходит без испрашивания мнения Президента, независимо от его воли (т.к. без этого эта форма ничем не отличалась бы от отставки). Определяющим обстоятельством для данной формы ухода является заключение авторитетной медицинской комиссии о стойкой и необратимой неспособности по состоянию здоровья осуществления Президентом принадлежащих ему полномочий.

Стоит сказать, что мнение Авакьяна по поводу необязательности волеизъявления на досрочное прекращение полномочий подтверждается Постановлением КС от 11.07. 200Ог. По делу о толковании ст.91 и ст.91, ч.2 Конституции РФ.

3. Отрешение от должности

Данное основание заложено ст.93 Конституции РФ.

Президент может быть отрешен от должности:

· только на основании выдвинутого ГД обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Предложение о выдвижении обвинения против Президента вносится по инициативе не менее 1/3 депутатов ГД с формулированием ими своих мотивов и сбором подписей.

Затем ГД образует специальную комиссию из депутатов Палаты для оценки процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Комиссия состоит из :

· Председатель,

· заместителя председателя

· 13 членов комиссии.

Данная комиссия действует до тех пор, пока ГД не примет решения относительно предложения о выдвижении обвинения. Главные задачи данной комиссии :

· Проверка кворума для выдвижения обвинения и иных процедурных правил до принятия Думой решения о выдвижении обвинения,

· Ознакомление с документами, свидетельствующими о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения

· Заслушивание представителя Президента РФ

Главный итог ее работы : выработка для ГД заключения об обоснованности обвинения и о соблюдении всех процедурных правил. Данное заключение после этого рассматривается на заседании Государственной Думы. В его ходе наличествуют :

ü Доклад Председателя Комиссии, подготовившей заключение

ü Содоклад депутата, уполномоченного депутатами, выдвинувшими обвинение

ü Содоклад Президента или его полномочного представителя в ГД

По итогам обсуждения ГД 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Если все принимается, то Председатель объявляет об этом Палате, а затем оформляется постановление ГД , которое в 5 – дневный срок направляется в КС и ВС для дачи заключений .

Гарантии бывшему Президенту РФ:

Урегулированы ФЗ «О гарантиях Президенту РФ…», который НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ОТРЕШЕННЫХ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТОВ РФ!!!

ü Пожизненно сохраняется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания

ü Право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом своих полномочий

ü Жизнь и здоровье Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на определенные категории случаев

ü Обладает специфической неприкосновенностью (не может быть привлечен к УОтв и АдмОтв за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, *не может быть задержан и арестован по делам, которые связаны с исполнением им своих полномочий в прошлом и т.п.)

ü Имеет право не ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения

ü Получает в пожизненное пользование одну из государственных дач

ü Имеет право бесплатно пользоваться правительственной связью и другими видами связи органов государственной власти

Получает в свое распоряжение аппарат помощников, содержащийся за счет средств федерального бюджета

Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который был избран. Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента в случаях:

  • 1) отставки (по инициативе самого Президента);
  • 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (по причине не зависящей ни от какой воли);
  • 3) отрешения от должности (по инициативе Федерального Собрания).

При отставке Президента Российской Федерации или досрочном прекращении его полномочий выборы нового Президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Досрочные выборы Президента должны проводиться на основе федерального закона о выборах Президента. В тех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Сюда можно отнести длительную болезнь Президента (которая признана достаточным основанием для досрочного прекращения им своих полномочий), смерть Президента. Исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства ограничена сроком на три месяца - до избрания нового Президента. Объем прав и обязанностей Председателя Правительства меньше, чем у законно избранного Президента. Исполняющий обязанности Президента не имеет

права распускать Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Действующая Конституция России предусматривает возможность отрешения

Президента от должности на основании выдвинутого в отношении его обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления, составы этих преступлений определяются в Уголовном кодексе.

Конституция установила четкую процедуру рассмотрения вопроса об отрешении Президента. В этой процедуре участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации. Процедура отрешения Президента от должности проходит следующие этапы:

  • 1)Государственная Дума, числом голосов не менее чем одной трети депутатов, выдвигает обвинение против Президента, которое может служить основанием для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов палата (т.е. квалифицированным большинством голосов);
  • 2)Верховный Суд и Конституционный Суд России дают заключение по решению Государственной Думы. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении или несоблюдении порядка выдвижения обвинения (в случае принятия решения о несоблюдении порядка - рассмотрение обвинения против Президента прекращается);
  • 3)принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента от должности. Постановления об отрешении Президента от должности принимается Советом Федерации тайным голосованием квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей) на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной

Думы, заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Совет Федерации вправе принять постановление об отрешении Президента от должности не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, все обвинения против Президента считаются отклоненными. Отрешение Президента от должности не состоится, если до истечения трехмесячного срока Совет Федерации

отклоняет обвинения против Президента. После отрешения от должности (импичмента) Президент может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам уголовного законодательства как обычное лицо.

Согласно ст. 91 Конституции, Президент обладает неприкосновенностью. Это означает: никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец, Президента нельзя свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей.

В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента РФ.

В ч. 2 ст. 92 Конституции, посвященной этим вопросам, говорится: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий».

Важное значение имеет и часть 3 ст. 92: « Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации ».

Как видно, в ст. 92 существуют только три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента:

Отставка;

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

Отрешение от должности.

Добровольная отставка Президента РФ возможна по причине тяжелого физического состояния Главы государства. В этом случае Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке.

Отставка Президента Российской Федерации - досрочное прекращение полномочий главы государства на основании его личного волеизъявления.

Этим правом Президент может воспользоваться как любой государственный служащий. Для отставки Президента формально необходимо соблюдение одного условия - письменного заявления Президента об отставке.

Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он «передумал» и отзывает свое заявление об отставке.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия Президента. При этом, возможны две ситуации.

1 ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи.

Для этой ситуации как раз и подходит начальная формула ч. 2 ст. 92: Президент «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это практически означает ту же отставку - лишь с указанием конкретного основания.

Акт самоотрешения от должности намеревающийся досрочно прекратить исполнение своих полномочий Президент объявляет своим указом. Так, Указом от 31.12.1999 г. № 1761 Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.1999 № 1761 // СЗ РФ от 03.01.2000. - № 1 (ч. II). - Ст. 109. первый Президент РФ объявил о прекращении исполнения полномочий главы государства. Этим же Указом было объявлено о том, что полномочия Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ. Указом № 1762 от 31.12.1999 г. О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.1999 N 1762 СЗ РФ от 03.01.2000. - № 1 (ч. II). - Ст. 110. исполняющий обязанности Президента РФ В.В. Путин объявил о том, что в связи с отставкой Президента РФ Б.Н. Ельцина в соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции он приступил к временному исполнению полномочий Президента РФ.

2 ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, к примеру, при наступивших глухоте, слепоте и т. д. Речь идет, следовательно, о случаях, когда, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором, и Председатель Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей Президента на основании медицинских документов.

Практика и это подтвердила. Согласно Указу от 5.11.1996 г. «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации» О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.11.1996 № 1534 // СЗ РФ от 11.11.1996. - № 46. - Ст. 5239. в соответствии с Указом от 9.09.1996 г. Премьер-министр приступил к временному исполнению обязанностей Президента с 7 часов 00 минут 5.11.1996 г. Придя в себя после операции, т.е. будучи в сознании, но оставаясь физически весьма ослабленным человеком, Президент тем не менее тут же принял на себя президентские функции. 6 ноября 1996 г. был издан Указ « О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации», О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.11.1996 N 1535 // "Собрание законодательства РФ", 11.11.1996, N 46, ст. 5240. которым постановлялось, что исполнение прекращается с 6 часов 00 минут 6.11.1996 г.

Причем характерно то, что последним Указом были признаны утратившими силу Указы и от 5 ноября, и от 19 сентября 1996 г. Тем самым подчеркивалось, что речь идет о разовых документах, никакой общей нормативной базы для решения данного вопроса не создается, а если в будущем что-то подобное повторится, то потребуются новые указы Президента.

Итак, логика актов и действий Президента в период проведения ему операции на сердце в ноябре 1996 г. подтверждает, что, по его мнению, лишь ему принадлежит право определять, в состоянии ли он вновь заниматься государственными делами.

В части 2 статьи 93 Конституции Российской Федерации предусмотрен единственный случай возможного принудительного отстранения Президента Российской Федерации от должности - отрешение от должности, которое проводится в строго установленном федеральным законодательством порядке.

Основаниями отрешения Президента Российской Федерации от должности являются обвинение Президента Российской Федерации в государственной измене или в совершении им тяжкого преступления, то есть в данном случае речь идет не о политической, а о юридической парламентской ответственности Президента Российской Федерации.

В соответствии со статьей 93 Конституции Российской Федерации конституционная санкция заключается лишь в смещении (отрешении) с должности, что влечет утрату иммунитета и открывает путь для дальнейшего судебного преследования в обычном порядке.

Начало процедуры отрешения Президента Российской Федерации от должности связано с выполнением двух условий.

Прежде всего, обвинение Государственной Думой Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении им иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

1) заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления;

2) заключения Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Сама процедура отрешения от должности Президента Российской Федерации определена статьей 93 Конституции Российской Федерации и детализируется в главе 22 (статьи 176-180) Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также соответствующими статьями Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 30.10.2013) // СЗ РФ от 18.02.2002. - № 7. - Ст. 635.

Решение об отрешении Президента РФ принимается Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от общего числа членов палаты Федерального Собрания. Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным. Вопрос об отрешении Президента РФ от должности выносится на обсуждение Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обвинение Государственной Думы в отношении Президента РФ выдвигается при наличии заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения на основании инициативы не менее чем 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

Отрешение Президента от должности является основанием для прекращения им выполнения своих обязанностей в качестве Президента Российской Федерации. Бывший Президент Российской Федерации теряет конституционную неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности как обычный гражданин.

С момента прекращения полномочий Президента Российской Федерации по указанным основаниям и до избрания очередного главы государства соответствующие государственные функции исполняет Председатель Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ). В этой же статье установлено, что исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации.

Выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации. При этом, во всех случаях прекращения полномочий (кроме случаев отрешения от должности за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления) бывшему Президенту РФ гарантируется:

1) неприкосновенность за мнения и действия, выраженные в связи с исполняемыми обязанностями по должности Президента РФ, если они не содержат в себе оскорбления или иного состава преступления;

2) выплата установленной пенсии Президенту в размере, отвечающем его положению;

3) сохранение всей его личной собственности, за исключением предоставленной ему в связи и на срок исполнения полномочий Президента РФ;

4) другие права, установленные федеральным законодательством.

В случае смерти Президента РФ его семье и близким гарантируется выплата соответствующего пособия и пенсий, а также сохранение всей собственности, за исключением предоставленной Президенту РФ для исполнения полномочий и на их срок.

Виды оснований прекращения полномочий Президента РФ

Полномочия Президента государства могут быть прекращены по разным основаниям. Как правило, эти основания предусматриваются законами. Однако на практике имеют место случаи, когда полномочия президента прекращаются по основаниям, не предусмотренным законодательством. Например, первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977г. не предусматривала такого основания прекращения существование самого государства.

Примером нелегитимного прекращения полномочий президента может служить утрата власти в результате революции, когда власть президента или насильственно ликвидируется, или переходит в другие руки в результате ее захвата вопреки закону.

Правовыми основаниями прекращения полномочий президента являются те основания, которые предусмотрены законодательством (выборы другого президента, уход в отставку, упразднение поста президента и др.) Прекращение полномочий президента может быть осуществлено по истечении предусмотренного конституцией срока пребывания в этой должности и досрочно.

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ:

1. Истечение Срока

В ч. 1 ст. 92 Конституции РФ установлено, что Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Это обычный порядок прекращения полномочий. В остальных случаях, о которых пойдет речь ниже, полномочия могут быть прекращены досрочно.

2. Отставка Президента

Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий досрочно в случае отставки - добровольного ухода с должности Президента. Так именно поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года. Но, к сожалению, сама процедура ухода в отставку в законе не регламентирована и не урегулирована.

3. Стойкая неспособность

Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

К сожалению, и это основание не регламентировано - ни Конституция, ни федеральное законодательство не определяют процедуру прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности.

В связи с этим Конституционный Суд РФ 11 июля 2000 г. принял Постановление по делу о толковании положений ст. 91 и ч. 2 ст. 92 Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия Российская газета. 2000. 21 июня. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи.

В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из занимаемого Президентом РФ места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, Конституция РФ закрепляет неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом РФ принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

В своем Постановлении Конституционный Суд РФ истолковал положение ч. 2 ст. 92 следующим образом:

для досрочного освобождения главы государства необходимо выработать особый порядок такого освобождения;

положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в Основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением ст. 92 (ч. 2);

для установления стойкой неспособности требуется особая процедура с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер. Для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может не являться обязательной предпосылкой волеизъявление Президента;

приведение в действие досрочного прекращения полномочий допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставки;

порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья может быть облегченным, упрощенным. При том должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ.

В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполнение до вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ.

4. Отрешение Президента от должности

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента в случае его отрешения от должности урегулирован Конституцией (ст. 93). Отрешение от должности - высшая форма ответственности Президента, и исходя из статуса главы государства порядок отрешения от должности достаточно сложный.

Основанием отрешения Президента от должности являются выдвинутые Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Отрешение Президента от должности проводится в три этапа.

Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.

На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден.

Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными.

В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.

Но независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения Президента от власти всплыли нерешенные в действующем законодательстве проблемы.

В частности, неурегулированность нормами права процедуры предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. Во-первых, не регламентирован вопрос о процессуальном порядке рассмотрения Верховным Судом РФ признаков преступления в действиях главы государства. Во-вторых, неясно, кто в Верховном Суде должен давать заключение - коллегия, президиум или пленум Верховного Суда. И, в-третьих, при отсутствии нормативных актов, регламентирующих эту процедуру, Конституционный Суд РФ просто не может проверить соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения.

Кроме того, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от должности. Конечно, отрешение от власти Президента - это достаточно ответственное решение, здесь недопустимы легкость и упрощенность процедуры. Но с другой стороны также не допустимо ее чрезмерное усложнение.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования